Закон о пластиковых картах
Garant-agency.ru

Юридический портал

Закон о пластиковых картах

Положение ЦБР от 24 декабря 2004 г. N 266-П “Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием” (с изменениями и дополнениями)

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 10 августа 2012 г. N 2862-У название изложено в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.

Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П
“Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием”

С изменениями и дополнениями от:

21 сентября 2006 г., 23 сентября 2008 г., 15 ноября 2011 г., 10 августа 2012 г., 14 января 2015 г.

ГАРАНТ:

См. Обобщение практики по вопросам выпуска банковских карт и совершения операций с их использованием, доведенное письмом Банка России от 25 сентября 2009 г. N 117-Т

О применении настоящего Положения см. письмо Банка России от 10 июня 2005 г. N 85-Т

О составлении и представлении отчетности кредитных организаций с использованием банковских карт см. письмо Банка России от 10 июня 2005 г. N 86-Т

Информация об изменениях:

Указанием Банка России от 10 августа 2012 г. N 2862-У преамбула изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 июля 2013 г.

Настоящее Положение на основании Федерального закона от 27 июня 2011 года N 161-ФЗ “О национальной платежной системе” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 27, ст. 3872) (далее – Федеральный закон N 161-ФЗ), части второй Гражданского кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 5, ст. 410), Федерального закона от 10 июля 2002 года N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 28, ст. 2790; 2003, N 2, ст. 157; N 52, ст. 5032; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 25, ст. 2426; N 30, ст. 3101; 2006, N 19, ст. 2061; N 25, ст. 2648; 2007, N 1, ст. 9, ст. 10; N 10, ст. 1151; N 18, ст. 2117; 2008, N 42, ст. 4696, ст. 4699; N 44, ст. 4982; N 52, ст. 6229, ст. 6231; 2009, N 1, ст. 25; N 29, ст. 3629; N 48, ст. 5731; 2010, N 45, ст. 5756; 2011, N 7, ст. 907; N 27, ст. 3873; N 43, ст. 5973; N 48, ст. 6728), Федерального закона “О банках и банковской деятельности” (в редакции Федерального закона от 3 февраля 1996 года N 17-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР, 1990, N 27, ст. 357; Собрание законодательства Российской Федерации, 1996, N 6, ст. 492; 1998, N 31, ст. 3829; 1999, N 28, ст. 3459, ст. 3469; 2001, N 26, ст. 2586; N 33, ст. 3424; 2002, N 12, ст. 1093; 2003, N 27, ст. 2700; N 50, ст. 4855; N 52, ст. 5033, ст. 5037; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3233; 2005, N 1, ст. 18, ст. 45; N 30, ст. 3117; 2006, N 6, ст. 636; N 19, ст. 2061; N 31, ст. 3439; N 52, ст. 5497; 2007, N 1, ст. 9; N 22, ст. 2563; N 31, ст. 4011; N 41, ст. 4845; N 45, ст. 5425; N 50, ст. 6238; 2008, N 10, ст. 895; N 15, ст. 1447; 2009, N 1, ст. 23; N 9, ст. 1043; N 18, ст. 2153; N 23, ст. 2776; N 30, ст. 3739; N 48, ст. 5731; N 52, ст. 6428; 2010, N 8, ст. 775; N 19, ст. 2291; N 27, ст. 3432; N 30, ст. 4012; N 31, ст. 4193; N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873, ст. 3880; N 29, ст. 4291; N 48, ст. 6730; N 49, ст. 7069; N 50, ст. 7351; 2012, N 27, ст. 3588), Федерального закона от 10 декабря 2003 года N 173-ФЗ “О валютном регулировании и валютном контроле” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 50, ст. 4859; 2004, N 27, ст. 2711; 2005, N 30, ст. 3101; 2006, N 31, ст. 3430; 2007, N 1, ст. 30; N 22, ст. 2563; N 29, ст. 3480; N 45, ст. 5419; 2008, N 30, ст. 3606; 2010, N 47, ст. 6028; 2011, N 7, ст. 905; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4584; N 48, ст. 6728; N 50, ст. 7348, ст. 7351) и в соответствии с решением Совета директоров Банка России (протокол заседания Совета директоров Банка России от 17 декабря 2004 года N 31) устанавливает порядок выдачи (далее – эмиссия) кредитными организациями (далее – кредитные организации-эмитенты) на территории Российской Федерации платежных карт (далее – банковские карты) и особенности осуществления кредитными организациями операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация, иностранный банк или иностранная организация.

Председатель Центрального банка

* Справочно: термины “эквайрер” и “эквайринг” содержатся в Глоссарии терминов, используемых в платежных и расчетных системах.//Комитет по платежным и расчетным системам – Банк международных расчетов. Март 2003. С. 7.

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2005 г.

Регистрационный N 6431

Устанавливается новый порядок выдачи на территории РФ банковских карт кредитными организациями и особенности осуществления операций с платежными картами, эмитентом которых может являться кредитная организация или юридическое лицо, не являющееся кредитной организацией.

Порядок не распространяется на карты эмитентов, не являющихся кредитными организациями, предназначенные для получения предварительно оплаченных товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности).

По сравнению с ранее действующим Положением ЦБР от 9 апреля 1998 г. N 23-П порядок дополнен операциями с расчетными картами с овердрафтом и предоплаченными картами.

В случае отсутствия или недостаточности денежных средств на банковском счете при совершении клиентом операций с использованием расчетной карты клиенту в пределах лимита, предусмотренного в договоре банковского счета, может быть предоставлен овердрафт для осуществления данной расчетной операции при наличии соответствующего условия в договоре банковского счета.

Предоплаченная карта предназначена для совершения ее держателем операций, расчеты по которым осуществляются кредитной организацией – эмитентом от своего имени, и удостоверяет право требования ее держателя к эмитенту по оплате товаров (работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности) или выдаче наличных денежных средств. При совершении клиентом – физическим лицом операций с использованием предоплаченной карты договор банковского счета (договор банковского вклада) не заключается.

В новом положении отсутствуют положения по отражению в бухгалтерском учете кредитных организаций операций с использованием банковских карт. Перечисляются положения, связанные с эмиссией банковских карт, которые должны включаться во внутрибанковские правила.

Положение подлежит опубликованию в “Вестнике Банка России” и вступает в силу с 10 апреля 2005 г.

Положение Банка России от 24 декабря 2004 г. N 266-П “Об эмиссии платежных карт и об операциях, совершаемых с их использованием”

Зарегистрировано в Минюсте РФ 25 марта 2005 г.

Регистрационный N 6431

Положение вступает в силу с 10 апреля 2005 г.

Текст Положения опубликован в “Вестнике Банка России” от 30 марта 2005 г. N 17

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Указание Банка России от 14 января 2015 г. N 3532-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”

Указание Банка России от 10 августа 2012 г. N 2862-У

Изменения вступают в силу с 1 июля 2013 г.

Указание Банка России от 15 ноября 2011 г. N 2730-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”

Указание Банка России от 23 сентября 2008 г. N 2073-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”

Указание Банка России от 21 сентября 2006 г. N 1725-У

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Указания в “Вестнике Банка России”

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Новый закон о банковских картах в 2019 году – миф или реальность?

Новый закон о банковских картах в 2019 году – миф или реальность? Современный мир сложно представить без банковских карт. Постоянные переводы, оплата без комиссий значительно облегчают жизнь современного человека. Но как известно, чем больше значение какого-либо предмета в жизни общества, тем больше оно контролируется государством. Поэтому ни для кого не стало удивительным, когда в январе 2019 года правительство России объявило о целом ряде перемен и новшеств использования банковских карт. Каждая новая реформа в банковской системе обязательно обрастает огромным комом нелепых домыслов. Некоторые пользователи сети даже распространяют версию “банковского заговора”. Действительно ли реформы 2019 года так сильно затрагивают права пользователей банковскими картами, как предполагают интернет-эксперты?

  • Переводы с иностранных карт будут отслеживаться.

Данный закон является логичным продолжением, всем известного закона о противодействии легализации доходов, полученных незаконным путем. Данное нововведение позволит отследить любые переводы с карты, выпущенной иностранным банком, на карту гражданина России. Банк, являющийся представителем услуг, обязуется в течение трех дней предоставить информации о переводе в Росфинмониторинг. Список иностранных банков, попавших под мониторинг, на данный момент не известен.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Читать еще:  Обходной лист при увольнении законно ли это

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

  • Центробанк будет получать информацию о подозрительных переводах по карте


Как и предыдущий пункт, данный проект стал продолжением Закона о противодействии мошенничеству. Также, важно помнить, что с 26 сентября 2018 года был подписан законопроект, обязывающий банки отслеживать и замораживать переводы по картам, если данная операция не соответствует платёжной истории владельца. Банк обязан заблокировать данную операцию и затребовать у владельца карты подтверждение данной операции. Если же в течение двух дней клиент не откликается операция размораживается и исполняется. Причём все данные об участниках операции, номерах карт отправителей и получателей, размер перевода, будут отправлены в Центробанк.

  • Если банк зафиксировал “подозрительную операцию”, произведенную по карте, то банк может установить ограничение выдачу наличных денег.

Центробанк устанавливает целую систему противодействия мошенническим действиям, совершаемых без согласия клиента по картам. Банк должен ввести ограничение на получение наличных денег через банкомат лишь в том случае, если до этого момента карта была задействованная в проведении “подозрительных операций”. Данная мера должна помочь избавиться от целого ряда мошеннических действий.

  • Платежная система МИР станет обязательной для военнослужащих, уходящих на пенсию

В феврале 2019 года военные и представители правоохранительных органов, уходящие на пенсию, будут переведены на платежную систему МИР. Данный процесс должен завершиться 1 июля 2020 года.

  • Система быстрых платежей по картам станет доступнее

Центробанк уже долгое время проводит работу над усовершенствованием данной системы. В рамках данной системы пользователь получит возможность осуществлять моментальные переводы размером не превышающие 600 000 рублей, используя лишь обычные индикаторы, такие как номер телефона или адрес электронной почты.

  • С 2020 года платежи будут подвергаться комиссионному сбору.

В период с 2018-2019 год Центробанк принял решение не внедрять комиссию на платежи, но с января 2020 года банки могут установить определенную сумму (не более 9 рублей) комиссионного сбора.

Но с января 2019 года распространилась информация о введении налога на операции (в основном переводы) между физическими лицами. Данная новость в скором времени распространилась среди населения и вызвала волну негодования. Стоит ли волноваться и полностью отказываться от кредитных карт?

Важно понимать, что создание нового законопроекта вызвано тем, что большая часть трудоспособного населения (а это более 30 миллионов человек) является само занятым, т. е не облагаются никакими налоговыми пошлинами. К само занятым относятся в основном представители удаленных профессий- фрилансеры, удаленные программисты и владельцы незарегистрированного бизнеса. Чтобы восполнить такую “финансовую дыру” правительство решило создать данную систему. Тем более, что условия можно назвать весьма выгодными, налог составит лишь 4-5% от полученной суммы. Следует подчеркнуть, что переводы между физическими лицами, не вступающими в торговые отношения налогами облагаться не будут!


При получении перевода, являющимся оплатой труда, сам пользователь может оплачивать ли ему налог или нет. Данные счетов не будут проверяться никакими закон уполномоченными органами, банки не будут производить никаких автоматических удержаний при осуществлении переводов денежных средств. Сама система налогообложения основывается на сознательности и ответственности самих граждан. Исходя из этого возникает логичный вопрос: а зачем это самому пользователю?

Новый вид налога, намного ниже принятых НДС и НДФЗ, тем более, что регулярная выплата данного налога является основой для получения кредита, позволяет фрилансеру заключить официальный договор с заказчиком, что служит гарантом безопасности, как для самого пользователя, как и для юридического лица, нанимающего на удаленную работу. Налог на профессиональный налог (официальное название налога) будет удобен для физических и юридических лиц, осуществляющим свою деятельность без наемной силы, не специализирующихся на купле-продаже и посреднической деятельности.

Тонкость НПД заключается в том, кто будет выплачивать налог. Если оплату налога производит сам пользователь карты (работник), то комиссионный сбор составит 4%, если же был составлен трудовой договор и оплату осуществляет юридическое лицо, то налоговая ставка будет повышена на 2%. Предположительно данная система должна осуществить “включение” самозанятого населения в единую систему налогообложения, позже планируется ввести понятие “самозанятости” в систему пенсионных выплат.

Первоначальна произведенная реформа затронет лишь пользователей государственных банков, в первую очередь клиентов Сбербанка. Для начисления налоговой выплаты физическому лицу необходимо встать на учет в Налоговой, обратившись туда с заявлением о “самозанятости”. После этого данные будут направлены в финансовое учреждение, через которое производятся переводы. Дальнейшее произведение выплат будет осуществляться уже напрямую с банком.

Также важно подчеркнуть, что первоначально система налогообложения будет распространяться лишь на территории Москвы, Московской и Калужской областей, республики Татарстан, после успешного апробирования система начнет действовать и в других регионах РФ.

Поэтому важно понимать, что скрывается за той или иной налоговой реформой. Ни один налог в Российской Федерации не может быть установлен в частном порядке (даже Ценробанком), прежде, чем налог будет установлен, первоначальный законопроект должен пройти целый ряд слушаний в парламенте, затем уже вносится в Налоговый кодекс РФ. Зная данный факт, можно с легкостью отмести все нелепые слухи “о заговоре банков” против физических лиц.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему – позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

В этой статье вы узнали, Новый закон о банковских картах в 2019 году – миф или реальность? Если у вас возникли вопросы и проблемы, требующие участие юристов, то вы можете обратиться за помощью к специалистам информационно-правового портала «Шерлок».

Юридическая Компания «ЮСТ.АС»

Суды Договоры Юридическое обслуживание

Новый закон о банковских картах в 2019 году – миф или реальность?

Кто бы мог подумать, что приятно-шуршащие денежные купюры вскоре заменит кусок пластика. А ведь так и произошло, распознав удобство и простоту, современный человек предпочитает хранить свои сбережения именно на банковской карте, да что уж хранить — расплачиваться в магазине, совершать переводы, оплачивать коммунальные услуги — все это теперь можно делать в один клик и при этом, не выходя из дома.

Совсем не давно, всех будоража, появилась новость о большой реформе, касающийся как раз банковских карт и оказанных по ним услуг. Тут же новость обросла сплетнями и отличить, где правда, а где ложь и что в итоге вообще изменится, сложно, вот и попробуем разобраться в данной статье.

Конкретные новшества:

  1. Денежные переводы с иностранных карт будут контролироваться?

Здесь нельзя не отметить последовательность нововведений, чуть ранее вышел закон о борьбе с нелегально полученными доходами. Сегодняшнее преобразование как раз логическое его продолжение. Теперь можно с легкостью проследить схему перевода денежных средств с карт иностранных банков на отечественные. Банк, который осуществляет все действо, в течение максимум трех дней обязан предоставить детальный отчет о переводе. Но, к сожалению, полный список банков готовых пойти на такие условия доподлинно не известен.

Все операции, вызвавшие хоть малейшее подозрение, будут рассматриваться Центральным банком?

И снова скорее не новшество, а продолжение ранее начатого, так совсем недавно вышел законопроект, суть которого — борьба с мошенничеством. Отныне банк должен отслеживать все операции и если какая-либо не соответствует истории платежей данного держателя карты, то банк вправе приостановить операцию до тех пор, пока не получит подтверждения от самого клиента. Но это не значит, что операция не будет проведена, срок отклика всего 2 дня, если за это время подтверждение не последует, операция все равно пройдет, но уже автоматически, но все детали, включая ФИО участников, а так же полные сведения об их картах станут известны Центральному банку.

Если «подозрительная операция» все-таки замечена, то банк имеет право приостановить выдачу наличных средств?

На данный момент действует обширная программа, которая нацелена вовсе искоренить мошеннические действия, связанные с банковскими картами. Один из пунктов как раз и касается сомнительных переводов, если главный банк заподозрит карту в таковом, действительно может начаться некое ограничение по выдачи денежных средств. Если же действие будет ошибочное, лимит на снятие тут же будет снят.

Обязательное условие выхода на пенсию военнослужащим — переход на систему Мир?

Действительно, данное нововведение вступило в законную силу уже с февраля 2019 года. Все граждане, занятые в этой сфере и достигшие пенсионного возраста автоматически попадают в эту систему. Причем окончательный перевод всех лиц должен быть выполнен за три года, то есть к 2020г.

Система мгновенных платежей станет реальной?

Споры поэтому вопросы ведутся давно, Центральный банк все же решил воплотить этот миф в жизнь. На сегодняшний день разговор идет о быстрых переводах, но на ограниченную сумму, максимальное значение — 600 000 тысяч рублей. Причем для осуществления операции клиенту понадобится минимум действий, достаточно иметь номер сотового и адрес электронной почты.

Будет ли введена комиссия за платежные операции?

Читать еще:  Законно ли привлечение к ответственности за нанесенный человеку удар?

Еще год назад заговорили о банковской комиссии, в 2019 году разговоры продлились. Но вводить сейчас сборы все же не решились, а вот через год данный миф, скорее всего полностью воплотится в реальность. С 2020 года банки станут иметь право устанавливать комиссионный сбор, но некие рамки все же были определены, заявленная сумма не может превышать порога в девять рублей.

Но это не все, поговаривают, что и переводы между физическими лицами так же станут, облагаться сборами. Общество взорвалось, многие тут же побежали отказываться от карт, особенно кредитных, оправданно ли?

Это нововведение требует дательного разбора. Во-первых, стоит уяснить, что подвергаться комиссии будут только именно товарно-денежные отношения, обычные переводы, например по системе «мама-дочка» останутся без изменений. А во-вторых, стоит разобраться, кто в эти торговые отношения будут вступать? По мнению разработчиков данной реформы, большая часть рабочего населения занято личной трудовой деятельностью, например мелкие, не зарегистрированные бизнесмены или свободные писатели, так вот их доход не облагается никакими налогами, при этом денежные операции, как раз переводы они совершают частенько (выплата вознаграждения за выполненный заказ) , вот именно с них и будет браться сбор. Причем процент будет совершенно не зависеть от переводимой суммы, такса — фиксированная и совершенно не бьющая по карману, максимум 4-5 %. Конкретный пример, перевод свободно работающему программисту в 1000 тысячу рублей, удерживаемая сумма не сможет превышать 50 рублей максимум и соответственно 40 рублей минимум.

Но и тут есть несколько немаловажных нюансов, первый состоит в том, что специальных контролирующих органов за этими переводами создаваться не будет, то есть сами операции негде и ни у кого высвечиваться и отслеживаться не будут, единственная надежда у банка на сознательность и добросовестность получателя. Но все ли готовы расстаться с кровно заработанными — вопрос риторический?? Хотя некая обязанность его уплаты все же есть, так как сумма не такая значительная, для сравнения подоходный налог или тот же НДС намного выше. И если тот же писатель или бизнесмен будет вести отчисления с каждой операции, его кредитная история будет получать положительные баллы и скорее всего при необходимости энная денежная сумма в долг при необходимости ему будет заведомо одобрена. А также данный сбор будет выступать в роли гаранта надежности между работником и нанимателей. А, втора особенность состоит в том, что по проекту налог в 4-5% не обязательно должен выплачивать исполнитель, если все же был составлен срочный трудовой договор на выполнение определенного, разового поручения оплачивать может и заказчик, но тут стоит учесть, что тогда процент возрастет и будет равен 6-7%. Такое развитие событий выбрано не специально, в планах внести эти разовые работы в общность налоговой системы, а далее с них так же выполнять пенсионные отчисления.

Конкретно это нововведение станет доступно только пользователям государственных банков. Что бы иметь возможность отдавать необходимый процент владельцу карты нужно встать на учет в ближайшем отделении налоговой, там попросят написать заявление, где в пункте работа будет указано слово «самозанят». Далее вся информация попадет в финучреждение, а оттуда уже в банк и все операции будут вестись уже с ним. На первых этапах такая система будет действовать только в нескольких регионах страны, а именно в Москве, Калуге и республике Татарстан, если все пройдет гладко, задействуют и все остальные регионы.

Поэтому подводя итог, стоит отметить, по сути, боятся населению особенного нечего, введение «драконтовых законов» России не грозит, большая часть новшеств способствует лучшей защите наших банковских карт и хранящихся на них денег, а так же облегчит жизнь людям часто совершающих значимые переводы, ну, а налоги, они есть и будут, главное во всем детально разобраться.

Франклин: “Человек, добившийся соблюдения своих законных прав приносит государству пользу большую, чем человек покорно лишь исполняющий свои обязанности.”

Контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Согласно указаниям ст. 86 НК РФ, вступившим в силу 1 июля 2020 года, все банковские учреждения обязуются по первому требованию налоговой службы передавать в ФНС сведения о движении средства на дебетовых картах клиентов-физлиц. Чем подобный контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года обернется для граждан? Будет ли взиматься НДФЛ со всех денежных пополнений?

Чем грозит контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года со стороны ФНС

В интернете с июня текущего года начали появляться новости о том, что налоговая служба займется изучением поступлений на пластиковые карты россиян, в результате чего владельцев карт станут повсеместно вызывать на допросы. Физические лица должны будут предъявить доказательства того, что денежные поступления не являются доходом за оказание каких-либо услуг или выполнение работ. В том случае, если подтверждения не будут предоставлены, ФНС получает право взимать с «доходов» налог по стандартной ставке НДФЛ 13%.

Такие предположения являются заблуждением – никакие поправки в Налоговый кодекс относительно обложения налогом поступлений на карту не были приняты. Давайте разберемся, в каких случаях сотрудники налоговой службы имеют право вызвать на допрос гражданина, расспросить об источнике денежных переводов и доначислить НДФЛ.

Усилится ли контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

С 1 июня 2020 года действительно вносились изменения в текст ст. 86 НК РФ, однако, изменения эти имеют отношение только к счетам в драгоценных металлах – с точки зрения налогового контроля, таковые были приравнены к денежным счетам. В новых положениях говорится о том, что каждый банк России обязан предоставлять по первому требованию налоговой службы в течение 3 дней с момента получения запроса:

  • справки о наличии счетов, вкладов и об остатках драгоценных металлов на счетах/депозитах;
  • выписки по операциям на счетах юридических и физических лиц, включая ИП;
  • справки об остатках и переводах электронных денежных средств.

Подобные запросы ФНС может делать в 2 случаях: если проводится камеральная проверка (ст. 88 НК РФ), и в случае истребования документов или сведений в согласии со ст. 93.1 НК РФ. Если на карте физлица будут обнаружены денежные средства, происхождения которых следует пояснить, гражданина вызовут на допрос. Если выяснится, что это доходы, и владелец счета уклоняется от уплаты налога, будет наложен штраф в размере 20% от суммы неуплаченного налога и доначислен НДФЛ 13%.

Нужно сказать, что, хотя недавние изменения в налоговом законодательстве не относятся к контролю за денежными переводами на карты граждан, усиление контроля со стороны ФНС все же очевидно. Если на карту физического лица (в том числе зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя) регулярно поступают деньги неизвестного происхождения (особенно если суммы примерно одинаковые, и деньги приходят в один и тот же день), это обязательно привлечет внимание налоговой инспекции – они заподозрят «серые» доходы. В наше время достаточно много людей становится фрилансерами и самозанятыми гражданами, не желая уплачивать НДФЛ и взносы в ПФР.

Случаи попытки доначисления налога уже имели место быть. В Белгородской области пенсионер был вызван для дачи разъяснений относительно дорогого автомобиля, который тот недавно приобрел. Налоговая служба посчитала, что пенсионного пособия и денег, вырученных от продажи старой машины было бы недостаточно для подобной покупки, и на сумму разницы доначислила НДФЛ. Пенсионер обжаловал решение в суде, и Верховный суд РФ отменил решение судов первой и апелляционной инстанции, пояснив, что размер расходов в налоговом периоде нельзя приравнивать к величине доходов, и что основанием для доначисления налога может быть только обнаруженный незадекларированный доход.

★ Книга-бестселлер “Бухучет с нуля” для чайников (пойми как вести бухгалтерский учет за 72 часа) куплено > 8000 книг

Что делать, если налоговая вызывает гражданина свидетелем по статье 90 НК РФ

Согласно положениям ст. 90 НК РФ, налоговые органы имеют право на вызов в ФНС любого гражданина (россиянина, иностранца, лицо без гражданства) в качестве свидетеля, если посчитают, что его показания помогут в осуществлении налогового контроля и предотвращения или пресечения налоговых преступлений. Согласно п. 2 ст. 90 НК РФ, Постановление ВАС от 30.07.2013 № 57, ст. 51 Конституции РФ, при определенных обстоятельствах не могут быть вызваны в качестве свидетеля:

  1. Лица, располагающие сведениями, которые могли бы помочь в осуществлении налогового контроля, но которые были получены в ходе осуществления профессиональной деятельности, предполагающей сохранение профессиональной тайны (аудиторской, адвокатской и т.д.).
  2. Граждане малолетнего возраста (до 14 лет), нездоровые физически/психологически люди (инвалиды, недееспособные), в связи с чем не имеющие возможности в должной степени осознавать и оценивать обстоятельства, о которых их планировалось расспросить.
  3. Отказавшиеся от дачи показаний сотрудники компании-налогоплательщика при приостановлении выездной проверки.
  4. Граждане, отказавшиеся свидетельствовать против себя и близких людей.

Допрос проводится в отделении ФНС или, в случае наличия у свидетеля физических недостатков, не позволяющих ему явиться в налоговую – по месту жительства гражданина. Свидетельские показания вносятся в протокол по форме, утвержденной приказом ФНС от 08.05.2015.

Читать еще:  Вопрос о законном выселении неработающего отца

Как избежать проблем с налоговой службой

На самом деле, контроль за движением средств на счетах физических лиц осуществляется налоговой службой давно – согласно положениям Федерального закона от 07.08.2001 № 115-ФЗ, банки обязаны передавать ФНС интересующие их сведения. Это мера по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

Если на банковский счет физического лица регулярно приходят деньги от другого физического лица, налоговая служба начинает подозревать, что это оплата за оказанные услуги или выполненные работы. Чтобы не дать повода налоговым инспекторам сомневаться в целях денежных переводов, следует обозначать назначение платежа при его отправке. Необходимо оставить комментарий наподобие «Возвращаю долг» или «Это тебе на день рождения».

Законодательные акты по теме

Федеральный закон от 08.12.2010 № 343-ФЗ О внесении изменений в ч. 1 и 2 Налогового кодекса РФ
Приложение 30 к Приказу ФНС РФ от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ Форма решения о привлечении к налоговой ответственности

Типичные ошибки

Ошибка: Гражданин был вызван в налоговую службу в качестве свидетеля. Он не явился без всяких на то оснований, просто проигнорировав уведомление.

Комментарий: Неявка в налоговую службу гражданина, получившего письменное уведомление о необходимости дачи свидетельских показаний, грозит ему наложением штрафа в размере 1000 рублей.

Ошибка: Гражданин, вызванный для дачи разъяснений относительно крупных сумм поступлений на его дебетовую карту, предоставил сотруднику ФНС ложные сведения об источники денежных средств.

Комментарий: За дачу ложных показаний налоговая служба вправе оштрафовать гражданина на 3000 рублей.

Ответы на распространенные вопросы про контроль поступлений на карту физлиц с 1 июля 2020 года

Вопрос №1: Меня вызвали свидетелем в налоговую службу, что это может значить? Мне что-либо грозит? Если я проживаю в Москве, меня могут вызвать в налоговую в Екатеринбург?

Ответ: Если юрисдикция налоговой службы, вызывающей свидетеля, не распространяется на регион его проживания, она подает запрос в ИФНС по месту его проживания. Свидетель может быть вызван по достаточно широкому ряду вопросов – от проверки адреса регистрации юридического лица до проверки реальности совершаемых сделок.

Вопрос №2: Как узнать, для чего налоговая служба вызывает гражданина в качестве свидетеля?

Ответ: О причинах вызова гражданина в налоговые органы будет написано в письменном уведомлении (повестке).

Новый закон по банковским картам с 1 июля 2018 года

В последнее время, в Интернете и СМИ всё чаще стали появляться слухи о введении с 1 июля 2018 года закона о банковских картах, который заставит граждан уплачивать налоговую пошлину с «незарплатных» поступлений более 4 тысяч рублей. При этом, ещё нужно будет и отчитаться в налоговой службе.

Однако, мало кто из журналистов потрудился выяснить, что за изменения в Налоговом кодексе стали причиной этой распространяющейся информации.

Сегодня мы расскажем о настоящем смысле свежих изменений в финансовом законодательстве, а также узнать о возможности блокировки банковских карт и введении налога на крупные денежные переводы с карты на карту.

СПРОСИТЬ ЮРИСТА – БЫСТРЕЕ ,чем читать ! ПОЛУЧИ БЕСПЛАТНУЮ КОНСУЛЬТАЦИЮ – пока остальные за это ПЛАТЯТ!

Миф или всё-таки реальность?

Вначале, хотим успокоить наших читателей и заверить Вас в том, что никакой закон о банковских картах с 1 июля 2018 года даже не планировался Правительством РФ.

На нашу внутреннюю почту и в группу ВК посыпался шквал вопросов по данному ложному вопросу. Вот яркий пример письма от обеспокоенного гражданина России:

Дайте хоть Вы ответ на вопрос и пролейте свет на ситуацию. Действительно ли с первого числа середины лета этого года вступит в силу новый закон о банковских картах, который обяжет нас, простых жителей России, платить 13% налога за поступления на собственные карты?

Кроме того, говорят, что при неуплате пошлины налоговая сможет оштрафовать человека на 20%! Это правда?». Вот, что нам писала Мария из Московской области.

А, вот ещё одно интересное сообщение:

Расскажите в новой статье о законе, касающемся банковских карт. Как он вообще будет действовать и какие бумаги нужно предоставлять в налоговую инспекцию в случае, если я перевожу дочери половину зарплаты на учёбу и проживание в столице. Неужели теперь всё это считается объектом налогообложения?», писал нам Виктор из Новгорода.

Эти же вопросы, да ещё и в больших количествах сыпались на сотрудников ФНС. Уже в двадцатых числах июня Федеральная налоговая служба дала официальное разъяснение. Сегодня опровержение слухов доступны для ознакомления на официальном сайте ФНС.

Заявление налоговой по поводу закона о банковских картах

Согласно тексту пресс-конференции, налоговая служба имеет право запросить в любой кредитной организации информацию о фактических поступлениях на счёт физлица. Но, не просто так, а в рамках проверки, в качестве оснований для которой выступают ст. 88, ст. 93.1 НК Российской Федерации.

Отметим, что сама обязанность банковских организаций сообщать данные в ФНС – практикуется довольно давно (примерно с 2014 года). Так, в 2016 году её конкретизировали в пп. 1.1. ст 86 Налогового кодекса России. Именно тогда банки обязали передавать данные о закрытии и открытии у них счетов физических лиц.

Скорее всего, слухи о полном контроле карточных переводов появились из-за изменений, которые произошли первого июня 2018 года. В этот день была дополнена статья 86, содержание которой теперь прямо говорит:

Банковские организации по поступившим им запросам обязаны передавать в налоговую инспекцию данные о наличии депозитов и счетов, а также об отсутствии финансовых движений по счетам, которые были открыты в драгоценных металлах.

Ситуация сегодня

Как видите, налоговая действительно имеет право запроса информации о состоянии электронных кошельков, вкладов и счетов российских граждан. Однако, получение данных становится доступным лишь при соблюдении двух обязательных условий:

  • Информация о финансах клиента банка потребовалась при фактической проверке гражданина. Как правило, данные проверки инициируются в случае выявления определённых несовпадений задекларированных доходов с затратами. К примеру, гражданин обращается за вычетом после покупки дорогой недвижимости. Налоговая обязана выяснить, откуда человек получил средства на столь дорогое приобретение при отсутствии официального заработка. В этом случае, сотрудники НИ дают запрос в банк.
  • Для запроса данных о клиенте банка не достаточно одного запроса инспектора! Разрешение на проведение данной проверки обязан выдать или руководитель налоговой или руководство ФНС федерального уровня.

В конце пресс-конференции, секретарь ФНС заявила, что распространяемая СМИ информация о начислении штрафов и налогов за все невыясненные карточные поступления россиян не соответствует действительности.

Таким образом, страшный новый закон о банковских картах – оказался на деле очередной уткой, которая нашла своих поклонников в лице ненадёжных социальных сообществ и других подобных ресурсов.

Блокировка банковских карт: что нужно знать?

Из-за приближающегося Чемпионата Мира по футболу, повышения пенсионного возраста и шумихи о налогах за банковские поступления, незамеченной осталось другая, действительно важная новость. Так, 5 июня 2018 года правительство одобрило законопроект о блокировке банковских карт при выявлении признаков хищения.

Закон №296412-7 вносит такие корректировки:

  • в 86- Федеральном законе «О ЦБ РФ»;
  • в Федеральном законе № 395-1 «О банках и банковской деятельности»;
  • в 161-Федеральном законе «О национальной платежной системе.

Закон должен вступить в силу спустя три месяца после его одобрения Президентом РФ. Карточка этого законопроекта доступна в электронной системе законодательной деятельности. А сам текст законопроекта и пакет документов Вы можете посмотреть или скачать тут.

Вышеописанные меры являются причиной необходимости борьбы с мошенничеством, которое получило широкое распространение при совершении платежей и переводов в онлайн режиме. Данный закон способен обеспечить защиту финансов граждан от незаконных оплат и переводов.

Может ли банк заблокировать карту?

Банковская организация имеет полное право блокирования карточки или перевода, в том случае, если сотрудники банка обнаружат факт перевода средств без ведома владельца счёта. При этом, карточка будет заблокирована не дольше двух дней.

Клиент банка сразу же получает уведомление о попытке незаконного списания денег с его счёта. Далее, человек должен подтвердить или опровергнуть данный факт. Если он отрицает своё участие – банк обязан вернуть ему средства.

Основной перечень признаков хищений составит Банк России и на основании этого списка другие банковские организации будут со временем составлять общий список, дополняя его. Больше об этом можно узнать, посмотрев данное видео:


Говоря о переводах между организациями, стоит упомянуть о том, что банки получат возможность задерживать переводящиеся средства на срок до пяти дней. Однако, для этого сам плательщик должен обратиться в банк с заявлением о незаконном списании средств.

Этот факт уже вызвал недовольство, ведь предприниматели опасаются постоянных задержек переводов и срыва сроков по причине блокирования банковских карточек. Но, говорить об этом пока ещё рано.

Не пропустите развитие событий и нюансы рассмотренных тем на страницах сайта «Юридическая скорая»!

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector