В силе закон относительно расположения похоронных бюро?
Garant-agency.ru

Юридический портал

В силе закон относительно расположения похоронных бюро?

Обзор новой редакции законопроекта «О похоронном деле»

Частные крематории, похоронные дома и административная ответственность – что изменилось в новой редакции законопроекта «О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»?

Московский справочник ритуальных услуг предлагает обзор наиболее значимых нововведений, предложенных в законопроекте.

Кладбища

Инвентаризация кладбищ. В новой редакции законопроекта особое место уделено вопросу инвентаризации захоронений. Инвентаризация призвана уменьшить количество т.н. «бесхозных» захоронений, определить лиц, ответственных за захоронения, создать реестры захоронений для облегчения их поиска. Согласно законопроекту, органы местного самоуправления обязаны провести инвентаризацию земельных участков, на которых расположены объекты похоронного назначения до 1 января 2023 года.

Следствием инвентаризации должно также стать обеспечение всех ответственных за захоронения паспортами захоронения с внесенными данными по каждому участку. Паспорта (удостоверения) на место захоронения, выданные до дня вступления в силу закона, подлежат переоформлению только по желанию ответственного за захоронение.

Виды кладбищ. Отменив включенный в предыдущие редакции пункт о частных кладбищах, последняя редакция закона предлагает новый вид некрополей – кладбища специального режима использования. Как явствует из закона, это кладбище, захоронения на котором не производятся, за исключением семейных (родовых), а также захоронений с учетом заслуг умершего перед обществом и государством. Примером подобного кладбища может случить Военно-мемориальное кладбище в Мытищах.

Содержание кладбищ. Новый закон говорит твердое «нет» захоронениям на обочине дорог и в проходах между существующими захоронениями. Цитата: «Не допускается устройство захоронений с нарушением установленной планировки кладбища, в том числе между местами захоронений, на обочинах дорог, в санитарно-защитной зоне кладбища».

Уполномоченный орган в сфере похоронного дела, в ведении которого находится кладбище, может возложить работы по содержанию кладбища на организацию или ИП (обязанность по подготовке могил, оказание услуг по уходу за местами захоронения). При этом стоимость услуг должна находиться в пределах цен, установленных уполномоченным органом в сфере похоронного дела, в ведении которого находится кладбище. Подготовку могил и оказание услуг по уходу за местом захоронения на кладбище вправе оказывать только лица, осуществляющие его содержание.

Чтобы не нарушать закон о конкуренции, в законопроект был внесен пункт о том, что лица, оказывающие услуги по содержанию кладбищ, не вправе совмещать эту работу с работой ритуальной службы.

Частные крематории и колумбарии. Отказавшись от идеи частных кладбищ, авторы законопроекта, тем не менее, включили в текст документа пункты о частных крематориях и колумбариях. Реализация данной инициативы, очевидно, имеет меньше «подводных камней», чем предложение о легализации частных некрополей.

Ритуальные агентства при моргах и покупка информации о смерти

Центральное внимание законодательной инициативы сфокусировано на регулировании взаимодействия ритуальных служб с заказчиками и получении информации о смерти.

Так, законопроект вводит прямой запрет на нахождение ритуальных служб при моргах и больницах. Цитируем: «Запрещается размещение пунктов приема заказов юридических лиц (их филиалов и представительств) и индивидуальных предпринимателей, оказывающих ритуальные услуги, в медицинских организациях. Запрещается продажа похоронных принадлежностей, а также организация выставки похоронных принадлежностей на территории медицинских учреждений».

Любые должностные лица, которые в силу своих должностных обязанностей, имеют доступ к информации о произошедшей смерти, не имеют права предлагать ритуальные услуги, а также оказывать прямое или косвенное влияние на родных и близких покойного, имеющее целью продажу ритуальных услуг. Помимо этого, запрет налагается на передачу персональных данных умершего и его родственников третьим лицам (за исключением лица, взявшего на себя обязанность по организации погребения).

Работа ритуальной службы

Договор на оказание услуг. Законопроект постулирует работу с заказчиком исключительно на основе договора. До сих пор многие ритуальные службы не заключают официального договора с заказчиками, ограничиваясь расписками и квитанциями.

Договор на организацию похорон оформляется в письменной форме и должен содержать следующие сведения:

  • данные специализированной службы по вопросам похоронного дела;
  • реквизиты уведомления о включении юридического лица в реестр специализированных служб;
  • данные агента ритуального обслуживания;
  • данные лица, взявшего на себя обязанность по организации похорон умершего
  • данные умершего;
  • виды ритуальных услуг;
  • цены по каждому виду ритуальной услуги или указание на оказание услуг по гарантированному перечню услуг по погребению;
  • сроки оказания каждого вида ритуальной услуги;
  • дата приема заказа;
  • права и обязанности сторон;
  • ответственность специализированной службы по вопросам похоронного дела.

Реестр ритуальных служб. Что касается самих ритуальных служб, до 1 сентября 2020 года все похоронные бюро должны подать заявку на внесение в реестр специализированных служб в сфере похоронного дела. Для этого необходимо подготовить пакет документов и предоставить его в орган, регулирующий похоронное дело в регионе. Ритуальная служба имеет право осуществлять деятельность только в том регионе/районе, в котором она прошла регистрацию в реестре.

Для внесения службы в реестр необходимо соблюсти следующие требования:

  • иметь регистрацию по месту осуществления деятельности в качестве юридического лица и (или) обособленного подразделения;
  • иметь на праве собственности или ином законном основании помещения и оборудование, отвечающие установленным требованиям, используемые для приема заказа на оказание услуги по организации похорон и оказания ритуальных услуг;
  • нанимать сотрудников, имеющих профессиональное образование, необходимое для оказания ритуальных услуг, только на основе трудовых договоров;
  • иметь на праве собственности или ином законном основании катафальный транспорт, соответствующий установленным требованиям;
  • располагать диспетчерским центром приема заказов;
  • соблюдать требования, установленные законодательством в сфере похоронного дела.

Специализированным службам запрещено осуществлять полномочия по предоставлению мест захоронения на кладбищах, а также участков для создания семейных (родовых) захоронений.

При нарушении требований, предъявленных к ритуальной службе, она может быть исключена из реестра. В список причин для исключения входят: нарушение законодательства о похоронном деле, неисполнение предписаний к устранению нарушений в работе, предоставление подложных документов, навязывание ритуальных услуг, а также покупка информации о смерти.

Похоронный дом – что это?

Помимо специализированных служб по вопросам похоронного дела, законопроект вводит понятие похоронного дома. Исходя из требований, предъявляемых к похоронному дому, можно заключить, что он представляет из себя ритуальный комплекс, в состав которого входят:

  • бюро похоронного обслуживания (пункт приема заказов)
  • диспетчерская служба;
  • останкохранилище (трупохранилище);
  • помещение для подготовки тел умерших к погребению (здесь нужно отметить, что законопроект запрещает сотрудникам морга оказывать услуги по подготовке к погребению, т.е. бальзамирование, посмертная реставрация облика, макияж и т.д.);
  • ритуальный зал.

Помимо этого, похоронные дома могут иметь в своем составе:

  • крематорий;
  • колумбарий;
  • помещение для проведения поминальной трапезы;
  • салон-магазин;
  • мастерскую.

Согласно законопроекту, похоронные дома могут быть государственными, муниципальными и частными. Размещение похоронного дома на территории медицинской организации запрещено.

Правила работы моргов

Законопроект уделяет немалое внимание регламентации работы моргов. Выше уже был упомянут запрет на размещение ритуальных служб при моргах, а также запрет на подготовку тела к погребению. Помимо этого, согласно законопроекту, морг обязуется выдать свидетельство о смерти в течение суток с момента установления причины смерти, а тело для погребения – в срок не более двух суток с момента установления причины смерти.

Что касается времени, которое дается на нахождение тела в морге, законопроект определяет его в 7 суток при наличии у родственников покойного обстоятельств, затрудняющих погребение, и в 14 суток − в случае поиска родственников либо законного представителя умершего.

Прижизненный договор на ритуальные услуги

Инновационным для законопроекта стал также пункт о прижизненном договоре на ритуальные услуги. Прижизненный договор на оказание ритуальных услуг заключается в пользу самого заказчика либо третьего лица еще до наступление смерти. В договоре указывается лицо, в пользу которого заключен договор, а также ответственное лицо, которое обязано сообщить о факте наступления смерти лица, в пользу которого заключен договор.

Плата по договору производится в момент его заключения и является фиксированной. Никаких доплат после заключения договора не требуется. При наступлении смерти, ритуальная служба, с которой был заключен договор, обязана организовать похороны в соответствии с договорными обязательствами.

Законопроект «О похоронном деле» обязывает все компании (включая ИП), предоставляющие данную услугу, заключать договор страхования гражданской ответственности за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по прижизненному договору на оказание ритуальных услуг.

Штрафы за нарушение законодательства

В редакции закона предложено внести дополнения в Кодекс об административных правонарушениях. Так, нарушение требований законодательства в сфере похоронного дела влечет за собой следующие штрафы: в размере от 1000 до 5000 рублей – на граждан; на должностных лиц – от 5000 до 10 000 рублей; на юридических лиц – от 20 000 до 50 000 рублей.

Нарушение порядка предоставления земельного участка для захоронения останков, праха умершего влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 30 000 до 50 000 рублей.»;

Осуществление деятельности по оказанию ритуальной услуги по организации похорон юридическими лицами, не включенными в реестр специализированных служб по вопросам похоронного дела влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 50 000 до 100 000 ; на юридических лиц – от 150 000 до 250 000 рублей.

Незаконные действия по получению и (или) распространению информации о смерти граждан (персональных данных) также подпадают под штрафные санкции.

Нарушение порядка получения и предоставления третьим лицам персональных данных умерших и лиц, взявших на себя обязанность по организации похорон влечет наложение административного штрафа на должностных лиц – от 30 000 до 50 000 рублей; на юридических лиц – от 150 000 до 200 000 рублей».

Основные новшества проекта нового закона “О похоронном деле”

Разработан проект нового закона РФ «О похоронном деле», который заменит действующий закон 1996 г. Старый явно устарел и не отвечает реалиям жизни.

Новый ФЗ предусматривает:

  • учреждение федерального органа по вопросам похорон
  • разграничение полномочий и обязанностей в вопросе похорон между федеральными и региональными властями
  • разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги
  • ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами
  • пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов
  • создание реестров ритуальных служб и кладбищ

Учреждение надзорного органа в сфере похоронного обслуживания

Одна из важнейших частей закона – учреждение федерального надзорного органа, отвечающего за регулирование ритуальной сферы. На общегосударственном уровне будут утверждены нормативно-правовые акты и стандарты качества ритуальных услуг.

Будет уточнен порядок захоронения граждан с заслугами перед страной, похороны которых организуются за государственный счет и четко прописан перечень заслуг, которые дают право умершему быть похороненным на Федеральном военном мемориальном кладбище (ФВМК).

Утверждение полномочий и обязанностей региональных властей в вопросе похорон

Местные власти будут регулировать похоронное дело на своих территориях. Местные законы, акты будут неукоснительно соответствовать общероссийскому закону и не могут вступать с ним в противоречие. В задачи региональных властей будет входить:

  • утверждение типовую форму договора об оказании ритуальных услуг
  • утверждение порядка предоставления мест на кладбищах и расчет платы за эти места
  • обеспечение организацию похорон по гарантированному перечню услуг
  • уточнение перечень погребальных предметов для социальных похорон
  • создание и обслуживание кладбищ и крематориев
Читать еще:  Банк незаконно списал денежные средства с карты

Разделение похоронной сферы на медицинские, ритуальные и религиозные услуги

Сейчас эти услуги переплетены. Зачастую в медучреждениях действуют ритуальные службы, врачи оказывают платные услуги по подготовке тела к похоронам в моргах, похоронные службы организуют отпевания. Во избежание злоупотреблений и для защиты прав потребителей эти сферы будут разграничены.

Выставку и продажу ритуальной продукции в медучреждениях планируется запретить. Также похоронным службам запретят размещать пункты обслуживания в моргах и больницах.

Предполагается, что под запрет попадут платные услуги моргов – бальзамирование, омовение и косметическая подготовка покойного к похоронам.

Ужесточение контроля над медицинскими учреждениями и ритуальными службами

Помимо запрета на оказание ритуальных услуг для медицинских учреждения и религиозных услуг для похоронных служб, новый закон предполагает ужесточить контроль над работой этих организаций.

Работникам медицинских служб будет строго запрещено разглашать информацию об умершем или его родственниках. Таким образом законодатели рассчитывают пресечь практику, когда сотрудники морга продают информацию о смерти и контактную информацию родственников покойного. Эти нарушения будут рассматриваться как административные правонарушения.

Для похоронных служб будет введено обязательное лицензирование. Ритуальные услуги смогут оказывать только компании, заключившие договор с местными властями. Для заключения договора им необходимо соответствовать сформулированным требованиям по имуществу и квалификации персонала. При заключении договора похоронное бюро обяжут указывать перечень услуг и реальные расценки на них. Компании, которые недобросовестно выполняют свои обязательства и некачественно оказывают ритуальные услуги, можно будет привлечь к административной ответственности.

Пересмотр гарантированного списка услуг по погребению и погребальных предметов

Социальные похороны для пенсионеров, безработных, ветеранов ВОВ и других льготных категорий пересмотрят. Сейчас социальные (безвозмездные) похороны организуются либо городскими похоронными службами, либо госструктурами, а услуги и товары предоставляются по гарантированному перечню, который не включает такие необходимые предметы и услуги, как крест или надгробие на могилу, работу носильщиков, доставку провожающих в последний путь с кладбища.

В новом законе перечень будет дополнен, чтобы родственникам покойных не было нужно доплачивать. А для самих товаров и услуг утвердят стандарт качества.

Реестр похоронных служб и кладбищ

В законопроекте предусматривается создание реестров похоронных служб, кладбищ и захоронений.

Реестр уполномоченных служб по вопросам похоронного дела поможет потребителям быстро найти и выбрать качественное, проверенное ритуальное агентство с хорошей репутацией и отзывами.

Реестр недобросовестных организаций отразит компании, нарушающие правила, нормы и стандарты работы или вовсе лишённых права работать на рынке.

Должен появиться реестр мест захоронения и кладбищ. Он уменьшит число безымянных могил и упростит поиск захоронений.

“Нужно понимать, что данные о многих захоронениях просто утеряны, в том числе во время войны. К примеру, в Санкт-Петербурге данные о захоронениях хранились в архиве, который был разрушен бомбежками. Страна пережила революцию, войну, когда было не до архивов, людей хоронили во рвах, в братских могилах”, – говорится в сопроводительной записке к проекту ФЗ.

Потенциал для наведения порядка в похоронной сфере – систематизация сведений о кладбищах и расположении могил на них, огромный. И все равно стоит признать, что большой массив информации утерян безвозвратно.

Возможно, вам будет интересно:

Ритуальные услуги законы

  • Закон о ритуальных услугах.
  • Какие требования в законе об открытии магазина ритуальных услуг (без тел)?
  • Какой закон запрещает рекламу ритуальных услуг на дорогах улицах?
  • Где по закону должен располагаться магазин ритуальных услуг.
  • Закон о расположении магазина ритуальных услуг.
  • Ритуальные услуги
  • Коммунальные услуги закон
  • Оказание услуг закон
  • ФЗ услуги
  • Договор оказания услуг закон

1.1. Если вы данные услуги не заказывали, то и оплачивать вы никому ничего не должны. Более того, если их незаконными действиями причинен ущерб, то вы имеете право требовать возмещение данного ущерба.

2. Закон о ритуальных услугах.

2.1. Что запрещать?
С уважением.

3. Какие требования в законе об открытии магазина ритуальных услуг (без тел)?

3.1. Вы вправе обращаться за выполнением такого заказа на платной основе. Для этого следует обращаться в личные сообщения к юристу на сайте.

4. Какой закон запрещает рекламу ритуальных услуг на дорогах улицах?

4.1. уважаемый посетитель
Нормы действующего законодательства не запрещают рекламу ритуальных услуг по телевидению при условии соблюдении установленных Законом о рекламе требований и ограничений.

Удачи Вам в решении Вашего вопроса.

4.2. Законодательное собрание Еврейской автономной области предложило решить вопрос в принципе – запретить установку похоронных принадлежностей, обрядовой атрибутики, намогильных сооружений на дорогах и рядом с ними. Два года назад оно внесло в Госдуму соответствующий проект поправок в закон об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности. Сейчас документ включен в календарь рассмотрения вопросов на 10 ноября.

4.3. Обычно все рекламные компании руководствуются при отказе рекламы ритуальных услуг следующим. Договор на оказание рекламных услуг не относится к публичным договорам, т.е. не является договором, который исполнитель должен заключить с каждым, кто к нему обратиться (ст. 426 ГК РФ). Удачи вам и всего наилучшего.

5. Где по закону должен располагаться магазин ритуальных услуг.

5.1. В помещении с отдельным входом.

6. Закон о расположении магазина ритуальных услуг.

6.1. Такого закона нет.
Опишите свою проблему более подробно, будем разбираться в конкретной ситуации.

7.1. Сергей, если у вас агентский договор с ритуальным агенством, вам нужно там оговорить, что вы не несете ответственность за качество их работы. Вы ведь заключаете договор на оказание ритуальных услуг от имени агенства? И ответсвенность здесь не уголовная, а гражданско-правовая в виде штрафов. Такой статьи в уголовном кодексе нет.

8.1. А вопрос то в чем Ваш?

9.1. Нет, такой закон не принят.

С уважением,
Мария Александровна.

10.1. обращайтесь лично жалобой в прокуратуру этого же района Спасибо за ваше обращение на наш сайт удачи вам и всего хорошего.

11.1. В соответствии п. 4.10 СП 54.13330-2011 «Свод правил. Здания жилые многоквартирные. Актуализированная редакция СНиП 31-01-2003», в подвальном, цокольном, первом и втором этажах жилого здания (в крупных и крупнейших городах в третьем этаже) допускается размещение встроенных и встроенно-пристроенных помещений общественного назначения, за исключением объектов, оказывающих вредное воздействие на человека. . не допускается размещение учреждений и магазинов ритуальных услуг.

12.1. Для того, чтобы забрать гроб с телом из морга, вы вправе самостоятельно заказать спецтранспорт, чтобы этот груз довезти до кладбища или крематория. В крематории эксгумацию можно заказать без торжественного прощания. Все расценки там имеются.

13.1. Татьяна
У предприятия нет своего юриста в штате? Тогда наймите временного. Бесплатной помощи для предприятий тут нет

Желаю Вам удачи и всех благ!

13.2. По 44-ФЗ работают муниципальные заказчики. Которым оказываются услуги или которые закупают товары за счет муниципального бюджета.

14.1. Ваш вопрос носит коммерческий характер.
Вы не относитесь к социально незащищенной категории граждан (инвалид, пенсионер, многодетная семья, ребенок-сирота и т.п.), поэтому по данному вопросу консультацию можете получить только на платной основе. Если же Вы относитесь к льготной категории граждан, то с документами, подтверждающими право на льготу, Вам необходимо обращаться в юридическое бюро, расположенное в вашем районном МФЦ.
Для получения ответа на свой вопрос Вы можете по своему выбору:
а) обратиться к любому выбранному Вами юристу на нашем сайте личным сообщением, либо по телефону или электронной почте, указанным в его профиле; оплатить его консультацию по назначенной юристом цене и указанным юристом способом;
б) обратиться в любую юридическую контору Вашего города, а также к любому частнопрактикующему юристу или адвокату, адреса и телефоны которых найдете в СМИ своего города;
в) принять на работу штатного юриста и платить ему достойную белую зарплату.
Всего Вам доброго.
Спасибо, что выбрали наш сайт.

15.1. Согласно ст.18 №5-ФЗ пособие на захоронение не предусмотрено,увы.

16.1. Нет.Это же не пивной ларек.

17.1. Не является автоматически.

17.2. Наследник по закону наследует все имущество наследодателя.

18.1. —Здравствуйте, как и всем. обращаться нужно в пенсионный фонд. Всего хорошего.

19.1. Дадут справку скорее всего

20.1. Вопрос ваш непонятен. Разумеется ,что застрахованное лицо на случай смерти по определению не может получить причитающуюся сумму на момент наступления страхового случая. Выгодоприобретателями в таком случае всегда назначаются родственники. Срок исковой давности по материальным страховым спорам-2 года. Возможно,что вам откажут. Не знаю подробностей,но думаю.что вам ничего не мешало в получении этой компенсации сразу после наступления страхового случая(смерти).

21.1. В соответствии с п. 4 ст. 29 Конституции РФ, «каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» Листовки можно распространять в любом случае – они не являются периодическим изданием.

22.1. Нет не нужно, согласие соседей не требуется. ИП регистрируется по фактическому месту жительства Предпринимателя.

22.2. Ранее существовали санитарные нормы, ограничивающие размещение подобных заведений на расстоянии не менее 50 м от жилых помещений: Похоронные бюро, бюро-магазины похоронного обслуживания следует размещать на первых этажах учреждений коммунально-бытового назначения, в пределах жилой застройки на обособленных участках, удобно расположенных для подъезда транспорта, на расстоянии не менее 50 м до жилой застройки, территорий лечебных, детских (дошкольных и образовательных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения населения.
В настоящее время существуют другие нормы, которые запрещают размещать на указанном выше расстоянии до жилых зданий, детских (дошкольных и школьных), спортивно-оздоровительных, культурно-просветительных учреждений и учреждений социального обеспечения только здания и сооружения, имеющие в своем составе помещения для хранения тел умерших, подготовки их к похоронам, проведения церемонии прощания. Поэтому вам можно направить коллективную жалобу в прокуратуру района, будет проведена проверка, по ее результатам прокуратура вынесет решение.

23.1. Основа это ст. 395 ГК РФ. НО для составления искового заявления рекомендую обратиться к юристу.

23.2. Казань !
Согласно ст.309 Гражданского кодекса РФ «Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований – в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями».

Также согласно ст.310 Гражданского кодекса РФ «Односторонний отказ от исполнения обязательства и односторонне изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом».

Удачи вам Владимир Николаевич
г.Уфа 19.03.2015г

24.1. В соответствии с пунктом 3.1.1 Правил сайта, разработка правовой позиции – платная услуга.
Стоимость услуги – 7000 рублей по 100% предоплате.
Срок исполнения – 48 часов с момента поступления оплаты.

Читать еще:  Где законным способом предусмотрено место подачи алиментов?

25.1. ОТказ военкомата – не законен.
Обжалуйте его в суде

26.1. если на ближайшем кладбище покоятся его родственники. то можете просить о захоронении на этом кладбище.

26.2. ФЗ О ветеранах
Статья 24. Оказание ритуальных услуг
1. Погребение погибших (умерших) участников Великой Отечественной войны, ветеранов боевых действий, инвалидов войны, ветеранов военной службы производится в местах захоронения с учетом пожеланий их родственников (военнослужащих – с отданием воинских почестей). Для указанных категорий ветеранов расходы, связанные с подготовкой к перевозке тела, перевозкой тела к месту захоронения, кремированием, погребением, изготовлением и установкой надгробного памятника, возмещаются за счет средств федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области обороны, других федеральных органов исполнительной власти, в которых предусмотрена военная и приравненная к ней служба.

27.1. Второе – любое может.

28.1. каламбур какой-то, ничего не понятно

28.2. Анна, если пришла повестка, то должна была прийти и копия иска. Если нет копии, её необходимо получить в суде и предоставить на изучение.

29.1. Данные представители ритуальных услуг действуют незаконно, поэтому Вы можете делать все что хотите, а в случае каких либо действий с их стороны напишите заявление в полицию.

30.1. Ст.1174 ГК РФ – Возмещение расходов, вызванных смертью наследодателя и расходов на охрану наследства и управление им.

30.2. Да, вправе обратиться. Пособие выплачивается одному из родственников, взявшему на себя обязанность осуществить погребение, независимо от степени родства, а если таковые отсутствуют, то знакомые либо коллеги.

Краткий обзор закона о погребении и похоронном деле (ФЗ-8)

Закон «О погребении и похоронном деле» — самый главный нормативно-правовой акт, который регламентирует похороны. В нем говорится об организации этой процедуры, о государственных гарантиях, о содержании кладбищ и колумбарных стен. Он заменил многочисленные инструкции, противоречащие друг другу.

Структура нормативно-правового акта

Структура нормативно-правового акта не отличается от других федеральных законов и представлена:

  • номером;
  • полным названием;
  • годом, месяцем и днем принятия и вступлением в силу;
  • нормативно-правовой частью, в том числе последствиями за нарушение федерального закона;
  • особенностями реализации на практике.

Документ состоит из пяти глав (в каждой из них описываются похожие правоотношения):

  1. Общая информация о погребении.
  2. Гарантии погребения.
  3. Организация места погребения.
  4. Похоронное дело.
  5. Итоговые положения о погребении.

Как изменялся документ?

Последние поправки датируются 03.07.2016. Они затронули несколько статей, в частности, седьмую, одиннадцатую и пятнадцатую.

В седьмой статье говорится о том, что родственник или знакомый, готовый взять на себя похороны, может организовать погребение в другом населенном пункте, даже за границей. При этом он должен оплатить все расходы. На смену словосочетанию «исполнительные органы власти» пришла формулировка «федеральные органы власти». Теперь они обязаны заботиться об ускорении процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.

В одиннадцатой статье указывается цена обязательных ритуальных услуг:

  • подготовки справки о смерти и всех остальных бумаг;
  • предоставления гроба и других товаров для погребения;
  • перевозки покойника до кладбища или крематория;
  • захоронения и др.

Она была дополнена предложением «федеральные органы исполнительной власти и федеральные органы государственной власти». Они переводят деньги на производство и монтаж памятников для некоторых групп людей.

В пятнадцатой статье описывается порядок погребения на специальных кладбищах. В нее добавлены слова: «и федеральными государственными органами». Ниже составлен список конкретных структур, которые под ними подразумеваются. Они обязаны координировать захоронение участников ВОВ, военных, полицейских, пожарных, сотрудников уголовно-исполнительной системы и др.

Законодательство о похоронном деле

Законодательство о похоронном деле включает в себя не только ФЗ №8, но нормативно-правовые акты, основанные на нем. К ним относятся федеральные, региональные и местные документы. Но в любой ситуации приоритет у законов международного уровня. Это означает, что если российские нормы противоречат интернациональным, то будут применены последние.

В законодательстве о похоронном деле закреплено понятие погребения. Им признается событие, которое:

  • является обрядом;
  • организуется согласно традициям народа;
  • реализуется по санитарным, экологическим и другим нормативам.

Погребение устраивается в виде:

  • предания земле;
  • кремации (т.е. предания огню и установки урны с прахом на специальной стене);
  • в некоторых случаях (предположим, если человек умер на корабле вдали от берега, и у капитана нет времени на путешествие на землю) — предания воде.

Несмотря на то, что захоронение организуется согласно традициям народа, оно имеет общие черты. Оно проходит поэтапно:

  1. Подготовка (обработка тела в морге, оформление документации, покупка товаров для погребения и т.д.).
  2. Обряды (отпевание в церкви, прощальная церемония на кладбище и т.д.).
  3. Непосредственное захоронение.
  4. Поминки.

Воля человека к своему телу после смерти

Изъявление воли человека об отношении к телу после смерти — относительное понятие для отечественного права. Это право может быть реализовано как в письменной, так и в устной форме — и в первом, и во втором случае оно будет иметь одинаковую юридическую силу.

Если гражданин не выразил желаний об отношении к телу после смерти, то решение принимается его родственниками.

Действующее российское законодательство допускает согласование таких вопросов, как:

  • будет ли проводиться вскрытие тела в морге;
  • будут ли изъяты органы для трансплантации или изучения в научно-исследовательском центре;
  • способ погребения — предание земле или кремация;
  • место захоронения;
  • лицо, которое будет заниматься исполнением желаний (не обязательно родственник).

Исполнение желаний по закону

Государство гарантирует исполнение желаний человека об отношении к телу после смерти. Обязательства перечислены во второй главе ФЗ №8.

Одна из гарантий — выделение бесплатного места на кладбище. Если покойный хотел, то его похоронят рядом с родственниками или дозахоронят в их могилах (если есть возможность). При отсутствии свободных участков или несоответствии их санитарным, экологическим и другим нормативам предоставляется другое место на кладбище.

Если умерший выражал желание быть погребенным в другом населенном пункте или за границей, то государство гарантирует ускорение процесса подготовки бумаг для пересечения государственной границы.

К другим гарантиям относят:

  • оформление и выдачу документации в течение одного дня с момента фиксирования факта смерти;
  • передачу тела из морга в течение двух дней после выявления обстоятельств гибели;
  • бесплатное содержание тела в морге в течение семи дней, если члены семьи не могут организовать погребение по уважительным причинам (например, вследствие болезни) или в течение четырнадцати дней, если их ищут уполномоченные государственные органы.

Обязанности специализированных компании

Специализированные компании, занимающиеся похоронным делом, учреждаются муниципалитетами в форме муниципального унитарного предприятия (МУП). Чаще всего именно в их компетенцию входит содержание кладбищ, хотя коммерческие организации и индивидуальные предприниматели тоже могут делать это.

Они оказывают услуги по:

  • консультированию физических и юридических лиц по проблемам, связанным с похоронным делом;
  • выдаче в аренду катафалка для транспортировки гроба в пределах города и за ним;
  • выделению помещения для проведения прощальной церемонии;
  • продаже товаров для погребения — гроба, венков из живых и искусственных цветов, лент, одежды и др.);
  • оформлению документации;
  • организации похорон.

Обязательные ритуальные услуги

  • подготовка справки о смерти и всех остальных бумаг;
  • предоставление гроба и других товаров для погребения;
  • перевозка покойника до кладбища или крематория;
  • захоронение и др.

Обязательные ритуальные услуги заказываются в специализированных компаниях, занимающихся похоронным делом, и оплачиваются федеральными и региональными властями. От них можно отказаться и подать заявление на компенсацию в размере до 5946 рублей (актуально на 2019 год без регионального коэффициента). В некоторых регионах России она увеличена. Например, в Москве — до 16946 рублей для пенсионеров и неработающих.

Подавать заявление на компенсацию требуется в течение полугода со дня смерти в:

  • Пенсионный Фонд Российской Федерации, если умерший — пенсионер;
  • управление социальной защиты населения, если он не работал;
  • фирму, если он был трудоустроен и имел трудовой договор;
  • Фонд социального страхования, если он был зарегистрирован как индивидуальный предприниматель;
  • военкомат, если он был участником ВОВ.

В некоторых ситуациях компенсацию можно получить в отделении «Почты России» или на банковскую карту.

Специфика похорон некоторых людей

Особенности похорон некоторых групп людей тоже прописаны в рассматриваемом нами нормативно-правовом акте.

Тем, кто участвовал в ВОВ, служил в армии и работал в Министерстве внутренних дел, Федеральной службе исполнения наказаний и таможне Российской Федерации повышена компенсация за обязательные ритуальные услуги, а также изготавливаются и устанавливаются надгробия. Денежные средства перечисляются с банковских счетов Министерства обороны Российской Федерации. При погребении покойному отдаются воинские почести.

Если у умершего не было родственников или знакомых, готовых взять на себя похороны, то он будет захоронен специализированной компанией, занимающейся похоронным делом.

Если кто-то был в тюрьме, то его тело отдается членам семьи не позднее двух дней с установления причины гибели. Также возможно захоронение руководством места лишения свободы.

Если кто-то был членом террористического объединения и скончался в террористическом акте или вследствие него, то его останки не показывают родственникам. Им разрешено посмотреть акт о вскрытии, забрать некоторые личные вещи (при наличии) и свидетельство о смерти.

Виды кладбищ

Общественные созданы для населенных пунктов и контролируются муниципалитетами. Погребения осуществляются в соответствии с волей покойных или их родственников или по правилам, которые определены специализированной компанией, занимающейся похоронным делом. Иногда на этих кладбищах выделяются военные и религиозные зоны.

Военные предназначены для захоронения тех, кто участвовал в ВОВ, служил в армии и работал в Министерстве внутренних дел, Федеральной службе исполнения наказаний и таможне Российской Федерации. Погребения производятся по инициативе федеральных органов власти с согласия умерших или их членов семьи.

Одним из этих кладбищ является Федеральное военное мемориальное кладбище. На нем стоят памятники тех, кто особенно отличился перед Отечеством. Президент Российской Федерации имеет право выделить место на ФВМК для любого гражданина России.

На религиозных размещаются останки тех, кто исповедовал одну религию.

  1. Старые военные и неизвестные.
  2. Крематории.

Старые военные и неизвестные представляют собой могилы погибших во время Великой Отечественной войны и репрессий политического характера.

Как правило, эти кладбища обнаруживаются в районах, где когда-то проходили сражения и находились концентрационные лагеря.

Если нужно, их переносят на новое место.

Крематории — печи для сжигания усопших. Урны с прахом устанавливаются в специальную стену.

Реестр кладбищ и похоронных служб

Реестр кладбищ и похоронных служб составляется региональными властями. В него включаются юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые прошли добровольную сертификацию.

В каких ситуациях делается перезахоронение

Это возможно по просьбе родственников и по требованию Следственного комитета Российской Федерации, если есть хотя бы одно из оснований:

  1. Установление причины смерти покойного.
  2. Идентификация личности умершего.
  3. Изменение места погребения с целью выполнения обряда.

Для перезахоронения необходимы два документа: свидетельство о смерти погибшего и бумага, доказывающая родство с ним (если покойным является ваш отец, то таким документом может быть ваше свидетельство о рождении).

Читать еще:  Законно ли уменьшение стоимости автомобиля в данном случае?

Оно разрешается, если имеют место все три условия:

  1. Погребение состоялось более чем один год назад.
  2. Человек умер не в тюрьме.
  3. У умершего не было инфекционного заболевания, которое может вызвать вспышку эпидемии.

Если у вас остались вопросы, то задайте их в комментариях.

ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО

Федеральный закон от 12 января 1996 г. № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» (ред. от 03.07.2016 с изм. от 19.12.2016) ПРОСМОТР

Указ Президента Российской Федерации от 29 июня 1996 г. № 1001 “О гарантиях прав граждан на предоставление услуг по погребению умерших.” ПРОСМОТР

УКАЗЫ ПРЕЗИДЕНТА И ПОСТАНОВЛЕНИЯ ПРАВИТЕЛЬСТВА

Распоряжение Правительства РФ от 24.11.2016г. №2496-р О применении Налогового кодекса РФ ПРОСМОТР

Указ Президента РФ от 11.07.2001 г. № 829 «О Федеральном военном мемориальном кладбище» ПРОСМОТР

Постановление Правительства Российской Федерации от 31 июля 2001 г. № 567. “Об утверждении перечня похоронных принадлежностей, реализация которых освобождается от обложения налогом на добавленную стоимость” ПРОСМОТР

Постановление Правительства РФ от 06.05.1994 N 460 (ред. от 10.09.2016) “О нормах расходов денежных средств на погребение погибших (умерших) военнослужащих, сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, федеральных органов налоговой полиции и таможенных органов, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы (службы), а также на изготовление и установку надгробных памятников” ПРОСМОТР

Постановление Правительства РФ от 20.03.2003 г. № 164 (ред. от 28.07.2011) «Об утверждении положения о погребении лиц, смерть которых наступила в результате пресечения совершенного ими террористического акта» ПРОСМОТР

Постановление Правительства РФ от25.02.2004 г. № 105 (ред. от 02.04.2015) «О федеральном военном мемориальном кладбище». ПРОСМОТР

ПРИКАЗЫ И ПОСТАНОВЛЕНИЯ МИНИСТЕРСТВ И ВЕДОМСТВ

Приказ Минтруда России от 07.05.2015 N 278н “Об утверждении профессионального стандарта “Специалист в области похоронного дела” ПРОСМОТР

Приказ Минздрава России от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 № 30612) ПРОСМОТР

Постановление Главного санитарного врача от 28.06.2011 г. № 84 Об утверждении САНПИН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» ПРОСМОТР

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18111) ПРОСМОТР

Приказ Минобрнауки РФ от 13.04.2010 N 328 “Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 100128 Ритуальный сервис” ПРОСМОТР

Приказ Минобороны РФ от 13.01.2008 г. № 5 «О погребении погибших (умерших) военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц, уволенных с военной службы” (ред. от 15.06.2015) ПРОСМОТР

Постановление Главного санитарного врача РФ от 25.09.2007 г. № 74 об утверждении СанПин 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» ПРОСМОТР

Приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407 (ред. от 05.03.1997) “О введении в практику Правил производства судебно – медицинских экспертиз” ПРОСМОТР

НОРМЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ПОХОРОННЫЕ ОТНОШЕНИЯ, СОДЕРЖАЩИЕСЯ В ДРУГИХ АКТАХ

Федеральный закон от 03.07. 2016 N 238-ФЗ “О независимой оценке квалификации” ПРОСМОТР

Гражданский кодекс РФ – ст.1094 “Возмещение расходов на погребение.” ПРОСМОТР

Налоговый кодекс РФ – ст.149 “Операции, не подлежащие налогообложению (освобожденные от налогообложения)” ПРОСМОТР

Федеральный закон от 12.01.1995г. № 5-ФЗ «О ветеранах» – ст.24 “Оказание ритуальных услуг.” ПРОСМОТР

Федеральный закон от 31.05.2001г. 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в РФ» – ст.19 “Основания производства судебной экспертизы в государственном судебно-экспертном учреждении». ПРОСМОТР

Федеральный закон от 15.11.1997г. № 143-ФЗ «Об актах гражданского состояния» – глава 8 Государственная регистрация – ст.84 “Основания для государственной регистрации смерти.” ПРОСМОТР

НАЦИОНАЛЬНЫЕ СТАНДАРТЫ В ПОХОРОННОЙ ОТРАСЛИ, ПРИНЯТЫЕ НА ФЕДЕРАЛЬНОМ УРОВНЕ

Национальный стандарт “Специалист в области похоронного дела” (Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 7 мая 2015 г. N 278н) (*является рекомендательным) ПРОСМОТР

ГОСТ 32609-2014 Услуги бытовые. Услуги ритуальные. Термины и определения (введен в действие Приказом Росстандарта от 11.06.2014 N 551-ст) ПРОСМОТР

ГОСТ Р 54611-2011 Услуги бытовые Услуги по организации и проведению похорон ПРОСМОТР

ГОСТ Р 58392-2019 Услуги бытовые. Услуги по изготовлению контейнеров для захоронения (гробов). Общие технические требования ПРОСМОТР

ГОСТ Р 58414-2019 Услуги бытовые Услуги организаторов похорон. Общие требования. ПРОСМОТР

САНПИН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 ПРОСМОТР

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО СУДЕБНОЙ МЕДИЦИНЕ

Федеральный закон № 73-ФЗ от 31.05.2001 О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации ПРОСМОТР

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18111) ПРОСМОТР

Приказ Минздрава РФ от 10.12.1996 N 407 (ред. от 05.03.1997) “О введении в практику Правил производства судебно – медицинских экспертиз” ПРОСМОТР

Минздравсоцразвития РФ: Письмо № 14-6/10/2-178 от 19.01.2009 О порядке выдачи и заполнения медицинских свидетельств о рождении и смерти ПРОСМОТР

Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений (утвержден 20 марта 1964 г. N 468-64) ПРОСМОТР

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО МОРГАМ

Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации” – Статья 67. “Проведение патолого-анатомических вскрытий” ПРОСМОТР

Приказ Минздрава России от 06.06.2013 № 354н «О порядке проведения патолого-анатомических вскрытий» (Зарегистрировано в Минюсте России 16.12.2013 № 30612) ПРОСМОТР

Приказ Минздравсоцразвития РФ от 12.05.2010 № 346н «Об утверждении Порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» (Зарегистрировано в Минюсте РФ 10.08.2010 № 18111) ПРОСМОТР

САНПИН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», утв. Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.06.2011 № 84 ПРОСМОТР

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 18.05.2010 № 58 (ред. от 10.06.2016) Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность» ПРОСМОТР

Приказ Министерства здравоохранения и медицинской промышленности РФ от 29.04.1994 г. № 82 «О порядке проведения патологоанатомических вскрытий» ПРОСМОТР

Приказ от 4 января 1988 г. N 2 “О состоянии и перспективах развития патологоанатомической службы в РСФСР” ПРОСМОТР

Правила по устройству и эксплуатации помещений патологоанатомических отделений и моргов (патогистологических и судебно-гистологических лабораторий) лечебно-профилактических и судебно-медицинских учреждений, институтов и учебных заведений (утвержден 20 марта 1964 г. N 468-64) ПРОСМОТР

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО КЛАДБИЩАМ

СанПиН 2.1.2882-11 Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения ПРОСМОТР

Рекомендации о порядке похорон и содержании кладбищ в Российской Федерации МДК 11-01.2002 ПРОСМОТР

НОРМАТИВНАЯ ДОКУМЕНТАЦИЯ ПО КРЕМАТОРИЯМ, КРЕМАЦИОННОМУ ОБОРУДОВАНИЮ

ГОСТ Р 53999-2010 Услуги бытовые. Услуги крематориев. ПРОСМОТР

ОНД 86, РД 52.04.212-86 Методика расчета концентраций в атмосферном воздухе вредных веществ, содержащихся в выбросах предприятий ПРОСМОТР

СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 Проектирование, строительство, реконструкция и эксплуатация предприятий, планировка и застройка населенных мест. ПРОСМОТР

ГОСТ 17.2.3.02-78. Государственный стандарт Союза ССР. Охрана природы. Атмосфера. Правила установления допустимых выбросов вредных веществ промышленными предприятиями ПРОСМОТР

Сравнительная характеристика кремационного оборудования ПРОСМОТР

Актуальные аспекты развития кремационного дела в регионах РФ (Жуков Н.И. к.т.н. член Президиума СПОК) ПРОСМОТР

ГОСТы – 2019 г.

ГОСТ Р “Услуги бытовые. Услуги по изготовлению контейнеров для захоронения (гробов). Общие технические требования”

ГОСТ Р “Услуги бытовые. Услуги агентов ритуального обслуживания”

ПРОЕКТ ГОСТ Р “Услуги по изготовлению и установке намогильных сооружений. Общие требования”

ПРОЕКТЫ ЗАКОНА О ПОХОРОННОМ ДЕЛЕ 2012-2019 ГГ.

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”(рабочий вариант), апрель 2019 , ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”(рабочий вариант), август 2018 , ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”(рабочий вариант), февраль 2018, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”(рабочий вариант), ноябрь 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”(рабочий вариант), апрель 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, февраль 2017, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, сентябрь 2016, ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, 13.04.2016, ПРОСМОТР

Законопроект Правительства Российской Федерации “Положение о лицензировании отдельных видов деятельности по оказанию ритуальных услуг”, 02.07.2015 ПРОСМОТР

Проект федерального закона “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, 02.07.2015 ПРОСМОТР

Законопроект “О похоронном деле в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”, 18.03.2015 ПРОСМОТР

Законопроект О внесении изменений в статьи 9 и 10 Федерального закона “О погребении и похоронном деле”(об увеличении размеров социального пособия на погребение и возмещения стоимости услуг, предоставляемых согласно гарантированному перечню услуг по погребению) 12.03.2015 ПРОСМОТР

Законопроект “О похоронном деле в РФ”, 17.10.2014 ПРОСМОТР

Проект федерального закона “О внесении изменения в статью 24 Федерального закона “О ветеранах”, 22.09.2014 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон«О погребении и похоронном деле», январь 2014 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”, ноябрь 2013 ПРОСМОТР

Проект федерального закона «О проведении пилотного проекта по организации погребения и похоронного дела в субъектах Российской Федерации – городе федерального значения Москве и Московской области и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О погребении и похоронном деле”, октябрь 2013 ПРОСМОТР

Проект Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», июль 2013г. ПРОСМОТР

Проект Федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О погребении и похоронном деле», ноябрь 2012г. ПРОСМОТР

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector