Необходимо ли учить 442 закон социальному работнику для аттестации?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Необходимо ли учить 442 закон социальному работнику для аттестации?

Комплексный центр социального обслуживания населения Иристонского района

Государственное бюджетное учреждение социального обслуживания
Республики Северная Осетия – Алания

Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
1
2 3 4 5 6 7 8
9 10 11 12 13 14 15
16 17 18 19 20 21 22
23 24 25 26 27 28 29
30 31

Новости

Контакты

Вопросы и ответы по ФЗ-442

Вопросы и ответы по Федеральному закону от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”.

ВОПРОС: Новый закон декларирует принцип индивидуальной нуждаемости: орган социальной защиты населения совместно с человеком, нуждающимся в оказании социальных услуг, разработает индивидуальную программу, в которой будет прописан алгоритм, маршрут оказания помощи. Как это будет работать на практике?

ОТВЕТ: К каждому человеку нужно подобрать свой подход. Один нуждается в надомном обслуживании, другой в психологической помощи, и так далее. Поэтому в законе есть четкая установка ориентация на индивидуальную нуждаемость человека. Это значит, что во внимание будут приниматься все параметры: к примеру, способность обслуживать себя в силу возраста или заболевания, потребность в постороннем уходе. И уже на основе этого будет сформирована индивидуальная программа, в которой прописываются все социальные услуги, в которых нуждается конкретный человек.

ВОПРОС : Закон указывает, что кроме надомной работы (покупки продуктов, лекарств, уборки в квартире, приготовления обедов) будут оказываться услуги, которые никогда не входили в систему соцобслуживания. Что это за услуги?

ОТВЕТ: Речь идет о социальном сопровождении новом термине в законе. Он означает содействие в получении помощи, которая, по сути, не относится к социальным услугам. Это касается ситуаций, когда пересекаются медицинская, психологическая, педагогическая, юридическая и социальная помощи. Здесь включается такой механизм, как межведомственное взаимодействие различных организаций.

Например: мама, у которой есть ребенок-инвалид. Часто возникает ситуация, когда ребенок нуждается в направлении на лечение в другой город. В таком случае органы социальной защиты в рамках межведомственного взаимодействия связываются с органами здравоохранения в целях оформления соответствующего направления, с пенсионным фондом, фондом социального страхования для проработки вопроса о возможности направления на лечение в рамках набора соцуслуг, либо рассматривают другие возможности оказания помощи в организации проезда.

ВОПРОС : По новому закону, надомное обслуживание будет распространяться и на семьи с детьми. От чего будет зависеть объем этой помощи и то, в чем она будет заключаться: от количества детей, от того, работают родители или нет, от дохода семьи, от чего-то еще?

ОТВЕТ: По закону все несовершеннолетние дети имеют право на получение социальных услуг бесплатно. Их объем будет зависеть от индивидуальной нуждаемости. В первую очередь, предоставление социальных услуг будет организовано для семей с детьми-инвалидами. Сейчас активно развиваются различные формы присмотра, чтобы родители могли работать, удовлетворять свои потребности, а не находиться постоянно с ребенком.

ВОПРОС : По каким критериям будет решаться вопрос о платности услуг? Не получится ли, что в целом социальные услуги переведут на платную основу?

ОТВЕТ: Все несовершеннолетние дети будут получать эту помощь бесплатно. Плюс те, кто пострадал в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных конфликтов. Для остальных граждан основным критерием для получения бесплатной социальной помощи будет среднедушевой денежный доход. Он не должен превышать полтора прожиточных минимума. Тем самым мы увеличили количество граждан-получателей услуг, ведь сейчас действует норма в один прожиточный минимум. Также на региональном уровне может приниматься решение о расширении категорий бесплатных получателей. Это могут быть ветераны войны, заслуженные деятели или почетные граждане. Если они раньше получали услуги бесплатно, то новый закон не ухудшит их положение: все прежние гарантии сохранятся.

ВОПРОС : Будут ли помогать тем нуждающимся, у которых хоть и есть родственники, но не заботятся о них? Или в случае, когда родственники, помогая лежачему больному, вынуждены уходить с работы или получать очень мало, в результате чего семья влачит жалкое существование? Или же помощь будет приходить только одиноким людям?

ОТВЕТ: Да, таким семьям будут помогать, если будет установлена необходимость оказания социальной помощи. Это зависит от каждой индивидуальной ситуации. Если сейчас необходимые услуги определяются органами соцзащиты, в основном, на основе преклонного возраста и одинокого проживания, то в новом законе содержится расширенный перечень критериев. Это отсутствие возможности самостоятельно обеспечивать свои потребности, отсутствие определенного места жительства, инвалидность и так далее. Закон устанавливает возможность оказания необходимой помощи лежачим больным – как одиноко проживающим, так и проживающим в семьях. Бесплатность или платность услуг будет определяться для получателя на основе его среднедушевого дохода, о чем я говорил выше.

ВОПРОС : В законе указываются новые принципы социального обслуживания: «сохранение пребывания гражданина в привычной, благоприятной социальной среде». Что это означает?

ОТВЕТ: Когда вводили этот принцип в закон, исходили из логики, что направление нуждающегося в помощи человека в стационар должно быть самой крайней мерой. Важно сохранить для него привычную жизненную среду и обстановку, а не изолировать от привычного окружения: близких, друзей, соратников, соседей. Этот момент будет обязательно учитываться органами соцзащиты при составлении индивидуальной программы оказания помощи.

ВОПРОС : Действительно ли, по новому закону, любой гражданин пожилой человек или выпускник коррекционного детского дома сможет выбирать, кто будет оказывать ему социальные услуги: то есть, например, решать, в какой из домов престарелых, домов инвалидов уехать жить, а финансирование пойдет «за человеком»?

ОТВЕТ: Да, все верно. Вначале в каждом регионе будет сформирован реестр поставщиков, из которого граждане самостоятельно смогут выбрать поставщика услуг. Войти в реестр может как государственная организация, так и негосударственная. Включение в реестр дает возможность коммерческому сектору получать компенсацию затрат от государства за оказываемые социальные услуги.

Можно провести аналогию со школами, в которых сейчас действует принцип: куда ребенок пошел учиться, туда и направляются средства из бюджета. То же самое предполагается и в соцобслуживании. Кроме того, будет создан регистр получателей услуг, это своего рода персонифицированный учет. Сейчас статистика, конечно, ведется, но она носит общий характер. С помощью регистра можно будет посмотреть, сколько получателей и какие услуги они получают.

ВОПРОС : В Законе указана необходимость оказания помощи в случае отсутствия определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста 23 лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; отсутствие работы и средств к существованию. Каким образом будет оказываться помощь таким категориям граждан? Как будут помогать органы соцзащиты в подобных случаях?

ОТВЕТ: Услуги по социальному обслуживанию оказываются на заявительной основе. Если человеку нужна помощь, он обращается в органы соцзащиты. Если у него нет возможности сделать это самому, то это право может делегироваться его законному представителю, органу власти или общественной организации. И по процедуре все ровно то же самое: устанавливается нуждаемость в получении социальных услуг, составляется индивидуальная программа, заключается договор с поставщиком о предоставлении социальных услуг. Другое дело, когда нужно оказать экстренную помощь. Допустим, обеспечить питанием или одеждой, оказать содействие в предоставлении жилого помещения. Тогда человеку оказываются срочные социальные услуги, которые не требуют прохождения всей процедуры.

ВОПРОС : Закон предполагает оказание помощи не только нуждающимся семьям или семьям с инвалидами, но и в таких случаях, как «наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами», в случае наличия насилия в семье. Каким образом будет оказываться помощь в таких ситуациях, и какая?

ОТВЕТ: Социальная помощь таким семьям будет оказываться в обязательном порядке. Для этого в стране работают социально-реабилитационные центры и приюты для несовершеннолетних, кризисные центры помощи женщинам, центры психолого-педагогической помощи населению. В них работают психологи, которые помогут семье справиться с трудностями. Эти учреждения могут оказывать при необходимости и социальное сопровождение.

ВОПРОС : Из закона убрали формулировку «трудная жизненная ситуация», но установлены обстоятельства, при наличии которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании. В чем здесь разница? Не получится ли, что гражданам будет трудно доказать необходимость получения помощи? И что будет признаваться такими обстоятельствами?

ОТВЕТ: ни в коем случае не ставится перед собой задача уменьшить контингент получателей социальных услуг или кому-то отказать в помощи. Дело в том, что термин «трудная жизненная ситуация» достаточно расплывчатый, его можно толковать по-разному. Поэтому принято решение использовать более конкретные формулировки.

Это, к примеру, наличие в семье инвалида, в том числе ребенка-инвалида, отсутствие возможности осуществлять самообслуживание, отсутствие возможности обеспечить уход за инвалидом, ребенком, детьми. Регион вправе расширить этот перечень и взвешенно подойти к определению нуждаемости человека в социальных услугах.

ВОПРОС : Важный аспект закона новые нормы, которые позволяют оказывать соцуслуги гражданам со стороны частных организаций. Как это поможет развить социальное предпринимательство, помочь ему в становлении, будут ли такие бизнесмены получать какие-то льготы или помощь со стороны государства?

ОТВЕТ: Развитие государственно-частного партнерства это одна из ключевых особенностей закона. Это дает возможность получателю услуг выбирать нужного поставщика из реестра.

ВОПРОС : С учетом многих новшеств социальным работникам придется пройти переобучение. Каким образом и где они будут повышать квалификацию? И какими силами вообще можно обеспечить выполнение программ закона? Будет ли достаточно нынешних учреждений соцобслуживания, или будут появляться новые структуры?

ОТВЕТ: Принятие закона не потребует набора персонала. Поэтому акцент здесь на обучении специалистов нормам нового закона особенно, технологии социального сопровождения. В настоящее время в регионах положения нового закона широко обсуждаются с руководителями и специалистами учреждений соцобслуживания, проводится разъяснительная работа среди населения. В целях повышения квалификации специалистов проводятся семинары и круглые столы. Подключатся и профессиональные объединения, к примеру, Союз социальных педагогов и социальных работников. Благодаря общим усилиям новые правила будут успешно внедрены в сферу социального обслуживания и качество социальных услуг повысится.

Читать еще:  Как в данном случае можно законно подать на развод?

Аттестация

Аттестация — это важный этап профессиональной жизни работника социальной службы. Общая цель аттестации — повышение качества деятельности за счёт внешней оценки и самооценки деятельности, осмысления достигнутого и проектирования дальнейших шагов повышения квалификации и профессионального развития.

Аттестация и Независимая оценка квалификации

Наряду с аттестационными процедурами, принятыми в системе социального обслуживания на региональном уровне, утвержден порядок независимой оценки квалификации на соответствие профессиональным стандартам (Федеральный закон «О независимой оценке квалификаций» № 238-фз от 03.07.2016). Процедура независимой оценки квалификации является добровольной. Ее смысл в том, что сотрудник, не имеющий профессионального образования, но имеющий опыт работы, может остаться трудиться на занимаемой должности.

Механизм аттестации, предусмотренный статьей 81 Трудового кодекса Российской Федерации является внутренним инструментом работодателя и позволяет учитывать как профессиональные стандарты, так и действующие квалификационные характеристики. Результаты аттестации дают право работодателю расторгнуть трудовой договор или перевести на другую должность (при наличии вакансий).

Опыт российских организаций социального обслуживания показывает, что аттестация, преимущественно, проводится на соответствие занимаемой должности. В некоторых регионах сохранилась практика присвоения категорий — второй, первой, высшей. Педагогические, медицинские работники, работники культуры, физкультуры и спорта, занимающие должности в организациях социального обслуживания, аттестуются в своих ведомствах, по иным правилам.

Общим требованием для всех является заявление на прохождение аттестации, представление руководителя в аттестационную комиссию. Дальнейшие аттестационные процедуры разные: в каких-то регионах обязательным является наличие портфолио, где-то существует множество форм аттестации.

Аттестация на соответствие занимаемой должности может проходить в виде экзамена, тестирования, презентации портфолио, защиты квалификационной работы.

В любом случае, аттестация — важный шаг в деятельности любого сотрудника организации социального обслуживания. Подготовка к ней трудоемка, затратна по времени, поэтому некоторые шаги нужно делать заблаговременно.

Аттестация и профстандарты

С 01 января 2015 года вступили в силу и начали применятся повсеместно профессиональные стандарты в сфере социального обслуживания. На сегодняшний день утверждены 12:

  1. Специалист по социальной работе
  2. Социальный работник
  3. Руководитель организации социального обслуживания
  4. Руководитель учреждения медико-социальной экспертизы
  5. Специалист по медико-социальной экспертизе
  6. Специалист органа опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних
  7. Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере
  8. Психолог в социальной сфере
  9. Специалист по работе с семьей
  10. Тифлосурдопереводчик
  11. Специалист по оказанию государственных услуг в области занятости населения
  12. Ассистент (помощник) по оказанию технической помощи инвалидам и лицам с ограниченными возможностями здоровья.

В 2017 году рабочая группа Минтруда России совместно с Минобрнауки России, ФГБОУ ВО «Московский государственный психолого-педагогический университет», ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет» и Всероссийским научно-исследовательский институтом труда Минтруда России провели актуализацию профессиональных стандартов некоторых должностей сферы социального обслуживания. Документы уже существуют в виде проектов, но будут приняты в ближайшее время.

Что изменилось?

Проведена актуализация профессиональных стандартов:

— «Специалист по реабилитационной работе в социальной сфере», «Специалист по работе с семьей», «Психолог в социальной сфере» (ответственная организация МГППУ);

-«Руководитель организации социального обслуживания», «Социальный работник», «Специалист по социальной работе» (ответственная организация РГСУ).

Основные изменения, внесенные в проекты актуализированных профессиональных стандартов по результатам проведенной работы, состоят в следующем:

  • уточнены наименования вида профессиональной деятельности и основной цели вида профессиональной деятельности;
  • откорректированы с учетом новых нормативных документов классификаторы видов деятельности;
  • уточнены формулировки и характеристики обобщенных трудовых функций, в том числе возможные наименования должностей, требования к образованию и обучению, требования опыту практической работы;
  • скорректированы формулировки трудовых функций, трудовых действий, необходимых умений и знаний в соответствии с основными положениями Федеральных законов: № 442 – ФЗ «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации», № 120 –ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», №124 – ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», № 181 – ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации, №159 – ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», № 273– ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и иных документов, регламентирующих развитие государственной политики в социальной сфере.
Публикуем Проекты профессиональных стандартов

Заведующие отделениями отнесены к стандарту «Специалист по социальной работе». При нажатии на ссылку скачивание начнется автоматически, документы в формате .doc.

А что дальше?

Редакционная группа СОННЭТ изучила и действующие, и будущие профессиональные стандарты. В помощь сотрудникам социальных служб, которые планируют аттестацию, мы предлагаем воспользоваться ресурсами СОННЭТ

для перехода на страницу нажмите ссылку

Обращаем ваше внимание на то, что обучающие мероприятия СОННЭТ не заменяют профессиональную подготовку или повышение квалификации, которые проводят исключительно образовательные организации, имеющие соответствующую лицензию.

Памятка для социального работника “Об основах № 442-ФЗ от 28.12.2013 г.”

ПАМЯТКА ДЛЯ СОЦИАЛЬНОГО РАБОТНИКА

Новый закон – в поддержку людям.

С 01 января 2015 года вступает в силу Федеральный закон от 28.12.2013 № 442-ФЗ (ред. от 21.07.2014) «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации». Социальным обслуживанием в России охватываются разные категории граждан: пенсионеры, инвалиды, безработные и других категории.

Цель нового закона.

Основная задача нового закона – развитие системы социального обслуживания граждан, повышение качества и эффективности предоставляемых услуг.

Основные принципы социального обслуживания

  • соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека
  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям
  • адресность предоставления социальных услуг
  • добровольность
  • конфиденциальность
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг, достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании, достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде

Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия жизнедеятельности:

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Виды социальных услуг

  • социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
  • социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  • социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
  • социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  • социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
  • социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
  • в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
  • срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
  • социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).

Права получателей социальных услуг

  • уважительное и гуманное отношение;
  • получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
  • выбор поставщика или поставщиков услуг;
  • отказ от предоставления услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов;
  • участие в составлении индивидуальных программ;
  • обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход;
  • свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • социальное сопровождение.

Обязанности поставщиков социальных услуг

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством
  • предоставлять услуги получателям в соответствии с
Читать еще:  Законно ли восстановление авто работодателя за свой счёт?

индивидуальными программами и условиями договоров

  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно
  • использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей
  • осуществлять социальное сопровождение
  • обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы
  • предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, “Интернет” и услугами почтовой связи при получении услуг
  • выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
  • обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время
  • обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг

Что такое индивидуальная программа

Документ, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания
  • вид обслуживания
  • объем
  • периодичность
  • условия
  • сроки предоставления социальных услуг
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
  • мероприятия по социальному сопровождению
  • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
  • пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года
  • пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы
  • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг – обязательный характер
  • составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления
  • в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства

Договор о предоставлении социальных услуг

  • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
  • пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года
  • пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы
  • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг – обязательный характер
  • составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления
  • в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства

Плата за социальные услуги

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

– лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов.

-инвалидам и участникам в великой Отечественной войне

Профстандарт социального работника: специфика профессии, обязанности, требования

На сегодняшний день работники социальной службы востребованы на рынке труда. Соцработники требуются в пенсионные фонды, бюджетные и благотворительные учреждения, дома престарелых.

Какие функции выполняет социальный работник? В чем специфика деятельности? Какие существуют требования к образованию и опыту работы социальных работников? Давайте разберемся.

В своей деятельности социальные работники руководствуются основными требованиями действующего законодательства РФ (обязательны для всех профессиональных отраслей) и специальными.

К основным законодательным документам относят Конституцию РФ, Трудовой кодекс РФ и ряд федеральных законов:

  • Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 195 “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации”, в котором прописаны основные принципы социального обслуживания, даны определения понятиям «трудная жизненная ситуация», «социальные услуги».
  • Федеральный закон от 2 августа 1995 г. № 122 “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”. Регулирует право соцработника, занятого в государственном или муниципальном учреждении социального обслуживания, на повышение квалификации за счёт работодателя, на получение спецодежды и необходимого для работы инвентаря, на обслуживание в торговых центрах/ банках / вне очереди в рабочее время, бесплатный проезд и другие льготы.

Профессиональный стандарт социального работника

Специальным документом, регулирующим деятельность соцработников, является профессиональный стандарт «Социальный работник» (утв. Мин. Труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н).

В профессиональном стандарте сформулированы общие сведения о трудовой деятельности социального работника и выделены его трудовые функции с подробным пояснением необходимых знаний и навыков.

Особое внимание стоит обратить на требования к образованию и опыту работы:

– среднее профессиональное образование – программы подготовки рабочих и служащих (профессиональное обучение)

– среднее общее образование и стажировка на рабочем месте;

Особые условия допуска к работе: отсутствие судимости и обязательное прохождение медицинских осмотров.

Введение профстандарта соцработника было необходимой мерой для решения ряда основных проблем в этой отрасли:

  • отсутствие профильного образования у работников

До принятия профстандарта социальным работником мог работать практически кто угодно (с любым уровнем образования и опытом работы в этой сфере), что негативно сказывалось на качестве социальных услуг.

  • разобщенные требования к образованию и опыту работы при трудоустройстве

Эти требования руководители социальных служб определяли самостоятельно, что приводило к недопонимаю и конфликтам между работодателями и сотрудниками.

  • сложности у работодателей в проведении аттестации сотрудников

Для понимания, что из себя представляет работа в социальной службе и какие существуют требования к профессии, следует изучить этот профстандарт.

Функции и обязанности социального работника

Согласно действующему профстандарту «Социальный работник» (утв. Мин. труда и соцзащиты РФ от 18.11.2013 N 677н), обязанности соцработников состоят в оказании следующих услуг:

Социально-бытовые и социально-медицинские услуги

Основные обязанности по уходу за пожилыми людьми заключаются в покупке и доставке продуктов питания и лекарств, приготовлении еды. При необходимости – кормление и купание, помощь в уборке дома, стирка, оплата жилья и коммунальных услуг. Также специфика деятельности подразумевает организацию досуга: чтение слабовидящим газет или книг, сопровождение на прогулке.

Соцработник должен уметь оказывать первую медицинскую помощь. Он постоянно наблюдает за состоянием здоровья подопечного. В его обязанности также входит участие в реабилитационных мероприятиях для пожилых и людей с ограниченными возможностями здоровья (например, работа по программе реабилитации инвалидов). Еще одна функция – содействие подопечным в получении помощи в медицинских учреждениях: записать на приём, сопровождать в поликлинику, напоминать про график приёма лекарств.

Социально-психологическая поддержка Важная часть деятельности социального работника – общение с подопечным. Это может быть непринужденная беседа на бытовые темы, разговор «по душам». Соцработник должен следить за настроением подопечного, содействовать в получении психологической помощи, если в ней есть потребность. Социально-правовые услуги Необходимо информировать подопечного об социальных услугах, оказывать помощь в оформлении документов для получения государственных и муниципальных услуг, содействовать в получении юридической помощи. Социально-экономические услуги Если подопечный желает поступить учиться или найти работу, соцработник содействует в подготовке и подаче необходимых для этого документов.

Специфика деятельности социального работника

Соцработник оказывает помощь и поддержку людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию: одинокие пожилые люди, сироты и беспризорные дети, малообеспеченные семьи, инвалиды, те, кто лишился крова или в силу болезни неспособны о себе позаботиться.

Наиболее важные качества, которыми должен обладать такой специалист: доброта, чуткость, милосердие, альтруизм, общительность.
Соцработник, подобно доктору или медсестре, должен уметь сохранять спокойствие и невозмутимость в любой сложившиеся ситуации, как мудрый наставник быть терпимым к человеческим слабостям, и самое важное, чувствовать в себе желание помогать людям.

Если вы обладаете такими качествами, то можете смело приступать к освоению этой благородной профессии.

Аттестация социальных работников

Аттестация соцработников проводится в учреждении, где они работают. Введена с целью повышения эффективности работы сотрудников, а также для стимулирования мотивации к повышению квалификации и ответственности за результаты работы.

Аттестация проводится планово, о чём заранее предупреждают сотрудников, чаще всего, в виде тестирования. Иногда в виде индивидуального или группового собеседования. Большая часть материалов касается проверки знаний действующего закодательства, регламентирующего работу социальных служб, первой медпомощи. Проверяется соответствие знаний и умений работника современным требованиям к этой профессии.

Экзамен проводит экспертная комиссия. По результатам аттестации комиссия оглашает результаты и отмечает их в протоколе. Протокол передают руководителю социальной службы, который принимает окончательное решение по каждому сотруднику.

Как подготовиться к аттестации соцработнику? Для этого достаточно регулярно проходить программы повышения квалификации по социальной работе и первой медицинской помощи .

Какое обучение необходимо для работы

Пройти обучение на соцработника в России можно на базе 9 или 11 классов в учреждениях среднего профессионального или дополнительного профессионального образования.

Например, в АБиУС действует программа профессионального обучения «Соцработник». Программа содержит только профильные дисциплины, поэтому освоить новую профессию можно приблизительно за 2 месяца. Получив свидетельство о должности служащего, вы будете соответствовать требованиям профстандарта, сможете устроиться на работу и заниматься любимым делом. Эта программа будет подходящим решением и для тех, кто окончил училище или колледж по другой специальности.

Если вам требуется консультация по выбору подходящей программы обучения, вы всегда можете обратиться за помощью к нашим специалистам. Они подберут программу с учетом уровня образования, конкретной жизненной ситуации и финансов.

Читать еще:  Законно ли уменьшение стоимости автомобиля в данном случае?

ИЗУЧАЕМ НОВЫЙ ЗАКОН ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ФЗ-442

ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ И ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ

ИНФОРМАЦИОННЫЙ МАТЕРИАЛ, ПОДГОТОВЛЕННЫЙ В ЦЕЛЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ПОЛОЖЕНИЙ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА ОТ 28 ДЕКАБРЯ 2013 Г. N 442-ФЗ “ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ” .

НОВЫЙ ЗАКОН – В ПОДДЕРЖКУ РОССИЯНАМ.

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ФЗ ОТ 28.12.2013г № 442-ФЗ” ОБ ОСНОВАХ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ ГРАЖДАН В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ”

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОСТАВЩИКОВ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ , ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ИНФОРМАЦИЯ ДЛЯ ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СОЦИАЛЬНЫХ УСЛУГ , ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ

ПАМЯТКА СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ

СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ФЗ 442 И ФЗ 195, ФЗ 122

$IMAGE4 $ Социальное обслуживание населения: что изменится?

С 1 января 2015 года вступил в силу Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 442-ФЗ “Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации”. Данный закон принят взамен двух законодательных актов – Федеральных законов от 10 декабря 1995 г. № 195-ФЗ “Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации” и от 2 августа 1995 г. № 122-ФЗ “О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов”.

Основные преимущества нового закона:
– возможность выбора поставщика социальных услуг (это могут быть и государственные учреждения социального обслуживания населения, и другие социально ориентированные организации различных форм собственности);
– широкая информационная открытость поставщиков социальных услуг;
– определение обстоятельств, при которых граждане признаются нуждающимися в социальном обслуживании;
– закрепление принципа осуществления социального обслуживания исходя из индивидуальной нуждаемости гражданина в социальных услугах;
– введение социального сопровождения граждан при предоставлении социальных услуг (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, основанное на межведомственном взаимодействии структур и организаций);
– введение государственного контроля (надзора) в сфере социального обслуживания, расширение понятия общественного контроля.
Законом предусмотрены переходные положения, в соответствии с которыми перечень социальных услуг не может быть сокращен по сравнению с перечнем, действовавшем до вступления в силу закона, а условия их предоставления не могут быть ухудшены по сравнению с условиями, установленными по состоянию на 31 декабря 2014 года.

Цель нового закона

Развитие системы социального обслуживания граждан в нашей стране, повышение его уровня, качества и эффективности.

Основные принципы социального обслуживания

  • соблюдение прав человека и уважение достоинства личности, гуманный характер, не допустимость унижения чести и достоинства человека;
  • равный, свободный доступ граждан к социальному обслуживанию вне зависимости от их пола, расы, возраста, национальности, языка, происхождения, места жительства, отношения к религии, убеждений и принадлежности к общественным объединениям;
  • адресность предоставления социальных услуг;
  • добровольность;
  • конфиденциальность;
  • приближенность поставщиков социальных услуг к месту жительства получателей социальных услуг;
  • достаточность количества поставщиков социальных услуг для обеспечения потребностей граждан в социальном обслуживании;
  • достаточность финансовых, материально-технических, кадровых и информационных ресурсов у поставщиков социальных услуг;
  • сохранение пребывания гражданина в привычной благоприятной среде.

Кто может рассчитывать на социальную помощь от государства

Гражданин признается нуждающимся в социальном обслуживании в случае, если существуют следующие обстоятельства, которые ухудшают или могут ухудшить условия его жизнедеятельности:

  • полная или частичная утрата способности либо возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, обеспечивать основные жизненные потребности в силу заболевания, травмы, возраста или наличия инвалидности;
  • наличие в семье инвалида или инвалидов, в том числе ребенка-инвалида или детей-инвалидов, нуждающихся в постоянном постороннем уходе;
  • наличие ребенка или детей (в том числе находящихся под опекой, попечительством), испытывающих трудности в социальной адаптации;
  • отсутствие возможности обеспечения ухода (в том числе временного) за инвалидом, ребенком, детьми, а также отсутствие попечения над ними;
  • наличие внутрисемейного конфликта, в том числе с лицами с наркотической или алкогольной зависимостью, лицами, имеющими пристрастие к азартным играм, лицами, страдающими психическими расстройствами, наличие насилия в семье;
  • отсутствие определенного места жительства, в том числе у лица, не достигшего возраста двадцати трех лет и завершившего пребывание в организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;
  • отсутствие работы и средств к существованию;
  • наличие иных обстоятельств, которые нормативными правовыми актами субъекта РФ признаны ухудшающими или способными ухудшить условия жизнедеятельности граждан.

Виды социальных услу г

  • социально-бытовые (направлены на поддержание жизнедеятельности получателей социальных услуг в быту);
  • социально-медицинские (направлены на поддержание и сохранение здоровья получателей услуг путем организации ухода, оказания содействия в проведении оздоровительных мероприятий, систематического наблюдения за получателями услуг для выявления отклонений в состоянии их здоровья);
  • социально-психологические (предусматривают оказание помощи в коррекции психологического состояния получателей услуг для адаптации в социальной среде, в том числе оказание психологической помощи анонимно с использованием телефона доверия);
  • социально-педагогические (направлены на профилактику отклонений в поведении и развитии личности получателей услуг, формирование у них позитивных интересов (в том числе в сфере досуга), организацию их досуга, оказание помощи семье в воспитании детей);
  • социально-трудовые (направлены на оказание помощи в трудоустройстве и в решении других проблем, связанных с трудовой адаптацией);
  • социально-правовые (направлены на оказание помощи в получении юридических услуг, в том числе бесплатно, в защите прав и законных интересов получателей социальных услуг);
  • в целях повышения коммуникативного потенциала получателей (услуги в целях повышения коммуникативного потенциала получателей социальных услуг, имеющих ограничения жизнедеятельности, в том числе детей-инвалидов);
  • срочные социальные услуги (обеспечение бесплатным горячим питанием или наборами продуктов; обеспечение одеждой, обувью и другими предметами первой необходимости; содействие в получении временного жилого помещения; содействие в получении юридической помощи в целях защиты прав и законных интересов получателей социальных услуг; содействие в получении экстренной психологической помощи с привлечением к этой работе психологов и священнослужителей; иные услуги);
  • социальное сопровождение (содействие в предоставлении медицинской, психологической, педагогической, юридической, социальной помощи, не относящейся к социальным услугам, осуществляется путем привлечения организаций, предоставляющих такую помощь, на основе межведомственного взаимодействия).

Права получателей социальных услуг

  • уважительное и гуманное отношение;
  • получение бесплатно в доступной форме информации о своих правах и обязанностях, видах услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах и стоимости, о возможности получения услуг бесплатно, о поставщиках услуг;
  • выбор поставщика или поставщиков услуг;
  • отказ от предоставления услуг;
  • защиту своих прав и законных интересов;
  • участие в составлении индивидуальных программ;
  • обеспечение условий пребывания в организациях социального обслуживания, соответствующих сантребованиям, и надлежащий уход;
  • свободное посещение законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • социальное сопровождение.

Обязанности поставщиков социальных услуг

  • осуществлять свою деятельность в соответствии с законодательством предоставлять услуги получателям в соответствии с индивидуальными программами и условиями договоров;
  • предоставлять бесплатно в доступной форме получателям информацию об их правах и обязанностях, о видах социальных услуг, сроках, порядке и об условиях их предоставления, о тарифах на эти услуги и об их стоимости либо о возможности получать их бесплатно;
  • использовать информацию о получателях услуг в соответствии с требованиями о защите персональных данных;
  • предоставлять уполномоченному органу субъекта РФ информацию для формирования регистра получателей ;
  • осуществлять социальное сопровождение;
  • обеспечивать получателям социальных услуг содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
  • предоставлять получателям услуг возможность пользоваться услугами связи, «Интернет» и услугами почтовой связи при получении услуг;
  • выделять супругам, проживающим в организации социального обслуживания, изолированное жилое помещение для совместного проживания
  • обеспечивать получателям услуг возможность свободного посещения их законными представителями, адвокатами, нотариусами, представителями общественных и (или) иных организаций, священнослужителями, а также родственниками и другими лицами в дневное и вечернее время;
  • обеспечивать сохранность личных вещей и ценностей получателей услуг

Что такое индивидуальная программа

Документ, в котором указаны:

  • форма социального обслуживания;
  • вид обслуживания;
  • объем;
  • периодичность;
  • условия;
  • сроки предоставления социальных услуг;
  • перечень рекомендуемых поставщиков социальных услуг
  • мероприятия по социальному сопровождению;
  • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах,
  • пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
  • пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
  • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
  • составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
  • в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.

Договор о предоставлении социальных услуг

  • составляется исходя из потребности гражданина в социальных услугах;
  • пересматривается в зависимости от изменения этой потребности, но не реже чем раз в три года;
  • пересмотр ИП осуществляется с учетом результатов реализованной индивидуальной программы;
  • ИП для гражданина или его законного представителя имеет рекомендательный характер, для поставщика услуг — обязательный характер
  • составляется в двух экземплярах. Экземпляр ИП, подписанный уполномоченным органом субъекта РФ, передается гражданину в срок не более чем 10 рабочих дней со дня подачи заявления;
  • в случае изменения места жительства получателя ИП, составленная по прежнему месту жительства, сохраняет свое действие в по новому месту жительства, до составления ИП по новому месту жительства.

Плата за социальные услуги

Социальные услуги в форме социального обслуживания на дому, в полустационарной и стационарной формах социального обслуживания предоставляются бесплатно:

  • несовершеннолетним детям;
  • лицам, пострадавшим в результате чрезвычайных ситуаций, вооруженных межнациональных (межэтнических) конфликтов
  • Инвалидам и участникам ВОВ (в Ставропольском крае).
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector