Может ли организация работать по 223 федеральному закону?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Может ли организация работать по 223 федеральному закону?

Разбираемся в особенностях закупок по 223-ФЗ

Кто является заказчиком по 223-ФЗ

Заказчик по 223-ФЗ — это организация, в уставном капитале которой, помимо собственных средств, присутствует доля государства в размере 50 % и больше. Закон выделяет (ч. 2 ст. 1):

  1. Государственные корпорации и компании.
  2. Публично-правовые компании.
  3. Субъекты естественных монополий.
  4. Организации, которые ведут регулируемую деятельность в сфере газо-, водо-, тепло- и электроснабжения и т. д.
  5. Автономные учреждения.
  6. Хозяйственные общества (50 % капитала — доля государства).
  7. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 1-6).
  8. Дочерние компании (50 % капитала — доля субъектов из п. 7).
  9. Бюджетные учреждения, использующие гранты, собственные средства, привлекающие субподрядчиков по исполняемым контрактам.
  10. ГУП и МУП, покупающие за счет грантов и собственных средств, при привлечении субподрядчиков по исполняемым контрактам, без привлечения средств соответствующих бюджетов бюджетной системы. Пункт применяется при наличии положения о закупках, утвержденного и размещенного до 01.01.2019.
  11. ФГУП из перечня (Распоряжение Правительства РФ № 2931-р от 31.12.2016).

В качестве примеров таких организаций можно привести:

  1. ПАО «Газпром».
  2. ООО «Газпром Инвест».
  3. АО «ЭК Ленэнерго».
  4. СПбГБУК «ЦПКиО им. С.М. Кирова».

Такие организации имеют большие денежные ресурсы из-за государственной поддержки. Благодаря закупочной деятельности, они стимулируют поставщиков к участию в тендерах, расширяют их возможности, развивают конкуренцию. Причем расходовать деньги и удовлетворять нужды они должны эффективно. Но есть риск, что такие покупатели могут злоупотреблять своим положением. Именно поэтому для таких компаний создан отдельный закон — 223-ФЗ.

Полный перечень ФГУП, которые закупают по 223-ФЗ

Обязанности и права заказчика по 223-ФЗ

Есть особенности того, как проводятся закупки заказчиком по 223-ФЗ. Основным внутренним документом здесь является положение о закупке (ч. 2, 3 ст. 2), где подробно прописан порядок и все этапы такой деятельности. Документ публикуют в ЕИС в течение 15 дней после утверждения.

Сохраняется обязанность приобретать часть продукции у субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 2 ч. 8 ст. 3). Раздел об этом должен быть в плане.

В законе прописаны и права заказчика:

  1. Требовать от участников отсутствия в реестре недобросовестных поставщиков по законам № 223 и № 44.
  2. Все документы можно публиковать не только в ЕИС, но и на собственном сайте (кроме гостайны).
  3. Разрешается не публиковать сведения о процедурах, суммы которых меньше 100 000 руб., а при выручке более 5 млрд руб. — менее 500 000 руб. (ч. 15 ст. 4).

Можно ли пожаловаться в ФАС

Поставщики, органы исполнительной власти субъектов РФ и Корпорация развития малого и среднего предпринимательства могут обратиться в ФАС (ч. 10 ст. 3), чтобы подать жалобу по 223-ФЗ на действия заказчика, если:

  1. Нарушены правила размещения положения о закупке в ЕИС.
  2. От поставщиков требуют документы, не предусмотренные тендерной документацией.
  3. Продукция приобретается без действующего положения и без применения положений закона № 44.
  4. Опубликована недостоверная или вообще отсутствует информация в ЕИС о годовых объемах закупки у субъектов МСП.

В целом алгоритм подачи жалобы будет аналогичен нормам закона № 44.

Штрафы по 223-ФЗ для заказчиков 2020 года

Дела о нарушениях рассматривает ФАС (ст. 23.83 КоАП РФ). Размеры штрафов за то или иное нарушение собраны в таблице.

Нарушение по 223-ФЗ

Сумма на должностное лицо, руб.

Сумма на юрлицо, руб.

Основание по КоАП

Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной

От 10 000 до 30 000

От 100 000 до 300 000

Ч. 1 ст. 7.32.3 Закупка проведена не в электронной форме, когда должна была проводиться в электронной, должностным лицом, которого раньше подвергли административному наказанию более двух раз От 40 000 до 50 000 или отстранение от должности на срок от шести месяцев до одного года — Ч. 2 ст. 7.32.3 Закупка проведена по 223-ФЗ, хотя ее нужно было проводить по 44-ФЗ От 20 000 до 30 000 От 50 000 до 100 000 Ч. 3 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации информации о закупках

От 2000 до 5000

От 10 000 до 30 000

Ч. 4 ст. 7.32.3 Не разместили информацию о закупках в ЕИС От 30 000 до 50 000 От 100 000 до 300 000 Ч. 5 ст. 7.32.3

Нарушены сроки публикации изменений

От 5000 до 10 000 От 10 000 до 30 000 Ч. 6 ст. 7.32.3

Утвердили документацию, которая не соответствует законодательству

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 7 ст. 7.32.3

Отклонили участника, провели оценку и рассмотрели заявки на основании требований и критериев, которые не предусмотрены документацией

От 2000 до 3000

От 5000 до 10 000

Ч. 8 ст. 7.32.3

Неправильно направили сведения о недобросовестных участниках в РНП

От 10 000 до 15 000

От 30 000 до 50 000

Не выполнили предписание контролирующего органа (ФАС)

От 30 000 до 50 000

От 300 000 до 500 000

Ч. 7.2 ст. 19.5

Подробнее о том, когда оштрафуют, рассказали в статье «Ответственность за нарушение 223-ФЗ о закупках».

08.11.2018 на официальном сайте проектов нормативных актов ФАС разместила проект Федерального закона. Проектом устанавливается административная ответственность в закупках по 223-ФЗ, в том числе и за задержку оплаты. Таблицу новых наказаний найдете в статье «Дождались! За задержку оплаты по 223-ФЗ будут наказывать».

Основы работы по 223-ФЗ

    On 05.10.2017 0 Комментарии 223-ФЗ, 44-ФЗ, Закупки у единственного поставщика, Запрос котировок, Запрос предложений, Конкурс, ФАС, Электронный аукцион, ЭТП

Законодательство о закупках представлено двумя основными законами — 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый из них регулирует государственные закупки, второй распространяется на закупки, осуществляемые госкорпорациями и прочими компаниями с государственной долей. Закупок в сфере корпоративного заказа (по 223-ФЗ) проводится в несколько раз больше, чем по 44-ФЗ. В то же время последний закон считается очень строгим, а вот 223-ФЗ называют гораздо более лояльным. Рассмотрим принципы этого закона, механизм его работы и отличия от 44-ФЗ.

Отличия между законами

Закон 44-ФЗ является процедурным нормативным актом — в нем определены все правила проведения закупок. У заказчика практически нет возможности выбирать что-то за редким исключением — он вынужден следовать четким требованиям закона. 223-ФЗ, напротив, является рамочным законом и дает заказчику все карты в руки. Он может устанавливать собственные правила, главное — чтобы они не противоречили требованиям законы. В этом, пожалуй, и состоит основное различие между 223-ФЗ и 44-ФЗ.

Если говорить более конкретно, то разница в следующем:

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

  1. В рамках госзаказа для всех заказчиков действуют единые правила. В закупках по 223-ФЗ каждый из них устанавливает собственные правила и отражает их в Положении о закупке.
  2. 44-ФЗ позволяет производить закупку через строго определенные процедуры — аукционы, конкурсы, запросы котировок и предложений, а также закупку у единственного поставщика. В 223-ФЗ нет закрытого перечня процедур, так что заказчик может определять поставщика самыми различными методами.
  3. Разный подход к закупкам у единственного поставщика: в 44-ФЗ определен список случаев, когда это возможно, а заказчики по 223-ФЗ составляют этот список сами.
  4. В рамках 44-ФЗ на электронной торговой площадке (ЭТП) проводятся только аукционы, в рамках 223-ФЗ — любые закупки.
  5. Заказчик по 44-ФЗ обязан заключить контракт с победителем процедуры, а заказчик по 223-ФЗ заключает контракт с победителем не всегда.

Принципы 223-ФЗ

Как было сказано выше, 223-ФЗ предоставляет заказчику возможность практически все определять самостоятельно. Однако правила, которые он устанавливает, не должны противоречить самому закону и его принципам. А они таковы:

  1. Информационная открытость. У любого заинтересованного лица должна быть возможность посмотреть, что и на каких основаниях приобретает заказчик данной закупки.
  2. Целевое и эффективное расходование денежных средств. Этот принцип означает, что не получится, например, приобретать товар у единственного поставщика по завышенным ценам, ведь такое расходование денежных средств не является эффективным.
  3. Поставщиком может стать любая организация или ИП. Указанный принцип устраняет сложности, с которыми раньше сталкивались малые компании, пытаясь заполучить контракт с госкорпорацией.
  4. Справедливость и отсутствие дискриминации в отношении участников. Это означает, что заказчики не должны допускать необоснованных ограничений конкуренции.

В связи с тем, что конкретных требований закон не устанавливает, его принципы из красивых слов превращаются в механизм, посредством которого участники могут отстоять свои права. Например, заказчик установил, что поставщиком по контракту не может быть компания с оборотом меньше 10 миллионов рублей. С одной стороны, 223-ФЗ не запрещает заказчику устанавливать собственные правила игры. С другой — указанное требование напрямую нарушает принципы закона об участии любого лица и равноправии участников. И на этом основании поставщик, который не может принять участие в закупке из-за малого оборота, имеет право обратиться в суд. Обратите внимание, что подобного рода претензии рассматривается именно судами, поскольку ФАС имеет право рассматривать жалобы только по вполне конкретным нарушениям Закона 223-ФЗ.

Читать еще:  Иное законное основание права

Кто должен работать по 223-ФЗ

Субъектами хозяйственной деятельности, которые в своей работе применяют закон 223-ФЗ, являются:

  • госкорпорации, государственные компании, естественные монополии, а также организации, доля государства в которых составляет более 50%;
  • дочерние общества («дочки») таких организаций, а также дочерние общества этих «дочек»;
  • бюджетные учреждения, если их закупки производятся за счет грантов или средств, которые они заработали самостоятельно, а также в случае, когда они сами являются исполнителями по контракту и привлекают для его исполнения иных лиц.

Положение о закупке

Главным документом, на основании которого заказчики осуществляют закупочную деятельность по 223-ФЗ, является Положение о закупке. Его необходимо разработать и опубликовать на www.zakupki.gov.ru до начала года.

Положение является своеобразным «законом», по которому теперь придется осуществлять закупочную деятельность. В нем необходимо предусмотреть способы, которыми будут осуществляться закупки, порядок их подготовки и проведения, порядок заключения договоров, перечень товаров, работ и услуг, которые будут закупаться у субъектов малого и среднего предпринимательства.

Заказчик в любое время может изменить что-либо в своем Положении о закупке — ограничений на это закон не устанавливает. Когда Положение будет изменено, необходимо опубликовать его новую редакцию и документ, в котором перечислены все изменения.

Если заказчик не утвердил Положение в срок, то работать по 223-ФЗ он не сможет и вынужден будет производить закупки по 44-ФЗ. Если в этом случае он пренебрежет и нормами законодательства о госзакупках, то будет оштрафован по части 3 статьи 7.32.3 КоАП. В соответствии с этой нормой, штраф для юридических лиц составляет 50 000—100 000 рублей, для должностных — 20 000—30 000 рублей.

Помимо Положения о закупке, заказчик должен разработать План закупок на один год. Перед каждой конкретной процедурой публикуется извещение о закупке и закупочная документация.

Техническое задание

Параметры объекта закупки указываются в Техническом задании. От его правильного составления напрямую зависит качество товара, работы или услуги и их соответствие нуждам заказчика. По оценкам экспертов, грамотно составленное ТЗ составляет 80% успеха закупки, так что его составлению нужно уделить особое внимание.

Техническое задание прежде всего должно содержать качественное описание объекта закупки. В отличие от закона о госзакупках, 223-ФЗ позволяет не только детально прописать его параметры, но и указывать товарный знак, а также точные, а не диапазонные, значения определенных его характеристик. Кроме того, техническое задание включает требования по комплектации, количеству, срокам и местам поставок, качеству, монтажу, обслуживанию и обучению персонала, а также гарантии поставляемого товара. Это минимальный набор требований, которые следует прописать в Техническом задании.

Электронная подпись

И заказчику, и поставщику по 223-ФЗ не обойтись без электронной подписи. И если 44-ФЗ определяет, какие типы электронных подписей должны использоваться той или иной стороной закупки, то 223-ФЗ требует лишь наличия квалифицированного сертификата. С одной стороны, это проще — теоретически подойдет любой тип электронной подписи. С другой стороны — закупки по 223-ФЗ проводятся на множестве самых разных площадок, которые имеют право устанавливать собственные требования к сертификату электронной подписи. Так что сертификат, полученный для работы на одной ЭТП, могут не принять другие. Таким образом, за сертификатом нужно обращаться, уже определивший со списком площадок, на которых поставщик собирается работать.

Закупки по 223‑ФЗ в 2017 году

Статья-обзор о том, что регулирует закон 223-ФЗ, кто и как по нему работает. Рекомендуем начинающим заказчикам и поставщикам, чтобы разобраться в закупках по 223-ФЗ.

Есть 44-ФЗ, который регулирует госзакупки, а есть 223-ФЗ, регламентирующий закупки товаров и услуг компаниями с долей участия государства. Сегодня закупки по 223-ФЗ в несколько раз превышают закупки по 44-ФЗ.

Федеральный закон от 18.07.2011г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» вступил в силу с 1 января 2012 года. Эксперты по торгам закон 223-ФЗ называют более лояльным по сравнению с 44-ФЗ. Но все-таки это разные законы, сравнивать их можно только номинально, чтобы понять отличия в нормах.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ». Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

223-ФЗ и 44-ФЗ: таблица основных отличий

Перед вами таблица основных отличий 223-ФЗ от 44-ФЗ. Наверное, самое главное отличие в том, что правила проведения закупок определяет не закон, а заказчик в своем главном документе — Положении о закупке. Но и требования закона нужно знать и выполнять, тем более, что они становятся жестче.

44-ФЗ 223-ФЗ
Процедурный закон — правила и сроки регламентированы 44-ФЗ Рамочный закон — процедуры закупок, сроки и пр. заказчик устанавливает самостоятельно в Положении о закупках. Одна и та же процедура у разных заказчиков может быть прописана по-разному
Единые правила для всех заказчиков У каждого заказчика свои правила
Закрытый перечень способов закупок Каждый заказчик может применять любые способы закупок*
На ЭТП проводится только аукцион На ЭТП могут проводиться любые закупки
Ограниченный перечень случаев закупки у единственного поставщика (ЕП) Перечень случаев закупки у ЕП заказчик определяет самостоятельно
Заказчик обязан заключить договор с победителем Заказчик не всегда обязан заключать договор с победителем

Основные принципы 223-ФЗ

Кто-то может подумать, что принципы – это всего лишь красиво написанные слова в законе. Только не в случае с 223-ФЗ. Здесь заявленные принципы очень важны, и помогают участникам отстаивать свои интересы:

  1. Информационная открытость закупки — этот принцип означает, что закупка должна быть открыта, чтобы ее можно было промониторить, посмотреть, кто что покупает и на каких основаниях.
  2. Целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение ТРУ. Хороший принцип. С ним совершенно не получится закупать все у единственного поставщика по бешеным ценам. И спрятаться не получится, потому что мы уже знаем про принцип №1.
  3. Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Раньше стать поставщиком крупной корпорации было очень сложно. 223-ФЗ устранил препоны, и теперь дорога к закупкам по 223-ФЗ открыта для любого субъекта.
  4. Равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки. Этот принцип очень интересный, послушайте, как он может работать в защиту интересов.

Запись вебинара « Заключение и исполнение договора по 223-ФЗ» : про порядок заключения договора в рамках закупок по 223-ФЗ: виды договоров, изменение и расторжение, отказ от заключения договора.

Кто работает по 223-ФЗ

Организации, работающие по 223-ФЗ, подробно перечислены в п. 2 ст. 1 Закона 223-ФЗ.

Заказчики по 223-ФЗ:

Закон 223-ФЗ регулирует абсолютно все закупки своих субъектов, независимо от источника дохода. Есть исключения: купля-продажа ценных бумаг, валютных ценностей, драгоценных металлов и пр. (п. 4 ст. 1 Закона 223-ФЗ). Данные закупки 223-ФЗ не регулирует, они выходят за его рамки. И у бюджетных учреждений есть свои особенности.

Комментирует Олег Бируля, эксперт по тендерам: «Бюджетные учреждения — это организации, которые работают в рамках 44-ФЗ. По 44-ФЗ они тратят государственные деньги. Но у данных организаций бывают такие финансовые средства, которые приходят в виде дополнительных заработков. Например, в виде грантов. Или от сдачи в аренду площадей — это их внебюджетные средства. Есть еще один случай: когда бюджетное учреждение само является исполнителем по контракту. В этих случаях бюджетные учреждения вместо 44-ФЗ могут применять 223-ФЗ. Но есть особенности: в текущем году бюджетник может работать по 223-ФЗ, только если создал положение о закупках и разместил его до начала года. Если положение создано и не размещено до начала года — осуществлять закупочную деятельность в рамках 223-ФЗ бюджетник не вправе».

Это правило — общее для всех субъектов 223-ФЗ. Если положение о закупке не приняли и не разместили вовремя — попадают на 44-ФЗ. То есть вопрос не в том, хочу или не хочу жить по 223-ФЗ, а в том, хочу жить по 223 или по 44? 44-ФЗ применяется по умолчанию.

Поставщики по 223-ФЗ. Как найти заказы

Участником закупки может быть любое юридическое, физическое лицо, в том числе индивидуальный предприниматель (ИП). Узнаёте? Мы уже говорили об этом, выше в статье.

На официальном сайте (Портале закупок) есть реестр положений о закупках заказчиков, которые работают по 223-ФЗ. Здесь же размещают информацию о закупках. Для субъектов малого предпринимательства (СМП) на официальном ресурсе опубликован перечень товаров, работ и услуг, которые заказчики обязаны закупать по 223-ФЗ у малых и средних предприятий.

Далее обязательно почитайте про документооборот в системе закупок по 223-ФЗ.

Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ

Документация заказчика (обязан разработать и опубликовать):

Рекомендуем видеозапись вебинара «Документооборот в системе закупок по 223-ФЗ», если вы заказчик и вам надо понять, как разработать положение о закупке, внести в него изменения, какую информацию вносить в реестр договоров по 223-ФЗ, как составить план закупок и другую документацию по 223-ФЗ. Вы также узнаете, как и в какие сроки размещать информацию о закупке на Официальном сайте.

Существует и Реестр договоров по 223-ФЗ (постановление Правительства РФ от 31.10.2014 № 1132 «Об утверждении порядка ведения реестра договоров, заключенных заказчиками по результатам закупки») – общий для заказчиков «всея Руси», реестр ведет Казначейство. Аналогичный реестр есть в госзакупках по 44-ФЗ. Поставщик, который умеет читать, найдет там много интересной и полезной информации о деятельности заказчика.

Положение о закупках по 223-ФЗ

Сам по себе Федеральный закон от 18.07.2011 № 223-ФЗ содержит всего восемь статей. По большому счету работу по 223-ФЗ регламентирует Положение о закупках, которое заказчик создает сам и в дальнейшем по этому положению ведет свою деятельность.

Положение о закупках — с этого документа начинается закупочная деятельность заказчика, для него это свой «закон». И для поставщиков, которые захотят принять участие в закупках этого заказчика — тоже закон.

Положение о закупках создают также и бюджетные организации, которые работают совместно по 44-ФЗ и по 223-ФЗ.

Заказчик вправе корректировать положение о закупках сколько угодно раз. При внесении изменений на официальном сайте заказчик должен опубликовать 2 документа:

Если заказчик не применяет ни положение о закупках, ни нормы 44-ФЗ, будет штраф (ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП):

В этом видеосовете Оксана Шипунова, специалист в сфере закупок по 223-ФЗ, рассказывает про административную ответственность, если не соблюдены требования к формированию положения о закупке и его размещению на официальном сайте, и если при закупке не применялось положение.

Вы услышите интересные комментарии о практике применения ч. 3 ст. 7.32.3 КоАП РФ, о позиции ФАС. Например, по мнению ФАС, даже одна закупка без положения — повод передать материалы прокурору. Это повлечет внеплановую проверку, при которой штрафы выставят за все подобные выявленные случаи закупки не по правилам:

Техническое задание. Советы для заказчиков, сравнение с 44-ФЗ:

Заявка участника

Четкого перечня требований к заявке нет, заказчик вправе формировать требования сам.

Поставщику следует внимательно посмотреть документацию, изучить требования к заявке, предъявляемые заказчиком, и уже в соответствии с этими требованиями составлять свою заявку.

Заказчик вправе установить требования к участникам закупки:

Положение о закупках по 223-ФЗ: что в нем должно содержаться?

223-ФЗ: электронная подпись

Заказчик вообще не может работать без электронной подписи (ЭП). Потому что нужно публиковать документы и размещать закупки в единой информационной системе. Поставщик может найти и прочитать Положение о закупках, другие документы, и собственно, любые закупки, но без электронной подписи не сможет принять в них участие, если закупки проводятся в электронном виде.

Заказать Электронную подпись. Ее принимают более чем на 150 площадках: по 223-ФЗ, на всех гос.площадках, на коммерческих площадках.

Все знают про электронную подпись в госзакупках. С ЭП по 223-ФЗ все одновременно и проще, и сложней. Проще, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи (как в госзакупках, где сходятся требования 63-ФЗ и 44-ФЗ, и где существуют разные подписи для заказчиков и для поставщиков). Для участия в закупках по 223-ФЗ и для организации таких закупок нужен просто квалифицированный сертификат. Сложнее, потому что нет жестких требований к сертификату электронной подписи и каждый заказчик, вообще говоря, имеет право создать свою собственную электронную площадку, разработать свои собственные требования к участникам электронных закупок. В том числе и требования к сертификату, с которым можно выходить на эту площадку. И каждая площадка, на которой проходят закупки по 223-ФЗ, тоже имеет право на свое мнение по поводу сертификатов.

Поэтому, обращаясь в удостоверяющий центр за покупкой сертификата электронной подписи, обязательно сообщайте менеджеру, на каких площадках вы собираетесь работать. А потом, купив сертификат для конкретной площадки, узнайте, где еще ваш сертификат примут. Возможно, заодно и новые закупки найдете.

Онлайн-курс «Закупки по 223-ФЗ. Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации разработана на основании требований профессионального стандарта «Специалист в сфере закупок». Повышение квалификации (72 часа)

Работать или не работать по 223-ФЗ: правила диктует ФАС

Приказом Федеральной антимонопольной службы от 16 июня 2014 г. № 390/14 утверждены: Порядок определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, а также Порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли.

Порядком определения совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ, утвержденным Приказом ФАС от 16 июня 2014 г. № 390/14, определены формулы, порядок и сроки расчета указанной доли в целях решения вопроса о необходимости применения юридическими лицами при осуществлении закупок федерального закона от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – закон № 223-ФЗ).

Хозяйственные общества, имеющие долю участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в своих уставных капитала (первая группа из приказа ФАС № 390/14), определяют размер этой доли простым суммированием соответствующих долей в течение 30 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14.

Хозяйственные общества, являющиеся дочерними для юридических лиц, обязанных работать по закону № 223-ФЗ и указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 этого закона (вторая группа из приказа ФАС № 390/14), должны определить совокупную долю указанных юридических лиц в течение 60 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14 или при получении уведомления об изменении совокупной доли – в течение 15 рабочих дней, следующим образом.

Дочерние хозяйственные общества должны определить сумму долей каждого из юридических лиц, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, в своем уставном капитале. Если совокупная доля превысит пятьдесят процентов, то организация обязана применять при осуществлении закупок закон № 223-ФЗ.

Третья группа из указанных в приказе ФАС № 390/14 юридических лиц, обязанных работать по закону № 223-ФЗ, это дочерние хозяйственные общества дочерних хозяйственных обществ (т.е. «внучки» тех, кто обязан работать по 223-ФЗ и указан в п.1 ч.2 ст. 1 закона № 223-ФЗ). После того, как определятся с расчетом совокупной доли дочерние хозяйственные общества из второй группы, их дочерние структуры обязаны в течение 90 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14 или в случае получения уведомления об изменении совокупной доли – в течение 15 рабочих дней, произвести расчет совокупной доли путем суммирования долей юридических лиц из второй группы, указанных в пункте 2 части 2 статьи 1 Закона № 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственного общества из третьей группы. Таким образом, «внучки» будут считать в своем уставном капитале только долю «дочек», указанных в п.2 ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ. Именно этот вопрос больше всего беспокоил многие дочерние хозяйственные общества, поскольку варианты расчета совокупной доли предлагались самые разнообразные. Если указанная совокупная доля превышает 50%, то хозяйственное общество обязано проводить закупки по 223-ФЗ.

Для вновь созданных хозяйственных обществ обязанность определить совокупную долю участия в уставном капитале государственных и (или) муниципальных образований, а также субъектов, перечисленных в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 1 закона № 223-ФЗ, должна быть исполнена в течение 30 дней с даты государственной регистрации.

После определения совокупной доли хозяйственные общества из первой, второй и третьей группы обязаны осуществлять перерасчет совокупной доли участия вышеназванных субъектов в своих уставных капиталах не менее двух раз в год, не позднее 1 февраля и 1 июля текущего календарного года.

Источниками информации о доле каждого из упомянутых в приказе ФАС № 390/14 субъектов являются, среди прочего, выписка из реестра акционеров акционерного общества, выписка по счету депо, список участников общества с ограниченной ответственностью, документы, подтверждающие совершение сделки (договора), направленной на отчуждение доли или части доли в уставном капитале ООО, сведения из ЕГРЮЛ.

В качестве приложения № 2 к Приказу ФАС от 16 июня 2014 г. № 390/14 утвержден Порядок уведомления заказчиков об изменении совокупной доли участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в уставном капитале хозяйственных обществ, совокупной доли участия юридических лиц в уставном капитале дочерних хозяйственных обществ, совокупной доли участия дочерних хозяйственных обществ в уставном капитале их дочерних хозяйственных обществ

Данным порядком предусмотрена обязанность для юридических лиц, указанных в пункте 1 части 2 статьи 1 закона 223-ФЗ – субъектов естественных монополий и организаций, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов, – в течение 30 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14 направить в адрес хозяйственных обществ, где они имеют долю участия, информацию о своей принадлежности к субъектам, обязанным осуществлять закупки по 223-ФЗ.

Каждое из хозяйственных обществ, относящихся к первой группе, должно также уведомить все организации, в которых они имеют долю участия, о своей принадлежности к субъектам действия закона № 223-ФЗ в течение 30 дней с момента определения совокупной доли. В те же сроки они направляют уведомление об изменении долей в уставном капитале, в связи с которым прекращается обязанность организации работать по закону № 223-ФЗ.

Хозяйственные общества из второй группы, если совокупная доля лиц, указанных в п.1 ч.2 ст.1 закона № 223-ФЗ, в их уставном капитале превышает пятьдесят процентов, должны в течение 60 дней с момента вступления в силу приказа ФАС № 390/14, направить в адрес организаций, где они имеют долю участия, информацию о своей принадлежности к субъектам действия закона 223-ФЗ. Аналогичная обязанность предусмотрена в случае получения организацией уведомления от одного из своих участников об изменении совокупной доли – в течение 15 рабочих дней.

Если меняется совокупная доля участия РФ, субъекта РФ или муниципального образования, юридических лиц, указанных в п.1 ч.2 ст. 1 закона 223-ФЗ, в уставном капитале хозяйственных обществ таким образом, что на них будет распространяться действие закона 223-ФЗ, такие хозяйственные общества должны направить уведомления организациям, где они имеют долю участия, в течение 15 рабочих дней.

Если происходят изменения, приводящие к исключению юридических лиц, указанных в п.1 ч. 2 ст. 1 закона № 223-ФЗ из-под действия закона № 223-ФЗ, они должны уведомить все организации, где имеют долю участия, об этом изменении в течение 15 рабочих дней.

В случае приобретения хозяйственными обществами, работающими по закону № 223-ФЗ, и иными юридическими лицами, указанными в п.1 ч.2 ст.1 закона № 223-ФЗ, доли участия в хозяйственных обществах, они должна уведомить в течение 30 дней хозяйственные общества о своей принадлежности к юридическим лицам, обязанным осуществлять закупки № 223-ФЗ.

Приказ ФАС от 16 июня 2014 г. № 390/14, несмотря на сложность восприятия многочисленных правил расчета совокупной доли и понимания обязанностей направления уведомлении в различных случаях, должен упорядочить принятие решений руководителями хозяйственных обществ о необходимости или о прекращении необходимости работы организации по закону № 223-ФЗ, так как до вступления в силу указанного приказа обязанности уведомлять кого-либо о размере совокупной доли и о ее изменении не было предусмотрено, в связи с чем любая организация могла сослаться на то, что она не обязана работать по 223-ФЗ в связи с отсутствием у нее соответствующей информации. Теперь многие хозяйственные общества должны вновь вернуться к вопросу о необходимости осуществления закупок по 223-ФЗ.

Может ли организация работать по 223 федеральному закону?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Организация является федеральным государственным бюджетным учреждением. Закупочная деятельность осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) и Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ). В настоящее время возникла необходимость обучения сотрудников за рубежом в связи с открытием нового медицинского направления, полных аналогов в России нет.
Закупку услуг по обучению сотрудников за рубежом ГБУ планирует осуществить за счет собственных средств. Необходимость такого обучения учреждение определило самостоятельно вне каких-либо международных соглашений или государственных программ.
Каким образом организация может заключить договор на образовательные услуги с иностранным контрагентом, учитывая, что вышеуказанные нормативные акты не регулируют данный вид договора (по Закону N 223-ФЗ)?
Нужно ли данную закупку вносить в план закупок учреждения по Закону N 223-ФЗ, а также регистрировать договор в ЕИС?
Каким образом данную закупку следует отразить в отчетности учреждения?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Закупка в приведенном случае должна осуществляться в соответствии с Законом N 223-ФЗ в порядке, предусмотренном положением о закупке заказчика.
Если отсутствуют основания для того, чтобы не размещать информацию о закупке в ЕИС, она должна быть предусмотрена планом закупок.
Если информация о закупке подлежит размещению в ЕИС, сведения о договоре должны быть включены в реестр договоров.
Информация о закупке подлежит включению в отчет о договорах, заключенных по итогам соответствующего месяца.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения при осуществлении закупок по общему правилу обязаны руководствоваться требованиями Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) (п. 7 ст. 3, ч. 1 ст. 15 Закона N 44-ФЗ). Исключения из этого правила перечислены в ч. 2 ст. 15 указанного Закона. Так, закупки за счет средств, полученных при осуществлении иной приносящей доход деятельности, от физических лиц, юридических лиц, в том числе в рамках предусмотренных его учредительным документом основных видов деятельности (за исключением средств, полученных на оказание и оплату медицинской помощи по обязательному медицинскому страхованию), бюджетное учреждение вправе осуществлять в соответствии с положением о закупке, утвержденным в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (далее – Закон N 223-ФЗ)*(1).
Закон N 223-ФЗ устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг (п. 1 ч. 2 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). По смыслу этого Закона, он распространяется на заключение любых возмездных договоров, по которым лица, именуемые в контексте норм этого закона заказчиками, получают представление в натуре, в неденежной форме и оплачивают его (кроме договоров, регулирующих отношения, перечисленные в ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ). Это подтверждается и разъяснениями органов власти (смотрите письмо ФАС России от 01.08.2014 N АД/30947/14, письмо Минфина России от 17.01.2018 N 24-02-06/3353)*(2).
В ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ перечислены отношения, не регулируемые этим Законом. Так, например, согласно п. 14 ч. 4 ст. 1 Закона N 223-ФЗ этот Закон не регулирует отношения, связанные с закупкой товаров, работ, услуг юридическим лицом, зарегистрированным на территории иностранного государства, в целях осуществления своей деятельности на территории иностранного государства. Как видно из этой нормы, к организациям, зарегистрированным в РФ, она неприменима. Пункт 12 той же части исключает из сферы регулирования Закона N 223-ФЗ отношения, связанные с исполнением заказчиком заключенного с иностранным юридическим лицом договора, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации. Буквально из приведенной нормы следует, что в ней речь идет о таких закупках, которые осуществляются для исполнения заказчиком уже заключенного конкретного договора с иностранным юридическим лицом, предметом которого являются поставка товаров, выполнение работ, оказание услуг за пределами Российской Федерации, если заказчик в силу условий такого договора обязан совершить поставку, оказать услугу, выполнить работу не на территории Российской Федерации. К описанной в вопросе ситуации упомянутые нормы отношения не имеют. Положений, которые бы исключали из сферы действия Закона N 223-ФЗ закупки у иностранных лиц, указанный Закон не содержит. Поэтому указанная в вопросе закупка должна осуществляться заказчиком в порядке, предусмотренном Законом N 223-ФЗ и положением о закупке*(3).
Если отсутствуют основания для того, чтобы не размещать информацию об указанной в вопросе закупке в единой информационной системе (далее – ЕИС), такая закупка должна быть предусмотрена планом закупок (смотрите ч. 5.1 ст. 3, ч. 5 ст. 4 Закона N 223-ФЗ, п. 4 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17.09.2012 N 932). Если информация о закупке подлежит размещению в ЕИС, сведения об указанном в вопросе договоре (в частности, информация и документы, свидетельствующие о заключении, изменении и исполнении договора) должны быть включены в реестр договоров (ст. 4.1 Закона N 223-ФЗ). Наконец, информация о закупке подлежит включению в отчет о договорах, заключенных по итогам соответствующего месяца, формируемый в соответствии с ч. 19 ст. 4 Закона N 223-ФЗ.

Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
– Энциклопедия решений. План закупки по Закону N 223-ФЗ;
– Энциклопедия решений. Размещение в ЕИС информации о закупке по Закону N 223-ФЗ после 1 июля 2018 года.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) С 1 июля 2018 года Закон N 223-ФЗ действует в измененной редакции Федерального закона от 31.12.2017 N 505-ФЗ. Смотрите об этом подробнее, например в материалах:
– Обзор основных изменений в Федеральном законе от 18.07.2011 N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц”, вступающих в силу с 1 июля 2018 года (подготовлено экспертами компании “Гарант”, апрель 2018 г.);
– Энциклопедия решений. Способы закупки по Закону N 223-ФЗ, условия их применения с 1 июля 2018 года. Положение о закупке;
– Энциклопедия решений. Общие требования к порядку проведения закупок по Закону N 223-ФЗ после 1 июля 2018 года. Положение о закупке.
*(2) См. подробнее, например, в материале: Энциклопедия решений. Сфера действия Закона N 223-ФЗ: общее правило.
*(3) Смотрите также материал: Вопрос: Обязана ли организация, зарегистрированная на территории РФ, 90% всех договоров которой заключены по итогам закупок с иностранными юридическими и физическими лицами, осуществляющими поставку товаров, оказание услуг, за пределами Российской Федерации, руководствоваться нормами Закона N 223-ФЗ, отредактированного Федеральным законом от 31.12.2017 N 505-ФЗ? (журнал “Вестник Института госзакупок”, N 3, март 2018 г.)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector