Какова ответственность, за нарушение антитабачного закона в учебном учреждении?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Какова ответственность, за нарушение антитабачного закона в учебном учреждении?

Антитабачное законодательство сегодня

С 15 ноября 2013 года на всей территории страны начинают действовать поправки к антитабачному закону, предусматривающие меры административной ответственности за его нарушение. Что представляет собой система штрафов за несоблюдение антитабачного закона? В каких случаях сотрудники полиции будут применять штрафные санкции к курильщикам? Усилены ли меры ответственности за продажу табака несовершеннолетним? Эти и другие вопросы мы адресуем н ачальнику Управления организации охраны общественного порядка УМВД России по Тамбовской области Владимиру Раздобарину.

– Владимир Николаевич, тема антитабачного законодательства сегодня волнует многих наших читателей. Чем обоснованы новые дополнительные ограничения на курение и продажу табака?

– Руководством страны уделяется много внимания пропаганде здорового образа жизни и, в частности, вопросам ограничения потребления табака как взрослым населением, так и в особенности несовершеннолетними. В феврале текущего года был принят Федеральный Закон № 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», вводящий полный запрет курения во всех закрытых общественных местах и существенно ограничивающий продажу табачных изделий. С февраля по ноябрь текущего года был подготовительный, переходный период, когда не предусматривались штрафные санкции. В этот период сотрудники полиции проводили разъяснительную работу. Гражданам необходимо было переосмыслить свое отношение к курению, предприятиям и организациям продумать и обеспечить создание специальных мест для курения своим работникам. В это же время организации, занимающиеся продажей табачных изделий, должны были изменить форму и правила своей торговли. Конечно, для нашей страны антитабачный закон – это новая правовая норма, но совершенно необходимая.

– Какие ограничения вводятся на курение с 15 ноября?

– С 15 ноября текущего года запрещается курение табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских и образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта. Запрещается курение на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения и в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных и автовокзалов. Курение запрещено в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах. Курение запрещено в помещениях социальных служб, а также в помещениях, занятых органами государственной власти и местного самоуправления. Помимо этого курение табака запрещается на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях. Не допускается курение в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов, на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами.

– Какие предусмотрены штрафы за курение в неположенных местах?

– Нарушение запрета на курение на отдельных территориях, в помещениях и на объектах наказывается штрафом в размере от 500 до 1,5 тысяч рублей (ответственность установлена ст.6.24 КоАП РФ). За несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями предусмотрены штрафные санкции в отношении граждан от 2 тысяч до 3 тысяч рублей, для должностных лиц – от 5 тысяч до 10 тысяч рублей, для юридических лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей.

– В каких местах с 15 ноября будет официально запрещена розничная торговля табачной продукцией?

– Розничная торговля табачными изделиями запрещается на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры, учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг, на всех видах общественного транспорта, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления. Запрещена торговля табачными изделиями на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг. С 15 ноября недопустима торговля табачной продукцией на территориях и в помещениях (за исключением магазинов беспошлинной торговли) железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, на станциях метрополитенов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров, в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению, или обеспечению временного проживания, бытовых услуг. Запрещена продажа табака на ярмарках, выставках, а также путем развозной и разносной торговли, дистанционным способом продажи, с использованием автоматов. Запрещается розничная торговля табачной продукцией с выкладкой и демонстрацией табачной продукции в торговом объекте. Информация о табачной продукции, предлагаемой для розничной торговли, доводится до сведения покупателей посредством размещения в торговом зале перечня продаваемой табачной продукции, текст которого выполнен буквами одинакового размера черного цвета на белом фоне и который составлен в алфавитном порядке, с указанием цены продаваемой табачной продукции без использования каких-либо графических изображений и рисунков. Иными словами, новый закон беспощадно борется с любыми попытками рекламы и продвижения табака в нашем обществе, как в прямых, так и в косвенных формах. Закон запрещает любую рекламу табака, в том числе и в сети Интернет.

– Каким образом антитабачный закон усиливает ответственность за продажу табака несовершеннолетним?

– Действительно, принятый закон также усиливает ответственность за продажу несовершеннолетним табачной продукции и табачных изделий. За данное нарушение предусмотрен штраф для граждан от 3 тысяч до 5 тысяч рублей, для должностных лиц – от 30 тысяч до 50 тысяч рублей, для юридических лиц – от 100 тысяч до 150 тысяч рублей.

– На Ваш взгляд, как к антитабачному закону относятся простые граждане?

– Жалобы в полицию по фактам курения на территории учреждений, в многоквартирных домах, и особенно на детских площадках и пляжах поступают регулярно, поэтому новые правила, запреты и штрафы большинство граждан воспринимают с пониманием и одобрением. С 15 ноября сотрудники полиции имеют полномочия составлять протоколы в отношении граждан за нарушение перечисленных требований, касающихся курения табака. Мы надеемся на взаимоуважение и понимание со стороны граждан, на сознательность со стороны курильщиков. Конечно, не стоит ожидать того, что удастся быстро перестроить сознание так, чтобы все и сразу начнут исполнять этот закон. Поэтому сотрудники полиции в настоящее время ведут и продолжат проводить разъяснительные беседы с гражданами о вступлении в силу антитабачного закона.

– Где можно будет курить без последствий?

– Принцип правового государства гласит, что гражданину разрешено всё, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно, курить можно там, где это не запрещено Законом. Чтобы избежать административной ответственности за курение в запрещенных местах, курящим людям следует помнить точный перечень мест, где курить запрещено, и максимально придерживаться его.

– Кто обладает правом привлечь к административной ответственности за курение в неположенных местах?

– Привлечь к административной ответственности курильщика помимо сотрудников полиции могут представители и других контролирующих государственных и муниципальных организаций.

– Владимир Николаевич, и последний вопрос: куда обращаться гражданам, если курильщик намеренно продолжает нарушать антитабачный закон? К примеру, если сосед, несмотря на замечания, продолжает курить на лестничной площадке. Как правильно вести себя в таком случае?

– Для тех, кто мучается от пагубной привычки соседей по лестничной площадке, существует несколько правовых способов воздействия на них. Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно показать ему выдержку из самого текста Закона. Стоит разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить на лестничной площадке. В случае же, если и это не помогло, то смело вызывайте участкового или полицию и пишите соответствующее заявление. Но всё же хочется еще раз призвать граждан быть взаимовежливыми, не создавать конфликтных ситуаций и не нарушать требований Закона.

Штрафы за нарушение антитабачного закона

15 ноября 2013 года вступили в силу поправки в КоАП РФ и закон о рекламе, устанавливающие административные штрафы за несоблюдение требований, содержащихся в Федеральном законе об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака.

Еще с лета текущего года данным законом был введен запрет на курение табака в общественных местах, помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг в области физической культуры и спорта, медицинских услуг, в поездах, на судах, при оказании услуг по перевозкам пассажиров, на воздушных судах и на всех видах общественного транспорта.

Также было запрещено курить в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, в помещениях социальных служб, в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления, на рабочих местах и в рабочих зонах, в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Кроме того, действует запрет на курение на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами, на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении и на автозаправочных станциях.

Теперь за нарушение данных запретов полиция будет штрафовать граждан.

В соответствии с Федеральным законом № 274-ФЗ нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на вышеуказанных территориях, в помещениях и на объектах повлечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей. При этом повышенная ответственность устанавливается за нарушение запрета курения табака на детских площадках. Данное деяние повлечет наложение административного штрафа на граждан уже в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей.

К сожалению, установленные штрафы начали применяться еще далеко не везде и зачастую полиция попросту закрывает глаза на курильщиков, не соблюдающих требования антитабачного закона. Как объясняют свое бездействие сами стражи правопорядка, в настоящее время многие места до сих пор еще не оборудованы специальными знаками, информирующими курильщиков о необходимости воздержаться от курения. Таким образом, многим еще не до конца понятно, где можно курить, а где нет.

Напомним, в настоящее время за установку специальных знаков и оборудование специальных мест для курения отвечают сами предприятия и учреждения. Согласно нормам антитабачного закона, индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака и осуществлять контроль за соблюдением этого закона на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности.

Читать еще:  Военкомат нарушает закон? Что мне делать?

В свою очередь штрафовать предприятия за нарушение этих требований уполномочен Роспотребнадзор. Представляется, что в полной мере штрафы за курение в неположенных местах и начнут применяться одновременно с активизацией деятельности Роспотребнадзора в указанном направлении.

Отметим, что штрафы здесь будут уже значительно выше, нежели те, которые установлены для рядовых курильщиков. Так, несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до шестидесяти тысяч рублей.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака грозит штрафом на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до тридцати тысяч рублей, а на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до восьмидесяти тысяч рублей.

Одновременно предпринимателей и юридических лиц станут штрафовать за несоблюдение обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма. Штрафы для индивидуальных предпринимателей составят от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей, для юридических же лиц – от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей.

Другая группа административных штрафов вводится за несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями, а также нарушение норм о запрете рекламы табака. В частности, нарушение правил торговли табачной продукцией грозит наложением административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до трех тысяч рублей, на должностных лиц – от пяти тысяч до десяти тысяч рублей, на юридических лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

Продажа насвая обернется штрафом для граждан в размере от двух тысяч до четырех тысяч рублей, для должностных лиц – от семи тысяч до двенадцати тысяч рублей, для юридических лиц – от сорока тысяч до шестидесяти тысяч рублей. Кроме того, ужесточается ответственность за продажу сигарет несовершеннолетним. Для граждан штраф за данное нарушение составит уже пять тысяч рублей, для должностных лиц – от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей, а для на юридических лиц – от ста тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Теперь что касается рекламы табачных изделий. Напомним, в целях сокращения спроса на сигареты антитабачный закон ввел полный запрет на рекламу и стимулирование продажи табака, табачной продукции и потребления табака. В том числе, были поставлены вне закона распространение табачных изделий среди населения бесплатно, в том числе в виде подарков, применение скидок с цены табачных изделий, использование товарного знака, служащего для индивидуализации табачных изделий, на других видах товаров, использование табачного изделия при производстве других видов товаров, а также иная скрытая реклама.

В соответствии с этим теперь за спонсорство табака и стимулирование его продаж должностные лиц заплатят от пяти тысяч до пятнадцати тысяч рублей, а юридические лица – от восьмидесяти тысяч до ста пятидесяти тысяч рублей.

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных фильмах, клипах и иных произведениях повлечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей, на юридических лиц -от ста тысяч до ста семидесяти тысяч рублей. Нарушение рекламодателем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей обойдется должностным лицам в двадцать пять тысяч рублей, юридическим же – от ста пятидесяти тысяч до шестисот тысяч рублей.

Детское образование – в радость!

Территория образовательного учреждения обязана быть территорией Трезвости. Акты самоотравления табаком, алкоголем и прочими наркотиками совершаться там не должны.Если в школе работают курящие или потребляющие алкоголь учителя, то это преступление против будущего поколения. Выхода здесь два: либо человек начинает жить Трезво (без табака, алкоголя и прочих ядов) и продолжает работать и радоваться своей трезвой и полноценной жизнью, либо навсегда прекращает заниматься педагогической деятельностью.

С 01.06.2013 п. 1, 11, ч. 1. ст. 12 Закона N 15-ФЗ введен запрет на курение на территориях и в помещениях спортивных, образовательных, культурных, медицинских организациях, на детских площадках, пляжах, в самолетах, в городском и пригородном транспорте, на вокзалах, в портах, а также в помещениях органов власти и местного самоуправления, на автозаправках, в лифтах, на лестничных клетках.

В п.1 ч.2 ст.12 Закона N 15-ФЗ сказано, что на основании решения собственника имущества или иного лица допускается курение табака в специально отведенных местах на открытом воздухе или изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и др.

В п.5 ст.12 Закона N 15-ФЗ сказано, что для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Частью 7 ст.19 Закона N 15-ФЗ запрещается розничная торговля табачными изделиями на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг.

Статьей 20 Закона N 15-ФЗ установлен запрет продажи табачной продукции несовершеннолетним, потребление табака несовершеннолетними, вплоть до достижения лицом совершеннолетия.

С 01.06.2014 г. запрет на курение распространится на поезда дальнего следования, суда дальнего плавания, гостиницы, кафе и рестораны, рынки и другие торговые объекты, платформы пригородных электричек (п. 3, 5, 6, 12 ч. 1 ст. 12 Закона N 15-ФЗ).

Также с 01.06.2014 при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, вещатель или организатор демонстрации должен обеспечить трансляцию социальной рекламы о вреде потребления табака непосредственно перед началом или во время демонстрации такого произведения, такой программы ( ч 3 ст. 16 Закона N 15-ФЗ).

В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица (по ст. 10 Закона N 15-ФЗ) имеют право:

1) получать в соответствии с законодательством Российской Федерации в органах государственной власти, органах местного самоуправления, органах, уполномоченных осуществлять государственный контроль в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака, информацию о мероприятиях, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака;

2) принимать участие в разработке и реализации мероприятий по охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

3) устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками.

В сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака индивидуальные предприниматели и юридические лица обязаны:

1) соблюдать нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

2) осуществлять контроль за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности;

3) обеспечивать права работников на благоприятную среду жизнедеятельности без окружающего табачного дыма и охрану их здоровья от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака;

4) предоставлять гражданам информацию о мероприятиях, реализуемых указанными индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами и направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака.

Согласно Приказу Минздрава России от 12.05.2014 N 214н «Об утверждении требований к знаку о запрете курения и к порядку его размещения» знак о запрете курения выполняется в виде изображения определенной геометрической формы с использованием различных цветов, графических символов (цветографическое изображение) и представляет собой круг с каймой красного цвета ширина которой должна быть не менее 13,7мм.

Диаметр круга должен составлять не менее 200 мм, включая кайму. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты, представляющее из себя три прямоугольника черного цвета. Размер первого прямоугольника должен быть не менее 120 x 25 мм, второго и третьего – не менее 6,2 x 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. Расстояние между первым и вторым прямоугольником должно составлять не менее 5 мм, между вторым и третьим – не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Красная поперечная полоса выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не должна прерываться графическим символом знака (сигаретой).

Знак о запрете курения размещается в транспортных средствах и может быть меньше размеров, указанных выше требований.

Цветографическое изображение знака о запрете курения наносится с использованием различных технологий на поверхность материала-носителя, в том числе металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеющейся полимерной пленки, самоклеющейся и печатной бумаги, картона.

Допускается сопровождать знак о запрете курения надписями «Не курить», «Курить запрещено» и (или) информацией о размере штрафов за курение.

Знак о запрете курения размещается у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено (у транспортных средств – на двери с внешней стороны), а также в местах общего пользования, в том числе туалетах.

В принятом «антитабачном» законе закреплена дисциплинарная, гражданско-правовая и административная ответственность (ст. 23 Закона)

Читать еще:  Законно ли требование командира на обязательную дактилоскопию?

Проверять исполнения образовательными учреждениями требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья здоровья граждан, от воздействия табачного дыма и последствий потребления табака, об ограничении курения табака могут должностные лица, уполномоченные составлять протоколы об административных правонарушениях, возбуждать дела об административных правонарушений по ч. 1 ст. 6.25 КоАП и штрафовать физических лиц, руководителей образовательных учреждений, юридических лиц:

– прокуратура проводит проверки исполнения образовательными учреждениями требований федерального законодательства об охране жизни и здоровья несовершеннолетних, об ограничении курения табака. В ходе проверки если установлено, что, в нарушение требований закона, на территории образовательных учреждений отсутствуют знаки, запрещающие курение составляются протоколы об административных правонарушениях. По итогам проверки прокурор района в адрес директоров, заведующих образовательных учреждений района выносит представления об устранении выявленных нарушений, по результатам рассмотрения мер прокурорского реагирования должностное лицо может быть привлечено к административной ответственности в виде административного штрафа в размере 10 тысяч рублей, юридическое лицо – в размере 30 тысяч рублей. По результатам рассмотрения представления виновное должностное лицо может быть привлечено к дисциплинарной ответственности. Кроме этого, прокурор района может направить заявление в районный суд в защиту неопределенного круга лиц о признании незаконным бездействия указанных организаций в связи с отсутствием знаков о запрете курения и обязании разместить эти знаки;

– согласно разъяснениям применения антитабачного законаРоспотребнадзор высказал запрет в части курения табака на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских услуг, на курение в помещениях, предназначенных для предоставления услуг общественного питания, распространяется также на услуги общественного питания, которые оказываются в местах, расположенных вне здания, но имеющих надземную часть (пол, настил и др.) или навес, либо любой вид ограждения (включая декоративное). К таким местам относятся, например, веранды, шатры, палатки, балконы и т. п.;

– государственным инспектором по пожарному надзору;

Куда обращаться, если курильщик намеренно продолжает нарушать Закон?

При обращении любого человека в правоохранительные органы, находившегося в учреждении и не увидевшего запрещающих знаков либо видевшего, что на территории учреждения курят, данные органы должны отреагировать (предупреждение или штраф). Прокуратура и Роспотребнадзор – главенствующие органы, следящие за соблюдением антитабачного законодательства.

Первое, что можно сделать, это предупредить курильщика о том, что по новому закону курить в данном месте запрещено. Можно даже показать выдержку из самого текста Закона.

Разместить объявление о запрете курения с указанием нормы Закона, запрещающего курить.

Вызывать участкового или полицию, затем написать соответствующее заявление сотруднику полиции. В случае отказа сотрудника полиции принять меры должного реагирования вы можете обратиться с жалобой в органы прокуратуры.

Если вас уличили за курением в запрещенном месте, то помните, что на территории Российской Федерации действует презумпция невиновности (ч. 2 ст. 1.5 КоАП РФ), следовательно бремя доказывания лежит на стороне обвинения. Бесспорным доказательством, подтверждающим нарушение, будет являться только то обстоятельство, если вас поймают за руку. Помимо этого, привлечь к административной ответственности может только орган исполнительной власти, сотрудник полиции или участковый. Одних свидетельских показаний мало, а видеокамеры пока еще не везде установлены.

В случае несогласия с протоколом об административном правонарушении действующим законодательством предусмотрена возможность оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считаете, что ваши права нарушены (ч. 1 ст. 254 ГПК РФ).

Получение и воспроизведение аудио- и видеозаписей может быть сопряжено с нарушением неприкосновенности частной жизни граждан (ст. 23 Конституции РФ). Согласно ч. 2 ст. 55 ГПК РФ доказательства, полученные с нарушением закона, не имеют юридической силы и не могут быть положены в основу решения суда.

По новому законуработники учреждений, где организация комнат для курения запрещена (больницы, образовательные учреждения, стадионы, госучреждения и др.) попадают под «двойной запрет». Работники таких учреждений будут вынуждены либо отказаться от вредной привычки, либо курить за территорией объекта. Д ля обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, должны быть размещены знаки о запрете курения, там, где такие знаки не размещены. На территориях и в помещениях образовательных учреждений, а также на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий образовательных организаций курение запрещено. Курильщиков будут штрафовать (ст.ст. 6.23, 6.24., 6.25. КоАП РФ), если они курят в неположенном месте, курение в присутствии детей может расцениваться как пример для подражания и нанесения вреда здоровью так же будет наказываться штрафом, «курилки» могут остаться только на предприятиях и в офисах, на усмотрение их руководства, но при этом для руководителей таких предприятий будет введён высокий налог.

Организация курительных комнат в специально изолированных помещениях — занятие дорогостоящее: от 100 тыс. до 400 тыс. рублей. Стоимость курительной кабины различается в зависимости от индивидуальности проекта и технических характеристик. Так, готовая курительная комната стандартной конфигурации на шесть персон стоит около 200 тыс. рублей.

Контроль за соответствием мест для курения утвержденным стандартам будет возложен на Роспотребнадзор. За нарушение утвержденных норм ведомство вправе выписывать штрафы. На данный момент размеры штрафа для работодателей, «разрешающих» курить на рабочих местах, еще не приняты.

Где можно будет курить без последствий? Принцип правового государства гласит: гражданину разрешено все, кроме того, что прямо запрещено законом. Следовательно курить можно там, где это не запрещено Законом. Так, курить можно только в специально отведенных для этого местах, в собственной квартире или доме и в своем автомобиле.

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Как компании избежать штрафов за нарушение «антитабачного» закона

Во исполнение Закона № 15-ФЗ учреждение обязано не только провести разъяснительную кампанию среди работников, но и установить знаки о запрете курения. За нарушение «антитабачного» закона предусмотрены вполне реальные штрафы ( постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 5 сентября 2014 г. № 17АП-9751/2014-АКу ). Разберемся, как учреждению избежать санкций.

Обязанности работодателя по Закону № 15-ФЗ

Обязанность учреждений выполнять нормы законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака закреплена частью 2 статьи 10 Закона № 15-ФЗ. Работодатель контролирует соблюдение «антитабачного» закона на территориях и в помещениях, используемых для деятельности учреждения. За отсутствие такого контроля учреждение несет административную ответственность. Согласно части 3 статьи 6.25 Кодекса об административных правонарушениях штраф составит от 60 до 90 тыс. руб.

Отметим, что работодатели организуют обязательное просвещение своих сотрудников (на рабочих местах) о вреде потребления табака и о нанесении ущерба здоровью при воздействии его дыма (п. 2 ст. 15 Закона № 15-ФЗ). Делается это в следующих целях:

  • сокращения спроса на табак и табачные изделия;
  • профилактики заболеваний курильщиков;
  • формирования ответственного отношения к здоровью и отрицательного – к потреблению табака.

Важно помнить, что запрет на курение на рабочих местах действует независимо от того, введен он в учреждении или нет.

Ограничения и контроль

Ограничение торговли табачной продукцией и табачными изделиями установлено статьей 19 Закона № 15-ФЗ. В зону такого запрета попадают, в частности, территории и помещения образовательных учреждений. Также торговля табачными изделиями (продукцией) запрещена на расстоянии менее чем сто метров по прямой линии без учета искусственных и естественных преград от ближайшей точки, граничащей с территорией, предназначенной для оказания образовательных услуг (п. 2 ч. 7 ст. 19 Закона № 15-ФЗ). Однако обязанность соблюдения этой нормы возлагается не на учреждение, а на торговую точку, в которой продаются такие изделия.

Государственный антитабачный контроль проводится в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ органами исполнительной власти, уполномоченными на борьбу с контрабандой, контроль и надзор в следующих сферах:

  • обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения;
  • защиты прав потребителей и потребительского рынка;
  • в сфере здравоохранения.

Органы государственной власти субъектов РФ могут создавать «горячие линии» или использовать интернет для приема обращений граждан и юридических лиц по вопросам нарушения «антитабачного» закона (п. 5 ст. 15 Закона № 15-ФЗ).

Знаки о запрете курения

Согласно части 5 статьи 12 Закона № 15-ФЗ для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, размещается знак о запрете курения. Требования к такому знаку и к порядку его размещения утверждены приказом Минздрава России от 12 мая 2014 г. № 214н (далее – Требования № 214н).

Знак о запрете курения размещается (п. 5 Требований № 214н):

  • у каждого входа на территории, в здания и объекты, где курение табака запрещено;
  • в местах общего пользования (в том числе, в туалетах и на лестничных пролетах).

Знак представляет собой круг диаметром не менее 200 мм с каймой красного цвета шириной не менее 13,7 мм. В центре круга горизонтально размещается графическое изображение сигареты: три прямоугольника черного цвета, первый – не менее 120 x 25 мм, второй и третий – не менее 6,2 x 25 мм. Прямоугольники размещаются слева направо. При этом расстояние между первым и вторым прямоугольником составляет не менее 5 мм, а между вторым и третьим – не менее 6,2 мм. Сверху второго и третьего прямоугольников размещаются волнистые линии шириной не менее 5 мм, изображающие дым. Сигарету пересекает красная поперечная полоса шириной не менее 17,5 мм. Она выполняется под углом 45 градусов к горизонтали с наклоном слева сверху от каймы направо вниз к кайме и не прерывается графическим символом знака (сигаретой) (п. 1 Требований № 214н).

Знак о запрете курения выполняется в цветографическом изображении, которое наносится на поверхность материала-носителя – металла, пластика, силикатного или органического стекла, самоклеящейся полимерной пленки, печатной бумаги (картона) или других материалов (п. 3 Требований № 214н). Знак может сопровождаться надписями «Не курить» или «Курить запрещено» и (или) информацией о размере штрафов за курение (п. 4 Требований № 214н).

Как правило, знак, запрещающий курение можно приобрести в специализированных магазинах, где продается противопожарное оснащение. При его приобретении следует проверить, соответствует ли он установленным требованиям. Несоблюдение требований к знаку запрета курения и к порядку его размещения грозит административным штрафом: для должностных лиц – в размере от 10 до 20 тыс. руб., для юридических лиц – от 30 до 60 тыс. руб. (ч. 1 ст. 6.25 Кодекса об административных правонарушениях).

Читать еще:  Законны ли действия судебного пристава в данной ситуации?

Курительные комнаты и электронные сигареты

Согласно части 2 статьи 12 Закона № 15-ФЗ комнаты для курения можно оборудовать только:

  • на судах дальнего плавания, которые перевозят пассажиров;
  • в помещениях общего пользования многоквартирных домов.

Такие места организуются на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции. При этом решение об их выделении принимает собственник имущества или лицо, уполномоченное собственником имущества.

Следовательно, оборудование комнат для курения на территории учреждения недопустимо, даже если на этом настаивают работники учреждения. Особенно важно отсутствие курительных комнат на территории образовательных учреждений. Ведь помимо установленного запрета и заботы о здоровье, также важно показать положительный пример обучающимся.

После введения «антитабачного» закона и штрафов за его нарушение стали популярны электронные сигареты. Законодательством пока не предусмотрена ответственность за их применение. Ведь в Законе № 15-ФЗ под курением табака понимается использование только табачных изделий в целях вдыхания дыма, возникающего от их тления (п. 1 ч. 1 ст. 2 «антитабачного» закона). Электронная сигарета не содержит табака, значит, не считается табачным изделием.

При этом подпункт «г» пункта 1 части 1 статьи 16 Закона № 15-ФЗ запрещает производство и продажу товаров, имитирующих табачные изделия, так как они пропагандируют само потребление табака. Получается, если электронная сигарета не выглядит как настоящая сигарета, то запрета на ее употребление нет. Однако если у контролеров возникнут претензии к учреждению, свою позицию ему придется отстаивать в суде.

Например, ФАС Уральского округа в постановлении от 12 декабря 2011 г. № Ф09-8014/11 указал, что электронная сигарета сделана в форме обыкновенной сигареты, а ее основное предназначение – процесс курения, то есть вдыхание (выдыхание) паров с содержанием никотина либо без никотина. В итоге судьи пришли к выводу, что электронная сигарета тождественна обычной сигарете (имитирует процесс курения).

Важно запомнить

За нарушение законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака статьей 23 «антитабачного» закона предусмотрена дисциплинарная, гражданско-правовая, административная ответственность.

Установлены санкции за нарушение антитабачного законодательства // Анализ федерального закона

Федеральным закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” (далее – Закона N 15-ФЗ). В соответствии с этим Законом в российское законодательство введены многочисленные запреты и ограничения на потребление табачной продукции, но не предусмотрено каких-либо специальных санкций за нарушение этих запретов.

Подробнее см.: Аналитический обзор от 12 марта 2013 года. Федеральный закон от 23.02.2013 N 15-ФЗ “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака” Закон N 274-ФЗ.

Законом N 274-ФЗ предусмотрены следующие санкции за нарушение требований, установленных Законом N 15-ФЗ.

Гипотеза и диспозиция административного правонарушения в сфере антитабачного законодательства

Размер административного штрафа

Правовая норма, закрепляющая указанное административное правонарушение

Нарушения и санкции в области вовлечения несовершеннолетних в процесс потребления табака

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака

для граждан – от 1 до 2 тыс. руб.

Вовлечение несовершеннолетнего в процесс потребления табака,

совершенное родителями или иными законными представителями несовершеннолетнего

для граждан – от 2 до 3 тыс. руб.

Нарушения и санкции, связанные с курением табака на определенных территориях

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на отдельных территориях, в помещениях и на объектах, за исключением детских площадок

для граждан – от 500 руб. до 1,5 тыс. руб.

Нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на детских площадках

для граждан – от 2 до 3 тыс. руб.

Несоблюдение требований к знаку о запрете курения, обозначающему территории, здания и объекты, где курение запрещено, и к порядку его размещения

для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 30 до 60 тыс. руб.

Несоблюдение требований к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака либо выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака

для должностных лиц – от 20 до 30 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 50 до 80 тыс. руб.

Неисполнение индивидуальным предпринимателем или юридическим лицом обязанностей по контролю за соблюдением норм законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности

для индивидуальных предпринимателей – от 30 до 40 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 60 до 90 тыс. руб.

Нарушения и санкции в области стимулирования продажи табака

Спонсорство табака либо стимулирование продажи табака, табачной продукции или табачных изделий и (или) потребления табака, за исключением специальных случаев (ч. 2 – 3 ст. 14.3.1 КоАП РФ)

для граждан – от 2 до 3 тыс. руб.;

для должностных лиц – от 5 до 15 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 80 до 150 тыс. руб.

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для взрослых аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака, за исключением случаев, если такое действие является неотъемлемой частью художественного замысла

для должностных лиц – от 20 до 40 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 100 до 170 тыс. руб.

Демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака во вновь созданных и предназначенных для детей аудиовизуальных произведениях, включая теле- и видеофильмы, в театрально-зрелищных представлениях, в радио-, теле-, видео- и кинохроникальных программах либо публичное исполнение, сообщение в эфир, по кабелю или любое другое использование указанных произведений, представлений, программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий и процесса потребления табака

для должностных лиц – от 20 до 50 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

Нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем запрета рекламы табака, табачной продукции, табачных изделий или курительных принадлежностей

для граждан – от 3 до 4 тыс. руб.;

для должностных лиц – от 10 до 25 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 150 до 600 тыс. руб.

Неисполнение обязанности трансляции социальной рекламы о вреде потребления табака при демонстрации аудиовизуальных произведений, включая теле- и видеофильмы, теле-, видео- и кинохроникальных программ, в которых осуществляется демонстрация табачных изделий или процесса потребления табака

для должностных лиц – от 10 до 20 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 100 до 200 тыс. руб.

Нарушения и санкции в сфере оборота табачной продукции

Несоблюдение ограничений в сфере торговли табачной продукцией и табачными изделиями

для граждан – от 2 до 3 тыс. руб.;

для должностных лиц – от 5 до 10 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 30 до 50 тыс. руб.

Оптовая или розничная продажа насвая

для граждан – от 2 до 4 тыс. руб.;

для должностных лиц – от 7 до 12 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 40 до 60 тыс. руб.

Продажа несовершеннолетнему табачной продукции или табачных изделий

для граждан – от 3 до 5 тыс. руб.;

для должностных лиц – от 30 до 50 тыс. руб.;

для юридических лиц – от 100 до 150 тыс. руб.

Следует отметить, что за курение в вагонах (в том числе в тамбурах) пригородных поездов, а также на иных объектах транспорта, в которых не допускалось курение, ранее в законодательстве была установлена другая специальная санкция (ч. 3 ст. 11.17 КоАП РФ). За это нарушение предусматривался штраф в размере 100 руб. Законом N 274-ФЗ указанная норма признана утратившей силу, поскольку теперь этот состав административного правонарушения охватывается ч. 1 ст. 6.24 КоАП РФ, в которой определено более строгое наказание.

2. Применение положений антитабачного законодательства до введения санкций за их нарушение

Судебная практика (применение ст. 14.2 КоАП РФ к нарушению ограничений или запретов на продажу табачной продукции):

– Постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 23.09.2013 по делу N А26-2168/2013;

– Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.07.2013 N 15АП-8631/2013 по делу N А32-23759/2012.

В практике судов общей юрисдикции повсеместно встречались случаи непосредственного применения положений Закона N 15-ФЗ как не допускающих (ограничивающих) то или иное действие.

Судебная практика (непосредственное применение положений Закона N 15-ФЗ, запрещающих или ограничивающих определенную деятельность):

– Апелляционное определение Челябинского областного суда от 05.09.2013 по делу N 11-8944/2013;

– Апелляционное определение Краснодарского краевого суда от 08.08.2013 по делу N 33-16778/2013;

– Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2013 по делу N 33-7237/2013;

– Апелляционное определение Архангельского областного суда от 26.09.2013 N 33-5684;

– Апелляционное определение Новгородского областного суда от 28.08.2013 по делу N 2-3106-33-1384;

– Апелляционное определение Кемеровского областного суда от 11.07.2013 по делу N 33-6313;

– Апелляционное определение Волгоградского областного суда от 19.07.2013 по делу N 33-7237/2013;

– Апелляционное определение Красноярского краевого суда от 02.09.2013 по делу N 33-8328/13А-62;

– Определение Ленинградского областного суда от 14.08.2013 N 33-3929/2013.

В указанных случаях суды общей юрисдикции удовлетворяли требования об обязании прекратить незаконную деятельность, поскольку она запрещена (ограничена) Законом N 15-ФЗ. Отсутствие специальных санкций, включенных в Кодекс РФ об административных правонарушениях, не являлось препятствием для реализации запретов (ограничений), предусмотренных в Законе N 15-ФЗ.

Нередко суды общей юрисдикции ссылались на то, что деятельность по продаже табака и табачной продукции осуществляется с нарушением закона и причиняет вред здоровью граждан, поэтому она должна быть запрещена на основании п. 1 ст. 1065 ГК РФ как обязательство, связанное с причинением вреда в будущем.

3. Изменения в законодательстве о рекламе в связи с запретом на рекламу табака и табачной продукции

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector