Возмещение страховых взносов
Garant-agency.ru

Юридический портал

Возмещение страховых взносов

Возврат переплаты страховых взносов в 2020 году

Почему существует 2 вида правил для возврата (зачета) взносов?

В настоящее время практически все виды страховых взносов (кроме платежей на страхование от несчастных случаев) подчинены положениям НК РФ, в котором имеется не только отдельная глава, посвященная этим начислениям, но и отсылки к взносам во всех общих правилах работы с налоговыми платежами (ч. 1 НК РФ). Поэтому возврат (зачет) страховых взносов проводится по алгоритмам, применяемым при аналогичных процедурах для налогов и сборов (ст. 78, 79 НК РФ).

Подробнее о возврате (зачете) налогов читайте здесь.

Однако эти правила для взносов имеют свою специфику, обусловленную тем, что:

  • взносы, уплачиваемые после 2016 года, по-прежнему платятся раздельно по фондам;
  • взносы, поступающие в ПФР, учитываются персонифицированно;
  • в течение 2017–2019 годов (переходный период) может возникать вопрос о возврате взносов, перечислявшихся туда по правилам, действовавшим до 2017 года.

Вместе с тем «несчастные» взносы остались в ведении ФСС и по-прежнему подчиняются положениям закона «Об обязательном социальном страховании…» от 24.07.1998 № 125-ФЗ. Поэтому в вопросах возврата переплаты по этим страховым взносам в 2020 году придется руководствоваться ст. 26.12 и 26.13 этого документа.

Зачет (возврат) взносов по правилам НК РФ и ФСС

В НК РФ вопрос зачета (возврата) взносов решен просто. К нему относятся все аналогичные положения, действительные для налогов и сборов, но введены дополнения, учитывающие специфику взносов:

  • зачесть переплату можно в счет будущих платежей только по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными (п. 1.1 ст. 78 НК РФ);
  • вернуть нельзя ту переплату, которая отразилась в отчетности, поданной в ПФР, и уже учтена за конкретными застрахованными лицами (п. 6.1 ст. 78, п. 1.1 ст. 79 НК РФ);
  • возврат при наличии долгов по пеням и штрафам по тем же самым взносам, которые оказались излишне уплаченными, будет осуществлен за вычетом суммы имеющейся задолженности (п. 1.1 ст. 79 НК РФ).

Обращаться за возвратом взносов, перечисленных в бюджет после 2016 года, нужно в налоговую службу.

Вопрос о взносах, относящихся к переходному периоду, решен законом «О внесении изменений…» от 03.07.2016 № 250-ФЗ, устанавливающим, что решение о возврате таких сумм будут принимать сами фонды (п. 1 ст. 21 закона № 250-ФЗ, письма Минфина России от 04.04.2017 № 03-15-05/19760, ФНС от 25.09.2017 № ГД-4-11/19256@). Туда и нужно обращаться с заявлением. По взносам, возвращаемым из ФСС, заявление можно подать как в фонд, так и в налоговую.

ВАЖНО! Вернуть по заявлению можно взносы, которые переплатили не более трех лет назад (п. п. 7, 14 ст. 78 НК РФ). Если срок пропущен, можно попытаться сделать возврат через суд.

О том, какие сроки установлены для возврата переплаты из ПФР, читайте в этом материале.

Как уточнить платеж по пенсионным взносам, узнайте здесь.

Правила возврата «несчастных» взносов в законе № 125-ФЗ с 2017 года выделены в отдельные статьи, содержание которых в основных моментах дублирует правила, применяемые к налоговым платежам (т. е. положения ст. 78 и 79 НК РФ). Заявление о возврате таких взносов надо направить, соответственно, в ФСС.

Письмо на возврат страховых взносов – бланк

Таким образом, в 2020 году возврат переплаты по взносам производится через:

  • ИФНС по согласованию с фондом — в части взносов, уплачиваемых с 2017 года;
  • сам фонд — в отношении взносов, уплаченных до 2017 года (в 2020 году это придется делать через суд, т. к. трехлетний срок на возврат будет пропущен);
  • ФСС — в части «несчастных» взносов вне зависимости от периода их уплаты.

Для обращения в любую из инстанций плательщику взносов требуется подать заявление на своем особом бланке, каждый из которых можно скачать на нашем сайте.

Для составления заявления в ИФНС надо использовать форму документа, содержащуюся в приказе ФНС России от 14.02.2017 № ММВ-7-8/182@. Сейчас она используется в редакции приказа ФНС от 30.11.2018 № ММВ-7-8/670@.

В ПФР (в отношении взносов на пенсионное и медицинское страхование, уплаченных до 2017 года) обращение следует составить по формам 23-ПФР (если взносы были переплачены) или 24-ПФР (если имело место излишнее взыскание), утвержденным постановлением Правления ПФ РФ от 22.12.2015 № 511п.

При обращении за возвратом в ФСС будет использована форма 23-ФСС, утвержденная приказом ФСС РФ от 17.11.2016 № 457.

Итоги

Сейчас возврат страховых взносов (кроме «несчастных») подчинен правилам, установленным НК РФ, и происходит через обращение в ИФНС. Аналогичные по основным положениям правила введены в закон 125-ФЗ, посвященный «несчастным» взносам, которые продолжает курировать ФСС. Возврат взносов, переплаченных до 2017 года, осуществляют сами фонды, получавшие эти взносы. То есть в период 2017–2019 годов существуют 3 инстанции, способные сделать возврат, и в каждую из них заявление о возврате придется составить по своей особой форме. С 2020 года таких инстанций две: ИФНС и ФСС (по взносам на травмтизм).

Как ИП вернуть «старые» страховые взносы

Разберем возможность возврата уплаченных до 01.01.2017 взносов ИП на упрощенке (доходы-расходы) или ЕСХН и не производящие выплаты физлицам.

Почему возникли споры о возврате излишне уплаченных страховых взносов?

В адрес Пенсионного фонда РФ направлялись сведения только о доходах, без учета расходов плательщика страховых взносов (если система налогообложения предусматривает учет расходов). Пенсионный фонд РФ из полученных от налоговиков данных и рассчитывал сумму страховых взносов, подлежащих уплате.

Поскольку принцип определения объекта налогообложения плательщиками НДФЛ аналогичен принципу определения объекта налогообложения для плательщиков, применяющих упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов, единый сельскохозяйственный налог, судебная практика пошла по тому пути, что изложенная КС РФ в постановлении от 30.11.2016 № 27-П правовая позиция подлежит применению и в рассматриваемой ситуации при определении размера страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, подлежащих уплате плательщиками страховых взносов, не производящими выплаты и иные вознаграждения физическим лицам, применяющими УСН, и выбравшими в качестве объекта налогообложения доходы, уменьшенные на величину расходов.

В свою очередь, если индивидуальный предприниматель самостоятельно выбрал упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», страховые взносы уплачиваются исходя из всей суммы полученных налогоплательщиков доходов, безотносительно произведенных им расходов.

Такие налогоплательщики, применяющие УСН, уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов.

Из определения Конституционного суда Российской Федерации от 25.01.2018 № 45-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Меренкова Виктора Ивановича на нарушение его конституционных прав частями 1 и 3 статьи 5, а также статьями 14 — 16 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» следует, что индивидуальные предприниматели, самостоятельно выбравшие упрощенную систему налогообложения с объектом налогообложения «доходы», для которой предусмотрена более низкая ставка налога, уплачивают страховые взносы исходя из всей суммы полученных налогоплательщиком доходов безотносительно от произведенных им расходов; при этом, однако, такие налогоплательщики уменьшают сумму налога (авансовых платежей по налогу), исчисленную за налоговый (отчетный) период, на сумму уплаченных страховых взносов (пункт 3.1 статьи 346.21 НК РФ).

После выхода указанного Постановления КС РФ индивидуальные предприниматели стали обращаться с соответствующими заявлениями в Пенсионный фонд РФ, однако столкнулись с отказом в возврате излишне уплаченных страховых взносов, что повлекло обращение в арбитражные суды. В следующем номере мы разберем, куда нужно обратиться индивидуальному предпринимателю (как условие для дальнейшего обращения в суд), в каком порядке и как суды разрешают споры о возврате страховых взносов.

Способы возврата

1. Оспаривание отказа Пенсионного фонда РФ в возврате излишне уплаченных страховых взносов

Читать еще:  Какова продолжительность страхового стажа?

Согласно статье 26 Федерального закона № 212-ФЗ суммы излишне уплаченных страховых взносов подлежат возврату страхователю по его заявлению, которое может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

В связи с принятием Федерального закона от 03.07.2016 № 250-ФЗ (ред. от 28.12.2017) «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование» полномочия по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование с 01.01.2017 переданы налоговым органам.

Вместе с тем, статьей 20 Закона № 250-ФЗ определено, что контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов в государственные внебюджетные фонды, подлежащих уплате за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, осуществляется соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации в порядке, действовавшем до дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктами 1, 4 статьи 21 Закона № 250-ФЗ решение о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов за отчетные (расчетные) периоды, истекшие до 1 января 2017 года, принимается соответствующими органами Пенсионного фонда Российской Федерации, Фонда социального страхования Российской Федерации в течение 10 рабочих дней со дня получения письменного заявления (заявления, представленного в электронной форме с усиленной квалифицированной электронной подписью по телекоммуникационным каналам связи) страхователя о возврате излишне уплаченных (взысканных) сумм страховых взносов, пеней и штрафов.

На следующий день после принятия решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов, пеней и штрафов орган Пенсионного фонда Российской Федерации, орган Фонда социального страхования Российской Федерации направляют его в соответствующий налоговый орган.

Из положений указанных статей 19-21 и иных положений Закона № 250-ФЗ следует, что разграничение полномочий по контролю за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты (перечисления) страховых взносов между органами фондов и налоговыми органами произведено по дате — 01.01.2017, причем в законе не заложена возможность споров между фондами и налоговыми органами, то есть, налоговые органы принимают и используют ту информацию, которую им передает соответствующий фонд за подконтрольные ему периоды.

Следовательно, налоговый орган просто исполняет решение Пенсионного фонда о возврате уплаченных взносов, не имея возможности его оспорить, поэтому если возникла необходимость в возврате средств из бюджета Пенсионного фонда, то именно фонд должен принять соответствующие решения и передать их к исполнению в налоговый орган.

Государственная пошлина составит 300 рублей (пункт 2.1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ).

2. Обращение с исковым заявлением к Пенсионному фонду РФ (территориальный орган) о взыскании излишне взысканных страховых взносов

В пункте 65 Постановление Пленума Высшего арбитражного суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 57 «О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что при рассмотрении исков налогоплательщиков о возврате (возмещении) сумм налогов, пеней, штрафа, судам необходимо исходить из того, что положения Налогового кодекса Российской Федерации не содержат специальных требований об обязательной досудебной процедуре урегулирования таких споров.

Поэтому указанные имущественные требования налогоплательщик может предъявить в арбитражный суд независимо от оспаривания ненормативных правовых актов налоговых органов и по основаниям, в том числе, необоснованности начисления сумм налога, пеней, штрафа, уплатив государственную пошлину в соответствующем размере (подпункт 1 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).

Следовательно, требования предпринимателя в данном споре будут подлежать рассмотрению по существу независимо от факта оспаривания решений о взыскании страховых взносов в порядке искового производства.

При этом, с учетом того, что в данном случае требование является имущественным, то есть подлежащим оценке, то государственная пошлина будет рассчитываться с учетом положений подпункта 1 пункта 1 статьи 333.21 Налогового кодекса РФ, то есть исходя из цены иска.

А что со сроком?

При этом в силу пункта 13 статьи 26 Федерального закона № 212-ФЗ зачет или возврат суммы излишне уплаченных страховых взносов производится органом контроля по заявлению плательщика, поданному в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.

Как ранее указывалось, с 01.01.2017 года порядок и сроки возврата излишне уплаченных (взысканных) страховых взносов регулируется положениями статей 78, 79 Налогового кодекса РФ.

Пунктами 2, 6 статьи 78 Налогового кодекса РФ установлено, что зачет или возврат суммы излишне уплаченного налога производится налоговым органом по месту учета налогоплательщика, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, без начисления процентов на эту сумму, если иное не установлено настоящей статьей по письменному заявлению налогоплательщика в течение одного месяца со дня получения налоговым органом такого заявления.

Согласно пункту 7 статьи 78 Кодекса заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

В то же время применительно к пункту 3 статьи 79 Кодекса с иском в суд налогоплательщик вправе обратиться в течение трех лет считая со дня, когда он узнал или должен был узнать о нарушении своего права на своевременный зачет или возврат указанных сумм.

Таким образом, положения Налогового кодекса РФ аналогичны Федеральному закону № 212-ФЗ.

Однако, в таких ситуациях суды не считают срок на обращение пропущенным (Постановление Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2019 г. № 20АП-9047/18, Постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 15 марта 2019 г. № 19АП-9833/18, Постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 21 марта 2018 г. № 17АП-1878/18).

Так суды придерживаются позиции, что о факте излишней уплаты страховых взносов индивидуальным предпринимателям стало известно в связи с принятием Конституционным Судом Российской Федерации постановления от 30.11.2016 № 27-П по итогам рассмотрения дела о проверке конституционности пункта 1 части 8 статьи 14 Федерального закона № 212-ФЗ и статьи 227 Налогового кодекса РФ.

При этом, основанием к рассмотрению указанного дела Конституционным Судом Российской Федерации явилась обнаружившаяся неопределенность в вопросе о том, соответствуют ли Конституции Российской Федерации указанные законоположения.

Следовательно, до принятия КС РФ указанного постановления имелась неопределенность в вопросе о порядке исчисления базы для расчета страховых взносов по обязательному пенсионному страхованию, зависящей от размера доходов индивидуального предпринимателя.

В связи с чем срок на обращение в суд за возвратом уплаченных сумм взносов следует исчислять с даты принятия указанного постановления Конституционным Судом Российской Федерации, устранившего неопределенность в спорном вопросе.

Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 30.11.2016 N 27-П вступило в силу 02.12.2016 и действует непосредственно.

Таким образом, срок на возврат сумм излишне уплаченных страховых взносов в судебном порядке (оспаривание действий либо подача искового заявления) не пропущен, а индивидуальный предприниматель на сегодняшний день имеет возможность вернуть излишне уплаченные страховые взносы.

Страховые взносы

Страховые взносы – это неналоговый сбор, который обязаны уплачивать все организации, а также индивидуальные предприниматели в РФ.

Виды страховых взносов

К страховым взносам относятся:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ;

страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования РФ;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ;

Читать еще:  Как поменять карточку медицинского страхования

страховые взносы на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Правовые основы

Вопросы страховых взносов регулируются рядом федеральных законов.

Главным среди них является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который ввел систему страховых взносов в РФ.

Закон 212-ФЗ устанавливает:

круг плательщиков взносов;

облагаемый объект и базу;

тарифы страховых взносов;

порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой;

ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах;

процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Плательщики страховых взносов

Плательщики страховых взносов (страхователи) — это те лица, которые обязаны по закону уплачивать взносы на обязательное социальное страхование.

К плательщикам страховых взносов относятся:

1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (по трудовым или некоторым гражданско-правовым договорам):

главы крестьянских фермерских хозяйств;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но использующие наемный труд других физических лиц для решения своих бытовых проблем (например, когда нанимается няня для ребенка или домработница).

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и другие лица, которые осуществляют частную практику, уплачивают страховые взносы за себя и не производят выплат другим физическим лицам.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким указанным категориям (например, нотариус, имеющий наемных работников), то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:

– в пользу физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, начисленных в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые осуществляют частную практику;

об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

издательскому лицензионному договору;

лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

– в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством.

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов равна сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, за расчетный период.

При этом база для начисления страховых взносов рассчитывается отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по окончании каждого календарного месяца нарастающим итогом.

При расчете базы учитываются вознаграждения, выплаченные как в денежной, так и в натуральной форме.

Базой по выплатам в натуральной форме является стоимость товаров (работ, услуг), полученных физическим лицом.

Расчетный и отчетный периоды

Для плательщиков страховых взносов установлены периоды для подведения итогов по уплате взносов – расчетный и отчетный периоды.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

По его итогам завершается формирование базы по страховым взносам за год, определяется сумма взносов к уплате в бюджеты фондов.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год.

По итогам отчетных периодов страхователи, производящие выплаты физическим лицам, должны представлять во внебюджетные фонды расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений

Для организаций и индивидуальных предпринимателей датой осуществления выплат и вознаграждений является:

– день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями:

– день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Возмещение пособий: новый порядок обращения в ФСС России

С 1 января 2017 года инспекции являются администратором страховых взносов, в том числе по соцстрахованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) в части доходов; администрирование же расходов на выплату страхового обеспечения по ВНиМ сохраняется за ФСС России. Рассмотрим новый порядок обращения в соцстрах за возмещением пособий.

В связи с передачей функции по контролю и администрированию страховых взносов в ведение ФНС России и ее территориальных инспекций с 1 января 2017 года вопросы исчисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное и медицинское страхование, а также на страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством регулируются главой 34 части второй Налогового кодекса (Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее – Закон № 243-ФЗ)).

Документы на возмещение пособий с 2017 года

По мнению ФНС России, новый порядок администрирования страховых взносов направлен на улучшение условий налогоплательщиков. Как одно из преимуществ позиционируется, что “с точки зрения администрирования страховых взносов Фонды не будут вовлечены в процесс взаимодействия с налогоплательщиками” (письмо ФНС России от 20.10.2016 № ЗН-18-1/1103@).

Вместе с тем о полном отсутствии контактов с фондами как с органами контроля за уплатой страховых взносов говорить не приходится. В частности, в распоряжении ФСС России (далее – Фонд) оставлены:

  • полномочия по администрированию расходов на выплату страхового обеспечения по временной нетрудоспособности и в связи с материнством (ВНиМ) (ст. 4.2 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ (далее – Закон № 255-ФЗ));
  • функции по контролю за осуществлением обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (НС и ПЗ) (ст. 3, 18 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ (далее – Закон № 125-ФЗ); п. 7 письма ФСС России от 17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282).

Поэтому, несмотря на то, что отчетность по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды начиная с I квартала 2017 года страхователи будут подавать в налоговые инспекции, в Фонд по-прежнему нужно будет представлять документы, служащие основанием для выделения средств на выплату пособий по социальному страхованию.

Кроме этого, начиная с 2017 года ежеквартально Фонд будет ждать от нас “новый” расчет со старым названием “форма 4-ФСС” (утв. приказом ФСС России от 26.09.2016 № 381). В него будут включены сведения только по взносам от НС и ПЗ. Начиная с отчета за I квартал 2017 года привычный нам расчет 4-ФСС, в котором приводили данные по двум видам страхования (от НС и ПЗ и по временной нетрудоспособности), в части обязательного социального страхования по ВНиМ в органы Фонда не представляется.

Итак, в налоговый орган мы обязаны будем отчитаться, направив расчет по страховым взносам (утв. приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@) не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. В его составе предусмотрены, в частности, Приложение 2 “Расчет сумм страховых взносов на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством”, а также Приложение 3 “Расходы по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и расходы, осуществляемые в соответствии с законодательством Российской Федерации” (последнее включают в расчет только в том случае, если соответствующие расходы были произведены).

Повторим, форма расчета будет применяться для всех страховых взносов, кроме взносов от НС и ПЗ. Минфин России расценивает новый документ оптимизирующим отчетность по страховым взносам, поскольку он объединяет четыре действующие в настоящее время формы (РСВ-1, РВ-3, РСВ-2 и 4-ФСС) и содержит сокращенное количество показателей (письмо Минфина России от 17.11.2016 № 03-04-05/68069).

Однако проверять расходы на выплату страхового обеспечения по ВНиМ, которые страхователь отразит в расчете, представленном в налоговую инспекцию, по-прежнему будет территориальный орган ФСС России в порядке, установленном Законом № 125-ФЗ, на основании сведений, поступивших из налогового органа в Фонд (информация ФСС России от 29.08.2016 “Федеральные законы, изменяющие с 1 января 2017 года действующий порядок администрирования страховых взносов в ФСС РФ” (далее – Информация)). Для этих (и иных) целей предусмотрен межведомственный обмен информацией между Фондом и налоговым органом (Порядок взаимодействия отделений Фонда социального страхования Российской Федерации с управлениями Федеральной налоговой службы по субъектам Российской Федерации, утв. руководителями ФНС России и ФСС России 22.07.2016 № ММВ-23-1/11@/02-11-10/06-3098П).

Читать еще:  Могу ли я отказаться от навязанной страховки?

Возмещение пособий и новая справка-расчет

Согласно действовавшему в 2016 году порядку работодатели выплачивали страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в Фонд, при этом сумма взносов, подлежащих перечислению, уменьшалась на сумму произведенных расходов на выплату пособий (ч. 1, 2 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ). Если же начисленных взносов было недостаточно для выплаты пособий в полном объеме, страхователь обращался в территориальный орган Фонда, который выделял нужные средства в течение 10 календарных дней с даты представления всех необходимых документов (ч. 3 ст. 4.6 Закона № 255-ФЗ).

Этот порядок взаимодействия сторон не изменится и в текущем 2017 году. Вместе с тем состав документов (утв. приказом Минздравсоцразвития России от 04.12.2009 № 951н (далее – Перечень)), которые для этих целей должны быть представлены страхователем в Фонд, будет иным. Существующий Перечень скорректирован (приказ Минтруда России от 28.10.2016 № 585н).

В 2017 году две составляющие пакета (письменное заявление страхователя, где указана сумма необходимых средств на выплату страхового обеспечения, и копии подтверждающих документов) не изменятся, а вот вместо расчета 4-ФСС (который по-прежнему остается необходимым при обращении в отношении периодов, истекших до 01.01.2017) страхователь должен подготовить справку-расчет, которая требуется при обращении за выделением средств за периоды начиная с 1 января 2017 года.

Ознакомимся с перечнем реквизитов справки-расчета, которая включает в себя следующие суммы (п. 2(1) Перечня в новой редакции):

  • задолженность страхователя (ФСС России) по страховым взносам на начало и конец отчетного (расчетного) периода;
  • начисленные к уплате страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
  • доначисленные страховые взносы;
  • не принятые к зачету расходы;
  • средства, полученные от территориальных органов ФСС России в возмещение произведенных расходов;
  • возвращенные (зачтенные) излишне уплаченные (взысканные) страховые взносы;
  • средства, израсходованные на цели обязательного социального страхования, в том числе за последние три месяца;
  • уплаченные страховые взносы, в том числе за последние три месяца;
  • списанная задолженность страхователя.

Итак, если страхователь обращается в органы ФСС России за получением средств для выплаты пособий, он формирует следующий пакет документов (см. таблицу ниже).

Судя по перечню показателей, заполнение справки-расчета, по мнению автора, не должно вызвать затруднений у страхователей. Куда сложнее пережить переходный период. Как пояснил Фонд (п. III “Переходные положения” Информации), за ним сохраняются определенные обязанности в отношении периодов, истекших до 1 января 2017 года (в этом случае Фонд работает в порядке, действовавшем до указанной даты):

  • по осуществлению контроля за правильностью уплаты страховых взносов;
  • принятию решения о возврате сумм излишне уплаченных (взысканных) взносов, пеней и штрафов;
  • исполнению обязанности по приему расчетов (в том числе уточненных) по страховым взносам;
  • передаче налоговым органам сведений о суммах недоимки, пеней и штрафов по взносам, которые образовались на 1 января 2017 года.

Также остается надеяться, что налоговое ведомство не лукавит, утверждая, что “налогоплательщики не почувствуют смену администратора: ни сроки уплаты, ни тарифы страховых взносов, включая льготные категории, не изменяются” (письмо ФНС России от 20.10.2016 № ЗН-18-1/1103@).

Пакет документов на возмещение пособий

Елена Мельникова, эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Страховые взносы

Страховые взносы – это неналоговый сбор, который обязаны уплачивать все организации, а также индивидуальные предприниматели в РФ.

Виды страховых взносов

К страховым взносам относятся:

страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (ОПС), уплачиваемые в Пенсионный фонд РФ;

страховые взносы на обязательное социальное страхование по временной нетрудоспособности и в связи с материнством, уплачиваемые в Фонд социального страхования РФ;

страховые взносы на обязательное медицинское страхование (ОМС), уплачиваемые в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования РФ;

страховые взносы на травматизм (страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).

Правовые основы

Вопросы страховых взносов регулируются рядом федеральных законов.

Главным среди них является Федеральный закон от 24.07.2009 N 212-ФЗ, который ввел систему страховых взносов в РФ.

Закон 212-ФЗ устанавливает:

круг плательщиков взносов;

облагаемый объект и базу;

тарифы страховых взносов;

порядок уплаты страховых взносов и контроль за их уплатой;

ответственность за нарушение законодательства о страховых взносах;

процедуру обжалования актов контролирующих органов и действий (бездействия) их должностных лиц.

Плательщики страховых взносов

Плательщики страховых взносов (страхователи) — это те лица, которые обязаны по закону уплачивать взносы на обязательное социальное страхование.

К плательщикам страховых взносов относятся:

1. Лица, производящие выплаты и иные вознаграждения физическим лицам (по трудовым или некоторым гражданско-правовым договорам):

главы крестьянских фермерских хозяйств;

физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, но использующие наемный труд других физических лиц для решения своих бытовых проблем (например, когда нанимается няня для ребенка или домработница).

2. Индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, частные детективы и другие лица, которые осуществляют частную практику, уплачивают страховые взносы за себя и не производят выплат другим физическим лицам.

Если плательщик страховых взносов относится одновременно к нескольким указанным категориям (например, нотариус, имеющий наемных работников), то он исчисляет и уплачивает страховые взносы по каждому основанию.

Объект обложения страховыми взносами

Для организаций и индивидуальных предпринимателей объектом обложения признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые:

– в пользу физических лиц, работающих по гражданско-правовым договорам и трудовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, за исключением вознаграждений, начисленных в пользу индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и иных лиц, которые осуществляют частную практику;

об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства;

издательскому лицензионному договору;

лицензионному договору о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства;

– в пользу физических лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию в соответствии с действующим законодательством.

База для начисления страховых взносов

База для начисления страховых взносов для плательщиков страховых взносов равна сумме выплат и иных вознаграждений, начисленных плательщиками страховых взносов в пользу физических лиц, за исключением сумм, не подлежащих обложению страховыми взносами, за расчетный период.

При этом база для начисления страховых взносов рассчитывается отдельно по каждому физическому лицу с начала расчетного периода по окончании каждого календарного месяца нарастающим итогом.

При расчете базы учитываются вознаграждения, выплаченные как в денежной, так и в натуральной форме.

Базой по выплатам в натуральной форме является стоимость товаров (работ, услуг), полученных физическим лицом.

Расчетный и отчетный периоды

Для плательщиков страховых взносов установлены периоды для подведения итогов по уплате взносов – расчетный и отчетный периоды.

Расчетным периодом по страховым взносам признается календарный год.

По его итогам завершается формирование базы по страховым взносам за год, определяется сумма взносов к уплате в бюджеты фондов.

Отчетными периодами признаются первый квартал, полугодие, девять месяцев, календарный год.

По итогам отчетных периодов страхователи, производящие выплаты физическим лицам, должны представлять во внебюджетные фонды расчеты по начисленным и уплаченным страховым взносам.

Дата осуществления выплат и иных вознаграждений

Для организаций и индивидуальных предпринимателей датой осуществления выплат и вознаграждений является:

– день начисления выплат и иных вознаграждений в пользу работника (физического лица, в пользу которого осуществляются выплаты и иные вознаграждения).

Для физических лиц, не признаваемых индивидуальными предпринимателями:

– день осуществления выплат и иных вознаграждений в пользу физического лица.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector