Заказчик не исполняет госконтракт
Garant-agency.ru

Юридический портал

Заказчик не исполняет госконтракт

Заказчик не исполняет госконтракт

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заказчик заключил муниципальный контракт по Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”. Подрядчик не приступил к работам и приступать не планирует. Никакой претензионной работы заказчик не вел. Срок выполнения работ подходит к концу. Может ли заказчик расторгнуть контракт по соглашению сторон? Может ли заказчик потребовать уплаты неустойки за нарушение подрядчиком обязательств по контракту, если контракт расторгается по соглашению сторон?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
В рассматриваемом случае контракт может быть расторгнут по соглашению сторон. Расторжение контракта по соглашению сторон не лишает заказчика возможности предъявить подрядчику требование об уплате неустойки за нарушение обязательств, допущенное в период действия контракта.

Обоснование вывода:
Прежде всего отметим, что в соответствии с ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях в том числе ГК РФ. Следовательно, к отношениям по контракту, заключенному согласно нормам Закона N 44-ФЗ, применяются правила ГК РФ с учетом особенностей, установленных Законом N 44-ФЗ.
Частью 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ предусмотрено, что расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Это правило соотносится с п. 1 ст. 450 ГК РФ, согласно которому изменение и расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено ГК РФ, другими законами или договором.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Одно из таких оснований предусмотрено п. 2 ст. 715 ГК РФ, согласно которому в случае, если подрядчик не приступает своевременно к исполнению договора подряда или выполняет работу настолько медленно, что окончание ее к сроку становится явно невозможным, заказчик вправе отказаться от исполнения договора и потребовать возмещения убытков.
Таким образом, при наличии в контракте условия о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта заказчик в настоящей ситуации вправе отказаться от контракта в одностороннем порядке на основании п. 2 ст. 715 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ. Вместе с тем с учетом положений п. 1 ст. 450 ГК РФ, ч. 8 ст. 95 Закона N 44-ФЗ расторжение контракта возможно и по соглашению сторон, причем такое соглашение может быть заключено в любой момент в пределах срока исполнения обязательств по контракту (смотрите постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2017 N 11АП-18056/16).
Некоторые представители контролирующих органов приходят к выводу о том, что заказчик не вправе заключить соглашение о расторжении контракта, если он обязан расторгнуть контракт в одностороннем порядке (решение Карельского УФАС России от 15.01.2018 N 04-17/88-2017). На наш взгляд, такая позиция не основана на законе, поскольку ч. 9 ст. 95 Закона N 44-ФЗ указывает на наличие у заказчика права, а не обязанности принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта. К аналогичному выводу приходят и суды (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.02.2017 N 13АП-27164/16). Также отметим, что в соответствии с п. 1 ст. 9 ГК РФ граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Поэтому мы полагаем, что в рассматриваемой ситуации контракт может быть расторгнут по соглашению сторон.
Согласно ч. 6 ст. 34 Закона N 44-ФЗ в случае просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем, далее также – контрагент) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения контрагенту обязательств, предусмотренных контрактом, заказчик направляет контрагенту требование об уплате неустоек (штрафов, пеней).
Сторона освобождается от уплаты неустойки (штрафа, пени), если докажет, что неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательства, предусмотренного контрактом, произошло вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны (ч. 9 ст. 34 Закона N 44-ФЗ).
Из приведенных норм следует, что в случае нарушения контрагентом обязательств по контракту заказчик обязан потребовать от него уплаты неустойки (штрафа, пеней). При этом контрагент освобождается от ответственности лишь в том случае, если он докажет, что нарушение обязательства имело место вследствие непреодолимой силы или по вине другой стороны.
По общему правилу при расторжении договора обязательства сторон прекращаются (п. 2 ст. 453 ГК РФ). Это означает, что с момента расторжения договора должник не обязан совершать действия, относящиеся к предмету договора, например, выполнять подрядные работы. Однако это не лишает кредитора права начислить неустойку за нарушение обязательства, которое было допущено до момента расторжения этого договора (смотрите п. 3 постановления Пленума ВАС РФ от 06.06.2014 N 35). Как отмечают судьи, расторжение договора не влечет за собой невозможность применения к ответчику предусмотренных этим договором мер ответственности за неисполнение договорных обязательств (постановление Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.01.2018 N 19АП-8597/17).
Поэтому, с нашей точки зрения, расторжение контракта по соглашению сторон не препятствует заказчику в предъявлении контрагенту требования об уплате неустойки за нарушение обязательств, предусмотренных контрактом, в частности, за нарушение начального или промежуточных сроков выполнения работ (смотрите п. 1 ст. 708 ГК РФ).
Сроки направления контрагенту претензий и требований об уплате неустойки Законом N 44-ФЗ не предусмотрены. Полагаем, что, если при изложенных обстоятельствах подрядчик допустил нарушение обязательств, предусмотренных контрактом (например, нарушил начальный или промежуточный сроки выполнения работ), заказчик обязан потребовать от него уплаты неустойки, несмотря на то, что контракт расторгается по соглашению сторон.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Ерин Павел

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Заказчик не платит по контракту 44-ФЗ – что делать поставщику

Иногда случается так, что государственные заказчики, которые казалось бы должны быть образцом добросовестности, задерживают выплаты по исполненным контрактам или вовсе их не производят. Они мотивируют это нехваткой бюджета, непредвиденными тратами и другими обстоятельствами. Поставщики, добросовестно исполнившие свои обязательства, при этом терпят убытки. Чтобы минимизировать финансовые потери компаниям необходимо предпринимать меры, начиная с самого первого дня просрочки выплат. Помимо прямого взаимодействия с контрактной службой и бухгалтерией существует ещё несколько способов воздействия на заказчика.

Претензия заказчику

Сроки оплаты поставленного товара или оказанных услуг обязательно прописываются в государственном контракте. Если заказчик их нарушает, то первым шагом поставщика должно стать написание официальной претензии. Телефонные звонки в такой ситуации оказываются малоэффективными. Впоследствии их будет сложно использовать в качестве доказательства в суде. Поэтому претензию нужно составлять в письменной форме.

В документе поставщику рекомендуется детально расписать суть своих требований. При этом желательно указывать конкретные пункты договора, нарушаемые заказчиком. Пропишите сумму, подлежащую к оплате. Обязательно указывается максимальный срок, в течение которого заказчик должен устранить нарушение. Чаще он оговаривается заранее и фиксируется в государственном контракте. Если этого сделано не было, то выбирается интервал от 10 до 30 дней.

Читать еще:  Джава южная осетия военная база

В претензии поставщику рекомендуется расписать все штрафы и неустойки, которые грозят заказчику за нарушение условий контракта. При этом приведите ссылки на 44-ФЗ, а также Административный Кодекс. К слову, согласно последним поправкам в КоАП размер штрафов за неоплату государственных контрактов заказчиками увеличился вдвое. Это должно стимулировать организаторов закупок своевременно исполнять свои обязательства.

Претензия также должна содержать реквизиты поставщика, на которые необходимо перечислить денежные средства. Документ подписывается руководителем компании и заверяется печатью.

Претензию рекомендовано вручать представителю заказчика лично. С него при этом следует взять расписку о получении документа. Можно отправлять бумагу по почте письмом с уведомлением о вручении. Так у вас будут доказательства того, что заказчик получил ваше требование.

Обращение в органы внутреннего финансового контроля

Согласно части 8 статьи 99, надзор за денежными операциями заказчиков возложен на соответствующие органы финансового контроля. У каждой организации они свои. Чаще в роли контролеров выступают Федеральное Казначейство, Федеральная налоговая служба, Федеральная служба по финансовому мониторингу и так далее.

Обращение в органы контроля необходимо отправить в письменном виде или в форме электронного письма, подписанного электронной подписью. Практически у всех организаций сегодня имеется свой сайт, на котором есть сервис «Электронная приемная». Обращение можно оставить и там.

В тексте жалобы укажите полные реквизиты вашей организации и заказчика. Обязательно укажите обратный адрес, на который вам будет отправлен ответ на обращение. Детально изложите суть претензий, приложите все подтверждающие документы.

Ответ на обращение вы должны получить в тридцатидневный срок. Эта норма установлена 59-ФЗ. Контролирующие органы за это время обязаны организовать проверку заказчика, составить протокол об административном правонарушении, выдать предписание на устранение нарушения.

Обращение к уполномоченному по правам предпринимателей

Обратиться с жалобой на действия заказчика можно и к уполномоченному по правам предпринимателей. Он согласно 78-ФЗ обязан защищать права компаний, работающих на территории России. Обратиться к нему поставщик может на любой стадии проведения закупки, если его права были нарушены.

Жалобу на уклонение от исполения обязательств можно подать как в письменном, так и в электронном виде. В тексте претензий необходимо подробно изложить всю ситуацию, прописать реквизиты обеих сторон конфликта и приложить все подтверждающие документы.

Получив жалобу, уполномоченный может принять ее к рассмотрению или отказать. Вынести свое решение он должен в десятидневный срок. Если претензия принята к рассмотрению, то уполномоченный может проводить разъяснительную работу, обращаться с заявлением в суд или следственный комитет, передавать обращение поставщика в вышестоящие государственные органы.

Обращение в общественные организации

Сегодня существует несколько общественных организаций, которые осуществляют надзор за проведением государственных закупок. К ним также можно обратиться за помощью. Результат такой жалобы не всегда оказывается положительным, но попробовать стоит все варианты досудебного урегулирования конфликта.

Обратиться за помощью в первую очередь стоит в ОНФ «За честные закупки» Сделать это можно посредствам функционала их сайта. Специалисты организации рассмотрят ваш вопрос и предпримут попытки убедить заказчика исполнить свои обязательства.

Аналогичную помощь оказывает и организация «Опора России». Чтобы получить реальную помощь, необходимо являться членом этого сообщества. Сторонним организациям они помогают менее охотно.

Обращение в прокуратуру

Последней инстанцией, которая может в досудебном порядке разрешить конфликт является прокуратура. Ее сотрудники после получения жалобы должны будут провести проверку действий заказчика с целью выявления состава преступления. Будут пересмотрены все результаты проведения процедуры, однако при выявлении нарушений, закупка и вовсе может быть признана незаконной.

Свое обращение в прокуратуру поставщики могут передавать как в письменном виде, так и в форме электронного документа. В соответствии с нормами 59-ФЗ и разработанных Правительством России инструкций, все обращения рассматриваются в тридцатидневный срок.

Обращение в суд

Если поставщик обратился во все возможные инстанции, но денег от заказчика так и не получил, единственным выходом становится обращение в Арбитражный суд. Исковое заявление подается по месту нахождения заказчика. Поставщик должен представить доказательства исполнения им своих обязательств в полном объеме и выставить требования к заказчику. К исковому заявлению нужно приложить ответы на все поданные ранее претензии, чтобы доказать стремление решить вопрос миром.

После того как суд вынесет решение в пользу истца, у заказчика будет 10 дней, чтобы подать апелляцию. Если он этого не сделает, то решение вступает в законную силу. Суд устанавливает заказчику определенный период времени, в течение которого он обязан выплатить поставщику всю присужденную сумму. Контролировать исполнение решения суда будут судебные приставы.

Заставить заказчика исполнить свои обязательства по государственному контракту порой бывает крайне сложно. Поставщику придется провести весь комплекс мер по досудебному урегулированию конфликта. Если никакие доводы не действуют, обращайтесь в судебные инстанции. Это последний способ в полном объеме получить заработанные деньги.

Если заказчик по 44-ФЗ не принимает и не оплачивает контракт

    On 03.04.2018 0 Комментарии 44-ФЗ, СМП, Статьи

Поставщик исполнил свои обязательства по контракту, заключенному в соответствии с законом 44-ФЗ. Однако заказчик не подписывает документы о приемке и не торопится производить оплату. Какие механизмы доступны исполнителю контракта для того, чтобы повлиять на заказчика?

Заказчик не закрывает сделку

Любой контракт или его отдельный этап должен быть завершен «закрывающими» документами, например, актом приема-передачи. Этот документ служит основанием для того, чтобы считать контракт исполненным и оплатить услуги поставщика.

44-ФЗ строго регламентирует порядок приемки, в том числе и сроки. На практике же можно столкнуться с тем, что по какой-то причине заказчик не подписывает документы.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2020 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Пример. Исполнитель оказывал заказчику услуги по обработке помещений. По условиям контракта он должен был уведомлять заказчика по e-mail или в письменной форме о предстоящей обработке. Однако на одном из объектов поставщик провел обработку без такого уведомления. В результате заказчик посчитал, что работа не была произведена, и отказался ее принимать.

Если заказчик не хочет подписывать документы о приемке, самое очевидное, что следует сделать — связаться с ним и выяснить, что происходит. Если он недоволен результатами исполнения контракта, он должен направить поставщику мотивированный отказ в приемке. Его форма не регламентирована, однако в обязательном порядке в нем должны быть перечислены конкретные нарушения, которые мешают приемке товара или услуги. Такой документ поставщик должен получить от заказчика до истечения срока, отведенного на приемку результата исполнения контракта.

Если поставщик получил подобный документ, он принимает решение о том, сможет ли исполнить требование заказчика и устранить выявленные нарушения. Но бывает, что подобного документа заказчик не направляет. В этом случае ничего не остается, кроме как писать ему претензию. То же самое поставщику придется делать и в случае, если он не согласен с выводами заказчика о нарушениях. Претензия составляется в свободной форме с изложением всех обстоятельств и фактов.

Если заказчик не идет на контакт

Самый лучший и безболезненный вариант — выяснить все и договориться. Однако удается это не всегда. Допустим, заказчик не реагирует на претензии и не сообщает, почему не желает подписывать документ о приемке. В таком случае следует подписать его со своей стороны и направить его почтовым отправлением заказчику. Если вновь нет никакой реакции, придется обращаться в арбитражный суд.

Заказчик не хочет платить

В статье 34 закона 44-ФЗ установлено, что госконтракт должен быть оплачен заказчиком в течение 30 дней с даты подписания документа о приемке. Если контракт исполнил субъект из числа СМП или СОНО, то срок оплаты сокращается до 15 дней. За задержку закачку предъявляется неустойка в соответствии с пунктом 5 статьи 34.

Читать еще:  Отпуск у вновь принятого работника

Итак, заказчик не платит. В этом случае поставщик действует по описанной выше схеме — пишет ему претензию. Если и после этого не поступает оплата, исполнитель контракта вправе обратиться в суд с тем, чтобы тот обязал заказчика произвести оплату.

Однако иногда могут помочь и некоторые механизмы досудебного разбирательства. Не стоит забывать, что заказчик по 44-ФЗ — структура, которая функционирует на бюджетные деньги. Поэтому довольно эффективным может стать обращение в вышестоящую организацию. Например, если контракт заключен со школой, то обратиться следует в региональное отделение Министерства образования. Нужно составить письменное обращение, в котором изложить все обстоятельства. А именно описать, что конкретный заказчик не оплачивает выполненный контракт, ссылаясь, допустим, на отсутствие в бюджете денежных средств. И попросить вышестоящий орган пояснить сложившуюся ситуацию и разобраться в ней.

Подобное обращение можно составить еще в 2 инстанции:

  • в аппарат уполномоченного по правам предпринимателей в данном регионе;
  • в местное представительство Общероссийского народного фронта (в ОНФ есть отделение «За честные закупки»).

Таким образом, если заказчик не перечисляет деньги по контракту, у поставщика есть несколько способов воздействовать на него в досудебном порядке. Если же это не поможет, придется обращаться в арбитражный суд.

Какие могут быть негативные последствия для поставщика (подрядчика, исполнителя) если он не исполняет контракт по 44-ФЗ?

Консультант Плюс

Ответ: Если исполнитель не выполняет обязательства по контракту, его привлекают к ответственности. Применить могут комплекс мер: включить в РНП, наложить административный штраф, взыскать неустойку и убытки. Расскажем, как уменьшить негативные последствия от расторжения неисполненного контракта.

Реестр недобросовестных поставщиков

Заказчик должен направить сведения об исполнителе контракта для включения в реестр недобросовестных поставщиков, если контракт расторгли по решению суда или по инициативе заказчика. В первом случае основанием для включения в РНП является решение суда, а во второй ситуации заказчик должен письменно обосновать причины расторжения контракта.

Контрольный орган проверит, соблюдена ли процедура уведомления исполнителя об отказе от исполнения контракта, процедура направления сведений в реестр, а также уточнит, было ли достаточно оснований для расторжения контракта.

Исполнителя могут не включить в РНП, в частности, в следующих случаях:
– условия контракта были нарушены по вине заказчика;
– нарушение исполнения контракта было незначительным;
– отсутствует недобросовестное поведение исполнителя.

Например, Ярославское УФАС не включило в РНП исполнителя, так как его действия не свидетельствовали о виновном и недобросовестном поведении: организация выполнила работы по созданию информационной системы, систематически дорабатывала ее и была готова уплатить неустойку в связи с нарушением сроков.

Неустойку (пени и штрафы) начислят исполнителю за просрочку и иное ненадлежащее исполнение контракта. Если получится доказать, что нарушение возникло по вине другой стороны или в результате непреодолимой силы, от уплаты неустойки должны освободить. Например, суд не включил в расчет неустойки время, на которое исполнителю пришлось приостановить работы по вине заказчика.

В случае, когда контракт исполнен частично, это могут учесть при расчете неустойки. Однако, если исполненная часть контракта не имеет для заказчика самостоятельной потребительской ценности, неустойку начислят на весь контракт. Например, так поступил АС Волго-Вятского округа.

Также суд может снизить размер неустойки, если посчитает его несоразмерным допущенным нарушениям. Например, АС Уральского округа снизил неустойку, поскольку не было доказано причинение убытков и наступление для заказчика негативных последствий, соразмерных предъявленной неустойке.

Отметим, что в отношении одного контракта суд может снизить неустойку и по ст. 333, и по ст. 404 ГК РФ.

При расторжении госконтракта по вине исполнителя ему придется возместить заказчику все убытки, возникшие из-за этого неисполнения. К ним относят и разницу в ценах, если заказчик заключает новый контракт, чтобы завершить поставку, работы или услуги. Например, разницу в ценах взыскивали АС Дальневосточного округа, АС Центрального округа.

Однако можно попытаться снизить размер убытков. Гражданский кодекс РФ позволяет это сделать, если заказчик отчасти виновен в их возникновении. Причем суд вправе уменьшить ответственность исполнителя, если заказчик способствовал увеличению размера убытков как умышленно, так и по неосторожности, а также если он не принял разумных мер к их уменьшению. Отметим, что по этому основанию суд может снизить размер и убытков, и неустойки даже в рамках одного дела.

Например, суды снизили размер убытков и неустойки за нарушение исполнителем сроков, так как оно произошло по вине обеих сторон. Эти выводы суды сделали на основе госэкспертизы работ.

За неисполнение контракта на контрагента могут наложить административный штраф, если это неисполнение принесло существенный вред обществу и государству. Причем наказать могут как организацию, так и должностное лицо. Работника могут не только оштрафовать, но и дисквалифицировать на срок до 2 лет.

Сыграть роль может даже кратковременная просрочка исполнения обязательств. Например, Мосгорсуд оштрафовал организацию на 300 тыс. руб. за то, что она поставила товар не 29 сентября, а 4 октября.

В таких ситуациях избежать наказания сложно, так как в большинстве случаев суды отклоняют все доводы по формальным основаниям. Например, генерального директора организации не спасли от ответственности неоднократные обращения к главе администрации о предоставлении земельного участка для выполнения работ. Это не убедило суды, что директор предпринял все возможные меры для исполнения контракта. Суды посчитали так: при заключении контракта исполнитель обязан был проанализировать характер работ, возможные риски, а также соразмерность объема работ и сроков, отведенных для их выполнения. Верховный Суд поддержал привлечение директора к административной ответственности.

Тем не менее можно попробовать сослаться на уменьшение финансирования, неблагоприятные погодные условия и другие обстоятельства, не зависящие от исполнителя. Если есть риск, что из-за заказчика вы можете не исполнить свою часть обязательств, обратитесь в прокуратуру или антимонопольную службу. В дальнейшем это поможет доказать отсутствие вашей вины в срыве контракта.

Если вы оказались в подобной сложной ситуации, обратитесь за помощью к нашим экспертам. Имея большой положительный опыт защиты клиентов, они помогут Вам избежать негативных последствий.

Аналитика Публикации

Верховный суд прошелся по госконтрактам

Требования к закупаемым товарам

В Обзоре разъясняется, какие требования допустимо устанавливать в отношении закупаемых товаров (далее по тексту под товаром понимаются совокупно товары, работы и услуги, если из контекста не следует иное). ВС РФ отмечает, что при осуществлении закупок должен соблюдаться не только принцип обеспечения конкуренции, но и принципы эффективности осуществления закупки и ответственности за результативность обеспечения государственных нужд. Исходя из этого требования к закупаемым товарам должны быть определены таким образом, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые необходимы заказчику, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки.

В связи с этим при установлении требований к объекту закупки заказчик должен исходить из собственных потребностей и специфики использования закупаемого товара в рамках осуществляемого заказчиком вида деятельности. Такие действия заказчика не могут рассматриваться как ограничение потенциального круга участников закупки и нарушение Закона № 44-ФЗ.

Например, было признано допустимым установление требования о поставке лекарственного препарата во флаконе или в ином эквиваленте, позволяющем обеспечить герметичность упаковки после вскрытия. Такое требование было обусловлено тем, что иная упаковка лекарственного средства (ампула) не позволяет сохранить препарат в герметичном состоянии после вскрытия в течение необходимого времени, и он будет непригоден к использованию, что приведет к неоправданному расходу лекарственных средств.

В то же время установление требований к объекту закупки, которые никак не связаны с его эффективностью, спецификой назначения и применения, не обусловлены потребностями заказчика, но при этом влекут ограничение потенциального числа участников закупки, является нарушением Закона № 44-ФЗ.

В Обзоре подтверждается, что внесение изменений в государственный контракт возможно только в случаях, предусмотренных Законом № 44-ФЗ. При этом уточняется, что сохранение условий государственных контрактов в том виде, в котором они были изложены в извещении о проведении закупки, направлено на обеспечение равенства участников закупок, создание условий для свободной конкуренции, с тем чтобы исключить случаи обхода закона – искусственного ограничения конкуренции при проведении закупки и последующего создания для ее победителя более выгодных условий исполнения контракта путем внесения в него изменений.

Читать еще:  Не предоставление рабочего места на вахте

В то же время ВС РФ приводит ряд примеров, когда фактическое изменение условий государственного контракта может быть признано допустимым судами:

1) изменение срока государственного контракта: в случае несовершения заказчиком действий, предусмотренных законом, договором либо вытекающих из обычаев или существа обязательства, до совершения которых поставщик не мог исполнить свои обязательства, сроки исполнения обязательств по государственному контракту продлеваются на период просрочки заказчика;

2) увеличение цены государственного контракта более чем на 10%: оплата работ в объеме, увеличенном более чем на 10% от цены контракта, возможна в случае согласования заказчиком дополнительных строительных работ, если:

– невыполнение таких работ грозит годности и прочности результата выполняемой работы; и

– такие работы не могли быть учтены в технической документации на момент подготовки документации и заключения контракта, но должны быть произведены, поскольку без их выполнения подрядчик не может приступать к другим работам или продолжать уже начатые либо ввести объект в эксплуатацию и достичь предусмотренного контрактом результата.

Стоит отметить, что указанные позиции прямо из Закона № 44-ФЗ не следуют, но демонстрируют стремление судов учесть специфику складывающихся между сторонами государственного контракта отношений и допустить их корректировку в той мере, в которой это не противоречит принципам Закона № 44-ФЗ.

Односторонний отказ от исполнения

Обзор подтверждает сложившееся на практике толкование положений Закона № 44-ФЗ, касающихся одностороннего отказа от исполнения государственного контракта. Отмечено, что в государственном контракте достаточно закрепить возможность его расторжения в одностороннем порядке без уточнения конкретных оснований для такого расторжения. В этом случае подлежат применению основания для одностороннего отказа, установленные ГК РФ.

В государственном контракте возможно конкретизировать признаки существенного нарушения обязательства, являющегося основанием для одностороннего отказа (например, установить, что односторонний отказ от договора подряда возможен в случае просрочки подрядчиком выполнения работ более чем на 30 дней, а не на 7 дней, как предусмотрено ГК РФ). Тогда односторонний отказ будет правомерен в случае наличия нарушения, отвечающего признакам, установленным в государственном контракте.

В Обзоре уточняется, что для расторжения договора достаточно доставки поставщику сообщения заказчика об отказе от исполнения договора с использованием любого средства связи и доставки. Размещение информации об одностороннем отказе в единой информационной системе, как это предусмотрено ч. 12 ст. 95 Закона № 44-ФЗ, необходимо для обеспечения открытости и прозрачности функционирования государственных закупок и установлено прежде всего в публичных целях. Оно не является необходимым условием для расторжения договора. Если поставщик получил уведомление об одностороннем отказе, договор будет считаться расторгнутым (по истечении 10 дней с момента уведомления) независимо от факта размещения/неразмещения информации об отказе в единой информационной системе.

С нарушением требований Закона № 44-ФЗ

В Обзоре выражена крайне важная позиция в отношении последствий заключения государственного контракта с нарушением требований Закона № 44-ФЗ.

Согласно п. 1 ст. 449 ГК РФ торги могут быть признаны судом недействительными по иску заинтересованного лица в течение одного года со дня их проведения. Признание торгов недействительными влечет недействительность заключенного по их итогам договора. Таким образом, договоры, заключенные по итогам торгов, являются оспоримыми.

ВС РФ указал, что правило, содержащееся в п. 1 ст. 449 ГК РФ, является общим и не учитывает специфику отношений, складывающихся в рамках Закона № 44-ФЗ. Указанным законом на его субъектов возлагается обязанность осуществлять закупки в соответствии с принципами открытости, прозрачности и обеспечения конкуренции, а также с соблюдением иных установленных в публичных интересах ограничений. В связи с этим государственный контракт, заключенный с нарушением требований Закона № 44-ФЗ и влекущий, в частности, нарушение принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованное ограничение числа участников закупки, посягает на публичные интересы и/или права и законные интересы третьих лиц и, следовательно, является ничтожным.

Срок исковой давности по требованиям о применении последствий недействительности ничтожной сделки составляет три года. Кроме того, суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе. С учетом этого вероятность наступления негативных последствий для сторон государственного контракта, заключенного с нарушением Закона № 44-ФЗ, существенно возрастает.

Если неисполнение отдельных процедурных требований Закона № 44-ФЗ не привело к нарушению принципов открытости, прозрачности, обеспечения конкуренции, необоснованному ограничению числа участников закупки, а также публичных интересов и прав и законных интересов третьих лиц, то соответствующий государственный контракт не может быть признан недействительным.

Поставка товаров в отсутствие госконтракта

В Обзоре подробно освещаются вопросы, связанные с возможностью оплаты товаров, поставленных в отсутствие государственного контракта.

ВС РФ подтвердил, что по общему правилу поставка товаров в отсутствие государственного контракта не порождает у поставщика права требовать оплаты соответствующего предоставления. Поставляя товары государственному заказчику в отсутствие государственного контракта, заключение которого в соответствии с Законом № 44-ФЗ является обязательным, поставщик не мог не знать, что он действует в отсутствие обязательства. В связи с этим возникшее на стороне заказчика неосновательное обогащение не подлежит возврату как предоставленное во исполнение несуществующего обязательства, об отсутствии которого знал поставщик (п. 4 ст. 1109 ГК РФ). Иное толкование позволяло бы государственным заказчикам и их контрагентам обходить требования Закона № 44-ФЗ.

Однако из указанного общего правила существует ряд исключений. Так, не может быть отказано в оплате поставщику, действовавшему в отсутствие государственного контракта, если из закона следует, что поставка товаров являлась для него обязательной независимо от его волеизъявления. В качестве примера в Обзоре приводится ситуация, когда медицинская организация (исполнитель) продолжала оказывать услуги (гемодиализ) пациентам, направленным учреждением здравоохранения (заказчик), в период между истечением срока действия старого государственного контракта и заключением нового. В соответствии с законодательством РФ исполнитель в данном случае был не вправе отказывать в предоставлении медицинской помощи обратившимся застрахованным гражданам. Кроме того, несвоевременное проведение закупки заказчиком не могло служить основанием для прекращения или приостановления выполнения социально значимых функций.

Оплате также подлежат услуги, оказанные после истечения срока действия государственного контракта, если из существа обязательства следует невозможность для исполнителя односторонними действиями прекратить исполнение. Примером может послужить оказание услуг по хранению, в случае если государственный заказчик не забрал свое имущество по истечении срока контракта.

Согласно п. 9 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика вследствие аварии, иных чрезвычайных ситуаций, если применение иных способов определения поставщика, требующих затрат времени, нецелесообразно. В то же время если в возникших обстоятельствах отсутствовала возможность проведения закупки у единственного поставщика, то последующий отказ поставщику в оплате в связи с отсутствием контракта будет неправомерен.

Так, в описанной в Обзоре ситуации зимой на теплотрассе произошла авария, повлекшая отключение теплоснабжения в 186 домах. Для устранения аварии муниципальное предприятие обратилось к обществу, с которым ранее был заключен договор по аварийному обслуживанию сетей, для срочного устранения аварии. В последующем муниципальное предприятие отказалось оплатить работы, выполненные обществом, в связи с отсутствием контракта. Суды удовлетворили требование общества об оплате, указав, что работы выполнялись в условиях, при которых любое промедление могло причинить существенный вред жизни и здоровью населения и устранение аварии не терпело отлагательства. Кроме того, выполнение работ носило разовый характер и было направлено исключительно на устранение аварии и ее последствий.

Таким образом, в Обзоре выражены важные правовые позиции по вопросам заключения, изменения и расторжения государственного контракта и последствий нарушения требований Закона № 44-ФЗ. Они должны позволить заказчикам и поставщикам более четко определить пределы допустимых действий и оценить последствия превышения таких пределов, а также способствовать формированию единообразного подхода к разрешению споров, связанных с государственными закупками.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector