За работу в сельской местности основание для выплаты
Garant-agency.ru

Юридический портал

За работу в сельской местности основание для выплаты

За работу в сельской местности основание для выплаты

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Заведующий хозяйством трудится в бюджетном учреждении, которое подведомственно Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, по виду экономической деятельности “Предоставление социальных услуг”. Выполнение трудовых обязанностей работником осуществляется непосредственно в сельской местности. У работника имеется среднее профессиональное образование.
Положена ли заведующему хозяйством в бюджетном учреждении доплата 25% как специалисту сельской местности?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Лицо, занимающее должность заведующего хозяйством в бюджетном учреждении, подведомственного Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, по виду экономической деятельности “Предоставление социальных услуг”, не относится к работникам, которым устанавливается повышающий коэффициент за работу в сельской местности.

Обоснование позиции:
В соответствии с частями второй и третьей ст. 6 ТК РФ органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают законы и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, по вопросам, не отнесенным к ведению федеральных органов государственной власти, а также по вопросам, не урегулированным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Нормативные акты субъектов Российской Федерации, принятые по указанным вопросам, действуют на территории принявшего их субъекта (часть вторая ст. 13 ТК РФ).
На сегодняшний день на общефедеральном уровне не урегулирован вопрос о надбавках работникам, работающим в сельской местности. Поэтому предоставление таких надбавок может быть регламентировано нормативными актами субъектов Российской Федерации.
Постановлением Кабинета Министров Республики Адыгея от 22.06.2009 N 126 утверждено Примерное положение об оплате труда работников государственных учреждений Республики Адыгея, подведомственных Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, по виду экономической деятельности “Предоставление социальных услуг” (далее – Примерное положение). Как отмечается в п. 2.6 Примерного положения, повышающий коэффициент к окладу по учреждению устанавливается специалистам, работающим в сельской местности, и социальным работникам, работающим в сельской местности, получившим среднее профессиональное образование по программам подготовки служащих и специалистов среднего звена или высшее образование, в размере 0,25. Указанный повышающий коэффициент устанавливается специалистам и социальным работникам, выполняющим свои трудовые функции непосредственно в сельской местности, независимо от местонахождения учреждения, в штате которого они состоят.
Необходимо учитывать, что согласно п. 1.2 Примерного положения системы оплаты труда в учреждениях устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами в соответствии с федеральным законодательством, законодательством Республики Адыгея, Примерным положением, в том числе, с учетом положений Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих.
Как следует из положений раздела I “Общеотраслевые квалификационные характеристики должностей работников, занятых на предприятиях, в учреждениях и организациях” Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденного постановлением Минтруда РФ от 21.08.1998 N 37, должность заведующего хозяйством отнесена к должностям руководителей и не входит в перечень должностей специалистов. Представляется, что к социальным работникам заведующий хозяйством также не относится.
Таким образом, учитывая изложенное, мы приходим к выводу, что лицо, занимающее должность заведующего хозяйством в бюджетном учреждении, подведомственного Министерству труда и социального развития Республики Адыгея, по виду экономической деятельности “Предоставление социальных услуг”, не относится к работникам, которым устанавливается повышающий коэффициент за работу в сельской местности.
В то же время обращаем Ваше внимание на то, что изложенная позиция является нашим экспертным мнением и может не совпадать с точкой зрения иных специалистов. Учитывая отсутствие официальных разъяснений, а также судебной практики, мы рекомендуем Вам обратиться за официальными разъяснениями по данному вопросу в Министерство труда и социального развития Республики Адыгея (по адресу: 385000, Республика Адыгея, г. Майкоп, ул. Советская, 176, либо заполнив форму обращения на официальном сайте органа в сети Интернет: http://mintrud-ra.org/index.php?r=17&f=32).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Наумчик Иван

Ответ прошел контроль качества

22 апреля 2019 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Доплата за село

Причем имеет значение не место проживания, а именно место работы женщины. То есть те, кто живет в деревне, но работает в городе, этих льгот и гарантий иметь не будет. А если женщина из города приезжает на работу в сельскую местность, то получит их в полном объеме.

Заместитель начальника управления по труду и занятости Белгородской области Виталий Шеин обращает внимание, что поправки в трудовое законодательство распространяются на всех женщин, работающих в сельской местности: от сотрудниц предприятий агропромышленного комплекса до медиков, библиотекарей, работниц почты.

Льготы и гарантии были введены еще в 1991 году Постановлением Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 №298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе”. Часть их была в других документах. Теперь все они перенесены в Трудовой кодекс Российской Федерации, где появилась новая статья 263.1. Ее ввел Федеральный закон от 12.11.2019 № 372-ФЗ “О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ в части установления гарантий женщинам, работающим в сельской местности”.

Итак, какие льготы и гарантии для сельских работниц появились в Трудовом кодексе и как они будут действовать?

Во-первых, право на предоставление по письменному заявлению одного дополнительного выходного дня в месяц без сохранения зарплаты. В случае подачи женщиной такого заявления, работодатель не имеет права ей отказать.

Во-вторых, новая статья Трудового кодекса устанавливает сокращенное рабочее время – 36 часов в неделю, если федеральным законодательством для них не установлена меньшая продолжительность рабочего времени. При этом заработную плату женщины, работающие в сельской местности, получают в полном объеме, как за 40-часовую рабочую неделю.

Если же по производственной необходимости женщина должна трудиться по 40 часов, то еженедельно это переработка признается сверхурочной работой и оплачивается в повышенном размере (Постановление Пленума Верховного Суда РФ № 1 от 28 января 2014 г. “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних”).

В-третьих, женщина, работающая в сельской местности, имеет право на повышенный размер заработной платы, если рабочий день у неё разделен на части.

“У нас все эта норма всегда действовала, хоть и не были прописаны в Трудовом кодексе РФ. Они были в советских нормативно-правовых актах, – рассказала “РГ” замглавы Красноярского района Астраханской области по социальной политике Людмила Сергеева. – Во всех сельских бюджетных учреждениях: школах, домах культуры, библиотеках, детских садах, – наши женщины работают по 36-часовой неделе. По 7 часов и 12 минут в день. И дополнительный выходной предоставляется: это прописано в коллективных договорах всех бюджетах учреждений. Такой выходной, в основном, женщины берут для подготовки детей к школе, детскому саду, прохождения диспансеризации”.

Введенная в Трудовой кодекс РФ льгота может оказаться полезной для работниц коммерческих учреждений, так как их руководители прописывали сокращенный “женский” день на свое усмотрение. В то же время, владельцы, например, фермерских хозяйств чаще всего нанимают сотрудниц на 0,5 ставки, поэтому и необходимости в сокращенной неделе у них нет.

“А вот норма на установление оплаты труда в повышенном размере на работах, где по условиям труда рабочий день разделен на части – очень нужна, – считает Людмила Сергеева. – Она необходима тем, у кого “разрывной” характер труда: например, доярка приходит к утренней и вечерней дойке, а дворник убирает школьную территорию утром и после того, как уйдут ученики. И за то, что женщина два раза в день приходит – уходит на объект, а то и приезжает-уезжает, и вводится доплата”.

Читать еще:  Отказывают в прописке

Сейчас, поясняет собеседница “Российской газеты”, ее размер устанавливается локальными актами между учреждением и работником. Она может быть и десять процентов, и тридцать. В связи с тем, что льгота вводится в Трудовой кодекс, процесс будет более упорядочен. “Но, скорее всего, потребуется подзаконный акт об установлении вида и размера этой оплаты”. Есть два вида таких доплат: компенсационная и стимулирующая. “Хорошо, если она будет компенсационная – тогда ее нельзя будет у работницы отобрать – считает Людмила Сергеева.

“То, что Трудовой кодекс пополняется вот такими положениями, очень хорошо, – говорит Виталий Шеин. – На постановление работодатель может и не обратить должного внимания, а вот Трудовой кодекс РФ лежит на столе каждого руководителя. И если норма прописана в нем, работодатель понимает, что обязан следовать закону”. Также, по его мнению, в собранных воедино правилах гораздо проще ориентироваться обеим сторонам, подписывающим трудовой договор.

“А вот сказать о том, насколько часто жительницы белгородских сел пользуются своим правом на короткую рабочую неделю или дополнительный выходной, сейчас сложно, – признает Шеин. – Не секрет, что многое зависит и от микроклимата в коллективе: где-то сотрудниц охотно освобождают от работы “по семейным обстоятельствам”, а где-то в ответ на такие просьбы смотрят косо. В любом случае, новая статья Трудового Кодекса позволяет защитить права сельских женщин”.

*Это расширенная версия текста, опубликованного в номере “РГ”

Доплата за работу в сельской местности

  • Положена ли доплата педагогам за работу в сельской местности.
  • Положена ли доплата 25% за работу в сельской местности уборщице служебных помещений?
  • В каком размере должна быть доплата учителю за работу в сельской местности? Спасибо!
  • Доплата за работу в сельской местности.
  • Льгота за работу в сельской местности
  • Надбавка за работу в сельской местности

1.1. Федеральным законодательством – не устанавливаются надбавки за работу в сельской местности. Такие надбавки могут устанавливаться только локальными актами организаций, например, коллективным договором, либо решениями собственников учреждений.

2. Положена ли доплата педагогам за работу в сельской местности.

2.1. Указанное – не регулируется федеральным законодательством, по нему не положено такой доплаты. Смотрите решения работодателей и собственников учреждений по этому вопросу.

3. Положена ли доплата 25% за работу в сельской местности уборщице служебных помещений?

3.1. В соответствии с письмом Министерства образования и науки РФ и Профсоюза работников народного образования и науки РФ от 26 октября 2004 г. N АФ-947/96 «О размерах и условиях оплаты труда работников образовательных учреждений в 2005 году» педагогическим и другим работникам за специфику работы в отдельных образовательных учреждениях осуществляется повышение ставок заработной платы (должностных окладов) в следующих размерах и случаях: на 25% – специалистам и руководящим работникам за работу в образовательных учреждениях, расположенных в сельской местности.

4. В каком размере должна быть доплата учителю за работу в сельской местности? Спасибо!

4.1. Смотрите внутренние положения учебного учреждения, не менее 25%.

5. Доплата за работу в сельской местности.

5.1. Федеральным законодательством не предусмотрена.

6.1. Да, доплата за уральский коэффициент к пенсии положена. Всего доброго.

7.1. Нет, это неправомерно. Жалуйтесь в прокуратуру. , удачи вам и с Новым годом.

8.1. Уточняйте у работодателя.

9.1. Согласно ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 N 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» МРОТ применяется для регулирования оплаты труда. При этом в соответствии со ст. 1 указанного закона МРОТ должен соответствовать прожиточному минимуму соответствующего субъекта.
Месячная зарплата работника, полностью отработавшего норму рабочего времени, не может быть ниже МРОТ. Это следует из ч.3 ст.133, ч.11 ст.133.1 ТК РФ.

10.1. Есть ряд выплат, которые нельзя включать в расчет МРОТ.
К ним относятся:
– премии к праздникам и юбилейным датам, так как они имеют социальный характер и не считаются оплатой труда;
– оплата сверхурочных, так как выплата положена за работу больше месячной нормы;
– доплаты за работу в местностях с особыми климатическими условиями (районные коэффициенты), так как это дополнительная гарантия;
– зарплата внутренних совместителей, так как ее выплачивают в рамках отдельного трудового договора;
– выплаты, которые ваш регион запретил включать в расчет “минималки”. В Ростовской области МРОТ на региональном уровне устанавливает Ростовское областное трехстороннее (региональное) соглашение между правительством Ростовской области, Союзом организаций профсоюзов «Федерация профсоюзов Ростовской области» и Союзом работодателей Ростовской области на 2017–2019 годы от 16 ноября 2016 г. № 12.

11.1. В соответствии со ст.262 ТК женщинам, работающим в сельской местности, может предоставляться по их письменному заявлению один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы.

Женщинам, работающим в сельской местности, устанавливается рабочее время не более 36 часов в неделю (п. 1.3 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1).

Женщинам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается рабочее время не более 36 часов в неделю, если меньшая продолжительность рабочей недели не предусмотрена для них федеральными законами (ст. 320 ТК РФ).

Повышенная на 30% оплата труда женщинам, работающим в сельской местности, применяется, если по условиям труда рабочий день разделен на части (с перерывом более 2 часов) на основании п. 1.7 Постановления Верховного Совета РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” (изм. Федеральным законом от 24.08.1995 N 152-ФЗ).

Иные доплаты могут быть установлены коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором.

12.1. все виды выплат, в том числе компенсационных, устанавливаются в учреждении системами оплаты труда. Т.е. в Вашем учреждении утверждено положение об оплате труда, где должно быть отражено, кому положены надбавки, какие надбавки и их размер. Как правило, Положение об оплате труда размещается на официальном сайте учреждения, где Вы можете с ним ознакомиться, а если Вы бухгалтер, то этот документ должен в обязательном порядке находиться и у бухгалтера по начислению заработной платы.

13.1. Заработная плата должна быть не ниже МРОТ установленного в регионе. Доплаты за стаж, работу в сельской местности предусматриваются внутренним локальным актом (коллективным договором) и являются стимулирующими выплатами.

Выплаты по программе “Земский доктор” медицинским работникам в сельской местности

Автор: Валова С., редактор журнала

В качестве социальной гарантии медицинским работникам выступают компенсации за работу в сельской местности. На каких условиях осуществляются такие выплаты и подлежат ли они обложению НДФЛ, расскажем в статье.

О порядке выплаты компенсаций медработникам.

В приложении 8 к Госпрограмме «Развитие здравоохранения»[1] приведены Правила, которыми установлен порядок предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ в целях софинансирования расходных обязательств субъектов РФ по осуществлению единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам), прибывшим (переехавшим) на работу:

в сельские населенные пункты;

в рабочие поселки;

в поселки городского типа;

в города с населением до 50 тыс. человек.

Условия предоставления данной субсидии субъекту РФ следующие (п. 5 Правил):

1) наличие нормативного акта, устанавливающего порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам;

2) наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на указанные цели;

3) заключение соглашения в соответствии с п. 10 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30.09.2014 № 999.

В качестве примера такого нормативного акта можно привести Постановление Правительства Нижегородской области от 28.02.2019 № 107, которым утвержден Порядок предоставления единовременных компенсационных выплат медицинским работникам (врачам, фельдшерам) прибывшим (переехавшим) на работу в сельские населенные пункты Нижегородской области. Аналогичным документом является Постановление Правительства Ленинградской области от 26.02.2018 № 52.

Как правило, право на получение выплаты имеет медицинский работник, отвечающий следующим требованиям:

является гражданином РФ;

имеет высшее или среднее профессиональное образование;

прибыл (переехал) на работу в сельские населенные пункты, либо рабочие поселки, либо поселки городского типа, либо города с населением до 50 тыс. человек субъекта РФ;

Читать еще:  Что такое взятка определение размер

не имеет неисполненных финансовых обязательств по договору о целевом обучении (за исключением медицинских организаций с укомплектованностью штата менее 60%);

ранее выплату не получал;

заключил трудовой договор на неопределенный срок или на срок не менее пяти лет с медицинской организацией, подведомственной минздраву субъекта РФ;

заключил трудовой договор с медицинской организацией на условиях полного рабочего дня с продолжительностью рабочего времени, установленной в соответствии со ст. 350 ТК РФ;

выполняет трудовую функцию на должности врача или фельдшера, включенной в перечень вакантных должностей медицинских работников в медицинских организациях и их структурных подразделениях, при замещении которых осуществляются единовременные компенсационные выплаты на очередной финансовый год;

заключил договор о предоставлении единовременной компенсационной выплаты с медицинской организацией и минздравом субъекта РФ.

Единовременная компенсационная выплата предоставляется минздравом субъекта РФ медицинскому работнику независимо от возраста[2] однократно: врачу – в размере 1 млн руб., фельдшеру – в размере 500 тыс. руб. (п. 5, 6 Правил).

В обязанности медицинского работника, заключившего трудовой договор с медицинской организацией, входят:

1) исполнение трудовых обязанностей в течение пяти лет со дня заключения договора на должности в соответствии с трудовым договором при условии продления договора на период неисполнения трудовой функции в полном объеме (кроме времени отдыха, предусмотренного ст. 106 и 107 ТК РФ);

2) возврат в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора до истечения пятилетнего срока. Исключения составляют случаи прекращения трудового договора по основаниям, предусмотренным п. 8 ч. 1 ст. 77 и п. 5 – 7 ч. 1 ст. 83 ТК РФ, а также случаи перевода на другую должность или поступления на обучение по дополнительным профессиональным программам;

3) возврат в бюджет субъекта РФ части единовременной компенсационной выплаты, рассчитанной пропорционально неотработанному периоду со дня прекращения трудового договора, в случае увольнения в связи с призывом на военную службу или продление срока действия договора на период неисполнения функциональных обязанностей (по выбору медицинского работника).

О налогообложении компенсационных выплат.

Федеральным законом от 17.06.2019 № 147-ФЗ были внесены изменения в п. 37.2 ст. 217 НК РФ. В силу поправок доходы в виде единовременных компенсационных выплат медицинским работникам, не превышающие 1 млн руб., финансовое обеспечение которых осуществляется в соответствии с правилами Госпрограммы «Развитие здравоохранения».

При этом новая редакция пп. 37.2 ст. 217 НК РФ распространяется на доходы, право на получение, которых возникло (возникнет) у медицинских работников с 01.01.2018 по 31.12.2022 включительно (см. п. 3 ст. 2 Федерального закона № 147-ФЗ). В связи с этим если у медицинского работника был удержан налог, то он подлежит возврату.

Порядок возврата НДФЛ был изложен в Письме ФНС РФ от 14.11.2019 № БС-4-11/23181@. В соответствии с положениями п. 1 ст. 231 НК РФ излишне удержанная налоговым агентом сумма налога подлежит возврату на основании письменного заявления налогоплательщика. При этом возврат осуществляется за счет НДФЛ, подлежащего перечислению в бюджет в счет предстоящих платежей как по этому налогоплательщику, так и по иным налогоплательщикам, с доходов которых налоговый агент производит удержание.

Возврат излишне удержанных сумм следует осуществить в течение трех месяцев со дня получения налоговым агентом соответствующего заявления налогоплательщика.

Если суммы налога, подлежащей перечислению налоговым агентом в бюджет, для возврата недостаточно, налоговый агент в течение десяти дней со дня подачи ему соответствующего заявления направляет в налоговый орган по месту своего учета заявление на возврат излишне удержанной им суммы налога. Возврат налоговому агенту перечисленной в бюджет суммы налога осуществляется ФНС в порядке, установленном ст. 78 НК РФ.

При этом, как отмечено в Определении КС РФ от 17.02.2015 № 262-О, имеет приоритет правило, согласно которому излишне удержанная сумма налога возвращается налогоплательщику через налогового агента (п. 1 ст. 231 НК РФ), поскольку переплата налога возникла по вине последнего. В остальных случаях при возврате налога следует руководствоваться общими нормами – ст. 78 и 79 НК РФ. Аналогичная позиция приведена в Определении ВС РФ от 04.09.2018 № 307-КГ18-13379.

Таким образом, возврат излишне удержанной налоговым агентом суммы НДФЛ с единовременных компенсационных выплат медицинским работникам осуществляется им же (в нашем случае – минздравом области) в порядке, установленном п. 1 ст. 231 НК РФ.

В соответствии с Госпрограммой «Развитие здравоохранения» врачам и фельдшерам, переехавшим на работу в сельский населенный пункт, выплачивается единовременная компенсация в размере 1 млн руб. и 500 тыс. руб. соответственно.

Выплата не подлежит обложению НДФЛ. Если налог был удержан налоговым агентом, то он подлежит возврату.

[1] Государственная программа Российской Федерации «Развитие здравоохранения», утверждена Постановлением Правительства РФ от 26.12.2017 № 1640.

[2] С 02.11.2019 вступило в силу Постановление Правительства РФ от 18.10.2019 № 1347, которое отменило возрастные ограничения для участников госпрограммы.

Доплата женщинам за работу в сельской местности: бухгалтерский и налоговый учет

“Оплата труда: бухгалтерский учет и налогообложение”, 2007, N 3

Использование труда женщин в сельской местности имеет определенные особенности. Одна из них – сохранение заработной платы при сокращенной продолжительности рабочей недели.

В данной статье рассмотрен расчет доплаты женщинам за работу в сельской местности при повременной и сдельной оплате труда.

Для женщин, работающих в сельской местности, коллективным или трудовым договором устанавливается 36-часовая рабочая неделя, если меньшая ее продолжительность не предусмотрена федеральными законами. При этом заработная плата выплачивается в том же размере, что и при полной рабочей неделе (ст. ст. 92, 423 ТК РФ, п. 1.3 Постановления ВС РСФСР от 01.11.1990 N 298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе”).

Пункт 3 Постановления от 25.01.1991 N 522/1 “О порядке применения Постановления Верховного Совета РСФСР от 1 ноября 1990 г. N 298/3-1 “О неотложных мерах по улучшению положения женщин, семьи, охраны материнства и детства на селе” гласит: в соответствии с п. 1.3 Постановления установить порядок сохранения заработной платы при сокращенной продолжительности рабочей недели.

При повременной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю, а также доплата за сокращенное рабочее время производится в соответствии с тарифными ставками или должностными окладами, предусмотренными для данной работы (должности) при нормальной продолжительности рабочего времени, с учетом установленных постоянных надбавок, доплат и премий, не носящих единовременного характера.

При сдельной оплате труда женщин начисление заработной платы за 36-часовую рабочую неделю производится исходя из действующих сдельных расценок и указанных доплат, премий с доплатой за сокращенное рабочее время, исходя из фактического часового среднего заработка последних двух календарных месяцев. Сдельная заработная плата может также начисляться по сдельным расценкам, рассчитанным по тарифным ставкам, нормам выработки (производства), пересмотренным с учетом сокращенного рабочего времени.

Данная норма установлена для женщин, работающих в сельской местности (включая тех, кто работает в сельскохозяйственном производстве, промышленных цехах и на предприятиях, расположенных в сельской местности).

Факт работы в сельской местности должен быть документально подтвержден (в трудовом договоре, приказе о назначении и т.д.).

Доплата за работу в сельской местности

Данный расчет предполагает ежемесячное определение количества часов, подлежащих оплате. Сначала определим количество недель в месяце. Для этого количество часов в месяц при 36-часовой рабочей неделе (в соответствии с производственным календарем) делим на 36 часов (36-часовая рабочая неделя). Полученный результат умножаем на 4 ч. Данный показатель определяется как разница между нормальной продолжительностью рабочей недели и продолжительностью недели, установленной для работы женщинам в сельской местности (40 – 36). Полученное количество часов подлежит оплате женщинам за работу в сельской местности.

Дальнейший расчет будет зависеть от того, какая форма оплаты труда применяется организацией.

. При сдельной оплате труда

Доплата может осуществляться несколькими способами. Первый – расчет среднечасового заработка производится исходя из фактически начисленной работнику заработной платы и фактически отработанного им времени за два предшествующих календарных месяца. При этом календарным месяцем считается период с 1-го по 30-е (31-е) число соответствующего месяца включительно (в феврале – по 28-е (29-е) число включительно).

Для расчета среднего заработка учитываются все предусмотренные системой оплаты труда выплаты, применяемые в организации.

Читать еще:  Возможно ли подать в суд на соседа за клевету?

Среднечасовой заработок умножается на количество часов, определенное в первом пункте расчета.

Пример 1. Работнице за ноябрь, декабрь 2006 г. начислена заработная плата в размере 10 000 руб. Ею в данный период отработано 301,4 ч (в том числе: 150,2 ч – за ноябрь, 151,2 ч – за декабрь). В соответствии с производственным календарем норма времени при 36-часовой неделе – 122,4 ч. Определим доплату за работу в сельской местности в январе 2007 г.

Произведем расчет доплаты при сдельной оплате труда. Во-первых, определим среднечасовую стоимость часа работницы – 33,17 руб. (10 000 руб. / 301,4 ч). Во-вторых – количество часов доплаты за работу в сельской местности – 13,6 ч (122,4 ч / 36 ч x 4 ч).

Следовательно, за январь доплата составит 451,11 руб. (33,17 руб. x 13,6 ч).

Второй вариант – сдельная расценка рассчитана по тарифным ставкам с учетом сокращенного рабочего времени. По мнению автора статьи, тарифную ставку для расчета сдельной расценки необходимо увеличить на коэффициент, равный 1,1 (40 ч / 36 ч).

Обратите внимание: выбранный вариант доплаты при сдельной оплате труда необходимо отразить в локальном документе предприятия (приказе, положении об оплате труда или др.).

. При повременной оплате

Расчет производится путем умножения тарифной ставки с учетом постоянных надбавок, доплат и премий (установленных положениями, действующими на предприятии) на рассчитанное количество часов.

Пример 2. Работница в январе 2007 г. отработала 145,4 ч, из них:

  • в соответствии с производственным календарем – 122,4 ч;
  • сверхурочная работа – 7 ч;
  • в выходные дни – 16 ч.

Оклад в соответствии с утвержденным штатным расписанием составляет 3000 руб. Плата за работу в выходной день предусмотрена в двойном размере.

Для определения доплаты за работу в сельской местности необходимо провести предварительные расчеты:

  • определить тарифную ставку в январе – 24,50 руб. (3000 руб. / 122,4 ч);
  • установить количество часов доплаты за работу в сельской местности – 13,6 ч (122,4 ч / 36 ч x 4 ч).

Следовательно, доплата за работу в сельской местности составит 333,2 руб. (24,50 руб. x 13,6 ч).

Оплата работы в выходной день – 392 руб. (24,5 руб. x 16 ч).

Обратите внимание: согласно ст. 153 ТК РФ работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается не менее чем в двойном размере.

По желанию работника, работавшего в выходной или праздничный нерабочий день, ему может быть предоставлен другой день отдыха. В этом случае работа в выходной или нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит.

В соответствии со ст. 99 ТК РФ сверхурочная работа – это работа, выполняемая работником по инициативе работодателя за пределами установленной для работника продолжительности рабочего времени: ежедневной работы (смены), а при суммированном учете рабочего времени – сверх нормального числа рабочих часов за учетный период.

Сверхурочная работа оплачивается за первые два часа работы не менее чем в полуторном размере, за последующие часы – не менее чем в двойном размере. Конкретные размеры оплаты сверхурочной работы могут определяться коллективным договором, локальным нормативным актом или трудовым договором.

Плата за сверхурочную работу будет произведена следующим образом:

Следовательно, оплата сверхурочной работы составит 269,50 руб. (24,5 руб. x (7 + 4) ч).

Обратите внимание: по желанию работника сверхурочная работа вместо повышенной оплаты может компенсироваться предоставлением дополнительного времени отдыха, но не менее времени, отработанного сверхурочно (ст. 152 ТК РФ).

К сведению: женщинам, работающим в сельской местности, положен один дополнительный выходной день в месяц без сохранения заработной платы, который предоставляется по ее заявлению (п. 1.2 Постановления).

Административная ответственность за нарушение трудового законодательства

Если работодатель не соблюдает установленных норм, можно обратиться в трудовую инспекцию или суд. Виновное должностное лицо могут оштрафовать на сумму от 500 до 5000 руб., а организацию – от 30 000 до 50 000 руб. (п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ).

Нарушение законодательства о труде и охране труда лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет (п. 2 ст. 5.27 КоАП РФ).

Бухгалтерский учет

Расходами по обычным видам деятельности являются расходы, связанные с изготовлением продукции. Такими расходами также считаются расходы, осуществление которых связано с выполнением работ, оказанием услуг (п. п. 5, 7, 9 Положения по бухгалтерскому учету “Расходы организации” ПБУ 10/99, утвержденного Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н).

Для обобщения информации о расчетах с работниками организации по оплате труда (по всем видам оплаты труда, премиям, пособиям и другим выплатам) Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкцией по его применению, утвержденными Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н, предназначен счет 70 “Расчеты с персоналом по оплате труда”.

Доплата женщине за работу в сельской местности отражается в бухгалтерском учете по дебету счетов 20 “Основное производство”, 25 “Общепроизводственные расходы”, 26 “Общехозяйственные расходы”, 44 “Расходы на продажу” в корреспонденции с кредитом счета 70.

На сумму доплаты организация начисляет ЕСН (п. 1 ст. 236 НК РФ), страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (п. 2 ст. 10 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ “Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации”), страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (п. 3 Правил начисления, учета и расходования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 02.03.2000 N 184).

Доход работника в виде заработной платы с учетом доплаты включается в налоговую базу по НДФЛ (п. 1 ст. 210 НК РФ).

Организация (налоговый агент), от которой налогоплательщик получил доход, обязана исчислить, удержать и уплатить в бюджет сумму НДФЛ (п. 1 ст. 226 НК РФ). Исчисление НДФЛ с заработной платы производится по налоговой ставке 13% (ст. 224 НК РФ).

Удержание начисленной суммы НДФЛ организация производит непосредственно из доходов налогоплательщика за счет любых денежных средств, выплачиваемых организацией налогоплательщику, при их фактической выплате (п. 4 ст. 226 НК РФ). Удержанная сумма НДФЛ отражается в бухгалтерском учете согласно Инструкции по применению Плана счетов по дебету счета 70 в корреспонденции с кредитом счета 68 “Расчеты по налогам и сборам”.

Рассмотрим отражение на счетах бухгалтерского учета суммы доплаты на примере.

Пример 3. Для составления корреспонденций счетов воспользуемся данными примера 1.

Страховой взнос на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний начислен исходя из страхового тарифа, установленного ст. 1 Федерального закона от 22.12.2005 N 179-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год” , для первого класса профессионального риска.
Статьей 1 Федерального закона от 19.12.2006 N 235-ФЗ “О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2007 год” установлено, что в 2007 г. страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний уплачиваются страхователем в порядке и по тарифам, которые установлены Федеральным законом N 179-ФЗ.
При расчете НДФЛ не учитывались стандартные налоговые вычеты, производимые в соответствии со ст. 218 НК РФ.

В примере использованы следующие субсчета второго порядка по балансовому счету 69:

69/1-1 “ЕСН в части, зачисляемой в Фонд социального страхования РФ (ФСС РФ)”;

69/1-2 “Страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний”;

69/2-1 “ЕСН в части, зачисляемой в федеральный бюджет”;

69/2-2 “Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование страховой части трудовой пенсии”;

69/2-3 “Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование на финансирование накопительной части трудовой пенсии”;

69/3-1 “ЕСН в части, зачисляемой в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС)”;

69/3-2 “ЕСН в части, зачисляемой в территориальный фонд обязательного медицинского страхования (ТФОМС)”.

Налоговый учет

В соответствии с п. 25 ст. 255 НК РФ к расходам на оплату труда относятся расходы, произведенные в пользу работника и предусмотренные трудовым и (или) коллективным договором.

Таким образом, расходы, связанные с доплатой женщинам за работу в сельской местности, относятся к расходам на оплату труда и учитываются при определении налоговой базы по налогу на прибыль.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector