Взятка должностны лицам для признания годным
Garant-agency.ru

Юридический портал

Взятка должностны лицам для признания годным

Дача взятки должностному лицу

Коррупция – это бич человеческого общества во все времена. Она тормозит развитие экономики и других сфер жизни страны. А понимается под этим словом любое использование служебных полномочий с целью получения выгоды. Выражается такое злоупотребление, главным образом, во взяточничестве.

Кто считается должностным лицом в рамках закона?

Должностным лицом, согласно закону, считается человек, временно или постоянно наделённый полномочиями власти. Перечень должных лиц огромен. По сути, в каждой сфере общественной деятельности, регламентированной государством, есть должностные лица, представляющие государство и наделённые им специальными полномочиями.

Определение взятки в Уголовном кодексе

Под взяткой понимаются не только деньги, но также услуги и другие выгоды, предлагаемые взамен каких-либо действий должностного лица. Может быть и скрытая форма взятки, когда получателю не передаются ценности, но прощается долг или даются иные выгоды.

Субъектом, получившим взятку, может быть только должностное лицо. А субъектом её давшим – любой гражданин в возрасте от 16 лет.

Чем взятка отличается от подарка?

Подарок даётся безвозмездно. То есть от его получателя не требуется осуществление каких-либо действий взамен. Взятка – это плата за некую услугу.

С какого момента преступление считается оконченным?

Как только произошёл факт передачи и получения взятки. Соответственно, если получатель не принял деньги, то произошла только попытка дать взятку, но не сама её дача.

Сумма для возбуждения уголовного дела

Уголовное дело может возбуждено при любой сумме, переданной должностному лицу за осуществление им действий, выгодных взяткодателю. Сумма влияет только на размер наказания, но не на сам факт ответственности за преступления. Для этого достаточно того, что взятку передали.

Доказательство факта

Доказательством может быть:

  • Фиксация процесса передачи денег на видео или аудио;
  • Наличие у получившего взятку меченых денег.

Как правило, оба доказательства можно получить только, если кто-то из участников процесса, зафиксирует его и сообщит в полицию. Либо, в случае, когда полиция проводит передачу взятки под контролем, для доказательства коррупционных действий.

Какая ответственность у дающего взятку?

Наказание за дачу взятки определено статьёй №291 УК РФ. Согласно закону не только получающий взятку, но и дающий её будет привлечён к ответу. А именно:

  • Дача взятки должностному лицу прямым способом или при помощи посредника наказывается штрафом (500 тысяч рублей) или конфискацией дохода за 1 год. Но могут быть и более жёсткие виды наказания: работы (исправительные или принудительные) на срок до 2 и 3 лет, соответственно; а также лишение свободы на 2 года. При этом суд может наложить запрет на занятие определённых должностей в течение установленного периода;
  • Если же размер взятки значителен, то сроки наказания пропорционально увеличиваются: штраф до миллиона рублей, работы до 2, а лишение свободы до 5 лет;
  • Особо крупный размер взятки наказывается штрафом не менее 2 миллионов рублей, а свободы виновный будет лишён от 8 до 15 лет.

Важно, что суд может сочетать несколько видов наказания. Например, лишение свободы и штраф.

Коммерческий подкуп

Не нужно путать понятия коммерческий подкуп и взятка, несмотря на то, что оба они являются видами коррупционной деятельности. Но всё же между этими действиями есть ряд отличий:

  • Взятка – должностное преступление лиц, представляющих государственную власть. Это преступление определено 291-й статьёй УК. Коммерческий подкуп – преступление коммерческое, и наказание за него регламентировано 204-й статьёй;
  • Взятка, как правило, связана с получением денежной суммы в качестве вознаграждения за какие-либо действия. Коммерческий подкуп – это передача ценных бумаг или денег, которая также вне закона. Но получатель является представителем какой-либо коммерческой организации, а не государственным служащим;
  • Субъект взятки – человек, занимающий должность, который получил деньги в виде взятки. Субъект коммерческого подкупа – управленец компании, который этот подкуп совершил;
  • Взятка может быть дана до или после выполнения услуги, за которую её дают. Подкуп всегда предшествует такой услуге;
  • В отличие от взятки, которая карается только УК, подкуп карается ещё и Административным кодексом. На основании его норм, с юридического лица могут взыскать штраф в 100 раз превышающий сумму подкупа.

Нередко, эти преступления сопутствуют друг другу.

Неоконченное деяние

Покушение на дачу взятки, которое не закончилось результатом, всё равно квалифицируется как преступление. Наказание за него определяют 29 и 30 статьи УК РФ. Однако, уголовная ответственность, в данном случае, наступает только при наличии связи мелкой взятки и тяжкого преступления. Например, гражданин дал взятку представителю правоохранительных органов в надежде избежать ответственности за совершённое серьёзное преступление.

Важно отличать предложение денег и попытку дачи взятки. Если человек предлагает, но самих денег не даёт, это нельзя квалифицировать как преступление. И если субъект дачи отказался, то и в дальнейшем состава преступления не будет. А если сразу были предложены деньги, то даже в случае отказа от них, наступает ответственность за покушение на дачу взятки.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Ответственность за получение взятки

Для должностного лица при исполнении предусмотрены различные санкции за взяточничество. Наказание зависит от величины взятки и должности её получателя:

  • За сам факт её получения штраф составит до миллиона рублей (либо изъятие зарплаты за 2 года). Могут быть применены работы на срок до 5 лет, а также лишение свободы до 3 лет. Вдобавок к этому может быть наложен штраф или запрет на занятие должности в течение установленного судом периода;
  • Значительный размер взятки, то есть более 25 000 рублей, карается более строго. Штраф от 200 тысяч до полутора миллионов рублей, либо изъятие зарплаты за полгода-два года. Но может быть применено лишение свободы до 6 лет, а также штраф, который в 30-60 раз превышает сумму взятки. То есть, в таком случае санкции будут привязаны к самой величине взятки;
  • Если получатель взятки является госслужащим, то штраф будет варьироваться от 1 до 3 миллионов, а зарплату могут забрать за 3 года. В случае привязки штрафа к сумме взятки, он будет превышать её в 60-80 раз. Наиболее серьёзный вариант ответственности за получение взятки должностным лицом – тюремный срок на 5-10 лет;
  • В случае, когда сумма взятки превышает миллион рублей, то есть является особо крупной, штраф вырастает до 3-5 миллионов рублей, либо применяется конфискация дохода за 3-5 лет. Также могут взыскать 80-100-кратную сумму взятки в виде штрафа, либо лишить свободы на срок 8-15 лет и запретить работать в данной должности на 15 лет.

Провокация и вымогательство у гражданина

Вымогательство взятки карается так же, как и её получение. Но если вымогательство осуществлялось группой лиц, то наказание будет ещё более жёстким. В таком случае штраф составит от 2 до 4 миллионов рублей (при взятке более 150 тысяч).

Освобождение от ответственности за дачу взятки

Многие задаются вопросом можно ли избежать наказания за дачу взятки? Действительно, законодательство допускает такую возможность. Но только в трёх случаях:

  • Когда взяткодатель сам явился в полицию и признался;
  • Когда он помог найти других взяткодателей;
  • Когда он доказал, что давал взятку под давлением вымогавшего её лица.

Все варианты, так или иначе, связаны с сотрудничеством во следственными органами.

Дача взятки сотруднику ГИБДД

Вне зависимости от суммы взятки и ситуации, при которой она была дана, ответственность несут и получатель, и взяткодатель. Банальные взятки инспектору на дороге как раз такие. Ответственность определяется всё той же 291 статьёй, и зависит от размера взятки. Санкции те же, что и в случае любой другой взятки, описанном выше.

Что делать при вымогательстве взятки?

В ситуации вымогательства взятки, ни в коем случае, нельзя идти на уступки провокатора:

  • Не платить;
  • Если избежать дачи взятки не получается, то нужно зафиксировать этот факт на видео или аудио, и предоставить записи в полицию как доказательство вымогательства;
  • Иногда помогает само предупреждение о том, что разговор записывается. Это работает, например, в случае с вымогательством взятки инспекторами ГИБДД.

Интересные особенности

В Уголовном кодексе есть статья №291 пункт 2, которая карает за мелкое взяточничество. Этот раздел закона рассматривает случаи взяточничества, в которых фигурирует не более 10 тысяч рублей. За это предусмотрены наказания:

  • Штраф до 200 тысяч рублей (зарплата за 3 месяца);
  • Исправительные работы на год;
  • Ограничение свободы на 2 года;
  • Лишение свободы на год.

Но если взятку давал человек, уже судимый ранее по 290 или 291 статье, то наказание ужесточится:

  • Штраф может достигать миллиона рублей, а зарплату заберут за весь год;
  • Срок исправительных работ или лишения свободы составит 3 года;
  • Ограничить свободу суд может на 4 года.

Как видно из этой нормы закона, даже мелкие суммы взяток могут привести к серьёзному наказанию.

Комментарий к статье 291 УК РФ

Объектом преступления в рамках данной статьи является факт дачи денег или иных ценностей в обмен на какие-то услуги получателя. Состав преступления – завершённый и доказанный процесс передачи денег.

Бывают ситуации, когда одно должностное лицо предлагает своем подчинённому дать взятку другому, с целью повышения по службе или иных выгод. В таком случае, действия подстрекателя будут квалифицированы как пособничество в даче взятки. Тоже самое и в случае с пособничеством в её получении.

Если потенциальный получатель от взятки отказался, то лицо дававшее взятку и подстрекавшее к этому будут идти как пособники в попытке её дачи.

Важно понимать, что любые обвинения во взяточничестве должны быть подтверждены доказательствами. Иначе человека могут привлечь по статье №360 «Ложный донос».

Что делать при обвинении в даче или получении взятки?

Защитить собственные права в случае ложного доноса можно в суде. Но у доносчика не должно быть доказательств передачи взятки.

Что касается обвинений того, кто давал взятку, то снова-таки всё зависит от наличия доказательств. Если заявивший о том, что была дача взятки, имеет доказательства (видео, аудио запись и т.д.), то что-либо сделать будет очень сложно.

Единственный выход – чистосердечное признание и сотрудничество со следствием в раскрытии этого преступления и цепочки взяточников. Тогда, согласно закону, от ответственности могут освободить.

Что считается взяткой? Статья 290 УК РФ. Получение взятки

Должностные лица разных компаний или государственных учреждений регулярно получают предложения о совершении того или иного действия за какое-либо вознаграждение. Обычно такая ситуация представлена дачей взятки, причем она является серьезным преступлением, наказание за которое предусматривается в рамках УК. Поэтому все граждане должны разбираться в том, что считается взяткой, какое назначается наказание, а также как выявляется преступление.

Определение взятки

Предоставление определенной суммы средств за какое-либо действие, является правонарушением. Такое преступление регулируется положениями ст. 290 и 291 УК. Это экономическое правонарушение считается достаточно серьезным, так как является причиной высокого уровня коррупции в стране. За счет таких действия чиновники и должностные лица разных организаций злоупотребляют своими полномочиями. Обычно взятки предлагаются людям, занимающим высокие посты в какой-либо фирме или государственном учреждении.

Читать еще:  Раздел имущества с супругой, если ипотечные платежи скоро заканчиваются

Все люди должны знать, что считается взяткой, так как при ее выявлении должен обнаруживаться корыстный умысел. Взяткой считается процедура передачи денежных средств или каких-либо ценных предметов другому лицу. За эти ценности взяткополучатель совершает определенные действия, приносящие выгоду взяткодателю.

Чтобы такие действия были признаны преступлением, денежные средства должны передаваться только должностным лицам, которые работают в государственных или муниципальных организациях.

Какие действия выполняются взяткополучателем?

Взятка должностному лицу является серьезным преступлением. За полученные деньги взяткополучатель может совершить разные действия. К ним относится:

  • предоставление помощи при необходимости решить какую-либо сложную задачу;
  • быстрое продвижение по карьерной лестнице;
  • предоставление возможности превышать полномочия;
  • избавление от ответственности за превышение должностных полномочий;
  • оказание иной помощи.

При выявлении такого преступления нарушитель привлекается к ответственности. При выявлении действительно серьезных последствий такого нарушения может применяться лишение свободы на срок до 15 лет.

Виды взяток

По УК РФ взятка может быть представлена в следующих видах:

  • явная взятка предполагает, что ценность или деньги передаются другому лицу непосредственно после достижения договоренности или заключения устного соглашения;
  • завуалированная взятка обычно не выражается в непосредственной передаче предмета или денежных средств, поэтому может просто снижаться ставка процента или продаваться товары с существенной скидкой.

Наиболее сложной в выявлении считается завуалированная взятка. С ее помощью легко маскируются преступные действия. Благодаря ей преступники довольно успешно скрывают факт передачи денег или разных ценностей.

Взятка-подкуп заключается в том, что деньги передаются должностному лицу до непосредственного совершения им какого-либо действия. Взятка-вознаграждение выдается только после того, как получатель ценностей выполнит заранее оговоренные действия.

Виды завуалированных взяток

Такие взятки обычно представлены в следующих разновидностях:

  • продажа товаров или антиквариата по заниженной стоимости;
  • перевод денежных средств компании за фактически неоказанные услуги;
  • снижение арендной платы за помещение или оборудование;
  • фальсификация результатов розыгрышей или лотерей;
  • прощение долга, обладающего крупным размером;
  • оплата дорогостоящего лечения родственника получателя взятки;
  • предоставление фиктивного страхового полиса;
  • передача информации, позволяющей получить доступ к банковской карте или электронному кошельку.

Представители правоохранительных органов сталкиваются с тем, что выявить завуалированную взятку достаточно сложно.

Виды взяток по размеру

По размерам взятка должностному лицу может быть представлена в следующих видах:

  • значительный размер, превышающий 25 тыс. руб.;
  • крупный размер, начинающийся от 250 тыс. руб.;
  • особо крупный, когда передается сумма от 1 млн руб.

В каждой ситуации наказание назначается судом. Для этого оцениваются все обстоятельства конкретного дела. Какая сумма считается взяткой? В УК отсутствует информация о том, при каком размере денежной суммы может заводиться уголовное дело. Решение о возбуждении уголовного дела принимается судьей. Обычно не рассматриваются такие дела в рамках УК при передаче суммы меньше 3 тыс. руб.

Если же передается материальная ценность, то учитываются положения ст. 575 ГК. Здесь указывается, что если передается какой-либо предмет, стоимость которого меньше 3 тыс. руб., то он может являться подарком. Какой подарок не считается взяткой? Невозможно возбудить уголовное дело, если цена такого подарка меньше 3 тыс. руб. В остальных ситуациях оба участника процесса могут привлекаться к уголовной ответственности.

Ответственность за дачу взятки

Любое должностное лицо должно разбираться в том, что считается взяткой по закону. Только в этом случае он может обезопасить себя от уголовной ответственности. Основные сведения о том, какая ответственность предусматривается за такое нарушение, приводится в статье 291 УК. Здесь приводятся меры наказания для людей и представителей компаний, которые дают взятку. Выбирается точное наказание непосредственно судом, для чего учитываются следующие варианты:

  • простая взятка: штраф от 5 до 30 тыс. руб., лишение свободы до 2 лет, запрет на занятие какой-либо должности в течение трех лет;
  • передача значительной по размеру суммы: штраф от 10 до 40 тыс. руб., тюремный срок на 5 лет и запрет работать по определенной должности на 3 года;
  • крупный размер взятки или участие группы лиц: штраф от 60 до 80 тыс. руб., тюремное заключение на срок от 7 до 12 лет, а также отсутствие возможности устроиться на работу на высокую должность в течение 7 лет;
  • получение взятки в особо крупном размере: штраф от 70 до 90 тыс. руб., лишение свободы на срок от 8 до 15 лет, а также лишение права занимать руководящие должности на 10 лет.

Существует возможность избежать серьезного наказания, если один из участников сделки добровольно сдастся работникам полиции, а также предоставит все сведения, позволяющие раскрыть такое преступление. Дополнительно можно избежать наказания, если будет доказано, что денежные средства вымогались должностным лицом.

Назначается наказание обоим участникам сделки, поэтому даже человек, который передает свои денежные средства, является преступником. Он должен знать, что считается взяткой, а также с какими последствиями своих действий он может столкнуться.

Ответственность для государственных или муниципальных служащих

Статья 290 УК РФ содержит сведения о том, какие меры наказания могут применяться к должностным лицам, работающим в государственных или муниципальных организациях, а также берущим взятки от граждан или представителей компаний. Денежные средства могут передаваться лично в руки или через других людей.

Для таких взяткополучателей предусматриваются более жесткие меры ответственности. Они приводятся в статье 290 УК РФ. За особо крупную взятку должностные лица уплачивают штраф до 100 тыс. руб., а также срок лишения свободы для них может составлять 15 лет. Они теряют право занимать такие должности на 15 лет.

Какие учитываются отягчающие обстоятельства

Все люди, занимающие какие-либо руководящие должности в разных компаниях или государственных учреждениях, должны знать о том, что считается взяткой, а также какое максимально наказание может быть назначено судом. Судья должен оценить все обстоятельства конкретного дела, чтобы назначить наиболее оптимальное наказание. К отягчающим обстоятельствам относится:

  • получение денежных средств не одним должностным лицом, а несколькими лицами;
  • получатель денег вымогал средства;
  • передаваемая сумма больше 1 млн руб.;
  • должностное лицо занимает руководящую должность в администрации какого-либо региона.

Считается ли взяткой благодарность врачу? Если она представлена денежной суммой, то это является взяткой. Если передается какая-либо материальная ценность, стоимость которой не превышает 3 тыс. руб., то такая благодарность рассматривается в качестве подарка.

Дополнительно могут иметься смягчающие обстоятельства. Они позволяют немного снизить меру ответственности за такое преступление. Сюда относится помощь в расследовании или добровольное возмещение нанесенного ущерба.

Как поступить при вымогательстве взятки?

По УК РФ, взятка является действительно значительным преступлением. Нарушителями являются как люди, дающие денежные средства должностным лицам, так и получатели денег. Если человек или представитель компании сталкивается с тем, что у него вымогает средства какой-либо человек, занимающий высокую должность в государственном учреждении, то он должен подготовить первоначально доказательства. Для этого используются аудиозаписи или видеозаписи.

Для привлечения преступника к ответственности следует написать заявление в полицию, ФСБ или прокуратуру. Дальнейшие указания будут получены от сотрудников МВД.

Заключение

Дача и получение взятки – это серьезные преступления, за которые назначается не только крупный штраф, но и тюремный срок. Конкретные меры наказания назначаются только на основании решения суда. Для этого учитываются разные обстоятельства, позволяющие ужесточить или смягчить наказание.

Если человек добровольно обращается в правоохранительные органы, передавая информацию о планируемой сделке, то он может рассчитывать на освобождение от ответственности или смягчение наказания.

Все об административной ответственности за … «взятку»!

Если к понятию «взяточничество» мы все привыкли, и понимаем, что в случае выявления такой ситуации виновное лицо будет привлечено к уголовной ответственности со всеми вытекающими отсюда последствиями, то мало кому известно, какие угрозы для бизнеса несет, на первый взгляд, безобидная административная ответственность за «незаконное вознаграждение» от имени юридического лица.

(ЧТО) Незаконные передача, предложение или обещание от имени или в интересах юридического лица

(КОМУ) должностному лицу, лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации.

(ЧЕГО) денег, ценных бумаг, иного имущества, оказание ему услуг имущественного характера, предоставление имущественных прав

(ЗА ЧТО) за совершение в интересах данного юридического лица. действия (бездействие), связанного с занимаемым ими служебным положением

(ВЛЕКУТ) наложение административного штрафа. размер которого исчисляется миллионами рублей.

Ответственность за «незаконное вознаграждение» будет нести юридическое лицо.

Попытаемся разобраться в вопросах, связанных с такой ответственностью более подробно.

Виды ответственности за «взятку»

Существует два вида ответственности за дачу взятки – административная и уголовная. Субъектами (привлекаемыми лицами) являются:

в рамках административной ответственности – юридические лица;

в рамках уголовной ответственности – физические лица.

Важный момент! индивидуальные предприниматели не являются на сегодняшний день субъектами административной ответственности за незаконное вознаграждение.

Преступление/
правонарушение

Взятка
(уголовная ответственность)

Коммерческий подкуп (уголовная ответственность)

Незаконное вознаграждение (административная ответственность)

Дача

Статьи 291, 291.2 УК РФ

Пп.1-4 204, 204.2 УК РФ

Получение

Статьи 290, 291.2 УК РФ

П.5-8 ст. 204 УК РФ

Посредничество

291.1, 291.2 УК РФ

Итак, в чем же разница?

1) Взятка.

Такого термина официально в законе не существует.

Исходя из смысла статьи 290 Уголовного кодекса РФ взятка – это материальные ценности (деньги, ценные бумаги, имущество и др.), а также услуги имущественного характера и имущественные права.

Проще говоря, взятка — это какое-либо благо как в материальном виде, так и в виде услуг, которое направлено на улучшение положения должностного лица, которое получает взятку и может распорядиться предметом взятки как своим собственным.

Преступными деяниями, согласно Уголовному кодексу РФ, являются получение взятки, дача взятки и посредничество во взяточничестве.

При этом лица, которые дают взятку или являются посредниками во взяточничестве, освобождаются от уголовной ответственности в случае, если они после совершения преступления активно способствовали раскрытию и пресечению преступления и добровольно сообщили в правоохранительные органы, имеющие право возбудить уголовное дело, об имевшем место инциденте.

Главное, что следует запомнить, – взятку получает всегда должностное лицо.

2) Коммерческий подкуп.

По сути, коммерческий подкуп – это также взятка, только получатель не должностное лицо, а лицо, выполняющее управленческие функции в коммерческой или иной организации.

Говоря о взятках, мы будем иметь ввиду и коммерческий подкуп тоже.

Ответственность и за дачу, и за получение коммерческого подкупа прописана в ст. 204 УК РФ и ст. 204.2 УК РФ (мелкий коммерческий подкуп). Условия освобождения от ответственности за передачу коммерческого подкупа аналогичны взяточничеству – добровольная явка с повинной и содействие в следствии по делу.

За посредничество в коммерческом подкупе также предусмотрена уголовная ответственность по статье 204.1 Уголовного кодекса РФ.

3) «Незаконное вознаграждение от имени юридического лица» (ст. 19.28 КоАП РФ)

Данная статья в Кодексе РФ об административных правонарушениях появилась в далеком 2008 году. Однако широкое применение эта статья получила лишь недавно, в тренде борьбы с коррупцией.

По этой статье КоАП привлекаются к ответственности те юридического лица, в интересах которых были переданы «взятка» или «коммерческий подкуп». Очевидно, государство обратило взгляд на более платежеспособных субъектов для пополнения бюджета.

Размеры штрафов действительно поражают:

не менее миллиона при незначительном вознаграждении, например, 10 000 руб.;

Читать еще:  Номер государственного контракта

за «взятку» в миллион рублей организация уплатит штраф от 20 до 30 млн.руб.;

ну а если вознаграждение за отстаивание ее интересов составило, допустим, 20 млн.руб., то придется раскошелиться на сумму от 100 млн. до 2 млрд. на усмотрение суда.

Ответственность наступает не только за передачу, но и за обещание вознаграждения.

Правда, для этого лицо, действующее в интересах компании, должно быть на это уполномочено. Однако каких-то специальных требований Закон не называет. Судебная практика показывает, что обычно такими лицами становятся руководители организаций. Но в интересах организации может действовать и главный бухгалтер, и начальник коммерческого отдела. и даже водитель.

Так, в одном из Постановлений Верховный суд РФ оставил в силе решение районного суда о привлечении юридического лица к административной ответственности по ст. 19.28 КоАП РФ в виде штрафа 1 млн. руб. за действия водителя данной организации, который предложил инспектору ГИБДД взятку в размере 9 800 руб., чтобы избежать составления протокола за перевозку опасных грузов. Оценивая заинтересованность организации в передаче такого вознаграждения Верховный Суд указал, что размер взятки водителя значительно превышал размер грозящего самому водителю штрафа (3000 руб.) за нарушение правил перевозки грузов, что свидетельствует, что действовал он в интересах юридического лица, потенциальный штраф для которого выше.

В другой ситуации коммерческую организацию оштрафовали на 1 млн руб. за то, что ее директор в интересах предприятия незаконно перевел на банковский счет лица, занимающего должность начальника отдела снабжения другой организации денежные средства в размере 8000 рублей (коммерческий подкуп) за продолжение договорных отношений между этими организациями. Типичный «откат».

Как видим, действия разных сотрудников могут привести предприятие к серьезной ответственности в виде миллионных штрафов.

Какие неприятности влечет для юридического лица факт привлечения его по ст. 19.28 КоАП РФ помимо высоких штрафов?

Компания в течение двух лет не сможет участвовать в государственных закупках.

На сайте Генеральной прокуратуры размещен Реестр юридических лиц, привлеченных к административной ответственности по этой статье КоАП РФ. Проверить, нет ли там вашей организации или вашего контрагента, можно по ссылке https://genproc.gov.ru/anticor/register-of-illegal-remuneration/.

За 2017 год к ответственности было привлечено 363 юридических лица.

Очевидно, что нахождение юридического лица в подобном реестре может пагубно сказаться на его деловой репутации при последующих попытках заключения контрактов с потенциальными контрагентами и вне сферы гос.закупок.

Кто и как обычно привлекает по ст. 19.28 КоАП РФ?

В подавляющем большинстве случаев такие административные дела возбуждаются по результатам изучения прокуратурой уголовных дел о взятках и коммерческом подкупе и большей частью на основе обвинительных приговоров суда.

Решение о привлечении организации к ответственности выносит суд.

Помимо обстоятельств, зафиксированных в приговоре в отношении конкретного физического лица, необходимо доказать:

физическое лицо передавало вознаграждение в интересах организации;

источники для такого вознаграждения;

была ли у организации заинтересованность в получении преференций за это вознаграждение или физическое лицо преследовало только личный интерес.

Однако наличие обвинительного приговора совсем не обязательно. Прокурор вполне может ссылаться на материалы уголовного дела, например, на текст обвинительного заключения.

Еще раз подчеркнем: привлечение физического лица к уголовной ответственности не исключает, а наоборот, дает «зеленый свет» привлечению организации, в интересах которой он действовал (взяткодатель) или которой обещал какие-то преференции (взяткополучатель), к административной ответственности.

«Платите это немедленно». Сроки уплаты штрафа по ст. 19.28 КоАП РФ

Серьезные намерения государства по усилению наказания за коррупцию видны на примере «безобидного» КоАП РФ. Не прошло и недели после оглашения итогов выборов, как появился «президентский» законопроект № 430595-7 о введении возможности накладывать арест на имущество организации, в отношении которой ведется расследование по ст. 19.28 КоАП РФ, чтобы обеспечить в будущем реальную оплату наложенного штрафа.

К слову, деньги тоже относятся к имуществу. Поэтому если иных активов нет, арест будет наложен на остатки на банковских счетах. Самое время напомнить, что за вознаграждение свыше 1 млн.руб., штраф составит минимум 20 млн. руб.

А еще штраф нужно будет уплатить не позднее 7 дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу. Читаем, что это немедленно необходимо найти 1, 20 и более миллионов рублей, иначе денежные средства будут принудительно списаны с расчетного счета или судебный пристав начнет процедуру взыскания за счет иного имущества. Приятного мало.

Ложку меда никто не отменял. Что может спасти от статьи 19.28 КоАП РФ?

Уже упомянутый законопроект № 430595-7 дает теперь возможность избежать наказания по ст. 19.28 КоАП РФ. Предлагается освобождать организацию от ответственности, если она помогла выявить, раскрыть и расследовать такое правонарушение.

Во что это может вылиться на практике?

Если в интересах юридического лица дано вознаграждение какому-либо должностному лицу, но до того, как об этом стало известно правоохранительным органам, представитель организации сообщил об этом, такое юридическое лицо не будут привлекать к ответственности и организации удастся избежать многомиллионных штрафов.

Любопытно, что в ст. 13.1 Закона № 273-ФЗ от 25.12.2008 г. «О противодействии коррупции» приведен специальный перечень мер, которые должна выполнять организация в рамках предупреждения коррупции, например:

определить подразделение или должностных лиц, ответственных за профилактику коррупции;

разработать и внедрить стандарты добросовестной работы предприятия;

принять кодекс этики и служебного поведения работников.

Подобный перечень мероприятий содержится и в Методических рекомендациях Минтруда по разработке и принятию мер по предупреждению и противодействию коррупции от 08.11.2013 г., где, в частности, даны рекомендации по проверке контрагентов на предмет их добропорядочности.

Мало кто поверит, что подобные внутренние документы организации реально уберегут от коррупционной составляющей при ведении бизнеса, однако вполне могут быть расценены в качестве смягчающих ответственность обстоятельств, перечень которых открытый.

Что ж, сложно назвать тему сегодняшней статьи позитивной. Высокие штрафы, арест имущества, объективная невозможность уследить за всеми сотрудниками с «добрыми» намерениями. Однако, кто предупрежден, тот вооружен!

Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки

Дата публикации: 24.12.2016 2016-12-24

Статья просмотрена: 1455 раз

Библиографическое описание:

Петрикова С. В., Леонтьев А. В. Некоторые проблемы определения субъекта получения взятки // Молодой ученый. — 2016. — №29. — С. 271-274. — URL https://moluch.ru/archive/133/37295/ (дата обращения: 23.03.2020).

Ключевые слова: получение взятки, должностное лицо, преподаватель, медицинский работник, квалификация преступлений

Получение взятки — одно из самых тяжких преступлений коррупционной направленности, субъектом (а точнее специальным субъектом) которого является должностное лицо.

Специальным субъектом преступления признается лицо, обладающее наряду с общими признаками субъекта (физическая природа, достижение возраста уголовной ответственности и вменяемость) также дополнительными признаками, обязательными для данного состава преступления.

Определяя субъекта получения взятки, следует согласиться с мнением Ю. В. Грачевой, которая считает, что субъект преступления специальный — должностное лицо, а также иностранное должностное лицо и должностное лицо публичной международной организации [1, с. 291].

С 2013 по 2015 годы в судебной практике судов общей юрисдикции РФ наблюдался рост количества осужденных лиц по уголовным делам, предусмотренным ст. 290 и 291 УК РФ (с 5 188 до 7 197) [2].

Районными судами Республики Мордовия за получение взятки осуждено: в 2013 году — 6 лиц (что составляет 0,3 % от общего числа осужденных); в 2015 году — 11 лиц (что составляет 0,6 от общего числа осужденных) [3]. Отметим, что в 2013 году один из осужденных за получение взятки лиц относился к отрасли здравоохранения и соцобеспечения, двое являлись работниками сферы образования. В 2015 году двое из осужденных за получение взятки также относились к отрасли образования [4].

4 октября 2016 года на очередном заседании президиума Совета по противодействию коррупции в докладе министра внутренних дел В. А. Колокольцева было отмечено, что наиболее коррумпированными на сегодняшний день являются сфера закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, строительство, а также содержание автомобильных дорог, здравоохранение, образовании, наука и культура.

Главная проблема в отношении признания преподавателей и медработников субъектами преступления состоит в неизменности по сравнению с прежним УК РСФСР бланкетных уголовно-правовых норм о субъектах получения взятки. Преподаватели и медики, как и прежде, то ли по инерции, то ли по умыслу на демонстрацию «успехов» в борьбе с коррупцией противоправно продолжают фигурировать в уголовных делах как субъекты получения взятки. Ст. 290 УК РФ применяется как к преподавателям государственных вузов, так и к медицинским работникам в государственных учреждениях по аналогии.

Общественная опасность деяния заключается в причинении им вреда охраняемому законом объекту. В данном случае непосредственный объект получения взятки — общественные отношения в сфере обеспечения нормального функционирования законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления, а также авторитет государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Очевидно, что вред этому объекту могут причинить лишь государственные служащие, являющиеся должностными лицами, работающими в государственных учреждениях, функционирующих в сфере государственной службы. Преподаватели и врачи могут трудиться только в государственных автономных и бюджетных учреждениях, которые к сфере государственной службы не относятся. Кроме того, они не являются и государственными служащими, поскольку могут содержаться из внебюджетных средств.

Если вред интересам государственной службы не причинен, действия преподавателей и врачей не могут быть квалифицированы по ст. 290 УК РФ как получение взятки. Нельзя квалифицировать их и по ст. 204 УК РФ (коммерческий подкуп), поскольку эти лица трудятся в государственных учреждениях. Уголовная ответственность врачей и преподавателей как лиц, выполняющих управленческие функции, могла быть предусмотрена, например, путем изменения редакции норм о коммерческом подкупе. В частности, в них можно указать, что субъектами коммерческого подкупа являются и не относящиеся к государственным служащим лица, выполняющие управленческие функции в государственных учреждениях, не отнесенных к сфере государственной службы. Наконец, для них можно было бы ввести и специальный состав преступления. Поскольку подобных составов преступлений нет, получение этими лицами денег в настоящее время нельзя считать запрещенным УК РФ [5, c. 49].

Таким образом проблема с медработниками идентична проблеме признания субъектами получения взятки преподавателей государственных вузов. Как и преподаватели, медицинские работники могут содержаться из бюджетных средств лишь частично, а потому не являются государственными служащими. Государственные автономные и бюджетные учреждения, в которых трудятся преподаватели и работают медицинские работники, функционируют вне сферы государственной службы [5, c. 49].

Для вменения преподавателям и медицинским работникам состав получение взятки они должны соответствовать признакам должностного лица, которыми согласно п. 1 примечаний к ст. 285 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Для установления наличия у лица организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций необходимо обращение к документам, определяющим его функциональные обязанности. Выполнение указанных функций, так же как и в вышеназванном случаи, может быть постоянным, временным или осуществляемым по специальному полномочию.

Читать еще:  Можно ли иметь две временные регистрации и одну постоянную?

Например, в Республике Башкортостан прекращено уголовное дело в отношении преподавателя университета Л., подозревавшегося в получении незаконного денежного вознаграждения от студента Б. за подписание положительной рецензии на дипломную работу [6, c. 100].

В данном случае Л., являясь дипломным руководителем Б., исполнял профессиональные обязанности дипломного куратора, организационно-распорядительных функций не осуществлял, следовательно, состав получения взятки в его действиях отсутствовал.

Верным является мнение профессора П. С. Яни, о том что если субъект занимает должность, в связи с которой он обладает правом совершать по службе юридически значимые действия, влекущие определенные правовые последствия, то он, следовательно, выполняет организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции и является должностным лицом либо лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации [7, c. 54].

Так, Ленинским районным судом города Саранска Республики Мордовия Соколов осужден по п. «а» ч. 5 ст. 290 УК РФ.

Как установлено вышеназванным судом, Соколов совершил в составе организованной группы получение должностным лицом взятки в виде денег в значительном размере, через другого члена данной организованной группы за совершение в пользу представляемого взяткодателем лица незаконных действий по освобождению последнего от призыва на военную службу, которые входят в его служебные полномочия. Соколов, являясь врачом-хирургом ГБУЗ Республики Мордовия «Республиканская клиническая больница № 5» распоряжением первого заместителя Министра здравоохранения Республики Мордовия на период с 1 апреля по 15 июля 2015 г. направлен и привлечен к работе в составе медицинской комиссии отдела военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск в качестве врача-хирурга для работы в медицинской комиссии по освидетельствованию граждан при призыве на военную службу.

На основании изложенного, Соколов, работая в период с 1 апреля по 15 июля 2015 г. в отделе военного комиссариата Республики Мордовия по г. Саранск, являлся должностным лицом, выполняющим организационно-распорядительные функции в Вооруженных Силах РФ, возложенные на него законом и иными нормативными актами, наделенным в установленном порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а именно полномочиями принятия решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Осведомленный об издании Указа Президента Российской Федерации № 160 от 25.03.2015 «О призыве в апреле-июле 2015 года граждан Российской Федерации на военную службу», в апреле 2015 года Иванов, являясь должностным лицом — старшим помощником начальника отделения ОВК РМ по г. Саранск, зная о начале призыва граждан и механизме признания граждан негодными к прохождению военной службы, решило создать организованную преступную группу (в которую входили Соколов и Петров — председатель военно-врачебной комиссии отдела подготовки и призыва граждан на военную службу Федерального казенного учреждения «Военный комиссариат Республики Мордовия») для систематического получения взяток с лиц призывного возраста, желающих избежать службы в Вооруженных Силах РФ и быть признанными ограниченно годными к военной службе в Вооруженных Силах РФ, с привлечением в эту группу необходимого количества лиц для извлечения наибольшей выгоды. Роль Соколова заключалась в принятии решений по диагностированию у призывников заболеваний желудочно-кишечного тракта и опорно-двигательной системы, при наличии которых призывники могли быть признаны ограниченно годными к военной службе по призыву, а Петров, имел связи с медицинскими работниками медицинских учреждений г. Саранска, с помощью которых вносились подложные сведения в медицинские документы призывников и оформляли на них фиктивные медицинские заключения, а также имели полномочия на подтверждение наличия у таких призывников указанных заболеваний при проведении призывной компании с 1 апреля по 15 июля

2015 г. [8]. На наш взгляд, является спорным тот момент, что врач-хирург — Соколов в вышеназванном случаи будет являться должностным лицом и, следовательно, субъектом преступления по ст. 290 УК РФ. Считаем, что Соколов, при данных обстоятельствах, все же больше выполнял профессиональные обязанности рядового сотрудника медицинской организации, чем занимал должность, позволяющую осуществлять организационно-распорядительные полномочия в отношении лиц, не находящихся от него в служебной зависимости, а именно полномочия по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.

Следует отметить, что Верховный Суд РФ после 2013 года по-прежнему поддерживает практику признания врачей и преподавателей, при соответствующих обстоятельствах, должностными лицами. Например, в п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16.10.2009 г. № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» разъяснено: «К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности)» [9].

Полагаем, что ныне сложившееся судебная практика может свидетельствовать только о солидарности с правоохранителями, которые стремятся улучшать цифровые показатели по борьбе с коррупцией. Данная задача осуществляется путем уголовного преследования менее защищенной в правовом смысле категории граждан, по сравнению с государственными чиновниками, врачей и преподавателей, работающих в государственных учреждениях. Отсюда и отсутствие внимания к проблеме изменения понятия субъекта получения взятки.

Таким образом, если вред государственной службе и службе в органов местного самоуправления не причиняется, действия преподавателей и врачей по ст. 290 УК РФ не квалифицируются. В целях перевода проблемы в правовое поле видится необходимым изменить редакцию норм о коммерческом подкупе, в которой будет указано, что субъектами коммерческого подкупа являются и не относящиеся к государственным служащим лица, выполняющие управленческие функции в государственных учреждениях, не отнесенных к сфере государственной службы. Также, является возможным введение и специального состава преступления для указанной категории лиц, а поскольку подобных составов преступлений нет, получение этими лицами денег, относящихся по некоторым признакам к взятке, в настоящее время нельзя считать запрещенным УК РФ.

  1. Уголовное право России. Особенная часть: учебник для бакалавров / отв. ред. Ю. В. Грачева. — М.: Контракт, 2014. — 367 с.
  2. Данные статистической отчетности Управления Судебного департамента при Верховном Суде РФ об основных статистических показателях деятельности судов общей юрисдикции за 2013–2015 гг.
  3. Данные статистической отчетности Управления Судебного департамента по Республике Мордовия о числе осужденных по всем составам преступлений Уголовного кодекса РФ за 2013 и 2015 гг.
  4. Данные статистической отчетности Управления Судебного департамента по Республике Мордовия о судимости по отдельным отраслям хозяйства за 2013 и 2015 гг.
  5. Назаров О. В. Еще раз о субъектах получения взятки, или слово в защиту медиков // Адвокат. — 2014. — № 3. — C. 44–55.
  6. Вирясова Н. В. К проблеме определения субъекта преступления, предусмотренного ст. 290 УК РФ // Фундаментальные и прикладные направления модернизации современного общества: материалы международной научно-практической конференции (Тихорецк — Новосибирск — Саратов 9 окт. 2015 г.). — Саратов, 2015. — C. 99–101.
  7. Яни П. С. Споры о квалификации взяточничества: позиция Пленума Верховного Суда РФ // Законодательство. — 2001. — № 6. — C. 50–58.
  8. Уголовное дело от 29.02.2016 г. № 1–37/2016 // Архив Ленинского районного суда Республики Мордовия за 2016 год.
  9. Рос. газ. — 2009. — 30 окт.

Наказание за взятку (наказание за получение взятки)

Уголовный кодекс РФ содержит несколько статей, предусматривающих уголовную ответственность за дачу или получение взятки. В соответствии с главой 30 Уголовного кодекса РФ к таким преступлениям относятся: получение взятки (ст. 290 УК РФ), дача взятки (ст. 291 УК РФ), посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ) и мелкое взяточничество (ст. 291.1 УК РФ).

Наказание за взятку напрямую зависит от переданной суммы. Мелким взяточничеством считается если сумма взятки не превышает 10 000 рублей, значительный размер – сумма взятки должна превышать 25 000 рублей, крупный размер — сумма взятки превышает 150 000 рублей, и особо крупный размер — сумма взятки превышает 1 000 000 рублей.

Наказание должностного лица за взятку

Должностными лицами признаются лица, осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях и др. Наказание должностного лица за взятку устанавливается статьями 290 и 291.2 УК РФ.

Наказание за мелкое взяточничество

Преступление, предусмотренное статьей 291.2 УК РФ относится к преступлениям небольшой тяжести. Санкция статьи предусматривает самое минимальное наказание за взятку:

  • штраф в размере до 200 000 рублей
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до трех месяцев;
  • исправительные работы на срок до одного года;
  • ограничением свободы на срок до двух лет;
  • лишение свободы на срок до одного года.

Часть 2 статьи 291. УК РФ предусматривает более суровое наказание для лиц, имеющих судимость за совершение преступлений, предусмотренных статьями 290, 291, 291.1, 291.2 УК РФ. Санкции статьи предусматривает следующие виды и размеры наказаний:

  • штраф в размере до 1 000 000 рублей
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода за период до одного года;
  • исправительные работы на срок до трех лет;
  • ограничением свободы на срок до четырех лет;
  • лишение свободы на срок до трех лет.

Наказание за взятку значительного размера

  • штраф в размере от 200 000 до 1 500 000 рублей
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от шести месяцев до двух лет;
  • штраф в размере от тридцатикратной до шестидесятикратной суммы взятки;
  • лишение свободы на срок до шести лет.

При назначении наказания в виде штрафа дополнительно может быть назначено наказание в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет, а при лишении свободы штраф в размере до тридцатикратной суммы взятки или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.

Наказание за взятку крупного размера

  • штраф в размере от 2 000 000 до 4 000 000 рублей
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от двух до четырех лет;
  • штраф в размере от семидесятикратной до девяностократной суммы взятки;
  • лишение свободы от семи до двенадцати лет.

При назначении наказания в виде штрафа дополнительно может быть назначено наказание в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет, а при лишении свободы штраф в размере до шестидесятикратной суммы взятки или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до десяти лет.

Наказание за взятку особо крупного размера
  • штраф в размере от 3 000 000 до 5 000 000 рублей
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода за период от трёх до пяти лет;
  • штраф в размере от восьмидесятикратной до стократной суммы взятки;
  • лишение свободы от восьми до пятнадцати лет.

При назначении наказания в виде штрафа дополнительно может быть назначено наказание в виде лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет, а при лишении свободы штраф в размере до семидесятикратной суммы взятки или лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пятнадцати лет.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector