Выбор местоположения суда
Garant-agency.ru

Юридический портал

Выбор местоположения суда

Определение места судна в море


Определение места судна в море

Ведение счисления во время плавания не исключает возможных ошибок в поправке компаса, учете пройденного расстояния (особенно без наличия на судне лага), а также в учитываемом влиянии ветра и течения. Суммируясь, эти ошибки могут привести к значительным отклонениям фактического нахождения судна в данный момент времени от счисленного на карте места. Поэтому судоводитель должен периодически определять место судна всеми возможными способами, что обеспечит контроль за его движением и исключит влияние неизбежных ошибок при счислении.

При плавании вблизи берегов применяются навигационные способы определения места судна, основанные на визуальном наблюдении и измерении навигационных параметров. При плохой видимости, а также при плавании вдали от берегов место судна определяется с помощью радиотехнических средств (радиопеленгаторов, радиомаяков, радиолокаторов и т.п.).

Навигационные параметры – это измеренные углы, пеленги, расстояния до береговых ориентиров, координаты которых известны и эти ориентиры нанесены на карте. При этом ориентирами могут служить вершины гор, мысы, башни и т.п., а также средства навигационного оборудования (СНО) – маяки, знаки, огни и др.

Каждому навигационному параметру соответствует геометрическое место точек, из которых наблюдатель получает одинаковые результаты наблюдений. Если соединить эти точки, то полученная линия (прямая, дуга, окружность и т.д.) называется изолинией. При нанесении на карту измеренных параметров на ней проводится не вся изолиния, а только ее небольшой отрезок, который называется линией положения. Если место судна определено пересечением двух или более линий положения, то оно называется обсервованным местом, а координаты этого места – обсервованными (φ о , λ о ).

На карте обсервованное место обозначается кружком с точкой в центре .

Расхождение между обсервованным и счислимым местом называется невязкой или общим сносом и обозначается буквой С. Невязка определяется направлением от счислимого к обсервованному месту, а также расстоянием и записывается в судовой журнал после каждой обсервации. Например: С = 130° – 2,3 мили. Пример изображения обсервованного места и невязки показан на рис. 213.

Рис. 213. Изображение обсервованного места и невязки на карте.

В некоторых способах определения места судна, наряду с использованием линий положений, вводятся и элементы счисления. Такие определения места называются счислимо-обсервованными и на карте обозначаются треугольником с точкой в центре.

Ошибки при навигационных обсервациях . Точность определения места судна зависит от совершенства приборов, от вида наблюдений и выбора ориентиров, от квалификации судоводителя и других факторов. Любое измерение в море неизбежно сопровождается ошибками, которые можно разделить на три вида: систематические; случайные; промахи.

Систематические ошибки возникают в результате неточности определения поправок навигационных приборов и непостоянства этих поправок, нарушения методики пользования приборами, неточность их регулировки, а также из-за индивидуальных особенностей судоводителя. Для устранения этого вида ошибок необходимо тщательно выверять приборы, систематически проверять и уточнять поправки приборов, строго выполнять методику наблюдений.

Случайные ошибки не имеют закономерности и возникают в основном по случайным внешним причинам (качка, вибрация корпуса, сильный ветер, необычная рефракция и т.п.), из-за ограниченности органов чувств судоводителя, неизбежных погрешностей инструментов, предельной точности отсчета шкал и делений. Эти ошибки нельзя исключить, но их влияние можно уменьшить путем серийных наблюдений с последующим осреднением результатов (например: берется подряд несколько раз пеленг на маяк, а затем рассчитывается среднее значение пеленга), систематических тренировок судоводителя в выполнении навигационных наблюдений в различных погодных условиях.

Промахи – грубые ошибки (просчеты) во время наблюдений или обработки результатов. Никаким закономерностям промахи не подчиняются и могут быть обнаружены только при повторных наблюдениях и вычислениях. Если своевременно не обнаружить и не устранить допущенные промахи, то они могут привести к серьезным негативным последствиям – аварии. Поэтому судоводителю необходимо быть предельно внимательным и сосредоточенным при наблюдениях и расчетах.

При определении места судна для уменьшения ошибок следует подбирать ориентиры, дающие линии положения, пересекающиеся под углом близким к 90° (от 60° до 120°). Без крайн необходимости не рекомендуется пользоваться ориентирами, линии положений которых пе секаются под углом менее 30° или более 150°. В светлое время суток первым следует пеленговать ориентир, находящийся на острых ил тупых курсовых углах (ближе к диаметральной плоскости судна), т.к. пеленг такого ориенти меняется значительно медленнее, чем пеленг на ориентир близкий к курсовому углу 90°. В ночное время первым пеленгуется ориентир, который хуже виден и требует большего вн мания для пеленгования. На большой скорости при определении места по двум ориентирам пеленг первого ориентира берется дважды (до и после пеленгования второго ориентира), затем полученные значения осредняются:

Если место определяется по трем ориентирам, то следует взять 5 пеленгов и привести их к одному моменту. С этой целью в намеченной заранее последовательности берутся подряд пеленги всех трех ориентиров, замечается время и отсчет лага (если он есть), а затем повторно пеленгуются второй и первый ориентиры. Значения этих двух пеленгов осредняются. После приведения пеленгов к одному моменту, рассчитываются истинные пеленги и на карте проводятся линии положений. Если место судна определяется по расстоянию до ориентиров, то первым измеряется расстояние близкое к траверзу (курсовому углу близкому к 90°), т.к. расстояние до него изменяется медленнее. Точность определения места судна зависит также и от быстроты выполнения операций (пеленгование, измерение углов, определение расстояний).

Определение места судна по двум пеленгам

Этот способ прост и наиболее широко применяется в практике.
Соблюдая правила выбора ориентиров и порядок их пеленгования, судоводитель берет по компасу с помощью пеленгатора два пеленга, рассчитывает истинные пеленги и проводит на карте две линии положения. Полученная точка пересечения и есть обсервованное место (рис. 214) , которое обозначается известным способом, а рядом записывается время обсервации (в числителе) с точностью до минуты и отсчет лага (если он есть на судне) с точностью до 0,1 (в знаменателе).

Определение места судна по расстояниям

Определение расстояния . Расстояние до ориентира определяется с помощью дальномера, бинокля с сеткой, либо по вертикальному углу, измеренному с помощью секстана. На судах, оборудованных радиолокационными станциями, расстояния определяются с помощью этих РЛС.

Комбинированные способы определения места судна

По пеленгу и расстоянию . Этот способ применяется в тех случаях, когда в пределах видимости находится только один ориентир, нанесенный на карте. Сущность способа заключается в том, что, измерив расстояние до ориентира и взяв на него пеленг по компасу, обсервованное место получается в точке пересечения двух линий положения – пеленга и дуги окружности (рис. 220).

Определение места судна по крюйс-пеленгу

Этот способ применяется в случаях, когда виден только один ориентир, расстояние до которого измерить не представляется возможным. Сущность состоит в том, что ориентир пеленгуется дважды в различные моменты времени и место судна определяется на момент взятия второго пеленга. При этом определение производится с учетом курса и пройденного расстояния за время между пеленгованиями. Полученное место судна называется счислимо-обсервованным и обозначается на карте треугольником в месте пересечения линий положения .

Опознание места судна по глубинам

По линии положения и изобате . В районах плавания с равномерно изменяющимися глубинами, нанесенные на карте (плане) изобаты можно использовать в качестве дополнительной линии положения – изолиния. В этом случае, когда в поле зрения находится только один ориентир, на него берется пеленг или измеряется (рассчитывается) расстояние и на карте прокладывается соответствующая линия положения.

Маринетраффик (MarineTraffic) — он же марин трафик или морской трафик на русском языке: карта движения судов в реальном времени

Марин трафик или в переводе морской трафик, как правило, ассоциируется с сервисом MarineTraffic. Альтернативные сайты-сервисы, отслеживающие марин трафик, можно посмотреть в таблице.

MarineTraffic, ведущий онлайн-сервис, отображающий в реальном времени информацию о перемещениях кораблей и различных судов по водной поверхности, аналогичный VesselFinder.

Марин трафик карта в реальном времени

«Марин трафик» разработан в качестве академического проекта Греческого университета Эгейского моря. Он отображает в режиме реального времени позиции судна AIS и информацию о движении судна.

Воспользоваться сервисом MarineTraffic можно в окне ниже:

Система АИС устанавливается на судно по определённым требованиям международной морской организации (ИМО).

Сервис MarineTraffic действует благодаря автоматической идентификационной системе (AIS), которая собирает следующие данные:

  • название судна
  • данные рейса
  • местоположение
  • скорость
  • курс
  • размер
  • следующий порт захода

«Марин трафик» использует эти данные для отображения местоположения морских судов в режиме реального времени на карте Google.

Читать еще:  Входит ли мат помощь в расчет отпускных

Положение различных плавучих средств отображается на электронной карте в форме лодок. Лодки (теги) окрашены в определённый цвет и показывают:

При щелчке по тегу отображаются данные о корабле и его текущем назначении.

Ошибки при поиске судов

Для поиска нужно:

  1. правильно вписать название;
  2. в выпавшем меню выбрать корабль.

После выбора корабля отобразиться следующая информация:

  1. название;
  2. таблица с оптимальной информацией;
  3. дислокация судна в реальном времени на карте в виде значка.

Если выбрать пункт «Прогноз пути», то получим маршрут и прогнозируемое время до пункта назначения.

Маршрут на карте.

На карте и информере отображаются:

  1. пункт назначения в виде флажка;
  2. предполагаемое время прибытия.

Маринтрафик АИС на русском

Выбор русского языка осуществляется внизу интерфейса.

Бесплатное использование подразумевает просмотр рекламы в блоках: 1; 2; 3; 4.

Как использовать MarineTraffic

Сам сервис MarineTraffic очень прост в использовании, даже для тех, кто не имеет технических знаний о технологии AIS. Кроме того, основные функции могут быть доступны с различных платформ.

Основной веб-сайт сам по себе является веб-платформой службы, и оттуда пользователи смогут искать, идентифицировать и отслеживать суда. Однако в дополнение к этому существуют два отдельных веб-приложения. Первый из них интегрируется со службами, представленными на веб-платформе, а второй предназначен для любителей яхтсменов и любителей.

Веб-платформа

На главной веб-платформе MarineTraffic есть Live Map, показывающая местоположение судов. Пользователи могут щёлкать и перетаскивать карту, чтобы перемещаться по всему земному шару, выделять корабли на карте, чтобы узнать больше информации, или использовать символы «+» и «-» для увеличения или уменьшения масштаба, в то время как левая часть экрана имеет ряд более продвинутых опций.

Вверху символ увеличительного стекла открывает функцию поиска, позволяя пользователям искать либо судно, либо порт, либо искать конкретное местоположение на карте. Интерфейс позволяет пользователям фильтровать отображаемые на карте суда по типу судна, его вместимости, текущему состоянию и многому другому.

Наконец, символ, показывающий три лодки, является опцией «Мои флоты». Получив доступ к этому меню, пользователи имеют возможность создать флот и добавить в него суда, что упрощает отслеживание нескольких плавучих средств одновременно.

Базовая учётная запись MarineTraffic является бесплатной и может использоваться в течение неопределённого периода времени. Тем не менее «марин трафик» относится к категории бесплатных услуг, поскольку платный премиум-аккаунт открывает ряд дополнительных функций.

В платной версии «Марин трафик» возможно:

  1. возможность создавать большие флоты;
  2. использовать собственные значки флотов;
  3. получать прогнозы ветра;
  4. просматривать 30-дневную историю рейсов.

Мобильные приложения

Помимо основной веб-платформы, сервис «Марин трафик» также имеет два отдельных мобильных приложения, которые доступны для устройств Android и iOS.

MarineTraffic Ship Positions — похож на веб-платформу, но более удобен для мобильных устройств, чем использование веб-сайта в мобильном браузере.

MarineTraffic OnCourse — это приложение предназначено для тех, кто интересуется парусным спортом или яхтингом, или тех, кто отвечает за более крупные корабли, и предоставляет более расширенный набор функций. Например, приложение позволяет лодочникам самостоятельно сообщать о своём местонахождении из приложения и легко загружать фотографии и другую информацию о своём судне.

Приложения MarineTraffic могут использовать все владельцы аккаунтов, в том числе те, которые имеют базовую бесплатную учётную запись, платную премиум учётную запись или специальную исследовательскую или академическую учётную запись, но полный функционал приложений не являются бесплатным. Функции, доступные в приложении, будут зависеть от типа учётной записи пользователя.

Ссылка на сайт сервиса

Перейти на полную версию «Марин трафик» (MarineTraffic) на русском языке можно по ссылке: www marinetraffic com ru.

Ссылки на загрузку мобильных приложений находятся в разделе «Решения» интерфейса «Марин трафик».

pod_parusom

Мечты о кругосветке

Третья и четвертая статьи из цикла “Навигация для чайников“. Автор – Федоров Алексей. Взято отсюда: Урок 3. Урок 4. Темы уроков: определение местоположения судна и крюйс-пеленг.

Навигация для “чайников”. (Урок 3)

Определение местоположения судна

Поговорим о нескольких простейших, но очень нужных, способах определения местоположения яхты в море. Задача простая, но крайне важная для вашей безопасности. Ее можно условно разделить на два случая:

1. Вы ведете яхту в видимости берегов и навигационных знаков, которые обозначены на вашей карте.
2. Вы ведете яхту в открытом море в отсутствии всяких ориентиров.

К слову, если курс проходит вблизи берега, но в условиях ограниченной видимости (например, ночью или в плотном тумане), то способ определения местоположения будет относиться скорее ко второму случаю.

Итак, мы совершаем прибрежное плавание и яхта не теряет из виду сушу (или знаки навигационной обстановки). Для нас важно, что в момент определения нашего местоположения мы видим необходимое количество ориентиров, которые можем идентифицировать на карте.

И еще вопрос, который необходимо обсудить. Мы живем в XXI в., и развитие электронных средств навигации достигло фантастических высот. И если полагаться только на электронику, то судовождение оказывается не сложнее компьютерной игры – требуется лишь изучение прилагаемой к прибору инструкции.

Но обратите внимание на одно обстоятельство: по законам любой страны все суда, выходящие в море, – торговые, военные и спортивные, парусные и моторные – обязаны иметь на борту полный комплект традиционных средств навигации: комплект бумажных карт, прокладочный инструмент, секстан, лоции и т.д. Штурманы, шкиперы и капитаны обязаны вести прокладку на традиционных картах во время любого морского перехода. Должен сказать, что я полностью согласен с этим порядком. Необходимо понимать, что море – это враждебная человеку стихия, и он находится с ней один на один.

Неужели можно безоговорочно доверить жизнь людей на борту, жизнь и судьбу яхты небольшой пластиковой коробочке с электронной начинкой?! Морской воздух – это очень агрессивная среда, которая рано или поздно выведет из строя тонкую микроэлектронику; рано или поздно вы забудете взять на борт запасной комплект батарей для нее; на GPS могут попасть морские брызги, дождь; в мачту может ударить молния и вывести из строя всю электронику, – в конце концов, по теории надежности любой прибор может выйти из строя сам по себе – и что делать?

Жизнь показала, что знание навигации и устойчивые навыки в кораблевождении традиционными методами просто необходимы любому человеку, который выходит в море как штурман, шкипер или капитан.

Поэтому перейдем, собственно, к способам определения местоположения судна традиционными методами.

1. Счисление, или Dead Reconing

Представьте себе, что яхта идет в открытом море и нет никаких видимых ориентиров. Чтобы понять принцип метода, предположим, что в 10.00 наша яхта находилась в точке А, которую мы нанесли на карту. Скорость яхты 7 узлов (мы ее прочитали с судового лага), истинный курс 045ºТ (считали с путевого компаса и учли магнитное склонение). Мы хотим определить, где будет находиться яхта в 11.30. Естественно, по условиям нашей задачи с 10.00 до 11.30 яхта идет, не меняя курса (045ºТ) (см. рис. 1), с постоянной скоростью (7knt). Пройденный путь вычисляем по элементарной формуле:
D = S х t, где
D – путь, пройденный в милях;
S – скорость лодки в узлах;
t – время в часах.
D = 7knt х 1,5 = 10,5 n.m.

Далее из точки А чертим курс 045ºТ, измерителем откладываем на нем пройденный путь (10,5 n.m.) и получаем точку DR 11.30 (см. рис. 2, 3).

Это и есть в простейшем случае счисленное местоположение нашей яхты (обозначается знаком + и буквами DR с указанием времени).

Но этот способ можно применять в том случае, когда точно известны предыдущие координаты яхты (fix), ее скорость и курс, а также отсутствует дрейф, связанный с ветром и течениями.

2. Estimate Position (EP)

В случае если известны направление и скорость течения, мы можем простым графическим методом нанести точку местоположения яхты на карту. Допустим, при вычислении DR в п.1 (см. рис. 4) мы узнали из атласа приливных течений, что с 10.00 до 11.30 в районе плавания существовало течение скоростью 3 узла и направлением 110ºТ. Пожалуйста, запомните, что течение всегда течет «в» указанном направлении, в отличие от ветра, который всегда дует «из» указанного направления.

Читать еще:  Какую применять систему налогообложения для производства и доставки пиццы?

Итак, используя принцип независимости движений, известный из школьного курса физики (он говорит о том, что любое движение тела можно представить как векторную сумму простых прямолинейных перемещений), из точки DR 11.30 отложим с помощью прокладчика направление 110ºТ (см. рис. 5). Обратите внимание, что вектор течения обозначается именно так, как на рисунке.

Затем вычислим длину вектора, время движения яхты: 1,5 часа = 90 min, скорость течения – 3 узла (knts). Значит, за время движения с 10.00 до 11.30 яхта сместилась в направлении 110ºТ под влиянием течения на: 3 узла х 1,5 часа = 4,5 морских мили. Откладываем на отрезке измерителем 4,5 n.m. и получим точку EP 11.30 (стандартный символ) (см. рис. 6). Это и есть вычисленное положение нашей яхты в 11.30, которая с 10.00 из точки А двигалась курсом 045ºТ со скоростью 7 knt под влиянием течения направлением 110ºТ и скоростью 3 knt. Дальнейшую прокладку курса мы должны делать уже из точки EP 11.30. Также мы выполнили задачу – мы знаем, где находится яхта.

3. FIX

Определенное местоположение судна в данный момент времени обозначается английским термином FIX. Существует много способов его определения. Мы рассмотрим наиболее широко применяемый и общий способ: нахождение FIX – A по двум и более компасным пеленгам (лучше трем).

Допустим, наша яхта идет курсом 0ºЕ (360º) со скоростью 7 knots. Вы проходите участок берега, где ясно и отчетливо видите маяк А, маяк В и небольшой остров С. Время 10.15, а последняя EP была определена в 9.30 (см. рис. 7).

Обратившись к карте района, вы должны абсолютно безошибочно идентифицировать выбранные ориентиры А, В и С с их изображением на карте. (Все наземные объекты, изображенные на навигационной карте, ясно видны с моря (днем и ночью) и могут использоваться для навигации.) На картах всегда изображаются видимые с моря маяки, водонапорные башни, высокие, отдельно стоящие здания, радиомачты и т.д.

С помощью ручного компаса-пеленгатора возьмем магнитные пеленги на выбранные ориентиры А, В и С (см. рис. 8). Мы понимаем, что, для того, чтобы нанести на карту магнитный пеленг, мы должны преобразовать его в истинный, используя поправку на магнитное склонение.

Напомним правило: при переходе от магнитного пеленга к истинному западное склонение вычитается, а восточное прибавляется.

Давайте положим, что после того, как мы взяли пеленги поочередно на маяк А, маяк В и остров и пересчитали их в истинные пеленги, мы получили следующие значения:

Истинный пеленг на маяк А – 045ºТ
Истинный пеленг на маяк В – 90ºТ
Истинный пеленг на остров С – 135ºТ

С помощью прокладчика отложим эти истинные пеленги от наших объектов А, В, С, как показано на рис. 9.

Как мы видим, пеленги пересеклись не в одной точке, а образовали некий треугольник (hat). Это произошло из-за небольших ошибок во взятии пеленгов. Зато можно сказать, что яхта находится в 10.15 где-то внутри этого треугольника. Для наших целей такой точности вполне достаточно – мы нашли FIX. Запомните, пожалуйста, несколько правил, которые необходимо соблюдать для того, чтобы FIX вашей яхты было как можно точнее:
1. выбирайте для взятия пеленгов ближайшие, более отчетливо видимые объекты;
2. старайтесь, чтобы углы между объектами были не слишком острыми или слишком тупыми (оптимальные углы лежат в диапазоне 30–110º);
3. берите пеленги как можно точнее;
4. если скорость яхты большая (например, моторная яхта), то старайтесь взять пеленги за как можно меньший промежуток времени, чтобы уменьшить ошибку, вызванную перемещением яхты за это время.

Конечно, существуют еще много способов определения FIX, например, с помощью радара, с использованием створных объектов, измеренной секстаном высоты объектов, астрономические методы и т.д. Эти способы выходят за рамки нашего курса для «чайников».

Пожалуй, необходимо упомянуть о наиболее простом способе взятия FIX с помощью GPS – ваш GPS просто покажет вам координаты судна – нанесите их правильно на карту и поставьте время.

Навигация для “чайников”. (Урок 4)

Спасительный крюйс-пеленг

Один очень опытный яхтсмен как-то рассказывал мне, что много лет назад на небольшой яхте он попал в пятидневный шторм в Средиземном море. Электрооборудование яхты вышло из строя на второй день шторма из-за удара молнии, батареи карманного GPS исчерпали свой ресурс чуть позже, небо было затянуто тучами, так что возможности получить фикс, используя астронавигацию, не предоставлялось, да и как использовать секстан на маленькой яхте (32 фута) при высоте волны 5-6 метров?! Пять дней и ночей ветер силой 8-9 баллов свирепствовал и несколько раз менял свое направление, и о местоположении яхты можно было с уверенностью сказать только то, что она где-то в Средиземном море.

И вот на пятый вечер сквозь дождь и брызги волн шкипер заметил поблескивающий красный огонь. Заметив период огня, по справочнику огней шкипер определил маяк, а затем, несмотря на сильное волнение, используя метод крюйс-пеленга, определил свое местоположение с точностью до одной морской мили!

Итак, мы имеем только один видимый объект, который можем надежно идентифицировать на карте. В пределах нашей видимости, например, один маяк или знак навигационной обстановки, или маленький остров, мыс, скала, радиомачта.

В этом случае для определения местоположения яхты мы можем использовать метод, который называется running fix, или крюйс-пеленг. Метод основан на том, что мы берем два пеленга на один объект в разные моменты времени. Необходимым условием применения этого метода является сохранение скорости и курса яхты по крайней мере в течение промежутка времени между взятием первого и второго пеленга на этот объект.

Давайте посмотрим, как это выглядит на практике. Предположим, наша яхта идет истинным курсом 080°Т со скоростью 8 узлов. Мы ясно и четко видим скалу (rock), обозначенную на нашей карте. С помощью компаса пеленгатора (hand bearing compass) в 0900 берем пеленг на эту скалу и, учитывая магнитное склонение, пересчитываем его в истинный и наносим на карту. Обратите внимание, что курс (080°Т ) мы прокладываем на карте в произвольном месте, так как мы пока не знаем, где находится яхта.

Допустим, первый пеленг, взятый нами в 0900 равен 45°М. Магнитное склонение положим равным 07°30’W . Пересчитываем магнитный пеленг в истинный: 045°М – 07°30’W = 37°30’T. Наносим его на карту. Продолжаем идти, скажем, 30 минут, стараясь как можно точнее держать курс 080°Т и сохраняя скорость 8 узлов. В 0930 берем второй пеленг на эту скалу. Положим, он равен 015°М. Пересчитываем его в истинный: 015° – 07°30’= 07°30’Т и наносим на карту – см. рис 1.

За 30 минут (время между взятием первого и второго пеленга) наша яхта прошла 4 морские мили курсом 80°Т. На линии курса от точки ее пересечения с первым пеленгом откладываем пройденное расстояние (4 морские мили). Переносим первый пеленг параллельно самому себе в эту точку. Точка пересечения пеленга, взятого в 0930, и перенесенного пеленга и есть местоположение нашей яхты в 0930, или RF 0930 (running fix), — см. рис. 2 и рис. 3.

Точность этого метода зависит от того, насколько точно вы можете держать курс, скорость и, естественно, насколько точно возьмете два пеленга. На относительно спокойной воде и при хорошо выверенном лаге этим методом можно получить фикс практически с точностью GPS.

1.3. Проблема выбора места суда и соглашение о подсудности как способ ее решения

В делах, обремененных иностранным элементом, отмеченная проблематичность существенно усугубляется коллизиями международной подсудности. Благодаря принципу минимальных контактов и “законам длинной руки”, одновременно открывающим доступ к органам правосудия нескольких государств, истец имеет гораздо более широкие возможности по выбору суда в сравнении с делами сугубо внутренними. Кроме того, выбор между судами различных государств имеет принципиально иные последствия, чем выбор между судами одного государства. От него зависят не только экономичность процесса, удобство его ведения, в частности, по причине близости к месту нахождения стороны или основных доказательств, но и сама процедура рассмотрения дела, а нередко и выбор права, на основании которого суд будет разрешать спор по существу, а также эффективность принудительного исполнения судебного решения. Короче говоря, содержание и реализуемость правовых требований, возникающих из транснациональных отношений, в значительной мере зависят от места судебного разбирательства. Практика международной торговли свидетельствует, что очевидное нарушение контракта, например подтверждаемая документально неоплата поставленного товара или предоставленной услуги, остается безнаказанным по той лишь причине, что кредитор в свое время не оговорил приемлемое для себя место рассмотрения спора, а ведение процесса в суде государства по месту нахождения ответчика или его имущества оказывается просто нерентабельным.

Читать еще:  Налоговый вычет при продаже автомобиля

Естественно, сторона, намеренная осуществить свои притязания, выбирает суды того государства, в котором она получает оптимальные юридические и фактические условия защиты своих интересов, подобно тому как покупатель приобретает товар там, где цена, качество продукции и прочие условия продажи являются для него наиболее благоприятными. Это сравнение объясняет существование термина, обозначающего проблему выбора места суда, – “forum shopping” (буквально – место закупок).

Для отыскания верного решения проблемы необходимо исследовать множество факторов, среди них коллизионные и материально-правовые последствия выбора форума. Выбор места суда, как правило, означает выбор коллизионных норм и, следовательно, определенного варианта материально-правового регулирования спора.

Кроме того, важны формальные условия судопроизводства, в особенности доступность средств обеспечения исковых требований, эффективный механизм подготовки дела к судебному разбирательству, допустимость доказательств и порядок их исследования; процессуальные сроки; возможности исполнения решения за пределами государства, в котором дело рассматривалось по существу; экономические условия и тактика ведения процесса, которые нередко зависят от степени удаленности суда от мест событий, послуживших основанием для возникновения спора, пребывания участников спора или свидетелей, нахождения вещественных доказательств или объекта спора.

Таким образом, проблема forum shopping объясняется различиями в национальных нормах материального, международного частного и процессуального права, реальных условиях судопроизводства. Эти причины объективны. Поэтому стремление истца отыскать наиболее удобный для него вариант места суда нельзя рассматривать как противоправное . Более того, адвокат обязан давать стороне разъяснения относительно допустимости и целесообразности ведения процесса в судах того или иного государства, преимуществ, рисков и недостатков конкретного места судопроизводства. Нарушение или ненадлежащее исполнение этой обязанности рассматривается как основание имущественной ответственности адвоката перед своим клиентом .

Geimer R. Op. cit. S. 374.

Schack H. Op. cit. S. 87.

В то же время выбор места суда со всеми вытекающими последствиями лишь с учетом интересов одной стороны вряд ли можно считать справедливым. Тут явно обнаруживается нарушение принципа равенства сторон. Баланс интересов может быть восстановлен или соблюден в судебном порядке, либо, если в соответствующей правовой системе признается допустимым оспаривать компетенцию суда, на том основании, что он не является удобным местом рассмотрения дела, либо посредством соглашения сторон о подсудности.

Судебный вариант обеспечения баланса интересов сторон широко используется в странах общего права и основывается на концепции удобного суда (forum convenience). В этих странах, например в Соединенном Королевстве и США, надлежащий суд определяется не только по формальным признакам, в частности, через привязку к месту жительства ответчика, но и через доводы сторон, оценку обстоятельств, позволяющих выяснить, какой суд является более удобным и справедливым для разбирательства, в частности, с учетом оснащенности суда, соответствия этой оснащенности ограниченным возможностям какой-либо стороны или потенциального свидетеля, наличия судей, специализирующихся на разрешении той категории споров, к которой относится заявленный иск (п. 30.3 (2) Правил гражданского судопроизводства Англии) (далее – ПГС Англии), а также применимого права: разрешение спора по праву места суда является аргументом в пользу обоснованности его компетенции.

Правила, воплощающие концепцию forum convenience, создают условия для гибкого решения вопроса о месте судебного производства с учетом особенностей конкретного дела, но они не позволяют сторонам достаточно точно предвидеть, где будет рассматриваться спор, который возник или может возникнуть из их правоотношения. Адекватное решение этой проблемы способно обеспечить соглашение о подсудности. Оно дает сторонам возможность изменить диспозитивные предписания, касающиеся судебной компетенции, и выбрать тот суд, который для них является наиболее удобным, ограничить или полностью устранить возможность разбирательства в других судах. Более того, нередко оно является одной из основных гарантий исполнимости договорных обязательств. Неслучайно в Кодексе Бустаманте основной принцип международной подсудности сформулирован в виде правила, наделяющего компетенцией тот суд, которому тяжущиеся подчинились открыто в порядке соглашения или молчаливо посредством конклюдентных действий (ст. ст. 318 – 322), а подсудность, непосредственно установленная правовыми нормами, представлена как исключение из этого принципа (ст. 323 и сл.).

Карта движения судов

Как мне найти судно в реальном времени?

Чтобы найти судно на карте необходимо ввести его название (или его часть) на английском языке как показано на видео и рисунках ниже.

Кликните по иконке со значком увеличительного стекла, чтобы появилась форма ввода. Затем начинайте вводить название судна в верхнее поле, где написано «Vessel, Port».

Как активировать поиск судна

Если судно находится в пределах досягаемости станции AIS, его название появится в выпадающем списке и будет выделено темным цветом. Кликнув по названию в списке, вы увидите судно на карте AIS.

Пример. Судно Citrus Express в пределах зоны покрытия AIS

Если же судно найдено, но на данный момент находится вне зоны досягаемости AIS, его название будет серого цвета. Попробуйте повторить поиск позже.

Пример. Судно Maersk Varna вне зоны покрытия AIS

Как видно из примера ниже, название судна вводить полностью необязательно.

Пример. Найдены суда, в которых присутствует слово «Maersk».

Все еще остались вопросы о том как найти судно на ships.com.ua? Это короткое видео «ответит» на них.

Быстрый поиск судов по прямой ссылке

Если вы часто мониторите какое-то определенное судно (например, ваш муж, сын или брат в рейсе), помимо обычного поиска судна по названию, вам может быть удобно пользоваться прямой ссылкой на местонахождение судна. Просто узнайте MMSI номер судна, и переходите на наш сайт по ссылке в формате: https://www.ships.com.ua/?mmsi=НОМЕР, где НОМЕР – это 9 цифр MMSI номера судна.

Например, для упомянутого ранее судна Maersk Varna с MMSI номером 564822000, ссылка будет выглядеть так:
https://www.ships.com.ua/?mmsi=564822000 (кликните)

Откуда берутся позиции судов? Какова зона покрытия карты?

Система основана на технологии AIS. Приемные станции AIS полностью покрывают диапазон в 40 морских миль (около 75 км) и периодически получают информацию от некоторых более удаленных судов. Максимальную зону покрытия определить сложно, но можно представить себе на таком примере: судно с передатчиком AIS, подключенным к внешней антенне, которая расположена на высоте 15-ти метров над уровнем моря, сможет обмениваться сигналом с береговой станцией AIS на удалении 15-20 морских миль (примерно 28-38 км). Чем выше находятся станции AIS, как судовая, так и береговая, тем дальше будет распространяться радиосигнал. Качество приема зависит также от типа антенны, препятствий (горы, здания) и текущих погодных условий. В некоторых случаях, на карте видны суда на расстоянии 200 морских миль (370 км!), если антенна с приемником AIS расположена достаточно высоко (например, на горе от 500м).

Как часто обновляются данные?

В общем случае, данные на карте обновляются в реальном времени! Однако, позиции некоторых судов могут обновляться с задержкой, например, когда судно вышло за пределы приема сигнала. Также, некоторые позиции могут отображаться с задержкой до одного часа, что не является большой погрешностью, если судно в океане (учитывая небольшие скорости судов и огромные расстояния).

Могу ли я отследить корабль или пароход?

В общем случае, можете, но все-таки необходимо уточнить о поиске каких именно кораблей идет речь? В русском языке слова корабль и судно являются немного разными понятиями. Если не вдаваться в терминологию, корабль – это военное судно . Однако, в разговорной речи, зачастую, кораблями называют суда те, кто к морю никакого отношения не имеют. Если это ваш случай, тогда можно смело приступать к поиску корабля на карте AIS. В противном случае (если вы действительно ищете военное судно) с этим могут быть проблемы – военные суда очень часто (если не всегда) выключают передатчики ais, как раз для того, чтобы их нельзя было отследить. Вполне логично, учитывая их род деятельности.

Что касается поиска парохода, пароход – это судно с паровым двигателем. Очень часто сами моряки называют судно “пароходом”, несмотря на то, что на судах уже давно не используются паровые установки. Считайте это скорее профессиональным “сленгом”. А значит вы можете отслеживать пароходы как по названию, так и по MMSI.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector