Выбор формы жилищного обеспечения
Garant-agency.ru

Юридический портал

Выбор формы жилищного обеспечения

Вместе или вместо? (к вопросу о выборе формы жилищного обеспечения) (Гайдин Д.Ю.)

Дата размещения статьи: 13.09.2014

Новые редакции абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, вступившие в силу с 1 января 2014 г. , породили немало споров среди правоведов относительно наличия у военнослужащих возможности самостоятельно выбирать форму своего жилищного обеспечения между получением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) либо жилого помещения в собственность или по договору социального найма.
——————————–
Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”.

Мы попытались детально разобраться в данном вопросе, так как он представляется нам весьма актуальным.
Итак, введение жилищной субсидии анонсировалось как намерение установить принципиально новую и “прорывную” форму жилищного обеспечения военнослужащих с сохранением других – как денежных, так и натуральных – форм. Не станем расписывать все потенциальные положительные стороны жилищной субсидии, так как постоянный читатель наслышан о них достаточно. Отметим лишь то, что первоначально из средств массовой информации было известно о планах ввести данную форму в качестве единственного способа обеспечения жильем с ликвидацией предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма . Несомненно, такой ход событий морально подавлял многих военнослужащих в силу отсутствия какой-либо информации о размерах будущей жилищной субсидии (или единовременной денежной выплаты, как она первоначально называлась) и о порядке ее предоставления. Однако в процессе кропотливой и трудоемкой работы федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, над законопроектом, вносящим изменения в ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, все же было достигнуто понимание необходимости сохранения всех форм жилищного обеспечения военнослужащих наряду с жилищной субсидией.
——————————–
См., напр.: Карт-бланш. Военно-квартирный дефолт-2014 // Независимое военное обозрение. 2013. 15 мая; Руслан Цаликов: если есть обязательства, их надо выполнять быстро и четко” // Официальный сайт программы “Вести”. URL: http://www.vesti.ru/v (проект). URL: http://stat.doc.mil.ru/documents/projects/more.htm? >
В результате, выражаясь лаконично, с 1 января 2014 г. всем признанным нуждающимися в жилых помещениях военнослужащим в установленных случаях предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения в собственность или по договору социального найма. Заметим, что в ранее действовавшей редакции ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” натуральная и денежная формы жилищного обеспечения были разнесены по разным пунктам. Предоставление жилых помещений было закреплено в п. 1, а в п. 16 было установлено, что военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 г. гражданами при их желании могут быть приобретены жилые помещения за счет единовременной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления (ЕДВ).
Безусловно, такая юридическая конструкция предоставляла военнослужащим прекрасную возможность реализовать свое право в той форме, в которой они посчитают необходимым. Однако механизм расчета и предоставления денежной выплаты не получил дальнейшей регламентации, что сделало эту форму неактивной. Напротив, после законодательного введения жилищной субсидии, прообразом которой была ЕДВ, достаточно в короткий срок, не характерный для современного правового регулирования, были приняты правила расчета ее размера , опираясь на которые каждый федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, должен установить ведомственный порядок предоставления субсидии.
——————————–
Постановление Правительства Российской Федерации от 3 февраля 2014 г. N 76 “Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих”.

Совмещение двух форм жилищного обеспечения военнослужащих в одной норме, на наш взгляд, не является формальным элементом юридической техники. Ведь, по сути, ничто не мешало установить порядок расчета и предоставления ЕДВ без внесения изменений в закон для того, чтобы эта новая денежная форма, ничем не отличающаяся от жилищной субсидии, “заработала” в полной мере. Но, очевидно, законодатель преследовал несколько иные цели. Здесь следует еще раз упомянуть про ранние официальные заявления по поводу планов реформирования системы жилищного обеспечения военнослужащих, из которых ясно следовала перспектива полной замены натуральной формы (за исключением служебного жилищного обеспечения) на денежную. Во второй половине 2013 г. высказывания на эту тему сменили свой вектор в сторону сохранения альтернативного выбора. Однако не следует думать, что инициаторы поправок полностью отказались от идеи превалирования денежных выплат.
Прежде всего на такую мысль наталкивают две новеллы, появившиеся также с 1 января 2014 г. Во-первых, в соответствии с новым п. 19 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим, признанным начиная с 1 января 2014 г. нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также гражданам, уволенным с военной службы, предоставляется только жилищная субсидия в случае их отказа от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, или в случае изъявления ими желания изменить ранее избранное место жительства. Во-вторых, данное правило в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 28 декабря 2013 N 405-ФЗ “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” распространяется и на военнослужащих-граждан, а также граждан, уволенных с военной службы, которые были признаны нуждающимися и приняты на учет военным ведомством до 1 января 2014 г.
Придание жилищной субсидии роли санкции за “неправомерный” отказ от жилья или злоупотребление правом выбора места жительства определенно дает понять, какую форму жилищного обеспечения, прежде всего для себя, государство видит предпочтительной. Более того, из буквального толкования ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” мы видим лишь косвенную возможность военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, по собственному желанию претендующих на деньги вместо жилых помещений, получить жилищную субсидию, которая заключается в изменении избранного места жительства либо отказе от предложенного жилого помещения.
Такое завуалирование возможности реализовать право на жилищное обеспечение в форме предоставления жилищной субсидии вполне объяснимо. Ведь если бы законодатель установил, что жилищная субсидия предоставляется по волеизъявлению военнослужащего, то аналогичным образом необходимо было бы установить предоставление жилых помещений в собственность или по договору социального найма также по волеизъявлению военнослужащего. Однако, с нашей точки зрения, такой механизм не соответствовал бы замыслу проводимой жилищной реформы.
Медленные темпы реализации права на жилищное обеспечение породили огромную очередь из нуждающихся в жилье военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Натуральная форма требует больших временных затрат, связанных со строительством или приобретением жилья, регистрацией прав на него, предоставлением и заселением. Злоупотребление некоторыми военнослужащими своим правом на жилище также замедляет сокращение общего числа очередников. А невозможность увольнения с военной службы необеспеченных жильем военнослужащих без их желания делает натуральную форму еще проблематичнее. В данной связи жилищная субсидия представляется более эффективным способом решения жилищного вопроса, однако она должна являться не единственным, а одним из вариантов такого решения.
Эффект от применения жилищной субсидии будет достигаться, прежде всего, в показателях количества очередников, нуждающихся в жилых помещениях, в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Предоставление денежных средств является выполнением государственных обязательств в сфере социального обеспечения военнослужащих, однако это отнюдь не означает, что у военнослужащего появляется необходимое жилище. Поэтому не все очередники позитивно восприняли введение новой формы.
Порядок предоставления жилых помещений и жилищной субсидии согласно новой редакции ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” устанавливается каждым федеральным органом в отдельности. Вот тут и встает вопрос о том, будут ли иметь военнослужащие возможность выбирать форму жилищного обеспечения?
Нам видится два возможных принципиальных подхода к данному вопросу. Первый подход: орган оставит выбор за собой и будет определять форму жилищного обеспечения военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Второй подход: выбор закрепляется за военнослужащими, и жилищная субсидия предоставляется по их волеизъявлению с предварительным принятием на отдельный учет в качестве нуждающихся в обеспечении денежными средствами на покупку или строительство жилых помещений. Тем не менее и в первом и во втором случае необходимо разрабатывать механизм “принудительного” предоставления жилищной субсидии. Представляется, что самым оптимальным способом исполнить государственное обязательство в данной форме будет внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту жительства военнослужащего .
——————————–
Статья 327 ГК РФ.

Название настоящей статьи взято из контекста выступления депутата Государственной Думы, председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Хованской Галины Петровны при первом чтении законопроекта “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” . В ходе обсуждения законопроекта остро стоял вопрос об альтернативности жилищной субсидии, однако законодатель не дал четкого и понятного ответа на него. В результате регулирование наиважнейшей части механизма реализации специального права на жилищное обеспечение было отдано на ведомственный уровень, что может нарушить гарантированную законом единую систему социальной защиты военнослужащих.
——————————–
Стенограмма заседания 13 декабря 2013 г. URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3976/.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что благодаря последним нововведениям у федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, имеется возможность обеспечивать жильем военнослужащих, принятых на соответствующий учет после 1 января 2014 г., в натуральной или денежной формах по своему усмотрению. Насколько органы воспользуются такой возможностью, покажет в будущем практика правоприменения.

Если вы не нашли на данной странице нужной вам информации, попробуйте воспользоваться поиском по сайту:

Вернуться на предыдущую страницу

  • Москва, Московская область
    +7 (499) 703-47-96
  • Санкт-Петербург, Ленинградская область
    +7 (812) 309-56-72
  • Федеральный номер
    8 (800) 555-67-55 доб. 141

Звонки бесплатны.
Работаем без выходных

Законопроект предлагает введение единого федерального реестра турагентов. Предусматривается, что реестр будет функционировать в виде подсистемы информационной системы “Единый федеральный реестр туроператоров”. Внесение сведений о турагенте осуществляется туроператором путем заполнения электронных форм или размещения информации в личном кабинете туроператора в системе Единого федерального реестра туроператоров или автоматизированного взаимодействия информационной системы туроператора с реестром турагентов.

Читать еще:  Приостановка регистрационных действий

Законопроект призван упорядочить отношения, возникающие между органами государственной власти и лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, службами заказа легкового такси, а также отношения, возникающие между лицами, осуществляющими деятельность по перевозке легковым такси, и службами заказа легкового такси.

Законопроект определяет правовые и организационные основы установления, оценки применения обязательных требований, содержащихся в нормативных правовых актах Российской Федерации, оценка соблюдения которых осуществляется в рамках государственного контроля (надзора), муниципального контроля, привлечения к административной ответственности, предоставления государственных и муниципальных услуг, оценки соответствия продукции и иных форм оценок и экспертиз.

Переход к ценообразованию в сфере ОСАГО, базирующийся на рыночных принципах и конкуренции, предоставлении страховщикам права самостоятельно определять подход к применению базовых ставок страховых тарифов в пределах их максимальных и минимальных значений, регулируемых Банком России, с учетом личностных характеристик страхователя и лиц, допущенных им к управлению транспортным средством, в частности, наличия у таких лиц неоднократных административных наказаний за грубые нарушения ПДД.

Актуальность проекта федерального закона связана с необходимостью создания правового регулирования, благодаря которому только добросовестные турагенты и туроператоры смогут осуществлять свою деятельность в туристской сфере на территории Российской Федерации. Без введения обязательности формирования электронной путевки и размещения сведений о ней в системе туроператорами и турагентами невозможно обеспечить достижение поставленных перед системой целей и выполнение стоящих задач.

Срочно! Правительство планирует изменить порядок обеспечения жильем военнослужащих

Правительство РФ разрабатывает законопроект серьезным образом меняющий действующий в настоящее время порядок обеспечения жильем военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы.

Так, в пояснительной записке к законопроекту указано, что “Действующая редакция абзацев третьего и двенадцатого пункта 1 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. «О статусе военнослужащих» (далее – Федеральный закон № 76-ФЗ) предполагает выбор формы обеспечения военнослужащих жильем в виде жилого помещения или жилищной субсидии для приобретения или строительства жилого помещения без ограничения возможности ее изменения, что влечет необоснованное увеличение расходов средств федерального бюджета, так как значительное количество построенных (приобретенных) федеральным органом власти жилых помещений остается невостребованным по причине изменения военнослужащими формы жилищного обеспечения с жилого помещения на жилищную субсидию. Законопроектом предусматривается возможность выбора указанными категориями граждан формы обеспечения жильем только при обращении о признании их нуждающимися в жилых помещениях и принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Возможность изменения в последующем формы обеспечения жильем исключается. В действующей редакции статьи 15 Федерального закона № 76-ФЗ отсутствует норма, устанавливающая единый размер учетной нормы жилого помещения, исходя из которого, определяется уровень обеспеченности военнослужащих общей площадью жилого помещения в целях их принятия на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Отсутствие единой учетной нормы ставит военнослужащих, проходящих военную службу в разных населенных пунктах с отличным размером учетной нормы, установленной органами местного самоуправления, в неравные условия в части возможности получения жилья от федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Законопроектом устанавливается единый размер учетной нормы жилого помещения (12 квадратных метров) в целях принятия вышеуказанных категорий граждан на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Форма обеспечения – жилищная субсидия может быть избрана только военнослужащими, имеющими право на избранное место жительства. Военнослужащим, имеющим право на обеспечение жилым помещением по месту прохождения военной службы, жилищная субсидия может быть предоставлена только при увольнении с военной службы. Законопроектом устанавливается право военнослужащих на получение жилых помещений в собственность бесплатно или жилищной субсидии один раз: либо в период прохождения военной службы, либо при увольнении. С целью экономии средств федерального бюджета исключается возможность обеспечения военнослужащих, являющихся участниками накопительно-ипотечной системы жилищного обеспечения (далее – НИС), одновременно другими формами жилищного обеспечения, а также устанавливается, что с момента включения военнослужащих в реестр участников НИС они утрачивают право на получение жилых помещений для постоянного проживания или жилищной субсидии. “

В пояснительной записке отмечается также, что “Принятие законопроекта приведет к оптимизации государственных обязательств по жилищному обеспечению военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и повышению эффективности использования выделяемых на эти цели средств федерального бюджета.”

Мы обязательно подготвим обзор указанного законопроекта и представим Вашему вниманию. Следите за новостями на нашем сайте!

© 2016 Юридическая компания “СТРАТЕГИЯ” © Аll rights reserved (Все права защищены). Копирование материалов сайта без письменного разрешения правообладателя (ст. 1229 ГК РФ) запрещено!

Помощь опытных военных юристов, консультация военных юристов, представление интересов военнослужащих и членов их семей в судах.

*Внимание! Перед тем как задавать вопросы военным юристам по телефону или электронной почте, ознакомьтесь, пожалуйста, с Правилами получения юридической консультации.

+7-925-055-82-55 (Мегафон Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber), +7-915-010-94-77 (МТС Москва), +7-905-794-38-50 (Билайн Москва, на этом номере работает WhatsApp и Viber) (9:00-19:00 рабочие дни время московское)

Задать вопрос военному юристу E-mail:sud-mo@yandex.ru

Консультации (помощь) военных юристов по вопросам получения жилья, выплаты денежного довольствия, увольнения с военной службы, назначения военных пенсий, получения статуса ветерана военной службы, ветерана боевых действий в г. Москве, г. Балашихе, г. Щелково, г. Подольске, г. Краснодаре, г. Армавире

Если у Вас есть предложения и замечания по сайту, обнаружили ошибку, напишите нам, пожалуйста. Спасибо!

Наша организация ЮК “Стратегия” награждена Яндексом «Хорошее место». Такую награду получают организации, е сли пользователи оценивают ее деятельность минимум на четыре балла из пяти и она попадает в 10% лучших в своем регионе. Мы – в их числе!

Добавьте наш сайт в закладки (Ctrl+В(D)), он Вам еще пригодится!

Благотворительность (хотите помочь, нуждаетесь в помощи?)

Варианты получения жилья для военного

Достаточно давно в Российской армии существует проблема обеспечения военнослужащих жильем, на которое у них есть безусловное право. Государство взяло на себя предоставление жилья военнослужащим по контракту, с достойными бытовыми условиями, в качестве обязанности. На практике система сталкивается сразу с несколькими трудностями. Для их преодоления разработаны разные формы жилищного обеспечения, и о том, как получить жилье военнослужащему и кто подходит под программу — жилье для военнослужащих, описано на сайте Минобороны.

Какие способы обеспечения жильем военнослужащих наиболее выгодны или каким вариантом жилищного обеспечения воспользоваться — решает непосредственно военнослужащий, либо в начале контрактной службы, либо по достижению предельного возраста нахождения на службе в РА.

Служебное жильё для военнослужащих

Инструкция о предоставлении жилья военнослужащим говорит, что офицеры, прапорщики, сержанты и иные военнослужащие, которые заключили контракт после 1 января 1998 года, получают право на предоставление служебной квартиры. Этот вариант является временной формой, так как жилплощадь не может перейти в собственность.

Региональные управления жилищного обеспечения (РУЖО) — это тот орган, кто распределяет служебное жилье военнослужащим и ведёт соответствующий учёт площадей.

Как правило, служебные квартиры расположены в спецгородках по месту прохождения службы. Площадь их регулируется жилищной нормой, и если семья военнослужащего увеличилась, по закону имеется https://gosvoenipoteka.ru/page/spiski-voennyh-ocherednikov-na-poluchenie-zhilja большей площади, согласно нормам обеспечения жилой площадью.

Если по месту службы не свободного служебного фонда, то используется поднаем жилья военнослужащими, с последующей компенсацией расходов.

В том случае, если офицер решит уволиться из армии, то он и все члены его семьи обязаны освободить и сдать служебную квартиру командованию части в течение 3-х месяцев.

Другие формы жилищного обеспечения военнослужащих предусматривают, что через 20 лет службы по контракту военный должен быть обеспечен собственной квартирой, но на практике можно годами стоять в очереди, и в итоге жилищная проблема приводит к долгим спорам и даже судебным тяжбам. Судебная практика по обеспечению жильем военнослужащих имеет достаточно прецедентов. Обзор судебной практики по обеспечению жильём военнослужащих постоянно пополняется вновь вынесенными судебными решениями.

Закон о распределении жилья военнослужащим предусматривает письменное извещения о выделении им жилой площади.

Сертификат на получение квартиры военнослужащим пользуется не большим спросом из-за сравнительно не большой суммы, на которую возможно приобрести жилплощадь.

Получение жилья по социальному найму

Порядок получения квартир военнослужащими по договору соцнайма регламентируются Правилами учета военнослужащих и соответствующей инструкцией Минобороны. Жилье для военнослужащих — заявление обязательно для включения в очередь на выделения жилплощади по договору социального найма. Поможет проконтролировать обеспечение жильем военнослужащих — реестр данных по жилью, который находится на сайте Минобороны.

Договор социального найма означает, что жилье военнослужащим МО РФ бесплатно передаётся в пользование, но не в собственность. Он платит только за содержание и коммуналку, договор является бессрочным, при этом у военного нет права продавать, дарить и сдавать в аренду полученное помещение. Получается, что социальное жилье военнослужащим РФ доступно только для проживания.

Спорным остается вопрос приватизации жилого помещения, полученного по соцнайму. Чаще всего такие дома находятся в ведомстве Министерства обороны, которое не вправе отдавать жилье в частную собственность.

На практике подобные вопросы решает суд. Истец предоставляет пакет документов:

  • документы, удостоверяющие личности всех прописанных лиц;
  • договор социального найма;
  • план БТИ;
  • ордер на жилую площадь.

Поскольку бесплатная приватизация в России продлена до 2015 года, то возможно оформление жилья военнослужащих в собственность. Очень часто, суд встает на сторону военнослужащих, особенно если в семье есть несовершеннолетние дети.

Не может быть приватизированным лишь жилое помещение, расположенное:

  1. в закрытых городках,
  2. в служебных общежитиях или
  3. в коммунальных квартирах.

Тема служебного жилья в ЗАТО достаточно острая, и вопрос — Как приватизировать квартиру в военном городке?, не может быть решён и через суд, пока не будут урегулированы земельные и имущественные вопросы между Минобороны и муниципальными органами власти.

Читать еще:  Перевод на легкий труд в связи с беременностью

Накопительно — ипотечная система

Формы жилищного обеспечения и условия получения квартиры военнослужащим все еще совершенствуются. Несколько лет назад начал действовать закон о военной ипотеке, позволяющий перевести решение жилищного вопроса в денежную форму.

Военный пишет рапорт о вступлении в систему, и государство ежегодно переводит деньги на его счет. Через три года вы получите право взять ипотечный кредит и использовать средства НИС в качестве первого взноса.

НИС предоставляет возможность выбора жилья в абсолютно любом городе и районе. Например, военнослужащие западного военного округа могут приобрести квартиры по военной ипотеке в Ростове на Дону, и наоборот. Также допускается выбор объекта недвижимости: приобретение частного дома с участком земли, участие в долевом строительстве или покупка жилплощади на вторичном рынке.

Предоставить для оформления нужно всего несколько документов:

  1. Копию паспорта;
  2. Свидетельство участника НИС;
  3. Типовое заявление в банк.

Такая система получила достаточно большую популярность, так как позволяет не стоять годами в очереди, а самостоятельно выбрать подходящее жилое помещение, платить банку за которую будет государство.

Военная ипотека совершенствуется, и, возможно, в скором времени у военных появится возможность приобретать земельный участок для дальнейшего индивидуального строительства.

Комментарий к реализация права на жилище участниками накопительно ипотечной системы можно сделать такой, что по заявлению руководителей военного ведомства, с 2023 года это будет единственная форма приобретения положенного жилья.

ЕДВ вместо жилплощади военнослужащим

Единовременная денежная выплата — самый новый способ удовлетворить потребности защитников Родины в собственном жилье.

Предполагается, что остальные формы жилищного обеспечения военнослужащих будут в итоге сведены к ЕДВ, а впервые этот механизм будет запущен с января 2014 года.

В данный момент механизм еще достаточно не освоен, но предполагается, что каждый военный в результате будет обеспечен хорошей квартирой в самостоятельно выбранном районе.

Как разовьется система, покажет время.

Форум правовой взаимопомощи военнослужащих

Обсуждение изменений в ст. 23 ФЗ о статусе военнослужащих

Обсуждение изменений в ст. 23 ФЗ о статусе военнослужащих

может быть всё же жилищная субсидия на приобретение и .

Добавлено спустя 1 минуту 46 секунд:
Andrey777Andrey,
а сколько времени за штатом?

2.1. Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей осуществляется за счет средств федерального бюджета по выбору гражданина, уволенного с военной службы, в форме предоставления:

жилого помещения в собственность бесплатно;

жилого помещения по договору социального найма;

единовременной денежной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения.

пункт 2.1 ст.15 фз освс выбор формы жил обеспечения

Добавлено спустя 2 минуты 3 секунды:

Обеспечение жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 10 лет и более независимо от даты увольнения с военной службы
что не понятного

Добавлено спустя 2 минуты 10 секунд:
Вы точно не из РУЖО?alex56, и Владимир Черных, там примерно такая же политика в юр. отделах. Имел счастье пообщаться.

Добавлено спустя 7 минут 34 секунды:
Уважаемые модераторы раз уж вы так боритесь за то что государство само будет определять по какой форме будет обеспечивать военнослужащего жильем , то потрудитесь ссылаться на абзацы пункты статьи законов. Или вы по принципу что не запрещено законом то разрешено. Если бы все так просто было как вы говорите, то в один день всех бы перевели на субсидию насильно, установили бы норматив для расчета кв метра не в 35 а в 25 тыров и выдали всем субсидию и уволили всех с обеспечением жильем и без вопросов. К чему сейчас тихай сапой и идем.

Добавлено спустя 24 минуты:
Даже если примут эту злополучную поправку к закону к ст 23 фз освс. Она все равно не даст основания для увольнения с оставлением в списках очередников человека который выбрал форму обеспечения натуральным жильем а отказался от получения субсидии. Просто когда человеку будут предлагать написать отказ от субсидии, считаю законным ему будет написать что на основании пункта 2.1 ст.15 фз освс он выбрал форму жил обеспечения натуральное жилье и не может отказаться от субсидии так как ждет квартиру. Ну не может человек отказываться от того чего сам не выбирал. Тем самым и не отказываясь от жил субсидии и указывая чинушам в РУЖО что у человека есть выбор, а не навязанная воля чинуш спешащих отчитаться что все обеспечены, деньги освоены а нам скотам по медали. Ведь чинуше не важно, что на те деньги что он выделил, человек не купит что ему положено и потому скотам и не важно. Чинушы что не стоят под ружьем не бывают в горячих точках не живут забытых богом местах куда родина пошлет. Они ходят в чистых ботиночках по красивым улочкам городов Русских и думают что жизнь удалась. Не то чтобы я не любил этих суховатых, промозгших чванством и надменностью людей, просто когда к тебе относятся как к единице на бумаге, как к галочке в отчете начинаешь думать, а того ли человека мирный сон я защищал все это время.

“независимо от даты увольнения с военной службы и которые до 1 января 2005 года были приняты органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях , в том числе изменивших место жительства и принятых в связи с этим органами местного самоуправления на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях по новому месту жительства после 1 января 2005 года, и совместно проживающих с ними членов их семей”
Что непонятного?

Точно не оттуда. Просто читаем законы не нравящимися кусками, а целиком, не пропуская слова.

Мы боремся? Ссылки на законодательство Вам указаны. Полному переходу на ЖС препятствует только необходимость заселения того жилья, которое уже начали строить. Новое уже закладываться не будет. Правда останется вторичка, освобождаемая военнослужащими при улучшении жилищных условий.

Пункт 2.1. к вам не имеет никакого отношения.

Где указаны? Когда это вы мне указывали на законодательство в котором указано, что государство само будет определять по какой форме будет обеспечивать военнослужащего жильем.

Добавлено спустя 6 минут 14 секунд:

Вот откуда такие заявления могут взятся если не из РУЖО.

Добавлено спустя 4 минуты 30 секунд:

Да нет Сердюков агнец божий, в сравнении с теми кто определяет что единственной безальтернативной формой обеспечения жилья военнослужащего будет жилищная субсидия, размер которой существенно меньше реальной цены на жилье.

Добавлено спустя 5 минут 11 секунд:
Владимир Черных,
ВЫ все же ответите или дадите мне ссылку на законодательство (до абзаца пункта статьи) в котором вы нашли что государство само будет определять по какой форме будет обеспечивать военнослужащего жильем.

Добавлено спустя 21 минуту 22 секунды:
ВЫ правы пункт 2.1 ко мне не имеют отношения и поэтому считаю что в споре рождается истина.
так вот что касается меня
абзац первый ст 15
Государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета.
абзац 12 ст 15 фз освс
Военнослужащим – гражданам, обеспечиваемым на весь срок военной службы служебными жилыми помещениями и признанным нуждающимися в жилых помещениях, по достижении общей продолжительности военной службы 20 лет и более, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются жилищная субсидия или жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти по избранному постоянному месту жительства и в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
пункт второй статьи 1 ЖК РФ
2. Граждане по своему усмотрению и в своих интересах осуществляют принадлежащие им жилищные права, в том числе распоряжаются ими. Граждане свободны в установлении и реализации своих жилищных прав в силу договора и (или) иных предусмотренных жилищным законодательством оснований. Граждане, осуществляя жилищные права и исполняя вытекающие из жилищных отношений обязанности, не должны нарушать права, свободы и законные интересы других граждан.
на основании вышеизложенного считаю что право выбора формы жилищного обеспечения остается за мной а не за государством.

Вместе или вместо? (к вопросу о выборе формы жилищного обеспечения) (Д.Ю. Гайдин, “Право в Вооруженных Силах”, N 5, май 2014 г.)

Вместе или вместо? (к вопросу о выборе формы жилищного обеспечения)

Новые редакции абз. 3 и 12 п. 1 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, вступившие в силу с 1 января 2014 г.*(1), породили немало споров среди правоведов относительно наличия у военнослужащих возможности самостоятельно выбирать форму своего жилищного обеспечения между получением субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (далее – жилищная субсидия) либо жилого помещения в собственность или по договору социального найма.

Читать еще:  Подтверждение получения физическим лицом денег за сделку третьего лица

Мы попытались детально разобраться в данном вопросе, так как он представляется нам весьма актуальным.

Итак, введение жилищной субсидии анонсировалось как намерение установить принципиально новую и “прорывную” форму жилищного обеспечения военнослужащих с сохранением других – как денежных, так и натуральных – форм. Не станем расписывать все потенциальные положительные стороны жилищной субсидии, так как постоянный читатель наслышан о них достаточно. Отметим лишь то, что первоначально из средств массовой информации было известно о планах ввести данную форму в качестве единственного способа обеспечения жильем с ликвидацией предоставления жилых помещений в собственность бесплатно или по договору социального найма*(2). Несомненно, такой ход событий морально подавлял многих военнослужащих в силу отсутствия какой-либо информации о размерах будущей жилищной субсидии (или единовременной денежной выплаты, как она первоначально называлась) и о порядке ее предоставления. Однако в процессе кропотливой и трудоемкой работы федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, над законопроектом, вносящим изменения в ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих”, все же было достигнуто понимание необходимости сохранения всех форм жилищного обеспечения военнослужащих наряду с жилищной субсидией.

В результате, выражаясь лаконично, с 1 января 2014 г. всем признанным нуждающимися в жилых помещениях военнослужащим в установленных случаях предоставляются жилищная субсидия либо жилые помещения в собственность или по договору социального найма. Заметим, что в ранее действовавшей редакции ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” натуральная и денежная формы жилищного обеспечения были разнесены по разным пунктам. Предоставление жилых помещений было закреплено в п. 1, а в п. 16 было установлено, что военнослужащими и уволенными с военной службы после 1 января 2005 г. гражданами при их желании могут быть приобретены жилые помещения за счет единовременной денежной выплаты, предоставляемой из федерального бюджета на приобретение жилого помещения, общая площадь которого соответствует установленной норме предоставления (ЕДВ).

Безусловно, такая юридическая конструкция предоставляла военнослужащим прекрасную возможность реализовать свое право в той форме, в которой они посчитают необходимым. Однако механизм расчета и предоставления денежной выплаты не получил дальнейшей регламентации, что сделало эту форму неактивной. Напротив, после законодательного введения жилищной субсидии, прообразом которой была ЕДВ, достаточно в короткий срок, не характерный для современного правового регулирования, были приняты правила расчета ее размера*(3), опираясь на которые каждый федеральный орган исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, должен установить ведомственный порядок предоставления субсидии.

Совмещение двух форм жилищного обеспечения военнослужащих в одной норме, на наш взгляд, не является формальным элементом юридической техники. Ведь, по сути, ничто не мешало установить порядок расчета и предоставления ЕДВ без внесения изменений в закон для того, чтобы эта новая денежная форма, ничем не отличающаяся от жилищной субсидии, “заработала” в полной мере. Но, очевидно, законодатель преследовал несколько иные цели. Здесь следует еще раз упомянуть про ранние официальные заявления по поводу планов реформирования системы жилищного обеспечения военнослужащих, из которых ясно следовала перспектива полной замены натуральной формы (за исключением служебного жилищного обеспечения) на денежную. Во второй половине 2013 г. высказывания на эту тему сменили свой вектор в сторону сохранения альтернативного выбора. Однако не следует думать, что инициаторы поправок полностью отказались от идеи превалирования денежных выплат.

Прежде всего, на такую мысль наталкивают две новеллы, появившиеся также с 1 января 2014 г. Во-первых, в соответствии с новым п. 19 ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащим, признанным начиная с 1 января 2014 г. нуждающимися в жилых помещениях федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба, а также гражданам, уволенным с военной службы, предоставляется только жилищная субсидия в случае их отказа от предложенного жилого помещения, расположенного по месту военной службы или по избранному месту жительства, которое соответствует требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, или в случае изъявления ими желания изменить ранее избранное место жительства. Во-вторых, данное правило в соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ распространяется и на военнослужащих-граждан, а также граждан, уволенных с военной службы, которые были признаны нуждающимися и приняты на учет военным ведомством до 1 января 2014 г.

Придание жилищной субсидии роли санкции за “неправомерный” отказ от жилья или злоупотребление правом выбора места жительства определенно дает понять, какую форму жилищного обеспечения, прежде всего для себя, государство видит предпочтительной. Более того, из буквального толкования ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” мы видим лишь косвенную возможность военнослужащих и лиц, уволенных с военной службы, по собственному желанию претендующих на деньги вместо жилых помещений, получить жилищную субсидию, которая заключается в изменении избранного места жительства либо отказе от предложенного жилого помещения.

Такое завуалирование возможности реализовать право на жилищное обеспечение в форме предоставления жилищной субсидии вполне объяснимо. Ведь если бы законодатель установил, что жилищная субсидия предоставляется по волеизъявлению военнослужащего, то аналогичным образом необходимо было бы установить предоставление жилых помещений в собственность или по договору социального найма также по волеизъявлению военнослужащего. Однако, с нашей точки зрения, такой механизм не соответствовал бы замыслу проводимой жилищной реформы.

Медленные темпы реализации права на жилищное обеспечение породили огромную очередь из нуждающихся в жилье военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы. Натуральная форма требует больших временных затрат, связанных со строительством или приобретением жилья, регистрацией прав на него, предоставлением и заселением. Злоупотребление некоторыми военнослужащими своим правом на жилище также замедляет сокращение общего числа очередников. А невозможность увольнения с военной службы необеспеченных жильем военнослужащих без их желания делает натуральную форму еще проблематичнее. В данной связи жилищная субсидия представляется более эффективным способом решения жилищного вопроса, однако она должна являться не единственным, а одним из вариантов такого решения.

Эффект от применения жилищной субсидии будет достигаться, прежде всего, в показателях количества очередников, нуждающихся в жилых помещениях, в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба. Предоставление денежных средств является выполнением государственных обязательств в сфере социального обеспечения военнослужащих, однако это отнюдь не означает, что у военнослужащего появляется необходимое жилище. Поэтому не все очередники позитивно восприняли введение новой формы.

Порядок предоставления жилых помещений и жилищной субсидии согласно новой редакции ст. 15 Федерального закона “О статусе военнослужащих” устанавливается каждым федеральным органом в отдельности. Вот тут и встает вопрос о том, будут ли иметь военнослужащие возможность выбирать форму жилищного обеспечения?

Нам видится два возможных принципиальных подхода к данному вопросу. Первый подход: орган оставит выбор за собой и будет определять форму жилищного обеспечения военнослужащих, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях. Второй подход: выбор закрепляется за военнослужащими, и жилищная субсидия предоставляется по их волеизъявлению с предварительным принятием на отдельный учет в качестве нуждающихся в обеспечении денежными средствами на покупку или строительство жилых помещений. Тем не менее, и в первом и во втором случае необходимо разрабатывать механизм “принудительного” предоставления жилищной субсидии. Представляется, что самым оптимальным способом исполнить государственное обязательство в данной форме будет внесение денежных средств в депозит нотариуса по месту жительства военнослужащего*(4).

Название настоящей статьи взято из контекста выступления депутата Государственной Думы, председателя комитета по жилищной политике и жилищно-коммунальному хозяйству Хованской Галины Петровны при первом чтении законопроекта “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих”*(5). В ходе обсуждения законопроекта остро стоял вопрос об альтернативности жилищной субсидии, однако законодатель не дал четкого и понятного ответа на него. В результате регулирование наиважнейшей части механизма реализации специального права на жилищное обеспечение было отдано на ведомственный уровень, что может нарушить гарантированную законом единую систему социальной защиты военнослужащих.

На основе проведенного анализа можно сделать вывод, что благодаря последним нововведениям у федеральных органов исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, имеется возможность обеспечивать жильем военнослужащих, принятых на соответствующий учет после 1 января 2014 г., в натуральной или денежной формах по своему усмотрению. Насколько органы воспользуются такой возможностью, покажет в будущем практика правоприменения.

юрисконсульт подразделения ФСО России

“Право в Вооруженных Силах”, N 5, май 2014 г.

*(1) Федеральный закон “О внесении изменений в Федеральный закон “О статусе военнослужащих” от 28 декабря 2013 г. N 405-ФЗ.

*(2) См., напр.: Карт-бланш. Военно-квартирный дефолт-2014 // Независимое военное обозрение. 2013. 15 мая; Руслан Цаликов: если есть обязательства, их надо выполнять быстро и четко”. Официальный сайт программы “Вести” [Электронный ресурс]. URL: http://www.vesti.ru/v (проект) [Электронный ресурс] URL: http://stat.doc.mil.ru/documents/projects/more.htm? >

*(3) Постановление Правительства Российской Федерации “Об утверждении Правил расчета субсидии для приобретения или строительства жилого помещения (жилых помещений), предоставляемой военнослужащим – гражданам Российской Федерации и иным лицам в соответствии с Федеральным законом “О статусе военнослужащих” от 3 февраля 2014 N 76.

*(5) Стенограмма заседания 13 декабря 2013 г. [Электронный ресурс]. URL: http://transcript.duma.gov.ru/node/3976/.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете приобрести документ за 75 рублей или получить полный доступ к системе ГАРАНТ бесплатно на 3 дня.

Купить документ Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Вместе или вместо? (к вопросу о выборе формы жилищного обеспечения)

Д.Ю. Гайдин – юрисконсульт подразделения ФСО России

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector