Возможна ли продажа права на реализацию входных билетов?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Возможна ли продажа права на реализацию входных билетов?

С 1 сентября изменился порядок реализации и возврата билетов на культурно-зрелищные мероприятия

deb-37 / Depositphotos.com

В частности, теперь:

  • реализацией билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия могут заниматься только сами эти организации и музеи, а также уполномоченные ими лица на основании договора. Другим лицам заниматься реализацией билетов запрещено. Исключение – однократная продажа гражданином собственного билета, абонемента или экскурсионной путевки по цене, не превышающей указанной в них цены;
  • введен запрет на реализацию билетов, абонементов и экскурсионных путевок по цене, выше указанной в них стоимости. Вместе с тем уполномоченные на реализацию билетов лица могут взимать плату за оказание покупателю сопутствующих услуг, например, по бронированию, однако общая стоимость таких сопутствующих услуг должна составлять менее 10% цены, указанной в приобретенном билете, абонементе, путевке (иное может быть предусмотрено договором, заключенным организацией исполнительских искусств или музеем с этим уполномоченным лицом).

Порядок формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг должно определить Минкультуры России. На данный момент указанный порядок еще не установлен (проект приказа Минкультуры России “Об утверждении порядка формирования и расчета общей стоимости сопутствующих услуг, оказываемых покупателю билета, абонемента или экскурсионной путевки”).

Так, если мероприятие отменяется или переносится его организатором, посетителю вернут полную стоимость билета.

В случаях отказа от посещения мероприятия по инициативе посетителя, размер возвращаемой суммы за неиспользованный билет будет зависеть от времени, оставшегося до дня его проведения.

Конкретный порядок возврата билетов, абонементов и экскурсионных путевок в случае отказа посетителей от посещения зрелищных мероприятий установят сами организации исполнительских искусств и музеи на основании правил, которые должно утвердить Правительство РФ в соответствии с рассматриваемым законом.

Правила и условия возврата билетов в связи с обстоятельствами (документально подтвержденными), связанными с болезнью посетителя или смертью лица, являвшегося членом его семьи или его близким родственником, определит Правительство РФ (проект постановления Правительства Российской Федерации).

А вот льготные или приобретенные в рамках специальных программ и акций билеты, абонементы и экскурсионные путевки (за исключением именных), организации исполнительских искусств и музеи вправе не принимать к возврату.

Обратите внимание: вступающими в силу поправками предусмотрено, что организации исполнительских искусств и музеи не осуществляют возврат денежных средств, уплаченных посетителем сверх установленной цены билета при его приобретении у уполномоченных на реализацию билетов лиц (т. е. платы за оказание сопутствующих услуг).

В заключение отметим, что Правительством РФ на данный момент еще не установлены правила и условия возврата билетов (абонементов, экскурсионных путевок) и переоформления на других лиц именных билетов (абонементов, экскурсионных путевок) в случае отказа посетителей от посещения предусмотренных ими мероприятий. Согласно проекту соответствующего НПА, в них предполагается закрепить, что для возврата денежных средств за неиспользованный билет посетитель, отказавшийся от посещения мероприятия, должен будет написать заявление, предъявить документ, удостоверяющий личность, и предоставить билет.

Если билет был приобретен за наличный расчет, деньги за него вернут в день получения заявления, а если за безналичный расчет – в сроки, установленные правилами платежных систем (на банковскую карту, с помощью которой производилась оплата билета).

Также планируется установить, что организации исполнительских искусств и музеи вправе:

  • не принимать к возврату по одному заявлению более пяти билетов, абонементов и экскурсионных путевок;
  • отказать в возврате денежных средств по заявлению в случае установления факта систематического обращения посетителя с заявлением более 3 раз в месяц;
  • установить в собственном порядке возврата билетов, абонементов, экскурсионных путевок более благоприятные условия их возврата, чем предусмотрено правилами, которые определит Правительство РФ.

Как продавать билеты по 54-ФЗ ? Продажи через уполномоченных (часть III).

В последней части нашего материала о продажах билетов по 54-ФЗ мы расскажем, как организовать работу с уполномоченными распространителями. Все решения из данной статьи также подходят для продажи билетов с доставкой курьером или в любом месте, где нет стационарной кассы. Например, на остановке экскурсионного автобуса или на входе на опен-эйр-мероприятие.

Кто выдает чек (и нужно ли его выдавать вообще) определяется условиями вашего договора с распространителем и его статусом.

  • Если ваш распространитель – физическое лицо, то самостоятельно купить и зарегистрировать на себя кассу он не может. Его надо обеспечить кассой, купленной и зарегистрированной самим учреждением/организатором. Продавца при этом надо или оформить в штат вашего учреждения, или заключить с ним договор, по которому он будет действовать «от имени и за счет Принципала (учреждения)».
  • Если распространитель – индивидуальный предприниматель, то он при определенных условиях может воспользоваться поправкой к 54-ФЗ от 23 мая 2019 года и обойтись без выдачи чеков.

Какие условия надо выполнить распространителю, чтобы продавать билеты без ККТ (контрольно-кассовой техники):

  • быть индивидуальным предпринимателем;
  • продавать билеты в государственные и/или муниципальные учреждения культуры;
  • не иметь наемных сотрудников;
  • продавать билеты с рук или с лотка (если у распространителя есть сайт или торговый киоск, то он лишается права не выдавать чек);
  • продавать билеты на бланках строгой отчетности.

На не-государственные учреждения культуры эта поправка не распространяется, распространителям-ИП необходимо покупать и регистрировать на себя ККТ нового образца.

Какие модели касс подходят для распространителей?

С технической точки зрения касса для распространителей – это мобильная касса, которая работает так же, как и стационарное устройство. Мобильная касса может быть состыкована с билетной системой или работать независимо.

Если у вас только входные билеты (без места), нет риска «переаншлага» и/или необходимости сводить все продажи со всех каналов в билетной системе, вы можете использовать независимую кассу (без связи с билетной системой).

Независимая касса может быть либо реальным переносным аппаратом, либо — онлайн-сервисом, который отправляет чек покупателю на e-mail (распространитель работает с планшетом или со смартфоном с доступом в интернет, заходит в личный кабинет онлайн-кассы и формирует электронный чек с отправкой на почту зрителю). На чеке будет напечатано наименование услуги («спектакль» или «концерт», как вы их заведете в личном кабинете кассы). К нему надо будет прикладывать дополнительно билет с полной информацией о событии (название, дата, время начала, место в зале).

Мобильная касса со стыковкой с билетной системой — это более совершенное устройство. На ней можно печатать полноценный чек-билет, со всей необходимой зрителю информацией (на фотографиях ниже). Такая касса имеет связь с интернетом (через сим-карту или по wi-fi) и работает в едином поле со всеми вашими каналами продаж.

Плюсы такой кассы:

  • у организатора — всегда актуальные отчеты по продажам по всем распространителям
  • у распространителя — всегда полный выбор мест (что увеличивает продажи агента в среднем на 15-20%*)
  • экономия на печати билетов в типографии (чек содержит всю необходимую для прохода информацию)
  • экономия на покупке/аренде терминала для оплаты банковскими картами

*по данным пользователей билетной системы SmartBilet — рост продаж у театральных распространителей при отказе от квот и переходе на работу с мобильной кассой в первом полугодии 2019 года.

Мобильная касса MSPOS может заменить всё обычное оборудование кассы:

  • компьютер с программой продажи билетов
  • билетный принтер
  • фискальный регистратор или стационарную кассу
  • терминал для оплаты картами
Читать еще:  Задолженность по решению суда

Где и кем используется:

  • в кассах театрах и концертных залов
  • в офисах компаний-распространителей билетов
  • курьерами и уполномоченными распространителями
  • при продаже билетов на месте проведения события (на площадках без кассового павильона)
  • организаторами экскурсий (в офисах, в месте проведения экскурсии, на палубах теплоходов и остановках экскурсионных автобусов)
  • как дополнительная точка продажи в момент пиковой нагрузки на стационарные кассы.

Как видите, область применения мобильных касс не ограничивается только распространителями и курьерами, работающими на выезде. Они работают в разных условиях и точках продаж.

Подробнее о продаже билетов на мобильной кассе MSPOS можно прочитать здесь.

Другие статьи о продаже билетов по 54-ФЗ:

Если у вас остались вопросы по выбору и подключению он-лайн кассы для продажи билетов — напишите нам через форму обратной связи внизу страницы или позвоните по номеру (звонок бесплатный с любого телефона в РФ). Мы поможем подобрать кассу конкретно под ваши каналы продаж.

Отвечаем в течение 30 минут!

Совершенствование порядка реализации и возврата билетов

Автор: Семина Л., эксперт журнала

С 1 сентября 2019 года ужесточаются требования к оформлению и реализации билетов организациями исполнительских искусств и музеями. Соответствующие поправки внесены Федеральным законом от 18.07.2019 № 193-ФЗ (далее – Закон № 193-ФЗ) в Основы законодательства о культуре[1]. Подробнее об изменениях читайте в статье.

Оформление, реализация и возврат билетов.

В основы законодательства о культуре вводится новая ст. 52.1, устанавливающая требования к оформлению, реализации и возврату билетов, абонементов, экскурсионных путевок (далее – билетов) на зрелищные мероприятия, проводимые организациями исполнительских искусства и музеями.

К организациям исполнительских искусств относятся театры, филармонии, цирки, самостоятельные творческие исполнительские коллективы, концертные залы, творческие центры исполнительских искусств, театральные, концертные, цирковые гастрольные или фестивальные центры и другие организации культуры, основная деятельность которых ориентирована на организацию, подготовку и (или) непосредственное осуществление (публичный показ) представлений и концертов. Кроме того, в целях применения новой статьи к организациям исполнительских искусств также относятся индивидуальные предприниматели, которые осуществляют создание, исполнение, показ (за исключением кинопоказа) и интерпретацию произведений литературы и искусства.

Требования к форме билетов.

Форма билета (в том числе электронного) утверждается Минкультуры как бланк строгой отчетности, содержащий реквизиты билета. Вместе с тем организации исполнительских искусств и музеи вправе самостоятельно устанавливать элементы оформления билетов.

На сегодняшний день формы билета, абонемента и экскурсионной путевки как бланков строгой отчетности утверждены Приказом Минкультуры РФ от 17.12.2008 № 257.

Признаются недействительными и не принимаются к возврату билеты:

форма и реквизиты которых не соответствуют утвержденным формам и реквизитам;

элементы оформления которых не соответствуют элементам оформления, установленным организациями исполнительских искусств и музеями;

Требования к лицам, реализующим билеты.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать билеты учреждения культуры самостоятельно либо через уполномоченных лиц (граждан, индивидуальных предпринимателей, юридических лиц на основании заключенных договоров). Кроме того, они могут разрешить уполномоченному лицу передавать по договору другому лицу права и обязанности по реализации билетов при условии, что такое лицо будет нести ответственность за действия другого лица.

Иные лица к реализации билетов не допускаются (за исключением однократной продажи гражданином приобретенных им для использования в личных целях билета по цене, не превышающей указанной в билете).

Ограничение цены реализации билета и стоимости сопутствующих услуг.

Реализация билетов на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия по цене, превышающей указанную в билете, не допускается.

Уполномоченные и иные лица, реализующие билеты учреждения культуры по договору, заключенному с организациями исполнительских искусств и музеями, вправе взимать плату за оказание покупателю билета сопутствующих услуг (по бронированию, составлению в электронной форме и (или) печати на бумажном носителе билетов, информированию покупателей о проводимых зрелищных мероприятиях, об отмене, замене и (или) переносе зрелищных мероприятий и иных информационно-консультативных услуг). Общая стоимость таких услуг не должна превышать 10 % цены билета. Порядок формирования и расчета данной стоимости утверждается Минкультуры.

Реализация именных билетов.

Организации исполнительских искусств и музеи вправе реализовывать именные билеты с учетом требований законодательства РФ о персональных данных. Именные билеты дают право на посещение зрелищных мероприятий только при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителей. При несоответствии сведений о посетителе, указанных в именном билете, данным, содержащимся в предъявляемом документе, или при наличии исправлений в сведениях посетитель на зрелищное мероприятие не допускается.

Возврат стоимости билетов.

Гражданин, купивший билет на зрелищное мероприятие, проводимое организацией исполнительских искусств или музеем, вправе вернуть его в случае:

1) отмены, замены либо переноса мероприятия. При этом посетителю возмещается полная стоимость билета;

2) отказа от посещения мероприятия в связи с документально подтвержденными обстоятельствами, связанными с болезнью посетителя либо смертью его родственников. Правила и условия возврата билета при таких обстоятельствах устанавливаются Правительством РФ;

3) отказа от посещения мероприятия по иным причинам. В таком случае возмещаемая стоимость билета будет зависеть от даты его возврата. Если билет возвращен:

не позднее чем за десять дней до дня проведения мероприятия, покупатель вправе получить обратно 100 % его цены;

менее чем за десять дней, но не позднее чем за пять дней до дня проведения мероприятия – не менее 50 % цены билета;

менее чем за пять дней, но не позднее чем за три дня до дня проведения мероприятия – не менее 30 % цены билета.

Для абонементов днем проведения зрелищного мероприятия является день проведения первого предусмотренного абонементом зрелищного мероприятия.

Организация исполнительских искусств или музей вправе отказать покупателю в возврате стоимости билета в следующих случаях:

если покупатель вернул билет менее чем за три дня до дня проведения зрелищного мероприятия;

если билет (за исключением именного) был продан в рамках специальных программ и акций, предусматривающих особые условия приобретения билетов.

Организация исполнительских искусств или музей при возврате билета, помимо возмещения его стоимости, вправе предложить покупателю посетить это же зрелищное мероприятие в другое время или другое мероприятие.

Правила и условия возврата билетов и переоформления на других лиц именных билетов на проводимые зрелищные мероприятия в случае отказа посетителей от их посещения утверждаются Правительством РФ. В соответствии с данными правилами организации исполнительских искусств и музеи утверждают на местах порядок возврата билетов и переоформления их на других лиц (с указанием должностных лиц, которые переоформляют билеты) именных билетов.

Информационная открытость организаций культуры.

Закон № 193-ФЗ уточнил положения ст. 36.2 Основ законодательства о культуре, устанавливающей требования к информационной открытости учреждений культуры.

Согласно ее действующей редакции организации культуры обязаны размещать на своих официальных сайтах следующую информацию:

дата создания организации, сведения о ее учредителе, место нахождения организации и ее филиалов (при наличии), режим, график работы, контактные телефоны и адреса электронной почты;

структура и органы управления организации;

виды предоставляемых организацией услуг;

материально-техническое обеспечение предоставления услуг;

копия устава организации культуры;

копия плана финансово-хозяйственной деятельности организации или бюджетной сметы (информация об объеме предоставляемых услуг);

копия документа о порядке предоставления услуг за плату;

информация, опубликованная по решению организации культуры, а также информация, размещение и опубликование которой являются обязательными в соответствии с законодательством РФ;

иная информация, определяемая уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, необходимая для проведения независимой оценки качества условий оказания услуг организацией.

Читать еще:  Не могу забрать ноутбук из ремонта

С 1 сентября 2019 года список публикуемой информации расширится. Так, организации исполнительских искусств и музеи дополнительно будут обязаны размещать на своих официальных сайтах информацию:

об установленных ценах на билеты на проводимые ими театрально-зрелищные, культурно-просветительные или зрелищно-развлекательные мероприятия, в том числе на публичное представление музейных предметов и музейных коллекций;

о лицах, уполномоченных на реализацию билетов, и других лицах, которым уполномоченными лицами переданы права и обязанности по реализации билетов, включая сведения о сайтах, через которые данные лица реализуют такие билеты, а также о максимальной стоимости технологически обусловленных (необходимых) и неразрывно связанных с реализацией билетов сопутствующих услуг;

о формах, реквизитах и элементах оформления билетов на проводимые зрелищные мероприятия;

о лицах, на которые возложена обязанность по возмещению посетителю полной (частичной) стоимости билета;

о зрелищных мероприятиях, которые посещаются при предъявлении документов, удостоверяющих личность посетителя, в том числе документов, удостоверяющих личность иностранного гражданина или лица без гражданства, с указанием сведений о посетителе (фамилии, имени и отчества) в билете в случае реализации именных билетов;

о предусматривающих особые условия приобретения билетов (в том числе льготы, скидки) специальных программах и акциях, включая информацию о праве организаций не принимать к возврату приобретенные в рамках данных программ и акций билеты;

о порядке возврата билетов, в том числе именных, на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия.

В последнее время в России обострилась проблема, связанная с приобретением билетов на культурно-зрелищные мероприятия недобросовестными покупателями с единственной целью – их перепродажи. Такие покупатели перепродают билет дороже его номинальной стоимости, а в случае его невостребованности – возвращают организатору. Тот принимает билет и возвращает покупателю его полную стоимость. Но при этом он несет убытки, поскольку вероятность продать возвращенный в день проведения культурно-зрелищного мероприятия билет невысока.

Кроме того, нелегальная продажа билетов на культурно-зрелищные мероприятия существенно дискредитирует деятельность ведущих организаций культуры России.

Согласно внесенным поправкам на законодательном уровне закрепляются меры, направленные на ликвидацию случаев незаконной перепродажи билетов на театрально-зрелищные, культурно-просветительские и зрелищно-развлекательные мероприятия организаций культуры. В частности, с 1 сентября 2019 года:

продавать билеты могут только организации культуры, осуществляющие деятельность в области исполнительских искусств, и музеи либо уполномоченные ими лица на основании договора;

запрещается продавать билет дороже его номинальной стоимости;

к реализации допускаются билеты, заполненные по установленной форме. При этом организации культуры вправе вводить дополнительные элементы оформления билетов на проводимые мероприятия;

определен порядок возврата билетов на культурные мероприятия с учетом утвержденных Минкультуры требований, в том числе в случаях отказа от посещения мероприятий по инициативе посетителя, а также порядок возврата билетов, которые предусматривают идентификацию личности посетителя по документам, удостоверяющим его личность. В Законе № 193-ФЗ приводятся максимальные размеры возмещения стоимости билетов в зависимости от причин их возврата.

Установленные данным нормативным актом требования к оформлению, реализации и возврату билетов распространяются также на абонементы и экскурсионные путевки.

С учетом новых требований для организаций исполнительских искусств и музеев расширен перечень информации, размещаемой в обязательном порядке на их официальных сайтах.

[1] Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утв. ВС РФ 09.10.1992 № 3612-1.

Право и театр. Новые правила возврата билетов. Экспресс-анализ.

Случилось страшное – изменены правила возвратов билетов. Они вступят в силу с 1 сентября 2019 года (Федеральный закон от 18.07.2019 N 193-ФЗ). Поскольку часто сам посещаю культурно-массовые мероприятия, не мог пройти мимо этой темы.

  1. Суть изменений. Основы законодательства о культуре дополнилась ст. 52.1., которая будет регулировать оформление, реализацию и возврат билетов, абонементов и экскурсионных путевок на проводимые организациями исполнительских искусств и музеями зрелищные мероприятия

Касательно возврата по инициативе потребителя установлена градация:

  • не позднее, чем за 10 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно 100 % цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
  • менее чем за 10 дней, но не позднее чем за 5 дней до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 50 % цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
  • менее чем за 5 дней, но не позднее чем за 3 дня до дня проведения зрелищного мероприятия получить обратно не менее 30 % цены билета, абонемента или экскурсионной путевки;
  • менее чем за 3 дня 0 % от цены.
  • Возврат денежных средств возможен, если причина возврата – документально подтвержденная болезнь зрителя или его родственников.
  1. Насколько изменилась правовая ситуация? – кардинально. Сейчас, то есть до 01.09.2019 действуют общие правила отказа потребителя от услуг (ст. 782 ГК РФ, ст. 32 Закона о защите потребителей) – отказ в любое время при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов, связанных с исполнением обязательств по данному договор.
  1. Насколько изменилась фактическая ситуация? Ответ – существенно и не в пользу потребителя, так как сейчас правила более мягкие.

На практике, на примере театров г. Москвы это выглядит следующим образом. При отказе от договора удерживаются 5-10 % от суммы (в регионах может быть меньше). Разнообразие мнений и условий есть по двум вопросам:

  1. Допустимый срок отказа. Например, билетный оператор «Тикетлэнд» не проводит возврат за 3 дня до мероприятия, оператор «Lastick» за 24 часа.
  2. Порядок возврата. К примеру, Московская филармония требует предъявление заявления о возврате очно в рабочие дни и время (п. 3.5 Правил), а для отказа от билета в Доме музыки достаточно направления электронного письма с произвольным содержанием.

Есть и одиозные примеры. В частности, это Театр наций, который допускает возврат билетов только при отмене, переносе и замена спектакля[1].

Модель, которую выбрал законодатель, также известна на практике.

К примеру, ею пользуется Воронежский камерный театр: при отказе от договора за 3 дня до спектакля возвращается 100 % суммы, от 3 до 1 дня – 50 %, а менее 1 дня не возвращается вовсе. Замечу, что законодатель выбрал существенно более жёсткие сроки.

Могут быть и интересные сочетания. К примеру, Музыкальный театр имени Станиславского и Немировича-Данченко принимает заявления о возврате до начала спектакля (то есть сдать билет можно и в день спектакля), но заявление надо подать очно в определённое время (п. 3.2 Правил театра)

  1. Оценка последствий изменений для потребителя. С одной стороны отрадно, что появились единые правила возврата билетов и те учреждения культуры, которые вовсе отрицают саму возможность возврата, будут так сказать посрамлены.

Однако в целом новые правила направлены против потребителя. Здесь уместно привести собственный опыт. Как уже отметил выше на культурных мероприятиях, требующих покупку билета, бываю часто. По своему опыту случаи, когда по своей инициативе возвращаю билет – это примерно 1 % от общего количества спектаклей.

Отмена, перенос или замена программы встречается чаще (4-5 %). Обстоятельства, из-за которых я не могу посетить спектакль, всегда возникали в тот самый 3-хдневный срок, где потребитель получает 0 % (по новым правилам). Замечу, что сейчас (до вступления в силу новых правил) театры и билетные операторы исходят из того, что для них неприемлемый срок возврата – за 24 часа и менее до начала спектакля.

Я не припомню того случая, что мне становилось известно о невозможности посетить запланированный мною спектакль за 10 и более дней (не считая случаев переноса и отмен) до его начала.

Читать еще:  Определение территории занятой зелеными насаждениями

То есть лично для меня новые правила означают одно – я буду покупать фактически невозвратные билеты, то есть мои потери будут 100 %, а не 5-10 % как до сентября 2019 года.

  1. Оценка пользы закона. Полагаю, для культурных учреждений и в первую очередь театров и концертных залов новые правила возврата стоимости билетов вредны, хотя в ближайшей перспективе у них могут быть некоторые выгоды. Полагаю, что общая невозвратность приобретаемых билетов будет общим правилом не только для меня, но и для большинства. При том, что цены на билеты могут быть существенны. В Москве цены на спектакли вполне могут составлять 10 000 и более рублей.

Попробую смоделировать ситуацию. Гражданин Х приобрёл 4 билета на спектакль Y на всю семью по цене 10 000 рублей за билет. За 2-3 дня до начала происходит некое экстраординарное событие, из-за которого семья не может посетить мероприятие. По новым правилам, гражданин Х не получит ничего, то есть 0 от 40 000 руб.

С одной стороны, театр удерживает у себя эти деньги, у него нет убытков. С другой встаёт вопрос, а будет ли эта семья дальше посещать этот и другие театры и концертные площадки, если по опыту есть риск остаться и без спектакля и без денег за него (или большей части)?

И этот вопрос вряд ли будет единичным. И не приведёт ли это к оттоку аудитории в сторону менее финансово рискованных видов досуга?

Видимо, узнаем об этом в ближайшие годы.

[1] За это данный театр привлекался к административной ответственности – Определение Верховного Суда РФ от 28.02.2017 N 305-АД16-21406 по делу N А40-93832/16, но московские суды общей юрисдикции Правила театра в этом вопросе поддержали (Апелляционное определение Московского городского суда от 12.07.2017 по делу N 33-20040/2017).

Pro Ticketing

Покупка билета на концерт, спортивное мероприятие или театральное представление для большинства из нас – дело довольно привычное. Даже если мы выбираемся «в свет» лишь пару раз в год, все равно с покупкой билетов обычно не возникает трудностей. Мы обращаемся к билетным агентам, в билетные кассы концертных залов, театров, стадионов или приобретаем билеты в интернете.

Наверняка многие замечали, что цена билета на мероприятие может колебаться в зависимости от продавца и времени, когда приобретается билет.

Разница между покупкой билета заранее и за 10 минут до начала в целом понятна: организаторы стимулируют раннюю покупку билетов, поскольку хотят быстрее вернуть деньги, потраченные на организацию мероприятия (гонорар артиста, оплата труда задействованных лиц, рекламная кампания).

А вот вопрос колебания стоимости билета у разных продавцов несколько сложнее. И дело здесь не только в желании отдельного продавца обогатиться за наш счет. То, что продавец получает определенное вознаграждение за свои услуги, предоставляя нам возможность купить билет и попасть на мероприятие, – вполне нормально и законно. Однако вознаграждение продавца может складываться из нескольких элементов. Все зависит от содержания агентского договора, заключаемого между организатором и агентом. Кроме того, большое значение имеет длина цепочки посредников – агентов и субагентов.

Короткая цепочка складывается минимум из трех элементов: это выступающие артисты, организаторы концерта и посетители, покупающие билет на мероприятие. Если артисты напрямую контактируют с организатором, предоставляющим им площадку для выступления и при этом занимающимся реализацией билетов, то стоимость билета зависит от пожеланий артистов (гонорар за выступление), расходов организатора (аренда помещения, оплата труда задействованных лиц, аренда оборудования, реклама и др.) и его собственного вознаграждения, а также от количества мест. Схема довольно проста.

А теперь представим, что вы хотите посетить не выступление местной группы, а концерт артиста мирового уровня. Количество звеньев в цепи возрастет. Во-первых, звезду нужно пригласить, и здесь на сцену помимо самого исполнителя выходят его всевозможные агенты, менеджеры, зарубежные компании-посредники и иные заинтересованные лица.

Во-вторых, сильно возрастает и количество возможных посетителей мероприятия, а, следовательно, и количество билетов для продажи. Чтобы охватить максимальное количество желающих и реализовать билетную массу, организаторам приходится прибегать к посредничеству билетных агентств и продавцов. Билетные агентства, в свою очередь, могут обратиться к посредникам – более мелким распространителям.

Понятно, что никто из них не работает себе в убыток. Агентское вознаграждение может складываться из определенного процента с каждого вырученного билета, в этом случае организатор делится с билетными агентствами частью своего дохода, но первоначальная стоимость билета остается неизменной. Другой вариант – увеличение стоимости за счет так называемого сервисного сбора. Сервисный сбор – это фиксированная сумма, которую продавец взимает с нас дополнительно в качестве платы за его услуги по продаже нам билета.

Известная народная мудрость учит нас не гнаться за дешевизной, поскольку «скупой платит дважды». С другой стороны, никто не заинтересован переплачивать или кормить спекулянтов. Грамотное планирование свободного времени и получение информации о мероприятиях заранее позволит вам сэкономить при покупке билетов. А современные компьютерные технологии дадут возможность купить электронный билет, не выходя из дома и по выгодной цене.

Агентское вознаграждение – стоимость услуг билетного агентства. Чаще всего складывается из определенного процента от номинальной стоимости билета с вырученной суммы за реализацию билетов. Агентское вознаграждение обговаривается индивидуально в договоре, заключаемом между организатором / промоутером и билетным агентством (или между билетным агентством и субагентами), может колебаться в зависимости от количества реализованных билетов, скорости их реализации, ценовой категории мест, тарифов и т.д.

Артист – человек или группа людей, предоставляющие услуги развлекательного характера.

Билетное агентство – занимается реализацией билетной массы конечному потребителю напрямую или при посредничестве субагентов. За реализацию билетной массы, предоставляемой организатором, билетное агентство получает агентское вознаграждение, обговариваемое каждый раз индивидуально в рамках заключаемого агентского договора.

Организатор / Промоутер – является главным ответственным за проведение зрелищного мероприятия. Договаривается с артистом или его агентом, выполняет требования артиста для полноценного выступления, выплачивает гонорар, организует приезд, размещение, охрану и др. вопросы, связанные с выступлением артиста. Организует площадку для проведения зрелищного мероприятия, рассчитывает смету мероприятия и устанавливает номинальную стоимость билета. Производит билетную массу и передает ее для реализации в билетные агентства.

Площадка – место проведения мероприятия. Включает в себя помещение и необходимую для его полноценного функционирования инфраструктуру (материальные, технические, информационные, человеческие и иные ресурсы). Ключевую роль в работе площадки при проведении мероприятия играет система контроля доступа (СКД).

Представитель артиста / Зарубежная компания – посредники, облегчающие возможность организаторам / промоутерам связаться с артистами и договориться о проведении зрелищного мероприятия, владеют базами данных артистов, условиями их сотрудничества и иногда правами на организацию их выступлений.

Сервисный сбор – это добавочная стоимость к номинальной стоимости билета, дополнительная сумма, взимаемая билетным агентом с конечного потребителя за предоставление возможности купить билет и посетить зрелищное мероприятие. Сервисный сбор облагается НДС.

Субагент – посредник в реализации билетов между билетным агентством и конечным потребителем. За реализацию билетов с конечного потребителя взимается сервисный сбор.

Если у вас остались вопросы о том, как работает билетный рынок по зрелищным мероприятиям, пишите нам.

А в следующий раз мы затронем тему спекулянтов билетного рынка.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector