Внесение изменения в устав муниципального бюджетного учреждения
Пошаговая инструкция внесения изменений в устав на 2019 год
Под уставом принято понимать основной и единственный документ, используемый в ООО. В нем содержатся нормы, в соответствии с которыми работает компания, поэтому он выступает в качестве основного закона ООО.
В ст. 12 ФЗ №14 прописан перечень сведений, которые должны быть включены в документ в обязательном порядке. Наряду с ними могут включаться дополнительные материалы и положения.
Внесение новых сведений в устав должно сопровождаться уведомлением Федеральной налоговой службы, в противном случае предусмотрена ответственность по ст. 14.25 КоАП РФ в виде штрафа. Какие материалы могут быть внесены в устав, и как их правильно вносить?
Нормативная регламентация на 2019 год
Основной регламент по данному вопросу – Федеральный закон №312 от 8 февраля 1998 года. Устав – основное положение ООО, и оно должно быть утверждено органом, имеющим соответствующее полномочие. Данные о положении организация должна предоставить в орган, занимающийся проведением процедуры государственной регистрации юридических лиц.
Внесение новых данных происходит силами уполномоченного федерального органа. Они начинают действовать после 15 дней с момента публикации соответствующей информации.
В качестве базы устав содержит следующие сведения:
- название ООО в полном и сокращенном виде;
- данные о месте его пребывания;
- информация о составе участников;
- материалы о размере уставного капитала;
- права и обязанности сторон;
- порядок выхода участников и перехода долей;
- нюансы хранения.
В п. 4 речь идет об изменениях, вносимых в устав. Происходит это на основании решения общего собрания учредителей ООО. Все они подвергаются процедуре государственной регистрации (порядок прописан в ст. 13 ФЗ №14). Именно с этого момента они приобретают силу.
Еще один регламент – ФЗ №99 от 5 мая 2014 года. Он посвящен внесению новых данных в ГК РФ. Поэтому все остальные акты, связанные с внесением корректировок в устав, должны быть приведены в вид и форму, соответствующие данному документу. Есть еще один документ, регламентирующий данный вопрос – это Гражданский кодекс РФ.
Какие изменения можно вносить
Все коррективы, вносимые в устав, могут быть классифицированы по двум направлениям — данные, отражаемые в ЕГРЮЛ, и не отражаемые в нем. Первая группа включает следующие направления:
- смена фирменного названия ООО;
- смена юридического адреса;
- добавление дополнительных кодов ОКВЭД.
Если в документе присутствует только город регистрации ООО, а затем происходит смена юридического адреса, корректировка информации не производится. Нужно просто сообщить об этом в контролирующий орган посредством заявления, составленного по форме Р14001.
Вторая группа состоит из следующих элементов:
- Приведение устава в другую форму в соответствии с положениями ФЗ №312 от 30 декабря 2008 года. Если этого не было сделано, документ имеет юридическую силу только в тех пунктах, которые не противоречат нормам действующего законодательства.
- Положения, оставленные на усмотрение участников ООО. Речь идет о количестве голосов, которые нужны в целях принятия решения, сроке создания ООО, порядке выхода из состава.
- Приведение устава в новый вид согласно изменениям ГК РФ. Их добавление происходит по желанию, поскольку вне зависимости от внесения они все равно имеют юридическую силу, например, требование ст. 67.1 ГК РФ.
Пошаговая инструкция по оформлению
Внесение в устав корректировок сопряжено с выполнением пошагового алгоритма действий. Он включает в себя несколько важнейших пунктов.
Подготовка документов
Первое, с чего начинается этот процесс – принятие участниками соответствующего решения. Если их несколько, оформляется протокол общего собрания. Единственным учредителем и участником ООО выносится единоличное решение.
На следующем этапе происходит непосредственно внесение новых сведений, к примеру, указание нового названия, размера уставного капитала, юридического адреса. Подавать в налоговую службу следует полный текст документа в измененном формате.
Заполнение заявления по форме Р13001: какие листы заполнять
Сообщение о факте внесения изменений производится посредством формы Р13001. В качестве заявителя в этой ситуации выступает директор предприятия. Он ставит свою подпись, которая впоследствии заверяется у нотариуса. В целях проведения этой процедуры нотариус запрашивает следующие документы:
- свидетельство ОГРН;
- справка о факте присвоения ИНН/КПП;
- протокол;
- решение о том, что в устав были внесены изменения;
- документ, свидетельствующий о полномочиях директора;
- приказ, подтверждающий факт вступления в должность;
- действующий устав;
- удостоверение личности.
Правила заполнения формы выглядят следующим образом:
- Буквы при заполнении на компьютере должны иметь высоту 18 единиц, шрифт – Courier New.
- В случае заполнения в ручном режиме используются чернила в черном цвете и обязательно печатные буквы.
- Заявление включает в себя 23 страницы, на заполнять нужно только те, в которые происходит внесение изменений (пустые страницы прилагать и осуществлять в них нумерацию не нужно).
- В рамках одного заявления может быть указано сразу несколько изменений.
- Заполнение страницы 001 и листа M происходит всегда, вне зависимости от вида вносимых изменений.
- Раздел 5 заполняется нотариусом.
- Печать в двухстороннем порядке запрещена.
Заполнение формы Р13002
Форма Р13002 представляет уведомление о внесении в учредительную документацию определенных изменений. Внесение данных в эту форму происходит, когда изменения обретают силу и начинают действовать. Также ее заполнение необходимо в случае изменений, происходящих с представительствами, филиалами.
В процессе работы с документом нужно пройти два этапа, в частности – заполнить и распечатать. После этого бумага подается на официальную регистрацию. Сам бланк состоит из 6 листов. Это страница 1, лист А, включающий 2 страницы, лист Б, содержащий 3 страницы. Данные вносятся в соответствии с уставом предприятия в измененной форме.
Регистрация подтверждающих документов
Процедура официальной регистрации вносимых изменений начинается после того, как налоговый орган получает следующий пакет документов:
- заявление, составленное по форме Р13001;
- протокол, в котором оговариваются вносимые изменения;
- устав в новом виде;
- чек-квитанция, подтверждающий факт уплаты государственной пошлины, размер которой составляет 800 руб.
Оповещение сторонних организаций
О том, что в уставный документ были внесены изменения, уведомляются сторонние организации, которые взаимодействуют с рассматриваемым ООО – клиенты, партнеры, поставщики, подрядчики, банки. Это нужно для того, чтобы они были в курсе наступивших изменений и смогли своевременно на их отреагировать.
Внесение изменения в устав муниципального бюджетного учреждения
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Организация является федеральным государственным бюджетным учреждением науки. Организации необходимо внести изменения в устав. Приказ Министерства науки и высшего образования Российской Федерации о внесении соответствующих изменений в устав издан. Каковы сроки, порядок, формы документов для таких изменений?
Согласно пункту 1 ст. 52 ГК РФ, п. 1 ст. 14 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях” (далее – Закон N 7-ФЗ) учредительным документом бюджетного учреждения является устав. В соответствии с п. 6 ст. 52 ГК РФ изменения, внесенные в учредительные документы юридических лиц, приобретают силу для третьих лиц с момента государственной регистрации таких документов, а в случаях, установленных законом, с момента уведомления органа, осуществляющего государственную регистрацию, о соответствующих изменениях.
Пунктом 32 Порядка создания, реорганизации, изменения типа и ликвидации федеральных государственных учреждений, а также утверждения уставов федеральных государственных учреждений и внесения в них изменений, утвержденного постановлением Правительства РФ от 26.07.2010 N 539, предусмотрено, что устав федерального учреждения, а также вносимые в него изменения утверждаются правовым актом федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя (в рассматриваемом случае – приказом Министерства науки и высшего образования Российской Федерации).
В соответствии с п. 1 ст. 23 Закона N 7-ФЗ государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы некоммерческой организации, осуществляется в том же порядке и в те же сроки, что и государственная регистрация некоммерческой организации. При этом согласно п. 1 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ некоммерческая организация подлежит государственной регистрации в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) с учетом установленного Законом N 7-ФЗ порядка государственной регистрации некоммерческих организаций.
В силу п. 3 ст. 13.1 Закона N 7-ФЗ, п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ, приказа Минюста России РФ от 07.05.2013 N 68 формы заявлений, необходимых для государственной регистрации некоммерческих организаций и внесения изменений в их учредительные документы, определяются в соответствии с приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (далее – Приказ N ММВ-7-6/25@), утвердившим формы документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц.
Пунктом 1 ст. 17 Закона N 129-Ф установлен перечень документов, необходимых для государственной регистрации внесения изменений в учредительные документы юридического лица:
– заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001, утвержденная Приказом N ММВ-7-6/25@), подписанное заявителем, которым в этом случае выступает руководитель учреждения (п. 1 ст. 30 Закона N 7-ФЗ, пп. “а” п. 1.3 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Если документы в регистрирующий орган представляются на бумажных носителях, подлинность подписи заявителя должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ);
– приказ, в соответствии с которым в устав учреждения вносятся изменения;
– изменения, вносимые в устав, или устав в новой редакции (в двух экземплярах, если они представляются не в форме электронных документов);
– документ об уплате государственной пошлины (уплачивается в размере 800 рублей – пп.пп. 1, 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Госпошлина не уплачивается, если документы направляются в электронной форме в порядке, установленном законодательством РФ о государственной регистрации юридических лиц и ИП (пп. 32 п. 3 ст. 333.35 НК РФ).
При заполнении заявления формы N Р13001 необходимо руководствоваться Требованиями к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, утвержденными Приказом N ММВ-7-6/25@ (далее – Требования), в частности разделом I “Общие требования к оформлению представляемых документов” и разделом V “Требования к оформлению Заявления о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы юридического лица (форма N Р13001)” указанных Требований. Обратите внимание, что с учетом названных Требований в случае, если в устав учреждения вносятся изменения, которые не отражаются в отдельных листах формы N Р13001, в этом заявлении необходимо заполнить только титульный лист и лист М, содержащий сведения о заявителе (п. 14.2.05.37 письма ФНС России от 31.01.2014 N СА-4-14/1645).
Документы могут быть представлены в регистрирующий орган следующими способами (п. 1 ст. 9 Закона N 129-ФЗ):
– непосредственно в налоговый орган (лично или через представителя);
– почтовым отправлением с объявленной ценностью, с описью вложения;
– через нотариуса;
– через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (лично или через представителя);
– в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью заявителя – с использованием информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг.
Налоговые органы зачастую склонны настаивать на том, что документы должны быть поданы в течение трех рабочих дней со дня принятия решение о внесении изменений в устав или об утверждении новой редакции устава (п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ “О госрегистрации юрлиц”). Однако приведенная норма касается исключительно подачи сведений о внесении изменений в ЕГРЮЛ, тогда как изменения в учредительные документы производятся по правилам, установленным VI главой ФЗ, а она никаких предписаний по срокам не содержит (смотрите также п. 4 письма МНС РФ от 14.08.2003 N 09-1-02/4040-АВ409).
Изменения устава регистрируются в течение пяти рабочих дней со дня представления документов. Документы, связанные с государственной регистрацией (лист записи ЕГРЮЛ по форме N Р50007 и устав в новой редакции или изменения в него с отметкой налогового органа), направляются регистрирующим органом не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения установленного для государственной регистрации срока, в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью, по включенному в соответствующий государственный реестр адресу электронной почты юридического лица, а также по адресу электронной почты, указанному заявителем при представлении документов в регистрирующий орган. По запросу налоговый орган (МФЦ или нотариус, если документы подавались через них) обязан выдать документы на бумажном носителе, подтверждающие содержание электронных документов (удостоверяющие равнозначность электронному документу) (п. 3 ст. 11 Закона N 129-ФЗ).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Золотых Максим
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.
Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.
Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.
ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.
8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)
Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru
Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит
Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter
Изменения в уставе
Устав является главным учредительным документом общества с ограниченной ответственностью.
Согласно его положениям организация ведет свою деятельность, поэтому его можно назвать основным законом компании. В ст. 12 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» от 08.02.1998 № 14-ФЗ приводится список обязательных сведений, которые должны входить в устав (название и место нахождения организации, размер УК, обязанности и права участников). Помимо такой информации, могут содержаться и прочие пункты, вносимые на усмотрение учредителей.
Внесение изменений в устав
Изменения, возникающие в ходе деятельности предприятия, вносят в ЕГРЮЛ. Это необходимо в случае, когда требуется уменьшить или увеличить размер УК, сменить руководство либо юридический адрес, когда фирма проходит государственную перерегистрацию.
Внесение изменений в устав ООО происходит также при закрытии старых и открытии новых филиалов, а также преобразовании типов экономической деятельности (код ОКВЭД), реорганизации управленческих структур
Рассмотрим, как внести изменения и дополнения в устав бюджетного учреждения и некоммерческой организации.
Изменение адреса
Иногда компания меняет свое местоположение, и новые сведения необходимо внести в реестр. Существует два способа изменения юридического адреса в уставе ООО:
- с применением формы Р13001;
- за счет формы Р14001.
Форма 13001 — это заявление, где указываются регистрационные сведения общества, и правки, которые требуется внести. Необходимость в заявлении Р13002 возникает во время регистрации, а также ликвидации или внесении изменений, которые касаются филиалов и подразделений.
1 сентября 2014 года вступила в силу новая редакция ст. 54 ГК РФ, которая позволяет указывать в уставе компании в качестве ее месторасположения, определяемого местом гос. регистрации на территории страны, только название муниципального образования.
Если в вашей учредительной документации отмечен лишь город или иной населенный пункт, где находится ООО, и смена юридического адреса происходит в его пределах, то изменения в текст устава вносить не нужно
Изменение уставного капитала
Уставный капитал — это активы компании, которые оплачивают участники после создания общества. Его размер указан в уставе и ЕГРЮЛ. Увеличение или сокращение предпринимательской деятельности способствует преобразованию УК. Его допустимо уменьшить или увеличить. В любой ситуации сведения об изменениях должны быть отражены в учредительных актах и ЕГРЮЛ.
Уменьшение УК происходит в принудительном и добровольном порядке. Учредители должны предпринять действия по внесению изменений в устав общества и ЕГРЮЛ при следующих условиях:
- величина капитала выше, чем цена чистых активов фирмы;
- в течение года после создания предприятия УК не был оплачен полностью.
Увеличение уставного капитала может происходить за счет:
- средств третьих лиц — новых участников;
- финансов действующих учредителей;
- собственности компании.
В зависимости от цели различается последовательность шагов. Однако в любой ситуации процедура приумножения капитала в добровольном порядке обязательно включает стадию принятия вердикта о совершении этих действий, а также госрегистрацию преобразований, вносимых в текст соответствующего учредительного документа ООО.
Изменение вида деятельности в уставе по ОКВЭД
Изменение и дополнение кодов ОКВЭД в уставе предприятия производится в порядке, предусмотренном положениями действующего законодательства. Основаниями могут быть смена основного направления деятельности организации, а также добавление дополнительных направлений и исключение уже существующих. Согласно гражданскому законодательству изменения подобного рода подлежат обязательной фиксации в государственном реестре.
Это может потребоваться при следующих обстоятельствах:
необходимо добавить вид деятельности организации (дополнительный или основной)
нужно изменить вид деятельности предприятия
требуется исключить одно из направлений в работе
участники общества желают произвести замену основного бизнес-направления одним из дополнительных
Источником кодов считается соответствующий классификатор, именно он помогает выбрать нужное направление. В результате преобразований в законодательстве, проведенных в 2017 году, применявшийся ранее ОК 029-2007 свое действие прекратил. Сейчас используется ОК 029-2014, утвержденный приказом Росстандарта.
Обо всех поправках, которые касаются кодов ОКВЭД, нужно уведомить налоговую службу, чтобы ее сотрудники зафиксировали изменения в ЕГРЮЛ. На оповещение ФНС отводят определенный законодательством срок. И если его пропустить, то нарушителю грозит ответственность.
Изменения в уставе ООО: пошаговая инструкция
Вне зависимости от того, какие сведения планируется внести в учредительную документацию, порядок будет примерно одинаковым. Отличается только перечень прилагаемых бумаг и оформление соответствующих заявлений. Пошаговая инструкция включает следующие этапы:
- учредители принимают решение об изменениях. В соответствии с законодательством в качестве основания для внесения каких-то правок в устав ООО может рассматриваться лишь решение собрания учредителей (если в фирме лишь один собственник, он принимает решение единогласно). Созывается собрание участников, на нем ведется обсуждение всех возможных преобразований и оформляются уставные бумаги в новой редакции. Решение учредителей в обязательном порядке фиксируют в протоколе. Новая редакция устава распечатывается, все листы пронумеровываются, прошиваются, производится пломбировка документации, которая заверяется подписью руководства предприятия и печатью;
- собирается необходимый пакет документов для изменения устава;
- документацию передают в контролирующий орган. Собранные бумаги и заполненное заявление предоставляют в налоговую инспекцию по территориальному признаку. Сроки подачи документации о внесении изменений в устав в налоговую составляет 3 рабочих дня. Прийти с заявлением может как руководитель организации, так и доверенное лицо. Личное обращение не обязательно, возможна отправка пакета документов по почте в виде заказного письма и в электронном виде через официальный сайт госуслуг;
- проведение государственной регистрации изменений в уставе. В результате выдается выписка из реестра, где отражаются все важные преобразования;
- об изменениях оповещаются сторонние организации, органы и контрагенты. Учредители должны передать ксерокопии выписки из ЕГРЮЛ своим деловым партнерам. Кроме того, эти сведения сообщают в местное отделение статистики, также информацию передают в финансовое учреждение, где производится расчетно-кассовое обслуживание компании.
Регистрация изменений
Все преобразования учредительной документации общества нужно должным образом зарегистрировать в налоговой инспекции. Туда предоставляется подготовленный заранее пакет документов. Полный список необходимых бумаг приведен в ст. 17 Федерального закона «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 08.08.2001 № 129-ФЗ .
Налоговая инспекция может запросить для подтверждения достоверности информации документацию на право пользования помещением по новому адресу: гарантийное письмо, копию свидетельства о собственности, договор аренды.
После того как контролирующий орган зарегистрирует изменения, новые данные внесут в ЕГРЮЛ. Вы сами можете проверить внесенные правки в онлайн-режиме. Если через 14 дней сведения в выписке так и не поменялись, нужно обратиться за разъяснениями в ту налоговую инспекцию, куда вы сдавали документацию.
Несовпадение информации в уставе и в выписке из реестра влечет за собой проблемы с партнерами, банковскими учреждениями, сдачей отчетности
Срок регистрации изменений в устав
На регистрацию измененных данных отводят 5 рабочих дней, если документы заполнены правильно. С 2016 года налоговики могут проводить проверку представленной документации, делать запросы, осматривать объекты недвижимого имущества. Если у налоговой останутся вопросы, руководитель должен дать убедительные пояснения, иначе в ЕГРЮЛ вносится запись о недостоверности сведений об ООО.
В основном изменения в устав регистрируются в штатном режиме, поэтому через пять рабочих дней директору или лицу по доверенности вручат один экземпляр нового устава и лист ЕГРЮЛ.
Сотрудники налоговой инспекции самостоятельно оповещают фонды (ПФР, ФОМС, ФСС) об изменениях. Но уведомить об этом факте банк, где открыт расчетный счет предприятия, и контрагентов обязана сама организация.
Госпошлина
Согласно ст. 333.33 НК РФ госпошлина за внесение изменений в устав составляет 800 руб. Если заявление в налоговую инспекцию подается по форме 14001, пошлину при этом не уплачивают, так как правки будут внесены только в реестр.
Документы
Для изменения устава потребуются следующие бумаги:
- протокол собрания либо решение учредителя, если он один;
- новый устав (в 2-х экземплярах);
- документация, удостоверяющая право пользования помещением (в случае, если изменился адрес);
- отчетность о взносах учредителей: справка из кредитно-финансовой организации, платежное поручение, а также результат независимой оценки имущества, входящего в состав капитала (если уменьшился или увеличился размер УК);
- ксерокопии паспортов и ИНН (если изменились сведения об учредителях, или было выбрано новое руководство);
- квитанция, подтверждающая уплату госпошлины;
- заполненное и нотариально заверенное заявление о внесении изменений в устав по форме.
Чтобы заверить форму Р13001, нотариусу нужно предоставить:
- свидетельство о присвоении ИНН/КПП;
- свидетельство ОГРН;
- протокол либо решение о внесении изменений в устав;
- документацию, подтверждающую полномочия руководителя (решение/протокол о назначении либо приказ о вступлении в должность);
- действующий устав;
- паспорт директора.
Таким образом, обо всех изменениях, которые вносятся в учредительную документацию компании, нужно сообщать в регистрирующий орган.
Ответственность за непредставление таких сведений предусмотрена по ст. 14.25 КоАП РФ, штрафные санкции за нарушение может составить от 5 до 10 тыс. руб.
Чтобы не получить отказ в регистрации и избежать сложностей в процессе оформления документов, необходимо их грамотно заполнить. Консультация юриста — это гарантия быстрого получения профессиональной помощи, решения вопросов согласно действующему законодательству России и минимальный риск правовой ошибки.
Внесение изменения в устав муниципального бюджетного учреждения
Приложение к постановлению Главы
МО «Моисеевское сельское поселение»
№114 от 8 октября 2012 года.
ПОРЯДОК
УТВЕРЖДЕНИЯ УСТАВОВ МУНИЦИПАЛЬНЫХ БЮДЖЕТНЫХ И КАЗЕННЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И ВНОСИМЫХ В НИХ ИЗМЕНЕНИЙ
I. Общие положения
1.1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «О некоммерческих организациях» и определяет процедуру утверждения уставов муниципальных бюджетных и казенных учреждений муниципального образования (далее – соответственно бюджетное, казенное учреждение) и вносимых в них изменений.
1.2. Уставы муниципальных бюджетных или казенных учреждений, а также вносимые в них изменения утверждаются решениями главы администрации муниципального образования.
1.3. Проекты уставов бюджетных или казенных учреждений должны соответствовать примерным уставам бюджетных или казенных учреждений, утверждаемым нормативным правовым актом администрации (далее – примерный устав), содержащим следующую информацию:
а) о наименовании бюджетного или казенного учреждения с указанием в наименовании его типа;
б) о месте нахождения бюджетного или казенного учреждения;
в) о наименовании собственника имущества бюджетного или казенного учреждения;
г) о наименовании органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя бюджетного или казенного учреждения;
д) о предмете и цели деятельности бюджетного или казенного учреждения в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством Иркутской области, а также информацию об исчерпывающем перечне видов деятельности (с указанием основных видов деятельности и иных видов деятельности, не являющихся основными), которые бюджетное или казенное учреждение вправе осуществлять в соответствии с целями, для достижения которых оно создано;
е) об организации деятельности и управлении бюджетным или казенным учреждением, содержащую в том числе сведения о структуре, компетенции органов управления бюджетного или казенного учреждения, порядок их формирования, сроки полномочий и порядок деятельности таких органов, а также положения об ответственности руководителя бюджетного или казенного учреждения;
ж) об имуществе и финансовом обеспечении бюджетного или казенного учреждения, содержащую в том числе:
порядок распоряжения имуществом, приобретенным бюджетным учреждением (за исключением имущества, приобретенного за счет средств, выделенных бюджетному учреждению собственником на приобретение такого имущества);
порядок передачи бюджетным учреждением некоммерческим организациям в качестве их учредителя или участника денежных средств, иного имущества (за исключением особо ценного движимого имущества, закрепленного за ним собственником или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимого имущества);
порядок осуществления крупных сделок и сделок, в совершении которых имеется заинтересованность;
запрет на совершение сделок, возможными последствиями которых является отчуждение или обременение имущества, закрепленного за бюджетным или казенным учреждением, или имущества, приобретенного за счет средств, выделенных этому учреждению из местного бюджета или бюджета государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, если иное не установлено законодательством Российской Федерации;
положения об открытии лицевых счетов бюджетному или казенному учреждению в финансовом органе муниципального образования, а также об иных счетах, открываемых бюджетному учреждению в соответствии с законодательством Российской Федерации;
положения о ликвидации бюджетного или казенного учреждения по решению собственника имущества и распоряжении имуществом ликвидированного бюджетного или казенного учреждения, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации;
з) о субсидиарной ответственности муниципального образования по обязательствам казенного учреждения в лице органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя казенного учреждения;
и) о филиалах и представительствах бюджетного учреждения.
1.4. Уставы бюджетных или казенных учреждений утверждаются в соответствии с настоящим Порядком в случаях:
создания бюджетного или казенного учреждения путем учреждения;
изменения типа существующего муниципального учреждения (казенного, бюджетного или автономного);
реорганизации существующего бюджетного или казенного учреждения;
внесения в устав бюджетного или казенного учреждения существенных изменений, при которых целесообразно изложение устава в новой редакции.
1.5. Согласно законодательству Российской Федерации уставы бюджетных или казенных учреждений и внесение изменения в них, утвержденные в соответствии с настоящим Порядком, подлежат государственной регистрации.
II. Утверждение уставов вновь создаваемых бюджетных
и казенных учреждений
2.1. Проект устава бюджетного или казенного учреждения разрабатывается учредителем в течение 5 рабочих дней после принятия решения о создании бюджетного или казенного учреждения и утверждается в течение 10 рабочих дней с момента принятия решения о создании бюджетного или казенного учреждения.
2.2. После согласования устава бюджетного или казенного учреждения орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя соответствующего учреждения, в течение 5 рабочих дней со дня утверждения устава бюджетного или казенного учреждения направляет устав и иные документы, предусмотренные законодательством Российской Федерации, в регистрирующий орган по месту нахождения создаваемого бюджетного или казенного учреждения для государственной регистрации юридического лица.
III. Внесение изменений в уставы бюджетных
и казенных учреждений, включая утверждение
уставов в новой редакции
3.1. Проект изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новой редакции устава) разрабатывается бюджетным или казенным учреждением и вносится на утверждение в администрацию муниципального образования.
3.2. Утверждение проекта изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новой редакции устава) осуществляется в течение 5 рабочих дней со дня представления бюджетным или казенным учреждением проекта изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новой редакции устава).
При этом в администрацию муниципального образования представляются следующие документы:
письменное обращение бюджетного или казенного учреждения об утверждении проекта изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новой редакции устава);
копии нормативных правовых актов о создании бюджетного или казенного учреждения (архивная справка в случае, если документы не сохранились) и копии документов, являющихся основанием для внесения изменений в устав бюджетного или казенного учреждения, в том числе копии решений о переименовании, реорганизации муниципального учреждения;
проект изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новой редакции устава) на бумажном и электронном носителях.
3.3. Утверждение изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (включая новую редакцию устава учреждения) осуществляется в порядке, предусмотренном для утверждения уставов вновь создаваемых бюджетных и казенных учреждений.
3.4. После получения утвержденных изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (включая новую редакцию устава) экземпляры решения администрации муниципального образования, об утверждении изменений, вносимых в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новой редакции устава) и соответствующие изменения, вносимые в устав бюджетного или казенного учреждения (в том числе новая редакция устава), а также иные документы, предусмотренные статьей 17 Федерального закона “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, направляются бюджетным или казенным учреждением в течение 5 рабочих дней со дня утверждения изменений (в том числе новой редакции устава) в регистрирующий орган по месту нахождения соответствующего учреждения для осуществления государственной регистрации.
3.5. Бюджетное или казенное учреждение в течение 5 рабочих дней со дня государственной регистрации изменений, вносимых в устав (в том числе новой редакции устава), представляет в администрацию муниципального образования копии документов о государственной регистрации изменений, вносимых в устав (в том числе новой редакции устава).
Смена типа учреждения: алгоритм действий
Итак, определившись с выбором типа учреждения необходимо разработать изменения к уставу. Ведь тип государственного или муниципального учреждения изменяется посредством внесения соответствующих поправок в устав учреждения (ст. 17.1 Закона о некоммерческих организациях). Это может быть как лист изменений, так и новая редакция устава. Последнюю лучше делать, если принято решение заодно изменить и другие положения устава, а их нередко набирается достаточно много. Если же нужно изменить только организационно-правовую форму, то достаточно будет сделать лист изменений.
Еще один важный аспект, о котором следует помнить: изменение типа учреждения – это ни в коем случае не реорганизация, а всего лишь изменение положений учредительных документов.
Итак, что именно нужно поменять в уставе учреждения?
Во-первых, это наименование (следует изменить прежнее, например, слова «Муниципальное общеобразовательное учреждение – гимназия № 9» заменить на «Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – гимназия № 9»).
Во-вторых, это организационно-правовая форма: о ней должно быть записано тоже в самом начале устава – нужно заменить старую (например, муниципальное учреждение на муниципальное бюджетное учреждение или муниципальное автономное учреждение – смотря какую форму выбрали). Если в других пунктах устава нигде не упоминается организационно-правовая форма, то больше ничего менять не придется (обычно сразу в начале определяется полное название учреждения «далее – Учреждение» или «далее – Школа»).
Утвердив устав у учредителя, следует уплатить пошлину за государственную регистрацию изменений, вносимых в учредительные документы. Ее размер составляет 20 процентов от размера пошлины, установленного подпунктом 1 пункта 1 статьи 333.33 Налогового кодекса РФ. Таким образом, сумма пошлины в рассматриваемом случае составляет 800 руб. (4000 руб. Ч 20%).
Оплатить пошлину можно как наличным, так и безналичным путем. Назначение платежа – «Государственная пошлина за государственную регистрацию юридического лица. », КБК – 18210807010011000110. Если оплата будет произведена безналичным порядком, платежное поручение обязательно следует заверить в казначействе. Также советуем сразу оплатить госпошлину за получение листа изменений или новой редакции устава.
В назначении платежа следует указать: «Плата за представление сведений и документов, содержащихся в Едином государственном реестре юридических лиц. », КБК – 18211301030010000130 (размер пошлины – 200 руб. за каждый документ и 400 руб. (по срочному тарифу)).
Итак, после заверения устава (изменений к нему) на руках должны быть следующие документы: лист изменений (новая редакция устава), распоряжение или решение учредителя об утверждении изменений, квитанция (платежное поручение) об уплате госпошлины, заявление по форме № Р13001, заверенное нотариально.
Далее документы следует направить в налоговый орган. Их можно отправить по почте или представить лично. Это может сделать как руководитель, так и уполномоченное лицо по доверенности (доверенность не нужно заверять нотариально – достаточно печати и подписи руководителя).
Через неделю после подачи документов налоговые органы выдадут свидетельство об изменении учредительных документов. Также выдадут новое свидетельство о постановке на учет (так как изменилось наименование учреждения).
Обратите внимание: изначально выдадут только свидетельство об изменении положений учредительных документов, сами изменения (новую редакцию устава) выдают по отдельному заявлению. Изменения, заверенные налоговыми чиновниками, обязательно понадобятся. Для того чтобы их получить, необходимо подать заявление в простой письменной форме с просьбой выдать изменения к уставу или новую редакцию устава. К заявлению прикладывается квитанция или платежное поручение об уплате госпошлины.
После всех вышеуказанных процедур на руках у учреждения должен быть следующий пакет документов: свидетельство о внесении изменений в учредительные документы; новое свидетельство о постановке на учет; лист изменений к уставу или устав в новой редакции с отметкой налогового органа (выдается заверенная копия, но именно она имеет юридическое значение для всех третьих лиц). (Избежать ошибок в учете при смене статуса учреждения помогут Методические рекомендации, утвержденные письмом Минфина России от 25 апреля 2011 г. № 02-06-07/1546).
Статья напечатана в журнале “Учет в бюджетных учреждениях” №10, октябрь 2011 г.