Удаление из ГИАЦ МВД России после привлечения к ответственности
Garant-agency.ru

Юридический портал

Удаление из ГИАЦ МВД России после привлечения к ответственности

Удаление информации из ГИАЦ МВД

Ируслан

New Member

Здравствуйте, подскажите как разобраться в следующем вопросе! В 2001 году привлекался по уголовному делу по хулиганке, позже его закрыли за примирением сторон. Суда не какого не было, органы прокуратуры сами его закрыли. Сейчас проходя служебную проверку, в базе выходит факт привлекаемости по угол.делу. Обращаюсь в полицию УВД, с просьбой выдачи постановления. Мне пояснили что якобы это отказной материал, и они его найти не могут, якобы оно утеряно.
По факту у меня получаться так, что дела нету, а привлекаемость есть.
Подскажите что делать в данной ситуации! И как можно убрать привлекаемость?

ЕвгенийШ.

Эксперт

Баракуда

Пользователь

Горыныч

Эксперт, Экс-модератор

Звезда1812

Пользователь

Справка о судимости

Вопрос очень хороший. Удалить сведения из информационных массивов МВД можно. Решения судов по этому вопросу есть.
Правовой основой для обращения в суд является ст.ст. 1-3 Закона РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
Кроме того, в соответствии со ст. 254 ГПК РФ гражданин вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считает, что нарушены его права и свободы.
Однако в суде, в таком случае, гражданин обязан доказать, что его права действительно нарушены хранением и обработкой информации о судимости.
В п. 28 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 №2 “О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих” указано, что
исходя из положений статьи 258 ГПК РФ суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Какие же права нарушает хранение и обработка сведений о судимости (либо о факте привлечения к уголовному преследованию) гражданина?
Действительно, многие законы Российской Федерации (в настоящее время это 78 федеральных законов) устанавливают ограничения и запреты для лиц с «криминальным прошлым», т.е. для тех граждан, кто когда-либо осуждался, даже если судимость погашена или снята судом.
Особо драконовские меры действуют в сфере образования, воспитания и развития несовершеннолетних, поскольку в соответствии со ст. 331 и 351.1 Трудового Кодекса РФ предусмотрен бессрочный запрет на работу с детьми не только для ранее судимых лиц, но и для тех, кто привлекался к уголовной ответственности (если уголовное дело было прекращено по нереабилитирующим основаниям).
В суде гражданин должен доказать, что его права на труд были нарушены (было отказано в приеме на работу и причине судимости или уголовного преследования, уволили с работы по этому же основанию и т.д.).
Это значит, что при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым кодексом, иным федеральным законом не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию
гражданин должен предъявить справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в соответствии с Приказом МВД России от 07.11.2011 N 1121 (ред. от 04.02.2013) “Об утверждении Административного регламента Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по выдаче справок о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования” .
Такую справку вправе самостоятельно запросить и работодатель.
Хранят информацию о судимости или факте уголовного преследования информационные центры территориальных подразделений МВД и ГИАЦ ВМД РФ,
Основанием хранения такой информации является статья 17 Федерального закона «О полиции», в соответствии с которой полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах.
Однако формирование и ведение банков данных должно осуществляться в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации, включая Конституцию РФ.
В соответствии с Федеральным законом «О персональных данных» обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных.
Сведения о факте привлечения к уголовной ответственности и о судимости в соответствии с названным законом также относятся к персональным данным.
Таким образом, действия МВД, связанные с обработкой персональных данных, ограничивают конституционное право гражданина на свободный выбор профессии.
Такие ограничения могут иметь место. Как сказано в ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
Но, как справедливо и неоднократно указывал Конституционный Суд РФ «при допустимости ограничения права в соответствии с конституционно одобряемыми целями государство должно использовать не чрезмерные, а только необходимые и строго обусловленные этими целями меры; публичные интересы, перечисленные в статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, могут оправдать правовые ограничения прав и свобод, только если такие ограничения отвечают требованиям справедливости, являются адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц, не имеют обратной силы и не затрагивают само существо конституционного права, т.е. не ограничивают основное содержание соответствующих конституционных норм (Постановление Конституционного Суда РФ от 30.10.2003 N 15-П).
В свою очередь это означает, что при ограничении прав граждан необходимо устанавливать целесообразность хранения и обработки персональных данных, сроки их хранения и обработки.
Вместе с тем полагаю, что хранение и обработка данной информации является неконституционным и, соответственно, противозаконным действием, поскольку должностные лица руководствуются не столько Конституцией, имеющей прямое действие, и не столько законами «О персональных данных» и «О полиции», сколько приказом МВД России № 89 дсп от 12 февраля 2014 года “Об утверждении наставления по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации»( действует взамен приказа МВД РФ от 09.07.2007 № 612 дсп «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов органов внутренних дел Российской Федерации»).
В соответствии с данным приказом, в оперативно-справочных учетах учетные документы хранятся независимо от снятия и погашения судимости. В пофамильных карточках карточки Ф-1 хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста.
Вместе с тем сроки хранения персональных данных должны устанавливаться Федеральным законом, а не подзаконным актом, что следует из п. 7 ст. 5 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ «О персональных данных».
Однако ни закон «О персональных данных», ни закон «О полиции» не предусматривают сроки хранения информации об имевшей место судимости. При такой ситуации, полагаю, следует руководствоваться предписаниями Конституции РФ и статьи 5 Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных от 28 января 1981 года, ратифицированной Российской Федерацией Федеральным законом от 19.12.2005 N 160-ФЗ “О ратификации Конвенции Совета Европы о защите физических лиц при автоматизированной обработке персональных данных”, согласно которым данные личного характера сохраняются в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, не дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.
В соответствии с п. 2 ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 07.02.2011 N 3-ФЗ «О полиции» внесению в банки данных подлежит информация о лицах, осужденных за совершение преступления.
Однако в соответствии с ч. 8 ст. 17 указанного закона персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.
При неустановлении федеральным законом сроков хранения персональных данных полагаю, что информация о судимости сохраняется в форме, позволяющей идентифицировать субъекты данных, значительно дольше, чем это требуется для целей хранения этих данных.
При такой ситуации налицо нарушение прав гражданина, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, так и статьей 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, ратифицированной Российской Федерацией.
По смыслу части 1 ст. 8 указанной Конвенции хотя данные, содержащиеся в информационных массивах МВД являются, с одной стороны, публичной информацией, их систематическое хранение и обработка означает, что они доступны для раскрытия, когда другие лица, помимо заинтересованного человека, могли забыть о нем.
Кстати, на нарушение права на личную жизнь длительным хранением информации об уголовных делах указывал и Европейский суд по правам человека (Постановление ЕСПЧ от 13.11.2012 по делу “M.M. (M.M.) против Соединенного Королевства” (жалоба N 24029/07) // Бюллетень Европейского Суда по правам человека”, 2013, N 4).

Исходя из всего сказанного резюмирую следующее:
Вы имеете право на судебную защиту в соответствии с законом РФ “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан».
К жалобе в суд следует приложить копию справки о судимости (ее надо заказать по месту жительства), а также квитанцию об уплате госпошлины (200 рублей).
При отказе в удовлетворении Ваших требований в суде Вы праве обратиться в Конституционный Суд РФ и Европейский суд по правам человека.
Привожу практику, хоть в данном случае она Вам не требуется. Но все же.

Читать еще:  Каков должен быть максимальный размер оборота предприятия, применяющего УСН?

1. Рузский районный суд Московской области. дело № 2-604/2011

М-267/2011
“Признать отказ начальника Информационного центра ГУВД . Иванова М.И. об изъятии сведений о судимости Шамсутдинова НР о привлечении к уголовной ответственности по ст.115 УК РФ по уголовному делу № незаконным и необоснованным.
Обязать Информационный центр ГУВД . изъять сведения о судимости на Шамсутдинова НР (дата) года рождения, уроженца , проживающего , о привлечении к уголовной ответственности по ст.115 УК РФ по уголовному делу №.” (http://ruza.mo.sudrf. 0&text_number=1)
Решение вступило в законную силу.

Вот другое дело. Промышленный районный суд г. Самары дело № 2-7330/2011

Верховный суд РФ разъяснил порядок исключения из базы МВД РФ сведений о прекращении уголовного дела.

В жизни гражданина возникают возможности устроится на новую работу в крупной корпорации или в соответствующий орган в качестве государственного или муниципального служащего. Служба безопасности проверяет сведения о гражданине, которые хранятся в соответствующих информационных базах правоохранительных органов. И если выясняется, что в отношении гражданина выносилось постановление о возбуждении уголовного дела, постановление о привлечении гражданина в качестве обвиняемого, а в последствии постановление о прекращении уголовного дела, то часто работодатель отказывает в принятии на новую перспективную должность. В связи с этим возникает вопрос о законных способах оспаривать данные сведения. Верховный Суд РФ в своем Определении от 17 февраля 2015 г. N 81-КГ14-20 изложил следующие позиции по одному из указанных споров.

  1. Разрешая дело по существу и удовлетворяя заявленные гражданином требования об исключении из информационной базы сведений о нём о прекращении в отношении уголовного дела суд первой инстанции, посчитал установленным, что ответчиками не доказано событие преступления, основания возбуждения уголовного дела в отношении гражданина не имеется доказательств того, какие нарушения были им допущены, истребовались ли от заявителя какие-либо объяснения, было ли предъявлено ему обвинение в совершении преступления, предусмотренного частью 5 статьи 228 Уголовного кодекса Российской Федерации, разъяснялось ли данному гражданину его право возражать против прекращения уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, вручена ли заявителю копия постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела и разъяснено ли ему право его обжалования, отсутствуют какие-либо доказательства его вины. Факт возбуждения уголовного дела и его прекращения не свидетельствует о том, что при возбуждении и прекращений уголовного дела были соблюдены права и законные интересы заявителя истец надлежащим образом был уведомлен о возбуждении в отношении него уголовного дела и прекращении уголовного дела.
  2. Суд апелляционной инстанции оставил в силе решение суда первой инстанции.
  3. Верховный Суд РФ не согласился в с постановленными решениями суда, указав следующее:
    • Согласно пунктам 1, 5 Положения о Министерстве внутренних дел Российской Федерации, утвержденному Указом Президента Российской Федерации от 1 марта 2011 г. N 248, Министерство внутренних дел Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел.
    • В соответствии со статьей 17 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. «О полиции» полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, и вносить в банки данных информацию о лицах, осужденных за совершение преступления.

Обработка персональных данных осуществляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации в области персональных данных, и выражается в предоставлении информации о судимости по заявлению каждого обратившегося за ней лица.

  • В соответствии с пунктами 40, 41 Приказа Генпрокуратуры РФ N 39, МВД РФ N 1070, МЧС РФ N 1021, Минюста РФ N 253, ФСБ РФ N 780, Минэкономразвития РФ N 353, ФСКН РФ N 399 от 29 декабря 2005 г. «О едином учете преступлений» учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения.
  • Основаниями учета лица, совершившего преступление являются: обвинительное заключение (акт), обвинительный приговор по делу частного обвинения, вступивший в законную силу; постановление об отказе в возбуждении уголовного дела (по нереабилитирующим основаниям), постановление о прекращении уголовного дела или уголовного преследования (по нереабилитирующим основаниям).
  1. Согласно приведенным нормам учетная запись в базу информационного центра Главного управления МВД России по субъекту федерации о прекращении уголовного дела в отношении заявителя должна была быть внесена на основании постановления следователя.
  2. Данных о том, что гражданин обжаловал постановление следователя о возбуждении в отношении него уголовного дела, как и постановление о прекращении данного уголовного дела по нереабилитирующим основаниям в порядке, предусмотренном статьей 125 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации, в материалах дела не содержится.
  3. При указанных обстоятельствах, имеющим значение для удовлетворения требований гражданина об исключении записи о прекращении уголовного дела из базы данных информационного центра обстоятельством, подлежащим установлению судом для правильного разрешения данного дела, являлось не выяснение вопроса правомерности возбуждения в отношении гражданина уголовного дела и его прекращения по нереабилитирующим основаниям, а правомерность внесения информационных сведений в базу данных информационного центра Главного управления МВД России по субъекту федерации, т.е. наличие или отсутствие постановлений следователя, как оснований для внесения такой записи, что судом, в нарушение требований статьи 196 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, сделано не было.
  4. Гражданин, выражая свое несогласие с действиями должностных лиц по возбуждению и прекращению в отношении него уголовного дела, вправе обратиться в суд в ином порядке, а не в порядке гражданского судопроизводства.

Таким образом Верховный Суд РФ определил порядок и основания оспаривания сведений о гражданине, содержащихся в информационной базе МВД РФ.

Как убрать сведения о наличии привлечения к уголовной ответственности из ИЦ?

Здравствуйте , так в жизни получилось что в 2014 году был привлечн к уголовной ответственности , районным судом прекращено данное дело в связи с деятельным раскаяниям.

24.07.2015 году был вынесен приговор , но был освобожден по амнистии в зале суда со снятием судимости .

По существу я не судим , но на государственную работу в налоговую не могу устроиться.

Как мне обжаловать приказ МВД в Конституционный суд об исключении из базы ИЦ и признать противоречащим Конституции?

Удалить сведения о судимости невозможно. Удаление информации о судимости из ГИАЦ РФ предусмотрено только по реабилитирующим основаниям.

Александр, здравствуйте! К сожалению убрать такие сведения невозможно, это специализированная база по которой работают наши органы. Обжаловать вы, конечно вправе такое решение, но оно не даст вас никаких результатов, в законодательстве подобных случаев не предусмотрено.

Здравствуйте, уважаемый Александр! Вы вправе обжаловать любые действия любых должностных лиц и любых госорганов.
К сожалению, получить положительный результат рассмотрения такой жалобы вряд ли получится, так как Конституционным судом Российской Федерации неоднократно отмечалось, что положения частей 1, 3, 8 статьи 17 Закона о полиции, закрепляющие ее право обрабатывать данные о лицах, подвергающихся или подвергавшихся уголовному преследованию, и хранить указанные данные в целях выполнения возложенных на нее функций по защите прав и свобод граждан, обеспечению правопорядка и общественной безопасности, рассматриваемые во взаимосвязи с другими положениями данного Федерального закона, не могут расцениваться как нарушающие конституционные права граждан.
Желаю удачи! Какой документ оспаривать, решать Вам. Если требуется более подробная консультация, обращайтесь на мой эл. адрес.
Буду признательна за оценку ответа. С уважением, 2014_jurist@inbox.ru

К сожалению, сейчас действующее законодательство предусматривает возможность удаления информации о факте привлечения к уголовной ответственности в качестве подсудимого только по реабилитирующим основаниям. Проще всего добиться этого через пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам. Также можно поступить иначе и получить письменный отказ налоговых органов в трудоустройстве, а затем обжаловать его через суд.

Чтобы данные о Вашем привлечении были удалены при привлечении по нереабилитирующим основаниям нужно требовать в Конституционном суде не только отмены, как противоречащего Конституции РФ, Приказа МВД России от 7 ноября 2011 г. № 1121 , но и отменить положения ст. 17 Федерального Закона № 3-Ф3 “О полиции”, ст. 3, ст. 4, ст. 9 Федерального закона от 27 июля 2006 года № 152-ФЗ “О персональных данных”, п. 12 Указа Президента РФ от 01.03.2011 № 248 “Вопросы Министерства внутренних дел Российской Федерации” (вместе с “Положением О Министерстве внутренних дел Российской Федерации”), ст. 84 УК РФ и это только на первый взгляд.

В действительности законодательства, которое нужно будет отменять станет еще больше. Поэтому подавать жалобу в Конституционный суд можно, но подготовка такого дела и выявление всех противоречий займет годы. Просто же один приказ МВД РФ никто не отменит, поскольку это не изменит его взаимосвязи с иным законодательством.

Следует нанять юриста.

Он составит заявление в Конституционный Суд РФ.

Проще не бывает – это как спросить хирурга “Как провести полостную операцию на мне”?

Право на обращение в суд гарантировано законом: поводом к рассмотрению дела в Конституционном Суде Российской Федерации является обращение в Конституционный Суд Российской Федерации в форме запроса, ходатайства или жалобы, отвечающее требованиям настоящего Федерального конституционного закона.

Здравствуйте, уважаемый Александр!

Если уполномоченным руководителем органа ФНС России Вам письменно отказано в приёме на службу, то Вы вправе обжаловать такой отказ в городской суд в соответствии со ст. 19 КАС РФ. Если в приёме на службу отказано исключительно со ссылкой на факт совершения Вами преступлений, указанных в справке ИЦ МВД по Республике Саха (Якутия), то у Вас есть реальная возможность выиграть этот спор по следующей причине.

Читать еще:  Снилс на собеседовании

В соответствии со ст. 37 Конституции РФ труд свободен. Каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 16 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а гражданский служащий не может находиться на гражданской службе в случае осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости.

В этой норме приведены и другие основания, исключающие возможность приёма лица на гражданскую службу, но Вы упомянули только одно обстоятельство, поэтому приведение тут остальных полагаю излишним. Вы не относитесь ни к тем, у кого есть судимость, ни к тем, кому для службы мешает назначенное вступившим в силу приговором суда наказание.

То есть, справка ИЦ не содержит сведений, которые могут быть использованы для отказа приёма Вас на государственную гражданскую службу, в том числе в ФНС России.

Что касается обжалования приказа МВД России, регламентирующего процедуры формирования банков данных граждан и др., то об этом скажу следующее.

В соответствии со ст. 125 Конституции РФ Конституционный Суд РФ разрешает дела о соответствии Конституции РФ федеральных законов, нормативных актов Президента Российской Федерации, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства Российской Федерации, конституций республик, уставов, а также законов и иных нормативных актов субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, договоров между органами государственной власти субъектов Российской Федерации, не вступивших в силу международных договоров Российской Федерации.

Как видно, дела о соответствии Конституции РФ нормативных правовых актов органов исполнительной власти Российской Федерации, к которым относится приказ МВД России, к компетенции Конституционного Суда РФ не относится.

Такие дела относятся к компетенции Верховного Суда РФ, как это следует из ст. 21 КАС РФ. В части ведения банков данных граждан, совершивших преступления, этот приказ не может быть незаконным, так как полномочия по ведению таких банков данных и обработке персональных данных полиции предоставлены Федеральным законом “О полиции”.

В соответствии с ч. 1 ст. 24 Конституции РФ сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются. Вместе с тем, согласно ч. 3 ст. 55 Конституции РФ права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства

В соответствии со ст. 17 Федерального закона “О полиции” полиция имеет право обрабатывать данные о гражданах, необходимые для выполнения возложенных на нее обязанностей, с последующим внесением полученной информации в банки данных о гражданах (далее – банки данных). Внесению в банки данных подлежит информация:

1) о лицах, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступления;

2) о лицах, осужденных за совершение преступления;

3) о лицах, которые совершили преступление или общественно опасное деяние и в отношении которых судом применены принудительные меры медицинского характера;

4) о лицах, в отношении которых вынесено постановление о прекращении уголовного преследования за истечением срока давности, в связи с примирением сторон, вследствие акта об амнистии, в связи с деятельным раскаянием;

5) о несовершеннолетних, освобожденных от уголовной ответственности либо освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия; о несовершеннолетних, совершивших правонарушения и (или) антиобщественные действия, об их родителях или иных законных представителях, не исполняющих своих обязанностей по воспитанию, обучению и (или) содержанию детей и (или) отрицательно влияющих на их поведение либо жестоко обращающихся с ними;

6) о лицах, в отношении которых до вступления приговора в законную силу был применен акт помилования или акт об амнистии, освобождающие от наказания;

а также о других категориях лиц.

Как видите, Вы подпадаете под несколько категорий таких лиц.

В соответствии с ч. 1 ст. 1 Федерального закона “О полиции” полиция предназначена для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее также – граждане; лица), для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.

Таким образом, нормы ст. 17 Федерального закона “О полиции” соответствуют положениям ст. 24 и 55 Конституции РФ, и хотя эти нормы закона можно оспорить в Конституционном Суде РФ, считаю, что реальной перспективы этому делу нет. Аналогичной считаю перспективу обжалования приказа МВД России в Верховный Суд РФ.

Как убрать записи о судимости из баз данных МВД? Все существующие прецеденты России.

Давно совершенное преступление иногда человека преследует всю жизнь. Напоминанием о нем является наличие информации в базе ГИАЦ РФ. Мысль о том, что где-нибудь эти данные «всплывут» вселяет страх и неуверенность даже в самого грубого человека.
Сегодня мы поговорим о том, можно ли удалить себя из учетной системы в правоохранительных органах, законно ли это и удавалось ли другим.

○ Процедура попадания записи о судимости в базу.

Порядок внесения данных о преступлениях предусмотрен Типовым положением, утвержденным совместным приказом правоохранительных органов от 29.12.2005 «О едином учете преступлений». Согласно п. 4.1 Положения сведения об уголовно наказуемых деяниях вправе фиксировать дознаватель, прокурор, следователь.

В соответствии с п.п. 17-19 Положения данные в ГИАЦ РФ попадают таким образом:

  1. Заводится уголовное дело.
  2. На протяжении суток (за исключением праздников и выходных) с момента принятия надзирающим прокурором решения по делу, орган, проводящий расследование, передает информацию в специальные регистрационно-учетные отделы.
  3. Регистрационно-учетные подразделения на протяжении суток передают учетную документацию в ИЦ, ответственные за обработку информации (для каждой категории дел и в каждом субъекте РФ есть свой Информационный центр, например, ИЦ по транспорту, ИЦ военной прокуратуры).
  4. ИЦ формируют статистику по преступлениям. Информация передается в ГИАЦ РФ.

«Учету подлежит каждое преступление (на основе его юридической квалификации по конкретной норме УК РФ), по факту совершения которого, независимо от времени его совершения: возбуждено уголовное дело; вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям; вынесен обвинительный приговор по делу частного обвинения» (п. 27 Положения).

В ГИАЦ РФ содержится:

  • Анкетная информация о преступнике.
  • Сведения о судимости: номер производства, основания привлечения к ответственности, дата приговора, понесенное наказание, сведения об изменениях в судебном решении, была ли снята или погашена судимость.
  • Информация о нахождении в розыске.
  • Данные о задержании.
  • Дактилоскопическая формула.

Если вина человека доказана, информация о нем обязательно попадет в ГИАЦ РФ, даже если это была просто «условная судимость».

«Учету подлежат все лица, в отношении которых вынесено постановление об отказе в возбуждении уголовного дела по нереабилитирующим основаниям, о прекращении уголовного дела или уголовного преследования по нереабилитирующим основаниям, уголовное дело направлено прокурором в суд с обвинительным заключением (актом) либо вынесен обвинительный приговор по уголовному делу частного обвинения» (п. 40 Положения).

Удаление информации из ГИАЦ РФ предусмотрено только по реабилитирующим основаниям (п. 38 Положения).

○ Кто имеет доступ к информации?

Доступ к ГИАЦ РФ имеют исключительно правоохранительные органы. Информация в базе необходима им для внутреннего пользования и не подлежит публичному распространению.

Согласно п. 2 Административного регламента № 1121, регламентирующего порядок получения информации из ГИАЦ РФ, в круг получателей информации о судимости граждан входят только физические лица и их представители.

Бытует мнение, что получить сведения из системы может большой круг людей, в том числе работодатели и банки. Это не так, но не исключена ситуация, что по «хорошему знакомству» им могут предоставить доступ к закрытой информации (например, если сотрудник охраны сам бывший полицейский).

○ Есть ли теоретическая возможность удалить запись через суд?

Да. Теоретическая возможность есть.

Требовать удаления информации из базы можно на основании ч. 1 ст. 17 Закона «О персональных данных»:

«Если субъект персональных данных считает, что оператор осуществляет обработку его персональных данных с нарушением требований настоящего Федерального закона или иным образом нарушает его права и свободы, субъект персональных данных вправе обжаловать действия или бездействие оператора в уполномоченный орган по защите прав субъектов персональных данных или в судебном порядке.»

А также на основании ч.8 ст. 17 Закона «О полиции»:

«Персональные данные, содержащиеся в банках данных, подлежат уничтожению по достижении целей обработки или в случае утраты необходимости в достижении этих целей.»

Но удовлетворит ли такое требование суд? Исходя из практики иногда гражданам России удавалось добиться удаления информации из системы ГИАЦ РФ. Но речь идет о данных, которые были занесены в базу случайно или по ошибке не были удалены из нее.

○ Кто практически пытался и что вышло.

В судебной практике очень много дел, закончившихся отказом заявителю в удовлетворении его требований.

Читать еще:  Как попасть на прием к мэру москвы

Пример 1. Дело № 2-1406/2011. Гражданка Ягодкина И.И. обратилась в суд с требованием об изъятии информации в отношении нее из базы данных. В своем заявлении она указала, что преследование по совершенному ею деянию было прекращено, хотя постановление прокурора она так и не получала. Суд, изучив материалы дела, пришел к выводу о невозможности удаления информации из ГИАЦ, так как факт совершения преступления стороны не отрицают. Суд пояснил, что прекращение производства по нереабилитирующим основаниям не является причиной для уничтожения данных из системы.

Пример 2. Дело № 2-4962/2013. Гражданин Миллер Н.В. обратился в суд с требованием об удалении информации о нем из ГИАЦ РФ так как считает хранение порочащих его сведений незаконным. Из материалов дела очевидно, что заявитель был осужден, отбыл наказание, судимость погашена. Суд отказал в удовлетворении требований заявителя, указав в решении, что сведения в базу данных попали законно, поэтому их исключение не предусмотрено.

Привести можно и другие примеры.

Далее рассмотрим судебные решения, принятые в пользу заявителей.

Пример 1. Дело № 2-7330/2011

М-7113/2011. Семенову Н.П. удалось доказать, что сведения о якобы совершенном им преступлении попали в базу случайно, уголовное дело на него никогда не заводилось. Так как материалы были уже уничтожены, а в полиции подтвердили факт того, что дело не заводилось, суд обязал уполномоченный орган удалить сведения об Семенове Н.П. из ГИАЦ РФ.

Пример 2. Дело № 2-60 4/2011

М-267/2011. Шамсутдинов Н.Р. выиграл спор, так как доказал, что ничего не знал о том, что в отношении него осуществлялось расследование. Так как материалы дела уничтожены и не поддаются восстановлению, суд принял решение об удовлетворении требований об удалении информации из ГИАЦ РФ.

Пример 3. Дело № 33-2621/2011. Шереметьев В.М. совершил преступление, закончившееся примирением сторон по делу частного обвинения. Заявитель просил суд удалить информацию о преступлении из базы, так как производство окончилось по реалибитирующему основанию. Суд удовлетворил требования Шереметьева В.М. Информация о нем действительно подлежала удалению из базы.

Таким образом, удалить сведения из базы ГИАЦ РФ получится только, если она находится там незаконно.

○ Как дела обстоят заграницей?

В Европе суды несколько лояльнее относятся к человеку, преступившему закон. Самый яркий пример – Постановление Евросуда по правам человека по делу М.М. против Соединенного Королевства (№ 24029/07).

Суд исходит из того, что согласно Конвенции о защите физлиц, данные в автоматизированных информационных системах должны храниться для определенных целей и не использоваться иным образом (ст. 5 Конвенции). Гражданин вправе обращаться в суд с целью изменить или уничтожить сведения, если они нарушают его конституционные права (ст. 8 Конвенции).

Таким образом, при явном нарушении прав человека данные из автоматизированных систем могут быть удалены.

Кстати, Конвенцию о защите физлиц ратифицировала и Россия. Поэтому граждане вправе обращаться в суд с требованием об удалении информации из ГИАЦ РФ, основываясь на этом европейском акте. Но пока сведений о подобных выигрышных делах у нас в стране нет.

Специалисты Алексей Колегов и Александр Федоров расскажут, как законным путем можно удалить информацию о судимости из базы данных МВД России.

Опубликовал : Вадим Калюжный, специалист портала ТопЮрист.РУ

Как убрать сведения о судимости из базы МВД, если она погашена? ИЦ / ГИАЦ МВД

Людей, которые в прошлом имели судимость, а в настоящем испытывают проблемы с поиском хорошей работы волнует злободневный вопрос — как убрать сведения о судимости из базы МВД, если она погашена? На юридических форумах, в социальных сетях и в различных блогах сломано много копий на эту тему. В интернете полно сомнительных предложений удалить сведения о судимости из базы данных МВД за ту или иную денежную сумму. Одни юристы заявляют, что способны законно убрать сведения о человеке из картотеки судимости, другие заявляют, что могут убрать даже непогашенную судимость из ГИАЦ МВД по суду. Сейчас мы вместе разберемся где истина и существует ли реальная возможность стереть сведения о привлечении к уголовной ответственности из оперативно-справочного учета информационных центров и Главного информационно-аналитический центра МВД России.

Первое, что вы должны знать — никто не может гарантированно убрать сведения о судимости из базы МВД, даже если она погашена, информация о привлечении к уголовной ответственности человека будет храниться до его 80-летия! Данный норматив установлен п. 15.2 Приказа МВД России от 09.07.2007 г. N 612ДСП, согласно которому в пофамильных картотеках учетные карточки хранятся на осужденных независимо от срока и вида наказания – до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Судебная практика по искам об удалении данных о судимости из ИЦ / ГИАЦ

Вот несколько цитат из судебной практики последних лет в отношении жалоб на хранение и обработку персональных данных и требований истцов удалить из информационных массивов МВД России информацию о наличии судимости и фактов уголовного преследования:

Определение № 33А-1145/2016 от 11 февраля 2016 г. по делу № 33А-1145/2016

Пункт 15 Правил формирования, ведения и использования учета лиц, подвергнутых уголовному преследованию, в том числе, привлеченных к уголовной ответственности, осужденных, реабилитированных, в отношении которых установлен административный надзор, а также граждан, совершивших административные правонарушения и привлекавшихся к административной ответственности за их совершение, предусматривает хранение информации на осужденных независимо от срока и вида наказания до достижения ими 80-ти летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости. Учитывая, что административный истец не достиг 80-ти летнего возраста, у Управления отсутствуют правовые основания для уничтожения из банка данных Информационного центра сведений о судимости.

М-1318/2017 М-1318/2017 от 11 мая 2017 г. по делу № 2-1619/2017

Ответом ГУ МВД России от 27.03.2017г. № ФИО13 разъяснено, что в соответствии с действующими нормативными правовыми актами МВД России, информация на лиц, уголовные дела, в отношении которых прекращены по не реабилитирующим основаниям, подлежат хранению в оперативно-справочных учетах до достижения лицом 80-летнего возраста.

М-359/2017 М-359/2017 от 4 июля 2017 г. по делу № 2А-271/2017

В соответствии с Наставлением по ведению и использованию централизованных оперативно-справочных, криминалистических и розыскных учетов, формируемых на базе органов внутренних дел Российской Федерации, утвержденным приказом МВД России, Минюста России, МЧС России, Минфина России, Министра обороны Российской Федерации, ФСБ России, ФСКН России, ФСО России, СВР России, ФТС России, ФМС России, ГФС России, Следственного комитета Российской Федерации и Генеральной прокуратуры Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №дсп/ 19дсп/ 73дсп/ 1адсп/ 113дсп/ 108дсп/ 75дсп/ 93дсп/ 19дсп/ 324дсп/ 133дсп/ 63дсп/ 14/95дсп (согласован с Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации) установлены сроки хранения учетных документов. Сведения на осужденных независимо от срока и вида наказания хранятся до достижения ими 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.

Что в итоге, о чем говорят эти судебные решения и определения?

  1. Данные о судимости хранятся до достижения осужденным 80-летнего возраста при условии погашения либо снятия судимости.
  2. Данные о судимости в ГИАЦ через суд убрать невозможно, даже если судимость погашена или снята.

Вы конечно можете найти адвоката, который пообещает вам удалить данные о вашей судимости из ИЦ и ГИАЦ МВД, и возьмет с вас за эти услуги определенную сумму денежных средств, но вы практически гарантированно потеряете время и деньги, а информация о судимости из базы не исчезнет пока вам не исполнится 80 лет.

Через сколько после судимости можно убрать сведения из ИЦ / ГИАЦ МВД?

Ответ на этот вопрос зависит исключительно от арифметики, берёте возраст в 80 лет, возраст, в котором судимость была снята, либо погашена и вычитаете из 80 лет, это и будет тот срок, через который сведения о судимости можно будет убрать из ИЦ / ГИАЦ МВД на законных основаниях.

Законные способы удаления информации о судимости из базы данных МВД

Единственные варианты когда возможно удаление сведений о судимости из базы данных ИЦ / ГИАЦ МВД России по действующему законодательству:

  • Ошибочно были занесены данные о судимости в ИЦ / ГИАЦ МВД — удаляется через суд.
  • Дело было прекращено мировым соглашением — информация удаляется через суд.
  • Человеку исполнилось 80 лет (если к этому моменту судимость снята или погашена).

Таким образом вы не можете получить справку об отсутствии судимости! Вам никто не выдаст такую справку до тех пор, пока сведения о вашей судимости находятся в базе данных МВД. При обращении за таким документом вам будет выдана справка установленной формы «о наличии (отсутствии) судимости (в том числе погашенной и снятой) и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования», в которой будут отражены сведения о всех ваших судимостях (снятых и погашенных).

Обратите внимание, что когда вы устраиваетесь на работу согласно ст. 65 ТК РФ, работодатель при заключении с вами трудового договора может потребовать от вас справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям, выданную в порядке и по форме, которые устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере внутренних дел, — при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой в соответствии с Трудовым Кодексом РФ, или иным федеральным «законом» не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector