Трудоустройство граждан РБ
Garant-agency.ru

Юридический портал

Трудоустройство граждан РБ

Пошаговая инструкция по трудоустройству граждан Беларуси в России в 2019 году

Если вам необходимо осуществить официальное трудоустройство гражданина Белоруссии в России, но вы не знаете, как это правильно сделать, просто воспользуйтесь нашей пошаговой инструкцией по приему на работу граждан Белоруссии.


Что безопаснее для работодателя – оформление в штат или за штат?

Узнайте, куда безопаснее оформить иностранных сотрудников по этой ссылке.

Вариант №1. Пошаговая инструкция по трудоустройству граждан Республики Беларусь в штат работодателя

1. Постановка на учет в МВД в качестве работодателя иностранцев.

Чтобы трудоустроить граждан Белоруссии, индивидуальному предпринимателю или юрлицу нужно получить аккредитацию МВД в качестве работодателя иностранцев.

Для этого потребуется собрать пакет документов и предоставить их в территориальное отделение МВД.

2. Миграционный аудит документов и оформление недостающих.

При приеме на работу граждан Белоруссии работодатель должен удостовериться, что у будущего сотрудника на руках полный пакет документов.

Документы для приема на работу гражданина Белоруссии:

  • ксерокопия загранпаспорта;
  • СНИЛС (при наличии);
  • действующая регистрация;
  • полис ДМС;
  • ИНН.

Важно! Внимательнейшим образом проверять сроки действия документов! Все документы должны быть действительны на протяжении всего периода сотрудничества с гражданином Беларуси.

Внимание! Если принять на работу гражданина Белоруссии без полного пакета документов или с документами, у которых истек срок, работодателю грозит штраф вплоть до миллиона рублей или приостановка деятельности его предприятия на срок до 3 месяцев.

3. Оформление гражданина Беларуси в свой штат.

3.1. Предоставить сотруднику на подписание следующие документы:

  • коллективный договор;
  • правила внутреннего трудового распорядка;
  • иные внутрикорпоративные документы (штатное расписание по форме Т-3, положения об оплате труда, премировании, защите персональных данных
  • сотрудника, должностные инструкции и программы вводного и первичного инструктажа на рабочем месте и др.).

Важно! Еще до заключения трудового договора с гражданином Белоруссии нужно получить его подпись в каждом документе.

3.2. Подписание трудового договора с гражданином Белоруссии.

При подписании трудового договора с белорусом необходимо учесть следующие особенности:

  • Договор можно оформить только с совершеннолетним работником.
  • Трудовое соглашение составляется на русском языке. Но можно также оформить договор дополнительно на белорусском.
  • Информацию о сотруднике в трудовой договор необходимо переносить из его паспорта или другого документа, удостоверяющего личность.
  • Сам договор должен заключаться на неопределенный срок.

3.3. Выпуск приказа о приеме сотрудника на работу и ознакомление с ним рабочего под роспись.

3.4. Внесение в трудовую книжку записи о приеме на работу белорусского сотрудника.

Отметим, что правила оформления и ведения трудовых книжек в нашей стране едины и для граждан РФ, и для работников из Белоруссии.

Сейчас в России действуют две равносильные формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Какие-либо другие недействительны.

Если у белорусского сотрудника нет трудовой книжки установленного образца, то выдать ее должен работодатель, взяв при этом с мигранта заявление об ее отсутствии.

В случае, если гражданин Белоруссии утратил свою трудовую книжку, работодателю необходимо сделать ее дубликат.

При этом переносить в трудовую книжку записи из других имеющихся у иностранца книжек недопустимо.

3.5. Заведение на сотрудника личной карточки Т-2.

В ней сотрудник подписывается в подтверждение того, что он предоставил достоверную информацию и ознакомлен с приказами.

3.6. Получение подписи сотрудника, подтверждающей, что он ознакомлен с документами об обработке персональных данных.

4. Проверка регистрации гражданина Белоруссии.

При приеме на работу сотрудника из Беларуси необходимо убедиться, что у иностранца есть действующая регистрация, а затем нужно будет постоянно отслеживать сроки ее действия. Как только срок регистрации подходит к концу, необходимо предупредить об этом работника и попросить его предоставить новую регистрацию не позднее 5 дней после истечения срока текущей регистрации.

Если сотрудник не предоставит новую регистрацию, его придется уволить.

Важно! Если у иностранного гражданина не будет регистрации по адресу его фактического проживания, в соответствии с ФЗ № 163, вносящего уточнения в миграционный учет иностранных граждан, сотруднику будет грозить штраф от 2 000 до 5 000 тысяч рублей, а за повторное нарушение – депортация из РФ.

5. Уведомление о приеме на работу гражданина Белоруссии.

Работодатель обязан уведомить ГУВМ МВД о заключении трудового договора или гражданско-правового договора с иностранным гражданином не позднее трех рабочих дней с даты подписания договора.

Важно! Неуведомление или несвоевременное уведомление МВД приведет к штрафу до миллиона рублей или приостановке деятельности фирмы сроком до 90 суток.

6. Начисление и выплата налогов и взносов с зарплаты гражданина Белоруссии.

За трудоустроенного гражданина Белоруссии работодателю необходимо ежемесячно перечислять такие же налоги, как и за гражданина РФ, а именно:

  • НДФЛ 13%
  • Взносы в ПФР 22%
  • Взносы в ФСС 2,9%
  • ФССНС в зависимости от ОКВЭД
  • ФФОМС (медстрахование) 5,1%

Важно! Зарплата работника не может быть ниже МРОТ (для Санкт-Петербурга – 17 000 руб.).

Помимо этого, работодатель не можете платить разную заработную плату россиянам и их белорусским коллегам на одной должности. Иначе может быть назначена проверка зарплатной комиссией и работодателю придется доначислять зарплату сотрудникам, а также уплатить все ранее неоплаченные налоги. А кроме того, компания будет оштрафована на 20% от суммы невыплаченных налогов.

Важно! Все отчетности требуется сдавать в срок и в строго определенной форме.

7. Увольнение белорусского гражданина.

8. Уведомление МВД об увольнении сотрудника из Беларуси.

Работодателю обязательно необходимо уведомить МВД о расторжении трудового соглашения с гражданином Белоруссии, причем не позднее чем через три рабочих дня с момента увольнения.

Важно! В данном случае неуведомление или несвоевременное уведомление МВД о расторжении договора с белорусом также грозит штрафом до миллиона рублей или приостановкой деятельности компании.

Вариант №2 приема на работу белорусского гражданина за штат.

Самостоятельный прием на работу граждан Белоруссии – процедура далеко не такая простая, как кажется на первый взгляд, поскольку может быть чревата штрафами и кадровыми рисками.

Однако работодатели могут очень просто избежать всех трудностей и проблем, связанных с трудоустройством граждан Белоруссии, просто оформив их на работу за штат.

Как это сделать? Просто переведите иностранных работников за штат.

Прием на работу иностранных граждан в 2020 году (нюансы)

Прием на работу иностранных граждан в 2020 году

Трудоустройство иностранцев зависит от того, в каком статусе они находятся на территории страны:

  • временно пребывающий:
    • есть миграционная карта, но нет вида на жительство и разрешения на временное проживание;
    • может находиться на территории РФ на основании визы или в безвизовом порядке;
  • временно проживающий:
    • получил разрешение на временное проживание в РФ, которое выдается на 3 года;
  • постоянно проживающий:
    • есть вид на жительство, на который можно претендовать после того, как прожил в России 1 год;
    • вид на жительство дается на 5 лет, его можно продлевать.

Отдельная категория иностранцев — высококвалифицированные специалисты, чья работа в России будет оплачиваться в размере:

  • не менее 83 500 руб. в месяц для занятых в научно-исследовательской, туристической, медицинской сфере;
  • не менее 167 000 руб. в месяц для задействованных в иных отраслях экономики;

Минимальная зарплата не установлена для тех, кто едет из-за рубежа работать в «Сколково», а также для иностранцев, участвующих в реализации проекта создания и обеспечения функционирования инновационного научно-технологического центра в соответствии с законом «Об инновационных научно-технологических центрах и о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ» от 29.07.2017 № 216-ФЗ.

Трудоустройство беженцев из Украины проходит в упрощенной (относительно других иностранцев) форме — по правилам, действующим для российских граждан. Плюс они должны представить в организацию удостоверение беженца.

Также на порядок приема на работу влияет то, из какого государства приехал работник и установлен ли с этим государством визовый режим. Визу нужно получать гражданам большинства территориально удаленных от РФ стран (например, США, Канады, стран Евросоюза). Из ближайших стран в визовом порядке приезжают эстонцы, латыши, грузины. Перечень стран с указанием необходимости получения визы для посещения России приведен в письме МИД РФ от 27.04.2012 № 19261/кд.

Таким образом, именно от статуса иностранца и страны приезда зависит перечень документов, которые он должен будет представить в компанию при трудоустройстве и ваше взаимодействие с госорганами как работодателя.

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ! Уведомлять миграционную службу (с апреля 2016 года полномочия ФМС переданы МВД России) о трудоустройстве иностранного сотрудника необходимо всегда (за редким исключением, о котором расскажем далее). Нарушение этого правила чревато для компании штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. (в худшем случае приостановлением деятельности), а ответственное лицо может быть оштрафовано на сумму от 35 000 до 50 000 руб. (ч. 3 ст. 18.15 КоАП РФ).

Основной нормативный акт, регулирующий труд иностранных работников, — закон «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2002 № 115-ФЗ. Кроме того, на иностранцев распространяются нормы ТК РФ и иных законодательных актов, регулирующих трудовые отношения в РФ.

Согласно ст. 65 ТК иностранный работник должен предоставить работодателю разрешение на работу или патент при трудоустройстве. Проверять подлинность этих документов работодатель не обязан. Но если выяснится, что сотрудник предоставил поддельные документы, работодателя могут оштрафовать за привлечение к труду иностранца с нарушением требований миграционного законодательства (письмо Минтруда от 04.12.2018 №.14-2/В-966). Поэтому рекомендуем проверить документы на подлинность с помощью специального сервиса ГУ МВД.

Прием на работу гражданина Белоруссии в 2020 году

В январе 2000 года вступил в силу договор о создании Союзного государства между Россией и Республикой Беларусь. Тесная интеграция 2 стран способствует тому, что на сегодняшний день трудоустроиться в России белорусам несложно. Кроме того, Беларусь, наряду с Арменией, Казахстаном, Киргизией и Россией, является членом ЕАЭС. Соответственно, при трудоустройстве гражданина Беларуси действуют правила договора о ЕАЭС от 29.05.2014.

Для трудоустройства белорусские граждане не обязаны получать патент. Работодатель не оформляет для них приглашение на въезд и не запрашивает информацию о квотах иностранных сотрудников в службе занятости.

При трудоустройстве гражданин Беларуси предъявляет белорусский паспорт и иные документы, указанные в ст. 65 ТК РФ:

  • трудовую книжку российского образца (если таковой нет, ее заведет работодатель);
  • СНИЛС (постоянно не проживающие граждане оформлять этот документ не обязаны);
  • документы об образовании.
Читать еще:  Кому принадлежит здание по адресу

Напомним, что с 2019 года СНИЛС в виде зеленой заламинированной карточки больше не оформляется. Что должен предоставить сотрудник вместо СНИЛС, узнайте в материале “СНИЛС отменили – что взамен?”

Аналогичные правила приема на работу действуют для остальных иностранцев, прибывших из стран — членов ЕАЭС: при приеме на работу они предъявляют паспорт соответствующей страны и прочие документы согласно ст. 65 ТК РФ.

По какой ставке будет платить налог с трудовых доходов иностранный гражданин, рассказывается в этой статье.

Если вы заключаете трудовой или гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином Белоруссии, уведомлять об этом миграционную службу необязательно. Граждане Белоруссии имеют равные права с россиянами в оплате труда, режиме рабочего времени и времени отдыха, охране и условиях труда, а также в других вопросах трудовых отношений.

Прием на работу иностранных граждан в 2020 году: таблица

Для того чтобы вам было проще ориентироваться в правилах трудоустройства иностранцев, мы подготовили специальную таблицу. В ней вы найдете основные нюансы приема на работу граждан в зависимости от их статуса и страны пребывания.

ВАЖНО! Неисполнение норм трудового и миграционного законодательства чревато для компании крупными штрафами — до нескольких сотен тысяч рублей. Ответственный сотрудник работодателя штрафуется в меньшем размере. Сумма штрафа зависит от того, какую обязанность работодатель не выполнил. При этом наказание выносится не за сам проступок, а за каждого неверно принятого на работу сотрудника.

Как ужесточилась ответственность работодателей за работу иностранцев без заключения с ними трудового договора, узнайте из этой публикации.

Итоги

В последние годы мобильность трудовых ресурсов значительно выросла. Люди уже не ограничивают поиск работы территориальными границами родного государства. В последние годы чиновники сделали многое, чтобы упорядочить миграционное законодательство и снизить поток нелегальной рабочей силы.

Нужно ли гражданину Белоруссии разрешение на работу в России (Москве) в 2020 году

Граждане Белоруссии устраиваются на работу в России на основании особых требований миграционного права. Для того чтобы оформить законно иностранца на вакантное место, необходимо соблюсти определенный порядок. Какие документы нужно для этого подготовить, как сделать разрешения, как заполнить заявление и куда предъявляется ходатайство, подробно в этом материале.

Особенности принятия на работу белоруса в 2020 году в РФ

Если на предприятии создалось свободное место, а претендентом, имеющим соответствующий трудовой стаж и образование, стал гражданин Беларуси, то не стоит опасаться сложной процедуры оформления на работу. Процедура принятия на должность белоруса в законодательстве России максимально упрощена.

В отношении этой категории иностранцев действуют международные соглашения Евразийского экономического союза. В частности Договора об Евразийском экономическом союзе от 29.05.2014 (Договор ЕАЭС). Также к отношениям к ним применяются нормы Трудового кодекса России в части заключения соглашения с иностранцем.

Инструкция для приема на работу белоруса в 2020 году

Весь процесс принятия на должность представлен в несколько этапов:

Подготовка документов работодателем. Получение разрешения на привлечение иностранной рабочей силы в РФ. В бумаге оказываются должности и количество работников, которые могут быть привлечены для исполнения трудовых функций в России. Запрос на получение разрешения на ИРС оформляется в региональном отделении МВД РФ. Обязательно указание выделенной на текущей год квоты – количестве работников, которых можно привлечь из-за рубежа. Обязательно нужно проверить при оформлении работника, попадает ли он в выделенную квоту. Иначе можно нарваться на крупный штраф, для организации он составит от 400 тыс. до 1 млн руб. В отношении граждан Беларуси такое разрешение УФМС не требуется!
Заключение трудового договора на основании требований ТК РФ и других правил российского законодательства. Выдача разрешения на работу или составление патента для граждан Белоруссии не требуется. Белорусы пересекают государственную границу России без оформления миграционной карты, как другие иностранцы, для которых также обязательно указывать цель приезда «Работа».
Уведомление УФМС о заключении соглашения с работником из Беларуси не требуется. На всякий случай рекомендуется отправить такое извещение во избежание штрафа. Это связано разницей в правилах законодательства и практикой. При удаленном взаимодействии с гражданином Беларуси направление уведомления в УФМС не требуется.

Список бумаг для оформления на работу белоруса в РФ в 2020 году

В ст.65 ТК РФ указано, что к трудовым отношениям с иностранцами применимы нормы, касающиеся россиян. Права и обязанности у них будут одинаковые. Соответственно, пакет документов будет тот же, что и при трудоустройстве гражданина РФ. В него входят:

  • удостоверение личности – документ необходимо перевести на русский язык и заверить верность данных в нотариальной конторе;
  • миграционная карта – получение ее на границе РФ для граждан Белоруссии не обязательно;
  • визы и разрешение на временное проживание для белорусов не оформляются согласно требований Соглашения от 24.01.2006 между Республикой Беларусь и РФ. В п.1 ст.97 Договора ЕАЭС указано, что разрешение не требуется на работу;
  • трудовая книжка – при планировании деятельности по совместительству, формуляр обязательно должен быть оформлен по российскому современному или советскому образцу, если иностранец ранее трудился на другом предприятии на территории РФ;
  • СНИЛС – удостоверение пенсионного образца, потребуется для отчисления страховых взносов в различные негосударственные фонды;
  • полис медицинского страхования в России – обычно оформляется на бесплатные медицинские услуги принимающим на работу предприятием, также допускается добровольное страхование на основании международного договора страхования;
  • медицинская книжка – если должностные обязанности связаны с санитарно-эпидемиологическим состоянием и здоровьем человека, в пищевой промышленности и др. Обязательно сначала нужно пройти медосмотр и сдать анализы;
  • диплом о получении высшего образования, сертификаты о повышении квалификации.

Важно: для граждан Беларусь необязательно встать на учет в органах миграционного учета после прибытия в Россию. Также им не потребуется виза сроком действия в 90 дней.

На основании Письма Минтруда России №19-4/В-823 от 17.12.2015 года полис ДМС при приеме на работу граждан Беларуси не требуется. Трудовой договор заключается по типовой форме, как и для российских работников. Иностранцы не обязаны предъявлять военный билет и вставать в России на учет. Это обязанность только граждан РФ. Если диплом о высшем образовании, сертификаты составлены на белорусском языке, то нужно их перевести у нотариуса и заверить.

Старшинова О.Л., сотрудник кадрового отдела

Для иностранца обязательно пройти все процедуры, как для россиянина, в частности, собрать необходимые справки о нормальном состоянии здоровья и отсутствии судимости. Претендент на должность также должен доказать отсутствие уголовного преследования в стране своего гражданства. Такое правило применимо и к случаям, если в отношении гражданина прекращено уголовное преследование. Собрав все бумаги можно приступать к оформлению трудового договора на основании требований российского законодательства.

Уведомление УФМС о заключении трудового договора с гражданином Беларуси в 2020 году

В отношении принятия на работу иностранца обязательно требование миграционной службы. В течение 3 дней обязательно нужно уведомить о факте заключения трудового договора гражданина Беларуси. Заявление с подтверждением сложившихся отношений подается в Главное управление по вопросам миграции МВД России. Такое же условие действие, если с белорусом заключен гражданско-правовой договор на оказание услуг на основании ГК РФ. В этом отношении действуют нормы – п.8 ст.13 Закона №115-ФЗ от 25.07.2002 “О правовом положении иностранных граждан в РФ”.

30 мая 2017 года Верховным судом РФ было принято Постановление №78-АД17-19, на основании которого отделение ГУВД о заключении трудового договора именно с гражданином Белоруссии можно не уведомлять соответствующий миграционный орган. Поскольку на законодательном уровне такое требование предусмотрено, а судебные решения не имеют юридической силы, а только отражают судебную практику в России, то рекомендуется УФМС РФ по месту заключения трудового договора уведомить о свершившемся факте. Это позволит избежать споров с миграционной службой о необходимости оплаты штрафа в размере до 1 млн руб., если заключение соглашения с работником произошло на юридическое лицо.

Старовойтова Л.Л., сотрудник миграционной службы

Уведомить УФМС РФ есть возможность лично при предоставлении извещения стандартного образца либо через Почту России. В организации такими вопросами занимается юридическая или кадровая служба, либо представитель по доверенности в случае привлечения для исполнения обязанности посредника.

В случае трудоустройства гражданина Беларуси на удаленной основе, информация об этом не передается в МВД России. Это указано в ст.20 Закона №109-ФЗ от 18.07.2006.

Санкции за неуведомление УФМС РФ в 2020 году

Российскому работодателю достаточно подать уведомление о принятии на работу белоруса. На руках у него или работодателя должен остаться корешек извещения, который при необходимости предъявляется миграционной службе по запросу или в связи с проверкой. Если иностранец устроился на работу ранее в другое предприятие, то нужно запросить у него уведомление с отметкой миграционной службы. При его отсутствии или заверениях о наличии, лучше проверить сведения во избежание административного разбирательства и наложении крупного штрафа, который в 2020 году составляет:

  • для работодателей со статусом индивидуального предпринимателя – от 400 000 до 500 000 руб., в зависимости от вины ответственного лица;
  • на руководителя компании, не оформившего извещение в надлежащий срок, – от 40 000 до 50 000 руб.;
  • на юридическое лицо, не подавшее вовремя извещение в УФМС – от 400 000 до 800 000 руб. в отношении каждого иностранца.

Налогообложение работников из Беларуси в России

Для иностранцев, которые находятся в РФ менее 183 дней, предусмотрено взимание подоходного налога в размере 30%. Начиная с седьмого месяца присваивается статус резидента. Ставка уменьшается до 13%, той же, что платят россияне.

Во внебюджетные фонды, в том числе на страховые взносы и пенсионные отчисления переводится ежемесячно 22% от заработка.

С 2017 году обложению взносами в ПФР подлежат все доходы по трудовым договорам, заключаемым с белорусскими гражданами, если даже контракт заключен на непродолжительное время. Страхование в Пенсионном фонде России предусматривается в отношении любого иностранца, если с ним заключен хотя бы один трудовой договор. Предусмотрен такой платеж в негосударственный бюджет и при заключении договора сроком менее 6 месяцев.

Распространенные ошибки

Ошибка 1: Не подача уведомления в миграционную службу в связи со сложившейся судебной практикой об отсутствии необходимости сообщения о заключения трудового договора с гражданином Беларуси.

Читать еще:  Увольнение со службы по несоблюдению условий контракта

– Лучше исполнить такую обязанность, поскольку она предусмотрена законом, несмотря на сложившуюся практику. Это позволит избежать лишних разбирательств, в том числе в рамках административного дела, с миграционной службой.

Вопрос-ответ

Вопрос 1: В каком размере мне, как гражданину Белоруссии, придется отчислять НДФЛ, если я планирую трудоустроиться в России?
– В течение 6 месяцев пребывания в РФ с вас будут взыскиваться платежи в размере 30% как с нерезидента страны. Через 6 месяцев, точнее 183 дня, иностранцы приобретают в РФ статус резидента и оплачивают подоходный налог в размере 13% наряду с российскими гражданами.

Пример из практики

Гражданин Белоруссии Протоковец О.Л. заключил в Москве трудовой договор. Он не уведомил миграционную службу о занятии должности, посчитав, что для белорусов, которым не оформляют миграционную карту при пересечении российской государственной границы, это не обязательно. По результатам внеплановой проверки миграционной службы было обнаружено, что УФМС РФ не уведомлена о трудоустройстве иностранца. В результате было открыто административное дело и наложен штраф в размере 40 000 руб. на руководителя организации-работодателя, допустившего такое нарушение.

Процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство

Какова процедура приема на работу гражданина Белоруссии, не имеющего разрешения на временное проживание и вида на жительство?

1. Работодатели вправе привлекать работников – граждан Белоруссии без получения каких-либо разрешений, и самим работникам не требуется получать разрешение на работу (п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” (далее – Закон N 115-ФЗ), п. 1, 2 решения Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 (далее – Решение N 4), ст. 7 Договора между Российской Федерацией и Республикой Беларусь о равных правах граждан (Москва, 25.12.1998) (далее – Договор о равных правах), ст.ст. 97, 98 Договора о Евразийском экономическом союзе (Астана, 29.05.2014) (далее – Договор о ЕАЭС)).

Также работодатель вправе привлекать граждан Белоруссии без учета установленных п. 5 ст. 18.1 Закона N 115-ФЗ ограничений в виде допустимой доли иностранных работников, используемых в различных отраслях экономики хозяйствующими субъектами на территории РФ (п.п. 1, п. 4 ст. 97 Договора о ЕАЭС).

2. При приеме на работу иностранца необходимо соблюдать общие правила приема на работу, установленные для граждан РФ (гл. 11 ТК РФ), с учетом особенностей регулирования труда иностранных работников (гл. 50.1 ТК РФ). Так, из ст.ст. 11, 327.3 ТК РФ следует, что при трудоустройстве иностранный гражданин должен представить документы, указанные в ст. 65 ТК РФ, с учетом ряда особенностей:

документ, удостоверяющий личность иностранного гражданина, – паспорт или иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина (ст. 10 Закона N 115-ФЗ)*(1);

трудовую книжку. В настоящее время на территории России действительны две формы трудовых книжек: образца 1974 и 2004 гг. Белоруссия входила в состав СССР. Следовательно, если иностранный гражданин представляет трудовую книжку образца 1974 г., заводить новую нет необходимости, а если трудовая книжка установленного образца у работника отсутствует – работодатель должен ее завести (письмо Роструда от 15.06.2005 N 908-6-1);

документ об образовании, о квалификации или наличии специальных знаний – при поступлении на работу, требующую специальных знаний или специальной подготовки. Выданные в Белоруссии документы для реализации трудовых прав их граждан, или их копии, заверенные в установленном порядке, признаются без легализации (п. 1 Решения N 4, ч. 3 ст. 97 Договора о ЕАЭС);

временно пребывающие иностранные граждане (за исключением высококвалифицированных специалистов), работающие по трудовому договору (как в Вашем случае), при приеме на работу предъявляют страховое свидетельство государственного пенсионного страхования, а если они поступают на работу впервые, то получают его через работодателя (ст. 2 Закона N 115-ФЗ, п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ, абзац третий ст. 1, п. 2 ст. 7 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ);

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к которой не допускаются лица, имеющие или имевшие судимость, подвергающиеся или подвергавшиеся уголовному преследованию, соискатель представляет справку о наличии (отсутствии) судимости и (или) факта уголовного преследования либо о прекращении уголовного преследования по реабилитирующим основаниям;

при поступлении на работу, связанную с деятельностью, к осуществлению которой не допускаются лица, подвергнутые административному наказанию за потребление наркотических средства (психотропных веществ и т.д.), соискатель должен представить справку о том, подвергался ли он такому наказанию;

документы воинского учета требуется предъявлять только в случаях, прямо предусмотренных федеральными законами, международными договорами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ (часть третья ст. 327.3 ТК РФ). Для граждан Белоруссии таких исключений не предусмотрено.

Предъявлять полис добровольного медицинского страхования при приеме на работу гражданам Белоруссии не требуется, поскольку международными соглашениями предусмотрено обеспечение граждан Беларуси медицинской помощью на тех же условиях, что и граждан России (часть первая ст. 327.3 ТК РФ, Договор между РФ и РБ о создании Союзного государства от 08.12.1999, Договор о равных правах, письмо Минтруда РФ от 17.12.2015 N 16-4/В-823, ответ 1 Роструда).

Само оформление трудовых отношений с иностранным гражданином не будет отличаться от оформления таких же отношений с российскими гражданами*(2). Трудовой договор с иностранным работником должен быть заключен на неопределенный срок, если отсутствуют причины для заключения срочного трудового договора, предусмотренные ст. 59 ТК РФ (часть пятая ст. 327.1 ТК РФ) (ответ 2 Роструда).

3. Так как в отношении граждан Белоруссии действующий порядок регулирования привлечения и использования иностранной рабочей силы в России не применяется, то работодатель не обязан уведомлять уполномоченный орган в сфере миграции в субъекте РФ о факте заключения (а также расторжения) трудового договора с таким гражданином (ст. 3, п. 8 ст. 13 Закона N 115-ФЗ, п. 1 Решения N 4, постановление Верховного суда РФ от 30.05.2017 N 78-АД17-19)*(3).

4. В рассматриваемой ситуации работодатель будет являться принимающей стороной и в связи с этим обязан будет поставить иностранного гражданина на миграционный учет и уведомить о его прибытии уполномоченный орган миграции*(4) только в том случае, если работник будет проживать по адресу организации либо в ее помещении, не имеющем адресных данных (строении, сооружении), в том числе временном (п. 7 ч. 1 ст. 2, ч.ч. 1 и 3 ст. 20, ч. 2 ст. 21, пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Федерального закона от 18.07.2006 N 109-ФЗ “О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации”, далее – Закон N 109-ФЗ). Форма уведомления утверждена приказом МВД России от 23.11.2017 N 881 (приложение N 3).

В этом случае работодатель обязан поставить работника на миграционный учет и направить уведомление о его прибытии в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда в Россию*(5) (ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ, ст. 3 Соглашения между Российской Федерацией и Республикой Беларусь об обеспечении равных прав граждан РФ и Республики Беларусь на свободу передвижения. (Санкт-Петербург, 24.01.2006), решение Калининградского областного суда от 26.05.2016)*(6).

Подтверждением выполнения принимающей стороной действий, необходимых для постановки иностранца на миграционный учет по месту пребывания, является отметка в отрывной части бланка уведомления, которую работодатель должен передать иностранцу (ч. 7 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Панова Наталья

Ответ прошел контроль качества

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

*(1) Учитывая, что у работника в данной ситуации нет соответствующей отметки в паспорте о разрешении о временном проживании и нет вида на жительство, полагаем, что соискателю необходимо также представить нотариально заверенный перевод документа, удостоверяющего личность (смотрите Вопрос: Иностранный работник, работавший ранее на предприятии, вновь принят на работу. При этом он представил документы, а именно паспорт иностранного гражданина на новую фамилию. (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, октябрь 2017 г.).

*(2) В частности, если с учетом специфики будущей работы установлено требование о представлении дополнительных документов, иностранец должен представить и такие документы (часть вторая ст. 65 ТК РФ).

*(3) Подробнее смотрите Вопрос: Каков порядок приема на работу гражданина Белоруссии? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, сентябрь 2017 г.).

*(4) Обращаем внимание на то, что Указом Президента РФ от 05.04.2016 N 156 ФМС России упразднена. Её функции и полномочия в сфере миграции переданы МВД России. Поэтому в настоящее время уведомлять о принятии иностранного гражданина на работу необходимо уже территориальный орган МВД России.

*(5) По мнению ряда специалистов (в частности, Д.А. Мыльникова, советника государственной гражданской службы РФ (Минтруд России)), данное правило действует и в отношении работодателей, то есть они обязаны направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета в течение 90 дней с даты въезда гражданина Республики Беларусь. Подтверждение данной точки зрения можно найти и в судебной практике (смотрите, например, решение Верховного Суда Республики Карелия от 25.09.2014 N 21-378/2014, постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.02.2009 N 13АП-790/2009).

*(6) Вместе с тем ничто не мешает работодателю подать соответствующее уведомление в отношении работника-белоруса с соблюдением сроков, предусмотренных п. 2 ч. 3 ст. 20 Закона N 109-ФЗ (7 рабочих дней), чтобы исключить саму возможность предъявления претензий со стороны контролирующих органов. Уведомление о прибытии иностранца может быть представлено в орган миграционного учета непосредственно либо через многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг. Кроме того, уведомление может быть направлено почтовым отправлением либо с использованием входящих в состав сети электросвязи средств связи (пп. “а” п. 2 ч. 2 ст. 22 Закона N 109-ФЗ).

expatblog.ru

Автор материала: Александра Жиленкова,

эксперт по трудоустройству иностранных работников из ЕАЭС и СНГ

Вопрос: «Как правильно принять на работу гражданина Белоруссии?»

Ответ: Республика Беларусь является членом Евразийского экономического союза (далее – ЕАЭС). В связи с этим, для граждан Белоруссии действуют более удобные и комфортные условия в России при трудоустройстве, по сравнению с другими гражданами, не входящими в союз, а также есть привилегии по сравнению с другими участниками союза. Рассмотрим детально.

  1. ПРИЕМ НА РАБОТУ
Читать еще:  Номер lpr какая страна

Граждане Белоруссии принимаются на работу почти на одинаковых условиях с гражданами России. Но есть нюансы. Например, при приеме на работу граждане Белоруссии предоставляют немного отличный от россиян пакет документов. Полный перечень документов при приме на работу в РФ указан в ст. 65 и 327.3 Трудового кодекса РФ, п. 4 ст. 97 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г.

Некоторые аспекты для приема на работу гражданина Белоруссии:

  • может потребоваться справка о несудимости, если должность при трудоустройстве предполагает обязательное ее наличие (должности педагогов и преподавателей, должности воспитателей для несовершеннолетних, при организации их воспитания, отдыха, медицинского обследования, социального обслуживания в сфере культуры, спорта, искусства).

Примечание: В этом случае иностранному гражданину необходимо предоставить справку не только из российского МВД, но и из белорусских ОВД.

  • если должность предполагает подтверждение образования, иностранный гражданин обязан предоставить документы об образовании, с нотариально заверенным переводом данных документов на русский язык.
  • военный билет работодатель требовать не в праве у граждан Белоруссии, т.к. иностранные граждане не подлежат воинскому учету.
  • полис добровольного медицинского страхования. При заключении трудового договора граждане ЕАЭС должны предъявить действующий на территории РФ полис добровольного медицинского страхования (ДМС). В случае, если работодатель заключает с медицинской организацией договор о предоставлении платных медицинских услуг сотруднику-иностранцу (ч. 1 ст. 327.3 ТК РФ, п. 3 ст. 98 Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 г., письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. № 16-4/В-823), то предъявлять полис ДМС не нужно. Граждане Республики Беларусь также, при заключении трудового договора, должны предъявлять полис ДМС, в том числе, временно пребывающие на территории России (п. 3.5 Положения, утвержденного приказом Минздрава России от 21 января 1997 г. № 19, Письмо Минздрава РФ от 22 апреля 2015 г. № 17-1/10/2-1621). С 1 января 2017 года временно пребывающие граждане государств, которые входят в ЕАЭС и работающие по трудовым договорам, могут оформить полисы обязательного медицинского страхования (ОМС). В свою очередь, скорая медицинская помощь (в экстренной и неотложной формах) оказывается трудящимся государств-членов ЕАЭС и членам семей медицинскими организациями (учреждениями здравоохранения) государственной и муниципальной систем здравоохранения государства трудоустройства бесплатно, независимо от наличия медицинского страхового полиса (п. 4 Приложения № 30 к договору ЕАЭС)

Совет: для того, чтобы сберечь свои нервы (Решение Мирнинского районного суда (Республика Саха (Якутия) № 12-4/2017 от 19 января 2017 г. по делу № 12-4/2017) и свое здоровье (не все медицинские учреждения РФ знают порядок оказания мед. помощи белорусам и, за редким исключением, работодатели заключают договор с медицинской организацией), при въезде в Россию белорусам необходимо оформить себе полис ДМС (если нет полиса ОМС РФ) на 3 месяца, и, после заключения трудового договора, оформить самостоятельно полис ОМС бесплатно. Для этого требуется наличие трудового договора, страховой номер индивидуального лицевого счёта и регистрация по месту пребывания (ст. 46 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ). Реквизиты полиса ДМС и ОМС необходимо включать в трудовой договор.

  • СНИЛС. Напомню, что с 1 апреля 2019 года карточки СНИЛС больше не выдают и не восстанавливают при утере. Вместо зелёных карточек теперь появились уведомления в бумажном или электронном виде. Следовательно, работодатель больше не оформляет СНИЛС работнику, впервые осуществляющему трудовую деятельность. При устройстве на работу, работник должен самостоятельно распечатать уведомление из личного кабинета на сайте ПФР и предоставить работодателю. Карточек нет, но номер лицевого счета остался, он один на всю жизнь. Это счёт в ПФР, который позволит иметь доступ к госуслугам. Поэтому и гражданам Белоруссии, как и любому другому работнику в РФ, требуется страховой номер индивидуального лицевого счёта- уникальный номер индивидуального лицевого счёта застрахованного лица в системе обязательного пенсионного страхования.
  • Трудовая книжка республики Беларусь не принимается в расчет в РФ. Российский работодатель оформляет новую трудовую книжку российского образца, если гражданин Белоруссии впервые устраивается на работу в России.
  1. УВЕДОМЛЕНИЕ МВД О ЗАКЛЮЧЕНИИ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С ИНОСТРАНЦЕМ

Согласно законодательству РФ, при заключении и прекращении трудового договора с иностранцем, работодатель обязан уведомить МВД об этом факте в течении 3х рабочих дней. Уведомлять нужно территориальные органы ОВМ ГУ МВД по вопросам миграции по месту регистрации работодателя. Но, в отношении граждан Белоруссии, трудоустроенных в России, и их работодателей, положения данного законодательства не применяются. Это следует из решения Высшего Совета Сообщества Белоруссии и России о равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий.

В то же время, уведомление МВД является обязанностью не самого белоруса, а работодателя, и уведомление работодателем госоргана никак не ущемляет права белорусов и является отношениями между работодателем и МВД. Такого мнения придерживается МВД и продолжает выписывать штрафы работодателям, несмотря на Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 г. № 4 (см. пункт 6 в конце статьи) и несмотря на Постановление Верховного Суда РФ от 30.05.2017 г. № 78-АД17-19. Большинство судов, после мая 2017 года, стали придерживаться позиции ВС РФ и отменять наложенные МВД штрафы за неуведомление о заключении трудовых договоров с белорусами (Постановление № 5-312/2018 от 26 июня 2018 г. по делу № 5-312/2018 Свердловский районный суд г. Костромы (Костромская область), Постановление № 5-351/2018 от 16 октября 2018 г. по делу № 5-351/2018 Калининский районный суд г. Челябинска (Челябинская область). Однако быть уверенным, что именно в вашем случае суд встанет на вашу сторону, нельзя, потому что суды не обязаны подчиняться постановлениям Верховного Суда РФ, это всего лишь прецедент.

В то же время, есть много случаев, когда суды, даже после выхода постановления ВС РФ в мае 2017 г., все равно признают работодателей виновными в неуведомлении МВД по белорусам, но просто снижают степень наказания, оставляя факт нарушения закона в сфере миграции (Постановление № 5-587/2018 от 19 октября 2018 г. по делу № 5-587/2018 Лабытнангский городской суд (Ямало-Ненецкий автономный округ), Решение № 12-26/2017 от 20 сентября 2017 г. по делу № 12-26/2017 Злынковский районный суд (Брянская область).

При официальных запросах в разные субъекты РФ в отделения МВД по вопросам миграции, однозначного ответа не получено: Москва трактует, что надо уведомлять: Письмо УФМС по г. Москве от 07.05.2015 № МС-2/2/2-2777; Письмо УФМС по г. Москве от 08.06.2015 № МС-9-21-4586н; другие субъекты и та же Москва – белорусы имеют привилегии: письмо УМВД по Смоленской обл.от 23.03.2018 N 3/187703349312, письмо от 20.12.2007 N МС-1/9-25552.

Совет: Судебная практика не однозначна, законодательные нормы могут трактоваться по разному в разных субъектах РФ. Поэтому, во избежание ненужных судебных разбирательств, штрафов работодателю, затрат времени и проблем у гражданина Белоруссии в дальнейшем при трудоустройстве в РФ, лучше уведомлять территориальные органы ОВМ ГУ МВД о трудоустройстве граждан Белоруссии. Это не сложная процедура для работодателя, которая сэкономит максимум нервов и средств на юристов.

  1. МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ГРАЖДАН БЕЛОРУССИИ

При пересечении границы Российской Федерации иностранный гражданин обязан встать на миграционный учет по месту пребывания. Принимающей стороной может выступать любое лицо, имеющее гражданство РФ. Это правило касается абсолютно всех иностранных граждан, в не зависимости от гражданства и статуса. Граждане Белоруссии обязаны встать на миграционный учет в России в течении 30 дней со дня прибытия в РФ.

При пересечении границы с Россией, белорусам миграционная карта не выдается.

При первичном миграционном учете иностранец может находиться на территории РФ не более 3х месяцев.

По истечении 90 дней граждане Республики Беларусь должны выехать из РФ на 3 месяца (режим 90/180) или продлить себе регистрацию при наличии на то оснований. Обычно такими основаниями является трудоустройство гражданина Белоруссии, или получение вида на жительство. Белорусы могут без ограничений передвигаться по всей территории РФ.

Вопрос оформления граждан Республики Беларусь очень актуальный, постоянно возникают вопросы и споры при проверках компаний в сфере миграционного законодательства. Но, несмотря на все послабления и привилегии, белорусы являются иностранными гражданами, которые обязаны соблюдать законодательство РФ. Для минимизации рисков работодателю необходимо придерживаться общих оснований при приеме на работу граждан Белоруссии.

Остались вопросы? Пишите в комментариях или обратитесь к автору статьи.

Об Авторе статьи

Эксперт Александра Жиленкова

Меня зовут Жиленкова Александра, я специалист по кадровому делопроизводству (HR) и эксперт в области трудоустройства граждан ЕАЭС, СНГ, граждан с различными статусами: ВНЖ, РВП, визовые, ВКС. Мой опыт в миграционном законодательстве составляет 4 года. Тема трудовых мигрантов интересна и содержит много нюансов, что и делает её для меня привлекательной.

Образование:

Первое образование – высшее экономическое (Московский Государственный Горный Университет, специальность – экономика предприятия). Работала в разных отраслях производства и строительства экономистом и HR, на предприятиях, где иностранная рабочая сила составляла до 85% с численностью около 600 человек.

Второе образование – в сфере HR: «Организация малого предпринимательства», заканчиваю

Будни: Веду блог в Инстаграм, помогаю иностранным гражданам в оформлении документов, провожу частные консультации по разным вопросам, касающиеся трудоустройства ИГ и их пребывания на территории РФ.

Меня можно найти:

Правовое регулирование вопросов трудоустройства белорусов в России:

  1. Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” от 25.07.2002 N 115-ФЗ. Основной Федеральный закон. Регулирует правовые отношения иностранцев на территории РФ.
  2. Глава 50.1 ТК РФ. Данная статья регулирует трудовые отношения иностранцев в РФ.
  3. Письмо Минтруда России от 17 декабря 2015 г. N 16-4/В-823. Письмо разъясняет про ДМС.
  4. Договор ЕАЭС от 29.05.2014г. В данном договоре раскрываются основные принципы международного сотрудничества государств, входящих в Евразийский союз и общие нормативы трудоустройства граждан стран ЕАЭС на территории этих государств.
  5. Соглашение между Россией и Республикой Беларусь от 24.01.2006г. Регулирует общий порядок въезда и регистрации на территории Российской Федерации граждан Белоруссии.
  6. Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 N 4 “О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий”
  7. Федеральный закон № 163-ФЗ от 27.06.2018 г. Закон уточняет понятие миграционного учета иностранных граждан в РФ.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector