Статья о службе в армии конституции рф
Garant-agency.ru

Юридический портал

Статья о службе в армии конституции рф

Статья 59 Конституции России

Текст Ст. 59 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Комментарий к Ст. 59 Конституции Российской Федерации

1. Часть первая комментируемой статьи устанавливает обязанность по защите Российской Федерации. Формулировка указанной нормы характерна двумя особенностями. Во-первых, Конституция РФ указывает на «долг и обязанность», имея в виду не только юридический, но и моральный аспект рассматриваемой обязанности. Во-вторых, Конституция РФ говорит об обязанности гражданина РФ защищать Отечество, опять-таки подчеркивая особый моральный характер данной юридической обязанности. При этом, в отличие от иных конституционных норм, данная норма обращена только к гражданам России.

Законодательство РФ вместо термина «защита» использует термин «оборона», понимая под ней систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженную защиту Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории*(279).

2. Часть вторая комментируемой статьи устанавливает обязанность гражданина России нести военную службу. Порядок несения службы определяется федеральным законом. Таким образом, Конституции России не противоречит ни существующие положения об обязательной службе по призыву, ни введение добровольной военной службы по контракту с последующей отменой службы по призыву.

Федеральный закон, о котором упоминает Конституция РФ, — это Федеральный закон от 28 марта 1998 г. N 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе»*(280). Помимо непосредственно военной службы закон включает в содержание воинской обязанности воинский учет, обязательную подготовку к военной службе, пребывание в запасе, призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Закон определяет военную службу как особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, а также во внутренних войсках Министерства внутренних дел РФ, в войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах федеральной службы безопасности, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях федеральной противопожарной службы и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах.

Срок военной службы устанавливается в зависимости от статуса призывника: с 1 января 2008 г. — 12 месяцев.

Призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе. На военную службу не призываются граждане, которые освобождены от исполнения воинской обязанности, призыва на военную службу, граждане, которым предоставлена отсрочка от призыва на военную службу, а также граждане, не подлежащие призыву на военную службу. Военная служба по призыву осуществляется по экстерриториальному принципу — в ином субъекте РФ по отношению к тому, где проживает призывник. Это еще более усложняет прохождение такого вида военной службы.

Таким образом, в России установлена обязательная военная служба по призыву мужчин — граждан Российской Федерации. При этом граждане РФ (включая женщин) и иностранные граждане вправе добровольно проходить военную службу по контракту. При этом военная служба по призыву является основным способом комплектования Вооруженных Сил РФ, хотя в последние время предпринимаются меры у увеличению числа военнослужащих по контракту и сокращению продолжительности военной службы по призыву.

3. Часть третья комментируемой статьи устанавливает исключения из круга лиц, на которых может быть возложена обязанность несения военной службы.

Перечень таких возможных исключений уставлен Конституцией РФ открытым. Прямо упомянуты только граждане РФ, для которых несение военной службы противоречит убеждениям или вероисповеданию. Иные случаи могут предусматриваться в федеральных законах. Так, Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» закрепляет, что право на замену военной службы альтернативной предоставляется также, если гражданин относится к коренному малочисленному народу, ведет традиционный образ жизни, осуществляет традиционное хозяйствование и занимается традиционными промыслами*(281).

Отметим, что норма, установленная частью третьей комментируемой статьи, имеет смысл только в случае наличия в законодательстве России обязанности несения военной службы по призыву. Если поступление на военную службу будет когда-либо осуществляться исключительно в добровольном порядке по контракту, необходимость в альтернативной гражданской службе отпадет.

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 113-ФЗ определяет альтернативную гражданскую службу как особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву. Данный Закон, прямо предусмотренный частью третьей комментируемой статьи, принимался с большим трудом и вступил в силу только с 1 января 2004 г. Многие недостатки этого Закона обусловлены именно сложностями его принятия.

Статья 59 Конституции РФ о воинской службе

Что необходимо знать?

«Как не идти в армию?»

«Как освободиться от призыва в армию?»

«Куда обращаться при возникновении вопросов?»

О воинской обязанности говорит статья 59 Конституции РФ, Конституция РФ о военной службе называет призыв в армию обязанностью граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах России и других войсках и защищать Отечество.

Гражданин РФ имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой. Реализовать свои права и обязанности, закрепленные конституцией помогут юристы СК «Призывник».

Статья 59 Конституции РФ гласит:

  1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.
  2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.
  3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

В ней указывается основные законодательные и нормативные правовые акты, регулирующие вопросы обороны и военного строительства:

Совет эксперта

Порядок исполнения гражданами обязанности по защите Отечества, возложенной на них в соответствии с комментируемой статьей, определяется Федеральным законом от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.

Воинская обязанность граждан РФ предусматривает:

  • – воинский учет;
  • – обязательную подготовку к военной службе;
  • – призыв на военную службу;
  • – прохождение военной службы по призыву;
  • – пребывание в запасе;
  • – призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Ст. 59 описывает обязанность защищать свое отечество и права военнообязанных граждан, опираясь на действующее законодательство РФ.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне”, от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются:

  • воинский учет,
  • подготовка к военной службе,
  • военное обучение в военное время;
  • поступление на военную службу,
  • прохождение военной службы,
  • прохождение альтернативной гражданской службы,
  • пребывание в запасе;
  • специальная – служба в качестве военных строителей.

Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами по месту жительства

Военное законодательство состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, регулирующее вопросы обороны и военного строительства. В корпус законодательных актов входят:

  • указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;
  • закон «Об обороне»;
  • закон «О воинской обязанности и военной службе»;
  • закон «О статусе военнослужащих»;
  • закон «О государственной границе Российской Федерации»;
  • закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;
  • военная доктрина;
  • общевоинские уставы и др.

Военное законодательство представляет из себя обширное количество документов, трактовка которых требует юридического образования. Военные юристы СК «Призывник» готовы проконсультировать бесплатно по любому закону военного права и оказать юридические услуги призывникам, связанные с защитой их прав. Звоните, пока не началась призывная компания!

Остались вопросы? Военные адвокаты готовы защитить ваши интересы в суде, а также предоставить необходимую консультацию бесплатно. Свяжитесь с нами сейчас!

Конституция и Федеральный Закон о воинской обязанности

Воинская обязанность — закрепленная Конституцией РФ и регулируемая нормами военного права обязанность граждан РФ нести военную службу в Вооруженных Силах РФ и других войсках и защищать Отечество. Гражданин РФ в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных ФЗ случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Воинская обязанность регулируется ФЗ РФ от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ “Об обороне”, от 28 марта 1998 г. № 53-ФЗ “О воинской обязанности и военной службе” и другими нормативными актами. По действующему законодательству формами исполнения воинской обязанности являются: подготовительные (воинский учет, подготовка к военной службе, военное обучение в военное время); основные (поступление на военную службу, прохождение военной службы, прохождение альтернативной гражданской службы, пребывание в запасе); специальная – служба (работа) в качестве военных строителей. Воинский учет граждан осуществляется военными комиссариатами (военкоматами) по месту жительства (об основных формах исполнения В. о. см. Альтернативная служба. Военная служба).

Правовые основы военной службы регламентированы соответствующим законодательством. Оно представляет собой совокупность правовых норм по регулированию общественных отношений, возникающих в связи с исполнением воинской обязанности гражданином Российской Федерации. Это законодательство структурно состоит из конституционных норм, законов и иных нормативных правовых актов. В целом оно представляет собой системное образование, имеющее общий предмет — правовое регулирование.

Читать еще:  Возможно ли лишение ВУ повторно за нетрезвый вид?

Основы правового регулирования обеспечения обороны страны и строительства Вооруженных Сил содержатся в Конституции Российской Федерации. Значимость Конституции для нормальной жизнедеятельности государства, в том числе и для военной деятельности, состоит в том, что ее нормы и институты обладают высшей юридической силой. Это означает, что все иные законы и правовые акты созданы на основе и в соответствии с Конституцией и не могут ей противоречить.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»;

закон «Об обороне»;

закон «О воинской обязанности и военной службе»;

закон «О статусе военнослужащих»;

закон «О государственной границе Российской Федерации»;

закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»;

общевоинские уставы и др.

Вот что написано о воинской обязанности в Конституции РФ.

Статья 59.

1. Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2. Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Другими основными законодательными и нормативными правовыми актами, регулирующими вопросы обороны и военного строительства, являются:

Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации»

После распада СССР перед независимой Россией вновь встал вопрос о формировании российских ВС. 7 мая 1992 г. Президент РФ издал Указ «О создании Вооруженных Сил Российской Федерации», в котором подчеркивалось… «создавая собственные ВС Российской Федерации сохраняет и подтверждает преемственность лучших боевых традиций российской армии…». Отмечалась необходимость использования ВС только для защиты свободы и независимости России, обеспечения ее безопасности и суверенитета. Среди принципов строительства ВС РФ выделено создание многонациональной кадровой армии комплектуемой на основе сочетания военной службы по призыву с военной службой по контракту и ряд других.

Федеральный закон «Об обороне»

Статья 12. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации личным составом

1. Личный состав Вооруженных Сил Российской Федерации включает военнослужащих и лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.

2. Комплектование Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации:

1) военнослужащими – путем призыва граждан Российской Федерации на военную службу по экстерриториальному принципу и путем добровольного поступления граждан Российской Федерации на военную службу;

2) гражданским персоналом – путем добровольного поступления на работу.

3. Штатная численность гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации устанавливается Правительством Российской Федерации, а перечень воинских должностей, замещаемых гражданским персоналом, – министром обороны Российской Федерации.

4. Для мобилизационного развертывания Вооруженных Сил Российской Федерации создается запас военнообученных людских ресурсов.

Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе»

В марте 1998 г. был принят очередной, ныне действующий закон «О воинской обязанности и военной службе», определяющей порядок подготовки и прохождения военной службы в Вооруженных Силах РФ. Служить в ВС – служить Родине. Военнослужащий – защитник Отечества, на которого в современных условиях возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите Российской Федерации, именно поэтому он должен обладать рядом качеств.

Прежде всего, военнослужащий – патриот, который любит свое Отечество не за то, что оно дает ему какие-то блага и привилегии, а потому, что это его Родина. Любовь к Родине – это проявление патриотизма, защита Отечества – это долг и обязанность патриота.

Военнослужащий ВС РФ – это человек, соблюдающий воинскую честь и достоинство, обладающий гуманностью, человеколюбием. Военнослужащий всегда должен быть готов в любых условиях соблюдать военную присягу и законы. Патриотизм, долг и честь солдата – это те морально-духовные качества, которые делают армию непобедимой.

Федеральный закон «О статусе военнослужащих»

В этом законе определяется статус военнослужащих, права и обязанности, которые на них возлагаются. Вот как определяются основные обязанности в этом документе.

На военнослужащих возлагаются обязанности по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, которые связаны с необходимостью беспрекословного выполнения поставленных задач в любых условиях, в том числе с риском для жизни.

Федеральный закон «О государственной границе Российской Федерации»

В законах и правовых актах представлены не только обязанности военнослужащих и вопросы их правовой и социальной защиты, которые касаются также сечей военнослужащих. Об этом говорится в следующих статьях:

Статья 39. Правовая защита военнослужащих, участвующих в защите Государственной границы, и членов их семей

Военнослужащие, непосредственно участвующие в защите Государственной границы, наделяются статусом военнослужащих, выполняющих специальные обязанности, установленным Законом Российской Федерации «О статусе военнослужащих». Они являются представителями федеральной исполнительной власти и находятся под защитой государства. Их законные требования обязательны для исполнения гражданами и должностными лицами. Никто, кроме лиц, специально уполномоченных на то федеральным законом, не вправе вмешиваться в их деятельность.

Воспрепятствование исполнению военнослужащими обязанностей по защите Государственной границы, посягательство на жизнь, здоровье, честь и достоинство, имущество военнослужащего или членов его семьи в связи с выполнением им этих обязанностей влекут уголовную или административную ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

Статья 41. Социальная защита военнослужащих и других граждан, участвующих в защите Государственной границы

Социальная защита военнослужащих и других граждан, непосредственно участвующих в защите Государственной границы, гарантируется законодательством Российской Федерации.

Статья 42. Установление дополнительных гарантий и компенсаций военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы

Военнослужащим и другим гражданам, участвующим в защите Государственной границы, законодательством Российской Федерации, решениями Правительства Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти (в пределах их полномочий) могут быть установлены и иные, кроме предусмотренных настоящим Законом, гарантии и компенсации.

Федеральный закон «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел и их семей»

Статья 6. Реализация права на пенсионное обеспечение.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, имеющим право на пенсионное обеспечение, пенсии назначаются и выплачиваются после увольнения их со службы. Пенсии по инвалидности этим лицам и пенсии по случаю потери кормильца их семьям назначаются независимо от продолжительности службы.

Пенсионерам из числа лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, при поступлении их на военную службу или на службу в органы внутренних дел (в том числе в любых других государствах) выплата назначенных пенсий на время службы приостанавливается (абзац 2 введен Федеральным законом от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Статья 7. Право выбора пенсии (в ред. Федерального закона от 28.11.95 N 186-ФЗ).

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, и их семьям, имеющим одновременно право на различные государственные пенсии, назначается одна пенсия по их выбору (с учетом исключения, установленного статьей 5 Закона РСФСР “О государственных пенсиях в РСФСР”). Жены лиц, указанных в статье 1 настоящего Закона, погибших в период Великой Отечественной войны, не вступившие в новый брак, имеют право на пенсию по случаю потери кормильца за погибшего мужа независимо от получения ими другой пенсии.

Статья 8. Пенсионное обеспечение лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, которые подверглись радиационному воздействию, и их семей.

Лицам, указанным в статье 1 настоящего Закона, подвергшимся радиационному воздействию при проведении взрывов и испытаний ядерного оружия либо в результате аварийных ситуаций на ядерных объектах гражданского и военного назначения, а также при ликвидации последствий этих аварий, и семьям этих лиц предоставляются дополнительно льготные условия назначения пенсий, выплачиваются надбавки к пенсиям, пособия и компенсации в соответствии с законодательством Российской Федерации о социальной защите граждан, подвергшихся радиационному воздействию.

В разделе II. «Военно-стратегические основы» Военной доктрины говорится:

16. Вооруженные Силы Российской Федерации и другие войска должны быть готовы к отражению нападения и нанесению поражения агрессору, ведению активных действий (как оборонительных, так и наступательных) при любом варианте развязывания и ведения войн и вооруженных конфликтов, в условиях массированного применения противником современных и перспективных боевых средств поражения, в том числе оружия массового уничтожения всех разновидностей.

Одновременно Вооруженные Силы Российской Федерации должны обеспечить осуществление Российской Федерацией миротворческой деятельности как самостоятельно, так и в составе международных организаций.

Приведем, к примеру, описание Устава внутренней службы вооруженных сил российской федерации утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 14 декабря 1993 года

Настоящий Устав определяет общие права и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц полка и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений, предприятий, организаций и военных образовательных учреждений профессионального образования* Вооруженных Сил Российской Федерации. Положения Устава, в том числе и обязанности должностных лиц полка и его подразделений, в равной степени относятся к военнослужащим всех воинских частей, кораблей и подразделений. Обязанности должностных лиц, не указанных в Уставе, определяются соответствующими положениями, наставлениями и руководствами.

Действие Устава распространяется на военнослужащих пограничных войск, внутренних войск Министерства внутренних дел, железнодорожных войск, войск гражданской обороны, военнослужащих системы федеральных органов государственной безопасности. Главного управления охраны Российской Федерации, Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, Государственной противопожарной службы Министерства внутренних, дел и других министерств и ведомств Российской Федерации.

На кораблях внутренняя служба и обязанности должностных лиц дополнительно определяются Корабельным уставом Военно-Морского Флота.

В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, и также настоящим Уставом.

Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter

Статья 59 Конституции Российской Федерации

Часть 1 статьи 59 Конституции Российской Федерации: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Табалов Алексей Викторович, директор Фонда поддержки гражданских свобод «Правовая миссия», руководитель проекта «Школа призывника».

Читать еще:  Возможна ли процедура банкротства ИП пенсионера?

Часть 1 статья 59 Конституции РФ гласит, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

Удивительно, но такая трактовка почти полностью перекочевала в конституцию новой демократической России из ст. 62 и ст. 63 Конституции СССР, и, как говорят разработчики, стала уступкой ретроградам в торговле за весь текст основного закона в целом. Цену эту уступки мы, общество, ощущаем на себе и по сей день.

Понятия о «священном долге» и «почетной обязанности» могли появиться только в таком тоталитарном и идеологизированном государстве, каким был СССР, где права человека были нонсенсом. Все и вся там было подчинено только одной цели – всемирной победе коммунизма. А обеспечивать эту победу должна была многочисленная Советская Армия, в основе которой лежала всеобщая воинская повинность.

Стоит ли говорить, что с 1977 года, когда была принята Конституция СССР, изменилась не только политическая карта мира, перестала существовать коммунистическая империя, а новая Россия провозгласила курс, прежде считавшийся чуждым советскому человеку. Кончилась «холодная война», но в мире возникли новые, доселе неизвестные факторы нестабильности и угрозы. Армии многих государств реформировались и перешли на совершенно иные принципы комплектования и управления, приводя их в соответствие новым реалиям. Только российская армия так и осталась советской.

Сама главными изъянами положений 59 статьи российской Конституции, на мой взгляд, является узаконенное насилие и крепостничество в форме обязательного призыва на военную службу. Если гражданин попал в российскую армию, то априори считается, что он попадает во временное рабство, в зону правового отчуждения, где фактически не действуют права человека. Военнослужащий же до сих пор рассматривается как крепостной при армии, как всего лишь расходный материал, чьи права ничтожны перед политическими и идеологическими амбициями руководства страны. До сих пор у нас в массовом сознании нет даже и намека на то, что военнослужащий – это ровно такой же гражданин, как и обычные граждане, обладающий всеми правами и обязанностями, но всего лишь одетый в военную форму.

Наконец, пора осознать и то, что защита и оборона Отечества является вовсе не долгом, обязанностью или повинностью, а ровно такой же функцией или услугой, оказываемой гражданам со стороны государства, как и поддержание общественного порядка силами полиции или обеспечение медицинской помощью населения страны. Защита, оборона и безопасность от внешних угроз – это именно государственная услуга, которую мы, налогоплательщики и граждане России, заказываем нанятому нами государству, поскольку сами в одиночку не можем этого осуществить. И как заказчики этой услуги, мы вправе требовать от государства и качественного ее выполнения. Мы ожидаем, что как и любая иная услуга, она будет выполнена профессионалами, для которых служба в армии является не повинностью, а работой, работой сложной и опасной, за выполнение которой они несут ответственность и получают достойное социально-экономическое вознаграждение. Все это называется профессиональной армией, армией со специалистами высокого класса, способными управляться с самыми современными вооружениями, армией со взаимной ответственностью гражданина и государства, армией способной противостоять самым современным угрозам. Именно это и должно быть заложено в российской Конституции.

Майоров Игорь Иванович, Председатель Челябинского областного общественного движения «Объединение по борьбе с преступностью, коррупцией и наркоугрозой».

Среди обязанностей гражданина, предусмотренных Конституцией РФ, особое значение имеет обязанность защищать свое Отечество.

«Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», – гласит статья Основного закона нашей страны. В ней сформулировано самое главное, без чего нация просто не сможет существовать, – это защита суверенитета государства.

Интересно, что это единственная норма Конституции, где фигурирует понятие «долг». И это не случайно, ведь «долг» – это обязанность. Обязанность перед обществом, в котором живешь, перед коллективом, в котором трудишься. Обязанность перед своей семьей и т.д.

Народное предание гласит, что земля может накормить человека своим хлебом, напоить водой из своих родников, но защитить сама себя она не может, поскольку это святое дело тех, кто ест хлеб родной земли, пьет ее воду, любуется ее красотой.

В наш век потребительских настроений иногда слышишь с экрана телевизора, из уст знаменитостей шоу-бизнеса, как они с юмором рассказывают о том, как они «откосили» от армии. И это печально, ведь еще совсем недавно 15-20 лет назад молодым парням, которые призывались в армию, завидовали мальчишки, мечтающие о том, чтобы им быстрее исполнилось 18 лет.

Я помню себя 18-летним пацаном, стоящим в строю перед военкоматом, и меня переполняло чувство невероятной гордости, что мне, как настоящему мужчине, доверили защищать своих родных, своих друзей и свою Родину.

Коломейский Илья Анатольевич, заместитель руководителя ОГКУ «Аппарат Общественной палаты Челябинской области», член Общественной палаты города Челябинска, член Общественной молодежной палаты при Законодательном Собрании Челябинской области.

Мне было предложно поучаствовать в проекте Челябинской городской общественной организации «Правосознание», реализующей проект, посвященный 20-летнему юбилею со дня принятия Конституции Российской Федерации, и рассказать свою точку зрения на следующее положение основного закона страны: «Статья 59: Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации».

Для начала предлагаю определиться с терминологической базой.

Согласно словарному значению, долг – это «специфическая, обязывающая форма предъявления нравственного требования». Очевидно, что под обязанностью в Конституции РФ понимается юридическая обязанность, то есть «установленная нормой права точная мера общественно необходимого поведения, направленного на удовлетворение интересов общества и личности».

Исполнение конституционной обязанности защиты Отечества предполагает личное участие в этом каждого гражданина России. Данную обязанность нельзя исчерпать единичным или даже многократным действием. Долг защищать Отечество существует постоянно, пока лицо является гражданином Российской Федерации.

Защита Отечества – это его оборона в случае нападения на него или на его союзников, объявления войны или всеобщей мобилизации. Защита Отечества означает защиту независимости страны, ее территории, населения, материальных и духовных ценностей. Участие в защите Отечества – это не только обязанность по закону, но и важнейшее нравственное требование, патриотический долг каждого гражданина. Осознание своего долга проявляется в поступках человека.

Примером исполнения такого долга можно считать то, как патриотическое чувство долга побудило миллионы людей встать на защиту своего Отечества в июне 1941 года, когда наши соотечественники целыми классами отправлялись в военкоматы, заявляя о желании добровольно вступить в армию. С просьбой отправить их на фронт обращались не только молодые, но и пожилые люди, которые по возрасту не обязаны были служить в армии, – и рабочие, и ученые, и музыканты, и артисты, и служащие. Те, кто не мог быть направлен на фронт, зачислялись в народное ополчение, ставшее резервом действующей армии.

Если же рассматривать косвенное толкование нормы Закона, то можно говорить о том, что одной из форм реализации обязанности по защите Отечества является воинская обязанность, и, как ее прямое следствие – служба в армии. Но защита Родины не сводится исключительно к несению военной службы. В отличие от конституционной обязанности по защите Отечества обязанность по несению военной службы имеет ограниченный характер по времени ее исполнения, она обусловлена возрастом, состоянием здоровья гражданина, полом и т.д.

Долг и обязанность защищать Отечество распространяется на любого гражданина России. Ведь участвовать в защите Отечества можно и трудясь на оборонном предприятии, работая в госпитале, изобретая новую военную технику, оказывая сопротивление врагу на захваченной им территории.

Для успешного ведения боевых действий нужны специально обученные регулярные войска. Слово «регулярный» здесь означает «имеющий правильную и постоянную организацию». Иными словами, регулярные войска – это войска постоянной армии.

В России регулярная армия была создана Петром I в начале XVIII века. Она комплектовалась на основе рекрутских наборов из крепостных крестьян (каждые 20 крестьянских дворов поставляли одного солдата для пожизненной службы). Основой армии стали полки с единообразным вооружением, снаряжением, обмундированием, единой системой комплектации. Был создан военно-морской флот.

Наличие регулярной армии и флота позволило одержать победу в Северной войне. Победы над турецкой армией в конце XVIII в., разгром Наполеона в начале XIX в., победоносные сражения Российского флота в конце XVIII и середине XIX в. – славные вехи истории русского оружия.

Новый этап в развитии вооруженных сил открыла военная реформа 1860 – первой половины 1870-х гг. Вместо рекрутчины была введена всеобщая воинская повинность. Она распространялась на все мужское население России, достигшее 20-летнего возраста. Был сокращен срок военной службы, что позволило в случае войны мобилизовать в армию тех, кто ранее отслужил свой срок и в результате имел необходимую военную подготовку. Поэтому армия в случае войны могла быстро возрасти в несколько раз.

Итак, менялись исторические эпохи – менялась армия. Принципы устройства армии должны соответствовать своему времени – состоянию экономики, международной обстановке, качеству вооружений и задачам, которые должны решать вооруженные силы страны.

В соответствии с Федеральным законом установлена воинская обязанность граждан России. Она означает обязанность граждан России нести военную службу в вооруженных силах РФ и защищать Отечество.

Если же говорить о состоянии современной армии, то проходить в ней службу захочется не каждому. На это повлияли и «дедовщина», и то разграбленное, согласно СМИ, состояние, в котором она передавалась ныне действующему командованию.

Служить в современной армии можно будет только тогда, когда командующий состав будет знать и соблюдать те статьи Конституции, в которых высшей ценностью объявлен человек.

В случае же нападения россияне пойдут защищать не абстрактное и во многом запятнанное Отечество, но своих родных и близких. И не по долгу и обязанности, а по велению сердца.

Конституция РФ, законы РФ определяющие правовую основу военной службы.
статья по обж (11 класс) на тему

Конституция РФ, законы РФ определяющие правовую основу военной службы. Материал к уроку ОБЖ

Скачать:

Вложение Размер
Конституция РФ, законы РФ определяющие правовую основу военной службы. 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конституция РФ, законы РФ определяющие правовую основу военной службы.

Калеев О.Н., учитель ОБЖ МБОУ «Надеждинская СОШ им. полного кавалера орденов

Славы В.Р.Платонова Кайбицкого муниципального района Республики Татарстан», 1 квал. катег.

Вся жизнь и деятельность армии и флота основаны на строгом выполнении законов Российской Федерации, которые создают правовую базу военной службы.

В статье 59 Конституции Российской Федерации сказано: 1.Защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

2.Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом.

3.Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

Основополагающее значение для военного строительства, укрепления обороноспособности страны имеет закон «Об обороне», принятый 24 апреля 1996г. Этот закон является базовым правовым актом, на основе которого разработано и принято все военное законодательство.

В данном законе определены основы и организация обороны страны, права и обязанности органов государственной власти и управления, органов местного самоуправления, должностных лиц и граждан в области обороны. Закон определяет структуру и организацию Вооруженных Сил, их предназначение. В нем подчеркивается, что Вооруженные Силы РФ являются военной организацией, предназначенной для отражения агрессии и нанесения агрессору поражения, а также для выполнения задач в соответствии с международными обязательствами.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОБ ОБОРОНЕ

Принят Государственной Думой 24 апреля 1996 года

Одобрен Советом Федерации 15 мая 1996 года

Настоящий Федеральный закон определяет основы и организацию обороны Российской Федерации, полномочия органов государственной власти Российской Федерации, функции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, организаций и их должностных лиц, права и обязанности граждан Российской Федерации в области обороны, силы и средства, привлекаемые для обороны, ответственность за нарушение законодательства Российской Федерации в области обороны, а также другие нормы, касающиеся обороны.

Раздел I. ОСНОВЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ОБОРОНЫ

Статья 1. Основы обороны

1. В настоящем Федеральном законе под обороной понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории.

2. Оборона организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, настоящим Федеральным законом, законами Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами.

3. В целях обороны устанавливаются воинская обязанность граждан Российской Федерации и военно-транспортная обязанность федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, а также собственников транспортных средств.

4. В целях обороны создаются Вооруженные Силы Российской Федерации.

5. К обороне привлекаются Пограничные войска Российской Федерации, внутренние войска Министерства внутренних дел Российской Федерации, Железнодорожные войска Российской Федерации, войска Федерального агентства правительственной связи и информации при Президенте Российской Федерации, войска гражданской обороны (далее — другие войска).

6. Для выполнения отдельных задач в области обороны привлекаются инженерно-технические и дорожно-строительные воинские формирования при федеральных органах исполнительной власти (далее — воинские формирования), Служба внешней разведки Российской Федерации, органы федеральной службы безопасности, органы пограничной службы Российской Федерации, федеральные органы правительственной связи и информации, федеральные органы государственной охраны, федеральный орган обеспечениямобилизационной подготовки органов государственной власти Российской Федерации (далее — органы), а также создаваемые на военное время специальные формирования.

7. Вооруженные Силы Российской Федерации, другие войска, воинские формирования и органы выполняют задачи в области обороны в соответствии с Планом применения Вооруженных Сил Российской Федерации.

8. Другие войска, воинские формирования и органы привлекаются к совместной с Вооруженными Силами Российской Федерации оперативной и мобилизационной подготовке в целях подготовки к выполнению задач по защите Российской Федерации от вооруженного нападения.

9. Создание и существование формирований, имеющих военную организацию или вооружение и военную технику либо в которых предусматривается прохождение военной службы, положение которых не урегулировано федеральными законами, запрещаются и преследуются по закону.

10. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, предоставленные Вооруженным Силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам, находятся в федеральной собственности.

11. Земли, леса, воды и другие природные ресурсы, находящиеся в собственности субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, в частной собственности, могут быть изъяты для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов только в соответствии с законодательством Российской Федерации.

12. Имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.

Статья 2. Организация обороны

Организация обороны включает:

1) прогнозирование и оценку военной опасности и военной угрозы;

2) разработку основных направлений военной политики и положений военной доктрины Российской Федерации;

3) правовое регулирование в области обороны;

4) строительство, подготовку и поддержание в необходимой готовности Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также планирование их применения;

5) разработку, производство и совершенствование систем управления Вооруженными Силами Российской Федерации, другими войсками, воинскими формированиями и органами, вооружения и военной техники, создание их запасов, а также планирование использования радиочастотного спектра;

6) планирование перевода органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и экономики страны на работу в условиях военного времени;

7) мобилизационную подготовку органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций независимо от форм собственности, транспорта, коммуникаций и населения страны;

8) создание запасов материальных ценностей государственного и мобилизационного резервов;

9) планирование и осуществление мероприятий по гражданской и территориальной обороне;

10) оперативное оборудование территории Российской Федерации в целях обороны;

11) обеспечение защиты сведений, составляющих государственную тайну, в области обороны;

12) развитие науки в интересах обороны;

13) координацию деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления в области обороны;

14) финансирование расходов на оборону, а также контроль за расходованием средств, выделенных на оборону, и деятельностью Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, осуществляемый в соответствии с законодательством Российской Федерации;

15) международное сотрудничество в целях коллективной безопасности и совместной обороны;

16) другие мероприятия в области обороны.

Собственно военную службу регламентируют закон «О воинской обязанности и военной службе» и общевоинские уставы.

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» основывается на Конституции Российской Федерации, Законе РФ «Об обороне», а также других законах РФ.

Закон РФ «О воинской обязанности и военной службе» принят Государственной Думой 6 марта 1998г., одобрен Советом Федерации 12 марта 1998г., утвержден Президентом РФ 28 марта 1998г. и осуществляет правовое регулирование в области воинской обязанности и военной службы в целях реализации гражданами Российской Федерации конституционного долга и обязанности по защите Отечества, предусматривает все необходимые положения касающиеся подготовки граждан к военной службе, прохождения военной службы, предоставления отсрочек от военной службы по различным основаниям, пребывание в запасе и т. д.

Устав внутренней службы ВС РФ

Настоящий Устав определяет общие правила и обязанности военнослужащих Вооруженных Сил и взаимоотношения между ними, обязанности основных должностных лиц и его подразделений, а также правила внутреннего порядка.

Уставом внутренней службы руководствуются все военнослужащие воинских частей, кораблей, штабов, управлений, учреждений. В военное время в полевых условиях и в мирное время на учениях и занятиях по обучению военнослужащих действиям в бою внутренняя служба определяется боевыми Уставами, наставлениями по обеспечению боевых действий, а также настоящим Уставом.

Дисциплинарный Устав ВС РФ

Настоящий Устав определяет сущность воинской дисциплины, обязанности военнослужащих по её соблюдению, виды поощрений и дисциплинарных взысканий, права командиров(начальников) по их применению, а также порядок подачи и рассмотрения предложений, заявлений и жалоб.

Строевой Устав ВС РФ (введен в действие Приказом МО РФ № 600 от 15.12 93г.)

Настоящий Устав определяет строевые приемы и движение без оружия и с оружием; построение подразделений и воинских частей в пешем порядке и на машинах; порядок выполнения воинского приветствия, проведения строевого смотра; положение Боевого Знамени воинской части в строю, порядок его выноса и относа; обязанности военнослужащих перед построением и в строю и требования к их строевому обучению, а также способы передвижения военнослужащих на поле боя и действия при внезапном нападении противника.

Устав гарнизонной и караульной служб ВС РФ

Настоящий Устав определяет порядок организации и несения гарнизонной и караульной служб, права и обязанности должностных лиц гарнизона и военнослужащих, несущих эти службы, а также регламентирует проведение гарнизонных мероприятий с участием войск.

Закон РФ «О статусе военнослужащих»

Принят Гос. Думой РФ 6.05.987

Одобрен Советом Федерации 12.05.98г.

Настоящий Закон устанавливает права, обязанности ответственность военнослужащих, определяет основы государственной политики по правовой и социальной защите военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Статус военнослужащих есть совокупность прав, свобод, обязанностей и ответственности военнослужащих, установленных законодательством и гарантированных государством.

Нарушение законов РФ определяющих правовую основу военной службы влечет за собой административную и уголовную ответственность в соответствии с Уголовным Кодексом РФ

Уголовный Кодекс РФ

Раздел XI. Преступления против военной службы

Глава 33. Преступления против военной службы

Статья 331. Понятие преступлений против военной службы

1. Преступлениями против военной службы признаются предусмотренные настоящей главой преступления против установленного порядка прохождения военной службы, совершенные военнослужащими, проходящими военную службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

2. В соответствии со статьями настоящей главы уголовную ответственность несут военные строители военно-строительных отрядов (частей) Министерства обороны Российской Федерации, других министерств и ведомств Российской Федерации.

3. Уголовная ответственность за преступления против военной службы, совершенные в военное время либо в боевой обстановке, определяется законодательством Российской Федерации военного времени.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector