Срок освоения земельного участка сельхозназначения
Garant-agency.ru

Юридический портал

Срок освоения земельного участка сельхозназначения

Владельцев сельхозугодий обязали осваивать земли в течение года

Государственной Думой 3 июля 2016 года был принят Федеральный закон от №354 – ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельхозназначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства России.

Срок освоения земель теперь сокращен до одного года, а надзорный орган получил право проводить проверку и без участия представителя юридического лица или предпринимателя. О том, что ситуацию, связанную с длительным неиспользованием земель сельскохозяйственного назначения необходимо в корне менять, Президент Российской Федерации Владимир Путин дал понять в своем послании к Федеральному собранию РФ.

В связи с чем было предложено активизировать работу по изъятию неиспользуемых земель у нерадивых хозяев. Правительством РФ в соответствии с предложениями Россельхознадзора был подготовлен законопроект о внесении изменений в отдельные законодательные акты, которые были одобрены и введены в действие в 2015 году.

Тогда была значительно ужесточена мера административной ответственности, как за неиспользование земель сельскохозяйственного назначения, так и за использование их с нарушениями законодательства РФ.

Например, минимальный размер административного штрафа за невыполнение установленных требований земельного законодательства РФ, в том числе связанных с обязательным использованием земельного участка сельскохозяйственного назначения, увеличился в отношении физических лиц с 1 000 до 20 000 рублей; в отношении юридического лица — с 40 000 до 400 000 рублей.

Кроме того, впервые мера административной ответственности за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения увязана с размером площади участка и его стоимостью. Отметим, что с апреля 2015 года кадастровая стоимость земли увеличилась более чем в 3 раза, и по Курганской области в настоящее время колеблется в среднем от 37 до 45 тысяч рублей за 1 гектар.

С учетом максимальной налоговой ставки 0,3% от кадастровой стоимости земельный налог в среднем за 1 гектар сельскохозяйственных угодий может составить от 111 до 135 рублей.

Вместе с тем Управлением Россельхознадзора по Курганской практикуется еще одна мера административного воздействия на нерадивых землевладельцев – это увеличение земельного налога до 1,5% от кадастровой стоимости неиспользуемого участка в соответствии со статьей 394 Налогового Кодекса РФ. В этом случае налоговая ставка в среднем уже варьируется от 555 до 675 рублей за 1 гектар.

Так в 2015 году налоговой службой по результатам проверок Россельхознадзора было доначислено за 2014 год более 180 тысяч рублей — по четырем фактам неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.

Что касается административной ответственности за нарушение земельного законодательства, наряду с усилением ответственности, законодатель предоставил право должностному лицу, принимающему решение о привлечении виновного лица к ответственности, с учетом исключительных обстоятельств снизить минимальный размер административного штрафа, предусмотренный Административным Кодексом, но не более чем на 50%.

Таким образом, минимальный размер административного штрафа, предусмотренного за неиспользование земельного участка сельскохозяйственного назначения в течение 3-х и более лет подряд, не может быть ни при каких обстоятельствах ниже 3000 рублей в отношении физического лица; 25 000 рублей — для должностного лица и не менее 100 000 рублей — для юридического лица.

В целях принятия дополнительных мер, направленных на принудительное изъятие неиспользуемых земель сельскохозяйственного назначения, Государственная Дума приняла Федеральный закон от 03 июля 2016 г. № 354 — ФЗ о внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ в части совершенствования порядка изъятия земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения при их неиспользовании по целевому назначению или использовании с нарушением законодательства РФ.

На основании внесенных изменений земельный участок может быть изъят у собственника в трех случаях:

1) Когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства, либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение 3-х лет. В этот период ранее не включался срок, необходимый для освоения земельного участка, продолжительность которого для земель сельскохозяйственного назначения до 04.07.2016 г. не могла быть более 2-х лет.

В настоящее время для земель сельскохозяйственного назначения срок освоения сокращен до одного года. Более того, этот срок освоения входит в трехлетний период, по истечении которого в случае дальнейшего неиспользования земельного участка он будет изыматься в принудительном порядке.

Но здесь необходимо учесть одно весьма существенное обстоятельство, которое относится только к земельным участкам в составе земель сельскохозяйственного назначения.

Неиспользование земельного участка в течение 3-х лет должно быть непрерывным, т.е. подряд в течение всего установленного срока. Данное требование, подтверждающее наличие непрерывного неиспользования земельного участка в течение 3-х лет, как основание для принудительного изъятия, не распространяется на земельных участках, предназначенных для садоводства, огородничества и ведения личного подсобного хозяйства.

2) Вторым основанием для принудительного изъятия является использование земельного участка не по целевому назначению в течение 3-х и более лет.

Для земельных участков сельскохозяйственного назначения данное обстоятельство может послужить основанием для принудительного изъятия только при непрерывном нецелевом использовании, в течение всего установленного срока, или неиспользования земельного участка сельскохозяйственного назначения с момента выявления факта нецелевого использования данного участка.

3) Третьим основанием является использование земельного участка, приводящее к существенному снижению плодородия земель сельскохозяйственного назначения, либо причинения вреда окружающей среде.

Критериями существенного снижения плодородия земель сельскохозяйственного назначения считается снижение уровня плодородия по трем основным показателям: снижение содержания в почвах гумуса (азота) на 15% и более, а также снижение содержания подвижного фосфора и обменного калия на 25% и более.

Одним из обязательных условий, при несоблюдении которого неиспользуемый по целевому назначению или используемый с нарушениями требований Российского законодательства земельный участок может быть изъят в судебном порядке, является неисполнение предписания, выданного надзорным органом об устранении допущенного нарушения в течение года с момента обнаружения правонарушения.

Кроме того, в соответствии с внесенными в 2016 г. изменениями, Административным кодексом РФ предусмотрена ответственность за неосвоение земельного участка сельскохозяйственного назначения по истечении года с момента регистрации права собственности по результатам публичных торгов на основании решения суда об изъятии земельного участка, или с момента выявления факта неиспользования в течение 3-х лет подряд на основании выданного надзорным органом предписания.

За данное правонарушение предусмотрена ответственность в виде административного штрафа для физических лиц не менее 2 000 рублей, для юридических лиц — не менее 100 000 рублей.

И в заключение необходимо обратить внимание на два обстоятельства, которые претерпели изменения на основании вышеуказанного ФЗ № 354, вступившего в законную силу 04.07.2016 г. Если ранее, в соответствии с требованиями статьи 15 ФЗ № 294 от 26 декабря 2008 г. «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного надзора и муниципального контроля», надзорный орган был не вправе проводить проверку без участия представителя юридического лица или предпринимателя.

В связи с чем эти лица могли попросту игнорировать проверку. За это им грозила незначительная административная ответственность в виде штрафа -10 000 рублей. По сравнению с санкциями, предусматривающими штраф за нарушения, которые могли быть выявлены в ходе проверки, например, для юридического лица от 400 000 до 700 000 рублей за невыполнение установленных требований по обязательному использованию земель сельскохозяйственного назначения.

Сейчас это требование об обязательном присутствии представителя юридического лица или предпринимателя при проведении проверки исключено, правда, только при проведении проверок по соблюдению земельного законодательства.

Таким образом, нарушитель может быть привлечен к административной ответственности на основании результатов проверки, проведенной без его участия, но только при надлежащем уведомлении о дате, времени и месте проведения проверки.

И наконец, самое главное — для субъектов малого и среднего бизнеса, причем как для юридических лиц, так и для их работников, законодательно предусмотрена обязанность (необходимо подчеркнуть – не возможность на усмотрение должностного лица, рассматривающего административное дело, а именно обязанность) замены административного штрафа на предупреждение за совершенное впервые административное правонарушение, относящееся к компетенции надзорного органа, осуществляющего контрольно-надзорные мероприятия, в том числе в сфере земельных отношений.

Но это обстоятельство учитывается только в случае, если совершенное правонарушение не повлекло причинение вреда или угрозы причинения вреда окружающей среде и не может быть отнесено к физическим лицам, не связанным трудовыми отношениями с субъектами малого и среднего бизнеса, при проверке которых выявлено правонарушение.

И еще один весьма существенный момент, на который следует обратить внимание. Впервые законодатель вводит с целью сохранения земель сельскохозяйственного назначения понятие тридцатикилометровой зоны от границ сельских населенных пунктов на территории, которой земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения не могут использоваться для целей, не связанных с ведением сельского хозяйства.

Исчерпывающий список, включающий 18 видов разрешенного использования земельных участков, связанных с ведением сельского хозяйства, установлен классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденных приказом Минэкономразвития РФ от 01.09.2014 г. № 540.

Это означает, что в этой зоне с настоящего времени нельзя менять вид разрешенного использования земельного участка, предназначенного для сельскохозяйственного использования на иной вид, например, для ведения дачного хозяйства или садоводства, огородничества или иного вида, не связанного с ведением сельского хозяйства.

Данная норма не имеет обратной юридической силы и не распространяется на те решения, которые были приняты уполномоченными органами до вступления в законную силу ФЗ № 354 от 03.07.2016 г.

Сергей Извеков, начальник отдела

государственного земельного надзора

Управления Россельхознадзора по Курганской области

“Нивы России” №7 (140) август 2016

Материалы журнала «Консультант Свердловская область»

Земли сельскохозяйственного назначения: сроки освоения, проблемы, ответственность

05 сентября

Горячая линия нашего Регионального информационного центра ежедневно принимает и обрабатывает запросы пользователей по самым различным тематикам. Несмотря на их разнообразие, всегда прослеживается тема, волнующая наибольшее количество пользователей. И уже традиционно мы предлагаем вашему вниманию горячий вопрос месяца.

Вопрос. В собственности лица находится земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения. В настоящий момент обработка земель не происходит. Какое время дается по законодательству на освоение земель сельскохозяйственного назначения? Если освоение земельных участков невозможно из-за природных условий или экономической обстановки, возможно ли продлить срок освоения? Какая ответственность предусмотрена действующим законодательством за необработку земель сельскохозяйственного назначения и могут ли у собственника изъять земельный участок?

Ответ. В соответствии со статьей 77 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

Законодательно понятие «освоение земель» нигде не закреплено. Синонимичными являются понятия «изучение», «овладевание», «преобразование». Исходя из этого, можно говорить о том, что освоение земельного участка предполагает процесс его подготовки к осуществлению производства сельскохозяйственной продукции, т. е. использованию в соответствии с целевым назначением.

Освоение земельного участка следует отличать от его использования.

Максимальный срок освоения земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения составляет два года (пункт 5 статьи 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее – Закона № 101-ФЗ)).

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства в течение трех лет данный земельный участок может быть изъят у собственника в судебном порядке.

Читать еще:  Как разделить при разводе совместно нажитую недвижимость

В данном случае налицо проблема практического применения пункта 5 выше названной статьи с точки зрения основания изъятия земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения ввиду его неиспользования для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В случае если земельный участок не освоен в течение двух лет, со стороны собственника такого земельного участка имеет место нарушение срока освоения земельного участка, но при этом изъять такой земельный участок в связи с его неиспользованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности нельзя, так как три года, установленные законодателем для исчисления срока неиспользования земельного участка, еще не истекли. Таким образом, получается, что фактически собственник земельного участка может безнаказанно превысить установленный законодательством срок освоения земельного участка. При этом срок неиспользования земельного участка фактически включает в себя срок, в течение которого земельный участок категории земель сельскохозяйственного назначения не был освоен.

Иная ситуация складывается, когда указанный земельный участок осваивался собственником, а уже после – не использовался по целевому назначению.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования не включает в себя срок освоения земельного участка, т. е. срок неиспользования исчисляется только после окончания срока освоения земельного участка. Данный вывод подтверждается и судебной практикой, например, правовыми позициями, изложенными в Апелляционном определении Нижегородского областного суда от 11.06.2013 по делу № 33-4776, в Определении Калужского областного суда от 17.03.2014 по делу № 33-696/2014.

Критерии, на основании которых делается вывод о неиспользовании земельных участков для нужд сельского хозяйства, утверждает Правительство Российской Федерации*.

В трехлетний срок неиспользования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению «из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование» (пункт 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ). Опять же законодательно не регламентирован вопрос относительно того, что под ними понимается. Думается, что здесь возможно применить нормы гражданского права, которые соотносятся с нормами земельного права как общее и частное соответственно (статьи 2, 3 ЗК РФ).

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее – ГК РФ (часть первая)) обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный или непредотвратимый при данных условиях характер. Как обстоятельства непреодолимой силы квалифицируются, в частности, наводнения, землетрясения, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии. Относительно обстоятельств экономического характера единства взглядов нет. Большинство специалистов склоняется к тому, что финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость.

Помимо сроков, за пределами которых земельный участок может быть принудительно изъят у его собственника, нормами Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ) предусмотрена ответственность за неиспользование или использование не по целевому назначению земельного участка из состава земель сельскохозяйственного назначения в виде штрафа, размер которого варьируется в зависимости от субъектного состава (статья 8.8 КоАП РФ).

* Постановление Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 «О признаках неиспользования земельных участков с учетом особенностей ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации».

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Комментарий к Ст. 284 ГК РФ

1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.

В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.

Не меньшую проблему для общества представляет вопрос, связанный с неэффективным использованием земельных участков под жилищное строительство. Жилые помещения, так же как и земля, представляют собой особо значимые объекты собственности для общества. Население страны испытывает острую нужду в жилье. К примеру, в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. N 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок по распоряжению земельными участками в целях, не связанных прежде всего с жилищным строительством. Поэтому на собственника земельного участка законом возложены определенные обязанности, связанные с его особым использованием.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 14. Ст. 1424.

В силу ст. 42 ЗК РФ как собственники земельных участков, так и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом в указанную статью непосредственно была включена дополнительная обязанность для собственников земельных участков — своевременно приступать к использованию земельных участков.

2. Земельный кодекс РФ различает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования для собственников (ст. 44) и для лиц, владеющих участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45).

При этом в соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается в том числе в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно Гражданскому кодексу РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка: неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. также комментарий к ст. 285 ГК).

В частности, в соответствии с комментируемой статьей земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В данном случае необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции; осуществление жилищного или иного строительства, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока. При этом в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Аналогичная норма в части использования земель сельскохозяйственного назначения включена в Федеральный закон от 24 июля 2004 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно п. 3 ст. 6 которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

3. Согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При этом разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.

Кроме того, ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В данном случае положения Градостроительного кодекса РФ фактически предусматривают возможность применения более длительных сроков освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Одновременно следует отметить, что законодательно не определено, когда должно начинаться использование земельного участка по целевому назначению: с даты предоставления земельного участка или с даты получения разрешения на строительство; не установлено, когда в данном случае обязанность использования по целевому назначению считается исполненной: с даты начала строительных работ, даты введения объекта в эксплуатацию или с даты регистрации права на объект недвижимости. Представляется, что данный вопрос до его разрешения законодателем должен решаться на основании исследования всех обстоятельств, связанных с бездействием соответствующего собственника по реализации им прав в части использования принадлежащего ему земельного участка.

4. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, которые должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством.

Кроме того, в п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающем основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Абзацем 1 п. 1 ст. 6 названного Федерального закона предусмотрено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, использование земельного участка по целевому назначению означает использование земельного участка в соответствии с заранее заданными целями: в данном случае исключительно для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Использование собственником земельного участка под иные цели, в том числе обеспечивающие в той или иной степени эффективное пользование участком, не исключает применение установленных комментируемой статьей оснований для принятия решения об изъятии данного участка.

Читать еще:  Отозвать заказное письмо почта россии

5. Следует признать, что указанные в комментируемой статье случаи принудительного изъятия у собственников земельных участков в связи с их неиспользованием представляют собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах, как и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В то же время в случае изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд необходимость изъятия обосновывается непосредственно общественными интересами (необходимость использования изымаемого земельного участка в общественных интересах).

Изъятие же на основании ненадлежащего использования — это фактически санкция за нарушение установленного в общественных интересах порядка использования земельных участков.

При этом данное основание принудительного изъятия земельных участков следует также отличать от специальных случаев принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного гражданским законодательством, — реквизиции, конфискации, национализации. Это исключительные случаи, цель проведения такого изъятия — также общественные интересы. Вместе с тем следует достаточно четко отграничивать правовые режимы особенностей такого изъятия.

Реквизиция отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель реквизиции не в пресечении противоправного поведения собственника, а в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии.

Конфискация имущества, согласно ст. 243 ГК РФ, представляет собой принудительное безвозмездное изъятие государством всего имущества (или его части), являющегося собственностью лица, совершившего прежде всего уголовно наказуемое деяние (преступление).

Под национализацией в соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ понимается обращение исключительно в собственность государства имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

6. За неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определенного федеральным законом, ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан — в размере от 500 до 1 тыс. рублей, для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей и для юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

При этом в соответствии с ч. 2 статьи 54 ЗК РФ условие о неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа является одним из существенных оснований для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Комментируемая статья не содержит подобной нормы.

Вместе с тем представляется, что привлечение собственника земельного участка к административной ответственности должно являться обязательным условием для реализации процедуры принудительного прекращения его права по установленным комментируемой статьей основаниям, поскольку наличие факта привлечения к данной ответственности и последующее несоблюдение собственником требований по своевременному использованию земельного участка должны служить одними из основных доказательств неисполнения им возложенных на него обязанностей. В ином случае собственники оказываются в дискриминационных условиях по сравнению с лицами, владеющими участками на иных, ограниченных правах.

7. Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям определен ст. 286 ГК РФ, которая содержит ряд норм отсылочного характера к земельному законодательству в части определения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков, порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях, а также устанавливает требование о продаже соответствующих земельных участков с публичных торгов и об исключительно судебном порядке разрешения возникающих в связи с такой продажей разногласий с собственниками этих участков (см. также комментарий к указанной статье).

Какой период неиспользования земельного участка (сельскохозяйственного назначения) предполагает в дальнейшем его изъятия?

Вопрос :

Какой период неиспользования земельного участка ( сельскохозяйственного назначения) предполагает в дальнейшем его изъятия?

Ответ :

В соответствии с ч. 1 и ч. 2 ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозхозяйственного назначения» – Принудительное изъятие земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения у его собственника, принудительное прекращение права постоянного (бессрочного) пользования, права пожизненного наследуемого владения, права безвозмездного пользования земельным участком из земель сельскохозяйственного назначения, права аренды такого земельного участка осуществляются в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Земельным кодексом Российской Федерации и настоящим Федеральным законом.

Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, а также земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если земельный участок используется с нарушением требований, установленных законодательством Российской Федерации, повлекшим за собой существенное снижение плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения или причинение вреда окружающей среде. Критерии существенного снижения плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение размера причиненного вреда окружающей среде осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 10 января 2002 года N 7-ФЗ “Об охране окружающей среды”.

В соответствии с ч 3 ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозхозяйственного назначения» – Земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения, за исключением земельного участка, являющегося предметом ипотеки, земельного участка, в отношении собственника которого судом возбуждено дело о банкротстве, принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае, если в течение трех и более лет подряд с момента выявления в рамках государственного земельного надзора факта неиспользования земельного участка по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации, такой земельный участок не используется для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. Признаки неиспользования земельных участков по целевому назначению или использования с нарушением законодательства Российской Федерации с учетом особенностей ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности в субъектах Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства в течение трех лет данный земельный участок может быть изъят у с обственника в судебном порядке.

В данном случае налицо проблема практического применения пункта 5 выше названной статьи с точки зрения основания изъятия земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения ввиду его неиспользования для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности. В случае если земельный участок не освоен в течение двух лет, со стороны собственника такого земельного участка имеет место нарушение срока освоения земельного участка, но при этом изъять такой земельный участок в связи с его неиспользованием для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности нельзя, так как три года, установленные законодателем для исчисления срока неиспользования земельного участка, еще не истекли. Таким образом, получается, что фактически собственник земельного участка может безнаказанно превысить установленный законодательством срок освоения земельного участка. При этом срок неиспользования земельного участка фактически включает в себя срок, в?течение которого земельный участок категории земель сельскохозяйстве нного назначения не был освоен.

Иная ситуация складывается, когда указанный земельный участок осваивался собственником, а уже после – не использовался по ц елевому назначению.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования не включает в себя срок освоения земельного участка, т. е. срок неиспользования исчисляется только после окончания срока освоения земельного участка.

В трехлетний срок неиспользования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению «из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование» ( пункт 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ ). Опять же законодательно не регламентирован вопрос относительно того, что под ними понимается. Думается, что здесь возможно применить нормы гражданского права, которые соотносятся с нормами земельного права как общее и частное соот ветственно ( статьи 2, 3 ЗК РФ ).

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее – ГК РФ (часть первая)) обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный или непредотвратимый при данных условиях характер. Как обстоятельства непреодолимой силы квалифицируются, в?частности, наводнения, землетрясения, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии. Относительно обстоятельств экономического характера единства взглядов нет. Большинство специалистов склоняется к тому, что финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость .

Таким образом , в соответствии с ч 3 ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозхозяйственного назначения» если земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется по назначению в течении 3 лет и более, то он может быть изъят.

За более подробной информацией о неиспользовании земельного участка вы можете посмотреть в Путево дителе по сделкам

В соответствии с действующим законодательством, а именно с пунктом 4 статьи 6 Закона № 101-ФЗ в случае неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства в течение трех лет данный земельный участок может быть изъят у с обственника в судебном порядке.

Согласно пункту 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ срок неиспользования не включает в себя срок освоения земельного участка, т. е. срок неиспользования исчисляется только после окончания срока освоения земельного участка.

В трехлетний срок неиспользования земельного участка категории земель сельскохозяйственного назначения не включается срок, в течение которого земельный участок не мог быть использован по назначению «из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование» ( пункт 5 статьи 6 Закона № 101-ФЗ ). Опять же законодательно не регламентирован вопрос относительно того, что под ними понимается. Думается, что здесь возможно применить нормы гражданского права, которые соотносятся с нормами земельного права как общее и частное соот ветственно ( статьи 2, 3 ЗК РФ ).

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (часть первая) (далее – ГК РФ (часть первая)) обстоятельствами непреодолимой силы признаются обстоятельства, которые носят чрезвычайный или непредотвратимый при данных условиях характер. Как обстоятельства непреодолимой силы квалифицируются, в?частности, наводнения, землетрясения, снежные завалы и иные подобные природные катаклизмы, военные действия, эпидемии. Относительно обстоятельств экономического характера единства взглядов нет. Большинство специалистов склоняется к тому, что финансово-экономический кризис нельзя отнести к обстоятельствам непреодолимой силы ввиду отсутствия такого квалифицирующего признака, как непредотвратимость .

Таким образом , в соответствии с ч 3 ст. 6 ФЗ № 101-ФЗ «Об обороте земель сельхозхозяйственного назначения» если земельный участок сельскохозяйственного назначения не используется по назначению в течении 3 лет и более, то он может быть изъят

Статья 284. Изъятие земельного участка, который не используется по целевому назначению

Земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда участок предназначен для ведения сельского хозяйства либо жилищного или иного строительства и не используется по целевому назначению в течение трех лет, если более длительный срок не установлен законом. В этот период не включается время, необходимое для освоения участка, за исключением случаев, когда земельный участок относится к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Читать еще:  Пенсионный возраст в странах снг таблица

Комментарий к Ст. 284 ГК РФ

1. В связи с ограничительным количеством земельных участков как объектов гражданского оборота, а также с их особой важностью и ценностью для жизни общества особое значение имеет вопрос их эффективного использования.

В частности, поскольку земельный участок является специфическим, особо ценным объектом имущественных отношений, у участников гражданского оборота зачастую возникает интерес в приобретении прав на земельные участки не в целях их использования по назначению, а для инвестирования своих денежных средств с учетом возможности последующей перепродажи таких участков по более высокой цене. В определенных случаях это приводит к ухудшению состояния земли, например к зарастанию сорняками или кустарником, ухудшает качество земель сельскохозяйственного назначения, и в последующем могут потребоваться дополнительные серьезные усилия, чтобы привести земельный участок в состояние, пригодное для использования по назначению.

Не меньшую проблему для общества представляет вопрос, связанный с неэффективным использованием земельных участков под жилищное строительство. Жилые помещения, так же как и земля, представляют собой особо значимые объекты собственности для общества. Население страны испытывает острую нужду в жилье. К примеру, в целях обеспечения жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности и не используемых для реализации полномочий Российской Федерации, определенных федеральными законами, Постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2008 г. N 234 «Об обеспечении жилищного и иного строительства на земельных участках, находящихся в федеральной собственности» установлен для федеральных органов исполнительной власти запрет на согласование сделок по распоряжению земельными участками в целях, не связанных прежде всего с жилищным строительством. Поэтому на собственника земельного участка законом возложены определенные обязанности, связанные с его особым использованием.

———————————
Собрание законодательства РФ. 2008. N 14. Ст. 1424.

В силу ст. 42 ЗК РФ как собственники земельных участков, так и лица, не обладающие правом собственности на земельные участки, обязаны использовать их в соответствии с целевым назначением, принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным видом использования, причем способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту. При этом в указанную статью непосредственно была включена дополнительная обязанность для собственников земельных участков — своевременно приступать к использованию земельных участков.

2. Земельный кодекс РФ различает порядок принудительного прекращения права на земельный участок в случае его неиспользования для собственников (ст. 44) и для лиц, владеющих участком на праве постоянного бессрочного пользования, пожизненного наследуемого владения, безвозмездного срочного пользования (ст. 45).

При этом в соответствии со ст. 44 ЗК РФ право собственности на земельный участок прекращается в том числе в силу принудительного изъятия у собственника его земельного участка в порядке, установленном гражданским законодательством.

Согласно Гражданскому кодексу РФ основанием для принудительного изъятия земельного участка может являться ненадлежащее использование данного участка: неиспользование в течение установленного федеральным законом срока в соответствии с целевым назначением либо грубое нарушение правил рационального использования земли, установленных земельным законодательством (см. также комментарий к ст. 285 ГК).

В частности, в соответствии с комментируемой статьей земельный участок может быть изъят у собственника в случаях, когда данный участок предназначен для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства и не используется для соответствующей цели в течение трех лет, если более длительный срок не установлен федеральным законом.

В данном случае необходимо учитывать признак обязательности цели использования земельного участка: производство сельскохозяйственной продукции; осуществление жилищного или иного строительства, а также временной признак, поскольку факт неиспользования земельного участка может быть установлен только по истечении установленного законом срока. При этом в этот период не включается время, необходимое для освоения участка, а также время, в течение которого участок не мог быть использован по целевому назначению из-за стихийных бедствий или ввиду иных обстоятельств, исключающих такое использование.

Аналогичная норма в части использования земель сельскохозяйственного назначения включена в Федеральный закон от 24 июля 2004 г. N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», согласно п. 3 ст. 6 которого земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения принудительно может быть изъят у его собственника в судебном порядке в случае неиспользования в соответствии с целевым назначением в течение трех лет.

3. Согласно ч. 19 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство выдается на срок, предусмотренный проектом организации строительства объекта капитального строительства. При этом разрешение на индивидуальное жилищное строительство выдается на 10 лет.

Кроме того, ч. 20 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что срок действия разрешения на строительство может быть продлен соответствующим органом, выдавшим разрешение на строительство, по заявлению застройщика. В продлении срока действия разрешения на строительство должно быть отказано в случае, если строительство, реконструкция, капитальный ремонт объекта капитального строительства не начаты до истечения срока подачи такого заявления.

В данном случае положения Градостроительного кодекса РФ фактически предусматривают возможность применения более длительных сроков освоения земельного участка в соответствии с его целевым назначением.

Одновременно следует отметить, что законодательно не определено, когда должно начинаться использование земельного участка по целевому назначению: с даты предоставления земельного участка или с даты получения разрешения на строительство; не установлено, когда в данном случае обязанность использования по целевому назначению считается исполненной: с даты начала строительных работ, даты введения объекта в эксплуатацию или с даты регистрации права на объект недвижимости. Представляется, что данный вопрос до его разрешения законодателем должен решаться на основании исследования всех обстоятельств, связанных с бездействием соответствующего собственника по реализации им прав в части использования принадлежащего ему земельного участка.

4. Одним из основных принципов земельного законодательства является закрепленное п. 8 ч. 1 ст. 1 ЗК РФ деление земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.

Согласно ст. 7 ЗК РФ земли в Российской Федерации по целевому назначению подразделяются на семь категорий, которые должны использоваться в соответствии с установленным для них целевым назначением. Изменение целевого назначения земель допускается только после их перевода в иную категорию в порядке, установленном земельным законодательством.

Кроме того, в п. 1 ст. 1 Закона об обороте земель сельскохозяйственного назначения, устанавливающем основные принципы оборота земель сельскохозяйственного назначения, закреплен принцип сохранения целевого использования земельных участков.

Абзацем 1 п. 1 ст. 6 названного Федерального закона предусмотрено, что собственники земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения обязаны использовать указанные земельные участки в соответствии с целевым назначением данной категории земель и разрешенным использованием.

Таким образом, использование земельного участка по целевому назначению означает использование земельного участка в соответствии с заранее заданными целями: в данном случае исключительно для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства. Использование собственником земельного участка под иные цели, в том числе обеспечивающие в той или иной степени эффективное пользование участком, не исключает применение установленных комментируемой статьей оснований для принятия решения об изъятии данного участка.

5. Следует признать, что указанные в комментируемой статье случаи принудительного изъятия у собственников земельных участков в связи с их неиспользованием представляют собой форму публично-правового вмешательства в частные дела собственника в общественных интересах, как и изъятие недвижимости для государственных или муниципальных нужд.

В то же время в случае изъятия недвижимости для государственных или муниципальных нужд необходимость изъятия обосновывается непосредственно общественными интересами (необходимость использования изымаемого земельного участка в общественных интересах).

Изъятие же на основании ненадлежащего использования — это фактически санкция за нарушение установленного в общественных интересах порядка использования земельных участков.

При этом данное основание принудительного изъятия земельных участков следует также отличать от специальных случаев принудительного изъятия недвижимого имущества, предусмотренного гражданским законодательством, — реквизиции, конфискации, национализации. Это исключительные случаи, цель проведения такого изъятия — также общественные интересы. Вместе с тем следует достаточно четко отграничивать правовые режимы особенностей такого изъятия.

Реквизиция отличается тем, что она имеет в виду указанные в п. 1 ст. 242 ГК РФ, ст. 51 ЗК РФ чрезвычайные обстоятельства, для устранения которых необходимо немедленное изъятие у собственника определенного имущества. Цель реквизиции не в пресечении противоправного поведения собственника, а в обеспечении безопасности граждан, спасении имущества, уничтожении зараженных животных в случаях эпидемии, эпизоотии.

Конфискация имущества, согласно ст. 243 ГК РФ, представляет собой принудительное безвозмездное изъятие государством всего имущества (или его части), являющегося собственностью лица, совершившего прежде всего уголовно наказуемое деяние (преступление).

Под национализацией в соответствии с п. 2 ст. 235 ГК РФ понимается обращение исключительно в собственность государства имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц. Национализация возможна только на основании специального закона с возмещением стоимости имущества и других убытков в порядке, установленном ст. 306 ГК РФ.

6. За неиспользование земельного участка, предоставленного для сельскохозяйственного производства либо жилищного или иного строительства, в течение срока, определенного федеральным законом, ст. 8.8 КоАП РФ установлена административная ответственность в виде штрафа для граждан — в размере от 500 до 1 тыс. рублей, для должностных лиц — от 1 тыс. до 2 тыс. рублей и для юридических лиц — от 10 тыс. до 20 тыс. рублей.

При этом в соответствии с ч. 2 статьи 54 ЗК РФ условие о неустранении фактов ненадлежащего использования земельного участка после наложения административного взыскания в виде штрафа является одним из существенных оснований для принудительного прекращения права пожизненного наследуемого владения земельным участком, права постоянного (бессрочного) пользования земельным участком, права безвозмездного срочного пользования земельным участком.

Комментируемая статья не содержит подобной нормы.

Вместе с тем представляется, что привлечение собственника земельного участка к административной ответственности должно являться обязательным условием для реализации процедуры принудительного прекращения его права по установленным комментируемой статьей основаниям, поскольку наличие факта привлечения к данной ответственности и последующее несоблюдение собственником требований по своевременному использованию земельного участка должны служить одними из основных доказательств неисполнения им возложенных на него обязанностей. В ином случае собственники оказываются в дискриминационных условиях по сравнению с лицами, владеющими участками на иных, ограниченных правах.

7. Порядок изъятия земельных участков у их собственников по установленным комментируемой статьей основаниям определен ст. 286 ГК РФ, которая содержит ряд норм отсылочного характера к земельному законодательству в части определения органа государственной власти или местного самоуправления, уполномоченного принимать решения об изъятии земельных участков, порядка обязательного заблаговременного предупреждения собственников земельных участков о допущенных нарушениях, а также устанавливает требование о продаже соответствующих земельных участков с публичных торгов и об исключительно судебном порядке разрешения возникающих в связи с такой продажей разногласий с собственниками этих участков (см. также комментарий к указанной статье).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector