Совершил ли я правонарушение в данной ситуации?

Совершил ли я правонарушение в данной ситуации?

Совершил ли я правонарушение в данной ситуации?

Издаётся с 1924 года. В интернете с 1995 года.

Рубрики

Зарплата учителя

Доплата за классное руководство: как оценить 24 часа «боевой готовности»?

Средняя зарплата учителя в России. Часть 2: «Где живут самые бедные педагоги?»

Средняя зарплата учителя в России. Часть 1: «Где живут самые богатые педагоги?»

Опрос

Как часто вы пользуетесь на уроках старой доброй меловой доской?

Только ей и пользуюсь

У меня есть и меловая, и интерактивная доски, пользуюсь обеими

Уже давно не пользуюсь, целиком перешел(шла) на цифровые технологии

А что такое «меловая доска»?

Всего проголосовало: 40

Текущий номер

Важно помочь подросткам разобраться в жизни и в себе

номер 12, от 24 марта 2020

Читайте в следующем номере «Учительской газеты»

Минпросвещения выпустило рекомендации по организации дистанционного обучения в школах и колледжах. Официально каникулы объявлены с 23 марта до 12 апреля, но в условиях сложной эпидситуации школы готовятся переходить в режим онлайн-обучения. С какими проблемами они сталкиваются при этом? Рассказывают директора и педагоги.

В Интернете люди проводят очень много времени и за годы успевают изрядно «наследить» в Сети. Теперь при поиске сотрудников солидные организации тщательно изучают не только документы соискателя, но и содержимое его аккаунтов. А что думают об этом руководители российских школ и вузов? Просматривают ли они странички своих учеников, студентов, сотрудников? Вадим Мелешко провел опрос.

Сколько поваров требуется, чтобы накормить всю школу? Какие пирожки больше всего любят школьники? Во сколько обходится обед одного ученика? Как родители влияют на вкусовые предпочтения детей? Татьяна Масликова побывала в святая святых – столовой – школы №2 небольшого городка Поворино в Воронежской области и узнала о секретах местной кухни.

В профессиональной биографии Киры Прошутинской было все – от должности ведущей детских программ до работы руководителя телекомпании. На ее глазах звездами становились Тина Канделаки, Дмитрий Быков и Леонид Парфенов. Она не боялась менять жанры, экспериментировать и развиваться в своем деле. О цензуре на ТВ, премии ТЭФИ, школьных годах и многом другом читайте в нашем эксклюзивном интервью с известным журналистом.

Наши приложения

30 марта 2012 года в 18:07

Практикум «Правонарушения и наказания»

Цель: научить учеников использовать полученные знания для анализа фактов. Задачи: закрепить навыки и умения самостоятельно осмысливать и оценивать социальные явления. Содержание практикума: познакомить подростков с судебным делом, которое позволяет рассмотреть различные виды нарушений (норм морали, административного и гражданского права), отягчающие и смягчающие вину обстоятельства. Ирина Кутузова

Каждая группа получает: судебное дело (одно для двух команд); задания для работы с делом; рабочие листы.

В начале урока учитель сообщает о его целях; представляет экспертов; предлагает группам выбрать название своей команды и капитана; знакомит с содержанием работы; формулирует задание: познакомиться с судебным делом; заполнить рабочие листы и подписать их (название команды, роспись капитана); распределить работу между членами группы.

Учащиеся знакомятся с обстоятельствами преступления.

Октябрьским вечером группа подростков собралась в подъезде дома. Они громко смеялись, нецензурно выражались, курили. В 20.00 в подъезд зашла гражданка Н., проживавшая в этом доме. Проходя мимо ребят, она попросила их вести себя потише и не сорить. Один из них грубо посоветовал ей оставить свое мнение при себе.

В 21.00 из квартиры вышел гражданин В. и попросил ребят выйти из подъезда, объяснив, что надо укладывать спать детей.

Подростки не отреагировали на просьбу, шум в подъезде не прекратился.

В 21.20 В. снова вышел из квартиры, схватил за шиворот 15-летнего Дениса и вывел его из подъезда. Остальных предупредил, что вызовет милицию. Ребята молча вышли на улицу. На стоянке возле дома стояла автомашина ВАЗ 2103, принадлежащая гражданину В. Денис узнал ее и, вытащив нож, проколол колесо. При этом он сказал, что это «плата за то, что В. распускал руки».

Около 22.00 подростки пошли по параллельной улице и встретили 20-летнего знакомого Сергея К., ранее судимого за драку. Тот предложил посидеть на веранде детского сада. Обнаружив, что веранда закрыта, подростки выбили дверь. Угостив ребят вином и сигаретами, К. сказал, что в киоске неподалеку открыта дверь. Продавец спит пьяный, поэтому можно взять там еще вина, сигарет и шоколада. К киоску отправили 13-летнего Олега С., 12-летнего Максима Р., 15-летнего Юрия Г. По дороге к киоску Максим Р. заскочил домой за сумкой, сказав матери, что она ему нужна для спортивной формы, которую он забыл в спортзале.

Проходя по улице, Олег, Максим, Юрий встретили гулявшего с собакой 11-летнего Андрея Ю. Олег снял с него импортную спортивную шапку, Андрей не оказал сопротивления.

Подойдя к киоску, подростки увидели, что дверь открыта, а продавец спит. Максим Р. остался на улице, а Юрий Г. и Олег С. стали складывать в сумку спиртное, шоколад и сигареты. Шум разбудил продавца. Он попытался схватить Юрия. Он ударил продавца ногой в пах, тот упал, сильно стукнувшись головой о кассовый аппарат. Услышав крик, Максим Р. заглянул в киоск и услышал, как продавец звал на помощь. Подростки убежали.

Возвращаясь в садик, Максим Р. сказал, что ему надо домой. Там он застал скандал между матерью и отчимом. Пьяный отчим наносил удары по голове и лицу своей жене. Видя кровь на лице матери, Максим схватил бутылку и ударил ею по голове отчима, после чего тот упал, получив тяжелую черепно-мозговую травму.

Крики и шум в квартире напугали соседей, которые вызвали милицию. Максим рассказал им обо всем, в том числе и о том, как провел вечер. Наряд милиции поехал к детскому саду. Там после очередной дозы спиртного все участники пьянки пытались раздеть 15-летних Веру И. и Светлану Д., которых они силой затащили на веранду. На всех задержанных заведено уголовное дело.

Каждый член группы работает над одним из пяти рабочих листов.

Рабочие листы 1, 2, 3

Задание: выпишите из дела примеры видов нарушений.

Задание: найдите в деле отягчающие и смягчающие вину обстоятельства.

Проверка и оценка работы групп. К доске с рабочими листами приглашаются по одному представителю от группы. Они знакомят класс с содержанием рабочего листа. Остальные оценивают его ответ, вносят дополнения, исправления или соглашаются с ними. Если мнения ребят расходятся, то заключительную оценку дает учитель или эксперт.

1. Подростки шумели в подъезде.

2. Нагрубили женщине.

3. Максим обманул мать, сказав, что сумка нужна для спортивной одежды.

4. Крики и шум в квартире Максима.

1. Нецензурная брань.

2. Курение в подъезде.

3. Загрязнение подъезда.

4. Распитие спиртных напитков на веранде.

5. Вовлечение несовершеннолетних в распитие спиртных напитков.

1. Повреждение колеса автомобиля.

2. Повреждение двери веранды.

3. Вовлечение несовершеннолетних в преступление.

4. Ограбление подростка (сняли шапочку).

5. Ограбление киоска.

6. Неоказание помощи продавцу.

7. Нанесение телесных повреждений матери Максима.

8. Нанесение тяжелой травмы отчиму Максима.

1. Групповые преступные действия.

2. Привлечение несовершеннолетних к преступлению.

3. Совершение преступления лицом, ранее судимым.

1. Несовершеннолетний возраст.

2. Чистосердечное признание Максима.

3. Максим защищал свою мать.

4. Преступление совершено впервые.

Задания для обсуждения

Определите характер правонарушения в каждой из ситуаций.

Какое из них будет наказано строже?

Юноша решил покатать любимую девушку по городу. Он угнал чужую машину и подъехал к дому, в котором она жила.

Группа подростков угнала чужой автомобиль и каталась по ночному городу.

Юноша угнал чужой автомобиль и поехал кататься по ночному городу. Вскоре в машине кончился бензин, и ему пришлось поставить ее. Домой добирался пешком. Понимая, что утром автомобиль будут искать, он заявил в милицию о содеянном.

Выслушав мнения ребят, учитель подчеркивает: во всех трех ситуациях совершено одинаковое преступление (угон автомобиля). Но наказания будут разными: суд учтет, что во второй ситуации имеется обстоятельство, отягчающее наказание, а в третьей ситуации — обстоятельство, его смягчающее.

Ирина Кутузова, учитель граждановедения, Тверская область

И совершил ли я правонарушение?

Хотел с товарищем поехать в лес пристрелять оружие. Не в охотничьи угодья, а в пригород, на территорию заброшенной воинской части, находящуюся в лесу, в 2 км до близстоящих домов. Стрелять мы так и не начали, т.к. подходящего места не нашли и поехали домой. Оружие находилось в чехлах разряженным, боеприпасы отдельно. Разрешительные документы на оружие при себе. По дороге были остановлены инспектором охотничьего надзора, который составил на нас протокол за нахождение в лесу первой группы без документов на право охоты по статья 8.37 часть 1 КоАП РФ. Причем при составлении протокола я уточнил, когда будет комиссия о рассмотрении моего «нарушения», на что мне ответили, что документы направят прямо в суд, без всякой комиссии. Когда нас останавливали, инспектор совершил ДТП (он виновен) с моей машиной. Сейчас они поставили вопрос так: я забываю о ДТП, а они рвут протокол. Я на это идти не хочу, так как виновным себя не считаю, а ущерб автомашине для меня существенный. Что в этой ситуации мне делать? И совершил ли я правонарушение?

Читайте также:  Пошагово как зарегистрировать фаркоп в рк

Вы можете заявить отвод инспектору на этом основании. Никакого административного правонарушения Вы не совершили. Об этом ДТП следует заявить на суде, в качестве свидетеля представить своего товарища.

С Уважением, адвокат А.Чижов

В соответствии с п. 10 Положения об охоте и охотничьем хозяйстве РСФСР, утвержденного постановлением Совета Министров РСФСР от 10 октября 1960 г. N 1548 (действующего в настоящее время), нахождение в охотничьих угодьях с оружием. приравнивается к охоте». При этом не конкретизировано, в каком именно виде должно находиться оружие: зачехленном или ином.

Согласно ч. 2 п. 1 Типовых правил охоты в РФ, (Утверждены приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров Российской Федерации от 4 января 1988 г. № 1, (в редакции приказов от 3 мая 1988 г. № 111; от 23 мая 1989 г. № 156; от 26 апреля 1990 г. № 146; от 30 мая 1991 г. № 157, от 10 июля 1995 г. № 34, от 23 августа 1995 г. № 37), нахождение в охотничьих угодьях с огнестрельным оружием. или с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования приравнивается к производству охоты.

Но, инспектор, видимо, не знает, что Верховный Суд РФ решением от 24 июля 2008 года N ГКПИ08-1338 признал недействующим со дня вступления решения суда в законную силу пункт 1 Типовых правил охоты в РСФСР, утвержденных приказом Главного управления охотничьего хозяйства и заповедников при Совете Министров РСФСР от 4 января 1998 года N 1, в части приравнивания к производству охоты нахождения с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования. Таким образом, в нахождение с оружием даже в собранном виде теперь не является охотой (у Вас же оружие вообще было разобрано).

Кроме того, в данном решении суд отметил, что в действующем законодательстве отсутствует используемый в Типовых правилах термин «дороги общего пользования».

Для общего развития, Константин: пристрелка охотничьего оружия производится на специально оборудованных стрельбищах или площадках (п.17 Типовых правил)

В охотничьих угодьях пристрелка разрешается только в период охоты при наличии у охотника документов на право охоты или специального разрешения органов госохотнадзора. При пристрелке охотник обязан соблюдать меры безопасности, исключающие возможность причинения вреда человеку или животному. Может, не стоит ничего про пристрелку говорить на суде?

При этом охотничьими угодьями в силу пункта 3 Положения об охоте признаются все земельные, лесные и водопокрытые площади, которые служат местом обитания диких зверей и птиц и могут быть использованы для ведения охотничьего хозяйства.

Вам, Константин, необходимо доказать, что Вы не находились в охотничьих угодьях и не вели охоту, как таковую (Охотой признается выслеживание с целью добычи, преследование и сама добыча диких зверей и птиц, находящихся в состоянии естественной свободы.), а допустим, перевозили оружие, на которое у Вас есть разрешение (как вариант). Настаивайте на том, что место, где Вас остановили, не относится к охотничьим угодьям (лесам первой группы). Пусть инспектор докажет, что это не так.

Границы земель лесного фонда и границы земель иных категорий, на которых располагаются леса, определяются в соответствии с земельным законодательством, лесным законодательством и законодательством о градостроительной деятельности.

Потребуйте, чтобы вам показали на каком-либо документе закрепление на местности местоположения границ лесничеств, лесопарков, эксплуатационных лесов, защитных лесов, резервных лесов, особо защитных участков лесов и лесных участков;

Ну, и кстати, Константин, Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ не содержит уже такое понятие как «лес первой группы». Поэтому, вообще непонятно, где же Вас задержали. А самое главное, это то, что ВС РФ признал недействующим пункт Правил части приравнивания к производству охоты нахождения с охотничьим оружием в собранном виде на дорогах общего пользования. Ну, не охотились Вы, а раз так, то и привлечь к административной ответственности по ст. 8.37 (ч.1) Вас нельзя (привет инспектору!).

Обращайтесь в суд с заявлением от отмене постановления об административном правонарушении. Просите суд постановление отменить, производство по делу прекратить в связи с отсутствием в Ваших действиях состава вменяемого правонарушения.

Задачи по теме: Правонарушения

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

Водитель автомобиля проехал на красный свет. Приведите один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам административного права, и один пример, когда за последствия данного правонарушения водитель будет нести ответственность по нормам уголовного права.

А) Раскройте разницу в составе правонарушения, обусловившую изменение характера правонарушения.

Б) Кто и как будет определять вид ответственности в том и другом случае?

В) Какой вид юридической ответственности возможен в том и другом случае?

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Зная об увлечении племянника коллекционированием предметов крестьянского быта, гражданка Л. подарила ему старинную прялку, принадлежавшую ранее ее свекрови. Заехав как-то к племяннику в гости, гражданка Л. обнаружила, что подаренная ею вещь находится в сарае, крыша которого протекает. Гражданка Л. решила отнять у племянника подаренную вещь.

А) На каком основании она может это осуществить?

Б) Раскройте последовательность ее действий.

В) Нормы какого кодекса регулируют данные правоотношения?

Г) Объясните, почему вы считаете, что данное правоотношение регулируется нормами именно этого кодекса.

Прочитайте текст и найдите ошибочное утверждение. Сформулируйте правильное утверждение. Обоснуйте, почему вы считаете, что данное утверждение ошибочно, а ваша формулировка является правильной.

«Юридическая ответственность – это применение к виновному мер государственного принуждения за совершенное правонарушение. Сюда включается применение мер уголовного наказания за совершенное преступление, назначение штрафа за административный проступок. Вместе с тем возмещение убытков по суду за причиненный вред одним гражданином другому видом юридической ответственности не является, поскольку в данном случае речь идет о взаимоотношении частных лиц».

Некий Федор Петров из г. Иваново купил холодильник «Норд», а через день обнаружил массу неисправностей в нём. Сначала он попытался разрешить проблему мирным путём, обратившись в магазин с просьбой возвратить деньги и забрать неисправный товар. Однако все попытки договориться с торгующей организацией оказались безрезультатными. Федор вспомнил, что статья 18 Закона о защите прав потребителей в современной России указывает, что потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества вправе по своему выбору потребовать: безвозмездного устранения недостатка товара, уменьшение покупной цены, замена на товар аналогичной марки, товар другой марки или же расторжение договора купли-продажи. Ведь даже на Руси XIII века существовали правила, по которым покупатель, который приобрел больного коня или вещь с недостатками, мог возвратить их продавцу.

Что нужно сделать Федору?

Всю жизнь дед отдал воспитанию своего внука, обеспечивая его материально и поддерживая в трудную минуту. Однако прошли годы. Внук вырос и стал генеральным директором крупного предприятия. Дед к тому времени состарился, оказался нетрудоспособным. Его дети погибли в автомобильной катастрофе. Старый человек оказался в затруднительном положении: денег на лекарство не хватает, а еще нужно платить за квартиру и иметь средства на питание.

Какой есть выход из данной ситуации?

Всю жизнь дед отдал воспитанию своего внука, обеспечивая его материально и поддерживая в трудную минуту. Однако прошли годы. Внук вырос и стал генеральным директором крупного предприятия. Дед к тому времени состарился, оказался нетрудоспособным. Его дети погибли в автомобильной катастрофе. Старый человек оказался в затруднительном положении: денег на лекарство не хватает, а еще нужно платить за квартиру и иметь средства на питание.

Какой есть выход из данной ситуации?

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? И почему?

Читайте также:  Куда можно определить зависимую от алкоголя мать?

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Согласны ли вы? Если да, то почему? Что такое проступок?

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? И почему?

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Согласны ли вы? Если да, то почему? Что такое проступок?

Ситуация № 3 Одиннадцатиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление? И почему?

Ситуация № 1. Лиза и Ирина решили после школы отправиться в парк. Когда они туда пришли, там была группа мальчишек, которые сказали девочкам, что они вторглись на их территорию, что здесь гулять им нельзя, и если Лиза и Ирина не уйдут, то им придется плохо. Я считаю, что это проступок. Согласны ли вы? Если да, то почему? Что такое проступок?

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Я считаю, что это правонарушение.

— Я думаю, что все подростки, которые окружили девушку – настоящие преступники. Согласны ли вы со мной, если да, то почему и что такое преступление?

Вина человека может быть выражена в форме…

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с ….

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с …

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается…

Вина человека может быть выражена в форме…

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с ….

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с …

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается…

Вина человека может быть выражена в форме…

За совершение любых преступлений в нашей стране уголовная ответственность наступает с ….

За наиболее тяжкие преступления уголовная ответственность может возникнуть с …

Для несовершеннолетних лишение свободы ограничивается…

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

Задание № 1. Определите, к преступлениям или правонарушениям относятся деяния и к каким именно:

Ученик переходил улицу на красный сигнал светофора

Подростки поджигали кнопки лифтов жилых домов и писали на стенах нецензурные слова

Гражданка Коврова не выполняла свои договорные обязательства о найме жилья

Компания подростков хранила, использовала и распространяла наркотики

Гражданин Самохвалов не явился в суд для исполнения обязанностей присяжных заседателей

Ответственность за данное правонарушение состояла в увольнении работника, его совершившего.

1. Такое уголовное наказание для несовершеннолетних как лишение свободы ограничено:

а) 10-ю годами; б) 15-ю годами; в) 20-ю годами; г) отсутствует совсем.

2. Уголовное право — это совокупность правовых норм, которые регулируют:

а) общественные отношения в процессе организации и исполнительной деятельности органов государственного управления;

б) трудовые отношения;

в) правонарушения в сфере имущественных и личных неимущественных отношений;

г) противоправность, преступность и наказуемость деяний.

3. Осуждённые несовершеннолетние отбывают свой срок заключения:

а) в тюрьме б) в воспитательно-трудовых колониях;

в) в пионерских лагерях; г) на каторге

Правонарушение
тест по обществознанию (9 класс) на тему

Скачать:

Вложение Размер
test_po_teme_-pravonarusheniya_i_yuridicheskaya_otvetstvennost-_289_klass29_.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Правонарушения и юридическая ответственность

1.Правила поведения, установленные и охраняемые государством , называются

1)правовыми 2)религиозными 3)моральными 4)эстетическими

2.Социальные нормы , в которых отражаются представления людей о добре и зле ,-это

1)обычаи и традиции 2)моральные нормы 3)эстетические нормы 4)правила этикета

3.Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном,

1)традициям 2)этическим нормам 3)эстетическим нормам 4)правилам этикета

4.Моральные нормы , в отличие от правовых

1)регламентируют поведение людей 2)содержатся только в священных книгах

3)обеспечиваются исключительно силой общественного мнения 4)осваиваются в процессе социализации

5.Силой государства обеспечиваются нормы

1)моральные 2) правовые 3)эстетические 4)религиозные

А: В ситуации, когда правовые нормы соответствуют требованиям морали , гражданину проще их

принять и соблюдать .

Б: В правовых нормах выражено общественное мнение по поводу того или иного поступка.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А: Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.

Б: Нормы права закрепляют в официальных формах моральные ценности общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А: Уголовная ответственность следует за совершение проступков.

Б: Уголовная ответственность применяется к отдельному человеку , а не к организациям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9.Уголовная ответственность наступает за

1)нарушение внутреннего трудового распорядка на предприятии

2)неисполнение договорных обязательств имущественного характера

3)нарушение правил пользования газом в быту.

4)причинение тяжкого вреда здоровью

10.Является гражданско-правовым правонарушением

1)кража сотового телефона 2)неуплата кредита

3)незаконная врезка в городскую водопроводную сеть.

4)торговля продуктами питания с нарушением санитарных норм

11.Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) торговля продуктами питания без сертификата качества 2)невыполнение условий договора

3)появление на работе в нетрезвом состоянии 4)наезд на пешехода

12.Кто из перечисленных ниже лиц не подлежит уголовной ответственности?

1)юридические лица 2)должностные лица 3)граждане, достигшие 16 лет 4) граждане, достигшие 18 лет

13.Видом дисциплинарной ответственности является

1)конфискация 2)административный арест 3)выговор 4)штраф

14.Н. приобрел на « черном рынке» пистолет для самообороны и защиты своего имущества от

бандитов. Какой вид правонарушения он совершил?

1)дисциплинарный проступок 2)преступление 3)административный проступок 4)гражданский проступок

15.Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:

1)являются регулятором поведения людей

2) их нарушитель испытывает всеобщее осуждение

3)возникли вместе с человеческим обществом

4)обеспечиваются государством через аппарат принуждения

А: Преступление может быть совершенно только действием.

Б: Причинение вреда нападающему в состоянии необходимой обороны не является преступлением

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1)неоплаченный проезд в городском транспорте 2)невыполнение долгового обязательства

3)вырубка елки в городском парке 4)мошенничество

«Правонарушения и юридическая ответственность

1.Правила поведения, установленные и охраняемые государством , называются

1)правовыми 2)религиозными 3)моральными 4)эстетическими

2.Социальные нормы , в которых отражаются представления людей о добре и зле ,-это

1)обычаи и традиции 2)моральные нормы 3)эстетические нормы 4)правила этикета

3.Художник следует в своем творчестве сложившимся в данную эпоху представлениям о прекрасном,

1)традициям 2)этическим нормам 3)эстетическим нормам 4)правилам этикета

4.Моральные нормы , в отличие от правовых

1)регламентируют поведение людей 2)содержатся только в священных книгах

3)обеспечиваются исключительно силой общественного мнения 4)осваиваются в процессе социализации

5.Силой государства обеспечиваются нормы

1)моральные 2) правовые 3)эстетические 4)религиозные

А: В ситуации, когда правовые нормы соответствуют требованиям морали , гражданину проще их

принять и соблюдать .

Б: В правовых нормах выражено общественное мнение по поводу того или иного поступка.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А: Нормы права обеспечиваются принудительной силой государства.

Б: Нормы права закрепляют в официальных формах моральные ценности общества.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

А: Уголовная ответственность следует за совершение проступков.

Б: Уголовная ответственность применяется к отдельному человеку , а не к организациям.

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

9.Уголовная ответственность наступает за

1)нарушение внутреннего трудового распорядка на предприятии

2)неисполнение договорных обязательств имущественного характера

3)нарушение правил пользования газом в быту.

4)причинение тяжкого вреда здоровью

10.Является гражданско-правовым правонарушением

1)кража сотового телефона 2)неуплата кредита

3)незаконная врезка в городскую водопроводную сеть.

4)торговля продуктами питания с нарушением санитарных норм

11.Среди перечисленных правонарушений преступлением является

1) торговля продуктами питания без сертификата качества 2)невыполнение условий договора

3)появление на работе в нетрезвом состоянии 4)наезд на пешехода

12.Кто из перечисленных ниже лиц не подлежит уголовной ответственности?

1)юридические лица 2)должностные лица 3)граждане, достигшие 16 лет 4) граждане, достигшие 18 лет

13.Видом дисциплинарной ответственности является

1)конфискация 2)административный арест 3)выговор 4)штраф

14.Н. приобрел на « черном рынке» пистолет для самообороны и защиты своего имущества от

бандитов. Какой вид правонарушения он совершил?

1)дисциплинарный проступок 2)преступление 3)административный проступок 4)гражданский проступок

15.Нормы права отличаются от норм морали следующим признаком:

1)являются регулятором поведения людей

2) их нарушитель испытывает всеобщее осуждение

3)возникли вместе с человеческим обществом

4)обеспечиваются государством через аппарат принуждения

А: Преступление может быть совершенно только действием.

Б: Причинение вреда нападающему в состоянии необходимой обороны не является преступлением

1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны

1)неоплаченный проезд в городском транспорте 2)невыполнение долгового обязательства

3)вырубка елки в городском парке 4)мошенничество

Правонарушение

Урок 14. Обществознание 9 класс

Конспект урока «Правонарушение»

На предыдущих уроках вы уже говорили о том, что юридические действия могут быть как правомерными, соответствующими нормам права, закону, так и не правомерными. К неправомерным действиям относят и правонарушения. Сегодня мы выделим признаки правонарушений и назовём основные их виды.

Всякое ли неправомерное действие является правонарушением? Разберём несколько ситуаций.

На проезжую часть неожиданно выскочил кот. Водитель автомобиля, перед которым оказалось перепуганное животное, резко затормозил. Те, кто двигался за ним, не успели среагировать. В результате три машины были серьёзно повреждены, получил лёгкую травму пассажир автобуса, который недостаточно крепко держался за поручень. Можно ли это происшествие считать правонарушением? А если бы на месте кота был пешеход, который перебегал улицу в неположенном месте?

Животные или природные стихии не могут совершать правонарушения, какой бы большой вред они не причинили. Действие законов распространяется только на людей. Лишь они являются разумными существами, то есть способны действовать сознательно, самостоятельно принимая решения, предвидеть последствия своих поступков. Правонарушения совершаются людьми.

Будет ли иметь значение в нашем случае, кто был этот недисциплинированный пешеход: первоклассник Коля или первокурсник Николай? В любом случае речь идёт о злостном нарушении правил дорожного движения, создании серьёзной опасности для его участников.

Но с точки зрения закона Николай – правонарушитель, а Коля – нет. Коля – малолетний, он не может нести юридическую ответственность, то есть, является неделиктоспособным. Delictum в переводе с латинского языка – проступок, правонарушение. Деликтоспособность – это способность самостоятельно осознавать свои противоправные действия и вред, который они причиняют, нести за них ответственность. Деликтоспособность является частью дееспособности и наступает в определённом возрасте. В нашей стране деликтоспособными признают молодых людей, достигших 16-ти лет, а в некоторых случаях – когда речь идёт о наиболее тяжких преступлениях – 14-ти лет.

Всякое ли неправомерное действие является правонарушением?

Правонарушением считается то неправомерное действие, которое совершается лицом, способным нести юридическую ответственность, то есть является деликтоспособным.

Немного изменим условия нашей ситуации. Первокурсник Николай, стоя на краю тротуара, разговаривал со своим другом Дмитрием. «Я думаю, – сказал он, – что правила перехода проезжей части рассчитаны на неадекватных людей. Если человек может правильно оценить расстояние до приближающейся машины и достаточно быстро бегает, он может переходить улицу в любом месте: там, где ему будет удобно».

Мы не случайно несколько раз повторили, что правонарушение – это неправомерное действия. То есть, юридическая ответственность за мысли не может наступить, она наступает только за действия, точнее за деяния.

Деянием на юридическом языке обозначается и действие и бездействие. В некоторых случаях бездействие является правонарушением и даже преступлением. Например, неоказание помощи, в первую очередь, если речь идёт о профессиональных медицинских работниках или полицейских.

Оставление в опасности, непринятие мер для спасения людей при аварийной ситуации ответственным лицом, уклонение от уплаты алиментов – это тоже примеры бездействия, которое является правонарушением.

Если человек начал подготовку, например, к ограблению, привлёк сообщников, приобрёл соответствующие приспособления, то эти действия уже являются правонарушением, даже если само ограбление так и не было совершено. Но если кто-то задумал повысить своё материальное благосостояние за чужой счёт, и дальше идеи дело не пошло, то и правонарушения не было.

Таким образом, правонарушением является неправомерное деяние, действие или бездействие субъекта.

Но вернёмся к случаю с Николаем. Его действия наносят несомненный вред, как имуществу (автомобили), так и здоровью, а может быть, и жизни людей. Какой урок он преподал первокласснику Коле? Ведь его же учили брать пример со старших.

Мы выделили ещё два признака правонарушения: оно носит общественно опасный характер и совершается вопреки нормам права. То есть совершаемое деяние прямо запрещено законом.

Может быть, Николай вовсе и не виноват в том, что произошло? Что если некий прохожий Икс неожиданно сильно толкнул студента, и тот, не удержавшись на тротуаре, вылетел на проезжую часть прямо под колёса автомобиля? Можно ли в этом случае считать Николая правонарушителем? Нет. Правонарушением является только виновное деяние. Вина – это внутреннее отношение лица к совершаемому деянию и причинённым вследствие этого последствиям. В уголовном и административном праве выделяют две основные формы виновного поведения: умысел и неосторожность. Умышленные действия совершаются осознанно. То есть правонарушитель, злоумышленник, сознавал противоправность своих действий, предвидел их вредные последствия и желал, чтобы они наступили или сознательно допускал их наступление. Когда мы говорим о неосторожности, то имеем в виду, что правонарушитель не намеревался нанести кому-либо вред. Он либо предвидел опасные последствия, но самонадеянно рассчитывал их предотвратить. В этом случае мы говорим о виновном легкомыслии. Если же правонарушитель не предвидел последствий своих действий, хотя вполне мог их предвидеть, речь идёт о виновной небрежности. Ответственность за умышленное правонарушение более высокая, но отсутствие умысла также не снимает вины с правонарушителя. Неправомерные деяния, совершённые по неосторожности, легкомыслию или небрежности, не перестают быть правонарушениями.

У Николая в последнем примере не было желания, намерения, попасть под машину. Мог ли он предвидеть подобный поворот событий? Ожидать хулиганских действий со стороны совершенно незнакомого гражданина Икс? Мог ли их предотвратить? То есть в данном случае вина за происшедшее лежит на этом неизвестном человеке. Николай же правонарушителем не является.

Правонарушение – это виновное противоправное общественно вредное деяние деликтоспособного лица. Правонарушения различаются не только формой вины: умышленные и совершённые по неосторожности. Они бывают разными по степени общественной опасности. В этом смысле принято выделять проступки и преступления. Преступления – это правонарушения, чья степень социальной опасности наиболее велика. Они наносят ущерб жизни и здоровью человека, значимым общественным отношениям, например, отношениям собственности, государственному строю. Все виды преступлений перечислены в Уголовном кодексе и запрещены им.

Проступками называют правонарушения, общественная опасность которых не так велика. Можно выделить административные проступки – нарушение правил дорожного движения, бесплатный проезд в транспорте, нарушение общественного порядка. Бывают проступки дисциплинарные, когда речь идёт о ненадлежащем исполнении трудовых обязанностей, или учебных. Гражданско-правовые проступки связаны с имущественными и некоторыми неимущественными отношениями: нарушение договорных обязательств, неисполнение правил купли-продажи товаров, оскорбление чести, достоинства или деловой репутации гражданина.

Любые правонарушения наказуемы. Но за проступки следуют наказания неуголовного характера: предупреждения, штрафы, возмещение ущерба. Уголовные преступления наказываются гораздо строже: они предусматривают, среди прочего, ограничение или лишение свободы, вплоть до пожизненного заключения.

Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает и возможность назначения исключительной меры наказания – смертной казни. Но с 16 апреля 1997 года она не может назначаться и исполняться. Россия подписала Протокол № 6 к международной Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Он касается отмены смертной казни в мирное время. И хотя этот протокол не был ратифицирован, но с момента его подписания смертная казнь в России не применяется. Это соответствует иным международным обязательствам страны, а именно Венской конвенции о праве международных договоров, которая велит государству, подписавшему договор, вести себя в соответствии с ним до его ратификации.

Почему люди совершают правонарушения? Причём зачастую делают это сознательно, вполне осознавая их общественную опасность и возможность сурового наказания за их совершение. Этот вопрос из разряда тех, на которые человечество до сих пор не нашло ответа. Связано ли это с несовершенством человека или с противоречиями, существующими в обществе? Можно ли говорить о биологической, генетической предрасположенности отдельных лиц к совершению преступлений? Какими способами можно снизить уровень правонарушений в стране?

Читайте также:  Единовременная выплата на приобретение жилья сотруднику МВД
Garant-Agency.ru