Слияние школ и права работников при этом
Garant-agency.ru

Юридический портал

Слияние школ и права работников при этом

Слиянии двух школ

  • Родители против слияния двух школ. Как родителям отстоять свою школу.
  • Что происходит с лишними сотрудниками при слиянии двух школ.
  • Могут ли меня сократить при слиянии двух школ, если до пенсии 9 месяцев.
  • Слияние школ
  • Две смены в школе
  • Слияние школы и сада

1. Родители против слияния двух школ. Как родителям отстоять свою школу.

1.1. Создайте инициативную группу, выберете самого пробивного, и пишите многочисленные жалобы в ваше местное управление образования, запишитесь на приём к руководству управления образования уровнем выше, доказывайте, обосновывайте, требуйте. Только так.

2. Что происходит с лишними сотрудниками при слиянии двух школ.

2.1. Уволят по сокращению штатов – как один из вариантов. Второй – предложат работу в другом учреждении.

3. Могут ли меня сократить при слиянии двух школ, если до пенсии 9 месяцев.

3.1. Статья 179. Преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников

[Трудовой кодекс РФ] [Глава 27] [Статья 179]
При сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности труда и квалификации предпочтение в оставлении на работе отдается: семейным – при наличии двух или более иждивенцев (нетрудоспособных членов семьи, находящихся на полном содержании работника или получающих от него помощь, которая является для них постоянным и основным источником средств к существованию); лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком; работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества; работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Коллективным договором могут предусматриваться другие категории работников, пользующиеся преимущественным правом на оставление на работе при равной производительности труда и квалификации.

4.1. Без согласия муципалитета невозможно слияние, поскольку должны учтены интересы по бесплатному образованию (ФЗ-273)

5.1. Не может возникнуть ситуации, что их “не возьмут”, потому что при слиянии организаций (реорганизация) трудовые отношения сохраняются. Однако, новое юр.лицо, образовавшееся в результате слияния двух предыдущих (работодатель) может провести сокращение штатов – уведомление об увольнении должно быть вручено не менее, чем за два месяца до расторжения трудового договора (ст.178 ТК РФ). Преимущества для оставления на работе при равной квалификации и производительности труда у работников, имеющих не менее двух иждивенцев, либо у единственных кормильцев в семье (ст.180 ТК РФ).
Статья 58 ГК РФ. Правопреемство при реорганизации юридических лиц
1. При слиянии юридических лиц права и обязанности каждого из них переходят к вновь возникшему юридическому лицу.
Изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.
Ст.75 ТК РФ.

6.1. Да, они должны их сократить, если не будет вакантных мест, со всеми вытекающими компенсациями и т.д.
Уволить не имеют права, так как нет оснований для этого.

7.1. Поскольку произошло слияние юридических лиц, правильнее будет заключить дополнительное соглашение к трудовому договору. Всего вам доброго.

7.2. Нет, договор не перезаключается. Позиция – постановление Президиума ВАС России от 22.03.12 №14953/11.
Рекомендуется внести изменения в действующие договоры в части уточнения наименования организации – работодателя.

8.1. Продолжительность вашей рабочей недели зависит от числа часов на ставку. Поэтому вам нужно взять ваши часы и путем пропорции определить количество часов на ваши 0.75. Полученный результат нужно разделить на число рабочих дней.

9.1. Увы, имеет право не предложить должность в новой структуре. Из старой школы будете уволены по сокращению с соответствующими выплатами согласно статье 178 Трудового кодекса.

9.2. Согласно ст. 75 ТК РФ при смене собственника имущества организации новый собственник не позднее трех месяцев со дня возникновения у него права собственности имеет право расторгнуть трудовой договор с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером. Из данного нормативного требования следует, что уволить Вас как заместителя директора по УВР, могут только в том случае если сменился собственник имущества организации.
В соответствии с частью пятой ст. 75 ТК РФ изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) либо изменение типа государственного или муниципального учреждения не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации или учреждения.

Вывод: реорганизация учреждения или организации не является основанием для расторжения трудовых договоров с работниками, но если сменился собственник имущества организации или учреждения, то такие лица как директора, заместители директора главный бухгалтер, могут быть уволены по инициативе нового собственника имущества. Причем при таком увольнении указанные лица подлежать обязательному заблаговременному предупреждению не менее чем за три месяца.

10.1. В данном случае без разницы. Можете даже указать наименование школы в то время когда он там учился. Спасибо, что вы с нами, мы были рады вам помочь!

10.2. Юлия.
В справке Вы должны указать новое название школы, и период, в который там обучался бывший ученик.
Можете отразить в справке, что школа была реорганизована. Все зависит от того, какая справка нужна ученику.

11.1. все зависит от руководителя–законом не предусмотрены такие моменты.

12.1. Нет, не означает.

13.1. Это больной вопрос, но в любом случае решение принимает исключительно руководство школы. Родители как правило не имеют веса при принятии подобных решений.

14.1. За 2 месяца до сокращения

15.1. Школа будет реорганизована. Да, будет.

16.1. извините,но это не юридический вопрос,Это-к бухгалтерам и экономистам.они все рассчитают и назовут Вам ТОЧНУЮ сумму.

17.1. Если была реорганизация,Вы не были уволены,то в расчете будет использован период 12 месяцев до отпуска.Если через увольнение,то расчет из фактически начисленной з/платы за отработанные дни октября.
Больничный лист-из расчета зарплаты за 2013-2014г.г.

18.1. Да, потеряете, т.к. в соответствии с ПП РФ № 902 от 2007 года средний заработок для расчета отпускных учитывается за последние 12 месяцев перед отпуском.

18.2. При увольнении в порядке перевода Вам должны выплатить компенсацию за все неиспользованные отпуска.

19.1. Подписывайте–если откажетесь от должности–тогда могут уволить по сокращению численности и штата–ст.178, 180ткрф.–изучите.

21.1. Решение подобных вопросов невозможно в рамках сайта заочно. Так как требуется изучение документов и уточнение обстоятельств. Обращайтесь к адвокату/юристу очно
Всего доброго.

22.1. За 2 месяца уведомляют о сокращении ,если таковое будет иметь место.

23.1. когда процесс слияния завершен срочный договор не заключается

24.1. При реорганизации двух музыкальных школ путем слияния, могут ли назначить нового директора на конкурсной основе, сократив прежних?
При реорганизации двух музыкальных школ путем слияния, могут ли назначить нового директора на конкурсной основе, сократив
Иван, не могут выберут того к кому присоединяется музыкальная школа. но возможно и второго на усмотрение учредителя.

25.1. 1. Нагрузку уменьшать в одностороннем порядке без согласия учителей директор не может
2. если в результате реорганизации меняется штатное расписание в сторону уменьшения количества ставок учителей, то директор вправе провести процедуру сокращения, предупредив о сокращении за 2 месяца и соблюдая порядок определения преимущественного права оставления на работе. При сокращении положены соответствующие гарантии: выходное пособие в размере среднемесячного заработка + сохранение средней заработной платы на период трудоустройства (до 3 месяцев).
3. настаивать на увольнении по соглашению сторон учителя не вправе, поскольку такое увольнение подразумевает обоюдное желание сторон .
4. Вне зависимости от наполняемости класса при выполнении нормы часов учителя должны получать ту зарплату, которая прописана у них в трудовом договоре.

26.1. могут уволить по сокращению даже если бессрочный договор. Могут настаивать учителя но это им не выгодно.

27.1. Если нет часов, то предложите директору оформить процедуру сокращения в соответствии с Трудовым законодательством: предупредить за 2 месяца, предложить вакансии, выплатить выходное пособие. Требуйте соблюдения своих трудовых прав.

28.1. Можно ли не подписывать договор, так как объединяемся с 1 октября с другой школой которая будет во главе нашего холдинга?
—имеете право ни договор не переоформлять .ни доп.соглашение к договору.

Читать еще:  Не могу добиться зароботной платы

Слияние школ и права работников при этом

Согласно статье 75 Трудового кодекса (ТК) изменение подведомственности (подчиненности) организации или ее реорганизация (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) не может являться основанием для расторжения трудовых договоров с работниками организации. При отказе работника от продолжения работы в данных случаях трудовой договор прекращается в соответствии с п. 6 статьи 77 ТК. Положение данного пункта так и звучит: отказ работника от продолжения работы в связи со сменой собственника имущества организации, с изменением подведомственности (подчиненности) организации либо ее реорганизацией.

Но, как правило, при реорганизации не все так просто – нередко права работников очень сильно ущемляются, и они просто вынуждены расторгнуть трудовой договор.

К тому же, совершенно не понятна вышеназванная норма: с одной стороны, реорганизация не может стать основанием для расторжения трудового договора, с другой – именно реорганизация и является одним из оснований расторжения трудового договора.

Реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена согласно п. 1 статьи 57 Гражданского кодекса (ГК) по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Юридическое лицо считается реорганизованным, за исключением случаев реорганизации в форме присоединения, с момента государственной регистрации вновь возникших юридических лиц.

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме его разделения или выделения из его состава одного или нескольких юридических лиц, а также в форме слияния, присоединения или преобразования осуществляется по решению уполномоченных государственных органов.

При таких формах реорганизации, как слияние, присоединение, разделение и преобразование, происходит прекращение деятельности одного юридического лица (при разделении, преобразовании и присоединении) или нескольких (слияние, а также присоединение более одного) юридических лиц с передачей прав и обязанностей возникшему вновь (при присоединении – ранее возникшему) юридическому лицу либо возникшим нескольким (при разделении) юридическим лицам. При реорганизации в форме выделения не происходит прекращения юридического лица, но вновь возникает одно или несколько юридических лиц.

Работодатель должен грамотно построить кадровую работу в случае реорганизации.

Для начала ему необходимо решать вопросы найма, перевода или сокращения работников.

Мероприятия по сокращению работников являются наиболее “болезненными” для всех – и для работодателя, и, естественно, для самого работника.

Все начинается с издания приказа о сокращении штата или численности организации в связи с реорганизацией. В соответствии с данным приказом утверждается новое штатное расписание, вступающее в силу, примерно, не ранее чем через 2-3 месяца.

В организации необходимо создать комиссию для проведения работы, связанной с высвобождением работников и решением кадровых вопросов; определяются порядок и сроки указанных мероприятий.

Приказ целесообразно довести до каждого работника организации.

В соответствии со статьей 180 ТК о предстоящем увольнении в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем персонально и под роспись не менее чем за 2 месяца до увольнения.

Также работодатель с письменного согласия работника имеет право расторгнуть с ним трудовой договор до истечения указанного срока, выплатив ему дополнительную компенсацию в размере среднего заработка работника, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения срока предупреждения об увольнении.

Кроме того, при принятии решения о сокращении численности или штата работников организации и возможном расторжении трудовых договоров с работниками работодатель обязан в письменной форме сообщить об этом выборному органу первичной профсоюзной организации не позднее чем за 2 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий, а в случае, если решение о сокращении численности или штата работников может привести к массовому увольнению работников – не позднее чем за 3 месяца до начала проведения соответствующих мероприятий (статья 82 ТК).

Увольнение работников, являющихся членами профсоюза, производится с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации – статьи 373, 374 ТК.

Увольнение допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии.

Не следует также забывать о том, что не допускается увольнение работника по инициативе работодателя (за исключением случая ликвидации организации) в период его временной нетрудоспособности и в период пребывания в отпуске.

Согласно статье 179 ТК при сокращении численности или штата работников преимущественное право на оставление на работе предоставляется работникам с более высокой производительностью труда и квалификацией.

При равной производительности и квалификации предпочтение отдается:

  • семейным – при наличии 2 или более иждивенцев;
  • лицам, в семье которых нет других работников с самостоятельным заработком;
  • работникам, получившим в период работы у данного работодателя трудовое увечье или профессиональное заболевание; инвалидам Великой Отечественной войны и инвалидам боевых действий по защите Отечества;
  • работникам, повышающим свою квалификацию по направлению работодателя без отрыва от работы.

Расторжение трудового договора по инициативе работодателя с беременными женщинами не допускается, за исключением случаев ликвидации организации (статья 261 ТК).

Работнику, увольняемому по сокращению штата, кроме компенсаций за все неиспользованные отпуска и выплат иных задолженностей организации, выплачивается также выходное пособие в размере одного среднемесячного заработка. За работником сохраняется средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше 2 месяцев со дня увольнения. Для работников, уволенных по сокращению из организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностям, оплачиваемый период трудоустройства составляет 6 месяцев.

Кадровику об объединении подразделений одного учреждения

Автор: Шкловец И. И., заместитель руководителя Роструда

Вопрос

В учреждении предстоит объединение двух подразделений в одно. Какие документы следует подготовить для оформления данных изменений в структуре учреждения, если не все работники будут трудоустроены в результате данных реорганизационных мероприятий?

При объединении подразделений учреждения необходимо:

подготовить приказ о предстоящем изменении структуры;

внести изменения в организационную структуру и штатное расписание путем издания приказа об утверждении новой структуры и нового штатного расписания или о внесении изменений в уже действующие документы;

внести изменения (при необходимости) в положение о подразделении;

подготовить должностные инструкции по вновь вводимым должностям работников подразделения.

В случае, когда по причинам, связанным с изменением организационных или технологических условий труда (изменения в технике и технологии производства, структурная реорганизация производства, другие причины), определенные сторонами условия трудового договора не могут быть сохранены, допускается их изменение по инициативе работодателя, за исключением изменения трудовой функции работника.

Если в результате проводимых в учреждении мероприятий по слиянию разных подразделений будет изменена численность работников учреждения, работодатель обязан в письменной форме не позднее чем за два месяца:

уведомить работника о предстоящем увольнении в связи с сокращением численности или штата работников организации работники предупреждаются работодателем (персонально и под подпись) (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Увольнение работника допускается, если невозможно перевести работника с его письменного согласия на другую имеющуюся у работодателя работу (как вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника, так и вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья. При этом работодатель обязан предлагать работнику все отвечающие указанным требованиям вакансии, имеющиеся у него в данной местности (ст. 81 ТК РФ). Статьей 179 ТК РФ определено преимущественное право на оставление на работе при сокращении численности или штата работников для определенных сотрудников;

сообщить выборному органу первичной профсоюзной организации (при его наличии) до начала проведения соответствующих мероприятий (ст. 81ТК РФ).

направить в органы службы занятости сведения, указав должность, профессию, специальность и квалификационные требования к ним, условия оплаты труда каждого конкретного работника (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19.04.1991 № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»).

О предстоящих изменениях определенных сторонами условий трудового договора, а также о причинах, вызвавших необходимость изменений, следует уведомить работников в письменной форме не позднее чем за два месяца (ч. 2 ст. 74 ТК РФ).

Работникам, должности которых подлежат сокращению, работодатель обязан (ст. 178 ТК РФ):

выплатить выходное пособие в размере среднего месячного заработка;

Читать еще:  Справки о заработках до 2002 года

сохранить средний заработок за второй месяц трудоустройства;

в исключительных случаях – выплатить средний месячный заработок за третий месяц трудоустройства в случае, если работник не был трудоустроен и в двухнедельный срок после увольнения обратился в органы занятости в целях поиска работы, по решению указанного органа.

Вопрос

Как оформить согласие работника на перевод в случае объединения отдельных подразделений учреждения в один отдел и как отразится такое изменение места работы в трудовых договорах работников?

Перевод на другую работу – постоянное или временное изменение трудовой функции работника и (или) структурного подразделения, в котором работает работник (если структурное подразделение было указано в трудовом договоре), при продолжении работы у того же работодателя, а также перевод на работу в другую местность вместе с работодателем. Перевод на другую работу допускается только с письменного согласия работника, за исключением установленных ТК РФ случаев (ст. 72.1 ТК РФ).

Согласно ч. 2 ст. 57 ТК РФ обязательным для включения в трудовой договор является также условие о месте работы.

Статьей 72 ТК РФ предусмотрено, что изменение определенных сторонами условий трудового договора, в том числе перевод на другую работу, допускается только по соглашению сторон трудового договора, за исключением случаев, предусмотренных ТК РФ. Соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора заключается в письменной форме.

Если работник согласен на перевод на другую работу, то необходимо:

руководителю – издать приказ о переводе;

заключить в письменной форме соглашение об изменении определенных сторонами условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ);

внести в трудовую книжку сведения о переводах на другую постоянную работу (ст. 66 ТК РФ);

внести запись в личную карточку работника.

Вопрос

Как оформляются отношения с работником, который отказался от перевода на работу после объединения подразделений учреждения?

Если работник, должность которого не сокращается, не согласен продолжить работу в новых условиях, работодатель обязан в письменной форме предложить ему другую имеющуюся у него работу:

вакантную должность или работу, соответствующую квалификации работника;

вакантную нижестоящую должность или нижеоплачиваемую работу), которую работник может выполнять с учетом его состояния здоровья.

При отсутствии указанной работы или отказе работника от предложенной работы трудовой договор прекращается в соответствии с п. 7 ч. 1 ст. 77 ТК РФ и работнику выплачивается выходное пособие в размере двухнедельного среднего заработка на основании норм ст. 178 ТК РФ. В общем порядке работнику при окончательном расчете полагается выплата заработной платы за фактически отработанное время и компенсации за неиспользованный отпуск.

Реорганизацию школ можно остановить

«Куратор из управления образования убеждала меня, что сначала надо объединиться, а потом смотреть, что выйдет»

Родители семиклассников молча сидят в актовом зале гимназии № 1576, пока директор расписывает прелести объединения с еще шестью школами и семью детсадами. Не беда, что четыре школы считаются «плохими». Ничего, что здания предполагаемого образовательного комплекса находятся в получасе ходьбы друг от друга. Главное – поскорее слиться, пока другие не объединились без нас. А то как потом конкурировать с огромным и богатым образовательным комплексом?

– Простите, – встает через два часа один родитель, – а этот вопрос уже решен или у родителей есть право выбора?

– О чем вы вообще говорите, – шикают на него сами же родители, – конечно, вопрос решенный!

В этом году по всей Москве объединяются школы – где по две-три, а где сразу 11 школ и 18 детсадов (такой проект есть в Жулебине). По данным столичного Департамента образования, за 2012 год поступили предложения от 1567 учреждений о создании 482 комплексов. Объединяться, как объясняет директор гимназии, выгодно из-за нового принципа подушевого финансирования: чем больше детей, тем больше денег.

«Сначала чиновники говорили, что крупные образовательные комплексы появляются по просьбе трудовых коллективов и родителей учеников, – рассказывает сопредседатель профсоюза «Учитель» Андрей Демидов. – Но сложно представить, чтобы полторы тысячи трудовых коллективов вдруг срочно решили объединиться. Часто о предстоящем слиянии директор объявляет на собрании трудового коллектива и тут же предлагает учителям подписать протокол о согласии на реорганизацию». В результате многие учителя и родители принимают известие об объединении как должное, не подозревая или забывая, что могут участвовать в решении этого вопроса.

По словам Демидова, формально Департамент образования Москвы как учредитель большинства столичных школ вправе реорганизовать их, не учитывая мнения общественности. «Но брать на себя политические риски чиновники не хотят, – продолжает Демидов, – поэтому для реорганизации школы сейчас требуется согласие трудового коллектива и управляющего совета при одобрении родителей». То есть если учителя или члены управляющего совета (в него входят учителя, родители, ученики) не поставят свои подписи под навязанной прось­бой, то никакого слияния не будет. Более того, даже если все они подпишутся, то не согласные родители могут объединиться и настоять на своем варианте.

Хождения по инстанциям

«Принципиально мы не против объединения, – говорит учитель школы № 1283 с углубленным изучением немецкого языка Марина Долбикова, – но для нас загадка, зачем нашу малокомплектную школу со своей программой и традициями включать в огромный образовательный комплекс на 3000 учеников? Зачем объединять с лицеем, подход к обучению в котором серьезно отличается от нашего? Я думаю, реорганизовывать надо с умом, а не так, как нам предлагают сейчас». Эта школа получила предложение объединиться с английской спецшколой № 1284 еще весной. Тогда представители немецкой школы были согласны, потому что, по словам родительницы Татьяны Проскуриной, «у языковых школ похожие цели и задачи». Но родители англий­ской спецшколы собрали подписи против.

1 сентября учителя и родители немецкой спецшколы узнали, что их директор неожиданно ушла на пенсию, а ее обязанности теперь исполняет директор лицея № 1500. Родители начали строчить обращения в самые разные органы власти, от прокуратуры до приемной депутата Госдумы. А учителя, видя поддержку родителей, отказались подписывать решение трудового коллектива об объединении. «На собрании нам много говорили о новых финансовых возможностях, – рассказывает Долбикова, – но ни слова не сказали о перспективах наших учеников. А ведь многие дети специально ездят к нам из других районов. Они поступали в эту школу, и ее хотелось бы сохранить».

На недавней встрече руководитель управления образования ЦАО предложил им представить документ от управляющего совета с описанием проблем и обещал рассмотреть его. «Мы собираемся уже в начале декабря отнести ему документ с просьбой назначить нам директора, – рассказывает Долбикова, – и параллельно ищем партнеров среди школ, близких нам по профилю, по программе обучения».

Митинг и голосование

Родители школы с углубленным изучением английского языка № 1223 услышали о возможном объединении с гимназией № 1576 и другими школами и детсадами не от директора. «Весной мы митинговали против слияния с еще одной школой, поэтому нам, видимо, решили ничего не говорить как можно дольше, – рассказывает родительница Ольга Вайсберг. – Мы узнали обо всем от сотрудника департамента, родственника одного нашего ученика». Педколлектив уже дал письменное согласие на объединение. Родители потребовали провести собрание. «Мы поискали документы, особенно нам помогла в этом фейсбук-группа «В защиту образования», – рассказывает Вайсберг, – и поняли, что нам не просто должны объявить о реорганизации школы. Сначала нужно обосновать необходимость реорганизации и подготовить внятные документы по программе развития нового комплекса. После этого документы должны пройти экспертную оценку, и только ознакомившись с ней, родители могут решать, имеет ли смысл что-то менять».

На собрании родители настояли на необходимости общего голосования. «Меня пригласили на беседу в школу, – рассказывает Вайсберг, – где куратор из управления образования два часа убеждала меня, что сначала надо объединиться, а потом смотреть, что из этого выйдет».

Теперь в школе назначено новое родительское собрание: ходят слухи о новом проекте объединения – всего лишь с одной соседней школой. «Конечно, для многих родителей это уже радость, – говорит Вайсберг. – Все-таки это не семь школ и семь детских садов. Но ведь главная проблема – мгновенное слияние без серьезных оснований и без продуманной программы развития – остается».

Читать еще:  Где искать помощь и правду

К чему привело слияние школ: результаты исследования

Ученые из Высшей школы экономики выяснили, как изменилась жизнь учеников и педагогов в результате слияния школ, которое началось в 2012 году, — общее число московских школ за эти несколько лет сократилось более чем в два раза — с 1572 до 700. Цели его были заявлены достаточно четко: «Детям — хорошие знания, учителям — признание, карьера и рост доходов». Сейчас этот сложный, болезненный, не всем понятный процесс в целом завершился, и можно делать какие-то выводы. Стоила ли игра свеч? Оправдались ли надежды и обещания? Итоги исследования, которое называется «К чему привело слияние школ в Москве», опубликованы на сайте НИУ ВШЭ.

Для того чтобы ответить на этот вопрос, исследователи проанализировали данные мониторингов за 2013-2015 годы и провели письменные опросы школьного сообщества в пяти московских образовательных комплексах — всего в исследовании участвовало 600 учащихся восьмых классов и 250 учителей. Изменения фиксировались по семи пунктам: доступность образования, качество обучения (в баллах ЕГЭ), успеваемость детей, кружки в школе, настроения учителей, их профессиональный рост, готовность школы к диалогу с родителями. Ожидания и обещания в начале пути, в 2012 году, когда процесс слияния начинался, сравнили с реальными его плодами через несколько лет — не экономическими, а образовательными.

простые классы часто формируются по остаточному принципу

Главной целью всех реформ и, в частности, объединения школ в образовательные комплексы, была «доступность качественного образования». Логика была такой: раньше существовало ограниченное количество «хороших» школ, которые находились на особом положении — особое финансирование, педагоги, дети, прошедшие жесточайший отбор. Элитное образование, доступное очень немногим. С этим решили покончить: к « хорошей » школе присоединили несколько обычных, чтобы те имели возможность «подтянуться», а трудолюбивые и способные дети со всего района, приписанного к образовательному комплексу, получили возможности развиваться внутри него, а не ездить в школы через всю Москву. Реализовалось ли это на практике?

В качестве положительного результата участники процесса отметили то, что профильные классы стали доступнее, а образование в них, как правило, ведется на достаточно высоком уровне — по крайней мере, позволяет достойно сдать ЕГЭ по выбранным предметам. Однако во многих школах сохраняется жесткий отбор в лицейские и профильные классы: туда поступают самые сильные ученики, как правило, наиболее мощного подразделения комплекса или перспективные учащиеся из других школ. Исследователи назвали эту ситуацию «эффектом бутылочного горлышка», через которое способны пройти немногие. Из-за этого талантливые дети, которые не попали в «избранные» классы, оказались в еще более уязвимом положении, чем раньше — простые классы часто формируются по остаточному принципу.

Исследование показало также, что сильным школам не удалось подтянуть более слабые — разрыв между подразделениями одного комплекса остается огромным: например, из «подразделения-аутсайдера» сегодня 40% выпускников девятых классов уходят из школы в техникумы и колледжи, а из «подразделения-отличника» — в два раза меньше. Есть большая разница и в баллах по ЕГЭ, которые получают выпускники разных подразделений. Объединенные формально, как правило, по территориальному принципу, часто школы не становятся единым коллективом. Как указывается в исследовании, в некоторых объединенных школах «отсутствует общее для всех переживание доверия, комфорта, интереса к учебе», что мешает «создавать культуру общих ценностей для всего комплекса».

Что же произошло в целом с качеством обучения? Ученые отметили позитивный результат: неудач на экзаменах стало меньше, доля учеников, получивших на единых экзаменах низкие баллы (менее 30), снизилась. При этом доля двоечников уменьшилась почти в два раза. Однако серьезного роста тоже нет. Средний бал ЕГЭ по русскому языку и математике в московских школах почти стабилен. По русскому языку он увеличился с 70 до 71 балла, по математике — уменьшился с 57 до 55 баллов.

Много надежд возлагалось при слиянии школ на дополнительное образование. Чиновники обещали расцвет кружкового движения и развития детских талантов — ведь чем больше организация, тем больше у нее возможностей сделать так, чтобы все нашли себе что-то по душе. Например, в одной школе семь человек хочет заниматься шахматами, а три — хоккеем на траве. Удовлетворить их желания раньше не было возможностей, а теперь, когда школа стала в разы больше, уже не семь, а 13 шахматистов и 10 хоккеистов готовы заниматься, и ради них можно организовать любой кружок. Так ли это сейчас? Как показало исследование, доля детей, охваченных дополнительным образованием в школе, выросла. Но большинство школьных кружков стали платными, недоступными для многих семей.

мы стали как фабрика, все для рейтинга, а ученика потеряли

Как учителя чувствуют себя в объединенных школах? Получили ли они обещанные «признание, карьеру и рост доходов»? С точки зрения конкурентоспособности педагоги образовательных комплексов оценивают свои школы выше, чем их коллеги из неукрупненных заведений. Они реже занимаются репетиторством и другими дополнительными работами. Но, как считают исследователи, это не всегда означает, что у них высокие доходы: учителя комплексов реже отмечали рост зарплат и чаще говорили о чрезмерной занятости. Все это влияет на самоощущение. «Мы получаем столько же, а делать приходится больше», — подчеркнул один из педагогов. Больше трети учителей негативно оценили укрупнение школ. Недовольство вызвали плохой соцпакет, низкая зарплата, работа с трудными учениками и сложные отношения с начальством. Педагоги считают, что их заслуги часто не признаются. «Мы стали как фабрика, все для рейтинга, а ученика потеряли, до ребенка вообще уже нет дела», — заявил один из них.

Что же касается диалога с родителями и доступности руководства, здесь тоже не все однозначно. Родители теперь лучше информированы о событиях в школе, руководители школ заботятся об имидже организации, ее представлении во внешнем сообществе. Но само руководство малодоступно. Время у директоров комплексов расписано по минутам из-за высокой нагрузки и занятости. Неудивительно, что количество личных встреч руководителей школ с родителями сократилось, и прием ведется чуть ли не по предварительной записи.

Директора оторваны и от учителей, подчеркнули исследователи: «В крупном комплексе, в котором обучаются тысячи детей и работают сотни учителей, выстраивается управленческая пирамида, которая не предполагает тесного общения педколлективов, учащихся и родителей с находящимся на вершине директором».

Из-за этого недоразумения, которые можно было бы решить внутри школьного коллектива, в последнее время часто перерастают в скандалы. Например, так произошло недавно в учебном комплексе № 1133, куда были присоединены два уникальных образовательных учреждения: экспериментальный учебный комплекс (ЭУК) «Школа развития» и школа № 379 для детей с ОВЗ (ограниченными возможностями здоровья).

«К учебному комплексу № 1133 присоединили два образовательных учреждения: экспериментальный учебный комплекс (ЭУК) „Школа развития“ и школу № 379 для детей с ОВЗ. В обоих подразделениях начались изменения в худшую сторону. ЭУК, на базе которого осуществлялись проекты Федеральной инновационной площадки, планомерно уничтожается: был уволен основатель и бессменный директор подразделения, само оно упразднено. Разрушаются базовые принципы и основы развивающего обучения, происходит огромное количество процессуальных нарушений. Для учителей и учеников создается невыносимый психологический климат. Педагогам задерживают зарплату, сокращают воспитателей. Разрушается успешно функционировавшая 25 лет система, ради которой родители со всей Москвы возили сюда детей. Не лучше обстоят дела и в отделении для детей с ограниченными возможностями здоровья.

До слияния школ регулярно проводились психологические тесты со всеми учениками школы, каждую неделю работали психологические группы для детей и для родителей, индивидуальные занятия с психологом, удобные в плане расписания. В школе, где 80% детей имеют инвалидность и 100% детей с ОВЗ, нет ни одного медика. Вся помощь, которую можно оказать в случае ухудшения состояния ребенка, — вызов „03“. Подобные школы прекрасно справлялись с задачей социализации детей с хроническими заболеваниями, детей сюда привозят со всего города. Раньше воспитатели и учителя выполняли на безвозмездной основе роль персональных тьюторов — то есть было полное сопровождение ребенка в течение всего учебного дня. Были врачи, была постоянно присутствующая медсестра, которая делала уколы детям, которым был назначен какой-либо длительный курс. Сейчас этого нет».

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector