Решение проблемы по праву социального обеспечения
Garant-agency.ru

Юридический портал

Решение проблемы по праву социального обеспечения

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению

Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17

Статья просмотрена: 4863 раза

Библиографическое описание:

Костюков А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/108/26161/ (дата обращения: 24.03.2020).

Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur

(лат.: Право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут)

Государство, как гарант социальных прав граждан, играет решающую роль в жизни страны посредством последовательно проводимой им социальной политики. Формирование гражданского общества и эффективного социального пространства предполагает для граждан наличие гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека, и гражданина. Как правило, потребность в защите права на социальное обеспечение возникает:

  1. в случае его нарушения;
  2. в случае создания препятствий на пути его реализации;
  3. в случае отказа в признании за лицом этого права;
  4. в случае неисполнения обязанности по предоставлению права.

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

  1. по поводу денежных выплат;
  2. по поводу натуральных видов социального обеспечения;
  3. процедурного и процессуального характера.

Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя.

Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. МРОТ;
  3. обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты.

Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика [4] [5].

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации [1] закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 [2] обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 [3] установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как “семья с детьми”, узким толкованием понятий “кровная семья”, “семья усыновителей”, что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий.

В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере.

Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 [1] гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность.

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей [6], в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

 если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;

 если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;

 если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно.

Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как:

  1. нехватка квалифицированных кадров;
  2. дефицит финансирования;
  3. нерациональное использование средств;
  4. износ помещений, медицинской техники и оборудования.

Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты:

  1. положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, “Основы законодательства о пенсионном обеспечении”), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере;
  2. для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал. Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке;
  3. необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: “Основы законодательства о пенсионном обеспечении”;
  4. необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ,2015;
  2. “Семейный кодекс Российской Федерации” от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
  3. “Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  4. Вялков А.И. Современные проблемы страховой деятельности населения Российской Федерации / Пенсия, 2012, № 16;
  5. Кокорев Р.А, Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда “Бюро экономического анализа”, 2014, № 62;
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2012.
Читать еще:  Ходатайство о приобщении дополнительных требований

О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению

Дата публикации: 17.02.2016 2016-02-17

Статья просмотрена: 4863 раза

Библиографическое описание:

Костюков А. А. О некоторых проблемах защиты прав граждан в сфере социального обеспечения: 4 шага к их разрешению // Молодой ученый. — 2016. — №4. — С. 566-568. — URL https://moluch.ru/archive/108/26161/ (дата обращения: 24.03.2020).

Lex est tutissima cassis; sub clypeo legis nemo decipitur

(лат.: Право есть безопаснейший шлем; под защитой права никто не бывает обманут)

Государство, как гарант социальных прав граждан, играет решающую роль в жизни страны посредством последовательно проводимой им социальной политики. Формирование гражданского общества и эффективного социального пространства предполагает для граждан наличие гарантий в области социального обеспечения. Юридические гарантии занимают особое место в системе гарантий права на социальное обеспечение и включают в себя все правовые средства, обеспечивающие осуществление и охрану прав и свобод человека, и гражданина. Как правило, потребность в защите права на социальное обеспечение возникает:

  1. в случае его нарушения;
  2. в случае создания препятствий на пути его реализации;
  3. в случае отказа в признании за лицом этого права;
  4. в случае неисполнения обязанности по предоставлению права.

Право соцобеспечения в условиях перехода к рыночным отношениям, на данный момент имеет довольно сложную систему юридических источников, что обусловлено характером правового регулирования этой отрасли права. Предмет данной отрасли включает разнообразные общественные отношения, а именно отношения:

  1. по поводу денежных выплат;
  2. по поводу натуральных видов социального обеспечения;
  3. процедурного и процессуального характера.

Такое разнообразие источников права соцобеспечения предопределяет возможность охарактеризовать только в основополагающие акты, в которых закреплены права граждан на те или иные виды социального обеспечения, где отражаются требования и условия предоставления, регламентируется организационно-правовой порядок осуществления указанных предписаний соответствующих нормативных актов.

Конституция Российской Федерации, как база для развития всего федерального законодательства, формулирует конституционные положения по социальным вопросам были с учетом всех ратифицированных международно-правовых актов в этой сфере. Вместе с тем, вопросы их реализации и защиты пока не достигли должного для социального государства уровня. Определенно, поиск баланса между потребностями общества в социальной сфере и выделением финансовых средств на эти цели очень часто зависит от позиции федерального законодателя.

Если социальное государство предполагает гарантии социальных прав гражданина, следовательно, у него имеются соответствующие обязанности, например, как:

  1. охрана труда и здоровья людей;
  2. МРОТ;
  3. обеспечение государственной поддержки семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам;
  4. развитие системы социальных служб;
  5. установление пенсий, пособий и иных гарантии социальной защиты.

Однако, законодательство, как правило, редко учитывает современную юридическую доктрину, поэтому нормативные акты в сфере регулирования социальных прав имеют пробелы и противоречия. Из-за этого, перед реализацией социальных прав в России встаёт ряд проблем, о коих свидетельствует обширная судебная практика [4] [5].

Одним из наиболее непростых вопросов соцзащиты, пожалуй, следует назвать защиту материнства и детства. Ст. 38 Конституции Российской Федерации [1] закрепляет институт защиты материнства и детства. Воспитание детей — право и обязанность родителей. Однако законодательству в этой сфере, в силу большого количества нормативно-правовых актов, не хватает системности, акты разобщены и носят разрозненный характер. Так, например, СК РФ в ст. 139 [2] обязует некоторых лиц сохранять тайну усыновления без каких-либо условий, только в силу наличия самого факта усыновления и запрета разглашать против воли усыновителей, а УК РФ в ст. 155 [3] установлена ответственность за разглашение тайны лицом, обязанным хранить факт усыновления (удочерения) как служебную или профессиональную тайну, либо иным лицом из корыстных или иных низменных побуждений. Подобные противоречия строят препятствия применению охраны прав лиц, так как, привносят некоторые характеристики, условия в отношении тайны — ее служебный или профессиональный характер, а также корыстные или иные низменные побуждения для лица, разглашающего тайну.

Также, немалое значение имело введение права получения материнского капитала. Но, при этом, возник ряд проблем, как по срокам его получения, так и по целям расходования. Таким образом, учитывая сложившуюся правоприменительную практику, многие аспекты получения материнского капитала, нуждаются в более тщательном правовом регулировании.

Законодательство о государственных пособиях на детей до сих пор остается противоречивым. Выстроенная система социальных пособий не реагирует должным образом на изменения в сфере рынка и экономики. Немалое значение здесь играет отсутствие в социальном законодательстве таких понятий, как “семья с детьми”, узким толкованием понятий “кровная семья”, “семья усыновителей”, что приводит к ограничению прав некоторых категорий граждан, в действительности занимающихся воспитанием и содержанием ребенка: опекунов, попечителей, приемных родителей, патронатных и фактических воспитателей, на получение социальных пособий.

В связи с выше изложенным напрашивается вывод том, что существует необходимость принятия федерального закона о защите семьи, материнства и детства, раскрывающего содержание и разграничивающего вышеуказанные понятия и регулирующего все правоотношения в данной сфере.

Также, значительное количество проблем существует в отношении конституционно-правового регулирования соцзащиты лиц, нуждающихся в помощи со стороны государства. Конституция Российской Федерации в ст. 39 [1] гарантирует каждому социальное обеспечение как по возрасту, так и в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Конституцией Российской Федерации также гарантируются государственные пенсии и пособия, поощряются добровольное соцстрахование, создание дополнительных форм соцобеспечения и благотворительность.

В настоящее время правовыми источниками регулирования социальных пособий в Российской Федерации является ряд законодательных и иных нормативных актов. По мнению исследователей [6], в России пока нет достаточно четких подходов к реформированию сложившейся системы социальной защиты.

Социальная защита населения России в её новейшей истории ориентировалась на оперативное решение кризисных проблем отдельных категорий граждан на заявительной основе. Однако время показало, что такой подход не дает долгосрочного эффекта, поскольку, не направлен ни на профилактику повторений кризисных ситуаций в частности, ни на перспективную социальную защиту каждого конкретного человека и населения в целом. Что же касается законодательства в пенсионной сфере, то оно может быть признано эффективным при определенных условиях:

 если оно распространяется на всех нуждающихся, социально уязвимых граждан; если в нем соблюдаются принципы равноправия и справедливости;

 если государство выполняет по отношению к гражданам взятые на себя обязательства;

 если оно не допускает снижения уже достигнутого уровня социальных гарантий и обеспечивает уровень жизни нетрудоспособных, соответствующий прожиточному минимуму.

Однако, анализ действующего законодательства с учетом этих критериев свидетельствует о его невысокой эффективности.

Нельзя не обратить внимание на гарантированное ст. 41 Конституции Российской Федерации [1] право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которую оказывают бесплатно.

Под государственной охраной здоровья должно понимать совокупность мер политического, правового, экономического и медицинского характера, направленных на охрану и поддержание физического и психического здоровья граждан, а также меры поддержки в случае утраты здоровья. Несмотря на интенсивное развитие законодательства о здравоохранении, в сфере правовой охраны здоровья и медицинской помощи можно также выделить ряд проблем. Основной будет являться отсутствие полноценной правовой концепции развития медицинской отрасли. Вариант её решения состоит в дальнейшем совершенствовании нормативно-правовых актов, в области медицинской помощи и охраны здоровья, например, принятие нового федерального закона «О здравоохранении Российской Федерации» в котором будут содержатся положения, регулирующие такие аспекты, как:

  1. нехватка квалифицированных кадров;
  2. дефицит финансирования;
  3. нерациональное использование средств;
  4. износ помещений, медицинской техники и оборудования.

Также, необходимо рассмотреть вариант федерального закона о защите прав пациентов.

Обобщая всё вышесказанное, необходимо отметить, что в Российской Федерации существует значительное количество проблем в сфере реализации конституционных норм о социальной защите граждан. Прямое действие Конституции Российской Федерации означает, что её нормы должны применяться непосредственно и не требуют наличия специального нормативного акта. Однако, в связи с тем, что формулировки конституционных норм, как правило, являются слишком общими, большинство ее норм о социальных правах не может иметь прямое действие. В отдельных случаях конституционная норма устанавливает необходимость принятия федерального закона по определенным видам правоотношений.

Резюмируя проведенную работу, позволю себе сформулировать некоторые предложения по совершенствованию законодательства в области соцзащиты:

  1. положения о защите прав граждан на социальное обеспечение разбросаны в десятках международных и национальных нормативно-правовых актов. Требуется разработка основополагающего акта (например, “Основы законодательства о пенсионном обеспечении”), который бы содержал все основные принципы осуществления конституционных гарантий прав граждан на социальную защиту и положения, регулирующие непосредственно деятельность органов в этой сфере;
  2. для поддержки защиты материнства необходимо создать семейный капитал. Он может содержаться (в качестве гарантии финансового характера) в банке;
  3. необходимо закрепление вопросов ответственности пенсионных и страховых фондов, за не соответствующие действующему законодательству действия, а также действия, ведущие к необоснованному уменьшению размера пенсии, например, в основополагающем акте: “Основы законодательства о пенсионном обеспечении”;
  4. необходимо разработать реальные критерии оценки эффективности социальной политики государства. Минимальный размер пенсий, пособий, минимальная стипендия должны быть не ниже прожиточного минимума.
  1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. (ред. от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // СЗ РФ,2015;
  2. “Семейный кодекс Российской Федерации” от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 30.12.2015);
  3. “Уголовный кодекс Российской Федерации” от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 30.12.2015).
  4. Вялков А.И. Современные проблемы страховой деятельности населения Российской Федерации / Пенсия, 2012, № 16;
  5. Кокорев Р.А, Трухачев С.А. Негосударственные пенсионные фонды в России: текущее состояние, проблемы и пути развития / Информационно-аналитический бюллетень Фонда “Бюро экономического анализа”, 2014, № 62;
  6. Лепихов М.И. Право и социальная защита населения (социальное право) — М: ИНФРА-М, 2012.
Читать еще:  Как узнать подробнее о губернаторском капитале?

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ правового кейса по праву социального обеспечения

Как организовать дистанционное обучение во время карантина?

Помогает проект «Инфоурок»

АЛГОРИТМ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

Определите вид правоотношений между сторонами

( материальные правоотношения: возникающие по поводу выплаты назначенных пенсий, пособий, компенсаций, страховых выплат и оказанию социальных услуг и медицинской помощи (пенсионные правоотношения (правоотношения по выплате пенсий по старости, по инвалидности, по потере кормильца, пенсий за выслугу лет); правоотношения по выплате пособий и социальных компенсаций (по выплате пособий по временной нетрудоспособности, по выплате пособия по беременности и родам, по выплате пособия по безработице, по выплате пособия на погребение и другие); правоотношения по социальному обеспечению граждан, пострадавших на производстве, и их семей (по поводу выплаты единовременной и ежемесячной страховой выплаты, а также возмещения дополнительных расходов, связанных с реабилитацией пострадавшего); правоотношения по социальному обслуживанию (правоотношения по содержанию нетрудоспособных в социальных учреждениях, по оказанию услуг в полустационарных условиях, по социально-бытовому обслуживанию одиноких нетрудоспособных граждан на дому социальными работниками.); правоотношения по оказанию медицинской помощи и лечению (услуги по медицинскому обслуживанию, оказание лекарственной помощи, услуги по санаторно-курортному лечению );

процедурные правоотношения, предполагают установление юридических фактов для возникновения права на определенный вид социального обеспечения и назначение или отказ в назначении социального обеспечения;

процессуальные отношения, возникающие по поводу нарушенного права граждан на социальное обеспечение при оспаривании или обжаловании действий органа или должностного лица)

Определите предмет правового спора (правоотношений).

(трудовая пенсия, страховая пенсия, пенсия по старости, пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца, пенсия за выслугу лет, пособие по временной нетрудоспособности, пособие по беременности и родам, пособие по безработице, единовременное пособие при рождении ребёнка, ежемесячное пособие на ребёнка, единовременное пособие на погребение, медицинское обслуживание и лечение , экспертиза временной нетрудоспособности, установление причин и группы инвалидности, социальное обслуживание на дому, содержание детей в детских дошкольных учреждениях, содержание престарелых и инвалидов – в домах-интернатах, содержание лиц, не имеющих места жительства – в домах ночного пребывания и т.д)

Определите субъектов правоотношений.

( Физическое лицо , гражданин какого государства, возраст, дата рождения, наличие/отсутствие/ограничение дееспособности, количество детей, стаж, родственные связи. Например: Иванов Иван Иванович, гражданин Российской Федерации, 55 лет, 08.03.1961 года рождения, ограничен судом в дееспособности, отец пятерых детей, страховой стаж 20 лет, супруг гражданки Ивановой Марии Петровны;

Государство (субъект, муниципальное образование), через какие уполномоченные органы выступает. Например: Российская Федерация, через Министерство труда и социального развития Российской Федерации;

Юридическое лицо , кем является в данном правоотношении, правовой статус. Например: ООО «Горпромсклад», работодатель гражданина Иванова Ивана Ивановича, сторона обязанная выплатить пособие по временной нетрудоспособности и т.д)

Определите объекты правоотношений.

(назначение пенсии, пособия, льготы, право на получение пенсии, право на назначение пособия)

Укажите правовое регулирование данных отношений.

(статья 7, 15, 37 Конституции РФ, абзац 2 подпункта 3 пункта 5 статьи 38 Федерального закон от 27 июля 2010 г «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг», Инструкция о порядке введения индивидуального (персонифицированного) учѐта сведений о застрахованных лицах. Утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г)

Напишите содержание решения правовой задачи.

Сделайте итоговый вывод.

ПРИМЕРНЫЙ ОБРАЗЕЦ РЕШЕНИЯ ЗАДАЧИ:

В январе 2007 г. за назначением пенсии обратился гражданин России, супруг гражданки Фёдоровой, отец двух детей Федоров, 11.04.1950 года рождения, проработавший на различных должностях федеральной государственной службы 20 лет. Среднемесячный заработок по последней должности составил 45 тыс. руб., а величина расчетного пенсионного капитала, определенного путем конвертации его пенсионных прав, — 152 тыс. руб.

Какие виды пенсий могут быть назначены Федорову и в каком размере?

Вид правоотношений между сторонами: материальные (назначение пенсии), процедурные (установление размера пенсии).

Предмет правового спора: пенсия по государственному пенсионному обеспечению

Субъекты правоотношений: Фёдоров, гражданин Российской Федерации, 60 лет, 11.04.1950 года рождения, полностью дееспособный, отец двух детей, страховой стаж 20 лет, супруг гражданки Фёдоровой, работавший на должностях федеральной государственной службы.

Объекты правоотношений: 1. Право на пенсионное обеспечение 2. Назначение пенсии. 3. Размер пенсии.

Правовое регулирование: Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”, Федеральный закон от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях”, Федеральный закон от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации”

В соответствии с пп.2 п.1 статьи 6Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”Федорову будет назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет и в соответствии с пп.4 п.2 статьи 18Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ “О страховых пенсиях” страховая пенсия по старости.

В соответствии со статьей 4 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”право на пенсию по ГПО имеют

1) федеральные государственные служащие;

3) участники Великой Отечественной войны;

4) граждане, пострадавшие в результате радиационных или техногенных катастроф;

5) нетрудоспособные граждане.

В соответствии со статьей 3Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ “О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации”виды пенсий по ГПО

– пенсия за выслугу лет – устанавливается 1 и 2;

– пенсия по старости – 4;

– пенсия по инвалидности – 2,3 и 4;

– социальная пенсия – 5.

В соответствии с аб.5 п.2 статьи 2 Федерального закона от 27.07.2004 N 79-ФЗ “О государственной гражданской службе Российской Федерации” федеральные государственные служащие – граждане, замещавшие должности федеральной государственной службы и государственные должности федеральных государственных служащих, определенные ФЗ “Об основах государственной службы Российской Федерации” (высшие, главные, ведущие и т.д.);

Условия назначения пенсий за выслугу лет:

– наличие стажа госслужбы не менее 15 лет при увольнении по следующим основаниям:

1) – ликвидации органов государственной власти, – по сокращению штата

2) при прекращении полномочий лицами, чью деятельность госслужащий обеспечивал

3) достижение предельного возраста (60 лет, можно продлить, но не более 65),

4) несоответствие замещаемой должности вследствие состояния здоровья

5) увольнению по собственному желанию в связи с выходом на госпенсию.

Граждане, уволенные по основаниям 2 – 5 пункта имеют право на пенсию, если они замещали должности не менее 12 полных месяцев непосредственно перед увольнением.

Пенсия устанавливается к трудовой пенсии по старости и выплачивается одновременно с ней.

Пенсия не выплачивается в период нахождения на государственной службе, дающей право на эту пенсию.

Пенсия служащим субъектов РФ и муниципальным – за счет средств субъектов и ОМС и регламентируется принятыми ими актами.

– при стаже госслужбы не менее 15 лет:

– в размере 45 процентов среднемесячного заработка

– за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости (инвалидности),

– при стаже сверх 15 лет пенсия увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка, но общая сумма пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка.

Стаж государственной службы – суммарная продолжительность периодов осуществления государственной службы и иной деятельности

Включаются периоды службы в должностях федеральной государственной службы, государственных должностях федеральных государственных служащих и других должностях.

Исчисление размер пенсии исчисляется из среднемесячного заработка за последние 12 полных месяцев предшествующих дню ее прекращения либо дню достижения ими возраста, дающего право на трудовую пенсию.

Индексируются при увеличении денежного содержания госслужащих на индекс его увеличения.

7. Вывод: Федорову будет назначена пенсия по государственному пенсионному обеспечению за выслугу лет и трудовая пенсия по старости. Размер пенсии будет 33 750 рублей: 45 процентов среднемесячного заработка,за вычетом базовой и страховой частей трудовой пенсии по старости, при этом пенсия увеличивается на 3 процента среднемесячного заработка, но общая сумма пенсии не может превышать 75 процентов среднемесячного заработка.

Решение проблемы по праву социального обеспечения

В статье анализируются различные особенности спроса на городской общественный транспорт на момент, непосредственно предшествовавший монетизации льгот, на основе обследования населения, проведенного в 2004 году в Санкт-Петербурге. Это исследование позволило выделить несколько групп населения и описать каждую из них в терминах эластичности спроса на тот или иной вид транспорта по доходу. Кроме традиционных видов городского транспорта – трамваев, троллейбусов, автобусов и метро – были изучены городские маршрутки как коммерческий, но более «комфортный» и быстрый вид транспорта. Результаты, полученные в ходе исследования, позволили проверить различные гипотезы о реакции спроса на изменения в организации общественного транспорта и методов его государственного регулирования.

В статье рассматривается актуальное состояние правового регулирование медицинской деятельности в Российской Федерации после принятия нового ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в РФ» в связи с необходимостью создания эффективного механизма уголовно-правовой охраны жизни и здоровья граждан при оказании медицинских услуг. Профессиональная медицинская деятельность анализируется в качестве одного из видов экономической деятельности, удовлетворяющей специфические потребности населения и являющейся незаменимой в вопросах поддержания здоровья в современном мире.

Автором указывается на необходимость предметного понимания медицинской практики и закрепления его в законодательстве, что должно помочь в дальнейшем осмыслении проблематики медицинского права в его связи с уголовным правом и преодолению ряда практических проблем. В статье рассматривается зарубежный (французский и американский опыт) правового регулирования и уголовно-правовой охраны медицинской деятельности, анализируется практика применения уголовного закона в России и за рубежом. По результатам исследования делается вывод о существующей потребности в выработке новых подходов к обозначенной проблеме.

Читать еще:  Что мне делать, если туристическая компания аннулировала заявку?

В книге на основе данных социологических исследований раскрываются характеристики современного российского общества (проблемы цивилизационного выбора, динамики социальной структуры и т.д.), а также анализируются перспективы отечественной социологии

Статья посвящена анализу изменений административной и правовой систем Уэльса после завоевания английской короной.

Современный мир – мир глобальный, в котором все традиционные сферы человеческой жизнедеятельности приобретают новые свойства. При этом остаются неизменными их состав, структура общественной системы. Неизменной остается и природа человеческих мотивов, устремлений и посиков. Всем этим вопросам посвящена данная книга, адресованная преподавателям истории и обществознания в старших классах, а так же всем, кто хочет понять, какие возможности и опасности для человека таит в себе новый глобальный мир.

В публикации рассматриваются проблемы соотношения права и нравственности.

В книге продолжается обсуждение возможных развилок и вариантов российской социальной политики. Большое внимание уделено в книге проблематике бедности, среднего класса, пенсионной реформы и т.д.

В настоящей статье дается уголовно-правовая оценка такому злоупотреблению, как подделка протоколов общих собраний собственников жилых помещений в многоквартирных домах, а также их противоправному использованию. Данные правонарушения нередко встречаются в сфере жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ), посягая на полноценное функционирование товариществ собственников жилья (ТСЖ), жилищных (жилищно-строительных) кооперативов (ЖК), права и законные интересы рядовых собственников жилья и основы государственного регулирования в данной области.

По мнению автора, указанные деяния могут и должны стать предметом доследственной проверки, проводимой в рамках, предусмотренных ст. 144 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации.

В работе отмечено отсутствие легального определения термина «официальный документ» применительно к уголовно-правовой сфере, что создает сложности при квалификации преступлений по рассматриваемому составу. Также приводятся сведения о практическом применении ст. 327 УК РФ применительно к подделке и использованию подложных протоколов общих собраний.

В итоговой части делается заключение о назревшей необходимости формирования единого подхода к вопросам уголовно-правовой квалификации преступлений исследуемого состава, достигаемого, в первую очередь, путем нормативного закрепления единых формулировок.

В сборнике представлены материалы, подготовленные к Третьей международной научно- практической конференции «Тенденции развития государства, права и политики в России и мире» (Калуга, 30 апреля 2010 года).

Для специалистов в области права, преподавателей, аспирантов, студентов высших учебных заведений юридического профиля, для всех, кто интересуется проблемами юридической науки.

Решение проблемы по праву социального обеспечения

Библиографическая ссылка на статью:
Кудряшова Е.А. Некоторые проблемы реализации пожилыми гражданами конституционного права на социальное обеспечение в Российской Федерации // Гуманитарные научные исследования. 2017. № 11 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2017/11/24517 (дата обращения: 27.03.2019).

В самом общем смысле социальное обеспечение, которое осуществляется социальным государством, которым в соответствии с Конституцией Российской Федерации [1] является и Россия, состоит в предоставлении лицам, не способным по каким-либо причинам самостоятельно обеспечивать себя необходимыми средствами для удовлетворения необходимых жизненных потребностей в связи с отсутствием возможности трудоустроиться или в связи со снижением способности к труду по возрасту или состоянию здоровья.

Конституция РФ в статье 39 гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом, а также установление законодательством государственных пенсий и социальных пособий.

Указанное конституционное положение задает тон всему действующему социальному законодательству, закладывает фундамент для строительства всей отрасли права социального обеспечения. Закрепление такого положения не только дает основу для развития права социального обеспечения, но и устанавливает определенные рамки, препятствующие нарушению прав граждан. Свидетельством сказанного могут быть многочисленные решения Конституционного Суда РФ о несоответствии Конституции отдельных принципиально важных норм социального законодательства [2, с. 133].

Социальное обеспечение обусловлено происходящими демографическими процессами (рождение детей, старение, смерть и т.д.) [3, с. 59]. Сегодня процесс старения населения стало одной из самых серьезных и актуальных проблем для подавляющего большинства европейских стран, в том числе и для Российской Федерации. Одним из направлений поддержки пожилых граждан в области социального обеспечения и компенсации возможных ограничений их финансового обеспечения, физического состояния и резкого сокращения числа социальных контактов, является предоставление пожилым людям конституционных гарантий социальной защиты.

Необходимость усиленной правовой защиты пожилых людей во многом обусловлена также существованием дискриминации по возрастному признаку. Феномен такой дискриминации достаточно опасен, поскольку международное законодательство (например, Международный пакт о гражданских и политических правах [4], Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах [5] и др.) не рассматривает возраст в качестве основания для дискриминации, когда как на практике в России и за рубежом распространены случаи дискриминации по возрасту, в частности, в трудовых правоотношениях.

И именно в связи с этим становится наиболее актуальным развитие права социального обеспечения, устанавливающего социальные гарантии для людей пожилого возраста.

Конституционное законодательство, закрепляя основополагающие права и свободы человека и гражданина, устанавливает принципы их реализации и защиты – основополагающим является не столько закрепление в нормативных актах декларативных норм, сколько установление реального действующего механизма их реализации.

Механизм реализации конституционного права на социальное обеспечение в самом общем виде представляет собой систему средств, которые обеспечивают необходимые условия нуждающимся гражданам в установленных законом случаях. К элементам указанного механизма относятся не только названные конституционные нормы, но и нормы отраслевого законодательства, правомерная деятельность субъектов, гарантии процедуры, ответственность, контроль, политика. При этом главной целью функционирования этого механизма является защита субъективного права человека и гражданина на получение социального обеспечения.

Блага социального обеспечения предоставляются в различных формах и видах. К ним относятся денежные выплаты (пенсии по старости, инвалидности, за выслугу лет пособия по временной нетрудоспособности), услуги организаций по реабилитации, услуги по содержанию в домах-интернатах, домах престарелых, а также иные льготы и гарантии – как-то трудовые, жилищные, социальные, а также предоставление предметов потребления, социального жилья.

Пенсионное обеспечение в праве социального обеспечения занимает особое место, оно состоит из комплекса правоотношений, нацеленных не только на получение соответствующих выплат (конечная цель пенсионных правоотношений), но и на получение права на эти выплаты. Природа права на пенсию такова, что она не предоставляется безвозмездно, для того чтобы иметь право на ее получение, гражданин должен делать социальные взносы (пенсионное страхование), чтобы в случае социального риска была возможность реализовать это право [6, с. 47].

Решение вопроса развития других элементов механизма реализации тесно связано с необходимостью реформирования экономики в сфере социального обслуживания населения и вообще в социальной сфере, в том числе с необходимостью развития сектора негосударственных организаций в сфере оказания социальных услуг, в том числе путем преобразования большинства государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, оказывающих услуги пожилым и инвалидам, в некоммерческие организации и создания механизма привлечения их на конкурсной основе к выполнению государственного заказа по оказанию социальных услуг.

Указанный подход позволил бы решить проблемы финансирования социального обеспечения, существующие в настоящее время в России, поскольку сегодня в соответствии с действующим законодательством характеристика обеспечения как «социального» предполагает финансирование только за счет государственных средств (бюджетов различных уровней и внебюджетных социальных фондов).

В связи с этим в литературе одним из самых перспективных в развитии реализации права на социальное обеспечение является внедрение и развитие института социального предпринимательства, как универсального механизма решения социальных проблем, который является альтернативным государственному, но не заменяющим полностью существующую государственную систему социальной защиты населения.

В последние годы на передний план остро выходят вопросы о порядке оказания услуг в социальной сфере и их качестве, о расширении как хозяйственной, так и финансовой автономии организаций, оказывающих такие услуги, и коррелирующем сокращении расходов соответствующих бюджетов. Задача государственного управления здесь двоякая. С одной стороны, необходимо создать благоприятные условия для развития сферы услуг, устранив регулятивные и правореализационные препятствия. С другой стороны, важно обеспечить не только наличие, но и соответствующее качество услуг – качество, отвечающее современным потребностям граждан [7].

Основополагающим концептуальным направлением социальной политики в современной России является изменение экономики в сфере социального обслуживания населения, в том числе за счет развития сектора неправительственных некоммерческих организаций. Указанные изменения могут быть совершены посредством в том числе возможности преобразования государственных и муниципальных учреждений системы социальной защиты, в некоммерческие организации и дальнейшее развитие конкурсной основы привлечения некоммерческих организаций к оказанию социальных услуг.

Одним из условных катализаторов развития такого социального предпринимательства может стать обеспечение равенства условий налогообложения поставщиков социальных услуг различных организационно-правовых форм, а также сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций. При этом важно обеспечение прозрачности и конкуренции системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению, а также содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, распространению волонтерства.

Все рассмотренные особенности конституционно-правового регулирования социальной защиты и особенности реализации конституционного права пожилых граждан на социальное обеспечение позволяют сделать вывод о том, что Конституция заложила ту основу развития социального государства. Реализация государством социальной политики, в том числе программы по поддержке негосударственных некоммерческих организаций, а также принятие мер по сокращению административных барьеров, введению налоговых льгот для организаций, оказывающих населению социальные услуги, позволит задать тон развитию права социального обеспечения, качественным образом улучшить состояние указанной отрасли.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector