Решение об отмене реорганизации путем присоединения
Garant-agency.ru

Юридический портал

Решение об отмене реорганизации путем присоединения

Реорганизация путем присоединения

Реорганизация в форме присоединения в условиях повышения эффективности производства и общей глобализации сфер экономической деятельности позволяет объединить совместные усилия двух или более юридических лиц для дальнейшей работы в рамках более крупной организационно-правовой структуры.

В процессе присоединения происходит ликвидация существующего предприятия с одновременной полным переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу. Эта процедура подразумевает полное правопреемство и сопровождается передачей:

  1. Имущественных ценностей и денежных ресурсов фирмы.
  2. Дебиторской и кредиторской задолженности организации.

В процессе присоединения кадровый персонал присоединяемого юридического лица также может полностью или частично перейти в новую организацию.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Реорганизация путем присоединения начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. В зависимости от правового статуса предприятия, такое юридически значимее решение оформляется следующим образом:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – в форме решения общего собрания учредителей или единственного участника.
  2. Для акционерных обществ – в форме решения акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – в форме решения органа исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – путем вынесения решения органов местной власти.

Данное решение обязательно должно содержать условия присоединения – порядок передачи прав и обязанностей, имущества и финансовых активов; порядок выполнения обязательных этапов и мероприятий; порядок утверждения передаточного акта; перечень ответственных лиц.

Утвержденное решение является основанием для уведомления налогового органа о начале процедуры присоединения.

Сокращение при реорганизации в форме присоединения

При реорганизации в форме присоединения сокращение штатных единиц допускается только в случае надлежащего уведомления сотрудников. Такое уведомление вручается каждому работнику лично под роспись не позднее двух месяцев до даты присоединения.

Что делать, если сотрудник не согласен на переход в новую организацию? У персонала есть право согласиться с новыми условиями труда или новой должностью (если подобное условие предусмотрено условиями присоединения).

В случае несогласия уведомленного работника с новыми условиями трудовой деятельности, либо при отсутствии вакантных должностей для трудоустройства, сотрудники подлежат увольнению по инициативе руководства компании по сокращению.

Приказ о реорганизации путем присоединения

Юридическим основанием для проведения организационно-штатных мероприятий с трудовым персоналом компании будет являться приказ о реорганизации путем присоединения. Данный приказ издается после утверждения решения о начале процедуры и должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Установление сроков проведения всех кадровых мероприятий (уведомления сотрудников, перевод их в новую фирму, увольнение по сокращению и т.д.).
  2. Порядок и формы выплаты работникам выходных пособий и расчета по заработной плате.

Приказ о реорганизации является главным кадровым документов для проведения организационно-штатных мероприятий с работниками предприятия. Об ознакомлении с условиями приказа каждый работник должен поставить личную подпись.

Перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения

В случае согласия на работу в новых условиях, осуществляется перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения. Мероприятия по переводу персонала осуществляет кадровая служба предприятия в строгом соответствии с требованиями законодательства и условиями приказа руководителя.

В случае сохранения в полном объеме должностных обязанностей и иных существенных условий трудового соглашения, он подлежит изменению с указание новой организации – работодателя.

Если у сотрудника меняются условия работы, в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения.

О переходе каждого конкретного работника в штат нового предприятия издается приказ, а в трудовую книжку вноситься запись о переводе.

Срок реорганизации в форме присоединения

Срок реорганизации в форме присоединения включается в себя не только время на совершение регистрационных действий в инспекции ФНС, но и двухмесячный период, предусмотренный на публикацию извещений о присоединении в «Вестнике государственной регистрации».

Общий срок реорганизации в форме присоединения составляет примерно три месяца.

Отмена реорганизации в форме присоединения

Даже в случае выполнения большинства мероприятий по присоединению юридического лица к новой организации у инициаторов этой процедуры всегда есть возможность отменить дальнейшие действия. Отмена реорганизации в форме присоединения осуществляется теми же структурами, которые принимали решение о реорганизации:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – общее собрание учредителей или единственный участник.
  2. Для акционерных обществ – общее собрание акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – орган исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – органы местной власти.

Решение об отмене реорганизации может быть вынесено в любой момент, вплоть до внесения сведений в ЕГРЮЛ, и подлежит направлению в налоговый орган.

Процедура реорганизации в форме присоединения

Процедура реорганизации в форме присоединения предусматривает выполнение ряда обязательных мероприятий, предусмотренных законом:

  1. Утверждение решения о начале реорганизации в форме присоединения.
  2. Направление в инспекцию ФНС уведомления об инициировании процедуры.
  3. Две публикации извещений в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Утверждение передаточного акта организации.
  5. Направление в инспекцию Федеральной налоговой службы заявления о проведении государственной регистрации по итогам реорганизации.

Нарушения, допущенные при проведении хотя бы одного из указанных этапов, влечет недействительность всей процедуры реорганизации. Несоблюдение сроков процессуальных мероприятий, порядка опубликования извещений и заполнения форм документов также повлечет отказ регистрирующего органа.

Увольнение руководителя

Так как процедура присоединения подразумевает фактическое существования юридического лица, у собственников компании есть право расторгнуть контракт с руководителем. Трудовое законодательство допускает такую возможность при одновременном соблюдении трудовых прав руководителя.

Увольнение руководителя при реорганизации в форме присоединения оформляется решением собственников предприятия, которое, как правило, совпадает с решением о начале процедуры реорганизации.

В данном процессуальном решении предусматривается дата прекращения контракта с директором, а также определяются условия выплаты ему выходного пособия.

На практике, наиболее часто подобным правом пользуется собственник образовательных учреждений, увольняя неугодного директора школы в процессе присоединения.

Сколько длится реорганизация в форме присоединения

На вопрос, сколько длится реорганизация в форме присоединения, можно дать только приблизительный ответ – в пределах трех месяцев. В данный срок входит время на подготовку документов, принятие и оформление решения о реорганизации, уведомление налогового органа, публикацию извещений о присоединении, регистрационные действия инспекции ФНС.

Сократить сроки подготовки форм документов, а также обеспечить тщательное соблюдение требований законодательства на каждой стадии процедуры реорганизации, помогут квалифицированные специалисты юридической или консалтинговой компании.

Опытные юристы возьмут на себя подготовку всего комплекта документов и представят интересы клиента в налоговой инспекции на каждом этапе процесса. Услуга «реорганизация в форме присоединения под ключ» предоставит клиенту юридической компании полноценное правовое сопровождение и обеспечит необходимый результат в кратчайшие сроки.

Передаточный акт при реорганизации в форме присоединения

Одним из самых важных документов при осуществлении данной процедуры является передаточный акт при реорганизации в форме присоединения. Подобный способ реорганизации подразумевает переход в полном объеме всех прав и обязанностей присоединяемой компании в форме правопреемства.

Передаточный акт составляется на дату принятие решения о реорганизации и включает следующую информацию:

  1. Полный перечень имущественных активов юридического лица.
  2. Подробный состав финансовых активов организации.
  3. Перечень требований кредиторской задолженности, в том числе финансовые обязательства, по которым не наступил срок исполнения.
  4. Список и формы дебиторской задолженности.

Передаточный акт составляется путем участия представителей обеих организаций, после чего он подлежит утверждению собственниками предприятия. Утвержденный передаточный акт представляется в налоговый орган в составе документов на государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения.

По перечню задач, которые позволяет решить реорганизация в форме присоединения, эта процедура является одной из самых востребованных среди юридических лиц любой организационной правовой формы.

Строгое соблюдение сроков и порядка оформления документов позволит завершить присоединение в точном соответствии с целями, которые преследовали собственники предприятия на стадии принятия решения о реорганизации.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Прекращение процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о том, что общество находится в процессе реорганизации

11. Прекращение процедуры реорганизации по инициативе общества после внесения в ЕГРЮЛ регистрирующим органом записи о том, что общество находится в процессе реорганизации

Основные применимые нормы:

— п. 1 ст. 60 ГК РФ;

— п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Федеральный закон от 08.08.2001 N 129-ФЗ);

— Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств» (далее — Приказ ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@);

— письмо ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64@ «По вопросу внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о нахождении юридического лица в процессе реорганизации» (далее — письмо ФНС России от 25.01.2009 N МН-22-6/64@).

После принятия решения о реорганизации общество в течение трех рабочих дней направляет в регистрирующий орган уведомление о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

До вступления в силу (04.07.2013) Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ рекомендуемая форма уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003) была предусмотрена письмом ФНС России от 25.01.2009 N МН-22-6/64@.

Указанным Приказом утверждено «Уведомление о начале процедуры реорганизации» (форма N Р12003). Следует отметить, что эта форма уведомления также представляется, если обществом осуществляется смешанная реорганизация: разделение (выделение) с одновременным присоединением (слиянием). Ранее такие случаи не были предусмотрены формой, рекомендованной письмом ФНС России.

На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ).

Читать еще:  Как доказать неправильный расчет алиментов у приставов?

Обращаем внимание, что в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 28.06.2013 N 134-ФЗ в ст. 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ, внесение в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, а также иных записей в связи с реорганизацией юридических лиц не допускается, если в реорганизации участвует юридическое лицо, в отношении которого принято решение о его ликвидации.

На практике возникают ситуации, когда после внесения записи в ЕГРЮЛ у общества возникает необходимость по тем или иным причинам принять решение о прекращении процедуры реорганизации (об отмене ранее принятого решения о реорганизации).

До вступления в силу Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (04.07.2013) применялась рекомендованная ФНС России форма уведомления регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. Она не предусматривала такую причину представления уведомления, как принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации. В связи с этим возникали вопросы о возможности внесения в ЕГРЮЛ этих сведений.

С 04.07.2013 формой уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N 12003), утвержденной указанным Приказом, данное основание установлено в п. 1. Вместе с уведомлением в регистрирующий орган должно быть представлено и решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 1 уведомления).

Таким образом, с 04.07.2013 регистрирующий орган не вправе отказывать во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении процедуры реорганизации общества.

11.1. Вывод из судебной практики: Отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ сведений о прекращении начатой процедуры реорганизации общества на основании того, что отсутствует законодательное регулирование порядка внесения соответствующих сведений, признается неправомерным (актуально до 30.06.2013).

Обращаем внимание, что до вступления в силу Приказа ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ (04.07.2013) применялась рекомендованная ФНС России форма уведомления регистрирующего органа о начале процедуры реорганизации. Она не предусматривала такую причину представления уведомления, как принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации. В связи с этим возникали вопросы о возможности внесения в ЕГРЮЛ этих сведений.

С 04.07.2013 формой уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N 12003), утвержденной указанным Приказом, данное основание установлено в п. 1. Вместе с уведомлением в регистрирующий орган должно быть представлено и решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) (п. 1 уведомления).

Постановление ФАС Московского округа от 17.12.2012 по делу N А40-50411/12-152-164

«…ООО «СУ-189 «Инжиниринг» обратилось в Арбитражный суд города Москвы с уточненным в порядке ст. 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявлением о признании недействительным отказа Межрайонной ИФНС России N 46 по г. Москве от 19.03.2012 г. N 05-18/029250, выразившегося в невнесении в ЕГРЮЛ записи, касающейся статуса ООО «СУ-189 «Инжиниринг», и обязании МИФНС N 46 по г. Москве исключить запись из ЕГРЮЛ о том, что ООО «СУ-189 «Инжиниринг» находится в процессе реорганизации в форме присоединения и включить запись в ЕГРЮЛ о том, что ООО «СУ-189 «Инжиниринг» является действующим юридическим лицом.

Как установлено судами и подтверждается материалами дела, 07.11.2011 г. в Межрайонную инспекцию ФНС N 46 по г. Москве обществом подано заявление об отмене процедуры реорганизации в форме присоединения, изменении в ЕГРЮЛ в положение «Сведения о состоянии юридического лица» статуса «Юридическое лицо находится в процессе реорганизации в форме присоединения» на статус «Действующее» (исх. N 08/СУ189 от 07.11.2011 г.).

К данному заявлению было приложено Решение единственного участника общества N 4 от 07.11.2011 г. о прекращении процесса реорганизации в форме присоединения к ООО «СУ-189 «Инжиниринг» следующих юридических лиц: ООО «АКТ», ООО «КСТ-1, ООО Фирма «КАН-Л».

Письмом от 19.03.2012 г. исх. N 05-18/029250 МИФНС России N 46 по г. Москве отказала в удовлетворении указанного заявления.

При этом отказ был обоснован отсутствием законодательного регулирования процедуры приостановления процесса государственной регистрации юридического лица, при предоставлении в регистрирующий орган соответствующих документов, а также процедуры отмены регистрирующим органом решений о государственной регистрации юридических лиц, в том числе признания регистрационных записей в ЕГРЮЛ недействительными в административном порядке.

Указанные обстоятельства послужили основанием для обращения общества в арбитражный суд с заявлением по настоящему делу.

В соответствии с пп. «а» п. 1 ст. 23 Федерального закона от 08.08.2001 г. N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон о регистрации) отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных Законом о регистрации необходимых для государственной регистрации документов.

В соответствии с ч. 2 ст. 49 Гражданского кодекса Российской Федерации юридическое лицо может быть ограниченно в правах лишь в случае и порядке, предусмотренном законом. Решение об ограничении прав может быть обжаловано юридическим лицом в суд.

Регистрирующий орган в установленный срок не осуществил государственную регистрацию на основании представленного обществом заявления, сославшись при этом на отсутствие в действующем законодательстве РФ о государственной регистрации юридических лиц правового регулирования процедуры прекращения процесса реорганизации.

В соответствии с ч. 1 ст. 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица (слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование) может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

На основании п. 1 ст. 13.1 Закона о регистрации юридическое лицо в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации обязано в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры его реорганизации, в том числе, о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации.

На основании такого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации.

Действующее законодательство не предусматривает, что начавшаяся реорганизация юридического лица носит необратимый характер и должна быть непременно завершена.

Согласно статье 4 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее по тексту — Закон о государственной регистрации) в Российской Федерации ведутся государственные реестры, содержащие соответственно сведения о создании, реорганизации и ликвидации юридических лиц, приобретении физическими лицами статуса индивидуального предпринимателя, прекращении физическими лицами деятельности в качестве индивидуальных предпринимателей, иные сведения о юридических лицах, об индивидуальных предпринимателях и соответствующие документы.

Кроме того, изменение сведений, содержащихся в конкретной записи государственного реестра, осуществляется путем внесения новой записи со ссылкой на изменяемую запись.

Действующее законодательство о государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей не предусматривает возможности восстановления предыдущих записей и исключение записей из реестра.

В силу статьи 182 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные акты по требованиям об обязании совершить определенные действия, должны быть исполнимыми.

Присоединение отменяется

Два юридических лица решили отменить ранее принятое решение о присоединении. Каким образом можно это осуществить? О порядке прекращения процедуры реорганизации рассказывают эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Надежда Верхова и Алексей Александров.

В 2009 году 2 юридических лица (ООО) начали процедуру реорганизации в форме присоединения – уведомили ИФНС, опубликовали соответствующие сообщения. В настоящее время они существуют обособленно, то есть процесс реорганизации приостановлен за ненадобностью. Как прекратить процедуру реорганизации?

В соответствии с п. 1 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (далее – ГК РФ) присоединение является одним из способов реорганизации юридического лица, осуществляемой по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.

Процедура реорганизации, согласно законодательству РФ, состоит из нескольких последовательных действий, в том числе связанных с представлением документов в регистрирующий орган для внесения записей в Единый государственный реестр юридических лиц (далее – ЕГРЮЛ).

Статья 13.1 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей” (далее – Закон N 129-ФЗ) возлагает на юридическое лицо обязанность в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о его реорганизации в письменной форме сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации, в том числе о форме реорганизации, с приложением решения о реорганизации. В случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц такое уведомление направляется юридическим лицом, последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации. На основании этого уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

В силу п. 5 ст. 16 Закона N 129-ФЗ реорганизация юридического лица в форме присоединения с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц считается завершенной.

До момента внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединяемого общества, оно и общество, к которому осуществляется присоединение, сохраняют свою правоспособность, которая для каждого из обществ в силу п. 3 ст. 49 ГК РФ прекращается лишь в момент внесения записи о прекращении деятельности присоединяемого общества в ЕГРЮЛ. Следовательно, до этого момента сохраняют свои полномочия органы юридического лица, действующие в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (п. 1 ст. 53 ГК РФ).

Решение о реорганизации в форме присоединения принимается общим собранием участников или единственным участником каждого общества (п. 2 ст. 53, ст. 39 Федерального закона от 08.02.1998 N 14-ФЗ “Об обществах с ограниченной ответственностью”, далее – Закон об ООО). Поэтому полагаем, что аналогичным образом общее собрание участников (единственный участник) каждого их обществ вправе принять решение и об отмене ранее принятого решения о присоединении, представив соответствующие сведения в регистрирующий орган.

Записи в ЕГРЮЛ вносятся на основании документов, представленных при государственной регистрации (п. 4 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), а заявления, уведомления или сообщения представляются в регистрирующий орган по форме, утвержденной ФНС России (п. 1.2 ст. 9 Закона N 129-ФЗ). Форма же уведомления или сообщения об отмене процедуры реорганизации, как и порядок ее рассмотрения, Федеральной налоговой службой не установлены (отметим, что приказом Федеральной налоговой службы от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@ утверждена новая форма Уведомления о начале процедуры реорганизации (форма N Р12003), в которой среди оснований подачи уведомления указано: принятие решения об отмене ранее принятого решения о реорганизации (решение об отмене решения о реорганизации юридического лица (юридических лиц) прилагается). Данный приказ вступает в силу со дня вступления в силу постановления Правительства РФ о признании утратившим силу Постановления N 439, но на сегодняшний день подобное постановление не принято). Поэтому на практике регистрирующие органы нередко отказывают во внесении записи в ЕГРЮЛ об отмене процесса реорганизации.

Читать еще:  Как можно вернуть переплаченные денежные средства за аренду техники?

Такой подход регистрирующих органов нельзя признать законным. Решение о реорганизации принимается учредителем (уполномоченным органом) юридического лица. Регистрирующий орган лишь фиксирует принятое решение путем внесения записи в ЕГРЮЛ. То же должно относиться и к любым решениям, принимаемым в ходе реорганизации. Соответственно, возможность отмены реорганизации не может быть поставлена в зависимость от усмотрения регистрирующего органа. Она становится фактом с момента принятия такого решения учредителем (уполномоченным органом) юридического лица. И с этого момента содержащиеся в ЕГРЮЛ сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе реорганизации, перестают быть достоверными. К тому же наличие в ЕГРЮЛ сведений о нахождении общества в стадии реорганизации непосредственно затрагивает его права, например, предоставляет кредиторам право требовать досрочного исполнения реорганизуемым обществом своих обязательств, а при невозможности их исполнения – прекращения обязательства и возмещения связанных с этим убытков (п. 5 ст. 51 Закона об ООО).

Отсутствие утвержденной формы сообщения или уведомления об отмене процедуры реорганизации не должно быть препятствием для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ. Более того, в силу п. 5 ст. 5 Закона N 129-ФЗ юридическое лицо в течение трех рабочих дней с момента изменения сведений о том, что оно находится в процессе реорганизации (пп. “т” п.1 ст. 5 Закона N 129-ФЗ), обязано сообщить об этом в регистрирующий орган по месту своего нахождения.

В судебной практике в большинстве случаев подтверждается вывод о возможности отмены реорганизации с внесением соответствующей записи в ЕГРЮЛ и, соответственно, о незаконности отказа или уклонения от внесения такой записи со стороны регистрирующего органа (смотрите, например, постановления ФАС Поволжского округа от 11.10.2010 по делу N А55-5733/2010, ФАС Московского округа от 05.07.2010 N КГ-А40/6705-10 по делу N А40-157840/09-139-1090, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10.06.2010 N 07АП-4060/10, Девятого арбитражного апелляционного суда от 15.11.2010 N 09АП-26953/2010, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 19АП-1201/11).

В отдельных случаях суды признают правомерным отказ регистрирующего органа во внесении в ЕГРЮЛ изменений в связи с отменой решения о реорганизации на том основании, что такая возможность не предусмотрена Законом N 129-ФЗ (смотрите, например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 21.09.2010 по делу N А75-3251/2010, Девятого арбитражного апелляционного суда от 25.04.2011 N 09АП-7929/11). В то же время из приведенных судебных актов не следует, что соответствующие изменения в принципе не могут быть внесены в ЕГРЮЛ (например, в последнем из приведенных постановлений указывается на то, что заявитель избрал неверный способ нарушенного, по его мнению, права).

Так как форма уведомления об отмене процедуры реорганизации и перечень документов, необходимых для внесения соответствующей записи в ЕГРЮЛ, законодательством не предусмотрены, полагаем, что в случае отмены ранее принятого решения о реорганизации целесообразно руководствоваться разъяснениями ФНС России о порядке, применяемом при отмене ранее принятого решения о ликвидации юридического лица (письмо ФНС России от 27.05.2005 N ЧД-6-09/439). В этом случае в регистрирующий орган следует представить от имени каждого из обществ:

– заявление о внесении в Единый государственный реестр юридических лиц изменений в сведения о юридическом лице, не связанных с внесением изменений в учредительные документы (форма N Р14001, утвержденная постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 N 439). Заметим, что ФНС России, в связи со вступлением в силу Федерального закона от 30.12.2008 N 312-ФЗ, рекомендовала до утверждения в установленном порядке новых форм соответствующих заявлений использовать форму заявления N Р14001, размещенную на официальном сайте налогового ведомства (п. 9 письма ФНС России от 25.06.2009 N МН-22-6/511@);

– заверенную копию решения об отмене решения о реорганизации юридического лица (как показывает судебная практика, в регистрирующий орган могут быть также представлены документы, подтверждающие расторжение договора о присоединении (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.01.2012 N 17АП-12350/11, Пятого арбитражного апелляционного суда от 23.05.2011 N 05АП-2180/11, Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28.03.2011 N 13АП-527/11)).

Указанные документы, по нашему мнению, могут являться основанием для изменения налоговым органом ранее внесенных в ЕГРЮЛ сведений о том, что общества находятся в процессе реорганизации.

Кроме того, полагаем, что с целью информирования кредиторов об отмене процедуры присоединения реорганизуемые общества вправе опубликовать соответствующую информацию в “Вестнике государственной регистрации” (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 01.03.2011 N КГ-А40/385-11, Восьмого арбитражного апелляционного суда от 28.06.2012 N 08АП-4318/12).

Реорганизация путем присоединения

Реорганизация в форме присоединения в условиях повышения эффективности производства и общей глобализации сфер экономической деятельности позволяет объединить совместные усилия двух или более юридических лиц для дальнейшей работы в рамках более крупной организационно-правовой структуры.

В процессе присоединения происходит ликвидация существующего предприятия с одновременной полным переходом прав и обязанностей другому юридическому лицу. Эта процедура подразумевает полное правопреемство и сопровождается передачей:

  1. Имущественных ценностей и денежных ресурсов фирмы.
  2. Дебиторской и кредиторской задолженности организации.

В процессе присоединения кадровый персонал присоединяемого юридического лица также может полностью или частично перейти в новую организацию.

3 способа получить бесплатную консультацию юриста 01

Задать вопрос юристу-консультанту в онлайн чате снизу справа

Заказать обратный звонок (кнопка снизу слева), вам перезвонит юрист через 10 минут

Реорганизация путем присоединения начинается с принятия решения о проведении указанной процедуры. В зависимости от правового статуса предприятия, такое юридически значимее решение оформляется следующим образом:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – в форме решения общего собрания учредителей или единственного участника.
  2. Для акционерных обществ – в форме решения акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – в форме решения органа исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – путем вынесения решения органов местной власти.

Данное решение обязательно должно содержать условия присоединения – порядок передачи прав и обязанностей, имущества и финансовых активов; порядок выполнения обязательных этапов и мероприятий; порядок утверждения передаточного акта; перечень ответственных лиц.

Утвержденное решение является основанием для уведомления налогового органа о начале процедуры присоединения.

Сокращение при реорганизации в форме присоединения

При реорганизации в форме присоединения сокращение штатных единиц допускается только в случае надлежащего уведомления сотрудников. Такое уведомление вручается каждому работнику лично под роспись не позднее двух месяцев до даты присоединения.

Что делать, если сотрудник не согласен на переход в новую организацию? У персонала есть право согласиться с новыми условиями труда или новой должностью (если подобное условие предусмотрено условиями присоединения).

В случае несогласия уведомленного работника с новыми условиями трудовой деятельности, либо при отсутствии вакантных должностей для трудоустройства, сотрудники подлежат увольнению по инициативе руководства компании по сокращению.

Приказ о реорганизации путем присоединения

Юридическим основанием для проведения организационно-штатных мероприятий с трудовым персоналом компании будет являться приказ о реорганизации путем присоединения. Данный приказ издается после утверждения решения о начале процедуры и должен содержать ряд обязательных условий:

  1. Установление сроков проведения всех кадровых мероприятий (уведомления сотрудников, перевод их в новую фирму, увольнение по сокращению и т.д.).
  2. Порядок и формы выплаты работникам выходных пособий и расчета по заработной плате.

Приказ о реорганизации является главным кадровым документов для проведения организационно-штатных мероприятий с работниками предприятия. Об ознакомлении с условиями приказа каждый работник должен поставить личную подпись.

Перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения

В случае согласия на работу в новых условиях, осуществляется перевод сотрудников при реорганизации в форме присоединения. Мероприятия по переводу персонала осуществляет кадровая служба предприятия в строгом соответствии с требованиями законодательства и условиями приказа руководителя.

В случае сохранения в полном объеме должностных обязанностей и иных существенных условий трудового соглашения, он подлежит изменению с указание новой организации – работодателя.

Если у сотрудника меняются условия работы, в его трудовой договор вносятся соответствующие изменения.

О переходе каждого конкретного работника в штат нового предприятия издается приказ, а в трудовую книжку вноситься запись о переводе.

Срок реорганизации в форме присоединения

Срок реорганизации в форме присоединения включается в себя не только время на совершение регистрационных действий в инспекции ФНС, но и двухмесячный период, предусмотренный на публикацию извещений о присоединении в «Вестнике государственной регистрации».

Общий срок реорганизации в форме присоединения составляет примерно три месяца.

Отмена реорганизации в форме присоединения

Даже в случае выполнения большинства мероприятий по присоединению юридического лица к новой организации у инициаторов этой процедуры всегда есть возможность отменить дальнейшие действия. Отмена реорганизации в форме присоединения осуществляется теми же структурами, которые принимали решение о реорганизации:

  1. Для обществ с ограниченной ответственностью – общее собрание учредителей или единственный участник.
  2. Для акционерных обществ – общее собрание акционеров.
  3. Для государственных бюджетных учреждений и предприятий – орган исполнительной власти государства или субъекта РФ.
  4. Для муниципальных учреждений или предприятий – органы местной власти.

Решение об отмене реорганизации может быть вынесено в любой момент, вплоть до внесения сведений в ЕГРЮЛ, и подлежит направлению в налоговый орган.

Читать еще:  Основания для отказа в поступлении на военную службу

Процедура реорганизации в форме присоединения

Процедура реорганизации в форме присоединения предусматривает выполнение ряда обязательных мероприятий, предусмотренных законом:

  1. Утверждение решения о начале реорганизации в форме присоединения.
  2. Направление в инспекцию ФНС уведомления об инициировании процедуры.
  3. Две публикации извещений в «Вестнике государственной регистрации».
  4. Утверждение передаточного акта организации.
  5. Направление в инспекцию Федеральной налоговой службы заявления о проведении государственной регистрации по итогам реорганизации.

Нарушения, допущенные при проведении хотя бы одного из указанных этапов, влечет недействительность всей процедуры реорганизации. Несоблюдение сроков процессуальных мероприятий, порядка опубликования извещений и заполнения форм документов также повлечет отказ регистрирующего органа.

Увольнение руководителя

Так как процедура присоединения подразумевает фактическое существования юридического лица, у собственников компании есть право расторгнуть контракт с руководителем. Трудовое законодательство допускает такую возможность при одновременном соблюдении трудовых прав руководителя.

Увольнение руководителя при реорганизации в форме присоединения оформляется решением собственников предприятия, которое, как правило, совпадает с решением о начале процедуры реорганизации.

В данном процессуальном решении предусматривается дата прекращения контракта с директором, а также определяются условия выплаты ему выходного пособия.

На практике, наиболее часто подобным правом пользуется собственник образовательных учреждений, увольняя неугодного директора школы в процессе присоединения.

Сколько длится реорганизация в форме присоединения

На вопрос, сколько длится реорганизация в форме присоединения, можно дать только приблизительный ответ – в пределах трех месяцев. В данный срок входит время на подготовку документов, принятие и оформление решения о реорганизации, уведомление налогового органа, публикацию извещений о присоединении, регистрационные действия инспекции ФНС.

Сократить сроки подготовки форм документов, а также обеспечить тщательное соблюдение требований законодательства на каждой стадии процедуры реорганизации, помогут квалифицированные специалисты юридической или консалтинговой компании.

Опытные юристы возьмут на себя подготовку всего комплекта документов и представят интересы клиента в налоговой инспекции на каждом этапе процесса. Услуга «реорганизация в форме присоединения под ключ» предоставит клиенту юридической компании полноценное правовое сопровождение и обеспечит необходимый результат в кратчайшие сроки.

Передаточный акт при реорганизации в форме присоединения

Одним из самых важных документов при осуществлении данной процедуры является передаточный акт при реорганизации в форме присоединения. Подобный способ реорганизации подразумевает переход в полном объеме всех прав и обязанностей присоединяемой компании в форме правопреемства.

Передаточный акт составляется на дату принятие решения о реорганизации и включает следующую информацию:

  1. Полный перечень имущественных активов юридического лица.
  2. Подробный состав финансовых активов организации.
  3. Перечень требований кредиторской задолженности, в том числе финансовые обязательства, по которым не наступил срок исполнения.
  4. Список и формы дебиторской задолженности.

Передаточный акт составляется путем участия представителей обеих организаций, после чего он подлежит утверждению собственниками предприятия. Утвержденный передаточный акт представляется в налоговый орган в составе документов на государственную регистрацию реорганизации в форме присоединения.

По перечню задач, которые позволяет решить реорганизация в форме присоединения, эта процедура является одной из самых востребованных среди юридических лиц любой организационной правовой формы.

Строгое соблюдение сроков и порядка оформления документов позволит завершить присоединение в точном соответствии с целями, которые преследовали собственники предприятия на стадии принятия решения о реорганизации.

Автор статьи: Петр Романовский, юрист Работает в юридической сфере 16 лет, специализация – разрешение жилищных споров, семейные дела, наследство, земельные споры, уголовные дела.

Энциклопедия решений. Уведомление регистрирующего органа о реорганизации (отмене решения о реорганизации) юридического лица

Уведомление о реорганизации юридического лица

После принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано уведомить об этом:

– кредиторов путем публикаций в уполномоченном СМИ и персональных письменных уведомлений.

Уведомление регистрирующего органа

В течение трех рабочих дней после даты принятия решения о реорганизации юридическое лицо обязано письменно сообщить в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации и форме реорганизации (п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 1 ст. 13.1 Федерального закона N 129-ФЗ от 08.08.2001 “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, далее – Закон о госрегистрации).

Если в реорганизации участвует более одного юридического лица, уведомление направляется лицом, последним принявшим решение о реорганизации, либо определенным решением о реорганизации, в течение трех рабочих дней после даты решения о реорганизации, принятого последним.

Неисполнение указанной обязанности в срок образует состав правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.25 КоАП РФ.

Функции регистрирующего органа осуществляют территориальные органы ФНС России.

Форма уведомления (N Р12003) и требования к её заполнению утверждены приказом ФНС России от 25.01.2012 N ММВ-7-6/25@.

К уведомлению прилагаются:

– решение о реорганизации;

– в случае участия в реорганизации двух и более юридических лиц – решение о реорганизации каждого общества, участвующего в реорганизации;

– в случае представления уведомления юридическим лицом, определенным решением о реорганизации, – решение о реорганизации каждого реорганизуемого юридического лица, содержащее положения о предоставлении юридическому лицу указанных полномочий. Полномочия юридического лица также могут быть отражены в решении о реорганизации, принятом общим собранием участников реорганизуемых обществ, прилагаемом одновременно с решением о реорганизации каждого общества, принимающего участие в реорганизации.

Заявителем при представлении уведомления может быть руководитель исполнительного органа организации или иное лицо, имеющее право без доверенности действовать от имени этого юридического лица (например, управляющий) (пп. “а” п. 1.3. ст. 9 Закона о госрегистрации).

Подпись заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована нотариально, за исключением случаев направления электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью (п. 1.2 ст. 9 Закона о госрегистрации, постановление ФАС Московского округа от 19.01.2011 N Ф05-15223/2010).

Уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение о реорганизации. В случае участия в реорганизации более одного юридического лица уведомление представляется в регистрирующий орган по месту нахождения юридического лица, принявшего решение последним либо определенного решением о реорганизации.

На основании уведомления регистрирующий орган в срок не более трех рабочих дней вносит в ЕГРЮЛ запись о том, что юридическое лицо (юридические лица) находится (находятся) в процессе реорганизации.

Внимание

С 1 января 2016 документы на государственную регистрацию могут быть направлены в регистрирующий орган в электронной форме через нотариуса (ст. 86.3 Основ законодательства РФ о нотариате от 11.02.1993 N 4462-I в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ, абзац третий п. 1 ст. 9 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Нотариус получает документы, выданные регистрирующим органом в электронной форме, и по просьбе заявителя выдаёт ему данные документы также в электронной форме либо на бумажных носителях с удостоверением их равнозначности электронным документам (п. 3 ст. 11 Закона о госрегистрации в ред. Федерального закона от 30.03.2015 N 67-ФЗ).

Уведомление кредиторов реорганизуемого юридического лица

Реорганизуемое юридическое лицо в течение пяти рабочих дней после даты направления уведомления в регистрирующий орган о начале процедуры реорганизации в письменной форме уведомляет известных ему кредиторов о начале реорганизации (абз. третий п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации).

В соответствии с п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 6 ст. 15 Закона об АО, п. 5 ст. 51 Закона об ООО, п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации реорганизуемое юридическое лицо после внесения в ЕГРЮЛ записи о начале процедуры реорганизации дважды с периодичностью один раз в месяц помещает уведомление о своей реорганизации в СМИ, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридических лиц. Уполномоченным СМИ для таких публикаций является журнал “Вестник государственной регистрации” (п. 1 приказа ФНС России от 16.06.2006 N САЭ-3-09/355@). Подробная информация о журнале – на официальном сайте http://www.vestnik-gosreg.ru/).

Внимание

Второе уведомление может быть опубликовано не ранее дня, следующего за днем истечения месячного срока со дня публикации первого уведомления (п. 12 письма ФНС России от 23.01.2009 N МН-22-6/64).

В случае участия в реорганизации более одного юридического лица уведомление от имени всех участвующих опубликовывается последним принявшим решение о реорганизации либо определенным решением о реорганизации.

В уведомлении указываются сведения о каждом участвующем в реорганизации, создаваемом (продолжающем деятельность) в результате реорганизации юрлице, форма реорганизации, описание порядка и условий заявления кредиторами своих требований, иные сведения, предусмотренные федеральными законами (см. абз. второй п. 1 ст. 60 ГК РФ, п. 6.1 и п. 6.2 ст. 15 Закона об АО).

В соответствии с абзацем третьим п. 1 ст. 60 ГК РФ законом может быть предусмотрена обязанность реорганизуемого юридического лица уведомить в письменной форме кредиторов о своей реорганизации. Ранее Закон об ООО и Закон об АО содержали прямое указание на необходимость персонального уведомления кредиторов. Сейчас такое требование содержится в п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации.

Судебная практика по вопросу противоречива. В одних случаях, суды полагают, что юридическое лицо по-прежнему должно уведомлять своих кредиторов двумя способами: как через соответствующие органы печати, так и с обязательным направлением кредиторам письменного уведомления о реорганизации (см., например, Постановление ФАС Московского округа от 18.06.2010 N Ф05-5221/10). В других случаях (см., например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 14.04.2014 N Ф07-166/14) суды исходят из того, что законом, регулирующим деятельность хозяйственных обществ, предусмотрен иной порядок уведомления кредиторов, и положения п. 2 ст. 13.1 Закона о госрегистрации не применяются.

Реестр уведомлений кредиторов юридического лица и документ, подтверждающий публикацию сообщения о реорганизации в журнале “Вестник государственной регистрации” в регистрирующий орган в соответствии с законодательством представлять не требуется. В подписанном заявителем заявлении о государственной регистрации каждого вновь возникающего юридического лица, создаваемого путем реорганизации, в том числе подтверждается, что все кредиторы реорганизуемого лица уведомлены в письменной форме о реорганизации (подп. “а” п. 1 ст. 14 Закона о госрегистрации). Однако на практике регистрирующий орган может потребовать письменные доказательства уведомления кредиторов. Во избежание риска судебного спора рекомендуется хранить соответствующие документы.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector