Разногласия с компанией, предоставляющей коммунальные услуги
Garant-agency.ru

Юридический портал

Разногласия с компанией, предоставляющей коммунальные услуги

ВС РФ: управляющая компания обязана оплачивать ресурсы для общедомовых нужд, даже если у нее нет договора с РСО, а все собственники помещений платят напрямую

bitpics / Depositphotos.com

Если УК управляет многоквартирным домом, то даже в отсутствие договорных отношений она должна оплатить РСО стоимость коммунальных услуг, израсходованных на общедомовые нужды. Собственники помещений – даже при наличии договоров с РСО – оплачивать “общедомовые” коммунальные услуги не должны. Однако УК включает названные расходы в состав платы за содержание жилого помещения.

К такому выводу пришел Верховный Суд Российской Федерации, рассматривая спор между водоканалом и УК по поводу взыскания с последней задолженности за услуги холодного водоснабжения на содержание общего имущества в многоквартирных домах (Определение СК по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 16 июля 2018 г. N 308-ЭС18-3279).

УК категорически отказывалась платить, опираясь на следующие умозаключения:

  • лицом, обязанным производить РСО оплату поставленных коммунальных ресурсов является, по смыслу Жилищного кодекса и Гражданского кодекса, исполнитель коммунальных услуг. Он же вправе требовать оплаты предоставленных коммунальных услуг от потребителей;
  • по общему правилу УК приобретает статус исполнителя коммунальных услуг не ранее даты начала поставки коммунального ресурса по договору о приобретении коммунального ресурса, заключенному ей с РСО. До указанного момента исполнителем коммунальных услуг является ТСЖ (если договор управления с УК был заключен органами управления ТСЖ и именно оно ранее выполняло функции исполнителя) или сама РСО;
  • договорные отношения между водоканалом и УК отсутствуют;
  • при этом если УК фактически управляет общим имуществом МКД, собственники помещений вносят ей плату за коммунальные услуги, а РСО выставляет счета за поставку соответствующего ресурса, то отношения между УК и РСО можно квалифицировать как фактически сложившиеся договорные отношения по снабжению ресурсом по присоединенной сети, а за самой УК признать статус исполнителя коммунальных услуг;
  • однако в рассматриваемом случае – в отсутствие договора водоснабжения между РСО и УК – водоканал выставлял платежные документы именно потребителям (собственникам и нанимателям помещений), а не УК, и оплачивали эти счета тоже потребители непосредственно и напрямую, минуя счета УК;
  • следовательно УК не является исполнителем коммунальной услуги, а значит, и оплачивать “общедомовую” холодную воду не обязана.

Арбитражные суды двух инстанций полностью поддержали УК и отказали водоканалу.

Однако ВС РФ не мог согласиться с указанными выводами. Он обратил внимание на следующее:

  • бремя расходов на содержание общего имущества в МКД несут собственники помещений в многоквартирном доме;
  • при этом расходы на оплату коммунальных ресурсов, в том числе холодной воды, потребляемых при содержании общего имущества в МКД, включены в состав платы за содержание жилого помещения;
  • плата именно за коммунальные услуги может вноситься потребителями услуг либо УК, либо напрямую ресурсоснабжающей организации;
  • однако плата за коммунальные ресурсы, потребленные при содержании общего имущества в МКД, – поскольку она включена в состав платы за содержание жилого помещения, а не платы за коммунальные услуги, – с 1 января 2017 года при управлении МКД УК подлежит возмещению потребителями услуг исключительно данной УК, но не РСО;
  • следовательно, независимо от решения собственников МКД, РСО не вправе предъявлять им и взимать плату за коммунальные ресурсы, потребляемые при содержании общего имущества МКД, а потребители не могут быть обязаны оплачивать непосредственно РСО покупку коммунальных ресурсов, потребляемых при использовании общего имущества МКД и необходимых, в том числе для надлежащего оказания услуг по содержанию общего имущества МКД;
  • сам по себе факт отсутствия договорных отношений между водоканалом и УК в рассматриваемом случае не изменяет статуса УК по отношению к собственникам помещений в МКД как исполнителя коммунальных услуг и лица, осуществляющего содержание общего имущества МКД, ведь УК обязана содержать общедомовое имущество МКД, предоставлять собственникам помещений весь комплекс коммунальных услуг по общему имуществу МКД и принимать от жителей МКД плату за содержание жилого помещения.

Значит, указал ВС РФ, УК даже в случае прямых заключенных договоров между собственниками помещений МКД и РСО обязана в целях содержания общего имущества МКД заключить с РСО договор, которым определить виды и объем коммунального ресурса, потребляемого при содержании общего имущества МКД и подлежащего оплате именно управляющей организацией, а не потребителями. А названные расходы УК, в свою очередь, включает в состав платы за содержание жилого помещения.

Противоположная позиция, ошибочно поддержанная судами, сводится, по существу, к полному освобождению УК от оплаты стоимости ресурса, отпущенного на общедомовые нужды, что противоречит требованиям п. 4 ст. 1, ст.ст. 10, 544 ГК РФ.

Итог: предыдущие судебные акты отменены, а дело передано на новое рассмотрение в суд первой инстанции, который должен будет, в том числе, рассмотреть вопрос о злоупотреблении управляющей компанией своим правом вследствие уклонения от заключения договора на поставку коммунального ресурса на общедомовые нужды.

Протокол разногласий с РСО

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.02.2012 №124 утверждены Правила, обязательные при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями (далее-Правила № 124).

Заключение договоров с РСО является обязанностью управляющей компании в силу пункта 12 статьи 161 ЖК РФ и п.10 Правил 124. Как показывает практика, РСО достаточно часто включают в договор не выгодные условия для управляющей организации. В данном случае выход один: протокол разногласий.

В п. 3 Правил №124 установлено, что договоры ресурсоснабжения заключаются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, с учетом предусмотренных настоящими Правилами особенностей.

В силу положений статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации договор теплоснабжения является публичным договором. Отказ лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается деятельность, от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить .

При необоснованном уклонении лица, осуществляющего предпринимательскую или иную приносящую доход деятельность, от заключения публичного договора применяются положения, предусмотренные пунктом 4 статьи 445 ГК РФ., согласно которой, если сторона, для которой в соответствии с Гражданским кодексом или иными законами заключение договора обязательно, уклоняется от его заключения, другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор.

При этом организации водопроводно-канализационного хозяйства для заключения договора даже не потребуется обращаться в суд.

Так, согласно п. 12 Правил холодного водоснабжения и водоотведения утв. Постановлением Правительства РФ от 29.07.2013 N 644, Абонент в течение 30 дней со дня поступления проектов договора холодного водоснабжения, договора водоотведения или единого договора холодного водоснабжения и водоотведения обязан подписать оба экземпляра каждого проекта договора и направить 1 экземпляр подписанного договора организации водопроводно-канализационного хозяйства с приложением к такому договору документов, подтверждающих правомочия лица, действующего от имени абонента и подписавшего договор.

В случае если по истечении 30 дней со дня проектов указанных договоров абонент не представил подписанные договоры либо предложение об изменении представленных проектов договоров такие договоры считаются заключенными на условиях, содержащихся в договорах, представленных организацией водопроводно-канализационного хозяйства.

Обратите внимание, что если РСО направило Вам для подписания экземпляр договора

В соответствии с пунктом 2 статьи 445 ГК РФ, в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или иными законами заключение договора обязательно для стороны, направившей оферту (проект договора ), и ей в течение тридцати дней будет направлен протокол разногласий к проекту договора , эта сторона обязана в течение тридцати дней со дня получения протокола разногласий известить другую сторону о принятии договора в ее редакции либо об отклонении протокола разногласий. При отклонении протокола разногласий либо неполучении извещения о результатах его рассмотрения в указанный срок сторона, направившая протокол разногласий, вправе передать разногласия, возникшие при заключении договора, на рассмотрение суда.

Разрешение судом преддоговорного спора по существу сводится к внесению определенности в правоотношения сторон и установлению судом условий, не урегулированных сторонами в досудебном порядке. Редакция условий договора, определенная судом, регулирует отношения сторон.

Разрешая спор об урегулировании возникших при заключении договора разногласий, арбитражный суд должен оценить законность и обоснованность редакций, предложенных обеими сторонами, а также определить в решении и отразить в резолютивной части редакцию принятого судом условия договора.

Наиболее часто РСО «забывают» включить в договор условия: о качестве коммунального ресурса, о том, что действия по ограничению и прекращению подачи ресурсов не должны противоречить пп.14-16 Приложения 2 к Правилам предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354; «забывают» заблаговременно оповещать Абонента о необходимости обеспечения допуска ее представителей к общедомовому имуществу, «сдвигают» границу балансовой принадлежности; включают условия об оплате потерь в сетях РСО и т.д.

Таким образом, вовремя направленный протокол разногласий поможет Вашей организации существенно сэкономить.

Компания «Бурмистр.ру» оказывает юридические услуги управляющим компаниям и ТСЖ. Вся необходимая информация о сервисе тут .

Комментарии

По опыту: делал протоколы разногласий. Частично в итоге добивались того, чего хотели.

Наши РСО в 80% случаев согласованием протокола разногласий оставляют свою редакцию. В суд идти пока боязно, так как они сразу подадут на задолженность (пока действует перемирие по судам)

Рассылка новостей ЖКХ

Читать еще:  Прописка по номеру паспорта

а также наших статей

Подписка на рассылку

Спасибо, вы успешно подписались на рассылку!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Спасибо, мы скоро свяжемся с Вами!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Мы получили Вашу заявку, скоро наши менеджеры свяжутся с Вами. Спасибо!

Статья 14.1.3. Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами без лицензии

Осуществление предпринимательской деятельности по управлению многоквартирными домами с нарушением лицензионных требований, за исключением случаев, предусмотренных статьей 13.19.2 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей или дисквалификацию на срок до трех лет; на юридических лиц – от двухсот пятидесяти тысяч до трехсот тысяч рублей.

2.Управляющая организация, товарищество и кооператив обязаны раскрывать следующие виды информации:

а) общая информация об управляющей организации, товариществе и кооперативе, в том числе об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности (включая сведения о годовой бухгалтерской отчетности, бухгалтерский баланс и приложения к нему, сведения о доходах, полученных за оказание услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), а также сведения о расходах, понесенных в связи с оказанием услуг по управлению многоквартирными домами (по данным раздельного учета доходов и расходов), сметы доходов и расходов товарищества или кооператива, отчет о выполнении смет доходов и расходов товарищества или кооператива);

б) перечень многоквартирных домов, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, с указанием адреса и основания управления по каждому многоквартирному дому, перечень многоквартирных домов, в отношении которых договоры управления были расторгнуты в предыдущем году, с указанием адресов этих домов и оснований расторжения договоров управления, перечень многоквартирных домов, собственники помещений в которых в предыдущем году на общем собрании приняли решение о прекращении их объединения в товарищества для совместного управления общим имуществом в многоквартирных домах, а также перечень многоквартирных домов, в которых членами кооперативов в предыдущем году на их общем собрании приняты решения о преобразовании кооперативов в товарищества;

в) общая информация о многоквартирных домах, управление которыми осуществляет управляющая организация, товарищество и кооператив, в том числе характеристика многоквартирного дома (включая адрес многоквартирного дома, год постройки, этажность, количество квартир, площадь жилых и нежилых помещений и помещений, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме, уровень благоустройства, серия и тип постройки, кадастровый номер (при его наличии), площадь земельного участка, входящего в состав общего имущества в многоквартирном доме, конструктивные и технические параметры многоквартирного дома), а также информация о системах инженерно-технического обеспечения, входящих в состав общего имущества в многоквартирном доме;

г) информация о выполняемых работах (оказываемых услугах) по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме и иных услугах, связанных с достижением целей управления многоквартирным домом, в том числе сведения о стоимости указанных работ (услуг) и иных услуг;

д) информация об оказываемых коммунальных услугах, в том числе сведения о поставщиках коммунальных ресурсов, установленных ценах (тарифах) на коммунальные ресурсы, нормативах потребления коммунальных услуг (нормативах накопления твердых коммунальных отходов);

е) информация об использовании общего имущества в многоквартирном доме;

ж) информация о капитальном ремонте общего имущества в многоквартирном доме. Эти сведения раскрываются управляющей организацией по решению общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме на основании договора управления в случаях, когда управляющей организации поручена организация проведения капитального ремонта этого дома, а также товариществом и кооперативом, за исключением случаев формирования собственниками помещений в многоквартирном доме фонда капитального ремонта на счете специализированной некоммерческой организации, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (региональный оператор);

з) информация о проведенных общих собраниях собственников помещений в многоквартирном доме, результатах (решениях) таких собраний;

и) отчет об исполнении управляющей организацией договора управления, отчет об исполнении смет доходов и расходов товарищества, кооператива за год;

к) информация о случаях привлечения управляющей организации, товарищества и кооператива, должностного лица управляющей организации, товарищества и кооператива к административной ответственности за нарушения в сфере управления многоквартирным домом с приложением копий документов о применении мер административного воздействия, а также сведения о мерах, принятых для устранения нарушений, повлекших применение административных санкций.

Статья 5.62. Дискриминация

3.Дискриминация, то есть нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина в зависимости от его пола, расы, цвета кожи, национальности, языка, происхождения, имущественного, семейного, социального и должностного положения, возраста, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности или непринадлежности к общественным объединениям или каким-либо социальным группам, – влечет наложение административного штрафа на на юридических лиц – от пятидесяти тысяч до ста тысяч рублей.

Кто предоставляет коммунальные услуги в спорных домах

Очевидный ответ – кто управляет домом, то и предоставляет коммунальные услуги. На практике же всё не так очевидно. Часто действующую управляющую организацию приходится устанавливать в суде.

Сегодня мы расскажем, что такое спорные дома, как установить УО, которая предоставляет в них коммунальные услуги, что по этому поводу думает Верховный Суд РФ и как действовать при этом РСО.

Спорные дома

Проблема спорных домов – одна из многих, которые мы вместе с Еленой Шерешовец обсуждали 7 ноября на вебинаре «Как УО заключить договор ресурсоснабжения с минимальными рисками для себя».

Спорный дом – это дом, на который права заявляют одновременно несколько управляющих организаций. Это неприятно и наиболее неудобно, когда речь заходит о предоставлении коммунальных услуг, заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями и начислении платы.

Может возникнуть две ситуации:

  • в РСО могут одновременно направить заявки на заключение договора ресурсоснабжения две и более управляющие компании или ТСЖ,
  • управляющая компания направляет в РСО заявку в период действия ранее заключаемого договора.

От управляющих компаний требуется разобраться, кто управляет многоквартирным домом и кто имеет право заключить договор на предоставление коммунальных услуг.

Действия ресурсоснабжающей организации

Когда в РСО поступают заявки от спорного дома, она имеет право приостановить их рассмотрение (п. 9 ПП РФ № 124). При этом она сверяет данные с реестром лицензий – какая организация указана в реестре, с той РСО и заключает договор.

Если в реестр лицензий вносятся изменения задним числом, действие договора ресурсоснабжения нужно распространить на предыдущий период. Но такой ситуации лучше избегать.

Если компания «N» управляла многоквартирным домом до 1 ноября 2017 года, а с 1 ноября 2017 года в реестр лицензий попала компания «F», то РСО по 1 ноября рассчитывается и подписывает все необходимые акты с компанией «N», а потом работает с новой компанией.

С момента исключения из реестра лицензий управляющая организация перестаёт управлять многоквартирным домом (п. 32 ПП РФ № 124, п. 24 ПП РФ № 416).

Если закончился срок действия договора управления и управляющая организация не хочет его продлевать, а новой управляющей компании ещё нет, УО может уйти с дома, закон это не запрещает.

Верховный Суд РФ с этим соглашается, но с замечанием: всё, что касается договоров ресурсоснабжения, прекращается. А аварийное обслуживание предыдущая УО оказывает до прихода новой управляющей организации (ч. 3 ст. 200 ЖК РФ).

Чтобы не было накладок, рекомендуем в договоре ресурсоснабжения предусмотреть право УО или ТСЖ на отказ от договора в случае прекращения действия договора управления (пп. «б» п. 30 ПП РФ № 124).

Верховный Суд РФ и спорные дома

В определении от 06.07.2015 № 307-ЭС15-7884 по делу № А52-2218/2014 Верховный Суд РФ говорит: если управляющая организация не управляет многоквартирным домом, она не предоставляет ему коммунальные услуги.

У управляющей организации возникли разногласия с РСО при заключении договора ресурсоснабжения – не смогли определить срок начала действия договора. Пришлось обращаться в суд.

В доме сменилась управляющая организация, и РСО полагала, что договор распространяет свое действие с 01.05.2014, то есть с даты, когда старая и новая управляющие компании договорились о сроках действия полномочий на обслуживание МКД и передаче технической документации.

Вновь избранная управляющая организация считала, что эта дата – 01.02.2014. День, когда она по договору управления начала управлять домом. После того, как ОСС выбрало новую УО, прежняя утратила статус исполнителя коммунальных услуг в отношении спорного дома, и договор ресурсоснабжения с ней был расторгнут. Нет статуса – нет обязательств по предоставлению КУ (ст. 416 ГК РФ).

Суд согласился с новой управляющей организацией и подтвердил, что спорный договор с РСО начал действовать с 01.02.2014. Это подтверждается положениями:

  • ст. ст. 46, 161, 162 ЖК РФ;
  • п. 14 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 № 354;
  • п. 9 Правил, утверждённых постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 № 124.

Таким образом, попытки РСО доказать, что с 01.02.2014 по 01.05.2014 она поставляла коммунальные ресурсы для оказания коммунальных услуг предыдущей управляющей организации, не имели успеха.

Суд объяснил: после расторжения договора управления управляющая организация перестаёт управлять домом и предоставлять ему коммунальные услуги.

Платёжные разногласия

С 1 июля все платежи за ЖКХ должны будут проходить через государственную информационную систему жилищно-коммунального хозяйства (ГИС ЖКХ). Министерство связи и массовых коммуникаций (Минкомсвязь), разработавшее систему, предполагает, что новая электронная площадка станет местом, где будет собираться вся информация о предоставленных населению коммунальных услугах. Их оплата будет осуществляться только после внесения данных в ГИС ЖКХ. При отсутствии сведений или ошибках любой гражданин будет вправе отказаться оплачивать предоставленные услуги. Формально обязательная с 1 июля система фактически должна полностью заработать с 1 января 2018 года. С этого момента невнесение данных о выставленных ресурсоснабжающими организациями счетах станет административным правонарушением и будет наказываться в рамках КоАП. ГИС ЖКХ категорически не устраивает поставщиков энергии и тепла, а заодно хоронит хорошо зарекомендовавшую себя систему единых информационных расчётных центров (ЕИРЦ). За полтора месяца до официального старта непонятен и механизм финансирования работ по подключению к системе, оператором которой выступает «Почта России».

Читать еще:  О налоге с продажи акций

17 мая замглавы Минкомсвязи Михаил Евраев провёл презентацию ГИС ЖКХ. Система, создававшаяся в течение трёх с половиной лет, должна стать единой площадкой, где каждый житель России сможет найти любую информацию о предоставленных ему коммунальных услугах, а продвинутый интерфейс позволит чиновникам получать обобщённые данные по состоянию дел в коммунальном хозяйстве в масштабе от конкретного дома до страны в целом.

По состоянию на 17 мая в ГИС ЖКХ загружена информация об 11,6 млн домов, 19,3 тыс. лицензий, выданных управляющим компаниям, 485 тыс. договоров управления, 245 тыс. общедомовых приборов учёта, более 9,6 млн индивидуальных счётчиков, 38 млн лицевых счетов. В среднем по стране загружено более 70% необходимой информации. Несмотря на то, что в 2014–2016 годах Минкомсвязью, Минстроем и «Почтой России» были заключены соглашения о проведении опытной эксплуатации системы с 81 регионом, после пилотного запуска системы с 1 июля 2016 года выяснилось, что «в ряде регионов есть свои особенности», признаёт Михаил Евраев.

– Мы не подтверждаем техническую готовность ГИС ЖКХ к работе, – заявил «Перетоку» 19 мая представитель «Энергосбыт Плюс» (сбытовое подразделение группы «Т Плюс»), компании, предоставляющей услуги по энергоснабжению в 20 регионах Поволжья и Урала. – 17 мая мы начали загрузку данных, но не смогли этого сделать из-за ошибки с сертификатом электронно-цифровой подписи, которая разработчиками систему до сих пор не устранена.

Пока официально из процесса выключены три региона: в Москве, Санкт-Петербурге и Севастополе ГИС ЖКХ станет обязательной с 2019 года. Как отметил директор департамента реализации законодательных инициатив Минкомсвязи Василий Горбунов, в Крыму ситуация находится на особом контроле, так как здесь возникли дополнительные трудности из-за отсутствия централизованного кадастрового учёта и пр. При этом петербургские власти уже обратились в Минкомсвязь с просьбой ускорить подключение северной столицы к ГИС ЖКХ.

Административная ответственность, по словам Михаила Евраева, станет вторым мотивирующим элементом для коммунальщиков наряду с правом потребителей не оплачивать оказанные услуги, пока точные данные о них не будут внесены в систему. Именно этот вопрос вызывает наиболее жаркие споры в профессиональном сообществе. Модель, предложенная Минкомсвязью, предполагает, что ГИС станет единственным источником легитимных начислений: обязанность по уплате коммунальных платежей будет возникать у потребителя только после того, как данные о начисленных суммах появятся в единой базе данных. Это категорически не устраивает поставщиков ресурсов, так как они опасаются, что такие условия позволят не оплачивать уже поставленные воду, тепло или электричество под предлогом отсутствия данных, ошибок или несогласия с выставленными счетами. По утверждениям самих поставщиков, в Интернете уже появились предложения «помочь» избегать оплаты коммунальных услуг на основании формальных «лазеек» в предлагаемом механизме.

– Формулировка в законе такова: любое несоответствие реальных данных тем данным, которые внесены в ГИС ЖКХ, даст клиенту формальное право не платить, – отмечают в пресс-службе «Энергосбыт Плюс». – Например, управляющая компания указала в системе, что площадь квартиры составляет 35 кв. м, а поставщик электроэнергии располагает информацией о 35,01 кв. м. Информация, размещённая одним поставщиком, не соответствует платёжному документу другого поставщика… И виртуальный квадрат 10 х 10 см лишает энергокомпанию права на получение платежей! При том, что электрическая энергия вообще оплачивается на основании показаний счётчика и никак не зависит от площади. И если 35,01 кв. м – это реальная площадь квартиры, то деньги не получит именно та компания, которая указала точные данные как в ГИС ЖКХ, так и на бумажной квитанции.

Михаил Евраев отрицает возможность подобных проблем: добросовестные поставщики услуг ЖКХ заинтересованы в качественном внесении информации о платежах, однако энергосбыты такие заявления не слишком успокаивают.

– Нельзя не платить за предоставленные услуги. Ведь за любую работу, если она сделана качественно и в срок, люди получают зарплату, а оборудованию необходимы обслуживание и ремонт, – негодуют в «Энергосбыт Плюс». – Сейчас долг ресурсоснабжающим организациям составляет миллиарды рублей… Насколько он вырастет?

По оценкам экспертных организаций отрасли, в результате введения ГИС ЖКХ прирост дебиторской задолженности всех коммунальных компаний составит около 200 млрд рублей.

В Минкомсвязи не боятся проблем с интернет-безопасностью даже на фоне последних вирусных атак. ГИС ЖКХ, созданная на базе бесплатного открытого программного обеспечения и не требующая лицензионных платежей, прошла аттестацию на предмет информационной безопасности в ФСБ и других компетентных органах в апреле прошлого года.

– Даже в случае прямого попадания снаряда в сервер системы, её работа будет восстановлена в полном объёме максимум за час без потери каких-либо данных, – заявил замглавы Минкомсвязи.

– Многие просто не представляют, насколько масштабна система, стоящая за внешней картинкой сайта ГИС ЖКХ, – говорит представитель «Энергосбыт Плюс». – Все компании из сферы ЖКХ и все банки страны на постоянной основе будут выгружать сюда информацию о собственности граждан, её адресе, размере, характеристиках, всех платежах за ЖКХ в привязке к личности гражданина, его паспорту и СНИЛС. Это относится к вопросу безопасности и масштаба возможных утечек при её нарушении. Вопросы безопасности очень важны, но это, конечно, зона ответственности «Почты России» как оператора системы.

Непонятен пока механизм компенсации расходов поставщиков ресурсов, которые те несут при подключении к ГИС ЖКХ. «В масштабах выручки ресурсоснабжающих организаций эти затраты единовременны и минимальны: максимум это 20–30 млн рублей при миллиардных выручках», отметил Михаил Евраев. При этом он подчеркнул, что ГИС ЖКХ была создана «без копейки бюджетных средств», а текущее финансирование ГИС ЖКХ осуществляется оператором проекта – «Почтой России».

Понесённые «Энергосбыт Плюс» единовременные затраты уже составляют около 4,2 рублей на квитанцию. Средний счёт за электроэнергию составляет 400 рублей в месяц, а значит, 1% от среднемесячного потребления клиента уже потрачен на выгрузку информации в ГИС ЖКХ, а не на улучшение качества обслуживания или надёжность энергоснабжения, говорит представитель компании.

В конце апреля замглавы ФАС Виталий Королёв заявлял, что его ведомство не поддержит включение затрат на ГИС ЖКХ в тарифы. Однако Михаил Евраев сообщил, что не знаком с заявлениями ФАС, а также добавил, что если понесённые затраты объективно необходимы, то Минкомсвязь будет договариваться с ФАС об их включении в тариф. Вопрос о включении первоначальных затрат ресурсников в тарифы будет урегулирован с ФАС в течение ближайшего месяца, полагает он.

– Позиция ФАС не изменилась: так или иначе ГИС ЖКХ создавалась за счёт средств бюджета, непонятно, почему эти расходы должны сейчас вновь закладываться в тариф. У нас есть множество госсистем (ГИС ТЭК, ИАС и другие), расходы на которые никогда не включались в тарифы. Так что предложения Минкомсвязи – это нехорошая практика, ведущая к необоснованному росту тарифов. В текущих условиях – это невозможно, – заявил «Перетоку» начальник управления регулирования электроэнергетики ФАС России Дмитрий Васильев.

По расчётам Минкомсвязи проект ГИС ЖКХ выйдет на самоокупаемость в 2022–2023 годах. Средства будут поступать по мере роста числа желающих проводить оплату не через банки (к ГИС ЖКХ сейчас подключены 535 финансовых организаций), а через ГИС ЖХК. Оператор госсистемы также будет брать комиссию за перевод средств, а потребитель коммунальных услуг будет сам выбирать схему оплаты. Комиссию за перевод будут платить либо сами граждане, либо поставщики ресурсов, если заключат соответствующее соглашение с «Почтой России».

При этом ГИС ЖКХ не будет аккумулировать их на своих счетах, сразу разбивая платёж между поставщиками ресурсов. Отсутствие промежуточных счетов – главная идея в борьбе с неплатежами, уже реализованная в системе ЕИРЦ. Программа развития таких центров, созданием которых в регионах занимаются крупные энергокомпании, получила поддержку на уровне президента Владимира Путина как реальный инструмент борьбы с неплатежами и недобросовестными посредниками в секторе. Она активно продвигается в регионах, в том числе федеральными органами власти. В настоящий момент идея системы ЕИРЦ выглядит избыточной, расщепление платежей может идти на уровне ГИС ЖКХ, утверждает Михаил Евраев.

– Ведение счетов через ЕИРЦ и ГИС ЖКХ было бы дублированием информации, так что сейчас вариант с ЕИРЦ уже не обсуждается. В правительстве обсуждаются другие варианты, – сообщил замглавы Минкомсвязи.

– До тех пор, пока не будет подтверждено всеми участниками рынка, что к ГИС ЖКХ нет нареканий, говорить о том, что ГИС заменит ЕИРЦ, преждевременно, – не согласен представитель «Энергосбыт Плюс».

Читать еще:  Что делать если телефон оказался браком?

16 ответов на вопросы о прямых договорах потребителей с РСО

Мы собрали в один документ основные вопросы о переходе потребителей на прямые договоры с РСО. Они помогут вам реализовать переход или сохранить действующую систему расчетов.

ВОПРОС № 1. ЧТО ПРЕДПРИНЯТЬ, ЧТОБЫ СРОЧНО ПЕРЕВЕСТИ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Инициируйте общее собрание собственников помещений в МКД. Дело в том, что решение о переходе на прямые договоры между РСО и потребителями может принять только общее собрание собственников (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК). «За» должно проголосовать большинство собственников из тех, что приняли участие в общем собрании.

Есть еще случай, когда РСО может перевести собственников на прямые договоры без вашего ведома. Ресурсник может расторгнуть договор ресурсоснабжения в одностороннем порядке, если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

Рисунок 1. Схема оплаты коммунальных услуг через управляющую МКД организацию

Рисунок 2. Схема оплаты коммунальных услуг напрямую в РСО

ВОПРОС № 2. МОЖНО ЛИ ПЕРЕВЕСТИ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ В МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО ПО ВЫБОРОЧНЫМ КОММУНАЛЬНЫМ УСЛУГАМ?

Да, можно. В повестке общего собрания о переходе на прямые договоры между собственниками и РСО обязательно укажите, договоры предоставления каких коммунальных услуг собственники будут заключать.

Например, если планируете перейти на прямые договоры предоставления коммунальных услуг по отоплению и горячему водоснабжению, то включите в повестку общего собрания решение о заключении договоров горячего водоснабжения и отопления с РСО (укажите название РСО).

ВОПРОС № 3. СОБСТВЕННИКИ МОГУТ ПЕРЕЙТИ В РСО ЧАСТИЧНО? ТО ЕСТЬ, КТО ГОЛОСОВАЛ «ПРОТИВ» ИЛИ НЕ БЫЛ НА СОБРАНИИ, НЕ ЗАКЛЮЧИТ ДОГОВОР С РСО?

Нет, закон этого не предусматривает.

Решение общего собрания обязаны исполнять все собственники помещений в МКД, даже те, кто не принимал участия в общем собрании или голосовал против. Такой вывод следует из части 5 статьи 46 ЖК.

Заключение договора между потребителями и РСО в письменной форме не обязательно, поэтому после принятия решения на общем собрании договор будет считаться заключенным со всеми собственниками одновременно с даты, которую определили собственники и РСО (п. 1 ч. 7 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 4. КАК ПОСТУПИТЬ, ЕСЛИ МЫ НЕ ХОТИМ ПОКА ПЕРЕВОДИТЬ СОБСТВЕННИКОВ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Следите за уровнем задолженности перед каждой РСО отдельно. Если долг УО, ТСЖ, ЖСК превысит две среднемесячных величины обязательств по оплате коммунальных ресурсов, РСО в одностороннем порядке вправе отказаться от договора ресурсоснабжения (ч. 2 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 5. ЖИТЕЛЯМ МЫ БОЛЬШЕ НЕ НАЧИСЛЯЕМ ПЛАТУ ЗА КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ. МОГУТ ЛИ ОСТАТЬСЯ ДОЛГИ ПЕРЕД РСО?

Долги могут быть, если вы не оплатили:

  • коммунальные ресурсы на содержание общего имущества;
  • коммунальные ресурсы в целях предоставления коммунальных услуг потребителям за расчетные периоды, когда расчеты за КУ шли при посредничестве УО, ТСЖ, ЖСК.

ВОПРОС № 6. ДОЛЖНА ЛИ РСО ПЕРЕДАВАТЬ ПОКАЗАНИЯ ИПУ УПРАВЛЯЮЩЕЙ МКД ОРГАНИЗАЦИИ И НАОБОРОТ?

В случае заключения договоров о предоставлении коммунальных услуг между собственниками и РСО такая организация обязана предоставлять, в том числе с использованием ГИС ЖКХ, управляющей МКД организации информацию о показаниях ИПУ, если такие показания потребители предоставили РСО (ч. 10 ст. 157.2 ЖК).

Если же собственники передали эту информацию в УО, ТСЖ, ЖСК, то управляющая организация должна будет передать ее в РСО (п. 1 ч. 11 ст. 161 ЖК).

ВОПРОС № 7. ДОЛЖНА ЛИ РСО ДОПЛАЧИВАТЬ НАМ ЗА СБОР ПОКАЗАНИЙ ИПУ?

Нет, РСО не будут доплачивать УО, ТСЖ, ЖСК за передачу показаний ИПУ. Обязанность передавать показания ИПУ в РСО при прямых договорах закреплена законом.

ВОПРОС № 8. КТО БУДЕТ ВЫСТАВЛЯТЬ ПЛАТЕЖКИ ЗА КУ? КАЖДАЯ РСО ЗА СВОЮ УСЛУГУ?

Собственники помещений в МКД будут получать платежные документы от тех РСО, с которыми решили заключить прямые договоры.

ВОПРОС № 9. ТРЕБУЕТСЯ ЛИ СОГЛАСИЕ УО, ТСЖ, ЖСК, ЧТОБЫ СОБСТВЕННИКИ МОГЛИ ПЕРЕЙТИ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Нет, согласие управляющей МКД организации не требуется. Решение принимает общее собрание в МКД в рамках своей исключительной компетенции (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

ВОПРОС № 10. МОЖЕТ ЛИ РСО БЕЗ РЕШЕНИЯ ОБЩЕГО СОБРАНИЯ СОБСТВЕННИКОВ ПЕРЕВЕСТИ МКД НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

РСО вправе в одностороннем порядке расторгнуть договоры ресурсоснабжения с управляющей МКД организацией, если долги будут превышать пороговое значение.

Договор предоставления коммунальных услуг будет считаться заключенным со всеми собственниками одновременно через 30 дней после того, как РСО уведомит управляющую МКД организацию о расторжении договора ресурсоснабжения (п. 2 ч. 7 ст. 157.2 ЖК).

ВОПРОС № 11. КТО БУДЕТ ПЛАТИТЬ ПО СТАРЫМ ДОЛГАМ ЗА КУ, КОГДА СОБСТВЕННИКИ ПЕРЕЙДУТ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ С РСО?

Если до перехода между УО, ТСЖ, ЖСК и РСО действовал договор ресурсоснабжения, то накопленные по нему долги останутся за УО, ТСЖ, ЖСК.

Чтобы не брать на себя лишнее, составьте акт сверки расчетов на дату, предшествующую переходу на прямые договоры. Например, если переход на прямые договоры состоится 1 июня 2018 года, то составьте с РСО акт сверки на 31 мая 2018 года.

ВОПРОС № 12. ЕСЛИ У НАС ПО НЕКОТОРЫМ МКД УЖЕ ДЕЙСТВУЮТ ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО, ЧТО ИЗМЕНИТСЯ В ЭТОЙ ЧАСТИ?

Заключенные ранее договоры с РСО продолжат действовать. Управляющая МКД организация должна обеспечивать постоянную готовность инженерных коммуникаций и другого оборудования, которое входит в состав общего имущества, для предоставления КУ (ч. 3 ст. 3 Закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ).

ВОПРОС № 13. ОСТАНУТСЯ ЛИ В СИЛЕ ПРИНЯТЫЕ РАНЬШЕ РЕШЕНИЯ О ПРЯМЫХ РАСЧЕТАХ МЕЖДУ СОБСТВЕННИКАМИ И РСО?

Если до 3 апреля собственники помещений в МКД или члены ТСЖ, ЖСК приняли решение об оплате коммунальных услуг напрямую РСО в силу ранее действовавших частей 6.3 и 7.1 статьи 155 ЖК, то такой порядок расчета сохраняется. В таком случае, оплачивая коммунальные услуги РСО, собственники выполняют обязательства по оплате перед УО, ТСЖ, ЖСК. Это прямо предусматривает часть 6 статьи 3 Закона от 03.04.2018 № 59-ФЗ «О внесении изменений в Жилищный кодекс Российской Федерации».

При этом собственники вправе в общем порядке принять решение о заключении с РСО договоров предоставления коммунальных услуг.

ВОПРОС № 14. НАДО ЛИ МЕНЯТЬ УСЛОВИЯ ДОГОВОРА УПРАВЛЕНИЯ, ЕСЛИ МКД ПЕРЕХОДИТ НА ПРЯМЫЕ ДОГОВОРЫ?

Вносить изменения в действующий договор управления МКД не обязательно.

Дело в том, что решения общего собрания в МКД достаточно, чтобы перейти на прямые договоры между РСО и потребителями. Согласие управляющей МКД организации, внесение изменений в договор управления не требуются.

ВОПРОС № 15. КТО ОГРАНИЧИТ ИЛИ ПРИОСТАНОВИТ ПОДАЧУ КУ ПОТРЕБИТЕЛЮ ЗА ДОЛГИ?

Ограничивать и приостанавливать коммунальные услуги должникам будет РСО при взаимодействии с управляющей МКД организацией.

Ограничить или приостановить подачу коммунальной услуги вправе только исполнитель таких услуг (п. 119 Правил предоставления коммунальных услуг). Если собственники заключают договоры напрямую с РСО, то исполнителем коммунальных услуг будет соответствующая РСО. Это следует из определения термина «исполнитель коммунальных услуг». Такое правило распространяется в том числе на МКД, которым управляет УО или жилищное объединение.

При этом у РСО нет прямого доступа к инженерным коммуникациям МКД, чтобы ограничить или приостановить предоставление коммунальной услуги, поэтому РСО и УО, ТСЖ, ЖК, ЖСК должны наладить порядок взаимодействия по этому вопросу. В договоре поставки КР на СОИ между управляющей МКД организацией и РСО может быть предусмотрен порядок взаимодействия по аналогии со случаем, когда собственники приняли решение об оплате КУ напрямую РСО (подп. «в» п. 27 Правил, обязательных при заключении договоров с ресурсоснабжающими организациями, утв. постановлением Правительства от 14.02.2012 № 124).

Также условие о том, что ограничивать и приостанавливать КУ будет РСО, включили в проект типового договора предоставления коммунальных услуг между РСО и собственником. Такой договор будет предусматривать порядок ограничения и приостановления.

ВОПРОС № 16. МОЖНО ЛИ ПЕРЕЙТИ НА ОПЛАТУ КР НА СОИ НАПРЯМУЮ РСО?

При способе управления МКД управляющей организацией, товариществом или кооперативом РСО может предоставлять коммунальные услуги собственникам исключительно в целях личного потребления таких услуг потребителями. Для этого собственники помещений в МКД вправе принять решение о заключении договоров, которые содержат положения предоставления коммунальных услуг: ХВС, ГВС, водоотведения, электроснабжения, газоснабжения (в том числе поставки бытового газа в баллонах), отопления (п. 4.4 ч. 2 ст. 44 ЖК).

Коммунальные ресурсы, потребляемые при использовании и содержании общего имущества в МКД, не относятся к коммунальным услугам, а входят в состав платы за содержание жилого помещения (п. 2 ч. 1 ст. 154 ЖК). Поэтому собственники не вправе оплачивать КР на СОИ. Плату за такие ресурсы включают в коммунальные услуги и потребители оплачивают их напрямую РСО в трех случаях:

  • в МКД непосредственный способ управления;
  • способ управления не выбран;
  • выбранный способ управления МКД не реализован.

Основания платы за КУ на ОДН напрямую РСО следуют из части 5 статьи 154 ЖК и пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг, утвержденных постановлением Правительства от 06.05.2011 № 354.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector