Разъяснение по видам разрешенного использования земельных участков
Garant-agency.ru

Юридический портал

Разъяснение по видам разрешенного использования земельных участков

Категории и виды разрешенного использования земли

Основная юридическая характеристика участков – деление на категории и виды разрешенного использования земли. Необходимо учитывать особенности территорий и применять их целесообразно. Деление на категории земель и виды разрешенного использования позволяет государству контролировать базовые ресурсы страны и минимизировать потери полезных свойств земельных участков.

Какие бывают категории земель?

Состав земель на территории России регулирует ст. 7 Земельного Кодекса. Согласно законодательству, всего существует семь категорий земель:

  1. Земли, предназначенные для сельскохозяйственных нужд.
  2. Земли населенных пунктов.
  3. Земельные участки специального назначения (предназначенные для целей промышленности, транспорта, связи, обороны, безопасности и др.).
  4. Земли особо охраняемых территорий и объектов.
  5. Земли лесного фонда.
  6. Земли водного фонда.
  7. Земли запаса (участки, неиспользуемые в данный момент, которые находятся в резерве страны).

Правовой режим отдельных категорий земель может предусматривать особые условия. Это необходимо для сохранения природных характеристик, присущих территории (например, участки национальных парков).

Каждая категория имеет несколько видов допустимого использования земельных участков. Что такое «разрешенное использование земли» читайте далее.

Виды разрешенного использования земельных участков

Разрешенное использование земельного участка – это уточняющая характеристика, показывающая назначение территории. Использовать участок, даже если он находится в собственности, можно только в соответствии с его принадлежностью к определенному виду разрешенного использования.

Всего возможных видов разрешенного использования более 3000. Все они перечислены в классификаторе, который был установлен приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 № 540 «Об утверждении классификатора видов разрешенного использования земельных участков».

Использование земельного участка не по целевому назначению – основание для привлечения нарушителя к административной ответственности.

Штраф за использование земли не по назначению весьма существенный – до 1 % от кадастровой стоимости, но не менее 10 000 рублей. Штрафные санкции налагаются в соответствии со ст. 8.8 КоАП РФ.

Кроме того, если на участке, разрешенное использование которого – постройка жилого дома, собственник разместил торговую точку, ему придется не только выплатить штраф, но и снести нецелевое сооружение.

Перед приобретением земельного участка стоит уточнить вид разрешенного использования. Как правило, он прописывается в кадастровом паспорте.

В активном обороте участвуют, в основном, две категории земли – земли сельскохозяйственного назначения и земли населенных пунктов. Несмотря на то, что участки лесного фонда тоже можно оформить в частную собственность, граждане пользуются этим редко.

Земли населенных пунктов: виды разрешенного использования

Земли населенных пунктов имеют четкую границу. Такие участки предназначены для проживания граждан и размещения необходимой инфраструктуры.

Вся земля населенных пунктов подразделяется на зоны. Они перечислены в ст. 85 ЗК РФ. Таких территориальных зон земель населенных пунктов девять:

  1. Жилые зоны.
  2. Общественно-деловые.
  3. Производственные.
  4. Инженерные и транспортные инфраструктуры.
  5. Рекреационные зоны.
  6. Участки сельскохозяйственного использования.
  7. Зоны специального назначения.
  8. Военные объекты.
  9. Иные земельные участки.

Каждая из зон имеет свои виды разрешенного использования. Для граждан интересны только жилые и сельскохозяйственные зоны, так как именно они могут быть переданы в собственность.

Земельные участки, расположенные в жилых зонах, имеют следующие виды разрешенного использования:

  • ИЖС (индивидуальное жилищное строительство);
  • ЛПХ (личное подсобное хозяйство);
  • ДНП (дачная застройка).

Строительство возможно на каждом из таких участков. Однако есть существенные отличия.

Уважаемые читатели! Мы рассказываем о стандартных методах решения юридических проблем, но ваш случай может быть особенным. Мы поможем найти решение именно Вашей проблемы бесплатно – попросту позвоните к нашему юристконсульту по телефонам:

8 (800) 222-76-65
(бесплатный звонок по России)

Это быстро и бесплатно! Вы также можете быстро получить ответ через форму консультанта на сайте.

Земельные участки, предназначенные для ДНП и ЛПХ, подразумевают возможности застройки не зависимо от требуемых габаритов. Но тут есть весомый минус – на таких участках очень сложно прописаться.

Строения на землях ИЖС обслуживаются точно также, как и постройки городских поселений. Собственник вправе беспрепятственно здесь прописаться. Хоть и ограничений на габариты построек не предусмотрено, проект строительства необходимо будет согласовать с муниципалитетом. Минус участков ИЖС в повышенной налоговой ставке относительно земель ДНП.

Виды разрешенного использования сельскохозяйственных земель

Земли сельскохозяйственного назначения находятся за чертой поселений. Здесь могут размещаться сенокосы, пастбища, сады, пашни и постройки.

Целевое назначение земель сельскохозяйственного назначение для граждан может быть следующим:

  1. Личное хозяйство. Устанавливается с правом на строительство или без него.
  2. Дачное строительство. Здесь допускается постройка загородного жилого дома. В отличие от застройки на землях поселений проект строительства согласовывать не нужно.
  3. Садоводство, животноводство, растениеводство и т.д.

Существенный минус приобретения в собственность участков сельскохозяйственного назначения – практически полная невозможность прописаться в построенном жилом доме.

Виды использования земель для ИЖС, огорода и бизнеса по классификатору

Для целей индивидуальной застройки и ведения личного хозяйства подойдут участки, имеющие коды 2,0 – 2,7 в разделе 2 по классификатору. Эти цифры означают, что земля может использоваться в следующих целях:

  • постройка малоэтажных жилых домов (до 3-х этажей, не подразумевающих квартирного деления);
  • выращивание плодовых, ягодных, овощных и других сельскохозяйственных культур (садоводство и огородничество);
  • подсобная постройка (возведение сараев, гаражей и т.д.);
  • постройка садовых зданий;
  • ведение личного подсобного хозяйства и организация участка;
  • постройка временных передвижных сооружений с возможностью подключения к общим техническим сетям (вагончики, кемпинги и т.д.).

При планировании предпринимательской деятельности подойдет земельный участок, имеющий вид разрешенного использования, предусмотренный в разделе 4 классификатора (коды 4.0-4,9). Целевое назначение таких участков допускает размещение объектов капитального строительства, возводимых для торговли, транспортного обслуживания, отдыха, развлечений и т.д.

Какие еще виды разрешенного использования земель бывают?

Градостроительным кодексом устанавливается три варианта видов разрешенного использования земель. Согласно, ст. 37 ГрК РФ существуют:

  • основные виды разрешенного использования;
  • условно разрешенные виды использования земель;
  • вспомогательные виды.

Основные виды разрешенного использования земельных участков перечислены в классификаторе. Они не подлежат дополнительному согласованию с органами власти. Это значит, что собственник вправе распоряжаться участком по своему усмотрению в рамках закона и классификатора.

5. Установление правилами землепользования и застройки территориальной зоны без учета существующего землепользования не противоречит нормам ГрК РФ и не может быть признано нарушением прав и законных интересов собственников соответствующих земельных участков.

Доводы суда:

  • генеральный план является документом, определяющим стратегию градостроительного развития муниципальных образований, в связи с чем он может не соответствовать фактическому использованию территории и допускать потенциальное изменение ее назначения;
  • основой для подготовки правил землепользования и застройки является генеральный план, в связи с чем неотражение в правилах землепользования и застройки территориальной зоны с учетом перспектив градостроительного развития, установленных генеральным планом, противоречит нормам ГрК РФ;
  • положения части 8 статьи 36 ГрК РФ, пункта пункт 4 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации (далее – ЗК РФ) предусматривают возможность использования земельных участков по прежнему назначению без установления срока приведения их в соответствие с градостроительным регламентом, за исключением случаев, в которых использование таких земельных участков и объектов капитального строительства опасно для жизни или здоровья человека, окружающей среды, объектов культурного наследия.

6. Вид разрешенного использования земельного участка может быть установлен органом публичной власти в случае, если он не был определен при предоставлении такого земельного участка, при этом отказ органа публичной власти в совершении указанных действий является незаконным.

7. Градостроительные регламенты, установленные для территориальных зон правилами землепользования и застройки, могут включать в себя различные виды разрешенного использования с учетом особенностей градостроительного развития соответствующей территории и возможности сочетания таких видов разрешенного использования.
Так, суд признал установление для территориальной зоны «ведение огородничества» градостроительного регламента, включающего вид разрешенного использования «ведение садоводства», правомерным и не нарушающим прав правообладателей земельных участков в границах территориальной зоны на использование принадлежащих им земельных участков, в том числе, на размещение на них садовых домов.

8. Изменение вида разрешенного использования земельного участка не допускается в случае, если такой земельный участок не соответствует предельным размерам и параметрам, установленным для запрашиваемого вида разрешенного использования.

Как указал суд с учетом пункта 1 статьи 11.9 ЗК РФ, пункта 9 статьи 1 и статей 37 и 38 ГрК РФ, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, установленные в градостроительном регламенте, должны соотноситься с видами разрешенного использования земельных участков, поскольку виды разрешенного использования являются, по сути, видами деятельности, осуществлять которую возможно при обязательном соблюдении требований, установленных градостроительным регламентом.

При этом суд пояснил, что в подобных случаях правообладатель вправе обратиться за получением разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции в порядке, установленном статьей 40 ГрК РФ.

Виды разрешённого использования земельных участков в новом представлении – Классификатор ВРИ 2019

  • здания для предпринимательской деятельности, ведущейся в целях извлечения прибыли:
  1. пансионаты
  2. дома отдыха
  3. отели
  4. здания для проживание и одновременно для лечебных целей или социального обслуживания населения:
  5. дома ребёнка
  6. дома престарелых и инвалидов
  7. санатории
  8. больничные комплексы
  9. пункты ночлега для бездомных граждан
  10. объекты капитального строительства для временного размещения вынужденных переселенцев, признанных беженцами
  • здания, используемые для непрерывной производственной деятельности:
  1. служебные помещения
  2. вахтовые комнаты
  3. помещения, используемые для производственных целей
  4. помещения и здания для деятельности режимного характера:
  5. казармы
  6. караульные комнаты
  7. здания для содержания осуждённых и подозреваемых лиц
  8. и т.д.
  • 3.0. Общественное использование объектов капитального строительства

Раздел содержит перечень из 33-х видов разрешённого использования с кодами 3.1 – 3.10.2

Допускается размещение ОКС для бытовых, социальных и духовных потребностей человека.

  • 4.0. Предпринимательство

В раздел включены 18 видов разрешённого использования участков с кодами 4.1-4.10 для размещения объектов, связанных с ведением предпринимательской деятельности в целях извлечения прибыли. Включается также эксплуатация ЗУ для банковской и торговой деятельности.

  • 5.0. Отдых (рекреация)

Раздел включает в себя содержание 13 видов разрешённого использования с кодами 5.1-5.5.

Эксплуатация ЗУ связана с обустройством мест для следующих задач:

  1. занятие спортом, физической культурой, пешими или верховыми прогулками
  2. отдых и туризм
  3. наблюдение за природой
  4. пикники, охота, рыбалка и иная деятельность
  5. создание и уход за городскими лесами, скверами, прудами, озерами, водохранилищами, пляжами, а также обустройство мест отдыха в них
  • 6.0. Производственная деятельность

Разрешённое использование распространяется на субъекты предпринимательства, ведущие производственную деятельность в сфере добычи полезных ископаемых, их переработки, изготовления продукции промышленным способом

В раздел включены 16 видов разрешённого использования участков с кодами 6.1-6.12.

Среди них есть новый ВРИ «Научно-производственная деятельность» (код 6.12), обеспечивающий размещение технологических, промышленных, агропромышленных парков, бизнес-инкубаторов.

Раздел содержит перечень из 10 видов разрешённого использования участков, предназначенных для следующих задач:

  • обслуживание транспортных сетей, в том числе для перевозки людей и передачи грузов или вещных материалов
  • обслуживание транспортных средств

В раздел включены ВРИ участков с кодами 7.1- 7.5.

  • 8.0. Обеспечение обороны и безопасности

Для поддержания в боевой готовности Вооруженных Сил РФ, других войск, воинских формирований и органов управлений ими используются зоны и участки, имеющие оборонное значение:

  1. для размещение военных организаций, внутренних войск, учреждений и других объектов
  2. для дислокации войск и сил флота
  3. для строительства, эксплуатации и размещения инженерных сооружений и заграждений, пограничных знаков, коммуникаций и других объектов, необходимых для обеспечения защиты и охраны Государственной границы Российской Федерации, а также для устройства пограничных просек и контрольных полос
  4. для строительства зданий пунктов пропуска через Государственную границу Российской Федерации
  5. для проведения воинских учений и других мероприятий
  6. для разработки, испытания, производства ремонта или уничтожения вооружения, техники военного назначения и боеприпасов
  7. для размещения объектов капитального строительства, необходимых для создания и хранения запасов материальных ценностей в государственном и мобилизационном резервах (хранилища, склады и другие объекты)
    Сооружения и объекты военного назначения:
    • для сухопутных участков
    • для водных участков
    • для обслуживания авиации на местах

Также ВРИ земельных распределены в соответствии со спецификой оборонных сооружений и объектов:

  1. для боевого дежурства действующих воинских частей и т.д.
  2. военные институты, училища, академии и университеты, имеющие статус военно-образовательного цикла

В данный раздел включены и ВРИ земельных участков под строительство, эксплуатацию и размещения объектов:

  1. для таможенной деятельности
  2. для подготовки и поддержания в готовности органов внутренних дел, Росгвардии и спасательных служб, в которых существует военизированная служба
  3. для размещения объектов гражданской обороны, за исключением объектов гражданской обороны, являющихся частями производственных зданий

Коды 3-х видов ВРИ в этом разделе – 8.1-8.3

  • 9.0. Деятельность по особой охране и изучению природы

К этому разделу относятся территории и участки, связанные:

  1. с природоохранной деятельностью
  2. с охранением окружающей среды и биоресурсов

Запрещена Хозяйственная деятельность на данных ЗУ, связанная:

  1. с извлечение прибыли
  2. со строительством промышленных объектов

Территория по границам не может изменена ни при каких условиях, как и статус временного использования, если участки находятся в границах:

  1. государственных природных заповедников
  2. национальных и природных парков
  3. памятников природы
  4. дендрологических парков
  5. ботанических садов
  6. оранжерей

Разрешена только деятельность, связанной с охраной и изучением природы.

В раздел включены виды использования участков в курортных и санаторных целях, а также участков, связанных с историко-культурной деятельностью

Коды 4-х видов разрешённого использования земельных участков в этом разделе – 9.1-9.3

  • 10.0. Использование лесов

Эксплуатация лесных участков связана со следующими вариантами деятельности:

  1. заготовка
  2. первичная обработке
  3. вывоз древесины и недревесных лесных ресурсов
  4. охрана и восстановление лесов
  5. иные цели

Коды 4-х видов использования земельных участков в этом разделе – 10.1 – 10.4.

  • 11.0. Водные объекты

К водным объектам относятся:

  1. ледники
  2. снежники
  3. ручьи
  4. реки
  5. озёра
  6. болота
  7. территориальные моря
  8. другие поверхностные водные объекты, имеющие схожую водную структуру

  • 12.0. Земельные участки (территории) общего пользования

Земельные наделы, имеющие статус общего пользования и предназначенные для решения таких задач:

  1. строительство и эксплуатация объектов уличной сети:
    • автомобильных дорог
    • трамвайных путей и пешеходных тротуаров в границах населённых пунктов
    • пешеходных переходов
    • бульваров
    • площадей
    • проездов
    • велодорожек
    • объектов велотранспортной и инженерной инфраструктуры
  2. строительство, эксплуатация, с последующим размещением придорожных стоянок (парковок) транспортных средств в границах городских улиц и дорог
  3. благоустройство территории с размещением:
    • декоративных, технических, планировочных, конструктивных устройств,
    • элементов озеленения
    • различных видов оборудования и оформления
    • малых архитектурных форм
    • некапитальных нестационарных строений и сооружений
    • информационных щитов и указателей, применяемых как составные части благоустройства территории
    • общественных туалетов
  4. ритуальная деятельность:
    • размещение кладбищ
    • крематориев и мест захоронения
    • размещение соответствующих культовых сооружений
    • осуществление деятельности по производству продукции ритуально-обрядового назначения
  5. запас:
    • отсутствие хозяйственной деятельности

Комплексное содержание земельных наделов общего пользования включает в себя коды 12.0.1-12.0.2.

  • 13.0. Земельные участки общего назначения
Читать еще:  Правомерно ли уменьшение алиментов с 70% на 50%?

Это земельные участки, имеющие граничащую территориальную расположенность в пределах населённых пунктов.

Такие участки являются имуществом общего пользования и предназначены для общего использования правообладателями земельных участков, расположенных в границах территории, где граждане занимаются садоводства или огородничества для собственных нужд, и (или) для размещения объектов капитального строительства, относящихся к имуществу общего пользования.

Земельные наделы имеют право принадлежности к конкретному собственнику садового участка СНТ или ОНТ.

В соответствии с выбранной категорией для таких участков:

  1. или допускается строительство объектов недвижимости, сооружений, временных построек
  2. или устанавливается полный запрет на строительство объектов недвижимости, сооружений, временных построек

Коды ВРИ земельных участков в этом разделе – 13.1 – 13.2.

Значение Классификатора ВРИ-2019 для государства и местных властей

О взаимосвязи Классификатора ВРИ – 2019 и ПЗЗ уже было отмечено выше. Классификатор применяется для широкого круга задач, решаемых государством и местными властями.

Кодирование наименований ВРИ с присвоением цифрового обозначения каждому наименованию соответствует разделам и подразделам. классификатора. Земельные участки систематизированы. Этим обеспечивается:

  1. рациональное использование и управление ЗУ
  2. выполнение оценки земель
  3. ведение учёта и регистрации прав собственников
  4. определение допустимых действий по распоряжению землёй

Присвоение кода виду разрешённого использования ЗУ позволяет определить:

  1. максимально допустимый размер участка
  2. ограничения по распоряжению, застройке и заключению сделок любого характера (при необходимости)
  3. нормы налогообложения, применительно к ставкам, льготам
  4. имущественные права собственника в отношении участка и строений на нём
  5. субсидирование
  6. другие параметры

Значение Классификатора для собственников

Владельцы наделов ставят перед собой конкретные цели:

  1. построить дом
  2. разбить сад или огород
  3. заняться фермерским хозяйством
  4. разместить торговый центр
  5. организовать цех по металлообработке
  6. другие

Разом все эти задачи не решаются ни на одном из участков. Содержание ВРИ предоставляет возможность реализации целого комплекса направлений, но только таких, что связаны с назначением надела. Именно поэтому невозможно увидеть пастбища возле многоэтажек, среди сельхозугодий – гипермаркеты, а на стадионе – бетонный завод.

Разобраться с тем, что можно делать, скажем, на участке, предназначенном под магазин, поможет содержание кода 4.4 Классификатора ВРИ:

  1. можно построить ОКС, назначение которого – продажа товаров
  2. торговая площадь не должна превышать 5000 кв.м

Следовательно, Классификатор помогает понять, как эффективно и по закону можно распорядиться своим земельным наделом. Этому способствует также уточнение описания видов коснулось следующих разделов:

  1. «Жилая застройка»
  2. «Общественное использование объектов капитального строительства»
  3. «Предпринимательство»
  4. «Отдых (рекреация)»

Введены дополнительные виды, связанные с предоставлением коммунальных услуг:

  1. административные здания организаций
  2. дома социального обслуживания
  3. общежития
  4. здания для медицинских организаций особого назначения

Уточнены характеристики жилых домов на участках:

  1. для ИЖС
  2. для ЛПХ
  3. для малоэтажной многоквартирной жилой застройки
  4. для блокированной жилой застройки.

Все эти новшества расширяют возможности использования земельных участков.

Полезно знать

  • Что такое обременение земельного участка можно узнать здесь
  • Что можно строить на участках для осуществления крестьянского (фермерского) хозяйства (КФХ) – читать здесь
  • С условиями оформления в собственность захваченной земли можно ознакомиться здесь
  • С особенностями подключения к электричеству в СНТ в ОНТ с 2019 года можно ознакомиться здесь

Выбор вида разрешенного использования земельного участка

Для начала следует разобраться, что представляет собой вид разрешенного использования земельного участка.

Нормативного определения указанного понятия не существует. Однако анализ действующего законодательства позволяет сказать, что вид разрешенного использования земельного участка относится к числу его важнейших характеристик, поскольку совместно с целевым назначением (категорией) земель, на которых земельный участок сформирован, определяет его правовой режим, от которого зависит, как земельный участок предоставляется пользователям, как он может использоваться и в каких пределах им можно распоряжаться.

Услуги нашего центра

Согласно ст. 7 Земельного кодекса РФ виды разрешенного использования земельных участков устанавливаются в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов .

В настоящее время процесс зонирования территорий (образование территориальных зон) законодательно определен только в отношении земель населенных пунктов и регулируется Главой IV Градостроительного кодекса РФ. В отношении земель других категорий ст. 7 Земельного кодекса РФ предусматривает, что виды разрешенного использования земельных участков должны определяться в соответствии с классификатором, утвержденным федеральным органом исполнительной власти. Однако до настоящего времени такой классификатор не утвержден.

В соответствии с п. 9 ст. 1, ч. 2 и 6 ст. 30 Градостроительного кодекса РФ (далее – Градостроительный кодекс) разрешенное использование земельных участков определяется градостроительным регламентом, утвержденным в составе правил землепользования и застройки.

Исходя из положений п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования .

Частью 4 ст. 37 Градостроительного кодекса также установлено, что основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства правообладателями земельных участков и объектов капитального строительства, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий, выбираются соответствующим правообладателем самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования .

Между тем, в силу пункта 3 части 1 статьи 37 Градостроительного кодекса, абзаца второго части 4 статьи 17 Правил землепользования и застройки вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков допустимы только в качестве дополнительных по отношению к основным и условно разрешенным видам использования и осуществляются совместно с ними .

Таким образом, виды разрешенного использования земельных участков, предусмотренные правилами землепользования и застройки, делятся на те, которые самостоятельно определяются землепользователем (основные и условно разрешенные), и те, которые могут определяться землепользователем только дополнительно к основным или условно разрешенным, наряду с ними вспомогательные виды разрешенного использования).

Следовательно, правообладателям земельных участков и объектов капитального строительства предоставляется возможность выбора основного вида разрешенного использования из предусмотренных градостроительным регламентом для данной территориальной зоны в качестве основных видов разрешенного использования, а также право использования земельного участка наряду с основным видом использования по любому из вспомогательных видов.

Выбор вспомогательного вида разрешенного использования без выбора основного вида разрешенного использования не предусмотрен ни федеральными, ни местными нормативными актами. Из системного анализа положений статей 30, 36, 37 Градостроительного кодекса, статей 7, 85 Земельного кодекса, статей 16 и 22 Федерального закона от 24.07.2007 г. № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости» следует, что кадастровый учет изменения вида разрешенного использования земельного участка осуществляется на основании градостроительного регламента, а изменение вида разрешенного использования земельных участков, виды разрешенного использования которых градостроительному регламенту не соответствуют, может осуществляться путем приведения их в соответствие с видами разрешенного использования, установленными градостроительным регламентом. Включение в градостроительные регламенты видов разрешенного использования, совпадающих с уже осуществляемой к этому моменту деятельностью, предусмотрено требованиями пункта 2 статьи 36 Градостроительного кодекса об установлении градостроительных регламентов с учетом фактического использования земельных участков и объектов капитального строительства в границах территориальной зоны .

Поэтому для любого земельного участка вспомогательный вид разрешенного использования не может быть единственным, а при включении его (их) в кадастр недвижимости в качестве второго и последующих видов использования (что допускается) кадастровая оценка земельного участка с несколькими видами разрешенного использования осуществляется исходя из того вида, по которому при расчете получаются наибольшие значения показателей (подпункт 2.7.1 Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 15.02.2007 г. № 39).

Хотите высказаться или у вас есть вопрос по теме этой статьи? Напишите в комментариях!

Какая применяется ставка в расчете земельного налога при наличии 2-х и более видов разрешенного использования земельного участка

Какая применяется ставка в расчете земельного налога при наличии двух и более видов разрешенного использования земельного участка, если представительным органом местного самоуправления установлены различные ставки налога для данных видов разрешенного использования?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:

Если для земельного участка установлены несколько видов разрешенного использования, и для данных видов разрешенного использования установлены различные ставки земельного налога, то налоговую базу (кадастровую стоимость) для исчисления налога необходимо определять отдельно исходя из доли фактического использования земельного участка в соответствии с каждым из разрешенных видов использования.

Обоснование позиции:

В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 387 НК РФ земельный налог (далее – Налог) устанавливается НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Устанавливая налог, представительные органы муниципальных образований определяют налоговые ставки в пределах, установленных главой 31 НК РФ.

В отношении налогоплательщиков-организаций представительные органы муниципальных образований, устанавливая налог, определяют также порядок и сроки уплаты налога.

При установлении налога нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований могут также устанавливаться налоговые льготы, основания и порядок их применения, включая установление размера не облагаемой налогом суммы для отдельных категорий налогоплательщиков.

Читать еще:  Прошу оценить шансы на апелляционную жалобу

Налогоплательщиками Налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения (п. 1 ст. 388 НК РФ).

Объектом налогообложения признаются земельные участки, расположенные в пределах муниципального образования, на территории которого введен Налог (п. 1 ст. 389 НК РФ).

Налоговая база определяется как кадастровая стоимость объекта налогообложения, которая определяется в соответствии с земельным законодательством РФ (ст. 390 НК РФ).

На основании п. 1 ст. 396 НК РФ сумма Налога исчисляется по истечении налогового периода как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы.

В силу ст. 394 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и не могут превышать налоговые ставки, установленные п. 1 ст. 394 НК РФ. При этом допускается установление дифференцированных налоговых ставок, в частности, в зависимости от категорий земель и (или) разрешенного использования земельного участка.

Из п. 2 ст. 7 Земельного кодекса РФ и ст. 37 Градостроительного кодекса РФ следует, что для одного земельного участка может быть установлен один или несколько видов его разрешенного использования.

По мнению финансового ведомства, для исчисления земельного налога в отношении земельного участка из земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования должна применяться налоговая ставка, которая установлена представительным органом муниципального образования в отношении вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость (письма Минфина России от 18.06.2015 N 03-05-04-02/35168, от 17.01.2013 N 03-05-05-02/02, от 20.09.2012 N 03-05-05-02/98, от 24.05.2011 N 03-05-04-02/50, от 25.06.2009 N 03-05-04-02/46, от 24.02.2009 N 03-05-04-02/15).

В обоснование своей позиции специалисты Минфина России указали, что положениями главы 31 НК РФ не предусмотрено исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, а также делается отсылка на положения п. 2.7.1. Методических указаний по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов, утвержденных приказом Минэкономразвития России от 15.02.2007 N 39, действовавших до 30.10.2017 (далее – Методические указания).

Согласно п. 2.7.1. Методических указаний расчет кадастровой стоимости земельных участков в составе земель населенных пунктов с более чем одним видом разрешенного использования осуществляется для каждого из видов разрешенного использования в соответствии с п.п. 2.2-2.6 Методических указаний.

По результатам расчетов устанавливается кадастровая стоимость земельных участков того вида разрешенного использования земельного участка, для которого указанное значение наибольшее.

Исключение составляют земельные участки в составе земель населенных пунктов, одним из видов разрешенного использования которых является жилая застройка. Для указанных земельных участков кадастровая стоимость определяется в соответствии с п. 2.2 Методических указаний.

В случае, если земельный участок имеет более чем один вид разрешенного использования в составе жилой застройки, его кадастровая стоимость по результатам расчетов устанавливается равной кадастровой стоимости того вида разрешенного использования в составе жилой застройки, для которого указанное значение является наибольшим.

Отметим, что новые Методические указания о государственной кадастровой оценке, утвержденные приказом Минэкономразвития России от 12.05.2017 N 226, действующие в настоящее время, таких положений не содержат.

Сведения о кадастровой стоимости и видах разрешенного использования земельного участка подлежат включению в государственный кадастр недвижимости (п.п. 1, 4 ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”; ст. 17 Федерального закона от 03.07.2016 N 237-ФЗ “О государственной кадастровой оценке”).

Приведенная нами позиция Минфина России подтверждается, в частности, постановлениями ФАС Московского округа от 06.02.2014 N Ф05-18028/2013, от 20.12.2013 N Ф05-16183/2013, ФАС Северо-Западного округа от 25.09.2009 N А56-39981/2008, на что делает акцент финансовое ведомство в письме Минфина России от 18.06.2015 N 03-05-04-02/35168.

При этом в постановлении Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.10.2017 N 14АП-7508/17 суд пришел к иному выводу, поддержав налоговый орган.

Суд признал правомерным исчисление налоговым органом земельного налога с применением налоговой ставки 0,3% к кадастровой стоимости доли земельного участка (9,6%), занятого непосредственно объектом жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры, а относительно оставшейся доли – с учетом налоговой ставки 1,5%.

Суд сослался на положения п. 2 ст. 391 НК РФ, согласно которому налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на земельный участок, в отношении которых налогоплательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.

Ссылка налогоплательщика на порядок определения кадастровой стоимости земельного участка с различными видами разрешенного использования, установленный в Методических указаниях, судом была отменена с указанием на то, что данный порядок применим при определении кадастровой стоимости земельного участка, но не регулирует порядок налогообложения.

Ссылку налогоплательщика на разъяснения Минфина России, представленные в письме от 18.06.2015 N 03-05-04-02/35168 суд также не принял, указав, что вышеуказанное письмо не является нормативно-правовым актом и не освобождает от обязанности исполнять требования налогового законодательства.

При этом суд, принимая свое решение, сослался на правовую позицию ВАС РФ, изложенную в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 7943/12, где сказано, что согласно п. 2 ст. 391 НК РФ установление различных налоговых ставок является основанием для отдельного расчета налоговой базы. Президиум ВАС РФ признал правомерным расчет налогоплательщиком земельного налога, исходя из ставки 0,1% к кадастровой стоимости земельного участка, рассчитанной применительно к площади участка, фактически занятого объектами жилищного фонда и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса (смотрите также постановление Третьего арбитражного апелляционного суда от 26.11.2013 N 03АП-5428/13).

Отметим, что после выхода постановления Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 7943/12 некоторые суды продолжают указывать на то, что нормы главы 31 НК РФ не предусматривают исчисление земельного налога в отношении земельного участка, принадлежащего одному налогоплательщику, с применением различных налоговых ставок, установленных в зависимости от вида разрешенного использования земельного участка, и признают правомерным применение налоговой ставки, установленной представительным органом муниципального образования в отношении вида разрешенного использования земельного участка, которому соответствует установленная для данного земельного участка кадастровая стоимость (смотрите, например, постановления АС Московского округа от 18.10.2016 N Ф05-15343/16 по делу N А41-97798/2015 (определением ВС РФ от 17.02.2017 N 305-КГ16-20452 отказано в передаче кассационной жалобы для рассмотрения в судебном заседании СК по экономическим спорам ВС РФ), АС Уральского округа от 28.01.2015 N Ф09-9441/14 по делу N А60-16898/2014).

То есть можно заключить, что рассматриваемый нами вопрос является в настоящее время спорным. Причем ни у налоговых органов, ни у судов нет единой позиции по этому вопросу.

Анализ арбитражной практики показывает, что налоговые органы применяют разный подход к исчислению Налога, пытаясь увеличить обязательства налогоплательщика.

В то же время в письме Минфина России от 07.11.2013 N 03-01-13/01/47571, направленном в нижестоящие налоговые органы для сведения и использования в работе письмом ФНС России от 26.11.2013 N ГД-4-3/21097@, указывается, что в случае, когда письменные разъяснения Минфина России (рекомендации, разъяснения ФНС России) по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах не согласуются с решениями, постановлениями, информационными письмами ВАС РФ, а также решениями, постановлениями, письмами ВС РФ, налоговые органы, начиная со дня размещения в полном объеме указанных актов и писем судов на их официальных сайтах в сети “Интернет” либо со дня их официального опубликования в установленном порядке, при реализации своих полномочий руководствуются указанными актами и письмами судов (смотрите также письмо Минфина России от 25.12.2015 N 03-04-05/76160).

Учитывая изложенное, полагаем, при исчислении Налога в рассматриваемой ситуации необходимо руководствоваться правовой позицией, изложенной в постановлении Президиума ВАС РФ от 20.11.2012 N 7943/12.

Таким образом, если для земельного участка установлены несколько видов разрешенного использования и для данных видов разрешенного использования установлены различные ставки земельного налога, то налоговую базу (кадастровую стоимость) для исчисления налога необходимо определять отдельно исходя из доли фактического использования земельного участка в соответствии с каждым из разрешенных видов использования (п. 2 ст. 391 НК РФ).

Отметим, что данная точка зрения является нашим экспертным мнением и может не совпадать с мнением налоговых органов. В связи с этим с целью снижения налоговых рисков организация может воспользоваться своим правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту своего учета за соответствующими письменными разъяснениями (пп. 1, пп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений финансового ведомства или налоговых органов исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании пп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Вахромова Наталья

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Королева Елена

14 декабря 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector