Приватизация служебного жилья муниципального жилого фонда
Garant-agency.ru

Юридический портал

Приватизация служебного жилья муниципального жилого фонда

Как осуществляется приватизация служебной квартиры

Приватизация позволяет гражданам стать полноправными владельцами жилого помещения. Однако статья 4 закона № 1541-1 от 04.07.1991 «О приватизации жилищного фонда в РФ» ограничивает категории объектов, которые могут быть переданы в собственность.

Понятие

Жилплощадь, выделяемая работодателем для временного размещения сотрудников и их семей, называется «служебной». Жилищный кодекс РФ (статья 104) устанавливает, что ведомственное жилье предоставляется в виде отдельной квартиры или дома.

Помещение передается в пользование по договору найма. Законодательство ограничивает права жильцов по распоряжению ведомственной площадью. Работник не может обменять квартиру или сдать ее в аренду.

Наниматель оплачивает коммунальные услуги в том же размере, что и собственники приватизированных помещений.

Ведомственная жилплощадь включается в специализированный фонд предприятия или муниципалитета. Сведения о соответствующем состоянии объектов отражаются в государственном реестре недвижимости.

Проживание в служебной квартире

Статья 104 ЖК РФ (пункт 3) закрепляет, что жилплощадь передается гражданину на время исполнения им трудовых обязанностей.

На обеспечение служебным жильем могут претендовать следующие категории работников:

  • военнослужащие, заключившие контракт;
  • сотрудники правоохранительных структур;
  • научные работники;
  • бюджетники (учителя, работники сферы здравоохранения);
  • представители МЧС;
  • государственные служащие (судьи, сотрудники различных министерств);
  • работники сферы ЖКХ (жилищно-коммунального хозяйства).

Крупные коммерческие компании предоставляют помещения для проживания квалифицированным сотрудникам.

Депутаты любого уровня также имеют право на предоставление служебной квартиры во время нахождения на выборной должности. Соглашение о найме прекращает действовать при увольнении (или по окончании срока исполнения депутатских обязанностей).

Кого нельзя выселить из служебной квартиры

Одним из условий предоставления ведомственной жилплощади выступает освобождение работником помещения после увольнения. Жильцы обязаны добровольно покинуть служебную квартиру при расторжении трудового договора.

Однако законодательство определило категории лиц, которых нельзя выселить из специализированного фонда без выделения иной жилплощади (статья 103 ЖК РФ).

На выделение альтернативного помещения могут рассчитывать:

  1. Члены семьи умершего нанимателя.
  2. Инвалиды I и II групп, получившие увечье по вине работодателя.
  3. Семьи военнослужащих (сотрудников правоохранительных органов) погибших при исполнении обязанностей.
  4. Пенсионеры, получающие пособие по старости.
  5. Дети, оставшиеся без родительского попечения (до достижения совершеннолетнего возраста).

Предоставляемое помещение должно располагаться в границах населенного пункта.

Объекты, которые не подлежат передаче в собственность

Приватизация служебной квартиры может быть проведена при соблюдении определенных условий. Закон № 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в РФ» предоставляет всем российским гражданам возможность стать владельцами помещений, используемых по договору социального найма.

Не передаются в частную собственность квартиры, расположенные в военных городках закрытого типа.

Также нельзя стать владельцем жилплощади, которая не отвечает санитарно-гигиеническим требованиям или находится в аварийном состоянии.

Ведомственные помещения не соответствуют следующим требованиям законодательства:

  • квартира выделяется работодателем, а не государством;
  • основанием вселения служит соглашение обычного найма.

Служебное помещение, входящее в специализированный фонд предприятия, может быть передано нанимателю только по разрешению собственника. Исключение составляет жилье, находящееся на территории сельских поселений.

Пошаговая инструкция

Процедура передачи ведомственного помещения гражданам отличается от стандартного переоформления муниципальной жилплощади.

Алгоритм действий включает следующие этапы:

  1. Запрос согласия собственника.
  2. Перевод квартиры на баланс муниципалитета.
  3. Подготовка документов.
  4. Подача заявления в орган местного самоуправления.
  5. Регистрация права собственности в Росреестре.

Если предприятие или муниципальные власти отказывают в передаче квартиры, наниматель вправе обратиться с иском в судебную инстанцию.

Заявление на приватизацию

Процесс переоформления недвижимости начинается с обращения к работодателю. Форма ходатайства о передаче жилья не регламентирована законодательно. Заявление можно написать от руки или напечатать на компьютере.

В документе необходимо указать:

  • наименование организации-работодателя;
  • данные заявителя (фамилия, имя, отчество, контактную информацию);
  • сведения о членах семьи нанимателя, зарегистрированных в квартире;
  • дата и основания предоставления служебной жилплощади;
  • технические характеристики помещения (адрес, площадь, количество комнат);
  • просьбу о передаче недвижимости в порядке приватизации;
  • основания, позволяющие оформить собственность (локальные акты предприятия, ссылки на законодательство).

Бланк заявления можно скачать здесь. Результат рассмотрения ходатайства отражается в официальном ответе.

Решение организации-собственника помещения

Закон № 1541-1 (статья 4) предусматривает возможность передачи ведомственных квартир гражданам, если собственник жилищного фонда не возражает против приватизации.

В большинстве случаев для вынесения положительного решения необходимо соблюдение следующих условий:

  • заявитель проживает в квартире на основании официального договора найма;
  • сотрудник добросовестно исполняет должностные обязанности;
  • стаж работы на предприятии (или в бюджетной сфере) составляет не менее 10 лет.

Решение о передаче (отказе) помещения подписывает руководитель организации. Документ должен быть зарегистрирован и заверен печатью.

Сельским жителям государство предоставляет право приватизировать служебное жилье независимо от согласия собственника.

Передача квартиры в муниципальный фонд

Одним из требований к претендентам на безвозмездное получение помещения в собственность является проживание по договору социального найма. При вселении в ведомственную квартиру сотрудник подписывает соглашение о срочном пользовании. В случае увольнения документ прекращает действовать. Поэтому основным этапом приватизации служебного помещения выступает его передача в собственность муниципалитета.

Процедуру переоформления осуществляет организация-собственник. Изменение статуса подтверждает постановление органа местного самоуправления о принятии жилплощади на баланс города.

Следующим шагом является заключение договора социального найма. Соглашение с муниципалитетом заключается на неопределенный период.

Перечень документов для приватизации

В список бумаг, которые требуется представить для оформления помещения в собственность, входит множество различных справок и выписок.

Обязательный комплект документации включает:

  • заявление;
  • согласие (или отказ) всех членов семьи на участие в приватизации;
  • постановление о переводе служебной жилплощади в муниципальный фонд;
  • соглашение о социальном найме;
  • справка о лицах, прописанных в квартире;
  • копии удостоверений личности жильцов (паспорт или свидетельство о рождении);
  • техпаспорт объекта, выполненный специалистами БТИ;
  • выписку из лицевого счета (для подтверждения своевременной оплаты коммунальных услуг).

Государство предоставляет каждому гражданину возможность однократного участия в приватизации (ст. 11 Закон № 1541-1). При обращении с заявлением о передаче жилья необходимо представить справку о том, что ранее право не использовалось.

Специалисты жилищной структуры муниципалитета могут запрашивать дополнительные документы (например, выписку из ЕГРН об отсутствии иной недвижимости).

Сроки рассмотрения заявления

Законодательство отводит два месяца на принятие решения о бесплатной передаче квартиры (статья 8, закон № 1541-1). По истечении указанного срока составляется договор приватизации. Документ подтверждает переход служебного жилья в собственность нанимателя.

В соглашении отражаются:

  • информация об участниках сделки;
  • адрес местонахождения и характеристики помещения (количество комнат, общая площадь);
  • основания передачи объекта (соглашение найма, ордер на вселение);
  • обязанности сторон.

Все лица, принимающие участие в приватизации, получают отдельный экземпляр договора.

Регистрация права собственности

Гражданин становится полноправным владельцем квартиры только после внесения данных в государственную базу недвижимости.

Процедура регистрации состоит из следующих этапов:

  • сбор документов;
  • оплата госпошлины (2 000 рублей для физических лиц);
  • подача заявки в территориальное подразделение Росреестра или в МФЦ.

В процессе регистрации происходит окончательная смена правообладателя. В государственную базу недвижимости вносится информация о новом владельце.

Проблемы приватизации служебных квартир

Ведомственные помещения используются работодателем для конкретной цели – привлечение квалифицированных сотрудников. Поэтому организациям невыгодно передавать квартиры в собственность нанимателей.

Основные затруднения, возникающие при переоформлении служебного жилья, связаны с отказом руководства вносить изменения в статус объекта.

Военнослужащие, как сотрудники Министерства обороны РФ, имеют право на безвозмездное получение жилплощади в следующих ситуациях:

  • увольнение ранее установленного срока по состоянию здоровья;
  • досрочный перевод в запас в связи с реорганизационными мероприятиями;
  • оформление пенсионных выплат по выслуге лет.

Продолжительный период работы (службы) не является гарантией оформления приватизации.

Ликвидация учреждения

При реорганизации или ликвидации предприятия ведомственная жилплощадь передается в муниципальный фонд. При этом орган местного самоуправления выносит постановление о принятии имущества.

Если передача квартиры на баланс города не закреплена документально, необходимо обращаться в суд с иском о признании права на приватизацию.

Перед направлением искового заявления следует уточнить официальный статус жилья в едином реестре недвижимости.

Судебная практика

Государство не обязывает правообладателей ведомственной жилплощади передавать ее работникам по их первому требованию. Чтобы приватизировать служебную квартиру, как свидетельствует судебная практика, потребуется немало усилий.

Требования граждан могут быть удовлетворены при следующих обстоятельствах:

  • в Росреестре нет сведений о ведомственной принадлежности помещения;
  • истец относится к категории льготников;
  • наниматель поставлен в очередь на улучшение жилищных условий.

Вердикт судьи зависит от фактических обстоятельств дела. Ключевую роль может иметь длительность трудового стажа в организации.

В Зеленоградский районный суд обратился сотрудник полиции А. с иском о передаче служебной квартиры муниципалитету. В обоснование требований истец указал, что он вместе с семьей пользуется ведомственным помещением 14 лет, своевременно вносит коммунальные платежи. Кроме того, во время исполнения должностных обязанностей сотрудник получил вторую группу инвалидности. Суд обязал работодателя (МВД) оформить перевод квартиры в фонд муниципалитета для последующей приватизации.

В другой ситуации гражданину К. отказали в оформлении договора приватизации. Истец трудился на предприятии в течение 15 лет, после чего уволился в связи с оформлением пенсии по старости.

Ведомственным помещением К. пользовался только на протяжении последних 3 лет. Соглашение о найме с организацией не заключалось. Регистрацию по месту жительства истец не оформлял. Тимирязевский районный суд принял сторону работодателя и вынес решение о выселении бывшего работника.

Читать еще:  Могу ли я обжаловать отказ в возбуждении уголовного дела?

Как приватизировать служебное жилье

Приватизация служебного жилья, являющегося единственным для некоторых граждан, остается актуальным вопросом и по сей день. Можно ли рассчитывать на приватизацию таких «особенных» жилых помещений? Какова позиция Высших судов и судов общей юрисдикции? В каких случаях за жильем сохраняется статус «служебное», влияющий на дальнейшую приватизацию?

Приватизация служебного жилья, являющегося единственным для некоторых граждан, остается актуальным вопросом и по сей день. Можно ли рассчитывать на приватизацию таких «особенных» жилых помещений? Какова позиция Высших судов и судов общей юрисдикции? В каких случаях за жильем сохраняется статус «служебное», влияющий на дальнейшую приватизацию?

Служебное жилье: приватизация в силу оговорки?

Закон РФ «О приватизации» гласит: служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако в абз. 2 ст. 4 закона имеется «оговорка» о том, что собственники жилищного фонда, а также уполномоченные ими органы либо предприятия и учреждения, за которыми служебный жилой фонд закреплен на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Таким образом, с самого начала действия закона «О приватизации» возник вопрос о том, имеет ли право гражданин в обязательном порядке требовать от собственника или иного владельца жилого помещения принятия решения о передаче ему в собственность занимаемой служебной квартиры. Или этот вопрос находится исключительно в компетенции собственника жилого фонда?

Синдром «отказника» в практике московских судов

Следует сказать, что, исходя из моей практики. В большинстве случаев суды общей юрисдикции признавали право предприятий самостоятельно решать вопрос о том, предоставлять или нет конкретному гражданину право приватизировать служебное жилье. Иски о признании неправомерными отказов в приватизации таких квартир оставались без удовлетворения. Причина? Всё просто: Москва не желает расставаться с собственностью, а суды не желают создавать прецедент и сохраняют солидарность.

Вот пример недавнего дела: N и X обратились в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы, ОАО «Московская теплосетевая компания», в котором просят признать за ними в порядке приватизации право общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, на жилое помещение в виде квартиры. В удовлетворении иска суд первой и второй инстанции отказал, по следующей причине: спорная жилая площадь истцу N предоставлена в связи с нахождением в трудовых отношениях с ОАО «Московская теплосетевая компания». На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий N не состоит и указанное обстоятельство не оспаривается. Истцы занимают жилое помещение, имеющее статус «служебного» и бесспорных доказательств, что спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования не представлено.

Таким образом, правовых оснований для передачи в собственность в порядке приватизации служебной жилой площади не имеется. Спорное служебное жилое помещение является собственностью города Москвы, а поскольку, собственник жилого помещения не принимал решение о приватизации служебного жилого помещения, статус указанного жилого помещения не изменялся. Таких «отказников» в московских судах великое множество.

Мнение Верховного суда РФ

Верховным Судом РФ по одному из дел было дано четкое разъяснение: установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае, граждане имеют право реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо от того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении.

Конституционный суд РФ поставил точку

Окончательно данная проблема была разрешена только Конституционным Судом РФ, который еще раз подтвердил право собственников жилищного фонда самостоятельно принимать решения относительно возможности приватизации служебных помещений — именно эта позиция выражена в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N

Как можно приватизировать служебное жилье

Впрочем, приватизировать заветные метры можно в следующих случаях:

— если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации за счет собственных средств, затем передано гражданину — за ним не может быть признано право пользования жилым помещением по договору социального найма и право на приватизацию.

— если служебное жилье ранее принадлежало государственному/муниципальному предприятию/учреждению, которое добровольно передало свой жилой фонд органам местного управления — в этом случае за гражданином по его волеизъявлению должно быть признано право пользования жилым помещением по договору социального найма и, соответственно, право на приватизацию, если государственное/муниципальное предприятие/учреждение так и осталось в той же организационной правовой форме, т.е. не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось. Причем не имеет значения, когда госпредприятие передало муниципалитету жилой фонд: до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ. Если же госпредприятие продолжает оставаться таковым и не передает жилой фонд муниципалитету, то служебные квартиры сохраняют свой статус, а его жители претендовать на приватизацию не вправе.

— согласно закону о приватизации, весь приватизированный жилой фонд передается муниципалитету, однако если служебное жилье «зависло» на балансе давно приватизированных, акционированных или иным образом реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, и так осталось не переданным в муниципальную собственность — в этом случае нежелание муниципалитета принять в свою собственность жилой фонд не ограничивает права граждан на заключение с ними договоров социального найма и дальнейшую приватизацию служебного жилья.

Адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»)

Приложение. Порядок приватизации служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда

к постановлению администрации г. Мегиона

от 21 ноября 2013 г. N 2686

Порядок
приватизации служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда

1. Правом на приватизацию служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставленных до 1 марта 2005 года, обладают наниматели служебных жилых помещений (далее – наниматели), состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма или имеющие право состоять на данном учёте, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения:

1.1. Инвалиды войны и другие инвалиды из числа военнослужащих, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при защите СССР или при исполнении иных обязанностей военной службы, либо вследствие заболевания, связанного с пребыванием на фронте;

1.2. Семьи военнослужащих;

1.3. Инвалиды из числа лиц рядового и начальствующего состава органов Министерства внутренних дел СССР, Государственной противопожарной службы, ставшие инвалидами вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении служебных обязанностей;

1.4. Лица, проработавшие на предприятии, в учреждении, организации, предоставивших им служебное жилое помещение, не менее десяти лет (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”);

1.5. Лица, освобожденные от должности, в связи с которой им было предоставлено жилое помещение, но не прекратившие трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, предоставившими это помещение;

1.6. Лица, уволенные в связи с ликвидацией предприятия, учреждения, организации либо по сокращению численности или штата работников (кроме лиц, которые проживают в служебных жилых помещениях, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба), и не подлежат обеспечению жилыми помещениями для постоянного проживания в порядке и на условиях, предусмотренных Федеральным законом от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”);

1.7. Пенсионеры по старости, персональные пенсионеры;

1.8. Члены семьи умершего работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение;

1.9. Инвалиды труда I и II групп, инвалиды I и II групп из числа военнослужащих и приравненных к ним лиц.

2. Правом на приватизацию служебных жилых помещений муниципального специализированного жилищного фонда, предоставленных после 1 марта 2005 года, обладают наниматели служебных жилых помещений (далее – наниматели), состоящие на учёте в качестве нуждающихся в жилых помещениях предоставляемых по договорам социального найма, не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилых помещений по договору социального найма, либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения, относящиеся к одной из следующих категорий:

2.1. Члены семьи военнослужащих, должностных лиц, сотрудников органов внутренних дел, органов федеральной службы безопасности, таможенных органов Российской Федерации, органов государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, погибших (умерших) или пропавших без вести при исполнении обязанностей военной службы или служебных обязанностей;

2.2. Пенсионеры по старости;

Читать еще:  Ноу хау возврат телефона в магазин

2.3. Члены семьи работника, которому было предоставлено служебное жилое помещение и который умер;

2.4. Инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие трудового увечья по вине работодателя, инвалиды I или II групп, инвалидность которых наступила вследствие профессионального заболевания в связи с исполнением трудовых обязанностей, инвалиды из числа военнослужащих, ставших инвалидами I или II групп вследствие ранения, контузии или увечья, полученных при исполнении обязанностей военной службы либо вследствие заболевания, связанного с исполнением обязанностей военной службы.

3. В целях приватизации служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда наниматель представляет в департамент муниципальной собственности администрации города следующие документы:

3.1. Заявление о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда, подписанное всеми членами семьи, нанимателя, начиная с 14-летнего возраста, имеющими право на приватизацию данного жилого помещения.

3.2. Документы, удостоверяющие личность нанимателя и членов его семьи, копии свидетельств о рождении детей, свидетельства о заключении брака или о его расторжении.

В рамках настоящего Порядка к членам семьи нанимателя служебного жилого помещения относятся постоянно проживающие совместно с ним его супруг, а также дети и родители данного нанимателя. Другие родственники, нетрудоспособные иждивенцы и в исключительных случаях иные граждане могут быть признаны членами семьи нанимателя в судебном порядке, если они вселены нанимателем в качестве членов его семьи и ведут с ним общее хозяйство.

3.3. Справку о регистрации по месту жительства (пребывания) нанимателя и членов его семьи с указанием родственных отношений членов семьи по отношению к нанимателю.

3.4. Ордер на служебное жилое помещение (при наличии).

3.5. Договор найма служебного жилого помещения.

3.6. Выписку из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним о правах нанимателя и членов его семьи на имеющиеся (имевшиеся) у них объекты недвижимого имущества на территории Российской Федерации, в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество в случае их изменения.

3.7. Копию трудовой книжки, в случае ее отсутствия, документ, подтверждающий трудовой стаж в организации, предоставившей жилое помещение.

3.8. Копию пенсионного удостоверения (при наличии).

3.9. Копию удостоверения ветерана боевых действий (при наличии).

3.10. Справку медико-социальной экспертизы (при наличии).

3.11. Свидетельство о смерти лица, которому было предоставлено служебное жилое помещение, и документы, подтверждающие родственные отношения с ним (при наличии).

3.12. Справки органов технической инвентаризации о зарегистрированных правах на жилые помещения на территории города Мегиона и поселка городского типа Высокий на каждого члена семьи (в том числе на ранее существовавшие фамилию, имя, отчество, в случае их изменения).

3.13. Доверенность, подтверждающая полномочия представителя, в случае невозможности явки лица участвующего в приватизации жилого помещения. Доверенность должна быть нотариально удостоверена, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом Российской Федерации.

3.14. Заявление от граждан об отказе от участия, в приватизации жилого помещения, подписанное в присутствии должностного лица департамента муниципальной собственности администрации города, либо нотариально удостоверенное, в случае отказа граждан от приватизации.

3.15. Справки бюро и центров технической инвентаризации, управлений федеральной регистрационной службы, подтверждающие отсутствие зарегистрированного права собственности на приватизируемое жилое помещение в тех населенных пунктах, в которых проживали граждане в период с 10.01.1993 (вступления в силу Закона Российской Федерации от 04.07.1991 N 1541-1 “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации”) до прибытия в город Мегион.

4. Документы, указанные в пункте 3.6 настоящего Порядка, запрашиваются департаментом муниципальной собственности администрации города в рамках межведомственного информационного взаимодействия в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2010 N 210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”.

Документы, указанные в пункте 3 настоящего Порядка, за исключением документов, указанных в пункте 3.6 настоящего Порядка, наниматель предоставляет самостоятельно.

5. Рассмотрение заявления о приватизации служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда со всеми документами, указанными в пункте 3 настоящего Порядка, осуществляется в срок, не превышающий 60 календарных дней, с момента поступления заявления о приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда в департамент муниципальной собственности администрации города. По результатам рассмотрения документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка, департаментом муниципальной собственности администрации города заключается договор приватизации служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, либо нанимателю вручается (направляется) уведомление об отказе в приватизации служебного жилого помещения муниципального жилищного фонда.

6. Перечень оснований для отказа в приеме документов:

6.1. Наличие в документах ошибок или противоречивых сведений;

6.2. Невозможность однозначного прочтения документов (наличие помарок, пробелов, приписок, плохо пропечатанных символов, зачеркнутых слов и иных не заверенных в документах исправлений).

7. Основания для отказа в приватизации служебного жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда являются:

7.1. Отсутствие гражданства Российской Федерации у лиц, участвующих в приватизации жилого помещения.

7.2. Использование права на приватизацию гражданами, участвующими в приватизации жилого помещения.

7.3. Заявителем не подтверждено право пользования жилым помещением на условиях найма служебного жилого помещения.

7.4. Жилое помещение не входит в состав муниципальной собственности города Мегиона.

7.5. Жилое помещение расположено в многоквартирном доме, который признан в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу.

7.6. Отсутствие на приватизацию жилого помещения согласия члена (ов) семьи нанимателя.

7.7. Решение суда или иного уполномоченного органа о наложении запрета совершать приватизацию жилого помещения.

7.8. Предоставление неполного пакета документов, указанных в пункте 3 настоящего Порядка.

7.9. Установление факта недостоверности сведений, содержащихся в предоставленных нанимателем документах.

7.10. Несоответствие нанимателя требованиям, предусмотренным пунктами 1, 2 Порядка.

7.11. Наличие у нанимателя или членов его семьи собственности или по договору найма иного жилого помещения на территории Российской Федерации.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Приватизация служебного жилья

Вопрос о приватизации служебного жилья по прежнему является актуальным для многих людей, проживающих в ведомственных квартирах. О том, что такое служебное жилье, какой порядок приватизации служебной квартиры предусматривает закон, какие существуют для этого основания – читайте в нашей статье.

Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону +7 (499) 288-21-46 (консультация бесплатно), работаем круглосуточно.

Срок бесплатной приватизации жилья на территории РФ был официально продлен до 2018 г., однако вопросы о возможности приватизации служебных квартир продолжают волновать большинство россиян, которые проживают в квартирах, являющихся собственностью муниципалитетов, предприятий или государственных ведомств.

Начнем нашу статью с понятия – что такое служебное жилье?

В соответствии с жилищным законодательством РФ служебным является жилье, в частности, квартиры и комнаты, предоставляемые гражданам в связи с работой, речь здесь не идет о договоре соц.найма и передаче в частную собственность. Служебное жилье предоставляется работникам в пользование по договору найма, срок действия которого прекращается вместе с окончанием срока действия трудового договора. Соответственно, когда трудовая деятельность работника будет окончена, он и члены его семьи должны освободить служебное жилье и альтернативный объект для проживания искать уже самостоятельно. Однако, российское жилищное законодательство предусматривает и ряд исключений, предусматривающих предоставление гражданам иного жилья после окончания срока действия трудового договора:

  • в случае, если в служебной квартире проживают члены семьи военнообязанного лица, пожарного или сотрудников силовых ведомств, погибших или без вести пропавших при исполнении своих служебных обязанностей;
  • в случае, если в служебной квартире проживают члены семьи умершего работника, заключившего договор на пользование ведомственного жилья;
  • в случае выхода на пенсию по старости работника, получившего такое жилье;
  • в случае получения работником инвалидности I или II группы по вине работодателя (инвалидность после травмы на производстве, профзаболевание и другое);
  • в случае проживания в служебной квартире детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей.

Можно ли приватизировать служебное жилье?

Особый правовой статус данного вопроса указывает на то, что приватизировать служебную квартиру достаточно сложно, при этом закон напрямую запрещает перевод такого жилья в частную собственность на общих основаниях, поскольку оно не принадлежит государству (ч. 1 ст. 4 Закона «О приватизации жилищного фонда в РФ» ). Однако из любой ситуации можно найти правильное решение, в том числе и в вопросах приватизации служебного жилья. Перевод в частную собственность ведомственной квартиры или комнаты может быть возможен при наличии письменного согласия работодателя, которому этот жилищный фонд принадлежит. Статьей 7 Жилищного кодекса РФ установлена норма, согласно которой жилье, имеющее статус государственного или муниципального, регулируется положениями ЖК о договоре социального найма. Вместе с тем, Постановления и разъяснения Верховного Суда раскрывают возможности вопроса о приватизации служебного жилищного фонда. Так, в 2006 г. было вынесено решение об обязательной регистрации служебных жилых помещений в Россреестре (опр. № 35-В 06-12). В случае отсутствия перевода таких помещений в специализированный жилой фонд (ст. 92 ЖК РФ), они не могут считаться служебными, соответственно ст. 4 Закона о приватизации на них не распространяется, а проживающие в них граждане приобретают возможность перевода служебного жилья в частную собственность.

Читать еще:  Как должно производиться увольнение при сокращении?

Как приватизировать служебную квартиру?

Приватизация служебного жилья производится только в разрешительном порядке. Нельзя сказать, что вероятность получения такого разрешения от работодателя равна нулю, поскольку некоторые организации предлагают различные программы, привлекающие молодых специалистов и опытных ценных работников, например, передача жилья в собственность работнику после 10 лет работы на предприятии, кроме того, некоторые работодатели снимают со своего баланса жилые помещения, передавая их нуждающимся сотрудникам. В любом случае, заявление о снятии с жилья статуса служебного, подается в адрес администрации или ведомства. Срок рассмотрения заявления составляет 2 месяца, по окончании которых администрация может вынести положительное решение или же выдать отказ в передаче имущества, находящегося на балансе предприятия, в собственность работнику.

Порядок приватизации служебного жилья

Приватизация служебной квартиры включает в себя несколько основных этапов:

  • Перевод жилого помещения из статуса служебного жилого фонда. Для этого ведомство или предприятие, на балансе которого находится данное жилье, должно передать его в собственность местному муниципалитету на основании взаимного соглашения.
  • Подача заявления в муниципальное учреждение заинтересованным лицом о своем намерении приватизировать жилье. Вместе с заявлением подаются копия паспорта, выписка из технического паспорта объекта жилой недвижимости.
  • Рассмотрение заявления в порядке и сроках, установленных федеральным законодательством и правыми актами местной власти.
  • Принятие решение администрацией о выдаче разрешения на приватизацию или отказе (чаще всего, это происходит по причине недостоверности сведений в документах).

Заинтересованное лицо вправе устранить все недочеты в документах, поданных для приватизации служебного жилья, в срок – до окончания общероссийской приватизации жилого фонда и снова подать заявление в органы муниципальной власти.

  • В случае положительного решения между заинтересованным лицом и жилищным отделом местной администрации заключается соглашение с регистрацией его в Россреестре.

Особенности приватизации служебного жилья

В вопросах приватизации служебного жилья в правовом институте существуют некоторые особенности. Так, в случае получения отказа в приватизации со стороны ведомства или предприятия, заинтересованное лицо вправе обратиться в суд с исковым заявлением в отношении:

  • администрации предприятия – с требованием обратиться в муниципальное учреждение с заявлением о передаче такого жилья;
  • муниципальной организации – с требованием передать жилье в собственность заинтересованного лица.

Кроме того, стоит отметить тот факт, что перевести жилье из служебного в частную собственность можно посредством договора дарения в отношении объекта недвижимости или по договору купли-продажи квартиры с указанием минимальной оценки ее стоимости.

Гражданин, уже использовавший ранее свое право на перевод служебной квартиры в частную собственность, не имеет права на повторную приватизацию.

Приватизация служебного жилья военнослужащими также является одной из особенностей перевода ведомственной квартиры в частную собственность. Решение данного вопроса напрямую зависит от статуса военной части. Так, если она является закрытой, то приватизация жилья будет невозможна и квартиру военнообязанному лицу и членам его семьи придется освободить по окончании срока его службы или перевода его в другую военную часть. В иных случаях Министерство обороны РФ и его созданные структуры, выступающие собственником квартир, вправе принять положительное решение в вопросе о передаче объекта жилого фонда в собственность военнослужащему лицу. Статья 4 Федерального закона о приватизации служебного жилья предусматривает запрет на передачу объектов жилого фонда в частную собственность, однако данная норма не распространяется на объекты жилого фонда совхозов и приравненных к ним сельскохозяйственных предприятий. Соответственно, сельские жители имеют право требовать предоставления муниципального или ведомственного жилья в частную собственность.

Как приватизировать служебное жилье

Приватизация служебного жилья, являющегося единственным для некоторых граждан, остается актуальным вопросом и по сей день. Можно ли рассчитывать на приватизацию таких «особенных» жилых помещений? Какова позиция Высших судов и судов общей юрисдикции? В каких случаях за жильем сохраняется статус «служебное», влияющий на дальнейшую приватизацию?

Приватизация служебного жилья, являющегося единственным для некоторых граждан, остается актуальным вопросом и по сей день. Можно ли рассчитывать на приватизацию таких «особенных» жилых помещений? Какова позиция Высших судов и судов общей юрисдикции? В каких случаях за жильем сохраняется статус «служебное», влияющий на дальнейшую приватизацию?

Служебное жилье: приватизация в силу оговорки?

Закон РФ «О приватизации» гласит: служебные жилые помещения приватизации не подлежат. Однако в абз. 2 ст. 4 закона имеется «оговорка» о том, что собственники жилищного фонда, а также уполномоченные ими органы либо предприятия и учреждения, за которыми служебный жилой фонд закреплен на праве оперативного управления или хозяйственного ведения, вправе принимать решения о приватизации служебных жилых помещений.

Таким образом, с самого начала действия закона «О приватизации» возник вопрос о том, имеет ли право гражданин в обязательном порядке требовать от собственника или иного владельца жилого помещения принятия решения о передаче ему в собственность занимаемой служебной квартиры. Или этот вопрос находится исключительно в компетенции собственника жилого фонда?

Синдром «отказника» в практике московских судов

Следует сказать, что, исходя из моей практики. В большинстве случаев суды общей юрисдикции признавали право предприятий самостоятельно решать вопрос о том, предоставлять или нет конкретному гражданину право приватизировать служебное жилье. Иски о признании неправомерными отказов в приватизации таких квартир оставались без удовлетворения. Причина? Всё просто: Москва не желает расставаться с собственностью, а суды не желают создавать прецедент и сохраняют солидарность.

Вот пример недавнего дела: N и X обратились в суд с иском к ДЖП и ЖФ г. Москвы, ОАО «Московская теплосетевая компания», в котором просят признать за ними в порядке приватизации право общей долевой собственности, по 1/2 доли за каждым, на жилое помещение в виде квартиры. В удовлетворении иска суд первой и второй инстанции отказал, по следующей причине: спорная жилая площадь истцу N предоставлена в связи с нахождением в трудовых отношениях с ОАО «Московская теплосетевая компания». На учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий N не состоит и указанное обстоятельство не оспаривается. Истцы занимают жилое помещение, имеющее статус «служебного» и бесспорных доказательств, что спорная квартира исключена из специализированного жилищного фонда и включена в жилищный фонд социального использования не представлено.

Таким образом, правовых оснований для передачи в собственность в порядке приватизации служебной жилой площади не имеется. Спорное служебное жилое помещение является собственностью города Москвы, а поскольку, собственник жилого помещения не принимал решение о приватизации служебного жилого помещения, статус указанного жилого помещения не изменялся. Таких «отказников» в московских судах великое множество.

Мнение Верховного суда РФ

Верховным Судом РФ по одному из дел было дано четкое разъяснение: установленный законодательством запрет на приватизацию служебных жилых помещений является действительным только в том случае, если жилое помещение зарегистрировано в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним как служебное жилое помещение. В противном случае, граждане имеют право реализовать свое право на приватизацию данного жилого помещения независимо от того обстоятельства, что оно предоставлялось им в связи с трудовой деятельностью в государственном или муниципальном учреждении.

Конституционный суд РФ поставил точку

Окончательно данная проблема была разрешена только Конституционным Судом РФ, который еще раз подтвердил право собственников жилищного фонда самостоятельно принимать решения относительно возможности приватизации служебных помещений — именно эта позиция выражена в определении Конституционного Суда РФ от 21.12.2004 N

Как можно приватизировать служебное жилье

Впрочем, приватизировать заветные метры можно в следующих случаях:

— если служебное жилье было построено или приобретено в собственность коммерческой организации за счет собственных средств, затем передано гражданину — за ним не может быть признано право пользования жилым помещением по договору социального найма и право на приватизацию.

— если служебное жилье ранее принадлежало государственному/муниципальному предприятию/учреждению, которое добровольно передало свой жилой фонд органам местного управления — в этом случае за гражданином по его волеизъявлению должно быть признано право пользования жилым помещением по договору социального найма и, соответственно, право на приватизацию, если государственное/муниципальное предприятие/учреждение так и осталось в той же организационной правовой форме, т.е. не приватизировалось, не акционировалось, не реорганизовывалось. Причем не имеет значения, когда госпредприятие передало муниципалитету жилой фонд: до или после введения в действие Жилищного кодекса РФ. Если же госпредприятие продолжает оставаться таковым и не передает жилой фонд муниципалитету, то служебные квартиры сохраняют свой статус, а его жители претендовать на приватизацию не вправе.

— согласно закону о приватизации, весь приватизированный жилой фонд передается муниципалитету, однако если служебное жилье «зависло» на балансе давно приватизированных, акционированных или иным образом реорганизованных в коммерческие организации бывших госпредприятий, и так осталось не переданным в муниципальную собственность — в этом случае нежелание муниципалитета принять в свою собственность жилой фонд не ограничивает права граждан на заключение с ними договоров социального найма и дальнейшую приватизацию служебного жилья.

Адвокат Олег Сухов («Юридический центр адвоката Олега Сухова»)

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector