Принятие дорог на баланс администрацией в населенном пункте
Garant-agency.ru

Юридический портал

Принятие дорог на баланс администрацией в населенном пункте

Алгоритм работы муниципалитета с бесхозяйными дорогами

Зачем муниципалитету выявлять и ставить на учет бесхозяйные дороги

Муниципалитеты неохотно занимаются выявлением бесхозяйных дорог. Они опасаются, что придется тратить время и деньги на оформление бесхозяйных дорог в муниципальную собственность, а затем нести расходы на содержание. У такого бездействия могут быть негативные последствия. Органы прокуратуры заинтересуются бесхозяйной дорогой, выяснят, что у нее нет собственника, и обяжут муниципалитет поставить имущество на учет и оформить на него право муниципальной собственности.

Пример 1. Прокуратура Черноярского района Астраханской области провела проверку исполнения законодательства об автомобильных дорогах и дорожной деятельности. В одном из муниципалитетов Черноярского района прокурор выявил бесхозяйные автомобильные дороги общего пользования. Он установил, что муниципалитет не принимал в собственность данный объект недвижимости, что создавало угрозу безопасности дорожного движения на территории муниципального образования. Орган местного самоуправления — единственный, кто имеет право подать заявление о постановке имущества на учет в качестве бесхозяйного (ст. 225 ГК). Судьи поддержали прокурора. Они обязали муниципалитет принять меры по постановке бесхозяйной автомобильной дороги на учет в Росреестре, а также зарегистрировать право собственности на недвижимое имущество (решение Черноярского районного суда от 31.08.2010 по делу № 2–401/2010).

В этой статье мы собрали рекомендации по организации работы с бесхозяйными дорогами.

Как выявить бесхозяйные дороги

Правовой режим бесхозяйных вещей, правила их учета и приобретения в собственность закреплены в гражданском законодательстве. Вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Выявлять бесхозяйное имущество и проводить с ним работу — задача органов местного самоуправления (ст. 225 ГК). Конституционный суд подтвердил право муниципальных образований проводить работу по выявлению, учету и приобретению в собственность бесхозяйного имущества (определение от 02.11.2006 № 540-О).

Порядок выявления бесхозяйного имущества на федеральном уровне не закреплен. Поэтому органы местного самоуправления разрабатывают и утверждают такой порядок самостоятельно.

Кроме дорог местного значения через населенный пункт могут пролегать дороги общего пользования федерального, регионального значения, межмуниципальные и частные дороги. Чтобы выявить бесхозяйные дороги, нужно провести инвентаризацию и обследование всех автодорог. Для этого администрация муниципального образования формирует комиссию из 3–5 человек. Как правило, ею руководит глава муниципального образования. В комиссию могут входить работники администрации муниципального образования. По согласованию с органами местного самоуправления можно включить и заинтересованных лиц. Комиссия выявляет дороги, не отнесенные к федеральным, региональным, межмуниципальным и не являющиеся частными. Затем из них исключают те, которые внесены в реестр собственности муниципального образования, — дороги местного значения. Оставшиеся дороги будут бесхозяйными.

По результатам работы комиссия составляет перечень бесхозяйных дорог, проводит их обследование и по его результатам составляет акт. В акте нужно отразить наименование улиц, на которых находятся начало и конец бесхозяйной дороги, а также протяженность дороги.

Бесхозяйные дороги можно выявить и случайно:

  • при проведении ремонтных работ;
  • по обращениям физических или юридических лиц;
  • в ходе проведения контрольных мероприятий по использованию объектов на территории муниципалитета.

Если дорога выявлена по заявлению физических или юридических лиц, то муниципалитет должен провести проверку поступившей информации с выездом на место и внести сведения о дороге в перечень бесхозяйного имущества.

Что делать с выявленными бесхозяйными дорогами

Органы прокуратуры признают оформление прав на бесхозяйное имущество обязанностью органов местного самоуправления, а непринятие мер по постановке на учет — незаконным бездействием. Но постановка на учет и принятие в муниципальную собственность бесхозяйного имущества — это право, а не обязанность муниципалитета. Такой вывод поддерживают некоторые суды (определение Судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 24.02.2015 по делу № 33–1566/2015, постановление ФАС Северо- Западного округа от 15.09.2010 № Ф07-9362/2010 по делу № А21-1250/2008). После выявления бесхозяйной дороги орган местной власти должен принять одно из четырех решений.

1. Признайте дорогу дорогой местного значения, оформите ее в муниципальную собственность и тем самым примите на себя бремя ее содержания.

2. Обратитесь в Росавтодор или исполнительный орган государственной власти вашего региона и предложите включить дорогу в перечень автодорог федерального, регионального или межмуниципального значения.

3. Обратитесь в суд, чтобы оспорить акт, которым дорогу не включили в перечни дорог общего пользования федерального, регионального или межмуниципального значения.

4. Передайте автодорогу в частную собственность физическим или юридическим лицам.

При передаче бесхозяйной дороги в частную собственность учтите, что земельные участки общего пользования в составе земель населенных пунктов, занятые площадями, улицами, проездами, автодорогами, набережными, скверами, бульварами, водоемами, пляжами и другими объектами, не подлежат приватизации (п. 12 ст. 85 ЗК). Частный собственник может приватизировать только автодороги вне населенных пунктов.

Как принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность

Когда вы примете в муниципальную собственность бесхозяйную дорогу, придется содержать не только ее, но и технологически связанные с ней объекты. Таковыми считаются объекты, которые имеют отношение к использованию дорог для движения транспортных средств. Это мосты, эстакады, шумозащитные и ветрозащитные сооружения. Тепловые, электрические и иные сети и объекты коммуникаций, размещенные в пределах дороги, но функционально к ней не относящиеся, не считаются технологически связанными с дорогой объектами.

Обеспечение автодорог дорожными знаками, светофорами и другими устройствами для регулирования дорожного движения, в том числе установка и содержание этих устройств на автодорогах местного значения, относится к компетенции органов местного самоуправления (Федеральный закон от 08.11.2007 № 257-ФЗ). В то же время орган местного самоуправления может утвердить порядок использования полос отвода автодорог и придорожных полос. Тогда их можно сдавать в аренду и тем самым пополнять местный бюджет.

Если бремя содержания бесхозяйной дороги не пугает, не оттягивайте ее оформление в муниципальную собственность. Пока вы не завершите эту процедуру, муниципалитет не может воспользоваться средствами муниципальных дорожных фондов для ремонта дороги.

Чтобы принять бесхозяйную дорогу в муниципальную собственность, следуйте алгоритму из шести шагов.

1. Подготовьте техническую документацию — технический паспорт на дорогу и кадастровый на землю под ней. Такая документация включает топографический и ситуационный планы расположения автодороги, а также ее количественные и технические характеристики. При наличии сведений об объекте в кадастре недвижимости и кадастрового номера готовить техническую документацию не нужно.

2. Подготовьте документацию для постановки на учет.

3. Поставьте дорогу на учет как бесхозяйное недвижимое имущество в управлении Росреестра по региону.

4. Обратитесь в суд с иском о признании права муниципальной собственности на бесхозяйное недвижимое имущество по истечении года со дня постановки объекта на учет.

5. Включите дорогу в реестр муниципальной собственности на основании распоряжения главы муниципального образования при вынесении судом положительного решения.

6. Зарегистрируйте право муниципальной собственности в управлении Росреестра по региону.

Поставьте бесхозяйную дорогу на учет

Выявленные бесхозяйные объекты недвижимости подлежат государственному учету (п. 3 ст. 225 ГК).

Орган местного самоуправления подает заявление в Росреестр. Форму возьмите в приложении 1 к приказу № 931. Приложите описание и план дороги, удостоверенные организацией по учету объектов недвижимого имущества (БТИ).

Если дорога не имеет собственника или собственник неизвестен, приложите выданные органами учета государственного и муниципального имущества документы о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Приложите заявление собственника, если он отказывается от права собственности. Все прилагаемые к заявлению документы представьте в двух экземплярах.

Плата за принятие на учет бесхозяйной недвижимой вещи с органов местного самоуправления не взимается. Росреестр примет решение о принятии на учет дороги не позднее 15 рабочих дней со дня, когда получит документы. При положительном решении вас уведомят о принятии на учет бесхозяйного объекта недвижимого имущества.

Обратитесь в суд

Если в течение года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет никто не заявит о своих правах на нее, орган по управлению муниципальным имуществом может обратиться в суд.

Подайте заявление в суд по месту нахождения имущества. В заявлении укажите:

  • кто и как выявил бесхозяйную дорогу;
  • когда Росреестр поставил ее на учет в качестве бесхозяйной;
  • что у данной дороги нет собственника либо он неизвестен.

Орган по управлению имуществом должен доказать в суде, что установить собственника дороги невозможно. В качестве документальных доказательств можно использовать документы, выданные органами учета государственного и муниципального имущества, о том, что данный объект не учтен в реестрах федерального имущества, государственного имущества субъекта РФ и муниципального имущества.

Включите автодорогу в реестр и зарегистрируйте право собственности

Если суд вынес положительное решение, дорогу включают в реестр муниципальной собственности на основании постановления главы муниципального образования (см. образец). На основании решения суда Росреестр зарегистрирует право муниципальной собственности на бесхозяйное имущество и отразит это в ЕГРН.

Выяснилось, что у имущества есть собственник. Что делать

Муниципалитет не всегда должен регистрировать право муниципальной собственности на поставленное на учет имущество. Возможно, у этого имущества уже есть собственник.

Пример 2. Муниципалитет поставил на учет в Росреестре в качестве бесхозяйного объект недвижимого имущества. Это решение оспорила компания, которая получила данный объект по договору купли-продажи, использовала его по назначению и уже подала документы для государственной регистрации права на данное имущество. Компания обратилась в суд и потребовала удалить из реестра запись о том, что недвижимость бесхозяйная.

Читать еще:  Сможем ли мы выиграть суд с управляющей компанией?

Суд удовлетворил исковые требования. Он указал, что вещь считается бесхозяйной, если не имеет собственника, собственник неизвестен или отказался от нее (п. 1 ст. 225 ГК). Объект нельзя признать бесхозяйным лишь потому, что на него не зарегистрировано право собственности. Отсутствие государственной регистрации права собственности владельца на спорный объект само по себе не дает основания признать объект бесхозяйным (постановление Президиума ВАС от 02.07.2013 № 1150/13).

АНДРЕЙ НИКОЛАЕВ, доцент Юридического института Российского университета транспорта (МИИТ), к. т. н.

как передать дороги на баланс администрации

Возможно ли обязать администрацию принять на баланс дорогу и оплатить стоимость земли под дорогой в населенном пункте? По какому пути идти? Администрация предлагает отказаться от собственности в их пользу, данной дорогой пользуются жители вновь возведенного поселка! Первый раз с этим столкнулся прошу помощи?

Возможно. Следуйте указанием администрации – это первое. Второе, если хотите выручить деньги от передачи на баланс, готовьтесь к независимой оценке, которую сможет принять администрация. Из нашей практики, мы согласились на зачет налогов. В вашем случае это автодор. Сумма оценки + подпись автодора и администрации = деньгам. Сумму дисконта можете согласовать и приплюсовать к основной оценки. После останется найти покупателя на этот налог. Как правило крупное промышленное предприятие.

Если, как Вы пишете, “администрация предлагает отказаться от собственности в их пользу”, то в чем спор? Кому, по Вашему мнению, администрация должна платить, разве земля не муниципальная? О дороге какого рода идет речь ( ст. 5 и др. Федерального закона от 8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”). Я встречалась с исковым порядком разрешения этого вопроса на основании п. 3 ст. 225 ГК РФ (возможен иск прокурора в интересах неопределенного круга лиц): 3. Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь. Посмотрите Положение о принятии на учет бесхозяйных недвижимых вещей (утв. постановлением Правительства РФ от 17 сентября 2003 г. N 580). Видимо, Вам следует уточнить ваш вопрос.

Возможно ли обязать администрацию принять на баланс дорогу и оплатить стоимость земли под дорогой в населенном пункте? земля находится в частной собственности! речь идет о коттеджном поселке более 200 домовладений!

Цена: 100 грн.

. Какая частная собственность, Вы о чем? Что, 200 домовладений пошли и оформили землю в Росреестре в совместную/общую долевую собственность? На каком основании? Им кто-то выделял землю под дорогой в собственность? Или весь населенный пункт – это самозахват территории, а вы теперь хотите обязать администрацию еще и деньги вам за самозахват заплатить?
Если есть населенный пункт – есть муниципалитет – Администрация вашего населенного пункта, и ВСЯ земля, кроме оформленных в собственность в соответствии с требованиями законодательства земельных участков, является МУНИЦИПАЛЬНОЙ собственностью по умолчанию. А что с той собственностью делать – прерогатива администрации. Должен быть Генеральный план поселения, в котором расписано и нарисовано, где и какая дорога должна быть, где здания, а где участки под застройку. Так что узнайте сначала, где должна проходить дорога, а потом уже решайте с администрацией, что делать с вашей дорогой – закопать, или внести в генплан.

объясню еще раз бывшие паевые земли, паи скупили у колхозников объединили в один массив т.е появился один собственник частное лицо, далее администрация включила эти земли в границы населенного пункта перевели в ижс, разработали ППТ ( план планировки территории) в котором обозначены дороги участки с домами и вся социалка вкл дед. сад и начальную школу согласовали с администрацией, участки с домами распродали, а земля под дорогами так и осталась в собственности у данного лица!

Вот с этого и нужно было начинать.
В таком случае, выясните, чего хочет ваше частное лицо. Чтобы администрация выкупила у него землю? Пусть попробует обязать администрацию выкупить землю, занятую инфраструктурой, в судебном порядке (в соответствии с ГК и ЗК). Точно статьи сейчас не скажу, однако есть нормы о выкупе земли для государственных/муниципальных нужд.
Хотя с этого следовало начинать, поскольку для включения земли в состав населенного пункта ее следовало вначале выкупить! Не говоря уже о том, что непонятно в таком случае, на каком основании землей владеют те самые 200 домовладений, ибо в этом случае должно было быть соглашение о разделении земельного участка.

выкуп земли для гос и муниципальных нужд производится только после принятия соответствующего решения администрацией т.ч этот путь тупиковый!

Сама дорога является объектом недвижимости. Право собственности на дорогу прошло государственную регистрацию? Если право собственности на дорогу зарегистрировано, то в любом случае никто и никого не может заставить купить что-то помимо воли покупателя (ст. 1 ГК РФ). Это основы. Если право собственности на дорогу не зарегистрировано, то. ВОЗМОЖНО. со временем. в зависимости от действий собственника земли. наступят обстоятельства для реализации правил п. 3 ст. 225 ГК РФ. но и в этом случае какая может быть компенсация. за навязанное имущество. То, о чем вы спрашиваете, возможно только по соглашению сторон.

Цена договорная

ч.7 ст.23 ЗК РФ.Требуйте через суд установление публичного сервитута и если он приводит к невозможности использования ЗУ по назначению – выкупа ЗУ или соразмерной платы.

Что Вы понимаете под “передачей на баланс”?
Вообще передача на баланс – это чисто бухгалтерская операция. Она не влечет никаких гражданско-правовых эффектов.
Наверно Вы имели ввиду передачу объекта в собственность муниципального образования из частной собственности? Если да, то просто откажитесь от своих прав на объект. Объект видимо является недвижимым имуществом. Отказ зарегистрируйте в ЕГРП. Известите администрацию. В принципе она должна в таком случае действовать в соответствие с ГК РФ о бесхозяйных недвижимых вещах.

Учет автомобильных дорог, переданных в оперативное управление

Автор: Мишанина М., эксперт информационно-справочной системы «Аюдар Инфо»

С учетом действующих положений законодательства по ведению бюджетного учета и последних разъяснений Минфина, изложенных в Письме от 03.07.2017 № 02-08-10/41776, приведем порядок принятия на баланс и установления срока полезного использования автомобильных дорог, переданных казенному учреждению в оперативное управление.

Автомобильная дорога – сложный инвентарный объект

В силу п. 45 Инструкции № 157н единицей учета основных средств является инвентарный объект. Инвентарный объект основных средств – объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно-сочлененных предметов.

Автомобильная дорога обладает признаками недвижимого имущества и представляет собой сложный инвентарный объект, состоящий из земельных участков в границах полосы отвода дороги и расположенных на них или под ними конструктивных элементов (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы), а также дорожных сооружений, являющихся его технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог (ст. 130 ГК РФ, ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ).

С 1 января 2017 года автомобильная дорога принимается к учету согласно требованиям ОК 013-2014 (СНС 2008) «Общероссийский классификатор основных фондов», определенным Приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее – ОК 013-2014), к группировке объектов основных фондов по подразделам.

Обратите внимание: Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94, утвержденный Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОК 013-94), с указанной даты утратил силу.

Согласно ОК 013-2014 автомобильная дорога в установленных границах включает земляное полотно с укреплениями, верхнее покрытие и обстановку дороги, другие относящиеся к дороге сооружения – ограждения, сходы, водосливы, кюветы, мосты длиной не более 10 м. При этом в п. 45 Инструкции № 157н имеется уточнение о том, что обстановка дороги (технические средства организации дорожного движения, в том числе дорожные знаки, ограждение, разметка, направляющие устройства, светофоры, системы автоматизированного управления движением, сети освещения, озеленение и малые архитектурные формы) учитывается в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования.

Прямые и обратные переходные ключи между редакциями ОК 013-94 и ОК 013-2014 приведены в Приказе Росстандарта от 21.04.2016 № 458. В этом документе различным видам автомобильных дорог соответствуют следующие коды:

ОК 013-94

ОК 013-2014

Код

Наименование позиции

Код

Наименование позиции

Дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная с усовершенствованным капитальным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная с усовершенствованным облегченным или переходным типом дорожного покрытия

Дорога автомобильная магистральная

Автомагистрали, кроме надземных автодорог (эстакад)

Особенности учета автомобильных дорог

Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает возможность учета недвижимого имущества в составе основных средств при наличии первичных учетных документов с обязательным приложением документов, подтверждающих государственную регистрацию права или сделку (п. 36 Инструкции № 157н).

К сведению: отражение объектов основных средств до государственной регистрации права оперативного управления на балансовых счетах Инструкцией № 157н не предусмотрено.

Напомним, что с 2017 года государственная регистрация недвижимости осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 13.07.2015 № 218-ФЗ (далее – Федеральный закон № 218-ФЗ). Согласно ст. 28 названного закона регистрация возникновения права оперативного управления удостоверяется выпиской из ЕГРН. Форма выписки, состав сведений, включаемых в нее, а также требования к ее формату в электронной форме определяются в соответствии со ст. 62 Федерального закона № 218-ФЗ.

Читать еще:  Как возвратить задаток от стилиста по расписке?

Таким образом, государственная регистрация является обязательным условием постановки автомобильных дорог на баланс казенного учреждения и учета их в составе основных средств на счете 0 101 13 000 «Сооружения – недвижимое имущество учреждения» (п. 5 Инструкции № 162н).

Обратите внимание: при отсутствии зарегистрированного права оперативного управления за учреждением автомобильные дороги должны отражаться в учете уполномоченного органа госвласти, местного самоуправления в составе недвижимого имущества казны на счете 0 108 51 000 «Недвижимое имущество, составляющее казну».

Отметим, что до регистрации соответствующего права на указанное имущество на балансовых счетах (а именно на счете 0 106 00 000 «Вложения в нефинансовые активы») отражается сумма произведенных капитальных вложений в объеме фактических затрат учреждения в объект нефинансовых активов.

В то же время до возникновения права оперативного управления автомобильная дорога подлежит учету на забалансовом счете 01 «Имущество, полученное в пользование» по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником) (п. 332, 333 Инструкции № 157н). При этом эксплуатационные расходы, связанные с содержанием данного имущества в период прохождения госрегистрации, будут признаваться расходами учреждения текущего финансового года. Данный вывод подтверждается Минфином в письмах от 11.11.2016 № 02-06-10/66367, от 14.10.2015 № 02-07-10/58921, от 17.07.2015 № 02-07-10/41190.

После завершения регистрации права оперативного управления и принятия автомобильной дороги к бюджетному учету ее стоимость списывается с забалансового счета 01.

Пример 1.

По распоряжению местной администрации казенному учреждению безвозмездно передана автомобильная дорога первоначальной стоимостью 900 000 руб. До момента возникновения права оперативного управления на дорогу учреждение произвело расходы на дооборудование ее новыми элементами – приобрело дорожные знаки на сумму 80 000 руб. Оплата осуществлена в пределах лимитов бюджетных обязательств, выделенных учреждению на указанные цели.

Согласно Указаниям о порядке применения бюджетной классификации РФ, утвержденным Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н, расходы по оплате договоров на дооборудование основных средств следует относить на вид расходов 244 «Прочая закупка товаров, работ и услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд» с увязкой в целях бюджетного учета со статьей 310 «Увеличение стоимости основных средств» КОСГУ.

В учете казенного учреждения данные операции отразятся следующими корреспонденциями счетов:

Содержание операции

Дебет

Кредит

Сумма, руб.

Получена автомобильная дорога в пользование до госрегистрации права оперативного управления

Отражены капвложения в объект основного средства – автомобильную дорогу

Принятие дорог на баланс администрацией в населенном пункте

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Автомобильные дороги учитываются на балансе органа местного самоуправления. Знаки как объекты дорожной инфраструктуры не учитываются, в инвентарных карточках автомобильных дорог не отражаются. Такая практика связана с тем, что очень часто знаки повреждаются и уничтожаются при дорожно-транспортных происшествиях либо подлежат переносу на другой участок дороги (другую дорогу) или полному сносу, что не позволяет обеспечить должный контроль за их наличием и сохранностью.
Должны ли дорожные знаки учитываться в реестре муниципальной собственности? Если да, то в каком качестве: как самостоятельные объекты или в составе автомобильных дорог? Каким образом учитывать дорожные знаки в бюджетном учете органа местного самоуправления? По какой статье КОСГУ должно отражаться их приобретение (изготовление)?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Дорожные знаки как объекты имущества казны подлежат отражению в реестре муниципальной собственности. При этом уполномоченный орган самостоятельно определяет порядок отражения указанных активов в реестре муниципальной собственности: в составе автомобильной дороги или в качестве отдельных объектов. От установленного порядка учета дорожных знаков в реестре будет зависеть и порядок их отражения в бухгалтерском (бюджетном) учете.
Расходы по оплате договора на приобретение (изготовление) дорожных знаков могут быть отражены в учете с применением статьи 310 “Увеличение стоимости основных средств” или статьи 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” КОСГУ в зависимости от выбранного порядка учета дорожных знаков – в качестве отдельных (самостоятельных) объектов основных средств, в качестве отдельных объектов, но в составе материальных запасов или же в составе автомобильной дороги.

Обоснование вывода:
1. Средства бюджета и муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну.
Сведения о муниципальном имуществе отражаются в Реестре имущества соответствующего публично-правового образования. Органы местного самоуправления в соответствии с положениями ч. 5 ст. 51 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ ведут реестры муниципального имущества в Порядке, утвержденном приказом Минэкономразвития России от 30.08.2011 N 424.
Согласно п.п. 141, 142 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 N 157н (далее – Инструкция N 157н), объекты имущества (нефинансовых активов), составляющие казну муниципального образования, отражаются на счете 108 00 “Нефинансовые активы имущества казны”.
Применяемая в настоящее время методология бюджетного учета предусматривает требование о соответствии данных, отражаемых в реестре имущества публично-правового образования и бюджетном учете уполномоченного органа (смотрите, в частности, п.п. 94, 145 Инструкции N 157н, а также письмо Минфина России от 20.03.2015 N 02-07-10/15686). Следовательно, в бюджетном учете уполномоченного органа необходимо отражать информацию обо всех учтенных в реестре государственного (муниципального) имущества объектах, являющихся имуществом казны.
Применительно к рассматриваемой ситуации это значит, что дорожные знаки как объекты имущества казны обязательно должны быть отражены в реестре муниципальной собственности независимо от того, учитываются ли они в составе автомобильной дороги или в качестве отдельных объектов.
2. Согласно п. 1 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ “Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в РФ. ” (далее – Закон N 257-ФЗ) автомобильной дорогой является объект транспортной инфраструктуры, предназначенный для движения транспортных средств и включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, – защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В свою очередь, к элементам обустройства автодорог относятся, в частности, дорожные знаки, дорожные ограждения, светофоры, устройства для регулирования дорожного движения, остановочные пункты, объекты, предназначенные для освещения автомобильных дорог, пешеходные дорожки, тротуары, другие предназначенные для обеспечения дорожного движения, в том числе его безопасности, сооружения, за исключением объектов дорожного сервиса (п. 5 ст. 3 Закона N 257-ФЗ). Положениями Национального стандарта РФ ГОСТ Р 52765-2007 “Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация” также установлено, что такие элементы обустройства дороги, как дорожные знаки, относятся к классу технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения.
Учитываются элементы дорожного благоустройства в составе дороги, если иное не установлено порядком ведения реестра имущества соответствующего публично-правового образования (п. 45 Инструкции N 157н). При этом анализ муниципальных нормативных актов показывает, что некоторыми публично-правовыми образованиями принимаются решения об учете дорожных знаков в реестре муниципального имущества в качестве отдельных (самостоятельных) объектов*(1).
Таким образом, уполномоченный орган самостоятельно определяет порядок отражения указанных активов в реестре муниципальной собственности: в составе автомобильной дороги или в качестве отдельных объектов. От установленного порядка учета дорожных знаков в реестре будет зависеть и порядок их отражения в бюджетном учете.
Так, если порядком ведения реестра муниципального имущества муниципального образования установлена обязанность учитывать дорожные знаки в качестве отдельных объектов нефинансовых активов, то и в бюджетном учете органа местного самоуправленияя данные объекты должны отражаться в качестве самостоятельных объектов основных средств или материальных запасов в зависимости от решения, принятого постоянно действующей комиссией по поступлению и выбытию активов*(2).
Если же порядком ведения реестра муниципального имущества соответствующего муниципального образования установлена обязанность учитывать дорожные знаки в составе автомобильной дороги, то и в бюджетном учете такие активы должны отражаться в качестве единого объекта в составе дороги.
Иными словами, приобретенные (изготовленные, полученные) органом местного самоуправления дорожные знаки, составляющие имущество казны, должны быть учтены не только на соответствующем аналитическом счете счета 0 108 00, но и отражены в реестре муниципального имущества. При этом порядок отражения на счетах бюджетного учета – в составе автомобильной дороги или отдельно – будет зависеть от порядка ведения реестра. Но в любом случае данные регистров бюджетного учета и данные реестра муниципального имущества должны совпадать.
3. При отнесении расходов на тот или иной код бюджетной классификации учреждения государственного сектора должны руководствоваться Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее – Указания N 65н). Отнесение расходов на тот или иной код КОСГУ должно осуществляться прежде всего исходя из экономического содержания определенной операции.
Так, согласно Указаниям N 65н расходы на изготовление из материалов поставщика объектов, которые в дальнейшем согласно действующему порядку ведения бухгалтерского учета могут учитываться в составе нефинансовых активов, относятся на соответствующие статьи группы 300 “Поступление нефинансовых активов” КОСГУ.
Согласно Указаниям N 65н расходы на приобретение (изготовление) объектов, относящихся к материальным запасам, в том числе запасных и (или) составных частей для машин, оборудования, оргтехники, вычислительной техники, систем телекоммуникаций и локальных вычислительных сетей, систем передачи и отображения информации, защиты информации, информационно-вычислительных систем, средств связи и т.п., относятся на статью 340 “Увеличение стоимости материальных запасов” КОСГУ.
Следовательно, расходы по приобретению (изготовлению) дорожных знаков, в случае, если они учитываются в качестве составной части дороги или в качестве отдельных объектов, но при этом отнесены к материальным запасам, вполне обоснованно могут быть отражены по статье 340 КОСГУ.
В свою очередь, в случае принятия решения об учете дорожных знаков в качестве самостоятельных объектов основных средств, расходы на их приобретение (изготовление) могут быть отражены в учете по статье 310 “Увеличение стоимости основных средств” КОСГУ.

Читать еще:  Арендатор сменил замок и съехал

Рекомендуем также ознакомиться со следующими материалами:
-Энциклопедия решений. Учет автомобильных дорог в госучреждении;
-Энциклопедия решений. Инвентаризация активов и обязательств в госучреждении;
-Энциклопедия решений. Инвентарный объект основных средств.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Сапетина Ирина

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг. Для получения подробной информации об услуге обратитесь к обслуживающему Вас менеджеру.

————————————————————————-
*(1) Смотрите, например:
– решение Майминского районного Совета депутатов Республики Алтай от 28.04.2018 N 31-10 “Об утверждении Реестра муниципального имущества муниципального образования “Майминский район”;
– постановление Главы Златоустовского городского округа от 29.07.2005 N 180-п “Об утверждении положения “Об учете муниципального имущества и ведении Реестра муниципального имущества муниципального образования Златоустовский городской округ” (с изменениями и дополнениями);
– решение Собрания депутатов Бежецкого района Тверской области от 30.06.2015 N 147 “Об утверждении Временного Положения о Едином Реестре муниципальной собственности городского поселения – город Бежецк”.
*(2) Вопрос о соответствии тех или иных материальных ценностей критериям самостоятельных инвентарных объектов относится к компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (п. 34 Инструкции N 157н).

Тема: учет дорог

Опции темы
Поиск по теме

учет дорог

Поделитесь опытом кто как учитывает дороги (на балансе или в имуществе казны). У нас вот дорог на балансе нет, тех.паспортов и свидетельств о праве собственности тоже, однако мы содержим дороги, делаем кап.ремонт, чистим от снега. Согласно 131-ФЗ это наши полномочия (мы-администрация поселения), но получается мы содержим имущество которого нет.

знаю наша администрация поставила на учет все дороги. в этом году, поскольку из областного бюджета субсидии на это выдавали только при наличии документов

Тоже интересует данный вопрос. Районной администрации передали дороги, все по документам, оформлено. А у нас, поселений, все как всегда. На балансе ничего нет, никто этим вопросом не занимается. Но содержать мы должны

проводите тех.инвентаризацию.регистрируйте право собственности и передавайте в оперативное управление или хоз.ведение для содержания и ремонта дорог.

Считаю, что дороги должны учитываться в казне. Для этого конечно нужны документы. С ними всегда проблемы. Но действительно, как вы содержите и ремонтируете дороги, которых у вас нет?! Ведь может вы ремонтируете одну и ту же дорогу из года в год. А ведь по уму, если сделан кап ремонт дороги, то в карточке этой дороги сделать соответствующие отметки. Короче это тема неоднозначна, как кажется на первый взгляд.

Те кто работают с казной, все таки должны понимать, что дороги такое же имущество как и все остальное.И имуществом казны нужно умело управлять и распоряжаться.
Не должны дороги находиться в казне . казна это не склад.
Изначально необходимо проводить тех.инвентаризацию принимать в казну и затем передавать их муниципальным учреждениям либо предприятиям (отраслевым), а те в свою очередь будут и ремонтировать и содержать.

по 131-ФЗ это полномочия местного самоуправления содержание дорог, но это никак не означает, что это полномочия именно администрации (как учреждения).

Неверное утверждение. Правильный ответ дан выше вашего поста, как и сказно, что казна не склад.

Тоже в корне неверное утверждение.
Не надо в бюджете строить аналогию с хозрасчетом.
Обоснованность и целесообразность расходов в бюджете определяется отнюдь не наличием или отсутствием объекта на балансе, а решением органа власти, утверждающего смету.
Отсутствие вообще объекта на чьем-то балансе – это всего лишь ошибка учета, которую надо исправлять, как было уже сказано, путем проведения инвентаризации, но не является препятствием для осуществления расходов.
Наличие объекта на балансе другого учреждения тоже не является препятствием для проведения работ. Как пример – специализированные организациии, осуществляюшие производство работ по содержанию имущества.

А это уже совершенно другой вопрос, касающийся отнюдь не бухгалтерского учета, а оперативного управления имуществом.

Да нет по крайней мере в Ваших утверждениях, ничего неоднозначного. Надо просто в голове уложить основы бюджетного учета, а также понять, что есть управление имуществом.

Ну это совсем правильно.
Многие комитеты по имуществу ленятся, и заставляют сразу принимать на баланс, минуя казну.

А если нЕкому их передать на содержание, получается Администрация будет на баланс ставить? Но у них балансовая стоимость огромная, а отсюда и налог на имущество((( И как их оформить, когда рег.палата в первую очередь просит документ основание на основании чего мы их получили, а у нас ничего нет(. И сейчас не разберешься, где дорога поселения, где межпоселенческая а где обласная. такое ощкщение что этими дорогами никто никогда не занимался.

Знаете. у нас ведь есть счет 108. и тему налогообложения казны более менее разлули..мы например сейчас почти все отправили на 108. сейчас планомерно инвентаризируем. тяжко конечно идет..особенно на счет дорог..нам по закону вообще их одной строй передали. никак не можем убедить имущественников постепенно наводить порядок

То, что в плане счетов есть понравившийся Вам счет, вовсе не означает, что Вы его вправе использовать.

А судя по этой фразе, почти очевидно, что и вовсе не можете.

Знаете уважаемый. с чего вы все таки решили, что я не могу использовать счет 108 при учете имущества казны? А убедеть не можем имущественников в том, что дороги даже в Реестре муниципальной собственности не должны быть указаны одной строчкой. все же поясните что вас не устроило в моем ответе?

Дороги у нас, пока что, бесплатные и общедоступные. Если еще местные администрации начнут за них налоги платить, то денег и на “ямочный ремонт” не хватит.
У нас все имущество изначально находится в казне муниципального образования и выборный орган по решению закрепляет его за администрацией, домом культуры и т. д. и ответственными лицами.

BorisG, вы разнесли мой ответ на кусочки и методично разбили молоточком..молодец. но тогда скажите столь неразумным. кому должны быть переданы дороги, если нет специализированной организации. так же с электрическим сетями. и в конце концов в казне вообще ничего не должно быть. как же быть с жилфондом. все более или менее приличное приватизировали..по сути остался жилфонд, в который надо вкладывать деньги чтобы привести его в приличный вид. а денег кот наплакал. объем соцнайма то же смешной. о коммерческом найме только говорят. что вы на это ответите?

Matany, ваш последний пост адресован лично клерку, но позволю себе кое на что ответить.

Если нет специализированной организации ее можно создать, это в полномочиях местного самоуправления.

По поводу электрических сетей, как правило их передают МУП , у на с есть такое предприятие МУП ” . -Электросети” им и передаем.

Если на вас возложены полномочия владения.пользования и распоряжения собственностью , то конечно согласно ГК РФ на собственника возлагается бремя содержания, но с другой стороны управления имуществом, комитеты по имуществу по 131-ФЗ являются управленцами, а не хозяйствующими субъектами.
И все имущество в т.ч. и дороги должно работать, а не “лежать” в казне.

по поводу жил.фонда.
Согласно ЖК РФ на балансе могут учитываться только жилые помещения (комнаты. квартиры), отдали их по договорам социального найма жильцы пользуются,возмещают расходы по ком.услугам ( управляющим компаниям, ТСЖ и т.п).Вы как собственник за мун.квартиры можете нести долевое участие в возмещении расходов по ремонтам, но не в целом содержать жилой фонд.
У нас в округе есть много целевых программ, где муниципалитет принимает долевое участие в расходах на ремонты крыш, дворов и тд.

На счет МУПов естественно было бы хорошо. отдал им в хозведение имущество. и все было бы хорошо. и не висела бы в казне куча объектов. но. у нас МУПов практически нет. а скоро и не будет вовсе..а на счет жилфонда. у нас так и есть..все стоит или квартирой или комнатой..крайний случай жилой дом (на одну квартиру). договор соцнайма заключен..другие положенные расходы наниматели несут..но квартира то у нас в казне остается, как у собственника. и мы участвуем в ремонте только в части своих квартир. мы не округ. нет таких доходов, чтобы брать на себя расходы в большей доли. а дороги нам содержит другая организация по заключенному контракту и расходы проводим по 225, как содержание имущества, находящегося в казне. хотите сказать и это все не верно?

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector