Причины снятия с очереди на жильё
Garant-agency.ru

Юридический портал

Причины снятия с очереди на жильё

Основания для снятия с очереди на улучшение жилищных условий

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий – процедура, проводимая специальной комиссией. Она выносит отказ с указанием причины.

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему – обращайтесь к консультанту:

+7 (812) 317-50-97 (Санкт-Петербург)

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Это быстро и БЕСПЛАТНО!

Впоследствии его можно оспорить путем написания искового заявления в судебную инстанцию.

Основания

Лица исключаются с учета на получение жилищного помещения, если это регламентируется статьей 56 ЖК РФ.

Снимаются из списка лица, которые:

  1. Направили заявление о снятии их с очереди. Это может быть вызвано обменом на большее помещение, переездом за границу и т.д.
  2. Утрата оснований, в соответствии с которыми предоставляется право получения жилища по соглашению социального найма. В качестве примера можно привести существенное улучшение финансового положения членов семьи. Сумма получаемого заработка на члена семьи превышает норму для группы «малоимущие», устанавливаемую статьей 49 ЖК РФ.
  3. Переезд на другое место жительства. Если адреса изменяются в пределах области, то очередность на получение жилья не изменяется. Если семья переезжает в другой регион, то она исключается из очереди.
  4. Граждане получили материальную помощь для строительства или покупки жилой площади.
  5. Были предоставлены неверные сведения, ставшие причиной постановки на учет (превышение количества членов семьи, проживающих на одной площади, искажение информации о состоянии здоровья, незаконное оформление справки, подтверждающей малоимущее положение).

Статья 56 Жилого Кодекса также устанавливает, что снять с очереди может только тот орган, по решению которого производилась установка семьи на учет.

Решение принимается в продолжение тридцати дней с момента осведомления об обстоятельствах, ставших причиной для принятия подобного решения.

Решение об исключении из очереди должно включать в себя причину подобного решения. В обязательном порядке должна присутствовать ссылка на обстоятельства, включенные в статье 56 ЖК.

Решение об исключении выдается гражданам в продолжение трех суток с момента его принятия. Обжаловать это решение можно в судебном порядке, для чего потребуется составить исковое заявление в суд.

Не является причиной для снятия с учета факт изменения численности семьи.

Причины

Причины, в соответствии с которыми семья снимается из очереди на получения жилья:

  • жилищные условия были улучшены, нет необходимости в получении помощи от государства;
  • увольнение с места работы, от которого выделяется жилая площадь;
  • преднамеренное ухудшение условий проживания;
  • выбытие одного или нескольких членов семьи.

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий

Исключение из списков может быть связано с различными причинами. Рассмотрим их подробнее.

Ипотека

Семья, признанная нуждающейся и стоящая на очереди на улучшение жилищных условий, может участвовать и в других государственных программах.

Если она получила ипотеку по федеральной программе на покупку или строительство дома, то происходит снятие с учета.

Основанием для этого служит отсутствие повода в получении дополнительной помощи от государства, ведь она уже оказана – выдана ипотека.

Ипотека выдается под низким процентом. Потратить полученные средства можно только на строительство или покупку жилья. Не имеет значения рынок, на котором осуществляется приобретение недвижимости – первичный или вторичный.

Интересует социальная программа по улучшению жилищных условий для бюджетников? Смотрите тут.

Причиной снятия с очереди может послужить наличие дачи.

При этом соблюдается условие – эта недвижимость должна быть пригодной для проживания.

Дача признается пригодной для постоянного жительства, если:

  • метраж на одного члена семьи соответствует установленной норме;
  • поблизости имеется требуемая инфраструктура – школа, магазины, больница и т.д.;
  • дача имеет адрес и поставлена на учет;
  • имеются все необходимые коммуникации – вода, газ, отопление, канализация;
  • недвижимость соответствует строительным нормам.

Дача проверяется комиссией, назначенной местными властями.

Если она подходит для проживания, то семья снимается с учета по причине того, что у неё есть место для проживания.

Наследство

Причиной для снятия с очереди на улучшение условий проживания является получение наследства. По наследству может быть передано любое имущество – недвижимость, автомобиль, финансовые средства.

Если переданное наследство имеет ценность и оказывает существенную материальную поддержку семье, то она исключается из учета.

Основанием для этого является изменение статуса «малоимущей» семьи.

Молодая семья

Молодая семья может быть снята с очереди по следующим причинам:

  • изменение материального статуса;
  • переезд в другой регион страны или за границу;
  • преднамеренное ухудшение места проживания (в соответствии со статьей 53 ЖК РФ);
  • самостоятельное решение жилищной проблемы – покупка или обмен своей жилой площади на другую.

Многодетная мать

Многодетной матерью является женщина, у которой на попечении трое и больше детей до 16 лет или трое и больше детей, учащихся в образовательных учреждениях, до 18 лет.

В некоторых случаях исключение из очереди происходит по причине того, что кто-то из детей получает жилье по молодежной программе.

Однако это не является действительным основанием, ведь остальные дети все равно остаются на попечении матери. В такой ситуации требуется только уменьшить состав семьи.

Если сняли с очереди на улучшение жилищных условий, то для обжалования решения требуется подать исковое заявление в суд.

Что делать?

Если вы были сняты с очереди на улучшение жилищных условий, то указывается основание отказа. В первую очередь с ним требуется ознакомиться и установить, является ли она верным.

Если причина не соответствует действительности, то необходимо составить исковое заявление в суд. В нем указывается:

  • причина обращения;
  • просьба о восстановлении в очереди.

Назначается дата судебного заседания по делу. Если суд удовлетворяет требование истца, то он восстанавливается в очереди.

Если иск отклоняется, то истец не имеет права на улучшение жилищных условий.

Субсидии

Если члены семьи выбывают из очереди на улучшение условий, то у неё пропадает право на выплату субсидий.

Субсидии выдаются гражданам, зафиксированным на учете, для:

  • покупки жилой площади;
  • строительства недвижимости.

Часто задаваемые вопросы

Рассмотрим вопросы, часто задаваемые гражданами.

Дали земельный участок

При получении земельного участка комиссия не имеет право исключить семью из очереди на получение жилой площади.

Обусловлено это тем, что снятие с учета является возможным, если предоставляется не земельный участок, а недвижимость, обустроенная для постоянного проживания.

Если вы были сняты с очереди, то требуется составить и направить исковое заявление на рассмотрение в суд.

Как взять ипотеку на улучшение жилищных условий в Сбербанке? Читайте здесь.

Существует ли соцпрограмма по улучшению жилищных условий на селе? Подробная информация в этой статье.

Выписался бывший муж

Если из квартиры выписался муж, то количество метров на одного члена семьи увеличивается.

Семья будет снята с учета, если метраж на одного человека стал соответствовать норме.

Если все равно наблюдается недостаток квадратных метров, то исключение из очереди является незаконным и подлежит оспариванию в судебной инстанции.

На видео об очереди на жилье

  • В связи с частыми изменениями в законодательстве информация порой устаревает быстрее, чем мы успеваем ее обновлять на сайте.
  • Все случаи очень индивидуальны и зависят от множества факторов. Базовая информация не гарантирует решение именно Ваших проблем.

Поэтому для вас круглосуточно работают БЕСПЛАТНЫЕ эксперты-консультанты!

  1. Задайте вопрос через форму (внизу), либо через онлайн-чат
  2. Позвоните на горячую линию:
    • Москва и Область – +7 (499) 110-56-12
    • Санкт-Петербург и область – +7 (812) 317-50-97
    • Регионы – 8 (800) 222-69-48

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ.

Сняли с очереди на квартиру. Что делать?

В прошедшем 2012-ом году многие очередники города Москвы смогли «на своей шкуре» ощутить всю глубину проблемы принудительного (часто незаконного) снятия с жилищного учета. По данным юридической фирмы «КМ Консалтинг» эта проблема приобрела по-настоящему массовый характер.

Департамент жилищной политики и жилищного фонда отчитался перед Мэром Собяниным о неуклонном уменьшении числа очередников, создав иллюзию того, что всё большее число жителей города Москвы более не нуждается в улучшении своих жилищных условий. Однако на деле, такое сокращение количества очередников, оказалось всего лишь «процедурой», предназначенной для того чтобы оставить многих из них у «разбитого корыта».

На практике, подобная «процедура», выглядит следующим образом.

К примеру, некие жители города Москвы, с 1989 года стоят на жилищном учете, раз в несколько лет предоставляют в Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы документы на переосвидетельствование (подтверждающие то, что их жилищные условия с момента постановки на жилищный учет никак не улучшились), и вдруг получают уведомление из Департамента, о том, что, их оказывается, уже как несколько месяцев назад сняли с жилищного учета.

Многие уже бывшие очередники после такого известия не знают, что им делать дальше, ведь они долгое время стояли на очереди, как нуждающиеся в улучшении жилищных условий, никаких незаконных сделок с жильем не совершали, и вот теперь, через двадцать с лишним лет «стояния» получают известие о том, что, оказывается, они не могут претендовать на жилье от государства или на помощь в приобретении жилья с использованием государственных (муниципальных) средств.

Что делать в такой ситуации и насколько вообще законно снятие граждан с жилищного учета после стольких лет нахождения в очереди на жилье? Давайте разберемся в этих вопросах подробнее, рассмотрев несколько наиболее распространенных ситуаций.

Как правило, работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы не утруждают себя предоставлением очередникам копии Распоряжения о снятии с жилищного учета, а просто звонят по телефону или присылают письма-извещения, где содержится краткая информация о снятии с жилищного учета. При этом бывшие очередники не ставятся в известность о том, по каким именно основаниям их решили снять с жилищного учета.

В результате получается ситуация, при которой граждане уже знают о том, что их сняли с жилищного учета, но не знают, на каком основании это было сделано. Ни сообщение по телефону, ни письмо-извещение в суде не обжалуешь, поскольку они не являются официальными документами (действиями должностных лиц), которые могут быть оспорены в судебном порядке.

Чтобы разъяснить ситуацию, гражданам необходимо самостоятельно обратиться с письменным заявлением (копию которого с отметкой о принятии нужно будет оставить у себя) в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором просить предоставить им в 30-дневный срок копию Распоряжения о снятии с жилищного учета. После чего, в течение тридцати дней с момента подачи вышеуказанного заявления, получить по почте копию Распоряжения Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии с учета нуждающихся в жилых помещениях.

Читать еще:  Можно ли вывести деньги с мтс наличными

Однако, в большинстве случаев, даже получив по почте из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы копию Распоряжения о снятии с жилищного учета, по его содержанию невозможно понять, по какому именно основанию (в связи с какими конкретно обстоятельствами) граждан сняли с жилищного учета. Как правило, в Распоряжении содержатся лишь общие формулировки (например, указывается на то, что очередники Иванова и Петров подлежат снятию с жилищного учета на основании п.2 ч.1 ст.15 и п.1 ч.6 ст.21 Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения», при том, что данные нормы права носят очень общий характер, и по основаниям, предусмотренным в этих нормами, могут снять с жилищного учета в самых разных жизненных ситуациях).

Чтобы прояснить ситуацию, нужно подать в Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы ещё одно заявление, в котором указать, что заявители просят в 30-дневный срок в письменном виде известить их, о конкретных причинах снятия их с жилищного учета.

Только после того, как из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы будет прислано письмо, в котором будут четко изложены основания для снятия заявителей с жилищного учета, можно будет решать вопрос об обжаловании Распоряжения о снятии с жилищного учета в судебном порядке.

Очень часто снятие с очереди производится на основании сложения площадей ВСЕХ жилых помещений, принадлежащих гражданам на праве собственности или праве пользования, что, зачастую, делается с нарушением требований действующего законодательства.

Например, в 1989 году на очередь по улучшению жилищных условий (жилищный учет) была поставлена гражданка Н. с дочерью И. и сыном М. После постановки на жилищный учет Н. со своими детьми продолжала проживать в той же квартире, и никаких новых жильцов в эту квартиру с 1989 года по 2012 год вселено (зарегистрировано по месту жительства) не было. При этом, заявление о постановке на очередь было подано в 1989 году конкретно гражданкой Н.

В 2012 году Н. получила по почте письмо из Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, в котором говорилось о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета. В полученном гражданкой Н. Распоряжении Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы о снятии семьи гражданки Н. с жилищного учета, говорилось о том, что принимая во внимание общую площадь квартиры семьи Н. (34 кв.м.), а также общую площадь квартир мужа её дочери (68 кв.м.) и двоюродного брата (78 кв.м.), на каждого из членов семьи гражданки Н. приходится более 18 кв.м. общей площади, в связи с чем семья гражданки Н. подлежит снятию с жилищного учета. При этом Департамент жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы посчитал площадь квартиры мужа дочери гражданки Н. и двоюродного брата гражданки Н., притом, что квартира мужа дочери была получена им по наследству.

В данном случае работники Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы грубо нарушили требования Закона г. Москвы от 14.06.2006 N 29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения».

Согласно ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29 к членам семьи заявителя относятся – супруг (супруга) и их несовершеннолетние дети независимо от места их жительства, лица, объединенные признаками родства или свойства, совместно проживающие в жилом помещении, а также граждане, проживающие совместно с заявителем, в том числе вселенные им в жилое помещение в качестве членов семьи в установленном порядке либо на основании решения суда.

Поскольку в указанном выше примере заявителем при постановке на очередь являлась Н., а не её дочь, то муж дочери никак не может быть признан членом семьи заявителя. Кроме того, как уже было указано выше, в квартиру с 1989 года никто не вселялся. Соответственно, муж дочери и двоюродный брат гражданки Н. не могут быть признаны членами семьи заявителя. Муж дочери получил свою квартиру по наследству, что исключает наличие в этой квартире супружеской доли дочери гражданки Н., как совместно нажитого имущества. Сама же гражданка Н. не являлась сособственником квартиры, приватизированной на имя её двоюродного брата. Поэтому квартиры, принадлежащие на праве собственности мужу дочери гражданки Н. и двоюродному брату гражданки Н., никак не могут учитываться Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы, поскольку иное было бы явным нарушением требований ч.2 ст.1 Закона г. Москвы «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» от 14.06.2006 г. №29.

То есть, в рассмотренном случае, Распоряжение о снятии с жилищного учета может быть оспорено в суде, как принятое Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы с нарушением вышеуказанной нормы права.

В последнее время участились случаи снятия с жилищного учета граждан, поставленных на жилищный учет до 01 марта 2005 года, по какому-нибудь основанию, которое по состоянию на 2012 год льготным основанием для постановки на жилищный учет уже не считалось.

Например, семью гражданки И. поставили на жилищный учет в 1991 году по категории «Одинокие матери». В 2012 году И. получает по почте письмо, в котором говорится о том, что она более не считается нуждающейся в улучшении жилищных условий, по причине утраты основания, по которому она была принята на жилищный учет в 1991 году.

В рассматриваемом случае очередник вправе обжаловать в судебном порядке Распоряжение о снятии его с жилищного учета, как незаконное. Дело в том, что Законом г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» такая категория очередников, как «Одинокие матери», действительно, не предусмотрена. Однако гражданка И. была принята на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и в этом случае применяется норма пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», в котором сказано нижеследующее:

«Граждане, принятые на учет до 1 марта 2005 года в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с данного учета по основаниям, предусмотренным пунктами 1, 3 – 6 части 1 статьи 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма. Указанным гражданам жилые помещения по договорам социального найма предоставляются в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом Российской Федерации, с учетом положений настоящей части».

Таким образом, гражданка И., как принятая на жилищный учет до 01 марта 2005 года, может быть снята с жилищного учета по четко определенному перечню оснований, а именно:

  1. в связи с подачей по месту учета заявления о снятии с учета;
  2. в связи выездом на место жительства в другое муниципальное образование, за исключением случаев изменения места жительства в пределах городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга;
  3. в связи с получением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
  4. в связи с предоставлением в установленном порядке от органа государственной власти или органа местного самоуправления земельного участка для строительства жилого дома, за исключением граждан, имеющих трех и более детей;
  5. в связи выявлением в представленных документах в орган, осуществляющий принятие на учет, сведений, не соответствующих действительности и послуживших основанием принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц органа, осуществляющего принятие на учет, при решении вопроса о принятии на учет;
  6. в связи с утратой оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали право на получение жилых помещений по договору социального найма.

Поскольку на день принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы Распоряжения о снятии с жилищного учета гражданка И. по-прежнему была матерью-одиночкой, то снятие её с жилищного учета по причине отсутствия такой категории очередников в ныне действующем законодательстве является прямым нарушением требований пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ», и вышеуказанное Распоряжение может быть оспорено гражданкой И. в судебном порядке.

Часто работники Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы предлагают очередникам заведомо невыгодные варианты улучшения жилищных условий, и после нескольких отказов от предложенных очередникам вариантов, их снимают с жилищного учета.

Так, например, очередникам города Москвы, например, 1990 года постановки на жилищный учет, могут предложить одну квартиру в городе Чехове, а после отказа от этого варианта предложить сразу два варианта в городе Балашиха-3. Естественно, граждане, проживающие в городе Москве рядом с метро, шоссе и хорошо развитой инфраструктурой, отказываются от таких вариантов «улучшения» их жилищных условий. После получения от очередников трех подряд отказов от предложенных вариантов, Департамент жилищной политики и жилищного фонда города Москвы на основании статьи 21 Закона г. Москвы от 14 июня 2006 года №29 «Об обеспечении права жителей города Москвы на жилые помещения» переводит таких очередников в отдельный список, и после ещё двух подряд отказов от столь же «выгодных» вариантов улучшения жилищных условий, принимает Распоряжение о снятии граждан с жилищного учета.

Такое Распоряжение о снятии с жилищного учета можно обжаловать в судебном порядке, на основании того, что было нарушено требование пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 29 декабря 2004 г. N 189-ФЗ «О введении в действие Жилищного кодекса РФ» (особенности применения которой были рассмотрены нами выше), поскольку вышеуказанные очередники были поставлены на жилищный учет до 01 марта 2005 года, и, соответственно, их нельзя снимать с жилищного учета по основаниям, прямо не указанным в вышеназванной норме права.

Таковы в настоящее время наиболее распространенные основания для снятия жителей города Москвы с жилищного учета. Все перечисленные выше основания являются незаконными и могут быть обжалованы гражданами в суде. Но при этом нужно помнить о том, что срок для обжалования в суде Распоряжения о снятии с жилищного учета ограничен тремя месяцами с даты принятия Департаментом жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы обжалуемого Распоряжения. Поэтому заявление в суд нужно успеть подать до истечения вышеуказанного трехмесячного срока.

ВНИМАНИЕ! С 13 ноября 2014 года все функции Департамента жилищной политики и жилищного фонда г. Москвы были переданы Департаменту городского имущества г. Москвы (ДГИ).

Читать еще:  Возможно ли вернуть товар с браком продавцу?

Основания снятия с очереди на улучшение жилищных условий.

Правила о сохранении за гражданами права состоять на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях предусмотрены ст. 55 Жилищного кодекса РФ. Фактически данная статья гарантирует гражданам, принятым на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, что они не могут быть произвольно лишены права состоять на указанном учете. Такие граждане могут быть сняты с учета только тогда, когда им фактически предоставлены жилые помещения по договорам социального найма либо выявлены основания для снятия их с учета, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса.

Снятие граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях производится по правилам ст. 56 Жилищного кодекса РФ. Граждане снимаются с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях в случае:
1) подача ими заявления о снятии с учета. Это может быть вызвано самыми разными причинами: обмен на большее помещение; выезд за границу на постоянное место жительства и др.;
2) утрата оснований, дающих право получить жилье по договору социального найма. Так, существенное улучшение материального статуса семьи может повлечь снятие с учета, поскольку размер дохода, приходящегося на каждого члена семьи (ст. 49 ЖК РФ), исключает их из категории “малоимущие”.
К утрате оснований относится и улучшение жилищных условий (приобретение иного жилья в собственность, выбытие члена семьи, обмен и т.п.).
В то же время получение жилья в общежитии либо заключение договора поднайма, “коммерческого” найма не влекут снятия с учета; проживание на данных условиях является, напротив, основанием для постановки на учет (см. ст. 51 ЖК РФ);
3) выезд к новому месту жительства в другое муниципальное образование. Что касается перемены адреса в пределах городской черты Москвы и Санкт-Петербурга, то очередность на получение жилья сохраняется (если перемена места жительства не повлекла за собой улучшения жилищных условий, т.е. если не отпали основания для признания граждан нуждающимися в жилье);
4) получение гражданами бюджетных средств на приобретение или строительство жилого помещения;
5) предоставление гражданам в установленном порядке земельных участков для строительства жилого дома;
6) представление не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в жилом помещении (завышение числа членов семьи, проживающих на данной площади; искажение сведений о состоянии здоровья членов семьи; незаконное получение документа о праве на льготное обеспечение жильем и т.п.), а также в случае неправомерных действий должностных лиц.
Неправомерные действия должностных лиц выражаются в принятии на учет лиц, не подлежащих согласно ЖК РФ постановке на учет для получения жилья.
Указанные шесть оснований снятия граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях изложены в ч. 1 ст. 56 Кодекса в исчерпывающем перечне. Поэтому установление дополнительных оснований или изменение существующих возможно только путем внесения соответствующих изменений или дополнений в Кодекс.
В императивной норме ч. 2 ст. 56 Кодекса установлено, что решение о снятии граждан с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях может быть принято только тем органом, по решению которого соответствующие граждане были приняты на указанный учет (об этом см. ст. 52 Кодекса). Указанное решение должно быть принято не позднее чем в течение 30 рабочих дней со дня выявления обстоятельств, являющихся основанием принятия таких решений.
Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях должны содержать основания снятия с такого учета с обязательной ссылкой на обстоятельства, предусмотренные ч. 1 ст. 56 Кодекса. Решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях выдаются или направляются гражданам, в отношении которых приняты такие решения, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия таких решений и могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Нетрудно заметить, что требования к содержанию решения о снятии гражданина с учета в качестве нуждающегося в жилом помещении, а также правила уведомления о принятых решениях соответствующих граждан подобны тем, которые предъявляются к решениям об отказе в принятии на такой учет, о которых говорилось выше (см. также ч. 2, 3 ст. 54 Кодекса).
Поскольку перечень, предусмотренный ст. 56, является закрытым, снятие с учета по иным основаниям недопустимо.
Исходя из вышеуказанного перечня оснований для снятия граждан с жилищного учета, можно сделать вывод, что факт изменения численности и состава семьи, не может стать причиной утраты Вами права состоять на жилищном учете.
По договору социального найма жилые помещения в доме муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам, состоящим на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий, в порядке очередности, исходя из времени принятия на учет и включения в списки на получение жилых помещений.
Граждане, имеющие право на первоочередное и внеочередное получение жилых помещений, включаются в отдельные списки на предоставление жилой площади.
По договору социального найма жилые помещения могут также предоставляться гражданам во внеочередном порядке в случаях:
– разрушения жилья в результате стихийного бедствия;
– выселения граждан из домов (помещений), признанных в установленном порядке аварийными или грозящими обвалом;
– ликвидации квартиры коммунального заселения в порядке и на условиях, установленных действующим законодательством;
– по решению суда;
– в иных случаях, установленных законодательством РФ и Московской области.
Нормой предоставления площади жилого помещения по договору социального найма является минимальный размер площади жилого помещения, исходя из которого определяется размер общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма.
По договору социального найма жилого помещения отдельным категориям граждан может предоставляться дополнительная площадь сверх установленной нормы предоставления в виде отдельной комнаты или в размере десяти квадратных метров. Гражданам, страдающим тяжелыми формами некоторых хронических заболеваний, а также гражданам, которым эта площадь необходима по условиям и характеру выполняемой работы, размер дополнительной жилой площади может быть увеличен.
Порядок и условия предоставления дополнительной жилой площади и перечень категорий граждан, имеющих право на ее получение, устанавливаются законодательством РФ и Московской области.
При определении общей площади жилого помещения, предоставляемого по договору социального найма гражданину, имеющему в собственности жилое помещение, учитывается общая площадь жилого помещения, находящегося у него в собственности.
При предоставлении гражданину жилого помещения по договору социального найма учитываются действия и гражданско-правовые сделки с жилыми помещениями, совершение которых привело к уменьшению размера занимаемых жилых помещений или к их отчуждению. Указанные сделки и действия учитываются за установленный законом субъекта Российской Федерации период, предшествующий предоставлению гражданину жилого помещения по договору социального найма, но не менее чем за пять лет.

Снятие с учета граждан, нуждающихся в жилых помещениях

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади.

ЖК РФ содержит закрытый перечень, по которому граждан снимают с учета как нуждающихся в жилой площади. Помещения жилой площади даются государством по найму. Учет нуждающихся в жилье, постановка на учет возникает в силу закона и на основании паритета между сторонами правового отношения. Постановка нуждающихся в улучшении жилищных условий на учет обусловлена участием в этом процессе двух сторон. Одним участником выступает гражданин, другим – уполномоченный орган.

Причины снятия с учета нуждающихся в жилье

Жилищный кодекс предусматривает ряд причин, которые могут повлиять на снятие гражданина с учета. Такими основаниями считаются:

  • гражданин подает заявление о снятии с учета;
  • гражданин утратил основания, по которым его поставили на учет как нуждающегося в жилой площади;
  • переезд в иное образование муниципального уровня, исключая ситуации, когда это происходит в границах населенных пунктов, имеющих федеральное значение;
  • получение финансовой помощи из бюджета от государственных органов на покупку жилой площади: дома, квартиры;
  • порядок предоставления органами власти или местной администрации участка земли в целях возведения дома;
  • обнаружение в документации, представленной гражданином на учет по жилой площади, недостоверной информации, а также выявление незаконных действий сотрудников уполномоченного органа, принявших на учет граждан, нуждающихся в жилье.

Снятие с учета по инициативе заявителя

Порядок постановки на учет в качестве нуждающихся в жилье регламентирован ЖК РФ. Собрав необходимый пакет документов, гражданин имеет право встать на соответствующий учет. Для лиц, нуждающихся в жилье или увеличении площади жилого помещения, алгоритм действий простой. Физическое лицо самостоятельно решает для себя, встать ему на учет по жилой площади или нет. Это его право, но не обязанность. В случае, если необходимость в жилом помещении социального найма по какой-либо причине отпала, то гражданин в праве написать заявление о снятии его с учета нуждающихся в жилье.

В заявлении должно быть отражено его желание сняться с учета по жилой площади. Строгой формы к заявлению снятия с учета по жилой площади ЖК РФ не предъявляет. Оно составляется в произвольной форме. Гражданин адресует заявление в орган, в котором он учтен в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий. Заявление подписывается гражданином для того, чтобы идентифицировать себя. Как и заявление о постановке на учет, просьба о снятии с учета рассматривается также уполномоченным органом.

ЖК РФ (норма 52) говорит о том, что граждане с отсутствием дееспособности в данном случае могут действовать через своего представителя, который от их имени пишет заявление в отношении проживания недееспособного в помещениях. Но ЖК РФ не назначает порядок отзыва заявления со стороны недееспособных по поводу снятия их с учета.

Поставить на учет недееспособных можно через представителя, а снять с учета доверенное лицо не имеет права. Выходом из этой ситуации выступает волевое действие уполномоченного органа, который осуществляет учет нуждающихся в жилой площади.

Но снятие с учета нуждающихся в жилье граждан с отсутствием недееспособности происходит уполномоченным органом только при отсутствии оснований к получению жилых помещений.

Порядок учета нуждающихся в жилых помещениях означает, что на жилье по социальному найму могут претендовать малоимущие категории, признанные по закону. Встать на учет возможно при наличии нескольких предпосылок: но для того чтобы сделать этого, прежде всего, нужно получить статус малоимущего. Если гражданин утратил положение малоимущего, ему будет отказано в жилье. Основаниями к потере статуса могут служить:

  • увеличение цены имущества, которое выступает собственностью семейной пары с детьми, признанных в качестве малоимущих;
  • повышение доходов семьи, в расчете на каждого из ее членов и т.д.

Снятие с учета при смене места жительства

Условие, которое нужно для того, чтобы принять на учет нуждающихся в жилых помещениях, это проживание человека в муниципальном образовании определенного населенного пункта. Выезд граждан за его пределы влечет за собой снятие их с учета нуждающихся в жилье.

Чтобы снять с учета граждан, которые нуждаются в улучшении условий проживания, порядок места жительства человека определяется по формальному признаку. В противном случае, вопрос, связанный с доказыванием места фактического проживания граждан на постоянной основе, потребует немалого количества времени и увеличится количество документов, необходимых для предоставления в уполномоченный орган. Кроме того, возникнут ошибки, обусловленные неправомерным снятием с учета. Исходя из этого, в практике при изменении места проживания гражданина, если он не выполнил обязанность по оповещению государственных органов о новом месте жительства, это не влечет снятия с учета. Главным доказательством для государственных органов является место его регистрации.

Читать еще:  На сколько правомерно требование клиента о возврате денежных средств?

Естественное снятие с учета нуждающихся в жилых помещениях

Это основание связано с летальным исходом стоящего на учете гражданина. Это обстоятельство, которое по ст. 17 ГК РФ, обуславливает окончание правосубъектности индивида. В случае его смерти, члены семьи покойного остаются на учете. Логично, что основание естественного снятия умершего человека, никак не может повлиять на желание остальных членов семьи получить квартиру.

Госорган решает, снимать ли гражданина с учета не позже тридцати дней с момента обнаружения обстоятельств, которые являются основаниями к этому действию. Решения в готовой форме о снятии с учета направляются или отдаются не позже трехдневного срока с момента создания.

Граждане вправе не согласиться с решением уполномоченных органов. Его можно обжаловать в судебном органе.

Субсидии для улучшения жилищных условий

На государственную помощь в жилье ориентирована программа «Жилище», принятая на период 2015-2020 г.г. В частности, в ней указано, что она ориентирована на оказание поддержки гражданам, которые нуждаются в улучшении жилищных условий. Государство оказывает помощь по обеспечению граждан жильем. В частности, государство действует с задачей улучшения жилищных условий в помещениях для категории молодых семей.

Данная программа направлена на формирование условий для создания сегмента рынка бюджетного, доступного жилья, увеличения объемов застроек, совершенствования строительной сферы в рамках мероприятий по поддержке строительства жилых помещений в регионах. Все это делается в целях улучшения жилищных условий граждан.

Одним из видов поддержки граждан со стороны государства в целях улучшения жилищных условий выступают субсидии. Существуют определенные правила, которые назначают порядок предоставления этих выплат населению для улучшения жилищных условий. Правила зафиксированы в постановлении высшего органа, принадлежащего к исполнительной ветви власти от 2009 года (№63). Субсидия может быть задействована в купле-продаже жилого помещения, направлена на улучшение жилищных условий гражданских служащих. Субсидия также используется как паевой взнос, но при условии того, что гражданин выступает членом жилищных или жилищно-строительных кооперативов.

Снятие с очереди на улучшение жилищных условий в 2020 году

Основные причины снятия с очереди на улучшение жилища

Любой гражданин, получив статус нуждающегося в жилых помещениях (ст. 51 ЖК РФ), может встать на учет в целях улучшения жилья сообразно ст. 55 ЖК РФ.

Данное право сохраняется за ним, пока не наступит (и не будет выявлено) хотя бы одно из оснований, согласно которому его могут снять с очереди на улучшение жилища. Полный перечень таковых определен ст. 56 ЖК РФ.

Основные причины снятия с учета

(сообразно ст. 56 ЖК РФ)

Пояснения
По инициативе самого малообеспеченного лица Учет очереди прекращается при подаче надлежащего заявления
При потере оснований, согласно которым малообеспеченный гражданин был поставлен на учет Чаще всего в этом качестве выступает потеря статуса малоимущего либо нуждающегося
Бюджетное субсидирование на покупку либо постройку жилья Учитываются средства бюджета, которые выданы нуждающемуся лицу для строительства (обретения) жилья от местных органов и госвласти
Переселение Исключение: смена места жительства в пределах федеральных городов (речь идет о Москве, Санкт-Петербурге, Севастополе)
Обретение земельного участка под строительство жилья Учитывают земли, полученные от государственной (местной) власти.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

К многодетным семьям это основание не относится

Ложные сведения, представленные при постановке на учет Сюда же причисляют нарушения, незаконные действия должностных лиц, которые ставили на учет

При обнаружении перечисленных обстоятельств снятие с очереди производится в течение месяца. Принятое решение оформляется письменно, как извещение. В нем указывается основание снятия с учета и ссылка на статью закона.

Готовое извещение уполномоченный орган обязан донести до адресата на протяжении трех дней.

Обзор судебной практики

Нередко снятие с очереди на улучшение жилья производится по причине выявления ложных сведений, которые были представлены перед постановкой на учет. Чаще всего среди них оказываются искаженные сведения о состоянии здоровья, незаконно оформленная справка, удостоверяющая неимущее (малообеспеченное) положение заявителей.

По сути если размер заработка на одного человека превышает уровень, определенный для малообеспеченных, то финансовое положение семьи считается улучшенным (ст. 49 ЖК РФ). Тогда основание, сообразно которому ставили на очередь, утрачивается. Обозначенная норма распространяется на тех очередников, кто встал на учет после 1.03.2005.

К сведению, действиями, которые повлекли ухудшение жилищных условий, могут считаться:

  1. Изменение состава семьи, в том числе вследствие развода супругов.
  2. Заселение других лиц.
  3. Судебное отселение граждан по причине нарушения условий договора по пользованию жильем.
  4. Выделение доли собственниками и др.

Ухудшение условий проживания (уменьшение жилплощади) увязывается не со всеми действиями без исключения, а лишь с теми, которые стали причиной возникновения нуждаемости в жилых помещениях.

Вместе с этим, к примеру, заселение несовершеннолетнего к родителю, отказ одаряемого от дара, признание судом сделки с жильем недействительной и т. п. таковыми не являются. Следовательно, данные действия могут стать причиной для отказа в признании гражданина нуждающимся в улучшении жилья.

Названые стандарты ЖК РФ касаются и молодых семей. Судебная практика показывает, что не является улучшением жилищных условий вступление в брак с гражданином — собственником квартиры, если вступающий в брак (не собственник) там не живет, не зарегистрирован, на улучшение жилища не рассчитывал.

При этом улучшение материального положения, покупка нового жилья, обмен имеющегося рассматриваются как автономное решение жилищного вопроса. Соответственно, по факту данные действия являются основанием для снятия молодой семьи с очереди.

Ошибочное суждение о снятии с очереди на улучшение жилищных условий

Малоимущую семью при получении наследства с учета не снимают

Ситуация Правильное применение норм ЖК РФ к обозначенной ситуации
Семью могут снять с очереди на улучшение жилья, если хоть один из ее членов выпишется С очереди снимут только при условии, что после выписки члена семьи квадратные метры жилого помещения (из расчета на одного жильца) будут соответствовать норме
Если фактически принятое наследство (автомобиль, вещь, дом, иное) значительно улучшает материальное положение малоимущей семьи, то ее с очереди снимут
При оформлении ипотеки на строительство жилья семья, нуждающаяся в улучшении жилища, не теряет свой статус и очередь Ипотека — государственная материальная поддержка.

Если нуждающаяся семья выбрала этот вариант помощи, то предыдущий (постановка на учет для улучшения условий проживания) исключается.

Т. е. семья автоматически снимается с очереди

Экспертное разъяснение к вопросу о мерах господдержки по части улучшения жилищных условий

К таковым относятся:

  1. Ряд региональных программ для молодых специалистов, граждан, нуждающихся в улучшении жилья, целью которых является исключительно решение жилищных проблем («Свой дом», « Меры соцподдержки молодых специалистов и др.).
  2. Предоставление бесплатных земельных участков многодетным семьям, в том числе под строительство жилья (ФЗ № 138 от 14.06.2011).

Подробно — в ответах на вопросы пользователей (Минстрой РФ, официальный сайт).

Пример 1. Прекращение учета по причине переселения в соседний регион

Малышевская В. Л. и члены ее семьи числятся в очереди на улучшение жилищных условий уже год. Вся семья собирается перебраться в скором времени в соседний регион к близким родственникам.

Сообразно ст. 56 ЖК РФ возникший претендент означает, что Малышевскую В. Л. вместе с семьей должны снять с очереди, т. к. речь идет о переселении именно в другой регион. Если бы они переселялись в пределах области, то очередь бы за ними сохранили.

Процедура прекращения учета требует написания соответствующего заявления и подачи его в орган, который ставил Малышевскую и ее семью на учет по улучшению жилищных условий. При составлении заявления может использоваться следующий формат обращения.

Пример 2. Прекращение учета по причине изменения численности семьи

В коммуналке (14 кв. м.) зарегистрированы двое: муж и жена. Оба состоят на учете по улучшению жилища. Комната, где они совместно проживают, делится между ними долями, т. е. каждому принадлежит по ½ доли. Супруги собираются зарегистрировать у себя в коммуналке своего совершеннолетнего ребенка.

Применительно к данной ситуации нормы ст. 55 и ст. 56 ЖК РФ устанавливают следующее:

  1. Ст. 55 гарантирует им право сохранения очереди.
  2. Ст. 56 свидетельствует о том, что изменение численности семьи не является основанием для прекращения учета.

Регистрация ребенка в коммуналке будет осуществляться после постановки на очередь. Следовательно, данный факт не может рассматриваться как умышленное ухудшение жилищных условий.

Как показывает судебная практика, снятие с очереди производится, если граждане осознанно, целенаправленно ухудшили условия до постановки на учет в качестве нуждающихся (ст. 53 ЖК РФ).

Ответы на часто задаваемые вопросы

Вопрос №1: Можно ли возобновить свою очередь на улучшение жилья после снятия с очередности и как?

Можно, если человека сняли с очереди с нарушением закона. Восстановлением занимается районный суд. Следует подать туда исковое требование, приложив к нему документы, доказывающие неправомерность действий ответчика. Делать это необходимо в первые три месяца после получения на руки извещения о снятии с учета.

Вопрос №2: Могут ли снять с учета при наличии дачи?

Могут, если специально созданная «оценочная» комиссия определит, что дом дачного типа пригоден для проживания, а именно:

  • строение зарегистрировано надлежащим образом, имеет адрес;
  • дом со всеми удобствами и необходимыми коммуникациями (есть водопровод, канализация, а не только печное отопление);
  • метраж помещений соответствует требуемым нормам;
  • наличествует соответствующая инфраструктура и др.

[su_button url=”tel:+74999386073″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Санкт-Петербург, Ленинградская область звоните: +7 (812) 467-36-24

[su_button url=”tel:+78124673624″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

Из других регионов РФ звоните: +7 (800) 333-49-12

[su_button url=”tel:+78003334912″ background=”#ef2d2e”]Звонок в один клик[/su_button]

[/su_note] –> Если вы не нашли ответ на свой вопрос, то вы можете получить ответ на свой вопрос позвонив по номерам ⇓ Бесплатная юридическая консультация

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector