Преследование следователем за преступление, совершенное до призыва на службу
Garant-agency.ru

Юридический портал

Преследование следователем за преступление, совершенное до призыва на службу

Приказ Главной военной прокуратуры от 21.03.2003 N 55 “О подследственности уголовных дел”

ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГЛАВНАЯ ВОЕННАЯ ПРОКУРАТУРА

от 21 марта 2003 г. N 55

О ПОДСЛЕДСТВЕННОСТИ УГОЛОВНЫХ ДЕЛ

В целях обеспечения надзора за процессуальной деятельностью органов предварительного расследования, формирования единого подхода к разрешению вопросов о подследственности уголовных дел, возникающих в связи с применением ст. 151 и 152 УПК РФ, и совершенствования организации предварительного расследования приказываю:

1. Предварительное расследование по уголовным делам о преступлениях, совершенных военнослужащими, гражданами, проходящими военные сборы, а также лицами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, созданных в соответствии с федеральными законами и иными нормативными актами, в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, производить военным прокурорам и следователям военных прокуратур военных округов и флотов, Ракетных войск стратегического назначения, Федеральной пограничной службы России, Московской городской военной прокуратуры и Объединенной группировки войск (сил) по проведению контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона Российской Федерации с соблюдением требований ст. 151 и 152 УПК РФ, как правило, по месту совершения или окончания преступления и с учетом положений настоящего Приказа.

1.1. Разграничение компетенции военных прокуроров гарнизонного звена по расследованию преступлений в конкретных воинских частях, соединениях, учреждениях и за их пределами на основании установленной приказами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора поднадзорности производить военным прокурорам окружного звена, которым с учетом сложившейся на момент издания настоящего Приказа практики в срок до 15 апреля 2003 г. издать соответствующие приказы, о чем довести до подчиненных.

1.2. Преступления, совершенные неустановленными лицами на территории (в расположении) воинской части, соединения, учреждения, расследовать до установления виновного военным прокурорам, осуществляющим надзор за исполнением законов на территории данной воинской части, соединения, учреждения.

При этом исходить из того, что территорией (расположением) воинской части, соединения, учреждения является обособленная охраняемая территория, на которой расположены штабы, казармы, парки с военной техникой, хранилища, склады и иные объекты, обеспечивающие непосредственную деятельность части, за исключением жилых домов, школ и иных объектов общего социально-культурного и бытового назначения.

1.3. Для военных прокуратур, дислоцированных за пределами Российской Федерации, подследственность уголовных дел определяется приказами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации – Главного военного прокурора с учетом юрисдикции, предусмотренной соответствующими международными договорами (соглашениями).

2. Военным прокурорам и следователям военных прокуратур Ракетных войск стратегического назначения расследовать уголовные дела:

2.1. О преступлениях, совершенных лицами, указанными в п. 1, на территории режимных частей, соединений, учреждений и закрытых военных городков, поднадзорных ВП РВСН, а также на территории закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО), где расположены указанные объекты.

2.2. О преступлениях, совершенных военнослужащими поднадзорных воинских частей, соединений, учреждений и иных объектов в пределах гарнизонов, на территории которых расположены военные прокуратуры РВСН и их прокурорские, прокурорско-следственные участки.

2.3. О групповых преступлениях военнослужащих, совершенных в гарнизонах, на территории которых расположены военные прокуратуры РВСН и их прокурорские, прокурорско-следственные участки, если хотя бы один из участников является военнослужащим поднадзорных военным прокурорам РВСН частей и объектов.

3. Военным прокурорам и следователям военной прокуратуры Федеральной пограничной службы Российской Федерации расследовать уголовные дела:

3.1. О преступлениях лиц, указанных в п. 1, совершенных на территории войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, надзор за исполнением законов в которых возложен на военных прокуроров ФПС России.

3.2. О преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и лиц гражданского персонала Пограничной службы Российской Федерации в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, совершенных за пределами расположения войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации на территории Ленинградского, Московского и Северо-Кавказского военных округов, за исключением случаев, указанных в части 1 п. 4.

3.3. О преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, и лиц гражданского персонала Пограничной службы Российской Федерации в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, совершенных за пределами расположения войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации на территории тех субъектов Российской Федерации, в которых дислоцируются военные прокуратуры ФПС России и их прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки, за исключением случаев, указанных в части 1 п. 4.

3.4. О групповых преступлениях с участием военнослужащих, совершенных за пределами территории войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, если хотя бы один из них является военнослужащим Пограничной службы Российской Федерации, при наличии условий, предусмотренных подпунктами 3.2 и 3.3.

4. Уголовные дела в отношении военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц гражданского персонала (последними – в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей) войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, надзор за исполнением законов в которых возложен на военных прокуроров округов и флотов, расследовать указанным военным прокурорам в случае совершения преступления как в расположении этих войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации, так и за их пределами, но на территории гарнизонов, обслуживаемых данными военными прокурорами.

Им же расследовать уголовные дела о преступлениях военнослужащих, граждан, призванных на военные сборы, и лиц гражданского персонала (последними – в связи с исполнением ими служебных обязанностей) Пограничной службы Российской Федерации, совершенных за пределами войск, органов и других организаций Пограничной службы Российской Федерации на территории субъектов Российской Федерации, в которых отсутствуют военные прокуратуры ФПС России и их прокурорские, прокурорско-следственные и следственные участки, за исключением случаев, предусмотренных подпунктом 3.2.

5. Военным прокурорам РВСН и ФПС России расследовать уголовные дела в отношении военнослужащих и лиц гражданского персонала предприятий военной торговли, совершивших преступления в учреждениях и на предприятиях военной торговли, расположенных на территории закрытых гарнизонов и объектов. Расследование преступлений, совершенных указанными лицами на предприятиях военной торговли, расположенных вне территории закрытых гарнизонов и объектов, осуществлять военным прокурорам гарнизонов округов, флотов.

6. Военным прокурорам и следователям военных прокуратур флотов расследовать уголовные дела о преступлениях военнослужащих, граждан, проходящих военные сборы, а также лиц гражданского персонала в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей, совершенных в расположении воинской части, соединения, учреждения, надзор за исполнением законов в которых возложен на указанных военных прокуроров, либо на территории гарнизона, где дислоцируется военная прокуратура ВМФ.

7. Вопросы подследственности, не урегулированные настоящим Приказом, а также споры о подследственности конкретных уголовных дел разрешать по согласованию между военными прокурорами окружного звена, а при наличии разногласий – Главной военной прокуратурой.

8. При применении п. 9 ч. 2 ст. 37 УПК РФ строго соблюдать правила подследственности, предусмотренные ст. 151 УПК РФ. В каждом случае решение об изъятии и передаче уголовного дела от одного органа предварительного следствия другому должно быть мотивировано и изложено в письменном виде в соответствующем постановлении.

9. Уголовные дела в отношении уклонившихся от военной службы военнослужащих и военных строителей расследовать в военных прокуратурах по месту обнаружения (задержания) разыскиваемого военнослужащего.

После выполнения в срок не позднее 10 суток неотложных следственных действий уголовные дела могут направляться по подследственности в военные прокуратуры, которым поднадзорны воинские части, где проходят службу указанные военнослужащие (за исключением военных прокуратур, дислоцирующихся за пределами территории Российской Федерации, а также военных прокуратур Балтийского флота), только для расследования совершенных ими других преступлений либо фактов неуставных к ним отношений, явившихся причиной уклонения от военной службы.

10. Военным прокурорам, которым поднадзорны воинские части, самовольно оставленные военнослужащими, принимать все меры к своевременному возбуждению уголовных дел, незамедлительному, полному и объективному расследованию обстоятельств уклонений от военной службы, исследованию версий об их убийстве, гибели или совершении уклонения вследствие неуставных проявлений. После получения сообщения об установлении места нахождения военнослужащих на территории других военных округов, при отсутствии данных о совершении ими по месту службы других преступлений и их ссылок на неуставные проявления, уголовные дела незамедлительно направлять по подследственности в военные прокуратуры по месту нахождения (задержания) подозреваемого (обвиняемого).

11. Вопросы подследственности уголовных дел об уклонениях от военной службы при указанных в пп. 9 и 10 Приказа обстоятельствах, пересылки материалов уголовных дел и этапирования арестованных решать путем телефонного их согласования между соответствующими военными прокурорами с последующим подтверждением по телеграфу.

12. При совершении уклонения от военной службы военнослужащими при назначении и переводе к новому месту службы расследование проводить:

12.1. Если военнослужащий следует одиночным порядком – военному прокурору, которому поднадзорна воинская часть, соединение, учреждение, куда военнослужащий должен прибыть для прохождения службы (за исключением случаев отказа убыть к новому месту службы).

12.2. При следовании в составе команды – военному прокурору, которому поднадзорна воинская часть, соединение, учреждение, от которых назначен старший команды.

13. Приказ начальника Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации по надзору за исполнением законов в Вооруженных Силах от 20.04.94 N 70 “О подследственности преступлений” (с изменениями, внесенными Приказами от 30.03.95 N 58, от 03.02.97 N 40), указание заместителя ГВП от 07.05.98 N СУ-56/98, пункт 6 Приказа ГВП от 03.12.2002 N 307 считать утратившими силу.

14. Контроль за исполнением настоящего Приказа возложить на первого заместителя Главного военного прокурора генерал-лейтенанта юстиции Пономаренко А.Г.

15. Приказ направить в структурные подразделения ГВП, военным прокурорам окружного и гарнизонного звеньев и объявить всему оперативному составу военных прокуратур.

Уголовные дела в отношении военнослужащих

1.1. Командир войсковой части самостоятельно возбудить уголовное дело не может, так как он не является процессуальным лицом. Возбудить уголовное дело в отношении военнослужащего может только следователь.

2. Кто проводит дознание по уголовным дела в отношении военнослужащих?

2.1. Это делают следователи военного-следственного управления Следственного комитета РФ либо следователями ФСБ в отношении погранвойск.

3.1. если Вы не имеете неснятых дисциплинарных взысканий за совершение грубых дисциплинарных проступков, а также можете похвастаться положительными результатами по физической и боевой подготовке, то возбуждение в отношении Вас УД не является основанием для лишения Вас данного материального стимулирования.
Однако, как показывает практика указанную премию командование воинской части может установить Вам в минимальном размере (например, в размере 500 руб.).

4.1. —Здравствуйте уважаемый посетитель, что за наивный вопрос? Если вы туда ездили, предоставьте проездной документ и отметку в командировочном удостоверении. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В.

4.2. Так если вы действительно находились в командировке, то стоит подавать жалобу прокурору военного гарнизона.

4.3. Если в отношении Вас возбудили уголовное дело и у Вас статус подозреваемого или, что еще хуже, обвиняемый, то ищите адвоката для Вашей защиты, т.к. интернет консультации Вам не помогут.

5.1. Будет, конечно. Законодательство – предусматривает компенсацию затрат в данном случае. Но – не предусматривает возможности выдачи аванса лицу, не связанному служебными отношениями с частью.

Читать еще:  Смена фамилии новорожденному

6.1. Здравствуете. :sm_ab:
Если формально по закону то да.
Но на практике у военной прокуратуры сильно другое мнение. Оспаривать его сложно и нервно.
Поэтому советуем полностью с частью рассчитаться, получить документы и разойтись циволизованно. Без объявления операции “кольцо” и других экстремальных развлечений.
Если вовремя не расчитают разумнее пожаловаться в военную прокуратуру и суд на волокиту.

Всего Вам самого доброго и приятного. Счастья, добра и благополучия.
С уважением коллектив ООО “ОРИОН”.

7.1. Если вы не исключены из части, но вам обязаны выплачивать довольствие в любом случае. Это явное нарушение, поскольку несмотря на тот факт, что вы не работаете фактически – вы не являетесь виновным лицом. Так что обращайтесь с заявлением в прокуратуру с жалобой.

7.2. В данном случае судебная практика в этом вопросе говорит о том, что домашний арест является торжественные понятием заключения под стражей. Поскольку при заключении под стражу денежные довольствие не выплачивается, поэтому оно не выплачивается при домашнем аресте. Однако, по моему мнению свою позицию должен изложить Верховный суд.

8.1. Наймите хорошего адвоката.

8.2. Подавайте жалобы в прокуратуру признавать и бездействия в суде

8.3. Если Вы считаете, что в результате неправомерных действий, либо бездействия нарушаются Ваши права и это ведет к неправомерному затягиванию разбирательства по уголовному делу, тогда можете смело обращаться с жалобой на конкретные действия, либо бездействие в прокуратуру РФ. Иногда это дисциплинирует сотрудников полиции.

9.1. Можно. Никак не добиться.

10.1. Да, возможно, но с гарантией только в судебном заседании.

11.1. Не зная всех обстоятельств, ответить Вам невозможно. Подключайте адвоката.

12.1. Артур Альбертович. Поищем

13.1. Ваше волеизъявление. Пишите рапорт на уволльнение

14.1. Да может. Но следствие продолжится 🙁

14.2. Увольнение по собственному желанию и увольнение в связи с организационно- штатными мероприятиями – два разных основания увольнения.

15.1. А разве тот кто назначил, не сказал какие документы вам подготовить? мы то откуда знаем.? по каким основаниям возбуждено дело и по какому факту . не знаете вы- ждите что запросят сотрудники полиции

15.2. Понтяно, сразу бы так написали. Вам, как командиру, нужно провести по данному факту служебную проверку.

16.1. А вы то тут при чем?

16.2. Я так понимаю, Вы его командир? Характеристику можно, дисциплинарные нет.

17.1. Ваши родители просто беспокоятся за Вас. Реальных оснований привлечения Вашего парня к какой-либо ответственности нет.

18.1. Но если преступление совершено до признания его негодным, следствие будет производиться следователями военной прокуратуры. Не тяжкое, положительные характеристики, может быть применено условное наказания или иные, предусмотренные УК РФ основания: деятельное раскаяние, применение наказания ниже низшего и т.д.

19.1. Нет, не может, до момента вступления в законную силу приговора суда.

20.1. Существует тюремная больница.

21.1. Только расследовать должна военная прокуратура!

22.1. Хоть и не адресат вопроса: для применения амнистии требуется одно из обстоятельств: принимал участие в боевых действиях/ действиях по защите Отечества. Если хоть одно из обстоятельств есть-попадаете под амнистию. Условия амнистии признания вины не требуют. Прекращение уголовного преследования по акту об амнистии не является реабилитирующим обстоятельством, то есть права на реабилитацию Вы иметь не будете. В сведениях информационных центров у Вас будут данные о наличии судимости с прекращенным преследованием в силу акта амнистии.

23.1. Уведомить следователя о наличии уважительных причин и представить подтверждающие документы.

Сделать это необходимо. Хотя бы созвонится.

В случае Вашей неявки по полученной повестке возможно применение двух основных санкций.

Первая санкция – наложение штрафа на участника процесса за неявку по вызову.

В качестве второй санкции выступает привод, т.е. принудительное доставление лица к следователю (дознавателю), прокурору или в суд для участия в производстве следственного действия или в судебном заседании при злостном уклонении лица от явки.

23.2. Можете не ехать, будете очень нужен вас бесплатно ФССП привезет

23.3. В данном случае необходимо отправить телеграмму на имя следователя о том, что военнослужащий вызывается через командование части и пусть вызывает как положено (это предусматривает УПК РФ ). В данном случае Вам как военнослужащему оформят командировочное и поедете НЕ за свой счет.

24.1. Законность вашего увольнения зависит от того, по какой статье Вас уволили.
Если увольнение произведено со ссылкой на ЯКОБЫ совершенное вами преступление – это ОДНАЗНАЧНО НЕ ЗАКОННО, И НЕОБХОДИМО КАК МОЖНО БЫСТРЕЙ ОБРАЩАТЬСЯ В СУД С ИСКОМ О ВОССТАНОВЛЕНИИ НА СЛУЖБЕ.
Вопрос привлечения вас к службе в период следствия решается командиром части с учетом позиции следственных органов.
Удачи

25.1. В случае признания виновным, скорее всего грозит увольнение, на учет врядли поставят.

26.1. Если имеет место неуставные взаимоотношения и причинение телесного вреда, необходимо обращаться в военно-следственный комитет того гарнизона, в котором проходит службу Ваш сын. При проведении проверки и выявления неуставных взаимоотношений, ответственность за дезертирство Вашему сыну не грозит, поскольку это были вынужденные действия.

27.1. Артур, в силу ст. 76 УК РФ “Освобождение от уголовной ответственности в связи с примирением с потерпевшим” лицо, впервые совершившее преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобождено от уголовной ответственности, если оно примирилось с потерпевшим и загладило причиненный потерпевшему вред. Ч.1 ст.335 относится к категории преступлений небольшой тяжести, и если Вы не судимы и загладили причиненный вред, то примирение возможно.

28.1. что-то студентов в последнее время тут много)))) а не пробовали почитать кодексы и решить задачу сами?)) или халява покоя не дает?))

28.2. Ст 7 а 2.1 Фкз от 23.06. 1999 о военных судах!
Судья должен был передать дело в военный суд т.к. один из участников военослужащий!

29.1. Дмитрий, добрый вечер!

Права незаконно привлеченного к уголовной ответственности должны быть восстановлены в полном объеме.

Если его устроит другая равноценная должность, то это – допустимо.
Если только та же самая – то необходимо будет восстановить.

Всего доброго,
С уважением,

30. Следователем РОВД с согласия заместителя районного прокурора было возбуждено уголовное дело в отношении военнослужащего, проходившего действительную военную службу по контракту, по факту совершения убийства без отягчающих обстоятельств. После этого уголовное дело было принято к производству следователем гарнизонной военной прокуратуры.

Вопрос: Правомерны ли принятые названными должностными лицами решения?
Прошу ссылаться на статьи закона.

30.1. Мария, найдите в УПК РФ подследственность уголовных дел и изучите. Там найдете ответ.
Адвокат Ким Б.П.

§3. Подследственность органов военной прокуратуры

Осуществление прокурорского надзора за исполнением законов в Вооруженных Силах РФ возложено на органы военной прокуратуры.
К Вооруженным Силам относятся органы военного управления, воинские части, военные учреждения, военно-образовательные учебные заведения, предприятия, организации, подразделения Министерства обороны (в том числе военные комиссариаты, военные комендатуры, военно-медицинские учреждения, военные представительства на предприятиях и др.), а также Внутренних войск МВД России, Пограничных войск Федеральной пограничной службы, Железнодорожных войск РФ, Войск гражданской обороны и Министерства по чрезвычайным ситуациям, Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки, Главного разведуправления Генерального штаба Вооруженных Сил РФ, Федеральной службы охраны РФ, федеральных органов мобилизационной подготовки и другие воинские формирования любых иных министерств и ведомств, где федеральным законодательством предусмотрено наличие таких формирований с прохождением военной службы, включая военно-строительные и инженерно-технические подразделения.
Все военные прокуратуры организационно входят в общую систему органов прокуратуры и подчинены Главному военному прокурору, который по должности является одним из заместителей Генерального прокурора. К компетенции одних из них относится расследование преступлений на определенной территории (военные прокуратуры гарнизонов, округов), другие расследуют преступления не по территориальному признаку, а по признаку принадлежности виновных к тому или иному виду Вооруженных Сил (военные прокуратуры флотов, Федеральной пограничной службы России, Ракетных войск стратегического назначения и непосредственно подчиненные им военные прокуратуры). Работа отдельных военных прокуратур окружного подчинения организована по смешанному принципу (например, военные прокуратуры, к компетенции которых относится расследование преступлений в воинских частях и соединениях внутренних войск МВД России на территории отдельного гарнизона). Существуют также военные прокуратуры отдельных соединений, дислоцированных, в частности, за пределами Российской Федерации.
Общий порядок определения подследственности органов военной прокуратуры, которая не ограничивается одними лишь преступлениями против военной службы, регламентирован уголовно-процессуальным законом.
В соответствии с правилами, установленными подп. «а» и «в» п. 1 ч. 2 ст. 151 УПК РФ и изданным на их основе приказом Генерального прокурора РФ, следователи военной прокуратуры осуществляют предварительное расследование по уголовным делам: о преступлениях против военной службы;
об остальных преступлениях, совершенных военнослужащими или проходящими военные сборы гражданами, а также должностными лицами органов Федеральной службы безопасности, Службы внешней разведки Российской Федерации;
о преступлениях лиц гражданского персонала Вооруженных Сил РФ (других войск, воинских формирований и органов), совершенных в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении воинской части, соединения, учреждения, гарнизона. Таким образом, органам военной прокуратуры подследственны не только все преступления против военной службы, но и любые преступления, совершенные лицами перечисленных категорий, в том числе те, что в отношении остальных граждан расследуются органами внутренних дел или налоговой полиции.
Кроме того, по специально принимаемому решению Генерального прокурора РФ в местностях, где в силу исключительных обстоятельств не действуют общие органы расследования, следовате-

Расследование преступлений против военной службы
лям военной прокуратуры может быть поручено производство предварительного расследования по уголовным делам о любых других преступлениях.
Для определения подследственности преступления органам военной прокуратуры не имеет значения, был ли при исполнении служебных обязанностей совершивший преступление военнослужащий, находящийся на военных сборах гражданин или должностное лицо перечисленных федеральных служб. Любые преступления, совершенные ими как на службе, так и в свободное от службы время, подследственны военной прокуратуре. То же самое относится и к преступлениям, совершенным военнослужащим в период самовольного нахождения вне места службы (включая дезертирство).
В отношении гражданского персонала Вооруженных Сил подследственность определяется по иным правилам. Под таким персоналом понимаются не состоящие по DocnnoK ьл^/лОс граждане, работающие по трудовому договору в воинских частях и военных учреждениях (водители автомобилей, работники бухгалтерии, обслуживающий персонал и пр.).
Следователи военной прокуратуры производят предварительное следствие по уголовным делам не обо всех преступлениях лиц указанной категории, а только о тех, которые совершены теми в связи с исполнением служебных обязанностей, либо без этой связи, но непосредственно на территории воинской части (соединения), обособленного (закрытого) военного гарнизона или военного учреждения, где работает данный гражданин. Не относятся к подследственности военной прокуратуры преступления, совершенные гражданским персоналом Вооруженных Сил вне связи с выполнением служебных обязанностей или за пределами территории воинской части, соединения, военного учреждения или гарнизона.
Если преступление совершено группой лиц, из которых хотя бы один участник относится к чис
лу субъектов подследственности органов военной прокуратуры, предварительное следствие по делу
в отношении всех виновных производится военной прокуратурой с соблюдением требований
ст. 153 УПК РФ. – .
То же самое относится и к ситуациям, когда участник преступления на момент его совершения находился на военной службе или проходил военные сборы, но ко времени возбуждения уголовного дела уже был уволен с военной службы или убыл в установленном порядке с военных сборов.
Органам военной прокуратуры подследственны и уголовные дела в отношении тех лиц, которые, занимаясь преступной деятельностью длительное время, хотя бы одно преступление совершили во время прохождения военной службы или при нахождении на военных сборах.
В случае совершения любого общеуголовного преступления лицом, виновным также в совершении преступления против военной службы, дело подлежит направлению по подследственности^ военную прокуратуру независимо от того, каким правоохранительным органом возбуждено данное уголовное дело. В том же порядке с соблюдением правил ст. 153 УПК РФ передаются уголовные дела о групповом совершении общеуголовного преступления, если в составе преступной группы находилось лицо, отдельно совершившее преступление против военной службы.
Не относятся к подследственности военной прокуратуры преступления, совершенные:

  • лицом до поступления на военную службу или после увольнения с военной службы, даже если
    на момент производства предварительного расследования он является военнослужащим;
  • в отношении военнослужащего гражданским лицом, не относящимся к персоналу Вооруженных
    Сил. а равно известным органам следствия посторонним гражданином на территории воинской
    части, военного учреждения, гарниюна.
Читать еще:  Шантажируют за переписку с несовершеннолетней на интимную тему

В соответствии с имеющимся приказом 1 енерального прокурора РФ, если лицо, совершившее преступление на территории воинской части, не установлено, расследование до выявления виновного должно проводиться военной прокуратурой. После раскрытия такого преступления вопрос о его подследственности разрешается в общем порядке.
Когда уголовное дело возбуждалось в отношении группы военнослужащих и гражданских лиц, не имеющих отношения к Вооруженным Силам, но в ходе расследования отдельные материалы дела в отношении военнослужащих производством полностью прекращены по реабилитирующим основаниям, дело подлежит направлению по подследственности в территориальные органы.
Уголовные дела из территориальных органов по подследственности передаются военному про
курору не по месту прохождения службы виновным, а по месту совершения преступления, по мес
ту задержания или по месту заключения под стражу.
Разграничение подследственности между конкретными категориями военных прокуратур осу
ществляется по правилам, которые определены соответствующим приказом Главного военного
прокурора. . .

Глава 52. Расследование преступлений против военной службы
В частности, уголовные дела в отношении дезертиров и других уклоняющихся от прохождения военной службы относятся к подследственности военной прокуратуры по месту задержания военнослужащего. После выполнения в 20-дневный срок необходимых следственных действий такие дела могут передаваться по согласованию с ними военным прокурорам по месту службы задержанных только для расследования других совершенных ими же преступлений либо для расследования фактов неуставных проявлений в отношении задержанного.
Преступления, совершенные военнослужащими и гражданским персоналом Федеральной пограничной службы и подследственные органам военной прокуратуры, расследуются, за некоторыми исключениями, военными прокуратурами соответствующих пограничных округов.
Спорные вопросы определения подследственности между отдельными военными прокурорами различных округов решаются через Главную военную прокуратуру. В таком же порядке определяется подследственность преступлений, совершенных за пределами Российской Федерации в ликвидированных к настоящему времени группах войск или иных воинских формированиях на территории СНГ и стран Восточной Европы.

Статья 328 УК РФ. Уклонение от прохождения военной и альтернативной гражданской службы

Новая редакция Ст. 328 УК РФ

1. Уклонение от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы –

наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы лиц, освобожденных от военной службы, –

наказывается штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо арестом на срок до шести месяцев.

Комментарий к Статье 328 УК РФ

1. Правовую основу прохождения военной службы составляют ст. 59 Конституции и Закон о воинской обязанности.

1.1. В ст. 59 Конституции говорится, что гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой.

1.2. В соответствии с ч. 1 ст. 2 Закона о воинской обязанности военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных Силах России, а также в пограничных войсках, во внутренних войсках МВД России, войсках гражданской обороны, инженерно-технических и дорожно-строительных воинских формированиях при федеральных органах исполнительной власти, Службе внешней разведки РФ, органах ФСБ, федеральном органе специальной связи и информации, федеральных органах государственной охраны, федеральном органе обеспечения мобилизационной подготовки органов государственной власти РФ, воинских подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России и создаваемых на военное время специальных формированиях, а также иностранными гражданами в Вооруженных Силах РФ, других войсках, воинских формированиях и органах.

1.3. В соответствии с ч. 1 ст. 22 указанного ФЗ гражданами, подлежащими призыву на военную службу, являются: граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящие или обязанные состоять на воинском учете и не пребывающие в запасе (далее – граждане, не пребывающие в запасе); граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, окончившие государственные, муниципальные или имеющие государственную аккредитацию по соответствующим направлениям подготовки (специальностям) негосударственные образовательные учреждения высшего профессионального образования и зачисленные в запас с присвоением воинского звания офицера.

1.4. В соответствии со ст. 23 Закона о воинской обязанности от призыва на военную службу освобождаются граждане: признанные негодными или ограниченно годными к военной службе по состоянию здоровья; проходящие или прошедшие военную службу в Российской Федерации; проходящие или прошедшие альтернативную гражданскую службу; прошедшие военную службу в другом государстве. Право на освобождение от призыва на военную службу имеют граждане: имеющие предусмотренную государственной системой аттестации ученую степень кандидата наУК РФ или доктора наук; являющиеся сыновьями (родными братьями): военнослужащих, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, и граждан, проходивших военные сборы, погибших (умерших) в связи с исполнением ими обязанностей военной службы в период прохождения военных сборов; граждан, умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболевания, полученных в связи с исполнением ими обязанностей военной службы, после увольнения с военной службы либо после окончания военных сборов.

Не подлежат призыву на военную службу граждане: имеющие неснятую или непогашенную судимость за совершение преступления; в отношении которых ведется дознание либо предварительное следствие или УД в отношении которых передано в суд.

2. Объектом преступного посягательства является установленный законодательством порядок комплектования Вооруженных Сил РФ и прохождения альтернативной гражданской службы.

3. Объективная сторона составов преступления выражается в уклонении от призыва на военную службу (ч. 1) либо уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы лицами, освобожденными от военной службы (ч. 2).

3.1. Призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает: явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии; явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы; нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы (ч. 1 ст. 26 Закона о воинской обязанности). Призыв на военную службу граждан, зачисленных в запас с присвоением воинского звания офицера, включает: явку на медицинское освидетельствование и к военному комиссару для принятия решения о призыве на военную службу; явку в военный комиссариат и получение предписания для убытия к месту прохождения военной службы (ч. 2 ст. 26 Закона о воинской обязанности). Выполнение названных действий является обязанностью призываемых на военную службу граждан в соответствии со ст. 31 Закона о воинской обязанности.

3.2. Умышленное уклонение от выполнения указанных действий образует состав преступления, предусмотренный ч. 1 коммент. статьи. Однако Закон о воинской обязанности в ч. 2 ст. 7 предусматривает возможность неявки по уважительным причинам гражданина на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, исключающим привлечение к УО. К таковым, в частности, относятся: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией, военным комиссаром (для граждан, призываемых на военную службу из запаса) или судом. К иным причинам можно отнести следующие: задержание призывника правоохранительными органами; несвоевременное, не по вине призывника, получение соответствующей повестки о необходимости его явки и т.п.

4. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, является формальным. Преступление окончено (составом) в момент истечения времени явки лица в соответствующее место для призыва на военную службу. При этом преступление является длящимся и считается совершаемым до момента его пресечения либо добровольного обращения виновного в компетентный орган (явки с повинной).

5. Субъективная сторона состава преступления (ч. 1) характеризуется умышленной формой вины. Умысел прямой. Мотивы и цели такого уклонения на квалификацию деяния как преступления по ч. 1 ст. 328 не влияют, однако могут иметь значение при назначении наказания. Вместе с тем, если имеет место уклонение от призыва на военную службу по религиозным и иным мотивам, вследствие которых сложились убеждения о невозможности нести военную службу, состав преступления отсутствует.

6. Субъект преступного посягательства, предусмотренного ч. 1 коммент. статьи, наряду с общими признаками обладает рядом специальных признаков. Во-первых, субъектом рассматриваемого преступления может быть только гражданин России (ст. 59 Конституции). Во-вторых, призыву на военную службу подлежат граждане мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, т.е. минимальный возраст УО 18 лет.

7. Объективная сторона состава преступления, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, выражается в уклонении от прохождения альтернативной гражданской службы.

Порядок прохождения альтернативной гражданской службы регулирует ФЗ от 25.07.2002 N 113-ФЗ “Об альтернативной гражданской службе” (в ред. от 06.07.2006) .
——————————–
СЗ РФ. 2002. N 30. Ст. 3030; 2004. N 35. Ст. 3607; 2006. N 1. Ст. 22; 2006. N 29. Ст. 3122.

8. Состав ч. 2 коммент. статьи также является формальным. Преступление окончено (составом) в момент неприбытия в срок к месту прохождения альтернативной гражданской службы либо с момента умышленного невыполнения обязанностей, возложенных законом в связи с прохождением такой службы.

9. Субъективная сторона состава преступления (ч. 2) характеризуется умышленной формой вины. Умысел прямой. Мотив и цель совершения деяния на квалификацию не влияют.

10. Субъект преступного посягательства, предусмотренного ч. 2 коммент. статьи, наряду с общими признаками обладает рядом специальных признаков: субъектом рассматриваемого преступления может быть только гражданин России (ст. 59 Конституции); лицо мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет (ст. 22 Закона о воинской обязанности); гражданин России, убеждениям или вероисповеданию которого противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях, и которому военная служба заменена альтернативной гражданской службой (ст. 59 Конституции).

Читать еще:  Гражданство РФ какие доки

11. Деяния относятся к категории преступлений небольшой тяжести.

Другой комментарий к Ст. 328 Уголовного кодекса Российской Федерации

1. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена ч. 1, выражается в уклонении от призыва на военную службу при отсутствии законных оснований для освобождения от этой службы.

2. О понятии уклонения от призыва на военную службу см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 3 апреля 2008 г. N 3 “О практике рассмотрения судами уголовных дел об уклонении от призыва на военную службу и от прохождения военной или альтернативной гражданской службы”.

3. Необходимым условием уголовной ответственности за неявку в срок на мероприятия, связанные с призывом на военную службу, является отсутствие уважительных причин.

К уважительным причинам в этих случаях при условии их документального подтверждения следует относить: заболевание или увечье гражданина, связанные с утратой трудоспособности; тяжелое состояние здоровья отца, матери, жены, мужа, сына, дочери, родного брата, родной сестры, дедушки, бабушки или усыновителя гражданина либо участие в похоронах указанных лиц; препятствие, возникшее в результате действия непреодолимой силы, или иное обстоятельство, не зависящее от воли гражданина; иные причины, признанные уважительными призывной комиссией или судом.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1, характеризуется прямым умыслом и целью избежать возложения на виновного обязанности нести военную службу по призыву. При этом не имеет значения, уклонялся ли призывник только от очередного призыва на военную службу или имел цель совсем избежать несения военной службы по призыву.

5. Субъект уклонения от прохождения военной службы – лицо мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет, состоящее или обязанное состоять на воинском учете и не пребывающее в запасе, которое подлежит в установленном законом порядке призыву на военную службу.

6. После достижения возраста 27 лет уголовному преследованию за уклонение от призыва на военную службу могут подлежать только лица, совершившие это преступление до указанного возраста, при условии, что не истекли сроки давности привлечения их к уголовной ответственности.

7. Объективная сторона преступления, ответственность за которое предусмотрена в ч. 2, характеризуется уклонением от альтернативной гражданской службы, которая представляет собой особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

8. Способами совершения данного преступления являются, в частности, неявка без уважительных причин к месту прохождения альтернативной гражданской службы в указанные в предписании сроки, самовольное оставление места работы (рабочего места), неявка в срок без уважительных причин на работу, отказ от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы, в том числе отказ заключить срочный трудовой договор, досрочное увольнение с альтернативной гражданской службы путем обмана.

9. Уклонение от прохождения альтернативной гражданской службы на определенный период (например, на один месяц), по истечении которого лицо возвращается к месту прохождения альтернативной гражданской службы, не образует состав комментируемого преступления.

10. Субъективная сторона уклонения от прохождения альтернативной гражданской службы характеризуется виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком является также цель полностью уклониться от исполнения обязанностей альтернативной гражданской службы.

11. Субъект специальный – лицо, проходящее альтернативную гражданскую службу.

Ответственность за преследование человека

Под преследованием понимается навязчивое внимание одного человека по отношению к другому, слежка, постоянные запугивания, домогательства.

В Уголовном кодексе РФ нет отдельной статьи за преследование. Возможно поэтому некоторые преступники не боятся и докучают своих жертв постоянными телефонными звонками, выслеживают их, шпионят за ними, совершают другие действия для того, чтобы человек начал испытывать страх, бессонницу, депрессию.

Как наказать преследователя, под какую статью Уголовного кодекса в 2020 году он может попасть и что ему может грозить в нашей стране за сталкинг (преследование)?

Как избавиться от преследования?

Если вы стали жертвой преследователя, целью которого может стать запугивание, принуждение к чему-либо, тогда нужно запомнить следующие правила и по возможности следовать им:

  • Если нет ощущения страха, тогда нужно прямо сказать человеку, что у вас нет желания общаться с ним, что вы не хотите видеть его и т. п. Нельзя говорить двусмысленными фразами, типа: «Ну посмотрим», «Возможно, в будущем мы что-то придумаем» и т. д. Когда вы четко выразите свою отрицательную позицию по поводу общения, тогда нужно будет и действовать в том же русле. Следует прекратить переписку с человеком, желательно удалить его из друзей, не общаться с ним по телефону, не передавать ему привет через друзей. Потому что любая заинтересованность с вашей стороны может быть воспринята преследователем как желание общения, поддержания отношений.
  • Если преследователь угрожает физической расправой, повреждением имущества и т. д., тогда нужно припугнуть его. Например, сообщить ему о том, что если он и дальше будет продолжать в том же духе, то вам придется обратиться в полицию с заявлением. И вы действительно можете написать жалобу на человека при условии, что у вас будет достаточно доказательств. Поэтому все сообщения от преследователя, письма, аудио- или видеозаписи – все это нужно сохранять, так как это может стать отличным доказательством, подтверждающим неправомерные действия человека.
  • Если ваш притеснитель преследует вас на автомобиле, поджидает вас в подъезде, ждет в парке за деревом, при этом вы знаете, что его целью являетесь вы – он хочет завладеть вами, изнасиловать, тогда необходимо быстрым шагом направиться в людное место. На пути по возможности вызвать полицию. Можно также попытаться скрыться в толпе людей или постараться сделать так, чтобы проходящие люди обратили на вас внимание. Обычно когда на человека обращают внимание другие люди, то злоумышленник теряется и ничего не предпринимает.
  • Есть ли статья за преследование человека в России?

    В нашей стране такого состава преступления, как преследование нет ни в Кодексе об административных правонарушениях, ни в Уголовном кодексе.

    Поэтому если вы хотите наказать преследователя по закону, тогда следует искать в его действиях другие составы преступления. Так, часто преследователи угрожают своим жертвам физической расправой или убийством.

    Если человек преследует другого человека, угрожает ему причинением тяжкого вреда здоровью и даже смертью, тогда преследователь может подпасть под ст. 119 УК РФ «Угроза убийством или причинением тяжкого вреда здоровью».

    Санкция этой статьи предусматривает такое наказание для преследователя:

  • обязательные работы сроком до 480 часов;
  • ограничение свободы сроком до 24 месяцев;
  • принудительные работы сроком до 2 лет;
  • арест на срок до 6 месяцев;
  • тюремное заключение сроком до 2 лет.
  • Если человека преследуют по мотивам расовой, религиозной, политической деятельности, при этом угрожают ему, тогда виновному будет грозить более суровое наказание:

    • принудительные работы сроком до 5 лет;
    • тюремное заключение сроком до 5 лет.

    Преследование с целью понуждения к сексуальному насилию. Наказание за преследование человека

    Если вас преследует человек, которому вы небезразличны, однако вы не хотите связываться с этим человеком и неоднократно ему об этом говорили, но он все равно пытается завладеть вами, переспать с вами, то необходимо напомнить ему о ст. 133 УК РФ «Понуждение к действиям сексуального характера».

    Так, если человек преследует вас с целью развлечься с вами, заняться сексом, понуждает к интиму, то за свои противоправные действия он может понести такое наказание:

  • штраф в размере 120 тысяч рублей;
  • обязательны работы сроком до 480 часов;
  • исправительные работы сроком до 24 месяцев;
  • принудительные работы сроком до 12 месяцев;
  • лишение свободы на 1 год.
  • Если преследование ведется за несовершеннолетним с целью вступления с ним в интимную связь, тогда злоумышленнику будет грозить более суровое наказание.

    Штрафом он уже не отделается. Ему придется заниматься принудительными работами сроком до 5 лет или отсиживаться в тюрьме 1-5 лет.

    Статья за преследование человека другим человеком

    В Уголовном кодексе нет отдельной статьи за преследование.

    Однако действия человека, который преследует другого человека, часто переплетаются с другими преступлениями, такими как:

  • угроза жизни или здоровью;
  • вымогательство;
  • изнасилование;
  • похищение;
  • разбой и др.
  • Что может сделать полиция с преследователем?

    Если заявление в полицию на преследователя было написано, к нему были приложены доказательства (например, аудиозапись или видео того, что человек угрожает расправой, порчей имущества, изнасилованием), тогда сотрудник полиции принимает заявление, регистрирует его и заводит дело по определенной статье.

    В процессе рассмотрения дела сотрудники правоохранительных органов разыскивают обидчика, приглашают его в отдел на разговор.

    Если в беседе с ним правоохранители понимают, что человек психически болен, тогда они определяют его на обследование в ПНД по постановлению суда.

    Если же человек психически здоров, тогда его могут либо просто запугать, чтобы не возбуждать уголовное дело, либо же предъявить ему обвинение в совершении преступления.

    Обычно одного этапа запугивания хватает, чтобы преследователь перестал мучить жертву, ходить за ней по пятам.

    Правила безопасности для жертвы преследователя

    Для того чтобы не стать потерпевшим лицом в раскрываемом преступлении, необходимо всеми силами постараться избежать самого преступления.

    Для этого жертве преследователя нужно запомнить такие правила безопасности:

  • Не нужно пытаться скрывать тот факт, что человека преследуют. Обязательно нужно рассказать об этом близким и друзьям. Пусть они знают, потому что в любой момент они могут помочь.
  • Выходить из дома лучше с кем-то из родных и близких людей. По улице лучше не ходить в одиночку. Лучше всего теряться где-нибудь в толпе, чтобы преследователю тяжело было следить за жертвой.
  • Желательно поставить камеры видеонаблюдения в подъезде дома, перед входной дверью и в квартире. Ведь очень часто злоумышленники поджидают своих жертв возле домов.
  • Обязательно следует купить средства для самообороны: газовый баллончик, аэрозоль, электрошокер. В темное время суток или когда человек идет в одиночку желательно держать средства защиты при себе, чтобы в случае опасности долго не доставать тот же аэрозоль из сумки или портфеля.
  • Ежегодно в России тысячи людей подвергаются преследованию. За ними следят, им часто звонят по телефону, отсылают множество сообщений о встречах, свиданиях и т. п.

    Преследователи нарушают права на спокойную жизнь и личную неприкосновенность других людей. Чтобы не стать жертвой преследователя, не лечиться потом у психиатра, необходимо бороться с преследователем.

    Для этого можно подключить сотрудников правоохранительных органов, близких людей, а также пересмотреть свое отношение к ситуации – перестать отвечать на звонки, заблокировать номер, удалить человека из друзей, сказать ему, в конце концов, что вы не желаете иметь с ним ничего общего.

    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector