Предъявлять или передать
Garant-agency.ru

Юридический портал

Предъявлять или передать

Права автовладельцев – обязан ли водитель передавать в руки сотруднику ГАИ ВУ.

не мое
Целью данной страницы является: стремление показать,

1. Что требование Гая на дороге “документы в руки” является незаконным (если нет спецопераций).

2. Проверка документов обычным ментом не предусматривает передачи их в руки – это разные вещи.

Кляуза прокурору на незаконное требование документов в руки и Пример успешного противостояния ИДПСу в самом низу страницы.

Ещё ниже Интернет-интервью с В.В. Черниковым, начальником Правового департамента МВД России о проверке документов только на стационарных постах.

Итак, к Вашему авто подходит Гай и по привычке говорит: «Ваши документы».
Оставим в стороне, что вместо требующегося представления по всей форме он чего-то невнятно пробормотал.

Где в Правилах прописано о документах?

2. Общие обязанности водителей

2.1. Водитель механического транспортного средства обязан:

2.1.1. Иметь при себе и по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки:

водительское удостоверение и временное разрешение на право управления транспортным средством, а в случае изъятия в установленном порядке водительского удостоверения – временное разрешение;

регистрационные документы на транспортное средство;

документ, подтверждающий право владения, или пользования, или распоряжения данным транспортным средством – в случае управления транспортным средством в отсутствие его владельца;

Предположим, вы показываете требуемые документы Гаю издали или через стекло.

Тем самым вы не выполняете требования п.2.1.1 Правил в части

«по требованию сотрудников милиции передавать им, а также дружинникам и внештатным сотрудникам милиции для проверки:»

Посмотрим теперь КоАПП: Для этой статьи 2.1.1. Правил есть свой пункт в КоАПП:

Статья 12.3. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов, предусмотренных Правилами дорожного движения

1. Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство, а равно документов, подтверждающих право владения, пользования или распоряжения управляемым им транспортным средством в отсутствие его владельца, –

влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере одной второй минимального размера оплаты труда.

Как видим, наказание за НЕ ПЕРЕДАЧУ документов сотруднику просто отсутствует. Ведь они у Вас есть.

Хочет составлять протокол на НЕПЕРЕДАЧУ документов – пусть. Ответственности по КоАПП нет.

Будет составлять протокол вообще на отсутствие документов – ведь в руках он их «не держал», а значит «их нет» – это разговор для детей.

13.13. Сотрудник ДПС в соответствии со статьями 114 и 245 Кодекса РСФСР об административных правонарушениях отстраняет водителя от управления транспортным средством, а транспортное средство задерживает до устранения причины задержания в случаях, когда:

б) водитель не имеет права управления транспортным средством или лишен этого права, а равно не имеет при себе документов, предусмотренных правилами дорожного движения;

А у Вас документы-то есть, а в руки не даёте.

Звонить дежурному по 002 или при отсутствии телефона привлечь свидетелей. Только заговорите о них и будете тормозить проезжающих – Гай мигом сломается. А свидетелям просто надо показать свои документы, и не забыть записать номера машин или телефонов свидетелей.

Вряд ли дело дойдёт до свидетелей. Но готовым к этому быть нужно.

Самое смешное при этом то, что Гай вообще не имеет права требовать «Предъявите документы!»

если он не на стационарном посту ГАИ.
В соответствии с Наставлениями ДПС ПРИКАЗ от 20 04 1999 г. N 297 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НАСТАВЛЕНИЯ

18.2. При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства.

13.7. Основанием для остановки транспортных средств являются:

а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз – только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно – пропускных пунктах.

В период проведения специальных мероприятий допускается остановка транспортных средств вне стационарных постов с целью проверки водительских и регистрационных документов, а также документов на перевозимый груз.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

Ну нет здесь пункта о проверке документов просто на улице! На улице не пост ДПС, а НАРЯД ДПС. На посту – да. Но там права в карман не кладут, а потом говорят: их не было. Там люди посерьёзнее, хотя кто знает.

Если Вас остановил Гай не на стационарном посту, он сразу должен сказать: «Вы нарушили пункт ** Правил» или какие ещё есть подпункты ст. 13.7 Наставления.

А там нет требования выполнения Вами п.2.1.1. Правил.

И, значит, и протокол о Вашем невыполнении п. 2.1.1. будет незаконным, если Вы не дали документы в руки.

Поэтому если нет спецмероприятий по пункту ж) ст. 13.7 – а это можно проверить наличием в Служебной книжке у любого Гая, находящемся на службе:

Все сообщения о спецмероприятиях должны быть внесены в строку в служебной книжки.

Как, впрочем, и ориентировки по остальным пунктам ст. 13.7.

Как правильно предъявлять документы по новому Приказу №664?

Мы уже знаем, что изменились основания остановки автомобилей, в том числе на стационарных постах и на дороге. Проверка документов, хотя и может быть основанием для остановки автомобиля, но именно для такой проверки нужны свои основания, перечисленные в пункте 106 регламента. Но как теперь нужно правильно предъявлять документы по новому Приказу №664, нужно ли их передавать, вынимать из обложки и какие другие тонкости могут быть в 2020 году, чтобы не попасться на неповиновение законному требованию сотрудника ГИБДД?

Большинство изменений нового регламента продиктовали совершенно новый смысл для многих его пунктов, хотя требования к некоторым другим процедурам остались прежними, а изменились такие процедуры только “косметически”.

Как происходит проверка документов по закону?

Итак, обязанность по предъявлению официальных бумаг, дающих разрешение управлять машиной, диктует нам пункт 2.1.1 ПДД, который обязывает нас в статусе водителей возить с собой и по требованию инспектора ДПС (и любого сотрудника полиции) следующие документы:

  • водительские права,
  • СТС (свидетельство о регистрации),
  • полис ОСАГО,
  • ряд других в установленных случаях (путевой лист, документы на груз, карточку допуска ТС).

Все эти бумаги необходимо именно передавать для проверки — то есть дать в руки сотруднику ГИБДД. Это прямо предписывают Правила в том же самом пункте.

Сотрудникам же право проверять документы даёт пункты 6 и 6.11 нового Административного регламента:

6. Должностные лица при осуществлении федерального государственного надзора имеют право:
6.11. Останавливать транспортные средства, проверять документы на право пользования и управления ими, документы на транспортные средства и перевозимые грузы, наличие страхового полиса обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства или распечатанной на бумажном носителе информации о заключении договора обязательного страхования гражданской ответственности владельца транспортного средства в виде электронного документа.

Нужно ли снимать обложку с прав и СТС?

Увы, но новый регламент, введённый Приказом 664, предписывает принимать передаваемые документы без обложки. Пункт 53 регламента (его цитата будет немного ниже) гласит, что такие бумаги должны приниматься сотрудником ГИБДД без обложки.

Поэтому придётся её снять, даже если она полностью прозрачная и нисколько не закрывает видимости нужных надписей или изображений.

Запрет передавать документы с “железным аргументом”

Наконец, в новом Административном регламенте закрепили незаконность “железного аргумента” при процедуре проверки документов инспектором. Железный аргумент — это цепочка, которая одним концом прикреплена к предъявляемым водительским документам, а другим концом — к автомобилю так, чтобы инспектор не смог никуда уйти с Вашими бумагами.

И, если ранее запрет был закреплён только решением Верховного суда, которым, хотя и руководствуются большинство рассматривающих подобные дела (обязаны руководствоваться), но обязанности принимать такие решения как установленную норму нет.

Теперь же запрет “железного аргумента” узаконен, и правильно предъявлять документы для проверки ГИБДД по новому Приказу № 664 ни в коем случае в таком устройстве нельзя.

53. Документы, передаваемые участниками дорожного движения для проверки, принимаются сотрудниками без обложек и без удерживающих устройств.

Какие ещё есть тонкости проверки документов?

В какой-то мере смешным покажется тот же пункт 53, но в первом его абзаце. Он предписывает правила обращения инспектором с принятым от водителя, пассажиров или пешехода документами. Так, в 2020 году ему запрещается ставить в них метки в непредусмотренных для этого местах, а также, если такие бумаги были переданы с деньгами, то сотрудник обязан их вернуть и предложить передать без денег.

53. С документами граждан при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них каких-либо отметок в непредусмотренных для этого местах. Если документ передается вместе с деньгами, ценными бумагами, какими-либо предметами, необходимо вернуть документ гражданину и предложить владельцу передать документ без денег, ценных бумаг и предметов.

«Предъявить или передать?»: что гласит закон и прописывают ПДД

Уволенный начальник Артемовской ГАИ Константин Чаловский

ПРЕДЪЯВИТЬ или ПЕРЕДАТЬ?Попробую объяснить еще раз об изменении в ЗУ «О дорожном движении» и ПДД. Очень многие думают, что изменения были внесены то ли по решению Президента то ли Конституционного Суда связи с тем, что передача в руки инспектору документов нарушала конституционные права граждан Украины.

Читать еще:  Заверение копий нотариусом цена

Да, изменения были приняты согласно, Закона Украины от 05.07.2011 № 3565-VI «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно устранения избыточного государственного регулирования в сфере автомобильных перевозок» поданного Президентом. Но изменения в данный пункт были внесены перед вторым чтением поданной поправкой народного депутата Ландика В.И. (http://w1.c1.rada.gov.ua/pls/zweb2/webproc4_1?pf3511=40171, Порівняльна таблиця до другого читання 01.07.2011, страница 15, Реєстр.картка №125 ). Так что ни о каком нарушении конституционных прав граждан речи не шло.

Кстати, я поддерживаю это изменение в Закон, так как слово “передать” означало добровольную без каких либо нарушений передачу документов, права собственности на которые имеет водитель, инспектору, что понималось как лишение своей собственности. Теперь разберемся с самой формулировкой. Кто постарше должен помнить мультфильм «Полтора землекопа» где из-за запятой решалась судьба Перестукина (казнить нельзя -помиловать). В данном же случае все кто считает, что теперь документы нужно только показывать инспектору вырывают слово из контекста и сравнивают только слова ПЕРЕДАТЬ и ПРЕДЪЯВИТЬ (не показать), что якобы дает им право не передавать документы.

Напоминаю, что написано в пунктах ЗУ «О дорожном движении» «ВОДІЙ ЗОБОВ’ЯЗАНИЙ: мати при собі та на вимогу працівників міліції, пред’являти ДЛЯ ПЕРЕВІРКИ посвідчення водія, реєстраційний документ на транспортний засіб» и в ПДД «На вимогу працівника міліції водій ПОВИНЕН зупинитися з дотриманням вимог цих Правил, а також: а) пред’явити для перевірки ДОКУМЕНТИ, зазначені в пункті 2.1. Ключевые слова, которые забывают сторонники показывания документов это – водитель обязан, для проверки и документы. Слова водитель обязан и формулировка «теперь водитель имеет право не передавать документы» не согласуется с логикой, так как права водителя указываются в других пунктах ПДД.

Хочу спросить, в чем отличие, когда работник милиции на требования гражданина обязан предъявить служебное удостоверение (достав удостоверение не передавая его в руки гражданину, дает возможность с ним ознакомиться, переписать данные) как написано в ч. 2, ст. 5 ЗУ «О милиции» «При звертанні до громадянина працівник міліції зобов’язаний назвати своє прізвище, звання та ПРЕД’ЯВИТИ на його вимогу службове посвідчення» от обязанности водителя «предъявить для проверки». Я вижу различие в том что работник милиции согласно данных ему прав п. 2, ст. 11 ЗУ « О милиции» имеет право проверять документы «Міліції для виконання покладених на неї обов’язків надається право: 2) ПЕРЕВІРЯТИ У ГРОМАДЯН при підозрі у вчиненні правопорушень документи, що посвідчують їх особу, А ТАКОЖ ІНШІ ДОКУМЕНТИ, НЕОБХІДНІ ДЛЯ З’ЯСУВАННЯ ПИТАННЯ ЩОДО ДОДЕРЖАННЯ ПРАВИЛ, НАГЛЯД І КОНТРОЛЬ ЗА ВИКОНАННЯМ ЯКИХ ПОКЛАДЕНО НА МІЛІЦІЮ».

Так как работников милиции обучают, как проводится проверка, какие бывают признаки подделки и на что нужно обращать внимание, а гражданину право проводить проверку никто не давал. И последнее ключевое слово документы. Документ – это материальный объект, содержащий в зафиксированном виде информацию, оформленный в установленном порядке и имеет в соответствии с действующим законодательством юридическую силу. Значит если то, что предоставляет водитель, для проверки, будет оформлено не в установленном порядке, не будет являться документом. Так как некоторые отличия от оригинального документа (признаки подделки) невозможно определить визуально (материал из чего изготовлен, толщина, шероховатость, качество бумаги, переклейка фотографии, отсутствие рельефных знаков и т.д.) для этого работник милиции имеет право потребовать передать документы ему в руки.

На вопрос, а разве милиционер является экспертом для того чтобы определить подделку поясняю. Милиционер при проверке обращает внимание на наличие признаков подделки, в случае их обнаружения вызывает СОГ, которая изымает документ с признаками подделки и передает эксперту. Эксперт дает заключение. И еще вопрос, если Вам дадут сдачу фальшивой купюрой, Вы что ее возьмёте, Вы же не эксперт?

И теперь перейду к напоминанию о самом главном. Согласно ст. 68 Конституции Украины «Кожен зобов’язаний неухильно додержуватися Конституції України та ЗАКОНІВ України, не посягати на права і свободи, честь і гідність інших людей. Незнання законів не звільняє від юридичної відповідальності» а в ст.20 ЗУ «О милиции» сказано «Працівник міліції є представником державного органу виконавчої влади. ЗАКОННІ вимоги працівників міліції є ОБОВ’ЯЗКОВИМИ для виконання ГРОМАДЯНАМИ і службовими особами. Если Вы считаете, что требования милиции не законны, а Вы не можете решать на свое усмотрение законны или незаконны требования, то для Вас есть ст. 25 ЗУ «О милиции» «Дії працівника міліції можуть бути оскаржені у встановленому порядку до органів внутрішніх справ, суду або прокурору».

Напоминаю, что в случае невыполнения законных требований милиции гражданин нарушает ст. 185 Кодекса Украины об административных правонарушениях, за что предусмотрена ответственность от 8 необлагаемых минимумов доходов граждан до 15 суток административного ареста.

Согласно ст. 60 Конституции Украины «Ніхто не зобов’язаний виконувати явно злочинні розпорядження чи накази». Так как выполнение требований работника милиции о передачи ему в руки документов для проверки, не подпадает ни под одну статью Уголовного Кодекса, то значит, оно не является явно противозаконным и поэтому обязательно для выполнения.

Приведу пример, почему необходимо взять документы в руки. Показывает водитель документы через стекло, и я вижу, что это цветная копия, что не является документом дающим право на управление транспортным средством а значит налицо признаки ст. 358 УК Украины «Підроблення документів, печаток, штампів та бланків, збут чи використання підроблених документів, печаток, штампів». Но пока ехала СОГ водитель подделку уничтожает и на него составляется только административный протокол по ст. 126 КУоАП за отсутствие документов на управление, а это уже совсем другое наказание.

Danila3107 › Блог › 20 ОШИБОК ВОДИТЕЛЯ с ИНСПЕКТОРАМИ ДПС

Совершение данных ошибок, может стоить вам ДЕНЕГ, ВРЕМЕНИ и ВОДИТЕЛЬСКОГО УДОСТОВЕРЕНИЯ!

1. Не обращаете внимание на наличие у инспектора нагрудного знака.
Нагрудной знак является обязательным атрибутом формы инспектора, и потому, при его отсутствии, Вы можете заподозрить инспектора в самодеятельности.

2. При обращении к инспектору употребляете выражения «Командир» или «Начальник»
Как только Вы займете положение «Гражданин начальник» или «Командир» – условия диктовать будут Вам, и менять ситуацию станет тяжело. Правильная позиция – разговаривать с инспектором на равных. Он должен представиться, а если Вы не расслышали, нет ничего зазорного в том, чтобы уточнить и в дальнейшем обращаться к нему по имени. Не по званию, а именно по имени. В зависимости от возраста и Вашего воспитания, не помешает добавить и отчество.

3. Выходите из своего автомобиля в том случае, когда Вас об этом не просят и даже в том, когда Вас об этом просят.
В ПДД нет такой обязанности – «Выходить из своего автомобиля». А в Приказе министра МВД Административный регламент № 185 (ДСП №186)
п.70. Сотрудник вправе предложить участнику дорожного движения:
а) выйти из транспортного средства в случаях:
необходимости устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;
наличия у водителя признаков опьянения (абзац 3 пункта 126 настоящего Административного регламента) и (или) болезненного состояния;
для проведения в присутствии водителя (владельца транспортного средства) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;
для проведения личного досмотра, осмотра или досмотра транспортного средства и груза;
когда требуется его участие в осуществлении процессуальных действий, а также оказании помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
когда его поведение создает угрозу личной безопасности сотрудника;
б) переместить транспортное средство в иное указанное сотрудником место, если:
нахождение транспортного средства в месте его остановки создает угрозу либо помеху другим участникам дорожного движения;
нахождение сотрудника на проезжей части при обращении к водителю, находящемуся в транспортном средстве, создает угрозу личной безопасности сотрудника;
в) занять место в патрульном автомобиле либо пройти в служебное помещение, когда его участие необходимо для оформления процессуальных документов.

(это документ которым руководствуется инспектор) приведен перечень случаев, в котором инспектору разрешается попросить водителя выйти из своего автомобиля.

Вывод: Инспектор, не то что требовать, он даже попросить Вас об этом имеет право только в указанных Законом случаях. А «Просьба» это не «Законное требование», и потому, выполнять её Вы не обязаны.

4. Не обращаете внимание на то, в каком месте и как стоит служебный автомобиль инспектора.
Согласно инструкции, инспектор должен использовать только служебный автомобиль, и он должен быть хорошо обозреваемым участниками дорожного движения. Если инспектор спрятал его в кустах, или за сооружением, то он, тем самым, нарушает требования Инструкции.

Читать еще:  Какое наказание грозит за поддельную прописку?

А если служебный автомобиль стоит с нарушением требований ПДД (п.12 «Остановка и стоянка») и без включенных проблесковых маячков, то инспектор, при Вашем желании (и не без помощи прокуратуры), может понести ответственность за это нарушение. Мало кто из водителей знает, что сотрудники ГАИ, на служебном автомобиле без включенных проблесковых маячков, являются простыми участниками дорожного движения, и потому – могут понести ответственность за нарушения ПДД.

5. Не блокируете двери своего автомобиля.

Блокируйте двери и включайте диктофон.
Бывают случаи, когда водителя «хама» (разговаривающего неуважительно с сотрудниками ГАИ), вытягивают из машины и «наказывают» за такое поведение. И потому, совет: разговаривайте с сотрудниками милиции уважительно и обязательно пред этим заблокируйте двери!

6. Полностью отпускаете дверные стёкла.
В том случае, когда водитель грамотный, да ещё и записывает на диктофон неправомерные действия инспектора – инспектор может выхватить диктофон через полностью раскрытое окно автомобиля. А дальше… дальше события будут развиваться только по желанию инспектора.

7. Не пользуетесь диктофоном и видеорегистратором.
Использовать диктофон и видеорегистратор Вы имеете полное законное право. Инспектор ДПС – это сотрудник милиции(ныне полиции). Понятие «Личной жизни» к нему, при исполнении, не относится. Он руководствуется « Законом о Полиции» деятельность которой осуществляется в соответствии со Статьей 8. Открытость и публичность.
Кроме того, согласно ст. 25. Административного регламента «Сотрудник не должен препятствовать использованию видео- и звукозаписывающей аппаратуры участником дорожного движения, если таковое не запрещено законодательством. О существовании запрета сотрудник должен сообщить участнику дорожного движения, производящему запись».
Руководство ГИБДД неоднократно заявляло о том что водителю, для того чтобы предотвратить или не допустить противоправные действия сотрудников ГАИ – разрешается пользоваться диктофоном либо видеокамерой.

8. Тычете диктофоном инспектору в лицо.
Помните! Ситуации на дороге бывают разные. В одном случае – в центре города, посреди белого дня, наличие диктофона может напомнить инспектору о хороших манерах при общении с водителем. В другом случае – ночью, на трассе, Ваш диктофон может быть расценен как попытка к бегству со всеми вытекающими последствиями…

И потому, совет: не тычьте диктофоном инспектору в лицо. Просто поместите его в нагрудной карман рубашки. Пока инспектор будет направляться к вашей машине – наговорите на диктофон дату, время и место остановки. Помните что диктофон, это не щит от инспектора, а небольшая страховка для грамотного водителя.
Неграмотного водителя, да еще и лезущего на рожон – инспектор поставит на место, и никакие разговоры о том, что я, где то прочитал, что могу пользоваться диктофоном – такому водителю не помогут.

9. Не интересуетесь причиной остановки.
Выясняйте причину остановки!
В пункте № 63 Административного регламента» приведен полный перечень оснований для остановки вашего автомобиля.
Основаниями к остановке транспортного средства сотрудником являются:
установленные визуально или зафиксированные с использованием технических средств признаки нарушений требований в области обеспечения безопасности дорожного движения;
наличие данных (ориентировки, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения, визуально зафиксированные обстоятельства), свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению дорожно-транспортного происшествия, преступления или административного правонарушения;
наличие данных (ориентировки, сведения оперативно-справочных и розыскных учетов, информация дежурного, других нарядов, участников дорожного движения) об использовании транспортного средства в противоправных целях или оснований полагать, что оно находится в розыске;
необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения дорожно-транспортного происшествия, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являлись или являются;
необходимость привлечения участника дорожного движения в качестве понятого;
выполнение распорядительно-регулировочных действий;
необходимость использования транспортного средства (абзац 5 пункта 4 настоящего Административного регламента);
необходимость привлечения водителя для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;
проведение на основании распорядительных актов руководителей органов внутренних дел, органов управления специальных мероприятий, связанных с проверкой в соответствии с целями соответствующих специальных мероприятий транспортных средств, перемещающихся в них лиц и перевозимых грузов;
проверка документов на право пользования и управления транспортным средством, документов на транспортное средство и перевозимый груз, а также документов, удостоверяющих личность водителя и пассажиров (только на стационарных постах ДПС).

О проведении спецопераций! у инспектора должно быть соответствующее распоряжение на бумаге, с которым Вы имеете полное законное право ознакомиться.

Так же, для того чтобы выяснить наличие спецоперации – Вы можете позвонить по телефону доверия ГАИ (инспектор обязан Вам его назвать). Ещё следует помнить что, явным признаком «Спецоперации» является наличие у остановивших Вас сотрудников полиции – бронежилетов и автоматов.

10. Не требуете предъявить служебное удостоверение.
Инспектор ДПС – это милиционер. Он, так же как и все другие сотрудники милиции, обязан, по первому требованию, предъявить своё служебное удостоверение. Если инспектор вам в этом отказывает, знайте что перед вами оборотень в погонах (ряженый бандит). Немедленно блокируйте все двери, поднимайте окна, звоните «02» «112» и заявляйте о личности переодетой в форму сотрудника ГАИ, без соответствующего удостоверения.

11. Не требуете предъявить удостоверение в развернутом виде.
Внимательно ознакомьтесь с удостоверением инспектора
Сотрудник ГАИ обязан не просто показать Вам наличие удостоверения, он обязан раскрыть его, так чтобы можно было понять, с кем именно Вы разговариваете (ФИО инспектора, его специальное звание, подразделение). Эта информация Вам ещё пригодится при обжаловании противоправных действий инспектора. Кроме того, Вам просто необходимо знать, кому именно вы отдаете свои документы (мало ли, вдруг вы их потом не досчитаетесь, на дороге всё бывает!).

12. Не требуете подольше подержать удостоверение.
Если инспектор раскрыл Вам своё удостоверение и подержал 3 секунды, это не считается, что он Вам его предъявил! Инспектор обязан дать вам возможность детально ознакомится с его удостоверением, и переписать все его данные (при Вашем желании).

13. Пытаетесь взять удостоверение инспектора в свои руки.
Ни в коем случае не пытайтесь этого сделать. Просто попросите инспектор подержать перед вами своё удостоверение ровно столько, сколько вам это необходимо.

14. Отдаёте все свои документы сразу.
Не делайте этого! Лучше поинтересуйтесь у инспектора, какие именно ваши документы он желает видеть, и предавайте их по одному. Иначе, если вы отдадите все свои документы инспектору сразу, ему не трудно будет заявить о том, что вы чего-то не додали.

Совет: Показывайте на камеру или озвучивайте на диктофон, что именно Вы отдаете инспектору.

15. Не отдаёте свои документы инспектору в руки.
Обязательно передавайте свои документы инспектору в руки. Он должен удостовериться в их подлинности.

16. Выходите из машины, когда вас просят открыть капот для сверки номеров кузова с теми, что в документах.
Вы не обязаны указывать инспектору на то место, где выбиты номера кузова или протирать их тряпочкой, если не видно. Это всё забота инспектора. Вам же совет, просто откройте капот из салона своего автомобиля, сидите и ждите, пока инспектор выполнит свою работу.

17. Открываете багажник по просьбе инспектора.
Поинтересуйтесь у инспектора: «Вы меня просите, чтобы я открыл багажник или требуете?». Знайте что между двумя этими словами («Просьба» и «Требование») – существует огромная разница.

Выполнять «Просьбу» инспектора Вы не обязаны, а требовать «Открыть багажник» – инспектор имеет право только после составления протокола досмотра в присутствии 2 понятых (требуйте составления протокола «Досмотра»). И потому, нередко инспектор прибегает к уловке: «Я попросил, мне показали» – это чтобы в случае жалобы, не быть обвиненным в производстве незаконного обыска.

Совет!
Не выходите из своего автомобиля. Просьба инспектора выйти и открыть капот или багажник – это, как правило, повод только для того чтобы вытянуть Вас из своего автомобиля. Тут имеет место психологический прием «Игра на чужом поле». Если вы выйдите из автомобиля то вам уже будет трудно сориентироваться в том, где инспектор прав, а где нет.

18. Хамите инспектору или наоборот – заискивающе улыбаетесь.
Не хамите и не подлизывайтесь!
Инспектор, это такой же человек, как и Вы, только сейчас он в погонах. Бояться его не надо. Хамить и грубить тем более. Научитесь реагировать на инспектора спокойно! Если Вас смущает его форма – представьте что он одел её наизнанку. Тогда всё станет на свои места!

19. Не обращаете внимание, представился ли Вам инспектор.
П.20 Административного регламента гласит:
«При обращении к участнику дорожного движения сотрудник должен представиться, назвав свою должность, специальное звание и фамилию, после чего кратко сообщить причину и цель обращения.
В случае обращения граждан сотрудник, выполнив те же требования, обязан внимательно выслушать, в пределах своей компетенции принять меры по их заявлениям либо разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.
Во всех случаях ограничения прав и свобод гражданина сотрудник обязан разъяснить ему основание и повод такого ограничения, а также возникающие в связи с этим его права и обязанности
В Инструкции приведен полный перечень обязанностей инспектора, за невыполнение которых он, при Вашем желании, может понести ответственность. Так вот «Представиться» – это одна из первых его обязанностей.

Читать еще:  Как происходит выделение доли в натуре при долевой собственности?

20. Отвечаете на все вопросы инспектора.
Если инспектор спрашивает у вас «Куда едете?», «Откуда едете?», «Какой знак Вы недавно проехали?» или «Читали ли Вы ПДД, пункт такой – то?» … Задайте инспектору встречный вопрос – «Инспектор, я обязан отвечать на ваши вопросы?». Если инспектор ответит «Да» – потребуйте от инспектора сослаться на Закон, обязывающий Вас к этому.
Помните! Согласно Конституции (ст. 51) Вы имеете право не отвечать на вопросы сотрудника милиции.
— В случае любой неясности или противоправных действий инспектора, Вы не звоните в службу доверия ГАИ
Номер телефона доверия ГАИ можно спросить у инспектора, он также отображен на их служебной машине.
Помните! Служба доверия ГАИ моментально реагируют на любые нарушения закона, и звонки она принимает круглосуточно.

Бонус. Не обращаете внимание на то, все ли документы Вам вернули и в каком они состоянии.
Проверяйте свои документы!
Обязательно проверяйте наличие всех документов, после проверки их инспектором. В том случае если Вы чего-либо не досчитаетесь, срочно звоните «02″ и заявляйте о краже!

Железные аргументы. Обязан ли водитель давать документы в руки сотруднику ДПС?

Вопрос о том, обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС, который остановил его автомобиль, волнует многих. Добросовестному автомобилисту, конечно, опасаться нечего. Если за ним не числится неуплаченных штрафов, да и не нарушил он ничего, то проверка документов — пустая формальность. Другой вопрос, что инспекторы не всегда оказываются добросовестными. Так, иногда имеют место случаи, когда переданный сотруднику ГИБДД документ таинственным образом «исчезает», и водитель вынужден платить штраф, а потом еще и восстанавливать бумаги за свой счет.

Что же делать?

Значит, не давать документы инспектору в руки и только показывать на расстоянии, через окошко? А что, если он напрямую потребует дать их ему? Отказать? Не будет ли это квалифицироваться как отказ выполнять законное требование сотрудника полиции и не повлечет ли за собой дополнительные проблемы? Обязан ли водитель давать документы, выполняя приказ дорожного полицейского?

Итак, представим: вас останавливает инспектор ДПС, представляется по всей форме, и требует от вас предъявить документы. Если обратиться к Правилам дорожного движения, а именно к пункту 2.1.1, регулирующему общие обязанности водителей, то становится очевидным, что тот обязан именно передать, а не предъявить, сотруднику ДПС все необходимые документы.

То есть показать через окошко автомобиля права нельзя, это является нарушением закона. Их необходимо передать инспектору лично в руки. Сотрудник ГИБДД должен определить подлинность предъявленных документов, а это он может сделать и тактильным путем, то есть на ощупь. К тому же в некоторых случаях требуется внимательно рассмотреть цифры, чтобы проверить водителя и управляемый им автомобиль по специальной базе данных.

Однако инспектор ГИБДД не может уносить права в свою машину или на пост для составления протокола или для осуществления проверки. Если следовать букве закона, то сотрудник дорожной полиции может только предложить шоферу покинуть его транспортное средство и проследовать с ним в служебный автомобиль или в служебное помещения, где уже и происходит оформление всех необходимых бумаг. Водитель имеет право не согласиться. А так как заполнение протокола должно происходить в его присутствии, инспектор ДПС должен будет произвести выполнение всех процессуальных действий на месте.

Однако нужно помнить, что в трех случаях водитель все же обязан покинуть транспортное средство:

  • если он имеет признаки алкогольного или наркотического опьянения;
  • если автомобиль или прицеп неисправен;
  • если необходим досмотр автомобиля и лично водителя в рамках проводимой специальной операции.

Также читайте другую статью о том, как не попасться на развод в автосервисе.

Как защититься?

Итак, вопроса о том, обязан ли водитель давать в руки документы инспектору ДПС, больше не стоит. Согласно ПДД и общепринятой практике, обязан. Конечно, можно оспорить этот пункт Правил, как и любой другой, в суде. Однако проще предпринять превентивные меры, чтобы обезопасить себя от мошенничества со стороны дорожных инспекторов.

В целом схема выглядит так.

  1. Согласно закону «О полиции», инспектор при остановке транспорта обязан представиться и объяснить цель своего обращения. Если он этого не сделал, то водитель вправе больше не продолжать разговор.
  2. При требовании предъявить права, полис и т.д. автомобилист может потребовать у инспектора показать его служебное удостоверение, которое водитель не имеет права брать в руки, однако может свободно переписать все необходимые данные или надиктовать их на записывающее устройство.
  3. При разговоре с инспектором можно включить диктофон или видеорегистратор, чтобы зафиксировать весь процесс, причем стража правопорядка об этом предупреждать не обязательно.
  4. Если осуществляется запись, то при передаче документов нужно четко вслух выговаривать их наименования. Также нужно указать, что они не имели видимых повреждений.
  5. После возврата необходимо зафиксировать, в каком количестве и в каком состоянии бумаги вернулись.

Хорошо, если при передаче документов присутствует пассажир. Вопреки распространенному мнению, он отлично подходит для роли свидетеля, так как он не является заинтересованной стороной. Его показания обязательно будут учтены, если дело дойдет до судебного разбирательства, даже если он не знает, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору.

Как собрать документы на перевозку грузов, узнайте в другой статье.

Кроме того, все документы можно скрепить при помощи специального антикоррупционного зажима. Это устройство крепко фиксирует их в единой связке, и без вскрытия замка невозможно извлечь или добавить что-либо. Согласно закону, такие зажимы не запрещены, напротив, их разработка в свое время была инициирована руководством федеральной ГИБДД. Требования инспектора по открытию зажима и передачи ему бумаг по отдельности незаконны. Он вполне может посмотреть их и так, в Регламенте этот вопрос никак не регулируется.

Какие документы давать?

Вопрос, обязан ли водитель давать документы в руки инспектору по КоАП, выяснен, но немаловажно знать, какие именно документы водитель должен передать инспектору. К их числу относятся:

  • водительское удостоверение (при его отсутствии — временное разрешение);
  • регистрационные документы на автомобиль и прицеп (если он используется);
  • действующий страховой полис ОСАГО;
  • путевые листы, накладные на груз и т.д. — при осуществлении профессиональных действий.

Требования других документов, например, паспорта или медицинской справки, незаконны. Также в 2016 году не нужно предъявлять талон техосмотра или доверенность. В последнем случае необходимо, чтобы данные лица, управляющего транспортным средством в данный момент, были вписаны в полис ОСАГО.

В каких случаях останавливаться?

Не все водители знают, что в соответствии с нововведениями в законодательство инспектора ГИБДД не могут останавливать просто так, «для проверки документов». Согласно изменениям в 185-м приказе МВД по РФ (он же «Административный регламент»), сотрудники инспекции могут останавливать любое транспортное средство для проверки документов исключительно на стационарных постах ДПС и контрольно-пропускных пунктах. Просто так, на улице, только для того, чтобы проверить наличие прав и страховки, сотрудники дорожной полиции больше не имеют права этого делать.

Однако существуют три исключения из правил:

  • если сотрудники ГИБДД проводят оперативные мероприятия;
  • если водитель нарушил ПДД;
  • если водитель находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения.

В случае, если дорожной полицией проводятся особые мероприятия, инспектор ДПС обязательно должен уведомить об этом водителя. Тот имеет право позвонить в территориальный орган дорожной инспекции или дежурную часть полиции и удостовериться, что действительно такие мероприятия проводятся. Если факт не подтвердиться, то остановка считается незаконной, и водитель не обязан ничего предъявлять сотруднику полиции.

Если же полицейский утверждает, что автомобилист нарушил ПДД, он должен предъявить доказательства, например, показания свидетелей. Только в этом случае он может потребовать посмотреть документы.

Если же водитель находится в нетрезвом состоянии, то сотрудник дорожной полиции вправе вообще не допустить его к управлению транспортом.

Что делать, если все-таки остановили?

Если же инспектор, остановив водителя в произвольном месте, все же настаивает на предъявлении документов, то тот может повиноваться, однако при составлении протокола имеет право указать на незаконность действий полицейского. Опытные водители подсказывают, это гораздо лучший выход, чем пытаться оспорить действия инспектора, указывая на их незаконность. Рассердившийся представитель дорожной инспекции может обвинить такого водителя в неповиновении законному распоряжению сотрудника полиции. А эскалации конфликта при таком раскладе лучше избежать.

Обязан ли водитель открывать багажник? Читайте тут.

Таким образом, отвечая на вопрос, обязан ли водитель давать в руки документы сотруднику ДПС в 2016 году, нужно помнить:

  • документы нужно передавать в руки, при этом можно фиксировать на записывающие устройства весь диалог с инспектором;
  • проверка бумаг осуществляется только на постах и КПП, в исключительных случаях – на улицах города при проведении экстренных мероприятий;
  • сотрудник ГИБДД имеет право требовать только те документы, которые установлены Административным регламентом.
  • водитель при разговоре с инспектором может не выходить из машины, если только он не пьян, автомобиль не имеет видимых повреждений и не проводятся спецмероприятия;
  • водитель имеет право не выполнять незаконные требования сотрудника полиции, а при вынуждении к их выполнению должен зафиксировать это в протоколе.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector