Правомерны ли действия ФНС?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Правомерны ли действия ФНС?

Правомерны ли действия ФНС?

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

ИФНС выдала организации справку о наличии задолженности перед бюджетом – штраф в размере 50 руб. по земельному налогу, начисленный в 2006 году.
Штраф был начислен в порядке и сроки, установленные налоговым законодательством, однако налоговая инспекция все эти годы не предпринимала мер для его взыскания.
Есть ли сроки давности по штрафам? Правомерны ли действия налоговой инспекции, которая выдала справку о наличии задолженности?
Какие действия предпринять, чтобы получить справку об отсутствии задолженности?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:

В рассматриваемой ситуации сроки для принудительного взыскания штрафа налоговым органом пропущены, однако само по себе это обстоятельство не является основанием для списания задолженности перед бюджетом.

Соответствующая задолженность подлежит отражению в учете налогоплательщика до ее погашения либо признания безнадежной и списания в порядке, установленном налоговым законодательством.

Необходимый для признания задолженности безнадежной судебный акт, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания соответствующих сумм, может быть принят и по инициативе налогоплательщика.

Обоснование вывода:

Согласно п.п. 10, 11 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны представлять налогоплательщику, плательщику сбора или налоговому агенту по его запросу справки о состоянии расчетов указанного лица по налогам, сборам, пеням и штрафам на основании данных налогового органа (соответствующие формы утверждены приказом Федеральной налоговой службы от 28.01.2013 N ММВ-7-12/39@), а также осуществлять по заявлению налогоплательщика совместную сверку расчетов по налогам, сборам, пеням и штрафам, результаты которой оформляются актом по форме, утвержденной приказом Федеральной налоговой службы от 20.08.2007 N ММ-3-25/494@).

Справка о состоянии расчетов формируется с использованием программного обеспечения налоговых органов по данным информационных ресурсов инспекции ФНС России (см. п. 137 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина РФ от 2 июля 2012 г. N 99н) и отражает фактическое состояние по расчетам с бюджетом, сложившееся на определенную дату, на основании информации, имеющейся в налоговом органе, и подтверждает наличие или отсутствие задолженности (переплаты) у конкретного налогоплательщика. Указанные в справке сведения должны соответствовать реальной обязанности налогоплательщика по уплате налогов, сборов, пеней и штрафов, то есть быть достоверными.

В силу п. 1 и п. 8 ст. 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате штрафных санкций. Если он добровольно не уплатил штрафные санкции, налоговые органы вправе принять меры по их принудительному взысканию (п. 6 ст. 45 НК РФ). Порядок и сроки такого взыскания регламентированы статьями 46, 115 НК РФ.

Решение о взыскании принимается после истечения срока, установленного в требовании, но не позднее двух месяцев после истечения указанного срока. Решение о взыскании, принятое после истечения указанного срока, считается недействительным и исполнению не подлежит. В этом случае налоговый орган может обратиться в суд с заявлением о взыскании с налогоплательщика (налогового агента) – организации или индивидуального предпринимателя причитающейся к уплате суммы. Заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате (п. 3 ст. 46 НК РФ). При этом сам по себе факт пропуска налоговым органом срока, установленного НК РФ для взыскания штрафа в принудительном порядке, не прекращает обязанности налогоплательщика по его уплате.

Президиум ВАС РФ в постановлении от 01.09.2009 N 4381/09 указал, что если судом применение штрафных санкций не признано незаконным, то размер штрафа должен указываться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам в полном объеме. В то же время отражение в справке задолженности по штрафу без отражения информации о невозможности взыскания этого долга в принудительном порядке следует расценивать как неполную информацию о задолженности по штрафам, числящейся за налогоплательщиком, затрагивающую его право на достоверную информацию, необходимую ему для осуществления своих прав и законных интересов, в том числе в предпринимательской и (или) иной экономической деятельности. Поэтому, как разъяснил суд в приведенном постановлении, наряду со сведениями об имеющейся задолженности в справке о состоянии расчетов с бюджетом должны содержаться и сведения об утрате налоговым органом возможности взыскания задолженности.

Задолженность налогоплательщика перед бюджетом может быть признана безнадежной к взысканию. Согласно пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ безнадежной к взысканию признается в том числе задолженность по штрафам, числящаяся за налогоплательщиком, если уплата и (или) взыскание ее оказались невозможными в случае принятия судом акта, в соответствии с которым налоговый орган утрачивает возможность взыскания задолженности в связи с истечением установленного срока взыскания, в том числе в случае вынесения судом определения об отказе в восстановлении пропущенного срока подачи заявления в суд о взыскании задолженности. Порядок списания такой задолженности, а также перечень документов, подтверждающих невозможность ее взыскания, установлен приказом ФНС России от 19.08.2010 N ЯК-7-8/393@. Следовательно, при наличии судебного акта, указанного в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ, налоговый орган обязан принять решение о признании недоимки и задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и ее списании (письмо Минфина России от 15.11.2010 N 03-02-08/70), а в дальнейшем соответствующая задолженность не должна отражаться в справке о состоянии расчетов по налогам и сборам.

Как показывает судебная практика, указанный в пп. 4 п. 1 ст. 59 НК РФ судебный акт может быть принят и по инициативе налогоплательщика, обратившегося в суд с требованием, например, о признании незаконным действий налогового органа, выразившихся в выдаче справки о состоянии расчетов по налогам, содержащей данные о налоговой задолженности (смотрите, например, постановления Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.06.2011 N 17АП-4443/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 14.06.2011 N 15АП-5017/11, Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.07.2011 N 09АП-16016/11, Двадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2011 N 20АП-1907/11, Третьего арбитражного апелляционного суда от 08.06.2011 N 03АП-1688/11, Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 27.11.2013 N 11АП-19147/13, ФАС Московского округа от 19.11.2013 N Ф05-12800/13, Второго арбитражного апелляционного суда от 28.10.2013 N 02АП-7667/13). При этом следует учитывать, что в случае обращения в суд непосредственно с требованием о признании недоимки, задолженности по пеням и штрафам безнадежными к взысканию и их списании в рассмотрении таких требований судом может быть отказано (постановление Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 13.05.2011 N 17АП-2292/11).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа:

Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ

12 декабря 2013 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

Правомерны ли действия налогового органа?

ОТВЕТ:Действия налогового органа правомерны.

Правовой основой привлечения к ответственности является ст.119 НК РФ (Непредставление налоговой декларации) в ред. Федерального закона от 09.07.1999 N 154-ФЗ

«1. Непредставление налогоплательщиком в установленный законодательством о налогах и сборах срок налоговой декларации в налоговый орган по месту учета, при отсутствии признаков налогового правонарушения, предусмотренного в пункте 2 настоящей статьи,

влечет взыскание штрафа в размере 5 процентов суммы налога, подлежащей уплате (доплате) на основе этой декларации, за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для ее представления, но не более 30 процентов указанной суммы и не менее 100 рублей»

Ст. 106 предусматривает понятие налогового правонарушения «налоговым правонарушением признается виновно совершенное противоправное деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, … за которое НК РФ установлена ответственность».

Законом не предусмотрено разделение правонарушений по процессуальному либо материальному признакам. Поэтому даже если непредставление налоговой декларации не привело к возникновению задолженности перед бюджетом, то имеет место нарушение процессуального характера, за что и было наложено взыскание.

Задача 7.18.Налогоплательщик в установленный срок представил в налоговый орган налоговую декларацию, самостоятельно исключив из декларации графы, которые не заполняются. По результатам камеральной проверки налоговый орган привлек налогоплательщика к ответственности по п.1 ст. 119 НК РФ. Дайте правовую оценку действиям налогового органа. Обоснуйте свой ответ.

Читать еще:  Возможно ли условное наказание по ст. 228 УК РФ?

ОТВЕТ:

Правовой основой разрешения данной ситуации является ст. 80 НК РФ (Налоговая декларация)

Налоговая декларация представляет собой письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога. При этом, налоговая декларация представляется по каждому налогу.

В соответствии с п. 3 указанной статьи «…Налоговая декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде…» вместе с сопутствующими документами.

Формы, порядок заполнения и порядок представления налоговой декларации и документов на бумажном носителе или в электронном виде определяется Министерством финансов РФ.

Особенности предоставления декларации на бумажном носителе регламентированы конкретно для отдельного налога, группы налогов или налогового режима. Например: Приказы Министерства финансов РФ от 07.02.2006 г. № 24н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на прибыль организаций и порядка ее заполнения», от 15.10. 2009 № 104н (12.01.2010) «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость и порядка ее заполнения», от 22.06.2009 № 58н «Об утверждении формы налоговой декларации по налогу, уплачиваемому в связи с применением упрощенной системы налогообложения, и порядка ее заполнения», от 29.12.2007 № 163н «Об утверждении формы налоговой декларации по единому социальному налогу для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам, и порядка ее заполнения»

Порядок представления деклараций в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 (с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 № БГ-3-32/443@ (Справочная информация: “Форматы представления налоговой и бухгалтерской отчетности в электронном виде” (версии 2.00, 3.00, 4 (на основе XML), 5 (на основе XML))

Таким образом, исходя из положений ст.31. НК РФ (Права налоговых органов), в соответствии с которой налоговые органы вправе:… требовать от налогоплательщика документы по формам, установленным государственными органами…, можно утверждать, что налогоплательщик не имел права исключать из декларации графы, которые не заполняются. То есть налоговое нарушение имело место.

Но органы ФНС квалифицировали данное нарушение по ст. 119 НК РФ (Непредставление налоговой декларации) которая содержит два возможных состава:

1.Непредставление в установленный срок налоговой декларации, (но не превышающий 180 дней), и

2. Непредставление декларации в течение более 180 дней.

Таким образом, действия органа ФНС носили неправомерный характер.

В данной ситуации налоговый орган должен был не привлекая налогоплательщика к ответственности применить п.8 ст. 31 НК РФ, в соответствии с которым, мог : «… требовать от налогоплательщиков… устранения выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах и контролировать выполнение указанных требований…».

Данный порядок действий также предусмотрен п.3 ст. 88. (Камеральная налоговая проверка), которая предусматривает, что «….3 .Если камеральной налоговой проверкой выявлены ошибки в налоговой декларации…, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение пяти дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления в установленный срок.»

Задача 7.19. Инспекция ФНС провела камеральные проверки налоговых деклараций ООО «Долгострой» по налогу на добавленную стоимость за сентябрь и октябрь 2007 года. В результате проверки установлено, что на основании государственных контрактов обществом произведены ремонтно-восстановительные работы на объектах культурного наследия. В спорные периоды ООО применяло льготу, установленную пп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, о чем указало в представленных уточненных декларациях за названные периоды. В связи с осуществлением работ общество выставило счета-фактуры с выделенными суммами НДС, однако полученные суммы налогов в бюджет не уплатило. Решением от 07.02.2008 обществу доначислены налоги, соответствующие пени и штраф по п. 1 ст. 122 НК РФ.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 9223 – | 7814 – или читать все.

О правомерности действия налогового органа

Письмо Федеральной налоговой службы от 18.12.05 № 06-1-04/648

Налоговики считают, что могут истребовать любые документы при проведении камеральной проверки. У нашего читателя сложилась следующая ситуация. Налоговики требуют, чтобы он к каждой декларации (в том числе по итогам отчетных периодов) прилагал копии приходных и расходных документов. Если плательщик не сделает этого самостоятельно, налоговики присылают требование представить их (ст. 93 НК РФ).

Редакция «ДК» обратилась в ФНС России с вопросом, правомерны ли такие требования?

Федеральные налоговики поддержали своих коллег на местах. Но в суде можно отстоять и другую точку зрения – что налоговики могут потребовать только документы, относящиеся к обнаруженным ошибкам в декларации.

ФНС: ПРИ КАМЕРАЛЬНОЙ ПРОВЕРКЕ МОЖНО ТРЕБОВАТЬ ЛЮБЫЕ ДОКУМЕНТЫ

По мнению налоговиков, проводя камеральную проверку, они вправе требовать любые документы, которые имеют отношение к уплате налогов. В том числе требовать, чтобы налогоплательщик представлял эти документы сразу вместе с декларацией.

В обоснование своей точки зрения ФНС России ссылается на положения статей 31 и 93 НК РФ.

«Налоговые органы вправе требовать от налогоплательщика документы , служащие основаниями для исчисления и уплаты налогов, а также пояснения и документы, подтверждающие правильность исчисления и своевременность уплаты налогов ».
ПУНКТ 1 СТАТЬИ 31 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

«Должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора, налогового агента необходимые для проверки документы ».
ПУНКТ 1 СТАТЬИ 93 НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РФ

С данной позицией согласны и специалисты Минфина России. Аналогичные доводы они привели в письме от 24 августа 2005 г. № 03-02-07/1-224 (опубликовано в «ДК» № 19, 2005).

Если плательщик проигнорирует это требование, налоговики станут штрафовать его на 50 руб. за каждый непредставленный документ (п. 1 ст. 126 НК РФ).

Однако эту точку зрения можно оспорить в суде.

СУДЫ: МОЖНО ИСТРЕБОВАТЬ, ЕСЛИ ЕСТЬ ОШИБКИ В ДЕКЛАРАЦИИ

Судебная практика по данному вопросу неоднородна. У судов существует два подхода к проблеме:
– налоговики вправе истребовать любые документы;
– налоговики могут истребовать документы, относящиеся к ошибкам в представленной отчетности.

Налоговики могут истребовать любые документы

Примером первого подхода является постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 6 июня 2005 г. по делу № А66-12948/2004. Суд оштрафовал организацию, которая не представила первичные документы по налогу на прибыль.

А Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа в постановлении от 1 сентября 2004 г. по делу № Ф04-5939/2004(А27-4102-6) счел обоснованным требование налоговиков представить документы, подтверждающие вычеты НДС по реализации на территории России. В этих случаях суды соглашаются с логикой налоговиков.

Можно истребовать документы, если в отчетности есть ошибки

Большинство судов не признает право налоговиков истребовать неограниченное количество документов. Часто суды исходят из назначения камеральной проверки.

Из статьи 88 НК РФ следует, что камеральная проверка – это счетная проверка, которая состоит в выявлении ошибок при заполнении деклараций, а также противоречий в представленных документах.

Поэтому суды считают, что налоговики могут требовать только те документы, которые имеют непосредственное отношение к обнаруженным ошибкам в отчетности. Именно к такому выводу пришел Федеральный арбитражный суд Московского округа в постановлении от 21 июня 2004 г. по делу № КА-А40/4996-04.

Аналогичного мнения придерживается и Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа (постановление от 15 июня 2004 г. по делу № А56-28520/03). В этом постановлении суд решил, что налоговики не вправе были истребовать счета-фактуры, так как не обнаружили ошибок в декларации. При этом суд дополнительно уточнил, что истребование всех первичных документов превратит камеральную проверку в выездную, что противоречит сути камеральной проверки.

Читать еще:  Знак белая стрелка на синем

Аналогичные решения можно найти в практике многих судов. Например, в постановлении Федерального арбитражного суда Уральского округа от 11 августа 2005 г. по делу № Ф09-3398/05-С7.

Как видите, далеко не всегда суды признают право налоговиков истребовать документы при камеральной проверке. И у плательщиков есть реальные шансы получить в суде защиту от чрезмерных требований налоговиков.

В ситуации, которая возникла у нашего читателя, суд скорее всего встанет на его сторону. Ведь налоговики требуют прикладывать к декларации все первичные документы подряд. А на самом деле они должны сначала проверить декларацию и, только если обнаружат в ней ошибки, могут потребовать документы, имеющие отношение к этим ошибкам.

ЧТО МОЖНО ПОСОВЕТОВАТЬ ПЛАТЕЛЬЩИКАМ

Если налоговики обнаружили ошибки в декларации и запросили относящиеся к ним документы, лучше это выполнить.

Ведь в противном случае вам грозит штраф, который с 1 января 2006 года налоговики могут списать в бесспорном порядке.

Если же вы не смогли представить запрошенные документы и решили оспорить штраф, в суде нужно требовать, чтобы налоговики обосновали, какие именно ошибки в декларации послужили причиной требования и почему без затребованных документов нельзя проверить арифметическую правильность расчета.

Юрист ООО «Пепеляев, Гольцблат и партнеры»
Н.Л. Иголкина

Размещено на реф.рф
Возможность предоставления деклараций в электронном виде предусмотрена п.3 ст. 80 НК РФ.

Порядок представления деклараций в электронном виде по телœекоммуникационным каналам связи регламентирован Приказом МНС Российской Федерации от 2 апреля 2002 года №БГ-3-32/169 . (с изм., внесенными Приказом МНС РФ от 08.08.2003 N БГ-3-32/443@)

В течение суток (без учета выходных и праздничных дней) с момента отправки бухгалтерской отчетности и налоговых деклараций организация получает три документа: квитанцию о приеме отчетности налоговым органом, протокол входного контроля и подтверждение специализированного оператора связи о дате отправки отчетности (п. 6.7.2 Методических рекомендаций). Вышеуказанные документы проверяются организацией на подлинность электронной цифровой подписи налогового органа, после чего квитанцию о приеме отчетности, а также по одному экземпляру протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация сохраняет в своем хранилище электронных документов. Вторые экземпляры протокола входного контроля и подтверждения оператора связи организация заверяет своей электронной цифровой подписью и в течение суток (без учета выходных и праздничных дней) высылает в адрес соответственно налогового органа и оператора связи (пп. 6.7.4, 6.9.2 Методических рекомендаций).

Для электронной отчетности датой сдачи является день ее отправки, зафиксированный в подтверждении оператора. Это означает, что налогоплательщик может отправить отчет до 24 часов последнего дня отчетного периода. Подобный подход поддерживается судебной практикой (Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 22 мая 2006 года №Ф04-2935/2006 (22573-А27-40)).

Отчётность по ЕСН за 2009 год должна быть предоставлена до окончания первого квартала года следующего за отчётным. То есть до 1 апреля 2010 ᴦ.

Помимо этого в подтверждение отправлено декларации в налоговую инспекцию была представлена копия протокола входного контроля, а также письмо ЗАО ʼʼPolinet – Комплексные телœекоммуникационные системыʼʼ что подтверждает предоставление налоговой декларации в установленном порядке. Следовательно состава нарушения, предусмотренного ст.119 НК РФ не выявлено.

Задача 7.16. Организация, занимающаяся оптовой торговлей, начала свою деятельность во II квартале 2009 года. 12 июля 2009 года впервые представила в территориальную налоговую инспекцию расчет авансовых платежей по единому социальному налогу за I полугодие 2009 года. На 12 ноября 2009 года никакого документа из инспекции не поступило. Каков порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки? Должны ли налоговые органы сообщать налогоплательщику результаты камеральной проверки? Обоснуйте свой ответ.

ОТВЕТ:

Порядок проведения и оформления результатов камеральной налоговой проверки регламентирован ст. 88 НК РФ (Камеральная налоговая проверка)

1. Камеральная проверка проводится по месту нахождения налогового органа на базе налоговых деклараций и документов, представленных налогоплательщиком.

2. Камеральная проверка проводится без какого-либо специального решения руководителя органа ФНС РФ в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации.

3. В случае если КНП выявлены ошибки, об этом сообщается налогоплательщику с требованием представить в течение 5 дней необходимые пояснения или внести соответствующие исправления.

4. Налогоплательщик, представляющий пояснения, вправе дополнительно представить выписки из регистров налогового учета͵ подтверждающие достоверность представленных данных,

5. Лицо, проводящее КНП, обязано рассмотреть представленные пояснения и документы. В случае если налоговый орган установит факт совершения налогового правонарушения должностные лица налогового органа обязаны составить акт проверки (ст. 100 НК РФ).

6. При проведении КНП налоговые органы вправе также истребовать документы, подтверждающие право на налоговые льготы.

7. В ходе КНП органы ФНС не вправе истребовать сведения и документы, не предусмотренные НК (п. 7 ст. 88 НК РФ).

В исключение из этого правила налоговый орган может истребовать у налогоплательщика документы, подтверждающие:

право налогоплательщика на получение налоговых льгот (п. 6 ст. 88 НК РФ);

право на возмещение НДС (п. 8 ст. 88 НК РФ);

правомерность применения налоговых вычетов (ч. 2 п. 8 ст. 88 НК РФ),

а также документы, являющиеся основанием для расчёта и уплаты налогов, связанных с использованием природных ресурсов (п. 9 ст. 88 НК РФ).

9.1. В случае, в случае если до окончания КНП налогоплательщиком представлена уточненная налоговая декларация, КНП ранее поданной декларации прекращается и начинается новая камеральная налоговая проверка на базе уточненной налоговой декларации.

Акт налоговой проверки по итогам камеральной налоговой проверки выносится только в одном случае: при выявлении нарушений налогового законодательства. В случае если такие нарушения не были выявлены, акт не оформляется.

Направление налогоплательщику какого-либо заключения налогового органа в случае, в случае если камеральной налоговой проверкой не установлено нарушений налогового законодательства, НК РФ не предусмотрено. Вместе с тем согласно подп. 4 п. 1 ст. 32 НК РФ налоговые органы обязаны давать налогоплательщикам разъяснения о порядке расчёта и уплаты налогов и сборов.

Τᴀᴋᴎᴍ ᴏϬᴩᴀᴈᴏᴍ, исходя из указанного положения НК РФ в случае получения соответствующего запроса налогоплательщика налоговый орган обязан уведомить его о результатах камеральной налоговой проверки. При этом реально имеет смысл направить такой запрос только в том случае, в случае если в ходе камеральной проверки доначислений налога не произведено.

Дело в том, что если в ходе камеральной налоговой проверки налоговой инспекцией доначисления налога произведены, то налоговые органы сами извещают налогоплательщика путем вручения ему решения по результатам камеральной проверки.

Причем вынести такое решение по результатам камеральной налоговой проверки налоговый орган обязан в течение трех месяцев со дня представления налоговой декларации, поскольку ст. 88 НК РФ специальный срок для вынесения решения по результатам камеральной налоговой проверки не предусмотрен.

Задача 7.17. Организация не представила декларацию по налогу на прибыль в установленный НК РФ срок, однако уплатила указанный налог вовремя и в полном объёме. Непредставление налоговой декларации не привело к возникновению задолженности перед бюджетом. Налоговый орган по решению руководителя взыскал с организации штраф, предусмотренный п. 1 ст.119 НК РФ.

Правомерны ли действия налогового органа? Обоснуйте свой ответ. – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Правомерны ли действия налогового органа? Обоснуйте свой ответ.” 2017, 2018.

Памятка для тех, кого вызвали на допрос в налоговую инспекцию

Управляющий партнер. Руководитель налоговой практики.

Теперь поговорим о том, что надо помнить во время участия в допросе и ответим на наиболее часто задаваемые вопросы в отношении участия в допросе.

1. В силу своих должностных обязанностей, я мало что знаю о деталях хозяйственной деятельности нашей компании, должен ли я идти на допрос?

Налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей физических лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, значимые для проведения налогового контроля (пп. 12 п. 1 ст. 31 и п. 1 ст. 90 НК РФ).

Читать еще:  Возможно ли списание на погашение задолженности?

Налоговый орган обязан до вызова на допрос, выявить основания, подтверждающие что лицо, например, в силу своих должностных обязанностей, может знать значимую для проведения налогового контроля информацию. Произвольный выбор лиц для участия в допросе не допустим.

Однако это не является основанием для отказа в участии в допросе.

Единственное последствие допроса лица, которое не могло знать значимой информации, это невозможность использовать результат этого допроса в качестве доказательства совершения налогового правонарушения.

Главное, что Вы должны помнить во время проведения допроса – не высказывать предположительных фактов, следует сообщать только факты, которые Вам достоверно известны и которые Вы можете чем-то подтвердить.

Помните, в соответствии со ст. 51 Конституции РФ Вы имеете право не свидетельствовать против себя самого, своего супруга и близких родственников.

Основанием для неявки могут быть только уважительные причины (болезнь, командировка и т.п.), которые Вы можете подтвердить документами.

2. Какая ответственность мне грозит за неявку на допрос?

Ответственность за неявку (уклонение от явки) для дачи свидетельских показаний по делу о налоговом правонарушении предусмотрена в ч. 1 ст. 128 НК РФ. Штраф установлен в размере 1000 руб.

После привлечения к ответственности, инспекция может повторно Вас вызвать для дачи показаний. В случае повторной неявки налоговый орган вправе привлечь вас к ответственности еще раз, при этом, повторная неявка лица в налоговый орган для допроса в качестве свидетеля является отягчающим обстоятельством (п. 2 ст. 112 НК РФ). В этом случае размер штрафа увеличится в два раза и составит 2000 руб. (п. 4 ст. 114, ч. 1 ст. 128 НК РФ).

3. Налоговая проверка еще не началась или уже закончилась, а меня вызывают на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

От участия в допросе Вы отказаться не можете.

Доказательственная сила результата такого допроса зависит от многих обстоятельств. В основном такие допросы принимаются в качестве доказательства.

4. Налоговый орган приостановил проверку, но вызывает меня на допрос. Правомерны ли действия налогового органа?

Действия налогового органа правомерны – в период приостановления проверки налоговый орган вправе вызывать свидетелей для дачи показаний в инспекцию, т.е. допросить их вне территории налогоплательщика (Письма Минфина России от 18.01.2013 N 03-02-07/1-11, от 05.05.2011 N 03-02-07/1-156, ФНС России от 21.11.2013 N ЕД-3-2/4395@, от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@ (п. 16)).

5. Где должен проходить допрос? Могут ли налоговики заявиться ко мне домой?

Допрос должен проводиться в налоговом органе, куда и вызывается физическое лицо (п. 1 ст. 90 НК РФ).

Однако, показания свидетеля могут быть получены и по месту его пребывания (п. 4 ст. 90 НК РФ):

– если физическое лицо не в состоянии явиться в налоговый орган из-за болезни, старости или инвалидности;

– в иных случаях по усмотрению должностного лица налогового органа.

6. Кто может проводить допрос со стороны налогового органа?

Допрос проводит должностное лицо налогового органа (п. 5 ст. 90 НК РФ), указанное среди лиц, участвовавшим в налоговой проверке, что подтверждается судебной практикой (Постановление ФАС Московского округа от 25.12.2012 N А40-113120/11-116-305).

Однако проведение допроса должностным лицом, не участвующим в налоговой проверке, не является основанием для отказа свидетеля от участия в допросе, но это обстоятельство может быть основанием для признания протокола допроса недопустимым доказательством.

Если допрос проводится в офисе налогового органа, в котором находятся другие сотрудники, которые задают вопросы, сопровождают допрос своими комментариями, то такое поведение может быть расценено как давление на свидетеля.

7. С чего начинается допрос?

Перед началом допроса должны быть совершены следующие действия:

– должны быть изучены документы, удостоверяющие личность свидетеля, а также сведения, влияющие на возможность его допроса (п. 2 ст. 90 НК РФ);

– должно быть выяснено, владеет ли свидетель русским языком, и решен вопрос о приглашении переводчика (п. 1 ст. 97 НК РФ);

– налоговый инспектор должен предупредить свидетеля об ответственности за отказ или уклонение от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, о чем делается отметка в протоколе, которая удостоверяется подписью свидетеля (п. 5 ст. 90 НК РФ).

Не соблюдение этих правил является основанием для признания протокола допроса ненадлежащим доказательством (ч. 3 ст. 64 АПК РФ, Постановления ФАС Северо-Западного округа от 07.06.2007 N А56-36381/2005, от 13.04.2007 N А56-60477/2005).

8. Какая ответственность мне грозит за отказ (уклонение) от дачи показаний, за дачу ложных показаний?

Отказ от дачи показаний без законных оснований, а равно дача заведомо ложных показаний, влечет ответственность в виде штрафа в размере 3000 руб. (ч. 2 ст. 128 НК РФ).

Отказаться от дачи показаний на законном основании Вы можете следующих случаях:

– вы не обязаны давать свидетельские показания против самого себя, своего супруга и близких родственников (ч. 1 ст. 51 Конституции РФ). Близкими родственниками являются родители, дети, усыновители, усыновленные, родные братья и родные сестры, дедушка, бабушка, внуки (п. 1 ст. 11 НК РФ, абз. 3 ст. 14 СК РФ, п. 4 ст. 5 УПК РФ);

– вы не обязаны выдавать свою профессиональную тайну (п. 2 ст. 90 НК РФ).

Несмотря на угрозы налоговых инспекторов, меры уголовной ответственности к Вам применяться не могут.

9. Могу ли позвать с собой на допрос кого-нибудь, кто помог бы мне в ходе допроса?

Вы имеете право позвать с собой на допрос своего представителя (юриста, консультанта) – это право каждого гражданина на получение квалифицированной юридической помощи, гарантированное ч. 1 ст. 48 Конституции РФ (письмо ФНС России от 31.12.2013 № ЕД-4-2/23706@, от 30.10.2012 N АС-3-2/3920@)

Следует учитывать, что ответы на вопросы свидетель должен давать самостоятельно. При этом представитель свидетеля вправе давать свидетелю советы и делать замечания, подлежащие внесению в протокол или приобщению к делу.

Представителем свидетеля, в связи с заинтересованностью, не может быть должностное лицо проверяемой организации (письмо Минфина от 22.10.2015 № 03-02-07/1/60796, п. 16 письма ФНС России от 13.09.2012 N АС-4-2/15309@).

10. На что обратить внимание по окончании допроса?

Вы должны обязательно ознакомиться с содержанием протокола.

Протокол должен быть составлен на русском языке и содержать следующие сведения (п. п. 1, 2 ст. 99 НК РФ):

2) место и дату производства допроса;

3) время начала и окончания допроса;

4) должность, Ф.И.О. лица, составившего протокол;

5) Ф.И.О. каждого лица, участвовавшего в действии или присутствовавшего при его проведении, а в необходимых случаях – его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком;

6) содержание и последовательность проведения допроса;

7) существенные для дела факты и обстоятельства, выявленные при допросе.

В конце допроса Вы и все присутствующие вправе прочитать протокол допроса и внести в него замечания. Для Вас прочтение протокола является гарантией того, что Ваши показания будут правильно и недвусмысленно отражены в протоколе.

Протокол должны подписать все участники допроса (п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ). После чего Вы должны получить копию протокола.

11. Кто должен возмещать мои расходы в связи с участием в допросе?

В соответствии с п. 1 ст. 131 НК РФ Вы имеете право на возмещение понесенных в связи с явкой на допрос расходов: на проезд, наем жилого помещения, а также суточные.

Выплаты производят непосредственно налоговые органы после проведения допроса (абз. 1 п. 4 ст. 131 НК РФ).

Порядок выплаты и размеры сумм указаны в «Положении о порядке выплаты и размерах сумм, подлежащих выплате свидетелям, переводчикам, специалистам, экспертам и понятым, привлекаемым для участия в производстве действий по осуществлению налогового контроля», утвержденном Постановлением Правительства РФ от 16.03.1999 N 298.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector