Правомерен ли отказ в государственной регистрации земли лесного фонда?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Правомерен ли отказ в государственной регистрации земли лесного фонда?

Правомерен ли отказ в государственной регистрации земли лесного фонда?

Мы подготовили для вас ответы на часто задаваемые вопросы.

Обращаясь за помощью на сайт леснаяамнистия.рф , постарайтесь дать нам минимально необходимую информацию для рассмотрения и правильной квалификации ситуации: кадастровый номер земельного участка, о котором идет речь, дате его постановки на кадастровый учет, уточнены ли его границы по данным ЕГРН, из какого источника стало известно о пересечении участка с землями лесного фонда (от органа регистрации прав, из выписки из ЕГРН, от органов лесного хозяйства и др.).

Ответ на вопрос зависит от ситуации. Прежде всего можно ориентироваться на то, из какого источника Вами получены сведения о пересечении принадлежащего Вам земельного участка с лесным фондом.

Если сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН), о чем Вы узнаете, получив выписку из ЕГРН о Вашем участке (при условии, что он поставлен на кадастровый учет и сведения о его границах имеются в ЕГРН), то устранение такого пересечения может быть произведено в порядке, предусмотренном статьей 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», и компетентным органом будет являться орган регистрации прав (Росреестр).

Если сведения о границах лесных участков, лесничеств, лесопарков в ЕГРН отсутствуют, то с целью устранения противоречия между сведениями ЕГРН и государственного лесного реестра, целесообразно обращаться в орган субъекта Российской Федерации, уполномоченный на ведение государственного лесного реестра.

Если в ЕГРН имеются сведения (земельный участок поставлен на кадастровый учет и/или право на него зарегистрировано) как о земельном участке, принадлежащем частному лицу, так и о лесном участке (лесничестве, лесопарке) и их границы пересекаются между собой по данным ЕГРН, то для устранения данного пересечения подлежат применению положения статьи 60.2 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости».

Как следует из указанной статьи, орган регистрации прав вправе устранить пересечения, внеся изменения в описание границ лесного участка (в том числе, снять лесной участок с кадастрового учета), лесничества, лесопарка при проведении одной из следующих процедур, предусмотренных Федеральным законом «О государственной регистрации недвижимости»: государственной регистрации права на земельный участок, государственном кадастровом учете земельного участка, (часть 2 статьи 60.2 Закона), государственном кадастровом учете в связи с уточнением границ земельного участка, (часть 1 статьи 60.2 Закона), устранении реестровой ошибки (часть 4 статьи 60.2 Закона).

Таким образом, в зависимости от ситуации в орган регистрации прав возможно обратиться с заявлением (1) о государственной регистрации права (в том числе в связи с переходом права к другому лицу), (2) о постановке на кадастровый учет земельного участка (если его кадастровый учет не произведен ранее), (3) об уточнении границ земельного участка (если земельный участок поставлен на кадастровый учет и при наличии оснований, предусмотренных статьей 43 Закона) либо (4) с заявлением об устранении реестровой ошибки в порядке, предусмотренном статьей 61 Закона.

В соответствии с частью 7 статьи 10 Федерального закона от 29.07.2017 № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» (далее – Закон № 280-ФЗ) орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченный в области лесных отношений, до 1 января 2023 года приводит сведения государственного лесного реестра в соответствие со сведениями ЕГРН. При этом положения статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» о приоритете сведений ЕГРН над сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, являются нормами прямого действия. Отказ от их применения со ссылкой на необходимость внесения изменений в государственный лесной реестр (далее – ГЛР) не допускается, равно как и создание каких-либо препятствий для осуществления права собственности на соответствующий земельный участок. Соответствующие действия и решения органов власти (например, отказ в выдаче градостроительного плана земельного участка, включение в градостроительный план земельного участка сведений о пересечении земельного участка с лесным фондом) могут быть оспорены в судебном порядке.

В связи с этим правообладатель может не предпринимать никаких действий, направленных на внесение изменений в ГЛР. Внесение соответствующих изменений в указанный реестр будет произведено до 2023 года органом лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ в рамках его плановой работы (при уточнении границ лесных участков, установлении границ лесничеств и лесопарков).

В соответствии с частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» (в редакции Закона № 280-ФЗ) сведения о лесных участках, внесенных в ГЛР, исключаются из ГЛР органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области лесных отношений, в том числе на основании заявления заинтересованного лица, если указанные сведения соответствуют одновременно следующим условиям:

1) сведения об этих лесных участках не внесены в ЕГРН;

2) границы этих лесных участков пересекают границы иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также границы лесничеств, лесопарков, за исключением случаев, если такое пересечение допускается федеральным законом;

3) договоры аренды этих лесных участков прекращены или расторгнуты ко дню исключения сведений об этих лесных участках из ГЛР (в случае, если эти лесные участки были образованы в целях заключения указанных договоров аренды).

Таким образом, правообладатель также может обратиться в орган лесного хозяйства соответствующего субъекта РФ с заявлением о внесении изменений в ГЛР на основании статьи 14 Федерального закона 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую», частью 6 статьи 4.6 Федерального закона «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» и пункта 7 статьи 10 Закона № 280-ФЗ. К заявлению рекомендуется приложить расширенную выписку из ЕГРН о земельном участке (должна быть отражена история возникновения и перехода прав на земельный участок), в которой указаны сведения о местоположении его границ.

Обращаем внимание, что Закон 280-ФЗ не регулирует процедуру и сроки принятия решений о корректировки ГЛР по таким заявлениям. Он лишь устанавливает предельный срок, в течение которого ГЛР должен быть приведен в соответствии с ЕГРН (1 января 2023 года). В связи с этим субъекты Российской Федерации, исходя из местных условий, самостоятельно определяют порядок ведения соответствующей работы, в том числе с учетом поступающих заявлений правообладателей. Отказ органа лесного хозяйства субъекта РФ в удовлетворении заявления правообладателя о приведении ГЛР в соответствие с ЕГРН может быть может быть обжалован в суд. Также рекомендуем уведомить об этом Комитет по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям (с приложением копий всех документов и переписки), который ведет учет случаев отказа уполномоченных органов в применении Закона № 280-ФЗ с целью обсуждения таких случаев на очередном заседании рабочей группы по осуществлению контроля за реализацией данного федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» в редакции Закона № 280-ФЗ в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в ГЛР, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями ЕГРН, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется (за исключением случаев, специально поименованных в данной статье) в соответствии со сведениями, содержащимися в ЕГРН. Данное правило применяется в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года. В соответствии с частью 3 статьи 60.2 Федерального закона от 13.07.2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» в редакции Закона № 280-ФЗ границы лесных участков изменяются в соответствии с описанием местоположения границ земельного участка, содержащимся в сведениях ЕГРН, в случае выявления их пересечения с границами земельного участка, права на который зарегистрированы до 1 января 2016 года.

Таким образом, применение правил Закона № 280-ФЗ связывается с фактом возникновения до 1 января 2016 года права на спорный земельный участок у любого частного лица: актуального правообладателя или любого его предшественника.

Положения Закона № 280-ФЗ, устанавливающие приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над сведениями ГЛР, являются нормами прямого действия и подлежат применению независимо от факта внесения соответствующих изменений в ГЛР. В связи с этим полагаем, что при наличии в ЕГРН сведений об отнесении земельного участка к землям населенных пунктов отказ в выдаче ГПЗУ, отражение в ГПЗУ сведений о наличии пересечения с лесным фондом, учет в градостроительном регламенте информации о таком пересечении, истребование согласования с органом лесного хозяйства для выдачи разрешения на строительство и т.п. вступают в противоречие с частью 3 статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую».

Соответствующие действия и решения органов власти могут быть обжалованы в судебном порядке.

Положения Федерального закона № 280-ФЗ устанавливают приоритет сведений ЕГРН, правоустанавливающих, правоудостоверяющих документов на земельные участки над сведениями ГЛР, в случае если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года, за исключением следующих случаев:

  • земельные участки расположены в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
  • земельные участки относятся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
  • земельные участки относятся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.

В силу части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ граждане, права которых на объекты недвижимого имущества прекращены на основании того обстоятельства, что эти объекты находятся в границах лесничества, лесопарка, в соответствии со вступившим в силу судебным актом до дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ (11 августа 2017 года), вправе требовать в судебном порядке признания их прав на эти объекты с учетом правил статьи 14 Федерального закона от 21.12.2004 № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (далее – Закон о переводе земель). Правилами статьи 14 Закона о переводе земель установлена приоритетность сведений о категории земельного участка, содержащихся в ЕГРН, правоустанавливающих документах, перед сведениями ГЛР. Указанный иск может быть подан гражданином в течение одного года со дня вступления в силу Закона № 280-ФЗ.

Читать еще:  Что делать, если отказали в гарантийном ремонте телефона?

Таким образом, Законом № 280-ФЗ положениям статьи 14 Закона о переводе земель придана обратная сила с целью обеспечения принципа справедливости и восстановления прав тех граждан, земельные участки которых не были бы были истребованы, если бы суды рассматривали соответствующее дело после вступления Закона № 280-ФЗ в силу. При этом законность и обоснованность ранее вынесенного судебного акта не затрагивается.

Следует также иметь в виду, что требование, основанное на части 5 статьи 10 Закона № 280-ФЗ, может быть предъявлено только в том случае, если «права на земельный участок прекращены в соответствии со вступившим в силу судебным актом». Если данное условие (гипотеза нормы) не выполняется рассматриваемое положение Закона № 280-ФЗ неприменимо.

Формулировка исковых требований обозначена в самом тексте закона как иск о признании права. В соответствии с процессуальным законодательством это не препятствует заявлению истцом дополнительных исковых требований, если истец полагает это необходимым исходя из конкретных обстоятельств дела, а также с целью обеспечения исполнимости судебного акта.

Поскольку в соответствии с действующим законодательством земельные участки из состава земель лесного фонда относятся к исключительной федеральной собственности, а также с учетом части 4 статьи 10 Закона № 280-ФЗ и постановления Правительства РФ от 07.10.2017 № 1223 «О внесении изменения в Положение о Федеральном агентстве лесного хозяйства» полагаем, что в качестве ответчика по такого рода делам должна выступать Российская Федерация в лице Рослесхоза независимо от отсутствия государственной регистрации права Российской Федерации на спорный земельный участок.

Необходимо отметить, что Законом № 280-ФЗ возможность признания в судебном порядке прав на объекты недвижимого имущества, которые были прекращены на основании судебных актов до 11 августа 2017, предусмотрена только для физических лиц.

О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка

Постановление ФАС Поволжского округа от 19.06.2014 по делу N А55-23230/2013

Требование: О признании незаконным отказа регистрирующего органа в государственной регистрации договора аренды лесного участка.

Обстоятельства: Отказ мотивирован отсутствием в договоре указания на категорию земель, к которой относится лесной участок, а также на отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок.

Решение: В удовлетворении требования отказано, поскольку договор аренды заключен без проведения торгов и в силу закона является ничтожным, у регистрирующего органа отсутствовали основания для государственной регистрации данного договора аренды.

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ПОВОЛЖСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ от 19 июня 2014 г. по делу N А55-23230/2013

Резолютивная часть постановления объявлена 18 июня 2014 года.
Полный текст постановления изготовлен 19 июня 2014 года.
Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в составе:
председательствующего судьи Коноплевой М.В.,
судей Карповой В.А., Хайруллиной Ф.В.,
при участии представителей:
заявителя — Войцех А.В. (доверенность от 01.08.2013)
третьего лица — Притулиной Е.А. (доверенность от 09.01.2014 N 5)
в отсутствие:
заинтересованного лица — извещено надлежащим образом,
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области
на решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014 (судья Бойко С.А.) и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 (председательствующий судья Холодная С.Т., судьи Рогалева Е.М., Кузнецов В.В.)
по делу N А55-23230/2013
по заявлению закрытого акционерного общества «СПИН-СПОРТ», г. Самара (ОГРН 1036301034384), к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области, г. Самара, с привлечением третьего лица: Министерства лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области, о признании незаконным отказа в государственной регистрации договора аренды лесного участка,

закрытое акционерное общество «СПИН-СПОРТ» (далее — Общество) обратилось в Арбитражный суд Самарской области с заявлением о признании незаконным отказа Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Самарской области (далее — Управление Росреестра) в государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14, содержащегося в сообщении от 24.09.2013 N 09/059/2013-31.

К участию в деле в качестве третьего лица привлечено Министерство лесного хозяйства, охраны окружающей среды и природопользования Самарской области (далее — Министерство).

Решением Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014, оставленным без изменения постановлением Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014, в удовлетворении заявленных требований отказано.

В кассационной жалобе Министерство просит принятые по делу судебные акты отменить, заявленные требования удовлетворить, мотивируя неправильным применением судами норм материального права. Заявитель кассационной жалобы указывает, что мотивами отказа в регистрации договора аренды послужило отсутствие в договоре указание на категорию земель, к которой относится лесной участок, отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок, что не позволяло судам давать правовую оценку договору аренды лесного участка и решению Министерства о переоформлении договора аренды. Договор аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14 не является актом нового предоставления лесного участка, а является лишь юридическим действием по приведению первоначального договора аренды участка лесного фонда от 01.06.1994 в соответствие с требованиями нового Лесного кодекса Российской Федерации.

В судебном заседании 10.06.2014 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее — АПК РФ) был объявлен перерыв до 11 ч. 00 мин. 18.06.2014. Информация о перерыве размещена на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» Федерального арбитражного суда Поволжского округа. После перерыва судебное заседание продолжено в том же судебном составе.

Проверив законность обжалуемых судебных актов в порядке статьи 286 АПК РФ, суд кассационной инстанции оснований для их отмены не находит.

Как установлено судами и следует из материалов дела, между Обществом и Ставропольским парклесхозом был заключен договор на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 для культурно-оздоровительных целей, на срок с 01.06.1994 по 01.06.1999.

На основании решения Министерства от 17.05.2011 N 6 о приведении договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации, между Обществом (арендатор) и Министерством (арендодатель) был подписан договор аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14, площадью 2 га, расположенного по адресу: Самарская область, г. Тольятти, Тольяттинское лесничество, квартал 58 выделы 1, 2, 4, 33, 6, 7, 8, 13, 14, 19, 20, 31, 18. Срок действия договора установлен с 01.06.1999 по 01.06.2043.

Общество обратилось в Управление Росреестра с заявлением о государственной регистрации договора аренды лесного участка от 30.05.2011 N 111/14.

Сообщением от 24.09.2013 N 09/059/2013-31 Управление Росреестра в совершении регистрационных действий отказало, со ссылкой на отсутствие в договоре указания на категорию земель, к которой относится лесной участок, а также на отсутствие регистрации права федеральной собственности на лесной участок.

Ссылаясь на то, что отказ в государственной регистрации договора аренды нарушает права и законные интересы Общества в сфере землепользования, создает препятствие по возникновению прав арендатора в установленном порядке, Общество обратилось в арбитражный суд с настоящими требованиями.

Отказывая в удовлетворении заявленных требований, судебные инстанции правомерно исходили из следующего.

В силу части 1 статьи 74 Лесного кодекса Российской Федерации договор аренды лесного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, заключается по результатам аукциона по продаже права на заключение такого договора, за исключением случаев, установленных частью 3 настоящей статьи.

Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 1 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.11.2011 N 73 «Об отдельных вопросах практики применения правил Гражданского кодекса Российской Федерации о договоре аренды», в случаях, предусмотренных законом (например, пунктами 1 и 3 статьи 17.1 Федерального закона «О защите конкуренции», статьями 30 — 30.2 Земельного кодекса Российской Федерации, статьей 74 Лесного кодекса Российской Федерации), договор аренды в отношении государственного или муниципального имущества может быть заключен только по результатам проведения торгов. В связи с этим договор аренды названного имущества, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным (статья 168 Гражданского кодекса Российской Федерации), равно как и соглашение о продлении такого договора.

Судами установлено, что договор аренды от 30.05.2011 N 111/14 заключен в соответствии с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации, который предусматривает обязательное проведение торгов.

Довод заявителя кассационной жалобы о том, что спорный договор заключен в порядке переоформления договора аренды от 01.06.1994, а не является актом нового предоставления лесного участка, подлежит отклонению.

В соответствии с частями 1 и 2 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» договоры аренды участков лесного фонда должны были быть приведены в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации в порядке переоформления договора в срок до 01.01.2009.

Таким образом, Договор аренды от 01.06.1994 должен был быть приведен в соответствие с требованиями Лесного кодекса Российской Федерации до 01.01.2009.

Однако на основании заявления Общества от 19.04.2011 решение о переоформлении договора на аренду участков лесного фонда от 01.06.1994 на договор лесного участка было принято Министерством 17.05.2011, то есть после 01.01.2009, а также по истечении срока действия договора от 01.06.1994.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 21.02.2012 N 13269/11, договоры аренды лесных участков, заключенные после 01.01.2009, не могут квалифицироваться в качестве договоров, заключенных в порядке переоформления.

Переоформление договора аренды лесных участков, основанное на нормах Лесного кодекса Российской Федерации, может быть проведено в отношении только тех договоров, срок действия которых не истек.

В соответствии с пунктом 5 статьи 4 Федерального закона от 04.12.2006 N 201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» арендатор, ранее заключивший договор аренды участка лесного фонда на срок до десяти лет, после приведения этого договора в соответствие с Лесным кодексом Российской Федерации по истечении срока действия этого договора не вправе заключить договор аренды лесного участка на новый срок в порядке реализации преимущественного права добросовестного арендатора на заключение договора аренды на новый срок.

Таким образом, спорный земельный участок должен был быть выставлен на торги для заключения договора аренды по истечении срока действия договора от 01.06.1994.

При таких обстоятельствах судебные инстанции пришли к правомерному выводу о том, что договор аренды от 30.05.2011 N 111/14, заключенный на новый срок без проведения торгов, является ничтожным в силу статьи 168 Гражданского кодекса Российской Федерации, а у Управления Росреестра отсутствовали основания для государственной регистрации договора аренды, противоречащего требованиям законодательства.

В соответствии с частью 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 и частью 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Совокупность условий, являющихся основанием для признания незаконным оспариваемого отказа регистрирующего органа, в рассматриваемом случае отсутствует, в связи с чем судебные инстанции правомерно отказали в удовлетворении заявленных требований.

Читать еще:  Должностные обязанности лаборанта разряда на молочном заводе

Иные доводы заявителя кассационной жалобы не опровергают правильность выводов судебных инстанций и не могут служить основанием для отмены принятых по делу судебных актов.

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 287, статьями 286, 289 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Федеральный арбитражный суд Поволжского округа

решение Арбитражного суда Самарской области от 28.01.2014 и постановление Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 31.03.2014 по делу N А55-23230/2013 оставить без изменения, кассационную жалобу — без удовлетворения.

Постановление вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий судья
М.В.КОНОПЛЕВА

Судьи
В.А.КАРПОВА
Ф.В.ХАЙРУЛЛИНА

Лесная амнистия. Что делать, если участок попал на земли лесного фонда?

В Центральное кадастровое бюро обратилась москвичка. Женщина владеет дачей, которая граничит с кромкой леса. Она хотела продать свои сотки, но из-за проблемного соседства суд признал собственность дачницы незаконной. Государство в любой момент может забрать землю назад и отдать лесному фонду.

Спорный статус?

Дачные сотки героини имеют спорный статус из-за общих границ с лесом.

В 90-х и 2000-х годах учет земли проводился в упрощенном порядке без точного межевания. Для согласования достаточно было иметь данные с лесоустроительной документации. Такая ситуация привела к тому, что реальные территории лесхозов преувеличены в три раза! В искусственную площадь лесов входили дачи садоводов, военные части, поселения. Собственники пытались отвоевать право на обжитые наделы в суде, но решения принимались в пользу лесного фонда.

Закон о лесной амнистии

В 2017 году Конституционным судом Российской Федерации принят закон о “лесной амнистии”.

Лесной амнистией называют законопроект, призванный прекратить споры о принадлежности граничащих земель между частниками и лесфондом.

Федеральный закон от 29 июля 2017 года N280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель»(http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_221238/) запретил отбирать площади, граничащие рядом с лесом.

Если кратко говорить о законопроекте, то его основой стал приоритет информации из Единого государственного реестра недвижимости над данными Государственного лесного реестра. Дачники облегченно вздохнули, теперь они могут признать право владением сотками.

Особенности закона о лесной амнистии

  1. На амнистию имеют право владельцы участков, собственность которых подтверждена до 1 января 2016 года.
  2. Принадлежность земли определяется в сведениях в ЕГРН.
  • Амнистия не распространяется на участки, расположенные в границах особо охраняемых территорий или территорий объектов культурного наследия.
  • Нельзя оформить в собственность землю специального назначения без зарегистрированной недвижимости.
  • Амнистируемая площадь не должны быть в составе земель сельхозназначения (это земли, вынесенные за пределы поселений и служащие для осуществления сельского хозяйства).
  1. После обращения собственника в Единый государственный реестр недвижимости вносятся изменения — вписываются новые территориальные границы всех участков.
  2. Сотки, полученные до 8 августа 2008 для садоводства или дачного хозяйства, считаются землями населенных пунктов. В этом случае не нужно переводить площадь из одной категории в другую.
  3. Если ранее надел был отнесен к определенной категории земель, то это решение станет приоритетным над другими сведениями, которые внесены в ЕГРН.
  4. Если вы собственник недвижимости, которая зарегистрирована на “лесной” земле до 1 января 2016 года, то имеете право на прилегающий к дому участок.
  5. Предыдущие судебные акты, по которым частники теряли собственность, могут быть обжалованы. Иск нужно подать в течение одного года со вступления в силу судебного решения.

Как оформить “лесную амнистию” в Московской области?

Специалисты отмечают, что если амнистия будет идти такими темпами, то продлится она не один десяток лет. При этом введены сроки для Московской области — заявления принимаются до 1 января 2023 года. Для того, чтобы ускорить процесс, в Комитете лесного хозяйства Московской области была создана рабочая группа, которая рассматривает эти вопросы.

1) Если вы решили самостоятельно решить вопрос перераспределения своего участка, то начните со сбора документов. Вам понадобятся:

  • Заявление
  • Выписка из ЕГРН
  • копии документов, устанавливающих право на собственность
  • Если участок относится к землям промышленности, нужна выписка из ЕГРН на объект недвижимости.

2) Теперь вам нужно подготовить межевой план участка. Для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру, который проведет межевание, составит межевой план и передаст его вам.

3)Далее следует обратиться в МФЦ или другой территориальный орган Росреестра.

И в заключении

“Лесную амнистию” ждали давно, но она пришла незаметно, и многие даже не знают о ее существовании. При этом она будет проходить еще пять лет. Это срок в несколько раз меньше того периода, который необходим для рассмотрения всех случаев. Поэтому времени на промедление нет. Если ваш случай похож на пример нашей героини, то рекомендуем оформить участки в собственность.

Обращайтесь в Центральное кадастровое бюро за бесплатной консультацией. Специалисты помогут разрешить вопросы, связанные с регистрацией земли, попавшей под «лесную амнистию»

Отказ в регистрации земельного участка

1.1. Указанное – не регулируется федеральным законодательством, по нему не положено. По региональному законодательству – вполне может быть такое.

2.1. Нотариус не проверяет сведения о наложении запретов и арестов. Смотрите основание наложения запрета на регистрационные действия и у пристава смотрите сколько у него долгов и может вообще забыли снять запреты, такое бывает. Ф.И.О. мужа в личку скиньте и регион проживания. Я посмотрю и вам в личку дам пояснения.

3.1. Нет, не может, т.к. это временное строение, и Вы не собираетесь его регистрировать. Если понадобится –можете написать в регистрационной палате обязательство об отказе в регистрации незарегистрированного дома на земельном участке.

4.1. Вам необходимо избрать судебный способ защиты своих прав с понуждением всех собственников обратиться с заявлением о приватизации. Удачи.

5.1. Сначала нужно узаконить перепланировку дома, а затем уже заниматься земельным участком.
Если перепланировка узаконена, обжалуйте отказ в суде.

6.1. Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно настоящему Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Нужно ознакомится с отказом. Да, есть и требования ст.572 ГК РФ и ст.35 СК РФ.

7.1. Отказ неправомерный вам наверняка выделили земельный участок под индивидуальное жилищное строительство и при этом по закону не учитывается сколько у вас уже имеется в собственности земельных участков не под индивидуальное жилищное строительство если это так можете обжаловать действия должностных лиц а именно сотрудников Росреестра в судебном порядке.

8.1. Указанное Вами обстоятельство не является основанием для приостановки или отказа в регистрации перехода права на земельный участок. Предписание должен исполнить новый собственник, так как в случае, если бывший собственник не может быть привлечен к ответственности, предписание выдадут новому собственнику.

8.2. Если в росреестре отсутствует предписание о приостановлении регистрации перехода права на земельный участок. То можете совершать сделку и регистрировать переход права.

9.1. Отказ регистрирующего органа может быть правомерен только в части представленных документов в отношении земельного участка. В части нотариального удостоверения отказ неправомерен.

9.2. Странные задачи сейчас задают. Как может чертеж земельного участка иметь кадастровый номер? Такое даже во сне не приснится. Кадастровый номер имеет земельный участок, а не какой-то чертеж.
Во-вторых, договор с 2013 года вообще не регистрируется, регистрируется переход права собственности. Регистрация договора как такового отменена. Нотариального удостоверения договор не требует (за исключением продажи доли участником долевой собственности)

10.1. Верно вАм регистратор сказал, что в Росреестре сидит. ВАм нужно для начала соглашенеи составить о прекращении права общей совместной собственности и определении долей, по 1/2 доли. И тольк опосле этого Ваш муж может подарить Вам свою долю, но не весь дом. ст.33-39 СК РФ. Удачи!

10.2. Да правомерно. Имущество приобретенное по возмездной сделке в период брака является общим имущестовм супругов и пока оно не разделено подарить нельзя, регистратор правильно объяснила. Вам нужно заключить соглашение об определении долей в общем имуществе супругов, а потом Вы свою долю можете супруге подарить.

10.3. Инна.
Отказ правомерен. В этом доме и в земле половина Ваши, раз они приобретены в браке – ст. 34 СК РФ. Муж не может подарить Вам то, что в части уже Ваша собственность. Если он хочет отдать Вам свою долю, то сделка проводится иначе.

11.1. Обжалуйте отказ в суде. Право на земельный участок за наследником должно быть зарегистрировано на основании зарегистрированного права на гараж. Ст.49 ФЗ от 13.07.2015 N 218-ФЗ “О государственной регистрации недвижимости”.

12.1. Сейчас сложно сказать правомерно либо нет. Если он проживает на территории МО с 2016 года то правомерно. О каких документах идёт речь. В которых он проживает более 10 лет? Напишите в личку постараюсь Вам помочь в Вашей ситуации. С уважением, Шишканов Константин.

12.2. При наличии подтверждающих проживание на территории Мо документов, отказ непровомерен. Вы можете его обжаловать в судебном порядке. Аналогичная судебная практика имеется.

13.1. Для начала нужно вступить в права наследства затем Наследник вправе признать право собственности на этой землю в судебном порядке спасибо за ваше обращение на наш сайт.

ЗАКОН О ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ, ВАЖНОЕ

ЗАКОН О ЛЕСНОЙ АМНИСТИИ, ВАЖНОЕ 09.02.2018 11:57

Итак, принят нашумевший Федеральный закон от 29.07.2017 №280-ФЗ, известный как закон «О лесной амнистии». Выделим его основные положения.

В чем заключается «Лесная амнистия»?

Во-первых, в том, чтобы установить приоритет сведений ЕГРН о категории земельного участка над данными лесного реестра, лесного плана субъекта федерации и иных документов, на основании которых делается вывод о принадлежности земельного участка к категории земель лесного фонда. Теперь, если в выписке из ЕГРН написано, что участок не является лесным, то этому, как правило, можно верить. Раньше верить было нельзя, поскольку лесная категория могла быть установлена иными документами.

Во-вторых, задача “лесной амнистии” состоит в том, чтобы вывести некоторые участки (как правило, уже застроенные) из состава земель лесного фонда и присвоить им иную категорию, более пригодную для хозяйственного использования, например, категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения», а так же исключить ряд участков из лесопарковых зеленых поясов, имеющих органичения по хозяйственной деятельности.

Конечно, такое решение является очень спорным с точки зрения экологии, но все же необходимо отметить, что нормы “лесной амнистии” преимущественно касаются участков, предоставленных гражданам или организациям до 01.01.2016 года и де-факто уже потерянных для лесов. Новый закон не относится к ранее нетронутым лесам, что отчасти мирит с ним экологических активистов.

Читать еще:  Общие положения перевозки пассажиров в маршрутном такси

Чем категория “земли лесного фонда” принципиально отличается от иных категорий?

Тем, что на этих участках нельзя почти ничего строить, а это значит, что дом, возведенный на такой земле, может получить опасный статус самовольной постройки, даже если на него зарегистрировано право собственности.

Проблема в том, что далеко не все граждане и организации, что-либо построившие на землях лесного фонда, умышленно нарушили закон (хотя и такое, конечно, тоже было). Очень часто люди, начиная строительство на отведенных им участках, даже не знали, что их участок по данным лесного реестра находится в границах лесничества или лесопарка, и что строительство незаконно. Они оказались заложниками запутанной системы учета лесов. Новый закон призван исправить эту ситуацию.

Какие участки попадают под “лесную амнистию”?

1. Во-первых, это участки, предоставленные гражданам до 08.08.2008 года для садоводства, огородничества, личного подсобного хозяйства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства. Такой участок может находиться в границах земель лесного фонда по данным лесного реестра или лесного плана субъекта и даже может иметь категорию «земли лесного фонда», указанную в кадастровом паспорте и свидетельстве о праве собственности. «Лесная амнистия» позволяет присвоить им категорию «земли населенных пунктов» или «земли сельскохозяйственного назначения».

При этом не имеет значения:

• когда возникло право на данный участок у его последнего законного владельца, главное, чтобы первичный землеотвод состоялся до 08.08.2008.
• имеются ли на участке постройки и зарегистрированы ли права на них.
• указана ли в правоустанавливающих документах, кадастровом паспорте или свидетельстве о праве собственности (договоре аренды) категория «земли лесного фонда».

2. Во-вторых, это участки и земли, на которых расположены объекты недвижимости, не предназначенные для нужд лесопользования, право собственности на которые зарегистрированы до 01.01.2016.

Образование и постановка на кадастровый учет земельного участка под таким зданием теперь должны осуществляться в обычном порядке на основании схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории (ст. 4.7. Вводного закона к Лесному Кодексу в новой редакции). Пересечение границ образуемого участка с границами лесничества или лесопарка не должно быть препятствием к кадастровому учету такого участка (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ в новой редакции).

При этом закон почему-то не регулирует ситуацию оформления прав на ранее образованные и состоящие на кадастровом учете участки под зданиями, отнесенными к категории земель лесного фонда. Из этого, вероятнее всего, можно сделать вывод о том, что изменение категории таких участков на основании норм «лесной амннистии» не предполагается, хотя логика законодателя не вполне понятна. Исключением являются участки, попадающие в границы населенных пунктов, которые подлежат созданию на месте старых лесных поселков и военных городков. Они должны быть переведены в категорию «земли населенных пунктов» на основании решений уполномоченных органов власти (подробнее см. ниже)

3. В-третьих, это земельные участки, попадающие в границы лесничеств и лесопарков, однако, по данным ЕГРН и (или) правоустанавливающих документов имеющие нелесную категорию. В этом случае данные ЕГРН получают приоритет перед данными лесного реестра и лесного плана (п. 3 ст. 14 Федерального закона №172-ФЗ, п. 4 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). Названные нормы крайне актуальны для участков, поставленных на кадастровый учет декларативно и требующих уточнения границ. Ведь по новому закону для таких участков можно выполнить межевание и внести в ЕГРН сведения о границах, несмотря на наложение на лесную территорию (пункты 1,2 ст. 60.2 Федерального закона №218-ФЗ). Раньше это было невозможно.

ВАЖНО! Исключением из общих правил, описанных выше, являются участки, которые на основании каких-либо данных могут иметь категорию «земли промышленности» или «земли особоохраняемых природных территорий», а так же сельскохозяйственные участки, используемые не по назначению. В перечисленных случаях участок попадает под «лесную амнистию» с рядом существенных оговорок и только в случае, если права на такие участки не будут своевременно оспорены Рослесхозом.

Иные значимые положения “лесной амнистии”.

Возврат прав на объекты недвижимости, утраченные на основании вступивших в силу судебных актов.
В соответствии с пунктом 5 ст. 10 Федерального закона №280-ФЗ, граждане могут предъявить иски о признании права собственности на объекты недвижимости, ранее утраченные по судебным актам в связи с тем, что данные объекты были построены в нарушением лесного законодательства.

Эта норма открывает массу возможностей, хоть и вызывает множество вопросов. В частности, неясно, обладают ли таким правом организации? Если нет, то почему? Какие именно обстоятельства необходимо доказывать суду, чтобы добиться удовлетворения такого иска? Что делать, если объект уже снесен, как самовольная постройка? Внятного ответа на эти вопросы закон пока не дает. Будем ждать разъяснений Верховного Суда.

Усложнена процедура оформления нелесных участков

Новой статьей 3.5. вводного закона к Земельному Кодексу установлено дополнительное требование к процедуре утверждения схем земельных участков и предварительного согласования предоставления земельных участков в целях исключения ошибочного предоставления лесных участков под видом земельных участков, иных категорий. Теперь значительная часть схем будет направляться органами местного самоуправления на согласование региональный орган власти, уполномоченный в области лесных отношений (у нас это Главное управление лесами Челябинской области, будем условно называть их «лесниками»).

Согласовываться с «лесниками» теперь будут схемы всех участков из земель, относящихся к государственной собственности и не расположенные в пределах населенных пунктов (подробнее, об участках, не требующих согласования с «лесниками» см. ниже). В соответствии с п. 2 ст. 214 ГК РФ к государственной собственности относятся все земли, не переданные в собственность граждан, юридических лиц или муниципальных образований. Большая часть «ничейных» земельных участков по своему статусу являются неразграниченной государственной собственностью. Таким образом, новая процедура дополнительного согласования относится к значительной части вновь предоставляемых участков, расположенных за пределами населенных пунктов. Срок согласования таких схем будет продлен до 45 дней (п. 5 ст. 39.18, п. 7.1. ст. 39.15 ЗК РФ, . п. 8.1. 39.29 РФ).

Не требуют согласования схемы участков:

• расположенных в тех муниципальных образованиях, в границах которых нет лесничеств и лесопарков;
• тех муниципальных образований, где сведения обо всех границах лесничеств и лесопарков внесены в ЕГРН;
• расположенных в границах населенных пунктов;
• расположенных в границах территориальной зоны, сведения о которой внесены в ЕГРН
• расположенных в границах территориальной зоны, которая не является территориальной зоной сельскохозяйственного использования, расположена за границами населенного пункта, разрешенное использование земельных участков в пределах которой не связано с использованием лесов и которая не является смежной с лесничеством, лесопарком.

Основаниями для отказа в согласовании может стать полное или частичное наложение на земли лесничеств или лесопарков. В случае, когда такое наложение выявлено «лесниками», к отказу в согласовании должны быть приложены обосновывающие документы, в том числе, графические. В случае непоступления своевременного ответа от «лесников» схема будет считаться согласованной. Отказ в согласовании может быть обжалован в суд.

Устранены некоторые противоречия в сведениях различных документов о категории земельных участков.

Пунктами 10 — 15 вновь введенной статьи 14 Федерального закона №172-ФЗ «О переводе земель. » регулируются различные случаи противоречий между данными различных документов, устанавливающие категорию земли. Рассмотреть здесь подробно все описанные в законе ситуации возможности нет, однако приведу примеры.

3.1. Если в ЕГРН указана категория «земли запаса», а по данным лесного реестра или лесного плана участок попадает в границы лесничеств и лесопарков, ему присваивается категория «земли лесного фонда»;

3.2. В случае противоречий между данными ЕГРН и правоустанавливающими документами, приоритет отдается сведениям правоустанавливающих документов.

3.3. Участкам, попавшим в границу населенного пункта, присваивается категория «земли населенных пунктов»;

Урегулированы противоречия между данными ЕГРН и Лесного реестра

В Федеральный закон «О введении в действие Лесного Кодекса» включена статья 4.6., на основании положений которой Федеральный лесной реестр подлежит приведению в соответствие ЕГРН. Одно из интересных положений этой статьи содержится в пункте 6. В силу данной нормы из лесного реестра подлежат исключению лесные участки, ранее в него включенные, но ставшие неактуальными и мешающие оформлению прав на другие участки. Это лесные участки, удовлетворяющие одновременно следующим требованиям:

  • сведения о них не внесены в ЕГРН;
  • имеющие пересечения границ с другими лесными или земельными участками;
  • договоры аренды которых прекращены или расторгнуты;

Так же в силу п. 7 указанной статьи из единого лесного реестра исключаются лесные участки, которые не могут быть поставлены на кадастровый учет в силу противоречия сведений об этих участках сведениям ЕГРН. Инсключение осуществляется на основании уведомления Росреестра об отказе в постановке данных участков на кадастровый учет.

В Федеральный закон №218-ФЗ «о государственной регистрации недвижимости» внесены значительные изменения (ст. 60.2 и другие нормы) , направленные на приведение лесного реестра в соответствие с ЕГРН и регулирование противоречий между данными о лесах и кадастровыми данными о земельных участках. Данные изменения являются важными и подробными, направленными на непосредственные изменения правоотношений в этой области, они достойны более серьезного материала, чем обзорная статья о новостях законодательства. Однако кратко можно отметить, что противоречия между лесными участками и земельными участками внесенными в ЕГРН, обычно решаются в пользу участков, внесенных в ЕГРН. Хочется надеяться, что этот подход не приведет на практике к ущемлению прав лесопользователей и ухудшению качества защиты лесов.

Упрощен порядок создания населенных пунктов на территории ранее лесных поселков (вахтовых, военных и т.д.)

В статью 24 Градостроительного Кодекса РФ включены пункты 19-24, устанавливающие подробный порядок создания населенных пунктов на месте вахтовых и иных временных поселков, созданных до 1 января 2007 года в границах земель лесного фонда для заготовки древесины (далее – лесные поселки), или военных городков, созданных в границах лесничеств, лесопарков на землях лесного фонда или землях обороны и безопасности для размещения впоследствии упраздненных воинских частей (подразделений), соединений, военных образовательных организаций высшего образования, иных организаций Вооруженных Сил Российской Федерации, войск национальной гвардии Российской Федерации, органов государственной охраны (далее – военные городки).

Порядок создания населенных пунктов на месте подобных образований и переводом земель лесного фонда в земли населенных пунктов является существенно более простым по сравнению с ранее существовавшим порядком. Норма признана закрепить де-юре статус этих поселений, как населенных пунктов со всеми вытекающими юридическими последствиями.

В целом, этот закон, действительно может упорядочить один из наиболее сложных аспектов земельных отношений и сделать покупку земли менее рискованным мероприятием. В тоже время очень бы хотелось, чтобы его применение не повлекло бы на практике необоснованное исключение лесных участков из охраняемых земель лесного фонда под новое строительство.

Более подробно вы можете узнать, записавшись на БЕСПЛАТНУЮ юридическую консультацию по “Лесной амнистии” к нашему юристу по телефону: +7 (812) 953-31-81 или заполнив форму “он-лайн заявку” на нашем сайте. Посмотреть похожие статьи в нашем разделе: Земельное право .

Вы можете быть уверены в грамотном решении Вашего вопроса!

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector