Право на водоснабжение
Garant-agency.ru

Юридический портал

Право на водоснабжение

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении” (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ
“О водоснабжении и водоотведении”

С изменениями и дополнениями от:

30 декабря 2012 г., 7 мая, 23 июля, 28 декабря 2013 г., 23, 28 июня, 21 июля, 14 октября, 29 декабря 2014 г., 13 июля, 3, 28 ноября 2015 г., 3 июля, 19 декабря 2016 г., 29 июля 2017 г., 3, 29 июля, 25 декабря 2018 г.

Принят Государственной Думой 23 ноября 2011 года

Одобрен Советом Федерации 29 ноября 2011 года

ГАРАНТ:

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением статьи 9 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

Москва, Кремль
7 декабря 2011 г.
N 416-ФЗ

Закон регулирует правоотношения в сфере водоснабжения и водоотведения за некоторыми исключениями.

Так, забор воды из водного объекта и сброс сточных вод в него регулируются водным законодательством. Требования к качеству и безопасности воды систем водоснабжения устанавливаются законодательством в области обеспечения санэпидблагополучия населения и о техрегулировании. Отношения в сфере горячего водоснабжения (кроме обеспечения качества и безопасности) с использованием открытых систем теплоснабжения (горячего водоснабжения) регулируются Законом о теплоснабжении.

Предоставление коммунальных услуг водоснабжения, водоотведения и их оплата регламентируются законом в части, не урегулированной другими федеральными законами.

Особенности водоснабжения объектов обороны и безопасности и водоотведения на них устанавливаются Правительством РФ.

Согласно закону тарифы регулируются 4 методами: сравнения аналогов, индексации, доходности инвестированного капитала, экономически обоснованных расходов (затрат). Порядок их применения закрепят в основах ценообразования, которые утвердит Правительство РФ. Решения о выборе метода будут приниматься органом тарифного регулирования с учетом предложений соответствующих организаций.

Регионы и муниципалитеты заключат с организациями указанной сферы соглашения об условиях осуществления регулируемой деятельности. По ним организация эксплуатирует, строит, реконструирует и модернизирует объекты систем водоснабжения и (или) водоотведения в соответствии с целевыми показателями, утвержденными производственной и инвестиционными программами.

Закон вступает в силу с 1 января 2013 г. Исключение – статья об особенностях распоряжения объектами централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, находящимися в муниципальной или госсобственности. Она применяется с 1 января 2012 г.

Федеральный закон от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ “О водоснабжении и водоотведении”

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 г., за исключением статьи 9, пункта 4 части 3 статьи 21, части 7 статьи 26, статьи 27, части 1 статьи 28, части 2 статьи 29 и части 2 статьи 40 настоящего Федерального закона

Статья 9 настоящего Федерального закона вступает в силу с 1 января 2012 г.

Части 1 – 5 статьи 27, часть 2 статьи 40 настоящего Федерального закона вступают в силу с 1 января 2014 г.

Текст Федерального закона опубликован в “Российской газете” от 10 декабря 2011 г. N 278с, на “Официальном интернет-портале правовой информации” (www.pravo.gov.ru) 8 декабря 2011 г., в “Парламентской газете” от 16 декабря 2011 г. N 55-56, в Собрании законодательства Российской Федерации от 12 декабря 2011 г. N 50 ст. 7358

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 25 декабря 2018 г. N 480-ФЗ

Изменения вступают в силу с 5 января 2019 г.

Федеральный закон от 29 июля 2018 г. N 272-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июля 2018 г.

Федеральный закон от 3 июля 2018 г. N 177-ФЗ

Изменения вступают в силу с 14 июля 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 273-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 225-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 19 декабря 2016 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 июля 2016 г. N 355-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2017 г.

Федеральный закон от 29 декабря 2015 г. N 404-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2016 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 357-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона и с 1 января 2016 г.

Действие положений настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 3 ноября 2015 г. N 307-ФЗ) распространяется на отношения, возникшие из заключенных до дня вступления в силу названного Федерального закона договоров горячего водоснабжения, договоров холодного водоснабжения, единых договоров холодного водоснабжения и водоотведения, договоров водоотведения

Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 485-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 29 декабря 2014 г. N 458-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 14 октября 2014 г. N 307-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении тридцати дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 21 июля 2014 г. N 217-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 июня 2014 г. N 200-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июня 2014 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2014 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 28 декабря 2013 г. N 411-ФЗ

Изменения вступают в силу с 31 декабря 2013 г.

Федеральный закон от 23 июля 2013 г. N 244-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении десяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 7 мая 2013 г. N 103-ФЗ

Изменения вступает в силу с 1 января 2014 г., за исключением изменений, внесённых абзацами первым – десятым, пятьдесят шестым, шестьдесят шестым – семьдесят девятым пункта 12 статьи 3 названного Федерального закона, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 318-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 291-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 апреля 2013 г., за исключением изменений, вступающих в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 289-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении девяноста дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

О ФЗ о водоснабжении и водоотведении: основные положения

Чистая вода со стабильным напором – что ещё надо

Подавляющее большинство вопросов, касающихся подачи воды и её отведения, регулирует закон 416 «О водоснабжении и водоотведении». Документ принят и одобрен в ноябре 2011 года, но ежегодно в его текст вносятся дополнения и изменения. Последняя редакция была принята в конце 2016 года – вот её мы и возьмём за основу нашего обзора.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Обратите внимание! Полная доступность водоснабжения для любых абонентов, может быть достигнута только благодаря более эффективной работе предприятий, осуществляющих подачу и отведение воды. Основными принципами в этом вопросе, является обеспечение целостности и технологического единства систем водоснабжения, а так же соблюдение экономических интересов обслуживающих их организаций.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;

Так выглядит договор

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

Схема рассмотрения разногласий

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности, а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций, основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Правила водоснабжения и водоотведения жилого дома

Коммуникационные системы многоквартирных и частных домов формируются из сложных проектных работ, которые предусматривают разработку систем водоснабжения и водоотведения. Инженерные расчеты по проектированию коммуникаций проводятся с соблюдением всех правил водоподачи и канализации, которые определяют все необходимые нормативы.

Подача водных ресурсов в жилые помещения основана на нормативной базе, представленной правительственной документацией. В ней предусмотрены не только правила на стадии проектирования, но и действия поставщика и пользователя этими ресурсами.

Нормативная база

Все нормативы, касающиеся правил водоснабжения и водоотведения жилых домов, как частных, так и многоквартирных, регламентируются несколькими документами.

Внимание! Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

Общее законодательство РФ:

  1. Конституция России от 12.12.1993.
  2. Жилищный кодекс РФ (ст.188 ФЗ) от 29.12.2004.
  3. ФЗ №189 от 29.12.2009 «О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации».

А также Тарифным регулированием, Стандартами раскрытия информации и Организацией водоснабжения и водоотведения жилых домов:

  1. Постановление Правительства России №6 «О стандартах раскрытия информации в сфере водоснабжения и водоотведения» (от 17.01.2013).
  2. Приказ ФАСа №792/17 «Об утверждении форм предоставления информации, подлежащей раскрытию, организациями, осуществляющими горячее и холодное водоснабжение и водоотведение, и органами регулирования тарифов, а также Правил заполнения таких форм» от 19.06.2017.
  3. Приказ Федеральной тарифной службы №2244-э «Об утверждении Регламента раскрытия информации» от 16.12.2014.
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 №406 «О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения».

Строительные нормы и правила

Системы водоотведения и водоснабжения жилого дома проектируются и строятся согласно нормативным правилам, регламентированным определенными документами. Эти правила разработаны для выведения внешних и внутренних коммуникационных систем.

К основным правилам подачи воды в жилые дома относятся следующее:

  1. Все коммуникационные проекты, цель которых – водоснабжение жилых помещений, необходимо согласовывать с учетом всех нюансов при строительстве центральной канализационной системы.
  2. Все системы для подачи воды должны быть окружены и защищены охранной зоной водопровода.
  3. Подаваемая в жилые помещения вода, назначение которой хозяйственно-бытовая и пищевая деятельность, должна полностью удовлетворять санитарные нормы и соответствовать государственному стандарту качества.
  4. Все системы водоснабжения и водоотведения должны быть выполнены согласно современным технологиям, предусматривать полную автоматизацию процессов и механизацию тяжелой работы человека.

Все строительные работы по проведению водных систем для подачи воды должны предусматривать следующие нюансы:

  1. Особенности помещений тех объектов, куда предполагается подача.
  2. Расположение и особенности источника питьевой и технической воды.
  3. Требуемый расход воды, ее максимальный напор и качество.

Правила и нормы по устройству водоотведения:

  1. Канализационная система должна располагаться и обустраиваться с учетом помещения, для которого она предназначается.
  2. Водоотведение должно быть рассчитано не только на вывод бытовой или промышленной жидкости, но и на талые и дождевые воды.
  3. Запертом служит проведение канализационных труб в потолке, стенах и полу жилых помещений.

Нормы водоснабжения и водоотведения в жилом доме

Нормы водоснабжения

Водопровод по подаче воды в каждое жилое помещение проектируется согласно СНиП 2.04.02-84. В нем прописано, что в каждой точке жилого здания (многоквартирный или частный дом) давление напора воды из крана разный. Так, на верхних этажах показатель зависит от такового на первом.

Норма давления воды в кране зависит от этажности жилого дома. Для одноэтажного здания норма давления будет равняться 10 м в. ст. На каждый верхний этаж будет добавляться по 4 м в. ст.

Нормы водоотведения

Норма водоотведения в жилом доме определяется среднесуточным количеством сточных вод от одного пользователя. Этот показатель определяется в соответствии с нормами водоснабжения в зависимости от климатических, санитарно-гигиенических и экологических особенностей местности.

Нормы водоотведения складываются из сточных вод, поступающих в канализацию из каждой квартиры многоквартирного дома и из каждого частного дома. В районах с отсутствием канализации среднесуточная норма принимается из расчета 25 л/сутки на одного жителя.

Особенности водопроводных систем многоквартирного дома

Обеспечение водоснабжения и водоотведения многоквартирного дома регламентируется ПП РФ №354 «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» от 6.05.2011.

Для подачи водного ресурса в многоквартирные дома применяют централизованную коммуникационную систему. Она отличается сложностью проектировки, поскольку подразумевает предоставление воды из общего источника в каждое помещение многоквартирного дома.

Схема движения воды при центральном водоснабжении:

  1. Водозабор;
  2. Станция водообработки;
  3. Резервуары для воды;
  4. Насосная станция;
  5. Водопроводная сеть;
  6. Потребитель.

Водоотведение

Канализационная система многоквартирного дома требует регулярной чистки, поскольку проходящие через трубы водоотведения отходы и стоки уменьшают их объем, что приводит к засорению. Правильно спроектированные системы обладают свойством самоочищения, которое возможно благодаря течению сточных вод под определенным давлением и наклоном.

Периодическое прочищение, а также ремонтные работы, все же необходимы. Эти действия могут проводиться и самими жильцами, поскольку чистка проводится в соединительных элементах труб между унитазом или раковиной и сточной трубой.

Водоотведение многоквартирных домов оснащено гидрозатвором. Он предназначен для устранения скапливающихся газов в трубах и препятствия проникновения их в квартиры. Гидрозатвор представлен изогнутой формы трубкой, соединяющей раковины/унитазы/ванны со сточными трубами.

Если еще остались спорные вопросы, вы также можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефонам: +7 (499) 938-41-00 Москва; +7 (812) 467-41-55 Санкт-Петербург; +7 (800) 350-33-82 Бесплатный звонок для всей России.

Особенности водоснабжения и водоотведения частного дома

Реализация подачи воды в частные дома осуществима двумя способами:

Частное водоснабжение намного проще осуществить, поскольку оно подразумевает бурение скважины или колодца на отдельном жилом участке, добываемая вода из которого поставляется только в один дом. Частный водопровод актуально для отдаленных от городов районов.

Централизованная система подачи воды для частных домов проектируется реже, чем автономная, и предполагается для коттеджных поселков или комплексов таун-хаусов.

Водоотведение

Канализационные системы должны проектироваться вместе с системами подачи воды. Причем водоотведение частных домов должно подразумевать вывод не только стоков хозяйственно-бытовых вод, но и последствий ливней и талого снега. В настоящее время на каждом жилом участке располагается автономная система водоотведения. Ее местонахождение должно быть за 10-15 метров от дома, а также ограждено.

Чем шире и глубже будет вырыт канализационный водоотвод, тем больше количества сточных вод может быть выведено.

Правила пользования и предоставления

Водные ресурсы, предназначенные для пищевого и хозяйственно-бытового использования, поставляются в жилые квартиры и дома от поставщика (организации), с которой все собственники заключили договор- через управляющую компанию. Договорные отношения основаны на правилах Гражданского Кодекса РФ.

Эти правила описывают нормы составления договора, алгоритм учета и оплаты за используемый ресурс, порядок установки и снятия показаний со счетчиков. На основании обоюдного договора жильцы имеют право пользоваться водоснабжением. Без официального документа использование воды, предоставляемой организацией-поставщиком, является нарушением уголовного и административного кодексов. Этот порядок действует и на пользование системами водоотведения.

Правила оплаты водоснабжения и водоотведения

Оплату за водоснабжение и водоотведение собственники домов и квартир вносят ежемесячно, согласно представленным расчетам в квитанции. Оплата производится на счет управляющей компании.

Согласно ПП РФ от 6.05.2011 за №354 сумма в квитанции за горячую и холодную воду формируется исходя из количества её потребления (в кубических метрах). Общеустановленные правила определяют, что количество кубов воды водоотведения равно количеству кубов водоснабжения.

Оплата за потребляемую воду формируется из показаний счетчиков, которые устанавливает УК. Счетчики должны полностью соответствовать стандартам Правительства России, а также обязательно быть опломбированы. Его показания ежемесячно заносятся в квитанцию, исходя из чего формируется сумма оплаты.

Если в квартире или доме счетчики на холодную и горячую воду не установлены, то сумма платежа определяется нормативами, рассчитанными на каждого зарегистрированного в квартире человека. За фактически проживающих в помещении жильцов плата формируется.

Правила расчета водоснабжения и водоотведения

Расчет водоотведения и водоснабжения проводятся по следующему алгоритму:

  1. С установленного счетчика снимают показания и вписывают в графу в квитанцию. Если счетчики отсутствуют, то оплата производится по средним нормативам потребления, которые устанавливает местная администрация.
  2. Производят умножение количества (в кубометрах) израсходованной холодной/горячей воды (показатели снятые со счетчиков) на тариф водоотведения (указан в квитанции).
  3. Конечные показатели холодной и горячей воды складывают и получают сумму оплаты за водоотведение сточных вод из жилого помещения.

Показания канализационных систем многоквартирного дома и жилого различаются тем, что в первом случае оплата формируется из данных общедомового счетчика, а не с каждого прибора в каждой квартире.

Действия в случае несоблюдения норм водоснабжения и водоотведения

Отключение холодной воды – процесс, который должен занимать небольшой временной срок – 24 часа. Если срок устранения неполадок затягивается, то это считается нарушением норм водоснабжения.

Но, отключение холодной воды может быть плановым и аварийным. О плановом отключении УК обязана оповещать жильцов заблаговременно. Аварийное отключение должно быть ликвидировано в течении суток.

При внеплановом перебое с подачей воды жильцы должны позвонить в диспетчерскую аварийных служб. Если информация об отключении воды не известна, то сотрудники аварийной службы создают заявку на рассмотрение и в течение суток обязаны выяснить причины и оповестить звонившего. Если по истечению суток диспетчер не удовлетворил заявку обратившегося, то последний должен написать заявление в УК, в котором указывается причина и требование устранить проблему в короткие сроки. Рассмотрению заявления отводится 30 дней. При отсутствии каких-либо действий по решению проблемы со стороны УК, обратившийся вправе подавать жалобу в контрольно-надзорные службы города.

Незаконными случаями отключения воды считаются следующие:

  • прекращение подачи ресурса для плановых работ без предварительного уведомления жильцов;
  • задолженность жильцов за водоснабжение;
  • уменьшение давления воды без причин;
  • задержка воды даже после проведения плановых или аварийно-ремонтных работ.

Право на водоснабжение

Без воды невозможна жизнь человека. Она нужна для поддержания здоровья и выживания, приготовления пищи и экономической деятельности. Вместе с тем сегодня весь мир стоит на пороге чрезвычайной ситуации, когда более 1 млрд. человек лишены доступа к необходимым для жизни количествам чистой воды, а более 2 млрд. человек не имеют доступа к адекватной санитарии, что является главной причиной связываемых с водой болезней. Участники идущих на международной арене обсуждений нередко утверждают, что признание права на воду в качестве одного из прав человека может стать важнейшим шагом в направлении решения проблем предоставления населению этого наиболее элементарного компонента жизнеобеспечения.

В обсуждениях, связанных с водой как одним из прав человека, часто подчеркивается, что наличие воды является одним из необходимых предварительных условий осуществления всех других общечеловеческих прав. Отмечается, что без равноправного доступа к соответствующей минимальным требованиям чистой воде другие признанные права, например право на адекватный с точки зрения здравоохранения и благополучия уровень жизни, а также гражданские и политические права останутся недостижимыми. Широко признается, что текст первоначальной Декларации прав человека, сыгравшей роль фундамента, на котором были основаны тексты последующих деклараций, не задумывался как исчерпывающий по своему охвату, а был призван отразить составные элементы адекватного уровня жизни. Отсутствие в нем упоминания о праве на воду как эксплицитной нормы в большей степени объясняется самой сущностью воды; подобно воздуху, она воспринималась авторами Декларации как столь очевидная основа бытия, что эксплицитное включение права на нее не было сочтено целесообразным.

Многие лица, ответственные за формирование политики, и правозащитники призывают признать право на воду в качестве одного из прав человека, рассматривая эту меру в качестве важного шага, который обеспечит практические действия в интересах тех, кто страдает от отсутствия или нехватки чистой воды. Они полагают, что возникновение в результате такого признания права на воду юридического обязательства побудит правительства развивающихся стран и стран-доноров провести реальные преобразования в национальной политике и стратегиях предоставления помощи и распределения ресурсов и послужит для гражданских групп более прочным основанием для оказания давления на правительства. Кроме того, некоторые критики расширяющейся приватизации услуг водоснабжения во всем мире считают, что признание права на воду сделает более убедительными их аргументы в пользу усиления роли государственного сектора как противовеса стремящимся только к извлечению прибыли корпорациям в удовлетворении столь важной потребности (см. раздел «У воды тоже есть цена»).

Решение Организации Объединенных Наций

В ноябре 2002 года Комитет по экономическим, социальным и культурным правам Организации Объединенных Наций подтвердил, что доступ к достаточным количествам чистой воды для личных и бытовых нужд является одним из основополагающих общечеловеческих прав каждого человека. В своем замечании общего порядка № 15 об осуществлении статей 11 и 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах Комитет отметил, что «право человека на воду является обязательным условием для жизни в условиях соблюдения человеческого достоинства. Это право является непременным условием для осуществления других прав человека». Хотя это замечание общего порядка не является юридически обязательным документом для 146 государств, ратифицировавших Международный пакт, оно нацелено на содействие осуществлению Пакта и его поощрение и имеет вес и авторитет «рекомендательных правовых норм».

Это замечание также подтверждает тот факт, что государства — участники Международного пакта обязаны постепенно обеспечить осуществление без какой-либо дискриминации права на воду, которое означает, что каждый человек вправе рассчитывать на достаточное количество доступной как по цене, так и физически, безопасной и приемлемой воды для личных и бытовых нужд. В соответствии с замечанием, это право, как и все другие предусмотренные в Пакте права, должно быть практически реализуемым, поскольку все государства-участники контролируют широкий диапазон ресурсов, включая воду, технологии, финансовые средства и международную помощь.

В этом решении уточняется, что понятие «адекватность воды» не должно интерпретироваться узко, сугубо с использованием количественных и технических параметров. Вода должна рассматриваться как общественное и культурное благо, а не только как, прежде всего, экономический сырьевой ресурс. Этим данное замечание отличается от решений, принятых на ряде международных форумов по воде в 90-е годы ХХ века, в которых вода рассматривалась как экономический сырьевой ресурс, что свидетельствует о переходе к рыночным подходам, обеспечивающим учет реальной себестоимости воды, уменьшение субсидий и возможности подключения частного сектора к водоснабжению населения.

В своем обращении к Комитету, принявшему это решение, тогдашний Верховный комиссар Организации Объединенных Наций по правам человека г-н Сержиу Виейра ди Меллу заявил, что подготовка замечания общего характера по проблематике воды станет важным вкладом в проведение Всемирного форума по водным ресурсам 2003 года. Он отметил, что этот текст стал “составным компонентом права на адекватный уровень жизни и даже права на жизнь”.

Решения, принимавшиеся ранее

Хотя право на доступ к чистой воде является одним из предварительных условий реализации многих прав, предусмотренных в принятых ранее международных правозащитных соглашениях, непосредственно вода упоминалась только в Конвенции о правах ребенка. В ней право на чистую питьевую воду рассматривается как элемент права на максимально достижимый уровень здоровья.

Начиная с 70-х годов ХХ века проблемы доступа к базовым ресурсам и прав на воду рассматривались на ряде международных конференций по проблемам окружающей среды и водным ресурсам. Участники эпохальной Конференции Организации Объединенных Наций по водным ресурсам, которая прошла в Мар-дель-Плате в 1977 году, договорились, что все люди имеют право на доступ к питьевой воде для удовлетворения своих элементарных потребностей. В принятую в 1986 году Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций Декларацию о праве на развитие было включено обязательство государств обеспечивать равенство возможностей для всех в области доступа к базовым ресурсам. В Декларации вода имплицитно включена в категорию базовых ресурсов, так как в ней утверждается, что сохраняющаяся недостаточная занятость, из-за которой миллионы людей «лишены достаточного доступа к таким элементарным ресурсам, как продукты питания, вода, одежда, жилье и лекарства», представляет собой грубое «массовое нарушение прав человека».

Концепция удовлетворения базовых потребностей в воде получила дальнейшее развитие в ходе проходившей в 1992 году в Рио-де-ЖанейроВстречи на высшем уровне «Планета Земля», где она была распространена на экологические аспекты: «При освоении и использовании водных ресурсов первоочередное внимание следует уделять удовлетворению основных потребностей и обеспечению сохранности экосистем. При превышении этих потребностей с водопользователей должна взиматься надлежащая плата».

В Плане выполнения решений, принятом на Встрече на высшем уровне в Йоханнесбурге в 2002 году, правительства также обязались «обеспечить использование всего набора инструментов политики, включая регулирование, мониторинг . и механизм возмещения затрат на водохозяйственные службы, при этом цели, связанные с возмещением затрат, не должны становиться препятствием для доступа бедных людей к безопасной воде . ».

Таким образом, хотя мировые лидеры признали, что право на доступ к питьевой воде является одним из основных прав человека, они также признают, что в отношении использования воды свыше базового уровня должен применяться принцип возмещения расходов. Системы водоснабжения не будут устойчивыми без инвестиций, необходимых для технического обслуживания и расширения охвата сетей в целях удовлетворения потребностей развития и растущего населения.

О ФЗ о водоснабжении и водоотведении: основные положения

Чистая вода со стабильным напором – что ещё надо

Подавляющее большинство вопросов, касающихся подачи воды и её отведения, регулирует закон 416 «О водоснабжении и водоотведении». Документ принят и одобрен в ноябре 2011 года, но ежегодно в его текст вносятся дополнения и изменения. Последняя редакция была принята в конце 2016 года – вот её мы и возьмём за основу нашего обзора.

Где искать ответы на вопросы: законодательные акты

При пользовании водой, у потребителя возникает великое множество вопросов, но не все знают, где искать на них ответы. ФЗ о водоснабжении и водоотведении 416, регулирует только те отношения, которые возникают в сфере подачи и отведения воды. Однако им сопутствуют и многие другие вопросы, которые регламентируются совсем иными документами.

Основной их перечень вы видите в приведённой ниже таблице:

Сфера интересов потребителя Правовой документ
Отбор воды из природного водоёма, а так же сброс в него стоков ВК РФ (водный кодекс)
Лицензия на водоснабжение и водоотведение Постановление 326, регламентирующее лицензирование тех или иных видов деятельности
Качество подаваемой воды ФЗ-52 «О санитарном благополучии населения»

ФЗ-184 «О техническом урегулировании»

ФЗ «О питьевой воде и питьевом водоснабжении»

Отношения и технические вопросы по горячему водоснабжению из открытых систем ФЗ-190 по теплоснабжению
Предоставление услуг по подаче воды, и её отведению ФЗ, о котором идет речь в данной статье — но только в той части, которая не урегулирована другими законами
Регулирование тарифов, определение норм качества воды, полномочия органов власти, касающиеся водоснабжения Комментарий к ФЗ «Водоснабжение и водоотведение»
Правовое регулирование водоснабжения между подающими и эксплуатирующими организациями Постановление 644 об утверждении правил водоснабжения и водоотведения

ФЗ-210 «Организация предоставления муниципальных услуг»

Подземная добыча воды ФЗ РФ «О недрах»
Водоснабжение оборонных объектов Правительство РФ
Передача полномочий по водоснабжению ФЗ-131 статья 17, часть 1.2

Принципы государственной политики в вопросах водоснабжения

Политика страны, которую выражает закон о центральном водоснабжении, определяет такие цели:

  • Обеспечение не только качественного, но и бесперебойного снабжения населения водой, что автоматически способствует улучшению его здоровья и качества жизни.
  • Экономное водопотребление, благодаря которому можно повысить энергетическую эффективность.
  • Повышение качества, и усиление контроля очистки стоков, что способствует снижению вероятности загрязнения наземных водоёмов и подземных водоносных горизонтов.

Обратите внимание! Полная доступность водоснабжения для любых абонентов, может быть достигнута только благодаря более эффективной работе предприятий, осуществляющих подачу и отведение воды. Основными принципами в этом вопросе, является обеспечение целостности и технологического единства систем водоснабжения, а так же соблюдение экономических интересов обслуживающих их организаций.

Однако, несмотря на необходимость соблюдения интересов осуществляющих подачу воды организаций, установление тарифов в данной сфере должно основываться на их реальных, экономически обоснованных расходах.

Полномочия органов власти

ФЗ водоснабжение и водоотведение с изменениями, определяет так же круг полномочий в решении тех или иных вопросов в данной сфере.

Правительство РФ утверждает правила подачи и отвода воды, а так же типовые договора:

  • на подачу холодной либо горячей воды;
  • на транспортировку питьевых и сточных вод;
  • на технологическое присоединение к системе централизованного типа подачи и/или отведения воды;

Так выглядит договор

  • Правила учёта объёма вод, в том числе и сточных;
  • Разработка и содержание технологических схем подачи и отвода воды;
  • Порядок, по которому должен производиться контроль её качества и состава;
  • Основы ценообразования, касающиеся подачи и отвода воды, а так же правила тарифного регулирования;
  • Определение категории абонентов, для которых сброс стоков является нормируемым;
  • Сроки и порядок рассмотрения споров, возникающих между владельцами систем, предоставляющими услуги по отведению и подаче воды; органами, регулирующими тарифы; и абонентами.

Схема рассмотрения разногласий

ФЗ 416 «О водоснабжении и водоотведении», определяет так же полномочия органов (представителей) исполнительной власти.

За ними остаётся утверждение таких документов:

  • Порядок определения плановых и фактических показателей энергоэффективности, а так же качества и надёжности систем отведения и подачи горячей и холодной воды;
  • Определение порядка проведения обследования и технической экспертизы централизованных систем отведения и подачи воды;
  • Классификация и порядок учёта затрат организаций, основным видом деятельности которых является водоснабжение;
  • Утверждение схем подачи и отведения воды;

На них так же лежит обязанность по рассмотрению разногласий между предприятиями, подающими воду, органами, регулирующими тарифы, и абонентами; по рассмотрению споров в досудебном порядке; по отмене решений исполнительных властей в субъектах РФ, которые были приняты с нарушением законодательных актов.

О правилах подачи и отведения воды

В статье 7 ФЗ РФ о водоснабжении, определены общие правила, по которым и должно осуществляться снабжение водой. Во главе любых отношений стоит договор о соответствующем предоставлении услуг, и в настоящей статье закона чётко прописано, с кем его следует заключать.

Обратите внимание! Для централизованного подключения к системе, подающей холодную воду, абонент, в ведении которого есть капитальные объекты, заключает договор с организацией, которую настоящий закон определяет, как гарантирующую. В городах и поселениях, местные органы самоуправления наделяют данным статусом такое снабжающее предприятие, к сетям которого присоединено больше всего абонентов.

Читать еще:  Получение рецептурного препарата доверенным лицом
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector