Право на медицинское обслуживание конституция
Garant-agency.ru

Юридический портал

Право на медицинское обслуживание конституция

Статья 41 Конституции России

Текст Ст. 41 Конституции РФ в действующей редакции на 2020 год:

1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.

Комментарий к Ст. 41 Конституции Российской Федерации

1. Право на охрану здоровья — одно из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим неотчуждаемым благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не только личное благо гражданина, но и имеет социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан. Таким образом, в этом праве наиболее отчетливо проявляется мера взаимной свободы и ответственности личности и государства, согласование личных и общественных интересов*(183).

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения.

Особая значимость здоровья нашла отражение и в документах, принятых в рамках ООН на рубеже тысячелетий*(184). Достаточно отметить, что из восьми целей в области развития, сформулированных в Декларации тысячелетия ООН, половина имеют прямое отношение к праву на охрану здоровья*(185). За последние годы все органы и структуры ООН выразили озабоченность реализацией этого права, подтверждением чему служит значительное число резолюций Генеральной Ассамблеи ООН, Комиссии по правам человека ООН, решений ЭКОСОС, Комитета по ликвидации дискриминации в отношении женщин и других органов.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией Российской Федерации основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играют Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5487-1. Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно ст. 1 Основ, охрана здоровья граждан — это совокупность мер политического, экономического, правового, социального, культурного, научного, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохранение и укрепление физического и психического здоровья каждого человека, поддержание его долголетней активной жизни, предоставление ему медицинской помощи в случае утраты здоровья*(186).

Согласно определению Всемирной Организации здравоохранения (ВОЗ) под здоровьем понимается состояние полного физического, духовного и социального благополучия*(187). С юридической позиции здоровье выражается в возможности реализовать право личности и общества на обладание и распоряжение им. Социально-экономические аспекты рассматриваются как критерии физического и интеллектуального потенциала общества для создания материальных и духовных ценностей. Частное значение здоровья с точки зрения психофизиологии может отражать уровень физической и умственной работоспособности при осуществлении различных видов труда*(188). От состояния здоровья населения зависит и качество труда, социально-демографические процессы воспроизводства поколений, воспитание и обучение предшествующими поколениями последующих*(189). Главная причина многих смертей кроется в социальных факторах, т.е. в том, насколько хорошо отлажена работа системы жизнеобеспечения и безопасности граждан. Если у человека нет нормальной работы, позволяющей достойно зарабатывать, комфортабельного жилья, возможности полноценно отдыхать, питаться, то уровень его здоровья резко падает.

Право на охрану здоровья закрепляется данной статьей Конституции РФ за каждым. Иностранным гражданам, находящимся на территории России, также гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами России. Лица без гражданства, постоянно проживающие в России, и беженцы пользуются правом на охрану здоровья наравне с российскими гражданами, если иное не предусмотрено международными договорами России.

Этому праву корреспондирует обязанность государства охранять здоровье людей (статья 7 Конституции РФ). Государственный контроль охраны здоровья раскрывает гуманистический характер демократического государства.

Необходимость именно государственного регулирования охраны здоровья рождается в понимании того (к которому уже пришла современная западная либеральная теория), что рыночная экономика не способна, вопреки существующим либерально-догматическим воззрениям, полностью обеспечивать все сферы жизни. Существуют такие сферы общественной жизни, которые частично или целиком не вписываются в концепции рынка по причине своей гуманистической природы, противоречащей рыночным законам, выражающимся в формуле «эгоизм каждого — благо для всех». И здравоохранение наряду с наукой, культурой, искусством и т.п. — одна из сфер жизни, где должно присутствовать государственное вмешательство, регулирование и финансирование, даже при самых высоких уровнях развития рыночной экономики. Большинство демократических стран пришли к схеме смешанных экономик, при которых рынок подвергается в необходимой мере государственному вмешательству, осознав опасность оставления социальной сферы на волю рынка, который не в состоянии решать задачи удовлетворения множества социальных потребностей общественной жизни. Эти задачи могут решаться только целенаправленной социальной политикой государства. И краеугольным камнем в здании этой политики лежит такая конституционная декларация, как рассматриваемое право на охрану здоровья, задающая вектор развития и гарантирующая, что человек, имеющий свободу распоряжаться своим временем и жизнью, вольный принимать решение трудиться или не трудиться, никогда не останется без поддержки его главной ценности — жизни.

Закрепление комментируемой статьей права на охрану здоровья за каждым означает также, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам Российской Федерации, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи. Такая Программа разрабатывается ежегодно. В настоящее время действует Программа на 2008 г., утвержденная постановлением Правительства РФ от 15 мая 2007 г. N 286*(190).

В соответствии с комментируемой статьей медицинская помощь для граждан оказывается за счет средств обязательного медицинского страхования и средств соответствующего бюджета (федерального, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципальных образований).

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения — важная гарантия права граждан на охрану здоровья. Появление этой нормы в Конституции РФ было обусловлено, в большей мере, кризисной ситуацией в системе здравоохранения в начале 90-х гг. XX в.

Государство в эпоху довольно резкого перехода к рыночным отношениям было поставлено на грань банкротства и значительно уменьшило ассигнования, предназначенные для медицины. Закрывались обнищавшие научно-исследовательские медицинские институты, врачам не выплачивали вовремя зарплату, не хватало медсестер, чей оклад был неправдоподобно мал, больницы и поликлиники не могли приобрести новое оборудование, инструменты и лекарства. Надо добавить, что льготы при покупке необходимых лекарственных средств полагались лишь ветеранам войны, инвалидам и некоторым другим социальным категориям. Ведь тогда в России почти остановилось производство, в том числе приборостроение и фармацевтическая промышленность, а импорт медицинского оборудования и лекарственных препаратов был крайне дорогостоящим*(191).

Вследствие этого здоровье россиян резко ухудшилось, начался демографический кризис — смертность превысила рождаемость. Мужчины нередко не доживали до пенсионного возраста — 60 лет*(192). «В ту эпоху экономической неустойчивости, — поясняет известный кардиолог и академик Российской Академии медицинских наук Р. Оганов, — люди больше всего страдали от сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, поскольку испытывали постоянный стресс — от потери работы, невыплат зарплаты и невозможности содержать семью. Работодатели в коммерческих организациях заставляли людей безвозмездно трудиться сверхурочно, что тоже подрывало их здоровье»*(193).

Отсутствие экономических рычагов, стимулирующих с помощью материальной заинтересованности увеличение объема и улучшение качества медицинской помощи, постепенно привело к кризису в системе здравоохранения*(194).

Таким образом, в сложившихся в то время обстоятельствах фиксирование в Конституции РФ финансирования федеральных программ охраны и укрепления здоровья, включающих в себя комплексные мероприятия по профилактике заболеваний, оказанию медицинской помощи, медицинскому образованию населения, развитию отдельных форм здравоохранения было продиктовано острой необходимостью срочного разрешения кризисных проблем на самом высоком уровне.

Проведение государственной политики в области охраны здоровья граждан, разработка, утверждение и финансирование программ развития здравоохранения возлагаются на Правительство Российской Федерации и правительства субъектов Федерации. Среди федеральных программ можно назвать Федеральную целевую программу «Предупреждение и борьба с заболеваниями социального характера (2002- 2006 годы)», в которую вошли семь подпрограмм: «Сахарный диабет», «Неотложные меры борьбы с туберкулезом в России», «Вакцинопрофилактика», «О мерах по развитию онкологической помощи населению Российской Федерации», «О мерах по предупреждению дальнейшего распространения заболеваний, передаваемых половым путем», «Неотложные меры по предупреждению распространения в Российской Федерации заболевания, вызываемого вирусом иммунодефицита человека (Анти-ВИЧ/СПИД)», «Совершенствование Всероссийской службы медицины катастроф» *(195).

Вышеназванная Федеральная целевая программа направлена на стабилизацию эпидемиологической ситуации (рост заболеваний социального характера) путем совершенствования имеющихся и организации вновь образованных служб, связанных с этой проблемой. Программой предусмотрено укрепление материально-технической базы лечебно-профилактических учреждений, центров медицины катастроф, научно-исследовательских институтов и центров, которые будут осуществлять профилактику, своевременное выявление, диагностику и лечение современными методами с внедрением новых технологий.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам Российской Федерации свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. (см. комментарий к ст. 42). Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом*(196). Так, Уголовный кодекс РФ в ст. 237 предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей*(197). Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации*(198). Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59)*(199). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о риске повреждения здоровья (ст. 212 ТК РФ)*(200).

Реализация права на медицинское обслуживание: гарантированные виды услуг

Согласно Всеобщей декларации прав человека, каждый имеет право на необходимый для поддержания нормального состояния здоровья медицинский уход. Статья с аналогичным содержанием имеется и в Конституции РФ. Разберем, каким образом регламентируется право на мед помощь и как это право реализуется.

Читать еще:  Процесс оформления дарственной

Право на медицинскую помощь

Согласно статье 18 ФЗ № 323-ФЗ, каждый человек обладает неотъемлемым правом на получение квалифицированной медицинской помощи.

Помощь можно получить бесплатно по Базовой программе ОМС, предъявив полис обязательного медицинского страхования. При этом пациент может рассчитывать не только на то, что помощь будет оказана специалистами, обладающими необходимой квалификацией, но и на гуманное и уважительное отношение со стороны медицинских работников.

Важно! Если право на оказание помощи было нарушено, пациент имеет право предъявить жалобу либо руководителю лечебно-профилактического учреждения, либо другому должностному лицу.

Гарантии и права на медицинскую помощь в отраслевом законе

В сфере охраны здоровья законы должны базироваться прежде всего на Конституции РФ. Нормативы об охране здоровья содержатся в федеральных законах и других документах. При этом прописанные нормы не могут входить в противоречие с Конституцией и с Всеобщей Декларацией Прав Человека.

Главные принципы охраны здоровья следующие:

  • права каждого гражданина в области здравоохранения должны соблюдаться во всех обстоятельствах;
  • право ребенка на медицинское обслуживание является приоритетным для государства;
  • интересы пациента при оказании помощи всегда в приоритете;
  • в случае утраты здоровья (временной или постоянной) гражданину гарантируется социальная защита;
  • медпомощь должна быть доступной, качественной и бесплатной;
  • медицинские работники обязаны соблюдать врачебную тайну и не разглашать третьим лицам сведения, которым сообщают им пациенты.

Кроме того, государство обязано гарантировать каждому человеку защиту от дискриминации, которая обусловлена имеющимися болезнями и патологиями.

Обязанность государства — гарантировать право на медицинскую помощь вне зависимости от пола, расы, вероисповедания, национальности и других факторов.

Права и обязанности пациента

Человек получает статус пациента при обращении в любое лечебно-профилактическое учреждение. Пациент обладает следующими правами:

  • выбор специалиста и организации, где ему будет оказываться необходимая помощь;
  • проведение лечебных и диагностических процедур в соответствии с существующими санитарно-эпидемиологическими требованиями;
  • проведение консилиума и обращение за мнением любого специалиста соответствующего профиля;
  • облегчение болевых ощущения (в том числе и с применением наркотических препаратов);
  • получение интересующих сведений, касающихся состояния здоровья пациента;
  • выбор людей, которые могут получать информацию о состоянии его здоровья (родителей, супруга, законных представителей, если нуждающийся в лечении несовершеннолетний — сирота);
  • получение сбалансированного питания в период стационарного лечения;
  • неразглашение сведений, являющихся врачебной тайной;
  • отказ от диагностических и лечебных вмешательств;
  • допуск юристов (в том числе и адвоката) для защиты собственных прав;
  • допуск священника или создание условия для совершения религиозных ритуалов (в случае, если это не входит в противоречие с распорядком лечебно-профилактического учреждения).

Имеет пациент и определенные обязанности:

  • предпринимать действия, направленные на укрепление собственного здоровья;
  • обращаться за помощью своевременно;
  • проявлять по отношению к медицинским работникам должное уважение;
  • предоставлять медикам сведения о состоянии собственного здоровья, в том числе и о принимаемых лекарственных препаратах и имеющихся хронических заболеваниях;
  • в срок выполнять предписания лечащего врача;
  • соблюдать правила внутреннего распорядка лечебно-профилактического учреждения;
  • содержать в чистоте свою койку и тумбочку (в случае, если это возможно по состоянию здоровья пациента);
  • соблюдать санитарный режим (проходить в лечебно-профилактическое учреждение в бахилах, оставлять куртку или пальто в гардеробе и т. д.);
  • не курить на территории лечебно-профилактического учреждения.

Какие виды услуг гарантируются государством

Государством гарантируются следующие виды медицинских услуг:

  • первичная (в том числе и доврачебная и специализированная);
  • специализированная, которая оказывается специалистом в условиях стационара;
  • высокотехнологичная с использованием новейших методов диагностики и лечения;
  • скорая помощь при несчастных случаях, развитии жизнеугрожающих состояний и травмах;
  • диспансеризация и профилактические медосмотры;
  • диагностика нарушений развития ребенка во время беременности.

Характеристика предоставляемой медицинской помощи

К основным характеристикам медицинских услуг относятся:

  • доступность. Человек должен иметь свободный доступ к лечебно-профилактическим учреждениям вне зависимости от места своего проживания;
  • адекватность, то есть соответствие потребностям пациента;
  • непрерывность. Эта характеристика предполагает, что работа специалистов различного профиля должна быть скоординирована на всех этапах лечения и диагностики;
  • эффективность, то есть направленность на оптимальный для пациента результат;
  • ориентированность на нужды пациента. Гражданин имеет право на участие в принятии решений, касающихся состояние его здоровья и хода лечения;
  • безопасность. Во время лечения для жизни и здоровья пациента не должно создаваться дополнительных угроз;
  • своевременность. Помощь должна оказываться по мере необходимости;
  • сведение к минимуму возможных ошибок во время диагностики и лечения. Достичь этого возможно благодаря координированной работе специалистов, регулярным консилиумам, привлечению к лечебно-диагностическому процессу высококвалифицированных специалистов соответствующего профиля.

Доступная и качественная медицинская помощь

Согласно российскому законодательству, каждый гражданин имеет право на бесплатную медпомощь. Это обозначает, что в любой момент времени человек должен иметь возможность вызвать скорую или неотложную помощь или обратиться в лечебно-профилактическое учреждение соответствующего профиля, и в помощи ему отказано быть не может.

Важно, что оказываться услуги должны на высоком уровне, с привлечением квалифицированных специалистов.

При нарушении данного права (например, при отказе в помощи или оказании услуг на несоответствующем уровне) гражданин имеет возможность защищать свои права, обратившись к руководству лечебно-профилактического учреждения, в Министерство Здравоохранения, в суд или в прокуратуру.

Меры обеспечения доступной и качественной медицинской помощи

Качество медпомощи обеспечивается следующими мерами:

  • стандартизация. В современных условиях широко применяются всевозможные стандарты, которые позволяют оказывать помощь на высоком уровне с максимальной экономией ресурсов. Каждый медик должен иметь доступ к существующим нормам оказания медицинских услуг и применять их на практике;
  • экспертиза качества. В любом лечебно-профилактическом учреждении регулярно проводятся экспертизы качества оказываемых услуг с целью выявления имеющихся недочетов.

Своевременная медицинская помощь

Граждане имеют право на оказание мед помощи нескольких видов: экстренная, неотложная и плановая. Экстренная предполагает оказание помощи при острых патологиях, которые представляют угрозу жизни. Оказывается она безотлагательно и на безвозмездной основе. Неотложная форма предполагает, что у пациента развилось острое состояние, которое не предполагает угрозы для жизни. Плановая врачебная помощь предполагает временную отсрочку, которая не будет угрожать жизни и здоровью пациента.

В экстренных случаях срок ожидания помощи с момента обращения в лечебно-профилактическое учреждение не должен превышать двух часов.

В плановой форме это время может варьировать от 24 часов до 14 дней.

Безопасная медицинская помощь

Многие современные методы лечения могут представлять опасность для здоровья пациента. Речь идет о химиотерапии, лучевой терапии и т. д. Кроме того, в лечебно-профилактическом учреждении всегда имеется риск заразиться опасными инфекциями (ВИЧ, гепатит). Задача медиков — минимизировать возможные риски и сделать все возможное для того, чтобы во время лечения здоровью пациента ничто не угрожало.

Гуманность медицинской помощи

Пациент может рассчитывать на гуманное, уважительное отношение к своей личности и своим потребностям во время лечения. Медики обязаны учитывать, что многие манипуляции могут вызывать у пациента чувство стеснения и стыда. Поэтому в случае необходимости такие манипуляции должны проводиться без присутствия посторонних. Также медицинские работники должны вежливо общаться с пациентами, не допускать в их адрес грубых высказываний и насмешек. Специфика общения в сфере медицины изучается специальной наукой — медицинской деонтологией.

Составляющие права на медицинскую помощь

Право на медпомощь включает:

  • возможность получения помощи в необходимом объеме по мере возникновения необходимости;
  • доступность и высокое качество медобслуживания;
  • оказание услуг медицинского характера на безвозмездной основе;
  • возможность защитить свои права в случае их нарушения.

Законодательная база

Право на бесплатную медицинскую помощь и лечение регламентируется Федеральным законом от 21 ноября 2011 года № 323-ФЗ.

Каждый человек имеет право на медицинское обслуживание. В случае, если в этом праве отказано, гражданин может защитить себя, обратившись в соответствующие инстанции. Жалобы — это не только способ восстановить справедливость, но и возможность повысить качество помощи и не допустить, чтобы нарушались права других пациентов! Такие жалобы подлежат обязательной регистрации и рассмотрению.

Для решения вашей проблемы ПРЯМО СЕЙЧАС
получите БЕСПЛАТНУЮ консультацию:

Конституционное право граждан на охрану здоровья и медицинскую помощь

Постникова Л.М. Постникова Т.М. Состояние, проблемы, основные направления развития российской конституционной модели: материалы межвуз. Науч.-практ. Конф., посвященной 20-летию принятия Конституции России (Тула, 22 октября 2013 г.) / отв. ред. А. В. Кирилин; РПА Минюста России, Тульский филиал. — М. : РПА Минюста России, 2013. — 212 с. — 50 экз.

Все яснее в настоящее время в России осознается важность связи медицины и права. Правоотношения, которые возникают в области здравоохранения, связаны с несколькими отраслями права. А медицинская деятельность регулируется различными подзаконными актами (приказами, положениями и т. д.). Все это приводит к формированию медицинского права как полноценной отрасли права.

Под медицинским правом понимают совокупность нормативных актов, определяющих организационные, структурные, общеправовые отношения при оказании лечебно-профилактической помощи людям, проведении санитарно-противоэпидемических мероприятий и иных действий, связанных с охраной здоровья.

Так, Конституция Российской Федерации 1993 г. провозгласила человека, его права и свободы высшей ценностью, которую государство обязалось признавать, соблюдать и защищать.

В соответствии со ст. 41 Конституции Российской Федерации, к числу таких прав и свобод отнесено право на охрану здоровья и медицинскую помощь, которое предполагает наличие у граждан права на бесплатную медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения и обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, поощрять деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию 3.

По общему правилу право на охрану здоровья реализуется путем использования практически всех основных прав и свобод человека и гражданина. Оно представляет собой комплекс правомочий в сфере охраны здоровья человека, включающий в себя: права граждан в сфере охраны здоровья (ст.ст. 7, 20, 21, 37, 38, 39, 41, 42 Конституции Российской Федерации); обязанность государства в лице органов государственной власти России, субъектов РФ и органов местного самоуправления, их должностных лиц по защите указанных прав (ст.ст. 45,46, 53, 55 Конституции Российской Федерации); установленную законом ответственность государства, юридических и физических лиц за нарушение прав граждан и несоблюдение обязанности органов власти и их должностных лиц по охране здоровья, в том числе за непредставление информации, за разглашение врачебной тайны, за вред, причиненный здоровью человека.

На сегодняшний день огромный вклад в правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации внесен принятием Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»1. В нормах названного закона отмечается раскрытие механизма реализации многих прав в сфере охраны здоровья, в частности права на выбор врача и медицинской организации, причем как в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи в зависимости от вида и формы ее оказания, так и при оказании платной медицинской помощи. Устанавливается порядок получения информации о медицинской организации, осуществляемой ею медицинской деятельности, ее работниках, их квалификационных характеристиках.

Читать еще:  Кто должен платить налог при дарении недвижимости нерезидентом резиденту?

Правовое обеспечение реализации конституционного права каждого на охрану здоровья в Российской Федерации направлено на предоставление медицинской помощи в случае утраты физического здоровья. Данное направление является весьма проблемным, как в теории, так и на практике, поскольку понятием «охрана здоровья» помимо физического здоровья охватываются еще психическое и социальное благополучие, практически не изученные с точки зрения конституционного права и на сегодняшний день оставляемые без должного внимания законодателем.

В процессе формирования рынка медицинских услуг в 2007—2010 гг. уровень качества оказания медицинской помощи снизился. Как следствие, отмечались нередкие случаи нарушения и несоблюдения права граждан РФ на медицинскую помощь, однако данная тенденция сохраняется и на сегодняшний день. Стоит сказать, что государство предпринимает огромные усилия, чтобы исправить ситуацию в сфере здравоохранения, осуществляется разработка национального проекта «Здоровье», Концепции социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г.1, стимулирование рождаемости, строительство перинатальных центров, внедрение высоких технологий в медицину.

Анализ судебной практики отмечает рост случаев обращения пациентов в региональные общества защиты прав потребителей и в другие судебные органы с исками о возмещении ущерба, причиненного ненадлежащим оказанием медицинских услуг. Это означает, что с развитием обязательного медицинского страхования произошла активация борьбы за права потребителей и производителей. Медики в таком положении защищены намного меньше, чем люди, потребляющие медицинские услуги.

Случаи крайней неудовлетворенности пациента оказанием медицинской помощи более чем в 40% случаев не имели достаточных оснований и были обусловлены грубыми деонтологическими нарушениями. По материалам дел в случаях неудовлетворенности медицинской помощью невольно приходится обращать внимание на трудности взаимодействия между врачом и больным, которые ранее описаны психологами и которые необходимо учитывать на всех этапах оценки качества медицинской помощи: искажение восприятия, понимания и оценки информации; конкурирующее взаимодействие вплоть до конфронтации.

Конституционная природа права граждан Российской Федерации на медицинскую помощь выражается не только в форме закрепления — прямое указание в тексте Конституции Российской Федерации, не только в том, что это право находится в тесной взаимосвязи с иными основополагающими личными и социальными конституционными правами человека в Российской Федерации, но и в специфике материального содержания конституционных правоотношений по поводу реализации и защиты права на получение медицинской помощи в Российской Федерации и подтверждается реализацией посредством указанного права такой социально значимой конституционной ценности, какой является здоровье каждого человека.

Подпишитесь на 9111.ru в Яндекс.Новостях Подписаться

Право на охрану здоровья и медицинскую помощь

Статья 41 Конституции РФ провозглашает:

«1. Каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь. Медицинская помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения оказывается гражданам бесплатно за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов, других поступлений.

2. В Российской Федерации финансируются федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения, принимаются меры по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощряется деятельность, способствующая укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

3. Сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом.»

1. Право на охрану здоровья является одним из важнейших социальных прав человека и гражданина в силу того, что здоровье является высшим благом человека, без которого утрачивают значение многие другие блага и ценности. В то же время оно не является только личным благом гражданина, а имеет еще и социальный характер. Иными словами, не только каждый должен заботиться о своем здоровье, но и общество обязано принимать все необходимые меры, содействующие сохранению и улучшению здоровья его членов, препятствовать посягательству кого бы то ни было на здоровье граждан.

Право на охрану здоровья закреплено в таких международных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 г., Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах, Устав Всемирной организации здравоохранения и др.

Наряду с международно-правовыми актами и Конституцией РФ основополагающую роль в законодательном регулировании вопросов охраны здоровья играет Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – «Основы»).

Основы регламентируют отношения граждан, органов государственной власти, хозяйствующих субъектов, субъектов государственной, муниципальной и частной систем здравоохранения в области охраны здоровья граждан. Согласно статье 2 Основ охрана здоровья граждан – это система мер политического, экономического, правового, социального, научного, медицинского, в том числе санитарно-противоэпидемического (профилактического), характера, осуществляемых органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, организациями, их должностными лицами и иными лицами, гражданами в целях профилактики заболеваний, сохранения и укрепления физического и психического здоровья каждого человека, поддержания его долголетней активной жизни, предоставления ему медицинской помощи.

Основополагающим правовым актом, устанавливающим правовые, организационные и экономические основы охраны здоровья граждан в Алтайском крае, является закон Алтайского края от 08.04.2013 № 10-ЗС «О регулировании отдельных отношений в сфере охраны здоровья граждан на территории Алтайского края».

Закрепление права на охрану здоровья за каждым означает, что государство обеспечивает гражданам охрану здоровья независимо от пола, расы, национальности, языка, социального происхождения, должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств (ч. 2 ст. 19 Конституции РФ). Гражданам РФ, находящимся за ее пределами, гарантируется право на охрану здоровья в соответствии с международными договорами РФ.

Согласно ст. 29 Основ государственную систему здравоохранения составляют:

1) федеральные органы исполнительной власти в сфере охраны здоровья и их территориальные органы;

2) исполнительные органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере охраны здоровья, органы управления в сфере охраны здоровья иных федеральных органов исполнительной власти (за исключением федеральных органов исполнительной власти, указанных выше в пункте 1);

3) подведомственные федеральным органам исполнительной власти, государственным академиям наук и исполнительным органам государственной власти субъектов Российской Федерации медицинские организации и фармацевтические организации, организации здравоохранения по обеспечению надзора в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, судебно-экспертные учреждения, иные организации и их обособленные подразделения, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

Муниципальную систему здравоохранения составляют:

1) органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов, осуществляющие полномочия в сфере охраны здоровья;

2) подведомственные органам местного самоуправления медицинские организации и фармацевтические организации.

Частную систему здравоохранения составляют создаваемые юридическими и физическими лицами медицинские организации, фармацевтические организации и иные организации, осуществляющие деятельность в сфере охраны здоровья.

В государственной и муниципальной системах здравоохранения гражданам предоставляется медицинская помощь бесплатно. В рассматриваемой статье Конституции РФ подчеркивается безвозмездное оказание медицинских услуг только гражданам России. Для иностранных граждан и лиц без гражданства медицинская помощь оказывается в соответствии с Правилами оказания медицинской помощи иностранным гражданам на территории Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства РФ от 06.03.2013 №186.

Гарантированный объем бесплатной медицинской помощи гражданам России обеспечивается в соответствии с Программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

В данной Программы бесплатно предоставляются:

первичная медико-санитарная помощь, в том числе первичная доврачебная, первичная врачебная и первичная специализированная;

специализированная, в том числе высокотехнологичная, медицинская помощь;

скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь;

паллиативная медицинская помощь в медицинских организациях.

Первичная медико-санитарная помощь является основой системы оказания медицинской помощи и включает в себя мероприятия по профилактике, диагностике, лечению заболеваний и состояний, медицинской реабилитации, наблюдению за течением беременности, формированию здорового образа жизни и санитарно-гигиеническому просвещению населения.

Первичная медико-санитарная помощь оказывается бесплатно в амбулаторных условиях и в условиях дневного стационара, в плановой и неотложной форме.

Специализированная медицинская помощь оказывается бесплатно в стационарных условиях и в условиях дневного стационара врачами-специалистами и включает в себя профилактику, диагностику и лечение заболеваний и состояний (в том числе в период беременности, родов и послеродовой период), требующих использования специальных методов и сложных медицинских технологий, а также медицинскую реабилитацию.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, включает в себя применение новых сложных и (или) уникальных методов лечения, а также ресурсоемких методов лечения с научно доказанной эффективностью, в том числе клеточных технологий, роботизированной техники, информационных технологий и методов генной инженерии, разработанных на основе достижений медицинской науки и смежных отраслей науки и техники.

Высокотехнологичная медицинская помощь, являющаяся частью специализированной медицинской помощи, оказывается медицинскими организациями в соответствии с перечнем видов высокотехнологичной медицинской помощи, который содержит в том числе методы лечения и источники финансового обеспечения высокотехнологичной медицинской помощи.

Скорая, в том числе скорая специализированная, медицинская помощь оказывается гражданам в экстренной или неотложной форме вне медицинской организации, а также в амбулаторных и стационарных условиях при заболеваниях, несчастных случаях, травмах, отравлениях и других состояниях, требующих срочного медицинского вмешательства.

При оказании скорой медицинской помощи в случае необходимости осуществляется медицинская эвакуация, представляющая собой транспортировку граждан в целях спасения жизни и сохранения здоровья (в том числе лиц, находящихся на лечении в медицинских организациях, в которых отсутствует возможность оказания необходимой медицинской помощи при угрожающих жизни состояниях, женщин в период беременности, родов, послеродовой период и новорожденных, лиц, пострадавших в результате чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий).

Паллиативная медицинская помощь оказывается в амбулаторных и стационарных условиях медицинскими работниками, прошедшими обучение по оказанию такой помощи, и представляет собой комплекс медицинских вмешательств, направленных на избавление от боли и облегчение других тяжелых проявлений заболевания, в целях улучшения качества жизни неизлечимо больных граждан.

В соответствии с программой государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи органы государственной власти субъектов Российской Федерации утверждают территориальные программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи, которые могут содержать дополнительные виды и условия оказания медицинской помощи.

Источниками финансового обеспечения в сфере охраны здоровья являются средства федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, средства обязательного медицинского страхования, средства организаций и граждан и иные не запрещенные законодательством Российской Федерации источники.

Материальной гарантией права граждан на бесплатную медицинскую помощь выступает созданный Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Граждане реализуют свое право на бесплатную медицинскую помощь на основе страхового медицинского полиса обязательного страхования.

Граждане имеют право на дополнительные медицинские и иные услуги на основе программ добровольного медицинского страхования, а также за счет средств предприятий, учреждений и организаций, своих личных средств и иных источников, не запрещенных законодательством РФ.

2. Обязанность государства финансировать федеральные программы охраны и укрепления здоровья населения является важной гарантией права граждан на охрану здоровья.

Основной целью данных программ является снижение заболеваемости, инвалидности и смертности населения при социально значимых заболеваниях, увеличение продолжительности и улучшение качества жизни больных, страдающих этими заболеваниями

В субъектах РФ действуют региональные программы.

Еще одной важной гарантией государства является принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения. К таким мерам можно отнести осуществление дополнительного финансирования и создание механизмов развития ряда сегментов здравоохранения в части медицинской помощи женщинам в период беременности и родов и др.

Читать еще:  Что будет, если вовремя не пройти медосмотр на работу?

Государство поощряет деятельность, способствующую укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию.

Формирование здорового поколения – одна из наиболее приоритетных социальных проблем любого государства. В России она стала особенно злободневной. Здоровый образ жизни людей и здоровье нации в конечном счете зависят от того, как будет сформирован активный интерес к физической культуре и спорту, экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию у молодежи и подрастающего поколения.

3. В целях обеспечения конституционного права на охрану здоровья Конституция РФ запрещает сокрытие должностными лицами фактов и обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей. Наличие этой конституционной нормы гарантирует гражданам России свободу доступа к информации, защиту от умышленного утаивания информации, от распространения заведомо недостоверных или ложных сведений о состоянии окружающей среды, эпидемиях, катастрофах и т.д. Сокрытие фактов такого рода влечет за собой ответственность в соответствии с федеральным законом. Так, ст. 237 Уголовного кодекса Российской Федерации предусматривает ответственность за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни и здоровья людей. Кодекс РФ об административных правонарушениях содержит гл. 13 об административных правонарушениях в области связи и информации, нормы которой предусматривают ответственность за нарушения правил распространения обязательных сообщений, воспрепятствование распространению продукции средствами массовой информации. Если сокрытие фактов или обстоятельств, создающих угрозу для жизни и здоровья людей, нанесло физический, материальный или моральный вред, он подлежит возмещению виновными лицами или организациями в соответствии с Гражданским кодексом РФ (гл. 59). Нормы трудового законодательства в качестве основных обязанностей работодателя закрепляют информирование работников об условиях и охране труда на рабочих местах, о существующем риске повреждения здоровья (ст. 212 Трудовой кодекс РФ).

Дата публикации: 12.01.2015 г.
Дата изменения: 14.12.2016 г.

Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации

Дата публикации: 14.01.2018 2018-01-14

Статья просмотрена: 1965 раз

Библиографическое описание:

Лухтенкова Я. С. Конституционное право граждан на медицинскую помощь: проблемы реализации // Молодой ученый. — 2018. — №2. — С. 186-188. — URL https://moluch.ru/archive/188/47838/ (дата обращения: 24.03.2020).

В статье рассматриваются вопросы предоставления медицинских услуг. Освещены проблемы в системе здравоохранения: недостаточность финансирования программ по оказанию услуг и предоставлению медикаментов, низкий уровень качества оказания услуг, недостатки в регулировании вопросов распределения лекарств на уровне субъекта и т. д. Приводятся основные пути решения отмеченных проблем.

Ключевые слова: медицинское обслуживание, льготы по обеспечению медикаментами, преимущество платных услуг, недофинансирование программ, дефицит медикаментов.

Актуальность данной темы заключается в том, что в последнее время мы наблюдаем снижение количества больниц и клиник, количество станций скорой помощи, наблюдаем фактическую децентрализацию системы здравоохранения в стране и переход определенных обязательств по обеспечению медициной к субъектам. Мы также можем отметить проблемы, связанные с сокращением финансирования медицинского обслуживания, а также снижение уровня качества медицинского обслуживания. Тут же можно отметить проблемы с отсутствием конкретики в регулировании объема медицинских услуг, предоставляемых частными клиниками.

Мы не можем говорить об отсутствии нормативной базы, способной охватить отмеченные выше проблемы. В первую очередь, право на охрану здоровья и медицинскую помощь в статье 41 закрепляет Конституция Российской Федерации. В качестве отдельной базы мы выделяем Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации». Данный закон в 4 Главе определяет основные права и обязанности гражданина в сфере охраны здоровья. Комментарии к отдельным статьям свидетельствуют о том, что медицинские услуги могут быть оказаны как в государственных, так и муниципальных учреждениях здравоохранения. Регулирование получили также вопросы бесплатного, то есть за счет средств соответствующего бюджета, страховых взносов и других поступлений предоставления медицинских услуг.

Кроме указанных норм, мы должны обратить внимание на Постановление Правительства от 04.10.2012 № 1006 «Об утверждении правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг». Данная норма как раз и усугубило положение граждан. Постановление усилило коммерциализацию системы здравоохранения. Люди начали задаваться вопросом: стоит ли обращаться за бесплатным медицинским обслуживаем, даже если у них появляются такие льготы. Иной раз, они предпочитают заплатить свои личные денежные средства, будучи уверенными, что так у них есть больше шансов на эффективное лечение. Опять же еще раз отметим, что население считает бесплатное обслуживание менее качественным. Это правосознание, как и по другим вопросам, сложилось у населения не просто так. Но практика последних 10–15 лет показывает снижение уровня качества медицинского обслуживания. Это и говорит о нарушении прав граждан на оказание медицинской помощи. [5]

Но мы говорим не только о социальной направленности этого вопроса, поэтому вернемся к Постановлению. Оно закрепило объем госгарантий госуслуг, но несмотря на это существует открытый перечень предоставляемых сверх этого услуг (частных), которые и нарушают нормальное функционирование системы здравоохранения. Это то, о чем уже отметили выше. Люди нуждаются в конкретных показателях: какие именно гарантии они могут получить при обращении за госуслугами, а какие дополнительные затраты им понадобятся, если доводить свое лечение до конца.

Следующая проблема состоит в том, что нет четкой системы ценообразования в системе платных медицинских услуг. Это снижает гарантии при соблюдении прав на охрану здоровья. В этой части отдельно отмечу, что необходимо проработать вопросы конкретизаций гарантий при оказании бесплатной медицинской помощи. Это касается видов, объема, условий оказания медицинской помощи. [1] Исключением тут могут быть сложные заболевания, уровни лечения которых сложно предугадать.

Еще одна проблема, которая также связана с медициной, касается права на санитарно-курортное лечение. Тут мы наблюдаем неравноправие категорий граждан при получении доступа к такой льготе. Определение Конституционного суда РФ от 24 января 2006 г. № 10-О разъясняет, что право на охрану здоровья и медицинскую помощь должно включать также право на санаторно-курортное лечение. Но конституционного заключения не получили формы и способы реализации такого права. Такие вопросы реализуются законодательством субъектов Российской Федерации, т. е. федерального значения не приобрели. Это и говорит о дифференцированном подходе в решении этой проблемы. Одни категории граждан бесплатно получают санаторно-курортное лечение. К примеру, судьи, Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и др. А в случае с другими категориями, мы говорим о необходимости обязательных условий для получения путевок: инвалидность, участие в Великой Отечественной Войне и т. д. 4] Вопрос даже состоит не в самой льготе, а в том, что как только встает вопрос о предоставлении путевки, возникают проблемы с отсутствием мест в курортных зонах, количеством персонала в них, да и качеством медицинских услуг. Преимущественно отличаются платные санатории. Поэтому граждане и предпочитают не надеяться на реализацию бесплатной путевки.

Согласно изменениям в Основах законодательства РФ об охране здоровья, функции по перераспределению финансов принадлежат теперь субъектам. Но, к сожалению, субъекты не перераспределяют их нужным образом. [2] О существовании проблем свидетельствуют доводы на сайте Уполномоченного по правам человека. Именно они ограничивают доступ граждан к реализации права на охрану здоровья. Граждане не заинтересованы в пользовании такой возможностью, как обращение к Уполномоченному. Количество обращений, на наш взгляд, заставило бы муниципалитет в урегулировании вопросов с распределением медикаментов, в первую очередь. А также в решении вопросов с улучшением качества обслуживания, поскольку на грубое и невнимательное отношение части медицинского персонала к пациентам тоже мало кто жалуется. Опять же недостатком в этом вопросе является бесплатность обслуживания.

Перейдем к следующей проблеме с наличием очередей при лекарственном обеспечении. Проблема с долгим ожиданием лекарств остро стоит практически во всех субъектах. Регулирование этого вопроса также относится к органам местной власти. Отсутствие препаратов, своевременной поставки лекарств влияет на ухудшение здоровья людей, которые не могу долго обходиться без назначенных лекарств. В таких случаях люди сами приобретают лекарства на свои деньги. Нередко приходится покупать эти лекарства в более дорогих аптеках. Там наблюдается полный ассортимент, вежливый персонал, отсутствие очередей, хорошо развита система электронного заказа и получения препаратов. Это и служит преимуществом самостоятельного обеспечения.

При этом определение Конституционного Суда РФ от 3 июля 2008 г. № 676-О закрепляет обязательство государства на обеспечение необходимыми лекарствами людей независимо от того, отечественного они производства или иностранного. У граждан нет возможности на своевременность получения лекарств отечественного производства, не говоря об ином. [3]

Наши рекомендации могут коснуться обращения внимания на функции Уполномоченного по правам человека в реализации и защите конституционного права граждан РФ. Мы считаем, что необходимо расширить полномочия в рамках правозащитной деятельности Уполномоченного по правам человека. Ему могут быть переданы права по составлению заключений, обязательных для исполнения органами государственной власти по устранению нарушений прав граждан. [7]

Тут же хотели отметить необходимость привлечения граждан в регулировании своих же прав на охрану здоровья. Социальный контроль и повышенное внимание окажут давление на порядок регулирования этого вопросами. Необходимо увеличить статистику обращений с этим вопросом в правоохранительные органы.

Необходимо усовершенствовать законодательное регулирование вопросов объема предоставляемых услуг: как государственных, так и частных, а также урегулировать вопросы ценообразования. Постараться решить вопрос с различием цен на рынке на одни и те препараты, хотя бы в пределах одного субъекта.

Мы должны устранить негативные факторы, мешающие повышению эффективности реализации такого конституционного права, как право на бесплатную медицинскую помощь. При этом необходимо учитывать судебную практику, практику обращений в правоохранительные органы. Необходимо применять также опыт зарубежных стран.

И главное помнить: улучшение охраны здоровья граждан, усиление конституционной гарантированности и защищенности прав и свобод человека в сфере здравоохранения должно иметь ценностное значение для страны.

  1. Азаров, А. А. Организационно-правовое обеспечение конституции-онного права граждан на медицинскую помощь / А. А. Азаров, И. А. Захаров, Н. В. Косолапова и др. // Здравоохранение. 2012. -№ 10.-С. 15–23.
  2. Лукашев, Е. А. Права человека / Е. А. Лукашева. М.: Изд-во НОРМА, 2013. — 573 с.
  3. Маймулова, В. Г. Правовое обеспечение охраны здоровья граждан / В. Г. Маймулова и др. СПб., 2007. — 43 с.
  4. Мордовец, А. С. Социально-юридический механизм обеспечения прав человека и гражданина Теорет.-правовое исслед.: Дис.. д-ра юрид. наук: 12.00.01 / А. С. Мордовец. Саратов, 2010. — 384 с.
  5. Мохов, А А. Медицинское право — самостоятельная отрасль российского права // Право и политика. — 2012. — № 8. — С. 129
  6. Попов, В. Л. Правовые основы медицинской деятельности: Справочно-информационное пособие / В. Л. Попов, Н. П. Попова. СПб.: Деан, 2009.-256 с.
  7. Тихомиров, А. В. Медицинское право: Практическое пособие / А. В. Тихомиров. М.: Статут, 2008. — 416 с.
  8. Шевченко, Ю. Л. Правовые основы здравоохранения в России / Ю. Л. Шевченко. М.: ГЭОТАР Медицина, 2011. — 211 с.
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector