Подложный бланк административного правонарушения
Garant-agency.ru

Юридический портал

Подложный бланк административного правонарушения

Статья 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт

Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт —

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

Комментарий к Ст. 19.23 КоАП РФ

1. Объектом комментируемого административного правонарушения являются общественные отношения в сфере порядка управления в Российской Федерации.

Объективная сторона анализируемого правонарушения заключается в совершении виновным лицом действий, направленных на подделку документа, удостоверяющего личность (паспорт, иное удостоверение), а также иной документ (чаще всего официальный), который подтверждает наличие у лица определенных прав (либо то, что лицо освобождается от определенных обязанностей).

Под удостоверением личности понимается документ, выдаваемый гражданину (диплом, грамота, зачетная книжка, студенческий билет, служебное удостоверение работников милиции, ФСБ, налоговой инспекции, трудовая книжка, орденская книжка, книжка ветерана труда, военный билет, паспорт и т.д.) или юридическому лицу (например, свидетельство о государственной регистрации АО, ООО, аттестат аудиторской фирмы) компетентными госорганами либо органами местного самоуправления и служащий подтверждением определенных прав или статуса лица, удостоверяющий личность либо служащий доказательством определенных полномочий, прав, льгот и преимуществ.

Иным официальным документом является документ, также выдаваемый компетентными органами, который, не являясь удостоверением личности, подтверждает определенные права, льготы, преимущества гражданина или юридических лиц либо совершение лицом обязательных действий.

Указанные документы, включая и удостоверение, имеют обязательные реквизиты (номер и дата выдачи, подписи полномочных лиц, четкое указание на права, льготы, преимущества, предоставляемые лицу, на обязанности, от которых лицо освобождается, срок действия документа и т.д.); скрепляются печатью и оттиском герба Российской Федерации или ее субъекта и т.д.

Данные документы могут подделываться в целях: его использования самим виновным, его работниками (если документ подделан, например, индивидуальным предпринимателем) или близкими родственниками; его сбыта. При этом под сбытом чаще всего понимается продажа поддельного документа; однако сбыт налицо и при его использовании в договоре мены, а также при дарении документа. Способом подделки может быть как полное изготовление (виновное лицо самостоятельно совершает все операции, в результате чего поддельный документ приобретает объективную форму со всеми необходимыми реквизитами и сведениями) или внесения в уже существующий документ изменений, заведомо ложных сведений, другой даты, подчисток, вытравлений текста и т.п.;

Под штампами понимаются специальные печатные формы (клише), содержащие определенный текст (например, полное фирменное наименование коммерческой организации с указанием ее адреса, исходящего номера, с обозначением номера телефона, факса, иные сведения), используемые организациями и индивидуальными предпринимателями для производства соответствующих оттисков на документах, исходящих от упомянутых лиц.

Печати — это ручные печатные формы на каучуковой, резиновой и т.п. основе, которые позволяют осуществлять оттиск на документах с изображением Государственного герба (в случаях, предусмотренных законом), а также индивидуальные данные коммерческих и некоммерческих организаций, индивидуальных предпринимателей.

Бланками признаются листы бумаги, на которых обычно изображены товарный знак или знак обслуживания, указаны фирменное наименование, адрес юридического лица или индивидуального предпринимателя, либо государственных органов и органов местного самоуправления, отпечатаны фрагменты текста.

Оконченным данное административное правонарушение считается с момента, когда совершено любое из упомянутых действий.

Объективную сторону правонарушения составляет действие по подделке документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно действие по подделке штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт, совершенные юридическим лицом или действующим от его имени лицом.

2. Субъектом данного административного правонарушения может быть физическое лицо или юридическое лицо.

С субъективной стороны имеет место вина в форме умысла.

Статья 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт

Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт –
влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения (абзац в редакции, введенной в действие с 8 июля 2007 года Федеральным законом от 22 июня 2007 года N 116-ФЗ.

Комментарий к статье 19.23 КоАП РФ

1. Объектом административного правонарушения выступают общественные отношения по использованию прав и исполнению обязанностей граждан.

2. Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного статьей 19.23, выражается в подделке документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождающего его от обязанностей, а также в подделке штампа, печати, бланка, их использовании, передаче либо сбыте.

Подделкой является: во-первых, полное составление либо изготовление заведомо ложного документа, печати, штампа, бланка; во-вторых, незаконное исправление подлинного документа. Сбыт таких документов может осуществляться в форме продажи, обмена, безвозмездной передачи.

3. Субъектом правонарушения выступают юридические лица. В этом принципиальное отличие от статьи 327 УК РФ “Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков”.

4. С субъективной стороны правонарушение является умышленным.

5. Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, рассматривают судьи.

6. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел.

Другой комментарий к статье 19.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. В соответствии с Федеральным законом “О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию” к документам, удостоверяющим личность гражданина РФ при осуществлении права на выезд из Российской Федерации и права на въезд в Российскую Федерацию, относятся: паспорт гражданина РФ, дипломатический паспорт, служебный паспорт, паспорт моряка (удостоверение личности моряка).

Согласно Правилам регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 (в ред. Постановления Правительства РФ от 16 марта 2000 г. N 231), документами, удостоверяющими личность гражданина (далее – документы, удостоверяющие личность), необходимыми для осуществления регистрационного учета, являются:

– свидетельство о рождении – для лиц, не достигших 16-летнего возраста;

– заграничный паспорт – для постоянно проживающих за границей граждан, которые временно находятся на территории РФ;

– удостоверение личности – для военнослужащих (офицеров, прапорщиков, мичманов);

– военный билет – для солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву или по контракту;

– справка об освобождении из мест лишения свободы – для лиц, освободившихся из мест лишения свободы;

– иные выдаваемые органами внутренних дел документы, удостоверяющие личность гражданина.

Подделка указанных документов, т.е. внесение в текст заведомо недостоверных записей, исправлений, квалифицируется в качестве рассматриваемого административного правонарушения.

К документам, подтверждающим наличие у лица права, относятся: свидетельство о государственной регистрации права собственности и других вещных прав на недвижимые вещи; свидетельства о государственной регистрации договора дарения, договора коммерческой концессии, договора ренты и других гражданско-правовых договоров, подлежащих государственной регистрации в случаях, предусмотренных ГК; лицензии и другие документы. Подделка указанных документов рассматривается в качестве административного правонарушения, предусмотренного комментируемой статьей.

Подделка штампа, печати, бланка, в том числе штампа, печати, бланка, воспроизводящих Государственный герб РФ, рассматривается в качестве данного административного правонарушения, использование указанных носителей воспроизведения Государственного герба РФ квалифицируется по ст. 19.11 КоАП (см. комментарий).

2. К документам, удостоверяющим личность, по смыслу комментируемой статьи относится также документ, заменяющий паспорт гражданина. Согласно п. 16 ст. 2 Федерального закона от 12 июня 2002 г. N 67-ФЗ “Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации” под документом, заменяющим паспорт гражданина, подразумевается документ, удостоверяющий личность гражданина, выданный уполномоченным государственным органом. На территории Российской Федерации для граждан РФ такими документами являются:

– военный билет, временное удостоверение, выдаваемое взамен военного билета, или удостоверение личности (для лиц, которые проходят военную службу);

– временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на период оформления паспорта в порядке, утверждаемом Правительством РФ;

Читать еще:  Применение акта амнистии судебными приставами, снятие судимости?

– документ, удостоверяющий личность гражданина РФ, по которому гражданин РФ осуществляет въезд в РФ в соответствии с федеральным законом, регулирующим порядок выезда из РФ и въезда в РФ (для лиц, постоянно проживающих за пределами территории РФ);

– паспорт моряка (удостоверение личности моряка);

– справка установленной формы, выдаваемая гражданам РФ, находящимся в местах содержания под стражей подозреваемых и обвиняемых, в порядке, утверждаемом Правительством РФ.

Для иностранных граждан таким документом является документ, удостоверяющий право иностранного гражданина на постоянное проживание в РФ в соответствии с Федеральным законом от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

За пределами территории РФ документами, заменяющими паспорт гражданина РФ, являются документы, удостоверяющие личность гражданина РФ, по которым граждане РФ осуществляют въезд в РФ, а также иные документы, по которым граждане РФ вправе пребывать на территории иностранного государства в соответствии с международным договором РФ.

В соответствии со ст. 10 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в РФ, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный федеральным законом или признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина.

Документами, удостоверяющими личность лица без гражданства в РФ, являются:

– документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства;

– разрешение на временное проживание;

– вид на жительство;

– иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства.

3. Физические лица не являются субъектом рассматриваемого административного правонарушения (см. также ч. 3 ст. 2.1 КоАП).

4. При истолковании комментируемой статьи следует иметь в виду, что деятельность по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговля указанной продукцией в соответствии с п. 1 ст. 17 Федерального закона “О лицензировании отдельных видов деятельности” подлежит обязательному лицензированию. Согласно Положению о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции, в том числе бланков ценных бумаг, а также торговли указанной продукцией, утвержденному Постановлением Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. N 817, лицензиатами могут быть юридические лица и индивидуальные предприниматели; лицензирующим органом по данному виду деятельности является Минфин России.

Согласно п. 2 рассматриваемого Положения под защищенной полиграфической продукцией подразумевается полиграфическая продукция, в том числе бланки ценных бумаг, необходимость защиты которой предусмотрена нормативными правовыми актами Президента РФ, органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления и решениями юридических лиц, изготовленная с применением полиграфических, голографических, информационных, микропроцессорных и иных способов защиты полиграфической продукции, предотвращающих полную или частичную подделку этой продукции.

Таким образом, применительно к комментируемой статье бланки могут относиться к защищенной полиграфической продукции в случаях, установленных данным Положением. К противоправному использованию бланков относится торговля ими. Согласно рассматриваемому Положению под торговлей защищенной полиграфической продукцией понимается продажа этой продукции лицензиатом – изготовителем защищенной полиграфической продукции заказчику или его представителю.

5. См. примечание к п. 5 комментария к ст. 5.1.

Дела об административных правонарушениях, предусмотренных комментируемой статьей, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, рассматриваются судьями районных судов, а в случаях, не требующих проведения административного расследования, – мировыми судьями (ср. ч. 1 ст. 23.1 КоАП и абз. 2, 4 ч. 3 данной статьи; о случаях, требующих проведения административного расследования, см. ч. 1 ст. 28.7 КоАП).

Комментарии и консультации юристов по ст 19.23 КоАП РФ

Если у вас возникли вопросы по статье 19.23 КоАП РФ, вы можете получить консультацию юристов нашего сервиса.

Задать вопрос можно через форму связи или по телефону. Первичные консультации бесплатны и проводятся с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.

Статья 19.23. Подделка документов, штампов, печатей или бланков, их использование, передача либо сбыт

СТ 19.23 КоАП РФ

Подделка документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а равно подделка штампа, печати, бланка, их использование, передача либо сбыт –

влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей с конфискацией орудий совершения административного правонарушения.

Комментарий к Ст. 19.23 Кодекса об Административных Правонарушениях РФ

1. Как отмечается в Федеральном законе от 29.12.1994 N 77-ФЗ “Об обязательном экземпляре документов”, официальные документы – документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер.

Приказом Росстандарта от 17.10.2013 N 1185-ст утвержден для добровольного применения “ГОСТ Р 7.0.8-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Делопроизводство и архивное дело. Термины и определения”, согласно которому документом является зафиксированная на носителе информация с реквизитами, позволяющими ее идентифицировать. Официальный документ – это документ, созданный организацией, должностным лицом или гражданином, оформленный в установленном порядке.

Документы, удостоверяющие личность, подразделяются на две группы: документы, удостоверяющие личность, имеющие универсальный характер, и документы, удостоверяющие личность в отдельных случаях.

В свою очередь, документы, удостоверяющие личность, имеющие универсальный характер, в зависимости от гражданской принадлежности подразделяются на документы, удостоверяющие личность граждан РФ, и документы, удостоверяющие личность иностранных граждан и лиц без гражданства.

К документам, удостоверяющим личность гражданина РФ, относятся: паспорт гражданина РФ; заграничный паспорт гражданина РФ, в том числе содержащий электронные носители информации и содержащий на электронном носителе информации дополнительные биометрические персональные данные его владельца; дипломатический паспорт, в том числе содержащий электронные носители информации; служебный паспорт, в том числе содержащий электронные носители информации; удостоверение личности военнослужащего РФ; военный билет солдата, матроса, сержанта, старшины, прапорщика и мичмана; временное удостоверение личности гражданина РФ, выдаваемое на срок оформления паспорта гражданина РФ (форма N 2П).

К документам, удостоверяющим личность иностранных граждан и лиц без гражданства, относятся: паспорт иностранного гражданина; иной документ, установленный федеральным законом или признаваемым в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина; документ, выданный иностранным государством и признаваемый в соответствии с международным договором РФ в качестве документа, удостоверяющего личность лица без гражданства; разрешение на временное проживание; вид на жительство; иные документы, предусмотренные федеральным законом или признаваемые в соответствии с международным договором РФ в качестве документов, удостоверяющих личность лица без гражданства; документ, удостоверяющий личность на период рассмотрения заявления о признании гражданином РФ или о приеме в гражданство РФ; удостоверение беженца; свидетельство о рассмотрении ходатайства о признании беженцем на территории Российской Федерации по существу; свидетельство о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации.

К документам, удостоверяющим личность, в отдельных случаях (в зависимости от целей и места их предоставления) могут относиться: удостоверение журналиста, удостоверение адвоката, военный билет, водительское удостоверение и т.п.

Штамп – это разновидность печатной формы, содержащая информацию служебного характера: о наименовании организационной структуры, ее адресе, дате и номере регистрации документа, выполнении функции и т.п.

Печать – это устройство, содержащее клише печати, для нанесения оттисков на бумагу. Оттиск – это изображение клише печати на бумаге. Клише печати – элемент печати, содержащий зеркальное отображение оттиска печати.

Бланк представляет собой лист бумаги с нанесенным на него набором реквизитов, идентифицирующих организацию.

Бланк используется для изготовления документа. Бланки относятся к документам строгой отчетности и имеют на обороте номера, нанесенные в типографии.

2. Следует разграничивать правонарушение, предусмотренное комментируемой статьей, от преступления, предусмотренного ст. 327 УК РФ. Одним из критериев для разграничения является субъектный состав административного правонарушения и преступления.

3. Объектом рассматриваемого правонарушения является установленный порядок управления в сфере использования документов, удостоверяющих личность, подтверждающих наличие у лица права или освобождение его от обязанности, а также официальный оборот, связанный с использованием, передачей или сбытом штампов, печатей, бланков.

Читать еще:  Суд не высылает копию решения

Необходимо отметить, что данная норма направлена на обеспечение порядка управления, в том числе в части, касающейся надлежащего оборота документов, а также учитывая их разнообразие, различное предназначение и множество порождаемых ими последствий. Важным обстоятельством является то, что документ, предоставляющий те или иные права или освобождающий от обязанностей, является поддельным (квалифицирующий признак), причем, если документ не обладает этим свойством, он не может быть признан предметом административного правонарушения.

Тем самым законодатель наделил правоприменителя правом в каждом конкретном случае оценивать свойства документа и признавать его либо предоставляющим права (освобождающим от обязанностей), либо нет и в зависимости от этого привлекать или не привлекать к ответственности за использование документа как подложного.

Сложившаяся правоприменительная практика наступление ответственности за подделку официальных документов связывает не с формой, а с содержанием соответствующего документа, а именно с тем, что документ предоставляет права или освобождает от обязанностей, т.е. с установлением юридически значимых фактов, имеющих непосредственное отношение к обстоятельствам конкретного дела (см. Определение Конституционного Суда РФ от 19.05.2009 N 575-О-О “Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина Морозовского Владимира Евгеньевича на нарушение его конституционных прав частью первой статьи 327 Уголовного кодекса Российской Федерации”).

4. Объективная сторона данного правонарушения состоит в совершении действий по подделке документа, удостоверяющего личность, подтверждающего наличие у лица права или освобождение от обязанности, а равно подделке штампа, печати, бланка, их использованию, передаче либо сбыту.

Подделка выражается в полном или частичном изготовлении документа, удостоверяющего личность, а также незаконном изменении части подлинного документа путем внесения поправок, подчисток, добавлений, уничтожения отдельных частей документа и т.п.

Подделка штампов, печати, бланка представляет собой незаконное изготовление дубликатов (копий) подлинных предметов либо их изготовление с нарушением требований нормативных актов от имени несуществующих организаций и лиц.

Способ подделки не влияет на квалификацию деяния и может быть любым: подчистка, дописка, подделка подписи, заверение поддельной печатью, переклеивание фотографии. Подделка может касаться всего подделываемого документа или его части, например, только изменения фамилии в удостоверении. Подделкой признается и полное изготовление фальшивого документа.

Сбыт подразумевает собой продажу другому лицу, дарение, оплату за какие-либо услуги и т.п.

Использование документа, удостоверяющего личность, представляет собой предъявление заведомо поддельного документа государственным и муниципальным органам, их должностным лицам, коммерческим и некоммерческим организациям, гражданам с целью получения каких-либо прав или освобождения от обязанностей.

5. Субъектами рассматриваемого правонарушения являются только юридические лица.

6. Субъективная сторона правонарушения характеризуется умыслом.

Подложный бланк административного правонарушения

В словарях приводятся следующие определения понятия “протокол”:

Протокол (фр. protocole, от гр. protokollon – первый лист манускрипта) – официальный документ, в котором фиксируются какие-либо фактические обстоятельства (ход собрания, процессуальные или следственные действия, судебное заседание). (Однотомный большой юридический словарь. 2012).

Протокол об административном правонарушении – процессуальный документ, составляемый специально уполномоченным должностным лицом по делу об административном правонарушении на стадии возбуждения производства, имеющий силу доказательства по делу. Протоколы об административных правонарушениях составляются должностными лицами органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, и должностными лицами, предусмотренными в специальном перечне КоАП РФ (ст. 28.3). (Большой юридический словарь.- М.: Проспект. А. В. Малько. 2009.)

Протокол об административном правонарушении – административно-процессуальный документ, фиксирующий факт совершения административного проступка и служащий основанием для возбуждения производства по делу об административном правонарушении. Составляется уполномоченным на то должностным лицом государственного органа или органа общественной самодеятельности. (Большой юридический словарь. – М.: Инфра-М. А. Я. Сухарев, В. Е. Крутских, А.Я. Сухарева. 2003.)

В каких случаях составляется протокол об административном правонарушении, а когда не составляется, а сразу назначается административное наказание?

Общие правила, регулирующие порядок составления протокола об административном правонарушении и требования к его содержанию регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ. В соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ, о совершении административного правонарушения составляется протокол, за исключением случаев, предусмотренных статьей 28.4, частями 1 и 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса.

Исключение из приведенного правила – дела об административных правонарушениях, которые возбуждаются прокурором (ст. 28.4 КоАП РФ). В этом случае выносится постановление, которое должно содержать все те же сведения, указанные в статье 28.2. КоАП РФ, что и протокол.

Другой случай, когда составляется не протокол, а сразу постановление по делу об административном правонарушении в порядке статьи 29.10 КоАП РФ – если непосредственно на месте совершения физическим лицом административного правонарушения уполномоченным на то должностным лицом назначается административное наказание в виде предупреждения или административного штрафа. Правда, как следует из ч. 2 статьи 28.6. КоАП РФ, в случае, если лицо оспаривает наличие события административного правонарушения и (или) назначенное ему административное наказание, составляется все же протокол, а не постановление.

И, наконец, в соответствии с ч. 3 статьи 28.6 КоАП РФ, протокол не составляется, в частности, в случае выявления административного правонарушения, предусмотренного главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с применением работающих в автоматическом режиме специальных технических средств, имеющих функции фото- и киносъемки, видеозаписи, или средств фото- и киносъемки, видеозаписи… Обращаем внимание, что речь идет об “автоматическом режиме” работы технических средств (стационарных видеокамерах). Радар в руках у сотрудника ГИБДД к таковым не относится. И если вы не признаете вину в превышении скорости, составляется протокол, а не постановление об административном правонарушении с наказанием. Впоследствии уполномоченное должностное лицо, рассмотрев материалы административного производства, в том числе и данный протокол, вынесет уже постановление.

Отказ подписать протокол и дать свои объяснения. Последствия

Как указывалось выше, требования к содержанию протокола регламентированы статьей 28.2 КоАП РФ, в соответствии с ч. 5 которой, протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола, в нем делается соответствующая запись.

Таким образом, отказ подписывать протокол об административном правонарушении к положительному результату для привлекаемого к ответственности лица не приведет, поскольку отметка должностного лица о вашем отказе будет свидетельствовать о соблюдении требований закона при составлении протокола.

Кроме того, отказ от подписи и дачи своих объяснений в том случае, если вы не согласны с вменяемым вам правонарушением или наказанием, будет означать фактическое признание вины и согласие с размером штрафа. В этом случае, как указывалось выше должностное лицо составит не протокол, а постановление по делу с назначением наказания.

Можно ли обжаловать протокол об административном правонарушении?

В соответствии с положениями статьи 30.1 КоАП РФ обжалованию по делу об административном правонарушении подлежат постановление по делу об административном правонарушении либо определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении.

Статьей 28.2 КоАП РФ не предусматривает обжалование протокола об административном правонарушении.

Таким образом, обжалование протокола об административном правонарушении в соответствии с действующим законодательством невозможно, т.к. действия по составлению протокола не влекут каких-либо негативных последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности на такое лицо протоколом не возложены какие-либо обязанности. В соответствии с ч. 2 статьи 26.2 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу.

Постановление прокурора о возбуждении производства по делу об административном правонарушении по своей сути является протоколом об административном правонарушении, поэтому также не может быть предметом самостоятельного судебного обжалования.

Обжалованию подлежит постановление по делу. Рекомендуем образцы жалоб на данную тему:

  • Жалоба на постановление об административном правонарушении (вынесено должностным лицом или полномочным органом), образец;
  • Жалоба на постановление мирового судьи по делу об административном правонарушении, образец;
  • Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении по ст. 12.24 КоАП РФ (обжалуется в областном суде постановление о привлечении к административной ответственности в виде лишения права управления транспортным средством, вынесенное районным судом);
  • Жалоба на постановление мирового судьи по административному делу (ст. 12.26 КоАП РФ);

Возвращении протокола об административном правонарушении и других материалов дела в орган, должностному лицу, которые составили протокол

  • В каком случае протокол должен быть возвращен должностному лицу, его составившему?;
  • Возвращение протокола возможно только на стадии подготовки дела к судебному разбирательству;
  • Если при рассмотрении дела по существу, суд установил, что протокол об административном правонарушении составлен неуполномоченным лицом? Протокол – недопустимое доказательство?;
  • Давность привлечения к административной ответственности..
Читать еще:  Как правильно обратиться в прокуратуру с новой медицинской экспертизой?

Ответы на указанные вопросы см. в статье “Возвращение протокола об административном правонарушении и сроки давности привлечения”

Образцы определений о возвращении протокола

  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении (Приложение 21 к Письму ГТК РФ от 18 ноября 2002 г. No. 01-06/45305)
  • Определение о возвращении протокола об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 14 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)

Образцы протоколов об административном правонарушении

  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФССП. (Приложение N 134 к Приказу ФССП России от 11.07.2012 N 318)
  • Образец протокола об административном правонарушении в области дорожного движения в г. Москве (Приложение 5 к Приказу Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы от 12 мая 2011 г. N 61-02-63/1)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ФАС (Приложение N 6 к Регламенту подготовки и ведения дел об административных правонарушениях в центральном аппарате ФАС России)
  • Протокол об административном правонарушении (нарушение избирательных прав) (Приложение 2 к Рекомендациям по некоторым вопросам применения Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях избирательными комиссиями)
  • Протокол об административном правонарушении в области дорожного движения (Приложение N 6 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец Ростехнадзора (Приложение N 1 к Приказу Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 26 сентября 2014 г. N 442)
  • Протокол об административном правонарушении. Образец ГУВД Москвы (Приложение N 1 к Приказу ГУВД г. Москвы от 28 апреля 2006 г. N 261)

Определение о возбуждении дела,
определение об отказе в возбуждении дела
об административном правонарушении

  • Определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования (Приложение N 16 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)
  • Определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (Приложение N 17 к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения)

Протоколы применения мер обеспечения производства
по делу об административном правонарушении

Наиболее популярные протоколы (их образцы) приведены в качестве приложений к Административному регламенту Министерства внутренних дел Российской Федерации исполнения государственной функции по контролю и надзору за соблюдением участниками дорожного движения требований в области обеспечения безопасности дорожного движения:

Александр Отрохов, Правовой центр “Логос”, 15.04.2015

Протокол об административном правонарушении – образец

Протокол об административном правонарушении (заполненный образец-2018 – 2019, бланк протокола)

Данные и сведения, используемые в качестве доказательств по делу, могут быть установлены на основании протокола об административном правонарушении (п. 2 ст. 26.2 КоАП РФ).

Протокол об административном правонарушении должен содержать следующую информацию (п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ):

  • дата и место оформления документа;
  • наименование должности и имя компетентного лица, оформившего протокол;
  • реквизиты лица, применительно к действиям которого оформляется протокол об административном правонарушении;
  • при наличии свидетелей и потерпевших — адреса их места проживания;
  • дата, время и место, где было совершено правонарушение;
  • факт установления события правонарушения;
  • норма права (КоАП РФ или закон субъекта РФ), регламентирующая ответственность за правонарушения;
  • показания гражданина, в отношении которого открыто дело, или представителя организации, уполномоченного законом;
  • иные факты и сведения, полезные для полного и всестороннего изучения дела.

Составление протокола об административном правонарушении

Протокол по факту совершения правонарушения оформляется практически всегда. Законом № 195-ФЗ закреплены исключения из этого правила (п. 1 ст. 28.2).

Протокол об административном правонарушении не подлежит оформлению в следующих случаях:

  • При совершении некоторых разновидностей административных правонарушений, начало изучения материалов по которым инициируется прокурором (ст. 28.4 закона КоАП РФ).
  • В ситуации избрания административного наказания в форме штрафа или вынесения предупреждения непосредственно на месте совершения правонарушения. При этом постановление по делу оформляется компетентным сотрудником органа, уполномоченным на такие действия законом. Документ передается лицу, в отношении которого вынесено постановление. Факт передачи подтверждается распиской (п. 1 ст. 28.6 КоАП РФ).
  • При выявлении нарушений норм права в области безопасности движения на дорогах, предусмотренных главой 12 КоАП РФ, зафиксированных с использованием работающей в автоматическом режиме спецтехники или техсредств, имеющих функцию фото-, кино- или видеосъемки (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Перечень лиц, наделенных полномочиями по оформлению протокола об административном правонарушении, зафиксирован в главе 23 КоАП РФ (п. 1 ст. 28.3). В границах компетенции соответствующего органа к ним относятся:

  • судьи;
  • сотрудники полиции;
  • сотрудники налоговых органов;
  • сотрудники таможенных органов;
  • сотрудники органов исполнительной власти субъектов РФ и др.

В п. 2 ст. 28.3 КоАП РФ даются дополнительные комментарии относительно перечня правонарушений, что расширяет сферу компетенции указанных органов и должностных лиц по оформлению протокола об административном правонарушении.

Порядок составления протокола об административном правонарушении (правила, срок, в течение которого составляется документ, уведомление о составлении)

В процессе оформления протокола об административном нарушении фиксируется вся необходимая информация, указанная в п. 2 ст. 28.2 закона № 195-ФЗ. При этом следует учитывать:

  • что, помимо ФИО физлица, в отношении которого инициируется рассмотрение материалов о правонарушении, нужно зафиксировать его дату рождения, т. к. ответственность по КоАП РФ наступает с 16-летного возраста (п. 1 ст. 2.3 закона № 195-ФЗ);
  • наличие свидетелей и потерпевших — не обязательное условие составления протокола об административном правонарушении, т. к. они бывают не всегда;
  • максимально подробное и полное описание любых сведений и обстоятельств должно послужить вынесению компетентным органом объективного и справедливого решения.

Протокол об административном правонарушении по общему правилу составляется незамедлительно после обнаружения факта совершения правонарушения (п. 1 ст. 28.5 КоАП РФ). Если нужны дополнительные сведения, то протокол об административном правонарушении может быть оформлен в течение 2 дней (п. 2 ст. 28.5 КоАП РФ).

Лицам, вина которых рассматривается, и потерпевшему передаются копии протокола об административном правонарушении (п. 6 ст. 28.2 КоАП РФ). Факт передачи подтверждается распиской получателя.

В ситуации неявки указанных лиц или их представителей по закону (при условии их надлежащего извещения) протокол об административном правонарушении оформляется без их присутствия. Копия такого документа должна быть отправлена перечисленным лицам в течение 3 дней с момента составления (п. 4.1 ст. 28.2 КоАП РФ).

С 31.07.2018 к протоколу о правонарушении, за совершения которого предусмотрен штраф прикладывается в обязательном порядке информация с реквизитами для заполнения платежного документа на уплату штрафа (ст. 1 закона «О внесении изменений…» от 29.07.2017 № 264-ФЗ).

Протокол об административном правонарушении ГИБДД

Глава 12 закона № 195-ФЗ содержит нормы административного права, касающиеся правил безопасности дорожного движения. Протокол об административном правонарушении при несоблюдении упомянутых норм не составляется, т. к. постановление о нарушении правил безопасности дорожного движения выносится должностным лицом на месте. Если оно было оформлено в отсутствие лица, нарушившего правила дорожного движения, копия такого документа с приложением фото- и видеоматериалов направляется этому лицу по почте заказным письмом (п. 3 ст. 28.6 КоАП РФ).

Подробно о полномочиях сотрудниках ГИБДД и ответственности за их превышение можно узнать, прочитав нашу статью Полномочия сотрудников ГИБДД – чем грозит превышение?

Таким образом, протокол об административном правонарушении по общему правилу оформляется сразу после выявления факта нарушения. КоАП РФ предусматривает случаи, в которых постановление по делу формируется компетентным сотрудником без составления протокола об административном нарушении.

Состав сведений, указываемых в протоколе об административном правонарушении, регламентирован п. 2 ст. 28.2 КоАП РФ.

Обратите внимание! Правительство России обнародовало концепцию нового КоАП РФ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector