По передаче полномочий
По передаче полномочий
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Письмо Минфина России от 18 июля 2019 г. № 06-04-12/53498 О предоставлении из бюджета субъекта РФ субсидий местным бюджетам, финансовом обеспечении переданных полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальному району, а также формировании перечня расходных обязательств муниципальных образований
Департамент межбюджетных отношений Министерства финансов Российской Федерации рассмотрел обращения по вопросам предоставления из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий местным бюджетам, финансового обеспечения переданных полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальному району, а также формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований и сообщает.
Согласно Регламенту Министерства финансов Российской Федерации, утвержденному приказом Министерства финансов Российской Федерации от 14.09.2018 N 194н, Министерством не осуществляется разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий по обращениям, за исключением случаев, если на него возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению.
Вместе с тем по указанным вопросам полагаем возможным отметить следующее.
1. По вопросу предоставления субсидий местным бюджетам.
В соответствии со статьей 139 Бюджетного кодекса Российской Федерации под субсидиями местным бюджетам из бюджета субъекта Российской Федерации понимаются межбюджетные трансферты, предоставляемые бюджетам муниципальных образований в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения.
Пунктом 3.1. статьи 86 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что расходные обязательства муниципального образования, связанные с осуществлением органами местного самоуправления муниципального района части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения, переданных им в соответствии с заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений соглашениями, исполняются за счет и в пределах межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений, предоставляемых в порядке, предусмотренном статьей 142.5 Бюджетного кодекса Российской Федерации.
Данная норма Бюджетного кодекса Российской Федерации направлена на реализацию аналогичного положения, предусмотренного пунктом 4 статьи 15 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” (далее – Закон N 131-ФЗ).
Соглашения о передаче части полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения на уровень муниципального района должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Таким образом в ходе реализации переданных полномочий расходные обязательства возникают как у муниципального района, так и у поселения (связанные с предоставлением иных межбюджетных трансфертов бюджету муниципального района).
Учитывая изложенное, по мнению Департамента, предоставление из бюджета субъекта Российской Федерации субсидий в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, возможно только в отношении муниципального образования за которым федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации закреплены соответствующие вопросы местного значения.
2. По вопросу финансового обеспечения переданных полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальному району.
В соответствии с пунктом 4 статьи 15 Закона N 131-ФЗ для осуществления переданных полномочий органов местного самоуправления городских, сельских поселений по решению вопросов местного значения в соответствии с соглашениями, заключенными между органами местного самоуправления муниципальных районов и городских, сельских поселений, органы местного самоуправления муниципальных районов имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образований муниципального района.
При этом необходимо отметить, что в соответствии с пунктом 3 статьи 136 Бюджетного кодекса Российской Федерации муниципальные образования, в бюджетах которых доля дотаций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и (или) налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений в размере, не превышающем расчетного объема дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности (части расчетного объема дотации), замененной дополнительными нормативами отчислений, в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 20% собственных доходов местного бюджета, начиная с очередного финансового года не имеют права устанавливать и исполнять расходные обязательства, не связанные с решением вопросов, отнесенных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации к полномочиям соответствующих органов местного самоуправления.
3. По вопросу формирования перечня расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
В Бюджетном кодексе Российской Федерации не содержится требования об указании в перечне расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, видов муниципальных образований, бюджетам которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации.
Учитывая то, что перечни вопросов местного значения городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов, предусмотренные Законом N 131-ФЗ, различны, в перечне расходных обязательств муниципальных образований, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, в целях софинансирования которых предоставляются субсидии из бюджета субъекта Российской Федерации, могут раздельно предусматриваться и утверждаться перечни расходных обязательств городских, сельских поселений, муниципальных районов, городских округов.
Заместитель директора Департамента межбюджетных отношений |
Д.С. Хворостухина |
Обзор документа
Минфин разъяснил, что субсидии из бюджета региона для софинансирования расходных обязательств, возникающих при реализации полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, предоставляются только муниципалитету, за которым законами закреплены соответствующие вопросы.
В перечне расходных обязательств муниципальных образований могут раздельно предусматриваться и утверждаться списки расходных обязательств городских, сельских поселений, муниципальных районов и городских округов.
Рассмотрен вопрос о финансовом обеспечении переданных полномочий по решению вопросов местного значения от поселений муниципальному району.
Передача полномочий на муниципальном уровне
Вопросы, связанные с реализацией межмуниципальных соглашений по передаче части отдельных полномочий между муниципальным районом и поселениями, представляют особенный интерес. Тем более что до 2009 г. они не были в достаточной степени урегулированы Бюджетным кодексом.
Светлана КАРЧЕВСКАЯ, заслуженный экономист РФ
ПОЛОЖЕНИЯ ЗАКОНА: ПРОБЛЕМЫ ПРАВОПРИМЕНЕНИЯ
Статья 15 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131—ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее — Закон № предоставляет органам местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, право заключать с органами местного самоуправления муниципального района соглашения о передаче им части своих полномочий за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района. Соответственно иорганы местного самоуправления муниципального района вправе заключать аналогичные соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема субвенций, необходимых для осуществления передаваемых полномочий. Однако реализация данной статьи в части формы финансового обеспечения передаваемых полномочий донастоящего времени вызывает вопросы, связанные с введением с 1 января 2008 г. новой редакции БК РФ, уточняющей понятия и формы межбюджетных трансфертов.
Исходя из определения субвенций (п. 1 ст. 133 и п. 1 ст.140 БК РФ) средства, предоставляемые в рамках указанных межмуниципальных соглашений, не могут быть переданы в данной форме, так как предусматривают их передачу из Федерального фонда компенсаций или Регионального фонда компенсаций только в случае делегирования отдельных государственных полномочий РФ или субъектов РФ намуниципальный уровень.
Не могут быть предоставлены финансовые средства и в форме субсидий. В соответствии с п. 1 ст. 132 и п. 1 ст.139 БК РФ субсидии могут быть предоставлены из федерального и регионального фондов в целях софинансирования расходных обязательств, возникающих при выполнении полномочий органов местного самоуправления по вопросам местного значения, то есть в случае софинансирования расходов органов местного самоуправления другим уровнем публичной власти. В связи с этим Бюджетным кодексом не предусмотрено выделение субсидий из бюджета муниципального района бюджетам поселений для софинансирования отдельных вопросов местного значения исоздания районных фондов софинансирования расходов.
Данный механизм межбюджетного регулирования с 1 января 2008 г. должен быть реализован в форме иных межбюджетных трансфертов, что отражено в Федеральном законе от 26 апреля 2007 г. № К сожалению, в Закон № соответствующая поправка не была внесена, в связи с чем у правоприменителей и возникают вопросы.
НОВАЦИИ БЮДЖЕТНОГО КОДЕКСА
Несмотря на широкую практику заключения межмуниципальных соглашений по передаче полномочий между муниципальными районами ипоселениями, Бюджетный кодекс как специальный закон (регулирующий отношения между субъектами бюджетных правоотношений) несодержал достаточных положений в части реализации права органов местного самоуправления муниципальных районов и поселений напередачу межбюджетных трансфертов в соответствии с заключенными соглашениями.
Пункт 4 ст. 9 БК РФ, регулирующей бюджетные полномочия муниципальных образований, предусматривает только возможность осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
В целях преодоления возможных противоречий между положениями Бюджетного кодекса и Закона № с 1 января 2009 г. вступили в действие нормы по изменению положений Бюджетного кодекса, в том числе в части межбюджетного регулирования на муниципальном уровне:
дополнены основания возникновения расходных обязательств поселений и муниципальных районов, то есть принятие муниципальных правовых актов в соответствии с заключенными соглашениями о передаче полномочий (ст. 86);
с учетом уточненной редакции определения «субвенций», предусмотренных только в случае передачи государственных полномочий содного уровня публичной власти на другой, изменена форма передачи средств по указанным соглашениям с «субвенции» на”межбюджетные трансферты” (ст. 142);
внесено дополнение в части предоставления межбюджетных трансфертов из бюджетов районов бюджетам поселений на осуществление части своих полномочий в соответствии с заключенными договорами (ст. 142.4) и введена новая ст. 142.5, предусматривающая предоставление межбюджетных трансфертов из бюджетов поселений в бюджеты муниципальных районов.
Следует обратить внимание и на предусмотренную законом возможность дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях заключения соглашений между поселениями и районами по передаче части своих полномочий порешению вопросов местного значения. Таким образом, предоставлено право муниципальным образованиям по дополнительному финансированию расходов по принимаемым не только государственным, но и муниципальным полномочиям, что позволит муниципалитетам влиять на объем и качество принимаемых расходных обязательств по предоставлению населению бюджетных услуг.
ПРАКТИКА ПЕРЕДАЧИ ПОЛНОМОЧИЙ
Согласно данным субъектов РФ в 49 регионах муниципальные районы передали часть полномочий по решению вопросов местного значения на исполнение поселениям с финансовым обеспечением в объеме 12,8 млрд руб., что составило в среднем 2,7 % к общим расходам бюджетов этих муниципальных районов. Учитывая, что передача осуществлялась в отдельных муниципальных районах и поограниченному числу вопросов местного значения в 31 регионе удельный вес составил менее одного процента. Вместе с тем в отдельных регионах передача носила массовый характер.
Так, в муниципальных районах Республики Коми указанная передача составила 10,1 %, Хакасии — 10,9 %, Мордовии — 30,6 %, Нижегородской области — 32,2 % расходов местных бюджетов. В 2008 г. количество регионов, в которых осуществлялась передача полномочий муниципальных районов поселениям, возросло до 57. При этом по плановым показателям значительно снизилась средняя поРоссии доля расходов по переданным полномочиям в объеме расходов муниципальных образований до 1,53 % в связи со снижением общего объема переданных полномочий до 12 млрд руб. В 40 регионах она составила менее 1 %, в 13 регионах — от 1 % до 5 %. Самые высокие анализируемые показатели составили: в Белгородской области — 5,31 %, Республике Дагестан — 7,96 %, Республике Коми — 14,53% и Республике Мордовия — 28,85 %.
Более масштабная передача полномочий по решению вопросов местного значения происходит с поселенческого уровня на уровень муниципальных районов. В 2007 г. в 54 регионах городские поселения передали отдельные полномочия муниципальным районам и в 61 — сельские поселения, в 2008 г. соответственно в 61 и 62 регионах. Следствием укрепления экономической самостоятельности поселений является сокращение объемов и перечня передаваемых на исполнение муниципальным районам вопросов местного значения поселений (за исключением случаев, когда передача экономически обоснованна и более эффективно исполняется на районном уровне).
Так, если в 2007 г. объем переданных полномочий городских поселений составил 6 млрд руб. или 15,1 % к расходам, то в 2008 г. онснизился до 5,3 млрд руб. по плану или 6,9 % к расходам. Аналогичная ситуация наблюдается и в сельских поселениях, где указанный объем снизился с 10,3 млрд руб. (14,6 %) в 2007 г. до 9 млрд руб. (8,2 %) по плану 2008 г. Однако в отдельных поселениях значительное количество вопросов местного значения исполняется муниципальными районами: в городских поселениях Смоленской области (18,6 % расходов), городских и сельских поселениях Тульской области (18,8 %), городских поселениях Новгородской области (24 %), городских поселениях Республики Башкортостан (38,8 %), городских (49,8 %) и сельских (32,1 %) поселениях Республики Марий Эл, городских поселениях Самарской области (26,4 %), городских (14,1 %) и сельских (55,7 %) поселениях Ямало-Ненецкого округа, городских (22,1 %) исельских (18,2 %) поселениях Кемеровской области, городских поселениях Сахалинской области (37,7 %), городских (52,2 %) и сельских (22,9%) поселениях Чукотского автономного округа.
О ПЕРЕЧНЕ НЕДЕЛЕГИРУЕМЫХ ПОЛНОМОЧИЙ
Широкомасштабная передача полномочий с поселенческого уровня на районный явилась основанием для активной дискуссии по вопросу озаконодательном закреплении перечня полномочий органов местного самоуправления поселений по вопросам местного значения, которые в значительной степени определяют самостоятельность поселений как муниципальных образований и в связи с этим не могут быть переданы органам местного самоуправления районов на основании соглашений. Соответствующее поручение федеральным органам исполнительной власти дано Президентом РФ.
В случае принятия решения о законодательном установлении такого перечня в него должны быть включены полномочия по вопросам, решение которых находится в исключительной компетенции представительного органа местного самоуправления поселений на основаниич. 10 ст. 35 Закона №
установление, изменение и отмена местных налогов и сборов;
определение порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности поселения;
утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении.
При рассмотрении вопроса формирования, исполнения бюджета поселения и контроля за исполнением бюджета следует учитывать норму п. 4 ст. 9Бюджетного кодекса, предусматривающую возможность осуществления финансовым органом муниципального района отдельных бюджетных полномочий финансового органа поселения на основе соглашения между местной администрацией поселения и местной администрацией муниципального района.
С учетом общегосударственного значения отдельных вопросов, требующих комплексных и взаимосогласованных действий органов всех уровней власти, вуказанный перечень целесо-образно также включить отдельные вопросы местного значения, определенные федеральным отраслевым законодательством как участие в конкретной сфере деятельности, осуществляемой органами государственной власти:
участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма в границах поселения;
участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения.
Ряд полномочий с учетом местных особенностей более эффективно может быть решен на поселковом уровне:
обеспечение первичных мер пожарной безопасности в границах населенных пунктов поселения;
организация библиотечного обслуживания населения, комплектование и обеспечение сохранности библиотечных фондов библиотек поселений;
сохранение, использование и популяризация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся в собственности поселения, охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных на территории поселения;
создание условий для развития местного традиционного народного художественного творчества, участие в сохранении, возрождении и развитии народных художественных промыслов в поселении;
создание условий для массового отдыха жителей поселения и организация обустройства мест массового отдыха населения;
формирование архивных фондов поселения;
организация освещения улиц и установки указателей с названиями улиц и номерами домов;
содержание мест захоронения;
содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
организация и осуществление мероприятий по работе с детьми и молодежью в поселении;
создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка.
Представляется, что остальные полномочия с учетом соблюдения баланса интересов могут решаться органами местного самоуправления как поселений, так и муниципальных районов.
Оценивая передачу полномочий поселения на уровень муниципальных районов в качестве ограничения их самостоятельности как муниципальных образований, возможно, следует рассмотреть вопрос и о формировании аналогичного перечня вопросов местного значения муниципального района, которые не могут быть переданы на исполнение органам местного самоуправления поселений.
Передача полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации
При формировании группы компаний неизбежно возникает вопрос об организации управления в получившемся образовании. Если вопросу организации управления не уделять достаточно внимания, то через некоторое время группа компаний превращается в группу лиц, беспорядочно, хаотично аффилированных друг с другом: например, директора одной компании оказываются учредителями в другой, а та, в свою очередь, держит стратегические активы, и весь этот ком взаимных связей необходимо учитывать как при документальном оформлении корпоративных процедур, так и при организации налоговой отчетности. В случае же корпоративного конфликта и необходимости разделения бизнеса запутанность внутренних связей также не способствует спокойному и грамотному разрешению спора.
Исходя из предложенного понимания проблемы, специалисты разработали ряд мероприятий, позволяющих при правильном применении структурировать бизнес, разделить риски между отраслевыми компаниями, входящими в группу компаний, изолировать стратегические активы от общехозяйственных рисков, организовать управление компанией и структурировать бизнес-процессы.
Одним из таких мероприятий является передача функций единоличного исполнительного органа юридического лица (далее условно – «Генерального директора») другой организации или индивидуальному предпринимателю («Управляющему»). Суть мероприятия заключается в том, что вместо назначения того или иного физического лица на должность Генерального директора компания заключает гражданско-правовой договор с другим юридическим лицом («управляющая организация») или индивидуальными предпринимателем («управляющий»); для краткости далее назовем их «Корпоративным управляющим». В рамках упомянутого договора Корпоративный управляющий получает полномочия, которые обычно передают Генеральному директору, и принимает на себя соответствующие обязанности, связанные с корпоративным управлением.
Сама по себе предложенная конструкция не является чем-то принципиально новым, скорее – она применяется незаслуженно редко в силу ее некоторой необычности. Кроме того, нередки случаи ошибочного понимания термина «Корпоративное управление», смешивание его с другими терминами гражданского права.
Поэтому необходимо сразу разграничить обсуждаемый институт «Корпоративного управляющего» от других институтов гражданского права, участники которых имеют сходное наименование (в частности, «внешний, арбитражный управляющий» в процедуре банкротства и «доверительный управляющий» в договорах доверительного управления имуществом).
Корпоративный управляющий не имеет ничего общего ни с внешним, арбитражным управляющим, ни с доверительным управляющим. Внешнее сходство наименований – единственное, что их объединяет. Задачи корпоративного управляющего – осуществление именно корпоративного управления юридическим лицом, выполнение корпоративных функций Генерального директора. При этом возможно (а иногда – крайне желательно) изъять у Корпоративного управляющего функцию хозяйственного управления, ограничив его полномочия исключительно корпоративным управлением. Все перечисленные особенности могут и должны быть отражены в соответствующем договоре.
Считаю необходимым уделить особое внимание такому разграничению, поскольку на практике при обсуждении вопроса о корпоративном управлении очень часто встречается смешение понятий и, как следствие, полная неразбериха при дальнейшем обсуждении, вплоть до полного непонимания предмета обсуждения.
Правовая основа.
Возможность передачи полномочий единоличного исполнительного органа (Генерального директора) коммерческой организации или индивидуальному предпринимателю прямо предусмотрена в статье 42 Федерального закона «Об обществах с ограниченной ответственностью» и в статье 69 Федерального закона «Об акционерных обществах».
Практическое применение
На практике механизм «корпоративного управляющего» широкого применения пока не нашел, хотя очевидно, что он удобен для применения в холдинговых структурах, в группах связанных компаний, когда аффилированность не рассматривается как решающий недостаток.
Что же дает такая «передача власти»?
Причин для более внимательного рассмотрения института «корпоративного управляющего» – несколько. Рассмотрим некоторые из них – не в порядке важности.
Структурирование группы компаний в холдинг. В холдинговой структуре вполне логичным выглядит централизация исполнительной власти. В идеальной схеме головная компания холдинга не занимается ни производством, ни торговлей, ни иной хозяйственной деятельностью, ее задача – организация управления, предоставление «отраслевым» компаниям холдинга управленческих услуг (например, бухгалтерские, юридические, финансовые, аналитические, маркетинговые услуги, IT-поддержка). А значит, головная компания, обеспечивая компании холдинга перечисленными услугами, предлагает холдингу единый стандарт управления, документооборота группы компаний, в известной степени стандартизированные документы, договоры, методы анализа и минимизации рисков. При этом достигается минимизация расходов на содержание аппарата перечисленных подразделений, выполняющих, по большому счету, функцию поддержки основных (продающих или производственных) компаний холдинга. Передача полномочий единоличного исполнительного органа корпоративному управляющему упрощает задачи координации действий компаний холдинга, управления финансовыми потоками, управления рисками, налогового планирования.
Кроме того, привлечение Корпоративного управляющего решает еще одну немаловажную задачу.
При назначении на должность Генерального директора наемного менеджера нередко возникает вопрос, можно ли как-либо ограничить свободу действий нового директора, хотя бы на время испытательного срока. По действующему корпоративному праву полномочия Генерального директора не только практически безграничны, но и ограничение их договором или иным соглашением – мера не бесспорная.
Привлечение Корпоративного управляющего позволяет оговорить как полномочия Корпоративного управляющего, так и порядок принятия им тех или иных решений. Так, в прилагаемом проекте договора на корпоративное управление предусмотрен такой механизм, как получение Корпоративным управляющим директив Общего собрания. Таким образом, контроль за действиями Корпоративного управляющего со стороны учредителей, участников Общества, может быть сконструирован так, как это отвечает действительным договоренностям сторон. Меньше неявных договоренностей – меньше поводов для конфликта.
Вместе с приобретаемыми очевидными выгодами передача полномочий единоличного исполнительного органа корпоративному управляющему может вызвать некоторые затруднения в повседневной деятельности, если при формировании рассматриваемой структуры управления будут нарушены или недостаточно тщательно соблюдены необходимые корпоративные процедуры. Рассмотрим их подробней.
Принятие решения о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации. Федеральный закон «Об обществах с ограниченной ответственностью» (статья 42), устанавливает:
«1. Общество вправе передать по договору осуществление полномочий своего единоличного исполнительного органа управляющему.
2. Общество, передавшее полномочия единоличного исполнительного органа управляющему, осуществляет гражданские права и принимает на себя гражданские обязанности через управляющего, действующего в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и уставом общества.
3. Договор с управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества, либо, если решение этих вопросов отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества, председателем совета директоров (наблюдательного совета) общества или лицом, уполномоченным решением совета директоров (наблюдательного совета) общества».
Аналогичные по содержанию нормы содержатся в статье 69 Федерального закона «Об акционерных обществах»:
«По решению общего собрания акционеров полномочия единоличного исполнительного органа общества могут быть переданы по договору коммерческой организации (управляющей организации) или индивидуальному предпринимателю (управляющему). Решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа общества управляющей организации или управляющему принимается общим собранием акционеров только по предложению совета директоров (наблюдательного совета) общества.»
Такие же нормы содержатся в тексте статей 91, 103 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Первое условие: для такой передачи: ее возможность должна быть предусмотрена Уставом общества.
Второе условие: решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему должно быть принято высшим органом управления; в случае с ООО – это Общее собрание участников; для акционерного общества – Общее собрание акционеров, причем во втором случае – только по предложению Совета директоров (наблюдательного совета) общества.
Оформление передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющей организации.
Упомянутые выше акты прямо указывают на то, что для передачи полномочий единоличного исполнительного органа управляющему необходимо заключить соответствующий договор.
Договор с корпоративным управляющим подписывается от имени общества лицом, председательствовавшим на общем собрании участников общества, утвердившем условия договора с корпоративным управляющим, или участником общества, уполномоченным решением общего собрания участников общества.
Гражданский кодекс не содержит характеристики такого договора, как договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа юридического лица. Однако это не является основанием для отказа от создания такого договора самостоятельно, основываясь на целях, задачах и методах, присущих управляющему и единоличному исполнительному органу.
Несмотря на некоторую дискуссионность, мы имеем все основания утверждать, что такой договор является смешанным, композитным договором, имеющим в себе элементы договора на оказание услуг и агентского договора. Практика корпоративного строительства подтверждает право такой точки зрения на существование, и созданные специалистами «Студии Права» по такой модели договоры на передачу функций единоличного исполнительного органа управляющему прошли проверку в реальных жизненных ситуациях. Вывод – предложенный подход вполне работоспособен и применим в реальной жизни.
Особенности практического применения института корпоративного управляющего.
Рассмотрим практические вопросы деятельности компании, полномочия единоличного исполнительного органа (Генерального директора) которой переданы управляющему.
Если, в соответствии с действующим законодательством, функции единоличного исполнительного органа (Генерального директора) переданы управляющему – индивидуальному предпринимателю, вопрос о том, кто именно подписывает документы от имени управляемого общества, не возникает: документы подписывает индивидуальный предприниматель, которому переданы функции единоличного исполнительного органа. Совершенно иная ситуация – в случае, если управление передано управляющей организации (корпоративному управляющему).
Как следует из положений статьи 69 Федерального закона РФ № 208-ФЗ от 26.12.1995 «Об акционерных обществах», руководство текущей деятельностью общества осуществляется единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) или единоличным исполнительным органом общества; единоличный исполнительный орган общества (директор, генеральный директор) без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы, совершает сделки от имени общества, утверждает штаты, издает приказы и дает указания, обязательные для исполнения всеми работниками общества.
Аналогичная по содержанию норма содержится в статье 40 Федерального закона № 14-ФЗ от 08.02.1998 «Об обществах с ограниченной ответственностью», в соответствии с которой единоличный исполнительный орган общества без доверенности действует от имени общества, в том числе представляет его интересы и совершает сделки.
Таким образом, управляющая организация является лицом, представляющим интересы управляемого общества без доверенности. Но вправе ли руководитель управляющей организации подписывать документы от имени управляемого юридического лица? Представляется, что ответ на этот вопрос – положительный, поскольку руководитель управляющей организации, в соответствии с процитированными выше нормами корпоративного законодательства, является ее же представителем.
В то же время возможны варианты, когда непосредственное осуществление функций единоличного исполнительного органа общества поручено не руководителю управляющей организации, а одному из ее сотрудников, являющихся специалистом в корпоративном управлении. Во избежание разночтений по этому вопросу рекомендуем уже в договоре о передаче полномочий единоличного исполнительного органа (Генерального директора) корпоративному управляющему указать конкретное лицо, которое будет подписывать документы от имени управляемого общества. При этом физическому лицу, осуществляющему деятельность по корпоративному управлению, необходимо будет выдать доверенность от имени управляющей организации.
В отдельных случаях для подтверждения полномочий управляющего может потребоваться полный пакет документов, включающий:
- устав управляемого общества,
- протокол Общего собрания акционеров управляемого акционерного общества (или Общего собрания участников – в случае Общества с ограниченной ответственностью), на котором принято решение о передаче полномочий единоличного исполнительного органа управляющему;
- договор о передаче полномочий единоличного исполнительного органа;
- устав управляющей организации;
- приказ о назначении генерального директора управляющей организации;
- доверенность от имени управляющей организации на физическое лицо, непосредственно осуществляющее функции корпоративного управляющего.
Таким образом, использование института корпоративного управляющего позволяет сосредоточить управление в рамках одного юридического лица – головной компании холдинга; позволяет уменьшить затраты на административное управление; создать внятную и управляемую структуру группы компаний с понятной и логичной иерархией.
Как увеличить содержимое сайта?
Для этого нужно нажать клавишу «Ctrl» и удерживая её, масштабировать сайт с помошью клавиш «+», «–» или колёсика мыши.
Соглашения о передаче полномочий
Статьей 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» установлено:
органы местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления муниципального района о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджетов этих поселений в бюджет муниципального района в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации;
органы местного самоуправления муниципального района вправе заключать соглашения с органами местного самоуправления отдельных поселений, входящих в состав муниципального района, о передаче им осуществления части своих полномочий по решению вопросов местного значения за счет межбюджетных трансфертов, предоставляемых из бюджета муниципального района в бюджеты соответствующих поселений в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Указанные соглашения должны заключаться на определенный срок, содержать положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного, порядок определения ежегодного объема указанных в настоящей части межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий, а также предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений. Порядок заключения соглашений определяется уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования.
Для осуществления переданных в соответствии с указанными соглашениями полномочий органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства в случаях и порядке, предусмотренных решением представительного органа муниципального образования.
Статья 49 Устава муниципального образования Тюменский муниципальный район определяет, что передаче подлежат конкретные полномочия представительных органов муниципальных образований, контрольно-счетных органов муниципального образования и (или) местных администраций, предусмотренные федеральными законами и (или) уставами соответствующих муниципальных образований.
В зависимости от принадлежности передаваемых полномочий соглашения могут заключаться:
1) между представительными органами муниципального района и поселения, входящего в его состав;
2) между администрациями муниципального района и поселения, входящего в его состав.
Соглашения заключаются между органами местного самоуправления муниципального района и поселения, входящего в его состав, в следующих случаях:
1) передача полномочий представительного органа муниципального образования;
2) передача полномочий представительного органа муниципального образования и местной администрации совместно в рамках одного соглашения;
3) передача полномочий контрольно-счетного органа поселения по осуществлению внешнего муниципального финансового контроля контрольно-счетному органу муниципального района.
Проекты таких соглашений утверждаются на заседаниях представительных органов муниципальных образований и вступают в силу с момента подписания соглашения главами местных администраций.
Соглашения заключаются между администрациями муниципального района и поселения, входящего в его состав, в случае передачи полномочий местной администрации.
Такие соглашения утверждаются и подписываются главами местных администраций и вступают в силу с момента подписания соглашения.
Требования, предъявляемые к соглашениям:
1) соглашения должны заключаться на определенный срок;
2) соглашения должны содержать:
а) положения, устанавливающие основания и порядок прекращения их действия, в том числе досрочного;
б) порядок определения ежегодного объема указанных в частях 1, 2 настоящей статьи межбюджетных трансфертов, необходимых для осуществления передаваемых полномочий;
3) соглашения должны предусматривать финансовые санкции за неисполнение соглашений.
При необходимости изменения текста соглашения, расторжения соглашения заключается дополнительное соглашение к соглашению в порядке, установленном для заключения соглашения частями 5, 6 настоящей статьи.
Передача полномочий органа (органов) местного самоуправления посредством соглашения не снимает с указанного органа (органов) ответственность за надлежащее осуществление переданных полномочий, за исключением тех полномочий, которые переданы в части документационного и (или) нормативно-методического обеспечения.
Согласно Порядку заключения соглашений с органами местного самоуправления поселений, входящих в состав Тюменского муниципального района, о передаче (принятии) части полномочий по решению вопросов местного значения, утвержденному решением Думы Тюменского муниципального района от 29.12.2014 № 688 внесение изменений и дополнений в Соглашения осуществляется путем подписания Сторонами дополнительных Соглашений в соответствии с настоящим Порядком.
Органы местного самоуправления Тюменского муниципального района организуют размещение Соглашений на официальном сайте Администрации Тюменского муниципального района.
© Тюменский муниципальный район, 1923—2020
625049, г. Тюмень, ул. Московский тракт, 115
Kanc_tyumen_rayon@72to.ru
Сайт является средством массовой информации и официальным сайтом Администрации Тюменского муниципального района. Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС 77-26997 от 18 января 2007 года выдано Федеральной службой по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия. Учредитель — Администрация Тюменского муниципального района.
Передача полномочий
1.1. Нотариального заверения данная доверенность не требует, достаточно просто подписи председателя члена СНТ на совершение конкретных действий на бумаге.
2. Какую брать доверенность для передачу всех полномочий (продажа, покупка)
2.1. Если Вы передаете полномочия другому лицу по доверенности, для простой формы сделки – простая доверенность от Вас, если нотариальная форма или требуется госрегистрация сделки, то нотариальная форма – выдает нотариус. В целях экономии денежных средств, нужно точно знать – форму сделки. Желаю удачи.
3. Нужно ли заверять нотариально доверенность о передаче полномочий учредителя в ООО?
3.1. Да, нужно удостоверять нотариально.
4. Как составить договор о передаче полномочий на земельный участок.
4.1. Что вы имете ввиду под передачей полномочий. Российским законодательством предусмотрены следующие виды распоряжения ЗУ: сдача в аренду, продажа, передача в ренту, дарение, отказаться от использования.
5.1. Имеет право, если такое полномочие предусмотрено доверенностью.
6.1. Вы вправе обжаловать это решение в судебном порядке.
7.1. Значит подследственность не их,поэтому передали.
8.1. Для начала нужно узнать, на основании чего планируется либо уже осуществлена такая передача. А после этого нужно обжаловать акт или решение о такой передаче. Из вашего вопроса пока не совсем всё понятно.
9.1. В данном случае надо защитить права работника и заключить служебный контракт на неопределенный срок. Соглашения о передаче полномочий заключаются каждый год. Если вдруг поселения захотят себе оставить данные полномочия, то работник им все равно потребуется. А по срочному контракту, служащий будет не защищен и каждый год в конце года переживать, продлят контракт или нет.
10.1. Можете спать спокойно. Ничего плохого они сделать не смогут.
11.1. Выбирайте на сайте юриста и заказывайте ему работу или в личку, или на электронную почту указанную у нас у всех в профиле, Кратко на ваши вопросы не ответить.
12.1. Нужно смотреть уставные документы – полномочия, ответственность сторон и подотчетных лиц. Однозначно на Ваш вопрос не ответишь.
13.1. уважаемая Наталья!
Вы можете оформить договор купли-продажи доли в обществе. Документы нужно подавать в ИФНС. Подпись в заявлении в ИФНС нужно удостоверять у нотариуса.
Вы можете оформить договор по управлению вашим обществом.
Вы можете обратиться за помощью по составлению документов, заказать персональную консультацию.
14.1. Нотариальная доверенность.
14.2. Владимир Павлович!
Я рекомендую при большом объеме работы председателя совета МКД оформить нотариальную доверенность, где собственник поручает объем прав и обязанностей председателю совета МКД. При оформлении доверенности необходимо оплатить нотариусу государственную пошлину и стоимость технических работ. Общая стоимость доверенности составить примерно 2000 рублей. К нотариусу может обратиться доверитель с паспортом и данными поверенного. Нотариус принимает любой в Вашем муниципалитете.
15.1. при выходе директора на больничный он обязан подать заявление учредителю или распределителю бюджетных средств о назначении временно исполняющего обязанности директора, при этом в заявлении наличие согласия этого лица обязательно. Далее уже учредитель (распорядитель) выносит приказ (распоряжение) о назначении ВРИО на период отсутствия директора. Право подписывать финансовые и банковские документы (образцы подписей, право первой/второй подписи) оформляется нотариально. Без приказа учредителя, издание за Вашей подписью распорядительных документов не правомочно, они не будут меть юридической силы. Вы должны довести до сведения директора данную правовую ситуацию.
16.1. Закон устанавливает лишь то, что кредитор, уступивший требование другому лицу, обязан передать ему документы, удостоверяющие права требования, и сообщить сведения, имеющие значение для осуществления этих прав (п. 3 ст. 385 ГК РФ).
Однако в одном из дел, рассмотренных судебной коллегией ВС РФ, указано, что не имеет значения, в какой форме цедент передал документы – частично в оригиналах, частично в копиях, в том числе нотариальных (определение ВС РФ от 08.06.15 No 304-ЭС 14-8595 по делу No А 46-14792/2013).
К новому кредитору переходят все права первого кредитора, в т.ч. передача дела в суд.
17.1. Дарья.
Представляется, что решение юридических задачь для студентов-тунеядцев не является предметом деятельности данного сайта. Подобные услуги юристами иногда оказываются, но, как правило, на платной основе.
18.1. Такого перечня нет. Обратитесь к судебному приставу и уточните, какие необходимы документы. Всего Вам хорошего.
18.2. К заявлению прикладыается выписка из ЕГРЮЛ, протокол об избрании председателя, либо доверенность. Выданная лицу, которое подписало заявление о возбуждении исполнительного производства.
18.3. В законе об исполнительном производстве.
Статья 30.
Судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено настоящим Федеральным законом.
19.1. Уважаемый клиент Спасибо что обратились на наш сайт за консультацией. К сожалению нет все доверенности выдаются только по паспорту гражданина Российской Федерации.
20.1. Да можно. В законе и уставе СНТ так же должен быть пункт о формах голосования. Сначала члены правления СНТ создают инициативную группу, выносят решение о проведении внеочередного общего собрания с повесткой отчет и переизбрание председателя СНТ за 1-2 месяца до даты собрания оповещают все членов СНТ (объявление в местную газету) и т.д. Составляют списки членов СНТ, готовят доверенности от них на уполномоченных от группы (5-10 чел) и проводят собрание. Уполномоченные регистрируются. При открытии собрания избирается председатель и секретарь, которые проверяют кворум, при наличии кворума проводят собрание, с заслушиванием ревизионной комиссии и отчетом о проделанной работы. После чего голосуют присутствующие и уполномоченные.
21.1. Несут полную юридическую силу, договор купли-продажи можно составить различными способами и отразить в нём любые условия
Желаю Вам удачи и всех благ!
21.2. Добрый вам вечер
Уважаемая Наталия, в данном случае все законно и обоснованно. Большую часть квартир сейчас так и продают. Пока вроде проблем не было. Сам так продавал.
21.3. В данном случае всё абсолютно законно и обоснованно. .Желаю вам удачи в решении вашего вопроса.
22.1. Необходимо принять соответствующее решение. Для этого потребуется собрать всех участников и отразить их решение в протоколе собрания участников.
23.1. Вы вправе как выдавать нотариальную доверенность на другого человека, действующего от Вашего имени, так и отзывать ее в любой момент.
К субсидиарной ответственности Вас за деятельность ООО могут привлечь только при одном условии: наличии личной вины в действиях учредителя, повлекших образование задолженности. Во всех прочих случаях ответственность Вам не грозит.
24.1. Они могут выписать на Вас доверенность у нотариуса на представление их интересов для урегулирования данной ситуации (представления их интересов в УК, например)
24.2. Если собственники вам доверенность выдадут то вы можете по поводу квартиры и балкона общаться с ук а так примите меры к исключению доступа ваших детей на этот балкое, заявление о ремонте балкона собственники могут направить в адрес ук и почтой.
24.3. Доверенность пусть собственник выдаст на ваше имя. Начните с обращения в администрацию, далее там подскажут порядок действий.
24.4. Ответственность за балконную плиту несет управляющая компания, поэтому они обязаны делать ремонт. Обращайтесь в соответствующие заявкой, в случае отказа подавайте жалобу в жилищную инспекцию.
25.1. Может ли глава района по своему усмотрению распорядится зданием сельского поселения, документов на это здание нет совсем. может решать в пределах своей компетенции. Никто не будет разбираться пока не затронуты чьи либо права.
26.1. надо смотреть ваш договор конечно, однако скорее всего переустпать право скорее всего будет нельзя, раз стоит запрет.
26.2. При вынесении судом решения, условия договора не действуют, поскольку договор расторгнут. Вы вправе осуществить переуступку права требования – только теперь уже не по договору, а по исполнительному документу.
27.1. Оспорить можно. Собственник не может лишать МУП имущества без которого предприятие не имеет возможности осуществлять основной вид деятельности.
28.1. Нужно составлять нет доверенности, а оформлять временную опеку. Для этого необходимо обратиться в орган опеки и попечительства по месту жительства детей.
28.2. Да, конечно дочь может выдать такую доверенность на данные полномочия, в пределах своих прав на основании решения суда. Обратитесь в органы опеки для оформления опекунства.
28.3. Нет ваша дочь не может выдать доверенность она ограничена в правах. В связи с ее осуждением по приговору суда устройством ее детей должна заниматься опека а они рассматривают и вашу кандидатуру. Для оформления опеки вам придется собрать документы после чего примут распоряжение о передаче детей под опеку вам если нет других кандидатов.
28.4. Оформить временную опеку может бабушка в органах опеки по месту жительства детей, ввиду того, что мать отбывает наказание и не может исполнять родительские обязанности.
29.1. В данной ситуации, когда “На практике (речь идет о полномочиях Ген. директора и исп. директора (непрописанного в Уставе))” – нужно значит прописать полномочия каждого отдельным “Должностной обязанностью“
30.1. В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации у должника есть такое право
Удачи Вам и всего доброго!