- Письмо о передаче имущества с баланса на баланс образец
- Как передать объект
- Списание объекта
- Бюджетный учет
- Порядок передачи имущества с баланса на баланс
- Причины перепоручения управлением имуществом
- Виды имущества, подлежащего передаче
- Данные, указываемые при оформлении акта
- Оформление актов передачи-приемки
- Пакет документов
- О передаче имущества с баланса на баланс
- Правила по оформлению документа
- Распоряжение Росимущества от 20.10.2004 N 550-р
- «О передаче недвижимого имущества с баланса ФГУП «УЭЗиС МИД России» на баланс ФГУП «Автопредприятие МИД России»
- Письмо о передаче имущества с баланса на баланс образец
- Образец ходотайства о передаче имущества с баланса на баланс
- Передача недвижимого имущества с баланса на баланс
- Приказ о передаче основных средств в другое учреждение образец
- Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества
- Оформление актов передачи-приемки
- Приказ №01-03
- Приказ о постановке на баланс основных средств
- Правовые основы вынесения приказа
- Способы пополнения
- Особенности составления приказа
- Значение приказа
- Сроки составления приказа
- Ошибки при составлении приказа
- Срок хранения
- Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества
Письмо о передаче имущества с баланса на баланс образец
Как передать объект
Проблемы и разногласия с Росимуществом – дело частое. Вот и к нам в редакцию поступают письма с просьбой ответить на вопросы такого рода: может ли учреждение передавать объекты другой организации и на каком основании. Ответить нам помогут эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ Суховерхова А. Н., Пименов В. В.
Приведем несколько строк из одного такого письма: «Может ли федеральное учреждение, подведомственно ФМБА России (главный распорядитель бюджетных средств), передать списанный автомобиль организации (муниципальной или федеральной), подведомственной другому ГРБС, если имеются акт списания, приказ о назначении руководителя передающей организации, согласие вышестоящей организации, согласие принимающей стороны и согласие ее вышестоящей организации, копии учредительных документов принимающей стороны, инвентарная карточка учета основного средства, копия ПТС, а разрешение на списание автомобиля от территориального органа Росимущества не получено?«.
Ответ будет таким. Если принято решение о передаче объектов нефинансовых активов, их не следует списывать с баланса. Списание следует производить в связи с передачей другому учреждению. При этом учреждение должно располагать разрешением органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом, или его письменным заключением об отсутствии необходимости в получении такого разрешения.
Дело в том, чтоучреждения не вправе отчуждать либо иным способом распоряжаться имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным учреждением за счет средств, выделенных собственником на приобретение такого имущества (ст. 298 ГК РФ). Следовательно, учреждения имеют право осуществлять какие-либо действия с имуществом только на основании решения органа власти, уполномоченного представлять интересы собственника по управлению имуществом. При этом в рассматриваемой ситуации собственником имущества является Российская Федерация.
В отношении имущества федеральных государственных учреждений полномочия собственника определяет Федеральное агентство по управлению государственным имуществом (п. 5 Положения о Федеральном агентстве по управлению государственным имуществом, утвержденного постановлением Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 432).
Однако Федеральное медико-биологическое агентство осуществляет полномочия собственника в отношении федерального имущества, необходимого для обеспечения исполнения его функций, в том числе имущества, переданного федеральным государственным учреждениям, подведомственным ФМБА России (п. 5.8 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 11 апреля 2005 г. № 206).
Следует учитывать, что полномочия по закреплению (изъятию) и списанию какого-либо имущества федеральных государственных учреждений федеральными законами, актами Президента РФ и Правительства РФ за ФМБА России не закреплялись. Таким образом, данные функции в рассматриваемой ситуации возложены исключительно на Росимущество России. В то же время оно принимает решение по закреплению (изъятию) и списанию имущества при наличии письменного согласия организации-балансодержателя и федерального органа власти, в ведении которого она находится. Данная позиция подтверждается также и судебной практикой (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 17 октября 2007 г. по делу № А33-19553/2006-Ф02-7579/2007 ).
Таким образом, органом, уполномоченным представлять интересы собственника по управлению имуществом, является Росимущество. Кроме того, на него и его территориальные органы возложены функции по учету федерального имущества и ведению реестра федерального имущества (п. 4 Положения об учете федерального имущества, утвержденного постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447). В то же время ведение реестра федерального имущества является только одной из функций Росимущества, а его полномочия по представлению интересов собственника, определяемые гражданским законодательством, не прекращаются в зависимости от каких-либо параметров имущества (в том числе стоимостных), его состояния и отражения в учете.
Отметим, что действующие в настоящее время нормативные документы прямо не дают ответ на вопрос о том, следует ли согласовывать с Росимуществом только операции с теми объектами, которые зарегистрированы в Реестре федерального имущества, или же согласованию будут подлежать все операции по отчуждению материальных средств. В этой ситуации следует исходить, прежде всего, из положений гражданского законодательства, в соответствии с которым учреждение в любом случае не наделено правом собственности на данный объект.
Таким образом, во избежание разногласий с контролирующими органами, для передачи ранее списанного основного средства учреждению, подведомственному иному главному распорядителю бюджетных средств, организация должна располагать разрешением уполномоченного органа или его письменным заключением об отсутствии необходимости в получении такого разрешения.
Списание объекта
Порядок отражения в бюджетному учете операций по списанию основных средств устанавливает Инструкция по бюджетному учету, утвержденная приказом Минфина России от 30 декабря 2008 г. № 148н (далее – Инструкция № 148н), а также ведомственные приказы и инструкции. Как правило, ведомственные нормативные акты в зависимости от стоимости основного средства наделяют правами на его списание руководителей различного уровня.
Заметим, истечение нормативного срока полезного использования основных средств, не является основанием для списания, если они по своему техническому состоянию или после ремонта могут быть использованы для дальнейшей эксплуатации по прямому назначению. Основанием для получения разрешения на списание объекта основных средств прежде всего может служить техническое состояние объекта, не соответствующее требованиям нормативно-технической документации, правилам государственных органов, осуществляющих надзорные функции, а также нецелесообразность их дальнейшего использования.
Списание основных средств производится на основании заключения специальной комиссии, назначенной приказом руководителя. Порядок ее работы также может быть прописан в учетной политике или в отдельном приказе руководителя.
В ходе работы комиссия оформляет Акты о списании основных средств (п. 22 Инструкции № 148н). Для обоснования принятия решения о списании основных средств к актам о списании могут, например, прилагаться следующие документы:
- копии инвентарных карточек учета основных средств;
- отчеты об оценке рыночной стоимости имущества;
- заключения о техническом состоянии, выданные организациями, имеющими лицензии на данный вид деятельности, подтверждающие непригодность объекта к восстановлению и дальнейшему использованию;
- копии технических паспортов;
- выписки из реестров имущества (федерального, субъекта РФ, муниципального);
- копии актов об аварии и справки о стоимости нанесенного ущерба (при списании основного средства вследствие аварии);
- справки органов власти, подтверждающие факт стихийного бедствия или чрезвычайного происшествия (при списании основных средств, пришедших в негодность в результате стихийного бедствия или чрезвычайной ситуации);
- документы, подтверждающие принятие мер по защите интересов государства и возмещению ущерба (при списании основных средств, выбывающих вследствие хищения, недостачи, нанесения ущерба).
При отсутствии возражений со стороны главного распорядителя бюджетных средств акт о списании основного средства с прилагаемыми документами, обосновывающими списание, представляются для согласования в орган по управлению имуществом (конкретный перечень представляемых документов определяется соответствующим административным регламентом Росимущества).
Разборка, демонтаж, передача другому учреждению транспортного средства до утверждения акта и согласования списания (передачи) основного средства не допустимы.
После утверждения Актов о списании основных средств комиссия учреждения проводит следующие мероприятия:
- снимает списываемую единицу основных средств с учета в государственных надзорных органах;
- контролирует проведение разборки и демонтажа объекта;
- осуществляет контроль за изъятием из списываемых основных средств пригодных к использованию материальных ценностей (в том числе драгоценных металлов и камней, цветных металлов), определяет их количество и вес;
- контролирует сдачу на склад материальных ценностей, полученных в результате разборки (демонтажа) основного средства и пригодных к дальнейшему использованию.
Таким образом, при списании с баланса объекта основного средства в распоряжении бюджетного учреждения остаются материальные ценности, которые также являются федеральным имуществом и подлежащим соответствующему учету.
Бюджетный учет
Списанные с баланса основные средства до передачи, согласно распоряжению уполномоченного органа, могут учитываться на соответствующем забалансовом счете, введенном для обеспечения управленческого учета (п. 263 Инструкции № 148н). Передачу данных объектов целесообразно оформить Актом о приеме-передаче объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) (форма 0306001).
Если же из документов, представленных в бухгалтерию, следует, что основные средства не списываются с учета как пришедшие в негодность, а подлежат списанию с баланса в связи с последующей передачей, то в учете должны быть оформлены бухгалтерские записи, отражающие безвозмездную передачу объектов основных средств в соответствии с положениями пункта 22 Инструкции № 148н. В этом случае передачу нефинансовых активов осуществляют по балансовой стоимости объекта с одновременной передачей суммы начисленной на объект нефинансового актива амортизации (п. 13 Инструкции № 148н). При этом делают такие записи:
Дебет 0 401 01 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
Кредит 0 101 00 000*
– отражена безвозмездная передача объектов основных средств (в рамках движения объектов между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета, между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств в рамках приносящей доход деятельности, а также при их передаче государственным и муниципальным организациям).
Также необходимо будет сделать такие записи:
Дебет 0 104 00 000
Кредит 0 401 01 241
«Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям»
– отражено списание амортизации.
При фактическом выбытии имущества (списании) его необходимо исключить из реестра федерального имущества в соответствии с постановлением Правительства РФ от 16 июля 2007 г. № 447 г. «О совершенствовании учета федерального имущества». Документы представляются в Росимущество Росси в соответствии с порядком, установленным органом исполнительной власти.
Эксперты службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова А. Н., Пименов В. В.
Статья опубликована в журнале
«Бюджетный учет» № 12 декабрь 2009 года.
[1] В 23-26 разрядах номера счета указывают соответствующие коды аналитического счета и классификации операций сектора государственного управления.
Порядок передачи имущества с баланса на баланс
Как правильно соблюсти порядок передачи ценного имущества с баланса одного предприятия на баланс другого? Необходимо указывать причины передачи, данные о передаваемой собственности и представлять пакет основных документов.
Причины перепоручения управлением имуществом
Почему оформляется списание имущества организации или передача собственности на владение другой компании? Поводом для перевода может служить:
- реорганизация фирмы;
- переоформление отдельного объекта муниципального предприятия;
- решение учредителей;
- формальное банкротство объекта;
- внесение собственности в уставной капитал;
- договор купли-продажи.
Компания, выступая как юридическое лицо, может передать собственность на баланс только другого юридического лица. Физические лица не имеют права заключать подобные сделки.
Виды имущества, подлежащего передаче
Передавать на баланс можно малоценное имущество (стулья, офисную мебель, старые компьютеры), а также объекты, обладающие высокой стоимостью. Требуется выписка из федерального реестра имущества, если предполагается перепоручить владение ценной собственность.
В соответствии с постановлением Правительства РФ №447 предоставляется выписка:
- если передается имущество высокой ценности;
- в пользование будут отходить крупные участки земли, торговые площади;
- если компания оформляет перевод движимой собственности, стоимость которой не составляет более 500 000 рублей.
- при оформлении недвижимости (например, требуется передача здания с баланса на баланс).
Если выделено имущество, не подходящее к использованию из-за физического или морального износа, его следует списать. Списываются основные средства, в ценовой категории от 3000 до 40 000 рублей и те, которые числятся на балансе предприятия, но относятся к федеральному бюджету. С бюджетного счета можно списывать актив, стоимость которого превышает 40 000 рублей.
Данные, указываемые при оформлении акта
Переоформление собственности проводится с указанием основных реквизитов сдающего и принимающего юридического лица. Кроме того, в период передачи имущества на баланс необходимо предоставить данные о передаваемых объектах.
Предприятие, планирующее передать собственность, указывает:
- Обоснования перепоручения владения имуществом (например, нет необходимости использовать активы дальше, объекты устарели морально или не функциональны для данного предприятия);
- Данные предприятия, готового принять сдаваемое имущество;
- Данные о передаваемой федеральной собственности (вид: недвижимость, активы высокой ценности, движимые объекты);
- Если во владение передается недвижимость, указывается место его расположения, квадратура;
- Для принятия в пользование участка земли необходимо представить данные: место расположения земельного надела, размеры площади, номер, зарегистрированный в кадастровых документах.
В обязательном порядке указывается общая балансовая стоимость передаваемого актива.
Оформление актов передачи-приемки
Как передать имущество от одной организации другой, если оно составляет не один объект, а несколько? Следует указывать все позиции, перечисляя не только объекты, но и данные о них.
Прописываются:
- наименование;
- инвентарный номер;
- кадастровый номер;
- балансовая стоимость.
При этом, по распоряжению Правительства № 447 от 2007 года, принимающая компания должна письменно обосновать, что объекты собственности, отправляющиеся к ней в пользование, ей необходимы. Например, бухгалтерский состав нуждается в новых компьютерах, директору требуется новое кресло, организации не хватает складских помещений.
Пакет документов
При подготовке передаточного акта на основные средства готовятся документы. В список входят:
- копия документов, подтверждающих право владения юридическим лицом собственности;
- копия инвентарной карты;
- копия ПТС (если на счет нужно передать автомобиль).
Если федеральная собственность передается в муниципалитет, необходимо также представлять разрешение Территориального федерального управления на оформление операции.
Точное соблюдение порядка передачи собственности с баланса компании на баланс другого предприятия является гарантом законности операции.
О передаче имущества с баланса на баланс
Кто составляет приказ.
Приказ пишется от лица руководителя предприятия или уполномоченного на подписание такого рода документов сотрудника. Непосредственно его составлением занимается
- или секретарь организации,
- или начальник какого-либо структурного подразделения,
- или бухгалтер.
В любом случае, это должен быть работник, который имеет достаточную квалификацию и знаком с правилами составления приказов.
Правильно оформленный приказ позволяет грамотно и, главное, законно, избавиться от ненужного имущества, с полным соблюдением норм по ведению бухгалтерского учета.
Правила по оформлению документа
Приказ о списании основных средств может быть написан как от руки, так и в печатном виде, как на фирменном бланке организации, так и на обычном листе А4 формата.
Важнейшее условие: он должен содержать «живые» подписи руководителя компании и сотрудников, которые в нем упомянуты.
Заверять печатью приказ не обязательно, поскольку он относится ко внутренней документации предприятия (не будем забывать и о том, что с 2016 года юридические лица могут больше не применять в работе оттиски печатей и штампов для визирования бумаг).
Приказ относится к первичной документации, поэтому правила по его хранению строго регламентированы. Его необходимо держать в архиве предприятия не менее пяти лет, на случай востребования налоговыми специалистами (например, для подтверждения списания основного средства).
Распоряжение Росимущества от 20.10.2004 N 550-р
«О передаче недвижимого имущества с баланса ФГУП «УЭЗиС МИД России» на баланс ФГУП «Автопредприятие МИД России»
Документ по состоянию на август 2014 г.
В соответствии со статьями 125, 295, 299 Гражданского кодекса Российской Федерации, Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2004 г. N 200 «Вопросы Федерального агентства по управлению федеральным имуществом», обращением Министерства иностранных дел Российской Федерации от 20 сентября 2004 г. N 2679/уд и учитывая обращение ФГУП «Автопредприятие МИД России» от 14 сентября 2004 г. N 561:
1. Изъять из хозяйственного ведения имущество (здание), находящееся на балансе федерального государственного унитарного предприятия «Управление по эксплуатации зданий и сооружений МИД России», расположенное по адресу: г. Москва, ул. Василисы Кожиной, д. 11 а.
2. Закрепить за федеральным государственным унитарным предприятием «Автопредприятие МИД России» на праве хозяйственного ведения здание, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.
3. ФГУП «УЭЗиС МИД России» в установленном порядке:
— передать на баланс ФГУП «Автопредприятие МИД России» недвижимое имущество, указанное в пункте 1 настоящего распоряжения.
Письмо о передаче имущества с баланса на баланс образец
Образец ходотайства о передаче имущества с баланса на баланс
2.2. Уполномоченный орган обязан передать Имущество в соответствии с перечнем имущества и актом приема-передачи. 2.3. Учреждение имеет право в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением Имущества осуществлять права владения, пользования и распоряжения им.
2.4. Важно Ионоселективный анализатор 1 370440000 370440000 7.
Прибор мочевой «Врискан» С-100 1 51038400 51038400 8.
Передача недвижимого имущества с баланса на баланс
посредством свершения следующих сделок:
- купли-продажи;
- внесения имущества в уставный капитал организации и т. д.
Надлежит помнить, что дарение между коммерческими организациями запрещено законом (подп.
Зачастую под данным оборотом подразумевается имущества в ведение другого субъекта (например, в оперативное управление и т.
Приказ о передаче основных средств в другое учреждение образец
Договор безвозмездного пользования имуществом образец.На основании распоряжения Министерства имущественных отношений Республики Алтай от 28 июля года 271. Состояние имущества, подлежащего передаче в безвозмездное пользование, должно быть определено в.
Если получатель имущества не имеет претензий к поставщику, это нужно обязательно отметить, если же таковые претензии существуют, их необходимо описать во всех подробностях.
Екатеринбург, ул. Папанина, д. 7 «А» и закрепить его за УВД Свердловской области на праве оперативного управления. 2. УВД Свердловской области (Воротников В.А.) в срок, указанный в п. 1 Постановления, принять на баланс здание с последующим размещением в нем регионального Управления по организованной преступности. Инвентаризация также необходимо для выявления основных фондов, непригодных к эксплуатации, либо дальнейшее использование которых в деятельности компании нецелесообразно.
Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества
Бухгалтерский учет операций по передаче (получению) Имущества При передаче (получении) основного средства в бухгалтерском учете: — передающего учреждения — нужно произвести списание балансовой стоимости ОС и суммы ранее начисленной амортизации (п.
Представить в Комитет по здравоохранению акт приемки-передачи указанного медицинского оборудования и имущества в течение 2-х недель со дня выхода данного приказа.
Оформление актов передачи-приемки
Как передать имущество от одной организации другой, если оно составляет не один объект, а несколько? Следует указывать все позиции, перечисляя не только объекты, но и данные о них.
Прописываются:
- наименование;
- инвентарный номер;
- кадастровый номер;
- балансовая стоимость.
При этом, по распоряжению Правительства № 447 от 2007 года, принимающая компания должна письменно обосновать, что объекты собственности, отправляющиеся к ней в пользование, ей необходимы. Например, бухгалтерский состав нуждается в новых компьютерах, директору требуется новое кресло, организации не хватает складских помещений.
Приказ №01-03
ІСЬКА РАДА ГОРОДСКОЙ СОВЕТ 99011; м.
Севастополь, 99011; г. Севастополь, вул. Луначарського,5; тел. 54-06-88 ул. Луначарского,5; тел. 54-06-88 основных средств на баланс Фонда коммунального имущества СГС Директору КП СГС «Аррикон» (Колесникова В.Г.) снять с баланса основные средства общей первоначальной стоимостью 6801,00 грн.
согласно приложению. И.о. председателя Фонда коммунального имущества г.
Севастополя (Юрина Т.А.) принять по актам приема-передачи и зачислить по остаточной стоимости на баланс учреждения основные средства, указанные в п.1 настоящего приказа.
Акт приема-передачи основных средств (ф.
ОС-1) представить на утверждение в срок до 19.09.2011 г.
Отделу учета и анализа использования коммунальной собственности внести соответствующие изменения в реестр коммунальной собственности города Севастополя. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на начальника отдела учета и анализа использования коммунальной собственности И.А. Антонову. Фонда коммунального имущества Т.А.Юрина Перечень основных средств, передаваемых с баланса КП СГС «Аррикон»» на баланс Фонда коммунального имущества СГС
Приказ о постановке на баланс основных средств
Приказ о постановке на баланс основных средств является одним из базовых документов компании, которым обеспечивается введение ее имущества в эксплуатацию. При осуществлении хозяйственной деятельности предприятию необходим транспорт, персональные компьютеры, оборудование и т.д. Все эти вещи мало приобрести, они должны быть правильно отражены в бухгалтерской документации компании.
Правовые основы вынесения приказа
В «Положении по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ», утвержденном Приказом Министерства финансов, под основными средствами понимаются ценности, которые используются организацией:
- в качестве средств производства;
- для управления компанией.
Перечень таких средств точно не определен законодателем и носит открытый характер. В качестве примера материальных ценностей в Положении указаны:
- многолетние насаждения;
- здания;
- недра;
- водоемы;
- лабораторный инвентарь;
- автомобили;
- рабочий скот;
- вложения, которые были сделаны в ОС.
Важным условием для отнесения имущества к базовым для предприятия средствам является срок эксплуатации таких ценностей, который должен быть более 12 месяцев.
При отнесении материальных ценностей к основным средствам не имеет значения, как они появились у юридического лица.
Способы пополнения
Пополнение имущества предприятия возможно, в том числе, путем:
- покупки объектов;
- принятия ценностей в дар;
- получения недвижимости в долгосрочную аренду или пользование;
- создания ценностей собственными силами;
- получения в качестве взноса в уставной капитал и т.д.
Требование о ведении учета всего имущества компаний сформулировано в ФЗ «О бухгалтерском учете». Основным документом, отражающим финансовое состояние юридического лица и содержащим подробную информацию о его активах, является бухгалтерский баланс.
Все средства производства, которые приобрела или получила организация, должны быть отмечены в бухгалтерских регистрах компании. Поэтому после совершения сделок по приобретению материальных активов, предназначенных для осуществления хозяйственной деятельности компанией, необходимо организовать их фиксацию в качестве ОС в бухгалтерских документах.
Это обеспечивается составлением Приказа о постановке имущества на баланс.
Особенности составления приказа
Подготовить проект документа по указанию руководителя могут:
- бухгалтерская служба;
- юрист предприятия;
- помощник руководителя.
Образец приказа законодательно не установлен. Анализ требований закона «О бухгалтерском учете», а также основ документооборота позволяет выделить следующие необходимые элементы такого распоряжения:
- наименование организации, в которой выносится приказ, ее реквизиты (если документ составляется на типовом бланке, то эту часть заменяет шапка бланка);
- название документа (например, «приказ о постановке на баланс основных средств» или «приказ о постановке на учет в основных средствах» и т.д.) и его порядковый номер;
- дату составления документа и место его подписания;
- основание вынесения распоряжения (указывается, в связи с чем имущество появилось на предприятии);
- подробное описание средства производства, которое принимается на баланс (с обозначением всех характеристик, серийных номеров, предельной мощности, цвета, запаха, фактуры и т.п.);
Значение приказа
Документ о принятии на баланс компании основного средства необходим не только для составления бухгалтерской отчетности. Только после его вынесения полученные организацией активы могут быть фактически введены в производство на основании Акта ввода этого имущества в эксплуатацию. В Акте необходимо отразить:
- характеристику имущества;
- внешний вид и техническое состояние средства производства;
- ФИО лиц, ответственных за использование имущества;
- степень готовности оборудования к использованию.
Акт подписывается комиссией, состоящей из руководителя, главного бухгалтера и специалистов, в ведении которых будет использоваться имущество.
Сроки составления приказа
Законодательство о бухгалтерском учете не содержит предельных сроков постановки имущества на баланс после его приобретения. Однако организации не выгодно откладывать вынесение такого приказа. Компании могут уменьшить налоговые платежи на сумму амортизации основного оборудования. Начисление амортизации возможно только после принятия имущества на баланс и ввода его в эксплуатацию.
Ошибки при составлении приказа
Частыми ошибками при составлении приказа о принятии на баланс основных средств являются:
- Отсутствие доказательств, подтверждающих первоначальную стоимость актива. Основой для внесения имущества на учет являются документы, которые сопровождают появление средства производства на предприятии (например, договор купли-продажи, аренды, дарения и т.д.). Именно по указанной в них стоимости необходимо производить оценку имущества. Данные документы должны быть представлены при налоговой проверке.
- Неверное отнесение объекта к основному средству. При формировании категории «основных средств» необходимо понимать, какие средства производства будут способствовать выполнению основной функции компании, а какие просто организуют быт работников. Например, даже если кофемашина используется больше года и не будет отчуждаться предприятием, она не является ОС, так как не имеет отношения к нуждам самого предприятия.
- Учет частей имущества в качестве самостоятельных основных средств. Если объект используется комплексно и срок службы деталей не намного отличается, он не может быть учтен по частям.
Срок хранения
В соответствии с Положением по бухгалтерскому учету вся первичная бухгалтерская документация подлежит хранению не менее 5 лет со дня ее составления. К данной категории можно отнести акты приемки-передачи основного средства, договоры, подтверждающие его приобретение. В соответствии с Приказом Минкультуры РФ №558 от 25 августа 2010 года все документы об утверждении основных средств должны храниться в организациях постоянно.
Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества
Безвозмездность – это передача имущества, денежных средств одним лицам со стороны других лиц без оплаты, бесплатно 1 . При этом производиться безвозмездная передача может в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов. В настоящей статье рассмотрен порядок отражения операций по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в учете казенных учреждений.
Правовые положения
Начнем с того, что имущество закрепляется за казенным учреждением на праве оперативного управления. Учреждение владеет и пользуется им в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности и назначением данного имущества и если иное не установлено законом, а распоряжается им с согласия собственника этого имущества (ст. 296 ГК РФ).
В силу абз. 5 п. 1 ст. 216 ГК РФ право оперативного управления относится к вещным правам лиц, не являющихся собственниками. При этом в соответствии с п. 1 ст. 131 ГК РФ вещные права на недвижимое имущество, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в Едином государственном реестре органом, осуществляющим государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ней 2 . То есть право оперативного управления на недвижимое имущество возникает с момента его государственной регистрации.
Согласно ст. 1 Федерального закона от 21.07.1997 № 122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» (далее – Федеральный закон № 122-ФЗ) недвижимым имуществом (недвижимостью), права на которое подлежат государственной регистрации, признаются:
– земельные участки и участки недр;
– объекты, связанные с землей так, что их перемещение без несоразмерного ущерба их назначению невозможно (в частности, здания, сооружения, жилые и нежилые помещения, предприятия как имущественные комплексы).
Факт государственной регистрации прав на указанное имущество удостоверяется свидетельством о государственной регистрации (п. 1 ст. 14 Федерального закона № 122-ФЗ). Датой государственной регистрации права оперативного управления является день внесения соответствующих записей о данном праве в Единый государственный реестр.
Бюджетный учет операций по безвозмездной передаче
В соответствии с п. 4 и 5 Инструкции по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденной Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н (далее – Инструкция № 162н), для учета казенными учреждениями операций с недвижимым имуществом, права на которое подлежат государственной регистрации, предназначены следующие счета:
Номер счета |
Срок полезного использования безвозмездно полученных объектов недвижимого имущества в целях принятия к учету в составе основных средств и начисления амортизации определяется исходя из срока фактической эксплуатации и срока ранее начисленной суммы амортизации (п. 44 Инструкции № 157н).
Безвозмездная передача (получение) может осуществляться в рамках внутриведомственных, межведомственных и межбюджетных расчетов.
Порядок отражения в бюджетном учете казенных учреждений операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества в рамках первых двух видов расчетов (внутриведомственных и межведомственных) изложен Минфином в письмах от 01.03.2011 № 02-06-07/733 и от 30.03.2012 № 02-06-07/1061.
В первом письме специалисты финансового ведомства отводят важную роль кодам бюджетной классификации, которые следует указывать с 1 по 17 разряды номера счета бюджетного учета сторонами расчетов (передающей и принимающей) при отражении в учете операций по безвозмездной передаче. Среди них:
– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому учтено передаваемое имущество;
– КРБ – код доходов по бюджетной классификации РФ
XXX 2 07 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» соответствующего бюджета бюджетной системы РФ;
– КРБ – код расходов по бюджетной классификации РФ, по которому полученное имущество подлежит учету получающей стороной.
Далее подробно рассмотрим особенности учета операций по безвозмездной передаче отдельно по каждому из приведенных выше видов расчетов.
Безвозмездная передача в рамках внутриведомственных расчетов
Внутриведомственные расчеты – это расчеты между учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств. Для учета таких расчетов предназначен счет 0 304 04 000. Аналитический учет по счету ведется в Карточке учета средств и расчетов в разрезе участников расчетов (удержаний), а учет операций – в журналах операций в соответствии с содержанием хозяйственной операции. В частности, учет операций по безвозмездной передаче недвижимого имущества ведется в Журнале операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов (ф. 0504071) (п. 276 – 278 Инструкции № 157н).
С порядком отражения в учете передающей и принимающей сторон операций по внутриведомственной передаче (получению) недвижимого имущества познакомимся на примере.
Стоимость передаваемого нежилого здания составляет 1 200 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 400 000 руб. Здание относится к девятой амортизационной группе со сроком полезного использования 30 лет (360 мес.). Право на оперативное управление этим зданием у передающей стороны прекращено в январе. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.
Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными одному главному распорядителю.
1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в январе будут произведены следующие записи:
Содержание операции |
В учете передающей стороны
В учете принимающей стороны
– Извещения (ф. 0504833);
– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуще-
ствляющего полномочия собственника;
– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.
** Проводка приведена в соответствии с Письмом № 02-06-07/1061. В письме не сказано, по какой стоимости следует отражать принимаемый объект на забалансовый учет. Согласно п. 333 Инструкции № 157н объект имущества, полученный учреждением от балансодержателя (собственника) имущества, учитывается на забалансовом счете 01 на основании акта приема-передачи (иного документа, подтверждающего получение имущества и права его пользования) по стоимости, указанной (определенной) передающей стороной (собственником). Однако из данной нормы не совсем ясно, какую стоимость указывать – балансовую или остаточную. В примере указана балансовая стоимость принимаемого объекта недвижимого имущества.
2. В учете принимающей стороны в мае операции по получению нежилого здания будут отражены бухгалтерскими проводками:
Содержание операции |
(1 200 000 руб. / 360 х 3)
** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за февраль – апрель.
Безвозмездная передача в рамках межведомственных расчетов
В рамках межведомственных расчетов осуществляются операции по безвозмездной передаче (получению) объектов недвижимости между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) одного уровня бюджета. В учете передающей стороны данные операции отражаются на счете 0 401 20 241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям», а в учете принимающей стороны – на счете 0 401 10 180 «Прочие доходы» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).
Порядок отражения межведомственной передачи недвижимого имущества в учете передающей и принимающей сторон рассмотрим на примере.
Стоимость передаваемого сооружения составляет 330 000 руб., сумма ранее начисленной амортизации – 165 000 руб. Сооружение относится к пятой амортизационной группе со сроком полезного использования
10 лет (120 мес.). Право на оперативное управление этим сооружением у передающей стороны прекращено в марте. У принимающей стороны право оперативного управления зарегистрировано в мае.
Передающая и принимающая стороны являются учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям одного уровня бюджета.
1. В бухгалтерском учете передающей и принимающей сторон в марте будут произведены следующие записи:
Содержание операции |
В учете передающей стороны
В учете принимающей стороны
ние ставится на забалансовый учет (до момента государственной регистрации прав)**
– Извещения (ф. 0504833);
– Акта о приеме-передаче здания (сооружения) (ф. 0306030), подписанного обеими сторонами расчетов на основании распорядительного акта органа, осуществляющего полномочия собственника;
– документа, подтверждающего прекращение у передающей стороны права оперативного управления.
** Проводка приведена в Письме № 02-06-07/1061.
2. В бухгалтерском учете принимающей стороны в мае операции по получению сооружения будут отражены следующими проводками:
Содержание операции |
(330 000 руб. / 120 х 1)
** Проводка оформляется на основании Справки (ф. 0504833). Амортизация доначислена за апрель.
Безвозмездная передача в рамках межбюджетных расчетов
Межбюджетные расчеты осуществляются между учреждениями разных уровней бюджетов бюджетной системы РФ. Операции по безвозмездной передаче (получению) недвижимого имущества в рамках данных расчетов отражаются в учете передающей стороны на счете 0 401 20 251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации», принимающей стороны – на счете 0 401 10 151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» (п. 7 и 10 Инструкции № 162н).
В Письме № 02-06-07/733 проводки по отражению межбюджетной передачи недвижимого имущества Минфином не приводятся, однако, по мнению автора, они аналогичны проводкам, рассмотренным при межведомственной передаче. Разница лишь в том, что передающей стороне вместо счета 0 401 20 241 следует указывать счет 0 401 20 251, а принимающей стороне вместо счета 0 401 10 180 – счет 0 401 10 151.
Кроме того, по мнению автора, будет иным код доходов по бюджетной классификации РФ КРБ , который указывается в разрядах 1 – 17 номера счета бюджетного учета принимающей стороной при отражении в учете операций по безвозмездному получению недвижимого имущества. Вместо кода XXX 207 00000 00 0000 180 «Прочие безвозмездные поступления» следует указывать код
ХХХ 202 00000 00 0000 151 «Безвозмездные поступления от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации».
В заключении отметим, что расходы по содержанию объекта недвижимости, понесенные в соответствии с законодательством РФ до получения государственной регистрации (до момента принятия к учету основных средств), отражаются на счете 0 401 20 000 «Расходы текущего финансового года» по соответствующим статьям (подстатьям) КОСГУ (Письмо № 02-06-07/1061).