Относятся ли микропредприятия к смп
Garant-agency.ru

Юридический портал

Относятся ли микропредприятия к смп

Относятся ли микропредприятия к смп

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

В составе второй части заявки участника электронного аукциона представлена декларация об отношении участника к субъектам малого предпринимательства. Однако в тексте декларации участником указаны характеристики, которые относятся к микропредприятиям.
Относятся ли микропредприятия к субъектам малого предпринимательства для целей закупок, осуществляемых в соответствии с частью 3 ст. 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Микропредприятия являются субъектами малого предпринимательства и могут участвовать в закупках, осуществляемых в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ.

Обоснование позиции:
Статья 30 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) определяет порядок участия в закупках именно субъектов малого предпринимательства, а также социально ориентированных некоммерческих организаций. Как следует из ч. 4 ст. 27 Закона N 44-ФЗ, преимущества в соответствии со ст. 30 этого федерального закона предоставляются при осуществлении закупок субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям.
Для целей указанных закупок понятие “субъект малого предпринимательства” в контексте норм Закона N 44-ФЗ необходимо понимать в том значении, в котором оно определяется правилами, установленными Федеральным законом от 24.07.2007 N 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации” (далее – Закон N 209-ФЗ). Как прямо указано в подп. “а” п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Закона N 209-ФЗ, микропредприятия выделяются среди малых предприятий, то есть являются разновидностью этой категории субъектов малого предпринимательства. Следовательно, микропредприятия относятся к категории субъектов малого предпринимательства и вправе участвовать закупках, проводимых в соответствии с ч. 3 ст. 30 Закона N 44-ФЗ (смотрите также решение УФАС по Ульяновской области от 28.03.2016 N 13079/03-2016, решение УФАС по Санкт-Петербургу от 18.11.2016 N 44-4099/16, постановление Девятнадцатого ААС от 31.03.2017 N 19АП-1057/17, письмо Минэкономразвития РФ от 27.10.2016 N Д28и-2845).

Возможно, Вас заинтересует материал:
– Энциклопедия решений. Субъекты малого и среднего предпринимательства.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Чашина Татьяна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей

18 августа 2017 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

© ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 2020. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания “Гарант” и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Все права на материалы сайта ГАРАНТ.РУ принадлежат ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”. Полное или частичное воспроизведение материалов возможно только по письменному разрешению правообладателя. Правила использования портала.

Портал ГАРАНТ.РУ зарегистрирован в качестве сетевого издания Федеральной службой по надзору в сфере связи,
информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзором), Эл № ФС77-58365 от 18 июня 2014 года.

ООО “НПП “ГАРАНТ-СЕРВИС”, 119234, г. Москва, ул. Ленинские горы, д. 1, стр. 77, info@garant.ru.

8-800-200-88-88
(бесплатный междугородный звонок)

Редакция: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3145), editor@garant.ru

Отдел рекламы: +7 (495) 647-62-38 (доб. 3136), adv@garant.ru. Реклама на портале. Медиакит

Если вы заметили опечатку в тексте,
выделите ее и нажмите Ctrl+Enter

Относятся ли микропредприятия к смп

Дата публикации 13.02.2020

Организации и предприниматели, которые относятся к категории субъектов малого и среднего предпринимательства, имеют ряд преимуществ перед более крупными участниками бизнес-сообщества. Так, законом для них предусмотрены меры государственной поддержки и некоторые льготы.

Разберемся, кто считается субъектом малого и среднего предпринимательства и на какие льготы от государства можно в связи с этим рассчитывать.

Кто может быть субъектом малого и среднего предпринимательства

Субъектом малого и среднего предпринимательства может быть юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, отнесенные к микропредприятиям, средним предприятиям и малым предприятиям в соответствии с условиями, предусмотренными законом. Кроме того, обязательным условием отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства является включение организации или ИП в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”) (далее – Закон № 209-ФЗ).

Исходя из норм Закона № 209-ФЗ (ч. 1. ст. 4), к субъектам малого и среднего предпринимательства могут быть отнесены:

  • индивидуальные предприниматели;
  • хозяйственные общества, товарищества, партнерства;
  • производственные и потребительские кооперативы;
  • крестьянские (фермерские) хозяйства;
  • акционерные общества (при соблюдении дополнительных требований к долям участия акционеров в уставном капитале).

Критерии отнесения к субъектам малого и среднего предпринимательства

Основные критерии, соблюдение которых позволяет отнести организацию или предпринимателя к субъектам малого или среднего предпринимательства, закреплены в ст. 4 Закона № 209-ФЗ. В этих целях учитываются:

  • среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год;
  • объем выручки от предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год (постановление Правительства РФ от 04.04.2016 № 265);
  • структура уставного или складочного капитала (для организаций).

Требования к среднесписочной численности работников и объемам дохода для малых, средних и микропредприятий различны. Требования к структуре их уставного (складочного) капитала едины для всех (обратите внимание на разницу в требованиях для хозяйственных обществ/товариществ/партнерств и для акционерных обществ).

Для отнесения к той или иной категории субъектов малого или среднего предпринимательства предприятие должно соответствовать следующим требованиям:

Среднесписочная численность работников Объем дохода Структура уставного (складочного) капитала
Для хозяйственных обществ, товариществ, партнерств Для акционерных обществ
Микропредприятие не более 15 человек 120 млн рублей Не более 25 % капитала принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % капитала принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.
Не более 25 % голосующих акций принадлежит:

  • государству;
  • субъектам РФ;
  • муниципальным образованиям;
  • общественным или религиозным организациям (объединениям);
  • благотворительным и иным фондам.

ИЛИ
Не более 49 % голосующих акций принадлежит:

  • иностранным юридическим лицам;
  • юридическим лицам, не относящимся к субъектам малого или среднего предпринимательства.

Размер суммарной доли участия иностранных организаций не ограничен, если они не являются офшорными и соответствуют критериям отнесения к субъектам малого или среднего предпринимательства (среднесписочная численность и доходы).

Малое предприятие не более 100 человек 800 млрд рублей
Среднее предприятие не более 250 человек 2 млрд рублей

Ограничения по доле участия в уставном (складочном) капитале не распространяются на:

  • организации, акции которых отнесены к акциям высокотехнологичного или инновационного сектора экономики;
  • организации, внедряющие результаты интеллектуальной деятельности (программы для ЭВМ, базы данных, изобретения, полезные модели, промышленные образцы, селекционные достижения, топологии интегральных микросхем, секреты производства (ноу-хау)), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) бюджетных или автономных научных учреждений или образовательных организаций высшего образования, которые являются бюджетными или автономными учреждениями;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства, получившие статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28.09.2010 № 244-ФЗ “Об инновационном центре “Сколково”;
  • хозяйственные общества и партнерства, учредителями (участниками) которых являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством РФ перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23.08.1996 № 127-ФЗ “О науке и государственной научно-технической политике”;
  • ООО, участниками которых являются только общероссийские общественные объединения инвалидов и (или) их отделения (территориальные подразделения), кроме того, в таких ООО за предшествующий календарный год среднесписочная численность инвалидов по отношению к другим работникам составляет не менее 50 %, а доля оплаты труда инвалидов в фонде оплаты труда – не менее 25 %.

Какие льготы предусмотрены для малых и средних предприятий

Отнесение к категории субъектов малого и среднего предпринимательства дает возможность воспользоваться рядом льгот и мер государственной поддержки. Рассмотрим, какие преимущества есть у таких предпринимателей.

Упрощенный кадровый документооборот

С 01.01.2017 работодатели-микропредприятия освобождены от обязанности издавать локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права. Это означает, что они могут не оформлять правила внутреннего трудового распорядка, положение об оплате труда, положение о премировании, график сменности и т.д. Такое правило закреплено в ст. 309.2 ТК РФ. Все сведения, которые обычно включаются в локальные акты, должны быть прописаны в трудовом договоре с работником. Специально для этого была разработана типовая форма трудового договора, утв. постановлением Правительства РФ от 27.08.2016 № 858. Отказавшийся полностью или частично от использования локальных нормативных актов работодатель должен заключать трудовые договоры на основе этой формы.

Возможность заключать срочные трудовые договоры

Трудовым кодексом (ч. 1 и ч. 2 ст. 59 ТК РФ) предусмотрен ограниченный ряд случаев, когда работодатель может заключить с работником срочный трудовой договор. Например, заключение срочного трудового договора допускается на время исполнения обязанностей отсутствующего работника, на время выполнения временных работ сроком до 2 месяцев, для выполнения сезонных работ и т.д. Во всех остальных случаях трудовой договор должен быть бессрочным. Эти правила не распространяются на субъектов малого и среднего предпринимательства. Они вправе заключить срочный трудовой договор в любое время даже при отсутствии перечисленных в ст. 59 ТК РФ условий только на основании соглашения с работником. Сделать это вправе те организации и предприниматели, общее количество работников у которых не превышает 35 человек (а в сфере розничной торговли и бытового обслуживания – 20 человек) (абз. 2 ч. 2 ст. 59 ТК РФ).

Мораторий на плановые проверки

До конца 2020 года действует запрет на проведение плановых проверок в отношении субъектов малого предпринимательства (ст. 26.2 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ).

Льгота распространяется на все организации и ИП, отнесенные к малым предпринимателям, за исключением:

  • плановых проверок, проводимых в рамках государственного контроля (надзора) с применением риск-ориентированного подхода;
  • плановых проверок организаций и ИП, которые ведут деятельность в сфере здравоохранения, образования, теплоснабжения, электроэнергетики, социальной сфере и др. (с утвержденным перечнем проверок можно ознакомиться в постановлении Правительства РФ от 23.11.2009 № 944);
  • проверок в отношении организаций и ИП, которые в течение трех предыдущих лет в результате проверки привлекались к административной ответственности за грубые нарушения либо были подвергнуты наказанию в виде дисквалификации или административного приостановления деятельности, либо в их отношении было принято решение о приостановлении и (или) аннулировании лицензии;
  • плановых проверок, проводимых в рамках надзора в области обеспечения радиационной безопасности, контроля за обеспечением защиты государственной тайны, внешнего контроля качества работы аудиторских организаций, в области использования атомной энергии и государственного пробирного надзора.

Смягчение наказания за нарушения

При соблюдении ряда условий, штраф, выявленный в ходе проверки субъекта малого или среднего предпринимательства, должен быть заменен на наказание в виде предупреждения (ст. 4.1.1 КоАП РФ). Это возможно, если (ч. 2 ст. 3.4. КоАП РФ):

  • нарушение было совершено впервые;
  • не причинен вред (либо отсутствовала угроза его причинения) жизни здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, историческим и культурным памятникам, безопасности государства;
  • нарушение не повлекло угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • отсутствует имущественный ущерб.

Замена штрафа на предупреждение может быть осуществлена как в момент его вынесения уполномоченным лицом (рекомендуем напомнить ему о такой возможности), либо в суде при оспаривании вынесенного уполномоченным лицом постановления о привлечении к административной ответственности.

Из этого правила есть исключения. Так, штраф нельзя заменить на предупреждение в случае совершения административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена статьями 13.15, 14.31 – 14.33, 19.3, 19.5, 19.5.1, 19.6, 19.8 – 19.8.2, 19.23, ч. 2 и 3 ст. 19.27, ст. 19.28, 19.29, 19.30, 19.33 КоАП РФ.

Как попасть в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства

Для включения в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства не нужно предпринимать каких-либо действий. Реестр формируется налоговой инспекцией ежегодно автоматически на основании сведений налоговой отчетности (в том числе по спецрежимам) за предшествующий календарный год. Кроме того, при формировании реестра используются сведений из ЕГРЮИ и ЕГРИП, сведения, поступившие в ФНС от других организаций в порядке информационного взаимодействия.

Таким образом, чтобы попасть в реестр, организации или ИП не нужно представлять в налоговую какие-либо дополнительные документы. При этом если организация или ИП уже включены в реестр, они могут дополнить содержащиеся в нем сведения. В частности, в реестр можно добавить информацию:

  • о производимой продукции с указанием на соответствие такой продукции критериям отнесения к инновационной или высокотехнологичной продукции;
  • о включении организации или ИП в реестры (перечни) участников программ партнерства между лицами, являющимися заказчиками товаров, работ, услуг в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках;
  • о наличии в предшествующем календарном году контрактов, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ или договоров, заключенных в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011 № 223-ФЗ о закупках.

Эти сведения направляются в налоговую инспекцию в электронной форме через официальный сайт ФНС России. Документ должен быть подписан усиленной квалифицированной электронной подписью.

Найти сведения об организации или ИП в реестре можно на официальном сайте реестра. Для поиска понадобится один из следующих реквизитов: ИНН, ОГРН, ОГРНИП, наименование организации, ФИО ИП.

Если организация или ИП отсутствуют в реестре или имеющиеся в нем данные некорректны, можно сообщить об этом через специальную форму на сайте реестра. Для этого понадобится ИНН или ОГРН/ОГРНИП.

Микропредприятие

Микропредприятие – юридическое лицо, которое соответствует определенным критериям и сведения о котором указываются в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства.

Таким образом, микропредприятия относятся к субъектам малого предпринимательства и имеют определенные льготы.

Критерии микропредприятия

Критериями, по которым подразделяются компании, которые не относятся к крупному бизнесу, являются:

доля участия других организаций и компаний в уставном капитале.

При этом налоговые режимы, которые применяют предприятия, в расчетах не учитываются. Лимиты по доходам устанавливает Правительство.

Условия причисления организации к микропредприятию прописаны в статье 4 ФЗ № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Такими условиями являются:

средняя численность наемного персонала до 15 человек по итогам года;

общая доля благотворительных, общественных организаций в уставном капитале микропредприятия не более четверти, а иностранных, не относящихся к малому бизнесу, 49%;

годовая выручка до налогообложения, полученная от продажи товаров и предоставления услуг, до 120 млн. руб.

Отметим, что для производственных, потребительских кооперативов, крестьянских (фермерских) хозяйств и ИП важны только критерии численности и дохода. Иные условия для них в расчет не берутся.

Обращаем внимание, что категория субъекта малого предпринимательства определяется в соответствии с наибольшим по значению условием (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Если, к примеру, по численности ООО, соответствующее юридическому критерию, может считаться микропредприятием, но выручка у него за прошлый год находится в диапазоне свыше 800 млн. рублей до 2 млрд. рублей включительно, такое ООО будет считаться средним предприятием.

Кроме этого, к микропредприятиям относятся (ч. 3 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ):

вновь созданные юридические лица, производственные или потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства);

вновь зарегистрированные ИП;

ИП, применяющие только ПСН.

При этом дополнительные лицензии и документы для подтверждения статуса микропредприятия не нужны.

Порядок расчета выручки

Выручка считается суммарно по всем видам деятельности. Сочетание нескольких видов деятельности и разных систем налогообложения не имеет значения – в расчет берется весь годовой доход. Совмещение налоговых режимов, например, одновременное применение УСН и ЕНВД или общей системы налогообложения, не является поводом для не включения в Реестр. Все расчеты по определению выручки производятся согласно налоговому законодательству для каждой системы налогообложения отдельно.

В чем отличие микропредприятием от малого предприятия

Микропредприятие является разновидностью малого предприятия.

Малые и микропредприятия в том числе должны в общем случае соответствовать вышеперечисленным юридическим критериям.

Отличия между микро- и малым предприятием возникают только по численности и по доходу.

Если для малого предприятия среднесписочная численность работников за предшествующий год не должна превышать 100 человек, то микропредприятием будет считаться такое малое предприятие, среднесписочная численность работников в котором не превысила 15 человек (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ).

Доход малого предприятия за предшествующий год не может превышать 800 млн. рублей, а для микропредприятия такое ограничение – 120 млн. рублей (п. 3 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ, Постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Для удобства представим приведенные выше критерии также и в табличной форме:

Тип субьекта среднего и малого предпринимательства

Среднесписочная численность работников

Предельная величина дохода

До 15 человек включительно

От 16 до 100 человек включительно

Разница между этими малыми предприятиями и микропредпрятиями не ограничивается только разной величиной показателей по уровню доходов и численности сотрудников. Малые предприятия имеют право использовать упрощенную систему налогообложения. При этом действуют лимиты по численности работников и уровню доходов, снижающие возможность применения упрощенной системы налогообложения для малых предприятий.

Так упрощенную систему налогообложения могут применять компании, независимо от того, в какой сфере экономики они осуществляют свою деятельность, в случае если количество работающих на предприятии не более 100 человек, а доход составляет не более 150 млн. рублей. Такие ограничения не позволяют применять упрощенную систему налогообложения большинству малых предприятий.

Но в отношении микропредприятий эти лимиты не действуют, только если при этом:

стоимость ее основных средств не превышает 150 млн рублей;

у нее нет филиалов;

другие компании участвуют в ее уставном капитале в доле, не превышающей доля 25%.

Кроме этого, микропредприятия имеют право использовать типовую форму трудового договора, утвержденную постановлением № 858 от 27 августа 2016.

Также, микропредприятие вправе отказаться от применения ряда нормативных актов, которые регулируют его деятельность. К числу таких актов, разработка которых для остальных категорий является обязанностью, относятся, например:

правила внутреннего трудового распорядка;

положение об оплате труда;

графики отпусков и пр.

Условия, содержащиеся в этих документах, следует включить в соответствующие разделы трудового договора. При этом работодатель должен иметь в виду, что в случае изменения статуса предприятия необходимо в течение следующих четырех месяцев разработать и утвердить все локальные нормативные акты, которые предусмотрены действующим трудовым законодательством.

Информация о микропредприятии и Единый реестр Субъектов Малого и Среднего Предпринимательства

Налоговой службой формируется и ведется единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства.

Реестр содержит перечень средних и малых предприятий.

Микропредприятия, содержащиеся в ЕГРЮЛ и ЕГРИП, также указаны в реестре с указанием их статуса.

Информация о микропредприятии отражается Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП) следующим образом:

Если предприятие соответствует вышеуказанным признакам на протяжении 3-х лет, то организация или ИП автоматически включается в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства (ЕР СМСП).

Так как реестр отражается Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства формируется автоматически, то работодателям не надо представлять никаких дополнительных документов, и нет необходимости писать заявление об установлении соответствующего статуса.

Для отражения сведений в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства необходимо соблюдать главное условие – регулярно предоставлять бухгалтерскую и налоговую отчетность в налоговые органы.

На основании полученной информации и выносится решение о соответствии субъекта признакам микропредриятия.

Посмотреть статус, который имеет предприятие, можно после регистрации на официальном сайте ФНС РФ через личный кабинет.

Поиск осуществляется по запросу, в котором необходимо указать название компании, ее ИНН, ОГРН или ОГРНИП.

Льготы для субъектов малого предпринимательства

На государственном уровне для организаций и ИП, отвечающих критериям микропредприятия, предусмотрен ряд льгот, а именно:

Возможность применения упрощенного бухгалтерского учета;

Возможность составлять упрощенную бухгалтерскую отчетность;

Упрощенный порядок кассовых операций. Так малые предприятия могут не утверждать лимит остатка кассы (п. 2 Указания ЦБР от 11.03.2014 № 3210-У);

Минимум кадровой документации;

Приоритет при участии в госзакупках (на долю микропредприятий должно приходиться не менее 15% общего годового объема госзакупок).

На многих малых предприятиях в 2019 году нельзя проводить плановые проверки (но речь не идет о проверках органами ФНС, ПФР или ФСС).

Микропредприятия могут рассчитывать на безвозмездные субсидии для компенсации части расходов в рамках договора лизинга, на обеспечение кредита и расходов, понесенных в связи с участием в профильных и тематических мероприятиях (конференции, выставки и т.д.).

Все эти действия призваны сократить временные и материальные затраты бизнеса на его содержание, развивать его, создавая новые рабочие места.

Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.

Вопросы и ответы

Разделы

  • Общая информация
  • Субъектам малого и среднего предпринимательства
  • Заказчикам товаров и услуг
  • Реестродержателям

Субъектам малого и среднего предпринимательства

Субъектами малого и среднего предпринимательства являются зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Федерации и соответствующие условиям, установленным частью 11 статьи 4 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ), хозяйственные общества (акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью), хозяйственные партнерства, производственные кооперативы, потребительские кооперативы, крестьянские (фермерские) хозяйства и индивидуальные предприниматели, сведения о которых содержатся в едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства (пункт 1 статьи 3, пункт 1 статьи 4, пункт 1 статьи 41 Федерального закона от 24 июля 2007 года № 209-ФЗ в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 года № 408-ФЗ).

В случае, если юридические лица, индивидуальные предприниматели не представили в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год и (или) налоговую отчетность, позволяющую определить величину дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, Федеральная налоговая служба не внесет сведения о предприятии в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства в текущем году.

Поэтому важно правильно оформлять и своевременно подавать соответствующие отчетные документы в рамках налогового учета и отчетности.

Согласно статье 4 Федерального закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ) с 1 августа 2016 г. для отнесения юридических лиц и индивидуальных предпринимателей к категории субъектов малого и среднего предпринимательства и последующего внесения сведений в реестр необходимо одновременное выполнение следующих условий:

1 требования к организационно-правовым формам и к структуре уставного (складочного) капитала юридического лица. Для хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств должно быть выполнено хотя бы одно из следующих требований:

  • суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, общественных и религиозных организаций (объединений), благотворительных и иных фондов (за исключением суммарной доли участия, входящей в состав активов инвестиционных фондов) в уставном капитале общества с ограниченной ответственностью не превышает двадцать пять процентов, а суммарная доля участия иностранных юридических лиц и (или) юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, не превышает сорок девять процентов.
  • акции акционерного общества, обращающиеся на организованном рынке ценных бумаг, отнесены к акциям высокотехнологичного (инновационного) сектора экономики в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
  • деятельность хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств заключается в практическом применении (внедрении) результатов интеллектуальной деятельности (программ для электронных вычислительных машин, баз данных, изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, селекционных достижений, топологий интегральных микросхем, секретов производства (ноу-хау), исключительные права на которые принадлежат учредителям (участникам) соответственно таких хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств – бюджетным, автономным научным учреждениям либо являющимся бюджетными учреждениями, автономными учреждениями образовательным организациям высшего образования;
  • хозяйственные общества, хозяйственные партнерства получили статус участника проекта в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 г. № 244-ФЗ «Об инновационном центре «Сколково»;
  • учредителями (участниками) хозяйственных обществ, хозяйственных партнерств являются юридические лица, включенные в утвержденный Правительством Российской Федерации перечень юридических лиц, предоставляющих государственную поддержку инновационной деятельности в формах, установленных Федеральным законом от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике».

Требование в отношении суммарной доли участия юридических лиц, не являющихся субъектами малого и среднего предпринимательства, в уставном капитале обществ с ограниченной ответственностью в целях внесения сведений о таких обществах в реестр не учитывается при внесении сведений в реестр в 2016 году.

2 среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать следующие предельные значения:

  • от ста одного до двухсот пятидесяти человек включительно для средних предприятий;
  • до ста человек включительно для малых предприятий; среди малых предприятий выделяются микропредприятия – до пятнадцати человек;

3 доход, полученный от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, не должен превышать следующие предельные значения (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»):

  • микропредприятия – 120 млн. рублей;
  • малые предприятия – 800 млн. рублей;
  • средние предприятия – 2 млрд. рублей.

При этом для цели отнесения хозяйствующих субъектов к категории субъектов малого и среднего предпринимательства доход суммируется по всем осуществляемым видам деятельности.

Включение в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства означает соответствие критериям для субъектов малого и среднего предпринимательства, установленных Федеральным законом от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (в редакции Федерального закона от 29 декабря 2015 г. № 408-ФЗ), таким образом дополнительное подтверждение статуса субъекта малого и среднего предпринимательства не требуется.

Категория субъекта малого или среднего предпринимательства (микро-, малое или среднее предприятие) определяется в соответствии с наибольшим значением среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год или дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год.

Среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год не должна превышать для микропредприятий – 15 человек включительно для малых предприятий 100 человек включительно, а для средних предприятий – 250 человек включительно (п. 2 ч. 1.1 ст. 4 Федерального закона № 209-ФЗ).

Предельные значения дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности за предшествующий календарный год, суммируемого по всем осуществляемым видам деятельности и по всем налоговым режимам, составляют для микропредприятия – 120 млн. рублей; малого предприятия – 800 млн. рублей; среднего предприятия – 2 млрд. рублей (постановление Правительства Российской Федерации от 04 апреля 2016 г. № 265 «О предельных значениях дохода, полученного от осуществления предпринимательской деятельности, для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства»).

При этом вновь созданные юридические лица и вновь зарегистрированные индивидуальные предприниматели в течение первого года своей деятельности, а также индивидуальные предприниматели, применяющие только патентную систему налогообложения, относятся к категории микропредприятий.

В едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства содержится информация об отнесении субъекта малого и среднего предпринимательства одной из установленных категорий.

Для передачи сведений о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства после 1 августа 2016 года следует использовать специальный сервис, размещенный на официальном сайте Федеральной налоговой службы.

После прохождения процедур авторизации с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи необходимо заполнить предлагаемую форму.

Сведения о видах продукции, договорах и контрактах, а также об участии в программах партнёрства для целей внесения таких сведений в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства представляются в форме электронных документов, подписанных усиленной квалифицированной электронной подписью.

Микропредприятие как субъект малого предпринимательства

Относится ли микропредприятие к субъектам малого бизнеса? Общие критерии

Микропредприятие относится к субъектам малого предпринимательства, являясь его разновидностью (ст. 4 закона «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 № 209-ФЗ, далее — ФЗ № 209). Следовательно, ему присущи все характерные общие признаки субъекта малого бизнеса, а также ряд специфических, выделяющих его среди остальных предприятий.

К общим критериям относятся:

  • наличие государственной регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя и внесение сведений о нем в соответствующий реестр (ЕГРИП/ЕГРЮЛ);
  • соответствие предприятия одной из перечисленных в п. 1 ст. 4 ФЗ № 209 организационно-правовых форм (хозяйственные общества/партнерства (с 01.12.2018 хозтоварищества), кооперативы, крестьянско-фермерские хозяйства и индивидуальные предприниматели).

Если речь идет о хозяйственных обществах и партнерствах (с 01.12.2018 товариществах), то для них также должно соблюдаться требование о составе уставного капитала (не более 25% — доля государственного и муниципального участия либо участия общественных, религиозных, благотворительных фондов; не более 49% — доля иностранных организаций, и юрлиц не являющихся субъектами малого и среднего бизнеса).

С 01.12.2018 иностранные юрлица (за исключением офшорных) признаются субъектами малого бизнеса при условии соблюдения ограничений, установленных для годового дохода и численности предприятия.

Специальные критерии микропредприятия

Кроме вышеперечисленных общих признаков микропредприятия (далее — МП) характеризуются также рядом специальных, позволяющих разграничить их с малым и средним бизнесом:

  1. Численность штата не должна превышать 15 человек (подп. «а» ч. 2 п. 1.1 ст. 4 ФЗ № 209).
  2. Общегодовой доход составляет не более 120 млн руб. (см. ч. 2.1 ст. 4 ФЗ № 209, постановление Правительства от 04.04.2016 № 265).

Как численность штата, так и размер прибыли рассчитываются за одинаковый временной отрезок — календарный год. При расчете дохода берутся во внимание все виды деятельности независимо от налогового режима.

В случае если по данным критериям предприятие попадает в различные категории, окончательный вывод о принадлежности делается на основе признака, имеющего большее значение. Если ИП не привлекает наемных работников, то его принадлежность к МП определяется по размеру дохода. Если же предприятие не отчитывается по размеру прибыли, то критерием будет численность работников (п. 3 ст. 4 ФЗ № 209).

Помимо организаций, отвечающих вышеуказанным общим и специальным критериям, ФЗ № 209 также устанавливает, что по умолчанию к МП относятся все впервые зарегистрированные организации и ИП (в течение первого года существования), а также ИП, работающие по патентной системе.

Микропредприятие в реестре малого и среднего предпринимательства

МП не имеет каких-либо особенностей при государственной регистрации. Органы Федеральной налоговой службы после внесения сведений о вновь созданном предприятии в ЕГРИП/ЕГРЮЛ самостоятельно включают юрлицо или ИП также в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, присваивая ему первоначально категорию «микропредприятие», которая впоследствии может быть изменена — в случае увеличения параметров численности штата или размера прибыли (ст. 5 ФЗ № 209). Также в реестр включены организации и ИП, существующие более года и отвечающие всем признакам микропредприятия.

Реестр ведется с 01.08.2016 и является общедоступным. Проверить наличие там конкретного субъекта можно по ссылке. В случае несогласия с присвоенной категорией здесь же можно подать заявление о проверке данных о предприятии, а также представить дополнительные сведения, например, о производимой продукции, контактных данных для более удобного поиска компаний и т. д.

Таким образом, сведения об МП включены в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, что также позволяет ответить утвердительно на вопрос: относится ли микропредприятие к субъектам малого предпринимательства.

Как ведется Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства и как получить из него сведения – в статье Выписка из реестра субъектов малого предпринимательства.

Что является преимуществами микропредприятия?

Поскольку МП относится к предприятиям малого бизнеса, на него распространяются все льготы и преимущества, предоставленные им:

  1. Специальные облегченные системы налогообложения, например: УСН, ЕНВД, патент и т. д.
  2. Освобождение от проведения налоговых проверок для некоторых видов налоговых режимов (ст. 26.1 закона «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ).
  3. «Налоговые каникулы» (ИП с патентной системой и УСН не обязаны уплачивать налог в течение двух лет в период с 2015 по 2020 год).
  4. Субсидии от государства и возможность участия в различных программах поддержки малого бизнеса.
  5. Упрощенная бухгалтерская отчетность в соответствии с законом «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ (право руководителя организации самостоятельно вести бухучет, упрощенная форма баланса и отчета и т. д.).
  6. Облегченная кассовая дисциплина (см. указание Банка России от 11.03.2014 № 3210-У).
  7. Особые условия при участии в госзакупках.

Кроме того, относительным новшеством в действующем законодательстве является введение упрощенного кадрового учета в МП, что отличает их от других представителей малого бизнеса (гл. 48.1 Трудового кодекса, введена законом от 03.07.2016 № 348-ФЗ). Руководитель микропредприятия вправе отказаться от принятия ряда локальных нормативных документов (ст. 309.2 ТК РФ).

Итак, в нашей статье мы ответили на вопрос, являются ли микропредприятия субъектами малого предпринимательства. Безусловно, они представляют собой форму малого бизнеса, включаются в Реестр малого и среднего предпринимательства и наделяются государством всеми преимуществами малых предприятий.

Статья понравилась? Подписывайтесь на канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Читать еще:  Отпуск у вновь принятого работника
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector