Отказ в возбуждении исполнительного производства
Garant-agency.ru

Юридический портал

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Комментарий к статье 31

1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа – отказ в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к

исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 – 23 Закона об

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п.

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство

по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об

исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:

– фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

– фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона);

– выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство. В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.

Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.

3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 – 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.

Как максимально эффективно обжаловать отказ в возбуждении исполнительного производства, куда обращаться

В законодательных актах, регулирующих вопросы касательно исполнительного производства, прописаны все случаи, когда в возбуждении дела в службе судебных приставов могут отказать. Условно отказы можно разделить на два вида: устранимые и неустранимые. Если приставы отказали, но решение носит устранимый характер, то по прошествии времени взыскатель имеет право снова принести ИЛ в службу СП. Если же отказ произошел по причинам, который носят неустранимый характер, то это повторно производство возбуждать не будут.

Читать еще:  Замена прав по истечению срока действия

Правовые основания

Прежде всего, следует рассмотреть, по каким причинам могут отказать в возбуждении исполнительного производства:

  1. Исполнительный лист, который предоставлен в службу судебных приставов, идет самостоятельно без заявления. Также одна из распространенных ошибок – это отсутствие подписи в документе. Статистика показывает, что тридцать процентов документов, предназначенных для возбуждения исполнительного производства и выполнения решения суда, возвращаются взыскателям по причине отсутствия подписи. Потому прежде чем сдавать, нужно проверить каждый лист на наличие подписи и печати. Рекомендуется все документы подписывать заранее. Не следует действие делать непосредственно перед сдачей. Это грозит тем, что подписи может не оказаться на самом важном документе. Кроме отсутствия подписи, возврат документов может привести к потере отведенного для действий времени. Если пропустить процессуальные сроки, то можно остаться с пустым кошельком;
  2. Когда исполнительный лист отправлен не по тому адресу. Если в процессе рассмотрения документов, выясняется, что ответчик зарегистрирован и проживает по другому адресу (другой город, район, улица), то пристав вернет документы взыскателю, вместе с отказом в возбуждении производства. Согласно действующему законодательству исполнительное производство открывается в службе приставов, которая располагается в районе регистрации должника. Чтобы избежать подобной ситуации, следует проверять заполнение исполнительного листа непосредственно в суде. При обнаружении ошибок, требовать их немедленного исправления;
  3. Срок, отведенный для предоставления в службу исполнительного листа, истек. Сюда не относятся случаи, когда срок подачи восстанавливается через суд. Важно понимать, что восстановление сроков будет возможным, если причина пропуска сроков уважительная;
  4. Тот документ, который передан в службу судебных приставов, не является исполнительным или он заполнен с нарушениями, которые не дают его идентифицировать как исполнительный документ. Нередко подобная ошибка встречается в документах, которые заполняются в суде;
  5. Подаваемый ИЛ уже проходил взыскание, однако производство было прекращено;
  6. Исполнительный лист также был в производстве, но оно было полностью окончено;
  7. Исполнительные документы становятся действительными только после того, как решение суда в ступит в законную силу. В этой ситуации речь идет о судебных актах, которые должны исполняться немедленно. Это решения о выплате алиментов, заработной платы, восстановления на работе;
  8. Документы, которые подлежат исполнению, должны быть отнесены в другой государственный орган отличный от федеральной службы судебных приставов;
  9. Когда исполнительные документы содержат нормы международных договоров, заключенных для того, чтобы иметь возможность возвращать детей, которые были вывезены из России незаконно. Причиной отказа может быть только в том, что ребенок, о котором идет речь в документах, достиг совершеннолетия или другого возраста, оговоренного конкретным договором. Здесь уже нужно внимательно читать соглашение;
  10. Документы для исполнительного производства предоставлены с несоблюдением положений, прописанных в федеральном законе «Об исполнительном производстве». Следует отметить, что статья 21, которая является нарушенной, вступила в силу только в 2015 году в марте месяце. В частности, часть 9 указанной статьи, содержит отсрочку или рассрочку, применимую к исполнению актов суда. В случае, когда исполнительный лист поступил в службу приставов в период это рассрочки, то сотрудник службы обязан вернуть документы, поскольку пока действует отсрочка, действия по нему совершаться не могут. Дело в том, что отсрочка означает, что в течение этого времени должник добровольно исполняет решение суда.

Кто может обжаловать отказ в принятии исполнительного листа

Отказ в возбуждении исполнительного производства направляется всем участникам дела. Обратиться с обжалованием может любой участник процесса, заинтересованный в полном возврате долга ответчиком.

Кто может подать жалобу на действие или бездействие судебного пристава и обжаловать решение об отказе в исполнительном производстве:

  • Взыскатель, в пользу которого принято решение. Соответственно по исполнительному листу он является заинтересованным лицом;
  • Прокурор, защищающий государственные, общественные интересы. Также это человека, который выступает от имени тех, кто не может себя защитить самостоятельно. Речь идет о детях, не достигших совершеннолетия, недееспособных людей.

Прокурор вправе получать и предъявлять исполнительные документы для проведения взыскания по ним. Также он имеет право обжаловать решение приставов или жаловаться на бездействие сотрудников ССП.

Как обжаловать отказ в возбуждении

С тем, какие причины становятся основанием для выдачи отказа, разобрались. Теперь нужно рассмотреть, как можно обжаловать отказ и добиться исполнения решения суда.

Когда взыскатель уверен, что при вынесении отказа, пристав допустил ошибку, то следует пойти в судебную инстанцию, где подать административный иск. В тексте указать на ошибке пристава и оспорить решение. Согласно 22 главе КАС РФ исковое заявление подается только с оплаченной квитанцией. На сегодняшний день сумма государственной пошлины составляет 300 рублей. Подаваемый документ должен соответствовать требованиям, которые указаны в статье 220 КАС РФ. В обязательном порядке под заявление следует подколоть документы, которые указаны в статье 126 того же документа.

Следует обратить внимание на очень важную деталь, касательно последовательности отдачи бумаг. Предварительно нужно обратиться к вышестоящему руководству. Только после получения от него ответа, можно приступать двигаться дальше и подавать иск в суд. Также нужно внимательно следить за сроками. Поскольку в законе взыскателю оставили только 10 дней, в течение которых он может подать все документы на обжалование.

Доказывать, что решение принято на законных основаниях, должен тот судебный пристав, который и выдал отказ. Если же объяснений и доказательств не поступает, то выданное постановление считается не действительным, оно аннулируется. Что же касается пристава, то ему снова направляют исполнительные документы, которые он должен заново рассмотреть и возбудить производство.

Сроки обжалования, если вернули исполнительный лист

После того, как судебным приставом исполнителем будет принято решение об отказе в возбуждении исполнительного производства, он в этот же день обязан уведомить всех участников процесса. Как правило, соответствующее постановление отправляется по почте.

У заинтересованного лица есть 10 дней для того, чтобы обжаловать отказ. Но здесь возникает проблема, связанная с тем, с какого времени отсчитываются 10 суток. Если взыскатель получил решение об отказе, непосредственно от пристава под роспись, то дни начинаю считаться от даты получения.

Если постановление пришло по почте, то 10 суток начинаются с даты, указанной на постовом уведомлении.

Повторное обращение после отказа

На руках взыскателя имеется постановление, точнее его копия, об отказе в возбуждении исполнительного производства. Теперь у него есть три варианта, как поступить:

  1. Не пытаться что-то изменить, согласиться с отказом;
  2. Подать заявление на обжалование решения пристава. Действие выполняется в том, случае, если истец считает, что отказ является нарушением закона и его прав;
  3. Если есть возможность исправить недочеты в документе, то они исправляются и исполнительный лист подается снова вместе с заявлением о том, чтобы возбудить исполнительное производство.

Ниже указаны причины, по которым было отказано, но которые можно исправить и подать документы во второй раз:

  1. Если в первый раз не было заявления, то написать бумагу и сдать вместе с ИЛ;
  2. Документы сданы не в то территориальное отделение ФССП. Уточнить адрес местонахождения должника или его регистрацию и направить пакет бумаг нужному приставу;
  3. Если причиной отказа стал пропущенный срок, то восстановить его можно путем подачи заявления в суд. В заявлении следует указать уважительную причину пропуска срока;
  4. В исполнительном листе есть ошибки, которые нарушают стать. 13 федерального закона 229. Исправить недочеты смогут только в том органе, который выдал документ. В частности, при ошибках, допущенных в суде, подается заявление с просьбой исправить описки в ИЛ;
  5. Если решение суда еще не вступило в силу, то нужно дождаться, когда оно станет законным.

Возможно, вам будут полезны следующие статьи:

Юрист. Образование: ФГБОУ ВО УдГУ, специальность «юриспруденция», гражданско-правовая специализация. С 2015 года юрист по вопросам гражданского права ( консультирование граждан, ведение дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах).

Отказ в возбуждении исполнительного производства

Выиграли суд и получили исполнительный документ (далее по тексту – исполнительный, документ) для предъявления приставам, это еще не значит, что возбудят исполнительное производство, поскольку пристав может отказать в возбуждении производства. Причины отказа и обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства рассмотрим более подробно.

Читать еще:  Нужна ли ттн или достаточно упд

ВНИМАНИЕ: наш адвокат по исполнительному производству поможет в обжаловании отказа возбуждения исполнительного производства: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!

Причины отказа в возбуждении исполнительного производства

В связи с чем пристав может отказать возбуждать производство по исполнительному листу указано в ст. 31 закона № 229 от 02.10.2007 г.

Постановление об отказе должно быть вынесено в течение 3-х дней, когда поступил исполнительный документ приставу. Пристав вынесет постановление об отказе если:

  • вместе с исполнительным документом взыскателем не подано заявление о возбуждении исполнительного производства или же заявление не подписано уполномоченным лицом, т.е. взыскателем или его представителем
  • взыскатель предъявляет документ не по тому месту, где должны производиться исполнительные действия, по-другому говоря, не по месту жительства или нахождения должника территориально который относится к конкретному отделу службы судебных приставов
  • исполнительный документ подан приставам после истечения срока, в который он может быть подан

ВНИМАНИЕ: исполнительный документ должен быть предъявлен приставам в течение 3-х лет. В случае пропуска указанного срока, при наличии уважительных причин его можно восстановить, подробнее о процедуре восстановления исполнительного документа по ссылке на нашем сайте, смотрите видео, как заставить пристава работать:

  • предъявлен документ, который не относится к исполнительным, или не соответствует требованиям, которые указаны в ст. 13 закона, например, не указан суд, которые выдал исполнительный документ
  • исполнительный вновь предъявляется приставам, а ранее по нему производство было прекращено
  • исполнительный предъявляется снова, когда производство окончено по причине исполнения требований должником
  • не вступил в силу акт, который являлся основанием для выдачи исполнительного документа

ВНИМАНИЕ: иногда бывают ситуации, когда документ подлежит немедленному исполнению, в этом случае не надо ждать вступления в силу судебного или иного акта.

  • документ должен быть исполнен ФССП соответственно и предъявлен в этот же орган
  • исполнительный вновь подан для исполнения, но с нарушением положений ч.2.1 ст. 30 закона, например, до истечения 6 месяцев после окончания производства
  • в документе указаны требования о возвращении ребенка, который незаконно был перемещен в РФ или удерживается в РФ или об осуществлении прав доступа в отношении ребенка в соответствии с международным договором, а ребенок достиг возраста, когда указанный договор не должен применяться в отношении него
  • исполнительный предъявлен при обстоятельствах, когда он не должен предъявляться (см. ч.9 ст. 21 закона), например, должнику предоставлена отсрочка и срок не истек

ПОЛЕЗНО: читайте также о процедуре предъявления исполнительного листа по ссылке на нашем сайте

Обжалование отказа в возбуждении исполнительного производства

Отказали в возбуждении производства? Не стоит опускать руки, поскольку такой отказ всегда можно обжаловать или оспорить. Как это сделать?

Обжалование заключается в подачи жалобы в административном порядке вышестоящему приставу.

ВНИМАНИЕ: в постановлении пристава об отказе возбуждать производство указан срок для обжалования, который, как правило, составляет 10 дней. Не пропустите этот срок. Если же срок пропущен по уважительной причине, то вместе с жалобой надо подать ходатайство о восстановлении срока на обжалование.

Также постановление пристава можно оспорить в суд по правилам главы 24 АПК РФ или по правилам главы 22 КАС РФ.

Порядок обжалования (оспаривания) заключается в следующем:

  • ♦ в подготовке письменной жалобы; с приложением копий необходимых документов;
  • ♦ в подаче жалобы лично или направлении по почте.

Не стоит подавать жалобу через интернет, путем направления по электронной почте, поскольку, скорее всего ее не примут к рассмотрению по причине подачи ненадлежащим способом.

В случае, если пристав Вам отказал возбуждать исполнительное производство, и Вы считаете, что отказ является незаконным, но не знаете, как быть, тогда Вы можете обратиться к нашим адвокатам, которые проанализируют ситуацию и сделают все возможное, чтобы Ваши права были восстановлены.

Кроме того, наш адвокат по исполнительному производству готов помочь стороне должника, если имеются на то основания, смотрите видео об этом:

Отказ в возбуждении исполнительного производства

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Статья 31 ФЗ № 229-ФЗ. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Федеральный закон от 02.10.2007 N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”:

Статья 31 ФЗ № 229-ФЗ. Отказ в возбуждении исполнительного производства

1. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного частью 4 статьи 30 настоящего Федерального закона;

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к исполнению;

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным статьей 13 настоящего Федерального закона;

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено по основаниям, установленным статьей 43 и частью 14 статьи 103 настоящего Федерального закона;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным пунктами 1 и 2 части 1 статьи 47 и пунктом 1 части 15 статьи 103 настоящего Федерального закона;

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов;

9) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 2.1 статьи 30 настоящего Федерального закона;

10) исполнительный документ содержит требование о возвращении незаконно перемещенного в Российскую Федерацию или удерживаемого в Российской Федерации ребенка или об осуществлении в отношении такого ребенка прав доступа на основании международного договора Российской Федерации и ребенок достиг возраста, по достижении которого указанный международный договор не подлежит применению в отношении этого ребенка;

11) исполнительный документ предъявлен к исполнению с нарушением положений, предусмотренных частью 9 статьи 21 настоящего Федерального закона.

2. Копия постановления судебного пристава-исполнителя об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, направляется взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ.

3. Устранение обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 – 4 и 7 части 1 настоящей статьи, не препятствует повторному направлению (предъявлению) исполнительного документа судебному приставу-исполнителю в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

Вернуться к оглавлению документа: Закон об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Комментарии к статье 31 закона об исполнительном производстве N 229-ФЗ

Разъяснения о применении судами законодательства при рассмотрении некоторых вопросов, возникающих в ходе исполнительного производства см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 17.11.2015 N 50.

В п. 38 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 27.12.2016 N 62 “О некоторых вопросах применения судами положений Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о приказном производстве” содержатся следующие разъяснения:

Возбуждение исполнительного производства в случае, если в судебном приказе не указаны дата и место рождения, а также место работы должника-гражданина

Для принудительного исполнения судебного приказа выдача исполнительного листа не требуется, поскольку судебный приказ является одновременно исполнительным документом и приводится в исполнение в порядке, установленном для исполнения судебных решений (часть вторая статьи 121, часть первая статьи 130 ГПК РФ, часть 2 статьи 229.1, часть 6 статьи 229.5 АПК РФ).

Поскольку в заявлении о выдаче судебного приказа дата и место рождения, а также место работы должника-гражданина указываются только в том случае, если они известны взыскателю, отсутствие таких сведений в судебном приказе не является основанием для вынесения судебным приставом-исполнителем постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства в силу пункта 4 части 1 статьи 31 Федерального закона от 2 октября 2007 года N 229-ФЗ “Об исполнительном производстве”.

Читать еще:  Малоимущим и улучшение жилья

Статья 31. Отказ в возбуждении исполнительного производства

Комментарий к статье 31

1. Наряду с возбуждением исполнительного производства в законе предусмотрено и другое процессуальное последствие предъявления заявления и исполнительного документа – отказ в возбуждении исполнительного производства.

В соответствии с ч. 1 комментируемой статьи судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Основания для вынесения данного постановления перечислены в законе исчерпывающим образом.

Судебный пристав-исполнитель выносит постановление об отказе в возбуждении исполнительного производства, если:

1) исполнительный документ предъявлен без заявления взыскателя либо заявление не подписано взыскателем или его представителем, за исключением случаев, когда исполнительное производство подлежит возбуждению без заявления взыскателя. Необходимо учитывать, что в соответствии со ст. 30 Закона об исполнительном производстве судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено законом. Заявление подписывается взыскателем либо его представителем. Представитель прилагает к заявлению доверенность или иной документ, удостоверяющий его полномочия. В заявлении может содержаться ходатайство о наложении ареста на имущество должника в целях обеспечения исполнения содержащихся в исполнительном документе требований об имущественных взысканиях, а также об установлении для должника ограничений, предусмотренных Законом;

2) исполнительный документ предъявлен не по месту совершения исполнительных действий, за исключением случая, предусмотренного ч. 4 ст. 30 настоящего Федерального закона. В данном случае должны быть соблюдены общие и специальные правила о месте совершения исполнительных действий, указанные в ст. 33 Закона об исполнительном производстве. Кроме того, в комментируемом основании для отказа в возбуждении исполнительного производства предусмотрено исключение; в соответствии с которым если взыскателю неизвестно, в каком подразделении судебных приставов должно быть возбуждено исполнительное производство, то он вправе направить исполнительный документ и заявление в территориальный орган Федеральной службы судебных приставов (главному судебному приставу субъекта РФ) по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения (ч. 4 ст. 30 Закона об исполнительном производстве);

3) истек и не восстановлен судом срок предъявления исполнительного документа к

исполнению. Здесь необходимо использовать правила об исчислении, перерыве и восстановлении сроков предъявления исполнительных документов, предусмотренные ст.ст. 21 – 23 Закона об

4) документ не является исполнительным либо не соответствует требованиям, предъявляемым к исполнительным документам, установленным ст. 13 настоящего Федерального закона. Перечень исполнительных документов предусмотрен ст. 12 Закона об исполнительном производстве и не является исчерпывающим, поскольку к исполнительным документам относятся также акты других органов в случаях, предусмотренных федеральным законом (п.

5) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство

по нему было прекращено по основаниям, установленным ст. 43 и ч. 14 ст. 103 Закона об

исполнительном производстве. Основания для прекращения исполнительного производства судебным приставом сформулированы в Законе исчерпывающим образом, поэтому по иным основаниям прекращение исполнительного производства невозможно. Одним из последствий прекращения исполнительного производства является невозможность повторного предъявления исполнительного документа к принудительному исполнению;

6) исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было окончено по основаниям, установленным п. п. 1 и 2 ч. 1 ст. 47 и п. п. 1, 2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона об исполнительном производстве. В отличие от прекращения исполнительного производства окончание исполнительного производства не во всех случаях препятствует повторному предъявлению исполнительного документа к принудительному исполнению. Такими препятствиями выступают лишь следующие отдельные основания окончания исполнительного производства:

– фактическое исполнение требований, содержащихся в исполнительном документе (п. 1 ч. 1 ст. 47 Закона);

– фактическое исполнение за счет одного или нескольких должников требования о солидарном взыскании, содержащегося в исполнительных документах, объединенных в сводное исполнительное производство (п. 2 ч. 1 ст. 47 Закона);

– выплата штрафа в полном объеме; замена штрафа другим видом наказания или отмена наказания в виде штрафа в порядке амнистии либо помилования; смерть должника-осужденного или объявление его умершим в исполнительном производстве по исполнительному листу о взыскании штрафа за преступление (п. п. 1,2 и 4 ч. 15 ст. 103 Закона);

7) не вступил в законную силу судебный акт, акт другого органа или должностного лица, который является исполнительным документом или на основании которого выдан исполнительный документ, за исключением исполнительных документов, подлежащих немедленному исполнению. В соответствии со ст. 12 Закона об исполнительном производстве ряд исполнительных документов являются юрисдикционными актами производного характера. Например, исполнительный лист выдается на основании судебного решения, определения или приговора суда, а та кже иных актов в случаях, предусмотренных законом. По общему правилу исполнительный лист выдаете я только после того, когда юрисдикционный акт, являющийся основанием его выдачи, вступит в законную силу. Однако судебные процедуры предполагают возможность оспаривания и вступивших в законную си лу судебных актов в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам в гражданском процес се, а применительно к арбитражному процессу дополнительным способом выступает кассационное прои зводство. В то время как срок предъявления исполнительного листа к принудительному исполнению сост авляеттри года (ч. 1 ст. 21 Закона об исполнительном производстве). Поэтому вполне вероятна такая ситуация, при которой исполнительный лист выдан судом, но не предъявлен к принудительному исполнению, а впоследствии судебный акт, являющийся основанием для его выдачи, был оспорен и отменен в порядке пересмотра судебных актов, вступивших в законную силу;

8) исполнительный документ в соответствии с законодательством Российской Федерации не подлежит исполнению Федеральной службой судебных приставов. В соответствии с действующим законодательством ФССП России не является единственным органом исполнения. Так, согласно ч. 2 ст. 1 Закона об исполнительном производстве условия и порядок исполнения судебных актов по передаче гражданам, организациям денежных средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации устанавливаются бюджетным законодательством Российской Федерации. Например, по искам к Российской Федерации о возмещении вреда, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов Российской Федерации или их должностных лиц, в том числе в результате издания государственными органами Российской Федерации актов, не соответствующих закону или иному нормативному правовому акту, а также судебных актов по иным искам о взыскании денежных средств за счет казны Российской Федерации (за исключением судебных актов о взыскании денежных средств в порядке субсидиарной ответственности главных распорядителей средств федерального бюджета), документы направляются для исполнения в Министерство финансов Российской Федерации (ч. 2 ст. 242.2 БК РФ).

2. В ч. 2 комментируемой статьи разрешены некоторые процессуальные вопросы отказа в принятии исполнительного документа.

Прежде всего, отказ в принятии исполнительного документа оформляется путем вынесения отдельного постановления судебного пристава-исполнителя. При этом должны быть соблюдены требования ч. 2 ст. 14 Закона об исполнительном производстве в отношении основных реквизитов данного документа. Далее судебный пристав-исполнитель копию постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства с приложением всех поступивших документов не позднее дня, следующего за днем вынесения указанного постановления, обязан направить взыскателю, а также в суд, другой орган или должностному лицу, выдавшим исполнительный документ. Должнику копия постановления об отказе в возбуждении исполнительного производства не направляется.

3. В тех случаях, когда обстоятельства, являющиеся основаниями для отказа в возбуждении исполнительного производства и указанные в п. п. 1 – 4 и 7 ч. 1 комментируемой статьи, будут устранены, взыскатель, иные уполномоченные лица получают право на повторное предъявление исполнительного документа к принудительному исполнению. Если отказ в возбуждении исполнительного производства был осуществлен ввиду того, что исполнительный документ был ранее предъявлен к исполнению и исполнительное производство по нему было прекращено или окончено (п. п. 5 и 6 ч. 1 ст. 31 Закона об исполнительном производстве), повторное предъявление исполнительного документа невозможно.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector