Описание убийства сестры старухи в преступлении и наказании
Garant-agency.ru

Юридический портал

Описание убийства сестры старухи в преступлении и наказании

Описание убийства сестры старухи в преступлении и наказании

Второстепенный персонаж романа Федора Достоевского «Преступление и наказание». Старуха шестидесяти лет, вдова чиновника, занимается ростовщичеством. Убита главным героем романа Родионом Раскольниковым.

История создания

У старухи-процентщицы из романа Достоевского есть несколько прототипов. Работая над романом, писатель, вероятно, использовал материалы об убийстве, произошедшем в Москве летом 1865 года. Тогда жертвой убийцы стали две женщины, кухарка и прачка. Убийцей оказался 27-летний приказчик, сын купца, некий господин Чистов. Заметка об этом преступлении вышла в журнале «Голос». Детали убийства во многом совпадают с тем, что описано в романе, поэтому исследователи творчества Достоевского считают, что писатель мог использовать информацию об этом преступлении в работе над текстом.

Федор Достоевский

Убийца Чистов по вероисповеданию был раскольником, что, вероятно, стало толчком к появлению фамилии главного героя романа — Раскольников. Убийца пробрался в квартиру между семью и девятью часами вечера и убил двух старух — кухарку и прачку. Орудием убийства оказался топор, а целью проникновения — грабеж. Убийца выпотрошил сундук и украл деньги, а также золотые и серебряные вещи. Вытащенные из сундука вещи оказались разбросаны по квартире.

Еще одним прототипом старухи-процентщицы исследователи считают тетку писателя, некую А.Ф. Куманину. Эта женщина приходилась сестрой матери Достоевского. Была необычайно богатой, но сумасшедшей старухой. У Куманиной было много бедных родственников, однако женщина завещала собственное состояние не им, а церкви — на украшение храмов и помин души. Старуха-процентщица в романе Достоевского оставила такое же завещание и так же оставила без средств к существованию собственную слабоумную сестру Лизавету.

«Преступление и наказание»

Настоящее имя старухи-процентщицы — Алена Ивановна, фамилия героини неизвестна. Это женщина шестидесяти лет, вдова, состояла замужем за чиновником — то ли коллежским секретарем, то ли коллежским регистратором. В свои годы героиня выглядит как «крошечная сухая старушонка» с тонкой и длинной шеей, со злыми глазками и маленьким острым носом.

Волосы героини слабо тронуты сединой, Алена Ивановна — блондинка. Героиня жирно мажет волосы маслом, вероятно, ухода ради, и заплетает в тонкую крысиную косичку. Автор называет героиню «маленькой и гаденькой». Одежда на героине потрепанная — «фланелевое тряпье», кроме того, героиня мерзнет даже в жаркую погоду и носит меховую кацавейку. Алена Ивановна больна туберкулезом, постоянно кашляет и кряхтит.

Героиня жила в Петербурге, по предположению исследователей — в одном из домов на набережной канала Грибоедова, известном как дом Вальха. Старуха занимается ростовщичеством — дает в долг деньги нуждающимся под залог ценных вещей. Главный герой романа, бедный студент Родион Раскольников, узнает об Алене Ивановне и ее промысле от одного приятеля. Раскольников обращается к старухе, когда возникает острая нужда в деньгах, и закладывает у той вещи.

Старуха-процентщица

Ростовщический промысел приносит Алене Ивановне хороший доход. Старуха выдает клиентам сумму в четыре раза меньшую, чем реальная стоимость вещей, которые те у нее оставляют. Некоторые клиенты не в состоянии бывают выкупить заложенные вещи, тогда оставленное в залог остается у старухи. Достаточно просрочить заклад на один день. Процентщица, вероятно, перепродает заложенные вещи по более высокой цене. Героиня безразлична к людям и обстоятельствам, которые вынуждают тех задерживать выплату долга.

Таким образом Алена Ивановна сколотила неплохое состояние. Персонажи говорят, что старуха «богата, как жид» и способна выдать на руки пять тысяч сразу. Несмотря на богатство, героиня жадна и патологически бережлива, ходит в изношенной одежде и практически не тратится, доходы не приносят героине никакой пользы или удовольствия.

У Алены Ивановны стервозный характер — злой и капризный. Героиня глупа, жизнь ее лишена смысла. Алена Ивановна «никому не нужна» и сама не знает, для чего живет. Героиня живет вместе с младшей сестрой, слабоумной Лизаветой, которую постоянно бьет, угнетает и использует как прислугу. При этом состояние старуха завещала не сестре, а некоему монастырю ради помина собственной души. Лизавете же после смерти старшей сестры отойдет одно движимое имущество — мебель, одежда и прочее, но ни гроша денег.

Сестра старухи-процентщицы Лизавета (кадр из фильма)

Героиня равнодушна к будущему сестры и бессердечна по натуре, но при этом религиозна. Дальнейшая судьба недееспособной Лизаветы совершенно не волнует процентщицу, зато та беспокоится о собственной посмертной участи.

Алена Ивановна недоверчиво относится к людям, никуда не ходит и круглый год сидит дома, жалуясь на больные ноги. Окружающие открыто называют героиню «старой ведьмой» и не испытывают к ней симпатии.

Студент Раскольников задумывает убийство старухи-процентщицы. Герой учился на юриста, но бросил университет, забросил также давать частные уроки и впал в бедность. Герой валяется целыми днями дома, бездельничает и размышляет о жизни. У старухи Раскольников брал деньги под залог, однако убийство замыслил не чистой выгоды ради, а чтобы подтвердить измышленную им теорию и доказать самому себе, что он, Раскольников, относится к лучшей части человечества.

Раскольников убивает Алену Ивановну и ее слабоумную сестру, грабит убитых и незамеченным скрывается с места преступления. По сути, старуха-процентщица — психологический двойник Раскольникова. Герой напирает на ничтожность убитой им женщины, называя ту «вошью». Однако в конце романа Раскольников приходит к выводу, что сам он точно такая же вошь.

Экранизации

В 1956 году вышла французская экранизация романа «Преступление и наказание» под названием «Crime Et Chatiment». Это криминальная драма, сюжет которой заметно переделан по отношению к роману. Местом действия стала Франция 40-ых годов ХХ века. Главный герой, бедный студент Рене, принимает решение убить старую мадам Орваи из романтических соображений. Герой хочет раздобыть денег, чтобы избавить сестру от нежеланного замужества, а заодно помочь прекрасной проститутке Лили бросить неприличную профессию и зажить новой жизнью. Мадам Орваи в этом фильме играет актриса Габриэль Фонтейн.

Вера Карпова в сериале “Преступление и наказание”

В 1969 году вышла советская экранизация романа, двухсерийная драма, снятая режиссером Львом Кулиджановым. Роль Алены Ивановны здесь исполняет актриса Елизавета Евстратова. Критики назвали фильм Кулиджанова «холодноватой интеллектуальной трактовкой» романа Достоевского. Следующая экранизация выходит в 2007 году. Это восьмисерийный телесериал режиссера Дмитрия Светозарова, где роль старухи-процентщицы сыграла актриса Вера Карпова.

Цитаты

«Я ведь не старушонку убил, я себя убил!»

«Вранье есть единственная человеческая привилегия перед всеми организмами».

«Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как жид, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало».

«Я ведь только вошь убил, Соня, бесполезную, гадкую, зловредную».

Анализ сцены преступления в романе «Преступление и наказание» (Ф. М. Достоевский)

Федор Достоевский — один из самых популярных мировых авторов. Из-под его пера вышли произведения такой глубины, что вот уже несколько поколений читателей со всех концов света погружаются в них, не переставая находить для себя что-то новое и полезное. «Преступление и наказание» — это роман о падении человека в пучину отчаяния, морального разложения и спасении через покаяние и страдания. В нем автор выразил всю безысходность безрадостной жизни бедного Петербурга и судьбу истерзанной души гордеца Раскольникова. Перед Вами анализ важнейшего эпизода этого произведения: ужасающего преступления главного героя.

Читать еще:  Покупка земель сельхоз назначения, дач не резедендами России

О чем данный фрагмент?

Седьмая глава романа рассказывает о том, как Раскольников реализует свой план убийства. Он приходит к процентщице Алене Ивановне и дает ей сверток с “папиросочницей”, которую он якобы хочет заложить. И пока старуха копается с этим свертком, Родион бьет ее топором по голове (острием на себя, героиня погибает от удара задней части топора), и она падает замертво. После этого студент крадет ее кошель, срывает с ее шеи ключ и достает из потайного ящика драгоценности.

Вдруг в квартиру заходит сводная сестра Алены Ивановны Лизавета. Раскольников, услышав это, выбегает к ней и убивает ее топором (острие повернуто на жертву). В страшном волнении он отмывает руки, одежду и свое “оружие” от крови. Когда он уже собирается бежать, он слышит, как к двери кто-то приближается. Студент запирается в квартире и ждет, пока нежданный гость процентщицы уйдет. Скоро к нему подходит другой человек, и они решают позвать дворника, потому что хозяева не откликаются, а дверь заперта изнутри. И когда сначала один, а потом и второй гость уходят, Раскольников почти в беспамятстве сбегает с места преступления.

Образы и символы

Обратимся к образам персонажей — участников сцены. В центре событий Родион Раскольников, бедный, голодный и больной студент, одержимый своей теорией о «наполеонах» и «вшах», бесполезных людях. Он убежден, что «наполеоны» способны принести бесконечно много добра нашему миру, и поэтому они имеют право на страшнейшее преступление ради достижения благой цели. Более того, Раскольников уверен, что таких людей даже не будет мучить совесть, потому что они «избранные» и знают об этом. Убийство гнусной старухи, которая, по мнению студента, была «вошью», предполагалось как проверка теории Родиона. Тот не сомневался в своей «избранности». Однако болезненное состояние его тела и еще более болезненное состояние его разума дают о себе знать. Он боится каждого шороха, его руки трясутся, дыхание замирает. В течение всей сцены им движут страх, инстинкт и безумная одержимость желанием совершить задуманное.

Жертвы ужасного преступления — это сводные сёстры Алена Ивановна и Лизавета. Первая — скупая и злая старуха, которая задешево берет ценности в залог под высокие проценты. Алена Ивановна скрытна, осторожна, недоверчива, редко выходит из дома без необходимости и скрупулезно копит богатства. Лизавета же — очень скромная, тихая, забитая женщина в возрасте около тридцати лет. Она покорно исполняет все, что ей говорит Алена Ивановна, терпит ее побои и ни словом ей не прекословит. О людях, которые приходят к запертой двери убитых, читатель узнает немного. Это бедняки разных возрастов, но обоим нужны деньги, которые они надеются получить, заложив что-то Алёне Ивановне.

Большое значение в сцене преступления имеют предметы, которые появляются в поле зрения читателей. Например, топор Раскольникова, страшное орудие убийства, которым он обрубает нить жизни старухи и ее сестры. Его лезвие холодно и бесчувственно. В руках Родиона он получает власть над судьбами людей, более того, наделяет эти руки новой силой. Топор не чувствует вины, ему не надо скрывать того, что им сделано. Это Раскольникову приходится смывать с него кровь, оттирать ее от древка. Металлу топора противостоят два креста и образок на шее Алены Ивановны, как бы Святая троица, и образа святых на стенах комнаты процентщицы. Они видят его ужасные деяния, следят за ним, и нигде не скрыться преступнику от божественного провидения. Образ креста появится в романе снова — Соня Мармеладова подарит Раскольникову простой деревянный крестик, благословляя того на покаяние, когда он вспомнит и о Боге, и о морали. Достойны также внимания кошель с деньгами Алены Ивановны и ее драгоценности — мирские богатства, ради которых Родион расстается с богатствами душевными.

Кроме того, острие топора в момент убийства старухи направлен на самого Родиона. Это себя он убил, а не старуху, это его душа получила наиболее сильный удар.

Значение и роль сцены в произведении

Сцена преступления имеет первостепенное значение для всего романа. Она являет собой низшую точку падения Раскольникова. В предыдущих главах читатель наблюдал, как исступленный студент медленно разрушает моральные основы своей жизни. И в момент убийства любые границы добра и зла стираются. Для него больше нет ни Бога, ни идеала, он опускается на самое дно бездны безнравственности и преступает не только гражданский, но и моральный закон. В этот момент он даже забывает о смысле задуманного, берет только те ценности, которые на виду. Не удивительно, что с их помощью он так ничего и не сделает для блага людей.

Однако это не конец пути Раскольникова. Недаром Достоевский называет свой роман «Преступление и наказание» — после стремительного падения Родиона ждёт долгое и бесконечно трудное восхождение — возрождение собственной души из праха и грязи безнравственности. И не случайно автору нужна ужасающая сцена преступления, которое кажется худшим из всех, какие можно сотворить. Достоевский исследует не только моральное падение, но и душевный подъем человека, и для этого он низвергает Раскольникова на самое дно, откуда только один путь — наверх.

Смысл сцены

Безусловно, столь эмоциональным и сильным эпизодом Достоевский хотел сказать очень многое. Главным образом, ему было необходимо развенчать убийство и преступление как акт героизма, подвиг. Автор предельно чуток к малейшим колебаниям души Раскольникова, и благодаря этому, читатель видит, что ни уверенности, ни храбрости в нем нет. Напротив, Родион боится убивать, обманывать, боится быть схваченным, замеченным. Он ведёт себя, как обычный преступник, а не «наполеон». Он не рыцарь, который бесстрашно сражается с драконом ради спасения прекрасной дамы. Он даже не романтичный разбойник, который борется за справедливость, отдавая деньги богачей беднякам. В его поступках нет ничего благородного — преступление представляется гадким, мерзким. Кровь убитых не напоминает цветом вино, а только липнет к рукам и одежде. И читателю, и самому герою хочется поскорее уйти из душной квартиры, сбежать от ее мрачных стен.

Да и сама Алена Ивановна оказывается вовсе не драконом и не богачом-угнетателем простого народа. Да, она зла, скупа, груба и корыстна, но она такой же человек, как и сам Родион, его матушка и сестра. Более того, если бы не ее «работа», многие бедные студенты остались бы без еды и крыши над головой: ведь именно ее деньгами Раскольников расплачивался за квартиру и обеды. Более того, убийство Алены Ивановны оборачивается новым убийством совсем невинной, скромной и безгрешной Лизаветы. А после этого ещё и выясняется, что она была беременна. Выходит, Раскольников оборвал три жизни, ради того, чтобы проверить свою теорию.

Вот и получается, что совершенное им преступление ничего общего с героизмом не имеет. Родион надеялся убедиться в том, что он избранный, и после этого совершить много добрых дел, однако его надежды обернулись ужасающим тройным убийством, которое не принесло ничего, кроме горя и страданий. Поэтому Достоевский утверждает: в мире нет таких благих намерений, которые оправдали бы преступление, как нет людей, имеющих на него моральное право.

Читать еще:  Кбк росприроднадзора на год

Образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера (Алена Ивановна)

Старуха-процентщица Алена Ивановна является одним из ярких второстепенных персонажей романа “Преступление и наказание” Достоевского.

В этой статье представлен цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.

Смотрите:
Все материалы по “Преступлению и наказанию”
Все статьи о старухе-процентщице

Образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание”: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах

“. про процентщицу, Алену Ивановну, коллежскую секретаршу. “

“. старухи Алены Ивановны, коллежской регистраторши и процентщицы. “

“. Это была крошечная, сухая старушонка, лет шестидесяти, с вострыми и злыми глазками, с маленьким вострым носом и простоволосая. Белобрысые, мало поседевшие волосы ее были жирно смазаны маслом.

На ее тонкой и длинной шее, похожей на куриную ногу, было наверчено какое-то фланелевое тряпье, а на плечах, несмотря на жару, болталась вся истрепанная и пожелтелая меховая кацавейка.”

“. Старуха, как и всегда, была простоволосая. Светлые с проседью, жиденькие волосы ее, по обыкновению жирно смазанные маслом, были заплетены в крысиную косичку и подобраны под осколок роговой гребенки, торчавшей на ее затылке. “

“Старушонка поминутно кашляла и кряхтела. “

“. жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. “

“Еще зимой один знакомый ему студент, Покорев, уезжая в Харьков, сообщил ему как-то в разговоре адрес старухи Алены Ивановны, если бы на случай пришлось ему что заложить. Долго он не ходил к ней, потому что уроки были и как-нибудь да пробивался.”

“. Славная она, — говорил он, — у ней всегда можно денег достать. Богата как ж*д, может сразу пять тысяч выдать, а и рублевым закладом не брезгает. Наших много у ней перебывало.”

“. стоит только одним днем просрочить заклад, и пропала вещь.”

“. с одной стороны, глупая, бессмысленная, ничтожная, злая, больная старушонка, никому не нужная и, напротив, всем вредная, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет. “

“. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки. “

“. Лизавета была младшая, сводная (от разных матерей) сестра старухи, и было ей уже тридцать пять лет.”

“. у старухи есть сестра, Лизавета, которую она, такая маленькая и гаденькая, бьет поминутно и держит в совершенном порабощении, как маленького ребенка. “

“. Лизаветы, старухиной сестры и единственной ее сожительницы. “

“. старушонка вредна. Она чужую жизнь заедает: она намедни Лизавете палец со зла укусила; чуть-чуть не отрезали!”

Старуха-процентщица – бессердечная, безразличная, но при этом религиозная женщина. Об этом красноречиво говорит ее завещание. Старуха не заботится о будущем своей слабоумной сестры Лизаветы, хотя как раз об этом ей стоило бы беспокоиться.

Согласно завещанию старухи, Лизавета должна получить движимое имущество сестры (мебель, одежду и т.д.). Свои же сбережения старуха завещает не бедной сестре, а монастырю в Н-й губернии:

“. Старуха же уже сделала свое завещание, что известно было самой Лизавете, которой по завещанию не доставалось ни гроша, кроме движимости, стульев и прочего; деньги же все назначались в один монастырь в H-й губернии, на вечный помин души. “

“. жилица оглядывала из щели пришедшего с видимым недоверием, и только виднелись ее сверкавшие из темноты глазки. “

“. Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье. “

“. Эй, Алена Ивановна, старая ведьма! Лизавета Ивановна, красота неописанная! Отворяйте. “

“. Круглый год сидит ведьма, киснет, ноги болят, а тут вдруг и на гулянье. “

Это был цитатный образ и характеристика старухи-процентщицы в романе “Преступление и наказание” Достоевского: описание внешности и характера Алены Ивановны в цитатах.

Ф. М. Достоевский, «Преступление и наказание»: краткое содержание

Знакомство с Родионом Раскольниковым

Родион Раскольников – бывший студент, живущий на чердаке одного старого дома. Денег у него нет, хозяйке дома он за все должен. Одет он скверно. В таких лохмотьях постеснялся бы выйти на улицу даже бродяга. В данное время живет тем, что закладывает свои немногочисленные ценные вещи старухе-процентщице. Настал день, когда ему пришлось отнести ей свое последнее сокровище. Родион задумывает убить старуху. По дороге к ней он размышляет о том, как было бы хорошо избавить мир от этой «старой и злой вдовицы». Заложив свои серебрянные часы, бывший студент идет домой, а по пути заходит в трактир, где знакомится с Мармеладовым, спившимся чиновником. Тот рассказывает Родиону о своей горькой жизни, о том, что его жена Катерина Ивановна заставляет его дочь Соню пойти на панель, чтобы справиться с нищетой. С описания условий жизни и наружности главного героя начинается роман «Преступление и наказание». Содержание его кратко приведено в этой статье.

Убийство старухи-процентщицы

Знакомство с Мармеладовым производит на Раскольникова большое впечатление. Особенно его потрясла история Сонечки, которая вынуждена стать проституткой, чтобы спасти себя и свою семью от нищеты. Наутро он получает письмо от своей матери, в котором она пишет о своем приезде к нему с его сестрой Дуней, которая собралась замуж. В женихи ей выискался некто Лужин – человек расчетливый и лживый. Мать Родиона надеется на то, что жених дочери даст средства для восстановления в учебе ее сына. Размышляя о жертвах Сонечки и Дуни, Родион еще более укрепляется в своем желании убить старуху-процентщицу, чтобы избавить этот мир от такого гнусного человека, который наживается на несчастии других людей. Настал день, когда он выполняет задуманное. Однако все пошло не так, как он ожидал. Когда он зарубил топором старуху, в квартиру вернулась ее сестра Лизавета. Чтобы избавиться от свидетеля, Раскольников убивает и ее. Затем он крадет ценные вещи из квартиры убитых и скрывается с места преступления. Украденное он прячет и не решается им воспользоваться. Цепочка обстоятельств, приведших главного героя к мысли о злодеянии, легко прослеживается в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет передать все подробности данного преступления.

Родиона подозревают в преступлении

После совершенного убийства Раскольников чувствует себя больным и разбитым. От окружающих его людей не укрылось его лихорадочное состояние. Ему начинает казаться, что все вокруг знают о его страшной тайне. Родион идет к следователю Порфирию Петровичу затем, чтобы якобы узнать судьбу его ценных вещей, заложенных у старухи. На самом деле он надеется отвести подозрение от себя. Опытный следователь быстро догадывается о том, что перед ним сейчас убийца старушек, но доказать ничего не может. Осмысление главным героем своего ужасного поступка красочно передано автором в романе «Преступление и наказание». Краткое содержание не позволяет полностью передать терзания и душевные мучения Родиона Раскольникова.

Читать еще:  Как сдать назад на машине механика

Смерть Мармеладова и знакомство Раскольникова с Соней и Катериной Ивановной

Бродя по Петербургу, наш герой размышляет о том, правильно ли он сделал, что совершил убийство. В это время на проезжей дороге происходит трагедия – карета переезжает человека, который получает страшные травмы. Ним оказывается Мармеладов. Родион спешит на помощь и отдает свои последние деньги на доктора для спившегося чиновника. Однако это уже не может помочь Мармеладову, и вскоре он умирает. В доме бывшего чиновника он знакомится с его дочерью Сонечкой и женой Катериной Ивановной. Упадок нравственных и семейных ценностей прослеживается в романе «Преступление и наказание», герои которого отвержены обществом. Знакомство главного героя с Соней – это надежда его на светлое будущее, на понимание с ее стороны и примирение его с окружающими людьми.

Раскольников признается Соне в убийстве

Родион чувствует себя одиноким среди людей. Его душа жаждет понимания. В надежде на это он сближается с Сонечкой Мармеладовой. Ему кажется, что именно она, преступившая, как и он, закон и поправшая моральные человеческие принципы, способна его понять. Раскольников признается ей в убийстве старушек. Соня уверяет его в том, что ему необходимо сдаться и понести наказание во искупление этого тяжкого греха. Ведь в данном убийстве сознался невиновный человек – маляр Миколка. Однако молодой человек не согласен с нею. Он надеется еще «побороться». Придя к себе домой, он находит там Порфирия Петровича, который пришел, чтобы убедить преступника явиться в полицию с повинной. Прежде чем пойти на это, Родион прощается с родными и Сонечкой. В полиции он делает официальное заявление. Раскольникова отправляют на каторгу в Сибирь. Соня селится рядом с ним. Постепенно убийца убеждается в том, что преступление – великий грех, и его нужно искупить. Родион берет в руки Евангелие.

Этим эпизодом заканчивает автор роман «Преступление и наказание». Краткое содержание произведения не может передать всю глубину и значимость происходящих в нем событий. Поэтому стоит прочесть его в оригинале.

Письменный анализ сцены «Убийство старухи» (Достоевский Ф. М.)

1. Чувства Раскольникова до убийства. С одной стороны может показаться, что Раскольников хладнокровно планирует убийство старухи. Он делает петлю для топора из старой рубашки. Прошивает эту петлю, чтобы было надежнее. Нитки и иголку готовит заранее. Делает подобие “заклада” – вещи, которую он собирается заложить у процентщицы.

Наши эксперты могут проверить Ваше сочинение по критериям ЕГЭ
ОТПРАВИТЬ НА ПРОВЕРКУ

Эксперты сайта Критика24.ру
Учителя ведущих школ и действующие эксперты Министерства просвещения Российской Федерации.

Завязывает дощечки в белую бумагу и завязывает ленточкой. И все это заготавливает заранее, за месяц до убийства. Но какие мысли бродят в голове героя романа до совершения убийства? До того, как он стал думать о преступлении произошло несколько событий. Это и история Сонечки Мармеладовой. Это и письмо от матери о Дунечке, которая готова продать себя, чтобы помочь семье выбраться из нищеты. Раскольникова гнетет мысль о том, что огромное количество хороших и добрых людей вынуждены страдать за других, быть “униженными и оскорбленными”. И вот он начинает думать о мерзкой старухе, от которой идет только зло всем окружающем людям, которая заставляет их еще больше страдать. И в нем возникает мысль: «что одна жизнь старухи может спасти тысячи жизней. Одна смерть – и сто жизней взамен!» Ему кажется и он утверждается во мнении, что зло возможно, если оно может принести добро другим людям. Достоевский гениальный писатель – он еще в 19 веке чувствовал, что будет через полвека, уже в веке 20. Люди как раз и начнут решать эту проблему: может ли зло принести добро. Было сказано в одном романе 30-х годов (“Вся королевская рать”, Роберт Уоренн) “Ты должен сделать добро из зла потому, что его больше не из чего сделать”. Писатель показывает, что ничего из этого не получается и все заканчивается трагедией. И в это же время, уже в реальности, в Германии, пытались создать счастье для своей нации за счет других, тоже из зла попытались сделать добро и пришли к фашизму и уничтожили десятки миллионов людей. Достоевский показывает, что герой соглашается с эти тезисом, убеждает сам себя в своей правоте. Он до последнего момента не был уверен, что он пойдет на преступление. И вот, после месяца раздумий Раскольников идет делать добро из зла. 2. Чувства во время убийства. Достоевский подробно описывает, как произошло саму убийство. У меня возникает чувство, что Раскольников здесь действует как хладнокровный и расчетливый убийца, хотя и находится в сильном волнении. Но он все просчитывает, хладнокровно срезает ключи, находит золото. Потом отмывает топор и руки, осматривает и вытирает одежду от пятен крови. Кажется, он смог совершить преступление и стать выше всяческих нравственный терзаний. Но тут появляется Лизавета и Раскольников убивает ее. Мне кажется, что убийство Лизаветы наиболее сильно показывает порочность мыслей Раскольникова. Ведь ему пришлось убить именно ту, из “униженных и оскорбленных”, ради счастья которых он и пошел на убийство. Все его теории сразу же разваливаются – он убил невинную! Убийство Лизаветы нельзя ничем оправдать. Только нелепой случайностью. Но это не случайность, все закономерно. Именно в этой сцене Достоевский и показал что из зла можно сделать только зло. Я думаю, что “наказание” для Раскольникова наступило сразу же его “преступлением” – в момент убийства Лизаветы. Все его теории счастья за счет жизни других оказались ложными и преступными. Дальше он действует как автомат – выжидает, идет домой и ложится спать. 3. Чувства после убийства. После убийства душу Раскольникова раздирают муки совести и страх перед разоблачением. Но не это главное в его терзаниях. Видимо, он не понял и по прежнему считает, что его теория верна. Что можно сделать добро из зла и недостойные люди могут быть убиты. А все так плохо произошло из-за того, что он не смог, “не переступил, на этой стороне остался”” оказался “тварью дрожащей”. «Чем, чем, — думал он, — моя мысль была глупее других мыслей и теорий, роящихся и сталкивающихся одна с другой на свете, с тех пор как этот свет стоит? Стоит только посмотреть на дело совершенно независимым, широким и избавленным от обыденных влияний взглядом, и тогда, конечно, моя мысль окажется вовсе не так. странною.” Он так и не понял своего преступности своего поступка. И уже только в конце он приходит к мысли, что его преступление было бессмысленным злом, которое может породить только зло. Только появление Сони Мармеладовой рядом с ним в тюрьме и мысли о религии дали ему надежду на духовное возрождение.

Посмотреть все сочинения без рекламы можно в нашем

Чтобы вывести это сочинение введите команду /id42803

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector