Ограничение в использовании части земельного участка
Garant-agency.ru

Юридический портал

Ограничение в использовании части земельного участка

Ограничения в использовании земельного участка

Определяясь с выбором земельного участка под строительство следует знать, что даже став собственником участка нельзя использовать его по своему усмотрению, как вздумается. Действующим законодательством установлены ограничения в использовании земельных участков, которые обязательны для землепользователей. Указанные ограничения можно условно разделить на две группы: градостроительные регламенты и зоны с особыми условиями использования.

Градостроительные регламенты

Градостроительный регламент – устанавливаемый органами местного самоуправления правовой режим земельных участков в пределах границ соответствующей территориальной зоны и определяющий виды разрешенного использования земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства, предельные (минимальные и (или) максимальные) размеры земельных участков и предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства.

Иными славами органы местного самоуправления своими нормативными актами делят территорию города, поселка на территориальные зоны в определенных границах, в пределах которых устанавливаются обязательные для исполнения правила использования земельных участков:

  • земельные участки должны быть определенных размеров,
  • определяется этажность застройки,
  • виды застройки (жилое, производственное, административно-хазяйственное назначение).

И если планируемый к строительству объект не будет соответствовать данным правилам, то органы местного самоуправления просто откажут в выдаче разрешения на строительство или в предоставлении земельного участка для целей, не соответствующих регламенту.

Градостроительные регламенты устанавливаются в местном нормативном акте – правилах землепользования и застройки. В настоящее время не во всех городах и поселках утверждены такие правила, но законодатель принуждает это сделать в ближайшее время.

Кстати, по закону, если после установления регламентов находящийся в определенной территориальной зоне объект недвижимости не соответствует такому регламенту (например жилой дом находится в производственной зоне), то собственник такого объекта не имеет право реконструировать такой объект или перестраивать его, если после такой реконструкции или строительства объект не изменит свое назначение на соответствующее регламенту.

Зоны с особыми условиями использования

Зоны с особыми условиями использования территорий – это зоны, определяемые расчетами по правилам, установленным нормативными актами, в пределах которых установлены ограничения в использовании земельных участков, в том числе запрет на строительство определенных объектов или полный запрет на строительство.

Устанавливаются следующие зоны с особыми условиями использования территории:

  1. зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации;
  2. санитарно-защитные зоны;
  3. санитарные разрывы от автозаправочных станций;
  4. санитарные разрывы от высоковольтных линий электропередач;
  5. санитарные разрывы от магистральных газопроводов до элементов застройки;
  6. водоохранные зоны;
  7. 1-ый пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  8. 2-ой пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  9. 3-ий пояс санитарной охраны источников питьевого водоснабжения;
  10. санитарные разрывы от железной дороги до жилой застройки;
  11. придорожная полоса автомобильной дороги федерального значения;
  12. зоны ограничения застройки от передающих радиотехнических объектов;
  13. зоны нахождения месторождений общераспространённых полезных ископаемых;
  14. зоны ограничений застройки по горно-геологическим условиям, в том числе:
    • зоны запрета на строительство зданий и сооружений;
    • зоны застройки на основании сравнения вариантов технико-экономических расчётов;
    • зоны застройки не выше 3 этажей.
  15. зона затопления паводком 1%-й обеспеченности;
  16. зона подтопления грунтовыми водами;
  17. зона отработанных карьеров строительных материалов.

Рассмотрим для примера некоторые из устанавливаемых зон.

Зоны для объектов культурного наследния

Зоны, выделенные для обеспечения правового режима охраны и эксплуатации объектов культурного наследия Российской Федерации

В пределах данной зоны особый порядок использования: деятельность должна осуществляться при условии обеспечения сохранности объектов культурного наследия и всех ценных градоформирующих объектов, в соответствии с проектом зон охраны, разрабатываемом органом охраны объектов культурного наследия, а до разработки такого проекта – при условии получения согласия такого органа охраны.

Поскольку мало где разработаны проекты зоны охраны, во всяких таких случаях строительства на территории расположения культурных объектов, в том числе, в случае сноса или реконструкции архитектурного памятника, предварительно нужно будет получить письменное согласие местного органа охраны памятников культуры.

Санитарно-защитные зоны

Организации, промышленные объекты и производства, группы промышленных объектов и сооружения, являющиеся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, отделяются санитарно-защитными зонами от территории жилой застройки, ландшафтно-рекреационных зон, зон отдыха, территорий курортов, санаториев, домов отдыха, стационарных лечебно-профилактических учреждений, территорий садоводческих товариществ и коттеджной застройки, коллективных или индивидуальных дачных и садово-огородных участков.

В пределах санитарно-защитной зоны запрещено строительство жилья,а также запрещены отдельные виды деятельности. Даже если жилой дом будет построен на собственном земельном участке и оформлен в упрощенном порядке, то существует риск, что владелец объекта, образующего санзону, может обратиться в суд с иском о сносе такого дома.

Аналогична ситуация с другими вышеперечисленными зонами. Строительство в пределах установленных зон либо запрещено, либо связано с определенными ограничениями или согласованиями.

Статья 10. Ограничения использования земельных участков

Статья 10 . Ограничения использования земельных участков

Общие положения о зонах с особыми условиями использования территории.

1. Помимо предельных размеров земельных участков и предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства в градостроительных регламентах указываются также ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства.

Ограничения использования земельных участков заключаются согласно ст. 56 ЗК РФ в ограничении прав на землю, которые могут быть ограничены исключительно по основаниям, установленным ЗК РФ и иными федеральными законами, в том числе ГрК РФ.

ЗК РФ предусматривает следующие виды ограничения прав на землю:

1) особые условия использования земельных участков и режим хозяйственной деятельности в охранных, санитарно-защитных зонах;

2) особые условия охраны окружающей среды, в том числе животного и растительного мира, памятников природы, истории и культуры, археологических объектов, сохранения плодородного слоя почвы, естественной среды обитания, путей миграции диких животных;

3) условия начала и завершения застройки или освоения земельного участка в течение установленных сроков по согласованному в установленном порядке проекту, строительства, ремонта или содержания автомобильной дороги (участка автомобильной дороги) при предоставлении прав на земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности;

4) иные ограничения использования земельных участков в случаях, установленных ЗК РФ и иными законами.

2. Ограничения прав на землю устанавливаются актами исполнительных органов местного самоуправления или решением суда бессрочно или на определенный срок и сохраняются при переходе права собственности на земельный участок к другому лицу. Ограничения прав на землю подлежат государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом от 21 июля 1997 года N 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним”.

3. Карта границ зон с особыми условиями использования территорий представлены в форме картографического документа, являющегося неотъемлемой частью настоящих Правил. На карте зон с особыми условиями использования территорий входящих в состав Карты градостроительного зонирования, отображено принципиальное местоположение границ зон с особыми условиями использования территории, устанавливаемыми по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям, установленным на основе действующих нормативных документов.

Точное местоположение границ указанных зон и территорий подлежит установлению в соответствии с действующим законодательством в составе проектов соответствующих видов зон и внесению в качестве поправок в Правила землепользования и застройки.

4. Перечни зон с особыми условиями использования территорий, отображение их границ на карте градостроительного зонирования и ограничения использования земельных участков и объектов капитального строительства на их территории указаны в соответствии с нормативными правовыми актами органов власти Российской Федерации и Волгоградской области, в том числе по видам зон:

– зоны охраны водоемов – Федеральный закон “Водный кодекс РФ” (от 03.06.2006 N 74-ФЗ с последующими уточнениями);

– зоны охраны водозаборов – СНиП 2.04.02-85. “Зоны санитарной охраны источников водоснабжения и водопроводов хозяйственно-питьевого назначения”;

ГАРАНТ:

По-видимому, в пункте 4 статьи 10 главы 1.2 части 1 настоящего приложения допущена опечатка, имеется в виду СНиП 2.04.02-84* “Водоснабжение. Наружные сети и сооружения”

– зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения – Санитарные правила и нормы СанПиН 2.1.4.1110-02 “Зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового назначения”;

– зоны санитарной охраны водных объектов и их прибрежные защитные полосы – Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных полосах, утвержденное Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 ноября 1996 г. N 1404;

зоны особо охраняемых природных территорий – Федеральный закон РФ от 14.03.1995 N 33-ФЗ “Об особо охраняемых природных территориях”;

– зоны шумового дискомфорта от авиации – ГОСТ 22283-88 Шум авиационный. Допустимые уровни шума на территории жилой застройки и методы его измерения. М., 1989 г.;

– зоны шумового дискомфорта от автомобильного транспорта – СНиП II-12-77 “Защита от шума”;

Читать еще:  Приказ о закреплении транспортного средства за водителем электропогрузчика образец

– зоны акустической вредности от городских и внешних автодорог – СНиП 2.-07.-01.89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”;

– санитарно-защитные зоны от железнодорожного транспорта – СНиП 2.-07.-01.89 “Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений”;

– санитарно-защитные зоны производственных предприятий, стационарных техногенных источников – СанПиН 2.2.1/2.2.1.1200-03 “Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и объектов” и с учетом сложившейся застройки;

– зоны историко-культурного наследия – Федеральный закон “Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации” (от 25.06.2002 N 73-ФЗ с последующими уточнениями).

5. Границы зон с особыми условиями использования территорий по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям установлены:

– по границам территориальных зон карты градостроительного зонирования;

– по элементам кадастрового зонирования;

– по нормативным размерам;

– по границам природных элементов.

Границы территорий водоохранных зон и прибрежных защитных полос определены в соответствии с установленными и закрепленными границами.

Границы зон санитарной охраны водозаборов установлены картометрически. Границы этих зон находятся вне элементов кадастрового зонирования и из-за невозможности определения границ в натуре, точно определяются только на топографической основе.

Границы зон экологических ограничений от стационарных техногенных источников определены в соответствии с размером санитарно-защитной зоны, установлены по радиусу от границы участка предприятия или объекта и привязаны к элементам кадастрового зонирования.

Границы зон экологических ограничений от динамических техногенных источников установлены посредством метража от магистрали.

6. Содержание ограничений, устанавливаемых в соответствии с законодательством Российской Федерации в отношении использования земельных участков и объектов недвижимости, определяется на основе положений нормативных правовых актов органов государственной власти, установивших эти ограничения, в том числе на основе сведений о режимах использования земель в границах зон с особыми условиями использования территорий.

Для зон с особыми условиями использования территории градостроительным регламентом в составе указанных в настоящем пункте ограничений могут быть указаны:

а) необходимость согласования конкретных вопросов использования земельных участков, объектов капитального строительства специально уполномоченными органами;

б) возможность установления указанными органами дополнительных требований к использованию земельных участков, объектов капитального строительства, подлежащих соблюдению при разработке проектной документации.

Перечень зон с особыми условиями использования территории, выделенных на карте градостроительного зонирования – границ зон с особыми условиями использования территории городского округа город Михайловка Волгоградской области

На картах зон с особыми условиями использования территорий, входящих в состав карты градостроительного зонирования городского округа город Михайловка, отображены следующие виды зон с особыми условиями использования территорий по природно-экологическим и санитарно-гигиеническим требованиям:

Кодовые обозначения территориальных зон

Наименование территориальных зон

Водоохранные зоны рек

Водоохранные зоны прудов, балок и ериков

Санитарно-защитные зоны производственного назначения от объектов III класса опасности

Санитарно-защитные зоны производственного назначения от объектов IV класса опасности

Санитарно-защитные зоны производственного назначения от объектов V класса опасности

Санитарно-защитные зоны специального назначения от объектов II класса опасности

Санитарно-защитные зоны специального назначения от объектов V класса опасности

Охранная зона от АГРС

Охранная зона от трубопроводного транспорта

Санитарные разрывы для электрических сетей ВЛ напряжением 110 кВ

Придорожная полоса региональной автотрассы

В составе водоохранных зон отображены следующие зоны:

– зона “ВД-1” – водоохранные зоны от рек – 200 м;

– зона “ВД-2” – водоохранные зоны от прудов, балок и ериков – 50 м;

В составе санитарно-защитных зон производственного назначения отображены следующие зоны:

– зона “СЗП-1” – санитарно-защитная зона производственных объектов III класса опасности: свиноферма до 4 тыс. голов – 300 м

– зона “СЗП-2” – санитарно-защитная зона производственных объектов IV, класса опасности (склады горюче-смазочных материалов, хозяйства с содержанием животных до 100 голов, АГРС, элеватор) – 100 м.;

– зона “СЗП-3” – санитарно-защитная зона производственных объектов V, класса опасности (склады сельскохозяйственной продукции) – 50 м.

В составе санитарно-защитных зон специального назначения отображены следующие зоны

– зона “СЗС-1” – санитарно-защитная зона объектов специального назначения: полигон ТБО и скотомогильник с биологическими камерами – 500 м.;

– зона “СЗС-2” – санитарно-защитная зона объектов специального назначения: сельское кладбище традиционного захоронения – 50 м.

В составе охранных зон отображены следующие зоны:

– зона “ОЗ-1” – охранная зона от автоматической газораспределительной станции – 300 м;

– зона “ОЗ-2” – охранная зона трубопроводного транспорта.

В составе санитарных разрывов отображены следующие зоны:

– зона “СР-1” – санитарные разрывы для электрических сетей напряжением 110 кВ – 25 м.

В составе придорожных полос отображены следующие зоны:

– зона “ПП-1” – придорожная полоса региональной автотрассы – устанавливается проектом.

>
Установление публичных сервитутов
Содержание
Решение Михайловской городской Думы Волгоградской области от 12 апреля 2013 г. N 795 “Об утверждении Правил землепользования.

Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Земельный
эксперт

Бесплатная горячая линия

+7 499 553-09-05 Москва

+7 812 448-61-02 Санкт-Петербург

+7 (800) 550-38-47 Россия

Земельные отношения

Москва
+7 499 553-09-05
Санкт-Петербург
+7 812 448-61-02
Россия
+7 (800) 550-38-47

Основания для ограничений прав на землю

Содержание статьи:

Введение

Вся территория России разделена по правообладанию между государством, организациями и обычными гражданами. Распределение земельных участков и их охрана находятся в ведении федеральных и региональных органов власти. Юридические и физические лица обладают определенными территориями на праве собственности, ограниченного владения или аренды.

Ограничение прав на землю возникает на основании федеральных законов, постановлений правительства и указов региональных властей. Основной регулирующий данную отрасль норматив – ФЗ № 136 «Земельный кодекс РФ» от 25.10.01 г.

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

Права на землю, которые могут быть ограничены

На основании земельного кодекса право пользования землей может быть ограничено для физических и юридических лиц, являющихся подданными иностранного государства. Такие лица не могут обладать территориями, которые расположены в приграничных и особо охраняемых зонах.

Ограничения при использовании земли могут возникнуть, если поблизости расположен промышленный объект специального назначения (ГРЭС, АЭС, химпроизводство). Для собственников прилегающих участков недвижимости вводятся ограничения при использовании территорий. При этом порядок владения устанавливается постановлениями правительства и указами региональных властей.

Для земель охраняемых природных заповедников и участков, занятых предметами исторической ценности, возникает определенное ограничение на владение. Эти территории могут быть использованы только в рамках культурных, туристических и исследовательских мероприятий.

Права ограниченного пользования на рассматриваемые участки устанавливаются на неопределенное время или конкретный срок. Во время длительности этого периода владелец земли может меняться, но запрет на некоторые виды деятельности передается. При бессрочном сроке ограничений в правоустанавливающем документе на землю (договорах дарения, мены, купли-продажи) перечень налагаемых запретов оговорен отдельным пунктом.

Основания для ограничения прав на земельный участок

Возможность для наложения запрета на некоторые виды деятельности на определенной территории рассматривается ЗК РФ и иными законами. Согласно этим нормативам существуют следующие основания ограничения прав на землю:

Внимание. Если у вас возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться с юристом по телефонам: +7 (499) 553-09-05 в Москве, +7 (812) 448-61-02 в Санкт-Петербурге, +7 (800) 550-38-47 по все России. Звонки принимаются круглосуточно.

  • Защита природоохранных зон от возможного пагубного воздействия. Сохранение плодородного слоя земли и восстановление ее после эрозии или загрязнения.
  • Сохранение исторического наследия России и народов, проживающих на ее территории. Мероприятия по защите и облагораживанию таких земель.
  • Необходимость прокладки коммуникационных магистралей или путей сообщения (автомобильных, железнодорожных).
  • Установка электровышек и рекламных транспарантов.
  • Безопасное использование предприятий химической и ядерной промышленности.
  • Реализация ремонтных работ на территории частной собственности с целью обслуживания коммуникационных магистралей и иных технических сооружений.
  • Сохранение естественной среды обитания для диких животных, рыб и птиц.
  • Соблюдение санитарно-эпидемиологических норм при использовании земли и ее недр.

Решение по ограничению прав на землю принимается на основании ЗК РФ, актов региональных властей и органов самоуправления. Во исполнение указа владельцу участка направляется протокол решения. Если собственник рассматриваемой территории не согласен с постановлением органов власти – он может обжаловать требование в судебном порядке путем подачи соответствующего иска. Например, по поводу запрета на строительство недвижимости вблизи природоохранной зоны или технического сооружения.

После судебных разбирательств выносится компетентное решение, на основании которого определяется возможность применения или отклонения запрета на проведение определенной деятельности. Если будет признана правомерность ограничений на использование земли – судебный вердикт признается регулирующим документом. В случае неисполнения решения, у владельца прекращаются вещные права на участок, и территория изымается в пользу заинтересованной структуры.

Читать еще:  Что грозит за дачу взятки сотруднику Роспотребнадзора?

Виды ограничений прав на земельный участок

Согласно п. 2 ст. 56 ЗК РФ существуют следующие виды ограничений прав на определенную территорию:

  • Передача полномочий муниципалитету для обслуживания магистралей и путей сообщения.
  • Определение конкретного срока начала и окончания строительства объектов недвижимости.
  • Установление периода освоения определенной территории.
  • Допуск специалистов для исследовательских мероприятий.
  • Наложение сервитута для организации прохода и проезда, если создание иного ближайшего пути невозможно.
  • Запрет добычи ресурсов, в том числе животного и растительного происхождения в особо охраняемых местностях.
  • Ограничение на оборот земельных ресурсов, которые находятся в частной собственности или во владении юридических лиц. При правопреемстве территория передается в ведение федерального или регионального органов власти.
  • Ограничения по распоряжению государственными органами земель, которые переданы под развитие жилищной индустрии.
  • Запрет для передачи во владение приграничных территорий иностранным компаниям и гражданам.

Иные виды ограничений могут устанавливаться компетентными органами и в судебном порядке.

Заключение

Запрет на осуществление определенной деятельности на конкретной территории может возникнуть в результате изыскательных мероприятий, охраны окружающей среды и иных причин. Главные особенности наложения ограничений:

  1. Запрет устанавливается пунктами федеральных законов, указов региональных властей или судебным решением.
  2. Обжаловать решение об ограничении можно в судебном порядке или вышестоящей инстанции в установленные законом сроки.
  3. В случае неисполнения законных требований владелец имущества, на которое наложен сервитут, может лишиться вещного права на рассматриваемую территорию.
  4. Срок запрета может быть ограничен по времени или быть установленным на неопределенный период. При правопреемстве ограничения сохраняются.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по основаниям для ограничения прав на землю

Вопрос: Добрый день. Меня зовут Владислав. Могу ли я поставить бетонную клумбу на своем участке, чтобы проезжающие тут машины не гудели под окнами? На каком вообще основании посторонние лица пользуются моей территорией?

Ответ: Здравствуйте, Владислав. Согласно ЗК РФ и положениям судебной практики в случае, если имеется необходимость обеспечения прохода или проезда через определенный земельный участок, при отсутствии других вариантов на такой участок может быть наложен сервитут. Для наложения сервитута необходимо получить разрешение от местных властей. Если такое действие будет разрешено, в течение 10 дней после решения вам направляется соответствующее постановление. В случае неисполнения уведомления собственника о наложении определенного сервитута на участок – вы можете подать иск в суд. Если вы были уведомлены и поставили подпись – отменить ограничение будет весьма проблематично.

Ограничение прав на землю

Понятие ограничения прав на земельный участок подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства.

Ограничение прав на землю является одной из самых насущных тем для разговора. Это обуславливается тем, что мало кто из собственников земельных участков понимает свои законные права и обязанности, которыми он наделяется после регистрации права собственности. Именно поэтому раскрытие данной темы является достаточно актуальным вопросом в юридической практике.

Понятие ограничения прав на землю

Многие могут подумать, что ограничение прав на земельные участки идет в разрез с главным законом РФ – Конституцией. На самом деле это не так. В ст. 55 Конституции РФ прописано, что ограничение конкретных прав человека возможно, если это требуется для обеспечения нерушимости конституционного строя, стабильности государства, обороноспособности страны, а также соблюдения законных прав и интересов иных граждан.

Поэтому Земельный кодекс РФ в ст. 56 закрепляет, что законодатель имел в виду, вводя в юридический оборот понятие «ограничения прав на земельный участок». Если обратиться к теоретической части земельного права, то в науке происходит строгое разграничение понятий ограничение и обременение, которые накладываются на права собственника конкретного участка.

Таким образом, понятие «ограничение прав» на земельный надел подразумевает наличие определенного комплекса ущемлений или запрещений на использование, распоряжение или владение недвижимым имуществом для соблюдения интересов государства. При этом следует понимать, что подобные ограничения права на использование земельного участка не порождают собой возникновение отдельного права, но при этом накладывают ограничения на возможности собственника.

Понятие «обременение», напротив, подразумевает наложение на владельца земельного участка дополнительных обязательств по содержанию и использованию имущества, которые согласовываются двумя сторонами правоотношений.

Поэтому применять две этих дефиниции в едином контексте категорически неправильно, но они имеют непосредственную связь друг с другом, так как предполагают взаимное возникновение друг друга.

Основания ограничения прав на землю

Основные условия, которые детерминируют собой возникновение ограничений на использование земельного участка, прописаны в ст. 56 ЗК РФ. В частности, законодатель выделяет следующие основания:

  • если использование земельного участка происходит на территории санитарно-защитной зоны;
  • в качестве основания также может выступать необходимость обеспечения сохранности животного или растительного мира, архитектурных, культурных и исторических памятников, а также естественных путей для миграции животных и птиц, плодородия почвы;
  • начало или завершение строительства недвижимых объектов, транспортных магистралей по контракту с государственными или муниципальными органами, также выступает в качестве основания для ограничения прав использования земельного участка;
  • иные основания, которые предусмотрены ЗК РФ, а также федеральными и региональными законами.

Виды ограничений прав на участки земли

На сегодняшний день юристами предложена различная классификация основных ограничений прав использования земельного участка, даже если он оформлен в частную собственность. При этом в качестве основания подобной классификации включаются как субъекты, так и объекты правоотношений, а также иные факторы, которые затрагивают собой правовой статус земли. Если проанализировать современное законодательство, то можно выделить следующие виды ограничений прав:

  • Ипотека земельного участка. В данном случае в силу вступает Федеральный закон РФ под № 102-ФЗ, принятый в 1998 году;
  • Доверительное управление наделом. В данном случае подписывается официальный договор, который регламентирует собой права и обязанности со стороны субъектов соглашения (ст. 1012 ГК РФ);
  • Рента земельного участка. Данный тип основания ограничения регламентирован ст. 586 ГК РФ;
  • Арест земельного участка и запрещение совершать какие-либо действия в отношении земли (ст. 28 Закона «О государственной регистрации прав»);
  • Публичные сервитуты в качестве основания для ограничения прав прописаны в ст. 23 ЗК РФ;
  • Права требования, вынесенные в судебном порядке;
  • Резервирование земельных наделов для обеспечения государственных или же муниципальных нужд и пр.;

Перечисленные виды ограничений не являются исчерпывающими. Отдельные правовые акты также предусматривают в качестве основания для ограничения законных прав граждан аренду или субаренду земельного участка, запрет на продажу и иную реализацию земельного надела и др.

Сроки ограничения прав на земельные участки. Случаи сохранения ограничений прав на землю

Что касается вопроса о сроках наложения ограничений прав на землю, то в каждом конкретном случае он устанавливается индивидуально в соответствии с основаниями подобного запрещения.

В частности, если обратиться к такому ограничению как ипотека, то сроки определяются кредитным договором, который подписывается двумя сторонами соглашений. Что касается вопроса резервирования земель, то срок подобных ограничений прав прописан в ст. 70.1 ЗК РФ. Для обеспечения государственных нужд или муниципальных резервирование может осуществляться на срок, не превышающий 3-х лет. В отдельных ситуациях возможно увеличение данного показателя вплоть до 20 лет.

Публичный сервитут не подразумевает конкретного срока ограничения прав на пользование земельным участком. Это связано с тем, что подобный договор может быть прекращен в любое время. Для этого собственник земельного надела должен обратиться в судебную инстанцию.

Следует отметить, что в ст. 56 ЗК РФ установлено, что сохранение ограничений на земельные наделы сохраняется в том случае, если произойдет смена собственника. Подобная норма права никак не ущемляется законные интересы и права нового владельца земли.

Регистрация ограничения прав на участки земли

Ограничение прав на землю в большинстве случаев осуществляется по официальному решению судебного органа. Но, несмотря на это, подобное действие требует обязательного соблюдения законодательного порядка. В частности, необходима регистрация подобного правового ограничения. Регистрация имеет достаточно простую процедуру, но чтобы воплотить подобное действо на практике необходимо соблюдение конкретных условий, а именно:

  • госрегистрация ограничения или обременений прав возможна только при наличии сведений о регистрации самого недвижимого имущества в ЕГРП.
  • если ограничение правомочий по распоряжению и использованию земли происходит не по воле правообладателя (собственника), то регистрация возможна лишь при уведомлении владельца о наложении определенных ограничений на его права.

Регистрация ограничений или же обременений происходит в тех ситуациях, которые прописаны в нормативно-правовых актах РФ, в частности, в ФЗ «О государственной регистрации прав».

Читать еще:  Можно ли получать алименты после лишения родительских прав?

Обжалование в судебном порядке ограничения прав на землю

Если гражданин, на чьи права распространяются ограничения, не согласен с подобным решением со стороны органов государственной или же муниципальной власти, то он может потребовать защиты в судебных органах. В данном случае речь может идти о незаконном ограничении прав собственников земельных участков.

Однако здесь возникает вопрос, с какого момента владелец может произвести подобное обжалование? Если обратиться к Гражданскому или Земельному кодексам России, то найти четкой правовой нормы об этом невозможно.

Поэтому практикующие юристы основываются на пункты 6 и 7 ст. 56 ЖК РФ, выдвигая мнение о том, что именно регистрация правового ограничения является тем моментом, когда собственник может ходатайствовать об отмене подобных ущемлений и запретов. Иными словами, подобное право у субъекта правоотношений возникает исключительно в тот момент, когда он получит официальное уведомление о завершении регистрации процедуры ограничения прав на землю.

Обжалование будет удовлетворено в том случае, если истцу удастся доказать, что:

  • решение, которое принималось уполномоченными лицами, шло в разрез с современным законодательством РФ;
  • решение ущемляет законные права и интересы собственника земельного участка.

Подобные дела в суде встречаются очень часто, однако они очень сложны из-за необходимости четкого обоснования позиции истца.

Поэтому при возникновении таких споров рекомендуется обращаться за помощью к профессиональным юристам – адвокатам, которые не только соберут полный пакет документов, но и найдут правовые обоснования позиции клиента.

Ограничения в использовании земель. Право земельного сервитута.

При разработке проекта отвода и вообще проектов землеустройства и проектов организации землеустройства часто возникают ситуации, когда надо устанавливать ограничения по использованию.

Ограничения предусматриваются в объеме, предусмотренным законом или договором.

Согласно классификатору, могут быть установлены следующие ограничения:

Ограничения могут быть обусловлены особым правовым режимом территории, требованиями экологической защиты земель, сохранением плодородия почв и охраны окружающей среды.

К землям с особыми условиями использования на территории, которых устанавливаются ограничения, относятся:

1) охранные зоны ;

2) зоны санитарной охраны ;

3) санитарно-защитные зоны ;

4) зоны особого режима использования земель .

Охранные зоны – это такие зоны с особыми условиями использования земельных участков, которые создаются вокруг особо ценных экологических объектов, историко-ландшафтных и историко-культурных заповедников, вокруг объектов культурного наследия, вокруг гидрометеостанций и других объектов.

Цель таких охранных зон – обеспечение защиты объектов и предупреждения негативного влияния на них в результате человеческой деятельности. В случаях необходимости охранные зоны могут устраиваться на территориях, примыкающих к участкам национальных природных парков, региональных ландшафтных парков, памятников природы, ботанических садов, парки-памятники садово-паркового искусства и т. д.

Размеры охранных зон определяются согласно их целевому назначению на основе специального обследования ландшафтов и хозяйственной деятельности на примыкающей территории.

Режимы охранных зон территории и объектов природно-заповедного фонда определяются и с учетом характера хозяйственной деятельности на близлежащих территориях и на основе оценки его влияния на окружающую среду.

В охранных зонах не допускается строительство промышленных и других объектов; развитие хозяйственной деятельности, которая приводит к отрицательному влиянию на территорию (на основе экологической экспертизы).

Решение утверждается гос. органами об установлении этих режимов.

Правовая база для установления таких зон: Постановление Кабмина Украины, законы Украины (о транспорте, о водоохране, природных ресурсах) и другие нормативно-технические документы, которые утверждаются в соответствующем законодательном порядке.

В охранных зонах и объектах экологического значения – объекты реперной сети – наиболее строгий режим (станции, посты, пункты наблюдения за водным режимом).

Запрещается в таких зонах:

– строительство и размещение любых зданий и сооружений;

– стоянок автомобильного и водного транспорта и др. механизмов;

– сооружение оросительных и осушительных систем;

– выполнение горных, взрывных, монтажных и других работ, вызывающих нарушение почвы;

– добыча полезных ископаемых;

– высаживание деревьев и кустарников;

– дноуглубительные и землечерпательные работы;

– выделять участки для вылова рыбы.

Охранные зоны железных дорог. Для обеспечения сохранения прочности и стойкости сооружений, сохранности устройств и других объектов ж/д транспорта.

Охранные зоны автодорог. Запрещается:

– строительство жилых домов и хозяйственных сооружений;

– сливать отработанные смазочные масла на землю или дорожное покрытие;

(ограничение в зависимости от категории дороги и колеблется от 100 до 35м от края проезжей части)

– мыть транспортные средства;

– портить оснащенные места стоянок, повреждать зеленые насаждения.

Охранные зоны вдоль электрических сетей устанавливаются вдоль воздушных ЛЭП в виде земельного участка и воздушного пространства, ограниченных условными вертикальными плоскостями по обе стороны от крайних проводов на расстоянии от 2 до 40м в зависимости от напряжения ЛЭП. Для трансформаторных подстанций охранная зона устанавливается по периметру. Вдоль подземных и подводных кабелей – 1м или более.

Запрещаются любые действия, приводящие к нарушению нормального функционирования ЛЭП (по правилам охраны электросетей).

Зоны санитарной охраны создаются для санитарно-эпидемиологической защиты уязвимых экологических или рекреационных объектов. Основанием для определения таких зон является закон о питьевой воде и водоснабжении. Зоны санитарной охраны централизованного водоснабжения делятся на 3 пояса особого режима, они входят в состав водоохранных зон. Первый – пояс сурового режима (территория размещения водозабора, площадка водопроводных сооружений или водопроводный канал). Второй и третий – пояс ограничений и наблюдений (включает территорию, отведенную для обеспечения охраны объектов центрального питьевого водоснабжения, хозяйственная и другая деятельность ограничивается). Такое же подразделение имеют зоны курортов.

Санитарно-защитные зоны создаются с целью обособления территории жилой застройки от экологически опасных объектов. Такие зоны предназначены для минимизации следствий действия этих объектов. Создаются вокруг объектов, являющихся источниками выделения вредных веществ, запахов, повышенного уровня шума, вибрации, электромагнитных полей и излучений и т. п. Важной особенностью таких объектов является то, что в их границах запрещается строительство жилых объектов и объектов, связанных с постоянным проживанием там людей. Если вследствие нарушения установленных границ и режима зоны возникает необходимость в отселении жителей, такие вопросы решаются органами исполнительной власти и местного самоуправления и финансируются из бюджетных средств.

Зоны особого режима использования. Этот режим распространяется на земли, предоставленные для потребности обороны государства. В их состав входят земли под военными объектами, также пограничная полоса и контролируемый пограничный район. Режимы использования определены постановлением Кабмина «О пограничном режиме». С/х районирование в пограничной полосе (и др.) проводится в соответствии с согласованием с погранвойсками.

Право земельного сервитута

Статья 98. Содержание права земельного сервитута

1. Право земельного сервитута – это право собственника или землепользователя земельного участка на ограниченное платное или бесплатное пользование чужим земельным участком (участками).

2. Земельные сервитуты могут быть постоянными и срочными.

3. Установление земельного сервитута не ведет к лишению собственника земельного участка, относительно которого установлен земельный сервитут, прав владения, пользования и распоряжения им.

4. Земельный сервитут осуществляется способом, наименее обременительным для собственника земельного участка, относительно которого он установлен.

Статья 99. Виды права земельного сервитута

Собственники или землепользователи земельных участков могут требовать установления следующих земельных сервитутов: а) право прохода и проезда на велосипеде; б) право проезда на транспортном средстве по имеющейся дороге; в) право прокладки и эксплуатации линий электропередачи, связи, трубопроводов, других линейных коммуникаций; г) право прокладывать на свой земельный участок водопровод из чужого природного водоема или через чужой земельный участок; ґ) право отвода воды со своего земельного участка на соседний или через соседний земельный участок; д) право забора воды из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прохода к природному водоему; е) право поить свой скот из природного водоема, расположенного на соседнем земельном участке, и право прогона скота к природному водоему; є) право прогона скота по имеющейся дороге; ж) право установления строительных лесов и складирования строительных материалов с целью ремонта строений и сооружений; з) др. земельные сервитуты.

С одной стороны, право земельного сервитута расширяет право лица, у которого появляется возможность использовать чужой участок, с другой – ограничивает право собственника (пользователя).

Постоянный сервитут обеспечивает их владельцам возможность непрерывного использования земельного участка, на котором установлен сервитут (право провести водопровод).

Непостоянный сервитут – не могут осуществляться непрерывно (право прохода, проезда, прогона скота). Но юридически этим правом можно воспользоваться в любое время.

Сервитут бывает сельский (дорожные, водные и прочие) и городской (право установления строительных лесов, право складирования материала с целью ремонта зданий и сооружений, право прохода и проезда, запрета строительства определенных сооружений и др.).

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector