Облагается ли налогом продажа яхты?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Облагается ли налогом продажа яхты?

Купить яхту: топ-5 налоговых ловушек

Шоппинг нужно планировать. Чем раньше будущий владелец судна озадачивается планированием именно налоговых и юридических вопросов покупки и эксплуатации, тем меньше неприятных сюрпризов ожидает его в будущем.

Как профинансировать покупку?
Кто станет собственником яхты?
В каких частях мира она будет эксплуатироваться?
Как финансировать эксплуатационные расходы?
Сколько будет стоить страховка?
Как длина и тип яхты позволяют сэкономить на налогах?

Эксперты «Мигронис» вспоминают интересную историю одного из клиентов, который приобрел яхту уже с планами по безналоговой ликвидации иностранных компаний в рамках временной акции российского налогового кодекса. Каково же было его удивление, когда он обнаружил, что по месту регистрации яхты запрещено оформлять право персональной собственности на нее в принципе! К сожалению, не имея специальных знаний, ответить на перечисленные выше, равно как на многие другие, вопросы невозможно. Именно по этой причине обзавестись толковым консультантом придется еще до того, как подписывать контракт на постройку или покупку яхты.

Таможня – наше все!

Большинство яхт строятся или продаются не там, где используются. Физическое же попадание в чужую таможенную зону влечет за собой необходимость таможенной очистки, которая бывает двух видов: временный ввоз и импорт. Временный ввоз – это дешевое решение для тех, кто не хочет платить сразу. Некоторые страны позволяют многократный временный ввоз на период до 18 месяцев. При эксплуатации яхты в Средиземноморье или прочих территориальных водах ЕС такой путь превращает решение таможенных вопросов в периодическое (раз в полтора года) упражнение по выезду в Тунис или Алжир на один день и повторному оформлению бумаг уже в Евросоюзе. Более привычный вариант, импорт, неприятен высокими затратами на уплату НДС, которые могут достигать почти 30% от рыночной стоимости судна. Хорош же импорт тем, что вопрос таможенной очистки решается раз и навсегда, в том числе и для целей продажи яхты в будущем. Помимо этого, НДС можно существенно оптимизировать посредством креативных – и главное, полностью законных – лизинговых схем, доступных на Мальте или на Кипре и позволяющих снизить общие затраты на импорт до приблизительно 6%. Выбирайте любой путь и, самое главное, не повторяйте ошибок бесстрашных авантюристов, которые годами ходят по Средиземному морю на нерастаможенных яхтах.

Отчетность… Куда же без нее?

Пожалуй, бумажные процедуры еще не отпугнули от покупки яхты ни одного человека. Тем не менее, простейшая операция по покупке судна по самой распространенной схеме («на оффшорку») может создать головную боль. Живя, например, в России, вместе с такой покупкой вам необходимо будет подготовить разовое уведомление о создании иностранной организации и ежегодное уведомление о контролируемой иностранной компании (КИК). Кроме того, необходима будет регулярная подготовка финансовой отчетности этого КИКа по стандартам МСФО с аудитом для расчета налоговой базы в твердой валюте. Если вы вдобавок открыли личный счет, чтобы покрывать расходы яхты, то необходимо быть готовым к ряду процедур: нужно уведомить об этом российскую налоговую инспекцию, подавать ежегодные отчеты о таком счете, следить за всеми начислениями средств на счет (большинство видов таких операций являются незаконными и чреваты штрафами в размере до 100% сумм, зачисленных на счет!). Поскольку каждое нарушение влечет за собой наказание, очень рекомендуется завести либо шпаргалку по соблюдению всех «бумажных» процедур, либо консультанта, который будет следить за выполнением действий из такой шпаргалки.

Налоги на ровном месте

За редкими исключениями, яхты принадлежат не лично людям, а их структурам. Реально же получать выгоду от использования частного судна способен только человек. Именно тут и таится самая страшная неприятность для судовладельцев: за каждую минуту, проведенную собственником на своей же яхте, он должен платить рыночную стоимость аренды, а также компенсировать все затраты (команда, стоянка, топливо, страховка). Таковы правила персонального налогообложения материальной выгоды во многих странах. Экономические блага, бесплатно получаемые от формально третьего лица (компании-собственника яхты), создают налогооблагаемый доход для человека, зашедшего на борт. Логика такого подхода проста: если за вас заплатили, это подарок, с которого государство требует подоходный налог. На первый взгляд, описанный риск может показаться виртуальным. Но с этим не согласятся состоятельные люди из большинства развитых стран, в которых собственников яхт наказывают. Что же касается яхтовладельцев из развивающихся стран, эта проблема применима чуть ли не ко всем структурам владения, и риски начнут превращаться в реальность в самом обозримом будущем.

Вариантов действий в такой ситуации немного. Одно из решений – компенсировать компании-собственнику рыночную стоимость пользования яхтой или пользоваться яхтой в складчину с другими яхтсменами (здесь вариантов схем множество).

Автообмен: что нас ждет в 2019 году?

Автоматический обмен финансовой информацией, уже работающий между более чем ста странами, лишит любого собственника яхты любой конфиденциальности: информация по всем операциям на иностранных счетах – что личных, что корпоративных – появится на голубом экране налогового инспектора практически в любой стране резидентства бенефициара без каких-либо усилий со стороны такого инспектора. Сопоставить же факты и вычислить, что именно бенефициар корпоративного счета пользовался яхтой в личных целях, сможет даже стажер. Во всей этой налоговой истории радует пока только одно: во многих странах, включая Россию, наказывать за серьезные налоговые нарушения, связанные с использованием яхт, до первого автоматического обмена информацией осенью 2019 года вряд ли научатся. А это значит, что еще не поздно поставить свою яхту на «налоговый капремонт» и выстроить новую, безопасную схему ее эксплуатации. Заодно можно и обелить себя в глазах налоговых органов, приняв участие в добровольном декларировании (налоговой амнистии). В России, например, такой аукцион неслыханной щедрости будет продолжаться до конца февраля 2019 года. Мировые тренды в сфере частного капитала и борьбы с уклонением от налогообложения говорят об очевидности радикальных изменений в сфере соблюдения налогового законодательства. Это уже не тренды, а реальность, и продолжать надеяться на авось – худшая из возможных стратегий.

Второй паспорт как спасательный круг

Во многом по причине жесткого налогового законодательства и непредсказуемости государственных органов очень многие состоятельные лица из развивающихся стран принимают решение сменить резидентство или хотя бы приобрести второе гражданство – в качестве надежного запасного аэродрома на случай непредвиденных обстоятельств и для свободы передвижения. «Мигронис» работают в этой сфере не один год, и для компании не является сюрпризом, что уже более половины собственников дорогих яхт из стран СНГ приобрели второе гражданство (58%) либо планируют сделать это (45%), и такие впечатляющие цифры лишь подтверждают резонность приведенных в этой статье доводов. Среди лучших мировых локаций, предоставляющих паспорта и виды на жительство в обмен на инвестиции, – такие страны как Сент-Китс и Невис, Антигуа и Барбуда, Вануату, Гренада, Доминика, Кипр, Мальта, Португалия. Стоимость второго паспорта – от 150000 долларов, а его оформление занимает от 2 месяцев. Если вы решитесь на такой серьезный шаг, эксперты «Мигронис» готовы вам помочь.

Транспортный налог на яхты за 2018 год по регионам

Налогообложение транспортным налогом яхт имеет свои особенности. Налоговой базой налога на яхты без мотора является единица транспортного средства, т.е. судно. Если яхта оснащена силовой установкой (двигателем), то налоговой базой является мощность двигателя.

Русская Лодка публиковала недавно ставки транспортного налога (ТН) на маломерные суда, не оснащенные моторами. По этим ставкам и рассчитывается ТН на яхты, не имеющие двигателей. Если яхта (моторная или безмоторная) не подлежит государственной регистрации, то налог не начисляется.

Для яхт, имеющих двигатели, налог начисляется по ставкам, исходя из мощности силовой установки в лошадиных силах. Напомню, что законодательные собрания регионов РФ устанавливают налоговые ставки ТН по своему усмотрению, но размером не более или не менее, чем в 10 раз от базовых ставок Налогового кодекса РФ. То же правило распространяется на яхты, региональные ставки ТН на которые вы можете видеть в «фирменной» таблице Русской Лодки ниже.

Как всегда, верхним индексом указано изменение ставки в рублях и в скобках в процентах, по сравнению с предыдущим годом. Красный шрифт индекса означает повышение ставки. Если налоговая ставка не изменилась, то, соответственно, ничего не указывается.

Ставки транспортного налога на яхты и другие парусно-моторные суда за 2018 год, принятые в субъектах РФ

Код Субъект Российской Федерации Налоговая ставка, с каждой лошадиной силы, руб.
до 100 л.с свыше 100 л.с.
01 Республика Адыгея 80 150
02 Республика Башкортостан 100 200
03 Республика Бурятия 28,6 57,2
04 Республика Алтай 80 100
05 Республика Дагестан 52 135
06 Республика Ингушетия 20 40
07 Кабардино-Балкарская республика 20 40
08 Республика Калмыкия 108 198
09 Карачаево-Черкесская республика 20 40
10 Республика Карелия 200 400
11 Республика Коми 100 200
12 Республика Марий Эл 200 400
13 Республика Мордовия 120 38 (46%) 400 236,1 (144%)
14 Республика Саха (Якутия) 40 80
15 Республика Северная Осетия — Алания 40 10 (33%) 90 30 (50%)
16 Республика Татарстан 100 200
17 Республика Тыва 66 6 (10%) 149,6 13,6 (10%)
18 Удмуртская республика 80 200
19 Республика Хакасия 60 200 100 (100%)
20 Чеченская республика 36 88
21 Чувашская республика 105 18 (21%) 157 27 (21%)
22 Алтайский край 100 200
23 Краснодарский край 200 50 (33%) 400 100 (33%)
24 Красноярский край 51 200
25 Приморский край 150 180
26 Ставропольский край 73 150
27 Хабаровский край 38 90
28 Амурская область 200 400
29 Архангельская область 140 5 (4%) 281 11 (4%)
30 Астраханская область 100 61 (156%) 200 129 (182%)
31 Белгородская область 200 400
32 Брянская область 100 200
33 Владимирская область 200 400
34 Волгоградская область 48 230
35 Вологодская область 100 200
36 Воронежская область 60 100
37 Ивановская область 60 90
38 Иркутская область 100 200
39 Калининградская область 138 277
40 Калужская область 90 180
41 Камчатский край 100 200
42 Кемеровская область 40 80
43 Кировская область 100 200
44 Костромская область 126 26 (26%) 400 212 (113%)
45 Курганская область 200 400
46 Курская область 200 100 (100%) 400 200 (100%)
47 Ленинградская область 150 50 (50%) 300 100 (50%)
48 Липецкая область 150 50 (50%) 400 200 (100%)
49 Магаданская область 125 250
50 Московская область 200 400
51 Мурманская область 50 100
52 Нижегородская область 100 200
53 Новгородская область 200 100 (100%) 400 200 (100%)
54 Новосибирская область 50 200
55 Омская область 100 200
56 Оренбургская область 100 200
57 Орловская область 60 100
58 Пензенская область 106 212
59 Пермский край 31 62
60 Псковская область 100 200
61 Ростовская область 200 170 (567%) 400 200 (100%)
62 Рязанская область 200 400
63 Самарская область 150 300
64 Саратовская область 160 310
65 Сахалинская область 100 200
66 Свердловская область 65,6 131,2
67 Смоленская область 200 400
68 Тамбовская область 200 400
69 Тверская область 100 200
70 Томская область 65 150
71 Тульская область 110 10 (10%) 220 20 (10%)
72 Тюменская область 100 200
73 Ульяновская область 60 180 60 (50%)
74 Челябинская область 100 200
75 Забайкальский край 52 104
76 Ярославская область 120 24 (25%) 200 15 (8%)
77 Москва 200 400
78 Санкт-Петербург 100 400 200 (100%)
79 Еврейская авт.обл. 120 200
83 Ненецкий автономный округ 20 40
86 Ханты-Мансийский автономный округ — Югра 140 280
87 Чукотский а.о. 40 20 (100%) 80 40 (100%)
89 Ямало-Ненецкий автономный округ 100 200
91 Республика Крым 30 150 50 (50%)
92 Севастополь 30 150
Читать еще:  Как оформить торговлю чаем в данном случае?

«Мнение редакции»

Что хотелось бы от себя тут добавить Боцману с Русской Лодки. Судя по размеру ставок, моторные яхты, как и гидроциклы, отнесены к классу маломерных судов (как бы) являющихся предметами роскоши. Т.е. дорогими вещами, которые может себе позволить состоятельный человек. А раз состоятельный, то пускай платит налог по соответствующей ставке.

Относительно гидроциклов и яхт с двигателями от 100,01 л.с. я, может быть, согласен с такой концепцией. Но вот по поводу маленьких яхточек с маломощными моторчиками у меня, как говорится, особое мнение.

Допустим, Боцман с «Русской Лодки» вышел на пенсию и переселился в каком-нибудь уютном местечке в Карелии, на берегу тихой речушки или озера. Хорошо пенсионеру рыбачить — времени вагон. Но вот пенсия не очень позволяет шиковать и покупать для речки что-то большое и быстроходно-мощное. Да и бензин нынче дорог.

И вот вспоминает как-то Боцман о юных годах, отданных парусному спорту, и тут приходит решение: маленькая парусно-моторная лодка или катамаранчик. Чтобы в ветерок не жечь бензин, напрягая экологию и кошелёк, а передвигаться, используя силу ветра. Как Колумб…

И, оказывается, есть такие варианты. Даже маленькие РИБы парусные есть, например WinBoat 460R Sprint Sail

РИБ WinBoat 460R Sail

Ну чем не бюджетный вариант. Скорость под парусом не ахти — на уровне детского швертбота «Оптимист», но нам же не гоняться в споре с ветром, залихватски огибая знаки. Нас вполне устроит неспешный (а главное бесплатный!) ход в тишине, нарушаемой лишь ласковым плеском волн о днище… А если ветер стихнет, мы ударим веслами или запустим движок 15-сильный.

Всё хорошо, но посмотрел Боцман ставки транспортного налога на моторные яхты в Карелии 2018 год и увидел, что за крошечный РИБчик под парусом под 15 л.с. он будет платить налог в 1,86 раза больше, чем за серьезную лодку с мотором 100 л.с.!

Дело в том, что ставка налога на моторные яхты в Республике Карелия с мощностью двигателя до 100 л.с. — 200 руб. за 1 лошадиную силу. Значит за 15 л.с. Боцману надо будет платить 3000 руб. А за моторную лодку с мощностью ПЛМ до 100 л.с. в Карелии ставка транспортного налога за 2018 год составляет 16 руб. за 1 л.с. Таким образом, за 100 л.с. нужно платить 1600 руб: 3000_1600=1,86.

И передумал Боцман покупать РИБ под парусом, а взял старый Прогресс-2 под 30 л.с. ибо так дешевле.

Справедливости ради я отмечу, что в Карелии один из самых самый больших разрывов между ставками ТН на моторные лодки и моторные яхты с двигателями до 100 л.с.. Однако здесь можно привести еще достаточно регионов, где пенсионеру дяде Боцману лучше не покупать парусные лодочки, — во всяком случае из соображений экономии денег на бензин.

И всё это говорит о том, что, на мой взгляд, если оставлять транспортный налог (были слухи что когда-то существовали планы его отменить «насовсем»), то нужно отдельной строкой учитывать малоразмерные парусные яхточки и шаландочки с «игрушечными» моторами, которые отнюдь не являются атрибутикой роскошного образа жизни.

Какой налог на водный транспорт в 2017 году

Последнее время появляется всё больше владельцев транспортных средств, предназначенных для перемещения по воде. Специально для них действует налог на водный транспорт. В 2017 году положение дел в этой сфере описано в данном материале.

Что облагается

На основании статьи 358 Налогового кодекса РФ транспортный налог на водный транспорт в 2017 году платят за:

  • теплоходы;
  • яхты;
  • парусные суда;
  • катера;
  • моторные лодки;
  • гидроциклы;
  • несамоходные (буксируемые) суда;
  • другие водные транспортные средства, зарегистрированные в установленном законом порядке.

К последней категории обычно относят:

  • самоходные и несамоходные морские суда;
  • самоходные и несамоходные речные и озерные суда;
  • спортивные, туристские и прогулочные суда.

Важно понимать, что полного перечня водных т/с, за которые надо отчислять налог на водный транспорт, в законодательстве нет. Так, в приказе МНС России от 09 апреля 2003 года № БГ-3-21/177 «Об утверждении Методических рекомендаций по применению главы 28 «Транспортный налог» части второй Налогового кодекса Российской Федерации» особо отмечено, что перечни водных транспортных средств имеют открытый характер. Для их определения необходимо использовать термины и понятия из соответствующих отраслей законодательства.

Что не облагается

Пункт 2 статьи 358 НК РФ определяет, когда налоги на водный транспорт за 2017 год и вообще отчислять не нужно. Речь идёт о следующих водных т/с:

  • лодки с вёслами;
  • лодки с двигателем, мощность которого – до 5 лошадиных сил;
  • промысловые морские и речные суда;
  • пассажирские/грузовые морские и речные суда, находящиеся в собственности (хозяйственном ведении или оперативном управлении) организаций и ИП, основной вид деятельности которых – перевозки пассажиров и/или грузов;
  • суда, зарегистрированные в Российском международном реестре судов;
  • морские стационарные и плавучие платформы, морские передвижные буровые установки и буровые суда.

Ставки

Транспортный налог имеет региональный характер, поэтому ст. 361 НК РФ только задаёт ориентир, какой налог на водный транспорт будет в действительности в конкретном субъекте РФ.

Общая ставка налога на водный транспорт по НК РФ следующая:

Вид водного т/с Налоговая база Ставка (руб.)
Катера
Моторные лодки
Другие водные т/с с мощностью двигателя
С каждой лошадиной силы До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 10

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) – 20

Яхты
Другие парусно-моторные суда с мощностью двигателя
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 20

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) – 40

Гидроциклы с мощностью двигателя До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно – 25

Свыше 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) – 50

Несамоходные (буксируемые) суда для которых определена валовая вместимость С каждой регистровой тонны валовой вместимости 20
Другие водные т/с без двигателей С единицы т/с 200

Регионам разрешено как повышать, так и снижать эти ставки. Но не более чем в 10 раз. Так, в Москве налог на водный транспорт в 2017 году следующий:

Вид водного т/с Ставка (руб.)
Катера
Моторные лодки
Другие водные т/с (с каждой лошадиной силы)
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 100
От 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 200
Яхты
Другие парусно-моторные суда (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 200
От 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 400
Гидроциклы (с каждой лошадиной силы):
До 100 л.с. (до 73,55 кВт) включительно 250
От 100 л.с. (свыше 73,55 кВт) 500
Несамоходные (буксируемые) суда с валовой вместимостью (с каждой регистровой тонны) 200
Другие водные т/с без двигателей (с единицы т/с) 2000

Делать расчет налога на водный транспорт довольно просто. Надо налоговую базу умножить на ставку. Плюс – учесть число полных месяцев владения водным транспортным средством.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.

Ввозимые яхты освободят от уплаты таможенных пошлин

Минэкономразвития намерено временно освободить ввозимые яхты и прочие плавучие средства для отдыха и спорта от уплаты таможенных пошлин и налогов. Соответствующие изменения в перечень льготных товаров для временного беспошлинного ввоза были подготовлены министерством по поручению правительства РФ. Об этом «Известиям» сообщила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. В июне 2015 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев по итогам поездки в Крым поручил ряду ведомств — Минэкономразвития, Минтрансу РФ, Минкультуры, МИД, МЧС, ФСБ, ФТС, Ростуризму — подготовить предложения по созданию благоприятных условий для яхтинга в прибрежных зонах страны. В свою очередь, эксперты отмечают, что главной проблемой является полное отсутствие инфраструктуры для хранения, обслуживания и содержания яхт. Владельцы предпочитают хранить свои суда за границей — примерно €200 млн ежегодно уходят в казну европейских государств за содержание, ремонт и обслуживание яхт.

— Минэкономразвития России подготовило проект решения Совета Евразийской экономической комиссии «О внесении изменений в Перечень товаров, временно ввозимых с полным условным освобождением от уплаты таможенных пошлин, налогов», предусматривающий предоставление полного условного освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов в отношении ввозимых яхт и прочих плавучих средств для отдыха и спорта. По мнению министерства, это, безусловно, будет способствовать созданию благоприятных условий для развития яхтинга в прибрежных зонах страны, — отметила Лашкина. — Данный вопрос был вынесен на рассмотрение подкомиссии по таможенно-тарифному, нетарифному регулированию, защитным мерам во внешней торговле Правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции, заседание которой состоялось в сентябре, и по итогам обсуждения был также одобрен ведомствами.

Как отметила представитель Минэкономразвития, предложенная мера по полному условному освобождению при ввозе является по своей сути льготой. Поэтому после утверждения протокола заседания подкомиссии в правительстве Российской Федерации Минэкономразвития внесет предложение в Евразийскую экономическую комиссию для обсуждения с государствами — членами ЕАЭС, пояснила Лашкина.

В перечень ввозимых товаров, которые полностью освобождаются от уплаты таможенных пошлин, налогов, входят товары, необходимые для оказания содействия внешнеэкономической деятельности и международному сотрудничеству, для применения в сфере науки, культуры, кинематографии, спорта и туризма, для оказания международной помощи и др. Среди них — служебное оборудование (персональные компьютеры, пишущие машинки), контрольно-измерительные приборы, буровое оборудование, сценические костюмы и декорации, передвижные лаборатории и мастерские, водные лыжи, гоночные автомобили, мотоциклы, спортивные летательные аппараты, книги, газеты, журналы, музыкальные инструменты и предметы для религиозных обрядов.

В пресс-службе ФТС России пояснили, что в настоящее время таможенные пошлины и налоги на ввозимые яхты (как для физических, так и для юридических лиц) исчисляются по следующей формуле: «ставка ввозной таможенной пошлины + ставка НДС в 18% + таможенные сборы за совершение таможенных операций».

Компании, специализирующиеся на ввозе и продаже яхт в России, отмечают, что на деле итоговый таможенный платеж составляет примерно 40%. Соответственно, чем выше стоимость яхты, тем больше и платеж.

В пресс-службе Минтранса РФ «Известиям» рассказали, что подготовили обязательные постановления по морским портам Керчи, Севастополя, Ялты, Феодосии и Евпатории, которые предусматривают упрощенный порядок оформления захода и выхода маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов в морской порт.

— Минтрансом даны поручения капитанам морских портов Крыма обеспечить применение упрощенного порядка захода маломерных, спортивных парусных и прогулочных судов в морской порт и выхода перечисленных судов из морского порта. Также Минтрансом подготовлены проекты распоряжений правительства РФ об утверждении границ акватории морских портов Крыма. В отношении Ялты и Феодосии распоряжения уже приняты, остальные находятся в стадии согласования, — отметили в пресс-службе ведомства.

По мнению Минтранса, госнадзор, классификацию и освидетельствование, госрегистрацию в отношении маломерных судов, используемых в некоммерческих целях, должны осуществлять Республика Крым и Севастополь.

В ведомстве также отметили, что «для популяризации яхтинга в прошлом году была организована регата Black Sea Tall Ship Regatta 2014, которая прошла по маршруту Варна (Болгария) – Новороссийск (Россия) – Сочи (Россия) – Констанца (Румыния) и стала первой регатой больших парусников, прошедшей вдоль всего Черноморского побережья России.

В Ростуризме «Известиям» пояснили, что создание туристской инфраструктуры для развития яхтинга возможно в рамках федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011–2018 годы)». В пресс-службе Министерства культуры сообщили, что ведомство инициировало проведение мероприятий, направленных на создание объектов обеспечивающей инфраструктуры туристско-рекреационного кластера круизного и яхтенного туризма, — «Севастопольская гавань» в Севастополе, а также инфраструктуры яхтенных марин в Ялте и Феодосии.

— Проблема в том, что в России крайне тяжело с яхтингом именно из-за слабо развитой инфраструктуры. Если посмотреть на юг Италии и Франции, то там это целая постоянно развивающаяся индустрия, в которой задействовано большое количество людей. В России же фактически всё стоит на месте. Наше побережье малоинтересное, единственный кусок, где можно круглогодично эксплуатировать яхты, — это Черное море в районе Сочи, Геленджика, Новороссийска, Анапы. Но большая сложность в том, что в этом районе крайне строгие правила пограничной службы: для того чтобы на яхте выйти прогуляться, нужно оформить массу разрешений. К тому же внутри России яхте даже негде заправиться. Два дня она может идти со своим топливом, а потом встает проблема, где его взять, — говорит директор по продажам компании Nordmarine (Princess Yachts Russia) Денис Новиков. — Что касается мест для хранения яхт, то в Москве и Санкт-Петербурге сейчас есть специальные ангары для яхт до 30 м. Также яхты отправляют на хранение в Турцию, Финляндию, Швецию и Германию.

Новиков отметил, что покупатели яхт — богатые люди, однако с началом кризиса спрос на яхты снизился.

— Все цены на яхты указаны в валюте, с учетом валютных колебаний в рублях их стоимость увеличилась ощутимо. Яхты поставляются из Великобритании и Италии, в России нет крупных отечественных производителей, — сказал он.

Согласно предложениям компании Nordmarine, самая недорогая яхта стоит £260 тыс. на заводе — с учетом транспортировки и таможенного сбора — ее конечная цена в России будет порядка 40 мнл рублей. Самая дорогая яхта в базовой комплектации обойдется в 1,5 млрд рублей (изначальная цена £15,5 млн).

Президент Краснодарской краевой ассоциации развития яхтенного туризма Александр Папенко считает, что освобождение от уплаты пошлин может благотворно сказаться на развитии яхтинга, но главная проблема все-таки в неразвитой инфраструктуре для хранения и содержания яхт.

— Имеющиеся стоянки и причалы не соответствуют по уровню оснащенности — эта проблема актуальна как для Краснодарского края, так и для Крыма. Например, в Анапе очередь на имеющиеся стоянки для яхт уже расписана на 5 лет вперед. В связи с этим обеспеченные владельцы яхт вынуждены хранить свои плавучие средства в Турции, на Кипре, в Греции. По оценкам экспертов, примерно €200 млн ежегодно уходит в казну европейских государств за содержание, ремонт и обслуживание яхт. В то время как эти деньги при достаточно развитой инфраструктуре могли бы идти в бюджет нашей страны, — рассказывает Папенко. — На побережье Северного Кавказа и Крыма нет естественных бухт для организации марин. А имеющиеся марины зажаты прибрежной инфраструктурой, расширить их невозможно. Естественные бухты есть только в Севастополе, однако туда никто не пустит — там расположены военно-морские базы. Нужно только строить, причем на открытой воде. Это колоссальные затраты по строительству — десятки миллиардов рублей. Издержки на строительство обещало взять на себя государство, однако в условиях кризиса финансирование также остается под вопросом. Причем необходимо создавать не только сами причалы, но и сопутствующую инфраструктуру — гостиницы, кафе, рестораны, ремонтную базу. Чтобы всё это наладить, нужна комплексная работа как федеральных, так и региональных властей.

Папенко также отметил, что законодательные послабления и комплексная работа по строительству новых марин увеличат спрос среди желающих приобрести яхты.

— У нас почти не изготавливают яхты, поэтому их приобретают за границей. При этом владелец сразу же сталкивается с высокими таможенными сборами, трудностями с дальнейшей классификацией и регистрацией судна. Сейчас основными владельцами яхт являются москвичи и обеспеченные жители прибрежных регионов. Тема востребованная: если бы люди видели, что есть где хранить и обслуживать, то спрос бы значительно увеличился, — говорит он. — Помимо таких люксовых яхт, большое количество людей содержат катера и моторные лодки среднего класса для того, чтобы заниматься дайвингом, рыбалкой, охотой как в личных целях, так и в качестве туристического бизнеса.

Папенко рассказал, что пока для отдыхающих предлагают лишь 2–3-часовые прогулки на яхте.

— Пока мы не в состоянии предоставлять длительные поездки и круизы на яхте — снимать яхту на неделю или месяц вместе с экипажем и выходить в открытое море, как, например, в Турции. Дело в том, что для этого также не хватает инфраструктуры — в случае шторма, грозы или бури яхтам негде будет укрыться. В Турции, например, марины расположены через каждые 70 миль (то есть дневной переход), у нас такой возможности нет. По этой же причине у нас провисает бизнес чартерных компаний, которые могли бы организовывать круизы.

В МЧС и ФСБ, которым премьер-министр ранее также поручил подготовить предложения по созданию благоприятных условий для развития яхтинга, комментариев не предоставили.

Сколько стоит владение яхтой?

Покупая лодку, будущий владелец понимает, что содержание яхты требует времени и средств. Ему придётся оплачивать стоянку и техническое обслуживание, топливо и запчасти, налоги и страховку. Попробуем определить, сколько стоит владение яхтой.

Для примера возьмём моторную 45-футовую лодку с регистрацией на территории России. Владение судном такого размера уже подразумевает стоянку в яхт-клубе плюс конкретный список обязательных трат. Они легко поддаются учёту, поэтому несложно подсчитать, во сколько вам обойдётся статус судовладельца.

Транспортный налог

Транспортные налоги платят все владельцы судов. Размер налога зависит от мощности двигателей, которые установлены на яхте. При расчёте налоговой нагрузки есть нюанс, который позволяет снизить стоимость владения яхтой:

  • Ставка налога на парусную или моторную яхту ровно в два раза выше, чем на катер.
  • В законодательстве нет чёткого разграничения, какие суда относятся к яхтам, а какие – к катерам.

Экономный владелец водного транспорта называет его катером и ежегодно вместо 40 рублей за каждую лошадиную силу платит только 20. 45-футовая лодка может относиться к любой из категорий – и к яхтам, и к катерам. Чтобы снизить платёж на содержание моторной яхты в год, уточните формулировку в договоре купли-продажи. Ваш водный транспорт по документам должен проходить как катер.

Пример расчёта транспортного налога

Суммарная мощность двигателей вашего судна составляет 750 лошадиных сил. Если по документам судно проходит как катер, вы платите 750*20=15 000 руб. в год. За яхту придётся платить 750*40=30 000 руб. в год. Содержание 30-футовой парусной яхты обойдётся дешевле – на неё начисляется только налог на собственность.

Страхование

Многие российские судовладельцы не оформляют страховку вообще. Подобное немыслимо в европейских странах. Другие, стремясь сократить траты на обслуживание яхт, покупают самую низкую по стоимости страховку. Для этого они выбирают максимально высокую ставку франшизы (безусловного платежа). Такой подход позволяет платить за страхование минимальную сумму. При этом получить компенсацию вы сможете только при очень серьёзных повреждениях.

К примеру, при движении повредились винты. Новый комплект винтов стоит 10 000 долларов (все суммы указаны для примера). Возможны два варианта:

  • Если франшиза по страховке составляет 10 000 долларов, выплату вы не получаете.
  • Если комплект винтов стоит больше, например, 11 000 долларов, по страховке вы получите 1000 долларов.

Небольшая франшиза (или её отсутствие) заметно увеличивает стоимость страхового полиса и, как следствие, стоимость содержания яхты в год. Но и сумма выплат, если произойдёт страховой случай, будет больше. Принимать решение придётся, опираясь на опыт. Если вы ходите часто и много, знаете, что такое «поймать бревно», то предпочтёте дорогой вариант страховки.

Страховка на 45-футовую лодку стоит порядка 5-7 тысяч евро. Если ваши путешествия ограничены небольшими переходами, вам подойдёт более дешёвая страховка стоимостью 1-2 тысячи евро.

Стоянка

Из-за обилия предложений рассчитать стоимость зимней и летней стоянки сложнее, чем другие траты на обслуживание катеров и яхт. Клубы предлагают десятки способов расчёта, сотни специальных предложений. Подсчитывая, сколько стоит обслуживание яхты в год, учитываем следующие моменты:

  • 45-футовая лодка – это чуть больше 14 метров в длину. В клубе цифру округлят до 15 погонных метров. Все расчёты будут проводить для 15 метров.
  • Стоимость стоянки в яхт-клубах в Москве составляет 3-6 долларов за метр в сутки.
  • Зимняя стоянка может быть открытой (под тентом на берегу) и закрытой (в тёплом эллинге). Стоимость услуг в зависимости от типа стоянки существенно различается.
  • Летний сезон в РФ длится с мая по октябрь (6 месяцев). За это время нужно будет заплатить от 8100 до 16 200 долларов.

Не спешите закладывать эту сумму в бюджет. Полученные цифры – это так называемая лобовая цена. В любом российском яхт-клубе можно получить скидки при оплате стоянки за год (летняя на воде + зимняя на берегу). В некоторых клубах оплачивается только стоянка на воде, а зимнее хранение уже включено в стоимость. В других компаниях стоимость стоянки намного ниже расчётной и составляет 1-2 доллара в сутки.

Стоянка для путешественников

Содержание яхты в России, в Москве, стоит около 10 000 долларов в год. Это намного дороже, чем в Греции, Хорватии и Черногории, и примерно равно стоимости стоянки на Лазурном берегу. Если вы не собираетесь ввозить лодку в РФ, самый недорогой вариант на Средиземном море – стоянки Турции.

Если вы предпочитаете менять моря, океаны, клубы, города и страны, стоимость обслуживания возрастает. В таком случае стоит присмотреться к сетевым клубам с филиалами в разных городах и странах мира. Работая с ними, вы сможете менять место стоянки в пределах одного договора и снижать стоимость обслуживания яхты в год.
К сожалению, в РФ сетей клубов пока немного. Но их число растёт. Растёт и количество клубов, которые объединяются в одну сеть.

Эксплуатационные расходы

Эта статья расходов полностью зависит от ваших возможностей, предпочтений и количества свободного времени.
Топливный бак стандартной моторной лодки длиной 45 футов рассчитан на 1 500 литров топлива. Запас хода такой лодки – около 300 морских миль (приблизительно 540 километров).

Не все российские судовладельцы проходят столько за сезон. Соответственно, заправляются они только один раз, весной. Если вы проводите на воде всё лето, совершаете переходы разной протяжённости и длительности, то за сезон тратите заметно больше топлива. Посчитать, сколько стоит содержание парусной яхты, проще. Эта статья расходов при покупке парусника отсутствует.

Регламентные работы

Технические работы жёстко привязаны к моточасам. Чем больше работает двигатель, тем чаще требуется техобслуживание. Даже если вы не выходили на открытую воду, лодка весь год простояла у причала, но генератор работал, вам придётся потратиться на сервисное обслуживание. С другой стороны, нередки случаи, когда судно нарабатывает за сезон всего 30 моточасов, тогда регламентные работы не проводятся.

Условной границей для проведения ТО становится 150 моточасов. Именно столько в среднем нарабатывает лодка за сезон. За 150 моточасов сгорает чуть меньше 10 000 литров топлива при среднем расходе 60 литров в час. Если мотор нарабатывает больше 150 часов, то яхтетребуется регулярное ТО, стоимость которого составляет от 1000 до 2000 долларов.

Обслуживающий персонал

Последняя статья расходов – сервис. Сейчас на 45-футовой лодке сложно встретить наёмного капитана. В большинстве случаев владелец управляет яхтой сам. Однако тратиться на мойку и уборку ему всё равно приходится.
Некоторые судовладельцы нанимают приходящего капитана или механика, который следит за техническим состоянием лодки. Эти траты не слишком велики, поэтому ими можно пренебречь. Также можно не учитывать расходы на чистящие средства и расходные материалы, которые требуются нечасто.

Существенные траты вас ждут, если вы нанимаете капитана на постоянную работу и платите ему зарплату. В остальных случаях расходы на персонал несущественны.

Итого: сколько стоит содержание яхты в год

Как посчитать расходы на обслуживание яхты, если вы пока не знаете, как часто будете её использовать, если в разных странах заметно отличаются курсы валют и стоимость обслуживания? Есть универсальная формула, которая поможет сразу подсчитать, сколько денег придётся тратить на содержание яхты.

Стоимость содержания и обслуживания приблизительно составляет 5-7% от стоимости самой лодки. Это средняя оценка, которая поможет вам оценить предстоящие расходы.

Разумеется, вы можете изменить годовую стоимость содержания лодки. Если мало ходить, аккуратно использовать двигатель, организовать собственный причал, выбрать недорогой вариант страховки, можно заметно снизить затраты.
Однако самое главное во владении лодкой – удовольствие, которое оно приносит. Если яхта в собственности вынуждает постоянно подсчитывать расходы, об удовольствии не может быть речи.

Ссылка на основную публикацию
×
×
Adblock
detector