Обязан ли психолог детского сада заменять воспитателя?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Обязан ли психолог детского сада заменять воспитателя?

Нужен ли психолог в современном детском саду
статья ( группа) по теме

Статья посвящена проблеме психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Скачать:

Вложение Размер
nuzhen_li_psiholog_sovremennomu_detskomu_sadu.docx_sayt.docx 25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Нужен ли психолог в современном детском саду?

За последние годы значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечаются отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения [3, C. 6]. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации. Особенно часто встречаются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) [2] и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) [1] даже при незначительных нарушениях в развитии. Как показывает опыт работы с родителями, только около 80% из них относительно объективно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у них позиции сотрудничества с персоналом детского сада, а у их детей – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Все это приводит к увеличению числа так называемых «трудных» детей в современном ДОУ. В этих условиях особую значимость приобретает работа психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада.

По нашему мнению психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса должно охватывать работу с детьми, родителями и педагогами.

На протяжении многих лет в детском саду все самые необходимые функции (воспитание, диагностика умственного развития, социализация и обучающие игры) были возложены на воспитателей. Сегодня, с развитием педагогического и психологического знания, разделение функций воспитателя и психолога стало очевидным – ребенок нуждается в грамотном психологическом сопровождении с первых дней жизни. Тем более, в новой среде – в непривычном коллективе! Это ответственный момент в жизни каждого ребёнка: ведь в этом возрасте формируются навыки социализации, которые определяют дальнейшее развитие человека и степень комфорта его жизни среди других.

Чем же конкретно может помочь психолог детям? В этом отношении функции психолога очень многообразны. С детьми психолог:

  • проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения (у воспитателя на эту работу практически нет времени, к тому же она должна проводиться высококвалифицированным специалистом);
  • проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корректирующего воздействия (для выполнения этой функции у воспитателя ДОУ не хватает специальных знаний);
  • проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку, что также станет значительным подспорьем воспитателю;
  • проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;
  • оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога;
  • проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно -развивающего процесса;
  • обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения;
  • оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям;
  • развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и прочее;
  • создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду.

Выполнять все эти функции воспитателю, даже имеющему психологическую подготовку, не по силам, так как у него есть свои должностные обязанности.

Психолог необходим не только детям, но и воспитателям, а также специалистам ДОУ:

  • он разрабатывает совместно с воспитателями и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
  • обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
  • обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
  • по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
  • формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
  • разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;
  • осуществляет координацию усилий всех участников развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

Для чего нужен психолог родителям воспитанников ДОУ?

Спору нет, родители знают все о своем ребенке! И лучше всего – то, что ему необходимо. Но часто в воспитании папы, мамы, бабушки и дедушки попадают под влияние модных тенденций в воспитании, либо наоборот, поддерживают некую семейную традицию воспитания детей, однако дети все разные. И если мы даем ребенку то, что не соответствует его потребностям, то это может иметь негативный эффект.

Достаточно часто обращаются к детскому психологу семьи с молодыми родителями. И это разумно! Вместо пути «проб и ошибок», такие родители выбирают уверенный путь знания. В этих случаях психолог занимается не только диагностикой-коррекцией, но и освещает для родителей многие закономерности детского развития. Эта деятельность может носить формат лекций, бесед, частных консультаций или рекомендаций.

Опыт работы с родителями показывает, что основными вопросами, которые возникают у них к психологу являются:

  • психологические особенности ребенка в различные периоды детства ;
  • возрастные кризисы, в частности, особенности и пути преодоления ;
  • воспитание в семье детей с особенностями (отклонениями) в развитии;
  • обеспечение социально-психологических условий интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество;
  • проведение по просьбе родителей индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
  • особенности семейного воспитания ребенка, влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

Таким образом, подведем итог: психолог в детском саду необходим.

Основной целью работы психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Поскольку воспитатель чаще всего ориентирован на работу в группе, где нет «особенных» детей, именно психолог помогает осуществлять индивидуальный подход к ним, давая рекомендации воспитателю по общению с такими детьми. Психолог же, помимо урегулирования конфликтных ситуаций и психологического сопровождения коллектива детского учреждения, помогает выработать индивидуальный подход к каждому ребенку и помочь ему адаптироваться в группе, а также составить программу обучения, максимально эффективную для воспитанников, которая учитывала бы не только групповые, но и индивидуальные потребности каждого ребенка!

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Выготский Л.С.К психологии и педагогике детской дефективности / /http://dugward.ru/library
  1. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.

Нужен ли психолог в детском саду?

Елена Косолапова
Нужен ли психолог в детском саду?

Как правило, в детских садах или дошкольных центрах развития работают специалисты, профессия которых, согласно полученному образованию, называется «педагог-психолог».

Обычно это выпускники педагогических университетов, факультетов дошкольной педагогики по специальности «возрастная психология». Их основная задача – сделать жизнь ребенка в детском саду удобной, комфортной прежде всего с точки зрения детской психики, общих и индивидуальных особенностей ее развития. Педагог-психолог должен помочь воспитателю и родителям ребенка найти и объяснить скрытые причины некоторых детских неудач, поступков и особенностей поведения. Этот специалист обязан не «упустить» малыша, трудности которого находятся «на грани нормы», чтобы вместе с родителями и другими коллегами помочь ему справиться с ними еще до школы.

Для того чтобы решать все эти задачи, грамотный педагог-психолог планирует свою работу по нескольким направлениям.

Первое – это консультации

Они бывают двух видов: те, которые планирует сам психолог, и по «запросу родителей». Первые – психолог проводит в течение года по темам, которые, по его мнению, актуальны для конкретного детского сада, возрастной группы и контингента родителей. К ним же относятся консультации, которые психолог дает воспитателям. На них специалист, как правило, обращает внимание на особенности развития детской психики, связанные с ними изменения в поведении и эффективность усвоения детьми знаний.

О «плановых» консультациях родителей оповещает воспитатель. И очень важно, чтобы мама, или папа, или хотя бы бабушка все-таки выкраивали время для посещения подобных мероприятий. Опыт работы многих специалистов показывает, что родитель, пропустивший ту или иную консультацию, приходит сам к психологу именно с тем вопросом, который на консультации уже освещался. Например, в начале года психолог приглашал родителей малышей на собрание, посвященное проблеме адаптации ребенка к детскому саду. Те взрослые, которые не нашли возможности прийти, через некоторое время сами обращаются с проблемой ежедневных истерик крохи, в связи с нежеланием идти в сад. Также на общих консультациях родители имеют возможность увидеть, что те трудности, которые они испытывают в воспитании своего малыша, свойственны многим другим семьям. Это очень важно для объективной оценки своего ребенка.От многих мам приходится потом слышать: «А я-то думала, что мой один такой.»

Консультации «по запросу» – любые проблемы, которые волнуют близких малыша. И это необязательно вопросы, связанные с развитием крохи или его поведением. Будь то мама или папа, бабушка или дедушка, они могут и должны обращаться к психологу, когда им кажется, что с ребенком что-то не так. Одним словом, любое беспокойство родителей, связанное с детским садом, должно быть исчерпано, так как оно непременно отразится на маленьком человеке, на его отношении к воспитателю и посещению сада.

Второе направление – это диагностика

В течение всего учебного года психолог совместно со старшим воспитателем проводит так называемую психолого-педагогическую диагностику. Она включает в себя контроль над усвоением знаний, умений и навыков детьми разных возрастных групп в соответствии с программой, по которой работает детский сад, На основании этих данных проводится анализ работы педагогического коллектива. То есть три раза в течение года каждому ребенку предлагаются задания, которые позволяют судить о том, насколько он усваивает программу. Если результаты показывают, что малыш «не справляется», плохо себя ведет, не владеет навыками самообслуживания в соответствии с возрастом, психолог проводит дополнительные исследования на зрелость основных психических процессов, обеспечивающих всю вышеописанную деятельность. И если на этом уровне выявляются проблемы, выходящие за рамки нормы, специалист направляет родителей с малышом либо к неврологу, либо к нейро-психологу, либо к невропатологу.

Также в течение года психолог изучает отношения в детском коллективе, выявляет лидеров, тех, с кем «никто не дружит», помогает воспитателю планировать работу по улучшению взаимоотношений между детьми.

Помимо плановой диагностики, о которой шла речь, проводятся и «ситуативные» исследования. Например, появились у ребенка страхи. Психолог с помощью специальных тестов может выявить причину. Развелись родители – то, как перенес или переносит это чадо, можно выявить при помощи специальных методик. Отдельный вид диагностики, которую проводит педагог-психолог, – это комплексная оценка готовности ребенка к школе. Родители обязательно во всех подробностях должны вникнуть в его результаты. В первую очередь, чтобы помочь своему ребенку. Если он будет не совсем готов к школе, то психолог вам подскажет, на что именно нужно будет обратить внимание. А если все было в норме, но в первом классе у него вдруг возникнут проблемы, то на основании диагностической карты с подписью психолога учитель должен найти к ребенку подход и решить проблемы маленького ученика.

Чем еще занимается в саду педагог-психолог?

Он ведет коррекционную работу. Дети, как известно, все разные. Один ребенок развивается быстрее, другой медленнее. Психические процессы тоже формируются скачкообразно. И порой бывает, что развитие какой-то психической функции нужно чуть-чуть подтолкнуть, чтобы наладилось нормальное усвоение знаний или поведение. С этой целью психолог планирует и проводит с ребенком коррекционные занятия. Предварительно он обязательно ставит в известность родителей. Потому что успеха можно добиться только при абсолютном единстве требований и доверии. Также любая травмирующая ситуация, которая повлекла за собой изменения в поведении ребенка, например он стал писаться после совместного просмотра с папой фильма «Мумия», тоже требует проведения с малышом серии коррекционных занятий.

Все это тоже в ведении специалиста, работающего в детском саду. Каждый новый учебный год педагог-психолог выбирает для себя направление, на которое он в течение года будет делать основной акцент. Например, в этом году наиболее актуальной для него представляется тема формирования межличностных отношений в детском коллективе и навыков общения у дошкольников. Исходя из выбранной темы, психолог планирует развивающие занятия, на которых будет учить малышей общаться, вместе играть, решать конфликты, избегать ссор. «Отработав» это направление, психолог может взять новое, а может продолжать исследования по данной теме в дальнейшем. Так, некоторые педагоги-психологи, совершенствуясь в каком-либо направлении, достигают в нем такого мастерства, что коллеги из других садов рекомендуют их своим родителям для решения определенных проблем.

Как происходит знакомство малыша и психолога?

Обычно если такая единица присутствует в образовательном дошкольном учреждении, то он предлагает родителям вновь прибывших детей заполнить индивидуальную карту развития. В ней, как правило, бывают вопросы о семейном положении, особенностях течения беременности и родов, родовых травмах, если таковые были, и о диагнозе, который поставили младенцу. Очень многие родители лукавят, заполняя эту карту, скрывают данные по разным причинам. И это печально, потому что любая родовая травма приводит к более или менее серьезным изменениям в детском развитии. И чем раньше узнает о таких проблемах ваш психолог, тем больше шансов избежать трудностей, когда ребенок пойдет в школу, тем больше возможностей малышу своевременно помочь. Хороший психолог работает, как правило, не один. У него есть «свой» логопед-дефектолог, с которым он работает в паре, и нейропсихолог, и невролог, и невропатолог. Каждый из этих специалистов начнет с вами разговор все с тех же вопросов о родах. Поэтому лучше не ставить себя в неудобное положение и сразу максимально честно отвечать на вопросы анкеты. Многие родители боятся занесения диагноза в детсадовскую карту. Напрасно. Если, например, в карту невролог заносит диагноз «логоневроз» – боязнь речи на фоне заикания, то он обязательно снабдит его педагогическими рекомендациями воспитательнице, соблюдая которые она будет помогать ребенку избавиться от проблемы и, соответственно, диагноза. Скрывая истинное положение вещей, вы усугубляете проблемы малыша.

А теперь хотелось бы сказать о наиболее распространенных «мифах» о психологах в детском саду. Большинство родителей резонно полагают, что слово «психолог» образуется от слова «псих». Из чего далее делают совершенно неверный вывод о том, что если с их ребенком в саду работает психолог, то их сын или дочь психически ненормальные. На этом основании некоторые мамы вообще стараются избегать общения с садовским психологом. А уж если малыш попадает на коррекционные занятия, то родители – сторонники этого взгляда – порой даже скандалят или просто просят прекратить занятия ребенка с психологом. Чтобы развеять этот миф, подчеркну, что психолог в саду работает с НОРМАЛЬНЫМИ детьми и их индивидуальными ОСОБЕННОСТЯМИ, а не отклонениями.

Другое,не менее распространенное и тоже ошибочное мнение: психолог, психоневролог, невропатолог, дефектолог и нейропсихолог – это все одно и то же. То есть врачи, которые работают с отклонениями в психике, с ее дефектами. На основании этой точки зрения родители требуют от психолога невозможного.Обратите внимание на сочетание слов: педагог-психолог. В первую очередь педагог. Это сообщает мамам и папам о том, что данный специалист не врач. Он может только предположить диагноз и направить ребенка к соответствующему специалисту. Поставить диагноз и тем более работать с ним он не может и не имеет права.

Таким образом, в детском саду педагог-психолог присутствует в первую очередь для того, чтобы всеми сторонами «соблюдались интересы ребенка». Его труд, как правило, не очевиден родителю, но малышу он, поверьте, необходим.

Работа психолога в детском саду

1.1. Да,предусмотрена должность педагог-психолог в ДОУ согласно Постановления Правительства РФ от 29.10.2002 г. № 781

2.1. для досрочной пенсии по старости, женщине, имеющей двоих детей достаточно отработать 17 календарных лет в местности приравненной к КС, но для назначения размера пенсии с применением северного коэффициента требуется 20 календарных лет (статья 17 ФЗ №400-ФЗ).

3.1. Напишите жалобу в отдел Образования вашего района. Ссылайтесь на ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ФГОС)
Утверждён приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 года № 1155.

Для полноценной психолого-педагогической деятельности необходим отдельный кабинет.. иначе смысла вообще нет – содержать такую штатную единицу в ДОУ, как психолог – педагог..

4.1. Нет, это совершенно незаконно.

5.1. ЕДИНЫЙ КВАЛИФИКАЦИОННЫЙ СПРАВОЧНИК
ДОЛЖНОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, СПЕЦИАЛИСТОВ И СЛУЖАЩИХ

РАЗДЕЛ
“КВАЛИФИКАЦИОННЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОЛЖНОСТЕЙ
РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ”
9. Лица, не имеющие специальной подготовки или стажа работы, установленных в разделе “Требования к квалификации”, но обладающие достаточным практическим опытом и компетентностью, выполняющие качественно и в полном объеме возложенные на них должностные обязанности, по рекомендации аттестационной комиссии, в порядке исключения, могут быть назначены на соответствующие должности так же, как и лица, имеющие специальную подготовку и стаж работы.

6.1. Для работы в ДОУ необходимо либо специальное среднее педагогическое или высшее педагогическое образование, именно на дошкольное. В соответствии с профстандартом педагога (прилагаю) требования к образованию и обучению воспитателя — высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования«Образование и педагогические науки» либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации. С уважением, Юрий=

7.1. Новый Порядок аттестации предусматривает сохранение категории только при переходе работника в другое образовательное учреждение на эту же должность . Если работник перешел на другую должность, то аттестация проводится по новой должности.

8.1. Вопрос оплаты труда регулируется законом, локальными нормативными актами и индивидуальными условиями трудового договора, в них должна быть установлена доплата за данную работу.
Как правило, размер доплаты 20%.

9.1. — Здравствуйте, если у вас нет ставки психолога,. то никто её и не выделит, это зависит от штатного расписания и от количества деток в саду. Удачи вам и всего хорошего, с уважением юрист Лигостаева А.В. :sm_ax:

9.2. Если штатным расписанием установлено 0,5 единицы, то целую единицу никто не выделит. Бюджет сформирован. Ищите подработку в другом месте.

10.1. • Здравствуйте, Это неправомерно, если вы совершили дисциплинарные нарушения в мае, вас должны были привлечь к дисциплинарной ответственности в течение месяца

Желаю Вам удачи и всех благ!

10.2. Согласно статье 193 ТК РФ, дисциплинарное взыскание применяется не позднее одного месяца со дня обнаружения проступка, не считая времени болезни работника, пребывания его в отпуске, а также времени, необходимого на учет мнения представительного органа работников. При этом Верховный суд РФ разъяснял, что днем обнаружения проступка, с которого начинается течение месячного срока, считается день, когда лицу, которому по работе (службе) подчинен работник, стало известно о совершении проступка, независимо от того, наделено ли оно правом наложения дисциплинарных взысканий. Таким образом, работодателем пропущен установленный законом месячный срок для наложения взыскания, что дает Вам основания для обращения в суд в течение 3 месяцев с иском об отмене дисциплинарного взыскания и взыскании компенсации морального вреда.

11.1. Высшее по Психологии было бы плюсом если бы вы были на ставке психолога в саду. А так вам нужно высшее профильное вышка по педагогике.

12.1. Это нарушение ваших прав. Без вашего согласия вас не могут куда-либо перевести, поставить и т.д. тем более без педагогического образования. Вам нужно подать жалобу в Государственную инспекцию труда.

12.2. Работодатель права не имеет права заставлять Вас выполнять обязанности, не предусмотренные трудовым договором и должностной инструкцией, можете отказываться. Более того, без профильного образования Вы не имеете права работать воспитателем.

13.1. Ознакомьтесь пожалуйста с локально нормативными актами вашей организации в ней всё указано непосредственно также ваш график отпусков. Хорошего приятного вечера.

13.2. В данном случае вам необходимо по данному обстоятельству ознакомится с локально нормативными актами организации. В соответствии с законодательством!

Нужен ли психолог в садике – обязанности психолога в детском саду

Психологу в детском саду принадлежит очень важная роль.

Он является одним из основных специалистов.

Психолог наблюдает детей с первого дня их пребывания в дошкольном образовательном учреждении до самого выпуска.

При этом выполняет целый ряд должностных обязанностей.

Направления работы психолога в детском саду

  • работа с детьми;
  • сотрудничество с родителями воспитанников;
  • взаимодействие с персоналом дошкольного учреждения;
  • ведение документации;
  • повышение квалификации.

Обязанности психолога в детском саду

В должностные обязанности психолога, работающего в дошкольном образовательном учреждении, входит широкий перечень действий.

Помощь ребенку в адаптации к детскому саду

Оказавшись в новой обстановке, многие дети могут пребывать в состоянии стресса.

Это относится не только к малышам, впервые переступившим порог дошкольного учреждения, но и к ребятам постарше, переведенным из другого садика в связи с переездом или по другим причинам.

Обязанность педагога-психолога – помочь каждому ребенку ощутить себя комфортно в условиях детского сада.

Работа ведется в детском коллективе в целом, в подгруппах, а также индивидуально.

Психологическая диагностика

Психолог проводит обследование детей. Плановая диагностика осуществляется минимум два раза за учебный год – в начале и в конце.

Ее цель – определить динамику развития каждого ребенка.

Для воспитанников, имеющих особые образовательные потребности, проводится промежуточное обследование в середине учебного года.

Дополнительная диагностика может быть организована по запросу педагогов или родителей.

При обследовании специалист использует различные методы:

  1. Наблюдение. Психолог выполняет роль зрителя. Он наблюдает за детьми в различных режимных моментах: в общении с другими ребятами, в игре, на занятиях, на прогулке. Особое место данному методу отводится в период адаптации.
  2. Методики исследования психических процессов: основных видов внимания и памяти, восприятия, мышления. Они предполагают применение специальных игр и упражнений.

Сравнивая результаты с установленными возрастными нормами, психолог получает общую картину развития ребенка. Специалист определяет состояние эмоционального фона, способности, наклонности, базовые навыки, знания и умения воспитанника. Кроме того, выявляет имеющиеся проблемы:

На основе материалов обследования специалист составляет психолого-педагогическое заключение. С ребятами подготовительной группы психолог проводит диагностику готовности к обучению в школе.

Участие в работе ПМПк детского сада

В каждом дошкольном образовательном учреждении функционирует психолого-медико-педагогический консилиум, состоящий из педагогов детского сада.

Основная его цель – организация сопровождения воспитанников.

Особую роль ПМПК играет в работе с детьми, имеющими проблемы в развитии.

В ходе консилиума каждый педагог, в том числе и психолог, делает заключение и дает свои рекомендации по воспитанию и обучению ребенка. Плановые заседания проходят три раза в год. Если возникает необходимость, педагоги могут собраться не по графику.

Работа с детьми

Основная обязанность психолога – содействовать развитию воспитанников и проводить психолого-педагогическую коррекцию выявленных проблем.

По итогам диагностики специалист выстраивает и организует групповые и индивидуальные занятия с детьми:

  1. Участвует в разработке развивающих и обучающих программ.
  2. Определяет методы социальной адаптации и усвоения базовых навыков.
  3. Проводит игровые психологические тесты и упражнения.
  4. Осуществляет индивидуальную работу по коррекции нарушений поведения и личностного развития дошкольников: застенчивости, агрессивности, плаксивости, восприимчивости и других особенностей.
  5. Принимает участие в создании благоприятного микроклимата в детских коллективах.

Семейное консультирование

Одна из обязанностей психолога в детском саду – просвещение родителей воспитанников, которое может иметь различные формы:

  1. Индивидуальные консультации. Если психолог выявил проблему в развитии или поведении дошкольника, он приглашает на беседу маму, папу или того взрослого, который является законным представителем ребенка. В рамках беседы специалист подсказывает варианты решения проблемы. Старается донести до родителей важность слаженных действий семьи и детского сада. Если один из родственников испытывает трудности в общении с ребенком или замечает особенности в его поведении, он может проявить инициативу и обратиться к психологу за помощью и поддержкой. Для родителей будущих первоклассников специалист обязательно проводит индивидуальные консультации, на которых рассказывает об уровне готовности ребенка к школе.
  2. Выступления на родительских собраниях, а также участие в семинарах и клубах для родителей. На подобных мероприятиях психолог освещает определенную тему, способствуя повышению педагогической грамотности родителей.
  3. Подготовка буклетов, памяток и материалов для информационного стенда.

Помощь педагогам

Психолог обязан активно взаимодействовать с педагогическим коллективом детского сада. Работа с сотрудниками может проводиться в различных направлениях:

  1. На педагогических советах, собраниях, лекциях и семинарах специалист рассказывает об эффективных методах и приемах, которые позволяют наилучшим образом выстроить работу с воспитанниками.
  2. При необходимости психолог помогает воспитателю установить контакт с ребенком, подсказывает подходящие формы и методы взаимодействия.
  3. Педагог-психолог способствует решению конфликтных и нестандартных ситуаций, возникающих в коллективе. Поддерживает благоприятный психологический климат.
  4. Любой сотрудник детского сада может обратиться к педагогу-психологу не только по рабочим, но и по личным вопросам.

Ведение документации

В течение учебного года психолог обязан заполнять и использовать документацию в установленной форме.

Примерный перечень:

  1. План работы на неделю.
  2. Годовой перспективный план работы.
  3. Журнал учета проведенной работы.
  4. Журнал групповых занятий.
  5. Журнал индивидуальных занятий.
  6. Журнал консультаций.
  7. Статистический годовой отчет – один раз в конце учебного года.
  8. Карты (папки) развития дошкольников: листы адаптации, диагностические бланки, анализ результатов, таблицы, диаграммы.
  9. Папки по сотрудничеству с родителями и педагогами: памятки, консультации на информационные стенды, сообщения на родительские собрания, педсоветы.

Повышение квалификации

Педагог-психолог обязан регулярно повышать свою квалификацию, проходить курсы, посещать методические объединения психологов, участвовать в семинарах, осваивать новые технологии развития и обучения детей.

Педагог-психолог должен знать:

  1. Законы, постановления и другие нормативные правовые документы сферы образования, в том числе Конвенцию о правах ребенка.
  2. Психологию: общую, дифференциальную, детскую, возрастную, психологию личности, социальную, медицинскую, основы психологии труда и психологического консультирования.
  3. Общую педагогику, нейропсихологию, основы дефектологии.
  4. Нормы охраны труда и правила техники безопасности.
  5. Правила оказания первой доврачебной помощи.

От того, насколько профессионально психолог выполняет свои обязанности, зависит успешное развитие дошкольников, их эмоциональное благополучие и даже психологический климат в педагогическом коллективе. Это специалист, который помогает детям, их родителям и персоналу жить дружно, развиваться и учиться вместе, чувствуя себя легко и комфортно.

Нужен ли психолог в современном детском саду
статья ( группа) по теме

Статья посвящена проблеме психологического сопровождения воспитательно-образовательного процесса в детском саду.

Скачать:

Вложение Размер
nuzhen_li_psiholog_sovremennomu_detskomu_sadu.docx_sayt.docx 25.24 КБ

Предварительный просмотр:

Нужен ли психолог в современном детском саду?

За последние годы значительно увеличилось количество детей дошкольного возраста, у которых отмечаются отклонения в развитии. По данным Института коррекционной педагогики РАО (1997), количество таких детей составило 59% от популяции. Из них у 21% наблюдается устойчивая патология, у 38% дошкольников функциональные нарушения [3, C. 6]. Обе категории детей отличаются от нормально развивающихся сверстников тем, что испытывают стойкие и выраженные нарушения в социально-психологической адаптации. Особенно часто встречаются нарушения в эмоционально-волевой сфере ребенка. Именно эмоциональное выпадение ребенка из коллектива ровесников является одним из первых признаков «социального вывиха» (Л. С. Выготский) [2] и может привести к отклонениям в формировании личности (Г. М. Бреслав) [1] даже при незначительных нарушениях в развитии. Как показывает опыт работы с родителями, только около 80% из них относительно объективно оценивают возможности и проблемы своих детей, что существенно затрудняет формирование у них позиции сотрудничества с персоналом детского сада, а у их детей – устойчивой самооценки и мотивации к преодолению трудностей. Все это приводит к увеличению числа так называемых «трудных» детей в современном ДОУ. В этих условиях особую значимость приобретает работа психолога, позволяющая создать оптимальные условия для адаптации и адекватного самоутверждения «проблемного» ребенка в семье и группе детского сада.

По нашему мнению психологическое сопровождение воспитательно-образовательного процесса должно охватывать работу с детьми, родителями и педагогами.

На протяжении многих лет в детском саду все самые необходимые функции (воспитание, диагностика умственного развития, социализация и обучающие игры) были возложены на воспитателей. Сегодня, с развитием педагогического и психологического знания, разделение функций воспитателя и психолога стало очевидным – ребенок нуждается в грамотном психологическом сопровождении с первых дней жизни. Тем более, в новой среде – в непривычном коллективе! Это ответственный момент в жизни каждого ребёнка: ведь в этом возрасте формируются навыки социализации, которые определяют дальнейшее развитие человека и степень комфорта его жизни среди других.

Чем же конкретно может помочь психолог детям? В этом отношении функции психолога очень многообразны. С детьми психолог:

  • проводит дифференциальную психологическую диагностику с целью выявления уровня психологического здоровья детей и психологической структуры нарушения (у воспитателя на эту работу практически нет времени, к тому же она должна проводиться высококвалифицированным специалистом);
  • проводит диагностику индивидуальных особенностей детей с отклонениями в развитии с целью обеспечения индивидуального подхода и разработки оптимальной стратегии корректирующего воздействия (для выполнения этой функции у воспитателя ДОУ не хватает специальных знаний);
  • проводит диагностику уровня достижений детей в учебной деятельности и на основе ее строит систему помощи ребенку, что также станет значительным подспорьем воспитателю;
  • проводит развивающие групповые и индивидуальные занятия по просьбе воспитателя, затрудняющегося самостоятельно решить какую-либо обучающую проблему;
  • оказывает помощь детям в овладении учебными навыками и умениями, в развитии их саморегуляции и самоконтроля на занятиях воспитателя, логопеда, дефектолога;
  • проводит диагностику динамики изменений в психофизическом сенсорном и личностно-социальном развитии ребенка при реализации целостного коррекционно -развивающего процесса;
  • обеспечивает контроль за соблюдением прав ребенка в полноценном, эмоционально комфортном обучающем воздействии, создает в коллективе сотрудников детского сада нетерпимость по отношению к насилию и принуждению детей в процессе их обучения;
  • оказывает своевременную психологическую помощь, как детям, так и их родителям, воспитателям;
  • развивает индивидуальные особенности ребенка, т.е. внимание специалиста должны привлекать интересы, способности, склонности, чувства, увлечения, отношения ребенка и прочее;
  • создает благоприятный для развития ребенка климат в детском саду.

Выполнять все эти функции воспитателю, даже имеющему психологическую подготовку, не по силам, так как у него есть свои должностные обязанности.

Психолог необходим не только детям, но и воспитателям, а также специалистам ДОУ:

  • он разрабатывает совместно с воспитателями и специалистами по изобразительной, музыкальной, физической и другим видам деятельности развивающую программу обучения детей;
  • обсуждает и формулирует психологические требования к развивающей предметной, игровой и учебной среде;
  • обеспечивает воспитателей необходимым простейшим диагностическим инструментарием для изучения умственного и эмоционального развития детей, их личностного роста в процессе обучения;
  • по заказу администрации проводит контроль за общением педагогов с детьми в процессе обучения, разрабатывает индивидуальные модели развивающего взаимодействия с детьми и обучает педагогов;
  • формирует у педагогов мотивационную основу творческой работы с детьми, с помощью тренингов профессионального и личностного роста у воспитателей формирует высокий уровень их компетентности в осуществлении образовательного процесса в детском саду;
  • разрабатывает психологические основы оптимальной стратегии действий педагогов в целях развития, воспитания и обучения детей с различными отклонениями в развитии, взаимодействия детей и воспитателей;
  • осуществляет координацию усилий всех участников развивающего процесса для обеспечения системного и комплексного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей.

Для чего нужен психолог родителям воспитанников ДОУ?

Спору нет, родители знают все о своем ребенке! И лучше всего – то, что ему необходимо. Но часто в воспитании папы, мамы, бабушки и дедушки попадают под влияние модных тенденций в воспитании, либо наоборот, поддерживают некую семейную традицию воспитания детей, однако дети все разные. И если мы даем ребенку то, что не соответствует его потребностям, то это может иметь негативный эффект.

Достаточно часто обращаются к детскому психологу семьи с молодыми родителями. И это разумно! Вместо пути «проб и ошибок», такие родители выбирают уверенный путь знания. В этих случаях психолог занимается не только диагностикой-коррекцией, но и освещает для родителей многие закономерности детского развития. Эта деятельность может носить формат лекций, бесед, частных консультаций или рекомендаций.

Опыт работы с родителями показывает, что основными вопросами, которые возникают у них к психологу являются:

  • психологические особенности ребенка в различные периоды детства ;
  • возрастные кризисы, в частности, особенности и пути преодоления ;
  • воспитание в семье детей с особенностями (отклонениями) в развитии;
  • обеспечение социально-психологических условий интеграции семей, имеющих детей с отклонениями в развитии, в общество;
  • проведение по просьбе родителей индивидуальную диагностику умственного развития ребенка, его специальных способностей (например, сенсомоторики, пространственного ориентирования, математических представлений и др.);
  • особенности семейного воспитания ребенка, влияние внутрисемейных отношений на развитие ребенка.

Таким образом, подведем итог: психолог в детском саду необходим.

Основной целью работы психолога, работающего в детском саду, является обеспечение психологического здоровья детей. Психологическое здоровье предполагает здоровье психическое, в основе которого лежит полноценное психическое развитие ребенка на всех этапах детства. Поскольку воспитатель чаще всего ориентирован на работу в группе, где нет «особенных» детей, именно психолог помогает осуществлять индивидуальный подход к ним, давая рекомендации воспитателю по общению с такими детьми. Психолог же, помимо урегулирования конфликтных ситуаций и психологического сопровождения коллектива детского учреждения, помогает выработать индивидуальный подход к каждому ребенку и помочь ему адаптироваться в группе, а также составить программу обучения, максимально эффективную для воспитанников, которая учитывала бы не только групповые, но и индивидуальные потребности каждого ребенка!

  1. Бреслав Г. М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М.: Педагогика, 1990.
  2. Выготский Л.С.К психологии и педагогике детской дефективности / /http://dugward.ru/library
  1. Микляева Н. В., Микляева Ю. В. Работа педагога-психолога в ДОУ: Методическое пособие. — М.: Айрис-пресс, 2005.
Читать еще:  Как решать споры с работодателем в увольнении?
Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector