О возмещении ущерба багажа при авиаперевозке
Garant-agency.ru

Юридический портал

О возмещении ущерба багажа при авиаперевозке

Примерная форма искового заявления о взыскании ущерба, причиненного повреждением и недостачей багажа без объявления ценности при международной авиаперевозке (подготовлено экспертами компании “Гарант”)

В [ наименование суда, адрес ]

Истец: [ Ф. И. О., адрес ]

Ответчик: [ полное наименование перевозчика,

Цена иска: [ сумма цифрами и прописью ] руб.

Исковое заявление
о взыскании ущерба, причиненного повреждением и недостачей багажа с необъявленной ценностью, при международной авиаперевозке

[ число, месяц, год ] я совершал авиаперелет по маршруту [ указать пункт отправления и пункт назначения ] рейсом [ номер рейса ] авиакомпании [ указать наименование перевозчика ]. Авиаперелет осуществлялся международным рейсом без пересадок. Данный факт подтверждается билетом, приобретенным мною в [ указать полное наименование организации, продавшей билет, адрес ] за [ сумма цифрами и прописью ] руб. Таким образом, между мною и [ указать наименование перевозчика ] был заключен договор международной воздушной перевозки (п. 2 ст. 101 Воздушного кодекса РФ), в соответствии с которым я являюсь пассажиром, а ответчик – перевозчиком.

Багаж (чемодан с вещами) перед вылетом мною был сдан к перевозке в аэропорту [ указать наименование аэропорта ], что подтверждается багажной квитанцией от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ]. При сдаче багажа к перевозке чемодан не имел никаких повреждений, вес багажа составлял [ значение ] кг., ценность багажа не объявлялась. После прилета в пункт назначения в аэропорту [ указать наименование аэропорта ] мне был выдан мой багаж, вес которого составил [ значение ] кг. При его осмотре я обнаружил, что мой чемодан имеет следующие повреждения, вследствие которых им стало невозможно пользоваться: [ например, трещины на корпусе чемодана, поломка замка и т. д. ].

Кроме того, мною была обнаружена недостача следующих вещей и документов: [ перечислить недостающие вещи, документы ].

Принадлежащий мне чемодан [ указать изготовителя, модель чемодана и т. д. ] был куплен [ указать дату покупки чемодана ] за [ сумма цифрами и прописью ] руб., что подтверждается [ например, кассовым чеком, товарным чеком и т. д. ]. Стоимость недостающих вещей составляет: [ перечислить недостающие вещи, указать их стоимость ], что подтверждается [ например, кассовым чеком, товарным чеком, справкой из магазина о стоимости аналогичных товаров и т. д. ].

Представителя авиакомпании (перевозчика) [ указать наименование перевозчика ] в аэропорту не оказалось, поэтому мне пришлось обратиться с письменным заявлением о повреждении и недостаче багажа к сотруднику аэропорта для составления коммерческого акта. Сотрудником аэропорта был составлен коммерческий акт от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ], в котором зафиксированы повреждения моего чемодана и недостача багажа.

В адрес [ указать наименование перевозчика, его филиала, представительства ] [ число, месяц, год ] заказным письмом с уведомлением мною была направлена претензия N [ вписать нужное ] с требованием компенсировать ущерб в сумме [ сумма цифрами и прописью ] руб. с приложением копии коммерческого акта от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] о повреждении чемодана и недостаче багажа. Однако ответчик в возражении на претензию от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ] отказался удовлетворить мои требования, ссылаясь на следующие основания: [ перечислить основания, по которым перевозчиком было отказано в удовлетворении претензии ].

Согласно п. 3 ст. 119 Воздушного кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации. Варшавская конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок, от 12 октября 1929 г. (Варшавская конвенция), ратифицированная СССР (правопреемник – Российская Федерация) 07 июля 1934 г., является международным документом, регламентирующим вопросы ответственности перевозчика при международных воздушных перевозках. Кроме того, Российская Федерация участвует и в протоколе о поправках к Варшавской конвенции (Гаагский протокол, 1955 г.).

ГАРАНТ:

Если местом нахождения перевозчика является иностранное государство, то указываются название страны и дата ее присоединения к Варшавской конвенции, Гаагскому протоколу.

Согласно ст. 28 Варшавской конвенции иск к перевозчику по договору международной воздушной перевозки может быть предъявлен истцом по месту нахождения авиакомпании (перевозчика). Местом нахождения авиакомпании (перевозчика) является Российская Федерация, следовательно, иск подлежит рассмотрению в суде Российской Федерации.

Согласно ст. 28 Варшавской конвенции иск к перевозчику по договору, международной воздушной перевозки может быть предъявлен истцом “по месту, где он имеет контору, посредством которой был заключен договор”. Так, как билет мною был приобретен в [ указать наименование филиала, представительства перевозчика, адрес ], то в соответствии с п. 1 ч. 3 ст. 402 Гражданского процессуального кодекса РФ иск подлежит рассмотрению в суде Российской Федерации.

Таким образом, мною были соблюдены требования ст. 26 Варшавской конвенции о сроке предъявления претензии к перевозчику. В соответствии со ст. 18 Варшавской конвенции перевозчик должен понести ответственность за вред, причиненный уничтожением или повреждением зарегистрированного багажа.

Статьей 22 Варшавской конвенции ограничивается ответственность перевозчика перед пассажиром за утрату или повреждение зарегистрированного багажа суммой в двести пятьдесят франков с килограмма. При этом франк в данной статье Варшавской конвенции рассматривается как валютная единица, эквивалентная шестидесяти пяти с половиной миллиграммам золота, используемая для перевода указанной суммы в национальную валюту. Перевод сумм в национальную валюту, не имеющую золотого содержания, в случае судебных разбирательств должен производиться в соответствии с золотой стоимостью таких валют на дату судебного решения. Однако согласно ст. 28 Федерального закона РФ от 10 июля 2002 г. N 86-ФЗ “О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)” в Российской Федерации официальное соотношение между рублем и золотом не устанавливается.

В соответствии с Информационным письмом Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 16 февраля 1998 г. N 29 “Обзор судебно-арбитражной практики разрешения споров по делам с участием иностранных лиц” в подобной ситуации перевод двухсот пятидесяти франков в рубли должен осуществляться через перерасчет в электронные денежные средства – специальные правила заимствования (СДР). Курс СДР по отношению к рублю рассчитывается и устанавливается Банком России на основе официального курса доллара США по отношению к рублю и последнему значению курса СДР к доллару США, установленному Международным валютным фондом (п. 4 положения Центрального банка РФ от 18 апреля 2006 г. N 286-П “Об установлении и опубликовании Центральным банком Российской Федерации официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю”).

ГАРАНТ:

Перевод СДР в национальные денежные единицы производится с учетом правил, содержащихся в Варшавской конвенции, и права государства, в котором находится суд, рассматривающий спор.

Таким образом, в соответствии с Варшавской конвенцией, сложившейся практикой, а также условием в билете об ограничении ответственности перевозчика за багаж – размер причиненного ущерба составляет [ сумма цифрами и прописью ] руб., исходя из следующего расчета:

1 франк = 65, 5 миллиграмм золота

250 франков x 65, 5 миллиграмм золота = 16375 миллиграмм или 16, 375 грамм золота

1 единица прав заимствования (СДР) = [ значение ] грамм золота – устанавливается Международным Валютным Фондом

16, 375 грамм золота : [ значение ] грамм золота = [ значение ] единиц прав заимствования (СДР), эквивалентных 250 франкам

1 единица прав заимствования (СДР) = [ значение ] руб. – устанавливается Центральным Банком РФ [ значение ] единиц прав заимствования (СДР) x [ значение ] руб. = [ сумма цифрами и прописью ] руб.

– сумма в рублях, эквивалентная 250 франкам

Сумма ущерба в рублях составляет:

[ значение ] руб. x [ значение ] кг. = [ сумма цифрами и прописью ] руб.

[ значение ] руб. – сумма в рублях, эквивалентная 250 франкам

[ значение ] кг. – сумма веса чемодана и недостающего багажа

В соответствии со ст. 9 Федерального закона РФ от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ “О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации”, Постановлением Пленума Верховного Суда РФ от 28 июня 2012 г. N 17
“О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей” пассажир в договоре перевозки граждан, багажа пользуется правами, предоставленными законодательством о защите прав потребителей, в части, не урегулированной специальными законами. Поэтому за просрочку выполнения требования пассажира с перевозчика должна быть взыскана неустойка в размере 1% от суммы ущерба за каждый день просрочки (ст. 23 Закона РФ от 07 февраля 1992 г. N 2300-1 “О защите прав потребителей”).

Претензия была отправлена в адрес перевозчика (его филиала, представительства) заказным письмом с уведомлением [ число, месяц, год ], срок для удовлетворения претензии составляет [ значение ] дней, исчисляемый со дня ее отправки перевозчику. До момента обращения в суд прошло [ значение ] дней, следовательно, размер неустойки будет составлять [ сумма цифрами и прописью ] руб. исходя из следующего расчета:

[ значение ] руб. – 100 % Х = ([ значение ] руб. х 1%):100% = [ значение ] руб.

[ значение ] руб. – сумма причиненного ущерба

Х руб. – размер неустойки за один день

[ значение ] руб. х [ значение ] дн. = [ значение ] руб.

[ значение ] руб. – размер неустойки за один день

[ значение ] дн. – период просрочки

Повреждение и утрата [ например, ценных вещей, важных документов и т. д. ], вызвали следующие неблагоприятные последствия: [ например, опоздание на деловую встречу, научную конференцию и т. д. ], что отрицательно повлияло на мою деловую репутацию.

Проведение [ например, деловой встречи, научной конференции и т. д. ] и мое в ней участие подтверждается следующими документами: [ например, командировочное удостоверение, приглашение и т. д. ].

В соответствии со ст. 150 Гражданского кодекса РФ деловая репутация гражданина относится к нематериальным благам, охраняемым законодательством Российской Федерации. Таким образом, ответчиком мне был причинен моральный вред, который в соответствии со ст. 151 Гражданского кодекса РФ должен быть им компенсирован. Размер компенсации причиненного мне ответчиком морального вреда я оцениваю в [ сумма цифрами и прописью ] руб.

При удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд может взыскать с исполнителя за несоблюдение в добровольном порядке удовлетворения требований потребителя штраф в размере пятьдесят процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя (п. 6 ст. 13 Закона РФ “О защите прав потребителей”). Вследствие того, что ответчик в течение длительного времени не хотел добровольно удовлетворять мои требования, что подтверждается его возражением на претензию от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ], он должен уплатить штраф в федеральный бюджет.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 18, 22 Варшавской конвенции; п. 3 ст. 119 Воздушного кодекса РФ; ст.ст. 151, 1101 Гражданского кодекса РФ; ст. 9 Федерального закона от 26 января 1996 г. N 15-ФЗ “О введении в действие части второй Гражданского кодекса Российской Федерации”; п. 6 ст. 13, ст. 23 Закона РФ “О защите прав потребителей”

Взыскать с ответчика:

1. Ущерб, причиненный повреждением и недостачей багажа, в сумме [ сумма цифрами и прописью ] руб.

2. Неустойку за период с [ число, месяц, год ] по [ число, месяц, год ] в размере [ сумма цифрами и прописью ] руб.

3. Компенсацию морального вреда в размере [ сумма цифрами и прописью ] руб.

4. Штраф в федеральный бюджет в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в мою пользу.

Итого взыскать с ответчика [ сумма цифрами и прописью ] руб.

Освобожден от уплаты государственной пошлины согласно пп. 4 п. 2 ст. 333.36 Налогового кодекса РФ.

1. Исковое заявление (копия – [ значение ] экз.)

2. Билет от [ число, месяц, год ] на рейс [ номер рейса ] авиакомпании [ наименование перевозчика ].

3. Копия багажной квитанции от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ].

4. Копия заявления о повреждении и утрате багажа от [ число, месяц, год ].

5. Коммерческий акт о повреждении чемодана и утрате багажа от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ].

6. Квитанция, подтверждающая отправку в адрес перевозчика (его филиала, представительства) заказного письма с уведомлением от [ число, месяц, год ].

Читать еще:  Подали в суд по истечению срока исковой давности

7. Копия претензии от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ].

8. Возражение на претензию от [ число, месяц, год ] N [ вписать нужное ].

9. [ документы, подтверждающие участие в научной конференции, деловой встрече, например, командировочное удостоверение, приглашение и т. д. ].

10. [ документы, подтверждающие стоимость чемодана, например, кассовый чек, товарный чек и т. д. ].

11. [ документы, подтверждающие стоимость недостающих вещей, например, кассовый чек, товарный чек, справка из магазина о стоимости аналогичных товаров и т. д. ].

12. [ документ, подтверждающий курс 1 единицы прав заимствования (СДР) к весу золота, установленный Международным Валютным Фондом ].

13. [ документ, подтверждающий курс 1 единицы прав заимствования (СДР) к рублю, установленный Банком России ].

[ подпись ] [ Ф. И. О. ]

[ число, месяц, год ]

Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Примерная форма искового заявления о взыскании ущерба, причиненного повреждением и недостачей багажа без объявления ценности при международной авиаперевозке

Разработана: Компания “Гарант”, февраль 2020 г.

Повреждение багажа: истории путешественников

Получали ли вы повреждённый багаж в аэропорту? Перекошенный раскрытый чемодан на ленте или ещё что похлеще? Что делать в такой ситуации, кому жаловаться, и как быть, если поломку заметили уже дома? Все эти вопросы мы задали путешественникам в наших соцсетях ВКонтакте, Facebook и Instagram и собрали полсотни историй. Давайте разберёмся по порядку.

Что делать, если багаж повредили

Куда идти, кому писать и звонить?

Если вы заметили места повреждения ещё на ленте, немедленно обратитесь к дежурному агенту по обслуживанию в зоне выдачи багажа либо к представителям авиакомпании в аэропорту. Они должны помочь в оформлении претензионного заявления.

Если же вы заметили повреждения уже вне воздушной гавани, не переживайте, вы всё ещё можете подать заявление. Позвоните в колл-центр аэропорта или авиакомпании, уточните, куда вы можете прислать ваше заявление и копии всех необходимых документов.

Какие документы должны быть на руках для подачи заявления?

  1. Авиабилет или его копия.
  2. Посадочный талон.
  3. Багажная бирка.
  4. Документ, удостоверяющий личность.
  5. Фотографии, если заявление подаёте удалённо.
  6. Чек на чемодан (спрашивают очень редко, но будьте готовы, что его могут спросить).

В течение какого срока можно подать заявление?

На внутренних рейсах претензию к перевозчику можно предъявить в течение шести месяцев, согласно ст. 126 Воздушного Кодекса РФ.

Указанный срок исчисляется следующим образом:

  1. О возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки — со дня, следующего за днём выдачи груза, а в отношении почты — с даты составления коммерческого акта.
  2. О возмещении вреда в случае утраты груза — через десять дней по истечении срока доставки.
  3. О возмещении вреда во всех остальных случаях — со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

На международных рейсах претензию можно подать, согласно ст. 127 Воздушного Кодекса РФ:

  1. При повреждении багажа (груза) — в течение 7 календарных дней со дня получения багажа и не позднее, чем через 14 календарных дней со дня получения груза.
  2. В случае задержки в доставке багажа или груза — в течение 21 календарного дня, с даты выдачи багажа или груза пассажиру.
  3. В случае утраты багажа или груза — в течение 18 месяцев со дня прибытия воздушного судна в пункт назначения или со дня, когда оно должно было прибыть.

Истории путешественников о повреждённом багаже

Дело было во Внуково. В lost&found написал заявление, что повреждён багаж. Администратор составил протокол и сказал обязательно писать в авиакомпанию с номером протокола — они разберутся. Также админ извинился. Там была сумка а-ля челнок, которая не вынесла жестокого с ней обращения и порвалась. Но её замотали полиэтиленом. Ничего не пропало, поэтому не стал писать в а/к.

Толмачёво, Новосибирск. Сумка выехала на ленту в распахнутом виде — верхняя часть порвана, все личные вещи наружу. Ценностей не ехало, ничего не пропало. Писали заявление на компенсацию за испорченную довольно дорогую сумку. Ответом: а вы чек на неё покажите, а потом степень износа докажите документально.

Получали багаж с вырванным колесом в Ютэйре. Брали акт в аэропорту, потом писали в Ютэйр, приложили фото, вес и стоимость чемодана. Компенсировали из расчёта веса чемодана. Конечно, суммы не хватило на покупку нового такого же.

Летел со стыковкой в Амстердаме (KLM), на досмотре у чемодана срезали замок. Прилетел, написал претензию, обещали вернуть стоимость чемодана по чеку. Жду денег. Так что совет — никогда не выбрасывайте чеки о покупке чемоданов!

Летел как-то Катарами из Бангкока в Москву. Прилетел в Домодедово и обнаружил, что у моего чемодана сломана выдвижная ручка и колесо. При этом, отправлял через негабарит с наклейкой «Fragile». Подошёл к сотрудницам аэропорта в зоне получения багажа, они оформили всё, вызвали представителя авиакомпании и через 2 недели мне выплатили сумму, эквивалентную 100 долларам. Чемодан фирмы Samsonite стоил на самом деле 30 долларов и был куплен во Вьетнаме. Такой же чемодан в Москве стоил 120-150 долларов. Потом был случай с Трансаэро и тоже в Домодедово, но они выплатили всего 50 долларов за аналогичный чемодан, правда, там только ручка треснула, и я с этим чемоданом ещё пару раз катался, пока не купил новый. Ещё был случай, когда прилетел с Трансаэро из Москвы в Бангкок, и у чемодана было сломано колесо, но было некогда, и я просто уехал. Купил в Паттайе за 50 долларов новый чемодан.

На Мальте получал свой маленький American tourister, обнаружил, что оторвали застёжку на молнии, которая вставляется во встроенный замок на чемодане. Подошёл в baggage claim, составили акт повреждения (damage report). Потом была долгая переписка с AirMalta насчёт компенсации за данное повреждение, сначала они молчали. Потом я просто стал оставлять комментарии к их публикациям на Facebook, начали шевелиться и в результате выплатили 80€ в качестве компенсации. Но поначалу требовали прислать им на Мальту оригинал damage report. Я им задал резонный вопрос, а если почта потеряет моё письмо или ваши коллеги в офисе случайно потеряют его, что тогда?! Сошлись на скане данного документа, скане моей страницы загранпаспорта с данными и банковскими реквизитами. Деньги шли недели три примерно на счёт.
И даже когда уже сошлись на компенсации, авиакомпания опять начала валять дурака, мол, у меня реквизиты некорректные. Пришлось громко накричать и сразу же они разобрались с реквизитами и отправили деньги мне на счёт.
А вот как быть туристам которые не владеют иностранными языками, даже и не знаю. В результате всё заняло почти 3,5 месяца ожидания-общения.

В Ганновере получил помятый чемодан без ручки. Тут же обратился с жалобой на стойку Люфтганзы и получил на руки компенсацию.

Air Berlin по прилёту в Домодедово. Было отколото одно колесо у чемодана. Написал заявление сотрудникам у стойки информации в зале выдачи багажа (10 мин), и в течение пары-тройки недель получил деньги от авиакомпании, в целом, по довольно справедливому расчёту.

Получили в аэропорту Ростова чемодан без колеса, составили акт в аэропорту, затем я починил чемодан, написал заявление письмом в офис S7, где указал требование компенсировать ремонт и номер счёта в банке, приложил квитанцию за ремонт, акт. Через пару недель деньги пришли.

Несколько раз получали раздолбанные чемоданы без колёсиков, рваные с разбитыми внутренностями (сувениры, духи и т.д.) в авиакомпании KLM. Писали претензию, один раз возместили стоимость чемоданов с ваучером на 100 евро, в другой раз отказали в возмещении из-за не соблюдения процедуры, а именно: разбитый чемодан предъявили в аэропорту (в Испании), далее купили сразу новый (с этим было нельзя передвигаться), сказали, что этого будет достаточно, по прибытию домой (в Россию) пошли в отказ, нет чемодана — нет возмещения. Хотя документы на покупку предоставили. Якобы не правильно испанцы зарегистрировали факт.

Летела из Нью-Йорка в Питер через Париж (Шарль де Голль) Люфтганзой, по глупости положила подарочный айфон в багаж. По прилёту в Питер оказалось, что багаж не прилетел из Парижа. Авиакомпания уверяла, что в течение 3-5 дней вернут, вернули через неделю и без айфона. Сразу в Пулково написала заявление в полицию. Люфтганза возместила полную стоимость телефона по чеку в течение недели.

На пересадке в Гуанчжоу (рейс Москва-Манила, пересадка более 24 часов с получением багажа) выдали чемодан со сломанным колёсиком. Летели на China Southern Airlines. Но обратились не в компанию, а в окошко «Справка, жалобы» при выдаче неподалёку, попросили написать заявление о порче с указанием паспортных данных, сделали копию посадочного и сразу выдали новый чемодан. Чуть меньше литражом, но хорошего качества. Прекрасное обслуживание в аэропорту и авиакомпании.

Пусть багаж не теряется и не ломается. Но, если что, теперь вы знаете, как подать заявление и получить компенсацию.

Права потребителя при повреждении/потере багажа при авиаперевозках

При авиаперевозках пассажиры нередко сталкиваются с потерей, повреждением багажа.

В зависимости от того, к какому виду относится воздушная перевозка: международная или внутренняя, зависит и размер ответственности авиакомпании за утерю/повреждение багажа.

Так, согласно российскому законодательству, которое применяется к внутренним авиаперелетам, в соответствии со ст. 118 Воздушного кодекса Российской Федерации, перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза после принятия их к воздушной перевозке и до выдачи грузополучателю или до передачи их согласно установленным правилам другому гражданину или юридическому лицу в случае, если не докажет, что им были приняты все необходимые меры по предотвращению причинения вреда или такие меры невозможно было принять.

Кроме того, перевозчик несет ответственность за сохранность находящихся при пассажире вещей, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) этих вещей произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело, либо умысла пассажира.

Также перевозчик несет ответственность за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа или груза, если не докажет, что они не явились результатом совершенных умышленно действий (бездействия) перевозчика или произошли не во время воздушной перевозки.

В соответствии с Общими правилами воздушных перевозок (утв. Приказом Минтранса России от 28 июня 2007 г. №82), если перевозчик не выдал пассажиру зарегистрированный багаж в аэропорту, до которого должен быть доставлен багаж согласно договору воздушной перевозки, то по письменному заявлению пассажира, оформленному на основании перевозочного документа, перевозчик обеспечивает необходимые меры к розыску зарегистрированного багажа. Перевозчик обеспечивает розыск багажа немедленно по предъявлении пассажиром заявления о неполучении багажа.

Если зарегистрированный багаж найден, то перевозчик обеспечивает уведомление владельца зарегистрированного багажа и его доставку в аэропорт (пункт), указанный пассажиром, и по просьбе пассажира по указанному им адресу без взимания дополнительной платы.

Если зарегистрированный багаж не найден в течение 21 дня со дня предъявления заявления о неполучении багажа, пассажир вправе требовать возмещения вреда, причиненного утратой зарегистрированного багажа.

Читать еще:  Разработка песка без лицензии

Размер суммы, подлежащей возмещению, зависит от того, была ли объявлена пассажиром ценность багажа или нет.

Согласно ст.119 Воздушного кодекса РФ за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

– при перевозке с объявлением ценности, — в размере объявленной ценности;

– при перевозке без объявления ценности, — в размере не более 600руб. за килограмм веса багажа или груза;

– за утрату, недостачу или повреждение вещей, находящихся при пассажире, в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления — в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

За утрату или повреждение (порчу) специальных средств для передвижения (в том числе кресел-колясок), принадлежащих пассажирам из числа инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, перевозчик несет ответственность в размере стоимости этих средств.

За утрату/повреждение ручной клади при внутренних перевозках авиакомпания-перевозчик несет ответственность в размере, не превышающем 11 000 рублей.

В случае, если воздушная перевозка относится к международным, то в при определении границ ответственности авиакомпании за утерю багажа применяются нормы международного права.

В 2017 году Россия ратифицировала Монреальскую конвенцию, которую, при разрешении данных споров, применяет около 120 стран мира.

Данной конвенцией установлен более высокий уровень ответственности авиаперевозчика за утрату и повреждение багажа.

Для установления границ ответственности в данной конвенции используется особая валюта «специальные права заимствования». Это искусственное платежное средство, курс которого формируется на основе корзины пяти валют – доллара, евро, японской иены, китайского юаня и фунта стерлингов. Курс СПЗ публикуется ежедневно.

Как и в российском законодательстве в данной конвенции присутствует разделение багажа на багаж с объявленной ценностью и без таковой.

Согласно «Монреальской конвенции» ответственность авиаперевозчика за утрату/ повреждение багажа при осуществлении международной перевозки следующая:

– 17 специальных прав заимствования за килограмм утерянного груза, но не более 1000 специальных прав заимствования в отношении каждого пассажира,

– в случае утраты багажа с объявленной ценностью – в пределах объявленной ценности, если только перевозчик не докажет, что эта сумма превышает действительную заинтересованность пассажира в доставке.

Помимо стоимости утраченного, поврежденного багажа, пассажир вправе требовать от перевозчика возмещения морального вреда.

VividTravel by Kate Birska

Путешествовать Может Каждый

Инструкция: Возмещение ущерба за поврежденный багаж

Прилетаешь в новую страну или домой. Ждешь своего «героя» на багажной ленте… и обнаруживаешь, что им явно кто-то играл в футбол. Именно такое случилось с моим новым пластиковым чемоданом по прилету из Шарм-эль-Шейха в Киев. Это уже не первое моё «рандеву» с авиакомпанией по поводу возмещения ущерба за поврежденный багаж. В этой статье вы узнаете что нужно делать и куда бежать в аэропорту, на что можно рассчитывать и другие полезные советы из личного опыта.

Поврежденный багаж: что делать в аэропорту

Наш чартерный рейс Шарм-эль-Шейх => Киев выполняла родная авиакомпания МАУ. Но перед тем, как общаться с ней, нужно выполнить простые шаги:

✈️ Находим все багажные бирки, посадочные и электронный билет. Очень важно не потерять ту самую багажную бирку, которую клеят на паспорт на регистрации и сдаче багажа;

✈️Составляем письменную претензию к авиакомпании в Lost&Found. Это первая претензия перед тем, как вы будете составлять письмо в саму авиакомпанию. Здесь важно описать чемодан (цвет, модель), степень повреждения, когда и за сколько был куплен чемодан, какую компенсацию вы хотите получить. Можно сделать фото данной претензии, она послужит вам шаблоном для дальнейшего письма.

На данный момент вы зафиксировали повреждения багажа у Lost&Found.

Поврежденный багаж: что делать дальше

В аэропорту главное составить акт о повреждении багажа и получить персональный номер по факту повреждений. Когда первый раз мне доставили раскоряченный чемодан, то представитель авиакомпании сама подсказала где и какие у меня повреждения. Так что можете сразу у стойки Lost&Found начать тщательный осмотр. Понятное дело, что из-за вещей в чемодане что-то может быть упущено, поэтому следующий наш шаг — писать претензию напрямую в авиакомпанию.

У МАУ, по правилам, нужно отправить письмо на почту в течение 7 дней после получения чемодана. Хотя я прочитала, что у других авиакомпаний тоже такие правила, скорее всего они международные. Текст претензии можно выразить в свободной форме. Мне очень понравилось, что не надо делать это от руки и отправлять все документы и доказательства в авиакомпанию. У МАУ достаточно написать письмо на почту и приложить все фото/видео. Это плюс! В письме указываем все-все детали и не забываем выразить свою претензию в денежной форме. Для примера часть моего письма:

«Регистрируясь на рейс PS 5016 27.01.2018 Шарм-эль-Шейх — Киев, был сдан в багаж целый, без повреждений, обернутый в пленку, чемодан серого цвета. По прилету в аэропорт Борисполь обнаружилось, что чемодан был значительно поврежден:

    • вырвана выдвижная ручка на чемодане (фото во вложении);

    • на чемодане были обнаружены значительные трещины и разломы по всему корпусу (фото во вложении);

  • 4 колеса чемодана, которые должны вращаться на 360 градусов, заедают и едут с трудом (видео по ссылке)«

Некоторые авиакомпании могут принять повреждения багажа даже после выхода из аэропорта. В данном случае нужно как можно раньше связаться с авиакомпанией. Например, на сайте Lufthansa иAirFrance есть специальная форма для заполнения, если вы заметили повреждение багажа уже дома или в отеле.

✈️ Теперь ждём ответа от авиакомпании. Если перелёт осуществляла одна авиакомпания, то время ожидания 3 месяца. Если перелет осуществлялся несколькими авиакомпаниями, то могут и до полугода рассматривать.

В своём письме я требую возврат полной стоимости багажа, так как чемодан был куплен полгода назад и просто обидно, что из-за грубого с ним обращения он оказался весь в трещинах и сквозных дырах. При этом в чемодане находились только вещи.

Мой поврежденный багаж и так считается вещественным доказательством, о чем свидетельствует заполненный в аэропорту Damage and Pilferage Report (DPR) в Lost&Found. Если бы наш чемодан был поврежден до, то в аэропорту Шарм-эль-Шейха это бы отметили на регистрации и авиакомпания знала бы, что чемодан был поврежден заранее. Меня данная компенсация не устраивает и наши переговоры продолжаются… Буду обновлять статью по мере поступления всей информации. Ниже вы как раз поймете на какую компенсацию можно рассчитывать.

Ответственность МАУ за поврежденный багаж

Решила отдельным пунктом вынести ответственность МАУ за поврежденный багаж. Итак, «авиакомпания МАУ не несет ответственности за следующие виды потерь и повреждения багажа и вещей:

  • утеряны ремешки и петельки, потертости или царапины, повреждения как результат чрезмерного наполнения чемодана, повреждения хрупких вещей или продуктов питания, которые быстро портятся или бьются; повреждения вещей и предметов, которые ненадлежащим образом упакованные или поврежденные другими вещами в этом багаже;
  • за повреждение / потерю ломких, хрупких вещей и вещей, которые бьются или быстро портятся, электронного оборудования (в том числе фото и видеотехники, компьютерной техники, носителей информации), программного обеспечения, денег, ключей, драгоценностей (ценных и полудрагоценных металлов и камней), очков, антиквариата, произведений искусства, фотографий, изделий из меха, технической документации, деловых документов, ценных бумаг, медикаментов, медицинской документации, паспортов и других идентифицирующих документов, образцов, уникальных или незаменимых вещей, других ценных предметов.»

Заметьте, что о колесиках на чемодане речи не идет. Ранее они не подлежали компенсации.

«В случае незначительных повреждений (загрязнение, намокание, порезы, разрывы и т.д.) зарегистрированного багажа или его содержания, МАУ рекомендует самостоятельно организовать ремонт или химчистку данного багажа/его содержания и предоставить отделу отношений с клиентами или через форму обратной связи на официальном сайте платежный документ из ремонтной мастерской или химчистки (чек, квитанцию, счет-фактуру и т.д.), который подтвердит понесенные материальные затраты и является основанием для осуществления компенсационных выплат.» На мой поврежденный багаж МАУ сказали, что я не могу доказать что именно они повредили багаж. Хорошо, что мои геометки в телефоне сохранились. Советую прям в аэропорту сделать все фото/видео (лучше до и после).

«В случае значительных повреждений зарегистрированного багажа/его содержания, если багаж не подлежит ремонту (что подтверждено актом из мастерской о невозможности проведения ремонта) компенсация выплачивается в размере подтвержденной фактической стоимости поврежденного багажа/его содержания (на основании товарного/фискального чека) с учетом износа и согласно Монреальской Конвенции-1999 (до 1131 СПЗ).

Если багаж ремонту не подлежит и пассажир не может подтвердить реальную стоимость поврежденного багажа, компенсация выплачивается в зависимости от веса вещей, в соответствии с положениями Варшавской Конвенции-1929 (20 долларов США за 1 кг поврежденного багажа), и в соответствии с Идентификационной карты IATA — «Baggage Identification Chart».»

Что делать, если заметил повреждение чемодана дома?

Важно понимать, что не все повреждения могут быть компенсированы. Авиакомпании чаще не несут ответственности за нормальный износ багажа и такие повреждения, как:

  • царапины;
  • вмятины;
  • производственные дефекты;
  • ущерб, возникший при перевозке излишне заполненной багажной единицы;
  • ненадлежащая упаковка хрупких предметов;
  • поломка застежек-молний.

Для того, чтобы понять что такое «нормальный износ багажа» авиакомпании нужно лишь знать возраст вашего чемодана. Когда был поврежден мой чемодан Austrian Airlines вычли из суммы компенсации каждый год его использования. Тогда это было 12%, сейчас видела, что у Аэрофлота аммортизация чемодана составляет 10% в год. Проще говоря: если во время перевозки был испорчен чемодан 2016 года, а в магазине он стоил 100$, расчет будет следующим: 100$ – 20$ (20 % за два года).

Что делать, если пропали вещи из чемодана?

Нас, слава Богу, это не коснулось, только разломанный чемодан. Но бывает и такое, что из чемодана пропадают личные вещи. У меня есть своего рода правило, которым я пользуюсь сама и всегда говорю своим туристам: «Никогда не складываем в багаж ценные вещи. Все ноутбуки, планшеты, ювелирные украшения, деньги и проч. берем с собой.» А если уже положили чего ценного в багаж, тогда и напишите об этом прям на чемодане, чтоб люди долго не искали Я вспоминаю одного африканского студента, который летел к нам в Португалию на учебу. Парень решил сложить свой ноутбук в чемодан, а по прилету очень удивлялся почему его багаж не прилетел. Это был 2008/2009 гг и уже тогда все говорили ему, чем он думал. Багаж его так и не нашелся…

Случаи бывают разные и может произойти всё что угодно. Если ваш багаж открывали, вы это сможете заметить непосредственно в аэропорту: не так застегнут чемодан, оторван/выломан замок, открытый чемодан. Следуя вышеперечисленным пунктам, прежде всего идем в Lost&Found. Искусство вскрывать незаметно чемоданы значительно усовершенствовалось и об утере некоторых вещей можно заметить уже дома или в отеле.

Советы

Так как статья у нас о поврежденном багаже, то советы будут посвящены максимальному предотвращению неприятных ситуаций в аэропорту. По моему опыту могу сказать, что не имеет значение тканевый или пластиковый у вас чемодан. У меня тканевый был в более ужасном состоянии, чем пластиковый.

  • Упаковывай багаж в полиэтиленовую пленку, это позволит в некоторой степени уменьшить риск незаконного вскрытия чемодана, пропажи вещей и некоторых повреждений. Данная услуга есть в каждом аэропорту. Я не очень люблю эту полиэтиленовую пленку, потому что её потом еле снимешь. Наматывают на совесть, а по прилету все колющие и режущие инструменты именно внутри чемодана :-). У меня с собой обычная пищевая пленка (20 м): одна в чемодане на обратную дорогу, а вторая для вылета и скотч для «закрепления эффекта».
  • Введите за правило застраховывать свой багаж. После этой ситуации, я буду всегда пользоваться услугой страховой компании. Это как со страхованием жизни в поездке: стоимость страховки значительно меньше, чем лечение.
  • Старайтесь не сдавать ценные вещи в багаж. Кто-то может прикрыть кражу вещей внешними повреждениями чемодана. Поэтому лучше на стойке Lost&Found открыть чемодан и проверить его содержимое.
Читать еще:  Экспертиза некачественных продуктов питания

Если у вас уже были «взаимоотношения» с авиакомпаниями из-за порчи багажа, дайте знать в комментариях.

Чем всё закончилось

Первый ответ от МАУ пришел очень быстро, буквально через 2 дня после отправки претензии: «Враховуючи, що Ви не довели реально понесені збитки, що виникли у зв’язку з пошкодженням Вашого багажу, ми готові запропонувати Вам компенсацію у розмірі 70 USD.»

Формулировка меня очень удивила, т.е. моих фото и видео в аэропорту Борисполь было недостаточно, для доказательства понесенного ущерба. Дальнейшие мои письма оставались без ответа. Поэтому я начала искать мастерскую, которая могла доказать повреждения моего багажа. К сожалению, в Харькове я не нашла такую мастерскую, а отправлять на эскпертизу чемодан в Киев было тратой времени и дополнительных расходов, которые не факт, что компенсировали в МАУ.

В это время мои туристы сделали мне подарок в виде маленького чемодана, что немного ратопило моё сердце) Поэтому я ограничилась получением компенсации в 70 USD в гривневом эквиваленте. Возможно, в следующий раз я обращусь за помощью к юристу.

У вас уже были подобные ситуации с авиакомпаниями?

«Аэрофлот» сломал мне коляску, но вернул деньги за ремонт

Вот как я этого добилась

Мы летели с дочкой из Санкт-Петербурга в Москву рейсом «Аэрофлота».

У трапа самолета я сдала детскую коляску, после приземления получила поврежденный багаж. У коляски был оторван бампер — передняя дуга, за которую ребенок держится или на которую кладет ноги во время прогулки. Без него коляской можно пользоваться, но лучше починить. Так я и сделала.

«Аэрофлот» возместил мне стоимость ремонта коляски в стопроцентном размере — 800 Р . В этой статье я расскажу, что нужно сделать, чтобы получить компенсацию.

Почему они платят

Одна из задач авиакомпании — довезти вас и ваш багаж в целости и сохранности. Если в дороге с багажом что-то случается, это вина и проблема авиакомпании, и она должна за это отвечать. Ответственность компании начинается в тот момент, когда она принимает ваш багаж — даже если это происходит у трапа самолета.

Есть случаи, когда компания не отвечает, — например, во время стихийного бедствия. Но если полет прошел нормально, а ваш багаж сильно повредился — добивайтесь компенсации, вы имеете на это право.

При повреждении коляски грузчики и персонал самолета ничем не помогут. Нужно идти на стойку «Лост-энд-фаунд», чтобы зарегистрировать порчу багажа. В моем случае — коляски. Сделать это нужно до выхода в город.

Так выглядело повреждение нашей коляски

Коляска — это багаж, даже если вы не сдаете ее вместе с чемоданом, а отдаете только у трапа самолета.

Я обратилась к сотруднику за стойкой и написала претензию о порче багажа. Сотрудник помог подобрать верные формулировки. Еще он осмотрел и взвесил коляску, спросил название марки и модели, а потом составил акт о повреждении багажа — акт PIR .

Акт о повреждении — это важный документ. На нем указана информация о пассажире и багаже, а также контакты авиаперевозчика: номер телефона, электронная почта, фактический адрес и реферативный код. Последний нужен для того, чтобы потом связаться с авиакомпанией и узнать, как обстоят дела с вашей претензией и компенсацией.

Акт о повреждении сотрудник отдал мне. Без него компенсации не будет, потому что это главное доказательство того, что коляску сломали во время перелета, а не где-то еще.

Акт о повреждении багажа PIR

Вообще нужно сохранить все документы, которые подтверждают, что вы действительно летели этим рейсом и с этим багажом: бирки, посадочные талоны и билеты.

Кроме акта, мне вручили бланк заявления-претензии и памятку о том, какие документы и куда отправлять, чтобы получить компенсацию за ремонт коляски. Я сняла багажные бирки и сохранила все документы. Впереди нас ждал еще один полет.

Сломанную коляску сначала нужно отремонтировать за свой счет и только потом направлять претензию и ждать денежную компенсацию. Без чека за ремонт авиакомпания ничего не заплатит.

Мы летели по России, бампер коляски оторвали в Москве. По прилете домой я написала в «Аэрофлот» гневное письмо с просьбой возместить ущерб — 3700 Р за новый бампер и работу по его установке. К письму я приложила фотографии сломанной коляски и багажной бирки.

Это была ошибка, я была на эмоциях.

Скрин письма, которое я отправила «Аэрофлоту» через несколько дней после полета

Такие письма не помогут решить проблему. Гораздо лучше написать электронное сообщение с описанием ситуации и вопросами, например: «Мы летели 11 апреля 2017 года рейсом SU 43, в Москве получили поврежденный багаж. Подскажите, какие документы вам нужны для выплаты компенсации? Куда отправлять претензию: на электронную почту или фактический адрес?»

На свое гневное письмо я получила спокойный, содержательный ответ, что для компенсации нужны:

  1. Чек за ремонт или, если коляска не подлежит ремонту, чек на ее покупку.
  2. Оригинал багажной бирки.
  3. Оригинал акта о повреждении багажа PIR .
  4. Точный почтовый адрес с индексом или полные банковские реквизиты для перечисления денежной компенсации.

Выслать пакет документов нужно было почтой на московский адрес «Аэрофлота» или отнести в официальное представительство в другом городе.

Письмо от представителя «Аэрофлота» о том, какие документы нужны, чтобы получить компенсацию

Отремонтировать коляску сразу я не могла, потому что гостила в другом городе. Спустя 4 месяца я починила коляску за 800 Р . В мастерской я попросила чек и предупредила, что буду отправлять его в авиакомпанию. Мне выдали два чека: кассовый для авиакомпании и товарный для меня как гарантию на работу.

Если коляску сломали так, что ремонт не поможет

Если коляску или любой другой багаж повредили так, что он не подлежит ремонту, денежную компенсацию все равно можно получить. Для этого нужно проделать те же действия: зарегистрировать порчу багажа на стойке в аэропорту, получить акт и сохранить бирки.

Авиакомпании вместо чека на ремонт нужно отправить чек на покупку коляски или, если его нет, указать стоимость коляски, год покупки и марку. Еще нужно отправить ссылку на сайт, где продается аналогичная коляска, приложить фотографии повреждения или заключение о невозможности ремонта, чтобы доказать, что ремонт не поможет.

Если у вас дорогая коляска, например «Стокке» или «Бугабу», авиакомпания может отказаться компенсировать ее полную стоимость — 50 000 Р и больше. Тогда пишите гневные отзывы в соцсетях и грозите судом.

Если багаж повредили, когда вы летели по России, отправить претензию нужно в течение 6 месяцев, если рейс был международным — в течение 7 дней. Отсчет начинается со следующего дня после приземления.

Важно не перепутать претензию с актом о повреждении PIR , это разные документы. Акт PIR регистрирует порчу багажа, его составляет сотрудник аэропорта за стойкой «Лост-энд-фаунд». Претензию пишет и отправляет авиакомпании сам пассажир.

Выдержка из правил воздушных перевозок «Аэрофлота» о том, какие документы нужны для получения компенсации за испорченный багаж

Чтобы направить претензию, нужно заполнить бланк, выданный на стойке «Лост-энд-фаунд», приложить необходимые документы и отправить авиакомпании по почте или через официальное представительство в вашем городе. Где находятся представительства, можно узнать на сайте авиакомпании.

Если коляску сломали, когда вы летели на отдых за границу, имеет смысл обратиться в представительство авиакомпании прямо в аэропорту. Так вы точно успеете подать претензию и сможете рассчитывать на компенсацию.

Я отправила претензию и документы по фактическому адресу «Аэрофлота» в Москве обычным, не заказным, письмом. Так мне сказал сделать представитель авиакомпании.

Сейчас можно подать претензию прямо на сайте. Не знаю, как это работает, — я не пробовала.

В претензии я указала сумму, которую прошу вернуть за ремонт коляски — 800 Р , приложила чек из мастерской и акт о повреждении. Оригинал багажной бирки я потеряла. У меня сохранился только отрывной талон бирки, его я и отправила.

Еще к претензии я приложила две распечатанные на черно-белом принтере фотографии поврежденной коляски. На всякий случай.

Отрывная багажная бирка с коляски, которая была повреждена (отмечена галочкой)

Авиакомпания должна заплатить полную стоимость за утрату, недостачу и повреждение багажа. То есть вам возместят затраты на ремонт коляски или сумму, за которую вы ее купили, если коляска не подлежит ремонту. Сколько заплатит авиакомпания, определяется по чеку.

Если повреждения незначительные: коляску поцарапали, немного помяли или причинили другие мелкие повреждения, которые не влияют на ее нормальное использование, — то компенсации не будет.

Если старая коляска не подлежит ремонту, то авиакомпания может вычесть по 10% ее стоимости за каждый год использования этой коляски. Если такой пункт есть в правилах авиаперевозчика, на полную стоимость коляски можете не рассчитывать.

Допустим, вашей коляске 2 года. Вы купили ее за 70 000 Р . Во время полета ее сломали так, что она не подлежит ремонту. В претензии вы пишите дату покупки коляски — май 2016 года. Авиакомпания может вернуть вам сумму на 20% меньше, чем стоила коляска, — 56 000 Р .

Если определить стоимость багажа невозможно. Когда нет чека и определить стоимость коляски или другого багажа невозможно, например, если такие коляски больше не продаются, авиакомпания рассчитает стоимость компенсации по своим тарифам.

Например, у «Аэрофлота» для рейсов внутри страны максимальная компенсация за поломку коляски — 600 Р на 1 кг ее веса. То есть, если коляска весит 7 кг, максимальная компенсация будет 4200 Р .

Для международных рейсов компенсация за порчу багажа — 20 $ на 1 кг веса багажа. То есть сумма возмещения за коляску весом 7 кг составит 140 $, или 8700 Р .

Именно поэтому коляску взвешивают при осмотре и составлении акта о повреждении: ее вес прямо влияет на сумму, которую вам возместят в случае, если она серьезно поломается.

Специальные тарифы расчета компенсации за порчу багажа в «Аэрофлоте»

Мне повезло: коляску можно было отремонтировать, да еще и недорого. Компенсация за ремонт пришла в стопроцентном размере — 800 Р . Деньги я ждала около месяца.

Письмо от «Аэрофлота» о том, что они перечислили компенсацию за ремонт коляски

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector