Нужно ли мне повторно проходить службу в России?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Нужно ли мне повторно проходить службу в России?

Новости

Прокуратуры РФ

Москва

Главная Северо-Кавказский федеральный округ Республика Ингушетия

Гражданин, который ранее замещал должности государственной или муниципальной службы, в течение двух лет после увольнения с соответствующей службы обязан при заключении трудового договора (гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) стоимостью более 100 000 руб. в месяц; далее – гражданско-правовой договор) сообщать работодателю сведения о последнем месте своей службы. Такой вывод следует из положений ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 2 ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 N 273-ФЗ (далее – Закон N 273-ФЗ).

Данная обязанность налагается на тех бывших служащих, чьи должности в соответствии с положениями указанных норм включены в специальные устанавливаемые нормативными правовыми актами РФ перечни. Под ними следует понимать перечни, изданные во исполнение Закона N 273-ФЗ.

К таким перечням, например, относятся Перечень, утвержденный Указом Президента РФ от 18.05.2009 N 557, перечни, предусмотренные ведомственными нормативными правовыми актами, в частности Приказом ФССП России от 26.01.2018 N 38. Кроме того, исходя из положений п. 3 Указа Президента РФ от 18.05.2009 N 557 соответствующие перечни должностей устанавливаются на региональных и муниципальных уровнях власти и управления. Сказанное также подтверждается, в частности, положениями Указа Президента РФ от 21.07.2010 N 925.

Ознакомиться с перечнями можно в справочно-правовых системах, на официальном сайте госоргана или органа местного самоуправления, в котором бывший служащий проходил службу. Помимо этого, информацию о включении той или иной должности в конкретный перечень можно получить по запросу в соответствующем госоргане, органе местного самоуправления (пп. 1 п. 51 Методических рекомендаций по вопросам соблюдения ограничений, налагаемых на гражданина, замещавшего должность государственной или муниципальной службы, при заключении им трудового или гражданско-правового договора с организацией; далее – Методические рекомендации).

Работодатель при заключении трудового договора с указанным гражданином, замещавшим соответствующие должности, в течение двух лет после его увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в 10-дневный срок сообщить представителю нанимателя (работодателю) по последнему месту службы этого лица о заключении договора (ч. 3 ст. 64.1 ТК РФ, ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ). Данная обязанность возникает при заключении трудового договора как по основному месту работы, так и по совместительству, независимо от размера заработной платы (п. п. 61 – 63 Методических рекомендаций, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). При этом согласно позиции Верховного Суда РФ о заключении трудового договора по совместительству необходимо сообщить, если по основному месту работы бывший служащий трудится у другого работодателя, т.е. совместительство является внешним. О внутреннем совместительстве можно не сообщать (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Необходимо иметь в виду и то, что вышеназванная обязанность работодателя подлежит исполнению в течение двух лет после увольнения гражданина с государственной службы независимо от последнего места работы бывшего госслужащего и количества заключенных им за этот период трудовых договоров (п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Двухлетний срок, указанный в ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, может начинаться в том числе и с момента перевода с должности, входящей в перечень, устанавливаемый нормативными правовыми актами РФ (Постановление Верховного Суда РФ от 06.06.2018 N 46-АД18-8).

Если с бывшим государственным или муниципальным служащим, замещавшим соответствующие должности, заключен гражданско-правовой договор на выполнение работ (оказание услуг), сообщать об этом на последнее место его службы нужно в следующих случаях (ч. 1, 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 2 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46):

– стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) по договору превышает 100 000 руб. в месяц;

– договор заключен на срок менее месяца, но стоимость выполняемых работ (оказываемых услуг) превышает 100 000 руб.

Сообщение о заключении гражданско-правового договора также должно быть направлено в 10-дневный срок (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ).

Срок для направления сообщения о заключении трудового (гражданско-правового) договора исчисляется в календарных днях. Он отсчитывается со дня, следующего за днем заключения договора или фактического допущения бывшего служащего к работе с ведома или по поручению работодателя (его уполномоченного на это представителя). Если последний день срока совпадает с нерабочим днем, он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день (п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Сообщение должно быть направлено с соблюдением Правил сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами РФ (утв. Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 N 29, далее – Правила N 29) (ч. 4 ст. 12 Закона N 273-ФЗ, п. 10 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46).

Некоторые примеры неоднозначного толкования ст. 19.29 КоАП РФ и положений Закона N 273-ФЗ Верховный Суд РФ рассмотрел в Обзоре судебной практики по делам о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ст. 19.29 Кодекса РФ об административных правонарушениях (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 30.11.2016).

Следует отметить, что законодательно не урегулирован порядок уведомления о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими служащими в случае, когда орган, в котором они замещали должности государственной (муниципальной) службы, упразднен или реорганизован.

Согласно позиции Верховного Суда РФ, если соответствующий орган реорганизован или упразднен, сообщение необходимо направить в государственный (муниципальный) орган, выполняющий функции реорганизованного (упраздненного) органа (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Аналогичное разъяснение относительно госорганов дает Минтруд России (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421). Если функции реорганизованного (упраздненного) органа распределены между несколькими органами, то, по мнению Верховного Суда РФ, направить сообщение можно в любой из них (п. 8 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 28.11.2017 N 46). Минтруд России в подобных случаях рекомендует направлять сведения в тот госорган, которому переданы функции, осуществление которых входило в прежние служебные обязанности госслужащего (Письмо от 01.07.2016 N 18-2/В-421).

Указанное следует учитывать, направляя сообщение о заключении трудового (гражданско-правового) договора с бывшими государственными (муниципальными) служащими, если орган, в котором они замещали должности, упразднен или реорганизован.

Госслужащий бывший – хлопоты настоящие

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

Читать еще:  Условия использования права на очередной отпуск, до декретного отпуска

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Как получить право на повторную медкомиссию

Главная задача призывной комиссии – определить пригодность новобранцев к исполнению воинских обязанностей. Повторное обследование от военкомата проводится, если ранее молодому человеку была присвоена категория Г. Назначение группы Г (временно не годен) по причине заболевания предполагает отсрочку от армии на 6 или 12 месяцев.

Вторичное освидетельствование необходимо для проверки решения членов врачебной комиссии. Также повторное обследование призывника от военкомата назначается при оспаривании заключения медиков. Срочная служба связана с повышенными нагрузками, поэтому здоровье будущих солдат должно соответствовать определенным требованиям.

Право призывника на повторное обследование

Специалисты медкомиссии не обладают полномочиями по установлению диагноза. Врачи визуально оценивают состояние будущего солдата и изучают предоставленные документы. Результатом освидетельствования выступает заключение о присвоении категории годности.

При принятии решения медики руководствуются специальным документом. «Расписание болезней», подготовленное Министерством обороны и утвержденное Правительством РФ, содержит информацию о заболеваниях, которые предполагают предоставление отсрочки. Группа Г является временной. После того как молодой человек пройдет лечение, повторная медкомиссия в местном военкомате изменяет категорию. Новобранец отправляется в воинскую часть либо полностью освобождается от мобилизации.

Законодательство предоставляет призывникам право оспаривать заключение комиссии. Контрольное обследование в таком случае проводится после подачи жалобы в военкомат. Действие решения о призыве на время повторных процедур приостанавливается.

Заявление о несогласии с вердиктом комиссии следует подавать в вышестоящий отдел военного комиссариата. Если сотрудники районного военкомата по каким-либо причинам препятствуют направлению новобранца на повторное обследование, правомерность их действий оценивает суд.

Процедура переосвидетельствования призывника

Порядок контрольного обследования будущих солдат закреплен Федеральным законом «О воинской обязанности и воинской службе» (статья 29). Повторное освидетельствование в военкомате проходит в очной или заочной форме.

Заочное рассмотрение вопроса о пригодности к армейской службе проводится в отсутствие призывника. Специалисты врачебной комиссии военкомата принимают решение по результатам изучения медицинских документов и личного дела новобранца. При согласии профильного специалиста с диагнозом делается соответствующая отметка в акте исследования состоянии здоровья.

Если освидетельствование инициировано призывником, его личное присутствие на комиссии в военкомате обязательно. После рассмотрения жалобы молодому человеку направляется повестка с датой проведения повторного обследования. Извещение о явке должно быть вручено под подпись лично получателю. На практике о необходимости присутствовать на повторном освидетельствовании юноше сообщают по телефону.

Состав комиссии формируется в вышестоящем отделе военкомата. До начала осмотра будущему солдату предлагается пройти флюорографическое исследование и сдать анализы крови и мочи.

Повторное прохождение медкомиссии в военкомате включает освидетельствование молодого человека следующими специалистами:

  • офтальмологом;
  • невропатологом;
  • хирургом;
  • отоларингологом;
  • стоматологом;
  • психиатром;
  • терапевтом.

Первым призывника осматривает врач, являющийся профильным в утверждении диагноза. Каждый специалист оставляет заключение на специальном учетном листке. Акт повторного обследования заверяется печатью и направляется в военкомат по месту жительства молодого человека.

Контрольное освидетельствование может быть проведено частным медицинским учреждением. Для оказания подобной услуги независимая организация должна обладать государственной лицензией.

Изменение категории годности

Законодательство предусматривает возможность смены группы пригодности к армейской службе.

Читать еще:  Раздел имущества с бывшим супругом после развода

Для этого в военкомат направляется заявление, которое содержит:

  • личные данные призывника;
  • причины несогласия с заключением медиков;
  • требование назначить повторное обследование;
  • просьбу изменить воинскую категорию.

К ходатайству прикладываются справки и выписки, отражающие реальное физическое состояние будущего солдата.

Категория меняется при следующих обстоятельствах:

  • призывник намерен оспорить заключение врачебной комиссии военкомата в судебной инстанции;
  • специалисты диагностировали ухудшение состояния здоровья молодого человека;
  • по результатам контрольного освидетельствования продлено действие группы Г.

Если повторная комиссия затрудняется определить категорию годности, призывнику предлагается пройти дополнительные процедуры в условиях стационара.

После исследований специалисты выносят итоговое решение. При сохранении рецидива заболевания после клинических наблюдений призывная комиссия освобождает молодого человека от воинских обязанностей.

При улучшении состояния здоровья юноша может рассчитывать на получение группы Б. В случае полного восстановления новобранцу присваивают категорию А.

Как получить освобождение или отсрочку по результатам обследования

Отсрочка от исполнения воинских обязанностей предоставляется, если состояние здоровья будущего солдата не соответствует утвержденным стандартам.

Время для прохождения лечения необходимо, если медицинский осмотр выявил следующие нарушения:

  • Последствия перенесенных инфекционных и паразитарных заболеваний.
  • Проблемы, связанные с опорно-двигательным аппаратом.
  • Психические расстройства.
  • Болезни крови.
  • Нарушения в работе эндокринной системы.
  • Ослабление органов зрения и слуха после травмы.
  • Тяжелые формы кожных заболеваний.

Временное освобождение от армии получают молодые люди, которым предстоит хирургическое вмешательство. Длительность отсрочки определяется продолжительностью послеоперационной реабилитации.

Причиной для переноса призыва являются проблемы с весом. Если при повторном обследовании в военкомате будет установлено, что индекс массы тела невозможно откорректировать, молодого человека признают непригодным к армии. Устные жалобы на расстройство здоровья не могут служить основанием для назначения непризывной категории.

Для контрольного освидетельствования требуется предоставить следующие бумаги:

  • амбулаторную карточку;
  • историю болезни пациента;
  • справки о прохождении стационарного лечения;
  • результаты анализов;
  • акт обследования с указанием точного диагноза.

Документы заверяются печатью медицинской организации и подписью главного врача. Заключение о предоставлении отсрочки или освобождения от армии выдает специалист, к профилю которого относится выявленное расстройство. Итоговое решение призывной комиссии военкомата основывается на диагнозе, отраженном в повторном акте освидетельствования.

Расскажите свою историю повторного медицинского обследования. Ваш опыт поможет будущим призывникам защитить право на оспаривание диагноза, установленного медкомиссией военкомата.

Возможно ли восстановление в МВД после увольнения по собственному желанию?

Сотрудник полиции, уволенный из органов внутренних дел по собственному желанию, может решить продолжить работу в системе МВД. О том, можно ли восстановиться на службе в МВД после прекращения службы по собственному желанию, какие документы для этого требуются и в какие сроки необходимо уложиться кандидату на должность полицейского, рассказано в статье.

Можно ли восстановиться на службе в полиции после ухода по собственному желанию?

Правоотношения, связанные с прохождением службы в системе МВД, регламентированы Федеральным законом № 342-ФЗ “О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации”. Основаниям, по которым служба в органах может быть прекращена, а служебный контракт расторгнут, посвящена статья 82 Закона.

Для увольнения по собственному желанию сотрудник ОВД должен за месяц до предполагаемой даты прекращения службы подать соответствующий рапорт на имя руководителя УМВД субъекта или руководителя отдела полиции (в зависимости от занимаемой должности). До истечения месячного срока, даже если остается всего один день, он имеет право отозвать свой рапорт и продолжить службу.

В некоторых случаях рапорт на увольнение со службы по собственному желанию сотрудник системы МВД пишет не по своей инициативе, а под угрозой прекращения с ним трудовых отношений по отрицательным мотивам. В таком случае он может обратиться в суд, где ему придется доказывать, что написать заявление на увольнение его принудило руководство ОВД.

В зависимости от того, было увольнение из органов по собственному желанию его инициативой или совершено под давлением, сотрудник ОВД может восстановиться на работе:

  • в судебном порядке;
  • путем повторного поступления на службу в систему МВД.

До какого возраста это доступно?

Впервые поступить на работу в органы полиции на должности, занимаемые рядовым и младшим начальствующим составом, может гражданин Российской Федерации, не достигший возраста 35 лет. Если же кандидат претендует на должности среднего, старшего и высшего начальствующего состава, то ему на момент поступления на службу должно быть не более 40 лет.

Иначе обстоят дела с лицами, ранее работавшими в полиции, а затем уволенными со службы по собственному желанию. В таком случае они вправе восстановиться в занимаемой должности либо поступить на службу повторно до достижения ими предельного возраста, установленного статьей 88 Федерального закона № 342-ФЗ. Максимальный возраст для таких лиц составляет:

  • 65 лет для сотрудников, которым присвоены специальные звания не ниже генерал-майора полиции, юстиции или внутренней службы;
  • 60 лет для сотрудников, состоявших в званиях полковника полиции, юстиции или внутренней службы;
  • 55 лет для сотрудников, которым были присвоены специальные звания майора или подполковника полиции, юстиции или внутренней службы;
  • 50 лет для лиц, которым присвоены иные специальные звания.

Аналогичным образом обстоят дела с должностными лицами ОВД, уволенными из органов по отрицательным основаниям. О порядке увольнения по отрицательным мотивам читайте здесь.

Если же на момент вынесения судом решения бывший сотрудник достигнет предельного возраста службы, в восстановлении на работе ему будет отказано, однако при выявлении нарушений, допущенных при прекращении трудовых отношений, суд может изменить формулировку увольнения, записанную в трудовой книжке на увольнение по собственному желанию.

Как бывшему сотруднику снова вернуться на службу?

Для того, чтобы после увольнения по собственному желанию вновь вернуться на работу в полицию, будущему сотруднику понадобится:

  1. подать соответствующее заявление на имя руководителя УМВД субъекта или отдела полиции;
  2. заполнить анкету;
  3. составить автобиографию;
  4. пройти медицинскую комиссию;
  5. пройти военно-врачебную комиссию, определяющую возможность службы в органах внутренних дел;
  6. сдать нормативы по физической подготовке.

Также необходимо будет представить:

  • паспорт;
  • трудовую книжку;
  • военный билет;
  • диплом об образовании;
  • заключение медицинской и военно-врачебной комиссий;
  • справку об отсутствии судимости;
  • справку, подтверждающую, что кандидат на должность не состоит на учете в психоневрологическим и наркологическом диспансерах.

Отказ в восстановлении на службе в системе МВД может быть обусловлен следующими причинами:

  • отсутствием вакантных должностей;
  • достижением кандидатом максимально допустимого возраста;
  • наличием заболеваний, препятствующих работе в органах внутренних дел (об увольнении по состоянию здоровья мы писали отдельно);
  • наличием судимости;
  • привлечением к административной ответственности за умышленное совершение административно наказуемых деяний дважды в течение года;
  • нахождением на специализированном учете в связи с употреблением алкогольных или наркотических веществ.

Если же лицо было уволено из полиции по отрицательным мотивам, то восстановление его на работе возможно исключительно в судебном порядке. Для этого ему необходимо будет обратиться в суд с соответствующим исковым заявлением. В исковом заявлении нужно указать, почему увольнение со службы, по мнению истца, было произведено незаконно, а также приложить следующие документы:

  • копию искового заявления для ответчиков;
  • приказ об увольнении;
  • копию трудовой книжки;
  • копию заключения служебной проверки (при наличии).
Читать еще:  На земле какого назначения возможно строительство многоэтажного санатория?

При этом основаниями для восстановления будут являться:

  • нарушения процедуры увольнения из МВД;
  • нарушения порядка увольнения;
  • отсутствие доказательств совершения проступка (при увольнении за совершение проступка, порочащего честь сотрудника ОВД);
  • вынесение оправдательного приговора (в случае увольнения в связи с привлечением к уголовной ответственности).

Через сколько времени это возможно сделать?

Если речь идет о повторном поступлении на службу в органы внутренних дел, то кандидату на должность важно подать документы до достижения им предельно установленного возраста, предусмотренного для той или иной должности.

Если на момент рассмотрения документов претендент на должность достигнет максимально допустимого возраста, в восстановлении на работе/приеме на службу ему будет отказано.

В случае восстановления на работе в полиции в судебном порядке исковое заявление должно быть подано в суд до истечения месячного срока с момента получения сотрудником копии приказа о прекращении трудовых отношений.

Предусмотренный законом месячный срок может быть восстановлен судом, но только при наличии уважительной причины, препятствовавшей своевременному обращению за защитой своих прав. Обязанность доказать уважительность пропуска срока лежит на истце.

Прекращение работы в органах полиции по собственному желанию, а в ряде случаев и при увольнении по инициативе работодателя, не означает, что в дальнейшем бывший сотрудник лишен права вернуться на работу в систему МВД. Наличие желания, вакантных должностей, соответствие предъявляемым законом требованиям позволяет бывшему полицейскому продолжить несение службы.

Госслужащий бывший – хлопоты настоящие

Трудовые взаимоотношения организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях, неоднозначны. О том, какие хлопоты ожидают кадровика при заключении трудового договора с бывшим госслужащим, рассказывает руководитель отдела экономики труда и материальной мотивации ЗАО «ПФ «СКБ Контур» Елена Булатова.

Каждое действие любого человека оставляет след, который влияет не только на его дальнейшую жизнь, но и на деятельность других людей. Круги прошлого расходятся по реке времени, воздействуя на ее течение. Особенно точно этот образ передает нюансы трудовых взаимоотношений организаций-работодателей с сотрудниками, ранее служившими в государственных или муниципальных учреждениях.

— Елена, что в обязательном порядке должен сделать работодатель, принимая в организацию бывшего государственного или муниципального служащего?

— Принимая на работу такого сотрудника, работодатель обязан в 10-дневный срок сообщить в госорганизацию. Напомню, как об этом написано в Трудовом кодексе РФ. В соответствии со ст. 64.1 ТК РФ «работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации».

— А как работодателю определить, относится ли принимаемый на работу сотрудник к категории бывших госслужащих?

— В теории обязанность сообщать о местах государственной службы в течение двух лет после увольнения с нее возложена на самого бывшего госслужащего. Это предусмотрено ст. 64.1 ТК РФ.

При этом если гражданин — бывший госслужащий устраивается в коммерческую организацию, а во время прохождения им госслужбы отдельные функции государственного управления этой организацией входили в его должностные обязанности, он имеет право устроиться туда на работу только с согласия комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных или муниципальных служащих и урегулированию конфликта интересов. Если такого согласия нет, то в дальнейшем трудовой договор с бывшим госслужащим может быть расторгнут по требованию надзорных органов.

Любые приказы о приеме на работу и увольнении составляйте в программе Контур-Персонал.

— Как показывает практика, бывшие государственные служащие не всегда осведомлены о своих обязанностях. Что делать работодателю в этом случае?

— Специалисту кадровой службы, который оформляет на работу новых сотрудников, в любом случае необходимо выполнить несколько действий.

Во-первых, внимательно просмотреть все записи в трудовой книжке принимаемого работника за последние два года, чтобы понять, состоял ли человек на государственной службе в этот период. Подсказкой может служить основание увольнения. Например, при увольнении с государственной гражданской службы запись об увольнении вносится в соответствии с Федеральным законом от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации», а не в соответствии с Трудовым кодексом.

Во-вторых, если обнаружилось, что в течение последних двух лет (на момент приема в компанию) человек состоял на государственной службе, следует сообщить об этом работодателю бывшего госслужащего по последнему месту его работы в 10-дневный срок со дня заключения трудового договора. Сообщение необходимо оформить в соответствии с требованиями Постановления Правительства РФ от 21.01.2015 № 29. Важный момент: согласно ТК РФ сообщать бывшему работодателю нужно только в том случае, если должность бывшего государственного служащего входила в перечень, установленный Указом Президента РФ от 21.07.2010 № 925. Данные перечни достаточно трудно найти в открытых источниках. В связи с этим советуем информировать предыдущих работодателей нанимаемого сотрудника во всех случаях, независимо от того, какую должность он занимал.

И в-третьих, до заключения трудового договора порекомендуйте бывшему госслужащему (если он этого еще не сделал) обратиться в комиссию по соблюдению требований к служебному поведению по месту прохождения госслужбы, чтобы получить согласие на право занимать должности в коммерческих организациях в случаях, предусмотренных законодательством.

— Какие ошибки и нарушения чаще всего допускают работодатели, заключая трудовой договор с бывшим госслужащим?

— Есть несколько наиболее распространенных ошибок. Обычно работодатели забывают спросить кандидатов о прохождении госслужбы в прошлом / проверить трудовую книжку и, как следствие, не сообщают бывшим работодателям по месту прохождения госслужбы или сообщают с нарушением сроков. Иногда, не найдя соответствующего перечня, работодатели решают, что необходимости оформлять сообщение нет.

— И чем же чревато для работодателя нарушение порядка приема на работу бывшего госслужащего?

— Если работодатель не сообщает или не соблюдает порядок сообщения о заключении трудового договора с бывшим госслужащим, он несет ответственность в соответствии со ст. 19.29 КоАП РФ: административный штраф, возлагаемый на должностных лиц, — от 20 до 50 тысяч рублей; на юридических лиц — от 100 до 500 тысяч рублей.

Как правило, при определении меры административного взыскания учитывается тяжесть нарушения и тот факт, первичное это нарушение или нет.

Если бывший госслужащий нарушил требования Закона № 273-ФЗ, не уведомил нового работодателя или не стал получать согласия специальной комиссии по прежнему месту службы, то трудовой договор с ним должен быть расторгнут, а бывший госслужащий — уволен (абз. 5 ч. 1 ст. 84 ТК РФ). Увольнение производится по п. 11 ч. 1 ст. 77 ТК РФ. Причем при увольнении по данному основанию выходное пособие не выплачивается (ч. 3 ст. 84 ТК РФ).

Если же бывший госслужащий исполнил все требования законодательства, но согласия комиссии не получил, трудовые отношения прерываются согласно п. 13 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

В этом случае никаких штрафных санкций к работодателю не применят, но ему самому придется потратить дополнительные средства на поиск и обучение нового сотрудника.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector