Нюансы размещения вендингового бизнеса в гос муниципальных учреждениях
Garant-agency.ru

Юридический портал

Нюансы размещения вендингового бизнеса в гос муниципальных учреждениях

Нюансы размещения вендингового бизнеса в гос муниципальных учреждениях

Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

Бюджетное учреждение заключило договор в рамках приносящей доход деятельности на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата с ИП.
К какой статье КОСГУ относится данная услуга? Какой код ОКВЭД можно присвоить услуге по предоставлению места для установки торгового аппарата?

Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Доходы, получаемые бюджетным учреждением по договору на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата, могут быть отнесены на подстатью 131 КОСГУ или подстатьи 121, 122 КОСГУ в зависимости от типа заключенного договора.
Услуге по предоставлению места для установки торгового аппарата может быть присвоен ОКВЭД 82.99. Аренда недвижимого имущества (в частности, площади под размещение торгового аппарата) относится к соответствующему ОКВЭД из группировки 68.2.

Обоснование вывода:
Бюджетные учреждения относят доходы на статьи КОСГУ в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее – Указания N 65н), в зависимости от их экономического содержания (п. 1 раздела V Указаний N 65н).
Поэтому важно определить тип заключенного договора. Договор на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата может быть заключен как в соответствии с главой 39 ГК РФ, как договор возмездного оказания услуг, так и согласно положениям гл. 34 ГК РФ, как договор аренды. В частности, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
Иными словами, если в договоре поименована конкретная площадь, на которой и размещается торговый аппарат, это указывает на наличие договора аренды. Если предоставляется именно услуга на размещение торгового аппарата без указания конкретной площади, то можно говорить о договоре возмездного оказания услуг.
Обратите внимание: приказом Минфина России от 27.12.2017 N 255н в п. 3 раздела V Указаний N 65н внесены изменения, применяющиеся с 01.01.2018. В частности, такие статьи доходов, как статья 120 “Доходы от собственности” КОСГУ, статья 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат” КОСГУ были детализированы новыми подстатьями. В то же время изменений в статьи аналитической группы подвида доходов (далее – АнКВД) (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II Указаний N 65н) внесено не было.
Если договор на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата по типу является договором возмездного оказания услуг, то доходы по нему относятся на статью 130 АнКВД и подстатью 131 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” КОСГУ, как доходы от оказания платных услуг (работ) потребителям соответствующих услуг на территории Российской Федерации.
Если рассматриваемый договор является договором аренды, то доходы отражаются по статье 120 АнКВД и подстатье 121 “Доходы от операционной аренды” КОСГУ или подстатье 122 “Доходы от финансовой аренды” КОСГУ в зависимости от вида аренды.
Учитывая, что коды КОСГУ используются для ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и иной финансовой отчетности (п. 1 раздела V Указаний N 65н), классификация объекта аренды в качестве операционной либо финансовой может быть осуществлена на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда”, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н.
Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п.п. 2, 4 ст. 9.2, абзац 5 п. 3 ст. 14, п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, п. 3 ст. 298 ГК РФ). То есть смысл заключаемого договора должен в первую очередь соответствовать смыслу оказываемых учреждением услуг, поименованных в его учредительных документах (в частности, в Уставе).
В свою очередь, в силу пп. “п” п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения о кодах ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст), соответствующих осуществляемым организацией видам деятельности, содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
Представляя в регистрирующий орган сведения о кодах ОКВЭД для их включения в ЕГРЮЛ, учреждение самостоятельно определяет, какой код ОКВЭД соответствует тому или иному фактически осуществляемому им виду деятельности*(1).
Так, услуге по предоставлению места для установки торгового аппарата может быть присвоен ОКВЭД, выбранный из Раздела N “Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги”, например 82.99, к которому относится прочая вспомогательная деятельность, не включенная в другие группировки.
Если же речь идет об услуге сдачи в аренду недвижимого имущества (площади под размещение торгового аппарата), то ОКВЭД может быть выбран из группировки 68.2.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Киреева Анна

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Суховерхова Антонина

28 февраля 2018 г.

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

————————————————————————-
*(1) Смотрите подробнее в ответе Службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: Как правильно в уставе государственного бюджетного учреждения указать перечень основных и дополнительных (в том числе платных) видов деятельности – обобщённо или по каждой услуге отдельно? Должно ли наименование видов деятельности, указанных в уставе, совпадать с наименованиями видов деятельности, указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1)?

Об установке торговых автоматов в государственных учреждениях

Сегодня мне хотелось бы поговорить еще об одной спорной вендинговой теме, а именно: о размещении торговых автоматов на территории государственных учреждений. Тема эта просто кишит законодательными несуразицами, а посему порождает множество справедливых вопросов от операторов.

Итак, давайте разбираться.

Какие документы все это регламентируют

Что касается конкретно вендинга, то каких-либо единых для всех законодательных актов, регламентирующих установку вендинговых автоматов в государственных учреждениях, на сегодняшний день не существует.

Поэтому чаще всего установка автоматов происходит на общих основаниях в соответствии с Федеральным Законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (п.14 ч.1 ст.17.1), а также в соответствии с Уставом конкретного государственного учреждения.

На местном уровне, в отношении торговых автоматов, есть регламентирующие документы в Москве, а также в Санкт-Петербурге. Что касается других регионов, то здесь операторам следует поднапрячься и узнать о наличии инструкций для вендинга самостоятельно, вполне возможно, что где-то также есть нечто подобное.

Московский документ называется Приказ Департамента экономической политики и развития г. Москвы, Департамента информационных технологий г. Москвы, Департамента имущества г. Москвы от 13 ноября 2012 г. N 122-ПР/64-16-1031/12/168-п «Об утверждении Рекомендаций по размещению платежных терминалов в государственных учреждениях города Москвы».

В пункте 8 рекомендаций читаем:

8. Порядок, установленный настоящими Рекомендациями, также распространяется на заключение договоров на размещение автоматов по продаже товаров и оказанию услуг в нежилых помещениях, закрепленных за государственными учреждениями города Москвы на праве оперативного управления.

В пункте 2 читаем:

2. Согласно договору государственное учреждение города Москвы предоставляет организации (индивидуальному предпринимателю) на возмездной основе услуги по размещению платежного терминала в нежилом помещении, закрепленном на праве оперативного управления за учреждением.

В конце этого документа находится пример договора на размещение платежного терминала (торгового автомата).

Для Санкт-Петербурга имеется Распоряжение от 26.01.2017 №55-рк «О согласовании санкт-петербургским государственным учреждениям заключать договоры аренды для размещения торговых автоматов, вендингового оборудования (с изменениями на 24 марта 2017 года)».
Согласно этому Распоряжению, предписывается:

Согласовать санкт-петербургским государственным учреждениям… заключение договоров аренды на части Зданий/Помещений (далее — Объект/Объекты) сроком на три года при условии:
1.1. Установления цели использования Объектов — для размещения торговых автоматов и (или) вендингового оборудования в целях улучшения оказываемых услуг Учреждением.

И т.д. со всеми вытекающими торгами и аукционами…

Аренда или Услуги?

Так все-таки, какой договор с госучреждением заключать: договор аренды или договор возмездного оказания услуг? Или, может быть, какой-то другой?

Чаще всего, на практике, операторы заключают договор аренды площади под торговый автомат. Обычно все происходит примерно в следующем порядке:

  • Оператор присматривает место, к примеру, в одном из вузов, готовит наглядное коммерческое предложение и приходит на переговоры с руководителем (ректором, проректором, главврачом и т.д.). Предварительно нужно ознакомиться с Уставом учреждения (обычно находится в открытом доступе на сайте) и убедиться, что организация имеет право заниматься коммерческой деятельностью и предоставлять площади сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям и прочим заинтересованным лицам.
  • Если учреждение соглашается на установку автомата, встает вопрос о проведении торгов. Установка без проведения торгов возможна только в том случае, если:

общая площадь передаваемого имущества составляет не более чем двадцать квадратных метров и не превышает десять процентов площади соответствующего помещения, здания, строения или сооружения, права на которые принадлежат лицу, передающему такое имущество; (Федеральный закон от 26.07.2006 N 135-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О защите конкуренции» Статья 17.1. )

Имеется в виду не наш квадратный метр, а общая сданная в аренду площадь госучреждения. Сдано более 20 метров, и наш метр двадцать первый? Будут торги.

  • Желательно, конечно, чтобы всю документацию готовил арендодатель. Однако на практике, часто вся бумажная волокита ложится на плечи владельца автомата, которому далее будет необходимо, во-первых, провести за свой счет независимую оценку рыночной стоимости арендуемой площади, во-вторых – предоставить эту оценку учреждению для дальнейшего заключения договора.
  • Дальше учреждение запрашивает у собственника (Минимущество) разрешение на установку автомата. Если собственник разрешает, то проводятся торги. Наконец, в промежутке от 3 месяцев до 100 лет учреждение подготавливает всю документацию и дает добро на установку автомата.
    Вот такая очень общая схема установки вендингового оборудования по договору аренды.
  • Однако, в последнее время, операторы все чаще изъявляют инициативу по заключению других видов договоров, по их мнению, более подходящих такому виду деятельности как вендинг. Сюда можно отнести договор возмездного оказания услуг и договор размещения торгового автомата.

    Причина обхода аренды очень проста — новые виды договоров не требуют согласования установки автомата с вышестоящими инстанциями (собственниками), не требуют оценки стоимости площади, следовательно оформляются быстрее. Практика торгов на заключение подобных договоров также отсутствует, что, очевидно, большой плюс.

    Кроме того, есть еще одна причина отказа от использования договора аренды при установке автоматов. Все дело в том, что в соответствии с нормами законодательства, тот «плавающий» квадратный метр, который владелец торгового автомата арендует у госконторы, не может являться полноправным объектом аренды. И вот почему:

    Читаем ГК РФ Статья 607. Объекты аренды
    2. В договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды. При отсутствии этих данных в договоре условие об объекте, подлежащем передаче в аренду, считается не согласованным сторонами, а соответствующий договор не считается заключенным.

    Если договор аренды заключается сроком от года, то он требует обязательной регистрации. Однако при регистрации к договору следует приложить кадастровый паспорт арендуемого помещения (п. 3 ст. 26 Федерального закона от 21.07.97 № 122-ФЗ О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним). При этом есть прецеденты, когда суды признавали недействительным договор аренды, в приложении к которому кадастровый паспорт был «дорисован» сторонами самостоятельно (см. постановление Федерального арбитражного суда Московского округа от 25.12.08 по делу № А40-1273/08-121-6, от 30.09.08 по делу № А40-1269/08-94-10). По закону же получить кадастровый паспорт с описанием неизолированной части помещения невозможно. Аналогичное решение суда по договору аренды менее года вынесено в постановлении от 25.09.08 по делу № А29-525/2008 Федеральный арбитражный суд Волго-Вятского округа.

    Кроме того, в пункте 27 Рекомендаций научно-консультативного совета при федеральных арбитражных судах Волго-Вятского и Поволжского округов от 25.03.09 указывается на то, что неизолированная часть нежилого помещения вообще не может быть предметом договора аренды. В таком случае стороны должны заключить другой вид договора.

    Может быть, речь идет как раз о договоре возмездного оказания услуг?

    Однако, если копнуть глубже в законодательные дебри, то окажется, что и заключение договора возмездного оказания услуг в отношении вендинга имеет под собой крайне зыбкое основание.

    Читаем п. 1 ст. 779 ГК РФ:
    1. По договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

    А в соответствии с определением, которое дано в Налоговом Кодексе:

    Услуга – это деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе этой деятельности.

    Таким образом, в соответствии с договором возмездного оказания услуг, исполнитель предоставляет заказчику блага, которые выражаются в виде какой-либо деятельности или действия, но не конкретной вещи (см. Постановление ФАС ЗСО от 08.06.2009 N Ф04-3406/2009(8412-А70-50)). Деятельность по предоставлению права пользования местом под торговый автомат трудно назвать действием, это скорее отсутствие действия.

    Итак, на сегодняшний день, многие, сведущие в вопросах вендинга, правоведы считают, что, для оформления юридических отношений с государственным учреждением, оператору торговых автоматов следует рассмотреть иную форму договора, в обход договора аренды и договора возмездного оказания услуг. А именно – договор размещения торгового автомата.

    Такая разновидность договора в настоящее время активно используется там, где необходимо урегулировать отношения связанные с использованием части объекта недвижимости, к примеру – размещение рекламного оборудования на крыше здания (см. Информационное письмо от 11.01.2002 N 66 (п. 1).).

    Договор размещения не противоречит законодательству, так как в соответствии с п. 2 ст. 421 ГК РФ стороны имеют право заключать договоры, не предусмотренные законом. Кроме того, именно такую формулировку (очевидно не противоречащую закону) мы найдем в Приложении к вышеупомянутым московским «Рекомендациям по размещению платежных терминалов в государственных учреждениях», в котором приведен типовой Договор размещения платежных терминалов (торговых автоматов).

    Практические выводы

    Давайте посмотрим, что у нас получается в сухом остатке.

    С одной стороны, наиболее грамотной формой договора, при установке торговых автоматов на территории госучреждений, является договор размещения торгового автомата.

    С другой стороны, любая новая форма договора, в отличии от формы, укоренившейся в повседневной практике, является юридически уязвимой. (Конечно, только в том случае, если на ее использование нет прямых указаний сверху).

    А с третьей стороны, о договоре размещения не каждый юрист-то знает, что уж говорить о ректорах и главврачах. Никому не хочется экспериментов, есть привычные процедуры, а бумажек с печатями ни про какие договоры размещения (за исключением Москвы) – нет, да и, в целом, их как-то лень искать. Да и возможные штрафы, суды и головная боль и т.д. и т.п.

    И остается предпринимателю либо просто соглашаться на то, что предлагают, либо писать запросы в соответствующие местные инстанции, получать разъяснения и ссылки на необходимые законодательные акты, доказывать, что лучшим вариантом для всех будет договор размещения вендингового оборудования. Так что выбор невелик.

    Нюансы размещения вендингового бизнеса в гос муниципальных учреждениях

    Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.

    Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.

    Бюджетное учреждение заключило договор в рамках приносящей доход деятельности на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата с ИП.
    К какой статье КОСГУ относится данная услуга? Какой код ОКВЭД можно присвоить услуге по предоставлению места для установки торгового аппарата?

    Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
    Доходы, получаемые бюджетным учреждением по договору на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата, могут быть отнесены на подстатью 131 КОСГУ или подстатьи 121, 122 КОСГУ в зависимости от типа заключенного договора.
    Услуге по предоставлению места для установки торгового аппарата может быть присвоен ОКВЭД 82.99. Аренда недвижимого имущества (в частности, площади под размещение торгового аппарата) относится к соответствующему ОКВЭД из группировки 68.2.

    Обоснование вывода:
    Бюджетные учреждения относят доходы на статьи КОСГУ в соответствии с Указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 01.07.2013 N 65н (далее – Указания N 65н), в зависимости от их экономического содержания (п. 1 раздела V Указаний N 65н).
    Поэтому важно определить тип заключенного договора. Договор на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата может быть заключен как в соответствии с главой 39 ГК РФ, как договор возмездного оказания услуг, так и согласно положениям гл. 34 ГК РФ, как договор аренды. В частности, в договоре аренды должны быть указаны данные, позволяющие определенно установить имущество, подлежащее передаче арендатору в качестве объекта аренды (п. 3 ст. 607 ГК РФ).
    Иными словами, если в договоре поименована конкретная площадь, на которой и размещается торговый аппарат, это указывает на наличие договора аренды. Если предоставляется именно услуга на размещение торгового аппарата без указания конкретной площади, то можно говорить о договоре возмездного оказания услуг.
    Обратите внимание: приказом Минфина России от 27.12.2017 N 255н в п. 3 раздела V Указаний N 65н внесены изменения, применяющиеся с 01.01.2018. В частности, такие статьи доходов, как статья 120 “Доходы от собственности” КОСГУ, статья 130 “Доходы от оказания платных услуг (работ), компенсаций затрат” КОСГУ были детализированы новыми подстатьями. В то же время изменений в статьи аналитической группы подвида доходов (далее – АнКВД) (пп. 4.1.1 п. 4.1 раздела II Указаний N 65н) внесено не было.
    Если договор на оказание услуг по предоставлению места для установки торгового аппарата по типу является договором возмездного оказания услуг, то доходы по нему относятся на статью 130 АнКВД и подстатью 131 “Доходы от оказания платных услуг (работ)” КОСГУ, как доходы от оказания платных услуг (работ) потребителям соответствующих услуг на территории Российской Федерации.
    Если рассматриваемый договор является договором аренды, то доходы отражаются по статье 120 АнКВД и подстатье 121 “Доходы от операционной аренды” КОСГУ или подстатье 122 “Доходы от финансовой аренды” КОСГУ в зависимости от вида аренды.
    Учитывая, что коды КОСГУ используются для ведения бухгалтерского учета, составления бухгалтерской и иной финансовой отчетности (п. 1 раздела V Указаний N 65н), классификация объекта аренды в качестве операционной либо финансовой может быть осуществлена на основании критериев, перечисленных в п.п. 12 и 13 Федерального стандарта бухгалтерского учета для организаций государственного сектора “Аренда”, утвержденного приказом Минфина России от 31.12.2016 N 258н.
    Бюджетное учреждение вправе осуществлять приносящую доходы деятельность при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах (п.п. 2, 4 ст. 9.2, абзац 5 п. 3 ст. 14, п.п. 1, 2 ст. 24 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ “О некоммерческих организациях”, п. 3 ст. 298 ГК РФ). То есть смысл заключаемого договора должен в первую очередь соответствовать смыслу оказываемых учреждением услуг, поименованных в его учредительных документах (в частности, в Уставе).
    В свою очередь, в силу пп. “п” п. 1 ст. 5, п. 5 ст. 5 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ сведения о кодах ОКВЭД (Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД 2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2), принятый и введенный в действие приказом Федерального агентства по техническому регулированию и метрологии от 31.01.2014 N 14-ст), соответствующих осуществляемым организацией видам деятельности, содержатся в едином государственном реестре юридических лиц (ЕГРЮЛ).
    Представляя в регистрирующий орган сведения о кодах ОКВЭД для их включения в ЕГРЮЛ, учреждение самостоятельно определяет, какой код ОКВЭД соответствует тому или иному фактически осуществляемому им виду деятельности*(1).
    Так, услуге по предоставлению места для установки торгового аппарата может быть присвоен ОКВЭД, выбранный из Раздела N “Деятельность административная и сопутствующие дополнительные услуги”, например 82.99, к которому относится прочая вспомогательная деятельность, не включенная в другие группировки.
    Если же речь идет об услуге сдачи в аренду недвижимого имущества (площади под размещение торгового аппарата), то ОКВЭД может быть выбран из группировки 68.2.

    Ответ подготовил:
    Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Киреева Анна

    Контроль качества ответа:
    Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
    Суховерхова Антонина

    28 февраля 2018 г.

    Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.

    ————————————————————————-
    *(1) Смотрите подробнее в ответе Службы Правового консалтинга ГАРАНТ на Вопрос: Как правильно в уставе государственного бюджетного учреждения указать перечень основных и дополнительных (в том числе платных) видов деятельности – обобщённо или по каждой услуге отдельно? Должно ли наименование видов деятельности, указанных в уставе, совпадать с наименованиями видов деятельности, указанных в Общероссийском классификаторе видов экономической деятельности ОК 029-2001 (ОКВЭД) (КДЕС Ред. 1)?

    Новости вендинга

    Куда поставить вендинговый автомат?

    Сегодня вендинговые автоматы по продаже снеков и кофе можно встретить практически в любом месте. Мы совместно с компанией «Никовенд» решили поделиться ключевыми правилами, которые могут быть полезны при выборе места для размещения вендингового автомата.

    Локация: Бизнес центры, торговые центры, учебные заведения, ж/д станции, аэропорты, заводы, фитнес центры, автомойки, гос. учреждения: ГИБДД, больницы, детские и спортивные учреждения.

    Специфика мест: Торговые и бизнес-центры обладают высокой проходимостью, но зачастую основными клиентами торговых автоматов в торговом центре являются сами сотрудники (продавцы), т.к. на фудкортах чашка кофе значительно дороже, чем в вендинговом аппарате. Необходимо всегда учитывать ассортимент и стоимость продуктов, пользуясь данными опроса потенциальных потребителей. И стоит быть аккуратней с прогнозами продаж при выборе места установки. Правильно выбранное место может существенно поднять продажи (комнаты отдыха, зоны курения, столовые).

    Учебные заведения являются отличным местом установки, доходность, как правило, очень высокая, но есть один минус – это сезонность. Самые провальные месяцы: июль, август, январь, май, июнь. Летом торговые автоматы лучше перемещать в другие точки.

    Ж/д станции и аэропорты обладают высоким потенциалом, особенно в туристических городах. Важно не забывать и про иностранных гостей и иметь инструкции и меню на понятном для них языке (английский, китайский).

    Государственные учреждения (ГИБДД, МФЦ, МВД, налоговые) одни из самых эффективных мест установки автоматов, потому как, зачастую это место с большой проходимостью, очередями, и иногда круглосуточным режимом работы. Тут как нигде очень важно следить за качеством товаров, чистотой и юридическими аспектами.

    В детских учреждениях мы стараемся больше ставить горячих напитков на основе шоколада, кроме того добавляем кисель и ягодный чай. Дети очень любят снеки, но важно подобрать ассортимент, учитывая пожелания заказчика. Многие руководители будут не довольны наличием чипсов и кока-колы в торговом автомате (особенно в детском учреждении), а соки, водичка, йогурты, орешки, сухофрукты, мюсли придутся очень кстати.

    В спортивных учреждениях (каток, бассейн), где много спортсменов- подростков, необходимо позаботиться о безопасности торгового аппарата. Особенно снекового. Устанавливайте аппарат ближе к охране или к видеокамерам, прикручивайте аппарат к полу или к стене. Тогда можно зарабатывать в этой точке, а не только получать потери).

    Выручка. Торговые и бизнес центры – 30-70 тыс. руб.

    Учебные заведения – 50-120 тыс. руб.

    Ж/д станции и аэропорты – 40-100 тыс. руб.

    Государственные учреждения – 50-80 тыс. руб.

    Спортивные учреждения 20-70 тыс. руб.

    ТОП_3 критерия, по которым определяется выгодное место.

    1. Проходимость и как долго люди находятся в одном месте (хорошо, когда есть период ожидания)

    2. Место расположения (хорошо просматриваемое, время доступа к нему)

    3. Наличие вокруг точек питания (хорошо, когда их нет рядом или их недостаточно)

    Техническая сторона вопроса. Электричество – ключевой ресурс для вендинг-автомата кофе и снеков. Поэтому, если в офисах, заводах, учебных заведениях и др. проблем возникать не должно, то в случае с размещением автомата на улице – стоит присмотреться, а есть ли все необходимое.

    Аренда. Стоимость арендной платы будет варьироваться в зависимости от места расположения. Но ключевым фактором является – проходимость. Если Вы планируете поставить автомат в торговом центре – проходимость выше и, соответственно, цена, а в случае с автомойкой или улицей – стоимость аренды обойдется сравнительно дешевле, однако и прибыль от данного местоположения будет меньше.

    Какова оптимальная арендная плата? Что лучше – фикс или % от оборота или от прибыли?

    Самой оптимальной ставкой является процент от оборота в размере от 5 до 10% максимум. Такой подход наиболее удобен, так как, учитывает сезонность и исключает такие риски как: «не было продаж по причине спада посещаемости, а фиксированную аренду все равно платить нужно».

    Важно помнить, что вы планируете предложить покупателю. Поскольку если торговый автомат будет размещен в фитнес-центре – наполнение в виде газировки и шоколадок будет испытывать силу воли спортсменов (в лучшем случае), либо не принесет прибыль. Поэтому следует выбирать наполнители, ориентируясь на конечного потребителя (протеиновые батончики, воду). Вместе с тем, современные системы телеметрии помогут определить наиболее ходовые товары, оперативно поменять ассортимент и вовремя обслужить торговый автомат.

    Также рекомендуем вести постоянную работу с уже выбранным местом. Необходим постоянный контроль и анализ продаж, очень важно менять ассортимент, убирать неходовой товар, тестировать новинки, учитывать сезонность, увеличивать наличие самых популярных товаров.

    Чтобы увидеть последние новинки вендинговой индустрии, приходите на выставку VendExpo и WRS5!

    Как создать вендинговый бизнес

    В этом материале:

    Вендинговый бизнес — это направление в сфере продажи товаров и услуг с помощью специализированных автоматов. Первые автоматы по продаже газированной воды появились еще во времена СССР. После развала Союза российский вендинговый бизнес сначала был мало популярен, но в 2000 годы стал активно набирать обороты.

    Выделяют следующие основные направления бизнеса данного вида:

    • торговлю продуктами в упаковке (шоколадные батончики, чипсы, попкорн, бутылки и банки с напитками), штучным товаром (жевательные резинки, бахилы, презервативы, сигареты, контактные линзы), игрушками небольших и средних размеров;
    • продажу кофе, чая, газированных и прохладительных напитков;
    • музыкальные автоматы;
    • массажные кресла;
    • электронные весы с различными функциями;
    • игровые автоматы.

    Для каждого из направлений вендингового бизнеса создаются свои торговые автоматы, различающиеся размерами, дизайном, набором функций и другими параметрами.

    Вендинговый бизнес по праву считается очень перспективным и высокорентабельным видом предпринимательства. Но предусматривающим учет ряда особенностей и специфических требований.

    Начало бизнеса

    С чего начать вендинговый бизнес? Как и в любом другом виде коммерции, построение сети торговых автоматов начинается с определения целевой аудитории, с выявления своего клиента. Бизнес может быть ориентирован на молодых людей и девушек, на бизнесменов и офисных работников, на покупателей в торговых центрах и другую клиентуру.

    Выбор целевой аудитории во многом определяет то, какие автоматы следует приобрести и в каких местах устанавливать. Удачно выбранные места расположения вендинговых аппаратов способны обеспечить высокую прибыль и наоборот. Автоматы по продаже снеков и напитков лучше устанавливать в торговых центрах, в вузах и школах, в вокзалах и аэропортах, на оживленных улицах и площадях. Для музыкальных и игровых автоматов самым удачным местом станут кафе и бары, фойе кинотеатров, зоны отдыха в торговых центрах.

    Начинающие предприниматели с небольшим стартовым капиталом ограничиваются в приобретении автоматов для чая и кофе и устройств по продаже снеков. Исключение составляют проекты, изначально ориентированные на развитие сети специализированных автоматов (например, по продаже контактных линз).

    При выборе формы юридического лица следует отдавать предпочтение ИП. Общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества слишком сложны в плане налогообложения, поэтому открывать их есть смысл только в том случае, когда в предприятии предусмотрена отдельная должность бухгалтера.

    По закону, если индивидуальный предприниматель не выручает за год денег больше установленной нормы, ему доступна упрощенная система налогообложения. Ее и рекомендуется придерживаться до тех пор, пока выручка от бизнеса не преодолеет установленную планку.

    Сотрудники вендинговой компании

    Как и любая техника, торговые автоматы требуют обслуживания и ремонта.

    Когда автоматов не больше 10-15 шт., функции закладки товаров и изъятия выручки индивидуальный предприниматель может выполнять самостоятельно. Если автоматов много и расположены они далеко друг от друга, без помощи наемной рабочей силы не обойтись.

    С ремонтом дело обстоит сложнее. Самостоятельный ремонт силами организатора бизнеса возможен только в том случае, если у него для этого достаточно специальных технических знаний. Если они отсутствуют, экономить на специалистах категорически не рекомендуется. Быстро решить любые технические проблемы на месте, при этом не повредив и не поломав аппарат, может только знающий и опытный человек.

    Разветвленная сеть вендинговых автоматов требует целого штата сотрудников, которые смогут по нескольку раз в сутки (в том числе по выходным) контролировать работу аппаратов и следить за наличием в них продукции.

    Дорогие модели торговых аппаратов могут оснащаться модулями GSM-GPRS и передавать данные о наличии товарного ассортимента по интернету. Это позволяет следить за работой автоматов удаленно и направлять специалистов по их обслуживанию и ремонту не по графику, а по мере необходимости.

    Бизнес-план развития вендинга

    Составление бизнес плана очень индивидуально и зависит от многих параметров, связанных с размером инвестиций в проект, выбранного направления, дороговизны самых автоматов и их обслуживания, аренды торговой площади.

    Ориентировочные затраты будут такими:

    • автомат для приготовления кофе будет стоить от 100 до 300 тыс. рублей, снековые — от 200 до 500 тыс.;
    • расходы на компоненты кофе и стаканчики — около 10 тыс. рублей в месяц;
    • аренда площади в хорошем месте — от 3000 рублей в месяц;
    • зарплата обслуживающему рабочему — от 10000 в месяц, специалисту по ремонту — от 20 тысяч, в Москве и Санкт-Петербурге еще выше.

    При планировании выручки отталкивайтесь от средних показателей в 100 порций кофе в сутки, если автомат расположен в многолюдном месте (вокзал, торговый центр, аэропорт).

    Бизнес план вендингового бизнеса должен включать в себя также расходы на техническое обслуживание и ремонт автоматов, рекламу, оплату налогов и непредвиденные расходы.

    Достоинства вендингового бизнеса

    Основное достоинство вендингового бизнеса — это высокий потенциал развития в России.

    По статистике, в развитых странах на 10 тыс. человек приходится 300-400 торговых автоматов. В России — всего 4-5. Так же дело обстоит в Беларуси и на Украине. Этот показатель наилучшим образом характеризует перспективы развития вендингового бизнеса в нашей стране.

    Второе достоинство бизнеса на вендинговых автоматах — его высокая ликвидность. Всегда и в любое время найти покупателя на торговый автомат не составит труда. Таким образом, продать часть автоматов или весь бизнес целиком достаточно легко.

    Третье достоинство — простота и легкость в освоении и ведении такого бизнеса. При наличии толкового специалиста по ремонту автоматов самому предпринимателю не требуется каких-либо специфических знаний. На приобретение и коммерческую эксплуатацию автоматов не предусмотрено лицензирование или сертификация. Однако торговля отдельными категориями товаров, все же требует оформления лицензий и соответствующих документов, в том числе разрешений СЭС, электронадзора и пожарной инспекции. Расширить дело тоже не составляет труда: приобретаете автомат, выбираете точку, арендуете площадь и запускаете процесс продажи.

    В заключение стоит отметить, что почти все автоматы легко адаптируются с продажи одних товаров на торговлю другими, аналогичными. Кофейный автомат может продавать несколько видов кофе и чая. Изменить рецепт одного, непопулярного, вида кофе на другой, более популярный, — достаточно простая процедура. Еще проще переориентировать автомат, торгующий булочками, на продажу, например, чипсов.

    Недостатки торговых автоматов

    Наряду с неоспоримыми достоинствами вендинговый бизнес обладает и весьма специфическими недостатками.

    В первую очередь это высокая стоимость самих аппаратов. Причем сэкономить, приобретая бывшие в употреблении автоматы, не получится. С большой долей вероятности вся прибыль будет уходить на их ремонт и техническое обслуживание. Начинать дело с 1-2 автоматов — тоже безрадостное занятие. Уровень прибыли с одного аппарата будет несоразмерно мал в сравнении с усилиями по его покупке, установке и обслуживанию. И уж точно не позволит нанять специалиста по ремонту.

    По оценкам специалистов, минимальное количество автоматов, которое позволит получать ощутимую прибыль — 10. Чтобы купить это количество, необходим начальный капитал не менее 1 млн рублей.

    Во вторую очередь, срок окупаемости. Он равняется, в среднем, одному году. Даже если предприниматель установит автоматы в очень удачном месте и взвалит на себя обязанности по их обслуживанию и ремонту, вряд ли этот срок можно сократить до полугода.

    В третью очередь, порча автоматов злоумышленниками и вандалами. Если за аппаратами, установленными в торговых залах и центрах, как-то приглядывают охранники, то уличные автоматы никем не защищены.

    Последним недостатком можно считать то, что все производство вендинговых автоматов сосредоточено за рубежом. Колебания курса доллара и евро напрямую влияют как на стоимость новых автоматов, так и на цену запчастей и расходных материалов для них.

    Актуальность вендингового бизнеса в 2020 году

    В связи с 2-3-кратным ослабление курса рубля по отношению к ведущим мировым валютам стоимость новых торговых автоматов соответствующим образом выросла. К примеру, если 2 года назад топовый кофейный аппарат стоил 150-200 тыс. рублей, то сейчас за эти деньги можно приобрести только простые модели.

    Развитие вендинга в России практически прекратилось. Лишь отдельные владельцы разветвленных сетей пытаются расширять бизнес, изредка покупая новые аппараты. Большинство предпринимателей стараются извлекать прибыль из уже существующих.

    Повышение стоимости запасных частей и расходников коснулось цен на предлагаемую продукцию. Чтобы сохранить рентабельность бизнеса, предпринимателям приходится повышать цены и сокращать затраты.

    Но рост цен не всегда приводит к увеличению прибыли. Ограниченная покупательная способность основной массы населения приводит к оттоку клиентов. В этих условиях предприниматели начинают продавать свой бизнес частями или целиком, зачастую в убыток.

    В настоящее время инвесторам и начинающим предпринимателям рекомендуется тщательно взвесить свои возможности и сложившуюся конъюнктуру рынка перед тем, как открыть вендинговый бизнес.

    Читать еще:  Инженер смотритель здания должностная инструкция
    Ссылка на основную публикацию
    Adblock
    detector