Необходимо ли юридическому лицу членство в СРО?
Кому нужно вступать в СРО в 2020 году
Во второй половине 2017 года произошла масштабная реформа работы саморегулируемых организаций, действующих в строительной отрасли. Она вызвана разработкой и вступлением в силу существенных корректировок в российское законодательство, содержащихся в №372-ФЗ. Обновленные правила работы сделали актуальным вопрос о том, кому нужно вступать в СРО в 2020 году.
Наиболее важные корректировки, внесенные №372-ФЗ
Принятие указанного Федерального закона привело к тому, что заметно изменились практически все стороны деятельности органов саморегулирования в строительстве. Наиболее заметные корректировки законодательства можно разделить на несколько основных направлений, среди которых:
отмена допусков СРО;
изменение требований, делающих членство в СРО необходимым;
увеличение числа участников рынка, для кого членство в профобъединении не требуется;
новые требования для потенциальных участников профильных профобъединений;
создание второго компфонда.
Каждое из перечисленных новшеств является крайне важным как для самих саморегулируемых организаций, так и для участников строительной отрасли. Это объясняется тем, что они затронули практически каждую подрядную, проектную или инженерно-изыскательскую компанию или предпринимателя. Поэтому целесообразно рассмотреть их более детально.
Введение нового разрешительного документа
Часто встречающийся вопрос о том, кому нужен допуск СРО в 2020 году, понятен любому человеку, связанному со строительной отраслью. Однако, с юридической точки зрения он является некорректным. Дело в том, что действовавший до июля 2017 года документ под названием “допуск СРО”, который выдавался на отдельные виды работ, положениями №372-ФЗ был отменен.
В настоящее время для того, чтобы заниматься деятельностью, которая требует членства в СРО, необходимо просто вступить в профессиональное профильное объединение. Оформлять какие-либо разрешительные документы больше не нужно, следует просто подтвердить факт участия путем предоставления выписки из реестра саморегулируемой организации. Этот документ выдается любому члену СРО и действует в течение 30 дней.
Очевидно, что такая разрешительная процедура проще и удобнее для участников рынка, чем действовавшая ранее. Тем не менее, несмотря на отмену документа, термин “допуск СРО” продолжает активно использоваться. Это объясняется не только привычкой, но и тем, что все прекрасно понимают, о чем в данной ситуации идет речь.
Для кого членство в СРО является обязательным
После описания действующего сегодня разрешительного документа вполне логично перейти к вопросу о том, кому нужно вступать в СРО в 2020 году обязательно, так как добровольно эту процедуру можно пройти абсолютно любая компания или ИП. №372-ФЗ достаточно четко очертил круг участников строительной сферы, для которых членство в профобъединении необходимо. В их число входят:
подрядчики, изыскатели и проектировщики, которые работают напрямую с такими категориями заказчиков, как эксплуатирующие организации, застройщики, техзаказчики, действующие в регионах операторы общефедеральных программ и т.д. Однако, в Законе содержится еще одно уточнение, касающееся размера обязательств подрядных организаций по каждому из подобных контрактов – они должны превышать 3 млн. руб. При меньшей сумме вступление в строительную СРО не требуется;
подрядчики, изыскатели и проектировщики, которые участвуют в различного рода госзакупках, проводимых в соответствии с требованиями №223-ФЗ или №44-ФЗ. Данное условие вызвало много вопросов и споров о правомочности, тем не менее, сегодня считается общепринятым;
застройщики, если они планируют самостоятельно производить на собственных объектах инженерные изыскания, разработку проектной документации или осуществление работ по возведению зданий и сооружений;
изыскатели, выполняющие работы на земельных участках, которые находятся в государственной или муниципальной собственности.
Приведенный перечень условий, делающих вступление в СРО необходимым мероприятием, намного короче, чем действовавший ранее. Особенно серьезное значение имеет требование о размере одного контракта в размере 3 млн. руб., установленное для подрядчиков. Именно его введение освободило от необходимости членства в СРО большое число ИП и организаций.
Кому вступление в СРО не нужно
Учитывая серьезность вносимых изменений, в №372-ФЗ содержатся отдельные пояснения, которые касаются того, кому из участников рынке вступать в СРО не нужно. Речь в данном случае идет о следующих организациях и ИП:
подрядчики, осуществляющие работы по договорам генподряда и подряда, величина обязательств по любому из которых не превышает 3 млн. руб.;
ГУП и МУП, участвующие в реализации контрактов на инженерные изыскания, проектирование или строительство в качестве исполнителей или заказчиков;
коммерческие организации, более половины собственности которых принадлежат либо государственным и муниципальным органам, либо публично-правовым образованиям;
физлица, которые занимаются выполнением работ по строительству, капремонту или реконструкции объектов, отнесенных к индивидуальной жилой застройке.
Ответственность за выполнение работ без допуска СРО
Прежде чем приступить к описанию остальных нововведений №372-ФЗ, целесообразно остановиться на теме ответственности, которая возникает при выполнении работ без допуска СРО, когда он необходимо в соответствии с положениями законодательства. Подобные нарушения встречаются на практике нередко, что объясняется предельно просто.
Дело в том, что членство в СРО является достаточно затратным с финансовой точки зрения мероприятием. Например, минимальный платеж в компфонды для строительной организации составляет 300 тыс. руб, а для проектной или изыскательской – 200 тыс. руб. Вдобавок к указанным суммам требуется перечислить еще и вступительные, а также членские взносы.
Именно поэтому некоторые нерадивые организации и предприниматели принимают решение не вступать в СРО, даже если это требуется по закону. В подобной ситуации они получают существенные конкурентные преимущества, по сравнению с добросовестными участника строительного рынка. Однако, им необходимо помнить о нескольких видах ответственности, возникающих в этом случае.
Административная
Данный вид ответственности предусматривается в том случае, если выполнение работ без соответствующего допуска не привело к серьезному ущербу государству или третьим лицам. В подобной ситуации первое правонарушение грозит штрафом в размере 40-50 тыс. руб.
При повторном нарушении, произошедшем в течение года, также накладывается штраф в размере 40-50 тыс. руб. Однако, в этом случае допускается другой вариант наказания – приостановка работы компании или ИП на срок до 3-х месяцев. Очевидно, что второй вид санкций в большинстве случаев оказывается весьма серьезным.
Уголовная
Уголовная ответственность наступает в том случае, если в результате незаконных действий подрядчика был нанесен крупный ущерб или получена аналогичных размеров прибыль. Речь в данном случае идет о сумме в пределах от 2,250 млн. до 9 млн. руб. В подобной ситуации предусмотрены следующие виды наказаний:
арест должностного лица на срок до 6 мес.;
обязательные работы, максимальная продолжительность которых составляет 480 часов;
штраф на величину дохода виновного должностного лица за 2 года или в размере до 300 тыс. руб.
В случае, если нанесенный ущерб или полученная прибыль имеют особо крупный размер, превышающий 9 млн. руб., действующим УК РФ предусмотрены еще более суровые наказания, в частности:
штраф в размере от 100 тыс. до полумиллиона рублей или на величину дохода признанного виновным должностного лица за 1-3 года;
принудительные работы продолжительностью 5 лет;
лишение свободы должностного лица на срок до 5 лет.
Принудительная ликвидация
При выявлении случаев работы без допуска СРО, когда он необходим, некоторые фискальные и контролирующие органы, например, ИФНС, Прокуратура или Ростехнадзор, имеют право обратиться в Арбитражный суд с иском о принудительной ликвидации предприятия, нарушившего закон. Основанием для подобных действий могут стать неоднократные грубые нарушения, которые, однако, не подпадают под уголовную ответственность.
Решение о принудительной ликвидации принимается исключительно судьей по итогам рассмотрения дела. В случае подтверждения систематических нарушений, продолжающихся в течение длительного времени, вероятность подобного решения весьма высока.
Финансовая
При выявлении нарушений, которые выражаются в работе подрядной организации без членства в СРО, когда это необходимо, принимается решение о расторжении незаконно заключенных договоров. Это ведет к возникновению еще одной разновидности ответственности – финансовой, причем как у подрядчика, так и заказчика.
Дело в том, что в большинстве случаев обе стороны учитывают НДС, который проходит по сделке, а также расходы, понесенные подрядчиком на приобретение материалов, выплату заработной платы и т.д., а заказчиком – на оплату аванса или актов выполненных работ. После принудительного расторжения договора все понесенные расходы и поставленный к зачету НДС станут незаконными, что потребует пересчета налоговых деклараций и других подобных действий.
Как следствие – необходимость доплат, которые могут оказаться весьма серьезными, в части налога на прибыль и НДС. Естественно, помимо суммы основного долга придется уплатить еще и немаленькие пени.
Новые требования для вступления в СРО
После детального описания возможных штрафных санкций за работу без членства в СРО, вполне логично перейти к новым требованиям, которые предъявляются к потенциальным участникам профессиональных профильных объединений. Они делятся на три категории – финансовые, квалификационные и связанные с предоставлением документации.
Финансовые
Проще всего разобраться с новой версией финансовых требований, так как нововведения в этой области являются, скорее, косметическими. Потенциальный участник СРО должен внести три вида взносов.
Первый – вступительный, как правило, небольшой по размеру, тем более, что выплачивается всего лишь один раз. Его размер зависит от внутренних правил СРО.
Второй вид взносов – членские. Перечисляются на счета саморегулируемой организации ежегодно или ежеквартально. Величина регулярного платежа участника профобъединения также устанавливается самой СРО и редко представляет собой серьезную сумму.
Основные проблемы доставляет третий вид взносов – выплаты для создания компенсационных фондов профобъединения. Минимальный размер платежа, как уже было отмечено выше, составляет для строителей 300 тыс. руб., а для изыскателей и проектировщиков – 200 тыс. руб. Величина взноса устанавливается законодательно, поэтому изменена быть не может.
Квалификационные
Главным нововведением, касающимся квалификационных требований к участникам СРО, стало создание НРС, как часто сокращенно называют два Национальных реестра специалистов. В первом объединены инженерные работники строительных специальностей, а контроль осуществляет НОСТРОЙ, второй же реестр включает изыскателей и проектировщиков, поэтому им занимается НОПРИЗ.
Для вступления в профильную СРО в штате организации или ИП должно состоять на постоянной основе, как минимум, два работника, включенных в профильный НРС. Более того, они должны занимать руководящие должности, а один из них – быть либо ГИПом, либо главным инженером подрядной организации.
Не изменилось, по сравнению со старой версией законодательства, требование по действующей аттестации руководителя и специалистов. Каждый из них должен иметь свидетельство о прохождении курсов повышения квалификации или переподготовки, полученное в течение последних 5 лет.
Еще одно квалификационное требование касается непосредственно руководителя организации или самого предпринимателя. Оно заключается в наличии профильного высшего образования и опыта работы по специальности или на руководящей должности в течение, как минимум, 5 лет.
Предоставление документации
Завершает перечень требований, предъявляемых к участнику СРО, предоставление обязательной документации. Минимальный набор требуемых для вступления в профобъединение документов установлен №372-ФЗ и включает в себя:
Заявление. Оно оформляется в соответствии с внутренними правилами конкретной СРО, так как унифицированной формы документа, обязательной для всех попросту не существует.
Информационный лист. Содержит основные сведения о потенциальном участнике СРО, а также предполагаемый размер планируемых к заключению договоров. Указанная информация имеет серьезное значение, так как определяет уровень ответственности члена профобъединения и, как следствие, величину взносов в компфонды.
Устав или паспорт (соответственно – для ООО и ИП), а также документы о регистрации и постановке хозяйствующего субъекта на учет.
Документы, которые свидетельствуют о соответствии соискателя предъявляемым к нему требованиям в части финансирования членства в СРО.
Документы, которые свидетельствуют о соответствии соискателя требованиям, которые предъявляются к участнику СРО в части наличия квалификации и опыта сотрудников. К ним относятся дипломы об образовании, свидетельства об аттестации, трудовые книжки, трудовые контракты, должностные инструкции, штатное расписание и т.д.
Важным нюансом действующих сегодня правил работы СРО является тот факт, что описанные выше требования к участникам, установленные законодательно, выступают как минимальные. Каждая саморегулируемая организация имеет право дополнить или увеличить их так, как считает нужным. Естественно, любое подобное решение должно приниматься на общем собрании участников и соответствующим образом оформляться.
Например, некоторые СРО сохранили во внутренних правилах действовавшие ранее требования в части материально-технической базы потенциального члена профобъединения или заключения договора страхования гражданской ответственности. В подобной ситуации к приведенному выше перечню документации потребуется добавить документы, подтверждающие выполнение и этих требований.
Кому нужно вступать в СРО
Получить допуск СРО
Стоимость от 65000 руб.
- Оплата напрямую в СРО
- Специалисты НРС включены в пакет
- Получение выписки СРО за 24 часа
- 100% гарантия внесения в реестр
- Бесплатная подготовка документов
Оставить заявку
Кому нужно вступать в СРО в 2019 году (В соответствии с 372-ФЗ от 03.07.2016)
Рассмотрим эти 2 группы лиц.
Кому нужно вступать в СРО строителей:
1. Компаниям-застройщикам, в случае самостоятельного осуществления строительства.
2. Техническим заказчикам.
3. Лицам (Юр. Фирмам, ИП), заключающим прямые договоры с застройщиками и техническими заказчиками.
4. Лицам, заключающим прямые договоры с региональными операторами (фонды капитального ремонта) и организациями, эксплуатирующими здания (сооружения)
5. Лицам, принимающим участие в конкурсах которые проводятся в соответствии со следующими нормативно-правовыми актами: 44-ФЗ, 223-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 01.07.2016 № 615, Распоряжение Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р (ред. от 10.08.2016) и пр., когда в соответствии с законом для заключения договоров подряда необходимо использовать конкурентные способы определения поставщиков.
При вступлении в СРО
Внесение инженеров в
Национальный Реестр – бесплатно
Оформите заявку
Кому не нужно вступать в СРО строителей:
1. Лицам, заключающим договоры с застройщиками и техническими заказчиками если сумма по каждому из таких договоров не превышает трех миллионов рублей.
2. Государственным и муниципальным унитарным предприятиям.
3. Коммерческим организациям, в уставных капиталах которых доля гос. и муниципальных автономных учреждений составляет более 50%.
4. Юридическим лицам, созданным публично-правовыми образованиями (Субъекты Российской Федерации: республики, края, области и др.)
5. Юридическим лицам, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более 50%.
6. Физическим лицам, осуществляющих строительство, реконструкцию, кап. ремонт индивидуального жилого дома, а также гаражей, киосков, навесов и др.
Нужно ли проектировщику вступать в СРО по проектированию?
Компаниям и частным лицам, заключающим договора подряда на подготовку проектной документации с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, необходимо являются членами саморегулируемых организаций в области архитектурно-строительного проектирования (Статья 48 Гр К РФ)
Можно работать не вступая в СРО если:
1. Вы -государственная и муниципальное учреждение в случае заключения вами договоров подряда на подготовку проектной документации с федеральными органами исполнительной власти, и др.
2. Если в вашем предприятии доля гос. и муниципальных организаций составляет более 50%.
3. Компания является юридическим лицом, созданным публично-правовыми образованиями.
4. Юридическим лицам, в уставных капиталах которых доля публично-правовых образований составляет более пятидесяти процентов.
Кому требуется членство в СРО изыскателей:
1. ИП и Юр. лицам, заключающим договора подряда на выполнение инженерных изысканий, с застройщиком, техническим заказчиком или лицом, получившим в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации разрешение на использование земель или земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, для выполнения инженерных изысканий.
Не требуется членство в СРО:
Не требуется членство в саморегулируемых организациях в области инженерных изысканий следующим компаниям
1. ГУПам, МУПам в случае заключения ими договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с федеральными органами исполнительной власти, государственными корпорациями, осуществляющими нормативно-правовое регулирование в соответствующей области, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
2. Коммерческим организациям в уставных капиталах которых доля государственных и муниципальных унитарных предприятий, государственных и муниципальных автономных учреждений составляет более пятидесяти процентов.
3. Юридическим лицам, созданным публично-правовыми образованиями.
4. Юр. лицам, в уставном капитале которых доля публично-правовых образований превышает 50%, в случае заключения такими коммерческими организациями договоров подряда на выполнение инженерных изысканий с указанными федеральными органами исполнительной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
Когда НЕ нужно вступать в СРО и НЕ надо получать Допуск к работам
Виды работ, не оказывающих влияние на безопасность объектов капитального строительства, при выполнении которых не требуется вступать в СРО и получать свидетельство о допуске к работам
Когда вступление в СРО не требуется?
С момента отмены лицензирования на инженерные изыскания, проектирование и строительство зданий и сооружений руководители многих строительных компаний озадачены вопросом необходимости вступления в СРО и возможностью работы без такового.
Информации по этому вопросу много, а в сети интернет зачастую она либо ложная, либо изложена таким образом, что вопросов появляется ещё больше, чем конкретных ответов.
Обобщая имеющиеся сведения и опираясь строго на актуальные нормы права, мы постараемся в доступной форме дать свой комментарий на этот вопрос таким образом, что бы каждый соискатель смог ответить на него самостоятельно.
Итак, основными нормативными документами, регулирующими эту тему, являются:
Членство в СРО НЕ нужно, когда речь идет:
1) Об индивидуальном жилищном строительстве, т.е. отдельно стоящих жилых домах, с количество этажей не более трех и предназначенных для проживания не более чем двух семей в каждом доме;
2) О строительстве жилых домов с количеством этажей не более трех, состоящих из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи. Эти дома имеют общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком (соседними блоками). Они располагаются на отдельных земельных участках и имеют выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки);
3) О строительстве многоквартирных домов с количеством этажей не более трех, состоящих из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре. В каждой из блок-секций находятся несколько квартир и помещения общего пользования. Каждая блок-секция имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования;
4) О строительстве гаража на земельном участке предоставленном физическому лицу для целей, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, а также о строительстве на земельном участке, предоставленном для ведения садоводства, дачного хозяйства;
5) О строительстве, реконструкции объектов, не являющихся объектами капитального строительства (киосков, навесов и других);
6) О строительство на земельном участке строений и сооружений вспомогательного использования;
7) Об изменении объектов капитального строительства и (или) их частей, если такие изменения не затрагивают конструктивные и другие характеристики их надежности и безопасности и не превышают предельные параметры разрешенного строительства, реконструкции, установленные градостроительным регламентом;
8) О выполнении следующих видов работы при строительстве, реконструкции и капитальном ремонте объектов капитального строительства*:
- 1.1. Разбивочные работы в процессе строительства
- 1.2. Геодезический контроль точности геометрических параметров зданий и сооружений
- 2.1. Разборка (демонтаж) зданий и сооружений, стен, перекрытий, лестничных маршей и иных конструктивных и связанных с ними элементов или их частей
- 2.2. Строительство временных: дорог; площадок; инженерных сетей и сооружений
- 2.4. Установка и демонтаж инвентарных наружных и внутренних лесов, технологических мусоропроводов
- 3.1. Механизированная разработка грунта
- 3.5. Уплотнение грунта катками, грунтоуплотняющими машинами или тяжелыми трамбовками
- 9.1. Устройство конструкций зданий и сооружений из природных и искусственных камней, в том числе с облицовкой
- 9.2. Устройство конструкций из кирпича, в том числе с облицовкой
- 9.3. Устройство отопительных печей и очагов
- 11.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений, в том числе из клееных конструкций
- 11.2. Сборка жилых и общественных зданий из деталей заводского изготовления комплектной поставки
- 12.3. Защитное покрытие лакокрасочными материалами
- 12.11. Работы по теплоизоляции трубопроводов
- 13.1. Устройство кровель из штучных и листовых материалов
- 13.2. Устройство кровель из рулонных материалов
- 13.3. Устройство наливных кровель
- 14.1. Облицовка поверхностей природными и искусственными камнями и линейными фасонными камнями
- 14.2. Устройство вентилируемых фасадов
- 15.1. Устройство и демонтаж системы водопровода и канализации
- 15.2. Устройство и демонтаж системы отопления
- 15.4. Устройство и демонтаж системы вентиляции и кондиционирования воздуха
- 15.5. Устройство системы электроснабжения
- 15.6. Устройство электрических и иных сетей управления системами жизнеобеспечения зданий и сооружений (см. текст в предыдущей редакции)
- 20.1. Устройство сетей электроснабжения напряжением до 1 кВ включительно
- 20.13. Устройство наружных линий связи, в том числе телефонных, радио и телевидения
- 23.5. Монтаж компрессорных установок, насосов и вентиляторов
- 23.6. Монтаж электротехнических установок, оборудования, систем автоматики и сигнализации
- 23.24. Монтаж оборудования предприятий пищевой промышленности
- 23.27. Монтаж оборудования предприятий кинематографии
- 23.28. Монтаж оборудования предприятий электронной промышленности и промышленности средств связи
- 23.29. Монтаж оборудования учреждений здравоохранения и предприятий медицинской промышленности
- 23.30. Монтаж оборудования сельскохозяйственных производств, в том числе рыбопереработки и хранения рыбы
- 23.31. Монтаж оборудования предприятий бытового обслуживания и коммунального хозяйства
- 23.33. Монтаж оборудования сооружений связи
- 24.7. Пусконаладочные работы автоматики в электроснабжении
- 24.10. Пусконаладочные работы систем автоматики, сигнализации и взаимосвязанных устройств
- 24.11. Пусконаладочные работы автономной наладки систем
- 24.12. Пусконаладочные работы комплексной наладки систем
- 24.13. Пусконаладочные работы средств телемеханики
- 24.14. Наладки систем вентиляции и кондиционирования воздуха
- 24.18. Пусконаладочные работы холодильных установок
- 24.21. Пусконаладочные работы водогрейных теплофикационных котлов
- 24.22. Пусконаладочные работы котельно-вспомогательного оборудования
А также работы, выполняемые генеральным подрядчиком (работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем), выполняемые на следующих объектах:
- 33.1.8. Предприятия и объекты легкой промышленности
- 33.1.9. Предприятия и объекты пищевой промышленности
- 33.1.10. Предприятия и объекты сельского и лесного хозяйства
- 33.2.7. Предприятия и объекты общественного транспорта
9) О выполнении следующих видов работы при подготовке проектной документации для объектов капитального строительства*:
- 4.3. Работы по подготовке проектов внутренних систем электроснабжения
- 4.4. Работы по подготовке проектов внутренних слаботочных систем
- 8. Работы по подготовке проектов организации строительства, сносу и демонтажу зданий и сооружений, продлению срока эксплуатации и консервации
10) О выполнении следующих видов работы в составе инженерно-экологических изысканий*:
- 4.5. Изучение растительности, животного мира, санитарно-эпидемиологические и медико-биологические исследования территории
* Виды работ, отмеченные знаком « » не требуют получения свидетельства о допуске при выполнении их на общестроительных объектах. При осуществлении работ, отмеченных знаком « » на особо опасных, технически сложных и уникальных объектах, перечисленных в статье 48.1 Градостроительного кодекса России, необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к этим работам. К особо опасным и технически сложным объектам относятся:
1) объекты использования атомной энергии (в том числе ядерные установки, пункты хранения ядерных материалов и радиоактивных веществ, пункты хранения радиоактивных отходов)
2) гидротехнические сооружения первого и второго классов, устанавливаемые в соответствии с законодательством о безопасности гидротехнических сооружений
3) сооружения связи, являющиеся особо опасными, технически сложными в соответствии с законодательством Российской Федерации в области связи
4) линии электропередачи и иные объекты электросетевого хозяйства напряжением 330 киловольт и более
5) объекты космической инфраструктуры
6) объекты авиационной инфраструктуры
7) объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования
9) морские порты, за исключением морских специализированных портов, предназначенных для обслуживания спортивных и прогулочных судов
10) тепловые электростанции мощностью 150 мегаватт и выше
11) подвесные канатные дороги
12) опасные производственные объекты, подлежащие регистрации в государственном реестре в соответствии с законодательством Российской Федерации о промышленной безопасности опасных производственных объектов:
а) опасные производственные объекты I и II классов опасности, на которых получаются, используются, перерабатываются, образуются, хранятся, транспортируются, уничтожаются опасные вещества
б) опасные производственные объекты, на которых получаются, транспортируются, используются расплавы черных и цветных металлов, сплавы на основе этих расплавов с применением оборудования, рассчитанного на максимальное количество расплава 500 килограммов и более
в) опасные производственные объекты, на которых ведутся горные работы (за исключением добычи общераспространенных полезных ископаемых и разработки россыпных месторождений полезных ископаемых, осуществляемых открытым способом без применения взрывных работ), работы по обогащению полезных ископаемых.
К уникальным объектам относятся объекты капитального строительства, в проектной документации которых предусмотрена хотя бы одна из следующих характеристик:
1) высота более чем 100 метров
2) пролеты более чем 100 метров
3) наличие консоли более чем 20 метров
4) заглубление подземной части (полностью или частично) ниже планировочной отметки земли более чем на 15 метров
Резюмируя, приходим к выводу, что список работ, выполняя которые можно не вступать в СРО является достаточно обширным. Если среди этого перечня Вы не обнаружили тех видов деятельности, которыми Вы занимаетесь, то однозначно Вам необходимо вступление в СРО и получение свидетельства о допуске к работам.
Данная статья была актуальна до вступления в силу новой редакции Градостроительного кодекса Российской Федерации от 1 июля 2017 года.
Для получения актуальной информации обратитесь к нам за бесплатной консультацией
по тел.: +7-911-943-45-89
или по электронной почте piter.sro@gmail.com
На сегодняшний день с нашей помощью (за 2-3 дня) Вы можете вступить в СРО и получить выписку из реестра членов:
- СРО строителей (работаем со следующими субъектами РФ: Москва, Московская область, Санкт-Петербург, Ленинградская область, Краснодарский край (Краснодар, Сочи, Новороссийск, Армавир), Республика Адыгея (Адыгея, Майкоп), Карачаево-Черкесская Республика (Черкесск), Республика Крым (Симферополь), Севастополь, Свердловская область (Екатеринбург, Нижний Тагил, Каменск-Уральский, Первоуральск), Курганская область (Курган), Республика Татарстан (Казань, Набережные Челны, Нижнекамск, Альметьевск), Республика Саха (Якутия, Якутск), Магаданская область (Магадан), Чукотский автономный округ (Анадырь), Нижегородская область (Нижний Новгород, Дзержинск, Арзамас), Иркутская область (Иркутск, Братск, Ангарск), Воронежская область (Воронеж), Вологодская область (Вологда, Череповец) и др.)
Если субъект не указан – уточните возможность получения СРО в Вашем регионе
Как вступить в СРО – документы, сроки, допуск, цена, процедура
Что необходимо знать, если Вам нужно вступить в СРО
Если Вы занимаетесь строительной деятельностью и не знаете, необходимо ли вступление в СРО для того, чтобы деятельность была официальной и законной, следует ознакомиться с Приказом № 624 Минрегионразвития. Этот нормативно-правовой акт даст ответы на вопросы, в каких случаях нужно вступать в СРО, и в каких случаях строительная, изыскательная или проектная деятельность может проводиться законно без допуска СРО.
Кроме этого, с помощью этого нормативно-правового акта станет понятно, какие документы необходимо получить дополнительно перед тем, как подавать заявление в СРО на получение членства в организации. Вступление в СРО может произойти как быстро, в течение одного дня, так и в течение месяца.
Мы, «Единый СРО Центр», поможем определить, нужен ли Вам допуск СРО для проведения законной деятельности и дадим ответы на все интересующие Вас вопросы, какие именно виды допусков необходимы и понадобятся ли сопутствующие документы в Вашем случае.
Наши аккредитации в СРО
С нашей помощью Вы можете напрямую вступить в СРО, так как мы официальные, аккредитованные представители самых надежных СРО в России
Возможны три варианта вступления в СРО:
Строительные объекты, которые можно обслуживать без допусков СРО
Вступить в организации СРО нужно профессиональным строителям, а также проектировщикам и изыскателям. При этом, таким организациям и индивидуальным специалистам могут не потребоваться допуски, если речь идет об определенных категориях строительных объектов.
Законом предусмотрены категории объектов, в отношении которых допуск для проведения работ не требуется из-за фактического отсутствия определенного уровня опасности при работе на таких объектах. К таким постройкам относятся индивидуальные дома, срубы и прочие строения, рассчитанные на проживание 1-2 семей, а также малоэтажные постройки до 3 этажей, даже если такие постройки имеют многоквартирную планировку, при условии, что количество блоков – до 6.
Кроме этого получение допусков СРО не требуется для проведения строительных работ на промышленных постройках площадью до 1500 метров квадратных и до 3 этажей.
Требуется ли допуск СРО для объектов некапитального строительства
Приказ №624 Минрегионразвития предусматривает, что необходимость получения допусков СРО возникает у организаций, занимающихся постройкой объектов капитального строительства. При постройке, проектировании некапитальных объектов строительства, например: ларьков, навесов, киосков, магазинов без фундамента, не требуется получать допуск СРО.
Вступление в СРО проектировщиков или СРО строителей требуется для постройки объектов, которые относятся Градостроительным Кодексом к объектам капитального строительства и не являются малоэтажными объектами строительства. Хотя, на сегодняшний день, законодатель предлагает изменить порядок проведения строительных работ на объектах малоэтажного строительства с целью расширения перечня объектов, строительство которые сопровождается получением допуска СРО.
Мы, «Единый СРО Центр», оказываем представительские услуги и поможем Вам получить допуски СРО для проведения строительных работ любой сложности, оформим и соберем необходимый для Вас пакет документов «под ключ».
Документы, необходимые для получения допуска СРО
Для того, чтобы вступить в СРО, нужно подготовить пакет документов, предусмотренный Приказом № 624 Минрегионразвития. Этот перечень документов может видоизменяться в зависимости от выбора видом строительной деятельности, но основные документы остаются неизменными и требовать другие документы, не предусмотренные законом, СРО не имеет права. К основным документам относятся:
- заявление установленного образца;
- перечень видов работ, на которые заявитель имеет намерение оформить допуски СРО;
- учредительные и регистрационные документы на предприятие или индивидуального предпринимателя;
- устав предприятия;
- справки из органов статистики и налоговой;
- страховка гражданской ответственности;
- дополнительные документы для проведения некоторых видов работ;
- документы об имуществе и оборудовании предприятия на предмет того, достаточно ли имущественной базы для осуществления деятельности, на которую нужно получить допуски;
- документы о сотрудниках предприятия на предмет того, могут ли сотрудники осуществлять деятельность по строительству или проектированию, достаточный ли уровень образования, квалификации и опыта работы они имеют;
- оплаченные квитанции для вступления в СРО.
Процесс вступления в СРО: основные этапы
Можно выделить основные этапы вступления в СРО:
- сначала происходит консультирование, изучение документов и определение истинной необходимости вступления в СРО;
- далее следует выбор СРО исходя из стоимости и возможности получения конкретных допусков СРО;
- после этого нужно определить, потребуются ли дополнительные документы для подачи заявления в СРО и получить эти документы;
- далее необходимо собрать полный перечень документов для того, чтобы вступить в СРО;
- подача заявления в СРО и ожидание результатов СРО о возможности получения членства;
- получение свидетельства СРО на определенные виды работ.
Мы, «Единый СРО Центр», оказываем весь спектр представительских и консультационных услуг, поможем Вам стать членом СРО и осуществлять любые виды строительных работ законно и официально.
Дополнительные документы, необходимые для вступления в СРО
К дополнительным документам, которые необходимы только для определенных видов деятельности, можно отнести:
- разрешение МЧС при работах, имеющих определенную степень пожарной опасности;
- разрешение ФСБ при работах с объектами, связанными с государственной тайной и другие разрешения.
Эти документы нужно получить заранее, предоставив уже документ – лицензию МЧС или ФСБ в СРО, если есть такая необходимость. На все строительные и проектировочные работы по проектированию противопожарной сигнализации, систем, обработке противопожарными средствами, требуется получить лицензию МЧС.
Если работы производятся на объектах, которые считаются тайными, тогда нужно получить лицензию ФСБ. Для этого необходимо пройти экзамены и аттестацию сотрудников непосредственно в органах ФСБ и МЧС.
Сроки вступления в СРО: как получить допуски СРО быстрее
Законом предусмотрено, что заявка на членство в СРО рассматривается в срок до 1 месяца. В течение этого периода организацией саморегулирования рассматривается вопрос о получении заявителем членства в СРО и одновременно рассматривается вопрос о том, какие виды допусков из заявленных могут быть получены заявителем.
Вступление в СРО без подачи документов о том, какие виды допусков требуются заявителю, невозможно. Это связано с тем, что членство в СРО для сторонних организаций нужно исключительно для того, чтобы иметь возможность законно и официально осуществлять проектировочную, изыскательную, строительную деятельность.
Если заявителю требуется в короткие сроки вступить в СРО, для этого лучше всего воспользоваться услугами профессионалов, которые смогут в короткие сроки и без лишних хлопот сделать Вашу организацию членом СРО, оформить членство быстро и собрать полный пакет документов без труда.
Основные платежи, которые потребуется оплатить при получении свидетельства СРО: допуск, цена
Формирование стоимости вступления в СРО происходит исходя из следующих платежей:
- оплата членского взноса;
- вступительная оплата;
- страховка гражданской ответственности;
- стоимость оформления дополнительных платежей при вступлении в СРО;
- оплата услуг представителя Ваших интересов при вступлении в СРО;
- оплата дополнительных документов – справок из статистики, налоговой и других органов власти.
При этом, стоимость вступления в СРО не является фиксированной и законом лишь установлен предел, ниже которого платежи в СРО не могут быть установлены. При этом, страховой платеж может частично покрывать, точнее уменьшать вступительный платеж в СРО.
Мы, «Единый СРО Центр», поможем Вам вступить в СРО в кратчайшие сроки и с минимальной затратой сил и средств. Поможем выбрать наиболее экономически-выгодное для Вас СРО и оформим допуски СРО «под ключ».
Необходимо ли юридическому лицу членство в СРО?
Об актуальных изменениях в КС узнаете, став участником программы, разработанной совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу выдаются удостоверения установленного образца.
Программа разработана совместно с ЗАО “Сбербанк-АСТ”. Слушателям, успешно освоившим программу, выдаются удостоверения установленного образца.
Заказчику необходимо в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” провести аукцион на право заключения договора подряда на выполнение проектных работ и инженерных изысканий. Для выполнения указанных работ необходимо членство в саморегулируемой организации (СРО). Необходимо ли предъявлять требование о членстве в СРО как в области инженерных изысканий, так и в области архитектурно-строительного проектирования?
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Объединение в рамках одного лота работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации само по себе не противоречит законодательству. Однако если соответствующие работы технологически и функционально не взаимосвязаны, такое объединение может быть квалифицировано как ограничивающее конкуренцию. При наличии подобных оснований заказчику целесообразно осуществить закупку данных видов работ по отдельности.
Если контрактом допускается возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ по инженерным изысканиям, установление требования о членстве в СРО в области инженерных изысканий может быть признано неправомерным.
Обоснование позиции:
1. Прежде всего отметим, что Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (далее – Закон N 44-ФЗ) не предусмотрен порядок разработки документации о закупке. Указанным законом лишь установлены требования к содержанию такой документации*(1).
Документация о закупке, в том числе об электронном аукционе, разрабатывается заказчиком самостоятельно, исходя из его потребностей и с учетом требований к содержанию документации о закупке, установленных положениями Закона N 44-ФЗ.
Закон N 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений относительно формирования лотов и предмета контракта, подлежащего заключению по итогам проведения закупки, регламентируя лишь правила описания объекта закупки (ст. 33 Закона N 44-ФЗ). Заказчик обладает свободой в определении предмета закупки и в формировании лотов с учетом его потребностей. Однако при этом заказчик обязан учитывать основанные на положениях ч. 3 ст. 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ “О защите конкуренции” ограничения, касающиеся возможности объединения в предмете одного контракта (в одном лоте) товаров, работ, услуг (смотрите, например, постановление Шестнадцатого арбитражного апелляционного суда от 29.04.2015 N 16АП-859/15). Эти ограничения связаны с запретом на включение в состав одного лота товаров (работ, услуг), технологически и функционально не связанных с товарами (работами, услугами), поставки (выполнение, оказание) которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Кроме того, в соответствии с ч. 2 ст. 8 Закона N 44-ФЗ запрещается совершение любых действий, которые приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (смотрите также письмо Минэкономразвития РФ от 27.01.2017 N Д28и-308, письмо Минэкономразвития РФ от 10.01.2017 N Д28и-99, письмо Минэкономразвития РФ от 20.03.2017 N Д28и-1436).
Понятие функциональной и технологической взаимосвязи продукции, являющейся предметом торгов, законодательством не раскрывается. Представляется, что этот вопрос и не может быть урегулирован нормами права, поскольку является в значительной степени техническим и оценочным. Разумеется, могут быть сформулированы какие-то общие критерии, позволяющие установить отсутствие (наличие) функциональной и технологической взаимосвязи между различными товарами (работами, услугами), однако в большинстве случаев этот вопрос должен разрешаться с учетом конкретных обстоятельств.
По нашему мнению, единственным относительно объективным критерием технологического и функционального единства может выступать обоснование того, что поставка одних товаров (выполнение работ, оказание услуг) невозможна, затруднительна или, по крайней мере, экономически нецелесообразна без одновременной или последовательной поставки других товаров (выполнения работ, оказания услуг).
Единообразная правоприменительная практика по вопросу правомерности объединения в составе одного лота (предмета контракта) работ по подготовке проектной документации и работ по выполнению инженерных изысканий на сегодняшний день не сформирована.
По мнению Минэкономразвития России, изложенному в письме от 19.09.2016 N Д28и-2590, объединение указанных работ может повлечь ограничение конкуренции и количества участников закупки (смотрите также письмо Минэкономразвития России от 20.06.2016 N Д28и-1544). Аналогичный подход можно обнаружить в правоприменительной практике территориальных органов ФАС (смотрите, например, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 22.06.2016 N 04-01/191-2016, решение УФАС по Сахалинской области от 21.12.2015 N 609/15).
Вместе с тем весьма распространен подход, признающий такое объединение не противоречащим законодательству (смотрите, например, решение УФАС по Вологодской области N 04-11/330-17 (опубликовано 14.12.2017), решение ФАС от 23.05.2016 N К-804/16, решение ФАС от 27.04.2018 N ПГОЗ-083/18, решение УФАС по Пермскому краю от 29.11.2016, решение УФАС по Ямало-Ненецкому автономному округу от 08.07.2016 N 04-01/215-2016, решение УФАС по Республике Саха (Якутия) от 26.04.2018 N 06-349/18, решение УФАС по Свердловской области от 17.04.2018 N 531-З, решение УФАС по Камчатскому краю от 30.03.2018 N 21-06/88-18Ж, решение УФАС по Калужской области от 17.05.2018 N 102-03з/2018).
В пользу последней точки зрения могут свидетельствовать положения ч. 5.2. ст. 48 ГрК РФ, согласно которой договором подряда на подготовку проектной документации может быть предусмотрено задание на выполнение инженерных изысканий. В этом случае лицо, осуществляющее подготовку проектной документации, также организует и координирует работы по инженерным изысканиям и несет ответственность за достоверность, качество и полноту выполненных инженерных изысканий. Этим договором также может быть предусмотрено обеспечение получения лицом, осуществляющим подготовку проектной документации, технических условий.
Однако само по себе наличие приведенной практики подтверждает существование рисков признания действий заказчика, объединившего указанные работы в предмете одного контракта, неправомерными. Согласно позиции, изложенной в определении Верховного Суда РФ от 10.11.2014 N 303-КГ14-3348, необходимость объединения разработки проектной документации с выполнением инженерных изысканий должна быть доказана заказчиком работ (услуг)*(2).
Поэтому мы полагаем, что в отсутствие оснований, которые бы однозначно свидетельствовали о технологической и функциональной взаимосвязи упомянутых в вопросе работ, заказчику целесообразно осуществлять соответствующие закупки не в рамках единого лота.
2. В соответствии с требованиями п. 1 ч. 1 ст. 31, ч. 5 ст. 31 Закона N 44-ФЗ с учетом положений ч. 2 ст. 47 ГрК РФ, ч. 4 ст. 48 ГрК РФ, при закупке конкурентным способом работ по выполнению инженерных изысканий или подготовке проектной документации заказчик по общему правилу обязан установить требование о необходимости членства участника закупки в СРО, осуществляющих соответствующие виды деятельности*(3).
Согласно позиции Минстроя России, изложенной в письме от 30.01.2018 N 2890-ХМ/08 и письме от 15.01.2018 N 834-ТБ/02, если предметом договора подряда, заключенного с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, является выполнение работ по инженерным изысканиям и подготовке проектной документации, индивидуальный предприниматель, юридическое лицо должно быть одновременно членом двух СРО – в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования.
Аналогичный подход представлен в правоприменительной практике контролирующих органов (смотрите, например, решение УФАС по Республике Бурятия от 21.05.2018 N 04-50/258-2018, решение УФАС по Калининградской области от 28.04.2016 N КС-100/2016, решение УФАС по Иркутской области от 15.05.2018 N 573/18, решение УФАС по Ставропольскому краю от 22.05.2018 N 781, решение УФАС по Камчатскому краю от 30.05.2018 N 21-06/88-18Ж)
Однако имеется и противоположная практика. Так, учитывая положения ч. 5.2 ст. 48 ГрК РФ, позволяющие проектировщику выполнять лишь функции по организации инженерных изысканий, в совокупности с условиями контрактов, контролирующие органы приходят к выводу, что представление выписки из реестра членов СРО по каждому из данных видов работ является необходимым в случае, если участник аукциона предполагает выполнение соответствующих видов работ самостоятельно. Если же условиями контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков, предъявление требования о членстве участника в двух СРО (в области инженерных изысканий и в области архитектурно-строительного проектирования) неправомерно, так как в таком случае генеральный проектировщик, не являющийся членом СРО в области инженерных изысканий, может привлечь к выполнению таких работ иных лиц, являющихся членами СРО в области инженерных изысканий (смотрите, например, решение УФАС по Республике Карелия от 10.05.2018 N 04-18/91-2018, решение УФАС по Республике Карелия от 01.06.2018 N 04-18/125-2018, решение УФАС по Новгородской области от 02.03.2017 N 1176/03, решение УФАС по Кемеровской области от 28.12.2016 N 800/3-2016, решение УФАС по Мурманской области от 21.05.2018 N 06-10/18-117, решение УФАС по Ханты-Мансийскому автономному округу – Югре от 12.03.2018 03/ПА, решение УФАС по Владимирской области от 06.10.2017 N Г 1002-04/2017). Аналогичная по сути позиция изложена в постановлении АС Центрального округа от 18.04.2016 N Ф10-1112/16 по делу N А48-4464/2015 (смотрите также постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 26.04.2018 N 13АП-7622/18).
Таким образом, если условиями контракта предусмотрена возможность привлечения субподрядчиков для выполнения работ по инженерным изысканиям, установление требования о членстве участника закупки в СРО в области инженерных изысканий может быть признано неправомерным.
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Верхова Надежда
Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Александров Алексей
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
*(1) Подробнее об этом смотрите: Энциклопедия решений. Документация об электронном аукционе по Закону N 44-ФЗ.
*(2) Несмотря на то что позиция суда, изложенная в указанном определении, касается вопросов применения положений Федерального закона от 21.07.2005 N 94-ФЗ “О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд”, полагаем, она актуальна и рассматриваемом случае.
*(3) Подробнее об этом смотрите:
– Энциклопедия решений. Требование к участнику закупки по Закону N 44-ФЗ о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством;
– Вопрос: С 01.07.2017 не допускается осуществление предпринимательской деятельности по выполнению работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства на основании свидетельства о допуске, выданного СРО. Лицо будет иметь право осуществлять работы по выполнению инженерных изысканий, подготовку проектной документации, строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по договору с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, или региональным оператором, если оно является членом СРО. Каким образом заказчики должны устанавливать требования к участникам контракта? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, июль 2017 г.).