Может ли учитель математики вести уроки обществознания?
Garant-agency.ru

Юридический портал

Может ли учитель математики вести уроки обществознания?

Как учат школьников во время коронавируса

Число заболевших новым вирусом в России растет все быстрее, и власти переводят школьников на дистанционное обучение. С 21 марта закрывают для посещения московские школы, а с 23 марта – все российские, школьники останутся дома как минимум до 12 апреля. Чтобы они не выпадали из образовательного процесса, давать знания будут дистанционно. Спрос на такое обучение существенно вырос, но заменить учителя компьютер пока не в состоянии, считают эксперты.

Что предлагают чиновники

Поддержку дистанционного обучения организует Министерство просвещения России. Единого портала с полноценным онлайн-обучением пока не создали, поэтому Минпросвещения составило список рекомендаций и отсылает учеников на отдельные интернет-ресурсы. На сайте министерства перечислены около 20 интернет-платформ, которые в той или иной степени позволяют обучаться, из них две государственные: «Российская электронная школа» (РЭШ) и «Московская электронная школа» (МЭШ).

Изначально РЭШ создавалась для того, чтобы у любого школьника была возможность при пропуске занятий восполнить пробелы в знаниях. Учебная программа составлена лучшими специалистами и ее даже рекомендовал президент Владимир Путин, говорится на ее сайте. РЭШ представляет собой полный школьный курс уроков по 31 предмету с 1-го по 11-й класс. Всего это более 120 000 уникальных задач, тематические курсы, видеоуроки, задания для самопроверки, каталог музеев, фильмов и музыкальных концертов. Бывший министр просвещения России Ольга Васильева сообщала, что онлайн-платформа РЭШ сделает более доступным образование в сельских школах. На создание РЭШ в 2016–2018 гг. потрачено 1,7 млрд руб., следует из паспорта целевой программы. Насколько чиновники довольны проектом, выяснить не удалось: запрос «Ведомостей» в Минпросвещения остался без ответа.

Все российские школы уйдут на каникулы на три недели

Качество материала в РЭШ нравится далеко не всем. В одной из московских школ классный руководитель и преподаватель математики и геометрии поначалу посоветовала девятиклассникам зарегистрироваться на сайте, но потом об этом пожалела. «Сейчас Ксюша М. попробовала пройти тест по геометрии, но ей автоматически проверили неправильно, потому что она дала верный ответ, а в тесте заложен другой ответ. Составитель ошибся, и таких ошибок там, к сожалению, оказалось много. Поэтому пока что этим порталом пользоваться не будем, там куча ошибок и недочетов. Я подумаю, какие еще платформы можно будет использовать для дистанционки», – доложила учитель в переписке с родителями («Ведомости» с ней ознакомились).

Столичным школьникам рекомендуют обучаться на платформе Московской электронной школы, сообщил городской департамент образования. Этот портал шире, там более 769 000 аудио-, видео- и текстовых файлов, 41 000 сценариев уроков, более 1600 учебников. Он интегрирован с электронным дневником, поэтому к нему централизованно подключены все 1469 школ столицы, сказали в департаменте образования. «Москва работает полностью на МЭШ, она считает, что ей этого достаточно. Там собственный движок, а контент внутри от ряда известных поставщиков, в том числе и наш», – говорит глава «Физикона» Денис Мамонтов.

Бюджет МЭШ гораздо солиднее: власти планировали выделить в прошлом году 16 млрд руб., говорил глава департамента информационных технологий Москвы Артем Ермолаев. Правда, в бюджет входил не только контент, но и инфраструктура – подключение школ к WiFi, установка интерактивных панелей вместо обычных досок, обучение учителей и снабжение их ноутбуками и т. д. Но именно техническая составляющая вызывает больше всего нареканий. «У ребенка упал один глаз на полдиоптрии за 6 месяцев», – жаловалась пользователь Вера Абардовская на экраны, портящие, по ее мнению, зрение. «В МЭШ вбуханы огромные деньги, но это просто профанация. Потому что я знаю, какие там задания по русскому языку, обществознанию. Многие мои коллеги считают, что пользоваться МЭШ надо так: включил, чтобы там отметили, что ты включил, и после этого сделал так, чтобы дети этого не видели», – комментирует сопредседатель профсоюза «Учитель» Всеволод Луховицкий.

Частные платформы

Поскольку пока для регионов нет единой онлайн образовательной платформы, а уже созданные далеко не идеальны, в школах рекомендуют пользоваться различными частными площадками. Среди них собеседники «Ведомостей» называют «Форксфорд», «Физикон», «Учи.ру». Минпросвещения на своем сайте также советует «Яндекс.Учебник», «ЯКласс», InternetUrok.ru, Skyeng и др., а московские власти составили такой список на специальном портале. С такими площадками договариваются о предоставлении бесплатного доступа, говорил министр просвещения Сергей Кравцов. «Нам рекомендуют разные платформы: РЭШ, «ЯКласс», «Учи.ру». Каждая школа определяет самостоятельно, где работать удобнее», – рассказывает директор одной из школ Ставрополя.

Запросы на такое обучение растут: если в прошлом году было около 100 000 поисковых запросов «онлайн курсы» каждую неделю, то c 9 по 15 марта – 736 000, следует из данных Яндекса. «Особенно заметен интерес в последние дни. Мы получаем локальные бумы, рост активности за неделю в 2–3 раза – до 1 млн пользователей в отдельные дни. По мощностям у нас уже большие нагрузки. Многие наши коллеги испытывают еще большие проблемы – некоторые сайты даже перестают работать. Поэтому мы быстро масштабируемся, расширяем мощности и техперсонал, чтобы поддерживать производительность», – рассказал «Ведомостям» глава компании «Учи.ру» Илья Паршин.

Каково в России болеть коронавирусом

«У нас постоянно растет количество регистраций – в последние дни в 10–15 раз. На пике это было порядка 100 000 человек в день. Обычно столько приходило за месяц», – говорит и сооснователь онлайн-школы «Фоксфорд» Максим Спиридонов. «Фоксфорд» – образовательная онлайн-платформа для школьников, их родителей и учителей, она входит в образовательный холдинг «Нетология-групп», основанный в 2009 г., 40% компании в 2017 г. купила «Севергрупп» миллиардера Алексея Мордашева, писал Спиридонов в Facebook. «Нетологию» тогда Forbes оценил в $50–60 млн. Сейчас она одна из крупнейших на рынке.

Создатель «Физикона» Денис Мамонтов рассказывает, что посещаемость его ресурса выросла на порядок: «Тех, кто находятся на сервере и что-то делает, – около тысячи, за неделю рост раз в 10 примерно». Издательство цифрового контента «Физикон» – старейший российский разработчик электронных образовательных ресурсов для школ, колледжей и вузов (основано в 1993 г. выпускниками Московского физико-технического института, принадлежит 1С и является партнером «Ростелекома»). «Физикон» уже договорился с Московской областью о доступе, а также ведет переговоры на федеральном уровне, говорит Мамонтов.

Представитель «Ростелекома» сообщил «Ведомостям», что компания предлагает два продукта для дистанционного обучения школьников. Это цифровой сервис онлайн-образования «Ростелеком. Лицей», на котором структурированы тренажеры, тесты и конспекты по всем темам школьной программы. Второй – «Облако знаний» от «Физикона». Здесь собран контент, привязанный к тематическим планам 300 учебников по 15 предметам, домашние задания с возможностью выдачи из региональных дневников, сервис автоматической проверки, передача результатов в электронный дневник.

Собственные платформы онлайн-обучения запустят и другие крупные игроки. 17 марта «Яндекс» объявил о создании собственной платформы: там будут интерактивные видеотрансляции занятий и общение класса с учителем, а также видеоуроки от ведущих преподавателей по всем предметам. Инвестиции на первом этапе оценивают в 200 млн руб. Сбербанк на базе Школьной цифровой платформы запустит пилотную образовательную инициативу, сказала вице-президент банка Марина Ракова.

Социально-ответственные платформы

Ресурсов много, но есть проблема, говорит директор одной из ставропольских школ: бесплатный доступ предоставлен к небольшой части контента и пробным версиям, а большая часть – платная. Далеко не все платформы готовы предоставлять полный вариант занятий для открытого пользования. «Встает вопрос – кто будет давать деньги? Поэтому для себя мы определили, что это не очень удобно – не только потому, что это демоверсии, а еще и потому, что уроки на этих платформах не совпадают с нашей образовательной программой. Та же РЭШ: “началка” – да, можно использовать, там интересно, но опять же как вспомогательный ресурс, а не как основной», – сетует собеседник «Ведомостей».

Многие онлайн-школы предлагают в период распространения коронавируса бесплатное обучение или доступ за символическую плату. Например, подписка на «Ростелеком. Лицей» предлагается за 1 рубль в месяц, а на вторую программу «Ростелеком» дает бесплатный доступ на 30 дней. «Мы решили открыть доступ к контенту, – рассказывает Спиридонов из “Фоксфорда”. – Глядя на то, что происходит, мы решили, что можем временно сделать школьные программы бесплатными». Компания прибыльная, поэтому имеет возможность это делать, объясняет он (выручка «Нетологии» с 2018 г. выросла вдвое: с 738 млн руб. до 1,5 млрд руб. в 2019 г). «В период карантина для школьников и учителей доступ бесплатен. Если поступит запрос от какого-то региона дополнительно помочь организовать дистанционное обучение, мы, конечно, поможем», – говорит и Паршин из «Учи.ру». «Со временем, возможно, эти люди захотят посмотреть на наши платные продукты», – надеется Спиридонов. Но пока сложно сказать, как это изменит коммерческие показатели, признает он.

Читать еще:  Алименты на счёт ребёнка

Некоторые компании рассчитывают на госфинансирование. «Для предоставления бесплатного доступа может быть заключено соглашение с регионом, а может быть просто на честном слове, – говорит Мамонтов. – А если это коммерческий контент, то это проходит через госзакупки, порядок цифр – миллионы и десятки миллионов рублей».

Преподаватель обществознания и истории

  • Учитель истории и учитель обществознание одно и то же?

1.1. Да, может. При этом, достаточно и курсов повышения квалификации.

ЕКС, утв. приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 26.08.2010 № 761 н устанавливает единые требования к должности учителя. Отдельных требований по предметам нет, потому учитель может вести любой предмет даже без дополнительной подготовки.

2. Учитель истории и учитель обществознание одно и то же?

2.1. Воронеж!
Учитель истории и учитель обществознания это НЕ одно тоже.

Удачи вам Владимир Николаевич
г. Уфа 20.01.2020 г.

3.1. Галина Александровна!
До 2016 года таким статусом обладала и Почётная Грамота Минобрнауки РФ обладала правом на получения Ветерана труда в дополнении с другими требованиями. Однако, 26.09.2016 г. Министерством образования и науки был издан приказ № 1223, которым утверждены ведомственные награды в сфере образования и отменены все предыдущие нормативные акты министерства в этой области, теперь право на звание ветерана труда педагогическим работникам дает только одна награда – Знак отличия Минобрнауки (п. 1.1 Приложения 1 к приказу № 1223), для которого выстроен целый регламент: педагог должен иметь стаж работы в сфере образования не менее 15 лет, являться уже обладателем одной из ведомственных наград Министерства образования и науки РФ, а именно – почетного звания, нагрудного знака, либо медали.
Также ознакомитесь
ЗАКОНОМ РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ от 20 сентября 2007 года N 763-ЗС
О ветеранах труда Ростовской области (с изменениями на 16 декабря 2019 года)
Делайте выводы
Удачи Вам.
По возможности оставьте отзыв.

4.1. К должности учителя истории и обществознания предъявляются требования о наличии высшего педагогического образования.

5.1. В принципе, такая перподготовка возможна. Но для этого необходимо будет найти ВУЗ, который принимает на соответствующую переподготовку лиц с дипломом СПО.

Есть ВУЗы, которые на перподготовку по специальностям ВПО принимают только лиц, имеющих базовое ВПО или обучающихся по программе ВПО на старших курсах.

Изучайте правила приёма в интересующих вас ВУЗах.

6.1. ДЛЯ перехода к преподавания по другим предметам – ВАМ необходимо пройти курсы переподготовки
Удачи ВАМ! Всегда рады помочь

6.2. Вам нужно пройти курсы переподготовки, а также заключить с работодателем дополнительное соглашение к Трудовому договору.
Удачи вам и всего наилучшего.

7.1. Принцип свободы в трудовых отношениях предполагает право работника отказаться не только от работы, не обусловленной трудовым договором, но и других мер, навязываемых администрацией работодателя в одностороннем порядке. Когда Вы поступали на работу, Ваша квалификация была известна работодателю из представленных Вами документов об образовании и с ее учетом был издан приказ о Вашем приеме. Все, что после – регулировать по соглашению сторон. Вам необходимо принять взвешенное решение относительно того, стоит ли обострять ситуацию до конфликта либо можно пойти на компромисс. Удачи!

8.1. Приветствую вас,
В данной ситуации вы имеете полное право преподавать историю и обществознание. Если на это согласится руководство учебного заведения.

9.1. Само по себе, если по требуемым квалификационным характеристикам для преподавания этих предметов подходят – сколько угодно.

10.1. Изучайте свой договор (контракт), в нем все условия. На вопросы когда сторонами был заключен договор невозможно ответить не изучив его. Условия договора, в большинстве случаев, имеют приоритет над законом. О чем и на каких условиях вы договорились нам, увы, неизвестно. Договор (контракт) же не просто так заключается. Можете выбранному юристу фото (сканы) договора скинуть для изучения и разъяснения Вам, но это уже на платной основе.

10.2. Заработная плата должна быть такой, которая указана в трудовом договоре. За классное руководство и заведование кабинетом должна быть установлена доплата.

11.1. Добрый вам вечер
Уважаемая Екатерина, в данном случае вам надо смотреть профессиональные стандарты к этой должности, если соответствуете, то да, сможете.

12.1. Имея первую квалификационную категорию, вы вправе преподавать обществознание на профильном уровне в 10-11 классах.

13.1. Если вы преподаете в начальных классах то для этого нужно специальное образование либо повышение квалификации вас правильно направляют на обучение.

Учитель математики: преимущества и недостатки, знания

включайся в дискуссию

Поделись с друзьями

Учитель математики – вечно актуальная и востребованная профессия, требующая от специалиста не только безупречного знания своего предмета, но и особых личностных качеств. Каким же должен быть преподаватель математики? В чем заключаются особенности его работы? Каких профессиональных и индивидуальных качеств требует от человека этот вид трудовой деятельности?

Особенности профессии

Преподавание точных наук, к которым относится математика, направлено на развитие у учащихся логического мышления, аналитических способностей, умения самостоятельно определять закономерности и выявлять причинно-следственные связи. Главными особенностями процесса преподавания математики являются его строгая этапность, непрерывность и целостность. Любое упущение или пробел, допущенный на одном из этапов обучения, в дальнейшем неотвратимо снижает возможность продвижения учащихся в освоении математических знаний.

Основной задачей учителя математики, согласно информации, представленной в профессиональных стандартах, является формирование у учащихся модели математической деятельности, соответствующей текущей ступени образования и уровня знаний. В свою очередь, под термином «математическая деятельность» понимается мыслительная деятельность учащегося, включающая комплекс логико-аналитических приемов мышления, которые он умеет применять на практике.

Одной из самых сложных задач, стоящих перед преподавателем математики, является грамотная организация образовательно-воспитательного процесса, предусматривающая вовлечение в интеллектуальную работу всех учащихся.

Преподаватель должен не только заинтересовать своих подопечных, но и ненавязчиво стимулировать их к самостоятельной аналитической деятельности, индивидуальному и коллективному поиску логически обоснованных решений и закономерностей.

Профессиональная деятельность учителя математики направлена не только на интеллектуальное, но и на социальное, а также эмоциональное развитие учащихся. В ходе взаимодействия с преподавателем учащиеся не только осваивают основы точной науки, но и приобретают необходимые им социальные знания, совершенствуют коммуникативные навыки и творческие способности.

Работа преподавателя математики отнюдь не исключает, напротив, приветствует творческий подход к организации учебно-воспитательного процесса. Наблюдения показывают, что нестандартные приемы, использованные в организации образовательного процесса, позволяют многократно повысить его эффективность.

Профессия учителя математики требует от специалиста таких личностных качеств и умений:

  • самоорганизованность и самодисциплина;
  • терпеливость;
  • умение четко формулировать цели и определять наиболее эффективные пути их достижения;
  • стрессоустойчивость;
  • стремление к постоянному профессиональному развитию, расширению кругозора;
  • умение предотвращать и разрешать конфликтные ситуации;
  • умение вызывать интерес учащихся к своему предмету.

Плюсы и минусы

Среди плюсов работы учителем математики следует отметить такие:

  • четко установленный график работы;
  • официальное трудоустройство (в ГОУ и МОУ);
  • длительный отпуск;
  • премии и дополнительные выплаты;
  • саморазвитие и личностный рост.

График работы учителя математики определяется степенью занятости специалиста. Преподавательская ставка на сегодняшний день предполагает занятость на протяжении 18 учебных часов в неделю, что в среднем составляет 3-4 урока в будние дни. Официальное трудоустройство (в частности, при работе в государственном или муниципальном учреждении) предполагает соответствующие гарантии, дотации, компенсации и льготы. Официально трудоустроенные специалисты имеют «белую» зарплату, оплачиваемые больничные листы и учебные отпуска, выплаты за сверхурочную работу.

Отпуск преподавателя математики, согласно трудовому законодательству, составляет 56 дней. Конечно, большинство преподавателей уходит в отпуск летом – в период самых долгих школьных каникул. При договоренности с руководством образовательного учреждения преподаватель математики может получать премии и поощрительные выплаты за организацию внеклассной работы.

Так, к внеклассной деятельности педагога можно отнести подготовку учащихся к городским и региональным олимпиадам по математике, к различным интеллектуальным соревнованиям и конкурсам по данному предмету.

Работа преподавателем математики требует неустанного саморазвития и личностного роста. В последние годы образовательные программы и стандарты обучения претерпевают значительные изменения, предполагающие новые методы организации учебно-образовательного процесса. Таким образом, деятельность преподавателя математики в наши дни объединяет в себе и научный опыт предыдущих поколений, и революционные открытия и достижения ученых-современников.

Читать еще:  обменяют ли нам цифровой фотоаппарат?

Не следует исключать и тот факт, что современные педагоги предпочитают использовать в организации учебного процесса высокотехнологичные изобретения (3D-проекторы, сенсорные доски), существенно повышающие интерес учащихся к изучаемой теме или предмету. Эти особенности также требуют от преподавателя прогрессивного и творческого подхода к организации работы с учащимися. К недостаткам работы преподавателем математики сами специалисты обычно относят недостаточно высокий уровень заработной платы. Ее размер зависит от величины оклада, компенсационных выплат и стимулирующих надбавок.

В соответствии с информацией, предоставленной городскими службами занятости в 2019 году, средняя заработная плата учителя математики в Москве составляет от 60 до 90 тысяч рублей, в Санкт-Петербурге – от 30 до 45 тысяч рублей. В северных регионах России средняя зарплата преподавателя математики составляет 65 тысяч рублей. В остальных регионах РФ уровень заработной платы учителя варьируется от 15 до 30 тысяч рублей.

Еще одним недостатком профессии психологи считают высокий риск развития синдрома эмоционального выгорания. Развитию данного синдрома подвержены и молодые учителя, и преподаватели с большим опытом работы.

Повышенные эмоциональные и интеллектуальные нагрузки, груз ответственности, поиск индивидуального подхода к каждому подопечному, тесное взаимодействие с учащимися и их родителями – все эти и многие другие факторы способны негативно отразиться на психоэмоциональном состоянии специалиста.

Навыки и знания

Востребованность учителя математики на рынке труда зависит не только от его опыта и квалификации, но и от уровня имеющихся знаний и навыков, приобретенных в профессиональной сфере. Представители рекрутинговых агентств утверждают, что многие работодатели с большей охотой отдают предпочтение кандидатам, неустанно повышающим свой профессиональный уровень, интересующимся нововведениями и последними научными достижениями в сфере своей деятельности.

К базовым и обязательным навыкам преподавателя математики принято относить следующие:

  • безупречное знание теории своего предмета;
  • умение решать на практике математические задачи различного уровня сложности;
  • знание ПК на уровне продвинутого пользователя;
  • умение объяснять сложные темы, изобилующие терминологией, простым и доступным для понимания языком;
  • умение планировать, организовывать и контролировать учебный процесс;
  • высокий уровень коммуникативности.

Среди прочих требований, предъявляемых к учителям математики, следует отметить такие:

  • безупречное знание профильного предмета (математики, алгебры);
  • знание начертательной и проективной геометрии;
  • знание основ черчения;
  • знание информатики;
  • знание основ психологии и педагогики.

Обучение

Получить данную специальность на базе имеющегося полного среднего образования (11 классов) можно в педагогическом ВУЗе, выбрав одну из следующих форм обучения:

  • очная – 4 года;
  • заочная, вечерняя – 5 лет.

На вступительных испытаниях абитуриенту придется продемонстрировать свой уровень знаний в таких предметах:

  • математика (алгебра);
  • русский язык;
  • обществознание (либо физика, геометрия).

Карьера

При благоприятных обстоятельствах преподаватель математики в муниципальном или государственном образовательном учреждении со временем может занять должность заведующего по учебной или учебно-воспитательной работе либо заместителя директора по информационно-коммуникационным технологиям. При этом он также может продолжать вести уроки по своему предмету. Способствуют карьерному росту и курсы повышения квалификации и переподготовки.

В рамках обучения на таких курсах преподаватель математики может освоить наиболее подходящую для него смежную специальность – программист, экономист, финансовый аналитик, математик-инженер, проектировщик, системный администратор, статистик, логист.

Базовое (математическое) образование в этом случае выступит надежным фундаментом, способствующим освоению новой профессии.

Учитель без педагогического образования. Ситуация в России

При получении услуги нам хочется гарантий, что они были исполнены профессионалами. Образовательные услуги, особенно для детей, не составляют исключения. Нынче можно услышать различные мнения по поводу «правильности» или «неправильности» работы учителей, не прошедших специального обучения.

В школах крупных городов строго и очень формально относятся к наличию педагогического образования. В то же время в сельских и районных школах порой сложно найти дипломированного специалиста по некоторым предметам. И все же педагогическое образование для учителей обязательно. По закону педагог – «лицо, претендующее на должность учителя, должно иметь высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки «Образование и педагогика» или в области, соответствующей преподаваемому предмету».

Сколько учителей имеют диплом?

По статистическим данным 2002 года, в городских школах Российской Федерации 60,3 % учителей 1–4-х классов имели высшее образование, а в 5–12-х (11-х) классах — 94,1 %. В сельских школах процент педагогов с дипломами соответственно составлял 41,9 % и 87,8 %.

За полтора прошедших десятилетия в российских школах стала ощущаться нехватка педагогов: большинство выпускников педагогических вузов работают не по специальности. По данным опроса ОНФ (Общероссийского народного фронта), проведенного в 2018 году в 82 регионах страны, выяснилось, что перед некоторыми руководителями образовательных учреждений стоит задача латания кадровых «дыр». Например, в 37 % школ страны не хватает учителей по 1–3 предметам, в 8 % – по 4–5 предметам, в 3 % – по 5–10 предметам, а в 0,3 % школах – по более чем 10 предметам. Как следствие, в таких учреждениях учителя ведут уроки по нескольким предметам, заменяя отсутствующих коллег. При этом педагоги сами говорят, что на таких занятиях читают учебник вслух, и на качестве восприятия знаний акцент не ставится.

По данным статистики, больше всего российские школы нуждаются в учителях математики (44 % школ), на втором месте по дефицитным специальностям находятся преподаватели иностранного языка (38 % школ), а также русского языка и литературы (30 % школ). Кроме того, в 26 % образовательных учреждений РФ отсутствуют педагоги начального образования, в 21 % – преподаватели физики, в 15 % – учителя химии. Наконец, 14 % школ нуждаются в историках. При этом учителями по физкультуре и по ОБЖ российские школы укомплектованы полностью.

Может ли человек без педагогического образования устроиться на работу в образовательную организацию?

По мнению преподавателя математики из Рязани Марии Васильевны Никоновой, такое случается. Разумеется, с ведома директора школы. Например, одна ее бывшая коллега окончила еще в советскую эпоху радиотехнический институт. Позднее ее взяли преподавателем информатики без педагогического диплома, т. к. в то время учителя в этой сфере были редкостью. За многолетнюю успешную карьеру никто у нее не требовал документальных подтверждений. Сейчас она по-прежнему работает преподавателем информатики, уже в московской школе. Отмечу, что на вопрос, может ли в школе работать учителем человек без высшего педагогического образования (у работника высшее техническое), юрист однозначно ответит «нет».

По словам Марии Васильевны, если посмотреть в школах районных центров Рязанской области, там работает достаточно много учителей без дипломов по причине нехватки специалистов. Учитель математики утверждает, что этот факт особо не скрывается и никем не осуждается.

Плюсы таких допущений в том, что дети получают знания, — это лучше, чем прочерк в аттестате по данному предмету. При этом среди таких учителей зачастую можно встретить энтузиастов своего дела, по-настоящему любящих свой предмет и работу с детьми.

Минусы заключаются в нехватке у некоторых учителей знания особых профессиональных тонкостей. Общие положения по психологии и педагогике, которые преподают в вузе, вполне можно добрать самостоятельно. А с методикой преподавания предмета дело обстоит иначе. Например, в педагогическом институте будущим математикам объясняется, как правильно ученикам рассказать правила равенства треугольника, какие задачи надо решать перед разбором темы, в какой последовательности и даже в каком количестве.

Учителя из регионов России не очень критически относятся к отсутствию документа об окончании педагогического вуза. Причин на то несколько. Во-первых, все формальности решаются руководством еще до поступления на работу, и при необходимости учитывается опыт предыдущей работы. Во-вторых, все учителя каждые пять лет проходят аттестацию, подтверждая (или нет) уровень своей квалификации. Кроме того, все работающие педагоги раз в два-три года проходят в обязательном порядке курсы повышения квалификации. Наконец, при желании и сильной мотивации талантливый человек может самостоятельно получить недостающие знания – в Сети можно найти огромное количество методической литературы.

По мнению педагога и родителя Ларисы Аликовой, практически все методические приемы, умения, навыки по педагогике и психологии для работы в школе осваиваются по экспресс-программе за 3–4 месяца по направлению школ или в индивидуальном порядке. Бывает и так, что детям более интересно слушать историка-исследователя и журналиста со специализацией по истории, чем кадрового учителя истории. Или хороший инженер может рассказать просто и очень интересно, как работают бытовые приборы. У него имеется больше практического опыта работы, чем у школьного физика. Наконец, учителя без педагогического образования, но с мотивацией и практическим опытом могут вести уроки более интересно, чем обладатели дипломов, все время заглядывающие в свои конспекты. И дети всегда отличают стремление обучить предмету от желания лишь зарабатывать деньги.

Читать еще:  Коллекторы грозятся приехать на работу

При этом очень важен тот факт, что если учитель без диплома осознанно совершил выбор профессии педагога, то со временем ему необходимо получить образование. Сейчас возможностей для этого предостаточно: очная, заочная, дистанционная форма обучения (как за свой счет, так и в рамках бюджета). И как минимум стоит пройти курсы переподготовки учителей – 72, а лучше 144 часа. Инициатива в таком деле будет руководством только приветствоваться.

Что думают родители?

Родители (особенно вдали от Москвы и других крупных городов) с пониманием относятся к трудоустройству учителей без педагогического образования. Существует и другая категория родителей, требующих наличия специального образования и диплома. Например, в одной школе в Чите работает математик без педагогического образования. Часть родителей хотят сменить учителя, они обратились к юристу с вопросом, законны ли их требования, и получили ответ: «Да, родители вправе обратиться с соответствующим заявлением к директору школы либо в управление образования, чтобы разобрались. Из любой ситуации всегда можно найти выход». По закону, как отвечает юрисконсульт, «этот гражданин вообще не имеет права работать в школе, он не соответствует требованиям, предъявляемым к должности учителя математики». Можно поступить и таким образом, однако в реальности у детей (особенно в глубинке) будут отсутствовать уроки по математике.

Иногда от родителей поступают жалобы такого рода: «Какие меры должен предпринять прокурор, если в школе работают учителя, не имеющие педагогического образования и совершившие поступки, несовместимые с педагогической деятельностью?». Примечательно то, что из органов прокуратуры приходят ответы: «Максимум, что может сделать, это внести представление в отдел образования администрации района либо области об устранении препятствий в нарушении закона», «Если выявлены нарушения при проведении проверки, то прокурор может принять меры прокурорского реагирования в виде представления об устранении нарушений». При этом акцент на факте «учителя без педагогического образования» особенно не ставится. Впрочем, если поступки, несовместимые с педагогической деятельностью, совершит учитель, имеющий педагогическое образование, он также не останется безнаказанным. Понятно, что в таких случаях обсуждается вовсе не наличие педагогического образования у школьных учителей.

Профстандарт педагога

В связи с вступлением в силу 1 января 2017 года профессионального стандарта педагога для некоторых сотрудников образовательных учреждений формальности стали иметь решающее значение. К примеру, Павлу Трофимовичу Кузнецову, учителю технологии в ярославской школе, проработавшему более 20 лет без педагогического образования, отказали в праве доработать 2016–2017 учебный год. Дело в том, что Павел Трофимович отказался получить педагогическое образование, и с 01.01.2017 стало считаться, что он не соответствует занимаемой должности.

Что говорят юристы?

Учительница из Пензы рассказала историю своей коллеги: «У нас в школе работает преподавателем физической культуры Алевтина Павловна Киреева, без педагогического образования. По первому диплому она юрист, получила образование дистанционно. При этом Алевтина прошла переподготовку более 500 часов, дистанционно онлайн за три месяца. Она проработала у нас три года, теперь возник вопрос: может ли такой сотрудник работать педагогом в школе? От юристов было получено три ответа:

  1. Нет, не может. Для этого нужно иметь профильное педагогическое образование по направлению подготовки “Образование и педагогика” или в области, соответствующей преподаваемому предмету. Это противоречит требованиям профессиональных стандартов в части образования (ст. 195.1, 195.3 ТК РФ). Дистанционная подготовка здесь не поможет.
  2. В соответствии с ФЗ “Об образовании в РФ” (ст. 46) право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Если его диплом соответствует этим квалификациям, то он может работать педагогом.
  3. Имеет право работать. Согласно ст. 46 ФЗ “Об образовании в РФ” право на занятие педагогической деятельностью имеют лица, имеющие среднее профессиональное или высшее образование и отвечающие квалификационным требованиям, указанным в квалификационных справочниках, и (или) профессиональным стандартам. Как нетрудно заметить, иметь педагогическое образование совсем не обязательно. Достаточно иметь среднее профессиональное образование (любое, заметьте) и пройти соответствующие курсы повышения квалификации, которые в настоящее время можно просто купить. И вот вы уже педагог. В России без педагогического образования работают тысячи, если не десятки тысяч людей. В нашем городе, например, их по меньшей мере 300 человек».

В то же время, по свидетельству учителя Ильи Максимова, его знакомому, мастеру спорта без педагогического образования отказали в праве работать в спортивной школе в Барнауле.

Как бы ни сложились обстоятельства с кадрами в школе или в профессиональной карьере, всеобщим правилом и нормой в России должны быть учителя с педагогическим образованием. Отсутствие такового должно быть действительно редким исключением.

Право преподавать в школе после введения профстандарта учителей с 1 января 2017 года

Вопрос: Здравствуйте. Как я поняла, в связи с введением профстандарта учителей, преподавать в школах с 1 января будут иметь право только выпускники педагогических ВУЗов. То есть в дипломе, как я понимаю, должно быть написано “учитель/преподаватель/педагог”.
Я выпускница 2013 года, в моем дипломе написано, что я Биолог и все.
По новым стандартам, смогу ли я устроиться на работу в школе?
Вроде бы раньше в дипломах Университета писались через запятую предметная область (биолог, математик, физик, . ), а далее “учитель/преподаватель этого же предмета”.
Если с моим дипломом по новым правилам я не буду иметь права работать в школе, может ли университет сделать какую-то бумагу, которая бы давала это право? Ведь дисциплина “педагогика” у нас в программе была.

Ответ Первого проректора по учебной, внеучебной и учебно-методической работе СПбГУ Бабелюк Екатерины Геннадьевны: Согласно требованиям к образованию и обучению профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» (далее – Профстандарт), утвержденного Приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н, должность учителя в общеобразовательной организации может занимать лицо, имеющее высшее образование или среднее профессиональное образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или в области, соответствующей преподаваемому предмету, либо высшее образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Таким образом, для замещения должности «Учитель» достаточно наличие высшего образования в области, соответствующей преподаваемому предмету. В таком случае не требуется высшее образование в рамках укрупненных групп направлений подготовки высшего образования и специальностей среднего профессионального образования «Образование и педагогические науки» или дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательной организации.

Одновременно сообщаю, что в связи с поступлением Вашего обращения Санкт-Петербургским государственный университете направил запрос в Министерство образования и науки Российской Федерации. В соответствии с полученной от Минобрнауки России информацией предусматривается перенос срока начала применения Профстандарта на 01.09.2019. Соответствующий приказ Минтруда России утверждён 15.12.2016 и направлен для регистрации в Минюст России, после прохождения которой вступит в силу. До вступления в силу Профстандарта необходимо руководствоваться разделом «Квалификационные характеристики должностей работников образования» Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утверждённым приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26.08.2010 № 761н (далее – раздел ЕКС). При этом обращаю Ваше внимание на фактическую тождественность квалификационных требований к образованию, установленных в квалификационной характеристике должности «учитель» подраздела III раздела ЕКС, и требований к образованию для замещений должности «учитель», утвержденных Профстандартом.

С учетом изложенного, лицо, имеющее высшее образование по специальности «Биология» и квалификацию «Биолог» (без указания слов «Учитель биологии»), соответствует предъявляемым требованиям для замещения должности учителя биологии в общеобразовательных организациях. Вместе с тем, как следует из разъяснений Минобрнауки России, вопрос о приеме лица с соответствующим образованием на должность учителя по другим предметам может быть рассмотрен работодателем самостоятельно, исходя из потребностей штатного расписания образовательной организации и с учётом последующего после трудоустройства предоставления такому работнику необходимого дополнительного профессионального образования в области, соответствующей преподаваемому предмету.

Обращаем Ваше внимание на то, что ответы на вопросы, размещённые в Виртуальной приёмной, подготовлены на основании нормативных актов, действующих на день размещения ответа. При ознакомлении с ответами просим Вас учитывать данное обстоятельство и принимать во внимание возможность изменения действующего законодательства Российской Федерации и локальных нормативных актов СПбГУ.

Ссылка на основную публикацию
Adblock
detector