Может ли общественная организация осуществлять сбор использованных батареек?
Батарейки и законодательство
В настоящее время федеральное законодательство не регламентирует обращение с отработанными батарейками, образующимися у населения, в частности, не устанавливает требование обязательности их отдельного сбора. Существующие требования в области обращения с отходами направлены преимущественно на деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в процессе деятельности которых образуются отходы, а также тех, чья деятельность является обращением с отходами (деятельность по сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов).
В частности, данные требования включают подтверждение классов опасности образующихся отходов, составление паспортов отходов, проведение инвентаризации отходов, разработку проекта нормативов образования отходов и лимитов на их размещение, расчет и внесение платы за размещение отходов, учет отходов, представление отчетности и т.д. Данные требования содержатся в Федеральном законе от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – ФЗ об отходах) и подзаконных нормативно-правовых актах.
В последнее время в законодательстве об обращении с отходами произошло немало изменений. Некоторые из них свидетельствуют о положительных сдвигах в решении проблемы сбора отработанных батареек, а некоторые – о предстоящих затруднениях в осуществлении сбора батареек (по сравнению с текущей ситуацией).
Так, Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ в ФЗ об отходах введена статья, содержащая следующее положение: «Производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации, установленными Правительством Российской Федерации». Таким образом, данным положением вводится ответственность производителей и импортеров за утилизацию произведенных и импортированных ими товаров. Правильная реализация данного положения на практике должна привести к кардинальному изменению ситуации со сбором ряда отходов, а именно к появлению и развитию систем их отдельного сбора.
Данное положение об утилизации относится не к произвольному, а к вполне конкретному и исчерпывающему перечню товаров, который устанавливается Правительством РФ. В настоящее время он утвержден Распоряжением Правительства РФ от 24.09.2015 № 1886-р «Об утверждении перечня готовых товаров, включая упаковку, подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств». Перечень достаточно широкий, он содержит 36 групп товаров и услуг, общее число внесенных в него позиций – 433 (по кодам Общероссийского классификатора продукции). Среди прочих товаров в него включены и аккумуляторы (8 позиций). Первичные источники тока – «батарейки», столь распространенные в быту, в него не вошли. Вероятно, следует ожидать их включение в данный перечень в будущем.
Еще одно изменение связано с расширением Федерального классификационного каталога отходов (далее – ФККО). Данный каталог содержит сведения о наименованиях отходов, их происхождении и о классе опасности отходов. Приказом Росприроднадзора от 20 июля 2015 г. № 585 в него был включен такой отход, как «химические источники тока марганцово-цинковые щелочные неповрежденные отработанные» 2-го класса опасности[1]. Данный тип источников тока является наиболее распространенным в бытовом использовании («щелочные батарейки»). Появление данного вида отхода в ФККО говорит о признании на законодательном уровне его высокой опасности для окружающей среды(соответствующей II-му классу опасности).
Изменением, способным в значительной степени затруднить осуществление сбора отработанных батареек у населения, является введение лицензирования на деятельность по сбору и транспортированию отходов. В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2014 № 458-ФЗ (ред. от 29.06.2015) юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации отходов I-IV классов опасности, обязаны получить лицензию на ее осуществление до 1 января 2016 года. После 1 января 2016 года осуществление данной деятельности без лицензии не допускается. Поскольку самые распространенные «щелочные батарейки» являются отходом II класса опасности, осуществление их сбора и транспортирования юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями без лицензии будет являться нарушением действующего законодательства. Предприятия, осуществляющие в настоящее время сбор батареек у населения, несут не только организационную нагрузку, но и финансовые расходы (на сбор, транспортировку, переработку батареек). Лицензирование является увеличением этой нагрузки. Если лицензия не требуется для основной деятельности предприятия, то, вероятно, не все из них возьмут на себя ее получение. Для многих пунктов сбора батареек, в особенности небольших предприятий, лицензирование станет, вероятно, непреодолимым препятствием. Однако, следует отметить, что требования законодательства меняются, в частности, лицензирование сбора и транспортирования отходов уже вводилось ранее и было отменено несколько лет назад.
[1] В соответствии с ФЗ об отходах (ст. 4.1), отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются на пять классов опасности:
I класс — чрезвычайно опасные отходы,
II класс — высокоопасные отходы,
III класс — умеренно опасные отходы,
IV класс — малоопасные отходы,
V класс — практически неопасные отходы.
По материалам лекции «Куда сдать батарейки?» от 9 октября 2015 г, прочитанной в Культурном центре «Путь к себе».
Минприроды запретит выбрасывать батарейки в мусоропроводы
Минприроды разработало нормы обращения с использованными батарейками. Согласно проекту приказа ведомства «Об утверждении требований при обращении с группами однородных отходов I—V классов», опубликованному на федеральном портале нормативно-правовых актов, батарейки и аккумуляторы «подлежат накоплению отдельно от других отходов». Документом, в частности, запрещается смешивать их с твердыми коммунальными (ТКО) и иными отходами, а также хранить неповрежденные аккумуляторы вместе с поврежденными. Таким образом, бросать батарейки в мусоропроводы или урны будет запрещено.
Что предлагает делать с батарейками Минприроды
В числе предложений министерства:
- за сбор и переработку батареек и аккумуляторов должны будут отвечать компании — операторы по вывозу отходов с лицензией на обращение с отходами I—IV класса опасности;
- физические и юридические лица без таких лицензий будут обязаны выбрасывать использованные батарейки в спецконтейнеры, сдавать в магазины, торгующие ими (при наличии публичной оферты ретейлеров), или операторам на переработку.
В документе не указаны меры наказания за выброс батареек в мусоропровод или хранение с другим мусором. Сейчас несоблюдение гражданами требований в области охраны окружающей среды при сборе и накоплении, утилизации или обезвреживании отходов регулируется ст. 8.2. КоАП: предусмотренный за нарушение штраф для физлиц составляет 1–2 тыс. руб., для юрлиц — до 250 тыс. руб., вплоть до приостановки деятельности на срок до 90 суток.
«Контроль за выбросом использованных батареек в мусоропроводы и мусорные баки гражданами и юрлицами, а также привлечение их к административной ответственности за это представляется сложной задачей. Мы понимаем, что необходимо доказать факт совершения административного правонарушения конкретным лицом в каждом конкретном случае. Проблему целесообразно решать путем повышения уровня экологического сознания граждан», — пояснила РБК глава пресс-службы Минприроды Наталья Хлопунова.
Построение правил обработки однородных групп отходов представитель Минприроды назвала одной из целей реформы отрасли. «Отдельно собранные батарейки утилизировать довольно выгодно. Не сомневаемся, что население поддержит нацпроект «Экология» в части сдачи батареек», — добавила она.
Заместитель гендиректора Российского экологического оператора (РЭО, координирует работу всех региональных операторов в стране) Вячеслав Духин отметил, что при смешивании батареек с бытовым мусором и ТКО весь объем такого мусора превращается в опасные отходы, что затрудняет его обработку и переработку. «Инициатива Минприроды своевременна. Сегодня абсолютно законно выбросить банановую кожуру вместе с батарейками — это дико и не может так дальше продолжаться», — сказал он РБК. Объем необходимых контейнеров, мощностей для переработки батареек РЭО должен определить в ходе анализа территориальных схем в регионах и создания федеральной территориальной схемы России. По мнению Духина, о штрафах за неправильный выброс батареек говорить пока рано: сначала надо объяснить, зачем меняют закон.
Но председатель комитета Госдумы по экологии и охране окружающей среды Владимир Бурматов раскритиковал предложенный Минприроды проект приказа. По его мнению, «инициатива в нынешнем виде нереализуема». «У Минприроды нет других ресурсов контроля за тем, чтобы батарейки выбрасывались только в специальных местах, кроме как привлечь к этому инспекторов Росприроднадзора. Но у каждого мусоропровода по инспектору не поставишь», — замечает депутат. Он согласен, что отработанные батарейки и аккумуляторы, отходы I—II классов опасности, нельзя смешивать с общим мусором. «Одна пальчиковая батарейка навсегда отравляет 20 кв. м почвы и 40 л воды», — заметил Бурматов.
Что о предложении думает бизнес
Гендиректор компании «Мегаполисресурс» (занимается сбором и переработкой батареек в России) Владимир Мацюк затруднился оценить стоимость изготовления и установки спецконтейнеров для батареек по всей стране (в законе это не прописано), однако признал, что сумма может оказаться значительной. Он сообщил, что совместно с ретейлерами и производителями компания собирает для переработки 2% от проданных батареек в России в год (в Европе на переработку уходит 44% от всех проданных батареек). Эффективность утилизации щелочных батареек — более 94%. За два года количество мест их приема увеличилось с 700 до 2,5 тыс. (в Германии таких пунктов 170 тыс.).
По словам Мацюка, в России уже два года действует механизм расширенной ответственности производителя, который обязывает компании платить за переработку батареек или самим утилизировать их. «Сейчас в стране десятикратный избыток мощностей по собираемости батареек, но сдают их только активисты. Рост числа контейнеров не привел к кратному росту объема собранных батареек», — отметил собеседник РБК. Штрафовать за их выброс в мусоропровод или в другое место вне спецконтейнеров Мацюк считает бессмысленным.
«За год мы собрали и сдали на утилизацию более 135 тыс. использованных батареек, что составляет почти 10% от объема проданных в обеих сетях», — сообщила РБК руководитель сервисных проектов группы «М.Видео-Эльдорадо» Оксана Платонова. Куратор экологических программ сети магазинов «Вкусвилл» Александр Цыганков отметил, что Минприроды не обсуждало с компанией свою инициативу. «Бизнесу сети сегодня прием батареек ничего не приносит, а наоборот, требует расходов, потому что утилизация стоит денег», — говорит он. Сейчас «Вкуссвилл» принимает 13–130 кг батареек в месяц в одном магазине, это обходится компании примерно в 1 млн руб. в месяц. Источник на рынке продовольственной розницы считает, что инфраструктура по вывозу и утилизации батареек в России сейчас недостаточно развита, чтобы говорить о полноценном развертывании системы переработки.
«Чтобы полностью исключить бездействие со стороны управляющих компаний и собственников крупных строений, желательно ввести ответственность за нарушение новых правил», — считает представитель «Эколайна», крупного оператора по обращению с отходами в Москве.
Исполнительный директор ассоциации операторов в сфере обращения с отходами «Чистая страна» Руслан Губайдуллин говорит, что в случае введения новых правил обращения с отработанными батарейками дополнительная нагрузка ляжет на региональных операторов, управляющие компании, ретейлеров, но объем расходов ни с кем не согласован, а информации о господдержке для отрасли нет. Заставить население платить штрафы за выброс батареек в неположенных местах он считает технически невозможным, пока не введена ответственность за ненадлежащий выброс других видов мусора для населения и за отказ от заключения договоров с регоператором на их вывоз для юрлиц.
«Финансировать эту отрасль можно, например, облагая батарейки сбором на таможне (только из Китая ежегодно в Россию ввозят 2 млрд батареек)», — считает Губайдуллин. При этом он не видит гарантий защиты спецконтейнеров для батареек от сброса другого мусора, а также от недобросовестных сборщиков металла. Представитель «Росатома», который летом назначили оператором по обращению с опасными отходами, от комментариев отказался.
Важный пост об организации сбора батареек в твоем подъезде!
Привет, дорогие друзья!
Мы дико рады всем откликнувшимся – каждая Ваша заявка очень важна в нашем общем, порой, нелегком деле. ( Также по причине большого количества желающих мы не могли всем быстро ответить, извиняемся и просим отнестись с пониманием :))
Мы могли только мечтать о таком количестве отозвавшихся, ведь только вместе мы можем показать чиновникам из департамента ЖКХ, что москвичи заинтересованы в правильной утилизации вредных отходов, и только вместе мы сможем добиться того, что власти города обратят внимание на эту проблему.
В наших силах сделать так, чтобы каждая отработанная батарейка отправлялась на утилизацию, а не отравляла почву, как это происходит сейчас.
Перейдем к делу: мы просили тех из вас, кто хочет начать сбор, ответить на вопросы нашей небольшой анкеты. Если вы еще этого не сделали – ждем личными сообщениями в фейсбук или вк. Это необходимо, чтобы мы никого не забыли осчастливить наклейками, а также смогли иметь более подробную статистику и информацию о пунктах сборах по районам и городам.
1. Имя, фамилия
2. Если ты живешь в Москве, то какой район и округ. Если не в Москве – какой город.
3. Нужна ли тебе бутылка для батареек или ты можешь добыть её (или контейнер) сам(а)?
4. Сколько точек для сбора батареек в подъездах ты хочешь создать? Если хочешь создать точку сбора на работе/учебе, также напиши об этом здесь.
5. Ты хочешь получить готовые наклейки лично или получить электронную версию и напечатать самостоятельно?
24 Февраля 2016 | |
|