Каковы права матери одиночки, являющейся военнослужащей по контракту?
Мать одиночка военнослужащая
- Положена ли служебная квартира военнослужащего женщине, матери одиночке.
- Многодетная мать одиночка могут ли сократить, военнослужащая.
- У меня трое детей с одним мать одиночка могут ли меня сократить, я военнослужащая.
- Какие льготы у матери одиночки военнослужащей?
- Могут ли военнослужащую мать одиночку отправить учится на два месяца ребенку 7 лет.
- Мать одиночка
- Мать одиночка на работе
- Пособия на мать на одиночку
- Как мать одиночка какие пособия
- Жилье как мать одиночка
1.1. Если исключена запись об отцовстве в судебном порядке, то является,
а если развелась и днк показал что он ни отец ребёнка,но в графе отец в свидетельстве он числиться и не исключали запись, то нет.
1.2. Да является. Раз отца в СОР нет.
2. Положена ли служебная квартира военнослужащего женщине, матери одиночке.
2.1. ДА, конечно положена
2.2. Да, положена..Статья 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»
3. Многодетная мать одиночка могут ли сократить, военнослужащая.
3.1. Не могут, если есть дети до 3 лет
4. У меня трое детей с одним мать одиночка могут ли меня сократить, я военнослужащая.
4.1. да, могут, по ОШМ.
4.2. Согласно п.25 ст.34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение без вашего согласия в связи с ОШМ не законно.
5. Какие льготы у матери одиночки военнослужащей?
5.1. Большинство льгот матерям одиночкам предоставляются льготы на местном уровне, например: льготное питание в школе, в детском садике, скидки по оплате детского садика, путевки в детские оздоровительные лагеря, участие в программе “Молодая семья”, преимущественное право на поступление в детский садик и т.п. Для получения льгот необходимо обращаться в отдел социальной защиты населения Вашего района.
6. Могут ли военнослужащую мать одиночку отправить учится на два месяца ребенку 7 лет.
6.1. Могут направить.
7.1. Здравствуйте, поскольку Ваш ребенок достиг возраста более 5 лет, то Вас вправе без Вашего согласия привлекать к несению службы в составе суточного наряда, в том числе в ночное время, то есть на Вас не могут распространяться гарантии, предусмотренные ст. 259 ТК РФ.
8.1. Здравствуйте, для начала Вашему супругу необходимо обратиться в суд с заявлением об установлении факта нахождения Вашего ребенка на иждивении супругу, а также признании его нуждающимся в жилье. На основании решения суда супруг должен подать рапорт о внесении в его личное дело записи о Вашем ребенке как о члене семьи военнослужащего.
После этого супруг вправе подать документы в РУЖО на улучшение жилищных условий с учетом Вашего ребенка.
9.1. Александр, курсы выживания предусмотрены программой интенсивной общевойсковой подготовки.
В соответствии с ФЗ “О статусе военнослужащих” военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства-согласно пункта 9 статьи 10 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 02.12.2019) “О статусе военнослужащих”.
Освобождаются от прохождения курсов: военнослужащие-женщины – одинокие матери, имеющие на иждивении детей до 14 лет (ст. 271 УВС ВС).
Советую подать рапорт на имя командира части на основании Федерального закона от 27.05.1998 N 76 “О статусе военнослужащих”, статья 10 пункт 9, где указать:
“В соответствии с Уставом внутренней службы ВС РФ статьи 12, Указа Президента РФ от 10.11.2007 N 1495 (ред. от 21.02.2019) “Об утверждении общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации”, с Семейным кодексом РФ и главой 41 Трудового кодекса РФ, прошу Вашего ходатайства перед вышестоящим командованием об освобождении меня от привлечения к военным сборам и командировкам за пределами военного гарнизона, до достижения моим ребенком (ФИО, дата рождения) 14-летнего возраста”.
К рапорту приложить копии свидетельства о рождении.
10.1. о выплате указанного пособия говорить преждевременно, поскольку на данный момент Президентом РФ только внесена законодательная инициатива, закон о выплате пособия, которым был бы определен порядок выплаты пособия и условия его получения еще не разработан и не принят. Материнский капитал на первого ребенка, а также выплаты пособий на детей, начнут оформлять в марте-апреле 2020 года, пишет газета Известия со ссылкой на источники в Госдуме и Совфеде. Отмечается, что в настоящее время депутаты и сенаторы ведут экстренную подготовку к рассмотрению проектов законов, необходимых для выполнения поручений президента России. Путин рассказал, как будут выплачиваться пособия на детей от 3 до 7 лет © РИА Новости / Сергей Мамонтов Семьи с невысоким доходом должны до 31 декабря 2020 года подать заявление и документы для получения выплат на детей в возрасте от трёх до семи лет включительно, заявил президент России Владимир Путин. По его словам, если люди обратятся за поддержкой до этого времени, они получать выплаты за весь год, передаёт РИА Новости. Путин отметил, что выплаты в размере половины прожиточного минимума на ребёнка могут получить семьи, где среднедушевой доход на человека не превышает одного прожиточного минимума. Так, в январе эта выплата в среднем составит порядка 5,5 тысячи рублей ежемесячно. Подчёркивается, что начисления пойдут с 1 января 2020 года, а к июлю должна быть выработана связанная с этим нормативная база.
11.1. По тексту – нет, для ее получения требуется признание Вас нуждающейся в улучшении жилищных условий, что, при наличии большой квартиры в собственности – невозможно.
12.1. Здравствуйте, если Вы имеете статус матери одиночки, то есть в свидетельстве о рождении ребенка в графе отец стоит прочерк, отец ребенка лишен родительских прав, находится в местах лишения свободы или умер, то Вас в силу ст. 259 ТК РФ во взаимосвязи с п. 9 ст. 10 ФЗ “О статусе военнослужащих” до достижения ребенком 5 лет без Вашего согласия не вправе привлекать к исполнению обязанностей военной службы в ночное время, а также в праздничные, выходные дни.
Так, в соответствии с пунктом 28 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации относительно 28.01.2014 N 1 “О применении законодательства, регулирующего труд женщин, лиц с семейными обязанностями и несовершеннолетних” при разрешении споров о незаконности увольнения без учета гарантии, предусмотренной частью четвертой статьи 261 ТК РФ, судам следует исходить из того, что к одиноким матерям по смыслу данной нормы может быть отнесена женщина, являющаяся единственным лицом, фактически осуществляющим родительские обязанности по воспитанию и развитию своих детей (родных или усыновленных) в соответствии с семейным и иным законодательством, то есть воспитывающая их без отца, в частности, в случаях, когда отец ребенка умер, лишен родительских прав, ограничен в родительских правах, признан безвестно отсутствующим, недееспособным (ограниченно дееспособным), по состоянию здоровья не может лично воспитывать и содержать ребенка, отбывает наказание в учреждениях, исполняющих наказание в виде лишения свободы, уклоняется от воспитания детей или от защиты их прав и интересов, в иных ситуациях
.
13.1. разъясняю, что п. 17 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих” определено, что денежные средства на приобретение или строительство жилых помещений либо жилые помещения в соответствии с настоящим Федеральным законом вне очереди предоставляются военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, имеющим трех и более детей, а также военнослужащим-гражданам и гражданам, уволенным с военной службы, относящимся к иным категориям граждан, которым в соответствии с другими федеральными законами жилые помещения предоставляются вне очереди
Согласно ч. 2 ст. 57 ЖК РФ вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат, а также гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
Из указанных в Вашем вопросе сведений оснований для обеспечения Вас жильем во внеочередном порядке не усматривается. Предоставление его в первоочередном порядке законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Какие положены льготы матерям одиночкам военнослужащим?
Государство законодательно защищает материнство и детство. Если женщина решила родить ребенка вне брака, одна воспитывает его, то она может рассчитывать на дополнительные льготы и субсидии от государства. Мать – одиночка получает свой статус, если в графе “отец” стоит прочерк или он записан со слов матери, но не подтвержден документально. Понятно, что без поддержки поднять малыша, особенно в первые годы его жизни, непросто во многих смыслах, особенно материально.
Если женщина официально трудоустроена и может подтвердить свой статус соответствующими документами, то она защищена Трудовым кодексом РФ. В случае, когда мать – одиночка военнослужащая, то в первую очередь ее положение регламентируется ФЗ №76 “О статусе военнослужащих”. Военнослужащие женщины, имеющие несовершеннолетних детей, кроме гражданских федеральных законов и положений защищены внутренними военными указами, нормативами и распоряжениями.
Общие положения, касающиеся матерей – одиночек военнослужащих
Государственные льготы, на которые может рассчитывать мать – одиночка военная, включают в себя:
- бесплатное детское приданное для ребенка;
- денежная компенсация на детское питание до 3 лет;
- материальная помощь (одеждой, обувью и предметами первой необходимости) до 3 лет;
- бесплатные лекарства до 3 лет;
- бесплатная молочная кухня до 2 лет;
- скидки за оплату ЖКХ до 1,5 лет.
Если в подразделении намечается сокращение, то по закону нельзя сократить одинокую мать без предоставления ей иной служебной должности. Допускается перевод на новое место службы только с согласия женщины. Выплаты за больного ребенка предоставляются полностью в соответствии с воинским стажем, в случае лечения в стационаре. При домашнем режиме оплачиваются полностью 10 дней, далее оплата производится в половину от среднего жалования. Больничный лист оплачивается в полном объеме до достижения ребенком 7 лет, далее полностью оплачивается 15 дней.
Право на дополнительный отпуск позволяет взять неоплачиваемые 14 дней в любое время, поставить руководство в известность следует за месяц до ухода. Переносить льготные дни на следующий год не допускается. Если военнослужащая мать в одиночку содержит двух детей до 14 лет, то она имеет право на неполный рабочий день. Стаж при этом сохраняется, то есть день считается полностью отработанным. Если дети воспитываются в такой семье, то женщина имеет право на первоочередное устройство их в детские дошкольные учреждения. Оплата содержания ребенка производится в размере половины стоимости.
При воспитании ребенка – инвалида женщина имеет право на 4 дня дополнительных выходных ежемесячно, переносить которые и сохранять на следующий месяц запрещено. Если женщина моложе 35 лет, то она имеет право участвовать в целевой программе “Жилище” и получить при этом возможность скорейшего обеспечения жилплощадью. Все одинокие матери имеют первоочередное право на детские путевки в оздоровительные лагеря и санатории, один раз в год бесплатно.
Матери – одиночки, имеющие детей до 3 лет, не могут быть направлены на ночные дежурства и работу в выходные дни без их письменного согласия. Служебные командировки, сверхурочные работы и перевод на новое место должно быть согласовано в официальном виде. Отказ от выполнения подобного приказа не считается нарушением служебного устава, военнослужащая не может быть подвергнута взысканию.
Дополнительные льготы матерям – одиночкам военнослужащим
Женщинам военнослужащим, в одиночку воспитывающим детей до 14 лет, отпуск предоставляется по желанию в нужное им время. Командиром (начальником) не может быть предоставлен очередной отпуск согласно очередности, это является нарушением ст. 24 “Порядка прохождения воинской службы”. Гарантированный отпуск по беременности и уходу за ребенком регламентирован ст. 32 того же нормативного акта. Отпуск по беременности и родам составляет 140 календарных дней, в особых случаях 156 дней. В случаях, если женщина покинула постоянное место жительства во время отпуска по беременности, то больничный лист ей выписывается по месту родов и затем предъявляется по месту службы.
За время отпуска по родам и уходу за ребенком военнослужащим женщинам сохраняется денежное и натуральное довольствие. Период по беременности, родам и уходом за ребенком засчитывается в подсчет выслуги лет и учитывается при получении очередного звания, единовременного вознаграждения за выслугу лет, выслугу на пенсионный возраст. Одиноким матерям, несущим воинскую службу, выплачивается дополнительное ежемесячное пособие.
Такое пособие начинают выплачивать, когда ребенку исполняется месяц. До достижения ребенком 16 лет женщина имеет право получать ежемесячно 100% от минимального размера оплаты труда. Кроме того, если ребенок проходит обучение на дневном отделении учебного учреждения, то мать – одиночка может продлить получение выплат до 18 летнего возраста иждивенца. Для получения повышенного пособия необходимо предоставить пакет документов, включающий в себя свидетельство о рождении и справку из ЗАГС, подтверждающую отсутствие отца. Требуется приложить заявление, справку о составе семьи и справку из учебного заведения (если речь идет об ученике).
В соответствии со ст. 271 УВС ВС одинокие матери военнослужащие имеют приоритетное право на освобождение от тяжелого труда, связанного с риском для здоровья и жизни женщины. Запрещено привлекать одиноких матерей к несению гарнизонной и караульной службы, кроме выполнения гарнизонных мероприятий. Командование не имеет законных оснований увольнять со службы, понижать в должности и снижать материальное довольствие женщинам, воспитывающим детей самостоятельно.
Каждый подобный инцидент может быть оспорен в судебном порядке, военный суд обязан защитить мать – одиночку и вынести служебное наказание виновному. Уволиться из рядов ВС РФ одинокая мать может по своему желанию, но не по приказу командира, ст. 23 ФЗ “О воинской обязанности и военной службе”.
Мать одиночка из числа военнослужащих
Доброго времени суток уважаемые профессионалы. Хотелось бы обратиться к специалистам в области военного законодательства… Не могли бы вы помочь разобраться с возникшим вопросом?
Ситуация такая: Военнослужащая женщина является матерью одиночкой и воспитывает одного ребенка в возрасте 1.5 года. В настоящий момент руководство военной части предоставило ей сокращенный рабочий день в 7 часов (с 9:00 до 16:00) (согласно ст. 93 ТК РФ). Далее данной военнослужащей было предоставлено право не работать в ночное время (согласно ст. 96 ТК РФ). После всего этого данная девушка-военнослужащий согласно ст. 259 ТК РФ пытается выбить у руководства в/ч не выходить на работу (в нашем случае дежурство) в выходные и нерабочие праздничные дни.
Теперь сам вопрос: На сколько правомерны требования вышеуказанной военнослужащей и что на самом деле ей положено, а что все-таки нет. Буду очень благодарен за ответ, желательно со ссылками на статьи нпа. Заранее огромное спасибо!
- Тема закрыта
Михаил, а почему Вы делаете акцент на то, что мать-одиночка военнослужащая? И почему все ее более ранние требования по ТК РФ Вас не смущали, а последнее вызвало вопрос?
Марина, акцент сделан для того, чтоб была понятна ситуация. Никого обидеть не хотел. Меня и последнее требование абсолютно не смущает. Просто хочу разобраться для себя на сколько они правомерны.
З.Ы. Эти ваши вопросы имеют отношение к заданному мною вопросу выше?
Я к тому, что может мне что-то неизвестно в отношении военнослужащих, но по-моему ТК РФ у нас один и он распространяется на всех. А ст.259 ТК РФ говорит о том, что
“Направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
(в ред. Федерального закона от 30.06.2006 N 90-ФЗ)
ст. 259, “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.12.2014) <КонсультантПлюс>
Требования военнослужащей, на мой взгляд ,законны.Мне не понятно,почему у Вас возник такой вопрос?Как я понимаю,Вы согласны с тем, что ТК РФ распространяется на военнослужащих?
Цена договорная
Марина, такой вопрос у меня возник в силу того, что наше законодательная база очень обширна и порой всплывают различные постановления правительства и т.п. нпа годов 2000, не отмененные до сих пор и регламентирующие различные аспекты нашей с вами жизнедеятельности.
Я согласен с тем, что ТК РФ распространяется и на военнослужащих, но в части касающейся. а именно: основополагающим нпа для военнослужащих в силу специфики их деятельности является ФЗ “о статусе военнослужащих”. В данном ФЗ в в п.4 ст. 11 “Служебное время и право на отдых” четко описано: “Дни отдыха предоставляются военнослужащим в выходные и праздничные дни, а при привлечении их в эти дни к исполнению обязанностей военной службы отдых предоставляется в другие дни недели”. Нигде ничего не упоминается о, цитирую, женщинах, имеющих детей в возрасте до трех лет.
Вот к этому и был вопрос. Может я что недопонимаю или же глядел ни туда куда следовала бы.
Спасибо, Марина, что откликнулись!!
Еще добавлю. в ст.13 этого же ФЗ написано: “Военнослужащим женского пола предоставляются отпуск по беременности и родам, а также отпуск по уходу за ребенком в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации”, т.е. если я правильно понимаю ни укороченный рабочий день, ни работа в ночную смену военнослужащим женщинам не положена. Так получается?
Я думаю, что если между сторонами существуют трудовые отношения, то на военнослужащих полностью распространяется ТК РФ.
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
военнослужащие при исполнении ими обязанностей военной службы;
ст. 11, “Трудовой кодекс Российской Федерации” от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 22.12.2014)
Все правильно в ТК написано. Трудовые отношения существуют, но в области военного законодательства. Т.е. согласно п.п. “в” ст. 5 Положения о порядке прохождения военной службы ” Условия контракта включают в себя: право военнослужащего на соблюдение его прав и прав членов его семьи, установленных законодательными и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, определяющими статус военнослужащих и порядок прохождения военной службы, включая получение льгот, гарантий и компенсаций. “
2. Военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными настоящим Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами.****
ст. 1, Федеральный закон от 27.05.1998 N 76-ФЗ (ред. от 24.11.2014) “О статусе военнослужащих” <КонсультантПлюс>
Данная норма, на мой взгляд, говорит о том, что для того, чтобы к матери военнослужащей применять какие-либо ограничения по сравнению с такой же матерью из числа гражданских лиц, на это должно быть прямо указано в законе. А раз такого нет, то в данной части должен применяться ТК РФ.
Цена: 25 000 руб.
Марина, не распространяется, в общем случае (диспозитивно).
О каком Трудовом кодексе может идти речь, если женщина является военнослужащей, и на неё распространяется только Положение о порядке прохождения военной службы и иное законодательство, связанное с военной службой. Кто-то накосячил с этой дамой, применив к ней положения трудового законодательства, а теперь хотят всё исправить, но не знают как. ИМХО!
N 76-ФЗ от 27.05.1998 “О статусе военнослужищего”.
Статья 10. Право на труд
9. Военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
(в ред. Федеральных законов от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 02.02.2006 N 20-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
Пишите рапорт, ссылайтесь на ст. 10 п 9 Закона «О статусе» и ст. 259 ТК РФ.
Если получаете отказ, то оспаривайте в военном суде,
Согласен с вами! Проглядел как-то я эту статью! Спасибо большое за помошь!
Одинокой матерью или матерью-одиночкой считается женщина, родившая и воспитывающая ребенка и не состоящая в браке. При этом в ЗАГСе, в книге записей рождений, фамилия отца ребенка записана по фамилии матери, а имя и отчество отца ребенка – по её указанию (п. 3 ст. 51 СК РФ). Иными словами, одинокая мать – это женщина, отец ребенка которой официально не установлен. Он не несет никаких обязанностей в отношении матери и ребенка.
Одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до 14 лет (как и отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до 14 лет без матери), может предоставляться ежегодный дополнительный отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью до 14 календарных дней в удобное для неё время. Этот отпуск по письменному заявлению работницы может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску, либо использован отдельно полностью, либо по частям. Нельзя переносить этот отпуск на следующий рабочий год (ст. 263 ТК РФ).
Одинокую мать или одинокого отца, воспитывающих детей в возрасте до 5 лет, без их согласия не могут привлечь к работе в ночное время, к сверхурочным работам и к работе в выходные и праздничные дни (ст. 259 ТК РФ). Отказ таких родителей от работы в ночное время не считается нарушением трудовой дисциплины.
Одиноких матерей, имеющих детей до 14-ти лет, по их желанию может быть установлен неполный рабочий день (ст. 93 ТК РФ).
Работодатель не имеет права отказать в приёме на работу или снизить заработную плату такой матери, по причине наличия у неё детей (ст. 64 ТК РФ). Если же одинокой матери, воспитывающей ребенка до 14 лет, отказано в приёме на работу, то работодатель обязан предоставить ей в письменной форме причину отказа. Юрист может обжаловать данный документ в судебных органах.
Матерям-одиночкам больничный лист по уходу за ребенком выдаётся на более длительный срок, чем другим матерям, и оплачивается в размере 80-100% заработка (в зависимости от трудового стажа) с 1-го по 10-й день, 50% заработка с 11-го по 15-й день. (ст. 183 ТК РФ, Федеральный закон от 29.12.2006 N 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством»). В случае если одинокая мать воспитывает ребенка-инвалида, ей положены 4 дополнительных оплачиваемых выходных дня в месяц (письмо ФСС России от 15.09.1994 N 416 ЮШ).
Цена: 50 000 руб.
вы правы , если подтверждается статус -матери одиночки .а еще советую девушке обратиться и почитать форумы-начфин , военсуд и военное право, там очень много полезного найдет
Трудовой кодекс РФ Статья 11, цитирую:
Трудовое законодательство и иные акты, содержащие нормы трудового права, не распространяются на следующих лиц (если в установленном настоящим Кодексом порядке они одновременно не выступают в качестве работодателей или их представителей):
ВОЕННОСЛУЖАЩИЕ при исполнении ими обязанностей военной службы.
Вот и пипец всем предыдущим рассуждениям. Всем удачи.
В соответствии с пунктом 9 статьи 10 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”, военнослужащие женского пола и военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства.
Согласно статьям 259, 261 Федерального закона от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ “Трудовой кодекс Российской Федерации”, направление в служебные командировки, привлечение к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни женщин, имеющих детей в возрасте до трех лет, допускаются только с их письменного согласия и при условии, что это не запрещено им в соответствии с медицинским заключением, выданным в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. При этом женщины, имеющие детей в возрасте до трех лет, должны быть ознакомлены в письменной форме со своим правом отказаться от направления в служебную командировку, привлечения к сверхурочной работе, работе в ночное время, выходные и нерабочие праздничные дни.
ЛЬГОТЫ, ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ, ПРЕДОСТАВЛЯЕМЫЕ ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
ОДИНОКИМ МАТЕРЯМ, ПРОХОДЯЩИМ ВОЕННУЮ СЛУЖБУ
Е.А. СТРЕНИНА
Е.А. Стренина, юрисконсульт управления ФСБ России, капитан юстиции.
Социально-экономические реформы, проводимые в стране, непосредственным образом затронули женщин, а они составляют 53% населения Российской Федерации . Проводимые исследования показывают, что женщины составляют большинство среди низкооплачиваемых, малообеспеченных, а также безработных граждан, они в первую очередь ощущают неравенство возможностей при трудоустройстве . Таким образом, можно говорить об определенной дискриминации женщин в сфере занятости. Безработица женщин затронула в большинстве случаев не работниц неквалифицированного ручного труда, а женщин – специалистов и служащих. Среди безработных число женщин с высшим образованием составляет 69%, а со средним специальным образованием – 74%. Среди безработных одиноких родителей женщины составляют 90% . Вместе с этим социально-экономическая ситуация в стране стала базой для развития новых тенденций. К новым явлениям относится также и приток женщин на военную службу. Это связано с рядом причин: ухудшением демографической ситуации в стране, массовыми увольнениями военнослужащих, некомплектом воинских частей и подразделений. С другой стороны, в условиях социальной напряженности поступление на военную службу по контракту помогает женщинам решить многие материальные проблемы. Особенно социально незащищенными являются одинокие женщины, имеющие детей, – матери-одиночки.
——————————–
См.: Апарина А.В. Благо ли – феминизация армии? // Пограничник. 1999. N 10. С. 66.
См.: Там же.
Проблемы женской безработицы в России: Материал Федеральной службы занятости. С. 2, 3.
Женщинам, поступающим на военную службу, гарантируется предоставление льгот, включая оплачиваемый отпуск по беременности и родам, стабильное денежное содержание, возможность решить жилищные проблемы, сделать карьеру. Цель настоящей статьи – рассказать о льготах, гарантиях и компенсациях, предоставляемых женщинам-военнослужащим, являющимся матерями-одиночками.
Женщины-военнослужащие, помимо установленных для всех военнослужащих преимуществ, пользуются льготами, гарантиями и компенсациями, предусмотренными законодательными и подзаконными нормативными актами об охране семьи, материнства и детства в соответствии с п. 9 ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих”. В целях реализации государственных интересов по охране семьи, материнства и детства развитие законодательства направлено на улучшение социально-правового положения одиноких матерей.
В соответствии с действующим законодательством женщина признается одинокой матерью в случае, если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери, а также при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке. Женщина утрачивает статус одинокой матери при вступлении в зарегистрированный брак, усыновлении ее ребенка, а также в случае, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка.
Льготы и преимущества, предоставляемые одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, можно разделить на: льготы по прохождению военной службы; льготы по охране здоровья и медицинской помощи; налоговые льготы; льготы в области жилищного права; денежные выплаты. Рассмотрим каждый вид льгот, гарантий и компенсаций.
Льготы по прохождению военной службы. Законодательством предусмотрены гарантии при поступлении на военную службу по контракту (запрещается отказывать в заключении контракта о прохождении военной службы, мотивируя отказ беременностью или наличием ребенка) и от необоснованных увольнений одиноких матерей, проходящих военную службу по контракту. В соответствии с п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, не допускается увольнение с военной службы одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет (детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет), кроме случаев, когда увольнение осуществляется по их желанию или когда военнослужащие подлежат увольнению с военной службы по следующим основаниям:
– по достижении предельного возраста пребывания на военной службе (для военнослужащих женского пола предельный возраст пребывания на военной службе устанавливается 45 лет);
– по состоянию здоровья – в связи с признанием военнослужащей-женщины военно-врачебной комиссией не годной к военной службе;
– по состоянию здоровья – в связи с признанием военно-врачебной комиссией ограниченно годным к военной службе военнослужащего женского пола, проходящего военную службу по контракту на воинской должности, для которой штатом предусмотрено воинское звание старшины или главного корабельного старшины включительно;
– в связи с лишением воинского звания;
– в связи с вступлением в законную силу приговора суда о назначении военнослужащему женского пола наказания в виде лишения свободы;
– в связи с отчислением из военного образовательного учреждения профессионального образования.
К льготам по прохождению военной службы относятся также льготы по предоставлению отпусков. Одинокая мать, воспитывающая ребенка в возрасте до 14 лет, имеет право на предоставление основного отпуска по ее желанию в удобное для нее время (п. 12 ст. 29 Положения о порядке прохождения военной службы). По мнению автора, в целях обеспечения постоянной боевой готовности воинской части это право целесообразно учитывать при составлении плана отпусков.
На практике нередко возникают трудности с применением нормы, содержащейся в ст. 263 Трудового кодекса Российской Федерации о предоставлении дополнительных отпусков: “Работнику, имеющему двух или более детей в возрасте до четырнадцати лет, работнику, имеющему ребенка-инвалида в возрасте до восемнадцати лет, одинокой матери, воспитывающей ребенка в возрасте до четырнадцати лет, отцу, воспитывающему ребенка в возрасте до четырнадцати лет без матери, коллективным договором могут устанавливаться ежегодные дополнительные отпуска без сохранения заработной платы в удобное для них время продолжительностью до 14 календарных дней. В этом случае указанный отпуск по заявлению соответствующего работника может быть присоединен к ежегодному оплачиваемому отпуску или использован отдельно полностью либо по частям. Перенесение этого отпуска на следующий рабочий год не допускается”. Военнослужащие женщины пользуются льготами, гарантиями и компенсациями в соответствии с законодательством об охране семьи, материнства и детства. Однако в соответствии с требованиями данной статьи такие отпуска устанавливаются коллективным договором (а военнослужащие в соответствии с действующим законодательством не заключают коллективных договоров), предоставляются без сохранения заработной платы (что также не предусмотрено законодательством о статусе военнослужащих). Таким образом, предоставление указанных дополнительных отпусков военнослужащим в настоящее время не представляется возможным, так как механизм реализации указанной нормы недостаточно нормативно определен.
Одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, для ухода за детьми-инвалидами и инвалидами с детства до достижения ими возраста 18 лет предоставляются четыре дополнительных выходных дня в месяц (в соответствии с п. 2 ст. 32 Положения о порядке прохождения военной службы). Указанные выходные дни предоставляются в календарном месяце по ее рапорту на основании справки органов социальной защиты населения об инвалидности ребенка с указанием, что ребенок не содержится в специализированном детском учреждении (принадлежащем любому ведомству) на полном государственном обеспечении , при документальном подтверждении расторжения брака между родителями ребенка-инвалида, а также смерти, лишения родительских прав одного из родителей и в других случаях отсутствия родительского ухода и оформляются приказом по воинской части.
——————————–
Детские дома-интернаты на условиях пяти-шестидневного пребывания в неделю к специализированным детским учреждениям с полным государственным обеспечением не относятся (Постановление Министерства труда Российской Федерации и Фонда социального страхования Российской Федерации “Об утверждении разъяснения “О порядке предоставления и оплаты дополнительных выходных дней в месяц одному из работающих родителей (опекунов, попечителей) для ухода за детьми-инвалидами” от 4 апреля 2000 г. N 26/34).
Льготы по охране здоровья и медицинской помощи одиноким матерям, проходящим военную службу по контракту, предоставляются в соответствии со ст. 22 Закона Российской Федерации “Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан” от 22 июля 1993 г. N 5489-1. Одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту службы.
Семьи, имеющие детей (в первую очередь неполные, воспитывающие детей-инвалидов), имеют также право на льготы в области охраны здоровья граждан, установленные законодательством Российской Федерации, республик в составе Российской Федерации и правовыми актами автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга.
Денежные выплаты одиноким матерям и детям выплачиваются в размерах и порядке, определенных Федеральным законом “О государственных пособиях гражданам, имеющим детей” от 19 мая 1995 г. N 81-ФЗ и Постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей” от 4 сентября 1995 г. N 883. Это:
– пособие по беременности и родам;
– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
– единовременное пособие при рождении ребенка;
– ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;
– ежемесячное пособие на ребенка.
На государственные пособия, выплачиваемые одиноким матерям, не может быть обращено взыскание в порядке исполнительного производства (на основании п. 3 ст. 69 Федерального закона “Об исполнительном производстве” от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ).
Кратко рассмотрим указанные пособия.
1. Пособие по беременности и родам выплачивается женщинам, проходящим военную службу по контракту, в размере денежного довольствия за период отпуска по беременности и родам продолжительностью семьдесят (в случае многоплодной беременности – восемьдесят четыре) календарных дней до родов и семьдесят (в случае осложненных родов – восемьдесят шесть, при рождении двух или более детей – сто десять) календарных дней после родов.
2. Право на единовременное пособие дополнительно к пособию по беременности и родам в размере 300 руб. имеют женщины, вставшие на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности (до двенадцати недель).
3. Единовременное пособие при рождении ребенка в размере 4500 руб. назначается и выплачивается одинокой матери, проходящей военную службу по контракту, по месту службы после предъявления заявления о назначении этого пособия, а также справки о рождении ребенка, выданной органами загса.
4. Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет выплачивается одиноким матерям в размере 500 руб. независимо от числа детей, за которыми осуществляется уход, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком по день исполнения ребенку возраста полутора лет. Если в период нахождения женщины в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет наступает отпуск по беременности и родам, женщина имеет право выбора одного из двух выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков видов пособий.
5. Ежемесячное пособие на ребенка до достижения им возраста шестнадцати лет (на учащегося общеобразовательного учреждения – до окончания им обучения, но не более чем до достижения им возраста восемнадцати лет) в семьях, имеющих размер среднедушевого дохода, дающий право на получение этого пособия в соответствии с законодательством Российской Федерации в размере 70 руб., увеличивается на 100% на детей одиноких матерей.
——————————–
Порядок расчета величины среднедушевого дохода определен Федеральным законом “О порядке учета доходов и расчета среднедушевого дохода семьи и дохода одиноко проживающего гражданина для признания их малоимущими и оказания им государственной социальной помощи” от 5 апреля 2003 г. N 44-ФЗ.
Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей назначается и выплачивается:
а) если в свидетельстве о рождении детей отсутствует запись об отце ребенка или запись произведена в установленном порядке по указанию матери. При вступлении одинокой матери в брак за ней сохраняется право на получение в повышенном размере ежемесячного пособия на детей, родившихся до вступления в брак;
б) при усыновлении ребенка женщиной, не состоящей в браке, начиная с месяца, в котором она записана в книге записей актов гражданского состояния в качестве матери;
в) при передаче в установленном порядке детей одинокой матери на воспитание опекуну или попечителю (вследствие смерти матери, ее болезни и по другим причинам).
Ежемесячное пособие на ребенка в повышенном размере на детей одиноких матерей не назначается и не выплачивается, если лицо, от которого мать родила ребенка, признано в установленном порядке отцом ребенка или если ребенок усыновлен при вступлении матери в брак. В случае установления отцовства и внесения сведений об отце в актовую запись о рождении ребенка органы загса сообщают органу социальной защиты населения по месту жительства матери о внесении соответствующих изменений. Для назначения вышеуказанного ежемесячного пособия одинокая мать, проходящая военную службу по контракту, обращается в орган социальной защиты населения по месту жительства и представляет следующие документы:
– заявление в письменной форме о назначении ежемесячного пособия на ребенка с указанием в нем сведений о доходах семьи;
– копию свидетельства о рождении ребенка;
– справку с места жительства ребенка о совместном его проживании с матерью;
– справку об учебе в общеобразовательном учреждении ребенка (детей) старше шестнадцати лет;
– справку из органов загса об основании внесения в свидетельство о рождении сведений об отце ребенка.
Льготы в области жилищного права для одиноких матерей предусмотрены Жилищным кодексом РСФСР. В соответствии с п. 8 ст. 36 этого Кодекса нуждающиеся в улучшении
Каковы права матери одиночки, являющейся военнослужащей по контракту?
ВОЕННОЕ ПРАВО
Юридические консультации. Судебная практика. Вопросы, ответы и комментарии.
АРМИЯ РОССИИ
СМИ “Обозник”. История армии, тыла ВС РФ. Права и обязанности военнослужащих
О некоторых правовых аспектах военной службы военнослужащих женского пола – одиноких матерей
Военная служба, как неоднократно указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, является особым видом государственной службы, чем предопределяется специальный правовой статус военнослужащих. Согласно п. 2 ст. 1 Федерального закона “О статусе военнослужащих” от 27 мая 1998 г. военнослужащие обладают правами и свободами человека и гражданина с некоторыми ограничениями, установленными данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами и федеральными законами; в связи с особым характером обязанностей, возложенных на военнослужащих, им предоставляются социальные гарантии и компенсации.
В силу правовой позиции, выраженной Конституционным Судом Российской Федерации в сохраняющем свою силу постановлении от 6 июня 1995 г. N 7-П по делу о проверке конституционности абз. 2 ч. 7 ст. 19 Закона РСФСР “О милиции”, государство, исходя из положений Конституции Российской Федерации о равном доступе к государственной службе (ст. 32, ч. 4) и регулируя отношения военной службы, может устанавливать в этой сфере и особые правила, что находится в полном соответствии со ст. 55 (ч. 3) Конституции Российской Федерации, допускающей – в установленных ею целях – ограничения прав граждан федеральным законом, и не противоречит п. 2 ст. 1 Конвенции МОТ N 111 1958 г., согласно которому различия, исключения или предпочтения в области труда и занятий, основанные на специфических (квалификационных) требованиях, связанных с определенной работой, не считаются дискриминацией.
Из приведенной правовой позиции, носящей общий характер, следует, что законодатель вправе предъявлять особые требования к военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, в том числе касающиеся их личности.
Действующее законодательство предоставляет дополнительные социальные гарантии военнослужащим женского пола, являющимся одинокими матерями.
Официального определения понятия одинокой матери, равно как и лица, воспитывающего ребенка без матери, не содержится ни в военном законодательстве, ни в Трудовом кодексе Российской Федерации, ни в иных федеральных законах.
Вместе с тем, при предшествовавшем регулировании в области социальной защиты материнства и детства общепризнанным считалось понятие одинокой матери как не состоящей в браке, если в свидетельствах о рождении детей запись об отце ребенка отсутствует или эта запись произведена в установленном порядке по указанию матери. В этом случае сведения об отце ребенка в справке о рождении ребенка по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации “Об утверждении форм бланков заявлений о государственной регистрации актов гражданского состояния, справок и иных документов, подтверждающих государственную регистрацию актов гражданского состояния” от 31 октября 1998 г. N 1274, (форма N 25) вносятся на основании заявления матери.
При этом, наравне с такими матерями соответствующие социальные гарантии (денежные выплаты) назначались женщинам, не состоящим в браке, записанным в качестве матерей усыновленных ими детей, а в отдельные периоды – также вдовам и вдовцам, имеющим детей и не получающим на них пенсию по случаю потери кормильца или социальную пенсию (например, п. 3 Постановления Совета Министров СССР “Об утверждении Положения о порядке назначения и выплаты пособий беременным женщинам, многодетным и одиноким матерям” от 12 августа 1970 г. N 659 и п. 8 названного Положения, п. 4 Временного положения о порядке назначения и выплаты единовременного пособия при рождении ребенка, единого ежемесячного пособия на детей, государственного пособия одиноким матерям, утвержденного Постановлением Совета Министров СССР от 24 ноября 1990 г. N 1177, п. 41 Положения о порядке назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 1995 г. N 883).
Что касается правоотношений, вытекающих из так называемого гражданского брака, то, как указал Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 17 мая 1995 г. N 26-О, правовое регулирование брачных отношений в Российской Федерации осуществляется только государством. В настоящее время закон не признает незарегистрированный брак и не считает браком сожительство мужчины и женщины. Оно не порождает правовых последствий и потому не устанавливается судами в качестве факта, имеющего юридическое значение. Исключение сделано лишь для лиц, вступивших в фактические брачные отношения до 8 июля 1944 г., поскольку действовавшие в то время законы признавали равноправными два вида брака – зарегистрированный в органах ЗАГСа и фактический брак.
Согласно Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов, пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7); материнство и детство, семья находятся под защитой государства; забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей (ст. 38, чч. 1 и 2); каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, ч. 1).
Осуществляя правовое регулирование в целях обеспечения реализации указанных конституционных положений, федеральный законодатель основывается на конституционных принципах справедливости и равенства, в том числе равенства прав мужчины и женщины, а также требованиях Конвенции о правах ребенка, в частности ее ст. 27 о праве каждого ребенка на уровень жизни, необходимый для его физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития.
Устанавливая систему гарантий и льгот для лиц, осуществляющих воспитание детей, основным целевым назначением которой выступает создание условий для нормального развития ребенка, федеральный законодатель учитывает также специфику профессиональной деятельности этих лиц как в сфере трудовых, так и в сфере служебных отношений. В частности, согласно п. 9 ст. 10 Федерального закона “О статусе военнослужащих” военнослужащие, воспитывающие детей без отца (матери), пользуются социальными гарантиями и компенсациями в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами об охране семьи, материнства и детства. Данное законоположение, являющееся по своему характеру отсылочной нормой (определение Конституционного Суда Российской Федерации от 15 января 2009 г. N 187-О-О), касается гарантий и компенсаций, непосредственно связанных с осуществлением воспитательных функций и уходом за детьми.
В соответствии с п. 25 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы увольнение с военной службы в связи с организационно-штатными мероприятиями беременных женщин-военнослужащих, женщин-военнослужащих, имеющих детей в возрасте до трех лет, а также имеющих детей-инвалидов или инвалидов с детства до достижения ими возраста 18 лет (одиноких матерей, имеющих детей в возрасте до 14 лет), возможно только по их желанию, в противном случае оно не допускается.
Предоставление данной гарантии только военнослужащим женского пола обусловлено как особенностями военной службы, представляющей собой профессиональную деятельность особого рода, предполагающую весьма ограниченное участие женщин в ее осуществлении (в соответствии со ст. 42 Федерального закона “О воинской обязанности и военной службе” в перечнях воинских должностей определяются воинские должности, которые могут замещаться военнослужащими женского пола), так и особой, связанной с материнством, социальной ролью женщины в обществе, что согласуется с положением ст. 38 (ч. 1) Конституции Российской Федерации.
Кроме того, установление особых, обеспечивающих повышенный уровень защиты правил увольнения с военной службы военнослужащих – одиноких матерей, воспитывающих ребенка в возрасте до 14 лет, обусловлено тем, что они – в отличие от лиц, воспитывающих ребенка без матери (в том числе отца ребенка), – изначально находятся в социально уязвимом положении и, заведомо не имея юридической возможности получать какую-либо помощь от отца ребенка, несут всю полноту ответственности за благополучие и развитие ребенка, который к тому же, в силу отсутствия правовой связи с отцом, лишен возможности в случае его смерти получать пенсию по случаю потери кормильца.
Согласно ст. 22 Основ законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. N 5489-I одинокой матери в интересах лечения ребенка предоставляется право находиться вместе с ним в больничном учреждении в течение всего времени его пребывания независимо от возраста ребенка. В этом случае ей выдается листок нетрудоспособности для предоставления по месту работы (службы).
Уголовным законодательством предусмотрена уголовная ответственность за необоснованное увольнение женщины по мотивам ее беременности, а равно необоснованное увольнение с работы женщины, имеющей детей в возрасте до трех лет, по мотивам наличия детей. Согласно ст. 145 УК РФ за совершение указанного преступления предусмотрено следующее наказание: штраф в размере до 200 тыс. руб. или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до 18 месяцев либо обязательные работы на срок от 120 до 180 часов.
С.С. Харитонов,
кандидат юридических наук, доцент
“Право в Вооруженных Силах”, N 3, март 2011 г.
Другие новости и статьи
Запись создана: Пятница, 5 Октябрь 2018 в 11:24 и находится в рубриках Новости, Современность.