Какой срок привлечения по статье 15.5 КоАП РФ?
Постановление суда по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ № 05-1589/2016 | Судебная практика
по делу об административном правонарушении
город Москва 06 июля 2016 года
Судья Мещанского районного суда города Москвы Мордвина Ю.С., рассмотрев в открытом судебном заседании
дело об административном правонарушении в
отношении должностного лица И*, * * привлекаемого по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
В отношении должностного лица И*, ** года заместителем начальника инспекции экспертно-аналитической и контрольной деятельности за расходами на исследование космического пространства Департамента по экспертно- аналитической и контрольной деятельности в области расходов федерального бюджета на промышленность, исследование космического пространства, атомный энергопромышленный комплекс Счетной палаты Российской Федерации составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административном правонарушении, за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
В судебное заседание И*. не явился, извещен, доверил представление своих интересов – С*Ш*., по доверенности от * В судебном заседании защитники И*пояснили, что все условия предоставления субсидии были соблюдены, в связи с чем, отсутствует событие административного правонарушения, указав также на истечение срока давности привлечения И*. к административной ответственности.
Представители Счетной палаты в судебном заседании указали на то, что первым заместителем руководителя Федерального космического агентства – И*., как должностным лицом, нарушены условия предоставления субсидий, в части подписания договора № *, не соответствующего условиям предоставления субсидий, установленным Постановлением № * за нарушение которых предусмотрена административная ответственность.
Выслушав лиц, участвующих в деле, изучив представленные материалы, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за нарушение главным распорядителем бюджетных средств, предоставляющим субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам, условий их предоставления, за исключением случаев, предусмотренных статьей 15.14 настоящего Кодекса.
Предоставление бюджетных субсидий юридическим и физическим лицам регламентируется Бюджетным кодексом РФ (далее – БК РФ), а также нормативными правовыми актами, принимаемыми на уровне субъекта Российской Федерации и отдельных муниципальных образований.
Пункт 1 статьи 78 БК РФ предусматривает, что субсидии предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения затрат или недополученных доходов в связи с производством (реализацией) товаров, выполнением работ, оказанием услуг.
Пункт 2 статьи 78 БК РФ закрепляет нормы, согласно которым случаи и порядок предоставления субсидий юридическим лицам, в том числе некоммерческим организациям, устанавливаются законом (решением) о бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами исполнительных органов власти.
Согласно пункту 3 данной статьи нормативный правовой акт, регулирующий предоставление субсидий из соответствующего бюджета, должен определять в том числе цели, условия и порядок предоставления субсидий.
Таким образом, субсидии юридическим лицам выдаются в соответствие с положениями статьи 78 БК РФ при строгом соблюдении установленных в нормативном правовом акте порядка, срока и условий предоставления субсидии.
В соответствии с пунктом 7 ст. 6 Федерального закона от 01 декабря 2014 года № 384-ФЗ «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов», субсидии юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, физическим лицам – производителям товаров (работ, услуг), субвенции, межбюджетные субсидии, иные межбюджетные трансферты, бюджетные кредиты, предусмотренные настоящим Федеральным законом, предоставляются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Пунктами 22, 23 и 24(1) постановления Правительства Российской Федерации от 27 декабря 2014 года № 1563 «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» (далее по тексу Постановление № 1563) утвержден Порядок предоставления из федерального бюджета субсидий некоммерческим неправительственным организациям, участвующим в развитии институтов гражданского общества и реализующим социально значимые проекты и проекты в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина.
При проведении Счетной палатой РФ контрольных мероприятий по проверке исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016 и 2017 годов» и бюджетной отчетности об исполнении федерального бюджета за 2015 года в Федеральном космическом агентстве (ликвидационная комиссия Роскосмоса) установлено, что между Федеральным космическим агентством в лице заместителя руководителя И*., действующего на основании доверенности руководителя Федерального космического агентства от 30 декабря 2014 года № 98, и Федеральным государственным унитарным предприятием «*» (далее – ФГУП «***») заключен договор о предоставлении субсидии * года * Согласно договору № 924 субсидия предоставляется в целях возмещения затрат получателя субсидии, связанных с обеспечением технической и эксплуатационной готовности объекта наземной космической инфраструктуры в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы. Размер предоставляемой в 2015 году Роскосмосом субсидии ФГУП «***» по договору * составил * тыс. руб.
Дополнительным соглашением № 1 от 26 сентября 2015 года в договор № 924 внесены изменения, подписанные со стороны Федерального космического агентства временно исполняющим обязанности руководителя Федерального космического агентства – И*согласно которым размер предоставляемой в 2015 году субсидии увеличен до * тыс. руб.
Между тем, в нарушение требований пункта 22 Постановления № *, в договоре № * в первоначальной редакции с учетом изменений, внесенных 26 сентября 2015 года в договор № * не содержится следующих положений: возможность (невозможность) осуществления расходов, источником финансового обеспечения которых являются остатки субсидии, не использованные в течение текущего финансового года; согласие юридического лица на осуществление главным распорядителем средств федерального бюджета и уполномоченными органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка, которые установлены соответствующим порядком (правилами) предоставления субсидий и указанным соглашением (договором); перечень документов предоставленных получателем для получения субсидии.
Факт перечисления субсидии подтверждается платежными поручениями, имеющимися в материалах дела, а основанием перечисления данной субсидии в поле «назначение платежа», указан договор №* или договор № ****(в редакции от * года).
Доводы стороны защиты об отсутствии события административного правонарушения, так как все условия предоставления субсидии были соблюдены, опровергаются имеющимися в материалах дела доказательствами, положенными в основу вменяемого административного правонарушения, которые получены с соблюдением норм Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Факт совершения административного правонарушения подтверждается: договором о предоставлении субсидии от * года № * платежными поручениями от * года № *а сумму *., от * на сумму * тыс. руб., от * года № *на сумму *руб., от * года № * на сумму * тыс. руб., от * года № *на сумму * тыс.
рублей; распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2013 года № 2348-р «О первом заместителе руководителя Федерального космического агентства», приказом Федерального космического агентства от 13 декабря 2013 года № 396к «О первом заместителе руководителя Федерального космического агентства».
Достоверность вышеуказанных доказательств сомнений не вызывает, поскольку они непротиворечивы и согласуются между собой. Протокол об административном правонарушении составлен в соответствии с требованиями Кодекса РФ об административных правонарушениях. Права И*., при составлении протокола об административном правонарушении соблюдены, защитник И*присутствовал при составлении протокола и им получена копия протокола.
Таким образом, изучив материалы дела, в процессе рассмотрения настоящего дела, установлена вина должностного лица И*., первого заместителя руководителя Федерального космического агентства, которым нарушены условия предоставления субсидии, в части подписания договора № *, не соответствующего условиям предоставления субсидий, установленным Постановлением № 1563. Доказан факт совершения И*. как должностным лицом, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
При назначении наказания И*., в соответствии со ст.ст.4.1.-4.3.
Кодекса РФ об административных правонарушения, учитывается характер совершенного им административного правонарушения, личность виновного (данных о том, что ранее И*., как должностное лицо, привлекался к административной ответственности не имеется), считаю необходимым назначить ему наказание в виде административного штрафа в минимальном размере.
Ссылки стороны защиты на истечение годичного срока давности привлечения И*. к административной ответственности со дня подписания договора о предоставлении субсидии от * года и прекращении производства по делу об административном правонарушении на основании п. 6 ч. 1 ст. 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в связи с истечением срока давности, не принимаются во внимание, в силу следующего.
В соответствии с частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, срок давности привлечения к административной ответственности составляет два года.
В силу ч. 3 ст. 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, влекущие применение административного наказания в виде дисквалификации, составляет один год.
Принимая во внимание, что И*. было назначено административное наказание в виде административного штрафа, то положение части 3 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях применению в данном случае не подлежит.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст.ст.29.9-29.10, 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
Признать должностное лицо И*, первого заместителя руководителя Федерального космического агентства, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 15.15.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначить административное наказание в виде штрафа в размере 10 000 рублей.
Штраф подлежит зачислению в Межрегиональное оперативное управление Федерального казначейства (Счетная палата Российской Федерации л.с.
04951003050), ИНН 7702166610, КПП 770401001, наименование банка – Операционный департамент банка России город Москва 701, БИК банка 044501002, ОКТМО 45383000, счет администратора доходов федерального бюджета МОУ ФК (Счетная палата Российской Федерации) 401 018 105 000 000 019 01, вид платежа – административный штраф.
Разъяснить, что в соответствии со ст. 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен в полном размере лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления постановления о наложении административного штрафа в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Московский городской суд через Мещанский районный суд города Москвы в течение десяти суток с момента его вручения или получения его копии.
Судья Ю.С. Мордвина.
Постановления судов по ч. 1 ст. 15.15.5 КоАП РФ
Севрюков А.О., являясь начальником отдела по развитию промышленности управления промышленности, энергетики и транспорта Министерства экономического развития, промышленности и торговли . которое является главным распорядителем бюджетных средств.
Полунина С.П., являясь . которое является главным распорядителем бюджетных средств, находясь на своем рабочем месте по адресу: г. Оренбург, ул. 9 Января, д. 64, нарушила условия предоставления субсидий на компенсацию части затрат уплату процент.
Сроки Давности Привлечения к Административной Ответственности За Нарушение Требований Охраны Труда и Не Только!
Приветствую, друзья! Дублирую справочную информацию из нашей официальной группы в ВК про сроки давности привлечения к административной ответственности за нарушение требований охраны труда и так далее. Сохраните данную заметку себе в закладки (CTRL+D), чтобы не потерять.
Срок давности привлечения согласно КоАП РФ на 2019 год
Справочная выдержка касается, как уже было сказано, не только охрану труда. Трудовое законодательство и охрана труда это ст. 5.27. и ст. 5.27.1., но для специалистов работающих по принципу кофе или шампуня (в смысле 3 в 1) могут быть интересны и другие статьи и сроки давности привлечения по КоАР РФ. Итак, смотрим…
Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:
- 2 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица;
- 3 месяца — общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;
- 1 год, 2 года, 3 года, 6 лет — специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;
- 1 год — специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за любое нарушение, санкция по которому предусматривает дисквалификацию.
Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
Глава 5. Административные правонарушения, посягающие на права граждан
Статья КоАП РФ — Срок давности
5.27 — 1 год (Трудовое законодательство)
5.27.1 — 1 год (Охрана труда)
5.59 — 3 месяца
Глава 6. Административные правонарушения, посягающие на здоровье, санитарно-эпидемиологическое благополучие населения и общественную нравственность
Статья КоАП РФ — Срок давности
6.3 — 1 год
6.4 — 1 год
6.5 -1 год
6.6 -1 год
6.7 — 1 год
6.16 — 1 год
6.25 — 1 год
Глава 7. Административные правонарушения в области охраны собственности
Статья КоАП РФ — Срок давности
7.3 — 1 год
7.5 — 1 год
7.29 — 1 год
7.29.1 — 1 год
7.29.2 — 1 год
7.29.3 — 1 год
7.30 — 1 год
7.31 — 1 год
7.31.1 — 1 год
7.32 — 1 год
7.32.1 — 1 год
7.32.3 — 1 год
7.32.4 — 1 год
7.32.5 — 1 год
Глава 8. Административные правонарушения в области охраны окружающей среды и природопользования
Статья КоАП РФ — Срок давности
8.2 — 1 год
8.8 — 1 год
Глава 9. Административные правонарушения в промышленности, строительстве и энергетике
Статья КоАП РФ Срок давности
9.1 — 1 год
Глава 12. Административные правонарушения в области дорожного движения
Статья КоАП РФ — Срок давности
12.21.1 — 2 месяца (если дело рассматривал судья — 3 месяца)
Глава 13. Административные правонарушения в области связи и информации
Статья КоАП РФ — Срок давности
13.11 — 3 месяца
Глава 14. Административные правонарушения в области предпринимательской деятельности и деятельности саморегулируемых организаций
Статья КоАП РФ — Срок давности
14.1 — 3 месяца
14.3 — 1 год
14.4 — 1 год
14.5 — 1 год
14.10 — 1 год
14.13, ч. 1 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 2 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 3 — 3 года
14.13, ч. 3.1 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 года
14.13, ч. 4 — 1 год
14.13, ч. 4.1 — 1 год
14.13, ч. 5 — 3 года
14.13, ч. 5.1 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 6 — 1 год
14.13, ч. 7 — должностные лица — 1 год, граждане — 3 года
14.13, ч. 8 — 1 год
14.16 — 1 год
14.43 — 1 год
Глава 15. Административные правонарушения в области финансов, налогов и сборов, страхования, рынка ценных бумаг
Статья КоАП РФ — Срок давности
15.1 — 1 год
15.6 — 1 год
15.11, ч. 1 — 2 года
15.11, ч. 2 — 1 год
15.14 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 2 года
15.15.2, ч. 1 — 1 год
15.15.2, ч. 2- 1 год
15.15.2, ч. 3 — 2 года
15.15.3 — 1 год
15.15.4, ч. 1 — 1 год
15.15.4, ч. 2 — 2 года
15.15.5, ч. 1 — 1 год
15.15.5, ч. 1.1 — 1 год
15.15.5, ч. 2 — 2 года
15.15.12 — 1 год
15.15.13 — 1 год
15.25 — 2 года (1 год по ч. 5.1)
Глава 17. Невыполнение законных требований прокурора, следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении
Статья КоАП РФ — Срок давности
17.7 -должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 месяца
Глава 18. Административные правонарушения в области защиты государственной границы Российской Федерации и обеспечения режима пребывания иностранных граждан или лиц без гражданства на территории Российской Федерации
Статья КоАП РФ — Срок давности
18.15 — 1 год
Глава 19. Административные правонарушения против порядка управления
Статья КоАП РФ — Срок давности
19.5, ч. 1 — должностные лица — 1 год, юридические лица — 3 месяца
19.5, ч. 7 — 1 год
19.5, ч. 7.1 — 1 год
19.5, ч. 7.2 — 1 год
19.5, ч. 7.3 — 1 год
19.5, ч. 20 — 1 год
19.5, ч. 20.1 — 1 год
19.29 — 6 лет
Глава 20. Административные правонарушения, посягающие на общественный порядок и общественную безопасность
Статья КоАП РФ — Срок давности
20.4 — 1 год
20.25, ч. 1 — 3 месяца
Обновление информации от 15.05.2019 г.
Госдума 15 мая приняла в первом чтении законопроект, инициированный Верховным судом РФ, которым устраняется правовая коллизия в КоАП РФ, касающаяся сроков давности привлечения к ответственности.
Как отмечают в ВС, сейчас в соответствии с ч. 1 ст. 4.5 КоАП для ряда нарушений установлен трехлетний срок привлечения к ответственности. В то же время по правонарушениям, предусматривающим более строгое, чем предупреждение и штраф, наказание в виде дисквалификации, этот срок согласно ч. 3 ст. 4.5 КоАП ограничен одним годом. Какая из данных норм является приоритетной, не определено.
Для устранения этой неопределенности предлагается дополнить ч. 3 ст. 4.5 (давность привлечения к административной ответственности) оговоркой «если частью 1 настоящей статьи не предусмотрен более длительный срок давности привлечения к административной ответственности».
Сложности в правоприменении возникли из-за поэтапного увеличения сроков давности в КоАП. Первоначально ч. 1 ст. 4.5 КоАП был предусмотрен общий срок давности привлечения к административной ответственности в два месяца. В то же время ч. 3 ст. 4.5 был также установлен годичный срок давности за административные правонарушения, влекущие применение к должностному лицу административного наказания в виде дисквалификации. Впоследствии, однако, сроки давности по ч. 1 ст. 4.5 были увеличены до 3 лет. В результате стали возникать ситуации, когда, например, по ч. 1 ст. 4.5 арбитражным управляющим за нарушение законодательства о банкротстве грозит предупреждение или штраф с трехлетним сроком давности. При повторном же нарушении, за что предусмотрено более тяжкое наказание – дисквалификация, срок давности составляет только один год.
Предполагается, что вносимые поправки исключат ситуацию, позволяющую лицам при повторном нарушении законодательства о банкротстве избежать административной ответственности.
Обновление про правовую коллизию взято с legal.report
Присоединяйтесь к нашей официальной группе в ВК, в ней мы публикуем ещё больше материалов.
Если информация про срок давности привлечения по КоАП РФ была полезна, не забудьте поставить рейтинговую звёздочку 😉 Спасибо за поддержку и участие!
Сроки давности привлечения к административной ответственности
Сроки давности установлены ч. 1 и ч. 3 ст. 4.5 КоАП РФ:
-2 месяца – общий срок давности по делам, которые рассматривают органы и должностные лица (кроме суда);
-3 месяца – общий срок давности по делам, которые рассматривают судьи;
-1 год, 2 года, 3 года, 6 лет – специальные сроки давности по отдельным видам нарушений, перечисленным в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ;
-1 год – специальный срок при привлечении к ответственности должностных лиц за нарушения, санкция по которым предусматривает дисквалификацию (если больший срок не предусмотрен в ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ).
Справочная информация содержит конкретные сроки давности по наиболее распространенным составам правонарушений, предусмотренным КоАП РФ.
-ч. 3 ст. 5.35. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 7.6. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 7.22 – срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения или, если совершение нарушения прекращено до обнаружения, – с последнего дня, когда правонарушение совершалось;
-ст. 7.23.3. – для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 7.34. – срок давности исчисляется с момента обнаружения нарушения;
-ст. 9.13. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 9.23. – для юридических лиц и граждан, если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 10.3. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 10.6. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 10.8. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 11.15.1. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 11.32 – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст.ст. 12.1.-12.3. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.5. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.7. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.9. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.12. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15 – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.16. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 12.21.1. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст.ст. 12.31., 12.31.1.;
-ст. 13.12. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 13.19.2. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 14.2. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 14.26. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 19.3. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 19.4. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 6 ст. 19.5. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 11 ст. 19.5. – для юридических лиц – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 23 ст. 19.5. – для граждан, юридических лиц – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 19.8. – большинство судов руководствуются общим сроком (2 месяца) при привлечении к ответственности. Однако часть судов применяет специальный годичный срок, установленный для нарушений антимонопольного законодательства;
-ч. 1 ст. 19.24. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 20.1. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст. 20.8. – для граждан, юридических лиц – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ст.ст. 20.20., 20.21. – если дело рассматривает иной орган вместо суда;
-ч. 3 ст. 5.35. – если дело рассматривает суд;
-ст. 5.57. – для юридических лиц;
-ст. 5.63. – для граждан;
-ст. 7.6. – если дело рассматривает суд;
-ст. 7.19. – кроме должностных лиц. Большинство судов руководствуются трехмесячным сроком при привлечении к ответственности граждан и юридических лиц. Однако встречается и практика применения годичного срока;
-ст. 7.23.3. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;
-ст. 9.13. – если дело рассматривает суд;
-ст. 9.23. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;
-ст. 10.3. – если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Суды в основном применяют общий срок давности (3 месяца), однако встречаются случаи применения специального годичного срока;
-ст. 10.6. – если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть – специальный годичный;
-ст. 10.8. – если дело рассматривает суд. Практика неоднозначна. Часть судов применяют общий срок (3 месяца), другая часть – специальный годичный;
-ст. 11.15.1. – если дело рассматривает суд;
-ст. 11.32. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.1.-12.3. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.5. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.7. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.9. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.12. – если дело рассматривает суд;
-ч.ч. 4, 5 ст. 12.15. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.16. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.21.1. – если дело рассматривает суд;
-ст. 12.23. – если дело рассматривает суд;
-ст. 13.12. – если дело рассматривает суд;
-ст. 13.19.2. – если дело рассматривает суд;
-ст. 14.1.3. – для юридических лиц;
-ст. 14.2. – если дело рассматривает суд. В практике нет единства по вопросу о сроке давности при наказании за незаконную продажу алкоголя. Ряд судов применяют общий срок давности (3 месяца), другая часть – специальный годичный срок;
-ст. 14.26. – если дело рассматривает суд;
-ст. 17.7. – для юридических лиц;
-ст.ст. 19.3., 19.4. – если дело рассматривает суд;
-ст. 19.4.1. – кроме должностных лиц;
-ч. 1 ст. 19.5. – кроме должностных лиц;
-ч. 6 ст. 19.5. – если дело рассматривает суд. Большинство судов руководствуются общим сроком давности (3 месяца). Однако часть судов рассматривает данное нарушение как нарушение градостроительного законодательства и применяет специальный годичный срок;
-ч. 11 ст. 19.5. – для юридических лиц. Если дело рассматривает суд;
-ч.ч. 13, 14 ст. 19.5. – кроме должностных лиц;
-ч. 23 ст. 19.5. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;
-ч. 25 ст. 19.5. – кроме должностных лиц;
-ст. 19.20. – кроме должностных лиц;
-ч. 1 ст. 19.24. – если дело рассматривает суд;
-ст. 19.30. – кроме должностных лиц;
-ст. 20.1. – если дело рассматривает суд;
-ст. 20.8. – кроме должностных лиц. Если дело рассматривает суд;
-ст. 20.20., 20.21. – если дело рассматривает суд;
Статья 15.5 КоАП РФ. Нарушение сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам)
Новая редакция Ст. 15.5 КоАП РФ
Нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации (расчета по страховым взносам) в налоговый орган по месту учета –
влечет предупреждение или наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трехсот до пятисот рублей.
Комментарий к Статье 15.5 КоАП РФ
Статья 80 Налогового кодекса устанавливает, что налоговая декларация – письменное заявление налогоплательщика об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты налога.
Расчет авансового платежа представляет собой письменное заявление налогоплательщика о базе исчисления, об используемых льготах, исчисленной сумме авансового платежа и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты авансового платежа. Расчет авансового платежа представляется в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом применительно к конкретному налогу.
Расчет сбора представляет собой письменное заявление плательщика сбора об объектах обложения, облагаемой базе, используемых льготах, исчисленной сумме сбора и о других данных, которые служат основанием для исчисления и уплаты сбора.
Каждый налогоплательщик обязан представлять налоговую декларацию по налогу, который подлежит уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Для каждого вида налога установлен свой срок подачи декларации.
Если налогоплательщик освобожден от обязанности по уплате налогов в связи с применением специальных налоговых режимов, то в этом случае налоговые декларации не представляются в налоговые органы.
При отсутствии финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщик представляет налоговую декларацию по упрощенной форме, которая утверждается Министерством финансов Российской Федерации.
Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или в электронном виде.
Налогоплательщики, среднесписочная численность работников которых по состоянию на 1 января 2007 г. превышает 250 человек, обязаны представлять налоговые декларации (расчеты) в налоговый орган в электронном виде.
Согласно Федеральному закону от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ вышеназванный порядок предоставления налоговой декларации будет действовать до 1 января 2008 г.
——————————–
См.: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 137-ФЗ “О внесении изменений в часть первую и часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с осуществлением мер по совершенствованию налогового администрирования” (с изменениями от 30 декабря 2006 г.) // СЗ РФ. 2006. N 31 (часть 1).
Единые требования к форматам представления налоговой отчетности по региональным и местным налогам и сборам в электронном виде утверждены МНС РФ от 12 февраля 2003 г. N БГ-3-13/58@.
Бланки налоговых деклараций (расчетов) предоставляются налоговыми органами бесплатно.
Налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения или передана по телекоммуникационным каналам связи.
При разрешении дел указанной категории необходимо учитывать, что в соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП к составу должностных лиц коммерческих организаций относятся не только их руководители, но и другие работники, выполняющие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции. При выяснении субъективной стороны правонарушения следует изучать должностные инструкции работников, т.к. далеко не всегда руководитель предприятия является субъектом правонарушений, предусмотренных ст. 15.5 и 15.6 КоАП.
Наиболее часто встречающейся ошибкой, влияющей на вынесение законного и обоснованного решения, является определение момента совершения правонарушения и срока давности привлечения к административной ответственности.
Срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков – со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности. Согласно ч. 2 ст. 4.5 КоАП при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся.
Таким образом, нарушение сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета (ст. 15.5 КоАП) и непредставление ее в установленный срок не являются длящимися правонарушениями. Срок для привлечения к административной ответственности по таким правонарушениям начинает течь со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности, а не со дня, следующего за днем фактического представления налоговой декларации или иных сведений. Подобная позиция нашла свое отражение и в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, в котором указано, что правонарушения, предусмотренные ст. 15.5, 15.6 КоАП, не являются длящимися, срок в размере одного года должен исчисляться со дня, следующего за днем совершения правонарушения. Зачастую при вынесении решения судом данные положения не всегда принимаются во внимание.
Указанная позиция нашла также отражение, например, в п. 4 Обзора результатов рассмотрения жалоб на решения налоговых органов, действия (бездействие) их должностных лиц за второе полугодие 2003 г. – первое полугодие 2004 г., приведенного в письме Управления МНС России по г. Москве от 12 октября 2004 г. N 11-15/65542. Там, в частности, сказано: “. Направление декларации заказным письмом (с приложением квитанции почтовой связи и уведомления о вручении) не подтверждает факт отправки организацией декларации. Организацией не соблюден порядок направления деклараций почтовым отправлением, установленный пунктом 2 статьи 80 Налогового кодекса, а именно: отсутствует опись вложения”.
Налоговый орган не вправе отказать в принятии налоговой декларации (расчета) и обязан по просьбе налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) проставить отметку на копии налоговой декларации (копии расчета) о принятии и дату ее получения. При получении налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи налоговый орган обязан передать налогоплательщику (плательщику сбора, налоговому агенту) квитанцию о приеме в электронном виде.
При отправке налоговой декларации (расчета) по почте днем ее представления считается дата отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче налоговой декларации (расчета) по телекоммуникационным каналам связи днем ее представления считается дата ее отправки.
Налогоплательщик (плательщик сбора, налоговый агент) или его представитель подписывает налоговую декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации (расчете).
Единые требования к формированию и формализации налоговых деклараций и иных документов, служащих основанием для исчисления и уплаты налогов и сборов, утверждены Приказом МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 .
——————————–
См.: Приказ МНС РФ от 31 декабря 2002 г. N БГ-3-06/756 “О порядке ввода в действие новых форм налоговых деклараций” (с изм. от 22 июня 2004 г.) // Учет. Налоги. Право. Официальные документы. 2003. 29 января; 2004. 7 июля.
Министерство финансов Российской Федерации не вправе включать в форму налоговой декларации (расчета), а налоговые органы не вправе требовать от налогоплательщиков (плательщиков сборов, налоговых агентов) включения в налоговую декларацию (расчет) сведений, не связанных с исчислением и (или) уплатой налогов и сборов, за исключением:
1) вида документа: первичный (корректирующий);
2) наименования налогового органа;
3) места нахождения организации (ее обособленного подразделения) или места жительства физического лица;
4) фамилии, имени, отчества физического лица или полного наименования организации (ее обособленного подразделения);
5) номера контактного телефона налогоплательщика.
Решая вопрос о привлечении должностного лица организации к административной ответственности по статьям 15.5, 15.6 и 15.11 КоАП, необходимо руководствоваться положениями пункта 1 статьи 6 и пункта 2 статьи 7 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” , в соответствии с которыми руководитель несет ответственность за надлежащую организацию бухгалтерского учета, а главный бухгалтер (бухгалтер при отсутствии в штате должности главного бухгалтера) – за ведение бухгалтерского учета, своевременное представление полной и достоверной бухгалтерской отчетности.
——————————–
См.: Федеральный закон от 21 ноября 1996 г. N 129-ФЗ “О бухгалтерском учете” // СЗ РФ. 1996. N 48. Ст. 5369; 2006. N 45. Ст. 4635.
Другой комментарий к Ст. 15.5 Кодекса Российской Федерации об Административных Правонарушениях
1. Объектом нарушения является порядок контроля за правильностью исчисления налогов и перечислением их в соответствующий бюджет, установленный Налоговым кодексом РФ, иными нормативными актами.
В соответствии со ст.80 НК РФ под налоговой декларацией понимается письменное заявление налогоплательщика о полученных доходах и произведенных расходах, источниках доходов, налоговых льготах и исчисленной сумме налога и (или) другие данные, связанные с исчислением и уплатой налогов.
Налоговая декларация представляется каждым налогоплательщиком по каждому налогу, подлежащему уплате этим налогоплательщиком, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах. Декларация представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика на бланке установленной формы.
Под представлением понимается как подача налоговой декларации лично налогоплательщиком, так и ее направление по почте. При отправке налоговой декларации по почте днем представления считается дата отправки заказного письма с описью вложения.
2. Объективная сторона данного состава правонарушения характеризуется бездействием и выражается в непредставлении налогоплательщиком налоговой декларации в налоговый орган по месту учета.
Квалифицирующим признаком является несоблюдение срока подачи декларации. Налоговая декларация представляется в установленные законодательством о налогах и сборах сроки.
3. Субъектами правонарушения являются должностные лица.
Анализ субъективной стороны свидетельствует о возможности совершения рассматриваемого правонарушения в форме умысла или неосторожности. По юридической конструкции данное правонарушение является формальным составом, поэтому интеллектуальный и волевой моменты, указывающие на отношение нарушителя к наступившим последствиям бездействия, не определяются.
4. Размер санкции зависит от срока, в течение которого непредставлялась налоговая декларация, а также от обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность.
Вопрос: Каков порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ за нарушение сроков представления налоговых деклараций по налогу на прибыль? (Письмо УФНС РФ по г. Москве от 04.08.2006 n 09-14/69183)
Текст письма опубликован
“Московский налоговый курьер”, 2006, N 19
Вопрос: Каков порядок исчисления срока давности привлечения к административной ответственности в соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ за нарушение сроков представления налоговых деклараций по налогу на прибыль?
Ответ:
УПРАВЛЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБЫ
ПО Г. МОСКВЕ
ПИСЬМО
от 4 августа 2006 г. N 09-14/69183
В соответствии со ст. 23 НК РФ налогоплательщики обязаны представлять в налоговый орган по месту учета в установленном порядке налоговые декларации по тем налогам, которые они обязаны уплачивать, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.
Согласно ст. 285 НК РФ налоговым периодом по налогу на прибыль признается календарный год.
Отчетными периодами по данному налогу признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года.
Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так далее до окончания календарного года.
На основании ст. 289 НК РФ налогоплательщики независимо от наличия у них обязанности по уплате налога и (или) авансовых платежей по налогу, особенностей исчисления и уплаты налога обязаны по истечении каждого отчетного и налогового периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соответствующие налоговые декларации в порядке, определенном данной статьей.
Налоговые агенты обязаны по истечении каждого отчетного (налогового) периода, в котором они производили выплаты налогоплательщику, представлять в налоговые органы по месту своего нахождения налоговые расчеты в порядке, определенном ст. 289 НК РФ.
Налогоплательщики по итогам отчетного периода представляют налоговые декларации упрощенной формы. Некоммерческие организации, у которых не возникает обязательств по уплате налога, представляют налоговую декларацию по упрощенной форме по истечении налогового периода.
Налогоплательщики (налоговые агенты) представляют налоговые декларации (налоговые расчеты) не позднее 28 дней со дня окончания соответствующего отчетного периода. Налогоплательщики, исчисляющие суммы ежемесячных авансовых платежей по фактически полученной прибыли, представляют налоговые декларации в сроки, установленные для уплаты авансовых платежей.
Налоговые декларации (налоговые расчеты) по итогам налогового периода представляются налогоплательщиками (налоговыми агентами) не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
Организация, в состав которой входят обособленные подразделения, по окончании каждого отчетного и налогового периода представляет в налоговые органы по месту своего нахождения налоговую декларацию в целом по организации с распределением по обособленным подразделениям.
В соответствии со ст. 15.5 КоАП РФ нарушение установленных законодательством о налогах и сборах сроков представления налоговой декларации в налоговый орган по месту учета влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 3 до 5 МРОТ.
Постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, а за нарушение законодательства РФ о налогах и сборах – по истечении одного года со дня совершения административного правонарушения. Об этом сказано в ст. 4.5 КоАП РФ.
При длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения.
На основании п. 14 Постановления Пленума ВС РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях” при длящемся административном правонарушении сроки, предусмотренные ч. 1 ст. 4.5 КоАП РФ, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. При применении данной нормы необходимо исходить из того, что длящимся является такое административное правонарушение (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении обязанностей, возложенных на нарушителя законом. Невыполнение предусмотренной нормативным правовым актом обязанности к установленному в нем сроку не является длящимся административным правонарушением. При этом необходимо иметь в виду, что днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.
Срок давности привлечения к административной ответственности за правонарушения, по которым предусмотренная нормативным правовым актом обязанность не была выполнена к определенному в нем сроку, начинает исчисляться с момента наступления указанного срока.
Административное правонарушение, предусмотренное ст. 15.5 КоАП РФ, не относится к категории длящихся правонарушений, поскольку имеет конкретную дату его совершения.
Моментом окончания административного правонарушения, выразившегося в нарушении срока представления налоговой декларации по налогу на прибыль, считается день, с которым Налоговый кодекс РФ связывает истечение контрольного срока исполнения возложенных на налогоплательщика обязанностей, а не дата принятия декларации налоговым органом.
Следовательно, срок давности привлечения к административной ответственности за указанное административное правонарушение, равный одному году, начинает исчисляться не с момента обнаружения налоговым органом правонарушения, а с 29-го числа со дня окончания соответствующего налогового периода.
Заместитель
руководителя Управления
советник государственной
гражданской службы РФ
3 класса
Г.А.СУВОРОВА
04.08.2006