Каким НПА регулируется деятельность физ лиц, занимающихся частной практикой?
О регулировании деятельности субъектов, занимающихся частной юридической практикой
О регулировании деятельности субъектов, занимающихся частной юридической практикой
В майском номере журнала «Юрист» текущего года А. Тулеуов [1] предложил создать рабочую группу для разработки правил профессионального поведения юриста и созвать конференцию «Ассоциация юристов Казахстана».
Учитывая необходимость четкого регулирования взаимоотношений «юрист – клиент», «юрист – третьи лица», «юрист – государственные органы», автор, управляющий партнер адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры» Айдын Бикебаев излагает свое мнение относительно регулирования деятельности юристов, в том числе и адвокатов.
По-нашему мнению, указанные вопросы можно решить только лишь на законодательном уровне, а не просто активными действиями «Ассоциации юристов Казахстана», которая явно не объединяет и вряд ли объединит всех практикующих юристов республики. Тем более, когда деятельность занимающихся частной практикой юристов, не являющихся адвокатами, а также юридических фирм с принятием закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лицензирования» от 15 апреля 2005 года в настоящее время, по сути, выведена из правового поля.
Из перечня лицензируемых видов деятельности вышеуказанным законом исключены юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью. Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве Республики Казахстан отсутствует определение «юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью». Фактически, с позиции действующего законодательства РК это означает, что юридические услуги в настоящее время могут оказываться только адвокатами и отчасти – нотариусами [2] .
Обоснованием вышеуказанного положения является нижеследующее. В соответствии со статьей 1 Закона РК «Об адвокатской деятельности» к деятельности адвокатов относится оказание любых видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами, относится:
1) предоставление консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний;
2) составление исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера;
3) осуществление представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, в государственных и иных органах, организациях и в отношениях с гражданами.
4) иная юридическая помощь, не запрещенная законодательством. [3]
Адвокатская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона РК «О лицензировании».
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РК права предпринимателей, осуществляющих не запрещенную законодательством деятельность, защищаются возможностью ведения предпринимательской деятельности без получения разрешений от каких-либо ведомств, кроме лицензируемых видов деятельности. Как известно, объектом государственного лицензирования могут выступать как отдельные виды предпринимательской деятельности, так и иные виды деятельности, не являющиеся предпринимательскими – в частности, адвокатская деятельность. Таким образом, вышеуказанная статья Гражданского кодекса РК по существу устанавливает, что предпринимателям запрещается осуществление деятельности (в нашем случае, адвокатской), подлежащей обязательному лицензированию, без получения соответствующего разрешения.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод – поскольку адвокатская деятельность включает в себя оказание любых видов юридической помощи и подлежит лицензированию, а также, поскольку запрещается осуществление лицензируемых видов деятельности (в том числе видов деятельности, не являющихся предпринимательскими) без получения разрешения, соответственно юридические услуги не могут осуществляться лицами, не являющимися адвокатами либо нотариусами.
В пользу можно также отнести и то, что пункт 3 статьи 13 Конституции РК устанавливает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Статья 1 Закона РК «Об адвокатской деятельности» определяет, что адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. Соответственно единственным законно установленным способом обеспечения предоставления квалифицированной юридической помощи, по-нашему мнению, является институт адвокатуры – тем более, что претенденты на адвокатскую лицензию должны сдавать квалификационные экзамены, проходить стажировку, а адвокаты обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь, и имеют гарантии по невозможности их допроса по делам клиентов, адвокатской тайне и т.д.
Мы понимаем, что вышеуказанное мнение на данный момент не отвечает интересам как общества, так и государства. В первую очередь от этого пострадают интересы предпринимательства, которое останется без должной юридической поддержки. Адвокатура же, в силу своей малочисленности, не будет в состоянии покрыть спрос на юридическую помощь со стороны бизнеса, хотя потребители юридической помощи, предоставляемой адвокатами, будут отчасти в выигрышном положении, поскольку они получают законодательные гарантии сохранения адвокатской тайны, независимости адвокатов от других лиц, недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов и т.д. Поэтому необходимо в ближайшее время решать сложившуюся проблему – тем более, что значительная часть предпринимателей, занимающихся предоставлением юридических услуг, подвергаются угрозе изъятия в пользу государства полученных доходов от безлицензионной деятельности и могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством республики, в том числе и уголовной.
В Российской Федерации возникшая в Казахстане проблема была решена Федеральным законом от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Указанный закон в статье 1 устанавливает, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом в этой же статье указанный закон устанавливает, что юридическая помощь, оказываемая в том числе участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями, не является адвокатской деятельностью. Таким образом, деятельность практикующих юристов, не являющихся адвокатами, в России введена в правовое поле. Тем не менее, мы считаем, что российский законодатель все же не дал четких разграничений между адвокатской деятельностью и юридическими услугами. В указанном законе адвокатская деятельность разграничена от юридических услуг только по субъекту: адвокат и иные лица, оказывающие юридические услуги. По нашему мнению, такая классификация необоснованна, поскольку она не отражает саму суть деятельности по оказанию юридической помощи. Если и адвокат, и тот, кто им не является, оказывают практически одинаковые услуги своим клиентам, нет никакой необходимости разделять их по правовому статусу и, соответственно, одних заставлять оказывать бесплатную юридическую помощь, получать лицензии, вступать в адвокатские объединения, подвергать иным ограничениям, а деятельность других никоим образом специально не регулировать.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что деятельность адвоката отчасти имеет признаки предпринимательства с тем лишь отличием, что профессиональная деятельность накладывает на адвокатов ряд ограничений и обязательств, в том числе обязанность в установленных законом случаях оказывать бесплатную юридическую помощь. [4]
Попытка разграничить адвокатскую помощь от юридических услуг была сделана одним из защитников теоретического обоснования вышеуказанного разграничения В.В. Печерским [5] , который производит его, по большому счету, на основании того, что деятельность адвоката, в отличие от лиц, оказывающих юридические услуги, направлена на защиту потенциально нарушаемых или реально нарушенных прав, свобод и правоохраняемых интересов физических и юридических лиц. Однако такое утверждение не может быть принято как адвокатами, которых ограничивают в правоспособности, так и представителями юридических фирм, поскольку при этом они не смогут защищать интересы своих клиентов в гражданском судопроизводстве, в налоговых, административных и иных правоотношениях, где права, свободы и правоохраняемые интересы физических и юридических лиц потенциально могут нарушаться или быть реально нарушенными.
Учитывая проблематичность четкого разграничения адвокатской деятельности от юридических услуг в силу одинаковой природы возникающих при этом отношений, было бы правильным отказаться от такого разграничения вообще и обязать всех субъектов, занимающихся частной юридической практикой, приобрести статус адвокатов. Тем более, когда такая норма будет направлена именно на достижение цели обеспечения предоставления квалифицированной юридической помощи. Это позволило бы также разом решить все возникающие вопросы, тем более, что аналогичным образом регулируется деятельность практикующих юристов во многих странах мира. Так, в США любой юрист, желающий заниматься частной практикой, обязан успешно сдать экзамен на лицензию (Bar Exam) и должен стать членом «обязательной коллегии адвокатов», соблюдать устав и нормы, регулирующие профессиональное поведение. Понятно, что при принятии такого решения необходимо будет значительно совершенствовать действующий закон РК «Об адвокатской деятельности», чтобы приблизить его к общемировым стандартам. Для того, чтобы не возникал вопрос о монополизации рынка представителями действующего адвокатского сообщества возможно установить в законе переходный период, достаточный для того, чтобы работники юридических фирм успели приобрести статус адвокатов. Как известно, адвокатура – открытое объединение. Любой юрист, соответствующий квалификационным требованиям, имеет беспрепятственное право приобрести статус адвоката.
До принятия комплексного нормативно-правового акта в целях введения в правовое поле предпринимательской деятельности по оказанию юридических услуг, законодатель может принять решение об отказе государства практиковать лицензирование адвокатской деятельности. При таком варианте необходимо, по нашему мнению, одновременно предоставить республиканскому органу адвокатов (создание которого инициируется Министерством юстиции Республики Казахстан) право самостоятельно устанавливать квалификационные требования к претендентам на адвокатскую деятельность и проводить их аттестацию.
[2] В соответствии со статьей 17 Закона РК «О нотариате» нотариус вправе составлять проекты сделок, заявлений и других документов.
[3] Конечно, можно предположить, что, поскольку в соответствии с законодательством РК адвокатская деятельность не относится к предпринимательской, соответственно услуги юридических фирм нетождественны юридической помощи адвоката. Но здесь возникает вопрос – каким образом юридические услуги могут быть не связаны с адвокатской деятельностью, если к ней относится оказание любых видов юридической помощи. От разграничения услуг юристов-адвокатов, и услуг, оказываемых юристами, не являющимися адвокатами, суть оказываемых услуг принципиально не меняется. К тому же необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 1 Закона РК «О лицензировании» объектом лицензирования являются виды деятельности или определенные действия (операций), а не субъекты права сами по себе. При этом также необходимо иметь в виду, что государственному лицензированию могут подлежать как виды предпринимательской деятельности, так и иные виды деятельности, не являющиеся предпринимательскими, в частности, адвокатская деятельность.
[4] Данная обязанность адвокатов всегда вызывала определенные вопросы у адвокатов. По нашему мнению, адвокат, не получающий заработную плату и живущий за счет непостоянного дохода, несущий бремя затрат на офис, оргтехнику, канцелярские принадлежности, справочную правовую базу, специальную литературу, содержащий за свой счет помощников, не должен принуждаться государством бесплатно работать. В статье 24 Конституции Республики Казахстан установлено, что принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения; каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Адвокаты по собственной инициативе могут бесплатно оказывать юридическую помощь гражданам, но это не означает, что забота государства об отдельных своих гражданах должна перекладываться на адвокатов.
[5] В.В. Печерский «Юридическая помощь и юридическая услуга: формирование и сравнение понятий». Альманах журнала «Вопросы адвокатуры» – 2004 (вып.9).
В частном порядке
Юлия Егорова о том, как регулируется частная практика врачей
Юлия Егорова (Москва) — врач отделения анестезиологии-реанимации клиники фтизиопульмонологии ПМГУ им. Сеченова. По второму высшему образованию — юрист.
Наверное, каждый врач в нашей стране рано или поздно сталкивается с проблемой частных консультаций. Случайные знакомые, бывшие пациенты, родственники и друзья коллег, сами коллеги, не доверяя «кому попало», просят доктора проконсультировать их. В итоге к хорошему врачу стекаются ручейки, а иногда и потоки людей, которые хотят частную, «нелегальную» консультацию. По моему мнению, это происходит в силу традиционного недоверия пациентов к врачам и низкого качества нашего здравоохранения в целом. Так или иначе, респектабельное понятие «частная практика» — знакомое нам, прежде всего, из книг и зарубежного опыта — все прочнее входит в нашу жизнь. Может быть, вы уже задумывались о том, чтобы полностью перейти к частной практике или даже хотели бы создать свой частный центр? Рассмотрим законы, регулирующие это жизненное явление, а также ответственность за их нарушение.
Что есть что?
Для уточнения темы разговора приведем определения, которые нам дает Закон об охране здоровья граждан.
Медицинская услуга — медицинское вмешательство или комплекс медицинских вмешательств, направленных на профилактику, диагностику и лечение заболеваний, медицинскую реабилитацию и имеющих самостоятельное законченное значение.
Медицинская организация — юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы, осуществляющее в качестве основного (уставного) вида деятельности медицинскую деятельность на основании лицензии, выданной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Положения закона, регулирующие деятельность медицинских организаций, распространяются на иные юридические лица независимо от организационно-правовой формы, осуществляющие наряду с основной (уставной) деятельностью медицинскую деятельность, и применяются к таким организациям в части, касающейся медицинской деятельности. В целях настоящего Федерального закона к медицинским организациям приравниваются индивидуальные предприниматели, осуществляющие медицинскую деятельность.
Медицинский работник — физическое лицо, которое имеет медицинское или иное образование, работает в медицинской организации и в трудовые (должностные) обязанности которого входит осуществление медицинской деятельности, либо физическое лицо, которое является индивидуальным предпринимателем, непосредственно осуществляющим медицинскую деятельность.
Дело требует
Рассмотрев эти определения, можно заключить, что применять понятие «частная практика» к оказанию услуг в области медицины с юридической точки зрения не вполне верно. Частные или, правильнее сказать, физические лица по этому закону не могут оказывать медицинские услуги — для этого необходима регистрация юридического лица или хотя бы индивидуального предпринимателя.
Далее, для того чтобы юридическому лицу получить лицензию на оказание медицинских услуг, необходимо выполнить довольно обширный список требований. Соискатель лицензии должен иметь в собственности или на правах аренды помещение, пригодное для оказания медицинских услуг и соответствующее санитарным и прочим нормативам (что также должно быть подтверждено документально). Также необходимо иметь в собственности или аренде медицинское оборудование, аппараты и инструменты, необходимые для оказания заявленных услуг. При этом аппаратура и оборудование должны быть сертифицированы и зарегистрированы в установленном порядке.
Также для получения лицензии на медицинскую деятельность должны быть выполнены требования к персоналу. Руководитель и его заместители, ответственные за медицинскую деятельность, должны иметь высшее медицинское образование и действующий сертификат по врачебной специальности, а кроме того дополнительное образование и сертификат по специальности «организация здравоохранения и общественное здоровье».
К индивидуальному предпринимателю требования несколько мягче. Он должен иметь соответствующее заявленным им услугам медицинское образование. Если планируется оказывать доврачебную помощь или сестринский уход, то достаточно будет среднего медицинского образования, стажа не менее 3‑х лет и сертификата по соответствующей специальности. Врачам же потребуется дополнительное послевузовское образование, стаж не менее 5 лет и действующий сертификат специалиста.
Если для выполнения медицинской услуги необходимо несколько человек — в лицензионные требования включаются трудовые договоры, заключенные с работниками, которые должны иметь необходимое медицинское образование и сертификаты специалиста в количестве, соответствующем общим требованиям к штатному расписанию медицинских организаций. Кроме медицинских работников необходим технический персонал, имеющий квалификацию, достаточную для обслуживания медицинской аппаратуры, или договор с компанией, имеющей лицензию на ее техническое обслуживание.
Лицензионные требования приведены здесь в сокращенном виде, полный их перечень содержится в Положении о лицензировании медицинской деятельности от 16 апреля 2012 года, основном нормативном документе, регулирующем лицензирование оказания медицинских услуг. С ним можно познакомиться по ссылке: base.consultant.ru.
Даже неполный перечень лицензионных требований не оставляет сомнений в том, что частная медицинская деятельность требует весьма значительных начальных вложений, тогда как доктора более расположены заняться частной практикой для того, чтобы заработать деньги, а не потратить их. Более того, такие значительные расходы на лицензирование (не только медицинской деятельности, но и помещения, аппаратуры и прочего) значительно повышают стоимость услуг до недоступных большинству пациентов. Кроме того, лицензия выдается не раз и навсегда, а на 5 лет, после чего ее необходимо получить снова.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель?
После сравнения процедур регистрации, налоговых условий и требований к отчетности можно сделать вывод, что целесообразнее зарегистрироваться как индивидуальный предприниматель. Ограничений в предпринимательской деятельности, заключении трудовых договоров и т. д. индивидуальный предприниматель не имеет, отчетность сдает реже и заработанные деньги может тратить по своему усмотрению, тогда как деньги, принадлежащие юридическому лицу, его владелец может получить только через выплату себе зарплаты, что означает дополнительные налоговые отчисления.
Закон и порядок
После размышления над процедурой регистрации юридического лица или индивидуального предпринимательства, ведения бухгалтерии, составления налоговых деклараций, приобретения помещения и оборудования, получения лицензии… у российского доктора непременно возникает вопрос «А может, как‑нибудь так?»
«Как‑нибудь так» регулируется
Кодексом РФ об административных правонарушениях, статья 6.2. Незаконное занятие частной медицинской практикой, частной фармацевтической деятельностью либо народной медициной (целительством):
1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на данный вид деятельности,— влечет наложение административного штрафа в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей.
2. Занятие народной медициной (целительством) с нарушением установленного законом порядка — влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей.
Вроде штрафы невелики, и выходит, что дешевле незаконно заниматься частной практикой, чем законно оказывать медицинские услуги. Но эта ответственность предполагается за единичные действия, например, померили соседской бабушке давление, посоветовали ей какое‑нибудь лекарство, и получили шоколадку от благодарной старушки. Подобные добрые дела можно совершать и систематически, главное — не получать с них финансовой прибыли, потому что если ваша медицинская деятельность принесет вам значительный доход, то это уже
Уголовный кодекс РФ статья 171. Незаконное предпринимательство: п 1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, — наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок до шести месяцев.
Насчет этой статьи врачей можно сразу успокоить, потому что крупный размер дохода начинается от 250 тысяч рублей за время занятия частной практикой, а заработать такие деньги не так‑то просто. Следует также обратить внимание, что в этой статье имеется в виду самостоятельная деятельность. То есть если врач оказывал услуги по трудовому договору с организацией, которая не имеет лицензии на медицинскую деятельность, то ответственность за это несет организация, а не доктор. Об этом полезно вспомнить, например, при вычете из заработной платы работников сумм под предлогом погашения штрафов, наложенных на клинику в связи с лицензионными нарушениями.
Наиболее грустными выглядят последствия случая, когда незаконная медицинская услуга не принесла пользы, а наоборот, причинила вред. То есть соседская бабушка, которой вы померили давление, приняла по вашему совету гипотензивное средство, после чего у нее закружилась голова, она упала и сломала при этом шейку бедра (а это как минимум вред здоровью средней тяжести). На этот случай есть
Уголовный кодекс РФ, статья 235. Незаконное занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью 1. Занятие частной медицинской практикой или частной фармацевтической деятельностью лицом, не имеющим лицензии на избранный вид деятельности, если это повлекло по неосторожности причинение вреда здоровью человека,— наказывается штрафом в размере до ста двадцати тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, либо ограничением свободы на срок до трех лет, либо принудительными работами на срок до трех лет, либо лишением свободы на тот же срок. 2. То же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека,— наказывается принудительными работами на срок до пяти лет либо лишением свободы на тот же срок.
Под частной практикой в уголовном праве понимается любое оказание медицинских услуг вне государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, если эта деятельность осуществляется регулярно, на постоянной основе. Например, вы измеряете давление соседской бабушке постоянно, и даете ей по этому поводу какие‑то советы. Если же вред здоровью был причинен при разовом оказании услуги или медицинской помощи, то он может квалифицироваться как причиненный по неосторожности. При этом для признания виновности в незаконной медицинской практике совершенно не имеет значения, получаете ли вы прибыль от этой деятельности, выясняется только сам факт оказания услуг.
Самое главное
Частная медицинская практика жестко урегулирована законодательно, требует регистрации юридического лица или индивидуальной предпринимательской деятельности и получения лицензии.
При заключении трудового договора с частным работодателем имеет смысл уточнить наличие лицензии на медицинскую деятельность и узнать, какие именно услуги лицензированы, для того чтобы застраховать себя от неприятных неожиданностей вроде прекращения работы клиники из‑за отсутствия лицензии или запрета оказания услуг по вашей специальности.
Оказание медицинских услуг в частном порядке без лицензии — не преступление, но считается правонарушением, которое может повлечь за собой административную ответственность.
И, как обычно, помните о врачебной заповеди — «не навреди». Причинение вреда здоровью не только противоречит главному принципу профессии, но и влечет уголовную ответственность.
Нашли ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
О регулировании деятельности субъектов, занимающихся частной юридической практикой
О регулировании деятельности субъектов, занимающихся частной юридической практикой
В майском номере журнала «Юрист» текущего года А. Тулеуов [1] предложил создать рабочую группу для разработки правил профессионального поведения юриста и созвать конференцию «Ассоциация юристов Казахстана».
Учитывая необходимость четкого регулирования взаимоотношений «юрист – клиент», «юрист – третьи лица», «юрист – государственные органы», автор, управляющий партнер адвокатской конторы «Саят Жолши и Партнеры» Айдын Бикебаев излагает свое мнение относительно регулирования деятельности юристов, в том числе и адвокатов.
По-нашему мнению, указанные вопросы можно решить только лишь на законодательном уровне, а не просто активными действиями «Ассоциации юристов Казахстана», которая явно не объединяет и вряд ли объединит всех практикующих юристов республики. Тем более, когда деятельность занимающихся частной практикой юристов, не являющихся адвокатами, а также юридических фирм с принятием закона РК «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам лицензирования» от 15 апреля 2005 года в настоящее время, по сути, выведена из правового поля.
Из перечня лицензируемых видов деятельности вышеуказанным законом исключены юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью. Таким образом, на сегодняшний день в законодательстве Республики Казахстан отсутствует определение «юридические услуги, не связанные с адвокатской деятельностью». Фактически, с позиции действующего законодательства РК это означает, что юридические услуги в настоящее время могут оказываться только адвокатами и отчасти – нотариусами [2] .
Обоснованием вышеуказанного положения является нижеследующее. В соответствии со статьей 1 Закона РК «Об адвокатской деятельности» к деятельности адвокатов относится оказание любых видов юридической помощи в целях защиты и содействия в реализации прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов юридических лиц.
В соответствии со статьей 4 вышеуказанного Закона к видам юридической помощи, оказываемой адвокатами, относится:
1) предоставление консультаций, разъяснений, советов и письменных заключений по вопросам, разрешение которых требует профессиональных юридических знаний;
2) составление исковых заявлений, жалоб и других документов правового характера;
3) осуществление представительства и защиты физических и юридических лиц в органах дознания, предварительного следствия, судах, в государственных и иных органах, организациях и в отношениях с гражданами.
4) иная юридическая помощь, не запрещенная законодательством. [3]
Адвокатская деятельность подлежит лицензированию в соответствии с пунктом 4 статьи 10 Закона РК «О лицензировании».
В соответствии с пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса РК права предпринимателей, осуществляющих не запрещенную законодательством деятельность, защищаются возможностью ведения предпринимательской деятельности без получения разрешений от каких-либо ведомств, кроме лицензируемых видов деятельности. Как известно, объектом государственного лицензирования могут выступать как отдельные виды предпринимательской деятельности, так и иные виды деятельности, не являющиеся предпринимательскими – в частности, адвокатская деятельность. Таким образом, вышеуказанная статья Гражданского кодекса РК по существу устанавливает, что предпринимателям запрещается осуществление деятельности (в нашем случае, адвокатской), подлежащей обязательному лицензированию, без получения соответствующего разрешения.
Резюмируя вышеизложенное, можно сделать следующий вывод – поскольку адвокатская деятельность включает в себя оказание любых видов юридической помощи и подлежит лицензированию, а также, поскольку запрещается осуществление лицензируемых видов деятельности (в том числе видов деятельности, не являющихся предпринимательскими) без получения разрешения, соответственно юридические услуги не могут осуществляться лицами, не являющимися адвокатами либо нотариусами.
В пользу можно также отнести и то, что пункт 3 статьи 13 Конституции РК устанавливает, что каждый имеет право на получение квалифицированной юридической помощи. Статья 1 Закона РК «Об адвокатской деятельности» определяет, что адвокатура в Республике Казахстан призвана содействовать реализации гарантированного государством и закрепленного Конституцией Республики Казахстан права человека на судебную защиту своих прав, свобод и получение квалифицированной юридической помощи. Соответственно единственным законно установленным способом обеспечения предоставления квалифицированной юридической помощи, по-нашему мнению, является институт адвокатуры – тем более, что претенденты на адвокатскую лицензию должны сдавать квалификационные экзамены, проходить стажировку, а адвокаты обязаны оказывать бесплатную юридическую помощь, и имеют гарантии по невозможности их допроса по делам клиентов, адвокатской тайне и т.д.
Мы понимаем, что вышеуказанное мнение на данный момент не отвечает интересам как общества, так и государства. В первую очередь от этого пострадают интересы предпринимательства, которое останется без должной юридической поддержки. Адвокатура же, в силу своей малочисленности, не будет в состоянии покрыть спрос на юридическую помощь со стороны бизнеса, хотя потребители юридической помощи, предоставляемой адвокатами, будут отчасти в выигрышном положении, поскольку они получают законодательные гарантии сохранения адвокатской тайны, независимости адвокатов от других лиц, недопустимости вмешательства в деятельность адвокатов и т.д. Поэтому необходимо в ближайшее время решать сложившуюся проблему – тем более, что значительная часть предпринимателей, занимающихся предоставлением юридических услуг, подвергаются угрозе изъятия в пользу государства полученных доходов от безлицензионной деятельности и могут быть привлечены к ответственности, предусмотренной действующим законодательством республики, в том числе и уголовной.
В Российской Федерации возникшая в Казахстане проблема была решена Федеральным законом от 31 мая 2002 года «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Указанный закон в статье 1 устанавливает, что адвокатской деятельностью является квалифицированная юридическая помощь, оказываемая на профессиональной основе лицами, получившими статус адвоката, физическим и юридическим лицам (доверителям) в целях защиты их прав, свобод и интересов, а также обеспечения доступа к правосудию. При этом в этой же статье указанный закон устанавливает, что юридическая помощь, оказываемая в том числе участниками и работниками организаций, оказывающих юридические услуги, а также индивидуальными предпринимателями, не является адвокатской деятельностью. Таким образом, деятельность практикующих юристов, не являющихся адвокатами, в России введена в правовое поле. Тем не менее, мы считаем, что российский законодатель все же не дал четких разграничений между адвокатской деятельностью и юридическими услугами. В указанном законе адвокатская деятельность разграничена от юридических услуг только по субъекту: адвокат и иные лица, оказывающие юридические услуги. По нашему мнению, такая классификация необоснованна, поскольку она не отражает саму суть деятельности по оказанию юридической помощи. Если и адвокат, и тот, кто им не является, оказывают практически одинаковые услуги своим клиентам, нет никакой необходимости разделять их по правовому статусу и, соответственно, одних заставлять оказывать бесплатную юридическую помощь, получать лицензии, вступать в адвокатские объединения, подвергать иным ограничениям, а деятельность других никоим образом специально не регулировать.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что деятельность адвоката отчасти имеет признаки предпринимательства с тем лишь отличием, что профессиональная деятельность накладывает на адвокатов ряд ограничений и обязательств, в том числе обязанность в установленных законом случаях оказывать бесплатную юридическую помощь. [4]
Попытка разграничить адвокатскую помощь от юридических услуг была сделана одним из защитников теоретического обоснования вышеуказанного разграничения В.В. Печерским [5] , который производит его, по большому счету, на основании того, что деятельность адвоката, в отличие от лиц, оказывающих юридические услуги, направлена на защиту потенциально нарушаемых или реально нарушенных прав, свобод и правоохраняемых интересов физических и юридических лиц. Однако такое утверждение не может быть принято как адвокатами, которых ограничивают в правоспособности, так и представителями юридических фирм, поскольку при этом они не смогут защищать интересы своих клиентов в гражданском судопроизводстве, в налоговых, административных и иных правоотношениях, где права, свободы и правоохраняемые интересы физических и юридических лиц потенциально могут нарушаться или быть реально нарушенными.
Учитывая проблематичность четкого разграничения адвокатской деятельности от юридических услуг в силу одинаковой природы возникающих при этом отношений, было бы правильным отказаться от такого разграничения вообще и обязать всех субъектов, занимающихся частной юридической практикой, приобрести статус адвокатов. Тем более, когда такая норма будет направлена именно на достижение цели обеспечения предоставления квалифицированной юридической помощи. Это позволило бы также разом решить все возникающие вопросы, тем более, что аналогичным образом регулируется деятельность практикующих юристов во многих странах мира. Так, в США любой юрист, желающий заниматься частной практикой, обязан успешно сдать экзамен на лицензию (Bar Exam) и должен стать членом «обязательной коллегии адвокатов», соблюдать устав и нормы, регулирующие профессиональное поведение. Понятно, что при принятии такого решения необходимо будет значительно совершенствовать действующий закон РК «Об адвокатской деятельности», чтобы приблизить его к общемировым стандартам. Для того, чтобы не возникал вопрос о монополизации рынка представителями действующего адвокатского сообщества возможно установить в законе переходный период, достаточный для того, чтобы работники юридических фирм успели приобрести статус адвокатов. Как известно, адвокатура – открытое объединение. Любой юрист, соответствующий квалификационным требованиям, имеет беспрепятственное право приобрести статус адвоката.
До принятия комплексного нормативно-правового акта в целях введения в правовое поле предпринимательской деятельности по оказанию юридических услуг, законодатель может принять решение об отказе государства практиковать лицензирование адвокатской деятельности. При таком варианте необходимо, по нашему мнению, одновременно предоставить республиканскому органу адвокатов (создание которого инициируется Министерством юстиции Республики Казахстан) право самостоятельно устанавливать квалификационные требования к претендентам на адвокатскую деятельность и проводить их аттестацию.
[2] В соответствии со статьей 17 Закона РК «О нотариате» нотариус вправе составлять проекты сделок, заявлений и других документов.
[3] Конечно, можно предположить, что, поскольку в соответствии с законодательством РК адвокатская деятельность не относится к предпринимательской, соответственно услуги юридических фирм нетождественны юридической помощи адвоката. Но здесь возникает вопрос – каким образом юридические услуги могут быть не связаны с адвокатской деятельностью, если к ней относится оказание любых видов юридической помощи. От разграничения услуг юристов-адвокатов, и услуг, оказываемых юристами, не являющимися адвокатами, суть оказываемых услуг принципиально не меняется. К тому же необходимо иметь в виду, что в соответствии со статьей 1 Закона РК «О лицензировании» объектом лицензирования являются виды деятельности или определенные действия (операций), а не субъекты права сами по себе. При этом также необходимо иметь в виду, что государственному лицензированию могут подлежать как виды предпринимательской деятельности, так и иные виды деятельности, не являющиеся предпринимательскими, в частности, адвокатская деятельность.
[4] Данная обязанность адвокатов всегда вызывала определенные вопросы у адвокатов. По нашему мнению, адвокат, не получающий заработную плату и живущий за счет непостоянного дохода, несущий бремя затрат на офис, оргтехнику, канцелярские принадлежности, справочную правовую базу, специальную литературу, содержащий за свой счет помощников, не должен принуждаться государством бесплатно работать. В статье 24 Конституции Республики Казахстан установлено, что принудительный труд допускается только по приговору суда либо в условиях чрезвычайного или военного положения; каждый имеет право на вознаграждение за труд без какой-либо дискриминации. Адвокаты по собственной инициативе могут бесплатно оказывать юридическую помощь гражданам, но это не означает, что забота государства об отдельных своих гражданах должна перекладываться на адвокатов.
[5] В.В. Печерский «Юридическая помощь и юридическая услуга: формирование и сравнение понятий». Альманах журнала «Вопросы адвокатуры» – 2004 (вып.9).
Система нормативно-правовых актов, регулирующих предпринимательскую деятельность
Правовые основы функционирования предприятий
Российское законодательство, регулирующее предпринимательскую деятельность, состоит из множества законодательных и подзаконных актов, в которые весьма часто вносятся изменения. Вполне естественно, что начинающему предпринимателю трудно разобраться в таком обилии документов. Тем не менее, предприниматель обязан продумать, каким образом обеспечить соблюдение законодательства в процессе деятельности. Можно нанять юриста в штат, пользоваться услугами сторонних консультантов или изучать законы самостоятельно.
Основными документами, регламентирующими предпринимательскую деятельность являются:
1. Конституция РФ от 12.12.93 (ред. от 25.07.2003.)
2. Гражданский кодекс РФ (часть 1) от 30.11.94 №51-ФЗ (ред.29.07.2004);
3. Гражданский кодекс РФ (часть 2) от 26.01.96 № 14-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
4. Гражданский кодекс РФ (часть 3) от 26.11.2001 № 146 –ФЗ;
5. Налоговый кодекс РФ (часть 1) от 31.07.98 № 146-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 119-ФЗ);
6. Налоговый кодекс РФ (часть 2) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.07.2005 № 117-ФЗ);
7. Федеральный закон «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 № 88-ФЗ (ред. от 21.03.2002);
8. Федеральный закон «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» от 28.08.2001 № 129-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
9. Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)» от 26.10.2002 № 127-ФЗ;
10. Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 28.08.2001 № 128-ФЗ (ред. от 23.12.2003);
11. Трудовой кодекс РФ № – ФЗ от 21.12.2001
12. Иные нормативные акты
Конституция РФ – основной документ всего российского законодательства. Конституция закрепляет следующие основополагающие права и принципы предпринимательской деятельности: свободное распоряжение своим трудом, право частной собственности, равенство всех форм собственности, свобода экономической деятельности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, общегражданские права человека.
Гражданский кодекс состоит из четырех частей:
1 – “Общие положения, Право собственности и другие вещные права и Общая часть обязательственного права”;
2 – “Отдельные виды обязательств”;
3 – “Наследственное право. Международное частное право”;
4 – “Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации”.
На практике Вам, чаще всего, пользуются двумя первыми частями ГК. В первой части содержатся статьи об индивидуальной предпринимательской деятельности гражданина и о юридических лицах (коммерческих – ООО, ЗАО и др. и некоммерческих организациях). Часть вторая содержит требования к различным видам договоров (например, к договору купли-продажи, подряда, возмездного оказания услуг и др.).
Многие положения Гражданского кодекса конкретизируются специальными законами. В частности, правовое положение и особенности такой популярной организационно-правовой формы юридического лица как ООО регулируются законом “Об обществах с ограниченной ответственностью”, ЗАО и ОАО – законом “Об акционерных обществах”. Созданию и деятельности некоммерческих организаций (фондов, учреждений, некоммерческих партнерств, автономных некоммерческих организаций и др.) посвящены законы “О некоммерческих организациях” и “Об общественных объединениях”.
Налоговый кодекс РФ, как понятно из его названия, регулирует вопросы исчисления и уплаты налогов. Состоит Налоговый кодекс из двух частей. Первая часть – общая, в ней раскрываются понятия налога, налогоплательщика (и ряд других), приводятся права и обязанности налогоплательщиков и налоговых органов, конкретизируются санкции (штрафы и др.) за нарушения налогового законодательства и т.п. Вторая часть более “практическая” – каждая ее глава посвящена тому или иному налогу.
Налоговый кодекс – это основа российской налоговой системы, поэтому он является важнейшим документом, с которым каждый предприниматель должен сверять свою деятельность. Ведь ведение бизнеса без предварительной оценки сумм налогов, которые потребуется уплатить по результатам совершенных сделок, будет иметь плачевные последствия – сами сделки могут оказаться невыгодными, а фирма в результате ведения убыточной деятельности обанкротится.
Трудовой кодекс определяет правовые аспекты регулирования трудовых отношений: организация труда и управление трудом, рабочее время и время отдыха, оплата и нормирование труда, гарантии и компенсации. (Приложение 5)
Вопросы о необходимости получения лицензий решает закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”.
Предпринимательская деятельность по закону подлежит обязательной государственной регистрации, вне зависимости от избранной формы ведения бизнеса – путем создания юридического лица или путем осуществления деятельности физическим лицом – индивидуальным предпринимателем.
Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации влечет административную и уголовную ответственность (соответственно, по статье 14.1 Кодекса об административных правонарушениях и по статье 171 Уголовного кодекса РФ):
КоАП РФ, статья 14.1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии).
1. Осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя или без государственной регистрации в качестве юридического лица – влечет наложение административного штрафа в размере от пятисот до двух тысяч рублей.
2. Осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
3. Осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц – от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц – от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
4. Осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), – влечет наложение административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц – от четырех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц – от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
Примечание. Понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
УК РФ, статья 171. Незаконное предпринимательство.
1. Осуществление предпринимательской деятельности без регистрации или с нарушением правил регистрации, а равно представление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов, содержащих заведомо ложные сведения, либо осуществление предпринимательской деятельности без лицензии в случаях, когда такая лицензия обязательна, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере, – наказывается штрафом в размере до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до двух лет, либо обязательными работами на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.
2. То же деяние:
а) совершенное организованной группой;
б) сопряженное с извлечением дохода в особо крупном размере, – наказывается штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет либо лишением свободы на срок до пяти лет со штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев либо без такового.
Примечание. Крупным размером, крупным ущербом, доходом либо задолженностью в крупном размере признаются стоимость, ущерб, доход либо задолженность в сумме, превышающей один миллион пятьсот тысяч рублей, особо крупным – шесть миллионов рублей.
Таким образом, регистрация бизнеса – необходимое условие его легальности и конкурентоспособности. Органом, осуществляющим регистрацию индивидуальных предпринимателей (ИП) и коммерческих организаций (ЗАО, ООО и др.) является налоговая инспекция.
Порядок регистрации фирм (предприятий, ЗАО, ООО и др.) и ИП установлен законом “О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”.
Для занятия определенными видами деятельности обязательно получение лицензии. Лицензию необходимо получать после регистрации юридического лица или индивидуального предпринимателя, но до начала осуществления лицензируемой деятельности.
Основным законом, регулирующем лицензирование, является закон “О лицензировании отдельных видов деятельности”. Перечень видов деятельности, для осуществления которых необходимо получать лицензии, приведен в данном законе.
Помимо вышеупомянутого закона, лицензирование деятельности в ряде сфер осуществляется в соответствии с отдельными специальными законами. Данные виды деятельности также перечислены в законе “О лицензировании отдельных видов деятельности”, в пункте 2 статьи 1. В частности, лицензирование образовательной деятельности регулируется законом “Об образовании”, лицензирование производства и торговли этиловым спиртом и товарами, содержащими алкоголь – законом “О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции”, лицензирование деятельности в области связи (в том числе деятельность интернет-провайдеров, хостинг-провайдеров, операторов мобильной связи и IP-телефонии) – законом “О связи”, и т.д.
Осуществление без лицензии деятельности, подлежащей обязательному лицензированию, влечет уголовную ответственность по статье 171 УК РФ “Незаконное предпринимательство”.
Лицензирование – достаточно сложная процедура, требующая подготовки большого количества документов и выполнения специальных, “лицензионных” требований. Помощь в лицензировании почти всех видов деятельности оказывают соискателям лицензий специализированные юридические компании, и, если, Вы не уверены, что сможете выполнить все необходимое самостоятельно, лучше при лицензировании воспользоваться услугами профессионалов.
Общие требования к пакету документов для лицензирования приведены в законе “О лицензировании отдельных видов деятельности”, согласно которому для получения лицензии потребуется предоставить лицензирующему органу:
1. Заявление о предоставлении лицензии, в котором указываются:
– полное и (в случае, если имеется) сокращенное наименование, в том числе фирменное наименование, и организационно-правовая форма юридического лица, место его нахождения, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений о юридическом лице в единый государственный реестр юридических лиц, – для юридического лица;
– фамилия, имя и (в случае, если имеется) отчество индивидуального предпринимателя, место его жительства, адреса мест осуществления лицензируемого вида деятельности, который намерен осуществлять заявитель, данные документа, удостоверяющего его личность, основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения сведений об индивидуальном предпринимателе в единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей, – для индивидуального предпринимателя;
– идентификационный номер налогоплательщика и данные документа о постановке соискателя лицензии на учет в налоговом органе;
– лицензируемый вид деятельности в соответствии с пунктом 1 статьи 17 Федерального закона, который соискатель лицензии намерен осуществлять.
2. Копии учредительных документов (с представлением оригиналов в случае, если верность копий не засвидетельствована в нотариальном порядке) – для юридического лица;
3. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины за рассмотрение лицензирующим органом заявления о предоставлении лицензии;
4. Копии документов, перечень которых определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности и которые свидетельствуют о наличии у соискателя лицензии возможности выполнения лицензионных требований и условий, в том числе документов, наличие которых при осуществлении лицензируемого вида деятельности предусмотрено федеральными законами.
Положения о лицензировании каждого вида деятельности принимаются Правительством РФ, которое также назначает органы, уполномоченные на осуществление лицензирования в различных отраслях. В регионах лицензированием как правило занимаются местные (территориальные) отделения указанных органов, в которые и следует обращаться соискателям для получения лицензий.
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:
Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9824 –
Пошаговая инструкция по регистрации граждан в статусе самозанятых в 2019 году
Поскольку в четырех густонаселенных субъектах РФ с 2019 года самозанятым гражданам нужно будет уплачивать налоги, мы составили инструкцию, как же зарегистрироваться в статусе самозанятого гражданина.
Кто такие самозанятые граждане
Исходя из смысла пп. 7.3 ст 83 НК РФ, можно вынести следующее определение:
«Физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем и оказывающее без привлечения наемных работников услуги физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд»
Не могут быть зарегистрированы в качестве самозанятых:
- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму у физических лиц для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности;
- иностранные граждане, осуществляющие трудовую деятельность по найму в организациях и (или) у индивидуальных предпринимателей, а также у занимающихся частной практикой нотариусов, адвокатов, учредивших адвокатские кабинеты, и других лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой.
Таким образом, самозанятыми гражданами могут быть физические лица, без статуса ИП, которые зарабатывают «сами на себя». Иными словами, фрилансеры, как это модно сейчас называть.
Возраст, интересно, с 18 лет, или можно эмансипировать подростка?
Признаки самозанятого
Собственно, они уже указаны:
- гражданин РФ, иностранный гражданин, лицо без гражданства;
- не в статусе ИП;
- занимается определенными видами деятельности;
- деятельность систематическая, направлена на получение прибыли;
- зарегистрирован в качестве самозанятого.
- совокупный доход не более 2,4 млн рублей в год.
По поводу последнего признака — чтобы государство считало гражданина самозанятым, он должен быть зарегистрирован в этом качестве? Или достаточно факта осуществления им деятельности, подпадающей под «самозанятость»?
Кто регистрирует самозанятых
в указанном качестве осуществляется налоговым органом по месту жительства (месту пребывания – при отсутствии у физического лица места жительства на территории Российской Федерации) этого физического лица на основании представляемого им в любой налоговый орган по своему выбору уведомления об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд.
Какими НПА регулируются
Все, что связано с самозанятыми, регулируется Гражданским кодексом (статьи 2 и 23), Налоговым кодексом (статья 83), и Приказом Федеральной налоговой службы от 31.03.2017 № ММВ-7-14/270@ “Об утверждении формы и формата уведомления физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд, а также порядка ее заполнения”.
Вот этот Приказ мы подробно-то и разберем ниже.
Есть два понятия:
- Самозанятые (услуги домашнего персонала плюс репетиторы), которые действуют по всей РФ и не платят НДФЛ в силу п. 70 ст. 217 НК РФ, форма уведомления из данной статьи относится именно к ним.
- Плательщики налога на профессиональный доход, это как раз те, кто действует с 2019 года в 4-х регионах, имеют ограничения по доходу в 2,4 млн рублей и платят налог по ставке 4% или 6%. Их деятельность регулируют два закона (27.11.2018 № 422-ФЗ и 27.11.2018 № 425-ФЗ).По плательщикам НПД нет формы заявления, оно формируется через приложение «Мой налог», об этом говорится в статье 5 закона 27.11.2018 № 422-ФЗ.
Как получить статус самозанятого
Статус самозанятого получить достаточно просто. Нужно заполнить «Уведомление физического лица об осуществлении (о прекращении) деятельности
по оказанию услуг физическому лицу для личных, домашних и (или) иных подобных нужд», и подать в любую территориальную ИФНС, можно как по месту регситрации, так и поместу пребывания, а можно просто в ближайшую.
Само Уведомление приложено к этому посту в формате PDF.
Порядок заполнения уведомления для налоговой инспекции
Уведомление можно заполнить от руки, печатными буквами, синими, фиолетовыми или черными чернилами. Или посредством компьютера, правда, формы в формате MS Excel я не нашел, как и специального ПО на сайте ГНИВЦ. Но там всего три страницы, можно в общем-то и от руки заполнить.
Правила стандартные для подобных документов:
- одно знакоместо — один символ;
- двусторонняя печать не допускается (совсем леса не берегут);
- исправления, подчистки, использование корректора — не допускается;
- заполняются все поля;
- если нет данных (например, ИНН) — ставится прочерк;
- для заполнения на компьютере — шрифт Courier New, 16-18 pt.
- дата пишется с точками, номер телефона — с кодом города и без пробелов и прочерков.
- сквозная нумерация в формате 001 — 999.
А теперь посмотрим на само уведомление.
Страница 001
- ИНН в «шапке» указывается при наличии. Если еще не получали — как раз присвоят.
- Код налогового органа — код ИФНС, куда решили обратиться. К примеру, 7743 — ИФНС №43 по г. Москве. Если подаете в электронном виде — код по прописке (месту пребывания) заявителя.
- В пункте «Уведомляю» — если первичная регистрация в качестве самозанятого, или внесение изменений — цифра 1. Если прекращение деятельности в качестве самозанятого — цифра 2. При цифре 1 заполняются все страницы, при цифре 2 только первая.
- Далее выбираем услуги, которые планируем оказывать. Если оказываете, цифра 1, если нет — 0. Если ни одна из списка — заполняете последнюю страницу обязательно.
- Фамилия, имя, отчество указываются полностью, как в паспорте.
- Если подает представитель по доверенности — указывается в приложении, на скольких листах.
- Также указывается количество листов уведомления.
Страница 002
- Опять ИНН в «шапке» — заполняем или ставим прочерк.
- Фамилия и инициалы заявителя.
- Далее заполняем как в паспорте.
- В поле «наличие гражданства» указываем 1 если гражданин, 2 если лицо без гражданства. Если гражданин, необходимо указать код страны.
- В поле «Адрес в РФ» указываем 1 — место жительства, 2 — место пребывания. Адрес указываем как в паспорте, с почтовым индексом.
- Для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя графы «район» и «город» не заполняются.
- Дату регистрации по месту жительства пишем как в паспорте, или ином подтверждающем документе.
Коды регионов и документов указаны в Приложениях к Приказу. Код России — 643, чтобы не искать. Прямо представляю несчастного самозанятого, ищущего код РФ в классификаторе.
Страница 003
Она же последняя страница, заполняется при выборе на стр. 001 параметра «иные виды услуг».
Сверху указываем ИНН, при наличии, номер страницы, фамилию и инициалы заявителя.
А вот далее могут быть трудности — необходимо указать реквизиты НПА субъекта РФ, которым в конкретном субъекте установлены виды деятельности для самозанятых. Придется для каждого субъекта искать свой нормативный правовой акт.
В поле «наименование услуги» указывается ее наименование, для каждой услуги новая строка.
Если количество услуг больше чем строк, берете столько листов 003, сколько потребуется.
Если услуги оказываются по разным законам субъектов — заполняется по каждому закону отдельный лист.
Интересно, будет кто так заморачиваться?
Также вы можете скачать образец заполнения уведомления в PDF во вложенном файле.
Способы подачи уведомления в ИФНС
Подать уведомление, напомним, можно в любую ИФНС, способов несколько:
- лично или через представителя по доверенности;
- заказным почтовым отправлением;
- в электронном виде.
Какие налоги и каким образом должен уплатить самозанятый
По налогам для самозанятых есть замечательная публикация Марины Прониной. Там вы все и найдете. Вкратце — 4% для оказывающих услуги физлицам, и 6% для оказывающих услуги юрлицам.
Ответственность за отсутстивие статуса самозанятого
Именно за отсутствие статуса самозанятого как таковой ответственности нет. Но есть за неуплату налогов, вплоть до уголовной ответственности (ст. 199 УК РФ). Плюс незаконная предпринимательская деятельность (ст. 171 УК РФ).
Ответственность за неуплату налогов самозанятыми
Опять-таки, ответственность в рамках УК РФ (статья 199), также существуют инициативы штрафовать самозанятых (зарегистрированных в таком качестве) на сумму 100% от дохода.
Взносы в ПФР в обязательном порядке для самозанятых пока не вводили, но все может быть.
Пока, естественно, практики такой нет, налоги самозанятым придется начать платить с 1 января, поэтому на данный момент сложно что-то сказать.
Можно ли совмещать трудовой договор и статус самозанятого
Интересный вопрос, возникший в процессе написания данного материала. Вроде как, ничего не препятствует работать по трудовому договору и независимо от этого в свободное время подрабатывать в виде самозанятого. Налог ведь исчисляется именно от самозанятой деятельности, от трудовой все платится отдельно.
Вообще, пока на деле механизм налогообложения не заработал, трудно говорить что-то наверняка. Посмотрим как будет работать, и по ходу дела будем дополнять эту публикацию.